Развитие речи у детей

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Читайте также:
Влияние психомоторного развития на высшие психические функции

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

Читайте также:
Тесты логопеда - Готов ли Ваш ребенок к чтению?

Огромное спасибо, очень полезная информация.

Формирование речи: этапы и рекомендации

Развитие речевых навыков у ребенка происходит естественно, но могут возникнуть и некоторые трудности

По мере роста и развития ребенок произносит сначала отдельные звуки, затем – простые слова (например, «мама» или «папа»), и лишь затем учится говорить более сложные слова. Развитие речи – увлекательный процесс, за которым родители наблюдают с большим интересом.

Речевое развитие играет важную роль в процессе общего развития ребенка. Зная специфику этого процесса и его основные этапы, вы можете понять, насколько у вашего ребенка развиты речевые навыки. Рассмотрим их подробнее.

Развитие речи у ребенка

Основы речи закладываются у ребенка в течение первого года жизни, а первые три года жизни являются решающими в развитии речевых навыков. Эти навыки развиваются в атмосфере, в которой ребенок слышит звуки и речь других людей. Дети до трех лет лучше всего воспринимают язык, поэтому развитие речевых навыков в этом возрасте чрезвычайно важно.

Младенцы общаются с помощью плача, например, когда они голодны или хотят, чтобы родители подошли к ним. По мере развития они учатся слышать и понимать звуки языка и могут выражать свои мысли с помощью отдельных слов и коротких односложных предложений. Скорость развития речевых навыков индивидуальна для каждого ребенка.

Этапы развития языковых навыков у детей

Доречевой этап

На этом этапе ребенок учится общаться с окружающими. Большинство детей начинает общаться с родителями в возрасте около года. К этому времени дети понимают большую часть того, что им говорят родители, и могут выражать свои потребности, указывая на конкретные объекты.

Следует также заметить, что не все дети развивают речевые навыки в одинаковой последовательности.

3–4 года

В возрасте 3–4-х лет ребенок обычно ведет с родителями долгие и интересные, хотя иногда и бессмысленные беседы. В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, они начинают понимать основы грамматического строя языка. Они много разговаривают и получают удовольствие от долгих бесед.

На этом этапе существуют определенные показатели, которые свидетельствуют о нормальном речевом развитии ребенка:

1. Ребенок быстро учит новые слова.

2. Ребенок использует существительные во множественном числе, но может неправильно употреблять формы глаголов (например, он может говорить «продавает» вместо «продает»).

3. Трехлетний ребенок разговаривает практически понятно и связно:

  • составляет предложения из четырех и более слов;
  • знает и понимает детские стихотворения;
  • правильно употребляет местоимения.

4. Речь четырехлетнего ребенка полностью понятна, иногда в ней встречаются мелкие неточности. В этом возрасте ребенок:

  • использует длинные и сложные предложения;
  • может рассказывать длинные истории с правильной последовательностью событий;
  • задает много вопросов. Речь ребенка четкая и понятная, без грубых ошибок.

В дошкольном возрасте ребенок обычно ведет более длинные и сложные разговоры с родителями.

5–8 лет

В пятилетнем возрасте ребенок обычно говорит грамматически правильно и демонстрирует большой словарный запас. В шесть лет дети могут писать простые истории и понимают, как звуки образуют слова.

Показатели речевого развития ребенка на этом этапе таковы:

1. В пятилетнем возрасте ребенок обычно формирует предложения грамматически правильно, однако иногда допускает грамматические ошибки.

2. Пятилетний ребенок:

  • имеет более обширный словарный запас;
  • может высказывать свою точку зрения в дискуссиях.

3. К шестилетнему возрасту ребенок понимает порядка 13 000 слов.

4. Шестилетний ребенок правильно использует местоимения и понимает разницу между ними.

5. К семилетнему возрасту ребенок понимает от 20 000 до 26 000 слов и может распознавать ошибки в речи других людей.

6. В восьмилетнем возрасте дети делают очень мало грамматических ошибок. Они могут вести полноценные беседы со взрослыми и следовать сложным инструкциям без повторений. Они могут читать тексты, соответствующие их возрасту, а также писать простые сочинения.

Читайте также:
Где найти бесплатного логопеда?

Это основные этапы речевого развития детей. Однако одни дети достигают определенных показателей раньше, а другие – позже, чем обычно. Пока вы видите в речевом развитии ребенка прогресс, хоть и небольшой, нет повода для беспокойства. Однако иногда ребенок может не понимать, что ему говорят, а также испытывать трудности в выражении своих мыслей. Это может свидетельствовать о языковых расстройствах у ребенка. Хотя такие расстройства могут быть серьезной проблемой, они поддаются лечению.

Речевые расстройства у детей

Чтобы развить речевые навыки, ребенок должен обладать навыками слушания, понимания и запоминания. Также ребенок должен уметь структурировать свою речь. Если эти навыки не развиты, это может быть связано с расстройствами речи.

Согласно статистике, симптомы различных речевых расстройств наблюдаются у 5 % всех детей. Речевые расстройства у детей отличаются от дефектов речи, которые заключаются в неспособности ребенка артикулировать определенные звуки речи. При речевых расстройствах дети нормально воспроизводят звуки и их речь понятна. Однако они сталкиваются с трудностями, связанными с пониманием речи окружающих (рецептивная речь) или выражением собственных мыслей (экспрессивная речь).

Как определить у ребенка проблемы с развитием речи?

Дети, страдающие от расстройств рецептивной речи (также известной в медицине как сенсорная алалия), могут испытывать трудности с:

  • пониманием речи окружающих;
  • следованием инструкциям;
  • организацией своих мыслей.

Дети с расстройством экспрессивной речи (также известной как моторная алалия) испытывают трудности с выражением своих мыслей и потребностей:

  • их предложения могут быть короткими и простыми, а речь – неструктурированной;
  • их словарный запас может быть значительно меньше, чем у сверстников;
  • им бывает трудно подобрать правильное слово, они способны заполнять паузы различными звуками или словами-паразитами («эммм», «нууу» и т.д.);
  • они могут неправильно употреблять грамматические формы слов;
  • они могут повторять одни и те же фразы в одном рассказе.

Одним из самых серьезных языковых расстройств является специфическое расстройство речи:

  • у детей наблюдается задержка развития речи (например, они могут не уметь говорить до трех лет);
  • в трехлетнем возрасте они могут говорить недостаточно четко;
  • дети подвержены трудностям с использованием в речи глаголов. Это отличительная черта специфического расстройства речи;
  • дети могут пропускать вспомогательные глаголы в предложениях;
  • дети путают времена глаголов.

Причины речевых расстройств

Иногда ребенок не может развить навыки порождения речи, слушания, понимания и запоминания по разным причинам:

  • ребенок недостаточно слышит живую речь в повседневной жизни. Чем больше ребенок погружен в языковую среду, тем быстрее он развивает речевые навыки;
  • некоторые дети испытывают трудности только в развитии речи, в то время как остальные сферы психики у него развиваются нормально;
  • причины расстройства экспрессивной речи до конца не выяснены. Но иногда такое расстройство связано с задержками развития;
  • расстройство рецептивной речи может быть вызвано генетическими отклонениями;
  • смешанные речевые расстройства могут быть вызваны черепно-мозговыми травмами;
  • речевые расстройства могут возникать у детей с задержками развития, расстройствами аутистического спектра и проблемами со слухом;
  • такое речевое расстройство, как афазия (нарушение уже сформировавшейся речи) может возникать вследствие поражения центральной нервной системы.

Если ребенок испытывает трудности с развитием речи даже в трехлетнем возрасте и старше, обратитесь к врачу, чтобы определить и вовремя вылечить возможные проблемы со здоровьем.

Диагностика и лечение речевых расстройств

  • врач должен изучить историю болезней в семье, чтобы выяснить, были ли у членов семьи речевые расстройства;
  • врач может провести для ребенка тесты на уровень развития рецептивной и экспрессивной речи;
  • слуховой тест или аудиометрия помогут выяснить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.

Речевая терапия – лучший способ лечения речевых расстройств. Также рекомендуются консультации психолога или психотерапевта, потому что речевые расстройства могут привести к психологическим проблемам.

Как развить речь у ребенка: полезные советы

1. Разговаривайте с ребенком. Как можно больше говорите с ним на общие темы. Например, вы можете начать разговор с отвлеченных фраз: «Мы идем гулять в парк. Видишь, как летают птицы? Чувствуешь, как пахнут цветы?».

2. Читайте ребенку книги. Начинать читать ребенку книги никогда не бывает рано. Начните с книг для самых маленьких, затем, когда ребенок немного подрастет, переходите к сказкам и коротким детским рассказам.

3. Как можно меньше включайте ребенку телевизор и компьютер. Не приучайте ребенка к электронным устройствам с раннего детства. Чтобы развить навыки речи, ребенку необходимо взаимодействовать с людьми и слышать живую речь. Телевизор не может ему этого обеспечить.

4. Ходите с ребенком на прогулки. Совместная прогулка в парк или музей может открыть для него совершенно новый мир. Чем больше ребенок взаимодействует с окружающим миром, тем более любопытным он становится и тем больше вопросов задает. Вы можете разговаривать с ребенком, побуждая его делиться новым опытом.

5. Показывайте хороший пример. Разговаривая с ребенком, станьте напротив него. Говорите медленно и четко. Если ребенок говорит какое-то слово неправильно, не ругайте его, а исправьте, сказав слово правильно. Зная, как правильно произносится слово, ребенок будет учиться.

6. Помните, что у вас с ребенком разные уровни развития речи. Не используйте слова или фразы, которые ребенок не сможет понять. Если вы все же произнесли какое-то непонятное для ребенка слово, объясните его значение.

Читайте также:
Правильно ли говорит ваш ребенок

7. Подстраивайтесь под ребенка. Если он сам начинает разговор, позвольте ему говорить и объяснять. Поддерживайте ребенка в таких ситуациях: даже простое похлопывание по плечу придаст ему уверенности в себе.

8. Говорите и повторяйте. Если ребенок правильно произносит слово, повторите его несколько раз в разных предложениях, чтобы он лучше понял его значение.

9. Учите новые слова с помощью книг с картинками. Купите несколько книг с картинками и помогите им выучить новые простые слова (например, мяч, дерево и т.д.). После этого покажите картинку, которая соответствует этому слову. Обсудите с ребенком картинку.

10. Учите ребенка новым словам. Время от времени учите ребенка новым словам. Предложите ребенку придумать предложение с новым словом. Не беда, если ребенок не сразу понимает новое слово. Рано или поздно он научится правильно его использовать.

11. Задавайте ребенку вопросы. Делайте все возможное, чтобы ребенок развивал речевые навыки. Если вы гуляете в парке, найдите что-то, что интересно ребенку. Задавайте ему вопросы и предложите рассказать вам о том, что он видит.

12. Пойте ребенку песни и читайте стихи. Рифмы, которые есть в стихах и песнях, помогают ребенку лучше усваивать новые слова.

Двуязычная атмосфера и развитие речи у ребенка

Иногда бывает так, что ребенок растет в окружении, где разговаривают на двух и более языках. И у родителей возникает тревога: не приведет ли такая обстановка к расстройствам речи у ребенка?

На этот вопрос эксперты отвечают однозначно: нет. До недавнего времени родителям рекомендовалось разговаривать в присутствии ребенка на каком-либо одном языке. Психологи полагали, что двуязычное окружение может помешать способности ребенка овладевать языком. Также считалось, что ребенок быстрее и легче учится говорить на том языке, который чаще звучит в окружении ребенка. Однако такие предположения не нашли научного подтверждения. Более того, есть много примеров, как маленькие дети растут в двуязычном окружении и успешно осваивают оба языка.

Если ваш ребенок страдает от той или иной задержки развития, не впадайте в отчаяние. Уделяйте больше времени развитию у него речевых навыков. Если ваших усилий окажется недостаточно, обратитесь за профессиональной помощью, чтобы справиться с расстройствами речи.

Развитие речи. Речевое развитие детей

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь – основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Приглашаем Вас на большой “педсовет” по стимуляции и совершенствованию речевого развития дошкольников. Для достижения этих целей выработано огромное количество эффективных методов. Положительный опыт коллег по их применению собран и систематизирован для Вас на этих страницах. В том числе – специальные игры, логопедические занятия и советы по развитию речевого дыхания. Большой выбор готовых решений, конспектов, сценариев, дидактических синквейнов и мнемотаблиц.

Слово за слово: помогаем в ответственном деле речевого развития.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

  • Работа логопеда. Логопедия 8526
  • Развитие речевого дыхания 961
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД 32766
  • Развитие речи. Консультации, рекомендации 4096
  • Развитие речи. Планы 368
  • Развитие речи. Программы 159
  • Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия 3400
  • Развитие речи. Самообразование 474
  • Фразеологизмы, крылатые выражения 51

Игра как средство речевого развития Игра – ведущий вид деятельности ребенка. 1.В игре нарабатываются коммуникативные навыки, есть место для партнерства, основанного на уважении к ребенку, пусть и к маленькому. 2.Развивается познавательный интерес. Обучать ребёнка гораздо проще в процессе игры, этому способствует.

Лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста. Лэпбук «Речевичок» Уважаемые коллеги хочу поделится с вами своим опытом работы с Лэпбуком и рассказать о его значение в работе с детьми дошкольного возраста» В нашей практике все чаще встречаются дети, которым не интересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и.

Развитие речи. Речевое развитие детей – Игры на формирование у детей умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи

Публикация «Игры на формирование у детей умения согласовывать слова в. » “Назови правильно” Цель: учить согласовывать местоимения с существительными и прилагательными по смыслу. Ход: Дети выбирают по желанию овощ или фрукт и встают по одной полосе. Первый ребенок говорит: “Это мое яблоко” и делает шаг вперед. Следующий говорит: “Это мой огурец” и.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок. К.С. Трофимова, д.Кайчак. Структурное подразделение муниципального дошкольного образовательного учреждения Тисульского детского.

ООД по развитию речи в средней группе «Зимний сундучок» Цель: Развитие связной, диалогической и монологической речи. Задачи: Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы. Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать.

«Уровень развития грамматического строя речи». Исследование по произведению В. Бианки «Заяц, косач, медведь и весна» «Уровень развития грамматического строя речи» (автор – Е.А. Стребелева) по произведению В. Бианки «Заяц, косач, медведь и весна». Методический приём: «Прятки». Цель: диагностика понимания и использования предлогов: за, между, из-под, из-за. Оборудование: игрушки – заяц, две.

Читайте также:
Как правильно читать ребенку

Развитие речи. Речевое развитие детей – Мастерская речевого творчества в детском саду

Статья «Мастерская речевого творчества в детском. » Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной.

Всеобуч «Речевые игры по дороге в детский сад» Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.

Развитие речи дошкольников посредством сказки Ответственных родителей всегда интересует вопрос гармоничного развития ребенка. Им хочется, чтобы малыш не отставал от сверстников или даже опережал их. Один из важнейших показателей успешности развития ребенка — это речь. Она должна быть правильная, богатая, эмоционально.

Малые формы фольклора как средство развития речи детей раннего возраста Тема: «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Яковлева Татьяна Юрьевна Воспитатель МБДОУ №18 «Мишутка» г.Сургут, ХМАО-Югра Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

Этапы развития речи ребенка с 0 до 6 лет

Речь – важнейшее условие для умственного и психического развития ребенка. Отклонение от нормы часто является признаком серьезного нарушения. Наилучших результатов удается достичь только при своевременной диагностике и правильной коррекции. Именно поэтому родители должны внимательно следить, как протекает речевое развитие их малыша. Рассказываем, какие этапы развития речи от рождения до 6 лет выделяют специалисты.

Первый год жизни

Ребенок попадает в языковую среду с момента рождения. Он слышит речь взрослых, реагирует на того, кто с ним говорит. Речь начинает развиваться с первого дня жизни.

  • От рождения до 2 месяцев. Со взрослыми малыш общается посредством улыбки, спонтанных вокализаций гласных. О своих потребностях, дискомфорте он сообщает криком.
  • В три месяца происходит формирование речевого дыхания. Младенец гулит, растягивая и припевая гласными. В этом возрасте родители могут услышать первый смех.
  • В четыре месяца ребенок обычно испытывает сильную радость при общении. Он уже умеет «жонглировать» звуками, гуление становится более сложным: один гласный плавно переходит в другой, например «ОООО-УУУУ-АААА и т.д.».
  • В пять месяцев малыш активно гулит. Он учится произносить простые согласные звуки и соединять их с гласными. Например, «ПЯ», «ПА», «МА», «БА» и пр.
  • Шесть месяцев – это время появления лепетных слов типа «БАБА», «ГАГА», «НАТИ» и т. д., некоторые из них приобретают значение, но чаще всего слоги соединяются в случайном порядке.
  • В 7 месяцев младенец понимает обращенную речь взрослого, активно использует лепетные слова, пытается вести примитивный диалог.
  • В 8-12 месяцев ребенок осваивает интонацию родного языка, во всяком случае, он может произнести несколько слогов с разной интонацией. Он использует простейшие слова «ДАЙ», «МАМА», «НА» и другие, обозначающие базовые действия и близких родственников. К году активный словарный запас обычно составляет около 15 слов

Если к 12 месяцам нет ни гуления, ни лепета, ребенок не реагирует на речь взрослого, необходимо срочно проконсультироваться с логопедом.

От года до 1,5 лет

В этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается до 30-50 слов (названия предметов, действий). Он употребляет их в значении предложений, дополняя жестами, интонацией и мимикой. Иногда он составляет из облегченных слов короткие двухсловные предложения типа «ДАЙ МАМА». Малыш начинает активно познавать мир, и родители должны ему в этом помогать: называть предметы и их характеристики, например, «чай горячий».

От 1,5 до 2 лет

Словарный запас быстро увеличивается, ко второму дню рождения многие дети знают около 200 слов, среди них есть прилагательные и местоимения. Облегченные варианты слов сменяются правильной формой. Все чаще в речи появляются простейшие предложения из 2-3 слов. Малыш связывает слова с конкретным значением, употребляет их осмысленно, правда, слова обозначают обобщенные понятия. Например, слово «КИСА» обозначает всех кошек вообще, а не конкретную. Ребенок хорошо понимает простые побудительные предложения типа «Дай», «Пойдем гулять».

К концу второго года жизни дети с удовольствием слушают сказки и песни, различают слова по их звучанию. Во время игры ребенок часто говорит сам с собой, называя свои действия.

От 2 до 2,5 лет

В этом возрасте дети с легкостью повторяют фразы, услышанные от взрослых, запоминают коротенькие стихи. Лексикон быстро расширяется, ребенок знает и активно употребляет 300-700 слов. Длина предложения увеличивается до 3-4 слов, но они еще грамматически неправильны. В речи появляются глаголы, существительные, наречия («тут», «здесь»), служебные слова. Со сверстниками и взрослыми ребенок общается именно при помощи речи. Ребенок хорошо понимает рассказы взрослых о событиях, участником которых он был лично.

Когда нужно срочно показать малыша логопеду? Если ребенку уже исполнилось 1,5 -2,5 года, а в его речи все еще нет слов с конкретным значением, например, «ПИТЬ», «МАМА», «ИДИ», он говорит на своем собственном «птичьем» языке.

От 2,5 до 3 лет

Малыш активно познает мир, и речь взрослого становится для него важным источником знаний. Словарный запас очень быстро растет. Предложения становятся более сложными, в них меньше ошибок. Ребенок хорошо понимает просьбы взрослого, состоящие из двух действий. В речи появляются падежи и местоимение «я». При произношении длинных слов могут пропадать некоторые слоги, звуки произносятся то правильно, то с ошибками.

Читайте также:
Как помочь ребенку запомнить буквы - консультация для родителей

Если в 3 года ребенок молчит, но «всё понимает», общается преимущественно жестами и мимикой, «мычит», то следует срочно исключить алалию. Это может сделать только опытный логопед.

От 3 до 4 лет

В этот период ребенок овладевает почти всеми звуками родного языка и может даже заметить, если их неправильно произносят другие дети. Словарный запас составляет 1500 – 2000 слов, в речи употребляются глаголы, существительные, прилагательные, числительные, служебные слова. Ребенок правильно использует названия основных цветов, личные местоимения, некоторые антонимы («большой – маленький»), умеет объединяет слова в группы, рассуждать, может связно рассказать о себе – назвать имя, фамилию, возраст, пол. Речь становится грамматически правильной. Большой интерес ребенок проявляет к сказкам, стихам, песням. По картинкам он может передать хорошо знакомый сюжет. В незнакомых словах переставлять слоги, но в целом говорит без грубых ошибок.

От 4 до 5 лет

Словарный запас составляет 2000 слов и более. Ребенок умеет хорошо обобщать и делать выводы, например, он в состоянии построить рассуждение типа: щенок – собака – животное. В речи появляются наречия времени и места. Малыш с удовольствием усваивает словообразовательные модели родного языка, он умеет переносить грамматические признаки с одного слова на другое (в пределах части речи). Кроме того, он более-менее правильно образует форму множественного числа. Речь становится более связной и точной. Практически все звуки, за исключением [р], произносятся правильно. Ребенок часто придумывает собственные слова, с легкостью запоминает несложные стихи. Кроме того, малыш уже может что-то правильно пересказать, построить простое монологическое высказывание, подробно описать вещь или игрушку, выучить и выразительно прочитать стихотворение.

Внимание! Если в 4-5 лет малыш сильно искажает звуки, например киса – это [кися], а птица – это [фица], то это серьезный повод для беспокойства.

От 5 до 6 лет

Речь становится связной, логически выстроенный. Например, ребенок может рассказать историю по сюжетным картинкам, пересказать текст. Постепенно формируется внутренняя речь.

Словарь очень быстро увеличивается, ребенок моментально усваивает незнакомые слова, причем не только значение, но и грамматические признаки.
Что касается фонетического состава слова, ребенок уже понимает, какой звук является первым, что произойдет, если один звук заменить на другой или убрать его вообще. Он с легкостью управляет громкостью голоса и интонацией.

Если ребенок в 5-6 лет произносит звуки неправильно, у него неприятный гнусавый голос, нужно обязательно показать его логопеду.

У каждого малыша свой темп развития, поэтому он может опережать или отставать от сверстников на 2-3 месяца, но не более. Иногда в суете родители настолько привыкают к детскому лепету и не замечают, что по возрасту речь должна перейти на более сложный уровень.

Именно поэтому мы рекомендуем обязательно приходить на консультацию к логопеду ежегодно. Только опытный специалист может точно сказать, правильно ли развивается речь ребенка.

Дата публикации: 22.12.2020. Последнее изменение: 29.03.2021.

Развитие внимания у детей

Ирина Романова
Развитие внимания у детей

Развитие внимания у малыша.

ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ? Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.

Можно выделить следующие характеристики данного процесса.

Объем. То есть количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании.

Сосредоточенность. Умение ребенка сконцентрироваться на чем-то определенном.

Устойчивость. Временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность.

Распределение. Способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов.

Переключаемость. Возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое.

Задача родителей – заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики.

Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания.

Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать. Поддержание интереса.

Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно. Придерживаться длительности занятий.

Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки. Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.

Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность.

Читайте также:
35 тематических карточек для родителей по лексическим темам

Существует три вида вниманияпо уровню волевой регуляции:

• непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;

• произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;

• послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности

Возрастные характеристики внимания

Внимание имеет свойства или характеристики, которые на каждом возрастном этапе усиливаются.Главные из них касаются количества и удержания воспринимаемой информации:

Основные принципы развития внимания у дошкольников

Особенности развития произвольного внимания в дошкольном возрасте учитывают слабую сформированность свойств данного процесса – малый объем внимания, сложность переключения, непродолжительную устойчивость. Все усилия взрослых, направленные на развитие внимание дошкольника, важно применять, учитывая основные принципы.

Привлекательность задания. Тренировать произвольность внимания следует в таких играх и упражнениях, которые потенциально привлекательны для дошкольника. Если родители настаивают, «чтобы через 5 минут все игрушки были собраны», такой приказ к развитию внимания отношения не имеет.

Постепенное усложнение задач. Чтобы ребенок учился распределять внимание,в игровой деятельности предлагайте учитывать несколько правил: «Начинай строить башню из самых больших красных деталей, потом добавляй меньшие желтого цвета…», «Нарисуй пять цветочков, чтобы все они были разного цвета…», «Рассади всех своих кукол по росту».

Переключаться с одного вида деятельности на другой дошкольнику легче,когда его подготовят к этому: «Мы посмотрим еще две картинки, а потом ты нарисуешь то, что тебе больше понравилось».Со старшими дошкольниками эффективно вводить игровой элемент: «Сейчас ты собираешь паззлы, а когда я сосчитаю до трех, ты должен взять лист и рисовать то, что я назову».

Сложность данных тренировок заключается в том, что дошкольнику, переходя к другим действиям, требуется время на то, чтобы сконцентрировать свое внимание.

Учет индивидуальных особенностей. Проявление свойств внимания дошкольника зависит от природных индивидуальных особенностей. Дети с таким «быстрым» темпераментом, как холерик и сангвиник, гораздо быстрее переключат внимание на новые виды деятельности. Флегматики и меланхолики затрудняются в переключении, однако демонстрируют более устойчивое внимание

Существует множество игр и приемов для развития внимания у малыша.

Некоторые игры и упражнения для дошкольников 5-7 лет

У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания и его устойчивость. Играя и занимаясь творчеством, они могут самостоятельно планировать свои действия. Упражнения на развитие внимания в этом возрасте должны опираться на ранее приобретенные знания, умения и навыки (например, счет, пространственная ориентация).

«Повтори узор». При помощи счетных палочек или палочек для мороженого, выложите на столе определенный узор (или схематичное изображение чего-либо, букву, цифру). Ребенок должен его повторить.

«Графический диктант». На листе в клеточку малыш должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).

«Виммельбухи». Это книги с мелкими детализованными иллюстрациями. Предложите ребенку найти на рисунке что-либо или сосчитать количество выбранных объектов.

«Раскрась круги». Нарисуйте на листе бумаги десять одинаковых кружочков. Далее, следуя словесной инструкции,малыш должен раскрасить каждый круг: например, второй круг справа – желтым цветом, пятый слева – зеленым.

«Посмотри внимательно». Предложите ребенку найти на газетном или журнальном листе как можно больше заданных букв (например, найти все буквы А или М).

«Таблицы Шульте». Это таблицы, заполненные цифрами (от 1 до 10 или от 1 до 20) в хаотичном порядке. Ребенок должен постараться как можно быстрее найти все цифры по порядку

Консультация для родителей. Игры на развития внимания детей 5–6 лет «Сидим дома с пользой» Совсем скоро нашим выпускникам предстоит пойти в школу и по несколько часов в день, нужно будет уделять запоминанию.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Игры с помпонами, пинцетом по схемам на развитие мелкой моторики, цветовосприятия, внимания Игры с помпонами, пинцетом по схемам на развитие мелкой моторики, цветовосприятия, внимания Еще в прошлом году для годовалых деток выписывала.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ» В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают.

Проект «Развитие внимания у детей с ОВЗ в старшей группе «Учимся быть внимательными» «Внимание, есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» К. Д. Ушинский Проект.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Читайте также:
Что такое фонематический слух и как его развить

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Как развивать внимание у детей

Содержание

  1. Какие есть виды внимания
  2. Почему у ребёнка снижено внимание
  3. Как развивать навык внимания у ребёнка
  4. Таблицы Шульте
  5. Тест Струпа
  6. Фотоаппарат
  7. Упражнения с предметами
  8. Лабиринты
  9. Муха
  10. Найти отличия
  11. Снежный ком
  12. День наоборот

Внимание — это сосредоточенность на предметах и явлениях, наиболее важных в конкретный момент.

Познавательный процесс невозможен без умения сосредотачиваться и концентрировать внимание. Для детей особенно важно полностью вникать в процесс обучения, содержание урока и речь преподавателя, чтобы работа была эффективной и приносила отличные результаты как в учёбе, так и за пределами класса. Многие родители говорят, что у ребенка плохая память, но даже не подозревают, что на самом деле хромает именно внимание. Эти базовые психические функции неразрывно связаны. Хорошей памяти без тренированного внимания быть не может.

Какие есть виды внимания

Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий концентрируется на всём необычном и интересном.

Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.

Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том, что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием.>

Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным и ярким. При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться. А вот сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее.

Почему у ребёнка снижено внимание

Нередко детям трудно сконцентрироваться из-за внешних факторов, оказывающих негативное влияние на общее развитие. Во избежание такой ситуации нужно соблюдать некоторые условия и контролировать практически все аспекты жизни ребёнка. Так на что же стоит обратить внимание в первую очередь?

Крепкое здоровье — главное условие, при котором ребёнок развивается полноценно и всесторонне.

Заболевания или недомогания могут ослабить концентрацию в любом возрасте, однако на детей это влияет гораздо больше: малыш становится рассеянным, апатичным. Крайне важно находить и устранять причины недомоганий, а также пристально следить за имеющимися патологиями.

Приучайте ребёнка вести здоровый образ жизни. Старайтесь дозировать время просмотра телевизора, игр за компьютером и в смартфоне. Перегружать его информацией и делами нежелательно. Отдых — одна из главных составляющих крепкого здоровья.

Если ребёнок плохо спит и не соблюдает режим, то становится хронически рассеянным, что влечёт снижение успеваемости в школе, стресс и развитие различных неврозов. Также от режима зависит количество энергии для концентрации и запоминания необходимой информации.

Если тело человека не в тонусе, то мозг функционирует неполноценно. Уровень внимания напрямую зависит от количества подвижности в образе жизни ребёнка.

Когда дети гуляют на свежем воздухе, бегают, прыгают и играют в игры, они выплёскивают свою энергию, стимулируя активную работу мозга. При достаточном количестве активного отдыха или спорта в жизни ребёнка, он сможет быстрее и качественнее воспринимать и обрабатывать информацию, что позитивно повлияет на результаты в учебе.

Речь идет об отношениях родителей как между собой, так и к ребенку. Когда в семье есть какие-либо проблемы, создается дискомфорт и растет напряжение. Дети реагируют на такие ситуации болезненно, и эмоционально первыми попадают под удар.

В итоге успеваемость в школе может упасть, внимание рассеиваться, а ребенок не сможет концентрироваться на предмете и замкнется в себе. Всегда поддерживайте здоровый климат в семье, и ничто не отвлечет ребенка на пути к достижениям в учебе.

Как развивать навык внимания у ребёнка

Чтобы постепенно и эффективно развивать внимание и память малыша, необходимо подключать к процессу различные упражнения. Главное, чтобы они проходили в игровом формате и ребёнку было интересно принимать в этом участие. Можете играть вместе с ним, так малыш будет чувствовать поддержку, и у него появится соревновательный настрой.

Это упражнение реализовано во многих приложениях — заниматься можно где угодно. Таблица представляет собой квадрат 5×5 с 25 клеточками, в которых расположены цифры от 1 до 25 в хаотичном порядке. Задача ребёнка — как можно быстрее отыскать все числа по порядку.

Таблицы бывают большие 7×7 и 8×8 клеток, а также встречаются цветные отвлекающие внимание экземпляры и варианты, когда после нахождения числа все остальные цифры в таблице перемешиваются, не давая запоминать свои местонахождения.

Упражнение состоит из нескольких строк. Ребёнок увидит слова, обозначающие разные цвета, однако написаны они будут другими чернилами. Цель в том, чтобы назвать фактический цвет слова, а не написанный. Например, если слово «красный» написано синим цветом, то назвать нужно синий.

Нашему мозгу проще прочитать слово, и такое простейшее несоответствие на несколько секунд ставит его в тупик. Считается, что этот тест использовали в контрразведке для проверки подозреваемых. Им давали этот листок со словами и просили назвать цвета. Если человек не знает языка, на котором написан тест, то перечислить цвета не составит труда, а вот игнорировать знакомые слова без подготовки тяжело.

Читайте также:
Что делать, чтобы ребенок заговорил?

Смысл в том, чтобы весь день обращать внимание на конкретную часть тела или одежды встречающихся людей. Это могут быть носы, брови, серьги и т. д. Нужно настроить свой «объектив» только на эту часть образа, рассматривать её (не доставляя незнакомцам неудобств, разумеется) и пытаться запомнить. Так ребёнок научится видеть мелкие детали и обращать внимание на нюансы. Потом можно будет смотреть на человека и описывать его внешность в целом. Потребуется высокая концентрация внимания, ведь останавливать взгляд нужно будет на многих деталях сразу.

Упражнения с предметами

В течение какого-то времени надо обращать внимание и называть предметы по выбранному заранее признаку: конкретный цвет, форма, размер, материал изготовления, область применения. Начинайте с малого. Можно тренироваться в комнате, квартире, а когда все предметы будут выучены, ищите предметы на улице. Удобно играть во время прогулки.

Если вы хотите поиграть с ребёнком дома, то возьмите несколько предметов, разложите на столе и попросите ребёнка их запомнить. Затем перемешайте предметы, уберите несколько или, наоборот, добавьте лишние — теперь ребёнок должен вернуть все предметы на место, воссоздав на столе первоначальную картину.

Можно усложнить задачу: пусть ребёнок запомнит все предметы, а потом отвернется или выйдет из комнаты. Уберите один или несколько из них, а ребёнку нужно вычислить пропажу.

Простая, но увлекательная игра, которая требует концентрации внимания. Цель такого упражнения — найти выход из запутанных коридоров или проследить, какие символы соединяют витиеватые линии. Но есть нюанс: вести карандашом или пальцем по линии нельзя — отследить путь можно только глазами.

Для игры вам не понадобится никакого специального оборудования, в ход идут только подручные средства и энтузиазм.

Начертите поле 5×5, подпишите сверху буквы, а слева цифры, как в игре «Морской бой». В средней клетке сидит воображаемая муха, её движение всегда начинается из этого места. Выберите ведущего, который будет задавать мухе направление полёта в течение 30 секунд командами: вверх, вниз, влево и вправо (по клеткам).

Игрокам необходимо отследить передвижения мухи и через 30 секунд дать правильный ответ, на какой клетке она приземлилась. Игру можно постепенно усложнять: позволяйте мухе вылетать за пределы поля или вовсе держите поле в уме, обходясь без листка бумаги.

Перед ребёнком стоит задача — найти все отличия между двумя на первый взгляд одинаковыми изображениями. Картинки можно найти в интернете, но выбирайте не слишком детализированные изображения, чтобы ребёнок смог привыкнуть к игре. Это упражнение подходит как первоклассникам, так и ученикам 2–4 классов.

А вот школьникам 5–7 классов как раз подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но и способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Играть можно вдвоем с ребёнком или подключить других членов семьи. Правила просты: первый игрок называет слово, второй игрок называет это слово и говорит своё, третий участник повторяет первые два слова и говорит своё и так далее. По ходу игры образуется длинная цепочка слов, которые каждому игроку необходимо называть каждый раз, когда подходит его очередь. Это упражнение развивает ещё и память.

Суть упражнения заключается в том, что ребёнку необходимо вспомнить, как прошёл его день, но в обратном порядке. Желательно вспомнить все события прошедшего дня, а если удастся вспомнить детали, можно смело говорить о том, что внимание и память у вашего чада на высоком уровне.

Вы можете направлять ребёнка, помогать ему и давать подсказки, если он не может вспомнить какие-то события.

Реализуйте потенциал вместе

Добавляйте в каждое упражнение что-то от себя, трансформируйте, как душе угодно, главное, чтобы ребёнку было интересно и он был максимально увлечён процессом. Разнообразьте занятия, придумывайте интересные игры и задания, подключайтесь к тренировкам. А если у вас нет времени на составление программы занятий, записывайтесь на “Семейный курс развития памяти” и реализуйте скрытый потенциал вместе!

Помните, что процесс развития памяти и внимания у ребенка достаточно трудоемкий. Всему свое время. Запаситесь терпением, и результат оправдает ваши ожидания.

Как развить внимательность у ребенка

Обучение – основной вид деятельности у младших школьников. Чтобы хорошо учиться и успевать, ребенку необходимо уметь концентрировать внимание и сосредотачиваться. Если эти способности развиты в недостаточной степени, школьник не сможет эффективно работать в классе, для него будет свойственна рассеянность, он также будет испытывать сложности с выполнением домашних заданий.

Содержание:

Внимание: что это такое

Внимание – уникальное свойство человеческой психики, которое является одними из ключевых факторов успеха в жизни. Оно обозначает способность сосредотачиваться в данный момент времени на конкретных предметах или явлениях, не отвлекаясь на другие объекты.

Существует два способа, с помощью которых человеческий мозг отбирает информацию, попавшую в поле внимания:

  • непроизвольный – неконтролируемая реакция на сильные раздражающие факторы;
  • произвольный – избирательное восприятие определенных предметов или явлений.

Непроизвольное внимание заложено на уровне рефлексов. Сознание реагирует на движения, звуки, незнакомые объекты в поле зрения. Произвольное – это результат волевого психического усилия, оно формируется по мере взросления ребенка.

Уровень развитости внимания характеризуется тремя свойствами, и это:

  • объем;
  • концентрация;
  • переключаемость.
Читайте также:
Как правильно читать ребенку

Объем внимания – это количество объектов, которые ребенок способен воспринимать одновременно. Обычно малыши дошкольного возраста способны сосредоточить внимание только на одном предмете, к шести-семи годам это количество возрастает до 2-3 объектов.

Концентрация – это способность удерживать внимание на чем-либо: одном объекте, не отвлекаясь на окружающие предметы и явления. А переключаемость определяет скорость перехода (переключения) фокуса внимания от одного объекта на другой.

Восприятие, запоминание, мышление «включаются» только тогда, когда ребенок сконцентрировался на объяснениях учителя или выполнении задания. Малый объем внимания, неразвитая избирательность, плохая сосредоточенность приводят к тому, что дети испытывают сложности в учебе.

Как развить внимательность у ребенка-младшеклассника

Фразы «Будь внимательнее!», «Соберись!», «Не лови ворон!» дети младшего школьного возраста часто слышат от учителей и родителей. Но справиться с проблемой одним усилием воли первоклассник или второклассник не способен, ему нужно помочь развить внимание.

Занятия по формированию внимания должны проводиться с соблюдением четырех основных правил:

  • игровая форма обучения – подберите интересные игры и упражнения;
  • четкие пояснения задачи – давайте понятные и последовательные инструкции;
  • непрерывность процесса – тренируйте внимание каждый день, ведь делать это можно в любом месте и в любое время;
  • отсутствие отвлекающих раздражителей – во время занятий выключите телевизор и уберите гаджеты из поля зрения, не делайте резких движений.

Во время занятий нельзя комментировать действия чада, делать замечания, торопить. Это отвлекает его от выполнения поставленной задачи, приводит к еще большим сложностям в выполнении задания.

Подбирайте игры и упражнения, которые лишь немного превосходят умения ребенка в данный момент времени. Слишком сложные задания отбивают желание заниматься.

Не упрекайте кроху и не сравнивайте его с другими детьми. Такие действия способствуют потере интереса к занятиям вплоть до категорических отказов.

Развитие внимания у детей в возрасте 7-10 лет: основные особенности

Все недостатки внимания у младших школьников можно устранить при помощи специальных заданий и упражнений. Кроме того, нельзя забывать и об учебной мотивации.

Для детей младшего школьного возраста используют два типа заданий:

  • специализированные – направлены на тренировку основных свойств внимания (объема, развитие концентрации, переключаемости и устойчивости);
  • общие – формируют и развивают внимательность как качество личности.

Свойства внимания у разных детей развиты в различной степени. Одним сложно сосредоточиться и удерживать в уме два-три предмета, другим трудно переключиться с одного вида деятельности на другой, третьи легко переключаются, но постоянно отвлекаются в процессе выполнения заданий.

Внимательность как свойство личности характеризует способность воспринимать объект в целом, вникая при этом в его детали. Невнимательность приводит к тому, что ребенок схватывает только общий смысл задачи, упуская детали, что приводит к неправильному выполнению.

Правильное развитие внимания в младшем школьном возрасте – залог формирования внимательности и наблюдательности у взрослого человека. Эти качества являются обязательными для дальнейшей успешной учебы и построения карьеры.

Хорошее упражнение для развития внимательности – планирование дня. Формируйте вместе с ребенком план действий на каждый день, это научит его выделять важные задачи и концентрироваться на деталях.

Дисциплинированность и ответственность также способствуют развитию внимания. Поручайте ребенку определенные домашние дела, которые ему по силам, и контролируйте их выполнение. Отличный вариант – завести домашнего питомца и поручить ребенку уход за ним.

Игры и упражнения для тренировки внимания младших школьников

Чтобы учеба в младшей школе давалась ребенку легко, необходимо включить в ежедневный образовательный процесс занятия на развитие внимания и памяти. Эти навыки помогут ребенку в учебной работе и позитивно скажутся на общей успеваемости.

«Все помню»

Играть в эту веселую игру можно вдвоем, втроем или даже вчетвером, она тренирует внимательность и память. Суть упражнения – умение запомнить как можно больше слов определенной тематики в заданном порядке. Для игры выбирайте несложную тему – животные, фрукты, овощи.

Суть игры очень проста: «Собака», – говорит первый ребенок. «Собака, кошка», — объявляет второй. «Собака, кошка, лошадь…». Тот, кто забыл слово или перепутал последовательность, выбывает из игры.

«Найди лишнее»

Эта головоломка отлично вписывается в учебный процесс на уроках русского языка. Ребенок должен отыскать в ряду букв слова и выбрать лишнее по какому-либо признаку.

ВЫФПОРТФЕЛЬКЛДНУЧИТЕЛЬЗНЕЕГНПАРТЫ

В данном примере загаданы три слова: портфель, учитель и парты. Лишнее слово – парты, оно во множественном числе, а остальные – в единственном.

«Назови цвет слов»

Это упражнение отлично развивает умение концентрировать внимание. Ребенок должен посмотреть на картинку и назвать цвет, которым написано каждое слово. При этом цвет слов не совпадает с написанным, что развивает способность сосредотачиваться и отсеивать ненужную информацию.

«Поиск отличий»

Это классическое упражнение на развитие внимательности и наблюдательности, которое подходит для любого возраста. Ребенку предлагаются 2 схожие картинки, между ними надо найти все отличия.

Дошкольникам и первоклассникам лучше подойдут изображения с крупными элементами. Ученикам 2-4 классов будут полезны картинки с более мелкими деталями, они тренируют также объем и устойчивость внимания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: