Ребенок не выговаривает слова – как ему помочь

Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?

Драй Елена
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?

Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова и переставляет слоги местами. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? Прежде всего надо знать причину таких трудностей.Причина: нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры. Как научить ребенка выговаривать слова?

Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов,необходимо проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.

Я хочу поделиться своим опытом с родителями. Вот несколько заданий, подобранных по простому принципу — от простого к сложному, которые помогут исправить эту проблему — когда ребенок плохо выговаривает слова:

1. Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия). Для этого хорошо подойдут музыкальные инструменты. Если их нет в наличии, можно сделать самим шумящие, звучащие бутылочки, баночки.Материал для изготовления: баночки из-под витаминов или кремов (они должны быть одинаковые). Если их нет, тогда пустые коробочки из-под Киндер-яиц. Наполнитель различный,разнозвучащий: манка, гречка, фасоль, монетки — 5 копеек, горох, мелкие бусинки, бисер и так далее. Дидактическая игра «Отгадай, что звучало?» Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Далее ребенок отворачивается, а взрослый издает звук какой-либо баночкой. Ребенок должен отгадать, что звучало. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.

2. Дидактическая игра «Тихо-громко». Ребенок должен отгадать, что звучало тихо, а что громко.

3. Дидактическая игра «Барабанщик». Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет — стучит по столу. Ритмические рисунки изображаются на бумаге (карточках).Пример: /-/-/ (где / — это хлопок, а – пауза, /-/-/ /-/-/, //-// и т. д.

Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, но только с сохранными звуками (которые не искажены у ребенка). Работа над слоговой структурой слова.

1. Произнесение за взрослым слогов: только гласные (ау-уа-оа и др., открытые слоги (БА-БА-БА;БА-БО-БА;БА-БО-БУ, обратные слоги (АП-АП-АП;ОП- АП-ОП (АМА-АМА-АМА, слоги со стечением согласных (КВА-КВА- КВА (ОВТ-ОВТ-ОВТ, сочетания слогов (АТНА-АТНА-АТНА).

2. Если ребенок без затруднения выполняет задания, можно переходить к следующим играм со словами: Дидактическая игра «Попугай». Ребенок вслед за взрослым повторяет слова: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

3. Дидактическая игра «Поймай мяч». Если ребенок затрудняется, можно в сопровождении с мячом. Взрослый кидает мяч и говорит первый слог, ребенок бросает обратно и говорит тот же слог. Затем взрослый произносит 2-й слог, ребенок повторяет. Далее целое слово и бросает мяч.Например: ДЫ-ДЫ, НЯ-НЯ, ДЫНЯ-ДЫНЯ.

4. Далее ребенокпроизносит вслед за взрослым предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.Составить предложения: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.Чистоговорки: Са-са-са, на носу оса. Ло-ло-ло, еду я в село. Ка-ка-ка, у меня рука. Га-га-га, у меня нога. Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Ва-ва-ва, вот вода. Гуси-гуси — Га-Га-Га. У Бобы были бобы.

5. Затем можно поиграть в игры с трехсложными словами из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама, Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

6. Дидактическая игра «Что делала Наташа?».Действия: ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала, носила.

Читайте также:
Почему логопед направляет ребенка к неврологу?

7. Словесные игры на улице.Включают в себя предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.

8. Упражнение «Что из чего?». Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины.

9. «Чей предмет?» Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.

10. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Взрослый произносит слова, а ребенок добавляет слог:КА : мака. ата. соба. соро. ;ДА: пома. побе. пого. шара. ;ДЫ: похо. наря. пара. ;ТА: пала. ребя. каю. защи. рабо. забо. газе. высо. боло. лопа. воро. охо. копы. раке. галле. ;ГА: бума. вата. теле. доро. раду. кура. белу. ;НА: коро. воро. ;ВА :заба. ана. оро. ;МА: пижа. пана. ;ША: копу. кало. поро. афи…

Я надеюсь, что этот материал помог вам, уважаемые родители, и у вас «разыгралась» фантазия! Ведь впереди столько всего интересного и увлекательного! И кто, как не вы, поможет, подскажет, научит!

Использование ИКТ на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры слова С каждым годом отмечается увеличение числа детей с ТНР. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все.

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки» Серия логопедических игр «Умные капельки» для коррекции слоговой структуры слова Подготовила: учитель- логопед МДОУ № 63 Кочка Н. В..

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Цели: 1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;.

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове,.

Конспект открытого логопедического занятия: по формированию слоговой структуры слова «Путешествие в осенний лес». Путешествие осенний лес. Цель: -Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Задачи: -Совершенствование.

Консультация «Нарушение слоговой структуры слова» Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До.

Приемы коррекции нарушений структуры слова. Приемы коррекции нарушений структуры слова (перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв). 1. Многократное произнесение слова вслух,.

Проект «Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Актуальность. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей.

Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

  • ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
  • использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
  • общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
  • правильно жевать и глотать.

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

  • желание ребенка общаться со взрослым;
  • желание взрослого общаться с ребенком;
  • ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

  1. Формируйте указательный жест.
  2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
  3. Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
  4. Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
  5. Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
  6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
  7. Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
  8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
  9. Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
  10. Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

  • сурдолога;
  • невролога;
  • психиатра;
  • генетика;
  • психолога;
  • грамотного логопеда.

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

  1. легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
  2. плохо спит;
  3. мало ест;
  4. плохо набирает вес;
  5. обильно срыгивает;
  6. испытывает судороги;
  7. часто и сильно плачет без видимых причин.

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

  • частые истерики;
  • агрессивность;
  • фобии;
  • гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
  • нарушение сна;
  • психотравма;
  • тики др.

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

  • не смотрит в глаза;
  • не откликается на имя;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не взаимодействует с родителями;
  • достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Задержка речевого развития у детей в 4 года

Время чтения – 13 минут

Опубликовано 22 июн. 2020 г.

Речевые отклонения — частая патология в детском возрасте. Встречаются в различных вариантах. В статье разберем задержку речевого развития у детей 4 лет. Вы узнаете причины возникновения дефекта и методы коррекции.

Когда следует обращаться к врачу

К 4 годам дети знают до 2000 слов, разговаривают понятно, произнося слова четко. В речи используют развернутые фразы из нескольких слов. Умеют склонять слова и правильно их используют в предложении. Проявляют интерес к новым словам, понимают сюжет сказки или короткого рассказа. Трудности могут вызвать сложные слова, шипящие и сонорные звуки. Но это физиологические нормы, которые не требует вмешательства специалиста.

Задержку речевого развития у детей 4 лет можно заподозрить, когда у них появляются отклонения: в темпе речи, произношении звуков. Из-за проблем малыш предпочитает молчать или говорит обрывочно.

ЗРР в 4 года повышает вероятность неврологических и даже психических отклонений. Постепенно формируется комплекс неполноценности, малыш стесняется или боится общаться с ровесниками, ведет себя обособленно. В дальнейшем это повлияет на процесс обучения, успеваемость и усвоение школьной программы. Особенно в затруднительном положении находятся детки, родители которых игнорируют проблему малыша и не занимаются его развитием.

Поэтому при первых признаках расстройства речи следует обратиться к врачу и начать лечение.

Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет

Особенностями задержки речевого развития у детей 4 лет являются замедленная или быстрая речь, смазанность звуков, пропуски букв или слогов. Некоторые малыши не произносят слов совсем или сокращают их, заменяя слова слогами, жестами, мимикой.

  • затруднения с формулировкой вопроса, и с ответом на вопрос, обращенный к нему, ответы обычно односложные («да», «нет», «там», «тут»);
  • скудный словарный запас — обычно использует только те слова, которые используются в обиходе;
  • неправильное произношение сложных слов;
  • пропуск слогов и звуков;
  • отсутствие навыков составления простого рассказа, предложения по картинке;
  • замена слов, схожих по звучанию;
  • в артикуляции отсутствуют шипящие, свистящие или пациент произносит их неправильно;
  • замена звуков более простыми для произношения;
  • отсутствие критики к речевым ошибкам у себя, у других людей.

Причины задержки развития речи у детей 4 лет

К ЗРР 4 года приводят различные причины. Некоторые из них воздействуют на плод в утробе матери, некоторые — во время родов и после рождения.

  • осложнения беременности, угроза выкидыша, токсикоз, гестозы;
  • болезни будущей мамы — обострение хронических заболеваний, инфекционно-воспалительные, травмы, интоксикации, вредные привычки;
  • состояния, которые привели к гипоксии плода — патология плаценты (аномалии, отслойка), обвитие пуповиной.
  • преждевременные роды;
  • стремительные роды;
  • травмы во время родов;
  • неадекватное ведение родов, применение акушерских щипцов.

После родов к задержке речевого развития у детей 4 лет могут привести:

  • травмы, особенно для развития речи опасны черепно-мозговые;
  • болезни — неврологические, к примеру, ДЦП, энцефалопатии;
  • неблагоприятная обстановка в семье — конфликты, родители не занимаются ребенком;
  • противоположная ситуация — гиперопека, чрезмерное давление и требовательность родителей;
  • чрезмерные нагрузки — физические (спорт), умственные (перегруженность занятиями).

Предрасполагающими факторами являются наследственная предрасположенность к ЗРР в 4 года. Это могут быть генные нарушения, врожденные аномалии нервной системы,

Способы лечения ЗРР в 4 года

Коррекция задержки речевого развития у детей 4 лет проходит с участием логопеда, невролога, психолога, ЛОР-врача. Сначала проводится диагностика, во время которой специалисты выявляют причину дефекта, выясняют особенности течения антенатального, интранатального (период родов) и послеродового периода. Изучают амбулаторную карту, перенесенные заболевания, характер физического и нервно-психического развития до года и в более старшем возрасте.

Далее следует этап аппаратных методов обследования для уточнения диагноза и исключения органической патологии уха, головного мозга, органов артикуляции. Проводятся электроэнцефалография, рентген, МРТ или КТ головного мозга, аудиометрия. После выставления точного диагноза приступают к лечению ЗРР в 4 года: оно должно быть комплексным, с использованием различных методов.

  1. Медикаментозное лечение — ноотропы, седативные препараты, витамины, а также фитопрепараты;
  2. Логопедическая коррекция — логопедический массаж языка, губ, мимических мышц, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения;
  3. Физиотерапевтические процедуры, включая магнитотерапию, иглорефлексотерапию;
  4. Общий массаж;
  5. Лечебная физкультура.

Все лечебные процедуры назначает специалист. Он знает особенности ЗРР в 4 года у вашего ребенка, причину, и исходя из этого подбирает индивидуальную схему лечения. Недопустимо самостоятельно назначать препарат, даже если он растительный, менять дозу назначенного врачом лекарства или отменять его.

Важной составляющей успешного лечения является устранение причины дефекта. Следует избегать конфликтов, ссор, умственного и физического перенапряжения.

При своевременном начале коррекционной программы, отсутствии грубой неврологической и психической патологии, активном участии ребенка и родителей в лечебном процессе прогноз благоприятный. У деток исчезают патологическое произношение звуков, они начинают говорить правильно, четко и выразительно. Грамотно задают вопросы и отвечают на них. Постепенно пополняется словарный запас.

Ребенок с диагнозом ЗРР 4 года находится на диспансерном учете. Специалисты наблюдают за ним, следят за дальнейшим развитием речевых навыков. Это нужно, чтобы предотвратить рецидив болезни. Если такое случится — важно вовремя начать терапию.

Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года

Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет — дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.

К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.

Следующий момент — наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно. Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки. Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова — это правило должны соблюдать все члены семьи.

Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.

Советы родителям

Но и пускать наутек развитие малыша недопустимо. Занимайтесь с ребенком, но в меру. Попросите логопеда показать вам упражнения, массажные движения, и выполняйте их дома. Следите, чтобы малыш был расположен к занятиям. У него должно быть хорошее настроение, он должен быть сытым. Проветривайте помещение, уберите из поля зрения всё, что его может отвлечь, выключите телевизор.

Вот перечень упражнений, которые вы можете делать самостоятельно:

  • пальчиковая гимнастика — в форме игры, с потешками или под музыку;
  • творчество — лепка, рисование, пазлы, конструктор, бисероплетение. Выберите то, что нравится вашему малышу и развивайте мелкую моторику;
  • массаж — общий, рук, лица, но сначала необходимо проконсультироваться со специалистом;
  • развивающие игры по возрасту — можно приобрести несколько, чтобы было разнообразие и малыш не терял интерес к играм. Они развивают не только речь, но и память, мышление, аналитические способности;
  • логоритмика — нужно двигаться под ритмичную музыку, произнося при этом слова.

Читайте сказки, развивайте навыки пересказа. Общайтесь с малышом в течение дня: задавайте вопросы и попросите его спросить у вас что-нибудь. Учите вместе стихи, скороговорки.

Ограничьте время просмотра телевизора и не разрешайте смотреть боевики, триллеры. Предложите вместо этого прогулку и игры на свежем воздухе.

Помните, чем раньше начнете лечение — тем быстрее будет результат. Следите за развитием речи у малыша, с раннего возраста, когда он только начинает гулить. Заметили какое-либо отклонение в речи — не медлите, обратитесь к специалисту. Если у вашего малыша поставлен диагноз ЗРР 4 года, не пренебрегайте советами врачей, выполняйте все их рекомендации.

В 3 года речь ребенка не разборчива

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хуже сверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми и при необходимости подключать специалистов.

  • Нормы развития речи в 3 года
  • Возможные проблемы
  • Причины задержки речевого развития
  • Что делать и к кому обращаться
  • Как научить ребёнка разговаривать

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи

Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са. )
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается. )

Таблица необходимого словарного запаса

Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки .

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка; несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Ребенок не выговаривает слова – как ему помочь

Причины расстройства — как естественные, социальные, так и патологические, обусловленные заболеваниями физического и психического плана.

Бесплатные занятия с логопедом

Нарушение речевого развития встречается в 25% случаев. Патологическое состояние наблюдается в основном у мальчиков. Преимущественно до 3-5 лет. При этом, частота заболевания (называя состояние условно) в 4 раза больше чем у девочек. С чем это связано — доподлинно не известно. Предполагается, что причина в более позднем общем психологическом и физическом развитии мальчиков.

Тяжесть патологии разнится, от случая к случаю. Это может быть нарушение экспрессии. В этом случае ребенок говорит не плохо, но преобладает скудный словарный запас, малое количество интонаций и модуляций голоса. Не всегда вообще речь о патологии. Возможны особенности личности или же временный период, который пройдет сам собой позже по мере общего психического развития.

Причины расстройства — как естественные, социальные, так и патологические, обусловленные заболеваниями физического и психического плана.

Лечить пациента, если он плохо говорит нужно всегда. Но в разных случаях лечение будет своим. Необходимо обратиться к детским психологу, логопеду, педиатру. Возможно, потребуется помощь педагога, дефектолога.

Варианты патологии

Вариантов может быть несколько. Классификация в основном проводится по возрасту молодого пациента.

До года

Отсутствие связанной речи в возрасте до года — вполне нормальное явление. В этом случае человек обычно не говорит вообще. Или же произносит отдельные звуки, разрабатывая речевой аппарат. Встречаются и другие варианты. Например, ребенок не разговаривает, но повторяет слова. Это говорит об ускоренном психоречевом развитии. Встречаются и вполне осмысленные слова, но зачастую произношение неправильное. Все описанные состояния — это вполне нормальные физиологичные явления. Специального лечения не требуется.

До 3 лет

Чуть ли не 80% случаев приходится на возраст до 3-х лет. Как правило, ребенок уже разговаривает, но делает это плохо. Страдает словарный запас. Наблюдается ослабленная экспрессия. Она выражается в недостатке интонаций, слабой модуляции голоса. Бывают случаи тяжелее. Например, человек не говорит вообще, молчит. Или же изъясняется звуками. Возможен и другой вариант. Нет фразовой речи, то есть мысли выражаются рваными, отдельными словами. Без возможности строить предложения. Или же фразы составляются неправильно, с ошибками. Подобные случаи требуют диагностики. Лечение назначают по потребности, исходя из сути расстройства.

До 5 лет

Отсутствие осмысленной речи до 5 лет — явный признак нарушения. Насколько тяжелого — сказать трудно. Если проблема в собственно органических заболеваниях: синдроме Дауна, расстройствах психического плана, все становится очевидно. Куда труднее выявить патологии речевого аппарата или же социальные факторы: неправильное воспитание, недостаток социальных контактов. Диагностика требуется всегда. Лечение — как можно быстрее. В возрасте после 5 лет развить грамотную речь становится труднее. На это понадобятся месяцы упорной работы с логопедом, дефектологом и психологом.

От 5 до 7 лет

Последняя фаза развития. Отсутствие речи патологическое. Нужно выяснять причину.

Виды нарушения речевой функции выделяют условно. Есть дробные классификации, общепринятого разграничения пока не существует. В любом случае, чем раньше начата коррекция, тем выше шансы на полное восстановление, развитие правильной речи, нормализацию экспрессии, выражения мыслей.

Почему дети плохо говорят

Причин может быть несколько. Условно их можно разделить на органические и социальные.

Органические

Среди таковых, преобладают поражения головного мозга и органов слуха. Реже — нарушения развития речевого аппарата.

  • Энцефалопатия

Характерный патологический процесс для детей до 3-5 лет. Сопровождается общими нарушениями высшей нервной деятельности. Снижается интеллект, память. Помимо речевой дисфункции, наблюдаются проблемы в поведении, либо гиперактивность и дефицит внимания (СДВГ). Либо вялость, сонливость, слабость. Оба варианта опасны. Без специального лечения добиться восстановления функций невозможно. Они продолжат угасать, развитие замедлится в разы. Необходимо обращаться к неврологу.

  • Родовые травмы

Травмы головы (ЧМТ) и прочие варианты. Также асфиксия, например, при сдавливании шеи пуповиной. Возможны варианты. Родовые травмы обуславливают стойкие нарушения в работе церебральных структур. В лучшем случае, будет нарушена только речь. Возможны и более тяжелые проблемы вплоть до вторичного слабоумия. Хотя органических недоразвитий в клинике не будет.

  • Недоношенность

Дети, рожденные ранее положенного срока, рискуют больше. Поскольку мозг продолжает развиваться и формироваться, уже без помощи материнского организма. Без избытка питательных веществ и кислорода. Организму приходится добывать все своими силами. Следовательно, расходуется тот ресурс, который есть у детей, рожденных в положенное время. Такие дети становятся болезненными, они слабее ровесников и часто позже начинают говорить. Справиться с этой ситуацией можно, особенно, если придерживаться нормального режима, составить правильный рацион и регулярно давать нагрузку мозгу. По возрасту.

  • Внутриутробная гипоксия

Встречается чаще, чем может показаться. Если ребенок внутри утробы не получает достаточного количества кислорода, страдает головной мозг. Процесс возможен как при течении беременности, так и в последнем триместре. Прямо перед тем, как произойдет разрешение родов. Оба вариант одинаково опасны. В первом случае плод гарантированно получит проблемы. Как минимум, будет плохо говорить. Также возможны расстройства по типу энцефалопатии, гипоталамического синдрома. Во втором — возможна гибель от гипоксии. Роды при остром дефиците кислорода разрешают методом кесарева сечения.

Приобретенная, например, в ранние годы: сотрясение мозга, гематома и прочие формы. Сопровождаются тяжелым поражением церебральных структур.

Заболевание психического плана. Тяжелые формы аутизма характеризуются полным отсутствием речи. Ребенок плохо говорит или не говорит вообще. 3 года — речи нет. Ребенку 7 лет — функция так и не развивается. При более мягких формах, возможны отдельные фразы, но только в определенных ситуациях, когда затрагиваются биологические потребности. Высокофункциональные аутисты, например обладатели синдрома Аспергера, не страдают такими отклонениями. Однако у них встречаются проблемы с пониманием эмоций и их выражением. Поэтому речь может быть скудной на модуляции, интонации, что вполне нормально для таких пациентов.

  • Синдром Дауна, отдельно находится олигофрения в разных степенях

Восстановление невозможно, но некоторые меры для адаптации предпринимают. Легче всего в этой группе развиваются лица с легкой степенью умственной отсталости. Присутствует достаточный словарный запас и возможности для его использования.

Состояние, при котором пациент слышит только одним ухом. В этом случае ребенок разговаривает очень плохо, хотя интеллектуальный компонент в норме. Причина в том, что молодой пациент попросту не правильно слышит, что говорят окружающие. Чем более выражено нарушение, тем хуже речь. Работать нужно с логопедом-дефектологом и сурдологом.

  • Воспалительные заболевания головного мозга

Менингит или энцефалит. Встретиться со вторым в условиях города довольно трудно. Сельские жители рискуют в несколько раз больше, поскольку природные зоны кишат клещами. Возможен клещевой энцефалит. Менингит же может стать осложнением воспалительных, инфекционных болезней. В любом случае, нужно срочное лечение с помощью антибиотиков и противовоспалительных средств. Под контролем инфекционистов и неврологов.

  • Врожденные аномалии речевого аппарата

Например, короткая уздечка языка. Требуют оперативного лечения. По крайней мере, если ребенок не может приспособиться к отклонению.

Социальные

Причины, которые обусловлены родительским воздействием и влиянием окружения.

Если в этом случае возникает вопрос, почему ребенок в 4 года плохо разговаривает, ответ — потому как нет в этом необходимости. Плюс, нет нормального примера. Поэтому молодого пациента нужно опекать умеренно, говорить правильно, не сюсюкаться. Поскольку услышав неправильные примеры, он их и перенимает.

  • Недостаточная опека

Обратная сторона. Снова нет нормального речевого примера, не хватает вербальной практики.

  • Отсутствие социальных связей

Встречается у так называемых детей-маугли. Речь — социально обусловленный механизм и способ коммуникации. Без других людей она не развивается. Формирование навыков после 7 лет представляет большие трудности. Педагогическая запущенность встречается и в городской среде. Достаточно вспомнить резонансные случаи, когда родители закрывали детей в подвалах на годы.

Все причины изучают врачи. Исходя из провоцирующего фактора, подбирают и лечение.

Как проявляется патологическое состояние

  1. Крик. В норме младенец кричит после рождения. Не считая случаев, когда он находится в опасном для жизни состоянии. Например, при гипоксии и прочих внутриутробных патологических процессах.
  2. Предречевое развитие. Происходит до года. Проходит несколько фаз от гуления и лепета до полноценного говорения к году.
  3. Первые слова. С года и до двух человек имеет активный словарный запас. Примерно 10-15 слов, из открытых слогов. Мама, папа и прочие подобный. В норме он должен использовать их с пониманием, что и зачем. Если этого нет, вероятна задержка в формировании навыка. Нужна помощь логопеда-психолога.
  4. Отсутствие реакции на звук. Особенно в возрасте больше года. Вполне возможны патологии слухового плана. Например, тугоухость. Отсутствие восприятия звука одним ухом. А то и полная глухота. Вопрос остается открытым, нужна диагностика.
  5. Бессмысленное повторение слов, т. н. эхолалия. В этом случае ребенок говорит плохо или не говорит вообще. Повторяет то, что услышал, но без понимания сути высказывания или отдельного слова, что однозначно указывает на задержку. Не обязательно при этом страдает головной мозг, когнитивная или интеллектуальная составляющая.
  6. Непонимание речевых инструкций. До трех лет это вполне нормально. В два года ребенок плохо ориентируется в понятиях «Я» и «Не я». Начиная с трехлетнего возраста — это уже не нормально.
  7. Полное отсутствие речи к двум годам. Встречается, в том числе у здоровых людей. Порой такие дети не только догоняют, но и перегоняют «нормальных» сверстников.
  8. Невозможность составлять фразы. Проблема в том, что отдельные слова произносятся нормально, иногда даже точно и правильно. Но возможность строить связные предложения отсутствует, что говорит о явном патологическом процессе. Скорее всего, причина социальная. Реже встречаются нарушения работы речевого аппарата.
  9. Коммуникация жестами. Жестикулирование, объяснение с помощью прочих средств. Нужно проверить пациента на предмет тугоухости или глухоты. Часто так дети пытаются общаться с окружающими и это их первые «слова».

Симптоматика присутствует в разной мере у всех пациентов с нарушениями говорения. Также она возможна и у здоровых людей. Потому говорить однозначно, что у ребенка нарушение развития речи преждевременно. По крайней мере, по симптомам. Нужна целенаправленная оценка.

Диагностика или как выявить расстройство

Диагностика пациентов — задача довольно трудная. Среди методов обследования можно назвать следующие мероприятия.

Опрос ребенка. Если он плохо говорит, нужна помощь группы врачей. Первая задача — исключить органические патологии. Для этого нужна консультация отоларинголога. ЛОР-врач выявляет патологии ушей (отиты), носоглотки и ротоглотки (аденоиды, ангины). Исключает тугоухость. Если невозможно определиться с интенсивностью слуха на месте, направляют ребенка к сурдологу.

Сурдолог проверяет проходимость слуховых путей, использует специальный аппарат, строит график. С этими данными работать легче.

Затем ребенка осматривает невролог. Проводит базовое исследование, проверяет рефлексы. Назначает инструментальные методы диагностики. Например:

  • дуплексное сканирование сосудов головного мозга, чтобы оценить интенсивность кровотока в церебральных структурах;
  • по необходимости назначает ЭХО КГ, ЭКГ, также электроэнцефалографию, чтобы отследить работу сердца (оно в ответе за питание мозга), активность головного мозга.

Если органических патологий не найдено, ищут психические расстройства и проблемы. В дело вступают клинические психологи. Проводят серию тестов, адаптированных к возрасту ребенка. На восприятие, представление, речь. Все то, что участвует в процессе говорения и может быть нарушено. Помимо тестов, специалист беседует с ребенком, выявляет, насколько плохо он говорит и в чем причина, дает рекомендации.

Как правило, в деле диагностики не обойтись без логопеда-дефектолога. Его задача — исследовать речевой аппарат. А затем скорректировать нарушения и научить пациента правильно говорить.

Необходима и помощь психиатра. Его задача в том, чтобы выявить возможные нарушения высшей нервной деятельности: аутизм, олигофрения, прочие виды слабоумия. Все это по части психиатра.

Если ребенок плохо разговаривает в 5 лет, потребуется консультация всех специалистов. Поскольку возможны комплексные нарушения. В системе.

К какому врачу обратиться еще? Нарушения речи и интеллекта встречаются при эндокринных расстройствах. Потому не лишним будет проконсультироваться с эндокринологом.

Что делать, если ребенок плохо разговаривает

Требуется лечение. Интенсивность и характер терапии зависят от конкретного клинического случая, причины расстройства. Вот некоторые варианты:

  • удаление аденоидов, если говорить человек не может из-за их разрастания;
  • комплексная терапия ангины, воспалительных поражений глотки;
  • пластика органов речи, например, уздечки языка;
  • коррекция тугоухости, как вариант — с помощью слухового аппарата, или внутреннего кохлеарного аппарата;
  • назначение препаратов-ноотропов и средств для коррекции мозгового кровотока, метаболизма в церебральных структурах;
  • специфическая терапия психических отклонений, общение с ребенком, работа с логопедом — ребенок должен как можно больше говорить, важно создать ему правильную вербальную среду (взрослые должны выговаривать слова правильно и как можно больше взаимодействовать с пациентом, возлагать всю ответственность на врача — не лучшая идея, эффект будет куда меньше).

По потребности назначают упражнения для речевого аппарата, физиотерапию.

Меры профилактики

Специальная профилактика проста:

  1. Нужно больше говорить с ребенком. Это поможет развить навыки восприятия. Затем именно на слуховом опыте человек постигает тонкости собственной вербальной речи, коммуникации.
  2. Нельзя коверкать слова. Следует общаться нормальным, грамотным языком.
  3. Стоит покупать развивающие игрушки, будь то конструкторы, пирамидки, логические игрушки и прочие.
  4. Нужно своевременно лечить возможные патологии ЛОР, неврологического профиля.

Консультация для родителей “Как научить ребёнка быстро запоминать стихи и рассказы”.
консультация по логопедии на тему

Данный материал предназначен для родителей обучающихся.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx 15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка быстро запоминать стихи и рассказы

«Как научить ребёнка быстро запоминать стихи и рассказы?» Очень многих родителей волнует вопрос «Как сделать так, чтобы мой ребёнок лучше запоминал?» Память – это сложный психологический процесс, исследованию которого посвящены труды многих учёных. Их результаты позволяют проводить эффективные занятия по её развитию, используя нетрадиционные способы переработки и хранения информации. Запоминание огромного объёма информации – одна из главных составляющих учебного процесса. Готов ли к этому ваш ребёнок, достаточно ли у него хорошая память? Для начала предлагаем вам проверить его уровень механической памяти. Скажите ребёнку: «Я сейчас прочту тебе слова, а ты повторишь все, которые запомнишь, мы посчитаем, сколько слов ты повторил. Слушай слова внимательно и начинай повторять, как только я закончу читать. Возможный набор слов: год, мяч, слон, шум, мыло, соль, сын, рука, весна, пол. (Слов должно быть не менее 10, список может быть различным с учётом возраста ребёнка). Слова, которые произносит ребёнок, отмечайте в списке. Ребёнку разрешается воспроизводить слова в любом порядке. Затем прочитайте слова второй раз и попросите ребёнка их повторить. Максимум повторных чтений – 3 раза. Через час – полтора предложите вспомнить эти слова ещё раз. Результаты теста: Если ребёнок с первого раза вспомнил не менее 5 слов, после 3 прочтений – 9 – 10, то у вашего малыша хорошая память. Если же результат ниже – следует уделить особое внимание последующим упражнениям и как следует тренировать его память. В данных упражнениях учитывается то, что запись информации в памяти – это перевод информации в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить ребёнку сложнее, то основная задача тренировочных упражнений – дать ребёнку возможность научиться преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой – либо идеи состоит в мысленном создании картины – иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем – ребёнок легко и быстро вспомнит то, что он запомнил таким образом. Одно из таких упражнений можно провести в форме игры «Нарисуй слово или словосочетание». Объяснить ребёнку правила игры можно так: «Я буду говорить слова, а ты к каждому из них сделай какой – нибудь рисунок, то есть то, что ты представил, когда услышал данное слово, потом этот рисунок поможет тебе вспомнить слово. Постарайся рисовать побыстрее, иначе мы не успеем, слов у нас много. Не нужно, чтобы рисунки был хорошими, главное, чтобы ты посмотрел на них и сразу смог вспомнить слово». Прочитайте ребёнку список слов. Вот примерный список: грузовик, тёмный лес, сильный человек, день, умная кошка, весёлая игра, капризный ребёнок, хорошая погода, наказание, интересная сказка. Ваш малыш по ходу к каждому слову создает рисунок – пиктограмму. Когда рисунки ко всем словам будут выполнены, предложите ребёнку заняться чем – нибудь другим. Через час – полтора проверьте результаты – предложите вспомнить слова и словосочетания по рисункам. Такой способ запоминания практикуйте чаще, список слов может быть различным. После того, как вы определили главное – правильно ли ваш ребёнок понял задание и у него всё получается, можете предложить ему прослушать простое стихотворение, например И. Михайлова «В огороде чучело» и после повторного чтения по ходу нарисовать рисунки: В огороде чучело шляпу нахлобучило, Рукавами машет – и как будто пляшет! Это чучело – оно сторожить поставлено, Чтобы птицы не летали, чтоб горошек не клевали. Вот какое чучело шляпу нахлобучило, Синий шарф на палке – пусть боятся галки! Любой текст можно представить мысленными образами, перевести их в зрительные и изобразить в виде рисунков – пиктограмм. Как практикующий учитель – логопед я нередко использую данную технику запоминания и развития образной памяти детей на логопедических занятиях по развитию связной речи. Следует отметить, что детям очень нравится такая форма обучения, она дает прекрасные результаты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка запоминать стихи

Как учить стихи с ребенком.

Как научить ребёнка быстро читать?

Материал содержит рекомендации родителям для развития техники чтения.

Как научить ребёнка быстро читать.

Рекомендации для родителей.

Статья для родителей “Как научить ребёнка быстро читать?”

Материал содержит методические рекомендации для родителей.

Как научить ребёнка быстро запоминать.

Как научить ребёнка быстро запоминать.

Статья “Как научить ребёнка быстро читать!?”

в статье представлены материалы и рекомендации для развития навыка быстрого и осмысленного чтения.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ БЫСТРЕЕ?

9 увлекательных упражнений увеличивающих скорость чтения младшего школьника.

Как научить ребенка запоминать стихи?

Когда-то зна­ме­ни­тый япон­ский уче­ный, кото­рый был зна­то­ком дет­ской души, про­из­нес сле­ду­ю­щие слова : “стихи для запо­ми­на­ния должны вос­пи­ты­вать в ребенке бла­го­род­ные чув­ства, они должны быть изыс­кан­ными, кра­си­выми и заслу­жи­ва­ю­щими того, чтобы их пом­нить, и в то же время должны нра­виться самому ребенку”.

И, конечно же, он был прав. Зна­ние сти­хов обо­га­щает сло­варь ребенка, фор­ми­рует навыки пра­виль­ного про­из­но­ше­ния слов и отдель­ных фраз, вос­пи­ты­вает куль­туру речи. Поэ­зия очень хорошо раз­ви­вает в ребенке эсте­ти­че­ские, нрав­ствен­ные и эмо­ци­о­наль­ные каче­ства, закла­ды­вает в ребенка смысл, и отвле­кает от пло­хих мыслей.

Для того, чтобы как можно раньше начать фор­ми­ро­вать у вашего чада такие полез­ные каче­ства, необ­хо­димо еще до школы зани­маться с ребен­ком, учить сти­хо­тво­ре­ния, кото­рые будут акту­альны и понятны для его воз­раста. Однако, важно не про­сто заучи­вать стихи, и застав­лять ребенка пере­ска­зы­вать их вам вслух, но и научить его само­сто­я­тельно и быстро запо­ми­нать стихи любого объ­ема. Тем более, что школь­ная про­грамма пред­по­ла­гает посто­ян­ное заучи­ва­ние сти­хов целого ряда авторов.

Часто роди­тели школь­ни­ков жалу­ются на то, что их ребе­нок отка­зы­ва­ется учить стихи, пла­чет, и заве­ряет их, что не может ничего запом­нить. Не нужно рас­стра­и­ваться и ругать ребенка. Таким пове­де­нием вы, ско­рее всего только испор­тите себе и ребенку настро­е­ние, и сни­зите у него моти­ва­цию на запо­ми­на­ние сти­хов. Гораздо полез­нее будет пойти дру­гим, более эффек­тив­ным путем, о кото­ром пове­дает наша мето­дика для быст­рого и лег­кого запо­ми­на­ния сти­хов любой слож­но­сти. Все что от вас потре­бу­ется – тер­пе­ние, фан­та­зия, листок бумаги, каран­даш, и, конечно же, ваш пози­тив­ный настрой. Суть мето­дики для запо­ми­на­ния сти­хов Пред­ла­га­е­мая нами мето­дика очень хорошо себя заре­ко­мен­до­вала и имеет высо­кую эффек­тив­ность при работе с детьми. Она осно­вы­ва­ется на том, что мозг чело­века гораздо проще “опи­ра­ется” на образы, и именно по ним запом­нить слова, фразы и даже цифры, кото­рые до этого запо­ми­на­лись с боль­шим тру­дом. Дру­гими сло­вами, если ребенку сложно запом­нить строки сти­хо­тво­ре­ния, то с нари­со­ван­ными к нему образ­ными кар­тин­ками — эффек­тив­ность запо­ми­на­ния уве­ли­чи­ва­ется на поря­док. Опи­са­ние методики

1. Берем задан­ное на само­сто­я­тель­ное изу­че­ние стихотворение.

2. Раз­би­ваем сти­хо­тво­ре­ние для удоб­ства на блоки по две или четыре строчки для облег­че­ния запо­ми­на­ния. И рисуем воз­ник­шие образы на листе бумаги на каж­дый блок сти­хо­тво­ре­ния. Для выпол­не­ния этой задачи можно нари­со­вать таб­личку для кар­ти­нок, можно про­сто раз­ме­щать их в стол­бик или строчку. Все зави­сит от того, как вам удобнее.

3. Читаем задан­ное сти­хо­тво­ре­ние, и для каж­дого блока рисуем ассо­ци­а­тив­ный образ, кото­рый при­шел в голову. Конечно же, лучше, если эти кар­тинки будет при­ду­мы­вать и рисо­вать сам ребе­нок, но вы тоже можете при­нять уча­стие в про­цессе, и помочь в выборе образа. Стоит заме­тить, что чем проще будет рису­нок, тем проще его будет запом­нить и нари­со­вать, поэтому не стоит рисо­вать целые сюжеты, а огра­ни­читься зари­сов­кой про­стой и понят­ной картинки.

4. После этого, попро­сите ребенка рас­ска­зать сти­хо­тво­ре­ние, исполь­зуя только ассо­ци­а­ции, то есть нари­со­ван­ные картинки.

5. Заклю­чи­тель­ный этап – рас­сказ сти­хо­тво­ре­ния ребен­ком без помощи кар­ти­нок, только с помо­щью вос­по­ми­на­ния нари­со­ван­ных обра­зов. Для при­мера, рас­смот­рим неболь­шой отры­вок из сти­хо­тво­ре­ния С. Маршака:

В октябре, в октябре
Частый дож­дик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замол­чал кузнечик.
Заго­тов­лены дрова
На зиму для печек.

Для того, чтобы лучше запом­нить этот кусо­чек сти­хо­тво­ре­ния, раз­би­ваем его на отдель­ные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассо­ци­и­ру­ется та или иная строка стиха.

Пред­по­ло­жим, что на пер­вый блок “в октябре, в октябре, чистый дож­дик на дворе”, ребе­нок нари­сует капельки дождя.

Такой про­стой образ сразу напом­нит дошколь­нику дву­сти­шье из стиха, и не поз­во­лит забыть нуж­ный блок.

На дву­сти­шье “на лугах мертва трава, замол­чал куз­не­чик”, ребе­нок также может нари­со­вать то, что ему это напом­нило. И, так как речь идет о траве и куз­не­чике, для ребенка будет умест­ным нари­со­вать про­стую травку и куз­не­чика, уви­дев кото­рые, он сразу про­ас­со­ци­и­рует с этой строч­кой стихотворения.

Ана­ло­гич­ные дей­ствия нужно про­де­лать и с бло­ком “заго­тов­лены дрова на зиму для печек”. При­мер рисунков–образов:

В октябре, в октябре
Частый дож­дик на дворе.

На лугах мертва трава,

На зиму для печек.

Однако, ни в коем слу­чае нельзя навя­зы­вать ребенку ту ассо­ци­а­цию и тот образ, кото­рые ребенку абсо­лютно не понятны. Пусть про­ду­мает свой образ, при­вя­жет его к строчке из стиха, про­чтет этот блок вслух.

С помо­щью при­ве­ден­ной мето­дики, и вашего настроя на пози­тив­ный резуль­тат, ваш ребе­нок смо­жет не только раз­ви­ваться посред­ством запо­ми­на­ния сти­хов, но и полу­чать от этого огром­ное удо­воль­ствие. Вы поз­во­лите ребенку про­явить фан­та­зию, помо­жете суще­ственно сокра­тить время на заучи­ва­ние сти­хо­тво­ре­ний в буду­щем, и, кроме этого, разо­вьете твор­че­ские спо­соб­но­сти ребенка. Заключение.

У раз­вед­чи­ков отмен­ная память. Почему? Потому что в про­цессе посто­ян­ной работы и тре­ни­ро­вок они регу­лярно исполь­зуют дан­ную мето­дику раз­ви­тия ассоциативно–образной памяти. Поверьте, стоит попро­бо­вать помочь Вашему ребенку стать лучше, умнее, уско­рить весь про­цесс его общего развития…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: