Развиваем пальчики – улучшаем речь

Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь»

Светлана Пономарева
Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь»

«Развиваем пальчики — улучшаем речь»

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом,и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Как же сделать пальчики ловкими и проворными?

Прежде всего, надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать гибкость кисти. И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой.

Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.

Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК – РЕБРО». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Для развитиямелкой моторики полезны:

Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу. Массировать нужно обе ручки – ведь каждая «отвечает» за «своё» мозговое полушарие!

различные виды мозаик

Детали, чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы или фигурки малыш будет под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту.

разнообразные конструкторы

Пластиковые, металлические, картонные. Для повышения интереса ребенка к конструированию, не забывайте обыграть постройку.

рисование и раскрашивание

готовые альбомы для раскрашивания и рисования, книжки-раскраски.

А также используйте в играх:

разнообразные шнуровки (готовые и сделанные своими руками,

пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры,

цветные клубочки ниток для перематывания, набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек»;

палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров, картинок (предметных и сюжетных);

семена, мелкие орешки, крупа, камушки, разноцветные пуговицы для сортировки (по кучкам, баночкам и пр., для выкладывания узоров;

набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия «Узнай на ощупь» (можно собрать мешочек вместе с ребенком, наполнив любимыми игрушками киндер-сюрпризов);

прищепки (бельевые разных цветов);

игры с бумагой (плетение, cкладывание);

разнообразный природный материал;

ручки, фломастеры, карандаши.

Играйте с ребенком, и результаты вас обязательно порадуют. Успехов вам!

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для родителей «Развиваем пальчики — улучшаем речь» Консультация для родителей «Развиваем пальчики — улучшаем речь» «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова.

Консультация для родителей «Сказки читаем-речь развиваем!» Воспитатель Казьмина Алена Александровна МАДОУ детский сад № 1 “Ласточка г. Бор, Нижегородская область Уважаемые родители! Народная сказка.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека) Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Мастер-класс для родителей «Проворные пальчики, бойкая речь» Мастер-класс для родителей “Проворные пальчики, бойкая речь” Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики.

Практикум «Развиваем пальчики — формируем речь» Задачи. Заинтересовать родителей в необходимости и результативности коррекционно-развивающей работы. Познакомить с нетрадиционными техниками,.

Презентация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована.

Советы для родителей «Развиваем пальчики» Физическое развитие ребенка включает в себя две широкие области- умственное развитие и мелкую моторику. Чаще всего родители приобретают.

Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт. Развитие речи является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста У детей младшего дошкольного возраста развитие речи.

Консультация для родителей: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Автор: Стрелкова Марина

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом, так как с её помощью человек выражает свои мысли, чувства и желания.

Психолог В. Штерн приводит следующие данные по каждому возрасту: в 1, 5 года – ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000-1200 слов, в 6 лет – 2500-3000 слов.

-Однако у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, это зависит от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

В 3-5 лет ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность.

К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Ведущей формой общения становится познавательная. Высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения.

На протяжении всей нашей жизни – речь является основным средством общения людей. Психологи считают, что от уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие.

Читайте также:
Конспект открытого логопедического занятия ‘Звук и буква Д’

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности человека.

О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно… В давние времена еще наши прапрабабушки, воспитывая детей, использовали такие игры как «Ладушки» и «Сорока-сорока кашу варила».

Помните, что, играя с ребенком в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, Вы не только будете развивать своего ребенка, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии Вашего малыша.

Вот такие игры и упражнения могу порекомендовать Вам для домашних занятий:

Поиграйте в сказку и предложите своей маленькой доченьке превратиться в Золушку… Пусть она поможет Вам и разложит в две разные чашечки фасоль и горох, которые «домовенок Кузя» нечаянно перемешал в большой чашке.

А с сынишкой и папой попробуйте провести игру-соревнование на скорость. Кто быстрее, папа или сынок, разложит маленькие и большие болтики или гайки в две разных коробочки?

Покажите Вашему ребенку, что можно складывать интересные фигурки из спичек, счетных палочек или карандашей. Пусть Ваш малыш попробует сложить лесенку, елочку, цветочек, домик, машинку, кроватку, диванчик или стульчик для куколки.

1.Попробуйте выложить с ребенком разные узоры из семян растений (желательно не очень мелких), гороха, фасоли, желудей. Для основы можно использовать картонку с тонким слоем пластилина.

2. Лепите со своим малышом из глины, теста и пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

3. Учите ребенка шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, кнопки и различные замочки, плести косички из разноцветных веревочек, ленточек и шнурков…

Подарите своему малышу краски для рисования пальчиками. Вы знаете, сколько восторга и пользы от такого рисования. Ваш малыш справится с рисованием мягкой кисточкой уже в два года. А в три его нужно научить пра­вильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры своего маленького художника. Очень полезно при обучении ребенка рисованию использовать книжки-раскраски, которых сейчас великое множество.

Купите и используйте в играх с Вашим ребенком разнообразные шарики, мячики, ежики – это своеобразные массажеры…

И наконец, пальчиковая гимнастика или игры с пальчиками.

Эти упражнения надо проводить регулярно и тогда Вы увидите, что ребенок стал намного быстрее запоминать рифмованные тексты, а речь его стала более четкой и выразительной. Старайтесь выразительно произносить тексты и показывать ребенку сопровождающие его движения. Пусть учится делать гимнастику вместе с Вами, хотя бы сначала договаривая отдельные слова или окончания, а уже потом и текст.

Вышел дождик на прогулку. (Шагаем пальчиками обеих рук по столу)

Он бежит по переулку, (На каждую строку загибаем на обеих руках)

Барабанит по окошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. (Встряхиваем ладонями, как будто отряхивая от воды)

Дождик кончился. Устал. (Кладем ладони на стол)

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет – поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Мы рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

Повстречались

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два тигренка: «Р-р-р!»

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Подсказка для родителей «Будем говорить правильно»

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Предложить ребёнку пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу, пропевая заданные гласные звуки и катая мяч. Обращая внимание ребёнка на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков

Ход игры. Садимся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Ребёнок повторяет. Звуки отрабатываются в произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Интонационное выделение слова

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать выразительность речи.

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса) .

Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО? ”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

Р: Са-са – ИДЕТ лиса

Ребенок отвечает на вопрос голосом выделяя нужное слово.

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить ребёнка правильно произносить звук [щ] в словах.

Содержание. Садимся друг напротив друга. Взрослый предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а ты хлопай в ладоши, если услышишь этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Пальчиковая гимнастика.

1. Раз, два, три, четыре, пять (ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)

Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами)

Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)

Каркает: «Вот и обед! » (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)

Глядь — (развести руками)

А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

2. Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Читайте также:
Звуки (в) - (в’), буква В - конспект занятия

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Чистоговорки – это такие рифмованные предложения на развитие чистого произношения звуков.

СА-СА-СА – под кустом сидит лиса.

ЗА-ЗА-ЗА – здесь привязана коза.

ТО-ТО-ТО – вот отличное пальто.

РО-РО-РО – под столом стоит ведро.

БЕ-БЕ-БЕ – я играю на трубе.

МА-МА-МА – я поймал в реке сома.

ЧА-ЧА-ЧА – на столе горит свеча.

ША-ША-ША – мама кормит малыша.

Также попробуйте сами придумать подобные чистоговорки, это интересное занятие. Предложите ребёнку придумать рифму к какому-нибудь слогу.

Сначала нужно произносить (читать) скороговорки медленно, а затем постепенно ускорять темп.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,

видит Грека – в реке рак,

сунул Грека руку в реку,

рак за руку греку – цап.

Карл украл у Клары коралы,

Клара у Карла украла кларнет.

на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

надел кукушонок капюшон,

как в капюшоне он смешон.

( Самое главное правило – хвалите своих детей!)

Консультация для родителей «Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Консультация для родителей

«Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстаёт (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь.

Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать.

Загляните вы сюда –

Другом станет вам игра,

Так занятна и умна.

Увлечет игрой веселой

И поможет перед школой

Руки, пальчики развить,

Чтоб отличниками быть.

Разнообразные по форме и содержанию задания развивают память и воображение ребенка, помогут ему при подготовке к школе.

Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу.

Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится их читать.

Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки.

Буквы из мозаики

Нравятся и заиньке,

Вот они, детишки.

ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор – творить наиболее понравившихся ему персонажей.

Не сдерживайте фантазию ребенка – среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего малыша.

Сказки оживают

Катает наша Зина:

И оживают сказки.

Этот комплекс игр поможет вашему малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные объёмные игрушки. Пусть ребёнок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объёмные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки. Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами.

Бумажный дом

Строим дом многоэтажный

Из кубов и пирамид.

Не кирпичный дом, бумажный.

Но отлично он стоит.

ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ, БУСАМИ, ОРЕХАМИ

Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова.

Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребёнком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребёнку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторю половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

Рисунки на песке

На песке рисую горы,

Лес дремучий, а потом

Нарисую выше тучи

ЛЕТОМ В ДЕРЕВНЕ

Какой полезной для общего развития детского организма может стать игра и посильная работа в деревне, на дачном участке.

Расскажите малышу, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек и т.п.).

Зайка мало отдыхает,

Грядки полет, поливает.

Огород его хорош,

Сорняков в нем не найдешь.

А морковка – просто чудо.

– Есть один её не буду,

Читайте также:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ

– Так решил зайчонок,

– Пусть поест слоненок.

И на кухне найдется дело для ловких пальчиков. Вспомните, как часто вы замечали, что ваша дочка или сын внимательно наблюдали за тем, как вы готовите обед или ужин. Попросите ребенка помочь вам приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.

Пироги и плюшки

Мама пироги печет.

Машенька не отстаёт,

ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку.

Развиваем пальчики-улучшаем речь, пальчиковые игры с элементами психогимнастики

Консультация для родителей

«Развиваем пальчики – улучшаем речь, пальчиковые игры с элементами психогимнастики»

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо, как каша во рту. Ребёнок говорит мало слов. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что ребёнок в 3 года не может составить простую фразу, владеет лишь малым количеством слов. Такие родители считают, что со временем ребёнок «разговорится» сам, догонит сверстников, и очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками. Задержка речевого развития затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние малыша. Однако если вовремя помочь ребёнку, регулярно использовать все способы стимуляции, развития и активизации речи, эти проблемы можно успешно решить.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, “Рука – это инструмент всех инструментов”, заключал еще Аристотель. “Рука – это своего рода внешний мозг”, – писал Кант.

Эти выводы не случайны.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

Как играть в пальчиковые игры.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Группы пальчиковых игр.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:

«Ладушки-ладушки… », «Сорока -белобока… » – указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик – мальчик, где ты был?. », « Мы делили апельсин… », «Этот пальчик хочет спать… », «Этот пальчик – дедушка… », «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?. », «Пальчики пошли гулять… » – ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно)

«Распускается цветок» – из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» – ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» – ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») .

«Колечко» – поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь» – последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) .

«Ухо – нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» – рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку) .

«Горизонтальная восьмёрка» – нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру) .

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ

«Помоем руки под горячей струёй воды» – движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» – большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» – движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» – движения, как при растирании рук.

«Молоточек» – фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» – пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» – сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев») .

«Сказка» – детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» – правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологи­ческой помощи, доказывать уже никому не надо.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются пальчиковые игры с элементами психогимнастики.

Прежде всего такие игры показаны детям с чрезмер­ной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и дру­гими нервно-психическими расстройствами, находящими­ся на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психо­профилактической работе с практически здоровыми деть­ми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники вырази­тельных движений, на использование выразительных дви­жений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобре­тение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Это помогает преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают при­стального внимания потому, что неумение правильно выра­зить свои чувства, скованность, неловкость или неадекват­ность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозна­чает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребен­ком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для сло­весного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференци­рованными. Психологи считают, что резервы повышения дей­ственности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суж­дений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и дру­гих форм эмоциональных отношений, соответствующих уров­ню нравственного развития дошкольника.

Все занятия, упражнения психогимнастики проводятся только на воображаемом материале, поэтому использование реальных атрибутов крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей, превращает психогимнастику в игру, которая лишь должна лежать в ее основе.

Когда , касаясь головы ребенка, дарите ему воображаемую шапочку определенного цвета, песенкой колокольчика предлагаете «позвенеть», попробовать – не спадает ли «шапочка», «натянуть» ее поглубже, изобразить «хор» колокольчиков, – включенное воображение ребенка создаст образ, окрасит его необходимыми движениями, это как раз то, что нам нужно.

отдохнуть, но и настроиться на дальнейшую работу.

Также психогимнастику рекомендуется проводить утром, когда дети только пришли в детский сад. Упражнения помогут настроить детей на позитивный лад, доброжелательное отношение друг к другу.

Занятия состоят из трех блоков.

Первый блок включает в себя знакомство с основными эмоциями. К ним относятся: грусть, радость, удивление, страх, гнев.

Второй блок – различие основных эмоций: радость и горе; радость и гнев; радость, горе, страх; удивление, страх, гнев.

Третий блок – анализ эмоций.

Занятия первого блока состоят:

7.Релаксационное упражнение такое, как например «Волшебный сон».

Занятия второго блока включают в себя:

1.Упражнение «Наши чувства» (дети перечисляют их и рассматривают изображения мимики.

2.Знакомство со сказочными героями.

3.Литературные загадки ( определить эмоции)

– На скамейке у ворот Клара горько слезы льет.

– Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

-Рады зайчики и белочки,

-Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого;

Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко.

4. Вопросы: Какое чувство испытывает данный герой?

5.Рисование эмоций или изобразить мимикой» маску радости» ( гнева, удивления, страха, грусти)

Третий – анализ эмоций:

1.Упражнение « Разные эмоции» (дети выбирают разные эмоции на изображениях).

2. Игра с анализом.

3.Упражнение или игра « инсценировка».

Возможные фразы : « У меня болит зуб», « Я съел шоколадку « « Мне купили велосипед»

« Я поссорился с другом « и т.д.

4. Анализ ситуаций на сюжетных картинках.

5.Игры: « Волны», « Пожалуйста», «Подари улыбку».

Психогимнастика помогает осознать потребность в познании окружающего мира и себя в нем.

Развиваем пальчики — стимулируем речь

07 сентября 2021

Как ловкость рук помогает осваивать речевые навыки

Какие навыки способны облегчить жизнь ребенка в школе? Чтение, счет, письмо? Нет. Научите малыша завязывать шнурки, лепить из пластилина, собирать фигурки из мелких деталей, и вы поможете ему избежать множества проблем. О том, как заниматься с ребенком весело и интересно, рассказывает методист дошкольного образования Лидия Дёмина.

Читайте также:
Использование эколого-речевого материала на логопедических занятиях

Известно, что речевой центр напрямую связан с мелкой моторикой. Физиологи давно установили: чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше развита речь ребенка. И с произношением звуков меньше проблем. Ребенок начинает познавать окружающую действительность с первых моментов жизни. Он с радостью готов участвовать в любой деятельности, особенно в игре. Но малышу нужен «гид», для того чтобы выбрать полезную игру, которая бы развивала речь, обогащала лексику, выявляла творческие способности, тренировала внимание, терпение и наблюдательность.

На кончиках пальцев

В головном мозге центры, отвечающие за речь — одну из высших психических функций, находятся в тесном соседстве с центрами, которые управляют движениями пальцев. Они связаны между собой и стимулируют деятельность друг друга. Именно поэтому чем больше малыш умеет делать руками, тем лучше развиты его речевые способности.

Тренировку пальцев рук можно начинать уже в возрасте 5–6 месяцев. В нее входит массаж кистей, каждого пальчика и каждой фаланги. Массаж нужно проводить ежедневно в течение 2–3 минут.

Упражнение 1. Поглаживайте ручку малыша, слегка надавливая на нее по направлению от кончиков пальцев к запястью.

Упражнение 2. По очереди берите каждый палец ребенка, сгибайте и разгибайте его.

Начиная с 9 месяцев можно предлагать ребенку активные упражнения, задействуя все пальцы и выполняя движения с хорошей амплитудой. Что можно делать?

1. Катать деревянные шарики различного диаметра.

2. Нанизывать крупные бусы, играть с карточками-вкладышами.

3. Собирать пирамидки.

4. Строить из кубиков башни.

5. Мять пластилин или тесто.

6. Перекладывать разные предметы из одной руки в другую.

7. Рвать бумагу — чем мельче, тем лучше.

Очень хорошо тренировать пальцы рук помогают народные песенки-потешки.

Сорока-белобока кашу варила (круговые движения по ладони указательным пальцем).

Деток кормила: этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, этому дала (по очереди загибаем мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы).

Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка, этот пальчик я (по очереди массируем и загибаем каждый пальчик).

Вот и вся моя семья (сжимаем кулачок)!

Этот пальчик хочет спать, этот пальчик — прыг в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул (сгибать пальцы по очереди).

Встали пальчики. Ура! Нам гулять идти пора (разгибаем сразу все пальцы).

Если упражнения вызывают у ребенка трудности, то родители помогают ему, удерживая остальные пальчики от непроизвольных движений.

Заниматься будет веселее и вам, и ребенку, если сопровождать упражнения чтением стихов, потешек, пением песен. Кроме того, звуковое сопровождение поможет ребенку развить умение слушать, научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Упражнения помогают развивать мелкую моторику, что благотворно влияет не только на речь, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Игры для ребенка постарше

Не спешите в очередной раз делать малышу замечание за то, что он «сует руки, куда не следует». Лучше подумать, как организовать вокруг ребенка такую обстановку, чтобы в ней были созданы условия для развития детских способностей.

В отдельном уголке соберите шишки, каштаны, пластиковые баночки и контейнеры с крышками. Пусть малыш их открывает, закрывает, закручивает, ощупывает шишки и каштаны, складывает их в емкости.

Почаще предлагайте ребенку «работать» с песком, глиной, водой. Можно насыпать, пересыпать песок в разную посуду (пластиковую или металлическую). Научите малыша пользоваться воронкой.

Зарядка для ума

Начинать день с зарядки — полезная привычка и хорошая традиция. А зарядка для рук поспособствует развитию интеллекта. Выполняйте упражнения вместе с ребенком.

Разминка

1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте. Сначала одновременно обеими руками, затем поочередно правой и левой.

2. Делайте круговые движения кистями в разных направлениях. Одновременно и по очереди.

3. Переплетите пальцы и сожмите в «замочек».

4. Сожмите ладони и расставьте пальцы в разные стороны — получились «солнечные лучи».

5. «Ножницы»: разведите пальцы в стороны и сведите их вместе. Сначала одной рукой, потом двумя.

6. «Пальцы здороваются»: подушечки пальцев поочередно прикасаются к большому пальцу. Сначала на правой руке, потом на левой.

7. Похлопайте и постучите по столу сначала ладонями, затем пальцами.

8. Положите ладони на стол и поочередно приподнимайте и опускайте пальцы.

9. Положите маленький шарик на стол и играйте пальцами в «футбол».

10. «Пробегите» пальцами по столу. Например, по «дорожке» с номерами. Для этого нарисуйте на листе бумаги кружки с цифрами внутри от 1 до 10 на расстоянии одного «шага» пальцами.

Массаж

1. Разотрите ладони.

2. Соедините пальцы правой и левой руки и 4 раза сильно надавите ими друг на друга.

3. Разотрите ладонью одной руки боковую поверхность другой руки.

4. Возьмите карандаш и покатайте его между ладонями.

5. Возьмите грецкий орех и покатайте его в ладонях.

Далее можно переходить уже к насущным «проблемам»: застегнуть молнию или пуговицы, завязать бантики или шнурки.

Наглядные пособия по развитию мелкой моторики можно приобрести в магазине, а можно изготовить самим. Например, на коврике в виде черепахи можно разместить кнопки, молнии, пуговицы, застежки, пряжки, шнурки.

Пальчиковые игры

Любой небольшой стишок или песенку можно «переложить» на пальцы, то есть придумать несложные движения для иллюстрации сказанного.

Бабушка очки надела и внучонка разглядела (сложить большие и указательные пальцы в кружок и приложить их к глазам).

У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка (сжать кулак и сверху прикрыть ладонью).

На поляне дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем (ладони одна напротив другой, пальцы под углом касаются друг друга, мизинцы и большие пальцы — ворота).

Дом стоит с трубой и крышей. На балкон гулять я вышел (так же, как в предыдущем стихотворении, только средний палец левой руки поднят, как труба).

Ножки, спинка и сиденье — вот вам стул на удивленье (левая рука вертикально, правая сжата в кулак и прижата к левой ладони).

Палка, палка, огуречик…

Очень нравятся детям игры с палочками или спичками (конечно, предварительно очищенными от серы). Спички и зубочистки подойдут лучше, чем покупные палочки, потому что они тоньше и меньше, а следовательно, с ними труднее обращаться. Когда материал будет готов, постарайтесь заинтересовать малыша, показав ему, как из палочек получается домик, железная дорога, лодка и т. д.

Читайте также:
Организация групповых логопедических занятий для пациентов с дизартрией в условиях стационара

1. Сначала научите ребенка брать палочки разными пальцами — большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным.

2. Потом сделайте образец и попросите малыша повторить. Это ему поможет сориентироваться в работе, точно скопировать предмет, развить наблюдательность и внимание.

Для развития памяти и внимания покажите ребенку рисунок готовой фигуры и через 10 секунд накройте его листом. Теперь ребенок должен выложить ее по памяти. Затем вместе сравните полученную фигуру с оригиналом, найдите ошибки.

Если ребенок медлит с выполнением задания, не торопите его. Лучше задайте наводящие вопросы. Ни в коем случае не упрекайте его в том, что у него что-то не получается. Помните, что от природы дети любознательны, каждый обладает способностями, но для того чтобы они проявились, нужен мудрый наставник.

Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Когда простые упражнения пройдены, усложните задания. Покрасьте с ребенком палочки в разные цвета. Для этого разведите гуашь в воде и молоке (1:1:1), опустите в смесь палочки, подождите одну минуту, выньте и просушите. Когда палочки высохнут, покажите ребенку, как с их помощью можно «нарисовать» картинку: домик, солнышко, елку, собаку. Пусть малыш придумает свои собственные «рисунки».

Зернышко к зернышку

В занятия по развитию мелкой моторики можно включать игры-упражнения с крупой, бобовыми, семечками. Сыпучие продукты можно распределить ровным слоем на подносе и предложить ребенку рисовать на нем пальчиками узоры и предметы. «Рисование» можно сопровождать стихами.

Утром солнышко проснулось,

Осторожно потянулось.

Лучикам пора вставать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Горит на солнышке флажок, как будто я огонь зажег.

В воде она живет, нет клюва, а клюет.

Еще из крупы можно выкладывать фигуры по контуру. Вы можете нарисовать любой предмет и попросить ребенка его выложить фасолинами, горошинами или зернами гречки. Чем мельче крупа — тем сложнее выполнить задание.

Прежде чем заниматься с ребенком, надо вместе с ним подготовить весь материал, необходимый для задания. Обязательно попросите ребенка рассказать, что получилось, и проанализировать свои действия.

Узелок завяжется, узелок развяжется…

Самое трудное упражнение — манипуляции со шнурками. Для того чтобы научиться их правильно завязывать, нужно сначала понять, в чем смысл узла. Положите перед ребенком шнурок и обратите его внимание на то, что у шнурка два конца. Попросите ребенка сложить руки на груди (переплести). Далее сначала нужно наклониться влево и взять одной рукой один конец шнурка, затем наклониться вправо и другой рукой захватить второй конец. Затем, не выпуская его, нужно расплести руки, и в результате на шнурке завяжется узел. Так нужно потренироваться несколько раз. Это поможет ребенку понять, что узел — это переплетение двух концов одного шнурка.

Для тренировки навыка шнуровки существует множество пособий и книг, на страницах которых есть отверстия, в которые нужно пропускать веревочку или шнурок. Из картона вы можете сделать такие пособия самостоятельно.

Все игры и упражнения для развития мелкой моторики учат ребенка владеть своими руками, тренируют ловкость в обращении с небольшими предметами. Они помогают формировать речевые навыки, обогащают словарный запас. Кроме того, такие занятия способствуют развитию предметной деятельности и тактильной чувствительности, оказывают тонизирующее и оздоровительное действие на весь организм, развивают внимание, память и художественный вкус, а также воспитывают усидчивость и терпение.

Методические рекомендации «Кубики Зайцева»

Шамсутдинова
Методические рекомендации «Кубики Зайцева»

Кубики Зайцева – это новая методика обучения детей чтению, основанная на чтении слова по складам (не путать со слогами). По мнению автора методики, таким способом можно научить детей читать с 2-3х летнего возраста. Складовой принцип чтения – основа Зайцевского метода обучения детей чтению.

Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л. С. Выготского «только – то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н. А. Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.

Зачем ребёнку читать до школы?Преимуществ очень много:

• На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;

• Обогащается словарный запас;

• Ребёнок умеющий читать,более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);

• Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;

• Раннее чтение влияет на грамотность.

• Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.

Основные принципы обучения детей по Зайцеву

• Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.

• По слогам читать сложно.

• Человек сначала учится писать, а потом читать.

Суть методики Зайцева

Первым несомненным плюсом является то, что методика основана на естественной потребности и любви ребенка к игре. По сути, в легкой, ненавязчивой, интересной, игровой форме ребенок очень быстрыми темпами овладевает различными навыками.

Цель применения развивающих игрушек по методике Зайцева

• Научить детей уверенно, осознанно читать и сохранять смысл прочитанного. Тренировать зрительная память

Читайте также:
Проект для старшей группы: Улицы нашего города

• Учить детей удерживать внимание

• Подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения

• Развивать навыки грамотного чтения и письма

• Создавать радостное настроение и развивать быстроту реакции.

• Закреплять навыки классификации предметов

• Активизировать и обогащать словарь детей

Статистика преподавателей, работающих много лет с Кубиками по методике Н. Зайцева доказала, что при условии проведения игровых занятий от 30-ти до 60 минут 2 раза в неделю, дети двух- и трёхлетнего возраста начинают читать через 6-9 месяцев; дети четырёхлетнего возраста – через 16 занятий; дети пяти лет – уже через 5-10 занятий; а шестилетки начинают читать после 4-6 игровых занятий с кубиками. И даже взрослые иностранцы, которые раньше не знали ни одной буквы русского алфавита, уже после первого занятия могут составлять из кубиков слова, которые произносит преподаватель, а еще через одно-два занятия – начинает читать.

Методика Зайцева позволяет задействовать и развить такие органы чувств как слух, осязание, зрение. Развитие этих органов чувств способствует повышению уровня восприятия мира, что в свою очередь приводит к активному развитию речи и творческих задатков ребенка.

Система не привязана к возрасту

Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста. Но даже пятилетним начинать не поздно. Система не привязана к определенному возрасту.

• познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету, звучанию, величине, классифицировать их;

• уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;

• учить читать отдельные слова, способствовать улучшению дикции у детей;

• воспитывать интерес к чтению, уверенность в своих возможностях, навыки сотрудничества;

• развивать внимание, память, мышление.

I этап «Знакомство с кубиками и таблицами. Изучение складов».

Цель: познакомить детей с кубиками и таблицами, научить детей отличать кубики по цвету и звучанию; учить называть склады на кубиках и таблицах.

II этап «Чтение одного слова»

Цель: закрепить умение детей находить и называть склады, учить детей четко произнося слова, читать слова.

III этап «Чтение текста. Игры-тесты с кубиками.

Цель: учить детей уверенно, осознанно читать слова в предложениях и сохранять смысл прочитанного.

Ожидаемый (прогнозируемый)результат обучения:

К концу обучения дети должны уметь:

• Изолированно произносить нужный звук;

• Выделять первый и последний звук в словах;

• Производить анализ и синтез слогов;

• Производить звукобуквенный анализ слова;

• Уверенно, осознанно читать слова в предложениях и сохранять смысл прочитанного.

Организация учебного процесса:

Описание форм и методов проведения занятий:

1. Словесные методы обучения:

• пропевание (звуков и складов).

2. Наглядные методы обучения:

• показ кубиков, таблиц;

• использование дополнительных пособий (иллюстрации, карточки,

настольно – печатные игры)

в) показ способов действия.

3. Практические методы обучения:

• совместная деятельность взрослого и детей;

• самостоятельная детская деятельность.

Сущность методики

Единица чтения – склад!

Дети учатся читать по складам!

Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква (М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ).

Пользуясь этими складами ребенок начинает составлять слова.

Складовой принцип чтения

Складовой принцип чтения – это основа данного метода обучения детей чтению.

Методы обучения

Методзатрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.

• Склады написаны на гранях кубиков.

Кубики различны по цвету, размеру и звуку, который они издают.

• Каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия.

• математика (цифры, счет, дроби, степени,

Когда заниматься кубиками Зайцева?

Если вашему ребенку 4-6 лет, имеет смысл отвести его в группу, где занимаются по Зайцеву. Дети такого возраста любят коллектив, тянутся друг за другом, соперничают, кто лучше, кто быстрее, и обучение в группе их очень увлекает. А параллельно хорошо заниматься кубиками Зайцева и дома. Особенно если вам удастся создать ребенку мотивацию к обучению. А вот детишки в возрасте от 3 до 4 лет не всегда хорошо адаптируются в группе. Особенно это касается тех малышей, которые не ходят в детский сад или кружки. Приходя на занятия, они будут долго привыкать к работе в коллективе и слушать педагога. Таким крошкам лучше заниматься кубиками Зайцева дома с мамой. Дети до 3 лет еще неспособны эффективно заниматься в группе. Они быстро устают, не умеют внимательно слушать педагога, не могут заниматься больше 10-15 минут подряд. Согласитесь, из-за такого небольшого „урока” не стоит никуда водить или возить маленького ребенка. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, и ваш малыш успевает забыть, что было на прошлом уроке. С крошками лучше заниматься кубиками Зайцева каждый день понемножку и делать это старайтесь конечно же дома.

Обобщение многолетнего опыта работы родителей, воспитателей, учителей вот о чём говорит:

• Многие родители способны обучать детей сами. У особо нетерпеливых складывают слова из кубиков и начинают читать-считать даже двухлетки.

• Дети, знакомые с Кубиками Зайцева, быстрее выходят в речь, чище берут звуки.

• Дошкольники четырёх-пяти лет начинают читать и считать в пределах ста через 10-12 занятий.

• Дети с отклонениями в развитии успешно реабилитируются.

• Первоклассники начинают читать, складывать-вычитать в пределах ста в первую неделю.

• Изучение русского языка из трудного и занудного предмета можно сделать легким и увлекательным.

• Зрение и осанка не только сохраняются, но даже улучшаются (имеются заключения серьёзных учёных, резко снижается число проблем, связанных с гиподинамией.

Процентов 70-80 детей к семи годам без всяких перегрузок и даже с укреплением психофизических характеристик можно подготовить к занятиям по программам нынешних третьих-четвёртых классов.

Правила проведения занятий по методике Зайцева

Во-первых, следует всегда помнить, что с ребенком нужно вести занятие только в игровой форме. Раскованность обстановки, постоянное движение, переключение внимания между развивающими игрушками таблицами и физическими игровыми упражнениями. Материал ни в коем случае не должен навязываться ребенку, иначе это приведет к обратной реакции – угасанию интереса к обучению. Посему родителям, которые желают дома самостоятельно обучать ребенка по данной методике следует быть очень аккуратным.Помните: развитие в среднем темпе (не спеша) приводит к наиболее эффективным результатам, развитие в быстром темпе может иметь результат как более быстрое обучения ребенка, так и привести к полному отрицанию обучения, отсутствию интереса, замедлению развития. Один из негласных слоганов методики «Воспитай гения!» Собственно в этом и заключалась основная идея методики: возможность донести и научить ребенка программе младших классов еще в дошкольном возрасте.

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия: Знакомство со звуком и буквой Ч

Стандартный урок Зайцева продолжается 25 минут в игре. Дети могут ходить, стоять, лежать на мате, они не портят осанку, они не портят зрение, потому что смотрят на большие таблицы. Зайцев не упраздняет систему Домана (больше о Г. Домане и его системе мы расскажем в наших других статьях,работающую во всем мире: используется сама идея раннего развития. Параллельно с методом Зайцева можно применять систему физического развития по Доману. Очень часто методику Зайцева используют наряду с методикой по системе Монтессори.

Развивающие занятия с использованием Кубиков Зайцева

Как же ребенок любит имена, особенно свое. Естественно возникает желание поскорее научиться его читать. Увлекательно и с пользой ребенок может осуществить свое желание и по таблице, и по кубикам. Кроме того, что ребенок уже счастлив, что умеет писать свое имя указкой или кубиками, он развивает свою память, а также производит звуковой анализ и составной анализ.

«Песни, хлопки, притопы»

В данном упражнении заложен принцип пения складов как вертикально, так и горизонтально. А хлопки и притопы превращают упражнение в интересную форму игры. Если вас пугает что производится вертикальное пропевание всех складов согласных с гласными, не страшно, ведь это не заучивание, а привыкание к различным звукам, и корректировка звукопроизношения. Вот увидите, ребенок сам вас удивит, когда узнает в журнале ту или иную букву, а может даже склад, которые он «пел» на занятии.

«Кто быстрее»

Упражнение соревновательного характера. Какой ребенок не любит соревнования, при этом происходит непринужденное развитие зрительной памяти, быстроты реакции и восприятия. Допустим, требуется найти тот или иной кубик по описанию педагога, а кубиков то много. Игровой процесс поиска приведет к достойному результату. И детям не скучно, и педагог продвигается к своей цели.

«Музыкальный поезд»

Дети – артисты с самого рождения. Артисты поют, танцуют, в общем, выступают и показывают себя. Данное упражнение позволяет проявить свои артистические способности каждого ребенка.

Составляем складовый поезд из вагончиков (кубиков, например все согласные с гласной А (БА, ПА, ВА, ФА, ГА, КА и т. д., далее выбираем любимую и знакомую песню для малышей, например, «В лесу родилась елочка», и на мотив этой песни пропеваем наш веселый поезд. Проявляем творческие способности, развиваем звукопроизношение и зрительное восприятие.

В данной методике большое количество разнообразных игр и упражнений, которые вызывают не менее значимый интерес у ребенка в познании страны букв и слов, а также вызывают положительные эмоции у родителей, наблюдающих за результатами своих чад. Следствием этого является снятие комплексов и стрессов у детей, улучшение психологического состояния ребенка.

• Ребята удивительно рано и удивительно быстро соглашаются на письмо указкой по таблице

• Приобретение навыков закрепления и автоматизации грамотного письма.

• Постепенно у детей происходит превращение знаков в звуки — чтение

Конспект занятия по чтению (методика Зайцева) .

Тема: «Путешествие в сказку».

Программное содержание: Знакомить с животными и их детёнышами, учить называть их. Активизировать речь детей. При звукоподрожаниях обратить внимание, на четкое произношение звуков “мь”, “сь”, дифоренцировать громкость их произношения имитируя голоса животных и их детёнышей, произносить склады пропевно. Воспитывать желание, больше узнать о домашних животных.

Материалы к занятию:

– Картинки домашних животных и их детёнышей

Кубики Зайцева

Ход занятий

– Ребята здравствуйте к нам прикатился гость кто это?

– Правильно ребята, это колобок. Он приглашает нас к своим друзьям. Пойдём за ним?

Колобок катится, и останавливается около домика, где нарисовано окошко.

– Правильно ребята. А как она зовёт своих малышей котят пить молоко?

– Молодцы ребята. А давайте найдём её котят.

“Их ребята ищут среди картинок. Нашли и кладут около дома кошки”

Катится колобок к домику собаки

– Ребята кто в этом домике живёт?

– Молодцы правильно. А как она зовёт своих детей щенят кушать?

– Молодцы ребята, а давайте найдем ее щенят.

“Их ребята ищут среди картинок. Нашли и кладут около домика собаки”

Катится колобок к домику лошади, коровы, козы. Вопросы аналогичные.

А сейчас ребята мы с вами поиграем, принесите мне “золотые кубики”, “деревянные”, “каменные”. Покажите мне какие кубики звенят? Какие стучат?

Подходим к таблицам:

Ребята найдите мне песенку барабана:

Найдите песенку молоточка:

Найдите песенку капризульки:

Так же аналогично находят песенку мамы, папы.

– Подойди сюда Саша. Давай Саша найдем твою песенку, Са-ша.

– Катюша давай напишем твоё имя. Ка-тя.

– Ребята посмотрите, а колобок тоже хочет написать своё имя, ко-ло-бок.

Колобок прощается с ребятами и уходит.

– Ребята вам понравилось занятие? А вам было трудно?

1. Письмо. Чтение. Счет. Учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей. Зайцев Н. А. – С – Петербург, «лань», 1998г.

2. Обучение с пеленок. Кубики Зайцева в семье. Данилова Л. – С-Петербург, Издательский Дом «Нева», Москва «ОЛМА – ПРЕСС», 2003г.

3. Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – С-Петербург,

Как мы играем в кубики Зайцева Уважаемые коллеги и друзья! Хочу рассказать как мы с малышами играем в кубики Зайцева. Кубики нам подарили родители двух близняшек,которых.

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» – учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методические рекомендации при разучивании песни «Праздничная» Методические рекомендации при разучивании песни “Праздничная” музыка Т. Попатенко, слова Е. Найденовой. Диапазон песни: ля – ми Программное.

Читайте также:
Проект создания системы взаимодействия специалистов в ДОУ

Методические рекомендации при разучивании песни «Флажки» Методичесукие рекомендации при разучивании песни “Флажки” музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой. Диапазон песни: ми – си Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни” Машина”, музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа – си – бемоль Программное.

Обучение чтению по методике Н. А. Зайцева
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая группа)

Цель: Обучение детей дошкольного возраста читать слова по складам, «писать» слова кубиками.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • обучать детей читать слова по складам;
  • обучать «писать» слова (собирать) из кубиков и по таблицам посредством чтения и «письма»;
  • формировать, уточнять, закреплять знания детей о классификации предметов, различных явлений в природе, окружающем мире;
  • формировать активный словарь;
  • формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

Развивающие задачи:

Посредством пропевания «попевок кубиков» и таблиц способствовать:

  • улучшению дикции;
  • развитию фонематического и музыкального слуха;
  • развивать познавательный интерес к чтению;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к родному языку;
  • воспитывать интерес к чтению;
  • воспитывать самостоятельность, умение сотрудничать, коллективизм.

Скачать:

Вложение Размер
obuchenie_chteniyu_po_metodike_n._a._zaytseva.docx 77.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Здоровячок»

«Обучение чтению по методике Н. А. Зайцева»

Возраст обучающихся: 4-5, 5-6 лет.

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Автор- составитель программы: Пахомова Елена Викторовна,

воспитатель первой категории.

Принципы реализации программы

Содержание учебного плана.

Календарно – тематический план организации образовательной деятельности

Методы и приемы оценивания

Формы и режим занятий

Формы подведения итогов

Требования к педагогическим работникам

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева «Обучение чтению детей дошкольного возраста» и является адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой социально-педагогической направленности, реализуется в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок» г. Зеленогорска. Программа разработана на один год обучения и может быть освоена детьми 4,5,6 лет.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12. 2012 г.
  • Письма Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
  • Письма Минобразования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений».
  • Письма Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  • Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155;
  • Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р ” Об утверждении Концепции дополнительного образования детей”.
  • Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г”.
  • Сан ПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26;
  • «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 года №1014
  • «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2013 года №ИР -535/07
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок»

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом. В ходе ее реализации осуществляется овладение ребенком основными культурными средствами, способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности, в общении, в чтении.

Современный ритм жизни требует от человека неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма человека остаются неизменными со времён Древнего Рима.

Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только – то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте.

Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.

Одним из мощных средств развития ребенка является ИГРА. Но, пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения ЧТЕНИЕМ, как это сделал Николай Александрович Зайцев – автор новых направлений в методике обучения чтению. У него ребёнок в короткие сроки осваивает то, что с таким трудом даётся в школе. Чтение, как и любое, успешно освоенное дело, благодаря новой методике превращается в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.

Методика Н.А. Зайцева является как самостоятельной методикой, так и может гармонично сочетаться с многообразными наработанными методическими приемами; кроме обучения чтению ребенок учится грамотному письму (таблицы, кубики); вследствии постоянного повторения складов, ребенок начинает чище и отчетливее говорить; увеличивается словарный запас; стимулируется развитие логики; вырабатывается самостоятельность.

Методика Н.А. Зайцева действенная, прогрессивная, соответствует запросам настоящего времени.

1.4. Педагогическая целесообразность.

По методике Н.А.Зайцева игра, как одно из мощнейших средств развития ребенка, органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие. Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш достигает всего сам.

Педагогическая целесообразность программы состоит еще и в том, что данная программа основана на здоровьесберегающей методике обучения детей чтению по кубикам Зайцева, что позволяет полноценно развивать и образовывать детей. Важные достоинства учебных приемов Н.А. Зайцева- это формирование правильной осанки, высокий уровень двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взора и еще немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка. Таким образом, использование методик, предлагаемых Н.А. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества.

1.5. Цель и задачи.

Цель: Обучение детей дошкольного возраста читать слова по складам, «писать» слова кубиками.

  • обучать детей читать слова по складам;
  • обучать «писать» слова (собирать) из кубиков и по таблицам посредством чтения и «письма»;
  • формировать, уточнять, закреплять знания детей о классификации предметов, различных явлений в природе, окружающем мире;
  • формировать активный словарь;
  • формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

Посредством пропевания «попевок кубиков» и таблиц способствовать:

  • улучшению дикции;
  • развитию фонематического и музыкального слуха;
  • развивать познавательный интерес к чтению;
  • развивать коммуникативные навыки.
  • воспитывать интерес к родному языку;
  • воспитывать интерес к чтению;
  • воспитывать самостоятельность, умение сотрудничать, коллективизм.

1.6 Принципы реализации программы.

Принципы реализации программы органично сочетаются с принципами реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Дополнены принципами дифференцированного обучения и реализации творческих подходов в работе с детьми:

  • принцип деятельностного подхода, который, прежде всего, требует понимания обучения как совместной деятельности педагога и ребёнка, основанной на началах сотрудничества;
  • принцип единства воспитательных, образовательных и обучающих целей;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями детей;
  • принцип развивающего образования;
  • принцип практической применяемости педагогических методов;
  • принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого;
  • принцип учёта индивидуальности ребёнка.

1.7 Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих.

«Обучение чтению по кубикам Зайцева» – игры-занятия, в основе которых лежит складовой принцип обучения Н.А. Зайцева (заучивание складов, их пропевание).

По методике Зайцева всё обучение чтению строится на кубиках и настенных таблицах. Используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные, золотые, железные, деревянные. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разным цветом. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т.п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению. Играя в кубики, у ребёнка увеличивается число каналов восприятия, по которым поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения. Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов.

Принципиальное отличие методики обучения чтению Н.А. Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Склады это комбинации из: пары согласный-гласный; из согласной и твердого или мягкого знака; одной согласной. Склады органично связаны с речью и потому легче усваиваются.

Важно то, что ребёнок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков, малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению. Выход в чтение через пение – это неотъемлемый принцип в методике Н.А. Зайцева. Поэтому склады поются, а не проговариваются. Поётся и алфавит, с которым дети знакомятся чуть позже.

Игра выстраивается в сложный процесс овладения многими учебными умениями. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности: наблюдение, обследование, беседа, чтение по таблице, чтение и «письмо» кубиками, чтение произведений русского народного творчества (колыбельные песенки, считалки, скороговорки, дразнилки, небылицы и др.).

Занятия рассчитаны на мини-групповую и индивидуальную работу. Они построены с максимальным использованием крупной моторики ребенка, чтения посредством пения, подвижных игр. Таким образом, на занятии ребенок постоянно передвигается: бегает, прыгает, ищет слова в специально созданных сенсорных игрушках, поет. Все это позволяет превратить такую сложнейшую мыслительную деятельность, как чтение в игру-забаву, что ведет к сохранению здоровья и радость от получения знаний.

1.8. Возраст обучающихся.

Предлагаемая программа разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста, описывает курс подготовки детей 4, 5, 6 лет.

Дети набираются в группы по желанию родителей. Количество детей в группе до 11 человек.

1.9. Сроки реализации.

Сроки реализации данной программы – 1 год.

1.10. Ожидаемые результаты.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в учебном году (вводный – в октябре, итоговый – в мае) на основе индивидуального обследования детей.

Требования к уровню подготовки воспитанников по итогу реализации освоения программы:

  • сформированность знаний классификации кубиков;
  • сформированность навыков читать склады по таблицам и на кубиках, пропевать их;
  • сформированность умения читать слова по складам;
  • сформированность умения писать слова «кубиками и указкой по таблицам»;
  • обогащение активного словаря, более полное и глубокое представление об окружающем мире, о котором можно не только говорить, но и читать и «писать» (кубиками и по таблицам);
  • улучшение работы артикуляционного аппарата.
  • развитие фонематического и музыкального слуха;
  • ребенок открыт новому, то есть проявляет стремление к получению знаний;
  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность на занятии;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, людям, самому себе, данному виду деятельности – чтению;
  • ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: