Развитие речи и мелкой моторики рук на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Развитие речи и мелкой моторики рук на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье представлена система коррекционной работы по развитию мелкой моторики и речи на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием ИКТ,средств нетрадиционного массажа кистей рук для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.

В решении проблем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями значительное место занимает вопрос развития мелкой моторики как одного из факторов развития речи.

Считается, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом и др.), тем сложнее движения, которые необходимы для этого взаимодействия.

Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа по изобразительной деятельности.

Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Занятия по изодеятельности дают возможность для развития кисти и пальцев детской руки.

Изобразительная деятельность для детей с нарушениями речи имеют важное значение. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного развития ребенка, что в свою очередь связано с развитием речи.

Представленный ниже конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности имеет познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Важно то, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов: тактильное восприятие, зрение, слух, что также оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики и речи дошкольника.

Педагогический опыт позволяет отметить, что изобразительная деятельность оказывает благотворное влияние на развитие речи и мелкой моторики. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность дошкольников, повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за движениями руки.

Конспект НОД по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
для детей старшего дошкольного возраста
в группе компенсирующей направленности

Рисование на тему «Наш город зимой»

  1. Закреплять умение передавать в рисунке сюжет на листе;
  2. Учить детей правильно располагать изображение на листе; передавать цветовую гамму зимнего города;
  3. Закреплять навыки и умения рисовать акварельными и гуашевыми красками; смешивать краску для получения нового оттенка;
  4. Закреплять умения и навыки создавать эскиз простым графитным карандашом;
  5. Развивать чувство композиции, чувство цвета;
  6. Воспитывать любовь к родному городу и к зиме;
  7. Пополнять и активизировать словарь по теме;
  8. Использовать нетрадиционный массаж рук.

Оборудование и материалы:

  • Компьютерная презентация с изображениями зимнего города; картинки; образец воспитателя; альбомный лист тонированный голубой краской; кисть №2 и №5; акварельные краски; гуашь белая; палитра.

Предварительная работа и связь с другими занятиями и видами деятельности :

  • просмотр иллюстраций, открыток, прогулки детей с родителями, беседы, чтение художественной литературы.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Дети заходят с воспитателем в группу и садятся на стульчики вокруг ноутбука.

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы ее отгадайте.

Кто снежинки закружил
Снегом все запорошил,
Сделал белыми дома?
Это зимушка… (зима)

Дети отвечают хором.

Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно!

– Как называется город в котором мы живем? (Дети отвечают: мы живем в Армавире).

Воспитатель: Правильно! А давайте вместе с вами рассмотрим картинки про зимний город.

(Показ слайдов сопровождается беседой воспитателя и детей).

– Как вы думаете, это село или город? Почему? (дети отвечают)

– А какое время года изображено на картинках? Как вы догадались? (дети: на картинках зима, потому что лежит снег, идет снегопад).

– Что еще вы заметили на картинках? (дети отвечают: дома, деревья, машины, люди).

– Какие дома вы видите на картинках? (дети отвечают: большие и маленькие дома, одноэтажные и многоэтажные дома, прямоугольной формы и квадратной формы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько транспорта ездит по городу. Давайте назовем транспорт, который вы знаете.

(Дети называют: автобус, троллейбус, трамвай, грузовые автомобили, специальный транспорт – пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина, почтовая машина)

Воспитатель: Как назвать этот транспорт одним общим словом? И почему он так называется? (Дети отвечают: это все наземный транспорт. Наземным он называется потому, что ездит по земле).

Воспитатель: Молодцы, правильно! Дети, а вы хотите нарисовать наш город? (Дети отвечают: да хотим!).

– Тогда представим, что мы шоферы, сядем в машину и поедем в художественную школу!

2. Подвижная игра «Шоферы».

(координация речи и движения, развитие творческого воображения)

Качу, лечу (идут по кругу, крутят воображаемый руль)
Во весь опор.
Я сам – шофер,
Я сам – мотор. . .
Я нажимаю на педаль (останавливаются, нажимают на воображаемую педаль ногой и едут по кругу дальше)
И машина мчится вдаль.

3. Основная часть.

Дети садятся за столы. Воспитатель напоминает детям последовательность рисования, правила смешивания красок, припоминает ребятам как правильно держать кисточку.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подготовим наши пальчики, чтобы они хорошо рисовали. Мы поиграем пальчиками. (дети берут в руки кисточку и выполняют пальчиковую гимнастику).

Пальчиковая гимнастика «Строители» с использованием кисти для рисования.

Чтобы дом построить новый (раскатывают кисточку между ладонями)
Запасают лес дубовый.
Кирпичи, железо, краску, (кисточкой проводят круговые движения по ладошке)
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом, (раскатывают кисточку между ладошками)
Начинают строить дом!

(Дети приступают к рисованию. Сначала рисуют эскиз города карандашом, затем закрашивают красками. Если в ходе работы у ребенка возникают трудности, воспитатель корректирует ребенка).

4. Итог занятия.

Из рисунков на столах дети вместе с воспитателем выкладывают улицу города.

Воспитатель: Ребята, если мы живем в городе Армавире, то как мы можем назвать улицу, которая у нас получилась? (Дети отвечают: мы назовем ее Армавирской).

– Ребята, сегодня на занятии вы постарались! Хорошо отвечали на вопросы, придумывали обобщающие слова, название улицы, отгадывали загадки, играли пальчиками. И поэтому я вам приготовила сюрприз, потому что вы все молодцы!

Воспитатель раздает детям подарки и уходит вместе с детьми под музыкальное сопровождение «Песня про Армавир».

Литература:
  1. Безруких М. М., Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7 лет. Руководство по тестированию и обработке результатов/ М. М. Безруких, Л. В. , Морозова. М. , 1996г
  2. Ашикова С. Совместная с детьми творческая деятельность. // «Дошкольное воспитание», 2001, №3
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -2-е изд. М. : Просвещение, 1967г.
  4. Безубцева Г. В. , Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениям по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет./ Г. В. Безубцева, Т. Н. Андриевская. –М. : Издательство ГНОМ и Д. , 2003г.
Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Одежда, обувь

Ткачева Элина Игоревна,
воспитатель МБДОУ №37,
г. Армавир

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности»

Самохина Алеся
Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности»

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду. Занятие изобразительной деятельностью имеет большое значение для

коррекции речевых недостатков в развитие речи детей.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с

новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в

активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов,

действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять

слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях

изобразительной деятельностью является условие номинативной

(назывательной) функции слова; все, что находится вокруг ребенка, все”, что

он делает и как делает, получает название.

Для того чтобы слово название стало словом – понятием, на него надо

вырабатывать большое число различных условных связей, в том числе и

двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому.

Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется

помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков.

Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимает

смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их

лексические фонематические, грамматические оттенки. Слово помогает

ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении

процессов изображения. На протяжении дошкольного периода

продолжает расти словарный запас ребенка. При этом рост словарного запаса

непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные

особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области

психического развития

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное,

воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторикиумеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки.

Изобразительная деятельность способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия,эмоциональной отзывчивости: кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Рисование – это чудо-занятие! Чтобы интерес к этому виду детской деятельности у ребенка «не остыл»,можно использовать нетрадиционное рисование: кляксография; монотипия; пальчиковая живопись; рисование поролоном; рисование по мокрому; рисование мятой бумагой и т. д.

Большое значение в формировании правильных способов действий карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений и их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с действием руки перед изображением предмета. Результатом этой деятельности является формирование представлений детей о движении руки при изображении. В связи необходимо проводить обследование предметов перед их изображением и включать в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета, что дает возможность связать последующее действие (при рисовании) с обследуемой и изображаемой формой предмета (в процессе рисования)Введение в изобразительную деятельность в детском саду новых способов, материалов, инструментов помогает обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, знаниями, учит детей быть наблюдательными, вызывает живой интерес к созданным поделкам. Развивать творчество можно различными путями, в том числе и с использованием нетрадиционных техник. Работа с нетрадиционными техниками лепки и рисования позволяет развивать трудовые умения и навыки, формирует воображение и эмоционально-положительное отношение к деятельности, является необычайно эффективной деятельностью, развивающей мелкую моторику у дошкольников.

Все это предоставит ребенку свободу самовыражения, поможет развитию координации движений, фантазии, речи, сенсорики, мелкой моторики, логики, творчества, внимания, усидчивости. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная. В детском саду с детьми проводятся занятия по изобразительному искусству. Дети рисуют красками, карандашами, лепкой из пластилина, аппликацией. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения; самостоятельности; настойчивости; аккуратности; трудолюбия.

Читайте также:
Тематическое планирование логопедических занятий в младшей школе

Изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития больше всего подходит дошкольный возраст, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности, так как находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом. По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире.

Рисунки детей-логопатов отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесённости частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей. Из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей-логопатов происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому порой яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется.

Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей-логопатов. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у них развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере. Таким образом, развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы и имеет большое значение для раскрытия их индивидуальности, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности. Таким образом, использование изобразительной деятельности всесторонне развивает дошкольника, формирует основные нравственные категории, художественный вкус, а также влияет на формирование отдельных мыслительных операций. Применяя в обучении различные формы и приемы изобразительной деятельности, педагог может расширить круг представлений детей об окружающем

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

Портал педагога

Автор: Гусельникова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ “Детский сад №88”
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «Методы и приемы изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушениями речи»
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Методы и приемы изобразительной

деятельности в работе с детьми с нарушениями

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для

всестороннего развития и воспитания дошкольников с нарушениями речи

велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как

специфическое образное средство познания действительности, поэтому

имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь

умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием

Деятельность с бумагой, красками, карандашами – отражает и углубляет

представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению

умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с

коррекционным обучением. Занятия рисованием и другими видами

изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка,

его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на

формирование речи, игровых умений, а в целом помогают ребенку

подготовиться к школьному обучению.

Дети с различными речевыми нарушениями, являются особой категорией.

Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние

на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной.

Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с

различными речевыми нарушениями во многом отличается от

изобразительной деятельности детей в норме. У детей с наблюдаются

нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что

отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Отмечается

ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в

соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением.

При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются

значимые для их опознания детали. Дети не могут правильно держать

карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет

полноценную изобразительную деятельность. В целом, у детей с различными

речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается

несформированность техники рисования. На качество изображения

оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной

деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость

нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его

Итак, изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями

нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в

данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие

познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к

самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием.

Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением речи

Тяжелые нарушения речи характеризуются

контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи

составляют дети с общим недоразвитием речи, т.е. имеют место сложные

речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования

всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР

неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем,

неустойчиво, объём снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети

усидчивость. Мелкая моторика очень слабая, карандаш держат неправильно,

отсутствует нажим. Только треть детей владеет мыслительными операциями

выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую

поделку или постройку.

В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания

Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

воображению и рассказ о нем. Дети плохо понимают переносное значение

слов, метафор. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к

собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны

меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического

строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования

интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже,

У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения

их отличаются неточностью или несогласованностью. Дети с трудом берут

Сенсорная система имеет пробелы в освоении цветов, форм, соотнесении

размеров. Сложности возникают в построении перспективы рисунка, подборе

необходимых изобразительных средств.

Методы и приемы изобразительной деятельности

Для развития речи детей на занятиях применяются различные методы и

Читайте также:
Книжка-раскраска (Слова - родственники)

приемы изобразительной деятельности: показ предмета, рисование предмета

с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование

предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование

действий, использование речи взрослого в качестве образца.

Следует отметить большую эффективность одновременного использования

на занятиях нескольких приемов, например, сочетание словесного

объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их

изображения детьми (движение карандашом в воздухе, кистью без краски на

Речь взрослого – образец для подражания.

Для решения коррекционных задач речь взрослого должна отвечать тем же

требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Прежде всего, речь

следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть

доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений.

В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного.

Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных

словосочетаниях. Использование речи взрослого в качестве образца

позволяет одновременно решать и задачи развития речи, и задачи обучения

детей рисованию, и коррекционно – воспитательные задачи. Очерчивающие

движения и указательные жесты совместно с речью помогают уточнить

форму предмета, расположение его частей относительно друг друга и их

соотношение по величине. От этого зависит правильное изображение

предмета в рисунке. Обозначение всех частей и признаков, словом обогащает

Обследование предметов.

Большое значение в обучении детей дошкольного возраста придается

обследованию предметов, которое предполагает участие различных

анализаторов. Это незаменимый приемов в познании детьми формы и

величины предмета, расположения его частей. Он способствует

формированию навыков правильного восприятия и отображения реально

существующих предметов. В предметном рисовании в качестве основных

направлений обследования предметов выделяются следующие:

1. Восприятие детьми целостного облика предмета.

2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их внешних

признаков (форма, величина, соотношение частей)

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно

друг друга (выше, ниже; слева, справа и т.д.)

4. Выделение более мелких частей предмета и установление их

пространственного расположения по отношению к основным частям

5. Повторное целостное восприятие предмета

Комментирование действий.

В процессе рисования предусматривается комментирование их действий с

целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения

значений слов, регуляции темпа деятельности.

Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное

и тактильное восприятие предмета должно целенаправленно и максимально

комментироваться речью взрослых. Целенаправленность предусматривает

две равнозначные задачи: развитие речи и развитие изобразительных

навыков. Максимально значит любое движение, указательный жест, само

предъявление предмета следует сопроводить речью, прокомментировать, что-

то уточнить и т.д. От содержания комментирующей речи при обследовании

предмета зависит точность передачи детьми количества частей предмета, их

расположения, формы, величины, пропорции и т.д.

Воспроизведение движений в воздухе.

В обучении детей с нарушениями речи является специфичным использование

таких приемов, которые в массовых группах применяются на более ранних

возрастных ступенях. Например, прежде чем рисовать, предварительно

следует выработать необходимое движение в воздухе, а затем уже

воспроизводить его на бумаге. Обучая детей, взрослый показывает, как надо

выполнять движение в воздухе, затем предлагает делать детям и сам

продолжает его вместе с детьми, комментируя: «Сейчас все возьмем кисточки

(карандаши) и будем рисовать вот так! Поднимите кисточки и покажите, как

будем рисовать ленточки. Вот так: сверху вниз. Все показываем, как надо

рисовать. А теперь будем рисовать на бумаге. Сверху вниз. Сверху вниз».

Сначала дети выполняют это движение сухой кистью, тренируются без

краски. Воспитатель привлекает внимание детей к выполнению предстоящего

действия: то к направлению, то к силе нажима кистью (карандашом), то к

выбору цвета и т.д.

Сравнение как прием обучения.

ООД по художественной деятельности развивают у детей способность

сравнивать предметы, признаки, действия. Речь взрослого помогает детям

осознать, что они действуют в данный момент с разными предметами. Речь

можно строить путем противопоставления: «Саша рисует яблоко, а Света уже

рисует сливу». Сравнением можно обратить внимание на разные признаки

предмета: «Лена рисует синий кружок, а Ваня-красный». Взрослый также

отмечает, что дети выполняют разные действия.

Вопросы детям.

В процессе занятий рисованием с целью развития речевой коммуникации

взрослый задает детям вопросы. В зависимости от состояния речи дети могут

отвечать на них по-разному. В начале обучения большинство детей

пользуются неречевыми средствами. На вопросы взрослого они отвечают

мимикой, жестами. Некоторые дети могут отвечать и отдельными словами, но

речь их понятна собеседнику лишь в данной конкретной ситуации. По мере

овладения речевыми средствами дети начинают все активнее отвечать на

вопросы словосочетаниями, а затем – и предложениями.

Воспитателю важно помнить, что содержание его вопросов должно иметь

наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую выполняют

дети: иначе ответы детей будут не мотивированы и превратятся в

механические языковые тренировки.

Вопросы по существу данной деятельности способствуют также решению

изобразительных задач. Ребенок усваивает, что яблоки бывают зеленые,

поэтому их надо рисовать зеленым карандашом.

Большое значение в обучении приемам изображения имеет дозировка

заданий. Для детей с нарушениями речи характерны нарушения внимания и

понимания речи; поэтому занятие следует делить на части: ознакомление

детей с предметом, который предстоит изображать; показ приемов

изображения; выполнение работы с детьми; анализ работы.

Ознакомление детей с предметом можно проводить путем обследования

самого предмета либо рассматривания готового образца (рисунка).

Показ приемов изображения осуществляется на готовом образце (сухой

кистью обводятся линии в нужном направлении) или создавая образец на

глазах у детей. Можно сочетать оба варианта показа.

В коррекционных целях следует предусмотреть выполнение работы

небольшими частями. Задание делится на две-три части. Такое деление

обеспечивает чередование объяснения с выполнением работы детьми.

Переключение видов деятельности повышает работоспособность детей,

отсрочивает утомление, помогает вовремя включиться в деятельность,

нормализировать ее темп. А от этого зависит и правильность выполнения

Специфика построения занятия определяется психологическими

особенностями детей с нарушениями речи – их быстрой утомляемостью,

Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить

какие-то звенья в работе. Поэтому задание объяснятся не целиком, а частями,

за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и

регуляции действий. Дети должны понимать из объяснения, что можно

выполнить, а чего делать пока нельзя. И не только понимать, но и выполнять

Читайте также:
Лексические упражнения по обогащению словаря детей прилагательными

эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать, одновременно

начинать и заканчивать и т.д.

Объяснение задания на несколько приемов обеспечивает правильное

выполнение работы и способствует одновременному решению

коррекционных, коррекционно-воспитательных задач (воспитание выдержки,

регуляция включения в деятельность и ее темпа).

В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивает результаты

деятельности детей, анализирует их работы. Затем дает оценку. На первый

план должна выступать положительная оценка. Даже если дети что-то не

смогли выполнить, каждого нужно похвалить: кого за старание, кого за

правильный подбор цвета, за яркость линий, за правильно отображенную

величину предмета и т.д. В оценку обязательно учитывается правильность

выполнения работы в соответствии с заданием.

Таким образом, рассмотренные методы и приемы можно успешно

использовать в коррекционных или в коррекционно – воспитательных целях в

ООД по художественному с детьми с нарушениями речи. Следует

подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка –

дошкольника можно лишь в том случае, если будет выполняться программа

обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и

Рисование позволяет решать и коррекционно – воспитательные задачи:

воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и

целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость,

умение довести работу до конца, аккуратность, т.е. все качества, которые

слабо выражены у детей с ОНР. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу,

надо оказать должное внимание результатам его усилий.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют

сенсорному развитию детей, формируют мотивационно – потребностную

сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации

восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на

умственное развитие и развитие речи.

Список использованной литературы:

1. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений/под ред. Н.М.Назаровой.-М: Издательский центр «Академия»,

2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию:

Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ под ред. Н.П.Сакулиной,

Т.С.Комаровой. М: Просвещение, 1979.-272с.

3. С.А.Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях:

Книга для логопеда. М: Просвещение, 1991.-208с

Изобразительная деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи

Своеобразие структуры нарушения и клиническая симптоматика тяжелых нарушений речи. Использование изобразительной деятельности для коррекции детей с нарушением речи. Нетрадиционные формы работы по изобразительному искусству с детьми с нарушениями речи.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.02.2015
Размер файла 25,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Изобразительная деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи

1. Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением речи

Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, т.е. имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам.

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку.

В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, дети с ОНР отдают предпочтения бытовой тематике. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

Детям оказываются недоступными творческие задания: рисунок по воображению и рассказ о нем. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость.

Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами. Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже, чем у здоровых.

У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Дети с трудом берут правильно кисточку и карандаш. Это затрудняет развитие продуктивных видов деятельности.

Сенсорная система имеет пробелы в освоении цветов, форм, соотнесении размеров. Сложности возникают в построении перспективы рисунка, подборе необходимых изобразительных средств.

2. Использование изобразительной деятельности для коррекции детей с нарушением речи

1. Развитие навыков и умений в изобразительной декоративной, конструктивной деятельности, развитие у детей моторного «алфавита» изобразительных действий, техники изображения, представлений об основных средствах «изобразительного языка». Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.

2. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным восприятием. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Поэтому, для умственного развития детей с нарушением речи имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

3.Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

4. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по активизации словарного запаса детей, уточнению значений слов, закреплению грамматических форм слова. Закрепляется умение комментировать выполняемые действия.

Читайте также:
Как избежать трудностей при овладении навыками письма и чтения

5. Формирование оценочного отношения к результатам изобразительного творчества, своего и сверстников. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

6. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

7. Воспитание у детей с речевыми проблемами эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства, развитие способности понимать их содержание, единства со средствами выразительности в разных видах изобразительного искусства. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Ребенок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Занятия ИЗО подведят ребенка к пониманию того, что искусство окружает всюду (дома, в детском саду, на улице); что оно доставляет людям удовольствие, украшает быт и что к нему следует бережно относится.

8. Моторная умелость. В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью. Большое внимание уделяется подготовке руки к выполнению движений, необходимых для рисования, лепки, а в дальнейшем – письма.

9. Формирование творческих проявлений ребенка в разных видах изобразительного искусства.

3. Нетрадиционные формы работы по изобразительному искусству с детьми с нарушениями речи

нарушение речь искусство дети

Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей.

Так, в случае неуверенности ребенка, обусловленной недостатками изобразительных умений, полезно использовать такие техники, как «коллаж», создание композиций из природного материала, аппликации. Используемые для аппликаций материалы могут быть как традиционными (цветная бумага, картон), так и нетрадиционными (ткани, тесьма, блестки, кружева, шпон и т.д.). Картон тоже может быть разным: «веселым», «волшебным», голографическим, гофрированным. Цветная бумага может быть бархатной, двусторонней, «веселой», металлизированной. Работы из таких материалов получаются очень яркие, необычные, доставляют детям радость и удовольствие.

С целью развития чувствительности пальцев и развития мелкой моторики полезно размазывать по поверхности (картон, дощечка) пластилин и другие пластические массы (глину, соленое тесто). В исследованиях отмечается, что глина, пластилин, соленое тесто подходят для работы с агрессивными детьми. Также для развития мелкой моторики актуальной является «рваная» аппликация.

У детей с ОНР зачастую присутствует и синдром гиперактивности. Гиперактивным детям полезно предлагать материалы, требующие структурирования деятельности, тонкой сенсомоторной координации и самоконтроля. В данном случае, предлагается использовать веревочную технику, выполнение различных аппликаций из крупы, семечек, ракушек, спичек, соли.

Очень интересно детям выполнение работ на больших листах ватмана, обоях. Большой формат предполагает использование широких кистей, дети рисуют размашистыми движениями, что помогает преодолевать замкнутость, эмоциональную зажатость.

В детском возрасте возникают определенные трудности по раскрытию сюжета, связанные, прежде всего, с отсутствием опыта. Эта проблема особенно касается детей с ОНР. Облегчить поставленную задачу поможет использование техники цветного клейстера, которая направлена на получение всегда неожиданного изобразительного результата, заставляет работать фантазию на основе полученных изобразительных эффектов, облегчает работу цветом.

Очень сложной задачей для детского творчества является передача фактуры материала. Использование техники штампов поможет справиться с ней более быстро и на более высоком изобразительном уровне. В качестве таких штампов используется мятая бумага, губка, скрученная в трубочку бумага, марля, ткани. Попробуйте так же предложить детям в качестве штампов ватные палочки, веревочку, спичечный коробок, катушки, пуговицы, ключи, листья растений.

Как сделать фон похожим на текстурную бумагу? Можно предложить детям несколько вариантов. Первый вариант – это акварель по сырой бумаге плюс соль. Получается очень необычный фон. Еще один вариант – это акварель плюс целлофановый пакет. Получается эффект кристаллов. Использование акварели и упаковочного материала с «пузырьками» – еще один нетрадиционный способ тонировки бумаги. Из такой текстурной бумаги можно сделать очень красивые открытки. [5]

Техника «Рисование по мятой бумаге» интересна тем, что краска затекает в места сгиба бумаги и образует эффект потрескавшейся штукатурки.

Рисунок с резервом или батик получается, когда часть рисунка покрывается специальными материалами, на которые не ложится краска (акварель) и контурный рисунок сохраняется. Основой для резерва могут быть разные материалы: канцелярский клей, свеча восковая или парафиновая, восковые мелки.

Полезной для детей с ОНР является техника работы пальцами и ладошками, позволяющая развивать мелкую моторику, кожную чувствительность, моторно-двигательную координацию. Кроме того, активно развивается творческая фантазия ребенка: ладошки могут превращаться то в елку, то в крылья птицы, то в гребешок петушка, а то в забавного человечка.

Нетрадиционные техники значительно повышают интерес к процессу рисования, так как позволяют получить качественный изобразительный результат, что, в свою очередь, повышает самооценку ребенка с общим недоразвитием речи, дает возможность почувствовать свои силы и возможности. Использование различных по структуре, свойствам и изобразительным качествам материалов активизирует познавательные способности детей, развивает их творческий потенциал.

Умелое использование нетрадиционных техник с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ОНР сокращает время на выполнение работы, сокращает зрительную нагрузку, создает «ситуацию успеха» для ребенка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

Нетрадиционные техники позволяют нивелировать трудности изобразительного характера, которые дети с ОНР испытывают при изображении предметов окружающего мира. Активное включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность направлено на совершенствование процесса обучения детей с нарушениями речи. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей младшего школьного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

Читайте также:
Оборудование логопедического кабинета

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика грамматического строя детей с общим недоразвитием речи. Принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма. Выявление состояния письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на третьем году обучения.

курсовая работа [73,6 K], добавлен 27.12.2010

Функциональный базис письменной речи. Определение и главные причины дисграфии, симптоматика нарушений. Методы обследования детей с данным диагнозом. Выявление состояния письма учащихся младших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

дипломная работа [62,9 K], добавлен 20.07.2014

Зрительное восприятие, внимание и мышление у детей с нарушениями речи. Причины общего недоразвития речи (ОНР). Методы обучения, коррекции и воспитания детей с ОНР. Программа реабилитации и коррекции. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями.

реферат [43,7 K], добавлен 20.05.2013

Характеристика категорий детей с тяжёлыми нарушениями речи. Исследование особенностей развития речи на уроках трудового обучения. Организация предметно-практической деятельности в республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов г. Минска.

курсовая работа [56,3 K], добавлен 22.02.2016

Эффективные формы и методы педагогической работы по формированию коммуникативной функции у детей с тяжелыми нарушениями речи. Проблемы развития коммуникативных навыков и способы коммуникации у детей с ТНР. Рекомендации для родителей для работы с ребенком.

дипломная работа [370,6 K], добавлен 27.11.2017

Речь – фактор развития человека. Особенности развития речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Клиническая характеристика нарушений речи детей с умственной недостаточностью. Методики коррекционной помощи дошкольникам с такими нарушениями.

реферат [26,0 K], добавлен 08.01.2012

Биологические и социально-психологические причины речевых нарушений. Виды расстройств речи: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия, дислексия. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

презентация [62,8 K], добавлен 20.11.2011

Развитие мелкой моторики детей с нарушением речи

Разделы: Логопедия

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев”
В.А.Сухомлинский

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, защищали, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили и учились…

Одним их показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Современные научные данные подтверждают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

При ежегодном обследовании детей на логопункте мною, как учителем-логопедом, отслежена прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук каждого ребенка: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом была в норме. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти – особенно на кончиках пальцев – воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют её для обработки в головной мозг. В процессе деятельности мышцы выполняют три основные функции:

  • органов движения
  • органов познания
  • аккумуляторов энергии

Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Родители и педагоги не должны паниковать: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Меня, как учителя – логопеда, конечно же, всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений я в своей работе с детьми использую различные мелкие предметы (хозяйственные мелочи: прищепки, бусы, пуговицы, крупы …). Они привлекают детей, повышают их интерес к деятельности, развивают фантазию, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки. В ходе работы необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности. Например, при использовании пуговиц, бусинок педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети не брали их в рот; прищепки должны быть не слишком тугими при открывании.

Чтобы работа по ручному праксису была результативной, я создала благоприятную развивающую среду – Мастерская “Умелые руки”.

Предлагаю вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Задания детям следует давать по принципу от простого к сложному.

Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Игры и упражнения с прищепками

Цель: развивать мелкую моторику и силу пальцев, ориентировку в пространстве.

Я своим сюрпризом маму
Непременно удивлю.
И поймет, родная, сразу,
То, что я ее люблю.

(к кругу из цветного картона прикрепить прищепки, чтобы получилось солнышко, цветок, подсолнух для любимой мамы).

“Ловкие пальчики”

Давайте, ребята, пальцы развивать:
Прищепки прикреплять, снимать, считать.
Не зевайте, не болтайте,
А за мной повторяйте.

(по сигналу взрослого один ребёнок прикрепляет прищепки на одежду, второй их снимает и считает).

Рыбку золотую “оживить” хочу,
Я ей плавники и хвост прикреплю.

(к силуэту рыбки прикрепить прищепки, чтобы у рыбки выросли плавники и хвост).

“Весёлый зайчик”

Эй, ребята, не зевайте!
Зайцу уши прикрепляйте.
Пусть ушами шевелит,
Наших деток рассмешит.

(к силуэту зайца прикрепить прищепки, чтобы у зайчика выросли ушки).

Ёж без иголок – какая беда!
Давайте поможем ему, детвора.

( к силуэту ёжика прикрепить прищепки, чтобы у ёжика выросли иголочки).

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга так глядеть.
Я горошинку возьму,
Пальцем к столику прижму,
Покатаю, покручу
И сестричку научу.

(горошину катать двумя пальцами с детьми средней группы в течение 30 секунд, со старшими дошкольниками – в течение 1 минуты).

“Ловкие пальчики”

Мы крупу перебирали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,
Перебирать опять начнём.

(перебирать и сортировать различные крупы: рис, пшено, горох и т.д.).

Села птичка на дорожку,
Поклевала чуть горошку.
Посиди, не улетай,
Улетела птичка…Ай!

(выложить дорожку из горошинок).

Наша Маша рано встала,
Рис от гречки отделяла,
Чтобы кашку сварить,
Своих кукол накормить.

(сортировать смешанные крупы).

Читайте также:
Домашние животные и их детеныши - конспект фронтального занятия

Игры и упражнения с бусами

Цель: развитие мелкой моторики, координации слова и движения; автоматизация понятий “справа – слева”.

Маму милую свою
Очень крепко я люблю!
Ей на день рождения
Бусы подарю.
(нанизывать бусы на леску)

“Бусинки – горошки”

Покатаю я в руках
Бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки!

(Детям средней группы катать бусинку диаметром 10 мм между ладонями (пальчиками) в течение 30 секунд; детям старшей группы – бусинку диаметром 15 мм в течение 1 минуты).

Задания с использованием бусинок:

  • по инструкции взрослого выложить из бусинок изучаемую букву,
  • достать из коробочки столько бусинок, сколько звуков в слове,
  • переложить из правой коробочки в левую ( и наоборот) столько бусинок, сколько слогов в слове, – достать из коробочки слева (справа) столько бусинок, сколько слов в предложении, – нанизать на леску справа (слева) от узелка столько бусинок, сколько слов на указанную тему придумает ребенок. По просьбе педагога он их называет, снимая бусинки с лески.

Игры с карандашом

(эти игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, развивают мелкую моторику)

“Мои ловкие пальчики”

Карандаш ребристый в руки я возьму,
На ладони покатаю,
Между пальчиками поверчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Малыши, малыши,
Где же ваши карандаши?
На ладони их катаем,
Свои руки развиваем.

Упражнения с пуговицами

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о величине и форме предметов.

  • выложить из пуговиц буквы, слоги, слова (по памяти или по образцу),
  • классифицировать пуговицы по различным признакам: величине, цвету, форме,
  • нанизывать пуговицы на леску,
  • застёгивать пуговицы на собственной одежде и одежде своих друзей.

Игры с шариками

(шарики сделаны из различных материалов – деревянные, каучуковые, металлические)

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

Дети прокатывают по гладкой поверхности шарик снизу вверх пальцами правой и левой руки.

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал.
А куда? И не сказал. ( сл. Ф. Бобылёв )

Ребёнку предлагается прокатывать шарик поочерёдно различными пальцами правой и левой руки, имитируя дождик.

Дождик песенку поёт:
Кап, кап…
Только кто её поймёт –
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,

И зелёная трава… ( сл. Б. Заходер )

1. Т.А. Воробьева “Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи”.

2. Савельева Е. “ Пальчиковые игры от 2 до 6 лет”.

3. Т.А. Ткаченко “ Если ребенок плохо говорит”.

4. А.И. Павлова, В.И. Рождественская “ Игры, упражнения для исправления заикания”.

Развитие речи и мелкой моторики рук на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с тяжелыми нарушениями речи

3. Практическая значимость

5. Список литературы

Аннотация.

Данная методическая разработка раскрывает важность работы по развитию мелкой моторики рук через изучение художественной росписи – одного из видов декоративно-прикладного искусства.

Введение.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

При работе с дошкольниками с тяжелым нарушением речи очень важно развивать мелкую моторику пальцев рук. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук (М.М.Кольцова). Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие. Это связано с тем, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. К тому же, в коре больших полушарий головного мозга центр речи расположен совсем рядом с двигательным центром (один является частью другого). Поэтому развитие речи и мелкой (а также общей) моторики происходит «параллельно». Совершенствование мелкой моторики приводит к совершенствованию речи. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание и нарушения в развитии речи.

Цель программы заключается в развитии мелкой моторики рук через изучение художественной росписи, приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям через развитие исторической памяти, развитие навыков художественно-творческой деятельности, ознакомление с наследием народного искусства.

По мнению Т.С. Комаровой, народное искусство должно быть в основе развития различных видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, что является методологической основой формирования начал эстетического отношения к действительности у дошкольников. Деятельность с помощью средств народного искусства способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания.

В своих исследованиях Р.М. Чумичева доказывает возможность формирования полноценного художественного восприятия у старших дошкольников. Основой для этого служит, по ее мнению, высокий уровень познавательных процессов у детей, эмоциональная отзывчивость и интерес. С ее точки зрения, дети старшего дошкольного возраста способны выделить эстетическую, познавательную и нравственную ценность произведения искусства, при условии поэтапной и последовательной работы педагога по ознакомлению ребенка с народным искусством на протяжении всего периода дошкольного детства. На этапе старшего дошкольного возраста ребенок способен воспринимать сюжет произведения, проводить связи и определять отношения между предметами и явлениями, изображенными в произведении, понимать позицию автора и вырабатывать свою собственную позицию в отношении произведения искусства.

  • Научить основам теории и практики росписи (хохломской, городецкой, гжель, дымковская роспись), по представлению, по образцам, по памяти, изучить форму, композицию, пропорции;
  • развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, умение работать с мелкими деталями;
  • развивать связную речь;
  • способствовать развитию зрительной памяти, фантазии, художественных способностей, особых качеств эстетического сознания, раскрывать особенности национального народного искусства;
  • учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений искусства, окружающих предметов;
  • формировать умение оценивать созданные изображения;
  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
  • воспитывать нравственные качества (терпимость, доброжелательное отношение к окружающим);
  • развивать творческие способности детей.
Читайте также:
Лексические упражнения по обогащению словаря детей прилагательными

Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Постепенное овладение разными движениями запястья, стимулирование пальцев рук кистями разного диаметра дали хорошие результаты в развитии мелкой моторики рук, которое оказало благоприятное влияние на развитие речи.

Список использованной литературы

1. Кольцова М.М. « Ребенок учится говорить»

2. Комарова Т.С. « Народное искусство в воспитании дошкольников»

3. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

4. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

5. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

6. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

7. Чумичева Р. М. “Дошкольникам о живописи”

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Тема: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Учитель-дефектолог ГУО «Сутковский детский сад- средняя школа Лоевского района» Рак Мария Леонидовна

В настоящее время в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагоприятными экологическими условиями, различными инфекциями, интоксикациями, неблагополучными семейными отношениями. У детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие отклонения. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой патологии, а также ведет к задержке темпа общего речевого развития. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо их дисфункции. Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания. Следует, что формировать речь следует не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием. Темой моего опыта выбран один из «кирпичиков» в фундаменте коррекционной работы, а именно развитие мелкой моторики пальцев рук. Актуальность этой проблемы в том, что именно развитие руки, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук тесно связано со становлением речи, так как области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому с помощью целенаправленного воздействия на определенные зоны коры головного мозга можно проводить профилактическую и коррекционную работу по исправлению речевых нарушений [4, с.51].Известно, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была здесь роль руки. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же подход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. [8, с.51]Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области в коре головного мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. [9, с.268]. Различают мелкую моторику (движения руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное сочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие стоит начинать как можно раньше. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль. Почему же так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности. А самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Таким образом, использование в коррекционно-педагогической деятельности системы эффективных методов и приемов по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, обеспечивающих коррекцию речи.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

– изучить теоретическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики и коррекции речи;- определить наиболее оптимальные организационные условия, обеспечивающие развитие моторики и коррекции речи;

– подобрать комплекс наиболее эффективных игр и упражнений для тренировки руки и коррекции речи детей;

– формировать элементарные графические навыки, обеспечивающие подготовку к рисованию и письму;

– активизировать участие родителей и педагогов дошкольного образования по использованию дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики и речи воспитанников в повседневной жизни.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:

– работу провожу систематично и последовательно;

– коррекционные занятия строю с учетом уровня общемоторного, психического развития детей, стараясь при этом вызывать у них радость.

Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией – сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из ведущих принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в отдельности является принцип «от простого к сложному». Этому принципу подчинена и моя работа по развитию мелкой моторики. Каждый вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является пропедевтическим по отношению к следующему.

Читайте также:
Домашние животные и их детеныши - конспект фронтального занятия

В качестве источников по изучению коррекции мелкой моторики и речи мною была использована следующая методическая литература:

  • учебное издание в помощь логопеду Т.В. Пятница «Пальчиковые

игры и упражнения. Массаж карандашами» – пособие для занятий по коррекции мелкой моторики и речи;

– методическое пособие Е.Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с

задержкой психического развития»;

– методическое пособие Т.В. Пятница «Организация и содержание

работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи» и другие.

В данных пособиях можно найти необходимую информацию для работы с детьми дошкольного возраста, имеющие определенное патологическое развитие речи и мелкой моторики.

После зачисления воспитанников с нарушениями речи в пункт коррекционно-педагогической помощи я выявляю уровень развития мелкой моторики каждого из них, используя метод открытого наблюдения за умениями детей удерживать предметы (карандаш, кисть, мелкие детали конструктора или мозаики) и работать с ними.

С целью создания оптимальных условий для развития мелкой моторики руки и речи воспитанников я создала в группе следующие условия:

  1. Создала картотеку пальчиковых игр;
  2. Уголок «Мои умелые пальчики»;
  3. Оформила рекомендации для родителей и воспитателей по развитию

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, работу веду в тесном контакте с родителями, специалистами учреждения дошкольного образования. Для развития тактильной чувствительности рук использую следующие приемы:

– массаж кистей рук;

– пальчиковая гимнастика и физкультминутки;

– пальчиковые игры (со стихами, со скороговорками);

– лепка из пластилина, соленого теста;

– работа с бумагой в технике «Оригами»;

– рисование нетрадиционными способами;

– рисование по трафаретам, дорисовка, штриховка, графические диктанты, лабиринты, копирование по точкам и по образцу.

Остановлюсь на некоторых из них подробнее:

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: дети растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж сопровождаю веселыми рифмовками.

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными шариками. Детям предлагаю шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами.

3. Массаж грецкими орехами. Предлагаю катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между пальцами, удерживать несколько орехов между пальцев обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша, дети перекатывают между ладоней, активизируют при этом нервные окончания, снимают напряжение.

5. Массаж четками. Перебирание четок детьми развивает мелкую моторику пальцев, успокаивает нервную систему детей.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Например, «Добывание огня», «Пианино», «Прятки» и другие. [3, с. 5-6]

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя мои движения, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и так далее.

Дополнительно дети проговаривают стихотворения одновременно с движениями, при этом их речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песенок.

Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутки как элемент двигательной активности предлагаю детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Упражнения, в которых используется поверхность стола, провожу, не поднимая детей со стульчиков. Такие упражнения сочетаю с традиционными (динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить воспитанникам двигательную активность.

При рассмотрении привычного набора занятий для развития мелкой моторики через «пальчиковую гимнастику» можно отметить два факта:

  1. при проведении упражнений, действия, главным образом

приходятся на «социальную» зону руки – большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец практически не используются в упражнениях;

  1. в основном используются движения захвата предметов, сжатия,

редко – растяжения пальцев и почти никогда – расслабления, что может приводить к повышению тонуса.

Поэтому при выполнении заданий по развитию мелкой моторики рук я предлагаю детям:

задания на: сочетание сжатия, растяжения и расслабления, гибкости пальцев и кистей рук; изолированные движения каждого из пальцев.

Например, игры с карандашом:

  1. Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами

левой руки и тремя пальцами правой руки и покрутить его «вперед», «назад».

  1. Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть

левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.

  1. Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между

указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки, встряхнуть кисти. Далее можно продолжить, захватив карандаш другими пальцами. Возможно вращение карандаша и в вертикальной плоскости.

  1. «Ножницы»: поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша

между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой – средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.

Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуально я предлагаю собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме; совершенствованию фонетико-фонематической сферы.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».

Большой популярностью пользуются у детей такие игры как «Собери бусы», «Волшебные крышки», «Копилочка» и другие.

Вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе застегивания и «пришивания» пуговиц различного размера. Работа с различными по фактуре материалами – еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа с соленым тестом, которое не липнет к рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по лексической теме.

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Наш город

Интересна и увлекательна и работа с «каштанами» (резиновыми мячиками с шипами). С помощью «каштанов» дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук.

Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными и приносит детям радость.

Подобрав необходимый набор наиболее эффективных игр и упражнений для развития мелкой моторики рук, нужно постепенно приступать к формированию графических навыков. Так как выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Я предлагаю детям два вида графических упражнений:

упражнения на нелинованной бумаге;

упражнения на тетрадном листе в крупную клетку.

Эти упражнения проводятся на протяжении двух лет работы с постепенным усложнением заданий.

Упражнения на нелинованной бумаге включают в себя различные задания:

– «дорожки», когда задача ребенка – провести прямые, волнистые, зигзагообразные линии в середине «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»;

– обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам;

– штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки использую трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.

На протяжении двух лет обучения предлагаются различные задания по раскрашиванию изображений предметов. На более поздних этапах детям предлагаю задания по «копированию» предметов. Задача ребенка – срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям, потому что все задания выполняются в красочных тетрадях.

В тетрадях в крупную клетку дети сначала рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам.

Вся эта работа сопровождается стихотворениями. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихотворения постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий. В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее очень хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывает затруднения, то я точками намечаю предстоящую работу. С помощью этой опоры ребенок учится правильно вести линию, не «выезжать» за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку мы не переходим до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. Эти упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты), отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.

С целью активизации родителей и педагогов дошкольного образования по использованию дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики и речи воспитанников в повседневной жизни, готовлю письменные рекомендации для каждого родителя и специалиста, совместно с родителями и детьми изготавливаем, например, «овощи» или «фрукты» из соленого теста, бусы из природного материала и т.д.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, я добилась определенных результатов. По моим наблюдениям, у 50% детей, к концу первого года коррекционной работы, улучшилась артикуляционная моторика, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли высокого уровня развития мелкой моторики, которая не только оказало благоприятное влияние на развитие речи, но и подготовило их к рисованию и письму.

Данный опыт позволяет мне быстрее осуществлять коррекционную работу, сокращает сроки исправления речи у детей, и одновременно работать над общим развитием детей дошкольного возраста, делая их ловкими, жизнерадостными.

При этом следует помнить, что руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

Данный опыт легко применим для разработки воспитательных мероприятий, родительских собраний, психокоррекционных занятий с педагогом-психологом.

Список используемой литературы

  1. Былинно, М.В. Рисуночная деятельность как средство отражения и накопления социального опыта детей дошкольного возраста / М. В. Былинно // Дефектология.-2007.- №6 – С.44-49.
  2. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учебное пособие / Т.В. Варенова. – 2-ое изд. доп. – Минск: ООО «Ассар», 2007.
  3. Пятница, Т.В. Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами/ пособие для занятий по коррекции мелкой моторики и речи// Т.В. Пятница – общество с дополнительной ответственностью «Аверсэв», 2005.
  4. Пятница, Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи //Т.В. Пятница – общество с дополнительной ответственностью «Аверсэв»,2005.
  5. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя /А.А. Катаева,

Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  1. Коноплёва, А.Н. Коррекционно-образовательные технологии:

пособие для педагогов / А.Н. Коноплёва, Е.М. Калинина,

В.П. Пархоменко. – Минск: НИО, 2004.

  1. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. //под ред. Л.В. Кузнецовой. – 3-е изд., стер. – М.: изд. центр «Академия», 2006.
  2. Кунцевич, А.С. Приемы су-джок – терапии в коррекционно-педагогической работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью /

А.С. Кунцевич// Спецыяльная адукацыя.-2016.- №1 – С.51-55.

  1. Немов, Р.С. Психология: словарь – справочник: в 2 ч.- М.: Изд-во
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: