Развитие речи в сенсорной комнате

Сенсорная комната в работе учителя-логопеда

Ольга Локтева
Сенсорная комната в работе учителя-логопеда

Речь-особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Возникновение любого речевого нарушения ограничивает реализацию всех функций речи, видоизменяет познавательную деятельность и сказывается на возможности социальной адаптации ребенка.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов – к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствует развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создают положительный эмоциональный фон.

Внедрение оборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными, сочетанными дефектами развития (ЗПР, ОНР, СДВГ и т. д., которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти.

Как правило, традиционно организация обучения школьников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что “так надо”, “чтобы не ругали”, т. е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющих речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребенка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторы выключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов. Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажера является частью игры.

В процессе коррекционной работы учитель-логопед активно использует блоки релаксационного и активизирующего характера.

В релаксационный блок входит релаксационное музыкальное сопровождение, аудио библиотека, мягкие подушки, набор тактильных шариков, мягкое напольное покрытие.

В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.

Расслабляющая гимнастика для глаз.

Ребята ложатся на мягкие коврики, закрывают глазки, мягко поглаживают веки подушечками пальцев, затем вращают глазами влево, вправо, вверх, вниз.

Игры с сенсорными дорожками (дорожка, на которую прикреплены различные материалы: деревянные дощечки, линолеум, пенопласт, ткань)

Сенсорные дорожки обеспечивают воздействие на рецепторы стопы, развивают координацию движений, развивают умение передавать ощущения, эмоции в речи, решают задачи конкретного занятия.

Ходьба по сенсорным дорожкам с проговариванием речевого материала по теме занятия.

Со-со-со – это колесо.

Си-си-си – еду на такси.

За-за-за – у меня коза.

Двигательные упражнения на сенсорной дорожке с одновременным произнесением текста с различной высотой, силой голоса.

В гости в лес мы идем,

Громко песенку поем:

В гости в лес мы идем,

Тихо песенку поем:

– Тра-ля-ля. (идут на носочках)

Игры со звучащими коробочками (коробочки, имеющие разные наполнители: песок, бисер, болты, крупа).

Игры со звучащими коробочками способствуют развитию творческого воображения, совершенствуют умение дифференцировать неречевые звуки, развивают слуховые анализаторы, развивают произвольное внимание, память, помогают в автоматизации поставленного звука.

а) логопед шумит коробочками, наполненными песком, бисером, болтиками, камешками.

– Запомни и по звуку найди коробочку с бисером (или с песком).

– Найди коробочки звучащие тихо (громко).

б) отгадай, чья это песенка и повтори ее:

З-з-з-з – песенка комара (коробочка наполнена мелким бисером);

Ж-ж-ж – жук жужжит (коробочка наполнена гречневой крупой);

Ш-ш-ш – ветерок шумит (коробочки наполнены сломанными пополам спичками).

Игры с тактильными шариками (шарики, выполненные разными по текстуре материалами).

Данные игры способствуют развитию умения подбирать прилагательные к существительному, учат образовывать относительные прилагательные от существительных, отвечать целым предложением, расширяют представления о свойствах различных материалов, расширяют сенсорный опят, обогащают представления об окружающем мире.

а) логопед бросает шарик ребенку и называет материал, из которого он сделан, а ребята по очереди добавляют к этому слову прилагательное, характеризующее этот шар:

Логопед: “Это деревянный шарик”.

1-й ребенок: “Этот шарик деревянный и твердый”.

2-й ребенок: “Этот шарик деревянный, твердый, гладкий”.

3-й ребенок: “Этот шарик деревянный, твердый, гладкий, коричневый”.

б) логопед называет материал, из которого изготовлен шарик, а ребенок называет предметы обихода, выполненные из этого же материала.

Логопед: “Этот шарик стеклянный”.

Ребенок: “Из стекла делают посуду, оконные стекла”.

Логопед: “Этот шарик металлический”.

Ребенок: “Из металла делают ложки, машины”.

Читайте также:
Программа внеурочной деятельности по логопедии

в) логопед называет сочетание существительного и материал, из которого сделан шарик, а ребенок согласовывает эти два слова в словосочетании.

Логопед: “Стакан из стекла”.

Ребенок: “Стеклянный стакан”.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате можно с использованием подвесных модулей “Сухой дождь” и “Светящиеся нити”.

Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.

Игровые модули “Сенсорная тропа”, набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребенка, учитель логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твердый – мягкий, пушистый – гладкий, уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др., на основе сенсорно-перцептивного опыта детей.

Развитие зрительно-моторной координации осуществляется в играх с мелкими предметами, мозаикой, конструктором, различными наборами по шнуровке предметов. Наряду с традиционными приемами, интересной является игра с песком. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.

Игры в песочнице создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают “мануальный интеллект” ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на речевое развитие и эмоциональное самочувствие детей. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством “заземлять” негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ЗПР, ОНР имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

– с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать школьников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

– многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно-двигательную координацию;

– каждое занятие с использованием СК вызывает у детей эмоциональный подъем, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность.

Таким образом, использование оборудования сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Сенсорная комната в работе логопеда

автор: Аксёнова Татьяна Викторовна

Учитель-логопед МБДОУ «ДС КВ»Солнышко»

Сенсорная комната в работе логопеда

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО» п.г.т. УРЕНГОЙ, ПУРОВСКОГО РАЙОНА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Подготовила на заседание РМО

п.г.т. Уренгой Пуровскийрайон

учитель-логопед МБДОУ

«ДС КВ «Солнышко»

Аксёнова Т.В.

2019 г.

Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Возникновение любого речевого нарушения ограничивает реализацию всех функций речи, видоизменяет познавательную деятельность и сказывается на возможности социальной адаптации ребенка.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

Внедрение оборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными, сочетанными дефектами развития (ЗПР, ОНР, СДВГ, и т.д.), которые имеют свои специфические особенности — высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти. Такие дети отличаются резким снижением работоспособности, они, как правило, неактивны или малоактивны, недостаточно сосредоточены, очень сложно овладевают учебным материалом и требуют специальных педагогических воздействий.

Читайте также:
Патриотический проект 'Мой город Пермь'

Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «чтобы не ругали», т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторы выключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов. Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажёра является частью игры.

Сенсорная комната оборудована многообразно. Какие же элементы сенсорной комнаты может использовать учитель — логопед?

Пуфик-кресло «Груша» с гранулами — удобное сидение, выполненное в форме «груши» и наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.

Интерактивная светозвуковая панель “Лестница света”

Принцип работы этой светозвуковой панели интуитивно понятен и детям и взрослым — датчик реагирует на громкость звука в комнате и зажигает тем большее количество световых модулей, чем громче звук. Панель идеально подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий, помогает выработать понимание причинно-следственных связей и просто поднимает настроение.

Фибероптическая занавесь

Панель способствует развитию тактильного, визуального восприятия; развивает осязательные навыки и интерактивную деятельность. Панель предназначена для зрительной и тактильной стимуляции, также развивает осязательные навыки. Фибероптическая занавесь создает эффект мерцания при полном или частичном отсутствии освещения.

Воздушно-пузырьковая колонна. Используется с детьми с ФД на этапе постановки звуков. Ребенок садится на тумбу, зеркало используется для отработки артикуляционных упражнений, сама колонна с рыбками и подсветкой стимулирует зрительный нерв, успокаивает, способствует выработке концентрации внимания.

В процессе коррекционной работы учитель-логопед активно использует блоки релаксационного и активизирующего характера.

В релаксационный блок входит релаксационное музыкальное сопровождение, аудио библиотека, мягкие подушки, набор тактильных шариков, мягкое напольное покрытие и др.

В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.

Светильник с водой «Воздушно-пузырьковая панель»

Это прежде всего релаксация, организм отдыхает от всей внешней окружающей среды. Воздушные пузырьки, плавая внутри панели, стимулируют зрительный аппарат, а вибрация, ощущающаяся при прикосновении, развивает тактильные ощущения, Цвета плавно сменяют друг друга, освещая линии бегущего ручейка пузырьков. Всё это завораживает не только детей, но и взрослых.

Световое панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды), для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий, для расслабляющей гимнастики для глаз. Все это происходит под специальную релаксирующую музыку.
Оптоволоконный модуль «Звёздный дождь», «Светящиеся нити»
Используется для стимуляции зрительного восприятия,
концентрации внимания, развития творческого воображения,
мелкой моторики. Наблюдение за сменой цветов оказывает
стимулирующее и расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений. Медленно сменяющиеся цвета и приглушенный свет создают ощущение уюта и покоя в пространстве темной сенсорной комнаты. Оптоволокно совершенно безопасно, ребенок может перебирать пальчиками тонкие светящиеся нити, наматывать их на пальчики, плести «косичку».

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков — это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей «Звёздный дождь» и «Светящиеся нити».

Зеркальная светящаяся панель «Весёлый свет» Используется для постановки и автоматизации звуков как обычное зеркало. Светящийся тоннель, уходящий в бесконечность, одновременно стимулирует глазной нерв и оказывает расслабляющее, релаксационное воздействие. Я использую этот модуль и для снятия страха речи (что часто свойственно детям-логопатам). Когда ребенок проговаривает звук, слог, слово или фразу в «Волшебный тоннель» у ребенка возникает ощущение волшебства, чуда и стимулирует правильное звукопроизношение. Проговаривая в «Волшебный тоннель» какие-то просьбы и желания, ребенку необходимо точно и правильно сформулировать фразу (иначе желание не сбудется), что в свою очередь способствует развитию связной речи.

Читайте также:
Спортивно-речевое педагогическое мероприятие на тему: Но приданья старины забывать мы не должны

Стол – планшет для рисования песком необходим для развития мелкой моторики и воображения. Здесь можно порисовать пальчиками буквы или слова на светящейся панели в мелком кварцевом песке. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.

Игры в песочнице создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают «мануальный интеллект» ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на речевое развитие и эмоциональное самочувствие детей. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ЗПР, ОНР имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

  • С помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
  • каждое занятие с использованием оборудования СК вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.

Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность.

Таким образом, использование оборудования сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

  1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении- М., АРКТИ, 2010г.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., ВЛАДОС, 1999г.
  3. Логопедия/под ред. Волковой Л.С.- М., Просвещение,1989г.
  4. Браудо Т.Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций». М.: ООО Фирма «Вариант», 2001. -с. 47 — 57.
  5. Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы.// В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма «Вариант», 2001. — с. 91-101.
  6. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате // В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма «Вариант», 2001. -с. 58 — 64.

Сенсорная комната — альтернативный способ развития «особого» ребёнка

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 06.07.2016 2016-07-06

Статья просмотрена: 6083 раза

Библиографическое описание:

Кожина, Т. С. Сенсорная комната — альтернативный способ развития «особого» ребёнка / Т. С. Кожина, Н. В. Чудакова, Е. С. Березникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32013/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье описан опыт психо-коррекционной работы в условиях сенсорной среды, на примере «особых» детей. Под термином «особый» ребёнок подразумеваются дети со сложной структурой дефекта. Данная статья будет интересна для психологов, логопедов, учителей- дефектологов, студентов психологов, воспитателей, а также для тех, кто непосредственно работает с детьми с ОВЗ.

Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии. Вне зависимости от возраста и состояния здоровья, человек находящийся в сенсорной комнате, ощущает полный покой, комфорт и безопасность.

Первое появление сенсорных комнат относится к 1970 году. Врачи голландских реабилитационных центров для работы с больными ДЦП или имеющими какие-либо психоневрологические расстройства начали использовать комнаты со специальным оснащением — световыми панно и фонтанчиками, мерцающими лампочками и массажерами, расслабляющими релакс-креслами и другим необычным оборудованием. Анализ опыта, накопленного специалистами при применении таких, на первый взгляд, «странных» методов лечения, дал просто поразительные результаты — оказалось, что эффект, получаемый от применения подобных комнат, оказался неожиданно высоким.Успешный опыт голландских ученых был с интересом воспринят в мировом сообществе, и ученые Великобритании предложили расширить диапазон использования сенсорных комнат — для лечения больных, а также для их реабилитации, так необходимой людям после перенесенных сильных стрессов, а также с целью профилактики развития у них неврозов. В настоящее время эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в том числе России [2; c. 5].

В комплексе с психокоррекционными занятиями в своей работе мы используем кусочек волшебства — нашу сенсорную комнату, в которой работаем по учебно- методическому пособию «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья» под редакцией Баряевой Л. Б.

Актуальность проблемы заключается в том, что не все дети усваивают программу детского сада на должном уровне в связи с ослабленным здоровьем. Данный проект развивает мотивацию здорового поведения ребёнка, становление основного типа мышления, получения знаний об окружающем мире, стимулирует творческую активность.

Актуальность занятий в сенсорной комнате заключается в:

– развитии сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом;

– снятии тревожных состояний;

– развитии всех форм чувствительности.

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья в условиях мультисенсорной среды.

Задачи, решаемые в ходе коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате:

Читайте также:
Логопедическое занятие по лексической теме Осень

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального состояния;

3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

5) формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;

6) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

После комплексного обследования всеми специалистами нашего детского сада определяются показания к занятиям в сенсорной комнате для детей, имеющих:

1) неврозы и неврозоподобные состояния;

2) задержки психомоторного и речевого развития;

4) адаптационные расстройства.

Сенсорная комната — это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната развивает:

– мотивацию здорового поведения;

– способствует становлению основного типа мышления;

– развивает знания об окружающем мире;

– стимулирует творческую активность.

Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л. С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только, воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь» [3; c. 13].

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того,

во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее;

во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией;

в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи [2; c.14].

Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов — с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка — это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОВЗ развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

Сенсорная комната — это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Каждый ребёнок чувствует себя в ней частью особого волшебного мира, где всё возможно.

Нашу сенсорную комнату посещают 18 детей с со сложной структурой дефекта, интеллектуальной недостаточностью, психическими расстройствами, детским аутизмом, синдромом Дауна.

Световой стол способствует развитию воображения, созданию положительного эмоционального настроя, снятию психоэмоционального напряжения, способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга. На занятиях мы используем такие методы как: рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, рисование щепотью, рисование мизинцем, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулака.

Чтобы развивать тактильную чувствительность и вестибулярный аппарат мы используем сухой бассейн, во время занятий создаётся положительный эмоциональный настрой, происходит эффект закаливания, укрепление мышц опорно- двигательного аппарата, снятие мышечного тонуса. В сухом бассейне происходит массаж всего тела. Может показаться, что занятие — это весёлая игра. На самом же деле, чтобы выполнить упражнения, необходимо приложить максимум физических усилий. В работе мы используем упражнения: воронки, ныряем, перекаты, велосипед.

Первое, что видит ребёнок, зайдя в Сенсорную комнату — это Сухой душ, который используется для стимуляции тактильных ощущений, координации движений, Разноцветные потоки помогают восприятию пространства и своего тела в нем.

Для снятия стресса и напряжения, развития тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения мы используем Фибероптические нити. Дети перебирают волокна, рассматривают их, учатся заплетать косы, расслабляются.

Пузырьковые колонны с рыбками способствуют зарядке положительными эмоциями, развитию коммуникативных навыков, стимуляции зрительных и тактильных анализаторов, развитию цветового восприятия, обладают релаксационным эффектом.

Настенное зеркало сультрафиолетовой подсветкой стимулирует тактильные ощущения, снимает стресс, создаёт позитивный настрой, развивает коммуникативные навыки и эмоционально- волевую сферу. С настенным зеркалом мы используем игры: «Обезьянки», «Клоуны», «Отгадай настроение», «Приветствие».

Фонтан со светящимся шаром мы используем для развития слуховой и зрительной чувствительности, способствует снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя во время занятия.

Рис. 1. Показатели развития эмоционально- волевой сферы

Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.

Выводы:

Можно отметить, что после посещения Сенсорной комнаты уровень агрессии, тревожности, снижается. А такие показатели как память, внимание, мышление, восприятие, мелкая моторика наоборот повышаются.

В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка.

Читайте также:
Система ранней помощи ребенку с отклонениями речевого развития

Рис. 2. Результативность коррекционно- развивающей работы в СК

Влияние эффектов сенсорной комнаты способствует:

– созданию у детей ощущения защищенности;

– уверенности в себе;

– богатство положительных эмоций.

Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность. Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В коррекционной работе полифункциональная среда сенсорной комнаты — дополнительный и эффективный инструмент для развития детей.

Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. В целом, сенсорная комната — это реальная возможность расширения жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений», предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.

Таким образом, можно подвести итог всего вышесказанного, сенсорная комната позволяет дополнительно проводить психолого- педагогическое сопровождение особых детей альтернативным путём, при этом формируя у них позитивный настрой, творческую искру психическое и физическое здоровье.

  1. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья. 2006 г.
  2. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. 2010 г.
  3. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. 2008 г.
  4. Сборник методических пособий для работы в сенсорной комнате. Thefantasticworld.

Развитие речи в сенсорной комнате

Автор: Степанова Юлия Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Заволжье

Автор: Елшина Ольга Алексеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Заволжье

Введение.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, а также от того, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширять жизненный опыт детей, обогатить их внутренний мир. В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи), органов чувств, коррекции личностных особенностей, а также релаксации.

Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.

Таким образом, основными целями занятий в сенсорной комнате являются стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Актуальность проекта.

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей его действительности. Также Федеральные государственные образовательные стандарты требуют уделять больше внимания познавательному и эмоциональному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы.

Но вместе с тем, за последнее время отмечается увеличение количества детей с различными сложными нарушениями в речевом и психическом развитии. У таких детей, кроме различных нарушений речи, наблюдается общее снижение активности, некритичность к результатам своей деятельности. Дети быстро утомляются, может появиться импульсивность или выраженная вялость, потеря интереса. У некоторых развиваются невротические черты характера: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость. Зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности: неустойчивость внимания, меньший объем запоминания и воспроизведения материала. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. Это приводит к трудностям общения с окружающими и налаживания контакта с ними.

При этом становится очень важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество друг с другом и с педагогическим коллективом.

В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста и в связи с открытием в детском саду группы компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия специалистов. Психические процессы и речь детей развивают на занятиях в детском саду и учитель-логопед, и педагог-психолог. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию психических процессов у детей с нарушениями речи:

– проведение и обсуждение результатов диагностики;

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических занятиях используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

Читайте также:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

– совместные консультации для педагогов ДОУ;

– консультации для родителей и проведение открытых мероприятий.

Именно данный проект является обобщением опыта практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с ОНР. Одним из современных подходов, обеспечивающих взаимодействие педагогов, является использование сенсорной комнаты в ДОУ.

Изучив литературу по использованию сенсорной комнаты в коррекционной работе, мы взяли за основу программу Т.В. Селищевой «Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет» и адаптировали ее под наших детей.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание модели их взаимодействия в процессе образовательной работы по развитию психических процессов и речи у детей с ОНР с помощью интерактивной среды сенсорной комнаты.

Основные задачи взаимодействия:

  • Обеспечение корреционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка;
  • Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • Облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения;
  • Развитие памяти, мышления, внимания, тонкой моторики, речи;
  • Развитие навыков позитивного общения детей, саморегуляции и самоконтроля.

Общие принципы организации занятий в сенсорной комнате:

  1. Основу коррекционно-образовательной работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со специалистами;
  2. Привлечение детей к разным видам деятельности в специально созданной полифункциональной интерактивной среде происходит без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка;
  3. Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:
  • при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности детей;
  • в использовании гибких форм работы (индивидуально, в парах, в подгруппах), соответствующих интересам и возможностям детей;
  • в индивидуальном выборе времени для разных видов совместных занятий в зависимости от режима основной деятельности занимающихся.

Участники проекта: дети с ОНР группы компенсирующей направленности, педагог-психолог, учитель-логопед.

Продолжительность занятия – 25 минут.

Структура занятия разработана с учетом возрастных особенностей детей, численность детей – 5 человек. Занятие проводится 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Повышение уровня эмоционального благополучия детей, их адаптированность к взаимодействию с внешней средой, обучению;
  2. Повышение интереса к познавательной деятельности, развитие общей и мелкой моторики, психических процессов, речи;
  3. Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
  4. Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
  5. Повышение уровня родительской компетентности и профессионального уровня педагогов.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационно-подготовительный (декабрь 2017 года)
  2. Основной (январь-апрель 2018 года)
  3. Заключительный (май 2018 года)

Содержание этапов реализации проекта.

Организационно-подготовительный этап

Мониторинг психического и речевого развития дошкольников, обработка результатов

Изучение методической литературы по сенсорной комнате, работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Справочник педагога-психолога» и др.

Разработка мероприятий по теме проекта

Анкетирование родителей по выявлению познавательных интересов детей

Основной этап

Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками

Логопедическое занятие в сенсорной комнате

Логопедическое занятие в сенсорной комнате

Тема. Зимнее путешествие.

С помощью интерактивной среды сенсорной комнаты стимулировать речевую активность, развивать кожно-тактильную чувствительность.

Активизировать пассивных детей, способствовать снижению утомляемости через взаимодействие детей с оборудованием сенсорной комнаты.

Обобщать и закреплять знания о зимнем периоде. Формировать умение передавать свои ощущения в речи.

Формировать лексический строй, пополнять и развивать словарь детей по теме: “Дикие животные”.

Закреплять образование притяжательных прилагательных, относительных и качественных прилагательных, родственных слов, образование антонимов.

Познакомить детей с русскими народными подвижными играми в зимнюю пору; вызвать интерес к русским традициям.

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре.

Развивать зрительно-двигательную координацию при рисовании на песке. Развивать внимание, память, воображение.

Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, ориентироваться в пространстве; воспитывать чувство коллективизма.

Воспитывать умение вслушиваться в музыкальное произведение, чувствовать настроение музыки.

Оборудование: массажные мячи разного размера, большие мячи, сенсорные дорожки; мягкий конструктор, аудиозапись «Зимняя сказка» Микаэла Таривердиева; фибероптический фонтан, искусственные ёлочки, светильник «Флауэр».

I . Организационный момент:

-Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть в нашей волшебной комнате.

-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

На столе лежат рисунки облаков, изображающих разные эмоции.

Выберите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

Каждый ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

II . Основная часть.

Сегодня мы отправимся в путешествие, а в какое, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыло серебром . (зима)

-О каких скакунах говорится в загадке?

-Назовите зимние месяцы.

-В нашем лесу есть волшебное дерево, которое дарит детям сюрпризы, но мороз его заморозил. Попробуем оживить волшебное дерево? Для этого нам надо собрать зимнюю картину, вьюга разбросала и перепутала все части картины! Ребята, соберем все части картины?

А поможет нам в этом снежная карта.

Ходьба по сенсорным дорожкам.

— Давайте по заснеженным дорожкам пройдем на полянку. А чтобы не сбиться с пути, нужно идти друг за другом и называть какой снег:

холодный, белый, пушистый, мягкий, колючий, рыхлый, сверкающий, серебристый, лучистый, искристый, талый, мокрый, скрипучий, рассыпчатый, липкий, хрустящий, переливающийся.

Дети проходят по сенсорной дорожке и находят часть картины.

Упражнение « Следы животных»

Посмотрите как много на полянке следов. Как вы думаете, чьи это следы?

Здесь рыскал волк, тут проскакал заяц, там пробежала белка.

Ответы детей: волчьи, беличьи, заячьи и т.д

-Как одним словом можно назвать всех этих животных?

-Почему их называют дикими?

-Можем ли мы зимой увидеть медвежьи следы?

Читайте также:
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

-Чьи ещё следы можно увидеть на снегу?

Под изображениями следов находят ещё одну часть картины.

Упражнение в песочнице “Изобрази следы животных”

Дети изображают пальчиками в песочнице звериные следы.

Игра «Чей хвост, чья голова»-с мячом в кругу

Голова у лисоньки –лисья, а у рыси, конечно, …( рысья).

У зайца заячья, у волка-…(волчья),

у кролика кроличья, у белки…(беличья),

у птицы птичья, у щуки-…(щучья),

у оленя оленья, у тюленя…(тюленья),

у вороны воронья, у фазана…(фазанья),

у обезьяны обезьянья, у барана..(баранья).

Хвост у соболя соболиный, у козла..(козлиный),

у воробья воробьиный, у совы …(совиный),

у голубя голубиный, у ястреба..(ястребиный),

у сокола соколиный, у гуся..(гусиный),

у курицы куриный, у петуха…(петушиный).

Пришли на «полянку, где растут ёлочки».

Игра «Снегопад».

Предлагаю поиграть в игру “Снегопад”. Я буду читать стихотворение “Снегопад” с паузами. Ваша задача добавить подходящее слово в рифму. Все слова связаны со словом “снег”. Кто угадает слово первым, дарит ёлочке снежинку. Готовы?

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю . (снег).

С неба всё скользят пушинки – серебристые . (снежинки).

Кружатся над головою каруселью . (снеговою).

На посёлки, на лужок всё снижается . (снежок).

Землю белой, чистой, нежной застелил постелью . (снежной).

Вот веселье для ребят – всё сильнее . (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в . (снежки).

Снежный ком – на снежный ком. Всё украсили . (снежком).

Словно в белый пуховик нарядился . (снеговик).

Рядом – снежная фигурка – эта девочка – . (снегурка).

На снегу-то, посмотри –с красной грудкой . (снегири).

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил . (снег).

( Ёлочка «дарит» третью часть картины)

Упражнение «Лепим снежки». Самомассаж.

Кладем массажный мячик на одну ладонь и выполняем вращательные движения. А теперь усложним задание. Подкидываем «снежок» вверх, делаем хлопок и ловим снежок.

Упражнение на дыхание: «Подышим на ладошки».

Дети складывают кисти рук «лодочкой», подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дышат на ладошки короткими, активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Подвижные игры

Гонки снежных комов

Играющие делятся на 2 равные команды. Каждая команда выстраивается в колонну по одному на расстоянии 5-10 шагов один от другого. У последних игроков в командах имеется по снежному хорошо скатанному кому (большие мячи). По сигналу они катят ком до следующих игроков, стоящих перед ними. Те в свою очередь катят ком также до впереди стоящих игроков и т.д. Когда ком дойдёт до самого первого игрока в колонне, он должен докатить его до конечной черты, находящейся в 10-20 шагах впереди. Чья команда сумеет раньше доставить ком к конечной черте, та считается выигравшей.

Игрок, докативший ком до впереди стоящего, остаётся на месте.

Упражнение на развитие тактильных ощущений.

А теперь мы должны перепрыгнуть с кочки на кочку и назвать, что делает снег: кружится, летит, падает, скрипит, хрустит, блестит, липнет, тает, лежит, идет.

-Что чувствуют ваши ноги? Какая кочка понравилась вашим ножкам больше всего? А какая кочка вызывала неприятное ощущение?

Находим четвертую часть картины.

Тактильная дорожка привела к «сугробу».

Релаксация («Флауэр», музыкальная подушка).

-Устали! Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее на снежных сугробах. Ребята, а в какое время суток могут гореть звезды?

-Давайте сейчас представим чудесный зимний вечер. На небе зажигаются звездочки («Флауэр»). Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно.

Музыка «Зимняя сказка» Микаэла Таривердиева

– Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытя­нем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя. Прислу­шайтесь к вашему дыханию. Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу рассла­биться и отдохнуть.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко

Тихо-тихо падает снег. Почувствуйте, как снежинки опускаются вам на ресницы, лицо, одежду. Снежинки мягкие и немного холодные. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки.

Вы лежите на пушистом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. Вы полны сил и энергии.

Упражнение на дыхание.

А сейчас представьте, что маленькая снежинка упала вам на ладошку. Мы сделаем носом глубокий вдох, а затем длинный выдох, и попробуем тихонько сдуть снежинку. Хорошо!

А теперь, представим, что снежинки упали на ладошки, на рукава одежды, на плечи. Сделаем носом вдох и несколько коротких выдохов, как бы сдувая снежинки. Молодцы, все справились.

Встреча с волшебным деревом -фибероптическим фонтаном.

А теперь пришло время собрать целую картину.

(Наподобие пазла собирают картину).

Дети рассматривают и рассказывают, что нарисовано на каждой части картины.

_ Какое время года здесь изображено?

-Сказочная, замерзшая, волшебная, спящая, красивая, морозная.

Волшебное дерево засверкало, заискрилось (фибероптический фонтан)

Упражнения с волокнами. А теперь давайте потрогаем волокна волшебного дерева. Какие они? – мягкие, длинные. Давайте соберем волокна в руке. Волокна мягкие, они гнуться, их можно наматывать на палец, завязать узелки. Попробуем заплести косички из волшебных нитей нашего дерева.

Сюрпризный момент.

Волшебное дерево дарит волшебные снежки («Рафаэлло»)

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия 'Поездка в цирк'

III . Заключительная часть. Релаксация. «Барометр настроения»

Ребята, изменилось ли у вас настроение? Какое облачко соответствует вашему настроению в конце занятия?

-Ребята, понравилось вам наше путешествие?

Давайте вспомним, где мы с вами путешествовали сегодня?

Что вам понравилось больше всего?

Молодцы ребята! Все сегодня справились с заданиями. Мне сегодня было приятно с вами работать.

Темная сенсорная комната — мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. — 394 с.

Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты

в общеобразовательных учреждениях. МКОУ«Научно-методический информационный центр». Рецензент: В.В. Дубинина, директор МКУ «Научно-методический информационный центр».-Белгород, 2013

Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в данной работе рассматривается вопрос использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя-логопеда. Описаны возможности использования программных продуктов и результаты использования ИКТ в логопедической практике.

Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

  1. повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
  2. обеспечение психологического комфорта на занятиях;
  3. развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
  4. совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
  5. развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
  6. совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
  7. формирование личности ребёнка в целом;
  8. повышение качества обучения и работоспособности детей.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания.

Очень эффективно применение программы создания презентаций Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.

Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь.

С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.

Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В.

Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:

  • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  • недоразвитие фонематического восприятия;
  • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
  • отклонения в нервно-психической сфере;
  • снижение уровня познавательной активности;
  • отклонения в поведении детей.

Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов.

Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды.

Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью.

Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен.

Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами.

Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью.

Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.

Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям.

Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе.

Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям коррекционной работы:

  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Формирование звукопроизношения;
  • Развития фонематического восприятия;
  • Формирование лексико-грамматического строя речи;
  • Обучение грамоте;
  • Развитие связной речи.

Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи.

В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления.

При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы.

Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

Применение ИКТ позволяет сделать игровую деятельность привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику.

Использование в коррекционной деятельности компьютерных технологий, которые учитывают закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.

Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность.

Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию.

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Защитники отечества

Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит множество развивающих игр для:

  • Развития фонематического слуха,
  • Постановки звуков,
  • Развития связной речи,
  • Обучения чтению,
  • Обучения счету,
  • Общей дошкольной подготовки,
  • Развития грамотности.

А также профессиональные дополнения:

  • Материалы для подготовки занятий.
  • Конструктор картинок.
  • Рабочий стол специалиста.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной.

Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болилая Галина Львовна, Онучкина Марина Викторовна

В статье излагается опыт использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) логопедов Набережночелнинской специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада V вида в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Представлены основные направления, виды и формы коррекционно-логопедической работы с применением ИКТ. В современных условиях логопеды активно осваивают и используют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения детей со сложными речевыми нарушениями.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болилая Галина Львовна, Онучкина Марина Викторовна

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике»

Использование информационно-коммуникационных технологий

в логопедической практике

Болилая Галина Львовна, (bolilaya@mail.ru), Онучкина Марина Викторовна (monuch@hitv.ru)

Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад V вида,

г. Набережные Челны

В статье излагается опыт использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) логопедов Набережночелнинской специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада V вида в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Представлены основные направления, виды и формы коррекционно-логопедической работы с применением ИКТ. В современных условиях логопеды активно осваивают и используют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения детей со сложными речевыми нарушениями.

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Для работы используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинеты оснащены компьютерами, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также созданных логопедами нашего учреждения:

– текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т. п.);

– табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т. п.);

– графическая (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);

– звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);

– видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);

– слайд-шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно-развивающего обучения);

– логопедические программы «Игры для тигры», «Подготовка к школе» с Лунтиком и др.

Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, длительность занятий 5-10 минут (в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребенка, но не более 2 раз в неделю). На индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, уточняются, формируются и закрепляются зрительно-пространственные ориентировки – презентации «Шалунишка», «Где спрятался?», «Где находится?», «Звездочет». В работе над звукопроизношением используются видеофильмы с артикуляционной гимнастикой, схемы и модели, презентации «Пение гласных», «Согласные согласились», «Звукарики». Все это помогает приучить детей к наблюдениям за языком, повышает интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т. е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память, способствует формированию правильных артикуляционных укладов. Для формирования слоговой структуры слова разработано мультимедийное пособие, где изложена авторская методика, позволяющая вырабатывать навыки правильного произношения слов различной слоговой структуры, создавать условия для формирования правильной звукослоговой наполняемости

ИТО Марий Эл -2010

слов, развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с тяжелыми нарушениями речи. Одновременно отрабатываются навыки глобального чтения. Правильная организация занятий вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. На первых занятиях ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание, комментируя детально каждое выполняемое действие. После этого ребенку предлагается совместная работа по выполнению заданий. Логопед объясняет и показывает приемы работы с мышкой, контролирует движения пальцев рук ребенка, побуждая к совместной деятельности словами: «Будем работать вместе, помогать друг другу!». Затем ребенок самостоятельно осуществляет программные задания.

На занятии первоначально отрабатывается слоговая структура хорошо известных и знакомых слов, затем малоизвестных и неизвестных слов ребенку.

Используются следующие виды работ:

– упражнения на выполнение заданий с минимальным выбором;

– упражнения на выполнение заданий с усложнением (выбор 1 из 10 с изменением последовательности);

– упражнения на составление фразы по образцу;

– самостоятельное составление фразы.

Для формирования словообразовательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи используются презентации, слайд-шоу и компьютерные игры, которые применяются в коррек-ционной работе для моделирования ситуаций общения, предоставляют возможность создавать собственные сценарии мультфильмов, сказок. Главное в этом методе работы – сопровождающая роль логопеда, который должен ввести ребенка в игровую ситуацию, обсудить совершенные в игре действия, предложить как собственные незаконченные темы, которые дети должны продолжить, так и темы для создания сказочных и реальных историй. Использование этих программ способствует повышению эффективности обучения, формированию учебной мотивации, развитию интеллектуальных и творческих возможностей.

Читайте также:
Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях

Важным моментом в работе логопедов стало применение компьютерной диагностики, которое позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, построение графиков и создания речевого профиля.

Используя стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, нами разработаны тетради на печатной основе для уроков произношения. Благодаря их применению увеличилась плотность урока, повысилась эффективность формирования, закрепления речевых, а также общих учебных умений и навыков.

Неоспоримым преимуществом информационно-коммуникационных технологий для логопедической практики является:

– использование игровой формы обучения;

– полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

– дифференцированный подход к обучению;

– объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;

– формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

– повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);

– формирование сотрудничества между ребенком, учителем-логопедом, педагогами и родителями;

– активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-раз-вивающем процессе;

– экономия временных ресурсов.

Ресурсы, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития: это возможность использования в логопедической практике электронных учебников, статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами

посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет-конференциях, семинарах и конкурсах.

1. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов // Дефектология. М., 2001. № 3.

2. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. Л., 2006. № 6 (13).

3. Селянина С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи // Интерактивное образование: электронная газета. Вып № 14. Декабрь. 2008.

SCHOME PARK – школа будущего?

Богданова Диана Александровна (d.a.bogdanova@mail.ru), Федосеев Андрей Алексеевич (a.fedoseev@utinet.ru)

Институт проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН), г. Москва

Рассматривается проект Schome Park, организованный Национальной ассоциацией одаренной и творческой молодежи Великобритании. Проект ставит своей задачей понимание того, какой будет школа XXI века, и разработку методологических основ такой школы.

Их часто называют «поколением Интернета» – детей, родившихся в цифровом мире, растущих в окружении и погруженных в цифровые технологии. Доступ детей к технологиям увеличился в последние годы: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются постоянной составляющей их школьной жизни. Пользование Интернетом в семьях также непрерывно растет, и возможность подключения к Интернету в общественных местах, таких, как библиотеки, молодежные клубы, уже стало обычным явлением. Равным образом, сближение технологий и снижения стоимости услуг означает, что, имея доступ к целому ряду онлайновых услуг – от мобильных телефонов до игровых консолей и аналогичных устройств, дети больше не имеют ограничений доступа к Интернету из фиксированного места. Происходящие перемены способствуют появлению новых, отличных от традиционных, существующих в настоящее время методов обучения. В 2007-2009 годах под эгидой Открытого университета (Open University UK) проходил образовательный проект Schome Park [1]. Его рассмотрению и будет посвящен этот доклад.

Проект был инициирован Национальной ассоциацией одаренной и творческой молодежи Великобритании (NAGTY). Организаторы позиционировали этот проект как «Не школа, не дом, это образовательная система для информационной эпохи». Фактически schome составлено из двух слов school, home – школа, дом. В качестве основополагающих идей в школе взяты педагогические опыты Мон-тессори, Кришнамурти и других мыслителей.

Проект состоял из серии исследовательских тем, ставящих своей целью понимание того, какой будет школа в XXI веке и разработку методологических основ такой школы. В разработке модели школы будущего принимали участие психологи, педагоги, сами учащиеся и их родители.

Темы проходили на протяжении двух лет и финансировались разными организациями. В первый год проект финансировала NAGTY, в следующий год – Британское образовательное агентство коммуникационных технологий. Глоссарий школы приведен в конце статьи.

Проект ставил своей задачей обеспечить группе учащихся-членов NAGTY возможность получения новых знаний и приобретения опыта на базе Teen Second Life в дополнение к их основному обучению в школе в рамках учебной программы. Second Life – это виртуальный мир, разработанный американской компанией Linden Lab и доступный через Интернет. Бесплатная клиентская программа позволяет пользователям, именуемым резидентами, взаимодействовать друг с другом через аватары. Резиденты могут учиться, общаться друг с другом, принимать участие в индивидуальных или групповых занятиях, создавать и продавать друг другу виртуальную собственность и услуги, путешествовать в рамках существующего виртуального мира. Second Life – продукт для людей от 18 лет и старше, в то время как Teen Second Life ориентирована на молодежь от 13 до 17 лет. Встроенное программное

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: