Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 15.01.2020 2020-01-15

Статья просмотрена: 1382 раза

Библиографическое описание:

Мясникова, Е. К. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. К. Мясникова, А. В. Вавилова, О. К. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 444-446. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66294/ (дата обращения: 18.01.2022).

Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем в работе педагога с детьми, у которых речь сформирована в норме. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников является наиболее актуальной для современной педагогики. Число детей с нарушениями речи ежегодно растет. Такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических игр на занятиях, считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевых нарушений, при которых нарушены или отстают от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Отмечаются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Такие дети быстро утомляются, с трудом воспринимают инструкцию педагога. В общении между собой, у некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, они становятся излишне подвижными. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям.

У дидактической игры две цели: одна их них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, побуждающая к развитию интереса к обучению. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие «Цветик-разноцветик», которое можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей.

Пособие предназначено для детей с трёх до восьми лет. Дети мыслят конкретно, поэтому зрительные образы хорошо запоминаются и надолго сохраняются в памяти. Одним из принципов дидактики является принцип наглядности.

К. Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету». Поэтому в пособии наглядный материал имеет реалистичность изображения, яркость цветов.

Задания, игры, упражнения, представленные в пособии, обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;
  2. Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.
  3. Образовательная область «Речевое развитие»- развитие связной речи, а также навыков словообразования и словоизменения, накопление словарного запаса, умение отгадывать загадки, развивать интонационную выразительность при рассказывании стихов.
  4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие умения выкладывать схематичное изображение фигур животных, предметы из спичек, пуговиц, пробок; развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.
  5. Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.

Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использовать его практически в любой деятельности.

Пособие может быть использовано педагогами, специалистами, родителями в работе с детьми.

Цель- создать условия для развития мыслительных и речевых процессов, с целью улучшения готовности детей к последующему школьному обучению.

  1. развивать интерес к окружающему миру и познавательную активность детей;
  2. поддерживать речевую активность детей, расширять словарный запас, развивать связную речь;
  3. развивать восприятие, внимание, память, воображение, мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация);
  4. учить и закреплять обобщающие понятия у детей;
  5. овладевать предпосылками учебной деятельности.

Описание дидактического пособия «Цветик-разноцветик».

Дидактическое пособие представляет собой поле в форме цветка с восьмью лепестками разного цвета и набором:

– схематических изображений, раскрасок;

– наборы пуговиц, пробок, спичек для выкладывания фигур;

– подбор дидактических игр и упражнений, которые можно проводить с помощью предметных картинок;

– картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

В центре цветка и на каждом лепестке есть прозрачные карманы, в которые располагаются картинки, также на лепестках есть цифры для счёта.

Для проведения игры, педагог читает загадки, дети их угадывают, обобщают и находят изображение-схему. В центральный карман вставляется картинка с обобщающим понятием. Далее детям предлагается расположить в карманах-лепестках картинки, подходящие к данной теме («Животные Севера», «Дикие животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты» и другие лексические темы). Затем педагог выбирает из каталога любую игру или упражнение.

Составляя схематичное изображение предмета, дети могут самостоятельно выбрать из чего выкладывать: из спичек, пуговиц или пробок.

Также педагогом предлагаются мини-раскраски по лексической теме.

Данные игры можно проводить, как часть занятия или в свободной деятельности детей.

С детьми проводятся пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.

Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к окружающему миру, повышает познавательную и речевую активность детей, расширяет словарный запас, связную речь, внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу

Таким образом, мы видим, что данная дидактическая игра помогает вызвать интерес к познавательной деятельности детей, сделать занятия более интересными и незабываемыми. Ребенок с радостью будет ждать следующего занятия!

Приложение.

  1. Картотека дидактических игр и упражнений:

Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

Аннотация: В данной статье предлагаются педагогам, специалистам, родителям методы и приёмы развития познавательной активности у детей с нарушением речи с помощью развивающих игр.

Известно, что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии ребенка, благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, время наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и речевого развития детей, является потребность в новых впечатлениях и знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.

Читайте также:
Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

Для развития познавательной активности в процессе работы над речью применяю как классические, так и инновационные методы и приемы.

Развивающие игры занимают особенно важное место в моей работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательно — речевое содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Все игры и упражнения распланированы по лексическим темам, что даёт большую возможность обобщить, пополнить новыми знаниями детей в то или иной области.

Так, например, настольная игра «Из чего сделаны?» знакомит детей с материалами, из которых сделаны окружающие нас предметы, «Времена года» — с явлениями природы в разные времена года, «Профессии» — с предметами, которые необходимы людям разных профессий, «Когда это бывает?» — с частями суток, «Логокуб» — учит классифицировать предметы по категориям, «Мой дом» — с предметами домашнего обихода, «Помоги дежурному» — с предметами посуды и как накрыть стол к обеду и др.

В процессе игр на развитие дыхания дети также приобретают знания, например в игре «Подводный мир» узнают о предметах находящие на морском дне, в игре «Птичья столовая» — о зимующих птицах и как о них заботиться зимой, в игре «Собери ежику яблочки, а белочке орешки» — о том, чем питаются животные, в играх «Летний луг», «Сделай бурю» — о свойствах предметов: «лёгкий – тяжёлый», «тонет – не тонет», «плавает – летает». По теме «Фрукты» в играх на дыхание: «Понюхай фрукт», «Вкусные коробочки», «Прожорливые фрукты» дети угадывают фрукты по запаху, по форме и цвету.

Следующие игры позволяют уделить внимание каждому ребёнку – это словесные игры, игры с мячом: «Мяч бросай, деревья называй», «Съедобное — несъедобное», «Раз, два, три мячик прокати, части суток назови» и др.

То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игр дети знакомятся с понятиями, обязательно усваивают их словесное обозначение, закрепляют правильное произношение звуков.

Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлоф и пр.) и звучащие предметы (погремушки, морские раковины, шуршащая бумага и т. д.), звуковые книги, диски «Звуки природы». С ними можно проводить такие музыкальные игры: «Отгадай, что звучало?», «На чём играла?», «Повтори ритм», «Пропой слоги» и др. Игры со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, умению дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата и дыхания.

Закрепляю знания детей по лексическим темам и в процессе развития мелкой и общей моторики. На пальчиковой гимнастике и физминутках дети заучивают небольшие стихотворения и показывают движениями, изображая действия людей, животных, явления природы. Например, осенью по темам: «Лес» (деревья, грибы, ягоды), «Овощи и фрукты» проводились такие игры: «В огород пойдём, хоровод завёдём», «Дождик», «Мы капусту солим», «Компот» и др. Работая с детьми в тетрадях или с бросовым материалом, беседую на разные темы. Они обводят предметы по трафаретам, выкладывают по готовым образцам, создают картинку, затем рассказывают, что есть у предмета, какие, для чего нужны.

Для развития своих логопедических задач и ознакомления с разными временами года использую многофункциональное панно «Времена года». С помощью его провожу игры на дыхания, на артикуляцию, составление описательных загадок, сказок и рассказов.

Эффективным способом стимуляции познавательной активности ребёнка, является предъявление ему «загадочных» предметов. Высокая степень неопределенности требует большого разнообразия познавательных действий детей. Этот способ часто использую в качестве сюрпризного момента, когда дети достают предметы из чудесного мешочка, шкатулки, ищут в сухом бассейне и др. При этом даются разные задания: «Дед Мазай, загадку загадай!», «Найди на ощупь», «Послушай, чей голос» и др.

Широко использую на занятиях демонстрационный материал, на котором ребята учатся пересказывать, выражать свои мысли, получают новые знания. Р.Н. Бунеева, А.А. Вахрушева «Наглядный и раздаточный материал», О.С. Ушакова серии сюжетных картинок «Рассказы про зверят», С. Вохринцева «Окружающий мир», Т. Ю. Бардышева «Логопедические занятия в детском саду» и др. Каждый материал содержит не только картинки, но и предлагаются задания: стихи, загадки, игры, планы пересказа рассказов по схемам.

Использование мнемотаблиц и схем помогает более детально рассмотреть предметы или явление природы, заучить стихотворение, составить рассказ. Например, такие как: на рассказы «Посуда», «Птицы», «В огороде», на стихотворение «Ромашка» и др.

Большой интерес и эмоции у детей вызывают интерактивные игрушки, книги, плакаты, компьютерные игры. Книги: «Весёлый календарь», «Лесные животные», «Зайкина ферма», игра «Обучающий горшочек Винни», «Мой маленький чтец — собачка Шонни», плакаты «Подводный мир», «Говорящая азбука», компьютерные игры: «У бабушки в деревне», «Чей домик?», «В зоопарке», «Что из чего?» и др. Эти пособия, вызывая положительные эмоции, имея объёмное изображение, анимации объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают занятия наглядными, привлекательными для детей, концентрируют внимание, облегчают усвоение и запоминание материала.

И так, на познавательную активность детей в процессе работы над речью имеют положительное влияние игры развивающего характера. Это обусловлено их особенностями — в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима и нарочитой тренировки, учиться правильно говорить, наблюдать, дается возможность детям самим найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать собственное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания.

Хрищатая Г.П.
учитель-логопед высшей категории

Опыт работы “Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений”
методическая разработка по теме

В материале представлена система работы по развитию познавательной активности дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
opyt_raboty_pussep_v.p.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

МБДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребёнка»

Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений

Пуссеп Валентиной Прокопьевной,

«Детский сад №65-ЦРР»

  1. Условие возникновения и становления опыта.

Опыт формировался в условиях МДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребёнка», на базе группы для детей с общим недоразвитием речи. Детский сад находится по адресу: Алтайский край, горд Бийск, ул. Ленинградская 75/1.

Детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

У детей с нарушением речи недостаточно развита познавательная активность. Педагог должен воспитывать у детей устойчивый интерес к познанию.

  1. Актуальность опыта.

В познавательной деятельности человек изучает не только его окружающий мир, но и самого себя. Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребёнка постоянно растёт с развитием научно-технического прогресса. Чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методы обучения.

Проблема развития познавательного интереса дошкольников одна из самых актуальных в детской психологии. Поскольку взаимодействие человека с окружающим миром происходит благодаря его активности и деятельности, а ещё потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков, так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности.

Ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

Таким образом, актуальность темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательного интереса дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса.

Следовательно, полноценное развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребёнка и взрослого посредством игровой среды, дидактических игр и упражнений.

  1. Теоретическая база опыта.

Автор основывается на теории активизации учебной деятельности (Т.И. Шамова). Сущность нового концептуального подхода в рассмотрении познавательной активности, как качественной деятельности ребёнка, которая проявляется в его отношении к содержанию процесса обучения, стремлению овладеть знаниями.

Эффект обучения зависит от уровня развития дошкольника.

Обучение строится следующим образом:

• организует деятельность ребёнка по восприятию и осмыслению учебного материала;

• организует закрепление полученной информации;

• формирует положительные мотивации;

• формирует познавательную самостоятельность, овладение системой знаний;

• формирует волевые усилия.

1. Проблемное обучение.

2.Самостоятельная работа на всех этапах занятий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили психолого-педагогические, концептуальные методические исследования, связанные с рассматриваемой проблемой, в частности:

• деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению (Х.Ж. Ганеев, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, И.С. Якиманская);

• концепция использования дидактических игр (В.Г.Коваленко, У.М.Сидорова, О.Б.Епишева).

В основе своей автор использует технологию «Воспитание и обучение детей с проблемами» В. Мясищев, её целевые ориентации.

• коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении;

• создать положительную Я-концепцию, снять синдром неудачника;

• формировать адекватную самооценку;

• развивать интеллектуальные способности;

• укреплять положительные нравственные начала в личности ребёнка;

• адаптироваться в коллективе сверстников;

• привлекать ребёнка к социально-значимой и трудовой деятельности.

• охранять и укреплять детей, имеющих проблемы, средствами организованных педагогических влияний физического и психического здоровья;

• педагогизировать окружающую среду, создавать педагогическое пространство повышенного воспитательного внимания.

Общие подходы к реализации технологии:

• партнёрство и преемственность;

• комплексность и целостность;

• индивидуальный и дифференцированный подход;

• принцип охраны и защиты прав, интересов и здоровья ребёнка;

• педагогическая окружающая среда.

Автор реализует в воспитательно-образовательном процессе следующие программы:

• «Программа воспитания и обучения в детском саду» Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой, Москва Мозаика-синтез 2007.

• Программа Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичивой «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Москва 1993 год, издательство «Альфа».

В первую очередь ориентируется на развитие индивидуальности ребёнка, создание условий для его психолого-педагогического сопровождения через разработку индивидуальных образовательных траекторий на основе положений «Концепции и программы развития дошкольного учреждения».

  1. Новизна опыта.

Автором предпринята попытка осуществлять системный подход в работе. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по задачам с использованием лексических тем, изучаемых в речевой группе.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Процесс познавательной активности строится с учётом «внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях» – М. Лисина.

В процессе познавательной деятельности с детьми обеспечивается возможность для реализации возрастного потенциала и проявления индивидуальности каждого ребёнка, который не просто «усваивает» материал,

а познаёт мир, вступает с ними в диалог, ищет ответы на свои вопросы, не останавливается на достигнутом.

  1. Технология опыта.

Создать условия для развития познавательной активности детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений.

1. Подобрать литературу, которая необходима для осмысления темы исследования и сопоставление своего опыта с отражённым в литературе по данной проблеме.

2. Создать развёрнутый перспективный план по развитию познавательной активности посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений.

3. Подобрать методики для диагностики познавательной активности детей с общим недоразвитием речи.

4. Организовать обследование развития познавательной активности детей с общим недоразвитием речи.

5. Определить структуру занятий с использованием предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений по развитию познавательной активности.

6. Организовать комплексную работу по реализации перспективного плана.

7. Сформулировать выводы по результатам повторного обследования, выявить динамику.

8. Составить рекомендации для родителей по развитию познавательной активности детей.

Работа по развитию познавательной активности у детей с общим

недоразвитием речи ведётся поэтапно:

Первый этап – диагностический.

Задача: определить имеющийся уровень познавательной активности детей.

Средства: использование диагностических методик для изучения

Второй этап – развитие познавательной активности.

Задача: организовать комплексную работу по развитию познавательной

Средства: дидактические игры и упражнения.

Третий этап – заключительный (итоговый).

Задачи: 1.Сформулировать выводы по результатам повторного обследования

2. Выявить динамику.

3. Составить рекомендации для родителей.

Средства: • диагностические методики

• советы, рекомендации родителям.

Формы работы с детьми с общим недоразвитием речи.

3.Занятия по ознакомлению с окружающим, по математике.

Основные принципы, используемые для развития познавательной

активности у детей с общим недоразвитием речи.

• Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие перед ним задачи, оно должно быть развивающим.

• Принцип доступности обучения. Обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям.

• Принцип систематичности и последовательности предлагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее доступные.

• Принцип наглядности. «Детская природа явно требует наглядности». – К.Д.Ушинский

• Принцип поисковой деятельности. Перед ребёнком выдвигаются познавательные задачи, которые решаются в процессе деятельности.

• Принцип индивидуального подхода к детям. Дети различаются разными уровнями гибкости мыслительной деятельности.

Основные методы, используемые автором для развития

познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи.

Игровые методы способствуют поднятию интереса к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для дошкольников игрой.

Посредством словесных методов активизируется познавательная деятельность детей.

Через практические методы дети усваивают новые знания, овладевают умениями и навыками.

Наглядные методы побуждают детей знакомиться с предметом или явлением, замечать изменения в окружающей обстановке.

Предметный мир детства представляет собой среду развития всех специфических детских видов деятельности. Поэтому в группе создана предметно-игровая среда.

Принципы создания игровой среды:

• Принцип активности. Среда стимулирует активность детей (игрушки находятся в доступном для детей месте).

• Принцип стабильности-динамичности. Среда динамична, предусматривается возможность её зонирования.

• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Создана развивающая стена, третье пространство.

• Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Дидактические игры подобраны с учётом индивидуального уровня развития.

Дидактическая игра – это игра обучающая и развивающая. Она не только является формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребёнка, служит формированию его способностей.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога.

Автор использует в работе следующие виды игр:

• игры-предположения («Что было бы…?»)

• игры с дидактическими игрушками

Дидактическая игра-явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Структурные компоненты дидактической игры:

• дидактическая задача- один из основных элементов игры. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Она определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

• структурным элементом игры является игровая задача , осуществляемая детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игре

Две задачи – дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки задачи в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия.

• игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невозможна сама игра. Они являются рисунком сюжета игры. Чем

разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей игра, тем успешнее развиваются познавательные и игровые задачи.

• одним из элементов дидактической игры являются правила . Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Принципы использования дидактических игр:

• игры повторяются с усложнением задач;

• интегрированы со всеми режимными моментами;

• включаются во все части занятия в зависимости от задач;

• выступают как мотивация для выполнения какой-либо поставленной задачи;

• развивают память, внимание, воображение, мышление, речь, познавательную активность детей.

• формируют такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывают культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

  1. Результативность и доступность опыта.

Определение сформированности познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи проводилось два раза в год. Это позволило проследить динамику происходящих изменений. Полученные результаты заносились в диагностическую карту.

Результаты обследования показали, что на начало 2012-2013 учебного года детей с высоким уровнем развития не выявлено, со средним 45,1 %, с низким уровнем 54,9 %. Это позволило сделать вывод: уровень сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – низкий.

Проведённая работа помогла решить намеченные цели, поставленные задачи. Работа велась с учётом компенсаторных возможностей детей, с соблюдением здоровьесберегающих технологий на занятиях и в организации дидактических игр.

В результате познавательная активность поднялась на высокую ступень. К концу года высокий уровень развития имели 27,3 %, средний 49,95 %, низкий 22,75%.

В ходе дидактических игр, работы в игровой среде дети:

• не заметно для себя выполняли различные упражнения, где им приходилось проявлять любознательность, оценивать себя.

• стремиться быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

• научились оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развилось чувство ответственности, коллективизм, дисциплина, воля, характер.

Включение в занятие дидактических игр и упражнений позволило автору:

• сделать процесс обучения интересным и занимательным;

• создать рабочее настроение у детей;

• облегчить преодоление трудностей в освоении учебного материала;

• повысить уровень развития познавательной активности.

  1. Адресная направленность.

Данный опыт может быть использован в дошкольных образовательных

учреждениях массовых и коррекционных детских садах.

  1. Трудоёмкость опыта.

Работа по данной теме предполагает высокий уровень теоретической

подготовки педагога, создание наглядного материала.

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности у дошкольников с нарушением речи

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого).

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому в обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка.

Но психическое развитие ребенка с нарушением речи без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего, отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.

Дидактическая игра способствует развитию познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями. Данное утверждение действенно, если соблюдены условия: творческое руководство педагога, как основа вовлеченности детей в игру; в игре присутствуют яркие проблемные ситуации и нетрадиционные формы работы; родители вовлечены в игровую деятельность в группе и дома.

Родители и специалисты сферы дошкольного образования покупают развивающие игры, выпускаемые на бумажных и электронных носителях, усаживают детей за столы и компьютеры, ожидая скорых и удивительных превращений. Однако, как показывает практика, такая подача образовательной информации (ограничение двигательной активности) далеко не всегда оказывает благоприятное влияние на состояние его здоровья.

Как помочь ребенку развивать познавательные и творческие способности и коммуникативную функцию речи, не лишая его главной биологической потребности – потребности в движении? Этот вопрос волнует родителей, ученых, педагогов – практиков.

Ведущую роль в познавательной деятельности человека играют психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида является специально организованная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия в логопедической группе проводятся учителем – логопедом и воспитателями. Содержание занятий определяется программой воспитания и обучения ребенка в соответствии со сроками коррекции.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как учителем – логопедом, так и воспитателем.

В дидактических играх используются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что она должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Благодаря дидактической игре можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются речевые особенности детей дошкольного возраста.

Важным моментом в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления – способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.

Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления для детей с речевой патологией приобретает особое значение.

В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка речевой недостаточностью эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Учитель-логопед своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

Роль логопеда в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным и коррекционным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Приемы и методы руководства дидактическими играми:

  • привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т.д.)
  • краткость и ясность речи воспитателя
  • активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает)
  • коммуникативная направленность

Организация дидактической игры:

  • Подготовка к проведению дидактической игры
  • Проведение дидактической игры
  • Анализ
  • В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию познавательной деятельности отдельной личности на основе трех основных направлений:

    1. Социально – психологического, направленного на формирование потребности к познавательной деятельности, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого логопед использует игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающее глаз ребенка.

    2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания в доступной форме. В своей работе педагог должен использовать пальчиковый массаж. Дети, массируя пальцы, воздействуют на находящиеся на них биологически активные точки, которые улучшают работу головного мозга, помогают кишечнику и т.д.

    3. Здоровье – сберегающего, которое заключает в себе развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть.

    Педагогический процесс идет так, чтобы мир, в том числе мир телесных движений, открылся детям в качестве особой, “необыденной” действительности, как специфическая “культура”, к которой им еще только предстоит приобщиться.

    Работа учителя-логопеда построена с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее, разработать методические рекомендации развития дошкольников с нарушением речи учетом их возможностей и состояния здоровья.

    Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

    • с игрушками и предметами;
    • настольно-печатные;
    • словесные.

    Исследования педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а так же развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

    Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

    Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

    Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятия.

    Содержанием дидактической игры является окружающая действительность.

    Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.

    Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях.

    Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

    Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

    Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями и навыками.

    В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

    Правила работы с дидактическими играми:

    Педагогу следует стать человеком, с которым интересно играть.

    Дать детям почувствовать преимущества коллективной жизни.

    Игры следует вводить в образовательный процесс постепенно (сроки освоения одной игры – 2-4 недели) и разумно (систематическое приучение детей к исполнению правил и инструкций вообще).

    Познакомиться со структурой описания игр:

    • подробное описание цели;
    • перечень задач, ориентированных на социальное развитие дошкольников;
    • описание материалов и оборудования, необходимых для проведения игры;
    • советы по организации игрового пространства;
    • изложение правил и хода игры;
    • задачи, которые должен держать в зоне своего внимания педагог;
    • примеры учебных заданий;
    • примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

    Использовать игры для решения задач социального развития и коррекции.

    Использовать игры для разрешения конкретной педагогической ситуации.

    Сделать занятие разнообразным и радостным для детей.

    Научиться подбирать формы предъявления учебных заданий (видеть, как дети реагируют на то или иное задание и быстро перестраиваться в зависимости от их реакции).

    Дидактические игры могут быть использованы на любых занятиях в детском саду при ознакомлении детей с содержанием любых программ, рекомендуемых сегодня практикам дошкольного образования Министерством образования Российской Федерации.

    Таким образом, в работе с детьми с речевой патологией игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое влияет на развитие и активизацию психических процессов, независимо от того, в каких условиях организуется коррекционно-развивающее обучение (в детском саду или дома).

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях посредством дидактических игр и упражнений

    Содержимое публикации

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 г. Конаково

    Медведенко Светлана Валерьевна

    «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

    посредством дидактических игр и упражнений»

    ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования,

    рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

    Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

    — интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

    — эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

    — регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

    — творческие — воображение, создание новых моделей, образов.

    Для формирования и развития познавательного интереса следует:

    — развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,

    — укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его;

    — развивать у детей чувство собственного достоинства.

    Как определить уровень познавательного интереса у старших дошкольников?

    –– высокий уровень познавательного интереса заключается в том, что ребенок применяет на практике знания полученные ранее. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств дошкольника, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

    –– средний уровень познавательного интереса проявляется в том,

    что ребенок проявляет избирательный интерес к чему-либо (к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей). Делает все нехотя, ждет постоянно похвалы, старается угодить взрослому, интерес непостоянный, эпизодический. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

    –– низкий уровень познавательной активности выражается в воспроизводящей активности, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у дошкольника интереса к углублению знаний. Характерная особенность – ребенок самостоятельно не включается в процесс занятия, присутствует поверхностное любопытство, часто отвлекается, невнимательный, эпизодическая бездеятельность, познавательная инертность.

    Итак,показателями выраженности познавательной активности являются:

    –– эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон);

    –– целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

    –– степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьбой о помощи, а также диалога о содержании деятельности).

    С.Г. Шевченко выделила необходимые условия организации работы с детьми:

    1. Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познава­тельных процессов (восприятия, памяти, мышления).

    2. Работа у дошколь­ников должна проводится в тесной взаимосвязи логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя.

    3. Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической).

    4. Использование наглядности с целью активизации познаватель­ной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.

    5. Учитывая, что ведущим видом деятельности для детей дошколь­ного возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необ­ходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмо­циональную и умственную активность детей.

    6. Максимальное использование различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического); учет особенностей психомо­торики.

    Условия, способствующие становлению познавательной активности является игра. Это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

    Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал педагогам стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

    Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов . Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

    Специфика дидактической игры заключается в ее структуре, которая содержит важные учебные задачи. Важным является поло­жительное эмоциональное отно­шение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное ре­шение, радость победы, успех, одобрение со стороны педагога оказывают на детей положитель­ное воздействие, активизируют их мышление, способствуют по­вышению интереса к познава­тельной деятельности.

    Особое значение в структу­ре дидактической игры име­ет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. По мнению В.Н. Аванесовой, дидактическая игра становит­ся таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: за­гадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения не­обходимо заботиться не толь­ко о выполнении дидактичес­ких задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, посто­янно усложняя игровое дей­ствие. Основным стимулом познавательной деятельности ста­новится не указания логопеда, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим педагог не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения.

    Для обучения можно ис­пользовать различные игровые моменты: сюжет, воображае­мую ситуацию, ролевые дей­ствия. Своеобразным игровым элементом в обучении являют­ся игрушки, изображающие животных, литературно-ска­зочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.

    Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей, поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации.

    Благодаря учебной мотивации решаются основные воспитательно –– образова­тельные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомля­емость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональ­ная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

    В логопедической практике я использую разнообразные дидактические игры и упражнения:

    Развитию лексико-грамматических средств речи в рамках лексической темы:

    Игра«Один – много»

    Цель: образование существительных множественного числа Р.п. (стул – стульев; карандаш – карандашей)

    Игра«Посчитай»

    Цель: согласование числительных с существительными (одна игра, две игры, 3…, 4…, пять игр)

    Игра«Назови ласково»

    Цель: образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом (мяч – мячик)

    Игра«Скажи какой, какая, какое?»

    Цель: подбор прилагательных к существительным (мама: добрая, заботливая,…)

    Игра«Скажи какой, какая, какое?»

    Цель: образование относительных прилагательных (сделано из кирпича – кирпичный)

    Игра«Мой, моя, моё»

    Цель: подбор существительных к местоимениям

    (мой – д/с, моя – группа)

    Игра«Что делает?»

    Цель: подбор глаголов к существительным (дети – играют, бегают, занимаются)

    Постановке и автоматизации звуков. Очень часто у детей нарушено речевое дыхание, страдает сила выдоха, направленность струи, дифференциация дыхания.

    Игры «Подуй на вертушку», «Забей мяч в ворота», «Сдуй снежинку (бабочку) с ладони». Пиктограммы, « Найди картинку», Игра «В гостях у гномов и великанов» и др.

    Развитию сенсорных представлений (цвет, размер, форма.) Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

    Игра «Какого цвета предметы в нашей группе»

    Цель: учить детей называть цвет с указанием признака.

    Игра «Чудесный мешочек».

    Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.

    Игра «Опиши по памяти».

    Цель: развивать зрительную память у ребёнка.

    Игра «Найди на ощупь названную часть тела»

    Цель: Формировать у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.

    Овладению звуко-буквенным анализом и звуко-слоговым составом слова.

    Игра«Назови по порядку».

    Цель: Полный звуковой анализ слова: рак — Р, А, К.

    Игра «Чем похожи слова?»

    Мак, рак, так, сок, лук — в конце слов звук К; сани, сом, сук — в начале слов С; коза, розы, возы — в середине слов 3

    Игра «Назови слоги по порядку».

    Логопед показывает картинку, а дети называют слоги, из которых состоит слово.

    Игра«Отстучи правильно».

    Ребёнок стучит или хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названом слове.

    Игра «Найди и закончи».

    Предлагают пять картинок, называют первый слог одного из слов, а ребёнок заканчивает.

    Например: ЗА-бор, СА-ни, ЛУ-на. Лапа, луна, забор, сани, зубы.

    Игра«Добавь начало».

    Логопед произносит последний слог названия одной из предложенных картинок (например: рыба, часы, рука, окно), а дети называют начало слова или всё слово: СЫ — часы, БА — рыба, НО — окно, КА — рука.

    Игра«Выбери картинку по схеме».

    Ребёнок получает карточку, на которой наклеены три картинки с разным слоговым составом (или три карточки): самовар, Буратино, лампа; внизу — лишь одна схема слогов — три прямоугольника. Какое слово оно изображает? Ребёнок должен показать самовар.

    Игра «Что заменим?» Что нужно заменить, чтобы вместо слова сок получилось слово сук?

    Слова для работы по данному заданию:

    Сеня — Соня — Топя — Толя — Коля — Поля — воля;

    игла — игра — икра; кара — фара — фарс — барс; кисть — кость — гость;

    лук — жук — сук — сок — кок — кот — тот — пот — пол, кол — вол;

    кабина — калина — малина — Марина;

    Игра «Найди ошибку».

    Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это (билета)

    Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (точку)

    Мама с бочками пошла по дороге вдоль села (дочками)

    На поляне весной вырос зуб молодой (дуб)

    На виду у детворы крысу красят маляры (крышу)

    Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

    Использую разнообразные речевые пальчиковые игры.

    Развитию связной речи. (Диалогической и монологической)

    На логопедических занятиях дети с удовольствием разыгрывают мини-диалоги и мини-сценки, используя различного рода куклы (настольные театры, пальчиковые куклы, куклы бибабо). Мнемотаблицы.

    При систематическом проведении дидактических игр и упражнений значительно улучшается показатель уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Что является залогом успешного обучения в школе.

    Список используемой литературы

    1.Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение. Организационно – педагогические аспекты . –– М.: Владос, 2001, 136 с. – (Коррекционная педагогика).

    2. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

    3. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддьякова, М., 1972

    Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

    Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно — речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно — речевой деятельности детей.

    В настоящее время познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. к. в домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и не уделяют достаточно времени на формирование познавательно — речевого развития детей.

    Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

    • ухудшение состояния здоровья детей
    • существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей
    • глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе
    • дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

    Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:

    1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).
    2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
    3. Сенсорное развитие.
    4. Формирования способности к активной умственной деятельности.
    5. Знакомство с родным языком.
    6. Становление речи.

    По результатам диагностики на начало учебного года было выявлено, что у 6 детей имеются нарушения звукопроизношения сонорных звуков, у 2 детей нарушенные звуки находятся на этапе автоматизации, подвижность органов артикуляции у большинства слабая, фонематические процессы у 7 детей недостаточно развиты, а у 1ребенка — несформированны. Имеются грубые нарушения слоговой структуры слова у 4 детей, у большинства средний уровень словарного запаса.

    Глагольная лексика отстает от нормы. Видо — родовые и синонимо-антонимические категории не достаточно сформированы. Лексико – грамматический строй речи имеет следующие нарушения: дети путают мужской и женский род, а также их окончания, не умеют образовывать относительные, притяжательные прилагательные, 4 ребенка затрудняются в образовании уменьшительно – ласкательной формы имен существительных; дети затрудняются согласовывать числительные с именем существительным, образовывать существительные единственного и множественного числа, не знают и не употребляют сложные предлоги.

    Связная речь развита недостаточно. Рассказ по картине и серии картин составляют не связно, не последовательно, фразы короткие. В предложениях наблюдаются смысловые перестановки. Пересказ текста с помощью.

    Пространственные и временные представления формируются. Общая и мелкая моторика развита слабо. Дети знают буквы и умеют их сливать в слоги.

    Исходя из этого, были определены цели и задачи работы с детьми группы комбинированной направленности.

    Цель: развитие познавательно -речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр.

    Задачи:

    Создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи; повышающую речевую культуру взрослых.

    формировать грамматические навыки через совместную деятельность взрослого с детьми и речевое общение со взрослыми и сверстниками.

    Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

    Обогащать словарный запас детей.

    Расширять представления о целесообразности создания человеком различных предметов, т. е. создает необходимые условия для формирования базиса личностной культуры ребенка.

    Согласно Федеральному Государственному стандарту дошкольного образования Ориентация образовательного процесса должна быть направлена на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

    Направления взаимодействия:

    • Формирование познавательного интереса
    • Формирование познавательной активности
    • Формирование самостоятельности
    • Формирование самостоятельности

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА – эффективный путь активизации познавательной

    Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

    Значение дидактических игр:

    Развитие познавательных и умственных способностей

    • Получение новых знаний, их обобщение и закрепление
    • Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира
    • Развитие памяти, внимания, наблюдательности
    • Развитие умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.
    • Пополнение и активизация словаря
    • Формирование грамматических категорий
    • Формирование и развитие фонетической стороны речи
    • Развитие связной речи

    Социально-нравственное развитие ребенка-дошкольника

    • Познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы
    • Формирование чуткого отношения к сверстникам
    • Формирование умения быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать

    Структура дидактической игры:

    Дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат.

    Компоненты дидактической игры:

    Исполнительный, мотивационный, контрольно-оценочный

    Этапы проведения дидактической игры

    1. Ознакомление детей с содержанием игры, использованием в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
    2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
    3. Показ игровых действий
    4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
    5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.

    Различие дидактических игр:

    • по обучающему содержанию
    • по познавательной деятельности детей
    • по организации и взаимоотношениям детей
    • по роли педагога
    • по игровым действиям и правилам.

    Виды дидактических игр

    • Настольно-печатные игры -Нразнообразные по видам: “лото”, “домино”, парные картинки” успешно развивающие речевые навыки, математические способности, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
    • Игры с предметами (игрушками) — основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.
    • Словесные игры — построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

    Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения.

    При этом игровая деятельность детей обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

    Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие дошкольников.

    Развивающая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контакте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.

    Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности.

    Согласно ФГОС ДО

    • речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
    • обогащение активного словаря;
    • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
    • развитие речевого творчества;
    • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Организуя игры с детьми, ставлю различные задачи (пробудить интерес, развлечь детей, доставить радость, воодушевить, помочь правильно разговаривать и др.) Перед игрой обсуждаем игровые задачи, правила, ход игры. На основе полученных знаний, во время проведения таких игр дети учатся действовать по правилам, выразительно передают разные образы, ритмично выполняют движения, согласовывают их с текстом, ориентируются в пространстве и т. п.

    Играя, дети становятся вежливыми, сдержанными, активными, сознательными, самостоятельными, умеющими найти нужную информацию, готовы помочь соперникам, могут использовать свои знания, стремятся улучшить свой результат или победить.

    Но играя самостоятельно, старшие дети не всегда хотят соблюдать правила игры. Особое внимание обращаю на честность, требовательность друг к другу, внимательность, критическое отношение к сверстникам.

    Если дети сами не могут справиться с теми, кто нарушает правила, я вмешиваюсь, прихожу на помощь. Правильный подбор игр, умелая их организация оказывают огромное влияние на дошкольника: дети учатся играть, слышать себя, слушать и понимать других.

    В совместной деятельности с детьми использую игры для закрепления и дифференциации поставленных и автоматизированных звуков. Многократное повторение звуков в игре не утомляет детей, способствует улучшению звукопроизношения, активизирует внимательность, развивает умение слушать взрослого, упражняет координацию движений, вызывает радостное настроение у детей.

    Задача воспитания правильного произношения решается в настольно-печатных играх. Например, «Один, два, много», «Скажи и покажи», «Верно-неверно», «Домашние животные», «Птичка путешественница». Ребенку дается картинка, и он произносит слово.

    Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умений пользоваться ими в своей речи позволяет в дальнейшем работать над связной речью. Например, в игре «Угощение Куклы» закрепляются слова, обозначающие названия посуды. А также действий – наливать, раздувать, резать, есть, пить. Активизация словаря в названиях овощей, фруктов осуществляется в игре «Чудесный мешочек». Дети достают из мешка овощи и называют их. Играя с печатными картинками, кубиками, дети складывают изображения животных и называют их.

    Есть ряд дидактических игр, в которых решаются задачи развития связной речи, умения назвать предмет и описать его основные признаки (цвет, форма, величина). Рассказать о животном, где оно живет, чем питается, называть его детеныша.

    Для успешной реализации поставленных задач должны быть созданы определенные условия. С этой целью в группе был оформлен уголок для познавательно-речевого развития детей. Он охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности, предоставляет возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Главный принцип его оформления — доступность. Всё, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны содержит в себе: развивающие и настольно-печатные игры разной направленности. Дидактические игры использую для профилактики речевых нарушений, обучения звукопроизношения, закрепляют знаний, умений, навыков связной речи. Развивающие игры заинтересовывают детей, активизируют память, внимание, создают интерес, способствуют развитию речи детей.

    Результаты работы на конец учебного года:

    • Возросла речевая активность во всех видах деятельности.
    • В речи детей все чаще стали появляться распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога.
    • Дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
    • У большинства детей возникло желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры, активно включаться в игру и уметь договариваться.
    • У малоактивных детей стал проявляться интерес к дидактическим играм.
    • Повысилась компетентность родителей при выборе развивающей игры.

    Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО,

    поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

    Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует.

    А, решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

    Настольная игра как средство развития речевой активности у детей с ТНР.

    автор: Яковлева Татьяна Владимировна

    учитель-логопед МДОУ Детский сад комбинированного вида №80

    Настольная игра как средство развития речевой активности у детей с ТНР.

    Настольная игра как средство развития речевой активности у детей с нарушением речи.

    Игра для детей — это сама жизнь. Это доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Дети учатся в игре взаимодействовать с другими детьми, осваивать правила и способы взаимодействия, обретать опыт взаимопонимания.

    Именно игра дает детям возможность научиться тому, как надо учиться. Игра является подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для включения его в учебу . Играя с детьми, организуя и направляя их игры, мы помогаем раскрыться их природным способностям. Создавая новые и все более сложные игровые ситуации, мы продвигаем развитие детей вперед, осуществляем подготовку детей к школьному обучению.

    В последнее время в педагогике появилось понятие «игровые технологии». Под игровыми технологиями понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно — познавательной направленностью [3,56].

    Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей . Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Они позволяют проводить занятия с дошкольниками в игровой форме и таят в себе большие возможности . Дидактические игры дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Именно в дидактических играх формируется познавательная деятельность дошкольников, закрепляются, активизируются и приводятся в систему знания. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели.

    В разных возрастных группах руководство дидактическими играми имеет свои особенности. В старшей и подготовительной к школе группе взрослый ставит перед детьми задачу и объясняет правила игры. От детей требуется полная самостоятельность при выполнении игрового задания. Именно у ребят старшего дошкольного возраста особый интерес вызывают игры-соревнования , в которых формируется мотивация достижения успеха. Здесь важно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, не допускать хвастовства выигравших. Надо учить детей быть справедливыми, радоваться успехам товарищей, поддерживать проигравших.

    В непосредственной коррекционно-образовательной деятельности используются дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционной работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально психологическими особенностями детей.

    Игры, используемые в коррекционно-образовательной деятельности, выполняют следующие функции:

    • обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
    • диагностическую (дают возможность учителю логопеду диагностировать различные проявления ребенка);
    • терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
    • коррекционную (вносят позитивные изменения в становление личности ребенка);
    • развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делает процесс познания увлекательным) [3,55].

    Поиск новых игр и методических приемов направлен на повышение эффективности обучения детей с ОВЗ, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

    Хочется предложить вашему вниманию настольную игру, которую я придумала и применяю в непосредственной индивидуальной и подгрупповой коррекционно-образовательной деятельности с детьми 5-7 лет с нарушениями речи, а также в самостоятельной деятельности детей. В ходе игры реализуются следующие образовательные направления развития и образования детей, входящие в ФГОС дошкольного образования: социально – коммуникативное, познавательное, речевое и физическое направления.

    В комплект игры входят: игровое поле, 1 кубик и несколько карточек с заданиями, фишки. Игра построена так, что задания органично вплетены в ход игры и наполнены для детей смыслом, элемент соревнования вызывает у ребенка желание правильно выполнить задание и еще раз повторить игру (выиграть), что очень важно для закрепления правильного произношения, формирования лексико-грамматических категорий языка. Картинки заданий можно использовать независимо от игрового поля, что позволяет расширить диапазон игр и возможности использования комплекта как для занятий с одним ребенком, так и для игры с группой детей 2-5 человек.

    Игра «Клад кота Леопольда».

    Правила игры:

    1.Внимательно слушать правила игры.

    2.Быть внимательным, не пропустить свой ход.

    3.Правильно выполнять задания.

    4.Четко и правильно произносить звуки «Л», «Ль» в каждом задании.

    Игроки выбирают фишки любого цвета, выставляют их на старте.

    Чтобы определить первенство хода, один ребенок проговаривает считалку:

    Две кукушки, две болтушки

    Повстречались на опушке,

    Сели рядом на суку и кричат:

    Если хочешь — посчитай.

    А не хочешь – вылетай [1,323].

    На каком ребенке завершится считалка, тот и начинает игру.

    Последовательность следующих ходов также определяется с помощью

    Если будешь ты обут,

    Волки зайца не найдут.

    Не найдет тебя медведь…

    Выходи – тебе гореть! [1,151].

    По очереди, бросая кубик, участники игры делают столько шагов по игровому полю, сколько очков выпало на кубике.

    Остановившись на клетке «Задание», игроку необходимо выполнить данное задание. Суть задания представлена на карточке в виде картинки и пиктограммы.

    Если в результате хода игрок попал на красный квадратик со стрелкой, то передвигает свою фишку вперед.

    Если в результате хода игрок попал на синий квадратик со стрелкой, то возвращает свою фишку назад.

    Если при выполнении задания ребенок ошибается, то возвращается на один ход назад.

    Побеждает тот, кто первым закончит игру — найдет клад.

    Автоматизация звуков «Л», «Ль» в словах, предложениях;

    Дифференциация звуков «Л», «Ль» в словах, предложениях;

    Закрепление умения образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов;

    Закрепление правильного употребления имен существительных в родительном падеже множественном числе;

    Закрепление правильного согласования имен существительных с числительными;

    Закреплять образование притяжательных прилагательных ( волчий, беличий, лисий );

    Закрепление правильного употребления антонимов.

    Развитие фонематического слуха, умения выделять звук из начала, середины и конца слова;

    Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

    Оборудование: игровое поле, кубик, фишки, 18 карточек с заданиями.

    1.Содержание:

    Дети стоят около логопеда.

    Скажите, пожалуйста, кто из сказочных персонажей говорил: «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд)

    Какой он? (Добрый, умный, вежливый, доброжелательный, ласковый, воспитанный…)

    С кем хотел подружиться кот Леопольд? (С мышатами)

    Какие были мыши? (Озорные, хитрые, проворные, непослушные, глупые…)

    Почему он хотел с ними подружиться? (Потому что они доставляли ему неприятности….)

    Однажды Леопольд хотел их проучить, спрятал клад и отправил им карту, на которой обозначил место, где лежит клад. Но клад найти не просто, нужно пройти ряд испытаний.

    Как вы думаете, глупые мыши могут справиться сами?

    Давайте все вместе поможем мышатам.

    2.Знакомство с правилами игры.

    Дети подходят к карте.

    Посмотрите, какая огромная карта, и как трудно добраться до клада. Чтобы помочь мышатам, нужно соблюдать правила игры:

    2.Правильно выполнять задания.

    3.Четко и правильно произносить звуки «Л», «Ль».

    4.Не пропустить свой ход.

    Обратите внимание, на карте есть разноцветные круги со стрелками. Красные кружки со стрелкой разрешают сделать ход вперед и перешагнуть несколько ходов, а синие кружки со стрелкой вернуться назад.

    Ребята, давайте с помощью считалок выберем, кто из нас начнет игру (дети по очереди считаются.)

    Далее выбирают фишки и ставят их на старт.

    Назовите звуки буквы Л.

    Звуки «Л», «Ль» будут показывать нам и мышатам дорогу к кладу.

    По очереди, бросая кубик, участники игры делают столько ходов по игровому полю, сколько очков выпало на кубике. Остановившись на клетке «Задание», игроку необходимо выполнить данное задание. Суть задания представлена на карточке в виде картинки и схемы (см. приложение).

    1. Финал игры.

    Ура, клад нашелся! Мы помогли мышатам найти клад.

    Что нового узнали мыши?

    Ребята, трудности и испытания научили чему-нибудь наших мышей?

    Какими стали мыши? (Добрыми, послушными, умными, воспитанными, дружными…)

    Они поняли, что добрым и дружным жить на белом свете веселей и легче.

    А теперь давайте откроем ларец и посмотрим, что спрятал в нем Леопольд.

    Как много монет, как вы думаете, всем ребятам в нашей группе хватит?

    Тогда давайте расскажем им, как мы помогали мышатам искать клад и поделим монеты на всех, ведь мы с вами «Дружные ребята».

    Хожу в пушистой шубке,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе

    Орешки я грызу [4,273].

    Кто зимой холодной

    Бродит злой, голодный? [4,276].

    Назови картинку, четко произнося звук:

    Определи последний звук в слове:

    Игра «Поймай звук»: Логово, лапы, лес, берлога, бельчата.

    Игра «Скажи наоборот»:

    Сильный, здоровый, тонкий, большой, короткий, старый, горячий, легкий.

    Игра «Назови ласково»:

    Белка, лиса, волк.

    Посчитай до 5:

    Пальчиковые упражнения:

    Что в лесу опять стряслось?

    Удивился старый лось (растопыренные руки – «рога» над головой, приподнять брови).

    Это дерево упало (обе руки параллельно друг другу опускаем вниз).

    Дров бобру на зиму мало («рубим дрова»).

    Головой качает рысь ( указательные и средние пальцы на голове — «уши» и покачать ими).

    Ну-ка, звери, берегись (погрозить пальцем – покачать вперед – назад) [2,14].

    Физкультминутки:

    Зайка серенький сидит

    И ушами шевелит.

    Зайке холодно сидеть,

    Надо лапочки погреть.

    Раз – два, надо лапочки погреть.

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать.

    Кто-то зайку напугал –

    Зайка – прыг – и убежал.[1,119].

    Буквой Л расставим ноги,

    Словно в пляске – руки в боки.

    Наклонились влево, вправо,

    Получается на славу.

    Влево — вправо, влево — вправо…[1,166].

    Данная игра является одним из средств закрепления правильного звукопроизношения, развития фонематического восприятия, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, развития психических функций. В результате многократного проведения игры у детей формируется положительная мотивация к занятиям, создается благоприятная атмосфера, способствующая возникновению радостных эмоций и ситуации успеха для каждого ребенка.

    Список использованной литературы:

    1.Волина В.В. Занимательное азбуковедение.М.:Просвещение,1991.-366с. 119,151,166, 323с.

    2.Крупенчук О.И. Тренируем пальчики — развиваем речь. С.-П.: Изд. Дом «Литера»,2009.-63с.14с.

    3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998.-275с. 55-56с.

    4.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.:Владос,1994.-343с.273,276с.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: