Развитие речи на математике у детей с ЗПР

«Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»
материал по математике (старшая группа) на тему

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.

Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и.т.д. – основные черты диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить или исправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.

Монолог, рассказ, объяснение требует умения сосредоточить свои мысли на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать логику выражения мысли, связность речевого изложения.

Скачать:

Вложение Размер
1_konsultacija_dlja_vospitatelej-rehmp.docx 17.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи

у детей с задержкой психического развития

на занятиях по математике»

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.

Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и.т.д. – основные черты диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить или исправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.

Монолог, рассказ, объяснение требует умения сосредоточить свои мысли на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать логику выражения мысли, связность речевого изложения.

Если взрослые, окружающие ребенка начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать.

С каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для дальнейшего успешного его обучения в школе.

Развитие интеллектуальных способностей происходит на занятиях по РЭМП.

Развитие элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

На занятиях РЭМП для развития связной речи используются:

  1. Стимулирование полных, логических, развернутых ответов на поставленные вопросы.
  2. Заучивание стихотворений о цифрах и геометрических фигурах.

Пример: 1. Это цифра – единица.

Видишь, как она гордится?

А ты знаешь почему?-

Начинает счет всему!

2.Каждый угол в нем

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

А зовут его квадрат.

  1. Отгадывание «Задач в стихах» и загадок.

Пример: 1) Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

В домике у кошки.

2) Жадным быть, разумеется, плохо.

Кого обманула лисица – пройдоха?

Припомните двух неразлучных зверей.

И сказку про них назовите скорей.

(«Два жадных медвежонка»)

  1. Составление задач по картинкам и схемам (прилагаются).

Это дает возможность детям логически мыслить и оформить мысль с помощью речи.

  1. Запоминание и выполнение физминутки, посвященной теме занятия, где речь сопровождается движением.

Пример: 1) «Два хлопка»

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование связной речи детей с задержкой психического развития

Обследование связной речи детей с задержкой психического развитияДля осуществление коррекционной деятельности на логопедических занятиях, необходимо иметь представление об особенностях связной речи де.

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года.

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития

Консультационный материал для воспитателей об особенностях развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития.

Развитие речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных технологий

В работе с детьми с задержкой психического развития по развитию связной речи наряду с традиционными формами работы используются нетрадиционные технологии(триз,сказкотерапия, мнемотехника и т. д.

Формирование математических представлений у детей с задержкой психического развития посредством развития речи

ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Формирование математических представлений у детей с задержкой психического развития посредством развития речи

«Формирование математических

представлений у детей с задержкой

психического развития

через развитие речи»

Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций; формируется терпение, настойчивость, творческий потенциал личности

Считается приоритетным для организации коррекционно-педагогической работы, такая направленность как формирование познавательной готовности к школе. Одним из средств такого формирования является развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Как известно, дети с задержкой психического развития характеризуются недостаточной готовностью к обучению в школе. При этом их неготовность может иметь полиморфный характер и проявляться как в когнитивной сфере, так и в эмоционально-волевой сфере.

В усвоении математических знаний дети с ЗПР испытывают трудности.

• У таких детейснижен познавательный интерес и познавательная деятельность: произвольное внимание, все виды памяти, речь, мышление

• Легко отвлекаются на посторонние раздражители

• Бедность словаря, недопонимание значения слов и выражений могут создавать трудности в понимании условия задач

• Неравномерная работоспособность, повышенная утомляемость

• Незрелость эмоционально – волевой сферы

Дети с ЗПР старшего дошкольного возраста.

• Механически запоминают и воспроизводят последовательность чисел

• При пересчете пропускают предметы или считают их дважды, не называют итог счета

• Цифры не соотносят с количеством предметов

• Не могут сравнивать множества, не понимают вопрос «на сколько больше или меньше»

• Имеются грубые нарушения пространственной ориентировки

Недоразвитие мелкой моторики пальцев рук

Для формирования и развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития предусматривает коррекционно-педагогическое воздействие. Планируемый результат коррекционно-педагогического воздействия -этосформированность таких общеинтеллектуальных умений как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль

Эти умения конкретизируется в двух видах познавательной деятельности, наиболее представленных при реализации математических действий детьми дошкольного возраста, – перцептивной и мыслительной деятельности. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа предполагает решение ряда задач.

1. Коррекционно-развивающие задачи:

а) формирование перцептивных умений (умения оперировать эталонами цвета, формы, величины, умения ориентироваться в пространстве, времени, производить моделирующее действие и др.);

б) формирование мыслительных умений (умения обобщать, классифицировать, сравнивать, формулировать понятия, устанавливать причинно-следственные связи и др.);

г) формирование способности к волевым усилиям при выполнении заданий, требующих волевых усилий, удерживать цель деятельности, умения следовать указаниям педагога и др.

а) расширение представлений об окружающем;

б) закрепление знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, уточнение, дифференциация, углубление данных знаний и др.

а) формирование положительного отношения к занятиям;

б) формирование позитивного отношения к сверстникам, способности организовывать совместное продуктивное взаимодействия в паре, подгруппе, группе и др.

В основу коррекционно-педагогической работы положен ряд принципов.

1. Использование и интеграция различных видов деятельности детей

2. Поэтапное формирование способов познавательной деятельности

3. Принцип учета уровней актуального и ближайшего развития в процессе организации и управления деятельностью дошкольников

4. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к формированию познавательной деятельности

5. Принцип алгоритмизации

Предлагаю вашему вниманию рассмотреть 4-ый принцип.

Это принцип индивидуально-дифференцированного подхода к формированию познавательной деятельности в связи с учетом уровня развития познавательной сферы ребенка, системы усвоенных им знаний и умений, его индивидуальных психологических особенностей.

Данный подход предполагает учет уровня речевого развития ребенка и особенностей его речевых нарушений.

Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи.

Детство невозможно представить без речи (считалок, загадок, игр итд). Поэтому знакомство с математикой через развитие речи поможет ребенку быстрее и легче усваивать ее.

Дети с задержкой психического развития имеют нарушения речи различной степени и характера, при этом выявляются не только бедность словаря, но и нарушения звукопроизношения, несформированность грамматической стороны речи. Для детей с низким уровнем речевого развития предусматривается ряд дополнительных зрительных опор, сопровождение вербальных средств речи учителя- дефектолога невербальными, что способствует адекватному пониманию задания детьми.

Развитие речи, через основные разделы по ФЭМП

Методика коррекционной работы по развитию элементарных математических представлений включает такие разделы,как:

1. Действия с группами предметов (Например, выделение признаков предметав ходе совместно-раздельной деятельности: педагог начинает функцию выделения признаков, а дошкольники –завершают:«Этот мяч по цвету. (красный, по форме он… (круглый, по величине… (маленький)».

2. Размер предметов.

Например,обучение сравнению в ходе совместно-раздельной деятельности: педагог начинает функцию сравнения, а дети –завершают: «Этот мяч большой, а этот – … (маленький)», «Зеленый мяч больше, чем… (желтый)», «Эти мячи… (одинаковые по размеру (величине)»

3. Геометрические фигуры.

формироватьориентировку в задании: педагог показывает детям цельный круг (на дальнейших занятиях другие геометрические фигуры, называет его, дети повторяют

Например, «Эту часть я положу сюда, потому что по форме она подходит…». В заключение дошкольники повторяют действие наложения частей разрезной фигуры на трафарет

4. Количество и счет (состав числа в пределах 10).

Обучение соотнесению числительных количественного счета и порядкового счета (один – первый, два – второй, три – третий и т. д.). На данном этапе педагог просит детей произвести сначала количественный счет предметного ряда, затем порядковый,далее просит параллельно называть количественные и порядковые числительные: «Покажите, гриб под номером «один», покажите гриб под номером «первый». Покажите гриб под номером «3», покажите третий по счету гриб и т. п.»

5. пространственные и временные понятия.

Формировать умения выделять расположение разных частей тела относительно друг друга при использовании понятий «снизу», «сверху» «спереди», «сзади» и т. п.

При проведении коррекционно-педагогической работы, необходимо использовать методы и приемы обучения, учитывая особенности детей с ЗПР.

1. На первом этапе основными методами обучения являются наглядныйи речевой образец, которые сопрягаются с таким приемом, как вопросы. (либо показ действия сочетается с вопросами,

2. На следующем этапе превалирует прием упражнения, который дополняется наводящими вопросами, так как возможности самостоятельной деятельности детей с ЗПР пока ограничены. (либо указания и подсказки педагога)

3. На третьем этапе включается словесный прием – объяснение, за которым снова следует наглядный и речевой образец действия, а затем прием упражнения.

4. Последний прием может сопрягаться с вопросами и подсказками. Использование методов и приемов обучения на четвертом этапе аналогично третьему этапу.

5. На пятом этапе детям обеспечивается максимальная самостоятельность дошкольников посредством упражнения. Данный прием сочетается со словесным приемом пояснения, остальные приемы (наводящие вопросы, подсказывание) используются только в случае необходимости. (либо совместная деятельность педагога и ребенка, однако главная роль в этой деятельности принадлежит ребенку, поскольку он выполняет действие умственно, а педагог реализует его в материальном плане)

Развитие речи на математическом материале-очень интересное и полезное занятие для дошкольника

Здесь приведен пример задач.

Посели всех синих рыбок в левый аквариум, а всех зеленых – в правый.

• В каком аквариуме больше рыбок? На сколько? Сделай так, чтобы в аквариумах было поровну рыбок.

Посели в высокий аквариум одну рыбку, а в низкий – много.

Сколько рыбок плывет направо, сколько налево? Каких рыбок больше?

Несформированность мелкой моторики рук-это не точность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в мыслительном, речевом процессе, поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. счёт в пределах 10. «Шнуровка»

Слайд 14Дидактические игры по математике

Слайд 15Что необходимо учитывать при построении НОД

. Учет особенностей детей с ЗПР

2. Соблюдение последовательности от простого – к сложному

3. Проведение по одной и той же теме двух и более занятий

4. Использование простых, одноступенчатых инструкции, задания выполнять поэтапно

5. Грамотное использование наглядности

6. Включение различных анализаторов

7. Использование индивидуального и дифференцированного подхода к детям

8. Доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку

Для развития элементарных математических представлений у детей с ЗПР предоставлены методики и предложены конспекты коррекционно-развивающих занятий для детей, Это коррекционно-развивающее обучение

«Развитие элементарных математических представлений, автор Морозова И. А., Пушкарева М. А.,

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», авторС. Г. Шевченко, Р. Д. Триггер, И. Н. Волковой, Р. В. Былич, И. А. Кузнецовой, И. К. Беловой, Г. Н. Максимовой

Математическое развитие дошкольников является довольно сложным, комплексным и многоаспектным

Систематическая и целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолевать имеющееся отставания к моменту поступления в школу

Слайд 16. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:
matematika-prezentacija-dlja-atesta_vn4vk.pptx | 5701,97 Кб

Использование приемов арт-терапии для социально-эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития Воспитатель ГБДОУ № 18 комбинированного вида Пушкинского р-на СПб Шитова Е. П. Вовсе не обязательно затевать грандиозные проекты, чтобы.

Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития. Особенности развития детей с ЗПР» «Консультация для родителей “Развитие детей с задержкой психического развития”» Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития Митришкина.

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей старшей группы с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития Ход занятия. Действия воспитателя Действия детей Рассчитайтесь по порядку Выстраиваются в колонну по одному. Рассчитываются: Первый,.

Методы развития памяти у детей с задержкой психического развития Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Память дошкольников.

Система дидактических игр как средство развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем 1. Теоретические аспекты развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте. Современный.

Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.

Живой уголок как средство развития коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития Коммуникативная сфера личности представляет собой общение и взаимодействия человека с другими людьми. Общение является ведущим условием.

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр УДК 376.4+372.3/.4+37.0 СТАТЬЯ Сергиной А. С. Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством.

Развитие речи на математике у детей с ЗПР

Использование стихотворных форм как средство развития речи в процессе формирования математических представлений у детей 6-7 лет с ЗПР

У детей с задержкой психического развития, как правило, оказываются частично сформированными базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речевой системы.

В осуществлении познавательной деятельности (а математическая деятельность — это специфическая познавательная деятельность) ведущая роль принадлежит речи (М.А. Гараева, С.Ю. Кондратьева). Поэтому педагогу необходимо включать работу по развитию речи во все виды математической деятельности (порядковый счет, составление и решение задач, сравнение предметов и т.д.), продолжая ее на протяжении всего периода обучения.

Данная работа предлагает развивать речь детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе формирования математических представлений, используя разнообразные стихотворные формы, которые были подобраны в соответствии с темой занятия, а также лексической темой.

В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.

Стихотворение – это и есть словесная «игрушка». И в то же время детская поэзия — это особый свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.

Отличительная особенность моей работы, в том, что в ней используются стихотворные формы не только о цифрах и геометрических фигурах, но и для всех разделов математики. Таких как: «Количество и счет»; «Сравнение предметов» (по высоте, ширине, длине и т.д.); «Пространственные и временные понятия»; «Задача». В заключительной части занятий используются карточки – задания.

Вопрос роли развития речи на математике в системе коррекционной работы в литературе практически не освещен, что вызывает у практиков определенные трудности, поэтому является актуальным. Все выше указанное определило цель и задачи моей работы.

Цель: развитие речи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития через использование стихотворных форм в процессе формирования математических представлений.

1 Блок: Развивающие.

1) Развивать у детей мыслительные операции; восприятие, память, внимание.
2) Развивать у детей умение слушать и запоминать стихотворные формы.
3) Применять стихотворные формы как средство развития речи.
4) Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

2 Блок: Образовательные.

1) Дать детям знания об основных математических понятиях через стихотворные формы.
2) Вырабатывать умение строить простейшие умозаключения и аргументировать свои высказывания.

3 Блок: Воспитательные.

1) Воспитывать познавательный интерес к математике.

Для реализации цели и задач выбрана программа Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Выбор данной программы не случаен, поскольку:

– во-первых, программа может быть адаптирована в соответствии с интересами, потребностями и способностями детей, следовательно, дает возможность педагогу реализовать творческий потенциал;

– во-вторых, содержание математического материала имеет развивающий и коррекционный характер.

– в-третьих, в программе подготовительной группы уделяется больше времени работе над РЭМП.

На основе программы Шевченко С. Г. мною было разработано и апробировано планирование, цель которого использовать стихотворные формы в процессе формирования математических представлений как средство развития речи у детей 6 — 7 лет с ЗПР.

Проблема данной работы заключается в том, что у детей с ЗПР достаточно слабо развиты речевые процессы, также они с трудом запоминают состав числа (образование числа); названия таких геометрических фигур как овал, трапеция, ромб, прямоугольник, названия понятий, обозначающих свойства предметов, пространственные и временные понятия; испытывают трудности в решении примеров и задач. К тому же данные задания вызывают негатив у детей, так как они не справляются с ними.

Таким образом, данная работа позволит не только использовать мыслительные операции, но сопровождать их речью, т.е. интересными стихотворными формами. Это позволит повысить уровень усвоения материала, облегчит его использование на практике, позволит ребенку стать более самостоятельным, в своих суждениях и действиях, а также повысит познавательный интерес к математике.

Данная работа проводилась с детьми подготовительной группы, поскольку в данном возрасте происходит развитие наглядно-образного мышления и дети данного возраста начинают овладевать навыками слогового чтения, что дает детям возможность самим читать стихи в доступной форме.

На каждом занятии использовались стихи различной формы (в организационном моменте, в играх, в физкультминутке).

Пример: Тема: «Цвет предметов».

Организационный момент: Ребята, мы сегодня с вами познакомимся с цветами предметов, а с какими вы узнаете из цветных загадок:

1) Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (Жёлтый цвет)

2) Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (Зеленый цвет)

3) Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (Красный цвет)

4) Им треть флага занята,
Он в названии кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (Синий цвет)

(после каждой загадки выставляется картинный материал)

Для детей используется наглядный и раздаточный материал, иллюстрации.

В совместной индивидуальной деятельности с детьми закреплялись знания, полученные в НОД, а также воспитатели занимались с детьми в часы досуга.

Также для педагогов была проведена консультация, практикум и беседы.

Большое внимание уделялось и работе с родителями: была проведена консультация, показано открытое мероприятие, в качестве взаимосвязи с родителями был использован уголок – дефектолога («Паровозик»), в котором можно было увидеть тему недели (по РЭМП) и стихотворные формы по данной теме. Родители знакомились с информацией и по желанию закрепляли стихотворные формы дома. С детьми предварительно заучивались стихотворные формы, а потом использовались в НОД, что повышает уровень работоспособности детей, интерес к математике, развивает память и т.д.

Пример: Тема: «Состав числа 10».

Двое ребят берутся за руки, образуя воротца; у первого из них карточка с цифрой 10. У остальных детей карточки с цифрами от 1 до 9. По сигналу дефектолога: «Ручеек, в воротца!», дети встают парами так, чтобы в сумме образовалось число 10. Стоя парами, дети читают стихи о цифрах:

1) Вот 1, иль единица.
Очень тонкая как спица.

2) Вот такая цифра есть –
Перевернутая 6.

3) А вот это цифра 2.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею
Волочится хвост за нею.

4) Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.

(количество стихотворений зависит от числа участников)

Важное место в коррекции речи занимает развитие общей и мелкой моторики. В связи с эти в НОД я использовала физкультурные минутки, обогащенные стихотворными формами, также с учетом лексической темы.

Пример: Тема: «Пространственные и временные понятия» («слева», «справа», «посередине»).

Мы во двор идем гулять,
Можно птичек сосчитать.
Слева на качели
Две вороны сели.
Посередине на дорожке
Воробьишко ищет крошки.
Справа- стайка голубей.
Покормите их скорей!

Для НОД и индивидуальной совместной деятельности были придуманы и изготовлены игры: «Математические круги» (на основе кругов Луллия), « Кроссворд», «Цветные ребусы» (схемы для составления стихотворения о геометрических фигурах и цифрах), «Домик для задачки», «Космический цветок».

Пример: Игра «Математические круги».

В игре использовались стихотворные формы о цифрах и геометрических фигурах.

1) 4 угла и 4 сторонки
Похожи словно родные сестренки.

2) У треугольника 3 стороны
И они могут разной быть длины.

3) Цифра 8, два кольца,
Без начала и конца.

4) Смотри, 4 — это стул,
Который я перевернул.

В работе использовались стихи С.Маршака, О.Емельяновой, В.Н.Савичева, В. Волиной, В. Берестова, П. Башмакова, Наталья Ивановой и других. Также в работе представлены стихи собственного сочинения. Многие стихотворения были адаптированы (переделаны) с учётом темы и сложности, так как занятия проводились с детьми, у которых задержка психического развития.

В связи с тем, что у таких детей снижено зрительное восприятие, нельзя недооценивать роль наглядности. Отличительной особенностью НОД является использование карточек – заданий в заключительной части. Применение карточек-заданий имеют свои преимущества:

– во-первых, раскрашивание, вызывает живой интерес к заданию;
– во-вторых, работая на карточке цветными карандашами, ребенок развивает руку.

Подбор наглядного, иллюстративного и речевого материала осуществлялся с учетом произносительных возможностей ребенка (для самостоятельной работы).

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей с ЗПР, разработан и апробирован цикл развивающих занятий (НОД) по математике.

Практическая значимость работы заключается в использовании разработанных НОД не только с детьми ЗПР, но и общеобразовательных группах.

Дети, разучивая различные стихотворные формы в НОД по математике и обучаясь составлять их самостоятельно в предложенных играх, а также дома с родителями, и с воспитателями в часы досуга, развивают и обогащают свой словарь, а также грамматический строй речи. Запоминание, разучивание и составление стихотворных форм не возможно без развития психических процессов, в частности памяти и мышления.

Данная работа способствует обогащению словаря (признаков, антонимов, глаголов), а также нам удалось снизить уровень грамматических ошибок в речи.

Апробация работы проводилась в МДОУ Д/С №29 комбинированного вида (г.о. Чапаевска) с детьми двух подготовительных групп №1 и №2 с задержкой психического развития в течение 2010-2011 учебного года.

1 ЭТАП (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ):

Дети подготовительной группы №1 обучались по программе С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Целью исследования было: развитие речи в процессе формирования математических представлений у детей 6-7 лет с ЗПР.

Диагностика детей проводилась в сентябре 2010 и мае 2011 учебного года, исследовался уровень развития словаря и грамматического строя детей, по диагностической карте разработанной У.В. Косаревой. Задания включали в себя исследования словаря (антонимов, глаголов, предметов и признаков) и грамматического строя речи (образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных и притяжательных прилагательных, согласование существительных с прилагательными). Результаты диагностики представлены в диаграмме № 1.

2 ЭТАП (КОНТРОЛЬНЫЙ ЭСПЕРИМЕНТ):

Дети подготовительной группы №2 обучались по планированию, разработанному мною (Телеляевой Ю.Ю.), на основе программы С.Г. Шевченко.

Целью исследования было: использование стихотворных форм как средство развития речи у детей 6-7 лет с ЗПР в процессе формирования математических представлений.

Диагностика детей проводилась в сентябре 2010 и мае 2011 учебного года, исследовался уровень развития словаря и грамматического строя детей по диагностической карте У.В. Косаревой. Обследование детей подготовительной группы № 2 проводилось по тем же заданиям. Результаты представлены в диаграмме № 2.

3 ЭТАП (СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

На данном этапе, участвовали подготовительная группа № 1 и № 2.

Цель: сравнить результаты обследования подготовительных групп (ЗПР) и выявить эффективность использования стихотворных форм как средство развития речи в процессе формирования математических представлений.

Сравнение результатов можно увидеть в диаграмме № 3.

Динамика обучения показала, что проведенная НОД по математике с использованием современных подходов и стихотворных форм, дает положительный результат в развитии речи у детей подготовительной группы с ЗПР и позволяет повысить уровень развития словаря и грамматического строя.

Это можно наблюдать в диаграммах № 1, 2, 3 (Приложение №1). В диаграммах показано, что развитие речи, а также психических процессов у детей значительно улучшились.

Таким образом, можно утверждать, что развитие речи на математике занимает важное место в системе коррекционной работы в группах комбинированной направленности с ЗПР.

Телеляева Юлия Юрьевна,
учитель-дефектолог, логопед.
ГБОУ СОШ № 13 г.о. структурное подразделение
«Детский сад № 29″ Кораблик»”, г. Чапаевск

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Содержимое публикации

Развитие речи и математических представлений

детей с ЗПР

Многим детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения, недо­статки фонематического восприятия. Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков, обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению. Недостаточно сформирован фонематический слух — умственное действие по определению количества (сколько звуков в слове ДОМ), по c ледовательности (какой первый звук в слове ДОМ. Какой следующий? Какой последний звук в слове ДОМ), места звуков (звук [м] в слове ДОМ стоит в начале, в сере­дине или в конце слова); отклонения в лексико-грамматическом оформлении.

Отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций (подойди к шкафу, возьми красную машину и принеси ее мне), логико-грамматических конструкций (положи ложку около стакана). Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления его содержания.

В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире в словаре детей с ЗПР отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. Наблюдаются неточности в употреблении слов. Слова-наименования заменяются описанием ситуации или действия (парикмахер — «стригет волосы»). В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение прилагательных вызывает трудности. У детей возникают трудности даже при определении цвета и формы предмета. Отмечается, что у детей с ЗПР имеется низкий уровень ориентировки в пространстве, в восприятии пространства, а следовательно, нарушения в употреблении слов, обозначающих пространственные соотношения (впереди, сзади, между, перед, около, за и т.д.). Вместо них дети используют наречия «там», «здесь», «сюда» и т.п. Процесс словотворчества (способность «создавать» слова, не принятые в родном языке, например— «курные» яйца, я «подбаливаю», «дострак» и т.п.), возникает позднее, чем у детей с нормальным развитием, и может длиться до 7—8 лет.

Особенности лексики детей с ЗПР проявляются в недостаточной
сформированности антонимических и синонимических средств языка.
Дети с ЗПР хорошо подбирают антонимы к знакомым словам, например
большой — маленький, злой — добрый. Большие трудности выявляются
при подборе антонимов к малознакомым, редко употребляемым словам, к
прилагательным, глаголам, наречиям. Дети, как правило, используют в
подборе антонимов исходные слова с частицей «не», например, широкий
— неширокий, толстый — нетолстый и т. п. Отмечается, что при подборе
синонимов дети с ЗПР допускают следующие ошибки: вместо синонимов
используют антонимы, используют слово противоположного значения с
частицей «не», употребляют слова другой части речи, например, горе —
печальный. ,

Основные проблемы проявляются в формировании связной речи: дети не могут пересказать даже маленький текст или знакомую сказку, им не доступно творческое рассказывание. Особую трудность для детей представляет связная монологическая речь, которая характеризуется нарушением логической последовательности, фрагментарностью. Отмечено, что низкий уровень владения монологической речью у детей с ЗПР проявляется в большом количестве личных и указательных местоимений, в частом использовании прямой речи, мимики, жестов. Даже при использовании наглядных опор (картин, иллюстраций) дети затрудняются в определении причинно-следственных связей и отношений, наблюдается чрезмерная детализация ситуации («. и покатился Колобок по лесной дорожке, которая то прямо, то повернет, то снова прямо. то на ней камень лежит, то куст растет. ). Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа и на вопросы педагога он отвечает правильно.

Особенности у дошкольников с ЗПР имеются и в освоении матема­тических представлений: большинство пяти-шестилетних детей меха­нически запоминают и воспроизводят последовательность числительных до 10, не умея свободно ориентироваться в числовом ряду. Дети правильно считают от 1 до 10, но если попросить их посчитать от 3 до 7 или назвать число, которое стоит перед тремя, между 2 и 4, эти задания вызовут у детей значительные трудности или даже отказ от выполнения. Им сложно называть числа в обратном порядке. Многие дошкольники еще не владеют операцией результативного счета, т.е. умением соотнести последнее из называемых числительных со всей совокупностью в целом, а не с последним ее элементом, таким образом, дети не могут ответить на вопрос «сколько». Например, ребенок считает грибы, произнося вслух 1, 2,3. Спрашиваем: «Сколько всего?» Ребенок снова пересчитывает— 1, 2, 3. «Сколько всего?» и так до бесконечности. Умение правильно пересчитывать предметы основано на умении выделять из множества отдельные элементы: практически это находит свое выражение в том, что,
перечисляя числительные в правильной последовательности, ребенок при этом либо берет каждый из пересчитываемых предметов в руки, переставляя его в другое место, либо указывая на каждый из пересчитываемых предметов пальцем. Дошкольники с ЗПР обычно легко осуществляют правильный анализ — правильно пересчитывают
элементы множества, однако не в состоянии легко произвести синтез (соединить пересчет в одно число, в итог счета), ибо не понимают того, что последнее из произнесенных ими слов-числительных (при пересчитывании предметов) относится уже ко всем элементам множе­ства, что именно оно является итоговым числом, определяющим чис­ленность множества.

Почти все дошкольники с ЗПР уже в пятилетнем возрасте понимают, что результат счета не зависит от размера предметов. Но что результат счета не зависит от направления пересчета предметов (слева-направо, справа-налево) и от расстояния между ними, понимают лишь некоторые из них.

Все дошкольники с ЗПР производят пересчет с развернутыми внеш­ними действиями: они считают, передвигая предметы, называя вслух числительные. Способом «прямого усматривания» они пользуются лишь при определении количества предметов в группе не более чем из двух-трех элементов. При предъявлении большей по количеству пред­метов группы они присчитывают их по одному (начиная с трех), дотраги­ваясь до каждого предмета и проговаривая числительные.

Значительные трудности вызывает у детей сравнение двух групп предметов. Определить разность отношения они могут только в тех слу­чаях, когда предметы в этих группах наглядно соотнесены. Например, мы спрашиваем ребенка: «Что больше 2 или 3?» Ребенок не отвечает, но если мы положим перед ним два яблока, а перед собой — три, ребенок ответит, что у него меньше яблок.

Один из самых слабых разделов математической готовности дошкольников с ЗПР — это вычислительные навыки. Лишь немногие пятилетние дети способны выполнить самые простейшие арифметические действия, такие как 1 + 1 , 2-1 , лишь некоторые (уже в шестилетнем возрасте) считают в пределах пяти с использованием наглядного счетного материала (пальцы, палочки, кубики и т.п.), и то с помощью взрослого. Большинство же детей не умеет считать самостоятельно, не знает цифр.

Узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия соз­дают определенные трудности в понимании задачи детьми с ЗПР, они воспринимают задачу фрагментарно. Слабость анализа, синтеза и других мыслительных операций не позволяет связать отдельные фрагменты в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, уже, исходя из этого, выбрать правильный путь решения. При решении простейших арифметических задач эти дети обычно опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел, и как следствие выбор неверного арифметического действия, неправильная формулировка ответа, ошибки в наименованиях и т.д.

Вследствие недостаточно развитой предметно-практической деятельности у детей с ЗПР медленно формируются основные математические понятия равенства и неравенства, количества предметов, а также понятия числа, арифметических действий сложения и вычитания. Также наблюдается отставание в практическом усвоении той терминологии, которая встретится им позднее в условиях задач: всего, вместе, стало, осталось, одинаково, поровну и т. п.

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, соз­дает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах вы­падают из процесса обучения.

Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 19.05.2015 2015-05-19

Статья просмотрена: 2342 раза

Библиографическое описание:

Хачатурян, Л. М. Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР / Л. М. Хачатурян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1324-1327. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18967/ (дата обращения: 18.01.2022).

Занятия по формированию математических представлений проводятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную и музыкальную деятельность.

Занятия направлены на:

– выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у детей;

– определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у детей, что дает возможность учителю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения;

– формирование у детей положительного эмоционального отношения к занятиям по развитию элементарных математических представлений;

– развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;

– формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением;

– развитие интереса и потребности к эмоциональному общению c учителем и c детьми по ходу занятия;

– формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков с использованием ЭМП.

– привлечение внимания детей к свойствам и отношениям окружающих предметов.

На занятиях по формированию математических представлений важно обеспечить смену различных видов деятельности. Поэтому в свободном доступе детей должны находиться разнообразные наборы мелких однородных и неоднородных предметов, игрушек, а также различный природный и бытовой материалы (крышки и пробки от бутылок, вышедшие из употребления пуговицы, шишки, желуди, бобы, ракушки и др.). В ходе обучения учителю необходимо создать атмосферу игры, которая радует детей, побуждает думать, размышлять, высказываться, решать интересную и значимую задачу.

Особая роль в создании образовательно-развивающей среды отводится дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить, анализировать, сравнивать предметы и их группы, выявлять существенные признаки, устанавливать связи, моделировать объекты и др. К ним относятся игры и конструкторы серии «Лето», различные лото, домино, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, картинки-головоломки, карточки-схемы, маршрутные карты и многое другое.

Важным условием успешной работы является гибкость в выборе форм обучения математическим представлениям, хорошо продуманная и интересная система игровых занятий. Учителю необходимо правильно определить место каждого занятия среди других, сделав его звеном единой цепи.

Реализуя работу по формированию математических представлений, учитель учитывает уровень развития детей и особенности обеспечения ее наглядным (демонстрационным, раздаточным) материалом. Исходя из этого он намечает программные задачи, структуру, содержание занятий, подбирает методические приемы и соответствующие дидактические игры и упражнения. Важно, чтобы занятия с аналогичными программными задачами в каждом отдельном случае (с учетом этапа обучения) строились по-разному, поддерживая интерес детей к ним.

Формы организации занятий и их структура многообразны. Они зависят от возраста и подготовленноcти детей, программного содержания занятий, соотношения фронтальных видов работы и количества индивидуально выполняемых заданий и упражнений.

Важное значение для успешной работы имеет личностно-ориентированное, позитивное отношение к ребенку учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ученика. В начале обучения учитель предоставляет каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе, постепенно увеличивая его. Учитывая возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, учитель увеличивает также и объем работы. Он положительно оценивает каждый удавшийся шаг ребенка, попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым содействуя развитию его самостоятельности и активности.

Очень полезно давать детям творческие задания: что-то придумать, догадаться, подобрать похожие ситуации, найти решения. Под руководством учителя дети активно ищут ответ на поставленный вопрос, рассуждают, анализируют, сравнивают, нередко ошибаются, но при его поддержке находят нужное решение. При этом учитель дает каждому ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом детского творческого коллектива, понять, насколько важно его участие в общем поиске решения проблемной ситуации; стремится создать атмосферу взаимопонимания и доверия детей друг другу и взрослому.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов. На первом этапе развивают способность отвечать заранее обусловленным двигательным действием на хорошо известный ученику сигнал. Например метание мяча в ту мишень, которую указывает учитель с помощью светового (звукового) сигнала. На втором этапе развивают способность корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющимися условиями выполнения. Например метание мяча в движущуюся с разной скоростью мишень. На последнем этапе развивается способность использовать именно то двигательное действие, которое в наибольшей мере соответствует внезапно возникшей ситуации. Для развития такой способности прибегают к различным подвижным и спортивным играм.

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок, является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т. п.), а также графических знаков.

В работе по развитию представлений о пространственном расположении частей тела учитель может широко использовать игры-шутки, которые многократно повторяются с разными подгруппами детей и со всеми детьми вместе, вызывая у них радостные эмоции. Эти игры построены на ритме стиха, сопровождаются припевками и поговорками, а также разнообразными движениями, содействующими их лучшей координации: «Водичка-водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем…» и т. д.

Развитию пространственных ориентировок способствуют разные виды деятельности детей: занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, физкультурные, музыкальные. Важное место в этой работе принадлежит игровым действиям — играм с имитацией (показом) различных направлений движения объектов в пространстве: «Покажем кукле, куда полетели птички (где сидит ворона, клюет зернышки воробышек, куда побежала кошка, покатился мяч)», «Укажем, где спрятался Мишка-Топтыжка», «Где звенит колокольчик?».

С детьми также проводятся подвижные игры, требующие определенного направления передвижения в пространстве, такие как «Догоним мяч», «Добежим до флажка», «Достанем игрушку», «Прятки», «Поезд», «Птички летают» и др.

Постепенно дети приучаются слышать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения, а также соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, за, под, здесь, там, тут, туда, сюда и др.). В то же время учитель побуждает детей к тому, чтобы они повторяли за ним и сами использовали в речи некоторые предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения (тут, там, на, под и др.)

Также в процессе рисования, совместного изготовления самоделок, учим детей воспроизводить ритмический рисунок последовательности времен года, месяцев, частей суток, дней недели и т. д.

Стимулируем интерес детей к играм игровым упражнениям на основе содержания сказок, стихотворений, игр и желание активно участвовать в них, использую символические средства, характеризующие времена и месяцы года.

Развиваем мыслительную деятельность детей, определяя противоположные части суток, предшествующие друг другу. Организуем словесные игры на называние основных признаков, характерных для частей суток. Возможно, проводить беседы с детьми о необратимости времени. Упражняем детей в определении времени по часам.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно-развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием — это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. Поэтому автор пособия начинает свои методические рекомендации с методически правильного применения дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ЗПР.

Методические рекомендации по использованию дидактических игрв работе с детьми с задержкой психического развития.

1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно-развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.

3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.

4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.

5. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.

6. Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного. ).

7. Должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом ребенка.

8. Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

9. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

10. В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

11. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.

12. Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по формированию математических представлений с детьми с задержкой психического развития.

1. При проведении любого коррекционно-развивающего занятия по математике необходимо учитывать психофизические особенности детей с ЗПР.

2. Необходимо уделять особое внимание и значение пропедевтическому периоду.

3. Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого — к сложному.

4. Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.

5. На первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно.

6. Обучать детей речевому отчету о проделанных действиях.

7. Переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал.

8. При проведении тематических занятиях (например, по сказке) необходим творческий подход педагога к сценарию занятия, т. е. педагог должен понимать, по какой сказке и сколько занятий можно планировать по одному и тому же сюжету.

9. Использовать как традиционные методы обучения (наглядные, словесные, практические, игровые…), так и нетрадиционные, новационные подходы.

10. Грамотно использовать наглядность.

11. Задействовать возможно большее количество различных анализаторов при выполнении счетных операций.

12. Каждое занятие должно выполнять коррекционные задачи.

13. Желательно на каждом занятии наиболее активно использовать дидактические игры и упражнения.

14. Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

15. Доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку.

Развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития средствами математики

Пояснительная записка.

В настоящее время в России широко распространена система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении. Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, школьников с задержкой психического развития.

Система коррекционно-развивающего обучения строится на принципах развивающего обучения , единства диагностики и коррекции, индивидуализации обучения.

Общепризнанным является положение, что для детей младшего школьного возраста “ведущая деятельность” – учебная, а для дошкольников – игровая. Термин “ведущая деятельность” не означает , что она единственная . Все виды деятельности (игра, учение, общение, труд и др.) после своего проявления могут конкурировать и сосуществовать друг с другом. У детей с ЗПР 1–2 классов игровая деятельность является преобладающей.

Коррекционно-развивающее обучение, осуществляемое на всех уроках, позволяет обеспечить уровень усвоения учебного материала, знаний и умений, соответствующий требованиям образовательного стандарта.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Занятия включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения.

Цель – коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

У детей с задержкой психического развития отмечается :

  • низкий уровень познавательной деятельности;
  • незрелость мотивации к учебной деятельности;
  • сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
  • ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
  • недостаточная сформированность умственных операций;
  • отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов необходимых для благоприятного становления речи и др.;

Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности.

У всех школьников с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания : непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного.

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих словесно – логического мышления. Наглядно – действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени.

Недостаточный уровень сформированности мыслительных операций обуславливает трудности понимания учебных заданий младшими школьниками с ЗПР. Успешность понимания, как результата мыслительной деятельности, определяется по определенным параметрам: глубина, отчетливость и полнота с учетом самостоятельности выполнения заданий.

У младших школьников с задержкой психического развития имеются недостатки по каждому из параметров понимания.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

Психолого-педагогические исследования (Ю.З. Гильбух, Г.М.Капустина, Н.П.Локалова) , а также практика обучения детей с ЗПР свидетельствуют о том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом.

Эти трудности объясняются тем, что дети с задержкой психического развития обладают рядом нарушений предпосылок интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе обучения математике.
Рассмотрим основные нарушения предпосылок интеллекта:

  • недостаточность тонкой моторики рук,
  • нарушения артикуляционной и графомоторной координации (нарушение каллиграфии),
  • зрительно-пространственные нарушения, нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановка их при чтении и написании, трудности ориентации в пределах тетрадного листа,
  • нарушения звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов,
  • трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса,
  • нарушения зрительной, слуховой функций,
  • трудности концентрации и распределение внимания , фрагментальность восприятия,
  • неумение анализировать и обобщать материал,
  • неумение мыслить отвлеченно , абстрактными категориями.

Характерной особенностью детей с ЗПР является слабость мыслительных операций : анализа, синтеза, обобщение, абстрагирования, умозаключения.

Например: недостаточность обобщения проявляется в механическом заучивании правил, формулировок, приемов вычисления без их понимания и применения на практике.

Среди трудностей обладания математических знаний можно выделить следующее:

  • отсутствие устойчивых навыков счета,
  • трудности перехода из конкретного плана в абстрактный,
  • неумение решать задачи.

Анализ психологических причин, лежащих в основе трудностей овладения математического , позволил выделить следующие группы с особыми образовательными потребностями .

Первая группа – трудности при усвоении математики, связанные с несформированностью понятий числового ряда и свойств, смысла счетного действия. Такие дети с трудом определяют место числа в натуральном ряду, затрудняются со счетом в обратном порядке.

Вторая группа – трудности , связанные с несформированностью зрительно-моторных координаций , ассоциативных связей и пространственных представлений. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся , как зеркальное написание цифр, трудности при переводе из словесной формы в цифровую , затруднения в счете при выполнении счетных операций при переходе через десяток .

Третья группа – трудности , связанные с недостаточным развитием мыслительной деятельности и индивидуально – психологическими особенностями личности учащихся.

Представим эту группу трудностей в таблице:

Недостаточность функции Проявление недостаточности
Обобщенность – трудности при формулировании правила на основе анализа нескольких примеров,
– плохое запоминание схемы рассуждения при решении типовых задач
абстрагирование – трудности при переходе из конкретного плана в абстрактный план действий
Однолинейность мышления – решение задач только одним способом
Сравнение – умение сравнивать не приобретает обобщенного характера: дети умеют сравнивать предметы , математические выражения.
Инертность мышления – образование шаблонов мыслительной деятельности,
– стереотипность действий тормозит переход от прямого способа действия к обратному способу.

Рассмотренные трудности усвоения математических знаний детей с ЗПР свидетельствуют о том, что коррекционно – развивающая работа должна строится со следующими основными положениями:

  • восполнение пробелов дошкольного математического развития путем обогащения чувственного опыта, организация предметно-практической деятельности,
  • пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых и трудных тем,
  • дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний , умений и навыков,
  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развития зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций,
  • выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету,
  • формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля,
  • активизация речи детей в единстве с мышлением.

Для учащихся с ЗПР обучение математике целесообразно начинать с расширения практического опыта действий детей с разнообразными предметными множествами.

На основе наблюдений и предметно-практической деятельности у младших школьников постепенно формируется навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения заданий.

Доступная организация практической деятельности способствует снижению умственного переутомления.

Для детей с ЗПР целесообразно предлагать материал не большими дозами, постепенно усложнять задания, увеличивать количество тренировочных упражнений. Учитывая особенности памяти учащихся данной категории, на каждом уроке должны присутствовать упражнения для закрепления и повторения ранее изученного материала.

Учащиеся с ЗПР с трудом понимают пространственные отношения (вперед, назад, направо – налево, вверх – вниз и др.)

С этой целью нужно давать работы на клетчатой бумаге. Это работы графического характера: вычерчивание орнамента по образцу, достраивание фигуры, работа с готовым рисунком, штриховка в разных направлениях, письмо элементов цифр, раскрашивание, обведение контуров по точкам.

Особое внимание необходимо уделять решению задач.

Решение задач способствует становлению логического мышления у школьников. Главная цель – научить выяснить в каждой задаче ее математическую сущность, научить каждого ученика анализировать задачу с первых дней добиваться, чтобы учащиеся сами объясняли свое решение, учились рассуждать, делать выводы и умозаключения, что будет способствовать развитию их мышления.

Задания подобраны с целью повышения интереса к математике, с привлечением жизненного опыта детей.

Задания предназначены для 1 и 2 класса и расположены в каждом блоке с увеличением степени сложности.

Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Всё обучение начинается с наглядных форм мышления.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно – моторные координации детей, улучшаются процессы памяти и мышления.

Цель: развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений.

Продолжить строчку, выявить закономерность и воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор.

1. Задание: Продолжи строчку.

2. Игра “Какой фигуры не стало?”
3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение “горячей монетки” в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

Цель: развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений.

Выполнение задания по словесной инструкции.

1. Задание. Начерти, начиная от точки, друг за другом, отрезки заданной длины в заданном направлении.

3 клетки – вверх,
2 клетки – вправо,
2 клетки – вниз,
3 клетки – вверх и т.д.

2. Дыхательное упражнение.
3. Пальчиковая гимнастика “Пальчики здороваются”.

Цель: формирование правильных и устойчивых представлений об ориентировке в пространстве.

Развитие пространственной ориентации.

1. Задание. Раскрась вертолеты, которые летят налево в синий цвет, а которые летят направо в красный цвет.
2. Нарисуй слева лесенку ниже правой.
3. Упражнение для профилактики нарушения зрения

Расположение и пересечение.

1. Задание. Поставь точку красного цвета – вне окружности. Синего цвета – на окружности. Зеленого цвета – внутри окружности.
2. Поставь точки там, где круг прикасается к квадрату – синего цвета. Где треугольник к квадрату – красного цвета. Там, где круг прикасается к треугольнику – зеленого цвета.
3. Дыхательное упражнение.

Осевая и центральная симметрия.

Цель: формирование представлений об осевой и центральной симметрии на основе жизненного опыта учащихся.

Умение ориентироваться на листе тетради, альбома.

1. Задание. Художник начал рисовать предметы, но не успел, а ты дорисуй их.
2. Задание. Дорисуй рисунки по образцу.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать обеими руками яблоки по образцу.

Цель: формирование умение группировать и упорядочивать предметы на основе определенного качественного признака, сравнивать множества по количеству, путем установления взаимно-однозначного соответствия.

В результате выполнения заданий формируются умения пользоваться и осмысленно воспринимать слова “столько же ”, “по одному”, “ни одного”, “каждый”.

1. Задание. Дорисуй столько палочек, чтобы их стало столько же, сколько квадратов.
2. Сравни множества. Ответь на вопрос: в каком ряду фигур больше, меньше, поровну.

3. Обведи квадраты в группах по четыре.

Цель: формирование у учащихся представления о последовательности натуральных чисел. Способе её образования . Умение выполнять счет в прямом и обратном порядке. Это способствует развитию внимания и памяти.

1. Задание. Считай в обратном порядке от семи до одного.
2. Продолжи ряд чисел.

1,3,5 ______________
3,6,9______________
2,4,6 ______________

3. Покажи пятый по порядку ряд, шестой по порядку столбец.

Цель: продолжить формирование у учащихся представления о последовательности натуральных чисел, способе её образования, усвоить десятичный состав чисел .

Представленные задания направлены на развитие внимания учащихся, на формирование умения сравнивать, обобщать, выделять закономерности, делать выводы.

1. Задание. Запиши числа в порядке возрастания, которые больше 8, но меньше 17.
2. Присчитывай по 2 до 20.
3. Соедини стрелками от меньшего к большему по порядку.
4. Продолжи ряд чисел, не нарушая закономерности до указанного числа.

70,71. 80
30, 29. 20
90,91. 100

Цель: учить устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам . Развивать логическое мышление.

1. Задание. Продолжить закономерность. Нарисуй следующую фигуру.

2. Нарисуй недостающую фигуру.

3. Числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 30. Распредели на группы двумя способами . Укажи признак по которому ты провел это разделение.

Занятие № 10.

Цель: развитие пространственной ориентировки, умение действовать по правилу, закрепить знания геометрических фигур.

1. Задание. Игра “Геометрические ковры”.
Составить на альбомном листе коврик, украшенный геометрическим орнаментом.
2. Игра “Магазин ковров” Найти ковер по описанию.
3. Ленивые восьмерки.
Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими сразу.
4. Упражненте по сенсомоторики.
Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки.

Занятие № 11.

Цель: формирование умений делать умозаключения, выводы из нескольких суждений.

1. Задание. Изобрази отрезками рост каждого мальчика, если Саша и Коля одинакового роста, Коля выше Толи, а Дима выше Саши. Напиши, кто выше всех.
2. Игра “Внимание”. Время запоминания 60 сек.
Запомни 10 геометрических фигур и воспроизведи их в тетради.
3. Графический диктант.

Занятие № 12.

Цель: Развитие логического мышления и формирование умения составлять всевозможные варианты наборов из элементов данного множества.

1. Задание. Составит всевозможные варианты расписания на один день, если должно быть по одному уроку математики, физкультуры, чтения. Запиши в каждой клетке урок первой буквой.

2. Дыхательное упражнение.
3. Упражнение разрезные квадраты. Каждому ребенку выдают по 4 разноцветных квадрата, разрезанных на части, их нужно собрать так, чтобы получился оранжевый, желтый, зеленый, синий квадраты.

  1. Якиманская И.С. Технология личностно – ориентированного образования в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.
  2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993.
  3. Перминова Л.М. Конструирование учебного плана в современной школе. Методическое пособие – Спб: изд. ИОВ РАО 1997.
  4. Поиски современных подходов к обучению // Професс. 1993. ионал.
  5. Журнал “Начальная школа” № 5 . 1998.
  6. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий. Волгоград . Изд.Учитель. 2007.
  7. Плешаков Е.П. Коррекционно-развивающие задания. Волгоград. Изд. Учитель.2006.
  8. Тарасова О.В. Развитие мышления младших школьников с ЗПР. 2007.

Развитие речи на математике у детей с ЗПР

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Заболевание стало довольно часто встречаться, что свидетельствует об актуальности темы развития речи у детей с ЗПР, которая сильно страдает.

Бесплатные занятия с логопедом

Чаще всего ЗПР у детей обнаруживается в школе. Учителя замечают нехватку некоторых способностей, что не дает нормально усваивать новые знания и общаться с одногодками и учителями.

Особенности ЗПР и связь с речью

Все это свидетельствует о замедленном темпе развития психики (ЗПР). Заболевание стало довольно часто встречаться, что свидетельствует об актуальности темы развития речи у детей с ЗПР, которая сильно страдает.

Замедленное развитие нельзя путать с некорректной и некачественной работой родителей и дошкольных педагогов. Происходит заметное отставание по таким параметрам:

  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • эмоциональное здоровье.

В школе учителя могут увидеть, как школьники с ЗПР не проявляют интереса к жизни класса, не включаются в процесс урока и не обращают внимания на вопросы учителя. Любые трудности ведут к моментальному прекращению деятельности. Дети быстро заводятся, если им что-то интересно, но также быстро «перегорают». Все это сопровождается плохой успеваемость, но значение оценок не играет для ребенка никакой роли.

Все сравнение делаются с принятыми нормами. Особого внимания заслуживает речь, так как отклонение у детей с ЗПР наиболее очевидно.

Причины возникновения замедленного развития

ЗПР возникает у детей по нескольким причинам, которые делятся на группу биологических и социальных.

К биологическим относятся проблемы при беременности, которые могли повлиять на плод. Особую опасность представляют отравление токсинами, осложнения при токсикозе, инфекции и травмы. У плода может возникнуть гипоксия, при родах – асфиксия и травмы по разным причинам. Опасна недоношенность и генетическая предрасположенность.

На ранних этапах жизни на формирующийся мозг и организм тяжелый эффект оказывают:

  • травмы;
  • инфекции;
  • операции;
  • наркоз и другие поражающие факторы.

Социальные причины включают в себя:

  • отсутствие развивающих игр и контакта с людьми;
  • необоснованные запреты;
  • психологические травмы в раннем детстве и неблагоприятные условия воспитания;
  • гиперопека;
  • безнадзорность;
  • грубость и деспотизм родителей.

Диагностика замедленного развития и роль речи

Заболевание нельзя обнаружить при рождении и, чаще всего, до поступления в детский сад или школу. Родителям трудно заметить отклонения в силу привычки к поведению своего ребенка. Физически и внешне он здоров. Эмоциональное отставание может не вызвать особого волнения, так как считается, что малыш еще всему научиться (говорить, играть с детьми).

Неспособность к усвоению нового отмечают учителя в школе. Но гораздо раньше обнаруживаются нарушения речи, которые зачастую сопровождают ЗПР.

Речь дошкольника в норме достаточно сформирована, также как и багаж знаний, словарный запас, что позволяет свободно общаться на любую понятную ему тему. Предложения развиты, связаны между собой и наполнены основными частями речи: глаголами, местоимениями, прилагательными, числительными и соединительными словами. Они грамотно связываются друг с другом: склонение, спряжение, чередование звуков и словоизменение. Все это усваивается в общении, но не у ребенка с ЗПР.

Непосредственным симптомом дисфункция речи не является, скорее это уже последствие замедленного развития. Дело в том, что речь – это результат мыслительных процессов, которые у больного нарушены, а значит, будут проблемы и с процессом говорения. Качество речи показывает качество знаний и развития.

Проблемы возникают как с импрессивной, так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится «глухим» к речи при нормальном слухе.

У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят. При обнаружении проблем необходимо пройти обследование речи.

При ЗПР нарушаются обе формы в равной степени, происходит системное недоразвитие речи, хоть и встречаются случаи, когда один из вариантов преобладает. У детей заметны следующие характеристики речи:

  • неправильное воспроизведение звуков;
  • маленький словарный запас;
  • грамматические ошибки.

Они медленно воспринимают речь на слух, не понимают смысл отдельных слов, а также значение интонаций.

Стоит обратить внимание, если малыш говорит примитивными предложениями. Нехороший сигнал, если нет понимания обобщенных слов, например, мебель, фрукты, транспорт. Неспособность вести монолог и трудности при диалогической речи – это тоже симптом нарушения речи при ЗПР. Если смотреть на произношение, то хуже всего даются шипящие и свистящие, общая работа речевого аппарата вялая.

Может быть так, что дисфункция не сильно заметна, так как способности ребенка покрывают бытовые проблемы, но нарушения понимания речи, логики и грамматики все равно можно заметить.

Общие действия при нарушении речи при ЗПР

При коррекционной работе важно учитывать не только подходы к исправлению речи, но и комплексное развитие ребенка. ЗПР по социальным причинам возникает из-за постоянного давления какого-либо фактора. Поэтому необходимо его убрать, будь то ссоры родителей, невнимание или строгость. Ребенок должен расти в спокойствии.

Далее необходимо создать условия, в которых он будет познавать что-то новое. Это потребует внимание и время родителей, но позволит постепенно поднять эмоциональный и интеллектуальный уровень.

Уделяется внимание особенностям речи детей при ЗПР и развиваются отдельные параметры. Например, память. Если способности ребенка позволяют, то нужно заучивать короткие стихи. Это способствует пониманию связности повествования, что хорошо скажется на сенсорной речи.

Если есть проблемы с пониманием смысла слов, то делается упор на объяснении. Прежде чем требовать от ребенка использовать новое незнакомое слово, нужно на практике показать, что оно значит или как действует.

При проблемах с произношением требуется цикл логопедических упражнений.

Чтобы помочь малышу начать говорить, надо создать специальную среду. У него должен быть стимул говорить. Для этого надо дать как можно больше материала и содержания, чтобы было о чем поговорить.

Как обучать детей с ЗПР

Считается, что лучше, когда дети с проблемами обучаются в специальных коррекционных заведениях, или в отдельных классах в обычных школах. Но сейчас идет внедрение метода интегрированного обучения, то есть дети с ЗПР обучаются вместе, взаемодействуя со сверстниками. У каждого из методов есть свои положительные и негативные стороны.

Специальные центры Обычные школы
Положительные факторы
Индивидуальный подход к ребенку Есть возможность свободно общаться с другими детьми
Специально обученные специалисты Ребенок ориентируется и видит результаты других
Отсутствие негативного социального опыта и давления Много нового – идет активная познавательная деятельность
Грамотная программа работы с детьми с ЗПР Обычные школы есть везде
Негативные стороны
Зачастую, такие заведения не дешевые Программа не подстроена под индивидуальные особенности
Коррекционные центры есть не во всех городах; Учитель не ориентирован на то, чтобы отдельно работать с «отстающим»
Нет учебного контакта с детьми, освоившими речь Ребенок не защищен от давления со стороны детей

При работе над связной речью у детей с задержкой психического развития учителю любого заведения придется уделять дополнительное время на повторение материала, используя наглядные учебные пособия и карточки. Но при сильных формах задержки, достигнутый результат будет временным, из-за чего индивидуальный подход остается в приоритете.

При обучении материал преподноситься очень дозировано, маленькими порциями. Только, когда один этап усвоен, начинается усложнение. Для запоминания необходима практика. Поэтому часто используют переключения с одного вида деятельности на смежный, где можно повторить или использовать пройденное.

Из-за быстрого утомления занятия чередуются с перерывами через каждые полчаса. Материал для урока выбирается таким образом, чтобы вызвать интерес и эмоциональным подъем. Для этого нужны игры. Тон педагога должен быть располагающим и мягким. Необходимо хвалить малыша за успехи, чтобы вызвать положительный отклик.

Как развивать звукопроизношение и понимание речи

Формирование речи у детей с ЗПР — это длинный процесс. Чтобы исправить и поощрить развитие фонематического слуха и звукопроизношения требуется не только ряд упражнений, но и подготовка к ним.

Делается артикуляционная разминка, рекомендуется еще и дыхательная гимнастика, упражнения по мелкой моторике рук (например, пальчиковая гимнастика). Такие игры можно сопровождать сказками, картинками, стихами, музыкой.

После зарядки идет основной блок упражнений. Для развития понимания речи используются упражнения с карточками. Есть несколько вариантов. Например, ребенок может поднимать карточку, на которой изображен звук, который был произнесен. Или показать слово, в котором есть указанный звук. Можно предложить выбрать картинки, которые начинаются с одной буквы.

Полезно упражнение-игра, в которой участники по очереди говорят слова, но так, чтобы первая буква слова совпадала с последней буквой слова предыдущего участника.

Для коррекции речи обязательно посещения логопеда, который научит правильно проговаривать звуки, а не только их определять.

Как развивать грамматику и лексику

Чтобы научиться лексике и грамматике, ребенку надо освоить закономерности языка, фразовую речь, что делается в процессе общения, так что прибегать к правилам и формулам нет необходимости, по крайней мере, пока ребенок мал и этого не требует школьная программа. Обычно начинать стоит во 2 классе.

Научить правильно употреблять окончания, согласовывать глаголы, можно в общении, постепенно создавая грамматические алгоритмы. Упор идет на обогащение словарного запаса. Для этого ребенку можно предложить сказать название предмета на картине, а потом придумать с ним историю. Педагог оказывает в этом помощь, чтобы получилась интересная и эмоциональная игра.

Сочинение историй поможет и с формированием логичных предложений и фраз. Для развития связной речи полезна инсценировка сказок, игры с пословицами и загадками.

В любом возрасте, как школьников, так и дошкольников необходимо учить читать. Объемы учебных текстов не должны быть большими, удобно размещать их на карточке. Чем ниже навык чтения, тем меньше текста на карточке, вплоть до отдельных слогов.

Прочитанное рекомендуется пересказывать с помощью картинок, плана, по вопросам или без подсказок. Более сложный обратный вариант – предложить картинку или план, по которому составляется история.

Выводы

Не стоит игнорировать ранние признаки того, что у ребенка присутствуют трудности с пониманием речи или воспроизведением. Обращается внимание не только на корректность звуков, но и на логику повествования, скорость и соответствие уровня речи к стандартам в определенном возрасте.

Дефекты легче исправить тогда, когда они не запущены. Делается это как с помощью специалистов, так и дома, ведь процесс обучения и коррекции – это игра и живое общении. При наличии терпения и желания, работать с ребенком может каждый взрослый.

Работу нужно основывать на играх и регулярном повторении даже самых незначительных деталей. Процесс познания и обучения не должен заканчиваться, ведь он многоэтапный. Всегда будут те области, где можно совершенствоваться или усложнить задание. Во время занятий ребенок должен чувствовать себя комфортно, материал – вызывать у него интерес, но никак не негативные эмоции.

Читайте также:
Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: