Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи

Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи

Статья посвящена проблеме развития зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Представлен опыт использования основ науки хромотерапии и методов восстановления зрения М.С. Норбекова в коррекционной логопедической работе с младшими школьниками.

Открывая новые возможности, повышая уровень и качество жизни, современная цивилизация порождает множество факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека.

В последние десятилетия во всем мире постоянно растет число детей с различными патологиями, нарушениями и отклонениями в развитии. Увеличивается процент детей с не резко выраженными отклонениями в развитии, в том числе и речевом.

Небольшие отклонения в речевом развитии в дошкольном возрасте ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них. Речь в целом при этом вполне понятна и не вызывает у дошкольника трудностей в общении.

С началом школьного обучения дело резко меняется. К речи детей начинают предъявляться повышенные требования. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму.

Не секрет, что непременным условием успешного обучения ребёнка в школе является его полноценная речь.

За годы работы на школьном логопедическом пункте, я пришла к следующим выводам:

  • Ежегодно в школу поступают 30%- 40% детей с различными речевыми нарушениями;
  • Увеличивается количество детей с ОНР (общим недоразвитием речи).

По моим статистическим данным с 2000 года по 2010 год, число детей с ОНР увеличилось на 40 %.

В силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, у таких детей наблюдается бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие отдельных проявлений аграмматизма, непонимание причинно-следственных связей, нарушения зрительного восприятия, наличие двигательных расстройств. Сохраняются отдельные дефекты звукопроизношения, недостаточно развит фонематический слух и фонематическое восприятия. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение на письме и в чтении.

Анализаторы и обучение письму

Научить детей писать и читать задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи.

Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов:

  1. Речедвигательного,
  2. Речеслухового,
  3. Зрительного,
  4. Двигательного.

Нарушение работы одного из анализатора, приводит к нарушению нейродинамики в коре головного мозга.

Опыт моей работы позволяет мне сделать вывод, что только воздействуя комплексно на зрительный, двигательный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы, мы можем добиться значительных результатов в преодолении нарушений в письменной речи у младших школьников.

В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема здоровья детей младшего школьного возраста.

Это особый период в жизни ребенка. При поступлении в школу, как известно, дети испытывают стресс. Факторами риска для здоровья являются трудности в общении и адаптации к новым условиям и требованиям учебного процесса.

Адаптация к школьным нагрузкам сопровождается значительным напряжением и нередко истощением регуляторных систем организма, что, несомненно, приводит к ухудшению состояния здоровья, нарушению физического развития и отклонениям в психоэмоциональной сфере, снижению функции зрительного анализатора учащихся. (А.А.Баранов, В.Р.Кучма, 2006; В.М Петухов, 2006)

Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

  1. Во-первых, объединяет свойства предметов в целостный образ предмета,
  2. Во-вторых, оно объединяет свойства предметов в целостный образ предмета, согласованной работе по переработке и получению информации,
  3. В-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.

В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. В зависимости от условий жизни и характера деятельности один из анализаторов соответственно становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия.

Значение зрительного восприятия в развитии ребенка

В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения (возникающее как в фило- так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частично видящих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблюдается зрительно–двигательно- слуховой тип восприятия.

Основные задачи зрительной системы при восприятии окружающего:

  1. Обнаружение объекта;
  2. Сличение;
  3. Категоризация.

Обнаружение объекта на базе выделения и различения основных признаков объекта:

  1. Освещенность;
  2. Контур;
  3. Цвет;
  4. Яркость;
  5. Форма;
  6. Размер;
  7. Определение движений;
  8. Ориентировка в пространстве.

На основе комплекса признаков, их анализа и синтеза происходит сличение, а затем отнесение образа к определенной категории – категоризация .

Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира.

Оно имеет огромное познавательное значение для ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение, играет большую роль в психическом развитии ребенка.

Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и так далее.

Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте.

Читайте также:
Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий

Таким образом, зрительное восприятие – это сложный психофизиологический акт (прием и обработка информации; выделение отдельных признаков изображений, объектов; сличение; эталонное сравнение; опознание образов).

Развитие зрительного анализатора

Анатомо-физиологической основой зрительного восприятия является зрительный анализатор.

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.

Изучив основы хромотерапии, я поставила перед собой цель создать учебные пособия по коррекции письменной речи, которые позволили бы эфективно развивать зрительный анализатор. В основе создания этого учебного пособия лежит идея фоторецепции, а так же система Мирзакарима Норбекова по ускоренному восстановления зрения, признанная Международной Ассоциацией независимых экспертов как самая эффективная среди известных на 1998 год.

Согласно теории фоторецепции разные цвета, воздействуя на органы зрения, могут рефлекторно вызывать оздоровительные процессы и различные позитивные изменения в жизнедеятельности органов и систем.

В процессе лечения цвет воздействует на радужную оболочку глаза, возбуждая те или иные рецепторы. Радужная оболочка глаза связана со всеми внутренними органами и мозгом посредством сложных нервных связей.

Хромотерапия

Наука, изучающая свойства цвета, называется хромотерапия . В основе метода хромотерапии лежат физические свойства света и цвета и особенности их восприятия зрительным анализатором.

Учёные доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желёз, и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Даже вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретает определённые химические свойства и может быть использована в медицине.

Красный цвет активизирует, повышает работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, может подарить радость, активизировать и возбудить.

Оранжевый цвет укрепит сообщество людей собирающихся в «оранжевом» помещении О пробуждает аппетит . В детской комнате оранжевый цвет поможет ребенку переносить одиночество.

Розовый цвет является пограничным, если он насыщенный и яркий, то воспринимается как красный, а если же бледный, то мозг читает его как голубой или синий цвет.

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Синий цвет передает глубину и чистоту, поэтому пробуждает воображение и вызывает интерес к так называемым «далеким мирам». Для того, чтобы привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет, достаточно использовать немного синего цвета.

Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состояниях психического возбуждения. выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Способен синий цвет и снизить давление. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Он оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, создаёт подъём умственной работоспособности, благотворно действует на концентрацию внимания. Зеленый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к познанию окружающего мира. наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью. Но если ребенок-флегматик, тогда лучше не увлекаться зеленым цветом.

Жёлтый цвет оказывает общеукрепляющее воздействие на человеческий организм. Это цвет оптимизма, стимулирует умственную деятельность, помогает вялым, ипохондричным детям, снимает хроническую усталость, депрессивную настроенность. Желтый цвет можно назвать гармонизирующим цветом, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. К тому же желтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. Благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях.

Фиолетовый цвет ассоциируется с духовным совершенством и чистотой, изобилием и просветлением. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя. Отлично сочетается с желтыми и розовыми оттенками. К сожалению, оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение, может спровоцировать развитие депрессивного состояния.

Воздействие цвета на психику ребёнка

Было проведено множество исследований на тему «Воздействие цвета на психику ребёнка». Наиболее восприимчивы для детей различные оттенки красного, желтого и синего.

Красный цвет для детей является раздражителем, обычно даже у самого спокойного ребенка он может вызвать чрезмерное беспокойство, активность и агрессивность. Красный цвет лучше использовать для апатичных, скромных и вялых детей. Он будет способствовать увеличению их активности и коммуникабельности, также улучшать настроение и аппетит.

Желтый цвет вызывает у детей радость и счастье, стимулирует психику к сосредоточенности, гармонии и послушанию. Психологи рекомендуют использовать именно желтый цвет для оформления детской, он благоприятно влияет на психику нервных и возбужденных детей, часто закатывающих истерики.

Как известно обои, постельное белье и игрушки находятся на виду у ребенка. Купив для чрезмерно активного и возбудимого ребенка желтое постельное белье, можно улучшить качество и продолжительность сна, успокоить его психику и нервную систему.

Читайте также:
Конспект занятия - Автоматизация звука (Л) в словах, словосочетаниях, предложениях

Зеленый влияет на характер детей, пробуждает интерес к окружающему миру и учебе. Спокойные и мягкие оттенки зеленого цвета поднимают самооценку и уверенность в себе, внушая смелость. Но не стоит сильно увлекаться этим цветом, особенно застенчивым и пассивным детям.

При стрессах и головных болях незаменим синий или голубой цвет. Он успокаивает весь организм как ребенка, так и взрослого человека, снижая давление. Голубой цвет избавляет от страха, депрессии и переживаний, поэтому детям рекомендуется оформлять комнату именно этим цветом, рекомендуется использовать нежный голубой оттенок, он способен снять возбуждение и нейтрализовать напряжение.

Белый цвет благоприятный и восприимчивый для детской психики, особенно в сочетании с зеленым, голубым или желтым.

Учёные заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придаёт мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проблемы. Даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, а также ношение одежды определённых цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

Таким образом, хромотерапия оказывает сильное влияние на психологическое состояние. Она помогает изменить отношение к жизни, успокаивает или стимулирует, нормализует деятельность внутренних органов, способствует восстановлению психоэмоционального равновесия, активизирует физиологические процессы в организме, поддерживает устойчивость клеточного метаболизма, регулирует обмен веществ, обладает имунностимулирующим действием.

М.С. Норбеков, доктор психологии, доктор педагогики, доктор философии в медицине, действительный член и член-корреспондент ряда российских и зарубежных академий предлагает систему восстановления зрения по определённым таблицам. Изменяя высоту, ширину, интенсивность окраски шрифта мы тренируем аккомодационный аппарат глаза. Аккомодационный аппарат это совокупность мышц радужки, это «мышечный корсет» глаза. М. С Норбеков вывел формулу механизма запуска процесса восстановления зрения:

«Мышечный корсет» — настроение — результат.

Я считаю, что эта формула применима в коррекционной и лечебной педагогике. Она послужила прекрасным источником вдохновения при создании моих учебных пособий.

Мой опыт

Новизна моего опыта заключается в том, что используя знания основ хромотерапии, мной были разработаны цветовые рамки для каждого коррекционного занятия.

Большое внимание при этом уделялось подбору цветных картинок. Цветные рамки в моём пособии выполняют функцию цветового стимула, который заставляет реагировать нервные рецепторы органов чувств, стимулирует их реакцию в виде нервных импульсов, что оказывает благотворное действие на нервную систему.

Изменяя размер и интенсивность окраски шрифта в подаче практического материала, я добиваюсь улучшения работы аккомодационного аппарата, который тесно связан с радужной оболочкой глаза. Радужная оболочка глаза, в свою очередь, связана со всеми внутренними органами и мозгом посредством сложных нервных связей.

Занимательный речевой материал, также способствует снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность, и создаёт положительный эмоциональный настрой у детей в ходе групповых занятий.

Занимаясь по данному методическому пособию, я заметила повышение общего эмоционального фона у детей, отсутствие усталости при выполнении практических заданий, повышение концентрация внимания и интереса к занятиям, что приводит к сокращению сроков коррекционного воздействия.

Результативность коррекционной работы по данным методическим пособиям стала выше на 10% и составляет 90% — 100%.

На логопункт обычно поступают дети с оценкой «два» , «три» по русскому языку. После прохождения коррекционного курса у 70% учеников стабильная оценка «четвёрка» по русскому языку.

Что скрывается за этими результатами?

Улучшается успеваемость ребёнка по русскому языку, речь становится более разборчивой, уменьшается общая и речевая тревожность, возрастает эмоциональная и речевая активность, увеличивается скорость переключения внимания и качество мыслительных операций, возрастают возможности самоуправления и произвольности в учебных видах деятельности, повышается работоспособность ребёнка, снижается негативное отношение к учёбе. Ребёнок меньше нуждаться в помощи при выполнении домашнего задания. Повышается самооценка ученика, нормализуются процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга, улучшаются процессы адаптации к школьной жизни.

Совместные усилия учителей — логопедов и психологов, педагогов, родителей, врачей способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Шашаева Елена Михайловна,
учитель-логопед,
МКОУ «Центр диагностики и консультирования»,
Тульская область, г. Киреевск

Развитие зрительного восприятия в системе работы по профилактике дисграфии.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Здесь приведены упражнения по развитию зрительного гнозиса, которые используют учителя-логопеды в дошкольном учреждении.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_sluhovogo_i_zritelnogo_vospriyatiya_v_sisteme_raboty_po_profilaktike_disgrafii_u_detey_s_narusheniyami_rechi.docx 19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия в системе работы по профилактике дисграфии у детей с нарушениями речи.

Письмо представляет собой сложную структуру, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливаются тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Одной из сложнейших операций письма является анализ звуковой структуры слова, который осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Следующая операция – соотнесение выделенной из слова фонем с определённым зрительным образом буквы. Для точного различия графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Затем следует моторная операция письма – воспроизведение графемы с помощью движений руки, осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.

В работе по профилактике оптических расстройств письма следует выделить следующие направления:

– развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);

– расширение объёма и уточнение зрительной памяти;

– формирование зрительных представлений;

– развитие зрительного анализа и синтеза.

Используются такие виды заданий:

– уточнение представлений о форме, цвете, величине. Подобрать из различных по цвету и величине геометрических фигур (круга, овала, квадрата, прямоугольника, ромба, полукруга) фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по цвету и форме;

– соотнесение геометрических фигур и реальных предметов (круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – крыша дома, полукруг – месяц), цвета фигур и реальных предметов;

– для развития зрительной памяти различные игры «Чего не стало?» – предметы, картинки по соответствующей лексике;

– отбор ранее предъявленных картинок (4-6) из других (8-10);

– запоминание букв, цифр или фигур (3-5), а затем выбор среди других;

– «Что изменилось?» – изменение расположения картинок, восстановление их первоначального расположения, расположение в первоначальной последовательности букв, цифр, фигур.

У детей с общим недоразвитием речи при развитии способностей в концентрации, распределения и переключения внимания значительное место занимают игры, задания и упражнения с наглядным материалом, используемые при работе по предупреждению расстройств письма и чтения (различные лабиринты, таблицы на переключения внимания и др.)

По формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений:

– определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе;

– определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами «Где находится кубик, справа или слева от куклы?», «Положи мячик слева от кубика», «Положи тетрадку перед собой, справа от неё синий карандаш, слева красный»;

– игра «Где паучок?»: с постепенным ускорением темпа определяется положение паука на разлинованном квадрате – правый верхний, левый нижний, левый центральный;

– диктанты для рисования орнаментов и букв (от точки 4 клетки вниз, 1 вправо, 4 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 5 влево, 1 вниз, 2 вправо – получается буква «Т»);

– выкладывание букв из палочек;

– написание букв справа и слева от вертикальной линии;

– выкладывание фигур или рисование по инструкции их расположения;

– нахождение фигур, букв в ряду сходных;

– найти заданную фигуру среди двух зеркальных изображений;

– определение букв, написанных на карточках, где представлены правильные и ложные (зеркальные) буквы;

– ощупывание букв (пластмассовых, картонных) с закрытыми глазами или в мешочке и выкладывание на стол в правильном положении;

– дополнение недостающего элемента фигуры или буквы по образу и представлению;

– реконструирование букв, добавляя элемент (Г – Б), (З – В), изменяя пространственное положение элементов букв (Р – Ь), (И – Н);

– демонстрация букв в различном положении;

– предъявление букв разного шрифта;

– определение различия сходных фигур или букв отличающимся одним элементом (Р – Б) или различно расположенными в пространстве элементами (П – Н);

– определение фигуры, буквы, «написанной» на спине, ладони, в воздухе с закрытыми и открытыми глазами;

– нахождение букв в геометрических фигурах и начертаниях;

– определение букв, которые можно выложить из трёх палочек, двух палочек, палочки и двух полуовалов, овала с длинной и короткой палочками;

– назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями;

– выделить буквы, наложенные друг на друга;

– чтение слов «по полубуковке»;

– работа с изографами – слова записаны различно расположенными буквами так, что напоминают изображение данного предмета;

– разгадывание различных ребусов, где используются буквы, схематические рисунки, разное расположение элементов ребуса для привлечения значения того или другого предлога и т.д.;

– определение количества слов в предложении с опорой на графическую схему, добавление слова, исключение слова из предложения;

– выделение границ слов, предложения в слитном написании:

– чтение текстов, где существительное заменено картинками;

– составление рассказов по опорным сигналам (моделирование рассказов о времени года, о животных);

– составление схем предложений к адаптированным текстам, выбор схемы к определённому предложению из текста, восстановление рассказа с опорой на графические схемы.

Развитие зрительного анализа и синтеза в системе профилактики нарушений письменной речи на этапе подготовки детей к школе

Ирина Токарь,
кандидат педагогических наук, доцент,
учитель-логопед школы 1251
имени генерала Шарля де Голля,
г. Москва

Аннотация. В статье представлены методы и приёмы формирования и развития зрительных представлений, зрительного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи в процессе их подготовки к школе. Описываемая система коррекционной работы направлена на профилактику нарушений письма и чтения, связанных с дефицитарностью зрительного гнозиса детей-логопатов данной возрастной группы.

Ключевые понятия: психофизиологические школьнозначимые функции, зрительный гнозис, зрительные представления, зрительный анализ и синтез, оптическая дисграфия, дислексия, подготовка к школе, профилактика нарушений письменной речи (письма и чтения).

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать состояние зрительного восприятия, так как большую часть информации, до 80% [2], человек получает посредством визуализации. Уровнем развития зрительного восприятия определяется успех в овладении когнитивными навыками, среди которых особо следует отметить базовые – чтение, письмо и рисование.

Проблемы зрительного восприятия называются среди причин нарушения письменной речи (письма и чтения). Затруднения в формировании зрительных представлений, дефицитарность зрительного анализа и синтеза лежат в основе искаженного зрительного образа буквы, слова, что приводит к появлению нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии).

При дисграфии серьезные затруднения вызывает написание букв, сходных по графическим характеристикам: п — н, п — и, п – к, п – т, с — о, м — ш, л – м, х – ж … Часто результатом дефицита зрительного анализа и синтеза является отсутствие элементов соединения между буквами в слове

( – ал ), лишние или недостающие элементы букв в словах, например, в словах «шишка», «птицы», «штиль» и подобных им.

При дислексии проблемы возникают при узнавании букв, следовательно, читающим искажается слово и в большинстве случаев неправильно понимается содержание прочитанного.

Зрительные представления передают видимые качества предметов –величину, форму, цвет, их движение и взаимное положение в пространстве. Они обычно воспроизводятся в виде двухмерной картины и могут быть красочными или, наоборот, бесцветными [1]. В течении жизни человека идет накопление банка образов. От того, насколько четко сформирован тот или иной образ и насколько у человека развиты зрительный анализ и синтез, зависит скорость и точность узнавания воспринимаемых объектов.

Зрительный анализ и синтез (от греч. аnаlуsis – разложение и sуnthеsis – соединение) – процессы фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей с опорой на зрительный анализатор, в отличии от мыслительных операций анализа и синтеза, предполагающего также проведение и мысленных операций.

Формирование зрительных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза начинает свой отсчет с самого рождения ребенка, обеспечивая к началу школьного обучения базис для овладения достаточно сложными навыками, к которым относятся письмо и чтение (приложение 1). Однако на момент поступления в школу дефицит зрительного анализа и синтеза отмечается у 75% мальчиков и 57% девочек. Данные статистические показатели актуализируют значимость педагогической (логопедической) работы по развитию названных психофизиологических функций в старшем дошкольном возрасте. По целям и задачам эта работа есть ни что иное как профилактика оптической дисграфии и дислексии. Содержание работы сфокусировано на коррекции и формировании зрительных представлений, развитии зрительного анализа и синтеза, а также расширении поля зрения. Расширение поля зрения особенно важно для мальчиков в связи с тем, что у них преобладает узкое, пространственное зрение, иначе говоря «зрение вдаль», в то время как девочки довольно эффективно использую периферическое зрение. Достаточный уровень развития зрительного анализа и синтеза позволит в дальнейшем использовать зрительные стимулы в процессе обучения мальчиков, т.к. именно опора на зрительные стимулы, а не на речь, позволяет мальчикам лучше усваивать учебный материал [3, с. 37].

Профилактическая работа включает тренировочные упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, наблюдательности, умения находить в предметах сходство и различие [4, с. 27 – 58].

1.Упражнение в узнавании реальных предметов и их плоскостных изображений – кто это? что это?

2.Упражнение в узнавании контурных изображений предметов – Что хотел нарисовать художник?

3.Упражнение в узнавании силуэтных изображений предметов (силуэт – фр. silhouette – форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом).

6,Упражнение в узнавании наложенных друг на друга контуров изображений различных предметов.

7, Выбор в ряду предметных изображений заданного изображения – Помоги зайчонку отыскать брата-близнеца.

8.Упражнение в узнавании незаконченных изображений предметов – Что не дорисовал художник?

Таким образом, профилактика нарушений письменной речи (письма и чтения) – обязательный аспект логопедической работы со старшими дошкольниками, в которой наряду с задачами коррекции устной речи большое место отводится развитию невербальных процессов. В виду значительной роли в становлении письма и чтения визуального компонента, значительное место в этой работе приобретает формирование зрительных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза.

Литература

  1. Степанов В.Г. Анализ и синтез в процессе зрительного узнавания. Автореферат … канд. психол. наук, 1964. –http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19752.php
  2. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
  3. Токарь И.Е. Как предупредить школьные проблемы одаренных детей // Одаренный ребенок. 2015. №2. С. 32 – 39.
  4. Токарь И.Е. Сборник упражнений для занятий по устранению нарушений письма и чтения у обучающихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Издательство «Практика», 2017. – 212 с.

Зрительное восприятие[1]

п/п

Психофизиологическая функция

Возраст

Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света

Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание

Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии

Длительное сосредоточение взора на предметах

Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем

Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев

Тянется к игрушке

Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии

Игрушку подносит к глазам, рассматривает

Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах

Рассматривает крупные картинки

Активно захватывает игрушку из любых положений

Дифференцированное восприятие близких и знакомых

Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку

Узнает себя и близких в зеркале

Показывает отдельные предметы в быту

Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии

Узнает несколько простых картинок (около 5)

Дифференцирует форму и величину объемной игрушки

Дифференцирует количество предметов

Подбирает парные игрушки и картинки

Узнает знакомые предметы по ТВ

Знает много картинок (10-15)

Понимает смысл простых картинок с действием

Узнает контурные, черно-белые изображения

Начинает видеть разницу в величине и количестве

на плоскостной картинке

Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета

Узнает перечеркнутые изображения

Узнает наложенные изображения

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы

Может сам составить рассказ по сюжетной картинке

Понимает смысл последовательных картинок

Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом

В 3 – 7 лет формируется целенаправленно способность рассматривать предметы. Постепенно чаша весов от манипулятивных действий с предметами и преимущественно непроизвольного внимания склоняется к преобладанию произвольной организации зрительного восприятия и формированию способности к зрительному анализу и синтезу, соответственно, предмет становится объектом познавательной деятельности.

В 5 – 6 лет доступно узнавание и сравнение форм предметов, соотнесение по признаку сходства – различия, доступно сравнение длин и размеров предметов; совершенствуется глазомер, однако, уровень его развития позволяет решать пока несложные задачи.

В 6-7 лет ребёнок помимо основных цветов знает ещё ряд оттенков. К семи годам доступно сравнение предмета с другими по нескольким признакам.

[1] Составитель И.А. Скворцов, доктор медицинских наук, профессор.

Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи

Полноценная речь – необходимое условие коммуникативного становления и развития человека, формирования его личности. Нарушения речи разного происхождения приводят к отклонениям в познавательной и эмоционально-волевой сфере, к нарушениям в развитии личности.

Внимание – это особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.

Внимание детей с нарушениями речи отличается рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске разных способов и средств в решении задач, выполнение носит репродуктивный характер.

Имеются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от раздражителя (зрительный или слуховой): детям с нарушением речи намного труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Контроль за собственной деятельностью часто не сформирован или значительно нарушен, причем наиболее страдает контроль, связанный с анализом условий задания. В основном контроль возможен при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания.

Особенности внимания детей с ОНР проявляются в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски знаков преобладают над другими видами ошибок. Многие дети не могут проследить фигуры на одной строчке, «прыгают» но всему листу, отыскивая ту или иную фигуру, или начинают заполнять таблицу последовательно, фигура за фигурой, что говорит о недостаточности распределения внимания и низкой сформированности зрительно-пространственных представлений.

Характерная особенность внимания детей с ОНР – отвлекаемость, под воздействием ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей. Чем выше уровень организации и саморегуляции, тем меньше пропусков. У детей с преобладанием процесса возбуждения процент ошибок больше, чем у детей тормозимых.

Г.Л. Розергарт-Пупко (1966) прямо говорит о тесном взаимодействии речи и зрительного предметного восприятия. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов с другой, формируются и развиваются под влиянием слова. Так, в результате исследования зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями речи получены данные о недостаточной сформированности целостного образа предмета, при этом, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, 1991).

Затруднения появляются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Дети с ОНР воспринимают образ предмета в усложненных условиях с трудностями: увеличивается время принятия решения, они не уверены в правильности ответов, появляются ошибки опознания, число которых увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
При решении поставленной задачи дети с ОНР чаще пользуются простыми формами ориентировки, т.е. примериванием к эталону. Дети с ОНР нередко при примеривании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет.

Дошкольники с ОНР имеют и низкий уровень развития запоминания и узнавания букв: они с трудом дифференцируют написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

У дошкольников с ОНР проявляются ошибки в зрительном узнавании предметов. Трудность наблюдалась в сложных случаях в ситуациях наложения, зашумления, а также при исследовании буквенного гнозиса. При составлении рассказа по цепи сюжетных картин дети с ОНР больше времени тратили на разложение картинок в нужном порядке, не могли выявить временные, причинно-следственные связи, не понимали смысла сюжета, не смогли составить полноценный рассказ.

Таким образом, нарушения зрительной сферы у детей с ОНР проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.

И для того, чтобы ребенок научился концентрировать свое внимание на определенном предмете или задании предлагается выполнить следующие упражнения:

1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине.

2. Выделить из множества картинок заданные по определённой теме.

3. Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.

4. Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.

5. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.

6. Узнать предмет по контурному изображению.

7. Найти различия в двух предметных картинках.

8. Узнать предметы, наложенные друг на друга.

9. Узнать зашумленные предметы.

10. Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.

11. Найти одинаковые предметы, объекты.

12. Назвать недорисованные изображения предметов.

13. Определить, что неправильно нарисовал художник.

14. Определить, что забыл нарисовать художник.

15. Найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.

16. Найти спрятанные в рисунках предметы.

17. Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.

18. Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).

Также нарушение слухового внимания мешает дошкольникам овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи. Работа по развитию слухового внимания и фонематического слуха имеет огромное значение для детей с общим недоразвитием речи. Как правило, недоразвитие речи отягощается неврологическим статусом, соматическими заболеваниями и т.д. Поэтому у наших детей снижены зрительное и слуховое внимание, резко сокращено время сосредоточения, внимание рассеянное. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям, с которыми мы работаем.

Без специального систематического обучения детям с ОНР очень сложно овладеть навыками звукового анализа. Поэтому мы уделяем большое значение развитию фонематического слуха.

В этой работе выделяются следующие этапы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
  3. различение слов, близких по своему звуковому составу;
  4. дифференциация слогов;
  5. дифференциация фонем;
  6. развитие навыков элементарного звукового анализа.

Усилия педагогов по развитию слухового внимания и речевого слуха у дошкольников должны быть направлены на выработку умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, направление звучания, различение звуков речи в словах; формирование умения отличать одни звуки от других, правильно пользоваться интонацией и средствами выразительности; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание .

Игры, которые помогут ребенку выучить и запомнить графические изображения букв:

Игра с пластилином

Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. По просите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.

Игра со счетными палочками или мозаикой

Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется, «ниткография».

Буквы из проволоки

Взрослый может научить малыша делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.

Развиваем тактильные ощущения

Для того чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.

Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребенок уже не много читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из двух-трех букв.

Рисуем буквы в воздухе

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советуем вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону. Если у вас нет подходящего зеркала, загадайте ребенку начертательные загадки, используя лишь симметричные буквы, а именно: А, О, Д, Ж, Л, М, Н, П, Т, ф, Х, Ш.

Игра с красками и водой

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола.

Вот некоторые игры для развития слуховой памяти:

Правила игры: Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно. Во время ходьбы ведущий дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Правила игры: Детям говорится от 5 до 10 слов. Они должны прослушать и повторить.

Цель: Способствование развитию внимания, памяти, мышлению, речи детей, подвижности и гибкости кистей рук.

Дидактическая игра: «Что звучит»

Логопед поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда учитель убедится, что ребенок усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убираются за ширму. Логопед повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Оборудование: барабан, бубен, дудочка, флажки.

Задание для детей: «Послушай внимательно слова, если ты услышишь слово, которое подходит к теме «Транспорт» – хлопни в ладоши и обрадуйся, если это ненужное слово, рассердись и топни ногой».

Ход игры: найти положение заданного звука в слове .

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте при использовании различных игровых технологий позволяет избежать появления или минимизировать проявления данного нарушения письменной речи у детей во время школьного обучения, что позволит младшему школьнику быть более успешным при обучении грамоте.

Эти и другие игровые задания и упражнения можно использовать дифференцированно, учитывая психические и физиологические особенности и индивидуальные возможности детей на групповых, подгрупповых и индивидуальных формах организации работы с детьми. В дальнейшем задания и упражнения усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, увеличивается темп выполнения заданий.

Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 12.03.2020 2020-03-12

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Романенко, Н. В. Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения / Н. В. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68039/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье автор описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения.

Ключевые слова: зрительное восприятие, дети с нарушениями речи, чтение, приемы.

Акт чтения — сложный психофизический процесс, который обеспечивается координацией мыслительной деятельности и особым образом организованной функции зрительного анализатора. «Одной из причин трудностей формирования правильного чтения у детей с нарушениями речи являются нарушения зрительного восприятия, скорости переработки зрительной информация. Для развития зрительного опознавания единиц чтения, что способствует как развитию беглости, так и правильности чтения, используются такие приёмы и упражнения:

– прописывание буквы рукой в воздухе;

– поиск буквы среди других букв (подчеркивание или обводка ее в тексте);

– распознавание наложенных, перевернутых, перечеркнутых букв;

– поиск и подчеркивание слов, которые начинаются с заданной буквы;

– ощупывание буквы и сравнение ее с другими (зрительно и кинестетически);

– тактильное опознание букв, изготовленных из наждачной бумаги;

– обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв и распознавание с закрытыми глазами;

– дермолексия (логопед «рисует» на ладони ребенка букву, а тот ее опознает с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария);

– обводка буквы с использованием трафаретов, шаблонов, а также раскрашивание, штриховка, вырезание по контурным линиям;

– конструирование буквы из палочек, полосок, конструктора, ленты, лепка из пластилина, печатать по точкам на бумаге в клетку и т. п.

– проговаривание описания изображения буквы, например, буква Г — палочка сверху вниз, козырек вправо, Р — палочка сверху вниз, полукруг сверху, Б — палочка сверху вниз, полукруг внизу, козырек вверху;

– использование стихотворений об образах букв различных авторов», сопровождающихся иллюстрацией. Например,

«Е» похожа на расчёску,

Сделать может всем причёску.

Учим, учим букву «Е» —

Вот и выучили все.

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

– метод конструкции и реконструкции буквы. Учащиеся действуют по инструкции: «Перед вами лежит буква (например, В) и несколько палочек, кружочков и других элементов. Ваша задача — сделать из нее буквы Р, Б, Ь. Для этого вы должны изменить данную букву: прибавить или убрать какую-либо деталь» [1];

– группировка стилизованных букв. Детям необходимо сгруппировать написанные одинаковым шрифтом буквы (печатные и письменные);

– использование таблиц букв. Логопед показывает по таблице буквы в определенном порядке и дает задание составить слог;

– игра «Потерянная буква». На доске записаны слова из текста с пропущенной буквой. «Учащиеся должны догадаться, какая буква потеряна. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово, способствует профилактике дисграфии.

После изучения первой согласной буквы начинается обучение слогослиянию. Учащиеся повторяют слоги по следам звукового анализа, пропевают их, протягивая звуки». Первые согласные буквы, с которыми знакомятся дети, обозначают сонорные и фрикативные звуки. Обучение послоговому чтению происходит с постепенным наращением слоговой структуры, которую разработал Корнев А. Н.:

Этапы автоматизации навыка чтения:

материал для чтения

буквы (гласные Г, затем согласные С)

слоги (слова) типа СГС

слоги (слова) типа ССГ и ГСС

двусложные слова типа СГСГ и ГССГ

слоги (слова) типа ССГС

двусложные слова типа СГСГС и СГССГ

слоги (слова) типа ГССС

трехсложные слова типа

СГСГСГ и СГСГСГС

трехсложные слова СГССГССГ и ССГССГСГ

На всех этапах важно осуществлять контроль за чёткостью звукопроизношения.

Таким образом увеличение объема слоговых таблиц и усложнение слоговых структур происходит постепенно.

«Наибольшие затруднения у детей с нарушениями речи вызывает чтение слов со стечением согласных. На этом этапе характерными ошибками являются пропуски и перестановки букв. Для тренировки в чтении слов со стечением согласных можно использовать прием «чтение с подготовкой», например, то — сто — стол — столб — столбы; а — ан — бан — бант.

На начальном этапе каждое прочитанное слово — предмет дети соотносят с предметной картинкой, а слово, обозначающее действие — с сюжетной.

Возможно использование такого приема, как последовательный показ карточек со слогами, из которых ребенок мысленно составляет слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя» [4].

  1. «На уровне слова, помимо слоговых таблиц, используются:

– метод чтения цветных слов (буквы в слове написаны разным цветом);

– маркировка цветом слогов;

– игра «Потерялся слог». На доске записаны слова с пропущенным слогом. Учащиеся должны догадаться, какой слог потерян. Для подсказки можно использовать текст с данными словами. Игру можно использовать в работе с родственными словами. Например, снег, сне. вой, сне. кат, сне…вик.

– игра «Кто внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной-двумя буквами, их количеством или расположением (муха — мука, потеплело — потемнело, так -как). На прочтение каждой пары дается определенное время. Школьники должны назвать слова, которые они прочитали;

– чтение родственных слов, отличающихся одной морфемой (Запел — пропел — спел — напел — допел);

– чтение форм одного и того же слова;

– чтение слов с наращиванием: по — вар, по — жар, по — пей, по — шел, по — вел.

– соединение слов из правого и левого столбика так, чтобы образовались новые слова:

– упражнение «Шепни на ушко». Логопед записывает слова на доске и закрывает полосками. Полоски снимает поочередно на короткий промежуток времени и возвращает на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо соседу, какое слово они прочитали». Сосед называет слово вслух. [2]

– упражнение «Пройди лабиринт». Школьники соединяют буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, при этом двигаясь по заданным линиям.

– упражнение «Бегущая лента». Логопед записывает слова на полоске бумаги, затем постепенно разворачивает ленту. Дети должны успеть прочитать и запомнить слова (но не более двух-трех);

Таким образом, перечисленные методические приемы для развития зрительного опознания позволяют использовать не только зрительный анализатор, но и другие анализаторные системы: тактильные, двигательные, проприоцептивные, слуховые ощущения, а также межанализаторные связи при переработке информации».

«Данные методические приемы способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию его темпа, развитию смысловой догадки, профилактике дисграфии.

  1. Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А. Т. Арсирий; М.: ВАКО, 2003. — 495 с.
  2. Абдульменова З. З. Игра — способ развития пытливости и любознательности [Статья] / З. З. Абдульменова // Нач. Школа, 2003. — № 11. — С.29–31.
  3. Иншакова, О. Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О. Б. Иншакова. — М.: Педагогика, 2000.-272с.
  4. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев — СПб.: Речь, 2003.- 330с.

Особенности зрительно-моторных функций у младших школьников с дисграфией

Особенности зрительно-моторных функций у младших школьников с дисграфией

Корюковец А.С.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации ребёнка, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. У учащихся 2-3 классов общеобразовательных школ в общей картине отклонений речевого развития на первый план выдвигаются нарушения письма и чтения.
Разнообразные нервно-психические расстройства могут вызывать нарушения усвоения письменной речи. В первую очередь это состояния общего психического недоразвития, грубые аномалии зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи. Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс, который обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и общедвигательного. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь, взаимообусловленность. Для овладения письменной речью у ребёнка должны быть сформированы все стороны речи. Недостаточность какой-либо из операции влияет на расстройство всего процесса в целом.
Навык письма, хотя и связан с устной речью и ее закономерностями, имеет собственную психологическую, сенсомоторную базу, обеспечивающую практическую реализацию всех перечисленных форм письма. Как вид деятельности письмо включает три основные операции: символическое обозначение звуков речи, т.е. фонем; моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов; графо-моторные операции.
Графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они оказывают влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом.Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация.
Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности.
Регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Когда дети в этом возрасте опираются на «память руки», зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает к возрасту 6-8 лет. При этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так называемой «школьной зрелости» .
Незрелость сложных форм зрительно-моторной координации обнаружена у большинства детей с дисграфией, особенно в случаях наиболее тяжелых нарушений.
У учащихся начальных классов, кроме дисграфических ошибок, которые можно объяснить нарушением кинестетического и фонематического анализа отмечаются и ошибки, связанные с оптико — пространственными расстройствами, которые вызывают трудности соотнесения букв с определенными звуками. Наблюдаются смешение букв, близких по оптическому образу и графическому начертанию, зеркальное изображение букв в связи с трудностями ориентации на плоскости слева — направо и сверху — вниз, замена букв, отличающихся лишь количеством элементов. Все это препятствует нормальному усвоению письменной речи и, как следствие, наблюдаются грубые ошибки при чтении, текст оказывается непонятым и ребенок не в состоянии пересказать прочитанное.
Таким образом, оказывается, что нарушения оптико-пространственной ориентировки у дисграфиков связаны с недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов со звуковыми и артикуляционными образами, с недостаточностью развития зрительно-моторной координации.
Также у младших школьников с дисграфией отмечаются выраженные кинетические и динамические нарушения, которые проявляются в синкинезиях: либо синкинезий противоположной руки, либо другой руки и артикуляционных органов, либо те и другие в сочетании с синкинезиями ног.
Можно предполагать, что обнаруженные трудности динамической и кинетической организации движений являются одной из причин, затрудняющих усвоение графо-моторных навыков в начальной школе.
Выраженные кинетические и динамические нарушения двигательной функции руки можно назвать главной причиной появления при письме специфических ошибок, связанных со смешениембукв по кинетическому сходству.
Таким образом, очевидна необходимость целенаправленной коррекционно-логопедической работы, направленной на совершенствование у детей зрительных, моторных и зрительно-моторных функций, в системе коррекции дисграфии.
Работа по развитию зрительно-пространственных функций должна проводиться в следующих направлениях:

  • развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
  • расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза.

Коррекционная работа по развитию моторных функций включает в себя:

  • систематические специальные упражнения на развитие мелкой моторики в процессе выполнения последовательно организованных движений;
  • автоматизацию графо-моторных навыков;
  • использование приемов нейропсихологической коррекции, направленной на формирование межполушарного взаимодействия.

Литература:
1.Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л., 1955; Тих Н.А. К вопросу о генезисе восприятия пространств. Известия АПН РСФСР. 1956. Вып. 86.
2.Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008.
3. Леонтьев, А. А. Психолингвистика. А. А. Леонтьев. — Л.: Наука, 1967. — 360с.
4. Каморина Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении письма и чтения, обусловленных смешением букв по кинетическому сходству. Журнал «Логопед» № 2, 2007-14с.
5. Кондракова О.Г. «Готовность к школе: зрительно-моторная координация» , 2012.
6. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.
7. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. Дизайн обложки А. С. Андреев.- СПб.: ИД»МиМ», 1997.
8. Леонтьев, А. А. Психолингвистика . А. А. Леонтьев. — Л.: Наука, 1967. — 360с.

Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи

В настоящее время успех психолого-педагогической коррекции сенсорного развития детей с общим нарушением речи во многом зависит от времени ее проведения и знания закономерностей формирования механизмов зрительного восприятия в онтогенезе [8]. К числу детей, представляющих группу риска в начале обучения, можно отнести детей, посещавших коррекционные дошкольные учреждения, в том числе детей с общим недоразвитием речи [1, 7, 10, 11]. После окончания специальных дошкольных учреждений, большинство детей с ОНР обучаются по программе массовой школы. Поскольку в последние годы существует тенденция к обучению с шести лет, усложнение и интенсификация школьных программ, особенно в начальном звене, ставит таких детей в неравные «стартовые» условия по сравнению с детьми с нормальным уровнем речевого развития [5]. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей аффективно-волевой, сенсорной и интеллектуальной сфер. Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его к механизмам психологической защиты, бессознательной попытке «абстрагироваться» от своих чувств. Ряд электро- и психофизиологических исследований позволил установить, что среди детей с ОНР можно выделить группу, у которой нарушения внимания связаны преимущественно с недостаточностью механизмов неспецифической активации. Обусловленной дисфункцией нижнестволовых структур мозга (включающих ретикулярную активирующую систему), а также сниженной реактивностью теменно-затылочных отделов коры (участвующих в организации зрительно-пространственного внимания) эти нарушения несколько компенсируется при повышении значимости поступающей информации [8, 9, 10]. Поведенческими коррелятами таких нарушений являются неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость при реализации того или иного вида деятельности, что часто сочетается с гиперактивным поведением.

Целью данного исследование является изучение нейрофизиологических основ проявления способностей к решению познавательных задач у дошкольников в возрасте 5,5–6,5 с нарушением речевого развития.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 3 группы испытуемых:

1) дети с общим недоразвитием речи III уровня, которые не посещали логопеда до 6,5-летнего возраста;

2) дети с общим недоразвитием речи III уровня, которые с 5,5 до 6,5 лет обучались в логопедической группе коррекционного детского сада;

3) дети с уровнем речевого развития, соответствующим возрасту. Экспериментальная группа включала 98 детей 5,5–6,5-летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Из них в первую экспериментальную группу входили 43 ребенка, во вторую экспериментальную группу – 55 человек. Контрольную группу составили 30 детей с речью, соответствующей возрастной норме. Группы были однородны по полу (девочки и мальчики), по возрасту (5,5–6,5-летнего возраста). Дети, вошедшие в контрольную группу, постоянно посещали ДОУ и обучались по стандартным общеобразовательным программам [3].

Для выявления особенностей познавательного развития детей были выбраны следующие методики. «Установление последовательности событий» Семаго М., Семаго Н. позволяет исследовать мыслительную деятельность ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей. Нейрофизиологическое обследование проводили в специально оборудованной электрофизиологической лаборатории. В течение исследования была обеспечена звукоизоляция. Во время регистрации обследуемый располагался сидя в удобном кресле, в спокойной, расслабленной позе [2]. Выделение и анализ вызванных потенциалов (ВП) осуществляли с использованием компьютерного энцефалографа «Энцефалан 131–03» [«Медиком МТД», г. Таганрог]. Зрительный ВП формировали на вспышку 50 лк (0,5 Дж) длительностью 4 мс, межстимульный интервал 2 секунды с вероятностной девиацией 25 %. Панель светодиодов, располагалась в 10 см от закрытых глаз обследуемого. Вызванный потенциал (ВП) выделяли программным обеспечением экспериментального комплекса методом суммации 60–80 участков электрограмм (900 мс) при синхронизации по моменту начала стимуляции. Анализировали амплитуду и пиковые латентности зрительных ВП по следующим отведениям: F3, F4, T3, T4, C3, C4, P3, P4, O1, O2.

Все статистические процедуры проводили с использованием пакета прикладных программ «Statistica 6.0».

Результаты исследования и их обсуждение

С помощью методики М. Семаго и Н. Семаго «Установление последовательности событий» исследовали способность к пониманию ситуации и предвосхищению событий [3]. Выполняя задание, ребенок должен соотнести различия в отдельных элементах рисунков и, опираясь на это, определить последовательность расположения сюжетных картинок.

Результаты исследования успешности выполнения тестирования по данной методике приведены на рис. 1–2 и в таблице.

Рис. 1. Динамика показателей успешности выполнения задания по методике М. Семаго и Н. Семаго у детей с ОНР и детей с нормальным уровнем развития речи (результаты складывания 4-х картинок):1 – дети с ОНР, посещавшие логопедические занятия; 2 – дети с ОНР, не посещавшие логопедические занятия; 3 – контрольная группа

Рис. 2. Динамика показателей успешности выполнения задания по методике М. Семаго и Н. Семаго у детей с ОНР и детей с нормальным уровнем развития речи (результаты складывания 6-ти картинок):1 – дети с ОНР, посещавшие логопедические занятия; 2 – дети с ОНР, не посещавшие логопедические занятия; 3 – контрольная группа

Результативность выполнения методики «Установление последовательности событий» детьми контрольной группы и с общим недоразвитием речи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: