Развитие зрительного восприятия образа буквы А

Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники , ОВЗ

«Город маленький, не пыльный
С незапамятных времен
Буквоградом звался он.
Там, не ведая невзгод
Очень славный жил народ:
Хлебосольный, незлобливый,
Дружный и трудолюбивый».

В последние годы современной жизни среди детей дошкольного и школьного возраста отмечен рост дисграфических ошибок в процессе обучения грамоте.. Ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова. У детей, нарушения речевой деятельности оказывают отрицательное влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, память, внимание и моторику рук. А проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

Актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью разработки и реализации логопедического проекта в коррекционной работе в группах с речевыми нарушениями с помощью творческого игрового подхода.

Цель проекта, развитие творческих и познавательных способностей детей в процессе развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, развитие интереса и способностей к чтению, закрепления зрительного узнавания графических изображений букв, формирование мелкой моторики рук.

Для реализации цели намечены следующие задачи:

  • Усвоение образа буквы;
  • Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект «Мастерская Буквограда»;
  • Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде выставки;
  • Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе;
  • Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе с детьми.

Путешествуя по «Стране Знаний» мы с детьми попадаем в мир звуков и букв. Встречаем на своём пути сказочных героев, выполняем интересные игровые задания, учимся правильно называть и различать разные звуки. Поэтому очень важно, чтобы дети хорошо понимали и запоминали, что все звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем, рисуем. Буква – это значок, образ звука.

Проведена предварительная работа: У детей была создана положительная мотивация к образовательной деятельности при изучение звуков, букв; с детьми нарисовали карту «Путешествие по Стране Знаний»; беседовали о волшебном городе Буквограде и его жителях; проводили творческие задания, дидактические игры; была организована выставка детских работ «Моя любимая буква», придумывали творческие рассказы «Что мне нравиться в детском саду?» или «Что такое дружба?» и в заключение проходило развлечение «Путешествие по стране Знаний и Буквограда».

Создаётся игровая творческая ситуация. Вместе с детьми идём в «Мастерскую Буквограда». Обращаю их внимание, что буквы можно создавать, собирать, украшать, конструировать, мастерить из любого материала и разными способами.

Практическая часть:

Детям показываю алгоритм создания букв (пошаговую схему).

Алгоритм – это последовательный порядок действий для решения определённой задачи.

Дети знакомятся с играми, где главное место – это буквы, это буквы-пазлы, вкладыши, буквы в домиках «Где и какая буква живёт?».

Очень важно показать и рассказать, что с буквами можно поиграть и самим, своими руками их сделать.

С детьми старшего возраста можно использовать основу пособия «Коврик» — пластмассовая сетка, вырезанная из решетки для кухонной мойки (продаются в хозяйственном магазине) и разноцветные шнурочки. А также цветные прищепки, палочки, камушки, мягкий конструктор.

Математический планшет и цветные резиночки разной длины, игровое пособие «Собери слово из букв на нитку», «Собери букву из частей».

«Укрась буквы цветными шнурочками», «Сделай букву из мозаики и пуговиц», «Сделай букву из мягких палочек».

Предлагаю детям алгоритм создания букв из разного материала и разными способами.

1) Алгоритм создания букв из разноцветных прищепок.

2) Алгоритм создания букв на математическом планшете.

3) Алгоритм создания букв с использованием решётки и разноцветных шнурочков – способом плетения.

4) Алгоритм создания букв с использованием мягкого конструктора.

5) Алгоритм создания букв – способом вышивания.

6)Алгоритм создания букв на пластилиновой основе.

7) Алгоритм получения букв с использованием игрового приёма «Закрой фишками определённые буквы».

8) Алгоритм получения букв с использованием пуговиц, камушек и разноцветных шнурочков.

И в конце творческого проекта дети выходят на ожидаемый результат:

– Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи на тему Профессии

– Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.

– Развитие моторики рук и психических процессов.

– Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

– Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов и семей при подготовке детей к обучению в школе.

У детей создаётся положительная мотивация к обучению в школе.

Игры на формирование зрительного восприятия графического образа буквы

Кокарева Евгения Александровна
Игры на формирование зрительного восприятия графического образа буквы

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но иногда возникают трудности в запоминании зрительного образа буквы. Дети путают похожие по описанию буквы, пишут буквы зеркально. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил написание буквы, можно использовать следующие игры:

1. “На что похожа буква?”

Дети сравнивают буквы с реальными предметами (буква “Ж” похожа на жука, буква “Г” – на гуся, кочергу, и т. д.). Благораря образу, дети легче запоминают особенности буквы.

2. “Из чего состоит буква?”

Ребенок рассказывает из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве, а затем выкладывает буквы из счётных палочек, спичек, шнурочков.

3. “Угадай букву

ребенок закрывает глаза и обводит букву по контуру, отгадывая, какая это буква.

4. “Обведи и раскрась”

Для закрепления образа буквы, можно предложить ребенку обвести букву по трафарету, а затем заштриховать или раскрасить её.

5. “Слепим букву

Лепим буквы из пластилина или теста.

Ребенок вырезает написанную букву. Можно вырезать элементы букв и из них складывать различные буквы.

7. “Выложи букву

Выкладываем буквы из семян, круп, из деталей мелкого конструктора.

8.”Изобрази букву

Изобразить букву можно пальцами, можно показать букву всем телом.

9.”Какую букву я написал?”

Взрослый пишет пальчиком на ладошке или спине ребёнка букву, а малыш угадывает. Потом можно поменяться.

Успехов! Проводите время с пользой.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия «История о том как прожорливая гусеничка превратилась в красивую бабочку» ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ПРОЖОРЛИВАЯ ГУСЕНИЧКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В КРАСИВУЮ БАБОЧКУ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Коррекционно-образовательные цели: Продолжать.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье – это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема “Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников” Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта – 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Развитие зрительного восприятия образа буквы А

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения когнитивными навыками. Среди них такие важнейшие, базовые навыки, как чтение, письмо и рисование.
В ряде исследований была проанализирована взаимосвязь между развитием зрительного восприятия и созреванием у ребёнка мозговых структур. Благодаря анализу нарушений письма у учеников младших классов были обнаружены многочисленные трудности, вызванные недоразвитостью зрительного восприятия.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия в 1 классе ‘Деление слов на слоги’

Что такое зрительное восприятие?

Зрительное восприятие представляет собой формирование в голове ребёнка тех ситуаций и образов внешнего мира, которые непосредственно фиксируются его глазами. Современная наука разделяет понятия «восприятие» и «сенсорные процессы», поскольку последние восприятием изначально не являются, а лишь становятся им со временем.
На всех этапах развития дошкольной педагогики одно из центральных мест занимала проблема сенсорного восприятия у ребёнка. В жизни он сталкивается с многообразием цветов, форм и прочих свойств объектов (первоначально это игрушки и бытовые предметы). Затем он знакомится с произведениями искусства – скульптурой, живописью, музыкой. Со всех сторон его окружает природа с невероятным обилием сенсорных признаков: шумами, запахами, многоцветием. Естественно, что любой малыш это всё способен воспринимать и без целенаправленного воспитания. Но при стихийном усвоении, без грамотной помощи взрослых педагогов это восприятие получается неполноценным, поверхностным. Разумеется, восприятие и ощущение поддаются совершенствованию и развитию, особенно в дошкольном возрасте.
Здесь может помочь сенсорное воспитание. Целенаправленное формирование сенсорной сферы особенно важно для детей, имеющих особенности развития, выраженные в нарушениях слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. В первые семь лет у ребёнка бурно развиваются все системы и органы. Рождаются дети с некими унаследованными биологическими качествами, к которым относятся типологические особенности таких нервных процессов, как подвижность, уравновешенность, сила. Но эти особенности являются лишь основой для дальнейшего психического и физического развития, поскольку с первых месяцев жизни определяющими факторами становятся воспитание малыша и окружающая среда.

Как развивается зрительное восприятие с возрастом ребенка?

Младший дошкольный возраст оказывается наиболее важным для развития зрительного восприятия. У ребёнка меняется характер исследовательской и ориентировочной деятельности, он переходит от простейшего манипулирования предметом к более подробному ознакомлению с ним посредством осязания и зрения.

  • У 3-7-летних детей важнейшей отличительной особенностью восприятия является то, что оно становится ведущим, соединяя в себе опыт многочисленных ориентировочных действий. Оно уже позволяет охватить многие детали, уловить их качества и взаимосвязи. Формируется процесс рассматривания, ведь в более раннем возрасте дети почти не рассматривают предметы, не манипулируют ими. Однако своим взглядом малыш ещё не может управлять, поэтому тот беспорядочно блуждает по предмету. Восприятием 3-4-летних детей управляет воспитатель в процессе различных видов деятельности. Важнейшим способом обследования предметов становится цепочка перцептивных действий.
  • К 5-6-летнему возрасту значительно изменяется восприятие пространства. Малыши всё чаще хотят разобраться в многообразии встречающихся форм, пытаются установить, на что данный предмет похож. Взрослые должны им в этом помогать. Дети уже довольно успешно могут сравнивать длины линий, но с решением более сложных задач на глазомер дела ещё обстоят неважно. Глазомер лучше совершенствовать, занимаясь конструированием, когда малышу необходимо подобрать для постройки недостающие детали или во время лепки разделить кусок глины так, чтобы её хватило на все элементы предмета. Можно также упражнять глазомер через игры, рисование, аппликации. В процессе обследования свойства воспринимаемого объекта словно переводятся на понятный малышу язык системы сенсорных эталонов. Под сенсорными эталонами подразумеваются представления о свойствах объектов, воспринимаемых чувственно. Для этих представлений свойственна обобщённость, поскольку в них отражены самые важные, существенные качества. Эталоны не существуют обособленно, но формируют определённые системы, такие как система геометрических форм, спектр цветов и т. д. Осмысление эталонов выражается через их название, то есть слово, поэтому связь восприятия с речью и мышлением вызывает его интеллектуализацию.
  • В 6-7 лет у ребёнка почти сформировались все виды анализаторов, и с их помощью продолжают развитие все разновидности чувствительности. Особенно важны в этом возрасте зрительные ощущения и восприятия. Известно, что ребёнок получает до 80% всей информации об окружающем мире через зрение. К 6 годам намного меньше становится ошибок при различении цветов. В 6-7 лет ребёнок помимо основных цветов знает ещё ряд оттенков. У пятилеток восприятие имеет ещё непроизвольный характер. Но к семи годам малыши могут уже ставить перед собой задачу изучения предмета и сравнения его с другими.
Читайте также:
Презентация Чистоговорки автоматизация звука (С)

В детской психологии остаётся дискуссионным вопрос по поводу того, на что при восприятии предмета опирается ребёнок: на узнавание его отдельных частей или на целостное отражение. Для продуктивного восприятия предмета ребёнком очень важно действие, которым малыш пользуется в процессе восприятия. В результате этого процесса он обзаводится личным опытом, одновременно усваивая и коллективный опыт. Таким образом, при развитии восприятия не только изменяется его объём, точность, осмысленность, но перестройке подвергается и сам способ восприятия, становится всё более совершенным.

Восприятие картинки

Большое значение при развитии у дошкольников зрительного восприятия имеет и восприятие картинки. Дошкольники с трудом воспринимают картинку правильно. Ведь даже на самой простой картинке, где есть хотя бы два предмета, уже присутствует какая-либо пространственная связь между ними. Для раскрытия взаимоотношения между частями изображения требуется осмысливание этих связей, поэтому картинки традиционно используются для определения общего умственного развития малыша. В своё время А. Бине использовал этот тест в придуманной им шкале измерения ума. Он и его последователь В. Штерн определили три уровня детского восприятия картинки.

  • Первая стадия перечисления (или предметная) характерна для 2-5-летних детей.
  • На второй описательной или стадии действия находятся дети возрастом 6-10 лет.
  • Для детей старше 9-10 лет наступает третья стадия отношений (или истолкования).

Очень важен сам вопрос, с которым к ребёнку обращается взрослый. Когда воспитатель спрашивает, что дети видят на картинке, то он ориентирует их на перечисление всех подряд предметов (второстепенных и важных) в произвольном порядке. А вопрос «Что на этой картинке делают?» подталкивает малыша к раскрытию функциональных связей, иными словами, действия. При просьбе рассказать об изображённых событиях малыш пытается именно понять изображённое, то есть поднимается на уровень истолкования. То есть, ребёнок во время эксперимента может одновременно продемонстрировать все три уровня своего восприятия картинки.
С развитием восприятия дошкольники способны узнавать свойства объектов, различать предметы, выяснять, есть ли между ними некие отношения или связи. Как только появляется реакция на зрительную информацию, начинается акт зрительного восприятия, происходит выделение, анализ и синтез качеств воспринимаемых объектов, пока не наступает осознание и фиксации данной информации в виде образа восприятия. Затем зрительная информация переходит в мыслительный образ, который хранится в памяти и используется для обучения, ориентации и действий в окружающей обстановке.
Зрительное восприятие относится к важнейшим видам перцепции, оказывающим значительное влияние на психическое развитие малыша, ведь оно важно как информационным, так и операционным значением. Оно участвует в удержании равновесия, ориентировки в пространстве, регуляции позы и контроле поведения. Сформировавшееся зрительное восприятие является основой, на которой базируются использующиеся в школьном возрасте образные формы познания.

Старые и новые методы обучения детей

В воспитательной практике ещё используется устаревшая практика знакомить малышей с основными цветами и формами и требовать, чтобы они запомнили их и правильно называли. По современным представлениям такое обучение представляется малоэффективным, не способствующим зрительному развитию, поскольку резко ограничивается круг представлений малыша о свойствах предметов. К тому же, вызубривая одни разновидности, дети не обращают внимания на другие. В результате накапливаются ошибки восприятия. Например, зная только жёлтый цвет, но, не зная оранжевого, ребёнок будет воспринимать последний тоже как жёлтый.
При знакомстве детей со свойствами предметов не следует упирать на запоминание и последующее употребление их названий. Важнее, чтобы дети могли во время действий с предметами учитывать их свойства. Не страшно, если они назовут «треугольник» «крышей» или «угольником». То есть сам воспитатель должен при занятиях с детьми использовать названия форм и цветов, но не должен требовать этого от дошкольников. Вполне достаточно, чтобы они научились правильно понимать выражения «цвет», «форма», «такой же».
Но при ознакомлении с величиной предметов требования другие, поскольку у «величины» нет абсолютного значения, и понять её можно только при сравнении с другой величиной. О предмете можно сказать, что он большой, только сравнив его с другим, меньшим предметом. И подобное отношение можно зафиксировать лишь в форме слова.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука (Р)

Эталоны

Благодаря зрительному восприятию дети усваивают сенсорные эталоны, из-за этого у них появляются представления касательно разновидностей того или иного свойства предмета. Благодаря зрительному восприятию сенсорные способности (восприятие, ощущение, память, представление) получают удовлетворительное развитие. Поэтому дети могут на ощупь распознавать предметы, что важно для развития мелкой моторики рук. Видя перед собой предмет, дошкольники уже могут перечислить его характерные особенности. С помощью зрительного восприятия дошкольники учатся полно, точно и расчленённо воспринимать предметы, их отношения и свойства (величину, форму, цвет, положение в пространстве, тональность звука и пр.).
При восприятии цвета эталоном служат следующие цвета:

  • семь хроматических цветов спектра (от красного до фиолетового);
  • ахроматические цвета (чёрный, белый, серый).

Геометрические фигуры служат эталонами формы. Но изучение их на занятиях воспитания сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Здесь происходит знакомство с треугольником, кругом (овалом), прямоугольником (квадратом). Позднее присоединяется форма трапеции. В любом случае необходимо привить умение распознавать форму, называть её словесно и манипулировать ею, а не заниматься её анализом (перечислять количество сторон, величину углов и т. д.).
При этом, как отдельные фигуры школьникам преподносятся круг и овал, прямоугольник и квадрат, здесь не учитываются геометрические соотношения, например, то, что квадрат является частным случаем прямоугольника.
Эталоны величины условны и относительны, поэтому для её определения нужны условные меры. Из-за этого размеры отличаются от геометрических форм условностью. Люди произвольно устанавливают систему мер, используя произвольные единицы, зато геометрические фигуры – это отвлечения от формы реальных предметов. Для усвоения системы мер и способов их применения нужна выходящая за пределы дошкольного обучения математическая подготовка. Хотя в области восприятия метрическая система не всегда нужна.
Величина предмета определяется по его месту в ряду похожих предметов. Ребёнок сопоставляет размеры, используя понятия «маленький», «большой», «самый большой» и т. п.

Цвет или форма – что важнее для ребенка?

При развитии зрительного восприятия важными моментами становится восприятие формы и цвета. Психологи до сих пор спорят, какой из признаков является основным для восприятия предмета в процессе их чувственного познания дошкольниками. Некоторые учёные придерживались того мнения, что до 7 лет дети «слепы к форме». Советские же исследователи смогли показать, что в восприятии дошкольника форма не только играет ведущую роль, но и обнаружили несколько условий, позволяющих легче понять сложное соотношение цвета и формы предмета. Изучая восприятие дошкольников, учёные выяснили, что опознавательным признаком для ребёнка цвет предмета становится лишь тогда, когда более сильный признак формы не получил по какой-то причине сигнального значения. Особенно выраженными являются эти факты при восприятии малышом незнакомых предметов.
Также важна и поставленная перед ребёнком задача. Если требуется выложить узор из одноцветных фигур, то он будет ориентироваться на форму, а если на цветном фоне нужно будет спрятать аналогичного цвета фигуру, то преобладающим фактором станет цвет. Бывают задачи, где детям приходится ориентироваться сразу на оба признака. Если в предложенном задании нет конфликта между формой и цветом, то уже младшие дошкольники начинают правильно ориентироваться в форме предмета, предложенного силуэтом или лишь контуром. Уяснив названия геометрических фигур, малыши легко оперируют соответствующими им формами, обнаруживая их в знакомых предметах, то есть форма здесь уже отвлекается от предметного содержания. Дверь они определяют, как прямоугольник, глобус как шар, воронку как сочетание конуса с узким цилиндром. В результате форма визуализируется, становится для малыша сигнальным значением, абстрагируется и обозначается соответствующим словом.
В целом развитие зрительного восприятия – необратимый процесс. Если приостанавливается положительное воздействие, то данное качество может замедлить или полностью остановить своё развитие. Поэтому важным является комплексное развитие у дошкольников зрительного восприятия.

Презентация “Формирование буквенного гнозиса”

При оптической дислексии и дисграфии у детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв. В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях: а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного; б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; в) формирование пространственного восприятия и представлений; г) развитие зрительного анализа и синтеза; д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Читайте также:
Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского в подготовительной группе ОНР

Просмотр содержимого документа
«Презентация “Формирование буквенного гнозиса”»

Тема: «Формирование буквенного гнозиса»

Учитель-логопед: Храмцова М.Г.

Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис.

Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.

Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:

  • восприятие общей формы буквы;
  • изучение состава буквы (её элементов и их расположения);
  • сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.

Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии и дислексии

«Учим буквы в стихах»

Ребёнку предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа буквы.

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква «А».

Длинные палочки крепко дружили,

Их две короткие соединили.

Мы эту букву всегда узнаём,

«Мама» – писать с этой буквы начнём.

Буквы в картинках

Игра «Сложи букву»

  • Выложить букву из спичек, счётных палочек, пуговиц, камешков, мозаики и других мелких предметов.
  • «Нарисовать» букву горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулёчка.
  • Слепить букву из пластилина, солёного теста.
  • Сделать букву из проволоки.
  • Выложить букву с помощью верёвочки на бархатной бумаге – «ниткография».

Ребёнок изображает букву с помощью своего тела.

Игра «Нарисуй букву»

В небольшой поднос с бортиками насыпать песок или любую мелкую крупу. Ребёнок рисует пальчиком буквы на сыпучем материале. Можно предложить ребёнку во время прогулки нарисовать заданную букву веточкой на песке, снегу.

Игра «Буквенный след»

Взрослый «рисует» пальцем на спине у ребёнка букву, которую нужно отгадать. Если буква отгадана верно, взрослый и ребёнок меняются местами.

Другой вариант этой игры: ребёнок с закрытыми глазами отгадывает букву, которую пишет взрослый на его ладони обратной стороной ручки или карандаша.

Игра «Зашумлённые буквы»

Игра «Найди букву»

Игра «Найди буквы»

Игра «Разрезные буквы»

Ребёнку предлагается собрать буквы, предъявляя части разными способами:

– части одной буквы; – части одной буквы + одну часть от другой буквы; – части 2-3 букв одновременно.

Необходимо дорисовать недостающие половинки.

В древних кольчугах потемнели колечки и проступили буквы. Назови их.

Игра «Коврики»

Ребёнку предлагается посмотреть и назвать, какие буквы он видит.

Какие буквы можно получить, если по разному пришить пуговицы?

Игра «Найди такую же»

Необходимо найти в ряду букв такую же, как слева, и подчеркнуть.

Игра «Продолжи ряд»

Игра «Полубуковка»

Нужно дорисовать недостающие элементы так, чтобы получилась буква.

Игра «Фокусы с буквами»

Цель: профилактика зеркальных ошибок на письме при обучение грамоте.

Игра «Узор из букв»

Цель: профилактика

пространственных ошибок

в написании букв, развитие

пространственного и

образного мышления.

Игра «Какая буква выглянула в окошко?»

Читайте также:
Проект на тему: Лес - наше богатство!

Ребёнка просят узнать букву «в окошке»

(по её фрагменту).

Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент “в окошке”.

Найди все одинаковые буквы. О — обведи в кружок, У — в квадрат, И — подчеркни.

Игра «От какой буквы деталь?»

Необходимо найти в узоре две спрятавшиеся буквы.

Игра «Исправь буквы»

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы… Какие это были буквы? Назови их и исправь.

Игра «Превращение буквы»

Нужно из одной буквы получить другую, при этом можно убрать (добавить или изменить) только один элемент.

Игра «Какая буква написана правильно?»

Игра «Правильно – неправильно»

Игра «Найди и закрась буквы»

Найди и закрась гласные красным цветом.

Найди и закрась согласные: одну половинку — синим, другую — зелёным.

Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.

Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом.

Найди и закрась только буквы.

Найди и закрась буквы, которые есть

в словах кот, дым .

Игра «Разгляди буквы»

Этот вид задания аналогичен предыдущему, только графические изображения накладываются друг на друга с совпадением общих элементов.

Нахождение «спрятавшихся букв»

Нужно определить, сколько и каких букв «спряталось»

в каждой из фигур.

Игра «Неправильная буква»

Исправь одну букву и прочти слово.

Необходимо проследить глазами по ниточке и собрать слова из бусинок.

Игра «Фотограф»

Внимательно посмотри и запомни, какие буквы и где написаны в левом квадрате. Закрой его и напиши так же в правом квадрате.

Игра «Волшебные точки»

Соедини точки по порядку. Какие буквы получились?

Игра «Найди отличия»

Игра «Пляшущие буковки»

Подчеркни «правильные» буквы и прочти слово.

Игра «Верни букву на место»

Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна стоять, чтобы получилось название картинки.

Переложи кольца пирамидки так, чтобы образовалось новое слово.

Игра «Распутай слово»

Игра «Прочитай слова»

Буквы в слове уменьшаются

Игра «Прочитай слова»

Буквы в слове увеличиваются

Необходимо прочитать слова, соединив буквы одинакового цвета и размера.

Игра «Найди слова»

Каждое слово написано своим шрифтом, найди и прочитай слова.

Игра «Отражения»

Найди неправильные отражения и составь из них слово.

Игра «Найди животных»

Найди буквы среди цифр и прочитай слова.

Игра «Большие и маленькие»

Необходимо составить из этих букв два слова: одно из больших, другое из маленьких букв.

Игра «Большие и маленькие»

Игра «Назови буквы»

Назови только те буквы, которые расположены посередине. Составь из них слово.

Назови только те буквы, которые расположены слева. Составь из них слово.

Назови только те буквы, которые расположены справа. Составь из них слово.

Соедини получившиеся слова с картинками.

Игра «Напиши и прочитай»

Напиши букву С (в клетке с точкой), потом — О,

Напиши букву О (в клетке с точкой), перед ней — С,

Напиши букву Р (в клетке с точкой), перед ней — О,

В слове 4 буквы. Первая — О, последняя — А, перед А — Ц, после О — В.

Игра «Безгласные» кроссворды

Необходимо вставить в пропущенные клетки гласные.

У каждого кроссворда — свой гласный.

Игра «Безгласные» кроссворды

Напиши в центре букву О, справа — М, слева — Д, сверху — С, снизу — М. Прочти слова по горизонтали и по вертикали.

Напиши слева букву Ч, справа Ж, сверху букву Л, снизу — С, а в центре букву И. Прочти слова по горизонтали и по вертикали.

Игра « Распутай слоги»

Ребёнку предлагается вписать слоги в клетки и прочитать слова, которые получились.

Игра «Кодовый замок»

В каждой цифре замка закодирован слог.

Какие слова получатся, если выбрать разные коды?

Развитие зрительного анализа и синтеза в системе профилактики нарушений письменной речи на этапе подготовки детей к школе

Ирина Токарь,
кандидат педагогических наук, доцент,
учитель-логопед школы 1251
имени генерала Шарля де Голля,
г. Москва

Аннотация. В статье представлены методы и приёмы формирования и развития зрительных представлений, зрительного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи в процессе их подготовки к школе. Описываемая система коррекционной работы направлена на профилактику нарушений письма и чтения, связанных с дефицитарностью зрительного гнозиса детей-логопатов данной возрастной группы.

Ключевые понятия: психофизиологические школьнозначимые функции, зрительный гнозис, зрительные представления, зрительный анализ и синтез, оптическая дисграфия, дислексия, подготовка к школе, профилактика нарушений письменной речи (письма и чтения).

Читайте также:
Конспект логопедического индивидуального занятия (Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях)

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать состояние зрительного восприятия, так как большую часть информации, до 80% [2], человек получает посредством визуализации. Уровнем развития зрительного восприятия определяется успех в овладении когнитивными навыками, среди которых особо следует отметить базовые – чтение, письмо и рисование.

Проблемы зрительного восприятия называются среди причин нарушения письменной речи (письма и чтения). Затруднения в формировании зрительных представлений, дефицитарность зрительного анализа и синтеза лежат в основе искаженного зрительного образа буквы, слова, что приводит к появлению нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии).

При дисграфии серьезные затруднения вызывает написание букв, сходных по графическим характеристикам: п — н, п — и, п – к, п – т, с — о, м — ш, л – м, х – ж … Часто результатом дефицита зрительного анализа и синтеза является отсутствие элементов соединения между буквами в слове

( – ал ), лишние или недостающие элементы букв в словах, например, в словах «шишка», «птицы», «штиль» и подобных им.

При дислексии проблемы возникают при узнавании букв, следовательно, читающим искажается слово и в большинстве случаев неправильно понимается содержание прочитанного.

Зрительные представления передают видимые качества предметов –величину, форму, цвет, их движение и взаимное положение в пространстве. Они обычно воспроизводятся в виде двухмерной картины и могут быть красочными или, наоборот, бесцветными [1]. В течении жизни человека идет накопление банка образов. От того, насколько четко сформирован тот или иной образ и насколько у человека развиты зрительный анализ и синтез, зависит скорость и точность узнавания воспринимаемых объектов.

Зрительный анализ и синтез (от греч. аnаlуsis – разложение и sуnthеsis – соединение) – процессы фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей с опорой на зрительный анализатор, в отличии от мыслительных операций анализа и синтеза, предполагающего также проведение и мысленных операций.

Формирование зрительных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза начинает свой отсчет с самого рождения ребенка, обеспечивая к началу школьного обучения базис для овладения достаточно сложными навыками, к которым относятся письмо и чтение (приложение 1). Однако на момент поступления в школу дефицит зрительного анализа и синтеза отмечается у 75% мальчиков и 57% девочек. Данные статистические показатели актуализируют значимость педагогической (логопедической) работы по развитию названных психофизиологических функций в старшем дошкольном возрасте. По целям и задачам эта работа есть ни что иное как профилактика оптической дисграфии и дислексии. Содержание работы сфокусировано на коррекции и формировании зрительных представлений, развитии зрительного анализа и синтеза, а также расширении поля зрения. Расширение поля зрения особенно важно для мальчиков в связи с тем, что у них преобладает узкое, пространственное зрение, иначе говоря «зрение вдаль», в то время как девочки довольно эффективно использую периферическое зрение. Достаточный уровень развития зрительного анализа и синтеза позволит в дальнейшем использовать зрительные стимулы в процессе обучения мальчиков, т.к. именно опора на зрительные стимулы, а не на речь, позволяет мальчикам лучше усваивать учебный материал [3, с. 37].

Профилактическая работа включает тренировочные упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, наблюдательности, умения находить в предметах сходство и различие [4, с. 27 – 58].

1.Упражнение в узнавании реальных предметов и их плоскостных изображений – кто это? что это?

2.Упражнение в узнавании контурных изображений предметов – Что хотел нарисовать художник?

3.Упражнение в узнавании силуэтных изображений предметов (силуэт – фр. silhouette – форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом).

6,Упражнение в узнавании наложенных друг на друга контуров изображений различных предметов.

Читайте также:
Посуда - конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

7, Выбор в ряду предметных изображений заданного изображения – Помоги зайчонку отыскать брата-близнеца.

8.Упражнение в узнавании незаконченных изображений предметов – Что не дорисовал художник?

Таким образом, профилактика нарушений письменной речи (письма и чтения) – обязательный аспект логопедической работы со старшими дошкольниками, в которой наряду с задачами коррекции устной речи большое место отводится развитию невербальных процессов. В виду значительной роли в становлении письма и чтения визуального компонента, значительное место в этой работе приобретает формирование зрительных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза.

Литература

  1. Степанов В.Г. Анализ и синтез в процессе зрительного узнавания. Автореферат … канд. психол. наук, 1964. –http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19752.php
  2. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
  3. Токарь И.Е. Как предупредить школьные проблемы одаренных детей // Одаренный ребенок. 2015. №2. С. 32 – 39.
  4. Токарь И.Е. Сборник упражнений для занятий по устранению нарушений письма и чтения у обучающихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Издательство «Практика», 2017. – 212 с.

Зрительное восприятие[1]

п/п

Психофизиологическая функция

Возраст

Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света

Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание

Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии

Длительное сосредоточение взора на предметах

Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем

Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев

Тянется к игрушке

Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии

Игрушку подносит к глазам, рассматривает

Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах

Рассматривает крупные картинки

Активно захватывает игрушку из любых положений

Дифференцированное восприятие близких и знакомых

Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку

Узнает себя и близких в зеркале

Показывает отдельные предметы в быту

Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии

Узнает несколько простых картинок (около 5)

Дифференцирует форму и величину объемной игрушки

Дифференцирует количество предметов

Подбирает парные игрушки и картинки

Узнает знакомые предметы по ТВ

Знает много картинок (10-15)

Понимает смысл простых картинок с действием

Узнает контурные, черно-белые изображения

Начинает видеть разницу в величине и количестве

на плоскостной картинке

Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета

Узнает перечеркнутые изображения

Узнает наложенные изображения

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы

Может сам составить рассказ по сюжетной картинке

Понимает смысл последовательных картинок

Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом

В 3 – 7 лет формируется целенаправленно способность рассматривать предметы. Постепенно чаша весов от манипулятивных действий с предметами и преимущественно непроизвольного внимания склоняется к преобладанию произвольной организации зрительного восприятия и формированию способности к зрительному анализу и синтезу, соответственно, предмет становится объектом познавательной деятельности.

В 5 – 6 лет доступно узнавание и сравнение форм предметов, соотнесение по признаку сходства – различия, доступно сравнение длин и размеров предметов; совершенствуется глазомер, однако, уровень его развития позволяет решать пока несложные задачи.

В 6-7 лет ребёнок помимо основных цветов знает ещё ряд оттенков. К семи годам доступно сравнение предмета с другими по нескольким признакам.

[1] Составитель И.А. Скворцов, доктор медицинских наук, профессор.

Как развить у детей навыки зрительного восприятия

Зрительное восприятие – важный навык, который необходимо развивать в первые годы жизни ребенка.

В данной статье мы рассскажем, почему это так нужно для обучения чтению, письму и математике, а также какие методы нужны для развития зрительного восприятия.

Что такое зрительное восприятие?

Зрительное восприятие – это способность мозга принимать и понимать то, что видят глаза. Глаза отправляют в мозг информацию, которую нужно правильно интерпретировать. То, как ребенок воспринимает оружающие его вещи, вместе с моторными и когнитивными процессами, называют моторно-перцептивные навыками.

Помимо зрительного восприятия, не надо забывать, что необходимо развивать так же

  • слуховое восприятие (звук)
  • обонятельное восприятие (запах)
  • вкусовое восприятие (вкус)
  • тактильное восприятие (прикосновение)
  • Моторные навыки, такие как пространственное восприятие, мелкая и крупная моторика, движения глаз, координация глаз-рук-ног
Читайте также:
Конспект логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков (Ш)-(Щ) и букв Ш-Щ

Существуют различные аспекты визуального восприятия, которые мы рассмотрим ниже.

Если вы педагог или родитель, который понимает важность общеинтеллектуального развития ребенка и ценит важность развития познавательных процессов в начальных классах, вам понравится комплексная программа внеурочной деятельности.

Почему важно зрительное восприятие?

Дети в первую очередь учатся и понимают мир через свои чувства, такие как слух и зрение. Ребенок начинает учиться, осмысливая увиденное до того, как начинают работать другие органы чувств.

Зрительное восприятие важно для ребенка, чтобы научиться интерпретировать и понимать свое окружение, что критически важно для успешного обучения в школе. При правильной помощи ребенку в этом процессе дети развивают этот навык примерно к 7 годам.

Дети должны иметь хорошо развитые зрительные навыки, чтобы научиться:

  • читать
  • писать
  • заниматься математикой

Многие родители, начинают натаскивать детей на чтение, письмо и решение задач. При этом, несмотря на усилия и желания родителей, у многих детей всё это не получается. На самом деле не получается или получается с трудом чаще всего не из-за детской лени, а из-за индивидуальных особенностей развития.

Обучение чтению и письму заключается не только в том, чтобы смотреть на буквы и запоминать их, но в значительной степени зависит от того, насколько хорошо у ребенка сформирована способность зрительного восприятия.

Занятия, как игры на запоминание и головоломки, – отличный способ научить ребенка читать и писать, которые гораздо важнее в дошкольном возрасте, чем попытки быстро выучить буквы и цифры.

Если вы родитель или педагог, который понимает важность развития познаватьльных процессов ребенка, вам понравится комплексная программа подготовки детей к школе.

Типы навыков зрительного восприятия

Вот несколько типов визуальных навыков и их важность для обучения:

  • Зрительное распознавание – способность мозга видеть сходства и различия (замечать различия в буквах и цифрах, особенно те, которые выглядят одинаково, например, б и в , 8 и В и т. Д.)
  • Зрительная память – способность мозга запоминать то, что видели глаза (распознавать буквы и цифры, запоминать слова и копировать с доски в классе).
  • Последовательная память – способность мозга запоминать то, что он видит в последовательности, например, последовательность букв в слове (написание), копирование правильных чисел в многозначных вычислениях (например, складывание двух наборов трехзначных чисел) и запоминание порядка при выполнении вычислений с участием нескольких цифр.
  • Визуальное понимание – способность мозга понимать увиденное (уметь решать проблемы и делать выводы)
  • Восприятие форм – способность мозга различать формы объектов, независимо от размера и положения (например, что-то намного меньше, чем есть на самом деле).
  • Восприятие глубины – способность мозга определять, насколько далеко что-то находится (важно для всех движений)
  • Восприятие фигурыи фона – способность сосредоточиться на чем-то и заблокировать фон / нерелевантные изображения. Это также помогает детям сфокусироваться при чтении.
  • Визуальный анализ и синтез – способность мозга видеть образец как единое целое, разбивать его на части и снова соединять вместе.
  • Визуальное запоминание – способность распознавать предметы по форме, видя их часть (например, обычные слова). Это избавляет от необходимости декодировать слово каждый раз, когда ребенок его видит, и увеличивает общую беглость чтения.

Как видите, на обучение чтению, письму и математике уходит гораздо больше, чем просто изучение букв и цифр. Сосредоточение внимания на развитии визуального восприятия вашего ребенка будет иметь большое значение для готовности к школе и успехов в чтении, письме и т. д.

Как развить у вашего ребенка навыки зрительного восприятия?

Лучший способ развить эти навыки – играть.

Маленьким детям не нужны формальные задания, а скорее множество игровых занятий и игр.

Вот краткий список примеров того, чем дети должны регулярно заниматься для развития зрительного и моторного восприятия.

  • Пазлы
  • Играем с конструкторами
  • Игры на память
  • Рисование, роспись, вырезание, оклейка, складывание
  • Изготовление выкройки (бусинами, колышками и т. Д.)
  • Игра с фигурами
  • Сортировка объектов
  • Соответствие цветов
  • Все виды мелкой и крупной моторики
Читайте также:
Конспект индивидуального занятия: Профессия повар

А в следующей статье мы поделимся 10 упражнениями для развития зритиельного восприятия, которые очень просто проводить с детьми дома или на внеурочных занятиях.

Использование ребусов в работе со словами с непроверяемыми и трудными написаниями

В программе начальной школы по грамматике и правописанию есть слова, данные в специальных списках для каждого класса. В основном это слова, написание которых традиционное и не охватывается орфографическими правилами, не проверяется (стакан, пальто, директор и др.) или же является трудным для младших школьников (растение, тепловоз и др.). Без усвоения их правописания невозможно научить детей грамотному письму.

По мнению психологов, для полноценного усвоения учащиеся должны встретиться с изучаемым в различных ситуациях несколько раз. А словарные слова – самые трудные для написания, поэтому требуют особо кропотливой работы. Школьная практика показывает, что традиционные методы не обеспечивают выработку грамотного написания этих труднейших слов.

При работе с непроверяемыми написаниями учителя часто предлагают детям: “Внимательно посмотрите на это слово и запомните, как оно пишется” (т.е. опираются только на зрительную память, которая не у всех одинакова), или: “Напиши слово пять раз и запомни как оно пишется” (опираются на рукодвигательную память).

Но правописание трудных слов лучше усваивается при одновременном участии нескольких видов памяти: зрительной, речедвигательной, слуховой, эмоциональной и др. виды памяти – чем больше, тем лучше (см. С.М.Бондаренко. Беседы о грамотности).

В своей многолетней практике пришлось использовать разные приемы и средства работы со словарными словами. Хотелось бы рассказать об одной интересной находке, которая позволяет разнообразить эту работу, запоминать слова непроизвольно уже в процессе их отгадывания, привлекая к участию зрительную, слуховую и прежде всего эмоциональную и логическую виды памяти.

Было составлено пособие “Ребусы к словам с непроверяемыми и трудными написаниями”, которое может быть использовано и на уроке, и во внеклассной работе по русскому языку и в русской, и в национальной школе. Ко всем словарным словам составлены ребусы. На обратной стороне каждого ребуса написана отгадка с выделением непроверяемой орфограммы. Большинство ребусов составлено таким образом, что непроверяемые написания выделены цветом, жирным шрифтом или находятся в сильной позиции благодаря специальному приему, использованному в каждом ребусе. Этот принцип не позволяет допустить ошибку в написании слова-отгадки. Обратимся к некоторым из них:

Оригинальность, необычность первичного восприятия помогают лучше запечатлеть образ слова в памяти. При отгадывании ребуса моментально концентрируется внимание всех учащихся, не остается ни одного равнодушного ученика. Именно особый интерес, оригинальность подачи слова повышает эффективность этой работы.

    • Что это?
    • Почему так?
    • Что за “О”?
    • Что за “И”?
    • “О” с “И”?

– Ах?! Это осина! – и тому подобные рассуждения идут непроизвольно и запоминание непроизвольное, а не по команде “Запомните правописание этого слова!”.

Далее работа идет обычно: выясняется значение слова с использованием предметной картинки, орфографически проговаривается слово по словарной карточке. Можно представить написанный образ слова с закрытыми глазами – все это усиливает отгаданный и написанный образ слова.

Затем – запись слова в тетради, подбор родственных слов, составление словосочетаний, предложений и т.д. Таким образом новое слово дети отгадывают, видят, слышат, произносят, употребляют в предложении, в тексте, неоднократно пишут.

Работа по ребусам на уроках русского языка развивает логическое мышление, стимулирует творческую активность учащихся. Постепенно дети усваивают приемы, необходимые для их решения и сами начинают активно составлять ребусы к изучаемым темам – причем, к урокам и внеклассным занятиям и по другим предметам.

Включение ребуса в урок – праздник для детей. Поэтому даже самый сложный этап урока проходит как отдых. В глазах детей зажигается огонек радости. А радость познания, эмоциональный настрой – главные помощники учителя на уроке и во внеклассной работе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: