Развивающие игры Никитиных в работе с детьми с нарушениями речи

Мастер-класс «Игровая технология «Кубики Б.П.Никитина» как условие развития познавательных способностей ребенка с ОВЗ»

Никитины к тому же были заядлыми противниками строгого режима для дошколят, так как это, по их мнению, вызывало лишь нелюбовь детей к занятиям. Они считали, что ребенку следует создавать атмосферу, в которой ребенок будет вдохновляться и осуществлять свою исследовательскую деятельность. Свою методику Никитины опробовали на собственных детях, которых было семеро.

Развивающие игры педагогов основаны на чудо-кубиках, содержащих в себе принцип «от простого к сложному», так как именно он должен был быть толчком к развитию ребенка.

Такие игры способны развить не только память и внимание, но к тому же воображение и пространственные представления у детей. Они научатся быстро и легко находить закономерности и без труда научатся систематизировать и комбинировать любой материал. Абсолютно каждая игра с кубиками предоставит ребенку возможность подумать о ее возможном расширении и добавлении чего-то нового. Ребенок сможет сам увидеть резерв своих возможностей, благодаря вариативности игр и использованию игровых моментов. Кубики способствуют самосовершенствованию малышей.

Правила, которых необходимо придерживаться во время игры.

Никитины считают, что для того, чтобы любая игра усваивалась с успехом, родители должны придерживаться определенных правил:

1. Всегда радоваться любым успехам ребенка, но не переусердствовать.

2. Ни в коем случае не принуждать играть, дожидаться момента, когда малыш сам захочет поиграть. Родители же должны создать все необходимые для этого условия.

3. Никогда не делать ребенку обидные для него замечания, чтобы не вызывать у него неверие в самого себя и свои силы.

4. Никогда не выполнять задания за ребенка и не подсказывать ему. Он не должен выполнять задания для того, чтобы посмотреть, как оцените его вы.

Воспитание «по-никитински»

Главная задача отцов и матерей – не тормозить развитие детей своими убеждениями, а создать такую среду, которая бы помогала взрослеть, проявлять самостоятельность, совершенствовать способности ребенка.

Педагоги-новаторы были сторонниками здорового образа жизни и закаливания. Отпрыски Никитиных с ранних лет бегали босиком по снегу, умывались ледяной водой, носили легкую не по погоде одежду.

Чтобы у ребенка появилось желание к умственной работе, он должен быть холодным и голодным – так учили счастливые родители семерых «никитинцев». И их дети действительно поражали физическим и умственным развитием, быстротой и гибкостью мышления, на лету усваивали школьную программу и перескакивали классы.

  • Материалы монтессори своими руками
  • Макото Шичида — методика

Никитины выступали против строгого режима дня, когда у ребенка совсем не остается свободного времени побыть наедине с собой и своими мыслями. Они осуждали навязывание родительской воли и чрезмерную опеку, считая, что такое воспитание тормозит развитие.

Ошибкой педагоги называли и другую крайность – эмоциональную заброшенность. Большинство пап и мам полагают, что главная обязанность родителей сводится лишь к тому, чтобы накормить, одеть и обогреть детей. При этом духовное участие в жизни отпрысков отходит на второй план.

Кубики Никитиных, как сделать самому.

Кубики Никитиных не сложно сделать и самим. Для этого либо используйте старые, удалив все наклейки или надписи, либо смастерите сами из картона (схема здесь). Желаемый размер кубиков 3х3х3 см., в количестве 16 штук. Каждая грань имеет свой цвет, передняя — белый, задняя — желтый, правая –синий, левая — красный, верхняя — желто-синий, нижняя — красно-белый(цвета разделяются по диагонали). Окрашивать грани лучше масляными или нитрокрасками, что обеспечит большой срок их службы и внешний вид. Можно оклеить грани цветной самоклеющейся бумагой. Кубикам понадобиться коробка с крышкой, размером 12,5х12,5х3 см. кубики в нее должны входить свободно. Также вам понадобятся узоры серий различного уровня сложности, самый лучший вариант это представить их в виде книжки – гармошки (можете распечатать узоры представленные ниже).

К примеру, серия А. Для узоров понадобиться четыре кубика, хорошо использовать деткам в возрасте года-полутора лет. Здесь важен плавный переход усложнения заданий, от одноцветных к двухцветным граням.

Помимо данного вида кубиков для игр вам также понадобятся 27 кубков, которые способны соединяться в семь совершенно разных элементов. Каждая деталь складывается из нескольких кубиков, окрашена в свой цвет. В итоге ребенок учится выбирать самостоятельно те фигуры, которые необходимы для модели и придавать нужное положение им.

Можно как купить, так и изготовить самим 27 кубиков с разноцветными гранями (красного, желтого, синего цвета). Из них малышу нужно будет собирать либо одноцветного вида кубик, либо согласно образцу. В итоге происходит развитие внимания, усидчивости и мышления.

Цель и задачи

Как полагали супруги Никитины, ключевая цель воспитания малыша – развитие творческой личности, именно на нее и опираются основные принципы методики. Аналогичным образом можно сформулировать и цель разработанной ими системы.

Задачи методики таковы:

  • гармоничное интеллектуальное и физическое развитие ребенка с ранних лет;
  • формирование у него самостоятельности за счет невмешательства родителей в процесс решения конкретной задачи;
  • выполнение определенных упражнений помогает ребенку понять цвета и основные геометрические фигуры;
  • дидактические игры направлены на развитие логики, мышления, памяти малыша в ненавязчивой и легкой форме.

Многие развивающие задания семьи Никитиных появились во время их непосредственного общения с детьми, при участии последних, поэтому доступны для малышей, полезны и интересны им.

Игра «Сложи узор»


Для игры вам потребуется шестнадцать одинаковых кубиков, грани которых должны быть окрашены различными цветами (4 цвета). Для складывания узоров в первое время вам потребуется узор-задания. По ним малыш должен будет сложить точно такой же узор как на картинке. Затем задание усложняется и малышу уже нужно будет самому сделать рисунок того узора, который кубики образуют. И затем уже ребенок учится придумывать свои собственные узоры из кубиков, количеством от 9 до 16 кубиков.
Примеры узоров к игре «Сложи узор» (картинки кликабельны, нажмите для увеличения).

Плюсы и минусы

К числу преимуществ методики можно отнести следующее.

  • Такой подход позволяет добиться комплексного физического и интеллектуального развития.
  • Способствует совершенствованию логики, сообразительности, пространственного мышления, фантазии, памяти, умения находить нестандартные пути.
  • Учит малышей быть самостоятельными, настойчивыми и целеустремленными с ранних лет.
  • Помогает получить базовые знания о важнейших абстрактных понятиях, что в дальнейшем будет полезно на школьной скамье.

Следует отметить, что методика не лишена и отельных недостатков.

  • Выполнение упражнений и игры осуществляются при взаимодействии малыша и родителей, что, конечно, весьма полезно, но ограничивает общение ребенка со сверстниками.
  • Развитие дошкольника не будет всесторонним при использовании исключительно методики Никитиных, поэтому ее следует дополнять рекомендациями других педагогов.
  • Система ориентирована на домашнее воспитание, поэтому нередко дети, которые развивались исключительно по данной методике, оказываются неготовыми к школьной жизни.
  • Из-за отсутствия сюжетных и ролевых игр малыш не учится играть, в течение всего дня он тренирует свой мозг, что ведет к существенным затратам энергии, вызывает усталость. Такой ребенок лишается многих светлых моментов детства.
Читайте также:
Дифференциация звуков С-Ц, Весна в природе - конспект логопедического занятия

Отметим, что недостатков у методики гораздо меньше, чем положительных моментов, и они могут быть без проблем сняты заботливыми родителями, которые дадут возможность своему ребенку пообщаться с ровесниками, поиграть с ними так, как того хочет сам малыш, отдохнуть.

Лучший возраст для занятий

Комплекс развивающих игр Никитиных можно использовать для дошкольников всех возрастов, поскольку, изменяя задания, легко повысить уровень сложности самой игры. Начинать тренировки с кубиками можно с 1,5 лет, это будет способствовать развитию мелкой моторики. Для самых маленьких достаточно использовать кубики одного цвета, просто раскладывать их, стараясь создать «дорожку». В 3–4 года можно смело предлагать ребятам разноцветные кубики и усложнять задание, просить сложить узор.

Особенности игры в кубики

Суть методики этих интеллектуальных игр в отсутствии навязывания правил. Дите плавно вовлекается в атмосферу деятельности с помощью старших братьев и сестер или родителей. Затем их участие минимизируется, и ребенок занимается самостоятельно. Малыш начинает выполнять задачи, со временем они усложняются, но он сам должен отыскать пути решения, подсказки недопустимы. При отсутствии прогресса необходимо возвратиться к более легким вариантам. Если и этот способ не помогает, от игры нужно временно отдохнуть. Эта методика развивает в ребенке самостоятельность в принятии решений, заставляет логически думать и искать ответы на вопросы без помощи посторонних. У игр в никитинские кубики есть основополагающие принципы.

  • Подсказки давать запрещено. Жесты, многозначительные взгляды и слова — табу. Только так малыш научится самостоятельности действий.
  • На решение задачи малышу нужно давать столько времени, сколько требуется. Запрещено требовать решить быстрее или пропустить текущую.
  • Готовый комплект предполагает вариации. На основании начального набора старшие сами могут придумывать новые задания для малыша.
  • Хвалите чадо. Дайте ему почувствовать вкус победы даже при выполнении элементарных задач.
  • Не дайте малышу перенасытиться игрой. Если вы видите, что он слишком увлекся, лучше выделять ограниченное время для занятий, чтобы интерес не угас.
  • Не делайте обидных замечаний, не оскорбляйте ребенка фразами: «Какой ты глупенький!», «Это же элементарно!»
  • Попробуйте выполнить задание сами, прежде чем повысить уровень сложности ребенку.
  • Делайте вынужденные перерывы и возвращайтесь к простым вариантам, если вы заметили, что ребенок не справляется. Интерес накрывает малышей «волнами». Если вы перерыв затянулся, «невзначай» покажите игру гостям или предложите поиграть с другом.
  • В многодетной семье у каждого малыша должен быть свой набор.
  • Ведите «дневник успехов». Отмечайте время выполнения задания, количество успехов и неудач, ведите записи о лично завершенных упражнениях.
  • Игра должна стоять в доступном, но неочевидном месте. Пусть ребенок помнит о ней, но не смешивает с другими игрушками и не теряет.
  • Атмосфера игры – непринужденная, легкая. Если чадо жаждет физической активности, не препятствуйте этому.
  • В готовом наборе ограниченный выбор заданий. Если ребенок освоил все, заведите альбом, в который будете зарисовывать самостоятельно придуманные схемы и давать их на выполнение малышу.
  • Разнообразьте игру собственными правилами. Это могут быть соревнования на скорость складывания узора или другой конкурентный способ решения задач, который внесет в игровую атмосферу нотку свежести.


ребенок должен сам думать и выполнять задания, помогать ему не стоит

С какого возраста можно пользоваться кубиками?

Часто родители спрашивают: «С какого возраста начинать занятия?» Точный ответ на вопрос дать невозможно. Кто-то готов осваивать набор в 1,5 года, кому-то не удается выполнить задания в возрасте 3 лет. Все зависит от общего развития малыша, атмосферы воспитания, особенностей его здоровья и способности конкретных родителей заинтересовать чадо увлечением. Теоретически начать заниматься с ребенком по методике кубиков можно, начиная с полугода. Если он не увлечется, временно отложите игру и попробуйте чуть позже. Для самых маленьких вовлечение происходит с помощью интересной истории, сказки. Фантазируйте вместе, придумывайте рисункам «имена». С начала занятий сложность повышается. Вплоть до школьного возраста ребенку интересно выполнять развивающие тесты.

Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина

Лена Пятыгина
Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина

«Развивающие игры – вовсе не, какой-то эликсир талантливости,

принимая который можно достичь желаемых результатов. Это одно из

средств развития способностей»

Б. П. Никитин

Одним из немаловажных аспектов развития детей дошкольников

является интеллектуальное развитие. Важно, чтобы ребнок был успешным и

развитым.

Как известно, первые годы жизни ребенка – самые ценные для его

будущего и надо как можно полнее использовать их. Но именно в эти годы дети

больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их

творческих способностей. Дошкольники очень любят играть. Для детей

нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой

микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны

Б. П. Никитин предлагает интересные развивающие игры, которые можно

использовать при работе с детьми.

В своей работе я часто использую развивающие игры по методике Б. П.

Никитина и считаю их очень эффективными и интересными.

Немного истории – Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины

известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы

воспитания детей. На примере собственных детей Б. П. и Л. А. Никитины

убедились, что “первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные

заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на

всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить

позже”. Что делать родителям, которые хотят, чтобы ребенок своевременно и

полноценно развивался в младенчестве и дошкольном возрасте? Опыт

Никитиных доказывает: родители должны постараться окружить детей такой

средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую

разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них

Читайте также:
Конспект подгруппового логопедического развлечения

именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно

развиваться. Игры Никитина, способствующие развитию интеллектуальных и

творческих способностей ребенка, – неотъемлемая часть этой среды.

«Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в

руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности

ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его

личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные

потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете

игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»

Б. П. Никитин

Данная педагогическая технология не является инновационной для

практиков дошкольного образования, так как педагоги уже не первый год

используют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Однако

сегодня, в аспекте деятельностного подхода к образованию детей дошкольного

возраста, возникла необходимость говорить об использовании развивающих

игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как о

технологии развивающих игр – специальном построении деятельности

педагога, когда все действия представлены в определенной последовательности

и целостности, предполагается достижение определенного результата,

ориентированного на развитие познавательных способностей детей

Главное отличие игр – это многофункциональность и безграничный

простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи.

Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать

радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой

мучиться, но обязательно добиваться цели.

Каждая игра – это набор задач, которые ребенок решает с помощью

кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи

предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка,

рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким

образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания

расположены от простого к сложному.

Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до

непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес

в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет

ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие

Несмотря на кажущуюся простоту и незатейливость игр, они становятся

любимыми для многих ребят. В наше время дети много время проводят не с

игрушками, а с техническими гаджетами, они представлены сами себе.

Цель – познакомить детей с развивающими играми.

1. развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к

разнообразной интеллектуальной деятельности;

2. формировать и развивать простейшие логические структуры мышления

и математические представления;

3. развивать стремление к творческому процессу познания.

Меня заинтересовала развивающая игра Никитина “Сложи квадрат”.

Благодаря пособию, дети постигают основы конструирования, учатся собирать

целое из частей различной формы.

Изучив методику, решила сделать пособие самостоятельно.

Для изготовления квадратов я взяла картон, фетру, велюр, кожу, разные

виды тканей. Велюр и кожа имеет приятную текстуру и что немало важно

разнообразные цвета. Квадраты нарезала 12*12см и разрезала по схемам.

Помимо заданий разработанных Никитиными, я прошу детей доставать

конверты по одному, из конверта нужно достать, шаблон и квадрат. Сначала

собираем по шаблону, затем смотрим на шаблон и собираем, собираем вообще

без подсказок. Дети с удовольствием из разноцветных кусочков различной

формы складывают квадраты. Есть разные уровни сложности (наша игра

уровень сложности-3). В процессе игры воспитанники знакомятся с

сенсорными эталонами цвета и формы, соотнесением целого и части, учатся

разбирать сложные задания на несколько простых, создавая алгоритм игры.

Игра имеет несколько уровней сложности в зависимости от количества

1 уровень – квадрат состоит из 2-3 частей для детей до 4-х лет;

2 уровень – квадрат состоит из 3-5 частей для детей до 5 лет;

3 уровень – квадрат состоит из 4-7 частей для детей до 7 лет.

Первая задача для ребенка – разложить кусочки квадратов на кучки по

цветам. У детей развивается внимательность и цветовое восприятие, ребенок

учится различать оттенки цветов, происходит развитие цветоощущения.

Вторая задача – сложить из каждой кучки квадрат по целому образцу. В

этом случае развивается логика и сообразительность, понимание

взаиморасположения частей целого квадрата. Ребенок должен понять, что

собирать надо квадрат из частей одного цвета. Чтобы собрать квадрат надо эти

части состыковать между собой правильно, то есть покрутить-повертеть,

подумать, выбрать вариант из множества возможных.

Начинать надо с несложных квадратов, разделенных на две части. После

освоения простых примеров переходить к более сложным задачам. Сложность

сбора квадратов должна возрастать постепенно.

Основная рекомендация – ребенок сам должен собрать квадрат, без

помощи взрослого. Задача воспитателя – заинтересовать ребенка результатом,

мотивировать его, хвалить и направлять, но не решать за него задачи. Надо

придумать задание, сюжет, по которому малышу необходимо разобраться в

частях квадрата. Торопиться или заставлять детей работать с квадратами без их

Не надо показывать ребенку, как собрать квадрат. Он может запомнить

это зрительно и собирать квадрат, не включая логическое соображение.

Кроме основной задачи – правильно собрать квадрат, многие дети

используют части квадрата для составления различных фантазийных фигур.

Сортировать элементы по цветам, по форме.

Складывать элементы в квадрат по образцу.

Складывать квадраты без образца

Складывать головоломку из перемешанных деталей сразу

Складывать квадраты на время.

Придумать свою квадратную головоломку.

Перемешать все части квадратов и дать задание ребенку рассортировать

по цветам все кусочки. Тут ребенок научится различать не только цвета но и их

оттенки. Во-вторых, сложить из каждой кучки кусков один квадрат.

Решая головоломки из серии “Сложи квадрат”, дети выполняет несколько

видов работ различных по содержанию и степени сложности. В первом

уровне сложности, дети начинают понимать, что из 2-3 частей, иногда даже

очень странной формы, можно сложить квадрат. Каждый раз складывая, они

учатся переворачивать элементы на лицевую сторону, отбирать части по цвету.

Постепенное усложнение заданий позволяет ребенку продвигаться

Детям было интересно играть. Когда все задания выполнены,

убираем квадрат и шаблон в конверт, а конверт в коробку. Это приучает детей к

порядку, развивает усидчивость, надолго сохраняет игру в целости.

В ходе реализации педагогической технологии был проведен мониторинг

детей старшего дошкольного возраста методом наблюдения и были сделаны

выводы. 5% детей – наблюдают за ходом игры. 25 % детей – рассматривают

игры, интересуются ими. 30% детей – осуществляют свободную игровую

деятельность. 40% детей – оценивают свои возможности в игре и осуществляют

свободную игровую деятельность с играми все более и более высокой степени

Читайте также:
Структура логопедического занятия

Игра «Собери квадрат» хороша тем, что ребенок занимается творчеством

вместе с родителями, которые тоже участвуют в игре. И эта игра объединяет

ребенка с родителем, рождает атмосферу взаимопомощи и взаимопонимания.

Это игра, действительно, на все времена! Очень интересна, вариативна ее

можно усложнять и придумывать свои задания.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Актуальность Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает.

«Проектный метод как инновационная педагогическая технология» В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации», ФГОС Дошкольного образования.

Центр развивающих игр Все мы хотим видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшиеся личностями, чтобы они чувствовали себя свободными.

Инновационная педагогическая технология «Ситуация месяца» Сегодня мы должны обучать детей жить в мире, которого сами не знаем… Актуальность. Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально.

Конспект занятия с использованием развивающих игр Б. П. Никитина в средней группе МАОУ «Начальная школа – детский сад №52» Курьянова Лариса Николаевна Конспект занятия с использованием развивающих игр Б. П. Никитина в средней.

Педагогическая технология «Дети волонтёры» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача.

Педагогическая технология «Клубный час» Актуальность Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий,.

Педагогическая технология «Клубный час». Опыт внедрения Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (территории).

Сказкотерапия как здоровьесберегающая педагогическая технология 2. Основная часть. 2.2. Понятие метода сказкотерапии. Сказкотерапия относится к здоровьесберегающей педагогической технологии, включающая.

Развивающие игры Никитина в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи
методическая разработка

Развивающие игры Никитина в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи

Скачать:

Вложение Размер
igry_nikitina_v_rabote_vospitatelya.docx 23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры Никитина в индивидуальной работе с детьми с нарушениями

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

В свете реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ставится задача познавательного развития детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и др.).

Современный педагог должен ставить своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. Работая с детьми с нарушениями речи, понимаешь, что преодоление речевых нарушений напрямую связано с умственным развитием ребенка. Поэтому в своей работе мною ставится не только задача формировании чистой и правильной речи детей, но развитие познавательной активности у детей с нарушениями речи. Это возможно при использовании в работе с детьми с логопатами развивающих игр. Мы привыкли считать, что с помощью развивающих игр развиваем психические процессы: внимание, память, мышление (от наглядно-действенного (познание с помощью манипулирования предметами), до словесно-логического (познание с помощью понятий, слов, рассуждений), восприятие. И это неоспоримо. Но если взглянуть на эти игры по другому, то понимаешь, что они являются неоспоримым помощником педагогу в развитии речевой системы в целом. Мы взяли за основу игры, созданные и разработанные супругами Б.П. Никитиным и Е.А. Никитиной. Данные игры выпускаются более 25 лет в России, Германии, Японии и других странах, называясь «Никитинским материалом» или «играми Никитина». В них играют в семьях, детских садах и школах, их даже используют в качестве реабилитационного материала в домах престарелых. Разрабатываются различные методики, стили, подходы к этим играм – вплоть до специальных методичек, написанных уже не Никитиными.

Игр, разработанных Б.П. Никитиным, очень много «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» — самые известные «интеллектуальные игры» Никитиных. Но есть и другие: «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План и карта», «Часы», «Термометр», «Узелки». Да, это игры, но игры необычные. Как писал их автор, Борис Павлович Никитин: «Их нельзя как игрушку просто дать ребенку и сказать: “Играй!” – игра может «не пойти». Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной; и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или даже месяц… У них необычайно широк диапазон задач — как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольник, и ученик, и студент. В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже провести олимпиаду на первенство… Их можно назвать спортивным комплексом, но… для ума, для развития творческих способностей ребенка. Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что все развивающие игры Никитина обладают характерными особенностями: Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, то есть в виде видимых и осязаемых вещей и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. А так же позволяют сопоставлять наглядное «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры и кубики Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Способствуют развитию самостоятельности, творческих способностей, предлагая ребенку задачу, нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. Кубики Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

В развивающих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: Игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста, Задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей, Ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи, Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества, Играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Таким образом, данные развивающие игры соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей детей. Значимость данных игр подтолкнуло меня внедрять и использовать развивающие игры Никитины в работе в детьми с нарушениями речи.

По словам авторов, развивающую игру «Сложи узор» можно скорее назвать не игрой, а игровым пособием, создающим “развивающую среду” для ребенка. Анализ принципов, лежащих в основе развивающих игр и принципов коррекционной – развивающей работы, позволил мне выделить общие принципы воспитания и развития детей с нарушениями речи: Опора на ведущий вид деятельности дошкольного возраста- игровую; От простого к сложному, постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры; Учет зоны ближайшего развития, с опорой на способности ребенка, его возможности; Органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду; Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – к учебно-познавательной деятельности; Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач; Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей. На начальном этапе, я знакомила детей с игрой «Сложи узор» на индивидуальных занятиях. Дети рассматривали кубики, называли цвета, считали сколько кубиков в коробке, выкладывали кубики по запросу. Если ребенок справлялся с предложенной задачей, мы переходили к следующей. Дети с увлечением приняли развивающую игру «Сложи узор». При возникновении трудностей в решении какой — либо задачи, мы оставляли ее и возвращались к ней в другой раз и так до тех пор пока ребенок не выполнял предложенное задание. Так же детям предлагалось взять игру домой на выходные и поиграть в домашних условиях с родителями. Родителям очень понравилась игра и многие из них приобрели ее для личного пользования. Это послужило дополнительным стимулом дошкольникам и позволило добиться более высоких результатов в работе с детьми. Использование данной развивающей игры в индивидуальной работе с детьми, мне как учителю-логопеду, позволило решить следующие задачи: Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время индивидуальных занятий. Научить детей ориентироваться на плоскости. Формировать и развивать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). Игры «Продолжи дорожку», «Какой камушек будет следующим», «Доделай гирлянду для елочки», «Переодень Петрушку», «Построй горку для зверят». «Отгадай загадку и выложи отгадку» (перед работой с игрой загадать загадку, а ребенок выкладывает отгадку и объясняет, что помогло ему отгадать загадку. Развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление), конструктивные способности: «Вырасти такую же елочку», «Построй такой же флаг», «Выложи забор по памяти». Если есть ошибки, внимательно сравнить узор-инструкцию и то, что получилось. При рассматривании узора, обращается внимание ребенка из скольких квадратов, треугольников состоит узор, какого цвета кубики в узоре, можно сравнить с предыдущим узором, чем похож, чем отличается. Уточнить представления о пространственных признаках окружающих объектов. При рассматривании узора: закрепляется форма предметов, количество элементов из которых они состоят, цвет предметов, их величина, высота, длина, ширина. Отрабатываются умения узнавать, сравнивать, группировать предметы, выделять часть из целого, составлять целое из частей, понимание сравнительных степеней прилагательных (большой — маленький, высокий — низкий, длинный – короткий, широкий – узкий), понимание простых предложных конструкций. Соблюдается принцип постепенного усложнения материала. Игры «Сравни дорожки», (чья дорожка длиннее, а чья короче, сколько кубиков понадобиться для первой дорожки, второй), «Чей дом, башня выше». Научить детей определять пространственное положение предметов относительно друг друга, своё положение относительно других предметов (перед каким кубиком, под каким кубиком, слева/справа от кубика). Развивать мелкую моторику рук, речевую активность. Отрабатывать грамматические категории: согласование числительных с существительными, согласование числительных, прилагательных и существительных; употребление существительных во множественном и единственном числе именительного и родительного падежей. Игры «Посчитай, сколько кубиков синего, красного, желтого или белого цвета», «Из скольких кубиков/какого цвета построен забор, дорожка», «Сколько кубиков мы отобрали для постройки дома?». У всех детей (5-6 лет) группы компенсирующей направленности для детей с ТНР к концу года сформированы приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), дошкольники научились ориентироваться на плоскости, определять пространственное положение предметов относительно друг друга (перед каким кубиком, под каким кубиком, слева/справа от кубика), использование данной игры позволило качественно улучшить такие высшие психические функции, как (память, внимание, мышление, восприятие) и конструктивные способности. Использование развивающей игры «Сложи узор» положительно сказалось и на количественно-качественной характеристике словаря, грамматическом строе речи и слоговой структуры слов у детей. В игре проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер ребенка. В результате использования в индивидуальной работе развивающей игры «Сложи узор» мною были созданы условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля детей, что имеет огромное значение для их будущей учебной деятельности, а также для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Методики Никитиных для раннего развития детей: описание, преимущества и недостатки

Родители, серьезно думающие о будущем своего ребенка, стараются начать его обучение с ранних лет, используя опыт педагогов прошлого, которые на практике доказали состоятельность своих взглядов. Не утрачивает актуальности методика Никитина, которая направлена на развитие и воспитание детей в игровой форме.

Цель и задачи

Как полагали супруги Никитины, ключевая цель воспитания малыша – развитие творческой личности, именно на нее и опираются основные принципы методики. Аналогичным образом можно сформулировать и цель разработанной ими системы.

Задачи методики таковы:

  • гармоничное интеллектуальное и физическое развитие ребенка с ранних лет;
  • формирование у него самостоятельности за счет невмешательства родителей в процесс решения конкретной задачи;
  • выполнение определенных упражнений помогает ребенку понять цвета и основные геометрические фигуры;
  • дидактические игры направлены на развитие логики, мышления, памяти малыша в ненавязчивой и легкой форме.

Многие развивающие задания семьи Никитиных появились во время их непосредственного общения с детьми, при участии последних, поэтому доступны для малышей, полезны и интересны им.

История создания

Система появилась во второй половине 60-х годов ХХ столетия и сразу привлекла к себе всеобщее внимание, поскольку подход Никитиных существенно отличался от норм и принципов, царивших в советской дидактике. Первая публикация педагогов увидела свет в 1962 году, а позднее предложенные новаторства заинтересовали специалистов за рубежом – в Германии и Японии.

Методика Никитиных была разработана теми людьми, для которых проблема воспитания малышей являлась актуальной, ведь у супругов Лены Алексеевны и Бориса Павловича их было семеро. Они не только предложили другим родителям познакомиться с собственным опытом, но и, будучи профессиональными педагогами, активно использовали свои знания. Дети Никитиных приступали к изучению математики и письма в возрасте 3-4 лет. Супруги старались воспитывать своих ребят в условиях, максимально приближенных к естественным, уделяли большое внимание закаливанию, физической активности, предоставляли детям полную свободу движения с рождения.

Плюсы и минусы

К числу преимуществ методики можно отнести следующее.

  • Такой подход позволяет добиться комплексного физического и интеллектуального развития.
  • Способствует совершенствованию логики, сообразительности, пространственного мышления, фантазии, памяти, умения находить нестандартные пути.
  • Учит малышей быть самостоятельными, настойчивыми и целеустремленными с ранних лет.
  • Помогает получить базовые знания о важнейших абстрактных понятиях, что в дальнейшем будет полезно на школьной скамье.

Следует отметить, что методика не лишена и отельных недостатков.

  • Выполнение упражнений и игры осуществляются при взаимодействии малыша и родителей, что, конечно, весьма полезно, но ограничивает общение ребенка со сверстниками.
  • Развитие дошкольника не будет всесторонним при использовании исключительно методики Никитиных, поэтому ее следует дополнять рекомендациями других педагогов.
  • Система ориентирована на домашнее воспитание, поэтому нередко дети, которые развивались исключительно по данной методике, оказываются неготовыми к школьной жизни.
  • Из-за отсутствия сюжетных и ролевых игр малыш не учится играть, в течение всего дня он тренирует свой мозг, что ведет к существенным затратам энергии, вызывает усталость. Такой ребенок лишается многих светлых моментов детства.

Отметим, что недостатков у методики гораздо меньше, чем положительных моментов, и они могут быть без проблем сняты заботливыми родителями, которые дадут возможность своему ребенку пообщаться с ровесниками, поиграть с ними так, как того хочет сам малыш, отдохнуть.

Главные принципы

Свою позицию супруги объясняли так: их задача – воспитание не гениев, а самодостаточных и гармоничных личностей, для которых свойственны познавательное начало, живой интерес, стремление творить, наличие собственной позиции.

Методика Никитиных базируется на «трех китах» — основополагающих принципах.

  1. Для малышей необходимы особые условия, способствующие умственному и физическому развитию, поэтому родителям следует тщательно продумать дизайн детской комнаты: здесь должно быть уютно и комфортно. Чтобы ребенок обучался естественным образом, на стены можно повесить карточки с буквами, изображение карты мира, числовые таблицы.
  2. Задача родителя – предложить ребенку задачу, но не навязывать ни подход к ее решению, ни тем более правильный ответ. Главное – малыш должен проявить творчество, только в этом случае результат будет положительным. Упражнения Никитиных построены таким образом, что допустимы несколько возможностей решения.
  3. Ключевое значение в воспитательном процессе имеет тесное взаимодействие ребенка с родителями.

Опираясь на эти принципы и используя развивающие пособия супругов Никитиных, родители смогут помочь своим детям вырасти гармоничными и одаренными личностями, не испытывающими проблем в общении и социализации.

Основные труды

Супруги Лена и Борис Никитины написали большое количество развивающей литературы, которая может быть использована современными родителями.

Перечислим наиболее известные пособия:

  • «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней».
  • «Наши уроки».
  • «Правы ли мы?»
  • «Интеллектуальные игры».

Согласно их методике, ребенок должен был начать свое обучение с раннего возраста, причем речь идет не только о физическом, но и об умственном развитии. Вот почему для детей расставлялись всевозможные спортивные снаряды, в свободном доступе были книги, наглядные пособия. При этом никто не должен ограничивать выбор ребенка, только он сам мог определить, чем именно будет заниматься. В современной жизни полностью придерживаться такой методики довольно сложно, ведь она ориентирована на постоянное нахождение дома и ребенка, и его мамы, но родители могут смело использовать элементы интеллектуальных и развивающих игр, которые помогут подготовить малыша к школе, улучшить его мышление, фантазию, память.

Лучший возраст для занятий

Комплекс развивающих игр Никитиных можно использовать для дошкольников всех возрастов, поскольку, изменяя задания, легко повысить уровень сложности самой игры. Начинать тренировки с кубиками можно с 1,5 лет, это будет способствовать развитию мелкой моторики. Для самых маленьких достаточно использовать кубики одного цвета, просто раскладывать их, стараясь создать «дорожку». В 3–4 года можно смело предлагать ребятам разноцветные кубики и усложнять задание, просить сложить узор.

Основные пособия

Методика супругов Никитиных предполагала комплексное развитие физической силы и выносливости, интеллекта и творческого потенциала, поэтому и включала в себя большое количество пособий.

  • Шведская стенка, скакалка, турникеты, мячи помогали ребенку тренировать тело.
  • Кубики, развивающие доски, головоломки способствовали улучшению логического мышления и творчества.

Активно используется и конструктор. Работать с пособиями просто – малышу дается определенное задание, которое он должен выполнить.

Интеллектуальные игры

Развитие творческого начала ребенка предполагает развитие у него и интеллекта, поэтому в методике супругов Никитиных большое значение имеют всевозможные игры, которые интересны ребенку и в то же время полезны ему. Методика Никитиных удобна тем, что не только содержит теоретические обоснования правил работы с малышами, но и предлагает комплект конкретных игровых пособий, которые родители могут включать в режим дня своего ребенка. Вариантов множество.

Рамки Монтессори и вкладыши

Этот набор предназначен для детей от года. Представляет собой 16 рамок и соответствующие им геометрические фигуры, от малыша требуется понять, какая именно фигура подходит к конкретной рамке, и поместить ее «на место». Для самых юных задание существенно упрощается – им дают саму рамку и фигуру (например, круг) – ребенок должен понять, как их объединить. Для детей 4-5 лет можно разнообразить упражнение – обводить по контуру и рамки, и вкладыши, закрашивать их.

Уникуб

Направлен на развитие мышления и внимательности малыша, представляет собой набор из 27 кубиков, грани которых окрашены в различные цвета. Задача взрослого – дать ребенку конкретное задание (его можно придумать самостоятельно, например, выстроить из кубиков дом, сложить несколько кубиков так, чтобы стали видны лишь красные грани, или же посмотреть в иллюстрированной книжке-инструкции). Развивающая игра будет интересна и полезна детям от 1,5 лет. До трех лет можно предлагать самые простейшие действия, например просто поместить кубики в коробку.

Супруги Никитины категорически не рекомендуют вмешиваться в процесс решения задачи, от родителей требуется лишь похвала за успех, а справиться с поставленной целью малыш должен самостоятельно. Если взрослым кажется, что ребенок действует «неправильно», следует все равно дать ему свободу творчества. Неправильных решений нет, но вполне возможны нестандартные.

«Сложи узор»

Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.

Развивающее пособие при необходимости можно создать самостоятельно, используя обычные деревянные кубики и цветную бумагу.

Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:

  • У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
  • В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.

Количество «узоров», сложенных за одну игру, зависит от способностей и желания ребенка. Для одного будет достаточно и 4-5 различных вариаций, другой ребенок не успокоится, пока не соберет более 10. Цель родителей – не навязывать свою волю, но и не ограничивать стремление.

  • Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
  • Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
  • Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.

Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.

«Сложи квадрат»

Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.

Следует действовать по принципу «от простого к сложному»: сначала предложить ребенку собрать квадрат из трех частей, потом перейти к более сложному варианту – квадрату, разделенному на 5 или 6 фрагментов. Наконец, самым сообразительным можно предложить создать целое из 7 частей.

Набор «Дроби»

Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.

«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:

  • целые круги;
  • разделенные на сегменты – «дольки».

В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:

  • разложить кусочки по цветам;
  • составить из них круг, составить круг из деталей различных цветов;
  • разложить в ряд детали от меньшей к большей;
  • разместить фрагменты от большего к меньшему, разместить их стопкой.

Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.

Если у ребенка возникли непреодолимые трудности, рекомендуется не подсказывать, а отложить игру на пару месяцев, предложить ему альтернативный вариант.

Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.

Кубики Б.П. Никитина в работе по профилактике и коррекции дисграфии

Кубики Б.П. Никитина – развивающие игры, способствующие формированию и развитию восприятия, анализа и синтеза пространственных отношений частей и целого, пространственного мышления, зрительного контроля за выполнением своих действий, познавательной активности.

Представлены 3 видами: «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб».

Письмо – сложный многокомпонентный психический процесс, который обеспечивается работой в т.ч. теменно – височно – затылочной подобластью головного мозга, отвечающей за развитие пространственной координации.

Дисграфия – частичное, стойкое нарушение письма, вызванное недоразвитием или несформированностью одного или нескольких его компонентов, виды:

  • оптическая (зрительно – моторно – пространственная, кинетическая),
  • языкового анализа и синтеза,
  • аграмматическая,
  • акустическая и др.

Пространственная организация мира представляется в трёх основных составляющих:

  • реальное пространство окружающей среды,
  • аналогичные ему представления во внутреннем плане,
  • квазипространство (упорядоченность в системах символов и знаков, придуманных человеком, в т.ч. и письмо).

Уровень развития пространственной координации, квазипространственных представлений влияет:

  • на дифференцировку букв, понятий,
  • на восприятие и понимание слов, объединённых во фразы и определённым образом расположенных в них,
  • на освоение предлогов и приставок,
  • на понимание отношений между единицами сравнения,
  • на установление соотношений между словами, предложениями, их последовательности,
  • на понимание причинно-следственных отношений.

В приведённой ниже таблице показано, как от развития анализа пространственных отношений, зависит успешность обучения письму:

1. Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова

1. Несформированность фонетико – фонематического анализа
2. Недостаточность развития анализа пространственных отношений

2. Не различение при письме сходных по начертанию письменных букв (б-в, н-п, м-л, ш-т и др.)

1.Недостаточность зрительного анализа
2. Несформированность анализа пространственных отношений

3. Слитное и раздельное написание слов с предлогами и приставками (висит настене, в зела)

1. Несформированность вербального анализа
2. Недостаток в развитии зрительного анализа и синтеза
3. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

4. «Зеркальное» написание букв, не узнавание букв в перевёрнутом виде

1. Недостаточность зрительного анализа
2. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
3. Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы

5. Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-д, и-п, н-п и др.)

1. Недостаточное развитие пространственных отношений
2. Недостаточность зрительного анализа

6. Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, не используется строчное и подстрочное пространство рабочей строки

1. Слабо развита тонкая моторика руки
2. Не сформированы зрительно – двигательные координации
3. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
4. Не усвоено понятие «рабочая строка»

7. Плохо ориентируется в пространстве листа тетради

1. Недостаточность развития анализа пространственных отношений
2. Недостатки в развитии процессов саморегуляции и контроля

Таким образом, применение логопедом кубиков Б.П.Никитина для развития пространственного восприятия и координации, оказывает положительное влияние в работе по профилактике и коррекции дисграфии у младших школьников.

  1. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников; М. 2001 г.
  2. Черемных Г.И. Развитие пространственных представлений у детей; Екатеринбург 1999 г.
  3. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры; Обнинск 2009 г.
  4. Селиверстов В.И. Словарь логопеда; М. 2015 г.
  5. Иншакова О.Б., Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников; М. 2013 г.

Тема: Письмо и кубики «Сложи узор». Анализ видов деятельности.

Цель: Научить детей выявлять взаимосвязи разных видов деятельности.

Оборудование: карточки «элементы письменных букв», пиктограммы « целое-части, язык, глаза, уши, руки, мозг, лево-право, верх-низ», карточки слогов, кубики Б.П.Никитина «Сложи узор», плакат «алфавит письменных букв».

1. Разминка в кругу: упражнения на развитие общей, мелкой моторики, темпа-ритма, модуляции голоса, речевого дыхания (техники: «расскажи стихи руками»; «умные движения» и др.)
2. Организационный момент:
Л: – Чем похожи ёж и мяч?
У: – круглые, с ними можно играть и др.
Л: – Чем не похожи?
У: – ёж колючий, мяч гладкий
Л: – изобретём новый мяч, возьмём колючки ежа, и мяч станет.
У: – колючим
Л: – нужен нам такой мяч?
У: – нет, да
Л: – почему нет? – почему да? (Показ разновидностей массажных шариков, мячей)
У: – тренировать, массажировать руки, чтобы хорошо писать и др.
Игра «Превращения»
Л: – Я превращаю вас в «узор», сама превращаюсь в «алфавит»,
– Что у нас с вами похожего?
У: – ничего

Работа с пиктограммами

1. «Целое-части» – узор можно собирать, из элементов можно «собрать» букву, из букв – слова; можно их разбирать;
2. «Язык», «глаза», «уши», «руки», «мозг» – нужны, чтобы собирать узоры, писать буквы, слова;
3. «Лево-право», «верх-низ» – в узоре и словах есть порядок, элементы строго стоят на своём месте; (Показ узора, в котором несколько кубиков расположены не на своём месте, показ слова, в котором одна из букв стоит не на своём месте – узор и слово не получаются).
Л: – Так чем же похожи «узор» и «алфавит»?
Вывод (опора на пиктограммы)

3. Основная часть занятия

Л: – Ребята, ответьте на вопросы:
1. Что вам больше нравится, собирать узоры из кубиков или писать?
У: – собирать узоры, писать
2. Будем ли мы лучше писать, если будем собирать узоры из кубиков?
У: – не знаю, нет, да
Л: – В конце занятия мы ещё раз ответим на этот вопрос

Задания для анализа акта письма

«Составить предложение из слов в начальной форме»
Л: – Ира, Лида, пошла, гора, и, Мила, на
У: – Ира, Лида и Мила пошли на гору.

Сколько слов, какое первое, второе и т.д. – определение порядка, слоговой анализ и синтез слов

Каждому учащемуся дан 2-ой слог одного из слов предложения, деля каждое слово на слоги, догадываются из какого слова их 2-ой слог, находят карточку с 1-ым слогом, составляют своё слово, записывают в тетрадь

Сколько букв, какие, порядок, из каких элементов состоит первая буква (карточки изученных элементов письменных букв)

Л: – Ребята, какую работу мы с вами выполняли, с опорой на пиктограммы расскажите, как мы её делали?
Вывод (опора на пиктограммы)

Выложить узор из кубиков Б.П. Никитина

– «Сложи узор» серия СУ- в – 8 «песочные часы» – по словесной инструкции, верхнюю половину узора, нижнюю – идентичную – самостоятельно;
– 5 «дом» – по словесной инструкции, левую половину узора, правую – зеркальную – самостоятельно;
– составление узора по самостоятельному выбору.
Л: – Какую работу мы выполняли? Как?
Вывод (опора на пиктограммы)

Л: – Мы выполняли задания по письму и выкладывали узоры из кубиков, можем мы сказать, что эти работы похожи? Чем?
Л: – Ответьте теперь на вопрос: если мы будем собирать узоры из кубиков, будем мы лучше писать?

Выкладывая узоры из кубиков, мы анализируем целое и части; нам помогают органы нашего тела: глаза, руки, уши, язык, мозг; развиваем ориентировку в пространстве, соблюдаем порядок; сравниваем свой узор с картинкой. Эти же действия мы используем в заданиях по письму, значит, улучшаем его.

Игры Никитина для дошкольников

Метки

Популярно на сайте

  • Новогодние загадки для детей – 5 243 Просмотры
  • Рождественские книги для детей – 51 Просмотры
  • Рождественские мультфильмы – 170 Просмотры
  • Детям о Рождестве – 2 636 Просмотры
  • Новогодние мультфильмы – 678 Просмотры
  • Игра Танграм для дошкольников – 17 978 Просмотры
  • Посуда – 13 313 Просмотры
  • Дидактические игры по теме «Зима», «Новый год» – 8 746 Просмотры
  • ТРИЗ для дошкольников – 6 050 Просмотры
  • Тема недели «насекомые» в детском саду – 5 631 Просмотры
  • Оригами «Божья коровка» для детей – 5 415 Просмотры
  • Адвент-календарь «Ёлка» для дошкольников – 5 283 Просмотры
  • Коллаж «Божья коровка» – 5 182 Просмотры
  • Летнее чтение для дошкольников – 5 145 Просмотры

Содержание:

  • Особенности развивающих игр для детей по методике Никитиных
  • Какую игру по методике Никитиных предложить детям первой?
  • Правила игр Никитина
  • Примеры игр по методике Никитиных
    • Игра «Сложи узор»
    • Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»
    • Игра «Обезьянки»

Среди многообразия педагогических разработок, развивающих методик, детских пособий, обучающих игр, особое внимание заслуживает методика Никитиных для детей. Не только потому, что она имеет давние, еще советские корни, успешно опробована на детях и внуках знаменитых супругов – педагогов, распространена их последователями. Методика раннего развития Никитиных проста, доступна и используется педагогами не только России, но и многих стран мира.

Семеро детей Лены и Бориса Никитиных достигли значительных успехов в развитии и воспитании, опережая сверстников на несколько лет. Интересная методика, интеллектуальные игры для детей сегодня не только не утратили актуальность, они получили большое распространение у современных производителей товаров для детей, их выпускают в разных вариантах, модернизируют, используют в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах.

Борис Павлович Никитин (1916 – 1999 гг.) называл свои педагогические разработки «играми для ума», так как в игровой развивающей деятельности ставил на первое место самостоятельный поиск творческих решений и стимулирование новых достижений в развивающей среде, а не применение ребенком алгоритма известного решения интеллектуальных задач. По его мнению, дети должны учиться находить выход из игровой ситуации без инструкций педагога: в этом будет заключаться развитие интеллектуальных способностей. И это утверждение, воплощенное в развивающих играх Никитина для дошкольников, соответствует задачам современной педагогической науки.

Игры по методике Никитина предназначены не только для дошкольников. В них можно играть всей семьей, компанией, а также школьникам, студентам, их используют даже в качестве реабилитирующих занятий в домах престарелых.

Особенности развивающих игр для детей по методике Никитиных

Помощь взрослого, воспитателя или родителя, требуется только в самом начале, когда надо предложить игру ребенку, вовлечь, заинтересовать. Здесь есть небольшой психологический момент – надо угадать настроение малыша, чтобы ему было интересно и комфортно играть в условиях новой развивающей среды.

  • Каждая игра состоит из нескольких задач, ребенок должен найти решение с помощью фигурок, деталей, картинок и т.п.
  • Задачи могут быть представлены в различных формах (рисунки, чертежи, конструкции, модели и т.п.), так они стимулируют познание разных способов передачи информации.
  • Игровые задачи следует вводить с возрастанием уровня сложности.
  • Игровые задания имеют разный диапазон трудностей, от простых, для 2 — 3 летних малышей, до сложных для взрослого игрока. Поэтому игры Никитиных интересны в любом возрасте.
  • Поэтапное усложнение игровых задач стимулирует интеллектуальное развитие ребенка, заставляя думать, идти вперед, самостоятельно развиваясь в творческом поиске.
  • Взрослый ни в коем случае не должен вмешиваться в игру ребенка, не должен подсказывать, позволяя самому искать решение проблемной ситуации.
  • От ребенка не следует требовать немедленного решения игровой задачи. Он должен дойти до всего сам, пусть даже через день, неделю, месяц.
  • Ответ на игровое задание должен быть наглядным, осязаемым, в виде схемы, рисунка, модели, таким, чтобы ребенок сам мог убедиться в своей правоте, в своем правильном выборе решения.
  • Развивающие игры не должны быть ограничены предлагаемыми заданиями, их можно дополнять, придумывать свои, новые, а можно разработать самим более сложные игры или более творческие.
  • Интеллектуальные игры помогают выяснить предел своих возможностей.

Таким образом, цель развивающих игр по методике Никитиных заключается в формировании у детей разных интеллектуальных качеств: памяти, внимания, пространственного воображения, способности к логическим вычислениям, поиска закономерностей, умения классифицировать, находить свои ошибки. Играя, ребенок учится быть сообразительным, изобретательным, развивает творческое мышление.

Какую игру по методике Никитиных предложить детям первой?

Если в распоряжении воспитателей есть несколько развивающих интеллектуальных «никитинских игр», то желательно сначала разобраться с каждой из них самому, чтобы выяснить комплектацию, уровень сложности. Можно попробовать поиграть самим, чтобы оценить диапазон задач и требуемое время. С учетом возраста, темперамента и характера малыша или группы воспитанников следует вводить сначала самые легкие игровые задания, двигаясь к более сложным. Например, если малыши освоились с игрой «Сложи узор», то периодически через несколько дней следует вводить игры «Обезьянки», «Рамки Монтессори», «Точечки», «Внимание» и другие.

Воспитателей может заинтересовать вопрос, можно ли занять группу детей, предложив им сразу несколько разных игр по методике Никитиных? Сам Борис Никитин утверждает, что это возможно в том случае, если из трех игр минимум две уже освоены и интерес у воспитанников есть. При этом нежелательно отводить для игровой деятельности определенное время – 5, 10 минут, создавать временные рамки и останавливать. Пока у ребенка есть интерес и ему не делают замечаний, пусть решает логические задачи и доводит дело до конца.

Правила игр Никитина

  1. Игра должна доставлять радость. Каждый успех ребенка – большое и общее достижение.
  2. Ребенка следует заинтересовать игрой, но не стоит заставлять. И уж тем более здесь не место обидным замечаниям.
  3. Развивающие творческие игры требуют детской самостоятельности и взрослого невмешательства. Пусть ребенок думает сам, ищет свои ошибки тоже сам, поднимаясь по лестнице все более сложных заданий.
  4. Чтобы оценить сложность игры, прежде чем занять детей, стоит поиграть самому и засечь время.
  5. Начинать надо с более легких и простых задач, так как успех в самом начале – важное условие.
  6. Если ребенок не может решить игровую задачу, она ему не под силу, то стоит отступить и сделать перерыв. А через несколько дней возобновить занятия с более легкой игры. А еще лучше, если малыш выберет сам игру по своим возможностям.
  7. Если в семье несколько детей, то каждому надо приготовить по комплекту. В детском саду желательно подготовить несколько комплектов игр.
  8. Самые простые игры, которые автор методики рекомендует давать первыми – «Сложи узор» и «Рамки и вкладыши Монтессори». Эти игры направлены на распознавание цвета и формы. При этом Б. П. Никитин рекомендует взрослым начать вести дневник успехов ребенка, записывая порядок введения новых игр.
  9. Дети увлекаются играми периодически, поэтому, когда интерес к занятиям пропадает, об игре следует забыть на несколько дней или на месяц. Когда с подачи взрослых интерес снова возникнет, успехи в игре могут быть куда лучше.
  10. Игры по методике Никитиных следует беречь, не оставлять с игрушками, убирать на видное, но недоступное детям место.
  11. При занятиях по методике Никитиных с самыми маленькими детками от 1,5 до 3 лет желательно придавать игре форму сказки, придумать сюжет, дать фигуркам, узорам и моделям имена. Фантазия и эмоции воспитателя играют большую роль в процессе увлечения детей.
  12. Игровая деятельность должна стимулировать у ребенка развитие индивидуальных качеств характера. Следует больше хвалить воспитанников за достижения и подбадривать в случае неудач.
  13. Игровая деятельность должна проходить в условиях комфортной и непринужденной обстановки. Если дети – непоседы захотят прыгать от радости или кувыркаться – они не должны сдерживаться.
  14. Если на игровом этапе уже сложены все узоры, собраны все модели, то можно придумать новые задания самим. Будет замечательно, если дети станут сами записывать, зарисовывать в дневник достижений новые образцы.
  15. Детям старшего дошкольного возраста можно устроить соревнования по решению задач на скорость. А воспитанники 6 – 7 лет вполне способны к серьезным состязаниям со взрослыми. Выиграть взрослого – это огромная радость для ребенка.

Примеры игр по методике Никитиных

Игра «Сложи узор»

В комплекте этой игры – 16 кубиков одинакового размера. Стандарт – 3 х 3 х 3 см. При этом грани каждого кубика окрашены в 4 цвета, а две из 6 граней (противоположные) окрашены разными цветами по диагонали. Таким образом, задействованы всего 4 цвета.

Из кубиков можно составлять разные узоры, подбирая цвета в любом порядке.

Переставляя кубики, можно создавать большое количество вариантов картин, узоров, схем, придумывая им названия.

В этой игре есть три стандартных задания: составить аналогичный узор по заданной (нарисованной) схеме, затем составить (зарисовать) схему по сложенному кубиками узору, и третье – придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков.

Схемы — задания на готовых карточках к игре могут быть подобраны в натуральную величину так, чтобы их можно было закрывать кубиками.

С малышами ясельного возраста можно играть в «Сложи узор», используя сначала 4 кубика, составляя одноцветные картинки, затем постепенно вводить следующие кубики, усложняя узор. Можно предложить составить самому простой узор и придумать ему название.

Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно устроить увлекательные соревнования по игре «Сложи узор». Если разделить их на несколько команд, раздать по комплекту кубиков, то дети с удовольствием будут ждать от ведущего новое задание и складывать узоры по схеме. А воспитатель может подводить итоги в таблице, какая команда сложила быстрее, какая правильнее, а какая придумала больше новых узоров.

Б.П. Никитин предлагает взрослым обратить внимание на один очень важный момент: как мы достаем коробку с кубиками, бережно раскладываем или шумно вываливаем все сразу, так и дети будут либо бережно собирать кубики после игры, либо разбрасывать их по комнате. Обращение с предметами откладывается в детской памяти, малышам свойственно во всем подражать взрослым.

Играя в «Сложи узор», малыши учатся самостоятельно мыслить, контролировать и оценивать себя, видеть собственные ошибки.

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Основу этой игры преимущественно составляют педагогические разработки итальянского педагога М. Монтессори. Б.П. Никитин лишь несколько изменил комплектность и условия. Игровые задания знакомят дошкольников с геометрическими фигурами, подготавливают детские ручки к письму, развивают логическое мышление.

Игровой комплект состоит из квадратных пластинок – рамок размером 10 х 10 см толщиной около 2 мм. Каждая рамка имеет в центре отверстие, в которое вставляется вкладыш соответствующей геометрической формы и подходящего размера, но отличающийся по цвету.

Вот список фигур:

  1. Круг
  2. Квадрат
  3. Равносторонний треугольник
  4. Эллипс
  5. Прямоугольник
  6. Ромб
  7. Трапеция
  8. Четырехугольник с неправильными сторонами и одним прямым углом
  9. Параллелограмм
  10. Равнобедренный треугольник
  11. Шестиугольник
  12. Пятиконечная звезда
  13. Прямоугольный равнобедренный треугольник
  14. Пятиугольник
  15. Неправильный шестиугольник
  16. Разносторонний треугольник.

В ходе игры рамку с соответствующим вкладышем надо называть по форме фигуры (ромб, звезда, круг и т.д.).

Количество рамок и игровые задачи к каждой игре подготавливаются в соответствии с возрастом и возможностями деток.

  • Найти вкладыши и вставить в рамочки
  • Обвести контуры фигурок (по рамке, по вкладышу)
  • Раскрасить фигурки цветными карандашами
  • Обвести фигурки двойным контуром
  • Создать орнамент из фигурок
  • Угадать фигурку на ощупь
  • Вставить вкладыши в рамочки с закрытыми глазками
  • Разложить рамочки и фигурки – вкладыши по свойствам.

Игра «Обезьянки»

Эта замечательная игра основана на способности малышей к подражанию. Дети часто копируют поведение взрослых, перенимая тем самым привычки, способы обращения с предметами, эмоции. У дошкольников младшего возраста очень развиты такие качества, как внимание, наблюдение за взрослыми, способность к подражанию. С возрастом эти качества меняются. Игра «Обезьянки» позволяет оценить, насколько внимателен ребенок, или же это качество угасает.

Игра рассчитана на детей с 2 – 3 лет. Детишек надо усадить за столик так, чтобы они могли под него прятать ручки. Ведущий начинает игру с небольшого введения – сказки: в комнате сидела маленькая обезьянка, ей было скучно, она увидела мальчика, сначала спряталась от него, а потом стала повторять за ним все движения и ей это очень понравилось. Теперь все детки – обезьянки повторяют движения за мальчиком – ведущим (воспитателем). Для малышей надо приготовить одинаковые деревянные брусочки или кирпичики и раздать каждому по 2 штуки. Можно позаимствовать их из любого игрового комплекта. Ведущий поднимает руки из – за стола и складывает свои кирпичики в определенную композицию, ставит на ребра, башенкой, буквой «Т», любым способом. Детки – обезьянки должны повторить из своих брусочков композицию точь – в – точь. При этом ведущий должен выполнять движения демонстративно медленно, иногда чуть быстрее, шумно или тихо, но очень эмоционально, словесно подбадривая обезьянок. Закончив композицию, начинают следующую. Спрятав руки под стол, потом достав фигурки, обезьянки вновь повторяют за ведущим и строят новую композицию.

В результате дети развивают внимание, учатся повторять действия ведущего. Усложнять игру можно вводя новые фигурки, в том числе разных цветов.

Список никитинских игр и головоломок достаточно большой. Все они направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения. Детские таланты необходимо развивать с раннего возраста, создавая творческую среду и увлекая ребенка интеллектуальными играми. Так считают Лена и Борис Никитины. И в этом с ними согласны все педагоги.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина

Автор: Оксана Юрьевна Бахмат
«Технология развивающих игр Б.П. Никитина»

1. Суть методики.

Борис Павлович Никитин – основоположник идеи, подразумевающей, что обязанностью каждого из воспитателей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей с самого раннего возраста.

Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное – успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут.

Игры Никитина замечательны тем, что в них можно играть с самого раннего возраста. Возраст определяется только степенью сложности заданий. Некоторые задачи под силу деткам с одного года, а с некоторыми непросто справиться даже взрослым. Тем более приятно, когда малыши, рано начавшие играть в эти игры, успешно выполняют сложные задания!

С помощью развивающих игр дошкольники учатся чтению, счету, операциям с дробями, элементам черчения они способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения.

Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием, с интересом.

Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора.

2. Принципы развивающих игр.

Используя в занятиях с ребенком развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

1.Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому.

Радуйтесь ему-это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.

2.Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.

3. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже.

4 . Обязательно начинайте с простых задач, чтобы был успех в самом начале.

5.Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.

6. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач.

3. В результате работы по данной технологии:

1. Тренируется память.

2. Малыш учится быстро реагировать, думать.

3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.

4. Расширяется познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.

5. Кубики Никитина хорошо действуют на развитие моторики детей.

6. Способствуют сплочению детского коллектива, так как если у ребенка не получается выстроить рисунок по схеме, то другие тут же спешат на помощь!

4. ИГРЫ Б.П. НИКИТИНА

1. Рамки и вкладыши Монтессори.

Эта игра доступна самым маленьким. Основная задача – подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать. Происходит развитие техники владения карандашом, умения обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами». ( рамки- обводить, штриховать,

Вкладыши «Повтори за ежиком» –

1 этап: ребенку воспитатель показывает ежика, вкладывает круги в отверстия, предлагает повторить.

2 этап: ребенку предлагается карточка, где отмечен только один красный кружок,взрослый предлагает повторить за ежиком на картинке и вкладывает круг красного цвета в отверстие, проговаривает один и указывает на цифру внизу карточки.

3 этап: карточки демонстрируются поочереди. Взрослый называет цифру внизу картинки, считает, а ребенок вкладывает круги в нужные отверстия, называя цвета.)

Использование ежика способствует развитию мелкой моторики, овладению счетом, совершенствование цветовой дифференцации. Развивает усидчивость и внимание.

Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

1 этап. Сначала ребенок знакомится с кубиками и совершает простые игровые действия.

2 этап.Затем детям предлагается составить по образцу простые рисунки «елочка», «окно»,«бабочка».

3 этап.Ну а в дальнейшем ребята выкладывают рисунок самостоятельно, с опорой на схему. Конечный этап – ребенок должен уметь самостоятельно придумать схему рисунка

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

3. «Уникуб». Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.

«Уникуба» может увлекать детей 2—15 лет.

Задания в «Уникубе» весьма трудны и требуют больших затрат времени и сил, поэтому надо рассчитывать умственные и физические возможности ребенка.

4. «Сложи квадрат». Игру следует усложнять постепенно.

Знакомство с игрой можно начать с 1 года и позже, вводим понятия “целое” и “часть”.

1 уровень сложности – квадрат поделен на 2 и 3 части.

2 уровень сложности – квадрат поделен на 4 части.

3 уровень сложности – квадрат поделен на 6 частей.

5. “Кубики для всех”

Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

6. Дроби. Дети постоянно сталкиваются с понятиями целое/часть в повседневной жизни, с самого рождения. многие представления о дробях С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.

Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации.

Точечки. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.

«Точечки» можно показывать ребенку уже с года, он с удовольствием будет пытаться собрать их в стопочки, или засунуть в коробку, или выговорить названия цифр, которые ему постоянно повторяет мама.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: