Развивающие речевые игры для самых маленьких
Когда можно начинать играть с ребенком?
Играть с ребенком надо с младенческого возраста. Как известно, без игры не обходится ни один ребенок. Играя, дети знакомятся с окружающим миром.
Однако, не всякая минута хороша для игры. Ведь даже у взрослых бывает состояние, в котором им совсем не хочется забавляться. Поэтому, если вы замечаете, что у малыша не то настроение, что он хочет спать, устал, чем-то расстроен, не стоит заставлять его играть. Также не надо играть, если вокруг и так много других развлечений. Зато когда вы с малышом остаетесь наедине, и у него хорошее настроение — самое подходящее время поиграть в развивающие речевые игры для самых маленьких.
В такую игру можно начинать играть уже со второго месяца жизни. Малышу будет и полезно и интересно узнать, что у него есть носик, животик, руки, пальчики, ноги, голова, спинка.
Положите малыша перед собой на спинку. Можно осторожно согнуть и разогнуть его ручку и сказать: «Это ручка». Поцеловать его животик и сказать: «Это животик». Погладить ребенка по головке, сказать: «Это головка». Спросить: «Где ладошки?», подуть на одну ладошку, потом на другую и самим ответить: «Вот ладошки!» Высунуть язык и поводить им справа налево — вашему малышу захочется повторить такое движение. Импровизируйте, но делайте все осторожно, медленно, с улыбкой, чтобы он не испугался.
Такая игра вполне подходит для 3-х месячного малыша. К этому возрасту ребенок начинает улыбаться. А больше всего он радуется, когда слышит ваш голос. Чаще улыбайтесь ему. Он ведь так любит рассматривать ваше лицо, а если вы улыбаетесь, то для него это большая радость.
Наклонитесь к малышу и поцелуйте его пальчики, подуйте на них. Дайте ребенку время, чтобы он спокойно разглядел вас. Затем возьмите его на руки и подойдите к зеркалу. Скажите: «Ну-ка, посмотри, кто там. Это мальчик… (Ваня, девочка Маша). Это мама (папа). Мама улыбается. Ваня улыбается».
В эту игру начинайте играть с 4-го месяца жизни, когда малыш уже может хорошо держать голову. В такой игре малыш сможет ощущать себя по-новому:он почувствует свое тело в движении. Только не напугайте его. Если вы замечаете, что игра ему чем-то не нравится, переключитесь на что-то спокойное.
Поднимите малыша над своей головой, опустите, снова поднимите и снова опустите. Говорите при этом: «Полетели-полетели вверх!», «Полетели вниз!» Прижимаейт ребенка к себе, а потом выпрямляйте руки. Повторите это движение несколько раз. Говорите: «Вперед!», «Назад!»
Держа малыша на вытянутых руках, повернитесь вокруг собственной оси. Говорите: «Мы вертимся! Мы кружимся!»
В такую игру можно попробовать поиграть, когда ребенку исполниться полгода. Ребенок в этом возрасте еще не осознает, что люди и предметы, которых в данный момент не видно, тем не менее, существуют. Веселая игра в «Ку-ку» помогает осознать это явление.
Сначала улыбнитесь малышу. Затем набросьте себе на голову косынку или пеленку, потом стяните ее с головы и произнесите: «Ку-ку!» Ребенок будет просто в восторге. Игра в «Ку-ку» станет для него одной из любимых.
Игру в «Ку-ку» можно разнообразить. Возьмите мишку или куклу, покажите малышу и скажите: «Ку-ку!» Затем спрячьте игрушку за спину, снова покажите и произенсите: «Ку-ку!» Впоследствии вы уже сами можете прятаться за разные предметы, выглядывать из-за них и говорить: «Ку-ку!»
Игра «Ещё!» поможет ребенку научиться выражать желание или просьбу. Сядьте и положите ногу на ногу, посадите малыша на свою ногу и качайте его вверх-вниз, держа за ручки. При этом напевайте какую-нибудь веселую песенку или рассказывайте стишок. К примеру, такой:
По кочкам, по кочкам,
По ровненьким дорожкам.
В ямку — бух!
Как только стишок или песенка кончатся, перестаньте качать малыша и сделайте безразличное лицо. Конечно, ему захочется еще так покачаться, но вот сложность, как же дать вам это понять? Возможно, ребенок начнет подпрыгивать и ерзать, а может быть станет кричать или дергать вас за руки. Как только он любым образом выразит свое желание, снова спойте ему и расскажите стишок, а затем опять перестаньте качать, и так повторите несколько раз, пока игра ему не надоест.
С 7 месяцев вполне можно начать читать малышу книжки. Скорее всего, ребенка заинтересуют картинки или процесс переворачивания страниц. Если это окажется так, не расстраивайтесь: ведь переворачивая тонкие странички, малыш развивает мелкую моторику рук, а это тоже стимулирует речь.
Для такой игры вам понадобятся обыкновенные книжки или книжки-раскладки для самых маленьких: «Колобок», «Курочка ряба», «Репка». Главное, чтобы в книгах были понятные, большие и яркие картинки. Посадите малыша на колени и читайте ему. Показывайте ему картинки. Спашивайте: «Где курочка?» и сами отвечайте: «Вот курочка!» «Как курочка говорит?» И снова ответьте за ребенка: «Ко-ко-ко». На первое время будет достаточно 3-4 книжек с хорошими картинками. Самые маленькие любят, когда им читают одно и то же много раз.
Кастрюли маленькие и средние
Кастрюли разных размеров — интересный вариант для игр с того момента, как только ребенок научится уверенно сидеть. Когда малыш вкладывает одну кастрюлю в другую, накрывает их подходящей крышкой, он учится сопоставлять размер и форму предметов.
Для такой игры вам, кроме кастрюль и крышек разных размеров, понадобится кубик или маленький мячик.
Сначала продемонстрируйте ребенку, как закрыть маленькую кастрюлю нужной крышкой. Пусть он повторит то же самое. Когда он научится закрывать крышкой маленькую кастрюлю, предложите ему кастрюлю средних размеров. Понаблюдайте, догадается ли он, что для каждой кастрюли подходит своя крышка. Разрешите ему погреметь крышкой о крышку или крышкой по кастрюле. Затем сделайте малышу сюрприз, спрятав в какой-то кастрюле маленькую игрушку (кубик или мячик). Ребенок очень удивится и обрадуется, обнаружив ее там.
Игра в обезьянку поможет ребенку научиться подражать взрослым и вслушиваться в то, что им говорят.
Вам понадобятся мяч, шляпа и плюшевый мишка.
Посадите малыша перед собой. Рядом положите мяч, мишку и шляпу. Возьмите медведя, обнимите его. Произнесите: «Мама обнимает мишку». Дайте мишку малышу и предложите ему так же обнять мишку. Если ребенок поймет вас и повторит это, улыбнитесь, похвалите его, похлопайте в ладоши и произнесите: «Ваня (Маша) обнимает мишку». Если ребенок не поймет вас и не станет обнимать мишку, еще раз покажите ему, как это сделать, поощряя его повторять ваши действия до тех пор, пока ему не надоест.
Потом возьмите мяч и подтолкните его в сторону малыша. Покажите ребенку, как подтолкнуть мяч вам обратно. Скажите: «Ваня (Маша) катает мяч». Продолжайте катать мячик друг другу.
Наденьте шляпу себе на голову. Признесите: «Мама надела шляпу». Потом покажите ребенку, как самому надевать шляпу. Скажите: «Ваня (Маша) надел(а) шляпу».
Не забывайте улыбаться и хвалить малыша, когда он делает что-то правильно. Так ребенок быстрее всему научится.
Вашему малышу скоро исполнится 1 год. Он уже хорошо узнает всех членов семьи и близких друзей, которых часто видит. Предоставьте ему возможность показать свои способности. Для этого понадобятся фотографии друзей и членов семьи.
Разложите перед малышом несколько фотографий ближайших родственников или раскройте семейный альбом. Попросите малыша показать маму, бабушку, папу или брата. Затем сами покажите на фотографию папы и спросите: «Это бабушка?» Вашего малыша наверняка рассмешит такая шутка.
Совсем не обязательно покупать малышу дорогие игрушки. Простой забавой «На веревочке» вы доставите массу удовольствия своему ребенку — ведь всем детям очень нравится таскать за собой различные предметы. Такая игра будет доступна для тех, кто уже научился ходить.
Для игры «На веревочке» вам понадобятся шнур или веревочка, а также всякие ненужные и не опасные вещи.
Первый вариант игры: «Трень-брень». Привяжите к веревке связку ключей, погремушку, пустые катушки, 2-3 бигуди, колокольчик.
Второй вариант игры: «Прицеп». Привяжите к шнурку обувную коробку — получился вагончик-«прицеп», в котором малыш может возить за собой небольшие игрушки или другие предметы. Складывая в коробку игрушки, говорите: «Это кукла. Посадим куклу в прицеп (машину, поезд). Кукла катается.» «Как едет твоя машина? Тр-р-р-р, би-би.»
Малыш с удовольствием будет таскать за собой все это сооружение по квартире. Так обычная картонная коробка превращается и в грузовик, и в поезд. Только не оставляйте ребенка без присмотра. Помните, что он может намотать шнурок или веревку себе на шею.
Это все лишь небольшое количество самых простых развивающих речевых игр, подходящих для детей раннего возраста. Они являются как бы основой. Ваше хорошее настроение и фантазия помогут расширить их количество и найти другие варианты. Ну а малыш ответит вам радостной улыбкой и первыми словами. Помните, что любые интересные для ребенка игры помогают развиваться тем или иным его способностям.
Развивающие речевые игры для самых маленьких
«Как учить ребенка говорить? Почему ребенок не говорит? Как развить его речь?» — мы начали обсуждать эту тему в предыдущих статьях. А сегодня я хочу рассказать еще о нескольких речевых играх — потешках для самых маленьких. Они будут полезны как для занятий с детьми, которые уже начали говорить, так и для занятий с неговорящими или плохо говорящими детьми 1-2 лет.
То, что не тренируется – то не развивается. Это утверждение в полной мере относится не только к спорту, но и к развитию речи малышей. Речевые игры побуждают повторять за взрослыми простые слоги и слова. И делается это в увлекательной для малышей игре!
Такие игры — потешки для самых маленьких можно начинать проводить с детьми конца первого года жизни (примерно с 7-8 месяцев) для того, чтобы проблем с речью не возникло. Но если Вы никогда не проводили подобных речевых игр с малышом, то можно начать заниматься ими и в более старшем возрасте – после года.
Любая ли потешка будет способствовать развитию речи? Нет. Назначение игр — потешек разное – для забавы, для сопровождения купания, игр, гимнастики, массажа, укладывания в кроватку и т.д. И нужно уметь отбирать именно те их них, которые помогают ребенку заговорить.
Как же отобрать игры — потешки для развития речи малыша? Нужно учесть требования к речевым играм с малышами 1-2 лет:
- Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога– «Котя-котенька-коток», «Катя-Катя маленька! Катенька удаленька», «Ай-люли-люли-люли», «Ай-да, ай-да» и т.д.
- Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения. Например, потешка со словами «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для забавы, чем для развития речи, т.к. малыш еще не может произнести эти слоги. А вот повторение слогов типа «кап-кап-кап», «га-га-га», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т.д. ему вполне по силам.
- Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позициит.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.
- Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
- Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).
Игра-потешка для развития речи 1.Савка и Гришка
Приготовьте игрушечную дудочку. Изобразите, как играет дудочка — покажите жестами и скажите: « дудуду, дудуду». Спойте малышу белорусскую народную песенку о дудочке:
Савка и Гришка сделали дудУ.
Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУууу!
Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУ!»
Спросите у малыша: «Как дудочка играет?» «Ду-ду-ду». «А теперь давай Анечка (имя малыша) поиграет на дудочке, а мама споет». Ребенок изображает игру на дудочке, а Вы снова поете песенку. Малыш может молча изображать игру на дудке (если еще не говорит), или говорить слоги «дудуду». Предложите поменяться ролями: «А теперь Анечка споет ду-ду-ду, а мама будет играть на дудочке». В заключение игры предложите ребенку: «Пусть дудочка отдохнет, она устала играть (спрячьте дудочку, чтобы она не отвлекала малыша), давай вместе споем». И вместе с ребенком изобразите игру на дудочке и пропойте – «дудуду»!
В следующие повторения игры можно предложить другие движения под эту песенку: хлопать в ладоши, делать «фонарики» ладошками, приседать как «пружинки» или любые другие действия, которые любит Ваш ребенок.
Игра — песенка для развития речи 2. Гуси-гусенята.
Рассмотрите с ребенком картинку, на которой изображены гуси: «Кто это? Гуси. Как они кричат? Га-га-га. Они пьют водичку! А лапки у них красные как твои носочки». Спойте песенку:
Красные надели чулочки – га-га-гаааа,
И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,
Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.
Напились воды десять братцев – га-га-гааа.
Начали в корыте купаться – га-га-гааа.
Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.
Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».
Эта игра побуждает ребенка говорить слоги «га» и протяжно подговаривать текст. В дальнейшем можно инсценировать эту песенку (если у Вас есть игрушка гусь) – показать, как он идет к корыту, напился воды в корыте и начал в нем купаться.
Примечание: Игры 1 и 2 разработаны И.А. Выродовой – научным сотрудником Института коррекционной педагогики. Эти и другие замечательные игры Вы найдете в ее книге «Музыкальные игры для самых маленьких».
Игра-инсценировка с потешками для развития речи 3. Котик.
Игры-инсценировки побуждают детишек 1-2 лет начать проговаривать простые слоги и слова.
Возьмите куклу и покажите, как Вы ее укладываете спать (можно уложить спать и другую игрушку – зайку, мишку и т.д.).
Скажите протяжно или пропойте кукле колыбельную на самую простую мелодию:
Котя – серенький хвостооооок!
Приди, котик, ночевааааать,
Мою куколку качаааааать (или моего заиньку качать и т.д.)»
Где же котик? Давай его позовем: «Ко-тик, ко-тик! ИдИ-идИ-идИ. Иди к нам. Иди» (заранее спрячьте игрушечного котика под платок так, чтобы из-под платочка был виден его хвост) Где же котик? Вот он. (ребенок находит игрушку) Иди, котик. Иди! Котик отвечает «Мяу, мяу, идууу, идууууу»
Котик подходит к кукле, ее гладит, говорит ей «бай-бай-бай» и садится на край кроватки или дивана.
Скажите протяжно или пропойте:
Сидит котик на краююююю.
Моет мордочку своююююю.
(покажите, как котик моет мордочку лапками игрушки или своей рукой)
Спросите малыша: «Как моется котик? (покажите еще раз действие). А как он говорит? Мяяяяуууу, мяяяяуууу. А как колыбельную поет? Бай-бай-баю-бай».
А где же мама котика? Давай ее позовем: «киса, киса, иди, иди». Достаньте спрятанную игрушку кошки (игрушка мамы-кошки должна быть более крупного размера). Предложите малышу погладить киску, скажите в ответ от лица кисы «Мяу, мяу, спасибо, Анечка». Покажите как киса ест молочко, как умывается. Дай киске молочка ( пусть малыш поднесет к ее мордочке ладошку или игрушечную тарелочку) — «на, киса, на, пей молочко. Молочко вкууууусное. На, киса. Пей.Киса кушает ам-ам-ам»
Такие речевые игры — инсценировки можно проводить с разными игрушками, меняя их содержание – «пошел дождик кап-кап-кап, прискакала лягушка скок-скок-скок и заквакала ква-ква-ква, пришла куколка топ-топ-топ и запела песенку ля-ля-ля, котик спрятался ку-ку – где котик? Где?». Включайте в сюжет те звукоподражания и слоги, которые уже появились в речи у ребенка. Придумывайте сами игры с игрушками для своего малыша, ведь придуманные мамой или другими близкими людьми сюжеты речевых игр-инсценировок для ребенка всегда самые интересные. Если трудно придумать сюжет самой, то вполне можно использовать сюжеты сказок «Теремок» и «Колобок», но только персонажами будут игрушки малыша. А в сказку будут включены звукоподражания. Например, в «Теремке»:
— Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?
— А я киска мяу-мяу-мяу.
— Иди, киса, в теремок, иди, иди!
Игра — инсценировка для развития речи 4. Наша кукла.
Возьмите куклу (или другую игрушку) и водите ее по полу, столу или дивану, приговаривая:
Наша куколка идет.
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет,
На последней строчке покажите, как кукла упала, обнимите ее, пожалейте и продолжите:
«Наша куколка идет. Ни за что не упадет!
Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ. Вот какая куколка!»
Отдайте куклу малышу, пусть покажет с ней все действия под этот стишок. Когда малыш освоит действия с куклой, он сможет поиграть так же с другими игрушками.
Примечание: игра 4 разработана Ю.А. Разенковой, ведущим научным сотрудником Института коррекционной педагогики. Эту игру и другие игры для мам и малышей можно найти в ее книге «Игры с детьми младенческого возраста» (от рождения до года).
Игра с движением для развития речи 5. Попрыгаем.
Вариант 1. Посадите малыша на колени и начните подпрыгивать, проговаривая разные простые слоги, например: да-да-да, ти-та-та, ду-ду-ду, так-так-так, ба-ба-ба, ма-ма-ма, гоп-гоп-гоп, ай-да-ай-да-ай-да, но-но-но, кап-кап-кап, му-му-му» и т.д.
Можно эту игру проводить на большом гимнастическом мяче.
Сначала проговаривайте ритмично один слог, затем сделайте паузу, чтоб малыш мог присоединиться. Повторите еще раз вместе с ним.
Вариант 2. Посадите малыша на колени и протяжно, но ритмично говорите, подпрыгивая в такт (пружиня):
«Коооо-ни, коооо-ни (слог «ко» низким голосом, слог «ни» высоким голосом, на «ко» малыш внизу, на «ни» — подпрыгивание вверх. Также продолжается и дальше).
После этого говорите ритмично, но уже в быстром темпе:
«Ко-ни, ко-ни, бе-гут ко-ни,
Бе-гут ко-ни, ко-ни, ко-ни.
Нооооооо! Ноооооо! Нооооооо!»
Обычно малышу нравится, когда кони быстро «бегут», и он подскакивает на маминых коленях и смеется. Если ребенку игра понравится, и Вы ее будете часто повторять, то через некоторое время малыш начнет проговаривать – тянуть слоги.
Вариант 3. Возьмите малыша за ручки и крепко его держите, пусть он прыгает на полу или на диване. А Вы в это время ритмично приговариваете-подпеваете на любую простую мелодию, какая придет Вам в голову:
Уж ты, Саша(имя ребенка), попляшиии!
Твои ножки хорошиииии!»
Игра — потешка для развития речи 6. Блины.
Когда будете печь блины, покажите ребенку блинчики и как Вы «солите». И проговорите ритмично потешку:
Надо соооооли купить!
И блиныыыы посолить!
Вот какая красотаааааа!»
Попросите малыша показать, как мама пекла блины. Как солила? Вы проговариваете текст потешки, а ребенок делает движения:
На первые две строчки ставит ладошку горизонтально и хлопает по ней другой ладошкой.
На сдедующие две строчки «солит».
На последние две строчки хлопает в ладошки.
Сначала сами спойте потешку с этими движениями, а потом предложите малышу поиграть в блинчики.
После этой инсценировки можно спросить дочку или сына, если они Вам в игре предложат поесть суп из игрушечной тарелки: «А ты суп посолила? Давай посолим». Так Вы одновременно обогатите и игровой опыт малыша.
Игра — забава для развития речи 7. Юла.
Покажите ребенку новую игрушку – юлу. Скажите: «Это юла». Заведите юлу – она начнет кружиться и гудеть. Спросите малыша: «Посмотри как юла прыгает: прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. И гудит уууууу. Как гудит юла? Скажи: уууууу!». Когда юла упадет, скажите: «Бух, упала. Скажи – бух, бух, упала. Бух, бух — упала». Чтобы вызвать у ребенка звукоподражание, слова надо повторять несколько раз.
А сейчас Анечка заведет юлу (заведите юлу ручкой малыша). Как гудит юла? УУУУУ. А теперь скажи — бух, упала, бух, упала!
Маме на заметку:
- Можно с ребенком поиграть в юлу – покружиться на месте и осторожно присесть после этого.
- После игры убираем юлу на полку (или на другое место, недоступное для ребенка, но видимое им). Обычно дети с радостью играют в юлу, тянутся к ней. В следующий раз, когда ребенок потянется к юле, прося Вас поиграть, спросите: «Дать юлу? Скажи – дай, дай юлу! Дай! На! Вот юла! На!» и повторите игру с игрушкой.
Примечание: Игра 7 разработана Г.В. Груба. Эту игру и много других полезных игр для малышей Вы найдете в книге «Кроха. Играем с малышами»
Игра — сюрприз для развития речи 8. Чудесный мешочек.
Возьмите мешочек. Лучше всего его сшить из красивой яркой ткани. Ткань должна быть непрозрачной, чтобы ребенок не видел, что лежит в мешочке. Положите в «чудесный мешочек» игрушки, хорошо знакомые малышу.
Главный момент в этой игре – сюрпризный, ведь малыш не знает, что конкретно он достанет из «чудесного мешочка».
Достаньте сами первую игрушку из мешочка, удивитесь и порадуйтесь ей: «Что это? Киска! Киса! Какая киса. Хорошая киска». Погладьте игрушку и попросите малыша ее погладить: «Погладь киску! Хорошая киса!» Спрячьте игрушку за своей спиной, а потом достаньте: «Где киса? Вот киса» Спросите: «Как киса говорит? Мяу, мяу. Как киса кушает? Ам-ам-ам. Что у киски есть? Лапки. Где лапки. Хвостик. Где у нее хвостик? А у тебя есть хвостик? А где у киски ушки? Где глазки? А у тебя где ушки?».
Попросите ребенка вытащить из мешочка следующую игрушку. Каждая игрушка так же обыгрывается с разными звукосочетаниями и многократным повторением ее названия.
Главное здесь – вести игру весело и очень динамично. И нужно обязательно варьировать задания: у первой игрушки назвать части – ушки, глазки, лапки, хвостик. А вторая игрушка поиграет в прятки: «Где собачка ав-ав (спрячьте от ребенка игрушку так, чтобы видна была только одна ее часть). Поищи. Вот она! Иди, собачка к нам, иди!» А третья игрушка споет малышу песенку. С четвертой он станцует.
Не нужно брать много игрушек для одной игры – вполне достаточно 3-4 игрушек.
Игра-перекличка для самых маленьких 9.
В перекличку очень полезно играть, начиная с 7- 8 месяцев и позже. Посадите малыша на колени лицом к себе. Нужно постараться выбрать такое место, чтобы внимание ребенка сосредоточилось на Вашем лице, и ничего его не отвлекало.
Начните повторять один слог (имеющийся в лепете Вашего малыша). Например: «Га-га-га, га-га-га». Говорить надо четко, внятно, подчеркивая артикуляцию звука губами. Обратитесь к малышу: «Ксюшенька, скажи – га-га-га». Обычно малыш начинает сосредотачивать взгляд на мамином лице и повторять за мамой. Если ребенок повторяет неправильно – «да-да-да» вместо «га-га-га» — то снова повторите правильный вариант: «га-га-га».
- Малыши вскоре понимают, что это за игра и начинают с удовольствием повторять за мамой. Тогда можно вводить новые слоги. Вскоре малыш может сам «предложить» Вам свой слог для повторения. Повторяйте за ним!
- Не будьте слишком назойливы и нетерпеливы. Если малыш не понял, как играть, повторите лучше игру в другой раз. Рано или поздно малыш порадует Вас своей перекличкой.
- Когда Вы научитесь играть с малышом в перекличку слогами, можно вводить в нее целые фразы для договаривания их малышом: «Ай-люли-люлИ. Прилетели гу?…».«Ли», — договаривает малыш.
- Или поиграйте в такую игру – потешку, показывая ребенку игрушки или картинки:
Мама: Наши гуси у пруда: Га-га-га.
Мама: Вот коровка на лугу: Му-му-му.
Мама: Наши уточки с утра: Кря-кря-кря.
Малыш: кля-кля-кля или кья-кья-кья (он еще не может произнести «кря»)
Мама: А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет: «Кукареку»!
В этой игре хорошо развивается артикуляционный аппарат и слуховое внимание малыша.
Желаю Вам радости общения с малышом! И творческих идей по его развитию!
О других играх-потешках и речевых играх для самых маленьких Вы сможете узнать в следующих статьях рубрики «Развитие речи ребенка от 1 до 2 лет»
Полезную и интересную информацию о развитии ребенка в раннем возрасте Вы можете найти в статьях:
Развитие мелкой моторики: правда и мифы, игры и упражнения. Как делать упражнения, чтобы они действительно развивали?
Развитие ребенка в год: развивающие игры, упражнения, игрушки. Развитие речи, мышления, движений малыша.
Игры для детей 1 года: речевые игры для малышей.
Детская книжка своими руками: как сделать развивающую книжку для ребенка.
Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для купания, переодевания, кормления, игры, укладывания спать и пробуждения.
Колыбельные для малышей: какие колыбельные нужны малышам и как их петь?
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”
7 ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 1- 3 ЛЕТ
В развитии речи малыша можно выделить 2 основных направления -развитие ПОНИМАНИЯ речи и развитие собственной АКТИВНОЙ речи ребенка. Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать благоприятную РЕЧЕВУЮ СРЕДУ:
как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание – повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша. Для этого взрослому необходимо комментировать все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша (прием “разговор с самим собой”, комментирование действий самого малыша)
ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к речевому общению с ребенком всех окружающих его взрослых;
постепенное усложнение речевого общения;
каждодневное использование речевых игр и упражнений.
Какие игры наиболее ЭФФЕКТИВНЫ для РАЗВИТИЯ РЕЧИ?
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, жестовые потешки
Всем известные старославянские пестушки «Сорока – белобока», «Ладушки» являются не только хорошим материалом для развития РЕЧИ, это еще и ЛЕЧЕБНЫЕ процедуры на базе акупунктуры. Пальцы необходимо сжимать, массировать весь палец – от подушечки до основания, изображать всей рукой героев или предметы (козочка, зайчик, цветок). Круговые движения в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. Каждого “детку”, то есть каждый пальчик, вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать.Мизинчик отвечает за работу сердца, безымянный – за хорошую работу нервной системы и половой сферы, массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, а указательного – желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы АКТИВИЗИРОВАТЬ деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Очень нравятся детям жестовые потешки (“Ножки-ножки, где вы были?”, “Хомка, хомка, хомячок”” и др.)
Кроме того, можно изображать животных, транспорт – как прыгает зайчик, как летают птички, как летит самолет, как дует ветерок и т.д.
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ на развитие мелкой моторики
Подключите фантазию, и предложите ребенку поиграть с подручным материалом. Например, подобрать крышечки к баночкам, коробочкам. Очень хорошо развивает мелкую моторику знакомство с различным материалом – шерсть, наждак, х/б ткань, замшевая ткань, крупы и др. Развивайте обоняние,
ПОВТОРЮШКИ – чистоговорки. Это самые простые игры, которые можно придумать. Но результат от них просто потрясающий! Ненавязчивые маленькие рифмовки с повторяющимися слогами откладываются в памяти малыша. У крохи будет развиваться музыкальный СЛУХ и чувство РИТМА. По предложенному принципу вы сможете и сами сочинять подходящие к вашей бытовой ситуации рифмовки.
Кто проснулся поутру? Ру-ру-ру! Ру-ру-ру!
Улыбается легко! Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Тянет кошку за усы! Сы-сы-сы! Сы-сы-сы!
Ручками – хлоп, хлоп!
Ножками – топ, топ!
Потянулись, улыбнулись!
Утро доброе! Проснулись.
Когда малыш начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за вами. Можно превратить игру в загадывание загадки. Выберете знакомую малышу карточку с чистоговоркой, поверните рисунком к себе. И загадайте. Например, “Ры-ры-ры, я несу. (шары)”.
Простейшие ДИАЛОГИ
Для речевого развития очень важны разговоры с малышом, доступные его пониманию (здорово, если диалоги отражают бытовую ситуацию, в которой ребенок находится именно сейчас). Помогут вам в этом следующие игры:
“Здравствуй! Как тебя зовут?”. Усадите мишку, зайчика, куколку и начинайте беседу. “Здравствуй, мишка!” (Пожимайте мишке лапу.) “Здравствуй, мама!” (Отвечайте мишкиным голосом.) “Здравствуй, Боря!” (Пожмите и легко потрясите руку ребенка.)
“Телефон” Можно обыграть разговор по телефону. Побуждайте ребенка произносить самые простые ответы на вопросы. Возьмите импровизированные телефоны, приложите к уху свою трубку и скажите: “Дзинь-дзинь! Пии-пии!” Если малыш не берет телефон, дайте ему трубку в руку и скажите: “Тебе звонят! Возьми трубку. Алё! Здравствуй, Катя! Это звонит мама! Как твои дела?” Если ребенок не отвечает, скажите за него: “Хорошо”. Спросите у него: “Что ты сейчас делаешь?” — “Я сейчас рисую!” Подсказывайте малышу ответы либо отвечайте за него, если он стесняется или не может ответить.
Учите малыша интересоваться погодой, называть свое имя, возраст.
Игры на развитие ЭМОЦИЙ. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит СТИМУЛИРОВАНИЕ памяти, речи.
Можно повторять за мамой или отражением в зеркале. Учите ребенка смеяться от души, удивляться, кричать или звать кого-то шепотом. Для этого попробуйте игры «Маме смешно, а Ванюше смешно?», «Веселые зверушки» или «Ой, что это? Ой, кто это?»
Развитие ГРОМКОСТИ и ВЫСОТЫ голоса.
С малышом второго полугодия жизни можно потренировать голосовые связки, применяя в речи громкие и тихие звуки. Например, можно покричать с ликованием “Ура!” или “Гол!” А потом покачать куклу и шепотом пропеть слова колыбельной песенки “Баю-бай!” или “А-а-а-а!”
Постройте из кубиков самый простой домик или найдите картинку с изображением домика или избушки. “Посадите” в Теремок игрушки и побуждайте карапуза отвечать на вопросы “Кто в домике (теремочке) живет?” Позже ребенок может сам спрашивать обычным голосом , а отвечать – «по ролям», например, за медведя – “басом”, за мышку – “пищать” и т.д.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА будет уместна уже тогда, когда малыш станет интересоваться окружающим миром. Задача взрослых – показать, что можно делать с помощью органов речи. Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать. Малышей постарше можно учить выдувать мыльные пузыри, задувать свечку, показывать лошадку (цокать языком), как дует ветерок, поиграть в прятки с язычком и зубками (показываем и прячем), посылать “воздушный поцелуй”, облизывать “вкусное варенье” и т.д.
Игры развивающие речь малышей от рождения до 1 года
1. «Узнай своё имя». Играть от рождения до 3 месяцев.
Цель игры: развитие слухового сосредоточения на своё имя, развитие зрительного сосредоточения на лице мамы.
Ход игры:
Малыш лежит в кроватке. Подойдите к нему на расстояние 25-30 см. и назовите его нежно по имени. Ждите реакции малыша. Это может быть движение глаз, движение головы, тела. После реакции малыша, поменяйте положение, подойдите к нему с другой стороны кроватки и снова назовите по имени. Играйте, пока вам это приносит радость и удовольствие.
Чем чаще будете играть, тем быстрее будет реагировать малыш на своё имя. С каждым днём его реакции будут усложняться. К 3 месяцам он уже сможет искать глазами источник звука вашего голоса, поворачивать голову и радоваться вам. С 2 месяцев, вы можете уже не приближать своё лицо близко, а отходить подальше от кроватки. Меняйте не только положение от кроватки, но и расстояние.
2. «Музыка». Играть от рождения.
Цель игры: развитие слухового сосредоточения, внимания, зрительной памяти, развитие ориентации в пространстве, развитие вестибулярного аппарата.
Ход игры
Слушайте с малышом музыку. Выбирайте спокойную, классическую музыку и весёлую активную. Классическая музыка положительно влияет на эмоциональное, психологическое, и физическое развитие ребенка. Со временем прослушивание музыки увеличивайте.
Пока малыш маленький, носите его на руках, танцуйте с ним под музыку в нужном ритме. Со временем, лёжа в кроватке, он начнет двигаться ей в такт, а когда начнёт ходить, будет подражать вашим танцам.
Если ребенок капризничает или плачет под музыку, убавьте звук или выключите её. Подбирайте музыку, которая будет нравится малышу.
3. «Прикоснись ко мне». Играть с момента рождения.
Цель игры: развитие тактильной чувствительности, знакомство с частями тела.
Ход игры:
Ребенку нравятся тактильные ощущения, так как они помогают осознать ему себя, своё тело. Обнимайте малыша по-разному (от слабых объятий до крепких объятий). Гладьте малышу ножки, ручки, лицо, спинку, животик. Называйте части тела. Можно усложнять ощущения малыша. Подходите к малышу и проведите перышком, мягкой игрушкой или губкой по его ручкам, пальчикам и кулачкам. Наблюдайте за реакцией. Если малыш улыбается, то можно повторять игру, но с другими частями тела (ножками, шеей, животиком). В процессе игры называйте части тела, с которыми играете. Эту игру можно проводить без предметов. Вы можете дуть на разные части тела малыша. Меняйте силу дуновения (вначале легонько, затем более интенсивно, сильно). Можно обнимать отдельно ручку, ножку, пальчики и отпускать, приговаривая «Обниму ручку, обниму пальчик, обниму ножку, обниму ушко» и т.д. Играйте доброжелательно и весело, наблюдайте, как реагирует ребёнок. Игра должна приносить ему удовольствие и радость.
4. «Игры со звучащими предметами». Играть с момента рождения.
Цель игры: развитие зрительной памяти, зрительного сосредоточения на объекте.
Игрушки: разные звучащие игрушки, погремушки, колокольчики, шумелки (плотно закрытые баночки с разными наполнителями -крупой, орехами и т.д.)
Ход игры:
Возьмите погремушку или колокольчик, покажите малышу. Позвоните перед ним, затем переведите погремушку вправо и погремите, а потом влево и погремите. Затем снова покажите малышу погремушку, переведите её вверх и вниз, и позвоните. Помните, что ребенок видит лучше игрушки на расстоянии 25-30 см от глаз.
5. «Прятки». Играть с 2 месяцев.
Цель игры: развитие тактильного, слухового, зрительного, вестибулярного анализаторов, развитие навыков взаимодействия.
Игрушки: одеяло, платок, в будущем для разнообразия можно использовать не только платок, но и шляпы, лист бумаги, салфетки.
Ход игры:
Перед началом игры познакомьте ребенка с платком, чтобы малыш не испугался вашего исчезновения под ним. Платком перед ним помашите, подуйте на него, дайте ребёнку в ручки, погладьте малыша платочком.
Постелите одеяло на пол или на большую кровать. Возьмите ребенка на руки, поговорите с ним ласковым голосом. Присядьте с ним на мягкое одеяло и положите малыша рядом с собой на спинку. Спойте ему веселую песенку или расскажите небольшое стихотворение. Покажите малышу платок — пусть потрогает его, поиграет с ним. Затем возьмите платок и накиньте на свою голову, при этом весело скажите: «Где мой малыш?» Потом снимите с себя платок и еще с большим восторгом произнесите: «А вот он, мой сыночек!» или «Вот где моя дочурка!» Когда вы «находите» своего ребенка, обязательно дотроньтесь до него, обозначьте свои эмоции жестом. Так проделайте несколько раз. Спустя несколько дней повторите игру. Только теперь платок накидывайте не на себя, а на малыша.
6. «Найди игрушку». Играть с 3 месяцев.
Цель игры: развитие зрительных реакций, целенаправленности действий, развитие навыков взаимодействия.
Для игры: платок и небольшая игрушка, которую удобно хватать ручками (погремушка, любая мягкая или резиновая игрушка).
Ход игры:
Малыш лежит на спинке. Покажите малютке приготовленную игрушку. Позвольте ему дотянуться до нее и взять в руки. Пусть он самостоятельно начнет игру, пусть изучит игрушку. Когда игрушка будет достаточно изучена, возьмите платок и накиньте на игрушку. При этом говорите: «Где, где игрушка? Найди ее!»
Понаблюдайте за реакцией малыша. Если он сразу найдет игрушку и снимет с нее платок, то спрячьте игрушку снова, меняйте положение игрушки, слева, справа. Если же малыш растерян, не знает, что делать, помогите ему. Снимите платок и скажите: «А, вот она, нашлась!»
Произносите слова радостно, с улыбкой на лице. Не затягивайте игру надолго.
7. «Познавай мир на руках у мамы». Играть с 4 месяцев.
Цель игры: развитие чувства пространства, анализаторов, стимулирование к познанию окружающего мира и развитие эмоционального восприятия.
Ход игры:
Возьмите малыша на руки. Ходите с ним по квартире, показывайте и называйте, что вы видите с ним. «Вот кухня. Вот стол. Стул…» и т.д. Пусть ребенок исследует руками уже знакомые ему предметы, лёгкие и небьющиеся. Называйте то, что даёте ребёнку в руки. Поднесите малыша к окну, поставьте его пяточками на подоконник, постоянно поддерживайте под мышки. Понаблюдайте за реакцией малыша на происходящее.
Сначала ему будет непонятно, что произошло, но со временем малютка заинтересуется, будет с удовольствием наблюдать за тем, что происходит за окном. Гуляйте по квартире и подходите к окну несколько раз в день, чтобы наблюдать смену суток: дня и позднего вечера, ночи. Рассказывайте ребёнку о том, что происходит за окном, привлекайте его внимание интонацией, тоном, различными оттенками речи.
8. «Кто к нам пришёл?». Играть с 5 месяцев.
Цель игры: выработка положительной реакции на встречу со знакомыми людьми, формирование доверия к миру и людям, развитие навыков взаимодействия.
Ход игры
Каждый раз, когда кто-то заходит в ваш дом, задавайте веселым, радостным тоном малышу вопрос: «А кто к нам пришел?» И сами отвечайте на него: «А, тетя Катя пришла! Пойдем с Катей здороваться».
Тетя (или тот, кто вошел) должна улыбнуться малышу, протянуть к нему руки, обнять его, поцеловать, поприветствовать. Вскоре вы увидите, как ваш ребенок сам тянет ручки к вновь пришедшему человеку. Кроме того, он начнет узнавать взрослых, не только посмотрев на лицо, но и по «приветствию», по прикосновениям.
9. «Кто в зеркале?» Играть с 5 месяцев.
Цель игры: развитие зрительного анализатора, формирование умения узнавать себя в зеркале.
Для игры: разные головные уборы: кепка, панама, шапочка и прочее.
Ход игры:
Наденьте ребёнку шапочку. Возьмите его на руки, походите по комнате. Затем поднесите малыша к зеркалу, покажите ему на отражение и спросите: «Кто там в зеркале?», «Кто это?» После паузы, радостным и удивленным голосом ответьте: «Да это наш малыш! Это … (имя ребенка)». Поднесите ручки ребенка к зеркалу, дайте возможность потрогать его. Затем потрогайте шапочку на малыше, что привлечет его внимание: «Посмотри, на тебе шапочка». Если зеркало большое, то можно положить ребенка рядом с ним — пусть изучает свое отражение. Затем поменяйте головной убор, повторите те же действия и слова.
10. «Что звенит? Где звенит?». Играть с 5 месяцев.
Цель игры: развитие слухового внимания, развитие навыков взаимодействия,развитие равновесия и двигательных навыков.
Для игры: браслеты с колокольчиками, с бубенчиками (можно сделать из детской резинки для волос, прикрепив к ней колокольчик, звенящий бубенчик).
Ход игры:
Наденьте браслет на запястье руки ребенка. Поднимите его ручку, покажите ему браслет. Позвените колокольчиком. Понаблюдайте, что он будет делать. Спросите его: «Что это звенит?» Если малыш не тянется за браслетом другой рукой, то помогите ему. Ребенок должен сам схватить браслет и притянуть его к себе. Затем поменяйте ручки. Играйте поочереди. Наденьте браслет себе, спрячьте руку за спину и звените, смотрите на реакцию малыша. Когда будет реагировать на звук, покажите руку с браслетиком. Играйте, пока это взаимодействие приносит вам радость.
11. «Папа, мама, я — весёлая семья» Играть с 5 месяцев.
Цель игры: Развитие зрительного и вестибулярного анализаторов, чувства пространства, развитие навыков взаимодействия.
Ход игры:
Это упражнение позволяет малышу взаимодействовать поочереди с каждым членом семьи, прекрасно развивает вестибулярную систему и навык общения.
В эту игру можно играть всей семьей (мама, папа, бабушка, дедушка, старшие дети). Встаёте в кружок. Папа берет на руки малыша, ходит с ним внутри круга, поднимает вверх, опускает вниз, повторяет это ещё раз и передаёт малыша маме. Родители меняются местами. Мама также поднимает со словами «Верх, вниз», передаёт бабушке и т.д. Будьте весёлыми, обнимайте и целуйте малыша, когда его вам передали. Говорите: «Привет» и вступайте внутрь круга.
Можно и покружиться с малышом и покачать его из стороны в стороны, увеличивая амплитуду качания. Импровизируйте. Играйте, пока это приносит радость и удовольствие малышу и вам. Следите за безопасностью пространства для малыша.
12. «Поём слоги вместе». Играть с 5 месяцев.
Цель игры: стимулирование лепета (длинных цепочек слогов), тренировка артикуляционного, голосового аппарата.
Для игры: маме рекомендуем накрасить губы яркой помадой, для фиксации взгляда малыша на них. Создать тишину: закрыть окна, выключить радио, телевизор, убрать шумы от бытовых приборов.
Ход игры:
Малыш начинает лепетать, помогите ему развивать этот навык.
Возьмите ребенка на руки. Расположите его так, чтобы он видел ваше лицо и обратил внимание на ваши губы. Когда малыш внимательно начнёт вас разглядывать, начните распевать слоги протяжно плавно, чётко артикулируя гласные, например на А- широко открывайте рот, на О опускайте челюсть вниз и т.д.: «маааамаааамаааамаааама», «баааабаааааабаааа», «таааатаатааатаааа», «паааапааааапааааапааааа». Делайте паузу после пения, ждите ответ малыша, после его попыток повторить за вами, продолжайте петь. Пойте с разной интонацией. В один день пойте с А, на другой с У и т.д. Когда за неделю пропоёте со всеми гласными слоги. Начните их чередовать «пааааапууууууупииииипоооо» и т.д. Используйте простые согласные [п][б][т][д][м][г][к], используйте гласные [а][о][у][и][э][ы].
Упражнение нужно повторять каждый день, тогда очень скоро ребенок начнет повторять слоги вслед за вами, они будут интонированными, разнообразными. Подбадривайте малыша, хвалите его, улыбайтесь при каждой попытке произнести песенки.
13. «Схвати -ка!». Играть с 6 месяцев.
Цель игры: развивать умение ползать, умение устойчиво сидеть, развивать зрительный анализатор, развивать ориентировку в пространстве, развивать координацию движений.
Для игры: разные игрушки, чистый пол, хорошее настроение.
Ход игры:
I вариант: Посадите ребёнка на пол. Расположитесь напротив, лицом к лицу, так, чтобы малыш мог до вас дотянуться с наклоном корпуса. Возьмите любимую игрушку малыша, назовите её. Посадите её себе на голову, ждите, когда малыш её увидит, потянется и схватит. Получилось! Ура! Хлопайте в ладоши, демонстрируйте вашу радость. Попросите у ребёнка снова эту игрушку или возьмите другую. Положите её на ладонь вытянутой руки справа, пусть малыш дотянется и снова попробует её схватить. Затем поменяйте руки. Далее вы можете менять игрушки, называть их и повторять упражнение до тех пор, пока это интересно вам и ребёнку.
II вариант: Ребенка следует уложить животом на пол и на расстоянии расположить игрушку, чтобы он не мог до неё сразу дотянуться. Пытаясь добраться до нее, малыш постепенно будет учиться ползать. Вы можете помогать ему, подставляя ладошки сзади под пяточки, для толчка ножками. Но если в течение нескольких минут не получается, можно положить игрушку ближе, на расстоянии вытянутой руки. Повторите упражнение. Положите игрушку на другую сторону.
14. «Я внимательный». Играть с 6 месяцев.
Цель игры: развивать моторику кистей рук, зрительную и слуховую память, слуховое внимание.
Для игры: связать две погремушки на расстоянии десяти сантиметров.
Ход игры:
Вложите одну из связанных погремушек в ручки ребёнка. Понаблюдайте, будет ли малыш пытаться схватить другую. Нашёл взял, молодец! Попросите у малыша погремушки, вложите их, с другой стороны, в другую ручку. Связку погремушек можно увеличивать, добавляя по одной.
15. «Я исследователь». Играть с 7 месяцев.
В 7 месяцев ребенок умеет хорошо сидеть. У него свободны две ручки. Уже можно предлагать ему предметы, которые он будет учиться открывать, закрывать, толкать, бросать и так далее. Это могут быть погремушки, неваляшки, пластиковые баночки, различной формы коробочки, различных размеров кубики, мячики. Мама обязательно должна показывать малышу и сопровождать нужными словами свои действия, как открывать, как закрывать предметы, куда, что положить.
Помните!
— Дети учатся по подражанию! Маме стоит уделить время объяснению и демонстрации нового предмета и его функций.
— При общении, обязательно располагайтесь лицом к лицу, садитесь напротив малыша. Это позволит хорошо вас видеть, слышать и запоминать.
16. «Найди игрушку». Играть с 8 месяцев.
Цель игры: формировать представления о форме предметов, развивать моторику кистей рук, развивать мотивацию к общению, развивать зрительную память, знакомить ребёнка с названиями предметов.
Для игры: тряпочки размером 30 на 30 различной фактуры или разной фактуры полотенца, 3 игрушки.
Ход игры:
Положение лицом к лицу. Покажите малышу игрушку, назовите её и закройте её полотенцем. Например: «Это киса. Ой, нет кисы. Где киса?». Ждите, когда малыш потянется и стянет полотенце с игрушки, эмоционально весело и громко прокомментируйте: «Ура! Вот она!». Если этого не произошло, покажите, что надо сделать, но не забудьте так же весело сказать. Повторите то же самое с остальными игрушками, закрывая их другими полотенцами. Играйте с удовольствием, пока вам и ребёнку это интересно. Усложнение: прячьте игрушки в бумагу, в фольгу, давайте малышу по одной спрятанной игрушки. Показывайте, как её искать, открывать, радуйтесь находке, называя её.
Помните!
Не оставляйте малыша наедине с бумагой и фольгой, он её может съесть. Это опасно. Беспокойтесь о безопасности пространства для малыша.
17. «Моя куколка». Играть с 9 месяцев.
Цель игры: познакомить с частями тела на кукле, развивать навыки общения, слуховое внимание.
Для игры: кукла или пупс
Ход игры:
Покажите малышу куколку (пупсика). Указательным пальцем показывайте на кукле глазки, носик, ушки, голову, животик, спинку и т.д. Показали глазки, сделайте паузу, понаблюдайте, есть ли интерес крохи к глазкам, разрешите их потрогать (если они открываются и закрываются, позвольте ребёнку с ними поиграть). Паузы делайте после названия каждой части тела, ждите реакцию ребёнка, дайте ему возможность повторить ваши действия.
Можно предложить причесать куклу, умыть лицо и почистить ей зубы, помочь одеться. В процессе игры с куклой усваиваются практические повседневные навыки.
18. «Где игрушка?». Играть с 10 месяцев.
Цель игры: развитие внимания, навыков взаимодействия.
Для игры: 3 прозрачных стакана, 3 непрозрачных стакана или чашки, игрушки, помещающиеся под стакан.
Ход игры:
I вариант: Поставьте перед ребёнком 3 прозрачных стакана. Покажите ребёнку игрушку и назовите её. При нём поместите под любой стакан игрушку. Подвигайте стаканы, поменяйте их местами, спросите малыша, где игрушка. Когда ребёнок её найдёт, возьмите другую игрушку и повторите игру.
II вариант: играйте так же, но уже используйте непрозрачные стаканы или чашки.
19. «Поливай-ка». Играть с 11 месяцев.
Цель игры: познавать свойства воды и предметов, расширять словарный запас слов-действий, развивать навык общения.
Для игры: место для игр с водой, воронки, дуршлаг, баночки пластмассовые разных объёмов, чашки, мельница и прочие предметы для игр с водой.
Ход игры:
Предложите ребёнку переливать воду из чашки в чашку, мыть игрушки. Можно поэкспериментировать, проливая воду в воронку или сквозь дуршлаг. Играйте по очереди, озвучивайте ребёнку действия, которые совершаете. Такие игры дарят массу положительных эмоций.
20. Игры с песком. Играть можно с 11 месяцев.
Играйте с малышом в песочнице. Можно что-то закапывать, насыпать песок в ведерко, загружать в машинку или просто учиться рисовать. Будьте рядом с малышом, демонстрируйте разные действия с песком. Игры с песком способствуют физической активности, учат терпению и усидчивости, а также развивают творческие способности малыша.
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.
Академия Речи
Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии
Каталог лучших игр для речевого развития детей с 3 до 7 лет
Речевые игры для детей дошкольного возраста можно применять педагогам в ходе детсадовских занятий, родителям дома. Неразвитость речи остро проявляется в первом классе школы, когда усвоение знаний становится затруднительным из-за неправильного произношения и скудного словаря. Речевые навыки необходимо совершенствовать с раннего возраста, как и общее развитие. Игры полезны и для взрослых, обогащают словарь, улучшают коммуникативные навыки.
Картотека речевых игр для детей
Речевое развитие происходит путем подражания, регулярного общения. К сожалению, многие современные родители уделяют общению непростительно мало времени, полагают, что для развития достаточно дать малышу в руки гаджет, включить телевизор с мультиками.
Ни один технический помощник не способен заменить эмоциональный и речевой контакт с родителями.
Дефицит общения приводит к речевым дефектам, из-за которых возникают трудности в школе. Это:
- односложность и примитивность фраз;
- скудность индивидуального словаря;
- слабое оперирование литературными словами и выражениями;
- предпочтительное употребление сленговых фраз;
- затруднение при пересказе прочитанных, услышанных историй;
- слабая эмоциональность, неспособность к правильной смене интонаций;
- проблемы с дикцией.
Речевые игры и упражнения для детей – увлекательный и действенный способ формирования грамотной и выразительной речи, обогащения словаря, выработки четкого, интонационно верного, эмоционально заполненного произношения. Занятия не требуют подготовки и наличия игрового материала, играть можно как в детсадовской группе, так и при семейной автомобильной поездке или при отдыхе на даче.
Речевые игры для детей 3 лет
При занятиях с маленькими детьми особое внимание уделяйте проговариванию звуков, развитию органов артикуляции. В общении, произнося слова и словосочетания, выделяйте изучаемые фонемы. Постепенно малыш учится понимать термины «звуки», «слова», подбирать для объектов подходящие определения, действия.
Тематические упражнения по шипящим
Выберите для речевых занятий подходящие по теме фразы. К примеру, при изучении звука «Ж» продемонстрируйте картинку ежика, проговаривайте:
- жа-жа-жа – погляди-ка на ежа;
- же-же-же – едут шишки на еже;
- жу-жу-жу – дай-ка молочко ежу;
- жи-жи-жи – по тропе спешат ежи.
Голоса и звуки
Для речевого развития ребенка в игре полезно использовать подражательный метод. Проговаривайте, создавайте инструментами разные звуки, а малыш должен их повторять:
- позвените колокольчиком – динь-дон;
- постучите в барабан – бом-бом;
- похлопайте в ладоши – хлоп-хлоп;
- как пищат птенцы – пи-пи;
- как лают собаки – гав-гав;
- как хрюкают поросята – хрю-хрю;
- как крякают утки – кря-кря.
Угадай
Разложите несколько картинок, описывайте по очереди изображения, а ребенок должен узнать правильный вариант. Например, «маленький, серый, трусливый, с коротким хвостом, ест морковку – зайчик».
Опиши
Для игры положите в мешок разные овощи и фрукты. Вытягивайте каждый по очереди, ребенок должен описать несколькими словами: «огурец – зеленый, длинный, твердый» или «абрикос – оранжевый, круглый, сладкий».
Игры на развитие артикуляционного аппарата
Развивать артикуляцию следует с раннего возраста, чтобы в школьные годы не пришлось бороться с речевыми дефектами. Лучше, если игры для детей с речевыми нарушениями подберет логопед, но и родители дома могут организовать веселые и занимательные занятия.
Для укрепления артикуляционного аппарата поиграйте с ребенком в маятник, покажите ему, как двигать высунутый язык вправо-влево.
Для улучшения силы выдоха организуйте соревновательную игру «Птички». Сделайте из бумаги фигурки в стиле оригами, поставьте на край стола. Два участника становятся напротив фигурок, по команде начинают дуть на них. Следите, чтобы игроки не раздували щеки. Объясните, что сдвигать птичку необходимо на одном выдохе, делать несколько вдохов нельзя.
Речевые игры для детей 4 лет
В этом возрасте дошкольники продолжают изучать звуки и слоговой состав слов, расширяют словарный запас, учатся составлять предложения. Важно развивать речевое внимание, фонематический слух, мыслительные способности.
Наоборот
Участники речевой игры становятся в ряд, ведущий бросает мяч поочередно каждому, произнося слово. Игрок, поймавший мяч, должен назвать противоположное по значению слово: «высокий – низкий», «сильный – слабый», «веселый – грустный».
Назови больше
Игра групповая, соревновательная. Ведущий называет фонему, игроки поочередно говорят слова, начинающиеся на этот звук. Затрудняющийся игрок пропускает ход. Побеждает в игре назвавший больше всего слов.
Закончи слово
Игра способствует развитию речевого внимания. Подготовьте картинки, изображающие разные объекты. Покажите изображение ребенку, произнесите начало слова, а игрок должен сказать конец. Например: «само-лет», «ко-рова», «теле-фон», «яб-локо». Когда ребенок закончит слово, четко проговорите его полностью.
Три слова
Для соревновательной игры участники становятся спиной к стене напротив другой стены. Ведущий спрашивает каждого по очереди. Игрок должен дать максимум 3 ответа. Каждый ответ – шаг вперед. Можно дать 1 или 2 ответа, тогда продвижение замедляется.
К примеру: «кто умеет летать – птица, бабочка, комар», «кто живет в земле – крот, червяк, змея», «что кладут в суп – морковку, картошку, крупу». Побеждает игрок, первым добравшийся до противоположной стены.
Найди звук
Речевая игра учит различать на слух фонемы в словах. Показывайте игрокам картинки, спрашивайте, есть ли определенный звук в изображенном объекте. Если есть, дети должны хлопнуть в ладоши.
Заверши предложение
Начните предложение, дошкольник должен его закончить: «мама пошла в магазин, чтобы (купить еду)» или «мальчик не пошел в детский сад, потому что (заболел)».
Речевые игры для детей 5 лет
В этот период роль игры в речевом развитии ребенка крайне важна, особенно касаемо изучения звуков и состава слов, определения фонем по звучанию, подбора определений, расширения словарного запаса. Только игрой можно увлечь дошкольника, сделать уроки по развитию речи интересными, а материал запоминающимся.
При занятиях используйте не только упражнения, но и беседы, диалоги от лица персонажей, загадки, рассказы.
В 5 лет дошкольник осваивает дифференциацию звуков, согласование существительного с прилагательным в разных падежах, развивает речевое внимание и способность логически мыслить, сравнивать, анализировать.
Мягкие и твердые
Для речевой игры на дифференциацию звуков подготовьте по 3 картинки на каждую изучаемую букву: первый изображенный объект должен содержать мягкую фонему, второй – твердую, третий – без них. Например: слон – [с], синица – [с’], жираф.
Дайте игроку синюю и зеленую фишки. Пусть синюю положит на картинку с твердым звуком, зеленую – с мягким.
Подбери слово
Произнесите прилагательное, а ребенок должен подобрать 3-5 существительных с учетом окончания по роду. К примеру:
- свежий – хлеб, фрукт, воздух, ветер;
- свежая – газета, булка, простыня, еда;
- свежее – мясо, масло, печенье, молоко.
Кто потерялся
Для игры подготовьте картинки, изображающие домашних и диких животных и птиц, отдельно их детенышей. Расскажите ребенку, что малыши потерялись, нужно помочь мамам их отыскать.
Показывайте картинку взрослого животного, говорите: «Мама нашла…». А ребенок должен сказать, кого, указать пальцем на соответствующую картинку:
- корова нашла теленка;
- лошадь – жеребенка;
- кошка – котенка;
- мышь – мышонка;
- собака – щенка;
- свинья – поросенка;
- утка – утенка;
- курица – цыпленка;
- индюшка – индюшонка;
- гусыня – гусенка;
- овца – ягненка;
- крольчиха – крольчонка;
- коза – козленка;
- волчица – волчонка;
- сова – совенка;
- медведица – медвежонка;
- лосиха – лосенка;
- белка – бельчонка.
Краски
Назовите цвет, а игроки должны поочередно вспоминать предметы с такой окраской:
- зеленый – трава, листок, мох, лес;
- синий – океан, небо, река, слива;
- желтый – солнце, лимон, подсолнух, одуванчик, цыпленок;
- оранжевый – морковь, абрикос, апельсин, мандарин;
- красный – томат, божья коровка, рябина, вишня;
- фиолетовый – баклажан, виноград, сирень;
- белый – снег, подснежник, лебедь, ромашка.
За правильный ответ давайте фишку. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек.
Кто обгонит
Для речевой игры подготовьте картинки, изображающие всевозможные объекты окружающего мира. Показывайте игроку изображения попарно, спрашивайте, кто кого обгонит. Ребенок должен отвечать полным предложением: «ящерица обгонит червяка», «кролик обгонит черепаху» или «автобус обгонит самокат».
Речевые игры для детей 6 лет
В 6-летнем возрасте дошкольники с помощью игр закрепляют знания о согласовании существительных и прилагательных, об образовании форм слов, продолжают развивать логическое мышление, речевое внимание, способность к анализу и сопоставлению, расширять индивидуальный словарь.
Назови ласково
Произнесите фразу, которую нужно превратить в уменьшительно-ласкательную: цветок алый, а цветочек… аленький. Аналогично:
- лимон желтый – лимончик желтенький;
- кот пушистый – котик пушистенький;
- стул низкий – стульчик низенький;
- молоко теплое – молочко тепленькое;
- морковь сладкая – морковка сладенькая;
- ваза синяя – вазочка синенькая;
- конфета вкусная – конфетка вкусненькая;
- кукла красивая – куколка красивенькая;
- заяц серый – зайчик серенький.
Подбери слова
Попросите игроков поочередно называть слова по определенному признаку. Кто пропустит очередь, выбывает. Побеждает в игре последний оставшийся участник.
Примеры для игры:
- что круглое – мяч, помидор, яблоко, апельсин, колесо;
- что сладкое – торт, пряник, мармелад, мороженое, кекс, пирожное;
- что теплое – печь, батарея, костер, шуба, шарфик, свитер.
Придумай слово
Попросите ребенка заменить в словосочетании определяющее существительное на прилагательное:
- сок из апельсина – апельсиновый сок;
- компот из малины – малиновый компот;
- каша из овсянки – овсяная каша;
- пюре из картошки – картофельное пюре.
Так не бывает
Рассказывайте короткие истории, а дети должны сказать, правдивые ли они. Если нет, то хлопнуть в ладоши, объяснить, в чем неправда.
Примеры для игры:
- на елке зреют груши;
- ночью за окном светит солнце;
- вечером мама ведет малыша в детский сад.
Выбери правильный вариант
Начните предложение, предложите ребенку на выбор три слова. Он должен выбрать подходящее по значению:
- осенний ветер… (слабый, холодный, сухой);
- пес живет в… (гнезде, норе, конуре);
- дедушка пошел по грибы с… (корзиной, сумкой, пакетом);
- паровоз движется по… (дороге, реке, рельсам);
- на лугу много… (белых, красных, синих) ромашек.
Поэты
Игра соревновательная, за правильный ответ участники получают фишку. Ведущий называет слово, игроки подбирают близкое по звучанию: лук – жук, белка – стрелка, крышка – мышка, банки – санки, коза – коса, майка – лайка. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек.
Речевые игры для детей 7 лет
В старшей дошкольной группе речевые игры в развитии речи детей продолжают играть главенствующую роль. Значимым становится обучение фразовой речи, умению составлять предложения разной сложности, подбирать синонимы, изменять по обстоятельствам эмоциональную окраску, скорость и громкость речи.
Найди звук
Для игры напишите слова с одним, двумя, тремя слогами, попросите их разделить по этому признаку. Дальше пусть ребенок укажет слова, начинающиеся с одинаковой буквы.
Транспорт
Для речевой игры подготовьте картинки, изображающие транспорт: автобус, такси, троллейбус, метро, трамвай, теплоход, вертолет, самолет. Пусть дошкольник посчитает, сколько слогов в словах. Скажет, какой звук присутствует везде – «Т». Укажет, какие транспортные средства едут, плывут, летят. В завершение составит короткие предложения с каждым словом.
Закончи фразу
Попросите завершить фразу:
- кисель густой, а чай… (жидкий);
- вишня крупная, а черника… (мелкая);
- тропа узкая, а дорога… (широкая);
- сегодня хлеб свежий, завтра станет… (черствый);
- лужа мелкая, а река… (глубокая);
- камень твердый, а пух… (мягкий);
- на рынке картошка сырая, а в кастрюле… (вареная);
- сегодня погода дождливая, завтра будет… (солнечная).
Веселая фантазия
Назовите пару существительных, не имеющих ни малейшей смысловой связи. Например, «крокодил» и «пирожное». Ребенок должен составить словосочетания с использованием разных предлогов: пирожное из крокодила, крокодил на пирожном, крокодил с пирожным и прочие. Придумайте с ребенком забавную историю с любым из получившихся словосочетаний.
Статья. Сензитивные периоды развития речи ребенка от 0 до 6 лет.
статья по логопедии
Как проходит развитие речи ребенка с периода внутриутробного развития и до поступления в школу, какие факторы влияют на возникновение проблем с речевым развитием.
Кратко и доступно для педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА.
Возрастная сензитивность – это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов»
Любой взрослый может, а точнее ОБЯЗАН: знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой; наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка; предвидеть наступление следующего сензитивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент.
Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
Характеристика сензитивных периодов развития речи. Сенситивный период формирования речи длится примерно от нуля и до шести лет. Причем начало данного этапа происходит еще во внутриутробном развитии, когда ребенок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи, и может, находясь еще в животе у матери, реагировать на интонации и настроения мамы.
Что-то пошло не так… КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА. Оплодотворение Имплантация(7-8 сутки эмбриогенеза) Развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентация (3-8-я неделя) Развитие головного мозга (15-20-я недели) Формирование основных систем организма (20-24-я недели) Рождение
В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделяется красная нить – речь. Дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Дети учатся подражать звукам. В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата. Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.
Что-то пошло не так… Если ребенок не поворачивает голову в сторону источника звука – существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом – весьма веская причина для обращения к врачу.
В возрасте около 1 года: Ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим “знанием” из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным – с указанного возраста и примерно до 2 – 2.5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.
Что-то пошло не так… Интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности центра Брока Задержка речевого развития, недоразвитие речи. Неблагоприятные факторы
В возрасте около 1.5 лет: Ребенок начинает выражать свои чувства, желания с помощью слов. Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.
Что-то пошло не так… Категорический запрет на “сюсюканье” взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального, упрощенного “детского” языка. Ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, поэтому речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой.
В возрасте 2.5 – 3 лет Ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается.
Что-то пошло не так… Рассогласованность в работе центральной нервной системы, нейроэндокринной и сосудистой регуляции. Заикание, мутизм , задержка речевого развитие. Неблагоприятные факторы
В возрасте 3.5 – 4 лет: Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков – буквами. Поэтому в возрасте 4 – 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики.
В возрасте после 5 лет Ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо различения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.
Раннее детство – сензитивный период для физического, психического и личностного развития ребенка. Овладение речью в этот период перестраивает высшие психические функции, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию ребенка. Потери, допущенные в этот период невосполнимы в полной мере в последующей жизни.
Речевое развитие ребёнка – сензитивные периоды
Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитнвным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.
Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.
Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воз-. действий (факторы риска),то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.
Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные фазы.
Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в “забывании” тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.
Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает переход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.
Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов т.е. онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.
Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации. Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко речевые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.
В этот период речь самого ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого в общение с собой.
Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержку речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).
Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 дет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте трех лет, центральная нервная система детей 5-б дет испытывает особое напряжение в процессе речи.
И это время можно наблюдать “сбои” речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.
Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.
Таким образом, возрастные особенности устной речи, свидетельствующие о неустойчивости речевой функциональной системы в дошкольном возрасте, делают понятной причину ее избирательной непрочности при воздействии различных вредоносных факторов.
Знание закономерностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте и особенностей протекания гиперсензитивных периодов позволяет глубже понять причину появления заикания в дошкольном возрасте.