Развитие связной речи у дошкольников с ОНР

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по теме

1§. Характеристика речи детей с ОНР.

2§. Методика работы по преодолению нарушений связной речи у детей с ОНР в логопедических группах.

2.1. Развитие связной речи у детей с ОНР.

2.2. Методика работы по развитию развернутого высказывания.

2.3. Формирование функции рассказывания.

Скачать:

Вложение Размер
формирование связной речи у дошкольников с ОНР 78 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1§. Характеристика речи детей с ОНР.

2§. Методика работы по преодолению нарушений связной речи у детей с ОНР в логопедических группах.

2.1. Развитие связной речи у детей с ОНР.

2.2. Методика работы по развитию развернутого высказывания.

2.3. Формирование функции рассказывания.

За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Нужно заметить, что нарушения в устной речи сказываются на письменной речи ребенка. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР.

Общее недоразвитие (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,относящихся к звуковой и смысловой стороне.

70% детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

В настоящее время никто не сомневается , что логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.

От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.

Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений – кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослыми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым ( матерью ).

В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

Овладение речью как средством общения у детей с ОНР проходит три основных этапа.

На ДОВЕРБАЛЬНОМ ЭТАПЕ ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. На втором этапе- ЭТАПЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ- ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова. Овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.

Речь выступает как средство мышления. Слово, таким образом, как психологическая единица речи служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции.

Л. С. Выготский показал, что первоначально планирующая речь является внешней по своей форме, а за тем переходит во внутренний план (внутренняя речь ).

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов мы можем наблюдать низкий уровень развития связной речи. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания детей 5-6 летнего возраста с ОНР.

1§ .Характеристика связной речи детей с ОНР.

Нарушение речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом имеют различные формы, характеризующиеся своеобразием структуры нарушения (патогенеза) и особенностями клинической симптоматики.

Эти формы нарушения речевой деятельности имеют разное происхождение и структуру дефекта. Но несмотря на это все же удалось выделить известное единство клинических проявлений, позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы , слоговая структура слова, звуковая структура.

Это единство проявлений, указывающих на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности, позволяет выделить определенную категорию детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми пользуются являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у указанной категории детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Связная(монологическая)речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют ,либо развиваются с большими отставанием.

Дифференцированное обучение детей, имеющих ОНР и систематическая разработка вопросов, связанная с ним, стали предметом изучения недавно. Ведущим вопросом обучения детей, имеющих ОНР является вопрос о путях и методах формирования и развития речи. Для научного обоснования этих путей необходим анализ речи детей и тех трудностей, которые у них наблюдаются.

Имеется ряд исследований, в которых раскрывается какой-то один, более узкий, вопрос проблемы ОНР у детей.

Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при ОНР показано в исследованиях М.В.Багданова-Березовского(1909), М. Е. Хватцева(1959),Р.Е.Левиной(1951,1959,1961),В.К.Оргинской(1959,1968), Н.Н.Трауготт(1940),О.В.Правдиной(1967),С.Н.Шаховской(1969),М.Б. Гриншпуна(1975) и др.

Было также установлено, что при глубоком речевом недоразвитии имеются серьезные нарушения не только в активной речи, но и в понимании обращенной речи, и в различении грамматических форм и категорий; понимание прямо зависит от состояния собственной речи: чем хуже ребенок говорит, тем больше снижено у него понимание (Г.И. Жаренкова 1957,1959,1961).

ОНР может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к 3 уровням (Р.Е.Левина 1961).

На каждом уровне отмечаются основные трудности в развитии связной речи, задерживающие формирование всех речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой характеризуется появлением новых речевых возможностей.

Переход от одного уровня на другой зависит от тяжести нарушения, его форм, компенсаторных возможностей ребенка, времени и самого хода коррекционного развития.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным его развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.

Общение осуществляется с помощью отдельных звукоподражаний или лепетных обрывков слов. Крайне искаженные по структуре и звуковому оформлению слова ребенок иногда старается линейно соединить, игнорируя грамматическую структуру предложения. Отсюда речь становится понятной только в конкретной ситуации. Понимание речи при этом шире возможностей активного пользования ею, но и оно ограничено ситуацией.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ более высокая речевая активность детей. У них появляется фразовая речь, однако искаженная в фонетическом и грамматическом отношении. Использование слов в самостоятельной речи часто бывает неверным: наблюдаются замены слов.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ появление развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. При хорошем понимании обиходной речи наблюдается недостаточно полное понимание читаемого текста из-за отдельных пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматики. Дети не могут связно излагать свои мысли. Наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной связной речи.

Определение характерных черт для каждого уровня развития речи позволило обосновать критерии комплектования логопедических групп и наметить требования, предъявляемые к процессу формирования речи.

Как развить навыки связной речи у детей с ОНР

Количество детей, страдающих ОНР (общим недоразвитием речи) увеличивается с каждым годом. Подобный дефект выявляют у 70% малышей. Важно понимать, что дефекты произношения негативно отражаются на развитии письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие связной речи у детей с ОНР базируется на умении составлять предложения, соответствующие уровню его развития. Связывание слов в предложении позволяет выражать и понимать смысл сказанного. Именно навык составления лексически и синтаксически правильных предложений – основа коррекционной работы.

  • Что такое ОНР
  • Правила и порядок логопедической работы
  • Формирование навыков развернутого высказывания
  • Развитие навыков рассказывания

Что такое ОНР

Диагноз ОНР включает комплекс речевых нарушений, при которых у ребенка наблюдается не только неправильная артикуляция, но и проблемы с осмыслением услышанного. Для коррекции дефекта с дошкольниками занимается логопед. Терапия будет тем эффективнее, чем раньше она начата.

Характерная особенность детей, которым поставлен диагноз общего недоразвития речи – низкие навыки связного повествования. Применение методик логопедии позволяет развивать недостающие умения во время воспитательного и обучающего процесса у малышей в возрасте 4–5 лет.

Правила и порядок логопедической работы

Под связной речью понимают умение составлять распространенное предложение или несколько взаимосвязанных словосочетаний для обеспечения коммуникации и понимания между людьми. Формирование связной речи у детей с ОНР – базовая задача логопедической коррекции. Оно неразрывно связано с развитием мышления. По мнению Е. И. Тихеевой без точного мышления невозможно обучение навыкам комбинирования высказываний.

Именно в старшем дошкольном периоде изменяется мышление ребенка – расширяется кругозор, усовершенствуется мыслительный процесс, появляются новые умения, формируется речь.

Но умение говорить приобретается только во время общения. Увеличение коммуникативных навыков способствует усложнению грамматических форм, используемых дошкольником. Если у малыша развиты способности примитивной разговорной речи, то пассивный запас слов приближен к возрастным требованиям. Он сумеет рассказать о своих друзьях, родственниках или ярких событиях в жизни.

Коррекционные занятия с дошкольниками, у которых диагностировано недоразвитие речи, направлены на:

  • усовершенствование фонематических навыков;
  • исправление неправильной артикуляции (при наличии);
  • увеличение запаса слов, понимание их лексического значения;
  • формирование умения построения связных предложений, их интонационного украшения;
  • развитие навыков самостоятельного повествования и изложения прочитанного или услышанного.

Логопед обучает дошкольников, с чего начинать повествование, как сделать его интересным и эмоциональным, а также, как логично и последовательно излагать свои мысли.

Именно с последовательностью изложения возникают трудности у детей с общими речевыми нарушениями. Они не умеют сосредотачиваться на основной мысли, разбивать рассказ на смысловые части и правильно располагать их. И задача логопеда – добиться логичного повествования со взаимообусловленными частями, понятного посторонним слушателям.

Еще одна проблема дошкольников с ОНР – отсутствие грамматических навыков. Они составляют короткие бессоюзные словосочетания, часто повторяют одни и те же фразы, а их рассказ не имеет логичного завершения. Специалист дефектолог разъясняет малышам причинно-следственную связь, характеристики предметов и явлений, их привязку к времени и месту, учит обобщать слова по видовым и родовым признакам.

Овладение дошкольником с ОНР приемами связного повествования – показатель эффективности логопедической коррекции.

Для этого дефектолог применяет различные методики:

  • разъяснения;
  • вопросы;
  • демонстрацию картинок;
  • анализ имеющихся речевых навыков.

На каждом логопедическом занятии специалист сочетает несколько методик для повышения активности самостоятельных высказываний детей. Комплексный подход позволяет варьировать занятия в зависимости от уровня речевого развития и способностей к самостоятельному рассказу, поставленных целей и активности малышей.

Формирование навыков развернутого высказывания

Чтобы научить малыша составлять связный рассказ, логопед использует репродуктивные методики – описание картинок, составление рассказа по серии изображений. Это вызывает наибольшие сложности у дошкольников с ОНР. Таким детям трудно даются навыки рассуждений, поскольку такие высказывания требуют логичности и аргументированности, обоснования своего мнения. Чтобы научиться составлять рассказ-рассуждение, дошкольник должен понимать причинно-следственные связи.

Формирование умений связного изложения у малышей с речевым недоразвитием – длительный процесс. На начальном этапе малыш повторяет вслед за педагогом задание, правила его выполнения и получившийся вывод. Затем логопед искусственно создает ситуации, стимулируя дошкольника к самостоятельным высказываниям. Одновременно педагог регулирует последовательность, аргументированность и связность повествования, задавая наводящие вопросы.

Для формирования у детей с ОНР навыков связного повествования их учат составлять план рассказа.

Таким дошкольникам потребуется больше времени для освоения навыков логичного повествования. Совместное составление плана рассказа используется не только как методика развития связной речи, но и как организация совместной работы. Такая деятельность способствует формированию умений выделять главную мысль, строить самостоятельный последовательный рассказ. В дальнейшем дошкольники овладевают навыками составлять самостоятельный связный рассказ с последовательным изложением событий.

Развитие навыков рассказывания

Еще одна задача логопеда при работе с детьми с ОНР в возрасте 4–5 лет – развитие функций рассказывания. После обучения навыкам связных самостоятельных высказываний с логично соединенными элементами переходят к развитию двух базовых форм устного монолога – пересказа и рассказа.

Пересказ – достаточно легкий вид речи. Дети воспроизводят услышанное или прочитанное, используя авторские грамматические конструкции и интонации педагога. Но важно добиться от дошкольника осмысления услышанного, свободного воспроизведения (а не механического заучивания) с сохранением авторской лексики и эмоциональной окраски. Для усовершенствования умений логопеды практикуют дидактические игры с фрагментарным пересказом или аналогии – смена героя или времени года.

Рассказ – самостоятельное повествование о произошедшем событии. Рассказ сложнее пересказа. Дошкольнику придется самому формировать содержание и форму изложения. Детям с ОНР сложно систематизировать факты и излагать их в соответствии с планом. Дошкольники должны научиться составлять повествования:

  • Описательные – рассказ о характеристиках заданного предмета или явления.
  • Сюжетные или повествовательные – изложение произошедших событий в правильной последовательности. В таком рассказе обязательно присутствует герой, экспозиция, завязка, развитие действия и развязка.
  • Аналитические рассказы – рассуждение, обоснование своего мнения.

Важна не только форма, но и содержание рассказа. Выделяют три разновидности повествований, которым должны обучиться дошкольники с ОНР.

По восприятию Например, об игрушечном зайце, которого педагог держит в руках.
По памяти Об игрушечном зайце, которого малышу подарили на День Рождения.
По воображению О вымышленном зайце, который живет в сказочном лесу.

Обучение навыкам рассказа направлено на формирование у детей с ОНР умений самостоятельного связного повествования (монолога) в противовес ответам односложными фразами или жестами.

Главное условие формирования связного повествования у детей с ОНР – мотивация общения, стимулирование желания рассказать о своей семье, себе, друзьях, интересных событиях. Дефектолог на занятиях организовывает ситуации, активизирующих речь.

Комплексная коррекционная работа направлена на выработку правильной артикуляции, обучение умению построения связных словосочетаний и распространенных предложений.

ОНР негативно влияет на формирование мышления, снижает коммуникационные потребности и желание познавать мир. Поэтому логопедические методики развития связной речи необходимы для последующего успешного процесса обучения в школе.

Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Отталкиваясь от коррекционных задач, Р.Е. Левина разделила многообразие недоразвития речевых сторон на 3 уровня. В дальнейшем каждый уровень был охарактеризован соотношением основного дефекта и второстепенных проявлений, затормаживающих формирование речевых компонентов.

Чем выше уровень речевого недоразвития, тем выше уровень речевых возможностей. [Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с. ]

В процессе изучения детей с общим недоразвитием речи, в результате длительного комплексного психолого-педагогического обследования Т.Б. Филичевой был выявлен и описан еще один уровень общего недоразвития речи. [Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. –М., 2000. – 314 с.]

Признаки ОНР

Общепринятыми признаками общего недоразвития речи считается:

  • позднее появление первых слов;
  • бедность всех сторон речевой деятельности;
  • запаздывание в формировании, а не в понимании высказывания;

Причины ОНР

Причинами возникновения общего недоразвития речи могут послужить различные факторы. Т.Б. Филичева к причинам, которые вызывают ОНР, относит: интоксикации и инъекции плода во время его вынашивания, также различные травмы при родах, удушье, конфликт крови плода и матери, а также травмы повлекшие за собой повреждение мозговой структуры в период от рождения до трех лет [Филичева Т.Б.Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. –М., 2000. – 314 с.].

Шаховская, ссылалась на А. Ивнинг, которая указывает на то, что у детей с таким нарушением отсутствует образец слова.

Также одной из причин можно назвать неблагоприятные условия жизни ребенка, так считает С.Н. Шаховская [Шаховская С. Н., Кочергина В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков/ Под редакцией С.С. Ляпядевского — М.: Медицина, 1969.].

У детей с ОНР наблюдаются различные нарушения связной речи это указанно в работах многих авторов, в том числе А.В. Ястребовой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, В.К. Воробьевой, Р.И Спировой и др.

Большинство трудностей в усвоении навыков связной речи у детей с речевым недоразвитием связанно с фонетико-фонематической системы, грамматической системы; несформированностью звуковой и смысловой стороны речи. Добавочные затруднения в освоение связным высказыванием создают вторичные психические нарушения (воображение, память, восприятие и т.д.).

3 периода при первичном нарушении речи

При первичном речевом нарушение развитие речи подвергается трем основным периодам, которые были выделены А.Н. Гвоздевым в его работе «Вопросы изучения детской речи» [Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 470 с.].

Первый период «Однословное предложение»

Предложение из двух слов-корней» можно сравнить и соотнести с первым уровнем речевого недоразвития «Отсутствие частоупотребляемых и многоупотребляемых слов».

При втором уровне «Задатки начальной фразы»

дети развиты так, как дети с нормальным развитием развиваются на втором периоде по А.Н. Гвоздеву «Овладение грамматической структурой предложения» [Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка./ Под ред. С.И. Абакумова. — М.: АПН РСФСР, 1949. — 192 с.].

Период освоения ребенком морфологической структуры языка соответствует

«Бытовой фразовой речи с проблемами в лексике, грамматике и фонетике».

Четыре уровня ОНР

Для лучшего понимания того, как формируется связная речь детей с общим недоразвитием, следует описать все 4 уровня [Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.]. 4 уровня ОНР — описание

Первый уровень ОНР

Первый уровень речевого недоразвития характеризуется отсутствием фразовой речи. Дети с первым речевым уровнем используют в своей речи лепетные слова, которые дополняют жестами и мимикой. Лепет у них появляется в процессе подражания, который является достаточно долгим процессом. Лексическая сторона речи таких детей резко ограничена. В их активный словарный запас входит звукоподражание и нечетко проговариваемые односложные слова. Дифференциация предметов и действий едва присутствует. То есть обозначение действий меняется на название предметов и наоборот, например, слово-действие «раскрыть» заменяется словом-предметом «дверь» («древ»), слово-предмет «постель» изменяется на слово-действие «спать» («пат»). Слова, то есть звукоподражания, которые присутствуют в речи детей с первым уровнем речевого развития, имеют многозначность.

Ребенок может выполнять элементарные просьбы взрослого, поэтому у окружающих может сложиться впечатление того, что ребенок все понимает, однако импрессивная сторона речи претерпивает значительное нарушение.

Из-за неразвитой, вялой артикуляции звукопроизношение имеет неустойчивый характер. В самостоятельной речи, как отмечала Г.В. Чиркина, замечается неустойчивость в произнесении звуков и их разнотипность [Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.- 240 с. ].

Слоговая структура состоит из одного – двух слогов.

У детей с общим недоразвитием речи первого уровня сильно нарушены фонематические процессы. Без ориентирующих знаков формы единственного и множественного числа существительных в прошедшем времени детьми не различаются, они не понимают значения предлогов.

Второй уровень ОНР

При переходе ко второму уровню речевого недоразвития, к лепету и жестам прибавляется предложение, которое состоит из двух – трех слов. Эти односложные предложения по своему содержанию бедны и одинаковы. Чаще всего они выражают слово-предмет или слово-действие. Дети могут отвечать на вопросы и говорить о знакомых вещах и событиях, которые окружают его в жизни. Но на данном уровне фразовая речь не является сформированной [Волкова Л.С., Шаховская С.Н. (ред.). Логопедия – 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 364 c.]. Словарный запас остается беден, количество слов превышает качество. При взаимодействии слов в предложение наблюдается несовершенство. Дети употребляют не правильные падежные формы, ими испытывается затруднение в использовании единственного и множественного числа, в согласовании частей речи. При использовании предложных конструкций детьми допускается множество ошибок это и опущение предлогов и их замена при том, что существительные не изменяются.

В речи детей со вторым уровнем общего недоразвития можно заметить появление союзов и частиц.

В звукопроизношении таких детей наблюдаются замены, искажения и смешения. Б.М. Гриншпун писал, что фонематических слух недостаточно развит, он отличается тем, что дети со вторым уровнем общего недоразвития не готовы к анализу и синтезу [Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.].

Третий уровень ОНР

Использование в речи простых предложений, характерно для детей с третьим уровнем общего недоразвития речи. Данный уровень общего недоразвития речи наиболее часто встречается у детей младшего школьного возраста.

Импрессивная речь приближенна к норме, единственное затруднение в понимании вызывает овладение сложными грамматическими формами и логическими связями. Дети в какой-то степени овладевают фразовой речью. Однако при относительно развернутой речи имеется неправильное использование лексического значения слов. Но размер словарного запаса растет.

В речи детей можно слышать такие части речи как существительные, глаголы, прилагательные и наречия. Чаще в их речи употребляются глаголы и существительные. Малое количество слов обозначающих предметы и качества, признаки и действия. Т.В. Волосовец подчеркивает, что у детей нет многих названия слов, означавших мир растений и животных, явлений природы, профессий и т.д. [Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.]. Для них характерно неверное употребление слов-предметов.

Также детьми могут допускаться ошибки в употреблении окончаний, ударений, применении предлогов, согласовании частей речи.

Как подчеркивала Т. В. Волосовец, многие дети неверно используют словообразовательные модели, так как их речевой опыт недостаточен. В слоговой структуре слова нарушения не так ярко выражены, как и в звукопроизношении.

Фонематическое восприятие детей с ОНР третьего уровня нарушено уже в меньшей степени.

У речи детей с третьим уровнем отмечается большое число аграмматизмов.

Лексические, грамматические недостатки и недоразвитие звукопроизношения проявляется в монологической связной речи, в таких видах как пересказ, описание, повествование. При пересказе детьми пропускаются части текста, «теряются» действующие лица, нарушается логичность. При описывающем рассказе дети приходят к обычному перечислению предметов и их частей.

Четвертый уровень ОНР

При общем недоразвитии речи четвертого уровня остается легкое недоразвитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. В звукопроизношении имеются специфические ошибки в виде повторов, замен, искажений.

В слоговой структуре слова могут быть допущены ошибки в словоизменении и словообразование.

Лексическая сторона речи детей с четвертым уровнем имеет весьма разнообразный характер, но значение редко встречающихся слов зачастую не понимают. Формулировка пословиц и поговорок для них малопонятна.

При самостоятельном выстраивании предложений у детей с данным нарушением речи возникают трудности при логическом изложении мысли, в их речи можно услышать частые повторы и обострение внимания на моментах имеющих второстепенное значение.

У детей с ОНР 4 уровня при хорошем словарном запасе структура предложения формируется позже, чем у детей с нормой речевого развития, к такому выводу пришли Г.В. Чиркина и Е.Ф. Соботович [Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф.Соботович– М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальныхтклассов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.- 240 с. ].

Особенности развития связной речи при ОНР

Связная речь детей с общим недоразвитием речи формируется в замедленном темпе с большим количеством особенностей и отличий от формирования связных высказываний обычных детей.

В работах Т. В. Волосовец и ее соавторах указывается то, что связная речь детей с данным нарушением не логична, не последовательна, в ней отсутствует четкость, не соблюдаются причинно-следственные отношения [Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.].

Недостаточно сформированная связная речь детей с общим недоразвитием речи характеризуется также маленьким запасом слов в словаре ребенка, который в дальнейшем превращает речь в бедную и стереотипную из-за множественного использования одних и тех же слов и словосочетаний. Даже если ребенок с ОНР сможет обнаружить связь между словами в предложение, то при пересказе это выйдет как перечисление действий с пропусками действующих лиц и отдельных частей текста. При описании предмета, по определенному плану, дети испытывают значительные трудности, так как у них не сформированы обобщающие понятия и связи их с остальными предметами, дети используют прием простого перечисления.

В развитии связной монологической речи детей с ОНР возникают трудности в построении полного сюжета, с правильно оформленным языковым высказыванием. Также при монологе возникают трудности в последовательности, пропусках частей сюжета, причинно-следственной связи и временных отношений. Данными особенностям сопутствует пониженная речевая активность, неумение определить главные и второстепенные элементы, члены текста. В.К. Воробьева отмечает, что в свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, сложные конструкции не употребляются [Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи; АСТ, Астрель, Хранитель – Москва, 2006. – 160 c.].

При построении предложений они часто заменяют сложные предлоги простыми, неправильно оформляют связи слов внутри фразы, нарушают межфразовые связи между предложениями. Исследования А.В. Ястребовой и Л.Ф. Спировой говорят, что в период начального школьного обучения лексико-грамматическая структура языка детей с ОНР значительно отстает от средств языка детей без речевых патологий. Затруднения в отборе материала, последовательности изложения, программировании высказывания создает длительные трудности в период обучения [Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи / Изд. 2-е. – М.: АРКТИ, 1997. – 131 с.].

Вывод

Исходя их всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при формировании связной речи детей страдающих общим недоразвитием выделяются следующие особенности:

  1. употребление легких, простых и неточных фраз;
  2. лексическая сторона речи наделена бытовыми, обиходными и часто употребляемыми словами;
  3. использование предлогов, союзов и местоимений в их наиболее упрощенном варианте;
  4. несформированность навыка словообразования;
  5. наблюдение частых аграмматизмов в речи.

Статья Развитие связной речи у детей с ОНР. Автор: Сараева Ольга Владимировна

Автор: Сараева Ольга Владимировна
Статья содержит информацию по развитию связной речи у дошкольников

Автор: Сараева Ольга Владимировна

Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими проблемами нуждаются в помощи специалистов. Данная проблема возникает уже в дошкольном возрасте, и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания практиков и ученых. Ребенок с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех компонентов речи – это звуковая культура, грамматический строй, пассивный и активный словарь и связная речь, а специалист не создает необходимых условий для исправления данного дефекта.

Развитие связной речи, а именно повествовательной монологической речи – одно из важнейших условий успешности обучения будущего первоклассника в школе. Только обладая хорошо развитым навыком повествовательного рассказывания, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно излагать свои собственные суждения , пересказывать содержание текстов из учебников, художественных произведений.

У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в силу их речевых и когнитивных особенностей имеются значительные трудности в овладении связной речью и в частности навыком повествовательного рассказывания.

Коррекционная работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:

1. будут своевременно выявлены особенности развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

2. в содержание образования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет включена коррекционная программа по развитию связной речи .

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная.

В зависимости от функции назначения в методике работы с дошкольниками выделяют четыре типа монологов:

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить .

Особенности связной речи детей с ОНР:

– нарушение связности и последовательности изложения;

– бедность и стереотипность лексикo-грaмматических средств языка;

– пропуски смысловых звеньев и ошибки;

– повторы слов, паузы по тексту;

– незаконченность смыслового выражения мысли;

– трудности в языковой реализации замысла;

– необходимость в стимулирующей помощи.

На основании выявленных особенностей можно сделать вывод о необходимости систематической поэтапной коррекционной работы .

Обязательным условием развития связной речи в каждой возрастной группе должна быть преемственность содержания и методов развития речи.

Рассказ воспитателя о случае из его жизни является одним из простых и ценных видов применения образца в рассказывании из опыта.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Предложенные направления и приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей , формированию у них интереса к русскому языку как к учебному предмету, закреплению навыков самостоятельной работы, сравнения и обобщения, формированию умений вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний. В целом учебная деятельность детей начинает характеризоваться осознанностью, мотивированностью и произвольностью поведения и психических процессов. Дети могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции педагога, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей .

Таким образом, важной задачей логопедической работы с дошкольниками , имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной речи, а применение метода моделирования помогает решать следующие задачи: знакомит дошкольников с графическим способом представления информации; формирует навык самостоятельного моделирования.

Формирование связной речи у детей с ОНР

Рубрика: Образование и обучение

Дата публикации: 03.11.2015

Статья просмотрена: 3448 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, О. А. Формирование связной речи у детей с ОНР / О. А. Сергеева, Г. К. Сергеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/430/ (дата обращения: 18.01.2022).

За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР.

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

В настоящее время логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.

От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.

Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений — кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов низкий уровень развития связной речи. Специальный поиск методических путей и средств формирования связной речи, имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания таких детей.

Работа логопеда с родителями.

Вопросам взаимосвязи детского сада и школы с семьей в последнее время уделяется все больше внимания, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. К образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, праздниках, коррекционно-развивающей работе через:

 индивидуальные беседы и методические рекомендации,

 еженедельные индивидуальные домашние задания,

 оформление тематических выставок,

 проведение открытых занятий, родительских собраний,

 изготовление информационных папок,

 в обследовании детей специалистами ПМПК,

 организация выпусков детей в присутствии родителей.

Действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников и школьников является художественная литература. На занятиях в детском саду и школе дошкольники и школьники знакомятся с лучшими произведениями детской литературы. Задача педагога — донести до детей содержание произведения в единстве с его языковым богатством, подчеркнуть некоторые наиболее доступные их пониманию элементы композиции. Овладение воспитателем методикой обучения рассказыванию — одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. В соответствии с темой данной работы, хотелось бы остановиться подробнее на методах коррекционной работы по обучению детей пересказу.

В неё входят подготовительные упражнения на развитие психических процессов дошкольников (внимание, память, восприятие, воображение и т. д.), а также занятия логопеда и воспитателя. Начиная со средней группы в детском саду, проводятся занятия по пересказу литературно — художественных произведений.

Занятия по обучению пересказу и составлению рассказа по картинкам и из личного опыта занимают значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается.

Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал. Именно тогда они пересказывают и рассказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность.

На занятиях используются такие приёмы как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности детей и др. Проводя то или иное занятие, педагог должен находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приёмов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей. Методика применения различных приёмов и сам выбор их претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т. д.

В каждой возрастной группе методика обучения имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приёмы. Прежде всего, педагог должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать или рассказать. После выразительного чтения проводится беседа, основное назначение которой — выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим приёмом в беседе выступают вопросы педагога. Однако беседу нельзя превращать в пересказ по вопросам. Это происходит в том случае, если вопросы ставятся почти к каждой фразе текста, и дети с формальной дословностью воспроизводят его. Чтобы ребёнок мог проявить в процессе пересказа самостоятельность, творческую активность, вопросы педагога должны сосредоточивать его мысль на центральных моментах повествования. В процессе беседы, подготавливающей детей к пересказу или рассказыванию, они активно оперируют языковым материалом рассказа или сказки, воспроизводят отдельные словосочетания, обороты, упражняются в нахождении и использовании выразительных интонаций. Важным методическим приёмом является оценка детского пересказа. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали ответ своего товарища.

Необходимо также учить дошкольников и школьников выполнять речевые задания коллективно. Для этого перед заслушиванием очередного задания воспитатель даёт всей группе конкретную установку: быть готовым помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т. д. На занятиях рекомендуется использовать различные способы активизации речи. Например, короткий текст ребёнок может изложить от начала до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и заканчивают. Здесь дети приобретают первый опыт пересказа и рассказывание в лицах, с использованием элементов драматизации; они знакомятся с изложением текста от первого лица — от лица героя.

Педагогу следует добиваться, чтобы дети глубже переживали своё отношение к окружающему и ярче отражали его в рассказах. На занятиях по рассказыванию педагог приучает детей к умственному труду, воспитывает способность к произвольным усилиям для решения поставленных задач, умение усваивать речевые образы и творчески следовать им при выполнении заданий.

Прочитав рассказ, логопед задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого их просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказу применяются различные приёмы:

1. Логопед пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет слово или предложение.

2. Если ребенок пересказывает или рассказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.

3. Перед началом пересказа или рассказа логопед предлагает план рассказа.

4. Пересказ и рассказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказывать или рассказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью. Так, на первых порах обучения пересказу и рассказу параллельно осуществляется и другая, очень важная цель — развитие слуховой памяти и внимания. Это достигается разными путями:

а). Запоминание коротких текстов из трёх-четырёх предложений, связанных между собой. Материал подбирается из правильно произносимых звуков. Например: «В комнате Павлик, Катя и Оля. Павлик лепит танк, Оля рисует утку, Катя раскрашивает дом».

б). Работа с деформированным текстом. Лишённый логической последовательности рассказ логопеда дети восстанавливают в соответствии с очерёдностью событий. Нередко используются схемы типа: Мальчик лепит шар. Далее работа по обучению пересказу усложняется.

Все вышеизложенное относится к развитию всех сторон языка, которое систематически проводится на логопедических занятиях. Эта работа способствует формированию навыка пересказа и рассказывания у детей, что в свою очередь позволит им успешно обучаться в школе.

Похожие статьи

Формирование навыка пересказа прочитанного | Статья в журнале.

ребенок, детский сад, рассказ, пересказ, занятие, коррекционная работа, связная речь, творческая активность, связная речь детей, речевое развитие. Технологии обучения пересказу старших дошкольников.

Развитие связной речи дошкольников через обучение.

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание детей. Развитие связанной речи детей — одна из главных задач детского сада.

Обучение пересказу младших школьников с умственной.

ребенок, детский сад, рассказ, пересказ, занятие, коррекционная работа, связная речь, творческая активность, связная речь детей, речевое развитие.

Современные педагогические методы и технологии по развитию.

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста. образная речь, ребенок, слово, связная речь, сторона речи, метод работы, составление рассказов, речевая работа, общая.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Этапы работы по формированию связной речи детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, движение, связная речь, упражнение, педагог, музыкальный руководитель, музыка, игра, совместная деятельность, работа.

Использование современных педагогических технологий как.

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ.

Театральная деятельность как средство развития связной речи.

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи.

связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи, уровень, речевое недоразвитие, формирование, связная монологическая речь, занятие. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической. »

Под развитием связной монологической речи понимают обучение рассказыванию. Эта работа проводится по двум направлениям: обучение пересказу и обучение составлению рассказов (сочинение или придумывание).

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Формирование навыка пересказа прочитанного | Статья в журнале.

ребенок, детский сад, рассказ, пересказ, занятие, коррекционная работа, связная речь, творческая активность, связная речь детей, речевое развитие. Технологии обучения пересказу старших дошкольников.

Развитие связной речи дошкольников через обучение.

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание детей. Развитие связанной речи детей — одна из главных задач детского сада.

Обучение пересказу младших школьников с умственной.

ребенок, детский сад, рассказ, пересказ, занятие, коррекционная работа, связная речь, творческая активность, связная речь детей, речевое развитие.

Современные педагогические методы и технологии по развитию.

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста. образная речь, ребенок, слово, связная речь, сторона речи, метод работы, составление рассказов, речевая работа, общая.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Этапы работы по формированию связной речи детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, движение, связная речь, упражнение, педагог, музыкальный руководитель, музыка, игра, совместная деятельность, работа.

Использование современных педагогических технологий как.

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ.

Театральная деятельность как средство развития связной речи.

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи.

связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи, уровень, речевое недоразвитие, формирование, связная монологическая речь, занятие. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической. »

Под развитием связной монологической речи понимают обучение рассказыванию. Эта работа проводится по двум направлениям: обучение пересказу и обучение составлению рассказов (сочинение или придумывание).

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи

  • Связная речь у детей с ОНР
  • Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
  • Проблемы формирования связной речи у детей с ОНР
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
  • Особенности речи детей с ЗПР
  • Характеристика ребенка с нарушением речи
  • Особенности речевого развития детей с ЗПР
  • Как формировать речь детей с задержкой психического развития
  • Нарушение экспрессивной речи у детей дошкольного возраста
  • Расстройство экспрессивной речи у детей: какой прогноз на будущее?
  • Расстройство экспрессивной речи у ребенка 3-х лет
  • Расстройство экспрессивной речи ребенка 4-х лет

Связная речь – важный компонент коммуникации людей. К ней относят диалогическую и монологическую. Иногда замечают, что ребенок отстает в речевом развитии от своих сверстников. Он может все понимать и слышать, но молчать. Заметив это, родителям следует обратиться к специалистам – неврологу, психологу и логопеду.

Чаще всего выявляется общее недоразвитие речи (ОНР) различного уровня. Развитие связной речи у детей с ОНР – процесс, требующий обязательного участия логопеда во взаимодействии с родителями.

Связная речь детей

Связная речь у детей с ОНР

Связная речь малышей с ОНР характеризуется ситуативностью (малыш может говорить правильно от случая к случаю) и преобладанием невербальных средств коммуникации (жесты, мимика). Задержку речевого развития можно выделить уже к 3-м годам – в норме ребенок к этому возрасту уже пользуется фразой и может поддержать простой диалог.

Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Обратите внимание! У детей с ОНР в малой степени сформирован основной этап порождения речевого высказывания (отсутствует замысел мысли, ее грамматическое оформление).

Из-за этого дошкольник может в процессе повествования менять тему, сам не замечая того.

Проблемы формирования связной речи у детей с ОНР

Основной проблемой в формировании монолога и диалога становится сниженное внимание детей с ОНР. Для того чтобы добиться результатов, взрослому необходимо постоянно быть в поле зрения обучающегося и не давать тому отвлекаться. Также требуется обращать внимание на неверно произнесенные слова или словосочетания и дожидаться, пока малыш сам придет к правильному варианту.

Ребенок с общим недоразвитием речи

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи

Психолого-педагогическая характеристика детей основывается на классификации Левиной, выделяющей 3 формы ОНР:

  • 1-го уровня, когда высказывание отсутствует. В обиходе лишь звукоподражания и различные звукокомплексы (небольшое слово, которым малыш обозначает сразу несколько предметов).
  • 2-го уровня, общеупотребительная речь зарождается. Дошкольник уже может произносить короткие фразы, участвовать в диалогах (ответы, как правило, односложные). В детских монологах присутствует множество ошибок как звукового, так и смыслового характера.
  • 3-го уровня, остаточное речевое недоразвитие. Малыш активно пользуется как диалогической, так и монологической формами. Сохраняются заминки в согласовании прилагательных и существительных, ошибки в словоизменении и словообразовании малознакомых слов.

Особенности речи детей с ЗПР

Дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР) часто используют большое количество слов, не понимая их значения. Из-за грамматической несформированности допускают множество ошибок как в оформлении предложений, так и в изолированных словах. Особенностью речевого развития детей с ЗПР являются дефекты произношения и звукового анализа и синтеза (малыш не может выполнить задание, где требуется выбрать и указать определенный звук).

Особенности детей с ЗПР

Характеристика ребенка с нарушением речи

Дети с нарушениями речи имеют следующую характеристику:

  • эмоционально нестабилен и подвержен резкой смене настроения;
  • имеет вялые и пассивные органы артикуляции;
  • снижено внимание и память, заторможен мыслительный процесс;
  • гиперактивен или, наоборот, пассивен и быстро утомляется в процессе обучения;
  • если состоит в обычной группе детского сада (не речевой), то может быть изгоем среди сверстников.

Особенности речевого развития детей с ЗПР

Множество людей изучают тему речевого развития детей с ЗПР, а результаты исследований отражают в рефератах и докладах. Так известно, что малыши с задержкой психического развития имеют:

  • малый запас сведений и представлений об окружающем мире;
  • сниженную познавательную активность;
  • нарушения всех компонентов речи;
  • пониженное формирование психических функций;
  • слабо регулируемую произвольную деятельность.

Обратите внимание! Общей особенностью связной речи детей с ЗПР являются трудности пересказа и рассказа по серии сюжетных картинок. Нарушения лексического, грамматического и артикуляционного строя речи также присущи.

Как формировать речь детей с задержкой психического развития

За основу теста на дифференциацию нарушения и определения его степени берется методика Глухова. Компетентность данного теста подтверждают многочисленные исследования студентов и преподавателей, включающих методику в практическую часть дипломов и посвящающих ей основную долю сбора статистических данных в курсовых работах.

Коррекционная работа по формированию правильного высказывания у детей с ЗПР:

  1. Формирование четкого и ясного произношения, устранения дефектов в звукопроизношении.
  2. Развитие причинно-следственных связей и умение соотносить слово и предмет (явление, признак или действие).
  3. Увеличение словарного запаса.
  4. Устранение ошибок в употреблении предлогов и падежных форм.

Обратите внимание! Обогащение неречевого общения детей возможно посредством развития невербальных средств общения – мимики и жестов. У детей с ЗПР наблюдается слабая координация движений лица, вялая артикуляция, что нарушает коммуникацию дошкольника как со сверстниками, так и с взрослыми.

Развиваются невербальные средства общения в игровой форме – поначалу все упражнения показывает педагог (индивидуально – перед зеркалом или глядя «глаза в глаза», на групповом занятии – демонстрируя презентацию), следом происходит совместное повторение, и только в конце – индивидуальный показ (можно организовать повторение упражнения по цепочке, друг за другом).

Занятие по формированию речи у детей

Нарушение экспрессивной речи у детей дошкольного возраста

Нарушения в экспрессивной речи малышей специалисты называют моторной алалией. За ним следует нарушение звукопроизношения, малый словарный запас и невозможность произнесения фразы, соответствующей возрастной норме. Что же такое экспрессивность?

Существует 2 типа речи: экспрессивная (произносимая) и импрессивная (понимаемая). У детей с нарушениями экспрессивной речи – полностью сохранен интеллект и восприятие. Они прекрасно понимают все обращения взрослых и могут с легкостью показать на требуемый предмет. Однако тяжелым заданием для них окажется назвать этот самый предмет.

Важно! Лечат подобные нарушения логопед и психолог в специализированных дошкольных учреждениях. Помимо этого малыш проходит комплекс физиотерапевтических процедур, направленных на запуск речевого высказывания, а также краткий курс медикаментозных препаратов.

Расстройство экспрессивной речи у детей: какой прогноз на будущее?

При расстройстве экспрессивной речи у детей специалисты дают благоприятный прогноз на будущее: более 50% малышей избавляются от проблемы, и лишь дошкольники с тяжелыми нарушениями имеют некоторые последствия в виде умеренных и легких расстройств.

Как правило, при интенсивных занятиях с логопедом, к школьному возрасту от расстройства не остается и следа: малыш говорит чисто, четко, с небольшими заминками (в пределах возрастной нормы), его речь выразительная и не перескакивает с одной темы на другую.

Расстройство экспрессивной речи у ребенка 3-х лет

Чем раньше выявляется задержка в речевом развитии ребенка, тем быстрее и с меньшими усилиями ее можно скорректировать. Для определения необходимо знать, в каком возрасте для малышей характерны те или иные проявления речевых высказываний.

  • Гуление и лепет появляются к 2-м и 4-м месяцам соответственно. Беззвучность или низкая активность свидетельствуют о расстройстве.
  • Первые слова у девочек появляются к 10 месяцам, у мальчиков – к 1 году.
  • К 2-м годам малыш овладевает фразой из 2-3 слов.
  • К 3-м годам словарный запас достигает 700 слов.

Признаками речевой задержки в младшем дошкольном возрасте являются:

  • Предпочтение невербальных средств общения речевым (использование жестов и мимики).
  • Невозможность собственной речи к 3-м годам.
  • Невозможность составления простых фраз из 2-3 слов к 2-м годам.

Обратите внимание! Дети, получившие на медико-психолого-педагогической экспертизе диагноз «расстройство экспрессивной речи», отправляются в специальный речевой сад на 3 года, с обязательным ежегодным продлением (повторное прохождение комиссии).

Расстройство экспрессивной речи ребенка 4-х лет

К 4-м годам в словарном запасе малыша должно присутствовать не менее 900 слов. При отсутствии связной речи или грубых нарушениях лексического и грамматического строя старшего дошкольника отправляют в речевой детский сад на 2 года с ежегодным прохождением комиссии.

Формирование экспрессивной речи у дошкольников

Развитие речи малыша – процесс, от которого зависит дальнейшая жизнь ребенка. При подозрениях на нарушения следует обращаться к логопеду и неврологу, т.к. на сегодняшний день в логопедической практике зафиксировано множество разнообразных речевых расстройств. Правильно дифференцировать их и назначить необходимое лечение сможет только специалист.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.

Лабо Родика Степановна
Учитель-логопед высшей категории, г. Тверь

Формирование фонетико – фонематической стороны речи у детей – это сложный процесс. Освоить азы чтения и счета ещё до того, как прозвенит первый звонок , предупредить ошибки при письме и чтении, появление дисграфических ошибок при обучении грамоте можно только в процессе интенсивного развития фонематического восприятия.

Современная школа требует от детей поступающих в первый класс не столько знаний и умений, сколько способности к анализу и обобщению. Основная цель – формирование фонетико-фонематической стороны речи дошкольника через навык звуко-буквенного анализа слов.

Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших группах, когда приучают отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить слово с предметом. У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Они вслушиваются в слова, находят сходство и различие, отмечают интонацию выразительность речи. Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определенным звуком, находят слова с данным звуком, определяют место звука в слове. В подготовительной к школе группе детей учат делить двусложные (па-па) и трехсложные (ма-ли-на) слова на слоги, находить и называть каждую часть слова.

Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначается не что иное, как звуки речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо:

  • Очень четко ориентироваться в звуках,
  • Уметь правильно их произносить,
  • Безошибочно различать их на слух,
  • Определять наличие или отсутствие звука,
  • Место расположения заданного звука в слове.

Однако при обследовании дошкольников специалистами выявляются дети, которые при относительно-сохранном слухе и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, но так как родителей и воспитателей этот дефект не беспокоит, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи. Получается, что дети, идущие в школу остаются с проблемой в развитии языкового анализа и синтеза, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Если вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении, влекут изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности.

Основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители. Решение логопедических проблем потребует желания, веры и терпения от родителей и конечно взаимосвязь между родителями и педагогами играет большую роль в этом. Особая роль родителей необходимо в комплексе следующих мероприятий:

  • Соблюдение единых требований к ребенку
  • Контроль за выполнением заданий в домашних условиях
  • Приучать к звуковому анализу
  • Постоянно активизировать слуховое восприятие ребенка
  • Не переходить к следующим занятиям, пока не усвоен материал предыдущих.

Использованная литература:

1. З.Е. Агранович «В помощь логопедам и родителям» – СПб – Детство-пресс. 2009г.

2. Л.М.Козырева «Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет» – Москва «Гном и Д»- 2006г.

3. Н.Г. Алтухова «Научитесь слышать звуки» – СПб.:Лань 1999г.

4. Л.П.Барылкина, И.П.Матраева, Л.П.Обухова «Эти трудные согласные» – М.:5 за знания, 2005г.

5. А.Ундзенкова, Л.Колтыгина «Звукарик» – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998г.

6. Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» – М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2001г.

7. .3.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии» – Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2001г.

8. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» – М.: «Просвещение», 1991г.

9. Ж.М.Флерова «Логопедия» – Ростов н/Д: Феникс, 2000г.

10. М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» – М.: «Просвещение», 1989г.

11. В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» – СПб.: «Лань», 1998г.

12. О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно» – СПб.: «Литера», 2003г.

13. Н.С.Варенцова, Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М. «Акалис», 1995г.

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Читайте также:
Игры на формирование экологических представлений дошкольников
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: