Развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале текстов

Развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале текстов

Конспект фронтального занятия во 2 классе в группе для детей с ОНР. Основная цель занятия: развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков П-Б в словах, предложениях и тексте.

Тема: «Развитие слуховых дифференцировок звуков П — Б на материале текстов».

  • развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков П-Б в словах, предложениях и тексте.
  1. Формировать сложные формы фонематического анализа.
  2. Развивать речеслуховую память.
  3. Обогащать словарный запас существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна».
  4. Закреплять навыки словоизменения и словообразования.
  5. Автоматизировать правила правописания звонких и глухих согласных в конце слова.
  6. Развивать умение работать в коллективе, воспитывать уважительное отношение друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.
  • мультимедийный проектор, диск с записью голосов птиц, предметные картинки, тетради, ручки.
  • комбинированный.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

I I. Сообщение темы.

– Сегодня мы будем читать, слушать, рассказывать и писать о весне.

– Какие весенние месяцы вы знаете?

– В названии какого месяца слышится звук П?

На доске картинки: подснежники, птицы, половодье. Дети называют картинки.

– Какой первый звук в этих словах? (П)

Появляются следующие картинки: букет, бабочки, бутон. Дети называют картинки.

– Какой первый звук в названиях этих картинок? (Б) Сегодня мы продолжим работу по различению (дифференциации) звуков П — Б.

III. Уточнение связи буквы и звука.

Сравнение звуков П и Б по звучанию. Детям предлагается произнести звук П и сказать, на что похож этот звук, какое звучание он напоминает.

Предлагается произнести звук Б и сказать, какое звучание он напоминает.

Сравнение звуков по артикуляции:

а) определение общего в артикуляции звуков П и Б;
б) определение отличия в артикуляции П-Б.

3. Соотнесение звуков П и Б с печатными и рукописными буквами.

IV. Закрепление дифференциации изолированных звуков П и Б в слогах.

Определение звуков П и Б по беззвучной артикуляции.

– Определите, какой звук я хочу произнести, артикулируя звук губами, голосовые складки не работают(горло не дрожит)?

Далее рука кладется на горло, губы сомкнуты.

– Какой это звук, если работают не только губы, но и голосовые складки. Горло дрожит?

2. Повторение ряда слогов со звуками П и Б:

ПА-БА-ПА
БА-БА-ПА-БА и т.д.

V. Работа в тетрадях.

1. Игра «Шифровка». Прочитать слова. Найти в них буквы Б и П. Шифруем слова, указывая в тетради букву и цифру, указывающую место буквы в слове.

Слова: половодье, апрель, облака, купавы, яблоня, забавы (П1, П2, Б2, П3, Б2, Б3).

– Вспомните слова, которые вы зашифровали.

– О каком времени года они напомнили вам? (О весне)

2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Весна».

3. Выделение слов со звуками П и Б из ряда других:

– Первый ряд запоминает и называет слова со звуком П, второй ряд запоминает и называет слова со звуком Б: скворечник, птенцы, гроза, набухают, цветут, почки, ледоход, верба, проталины, ручьи, капают, бутон.

– О чем нам напоминают все эти слова? (о весне)

VI. Развитие внимания и слуховой памяти.

– Весной все сильнее и сильнее греет солнце. Становится тепло. Природа посыпается. Повсюду — пение птиц. Что это за птицы? Почему их называют перелетными? Какие звуки мы слышим в словах перелетные птицы?

1. Слушание голосов птиц.

– Отгадайте, чей это голос?

– Найдите птицу на картинке.

VII. Развитие звукобуквенного анализа.

– Весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких стран). Путь их сложный, с препятствиями и бедами.

На экране схема препятствий, которые встречают птиц на их пути.

Сначала появляется изображение препятствия, после нажатия на картинку – текст с описанием этого препятствия

Беседа о первом препятствии (густые туманы)

Ученик читает текст: «Из-за густых туманов птицы теряют дорогу, разбиваются об острые невидимые скалы».

Читайте также:
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения

– Чтобы этого не случилось, обозначим скалы словами, смысл которых меняется с изменением одного звука.

На доске – скалы. У каждого из детей также рисунки, изображающие скалы.

– Запишем слова под первой или второй скалой под диктовку.

пой — бой, палка – балка, борт – порт, бочка – почка, пашня – башня, забор – запор, бабочка – папочка.

– Сравните эти пары слов.

2. Беседа о втором препятствии (внезапные холода).

Ученик читает текст: «Внезапные холода сковывают воды, и птицы умирают от голода и переохлаждения».

– Преодолеем и это препятствие:

Составление слов из букв, данных в беспорядке.

– Чтобы преодолеть это препятствие, надо сложить слово из букв, записанных в беспорядке. При этом надо отгадать какая буква «замерзла» — П или Б?

АЕРЛЬ*, ЕЛТО*, ОЛАКА*(апрель, тепло, облака)

3. Беседа о третьем препятствии (морские бури).

Ученик читает текст: «Морские бури ломают птичьи перья, сбивают крылья, уносят далеко от берега. Сильные ветры приводят к наводнению».

– Чтобы помочь птицам мы должны попробовать выровнять ветер. Нужно записать слова со звуками П и Б в два столбика, каждое под своей буквой. Слева на схеме записаны цифры 1, 2, 3, 4. Около цифры 1 запишите слова, в которых звук на первом месте. Справа от цифры 2 запишите слова, в которых Б или П на втором месте и т.д.

Слова для диктанта:

подуть, проплыл, верба, бутон, капель, обрыв, апрель, забор.

Беседа о четвертом препятствии (хищные птицы).

Ученик читает текст: «Перелетные птицы становятся жертвами хищных птиц, орлов, соколов, ястребов».

– Каких птиц называют хищными? Чем они отличаются от других птиц?

– Название какой хищной птицы произнесено со звуком Б?

VIII. Подведение итогов занятия.

Домашнее задание: подобрать и выучить загадки о весне.

Список использованной литературы:

  1. Л.Н.Ефименкова «Коррекция звуков речи у детей». Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1987.
  2. И.Н. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995
  3. Р.И. Лалаева Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПБ., 1999
  4. З.Т.Бобылева «Игры с парными карточками. Звуки Б — П». Настольные логопедические игры для детей 5 – 7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

Ангилова Елена Николаевна,
Логопед МОУ Кесовогорская СОШ,
п. Кесова Гора

Дифференциация звуков П-Б
картотека по логопедии на тему

Практический материал для дифференциации звуков Б-П у детей с нарушением речи.

Скачать:

Вложение Размер
b-p.docx 19.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [п]–[б]

I. Четко произносить слоги парами.

1. ба – па па – ба

2. ба – па – ба пя – бя – пя

ба – ба – па пя – бя – бя

па – ба – ба бя – пя – пя

II. Четко произносить слова парами.

бас – пас быль – пыль

бар – пар боль – поль

бух – пух бить – пить

бот – пот бук – пук

бел – пел бока – пока

баня – Паня блошки – плошки

блеск – плеск банки – панки

робот – ропот забор – запор

борт – порт балка – палка

бочка – почка барка – парка

башня – пашня бомба – помпа

бравый – правый булька – пулька

бабочка – папочка багет – пакет

брык – прыг болит – палит

баста – паста барин – парень

былинка – пылинка брага – Прага

был – пыл бобы – попы

баба – папа бабка – папка

III. Добавить слог « БА » или « ПА ».

жа… ре… тум… лам… шай…

ли… вер… шля… бом… лу…

шу… сту… ры… ла… тор…

нер… Лю… Ка… гу… тро…

IV. Четко произносить слова и словосочетания.

Победа, палуба, пальба, полушубок, беспорядок, пробочка, байковое платье, послушный ребенок, пустая бутылка, спелый банан, бинокль капитана, белый платок, теплая шуба, большая палка, машина «Победа», пестрая бабочка, белая булка, полный бидон, бобовый суп, альбом Полины, палуба теплохода, пушистая белка, пять бананов, пять букетов, боевой пистолет, грибной суп, плетеная бечевка, белый пух, пестрые бусы, полевые незабудки, пушистый Барбос, пустой барабан, пустая забава, большая перемена, пломба, беспокойный, проба, пробег, беспризорный ребенок, победная песня, беспокойная публика, неприбранное помещение, порхающая бабочка, бесплатный проезд, барабанная дробь, забинтованный палец, побелка, пропущенная шайба.

V. Четко произносить предложения.

Борин папа купил машину «Победа».

У Любы букет полевых цветов.

Букашка ползет по былинке.

Поля была на поле.

Петя и Боря на палубе.

Бочки наполнены водой.

Почки набухли на вербе.

Бублики положили в буфет.

В булочной продают баранки и пряники.

Паша купил бананы.

Паша любит бананы.

Поля помогала Боре варить борщ.

Павел бывал на море.

Павел пел под баян.

Блюдо поставили на буфет.

Беда – в поле лебеда.

Папа купил билет на футбол.

Поля купила билет на балет.

Люба и Поля пошли в лес за грибами.

Грибы забрались под дубы.

Бабушка любит капусту.

По небу плывут белые облака.

У Любы шуба с капюшоном.

Птицы любят арбузы.

Покупатель купил баклажаны и помидоры.

На клумбе распустились пионы.

У Любы байковое платье.

У Любы папочка, а у Поли бабочка.

Около забора будка пушистого Барбоса.

Петя подарил бабушке пестрые бусы.

Папа купил пять бананов.

С дуба на дуб прыгала пушистая белка.

Петя был в парке.

Боре купили барабан.

Бабушка пекла блины.

Папа поймал рыбу.

Ребята пошли на футбол.

Папа купил Любе азбуку.

У папы большая собака.

Собаку зовут Пушок.

У Поли в сачке бабочка.

VI. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

На былинке пылинка, пылинка на былинке.

У быка губа тупа, тупа губа у быка.

С балки упали палки.

У бабы карманы полны бобами.

Утром спозаранку купил баран баранки.

Надел баранки на рога, понес барашкам на луга.

VII. Выучить пословицы.

Попал пальцем в небо.

Либо пан, либо пропал.

Брат сестре – не указ в стряпне.

По воробьям из пушки не стреляют.

Азбука – к мудрости ступенька.

Где нет борьбы, там нет победы.

Рано собрались, да поздно в путь пустились.

Развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале текстов

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Конспект группового логопедического занятия по устранению дисграфии.

Бесплатные занятия с логопедом

Цели:

развитие физиологического дыхания;

развитие общей моторики и формирование правильной осанки;

развитие слуховых и произносительных дифференцировок звуков [б] – [п] в словах, предложениях, тексте;

формирование сложных форм фонематического анализа;

развитие речеслуховой памяти.

закрепление умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос;

закрепление словоизменения и словообразования;

различение букв б-п на письме;

обогащение словарного запаса существительными, глаголами, прилагательными по теме: «Весна».

развивать интерес к учебной деятельности;

прививать любовь к природе.

Материал: картинки: подснежники, птицы, почки, бутон, бабочка, букет; «звуковая линейка»; кружочки-звуки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Здравствуйте ребята. Сядет тот, чьё имя начинается со звука: [с], [б], [а]

2. Сообщение лексической темы

– Назовите, какой сейчас месяц? (Март)
– Какое время года? (Весна)
– Какие ещё вы знаете весенние месяца? (Апрель, май). (Приложение 1. Слайд 2)
– Правильно, по календарю уже наступила весна, но природа ещё не проснулась. Чувствуем ли мы приближение весны? (Да)
– Что изменилось в природе? (Длиннее день. Чаще светит солнце. Тает снег. Весело щебечут птицы.) (Приложение 1. Слайд 3)

3. Релаксация

– Ребята, пройдите и присядьте на коврике, спинку согните, голову опустите, глаза закройте. Представьте, что вы ростки цветов, которые спят под снегом.

(Музыкальное сопровождение «Утро» Э. Григ).

Солнышко греет всё сильнее и сильнее. Снег тает и сбегает быстрыми ручьями. Показались ростки цветов. Они стали расти и тянуться к солнышку. Поднимаем голову, спину выпрямляем, тянемся вверх, открываем глаза. Тёплые солнечные лучи касаются лица, рук… Приятное тепло весеннего солнышка разливается по всему телу.

Наши руки превратились в стебелёк, а ладони – в бутон.

4. Упражнение на развитие речевого выдоха

– Чтобы бутоны раскрылись их нужно согреть тёплым воздухом.
Вдох через нос, длительный выдох через рот (2 раза). (Приложение 1. Слайд 4)
Бутоны раскрылись. Какие красивые цветы! Как они замечательно пахнут! Сейчас мы будем вдыхать аромат цветов и на выдохе произносить слова и предложения.
Вдох – цветок.
Вдох – красивый цветок.
Вдох – распустился красивый цветок.
Вдох – распустился красивый красный цветок.
Вдох – весной распустился красивый красный цветок.
Смотрите, цветы превратились в бабочек и улетели!

5. Сообщение логопедической темы

На доске картинки: подснежники, птицы, почки.
Дети называют картинки.

– Какой первый звук в этих словах? (Звук П).

Звуковой анализ слова «птицы» на «звуковой линейке».
На доске выставляются следующие картинки: бабочка, букет, бутон.
Дети называют картинки.

– Какой первый звук в этих словах? (Звук Б).

Звуковой анализ слова «бутон».

– Кто без ошибок выполнил задание, получает весеннее солнышко.
– Сегодня мы продолжим работу по различению звуков [б] – [п].

6. Игра. « Повтори, не ошибись»

Барабан-бутылка-парта Булка-полка-бегемот
Коробок-посуда-карта. Половик-батон-пилот.

7. Определяем место буквы П или Б в словах

– Откройте тетради, запишите число. Сейчас мы будем шифровать слова, указывая цифрой место звуков П или Б в слове.

Бутон, птицы, апрель, облака.
(Б1, П1, П2, Б2). (Приложение 1. Слайд 5)

1) О каком времени года напомнили вам слова, которые мы шифровали? (О весне).
2) Выставляется сюжетная картинка по теме «Весна». (Приложение 1. Слайд 6)

– Рассмотрите картинку, какое время года изображено? (Весна).
– По каким признакам вы догадались, что на картинке – весна?
– Послушайте внимательно рассказ. (Приложение 1. Слайд 7)

Весна в лесу

Пришла весна в лес. Быстро стали таять снежные сугробы. На вербе появились белые, пушистые шарики. У берёз набухли почки, скоро появятся первые листочки. Воробьи стайками перелетают с дерева на дерево и весело щебечут, встречая весну.

Назовите слова, в которых есть звук [б].
Определите его место в слове.
Назовите слова, в которых есть звук [п].
Определите его место в слове.

8. Пальчиковая гимнастика (Приложение 1. Слайд 8)

Наши алые цветы,
Распускают лепестки
(ладони имитируют распускающийся бутон),
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
(колебательные движения каждым пальцем отдельно),
Наши алые цветы,
Закрывают лепестки
(пальцы соединяются в бутон),
Тихо засыпают,
Головой качают
(круговые движения сомкнутыми ладонями).

9. Развитие звукобуквенного анализа и дифференциации звуков [б]-[п]

– Ребята, я приготовила для вас рассказ, но вдруг подул холодный, северный ветер и в несколько букв заморозил. Помогите разморозить буквы. (Приложение 1. Слайд 9)

Стоят тё*лые деньки. По*ежали быстрые ручьи. Показались *ервые подснежники. Они *ахнут настоящей весной. Вернулись из тёплых краёв *тицы. Они весело ще*ечут.

Чтение текста по цепочке. Объясняем, какую букву разморозили. (Приложение 1. Слайд 10)

– Выпишите в тетрадь слова с буквой [б], затем с буквой [п].

10. Итог занятия

Учащимся раздаются буквы П или Б разрезанные на четыре части, которые нужно сложить.

– Назовите, какие звуки, и буквы мы сегодня различали.
– О каком времени года мы говорили?
– Что больше всего понравилось на занятии?
– Сегодня все хорошо работали. Молодцы!

Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков и букв П-Б в словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия предназначен для учителей-логопедов, которые работают над дифференциацией звуков и букв П-Б в словах, предложениях, текстах при работе с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков и букв П-Б в словах, предложениях, тексте.»

Конспект логопедического занятия

с группой учащихся 2-го класса, имеющих нарушения письма и чтения.

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при СШ № 7 г. Макеевки

Животова В.И.

Логопедическая: развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале

Лексическая: Весна.

Грамматическая: глухие и звонкие согласные в конце слов.

развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков П-Б в словах, предложениях, тексте;

формировать сложные формы фонематического анализа;

развивать речеслуховую память;

обогащать словарный запас существительных, глаголов, прилагательных по теме «Весна»;

закрепление навыков словоизменения и словообразования;

автоматизация правил правописания звонких и глухих в конце слова.

Оборудование: профили артикуляции П-Б, сюжетная картинка «Весна», предметные картинки, схемы препятствий с текстами для чтения о препятствиях на обороте, изображение горы П и горы Б, аудио записи птичьих голосов, речевой материал на П-Б, буквы для составления слова «апрель».

План и ход занятия

Организационный момент.

Сообщение логопедической темы. На доске выставлены картинки (подснежники, птицы, половодье). Логопед просит назвать картинки и определить первый звук в этих словах («П»).

На доске выставляются следующие картинки: букет, бабочка, бутон.

Дети называют картинки, определяют первый звук в названиях этих картинок («Б»).

Сегодня мы продолжим работу по различению (дифференциации) звуков П-Б. Откройте тетради, запишите число и тему: «Различай П – Б».

Уточнение связи буквы и звука.

Сравнение звуков П и Б по звучанию. Детям предлагается произнести звук П и сказать, на что похож этот звук. Предлагается произнести звук Б и сказать, какое звучание он напоминает.

Сравнение звуков П и Б по артикуляции.

а) Определение общего в артикуляции звуков П-Б.

б) Определение отличий в артикуляции П-Б.

3. Соотнесение звуков П и Б с печатными и рукописными буквами.

Какой буквой обозначается звук П? Звук Б?

На что похожи буквы П и Б?

Клоун вышел на арену,

Будто музыкант на сцену

И играет на трубе.

Сел как йог, стал буквой Б.

Зарядку делать кот привык

На букве П, ведь П — турник.

Закрепление дифференциации изолированных звуков П и Б в слогах.

1. Определение звуков П и Б по беззвучной артикуляции.

Определите, какой звук я хочу произнести, артикулируя звук губами, голосовые складки не работают (горло не дрожит). Если работают только губы – это звук П.

Далее рука кладется на горло, губы сомкнуты.

Какой это звук, если работают не только губы, но и голосовые складки, горло дрожит? (звук Б)

Повторение ряда слогов со звуками П и Б.

ПА – БА – ПА БА – БА – ПА – БА – БА …..

Знакомство с лексической темой «Весна».

Игра «Шифровальщик». Шифрование слов буквами П и Б.

Откройте тетради. Сейчас вы будете шифровать слова буквами П и Б, цифрой указывая их место в слове.

Логопед называет слова: ПОЛОВОДЬЕ, АПРЕЛЬ, ОБЛАКА, ЯБЛОНЯ, БЛАГОУХАНИЕ, ЗАБАВЫ, КОРАБЛИКИ.

Дети «шифруют» в тетрадях: П1 П2 Б2 Б2 Б1 Б3 Б5

Вспомните слова, которые вы шифровали.

О каком времени года они напомнили вам? (О весне)

Краткий рассказ логопеда по сюжетной картинке «Весна».

Наступила весна. Солнце припекает всё сильнее. Снег растаял. Побежали быстрые ручейки. Небо ярко-голубое. Сквозь землю пробивается зелёная молодая травка. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся зелёные листочки.

Дети пускают в ручейках кораблики.

(Работа по вопросам к картине).

Выделение слов со звуками П и Б

из ряда других (показ картинок).

Выделение слов со звуком П.

Из ряда слов запомните и

назовите только те, в которых

слышится звук «П»:

СКВОРЕЧНИК ПТЕНЦЫ ГРОЗА ПОЧКИ ПРОТАЛИНЫ РУЧЬИ КАПАЮТ

Какой по счету звук «П» в этих словах?

б) Выделение слов со звуком Б из ряда других.

Из ряда слов запомните и назовите только те, в которых услышите звук «Б»: НАБУХАЮТ, ЦВЕТУТ, ЛЕДОХОД, ВЕРБА, БУТОН.

Какой по счету звук «Б» в этих словах?

О чём напоминают вам эти слова? (О весне)

Сообщение лексической темы «Весна»

Сегодня мы будем читать, слушать, рассказывать и писать о весне.

Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)

В названии какого месяца слышится звук П? (Апрель)

Между какими месяцами апрель? (Между мартом и маем.)

Развитие внимания и слуховой памяти.

Весной все сильнее и сильнее греет солнце. Становится тепло. Природа просыпается. Повсюду слышно пение птиц. Что это за птицы? (Это перелётные птицы).

Слушание голосов птиц.

Послушаем голоса птиц (аудио запись). Отгадайте, чей голос звучал?

Повторение ритма песен птиц.

Попробуйте повторить ритм песен птиц (предлагаются различные ритмические рисунки).

Отгадывание картинок по ритму.

На доске выставляются картинки:

небо стрекоза пчела грибы дупло

Сейчас мы будем узнавать, название какой картинки пропела птица. Пропойте ритм по очереди.

Условие: один короткий звук – согласный, два звука с коротким интервалом – гласный.

Ведущий загадывает картинку, остальные дети отгадывают. По ходу работы проводится анализ слов по следующему плану:

В этом слове П или Б?

На каком по счету месте этот звук?

Перед звуком П (Б) какой слышится звук?

После звука П (Б) какой слышится звук?

Развитие звуко-буквенного анализа.

Весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких стран) Путь их сложный, с препятствиями и бедами.

На доске схема препятствий, которые встречают птиц на их пути:

На одной стороне дидактического пособия – картинка с изображением препятствия, на обратной стороне – текст с описанием этого препятствия.

Беседа о первом препятствии.

Прочитаем о первом препятствии. Ученик читает текст:

Из-за густых туманов птицы теряют дорогу,

разбиваются об острые невидимые скалы.

Чтобы этого не случилось, обозначим скалы словами, смысл которых меняется с изменением всего одного звука.

На доске изображение скал. У каждого из детей также рисунки, изображающие скалы.

Запишем слова под первой (П) и под второй скалой (Б).

Логопед читает слова, дети определяют, какой звук П или Б в этом слове, и записывают слово в нужное место. Затем изменяют букву П или Б.

Речевой материал

ПОЙ БАЛКА БОРТ ПОЧКА БАЛ ПАШНЯ ПАПОЧКА ЗАБОР

БОЙ ПАЛКА ПОРТ БОЧКА ПАЛ БАШНЯ БАБОЧКА ЗАПОР

Беседа о втором препятствии. Ученик читает текст:

Внезапные холода сковывают воды,

и птицы умирают от голода и стужи.

Преодолеем и это препятствие.

а) Составление слов из букв, данных в беспорядке.

Чтобы преодолеть это препятствие, надо сложить слово из букв, записанных в беспорядке. При этом надо отгадать, какая буква «замерзла»П или Б?

По ходу работы логопед задает вопросы каждому ученику:

Какое слово ты составил? Какая буква замерзла? Докажи, что в этом слове звук П (Б).

Почему пишется: в слове ПОЛЫНЬ – мягкий знак в конце слова; в слове БЛИЗКО – после И пишется З, докажи; в слове БЛАГОДАРИТЬ после Л пишется А, после Т – Ь. Докажи.

Почему в слове БРАКОНЬЕР между Н и Е пишется мягкий знак?

Беседа о третьем препятствии. Чтение текста учеником:

Морские бури ломают птичьи перья,

сбивают крылья, уносят далеко от берега.

Сильные ветры приводят к наводнению.

Вот что рассказали птицы. Чтобы помочь птицам выдержать морскую бурю, мы должны записать слова со звуками П и Б в два столбца, под буквой Б и под буквой П. Слева на нашей схеме записаны цифры 1, 2, 3, 4. Около цифры 1 запишите слова, в которых звуки П (Б) на первом месте. Справа от цифры 2 запишите слова, в которых звук П (Б) на втором месте и т.д. (Логопед диктует слова вразброс. Дети записывают)

Образец схемы:

1. подуть, проплыл бурный

2. опрокинуть сбрасывать

3. запустил выбрался

4. проплыл отобрать

Слово ПРОПЛЫЛ можно записать и в первую строчку и в четвёртую.

Беседа о четвертом препятствии. Чтение текста учеником:

Перелетные птицы становятся жертвами

хищных птиц: орлов, соколов, ястребов.

Название какой хищной птицы произнесено со звуком Б? (Ястреба)

Ястреб. Какой звук слышится в конце этого слова? (П) А какую букву надо писать в конце этого слова? (Б) В конце слова звонкий согласный оглушается, поэтому надо подумать, какую букву надо писать. Какое правило вы знаете? (надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный)

Докажите, что надо писать ЯСТРЕБ (НЕТ ЯСТРЕБА, ЯСТРЕБЫ, ОХОТА ЯСТРЕБИНАЯ).

Диктант слов с последними буквами Б и П и с объяснением их написания.

Речевой материал: дуб, столб, карп, сруб, хлебороб, гриб, хлеб, укроп, залп, суп.

VIII. Подведение итогов занятия.

Дифференциация [б] – [п] в словах, предложениях, тексте

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Коррекционные:
    • развитие физиологического дыхания;
    • развитие общей моторики и формирование правильной осанки;
    • развитие слуховых и произносительных дифференцировок звуков [б] – [п] в словах, предложениях, тексте;
    • формирование сложных форм фонематического анализа;
    • развитие речеслуховой памяти.
  • Образовательные:
    • закрепление умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
    • закрепление словоизменения и словообразования;
    • различение букв б-п на письме;
    • обогащение словарного запаса существительными, глаголами, прилагательными по теме: «Весна».
  • Воспитательные:
    • развивать интерес к учебной деятельности;
    • прививать любовь к природе.

Материал: картинки: подснежники, птицы, почки, бутон, бабочка, букет; «звуковая линейка»; кружочки-звуки.

1. Организационный момент

– Здравствуйте ребята. Сядет тот, чьё имя начинается со звука: [с], [б], [а]

2. Сообщение лексической темы

– Назовите, какой сейчас месяц? (Март)
– Какое время года? (Весна)
– Какие ещё вы знаете весенние месяца? (Апрель, май). (Приложение 1. Слайд 2)
– Правильно, по календарю уже наступила весна, но природа ещё не проснулась. Чувствуем ли мы приближение весны? (Да)
– Что изменилось в природе? (Длиннее день. Чаще светит солнце. Тает снег. Весело щебечут птицы.) (Приложение 1. Слайд 3)

3. Релаксация

– Ребята, пройдите и присядьте на коврике, спинку согните, голову опустите, глаза закройте. Представьте, что вы ростки цветов, которые спят под снегом.

(Музыкальное сопровождение «Утро» Э. Григ).

Солнышко греет всё сильнее и сильнее. Снег тает и сбегает быстрыми ручьями. Показались ростки цветов. Они стали расти и тянуться к солнышку. Поднимаем голову, спину выпрямляем, тянемся вверх, открываем глаза. Тёплые солнечные лучи касаются лица, рук… Приятное тепло весеннего солнышка разливается по всему телу.

Наши руки превратились в стебелёк, а ладони – в бутон.

4. Упражнение на развитие речевого выдоха

– Чтобы бутоны раскрылись их нужно согреть тёплым воздухом.
Вдох через нос, длительный выдох через рот (2 раза). (Приложение 1. Слайд 4)
Бутоны раскрылись. Какие красивые цветы! Как они замечательно пахнут! Сейчас мы будем вдыхать аромат цветов и на выдохе произносить слова и предложения.
Вдох – цветок.
Вдох – красивый цветок.
Вдох – распустился красивый цветок.
Вдох – распустился красивый красный цветок.
Вдох – весной распустился красивый красный цветок.
Смотрите, цветы превратились в бабочек и улетели!

5. Сообщение логопедической темы

На доске картинки: подснежники, птицы, почки.
Дети называют картинки.

– Какой первый звук в этих словах? (Звук П).

Звуковой анализ слова «птицы» на «звуковой линейке».
На доске выставляются следующие картинки: бабочка, букет, бутон.
Дети называют картинки.

– Какой первый звук в этих словах? (Звук Б).

Звуковой анализ слова «бутон».

– Кто без ошибок выполнил задание, получает весеннее солнышко.
– Сегодня мы продолжим работу по различению звуков [б] – [п].

6. Игра. « Повтори, не ошибись»

Барабан-бутылка-парта Булка-полка-бегемот
Коробок-посуда-карта. Половик-батон-пилот.

7. Определяем место буквы П или Б в словах

– Откройте тетради, запишите число. Сейчас мы будем шифровать слова, указывая цифрой место звуков П или Б в слове.

1) О каком времени года напомнили вам слова, которые мы шифровали? (О весне).
2) Выставляется сюжетная картинка по теме «Весна». (Приложение 1. Слайд 6)

– Рассмотрите картинку, какое время года изображено? (Весна).
– По каким признакам вы догадались, что на картинке – весна?
– Послушайте внимательно рассказ. (Приложение 1. Слайд 7)

Весна в лесу

Пришла весна в лес. Быстро стали таять снежные сугробы. На вербе появились белые, пушистые шарики. У берёз набухли почки, скоро появятся первые листочки. Воробьи стайками перелетают с дерева на дерево и весело щебечут, встречая весну.

Назовите слова, в которых есть звук [б].
Определите его место в слове.
Назовите слова, в которых есть звук [п].
Определите его место в слове.

8. Пальчиковая гимнастика (Приложение 1. Слайд 8)

Наши алые цветы,
Распускают лепестки
(ладони имитируют распускающийся бутон),
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
(колебательные движения каждым пальцем отдельно),
Наши алые цветы,
Закрывают лепестки
(пальцы соединяются в бутон),
Тихо засыпают,
Головой качают
(круговые движения сомкнутыми ладонями).

9. Развитие звукобуквенного анализа и дифференциации звуков [б]-[п]

– Ребята, я приготовила для вас рассказ, но вдруг подул холодный, северный ветер и в несколько букв заморозил. Помогите разморозить буквы. (Приложение 1. Слайд 9)

Стоят тё*лые деньки. По*ежали быстрые ручьи. Показались *ервые подснежники. Они *ахнут настоящей весной. Вернулись из тёплых краёв *тицы. Они весело ще*ечут.

Чтение текста по цепочке. Объясняем, какую букву разморозили. (Приложение 1. Слайд 10)

– Выпишите в тетрадь слова с буквой [б], затем с буквой [п].

10. Итог занятия

Учащимся раздаются буквы П или Б разрезанные на четыре части, которые нужно сложить.

– Назовите, какие звуки, и буквы мы сегодня различали.
– О каком времени года мы говорили?
– Что больше всего понравилось на занятии?
– Сегодня все хорошо работали. Молодцы!

Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 8808 раз

Библиографическое описание:

Косткина, М. А. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи / М. А. Косткина, А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12083/ (дата обращения: 18.01.2022).

Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а также в дальнейшем в овладении звуковым анализом и синтезом, что является показателем возможности обучения грамоте.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:

‒ этап формирования навыка правильного произнесения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука;

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;

‒ этап дифференциации звуков.

Ниже мы остановимся на этом важном этапе на примере звуков ч — щ.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч — щ. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает пять этапов:1) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков; 2) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в слогах; 3) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в словах; 4) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в предложения; 5) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в текстах.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука ч необходимо обратить внимание на его произнесение: губы выдвинуты вперед и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой образует смычку с альвеолами (язычок стучит за зубками по «потолочку» — нёбу). С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется тёплая струя воздуха, голосовые складки не дрожат. При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому «потолочку» — нёбу.

На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза. Работа проводится по следующему плану:

  1. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
  2. Формирование умения определять наличие звука в слове.
  3. Выделение слов с данными звуками из предложения.
  4. Работа над текстом.

По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.

Для того чтобы процесс дифференциации звуков Ч, Щ был более увлекательным и эффективным, можно предложить ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных или плоских игрушек, названия которых содержат закрепляемые звуки. Этот приём также помогает активизировать внимание ребёнка (детей) и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку на занятии, освобождая ребёнка от скованности, побуждая его к общению.

1. Дифференциация на уровне звуков

В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки. Например: [ч] — червячок, дворник подметает улицу; [щ] — щепка, поезд едет.

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде звуков, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен показать червячка, услышав [щ] — показать щепку. Педагог произносит звуки: [т], [ш], [ч], [щ], [ч], [ш], [к], [р], [щ], [т], [ч].

2. Дифференциация на уровне слогов

В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики:

Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще.

‒ «Запомни и повтори»

По образцу взрослого ребёнок пальцами «шагает» по столу и произносит цепочки слогов: ча-ча-ща, ча-ща-ча, ща-ча-ча (то же с гласными О, У, И Э).

Ребёнок по очереди соединяет пальцы правой и левой руки друг с другом начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами обеих рук. Одновременно с этим произнося ряд слогов: чаща (чаща, чачаща) тоже обыгрывается с другими гласными звуками О, У, И, Э.

3. Дифференциация на уровне слов

Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде слов, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен постучать карандашом по столу один раз, услышав [щ] — два раза. Педагог произносит звуки: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, качели, вещь.

Логопед предлагает детям добавить слог:

ча или — ща: бороди. пи. све. гу. ку. да. ро. добы..;

чи или — щи: встре. зада. мя. пла. ре. ча..;

чик или — щик: бан. пла. кладов. паль. зай. пон. маль. сигналь…

Детям предлагаются картинки, в названии которых есть звуки [ч] — [щ]. Логопед просит детей помочь Незнайке навести порядок и убрать все предметы по своим местам. Картинки со звуком [щ] — в ящик, а со звуком [ч] — в чемодан. Кто из детей будет самым внимательным?

Детям раздаются карточки с изображением предметов во множественном числе. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе.

Логопед: У меня мяч (ключ, бабочка, щётка, плащ, черепаха, щенок и т. д.).

Ребёнок: У меня мячи (ключи, бабочки, щётки, плащи, черепахи, щенки и т. д.); много мячей (ключей, бабочек, щёток, плащей, черепах, щенков и т. д.).

‒ «Измени слово так, чтобы в нём появился звук ч(самоварчик) …звук o (самоварище)»

Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет мальчик-с-пальчик, а другой великан. У мальчика-с-пальчика всё маленькое. А у великана всё огромное. Собрались они вместе стали рассказывать одну историю, каждый по-своему. Я буду рассказывать эту историю, а последнее слово каждый из вас будет говорить по-своему.

— Жили — были мальчик-с-пальчик и великан. И были у них разные предметы.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]»

Надежда Морозова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]»

Тема: «Дифференциация звуков [П]-[Б]»

Цель: закрепить умение детей правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [п]-[б] в слогах, словах и предложениях.

Закрепить понятие о механизме образования звуков [п] и [б];

Уточнить различия между парными глухими и звонкими согласными звуками;

Закрепить навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать фонематический слух, память, мышление;

Способствовать развитию грамматического строя речи.

Воспитывать коммуникативные умения, самостоятельность, доброжелательное и вежливое отношение друг к другу.

Оборудование: карточки-символы звуков [п] и [б], картинки с изучаемыми звуками (бант, паук, бочка, почка, сапоги, плюшки, пончики, пряники, баранки, батон, бутерброд, плоскостные изображения девочки и мальчика, раздаточный материал (фишки для звукового анализа).

Ход занятия:

I. Организационный момент (эмоциональное начало)

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

II. Основная часть.

1) Введение в тему

– Послушайте, а затем повторите скороговорку.

У бабули батоны, бублики и булки.

(Дети проговаривают скороговорку в медленном и быстром темпе)

– Какой звук здесь чаще других встречается? – Звук [Б]

У Полюшки – подушка, у Павлушки – плюшка.

(Дети повторяют)

Какой звук часто повторяется? -Звук [П]

-Правильно. Сегодня мы поиграем со звуками П и Б. (вывешиваю символы звуков)

-Расскажите, пожалуйста, о звуке П. -Звук П – согласный, твердый, глухой.

-Расскажите о звуке Б. -Звук Б – согласный, твердый, звонкий.

-Чем похожи эти звуки? -Эти звуки согласные, твердые.

-Чем отличаются? -П – глухой, голос не работает, Б – звонкий, голос работает.

2)Разв. фонем. слуха + разв. интонации

-Поиграем в игру «Звуковые дорожки»:

-Но скажи это так, как будто ты огорчен.

Пы-пы-бы-(радость)

Пу-бу-бу-(удивление)

Ба-ба-па-(приветствие)

Бо-по-бо-(вопрос)

(Спрашиваю по одному ребенку)

3)Разв. грам. строя речи (употр. сущ. в Д. п.)

Игра «Угощение»

-К нам приехали Полина и Борис (картинки с изобр. детей). Бабушка прислала им угощение (помещаю на доску картинки с мучными изделиями). – Дети называют картинки (плюшки, пряники и т. д.)

-Из чего сделаны эти продукты? – Из муки.

-Как называются продукты из муки? -Мучные.

-Угостим Полину мучными изделиями, в названии которых слышится звук П, а Бориса – со звуком Б. Дети по очереди выходят к доске,выбирают продукт:

-Я угощу Бориса баранками, потому что в слове «баранки» есть звук Б и т. д.

4) Закр. предлогов «над», «между», «под»

-Расскажите, где находится пряник? -Пряник находится под плюшками (или пряник находится между пончиком и плюшками) и т. д.

5) Развитие фонематического слуха.

-Звуки П и Б приготовили интересную игру «Измени слово». Я буду называть слова со звуком П, а вы замените его на Б и получится новое слово.

Беленькое облачко (руки сцеплены перед собой)

Поднялось над крышей (руки над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше (потянуться вверх)

Ветер это облако (покачивание руками)

Зацепил за тучу (сцепить руки)

Превратилось облако (описать круг, опустить руки, присесть)

В дождевую тучу.

6) Развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова

Игра «Закончи не звуком, а слогом»

-Я буду называть начало слова, вы закончите его слогом

Жа-, ре, шля, бом, лу, сту, ры, ла, лам… .

7) Развитие звукового анализа и синеза

«Подбери картинку к схеме»

Размещаю на доске поочередно пары картинок:

Составляю схемы слов с помощью фишек.

-Какая схема подходит к слову «бант»? Почему?

-А какая к слову «паук»? Почему? -К слову «бант» подходит нижняя схема, потому. что первый звук в схеме согласный, твердый, звонкий и в слове «бант» первый звук [Б] – согласный, твердый, звонкий и т. д. с каждой парой слов.

III.Заключ. часть. (итог занятия)

-Ребята, вы сегодня были активными, находчивыми. Звуки П и Б прощаются с вами.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [а]-[у]» Тема. «Дифференциация звуков А-У» Задачи: Дифференциация звуков У,А на слух и по предметным картинкам. Звуковой анализ звукосочетаний.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Б]-[П]. Буквы Б-П» Конспект по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми III года обучения (6-7 лет) с ЗПР на тему:.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] “Дифференциация звуков с-ш” Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Дифференциация звуков [к]-[т] на конце слов В прошлой статье я публиковала стихи с дифференциацией звуков К – Т в начале слова. В этой статье я предлагаю вашему вниманию стихи с дифференциацией.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]» Цели: – Повторение характеристик этих звуков, – Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам, – Развитие.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]» Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Конспект открытого логопедического занятия с группой детей, имеющих фонетико – фонематическое нарушением речи. 1класс Данный урок был.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К» Тема: Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К. Цели: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах, словах.

Консультация для воспитателей «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Актуальность: В работе над проблемными звуками мы проходим три этапа: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение.

Занятие «Дифференциация согласных звуков [З]-[З’]» Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ФФНР, ОНР. Тема занятия: «Сюрпризы для Зои и Зины». Дифференциация.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: