Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности

Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности

Аннотация: Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Физическое развитие

5. Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» включает:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря;
  3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  4. развитие речевого творчества;
  5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:

  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная
  • Музыкально-художественная
  • Чтение
  • Игровая

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения:

  • «Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».

Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

– способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

– обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

– поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Продуктивная (художественная) деятельность:

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия, например, по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

– культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

– формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

– развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы:

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом, у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Злобина Ирина Григорьевна,
учитель-логопед

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования
статья по развитию речи на тему

Развитие речи через разные виды деятельности

в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

Читайте также:
Домашние животные - конспект занятия в старшей логопедической группе

ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Художественно-эстетическое развитие
  4. Физическое развитие
  5. Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» включает;

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:

  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная
  • Музыкально-художественная
  • Чтение
  • Игровая

Развитие речи и коммуникативная деятельность.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения

« Кто к нам пришел?», « Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», « Поздоровайся !», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»

Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Трудовая деятельность

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Познавательно-исследовательская

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

– способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

– обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

– поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия например по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Музыкальная деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

– культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

– формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

– развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.

Игровая

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) . Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_rechi_fgos.docx 19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи через разные виды деятельности

в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Художественно-эстетическое развитие
  4. Физическое развитие
  5. Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» включает;

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:

  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная
  • Музыкально-художественная
  • Чтение
  • Игровая

Развитие речи и коммуникативная деятельность.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения

« Кто к нам пришел?», « Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», « Поздоровайся !», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»

Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

– способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

– обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

– поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия например по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

– культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

– формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

– развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) . Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх , дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр , дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Речевая активность детей

Речевая активность детей зависит от того, как устроена окружающая среда его жизни. Из какого иллюстративного материала, из каких игрушек, из какого оборудования и из каких пособий она состоит. Она зависит и от того, каков развивающий потенциал в играх, как они располагаются, доступны ли они для того, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную деятельность.

Оборудование в группах нужно размещать таким образом, чтобы воспитатель мог легко подходить ко всем детям во время занятий и игр.

  1. Формирующая речевая среда
  2. Игра как средство речевой активности
  3. Специфика дидактических игр
  4. Предметные игры в развитии речи
  5. Словесные игры и развитие речевой активности
  6. Настолько-печатные игры
  7. Занятие как стимулирование речевой активности
  8. Речевая активность на интегрированных занятиях
  9. Обогащение словаря и лексического запаса
  10. Речевая культура дошкольника
  11. Формирование связной речи посредством фольклора

Формирующая речевая среда

Формирующая речевая среда дает большие возможности для речевого развития.

Детям можно предлагать самостоятельно рассматривать картинки, игрушки, книги, рассказывать им об этих предметах, а также о разных событиях. С помощью поручений можно давать детям возможность общаться с ровесниками и со взрослыми. Для того, чтобы развивать инициативную речь, нужно предоставить детям возможность самостоятельно рассказать о предметах из ближнего окружения. Также нужно подсказывать детям образцы обращения к взрослым.

Также обсудим игры и игровые упражнения.

Игра как средство речевой активности

Игра – это первая ступенька воспитательного процесса. Игра формирует язык. Язык при этом организует игру. Характером игры определяются речевые функции, средства общения и содержания. Слово для детей – это часть действительности. Из слов вытекает, насколько важно стимулировать деятельность детей и формировать их язык.

Для этого необходимо грамотно организовать игровое пространство, предоставить детям подходящие игрушки и предметы, которые позволят питать деятельность детей, обогащать запас определенных представлений и формировать их язык. Упражнения и игры дают положительный результат только в тех случаях, когда воспитатель представляет, какие именно задачи решаются в процессе их проведении и каковы особенности организации игр в раннем детстве.

Специфика дидактических игр

Дидактические игры содержат в себе все структурные компоненты, которые характерны для игровой деятельности дошкольников. Но проявляются они в другой форме, так как их роль носит воспитательный и обучающий характер.

Дидактическая задача делает игру нацеленной на обучение, направляет ее содержание на формирование познавательной деятельности ребят. В отличие от прямой задачи во время занятий дидактическая игра побуждает ребенку самому ставить перед собой игровую задачу.

Чтобы формировать у детей способность внимательно слушать, а также усваивать последовательность событий в сюжете, свободно ориентироваться в услышанном чтении, представлять литературных персонажей, нужно внедрять в занятия специальные упражнения и проблемные ситуации.

К примеру, воспитатель должен читать отрывок из сказки и спрашивать: «Вы согласны с тем, что эта песня должна принадлежать волку, а не козе? Почему вы так считаете?». Или же можно спросить детей: «Как вы думаете, это лиса из сказки про лису, петуха и зайца? Почему?»

Когда дети отвечают на подобные вопросы и объясняют, почему у них такая точка зрения, им приходится воспринимать текст и представлять определенные образы.

Во время обучения детей средствам выразительности, нужно использовать любимые и знакомые для них сказки, которые бы вмещали в себя весь комплекс выразительных языковых средств, представляли бы детям возможность естественным образом познакомиться с богатой культурой родного языка.

Более того, использование сказок дает возможность обучить детей использовать разнообразные выразительные средства в их комплексе.

Сначала фрагменты из сказок используются в качестве упражнений. К примеру, дети должны проситься в теремок подобно медведю и лягушке, после чего педагог должен спрашивать, кто из них имеет более похожую манеру или голос на этих персонажей.

Более подробно остановится на том, как применяются в процессе обучения дидактические игры по формированию речи младших дошкольников.

Предметные игры в развитии речи

Игры с игрушками или предметами используются для того, чтобы формировать тактильные ощущения, манипулировать разными игрушками и предметами, формировать творческое мышление и воображение. Когда дети знакомятся с разными частями тела, я стараюсь провести игру «Олины помощники». В этой игре ребята не только знакомятся с разными частями тела, но и учатся образовывать множественное число у глаголов.

Играя в «Что это за предмет?», дошкольники учатся правильно называть предметы. Дети достают из мешочка предметы и называют их. Подобным образом проводится игра «Разноцветный сундучок».

Дети должны достать картинку из сундучка и назвать то, что на ней нарисовано.

Чтобы закрепить приобретенные знания и четкое звукопроизношение, я применяю игру «Волшебный кубик». Дети бросают кубики так, чтобы те крутились. Затем дети изображают то, что выпадает на верхней грани и стараются произнести подходящий звук.

Чтобы сравнить предметы по размеру, мы предлагаем детям находить для трех медведей каждому свою тарелочку.

Чтобы дети запоминали специфические особенности разных животных и птиц, проводится игра «Чья это шубка?».

Словесные игры и развитие речевой активности

Словесные игры строятся на словах и практических действиях с игрушками. Эти игры позволяют развивать память, учат ребенка использовать диалогическую речь, формируют их внимание и желание ясно выражать свои мысли.

Педагог старается активизировать, закрепить и расширить лексический словарь детей. Для этого используются игры, которые помогают детям четко и правильно произносить разные звуки.

Настолько-печатные игры

Эти игры позволяют расширить детский кругозор, формируют их внимание и сообразительность, помогают им ориентироваться в меняющихся игровых условиях, учат их предвидеть результаты своих действий.

Принимая участие в игре, дети проявляют выдержку, стараются строго придерживаться правил и доставляют детям много радости. Для этого проводятся игры с подбором картинок, с собиранием разрезных кубиков и картинок, с нахождением похожих предметов и с забавными человечками.

Эти игры помогают детям сравнивать предметы, находить среди них одинаковые, закреплять знания о фигурах, о цветах, сравнивать предметы на иллюстрациях с определенными предметами.

Чтобы активизировать бытовой словарь детей, нужно организовывать игры с дидактической куклой.

Занятие как стимулирование речевой активности

Важной формой педагогического процесса в детском саду становятся занятия. Они позволяют конкретизировать и уточнить детские знания, которые они получают на практике и которые они получали, когда действовали с предметами из своего окружения.

В младших группах дошкольники еще не могли заниматься в коллективе, не относили к себе речь, которая была бы обращена ко всей группе, не могли слушать товарищей. Большим раздражителем, которые был способен привлекать детское внимание, становится речь педагога.

В этих группах нужно широко использовать наглядность, эмоциональные приемы обучения, сюрпризные и игровые моменты. Перед дошкольниками нельзя ставить учебную задачу. Занятия должны быть оформлены в индивидуальные и групповые формы.

Структура занятий должна быть простой и не требовать от дошкольников индивидуальных ответов. На вопросы воспитателей должны отвечать те, кто захотят или же вся группа одновременно. Общение детей в этом возрасте носит ситуативный характер, часто инициируется взрослыми. Оно обычно кратковременное и неустойчивое.

При этом появляется новый вид общения со взрослыми – это познавательное общение, которое обычно включается в совместную деятельность, а затем и в самостоятельную.

Речевая активность на интегрированных занятиях

Интегрированные занятия – это объединение разных типов деятельности, что вызывает у детей интерес и помогает им снять перенапряжение, разгрузить детей, переключив их на разные типы деятельности. Обычные занятия могут способствовать формированию речи, расширять детский кругозор, помогают развивать гармонически и интеллектуально развитую личность.

Интегрированные занятия позволяют ребенку получить возможность использовать свои творческие способности. Дети сочиняют и фантазируют, размышляют, познают особенности своего родного языка.

Ряд обстоятельств определяют значение занятий для обучения родному языку и формирования речи:

  1. обучение во время занятий дает возможность выполнять все программные задачи планомерно, систематически и последовательно;
  2. во время занятий детское внимание можно целенаправленно фиксировать на конкретных языковых явлениях, которые могут постепенно стать предметом осознания;
  3. целый ряд речевых навыков и умений, которые составляют основу языковой способности, развиваются лишь в специальных условиях обучения;
  4. во время занятий кроме воздействия преподавателя на детскую речь осуществляется взаимное воздействие на речь детей друг у друга.

Также в игровой форме можно активно обогащать лексический словарь детей, формировать у них грамматическую речевую структуру и коммуникативные умения. Дети учатся свободно высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, рассказывать о чем-то.

Также у дошкольников формируется познавательная активность, ведь задания и вопросы требуют от них активизации существующего речевого опыта и использования его в реальной жизни.

Обогащение словаря и лексического запаса

Развитие словаря осуществляется при помощи разных предметов.

Формировать способность находить предметы по размеру, цвету и по названию. Также нужно обогащать названия предметов быта и игрушек, детенышей и домашних животных. Формировать способность понимать обобщенные слова, обращать внимание детей на похожие по значению слова. Также нужно называть существенные детали предметов, детенышей и домашних животных.

Для формирования лексического запаса у младших дошкольников используются разнообразные приемы и методы обучения.

Для того, чтобы обогатить словарь, используются наблюдения, рассматриваются игрушки и картины, проводятся игры-беседы, чередуются игровые и речевые действия.

Чтобы уточнить и активизировать словарь, необходимо использовать игры, рассматривать картинки, рассказывать по картинкам, организовывать практическое и чувственное восприятие, проводить речевые упражнения и ситуации для употребления разучиваемых словосочетаний и слов. Также нужно использовать приемы эмоционального воздействие: сюрпризность, динамику действий, элементы драматизации.

Чтобы развивать понимание значения слов, нужно применять лексические упражнения, активизировать прилагательные, существительные и глаголы, внедрять широкий спектр наглядных материалов – игрушек и картин. Большое значение в этом играет речь самого воспитателя, являющаяся важнейшим источником обогащения речи ребенка.

Чтобы дети осваивали обобщающие понятия, необходимо играть, подбирать предметы из одной родовой принадлежности.

Речевая культура дошкольника

Звуковая речевая культура очень важна для речевого развития младшего дошкольника.

Нужно упражнять детей в том, чтобы произносить изолированные гласные и согласные. Нужно формировать артикуляционный аппарат. Нужно развивать способность использовать высоту и силу голоса. Нужно развивать способность отчетливо произносить фразы и слова. Нужно развивать артикуляцию звуков. Нужно учить детей говорить спокойно и использовать естественную интонацию.

Грамматический речевой строй способствует построению более правильных высказываний дошкольников.

Нужно учить детей согласовывать существительные и местоимения, применять в речи разные предлоги. Нужно учить детей получать распространенные предложения из простого нераспространенного. Нужно вводить дополнения, определения, обстоятельства. Нужно учить детей составлять предложения из однородных членов. Нужно активно пользоваться в речи предлогами.

Формирование связной речи посредством фольклора

Связная речь способствует эффективному общению дошкольников с окружающими.

Нужно помогать детям отвечать как на простые, так и на сложные вопросы. Нужно учить их задавать вопросы, формировать у них инициативную речь. Нужно развивать способность вести диалог с детьми, со взрослыми, с педагогами.

Один из главных источников развития выразительности речи детей – это фольклорные произведения и другие устные произведения народного творчества.

Фольклор обладает огромным эстетическим, познавательным и воспитательным значением, ведь он позволяет расширить детские знания об окружающей действительности, формирует способности тонко чувствовать художественность, ритм и мелодику родного языка.

Фольклор – это одно из ярких речевых средств, который таит в себе большие дидактические возможности.

Использование устного народного творчества возможно лишь в том случае, если широко включать в жизнь младших дошкольников словесное фольклорное творчество.

Детям нужно каждый день читать новые или уже знакомые художественные произведения. Также для чтения подходят разные хрестоматии и книги, специально опубликованные для младших дошкольников.

Во многих литературных сборниках находятся произведения, позволяющие делать обобщения с детьми за тот или иной временной отрезок режимного момента: во время приема пищи или умывания, во время отхода ко сну или в игре, на прогулках и других мероприятиях. Также используются разного рода шуточные стихи. К примеру, произведения Маршака.

Во время прогулки дети показывают, как могут шагать большие ноги и бегать маленькие ножки. Потешки позволяют малышам рассказать о том, как у них прошли выходные и праздничные дни, кто побывал в гостях у бабушек, чем их угощала бабушка и как встречала.

Исходя из всего этого, знакомство дошкольников с произведениями фольклора позволяет формировать их речь, обогащать и пополнять их словарный запас.

Обращение к знакомым фольклорным жанрам позволяет обеспечить результативность развития самостоятельной речи у дошкольников.

Применение всех доступных для детей русских фольклорных жанров в процессе развития, обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста дает возможность детям приобретать необходимые навыки и умения, чтобы использовать их в процессе речевого общения, в сюжетных и театрализованных играх.

Для младших дошкольников это прежде всего заклички, загадки, потешки и сказки.

В устном народном творчестве, хранятся специфические особенности русского народа, которые вмещают в себя нравственные ценности, представления людей о храбрости, красоте, верности и правде, а также о добре.

Все это можно встретить в русских народных произведениях. Именно сказки становятся хорошим материалом для обучения младших дошкольников формированию речи.

Персонажи сказок знакомы для детей, их черты характера выражаются ярко, их мотивы поступков очень понятны. Сказочный язык невероятно богат и выразителен, он наполнен образными сравнениями, содержит в себе простые формы прямой речи. Это дает возможность вовлекать детей в активную речевую деятельность.

Таким образом, если создать формирующую среду, если чередовать обучение и игры, внедрить игровые упражнения – все это позволяет поддерживать детское внимание, повышает их речевую активность, вызывает стремление у детей обобщать. Учитывая это, можно сделать вывод, что создание педагогических условий обладает важным значением для развития речи младших дошкольников.

Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности

Людмила Еромова
Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, коллектив выделил следующие задачи речевого развития.

1. Обогащать познавательно-речевую сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.

4. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

В практике работы педагогов используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности.

— совместная деятельность педагога с детьми

— самостоятельная деятельность детей

— совместная деятельность с семьей.

Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка.

Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность, детей дошкольного возраста — игровая деятельность.

Для развития речи используются разнообразные средства:

• общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Важнейшим средством развития речи является общение. Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Она не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Анализ поведения детей показал, что присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах.

Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей.

В этом нам помогают игры, направленные на развитие навыков общения

«Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», «Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»

В группах имеются картотека «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Развитие речи и игровая деятельность

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты- особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Развитие речи и познавательно-исследовательская деятельность

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельностирешаются следующие задачи:

— способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

— обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

— создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

— поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции. После занятия например по рисованию, можно обсудить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Развитие речи и музыкальная деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.

Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

Развитие речи и трудовая деятельность

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов.

Основные средства речевого развития

Непосредственно-образовательная деятельность

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.

Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы ни существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности.

Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.

На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.

Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.

Положительную оценку в нашей практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу.Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

Развитие речи осуществляется также в организованных образовательных видах деятельности по другим разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык выступает средством обучения других образовательных областей.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно – творческих способностей и коммуникативных.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями. С помощью дидактических игр у детей.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век – век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Развитие речи в разных видах детской деятельности

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 22.02.2019 2019-02-22

Статья просмотрена: 2185 раз

Библиографическое описание:

Сулимова, Т. С. Развитие речи в разных видах детской деятельности / Т. С. Сулимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56658/ (дата обращения: 18.01.2022).

В исследовании проанализирована проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. Приведены критерии и уровни, по которым диагностировался уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста. Предложены рекомендации по развитию речи.

Ключевые слова: дошкольники, старший возраст, уровень развития речи.

Актуальность. Анализ литературных источников по проблеме развития речи дошкольников, как самостоятельной проблемы педагогики, предоставляет возможность констатировать, что на сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной. Речевое развитие ребенка — это составляющая и показатель общего психического развития человека [2, с.36]. Развитие речи детей имеет большую социальную значимость. На основании изложенного, видится актуальным изучение аспектов развития речи дошкольников в различных видах деятельности.

Понимание речи окружающих и личная активная речь сопровождает все виды деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей его коммуникации с другими участниками взаимодействия [4, с.16].

Развитие речи происходит постепенно путем подражания социальному опыту общества при включении ребенка во взаимодействие с окружающим его миром. Процесс присвоения общественного опыта в детстве происходит путем присвоения «культурных форм психики» в общении со взрослыми и сверстниками при включении в доступный самостоятельный вид деятельности — игру.

Изобразительная деятельность является одной из ведущей деятельности дошкольников [1, с.69]. В процессе изобразительной деятельности активно работает воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления, ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающий мир, ищет выход из проблемной ситуации, совершенствуется речь, формируются моральные качества личности.

Технология работы со сказками в своей сущности является, с одной стороны, технологически простой по схемам и моделям, а с другой — оставляет достаточное пространство для воплощения новых идей, замыслов, конструкций при организации совместной деятельности воспитателя и детей, базируется на принципах активности, партнерства, в формате субъект-субъектных отношений между участниками.

Ученые отмечают структурирование таких компонентов развития речи в театрализованной деятельности:

− речевая компетенция как одна из ключевых базисных характеристик личности, которая проявляет готовность и способность личности адекватно и уместно применять язык в конкретных ситуациях (выражать свои мысли, используя для этого как речевые, так и интонационные средства выразительности);

− развитие речи — целенаправленное формирование у детей определенных речевых навыков и умений (правильного звукопроизношения, отбора я слов, использование слов в соответствующих грамматических формах и т. п.), которые обеспечивают функционирование речи в соответствии с языковыми нормами.

− обучение языку — процесс формирования на основе элементарных знаний и представлений о языке и речи языковой компетенции и развитие чутья языка [3, с.74].

Итак, речевое развитие ребенка должно быть комплексным и должно происходить в контексте общего развития культурной личности.

Практическое исследование проводилось на базе ДОУ «Ландыш» с. Новошешминск. В эксперименте участвовали 20 детей подготовительной группы, разделенные нами на 2 группы по 10 человек — экспериментальную и контрольную.

Были выделены следующие критерии: когнитивно-обогатительный критерий с показателями:

− знакомство детей с различными видами искусства;

− знакомство детей с материалом для изобразительной деятельности.

Коммуникативно-воспроизводственный критерий с показателями:

− умение объяснить процесс выполнения будущей изобразительной деятельности;

− умение составлять связный рассказ по содержанию своего рисунка или изделия (описание, рассказ);

− умение использовать в связном рассказе образные выражения, пословицы.

Креативно-продуктивный критерий с показателями:

− умение планировать и объяснять будущую изобразительную деятельность по собственному замыслу;

− умение составлять творческие рассказы в связи со своим рисунком;

− умение использовать знакомые художественные тексты в творческих рассказах по своим рисункам.

Оценочно-рефлексивный критерий с показателями:

− умение анализировать, оценивать результаты своей работы с использованием соответствующей лексики;

− умение анализировать и оценивать работы своих сверстников с использованием соответствующей лексики;

− умение обосновывать свои оценочные суждения [5, с.93].

На основании определенных критериев и показателей были определены уровни развития связной речи детей в изобразительной деятельности: высокий, достаточный, удовлетворительный и низкий.

К каждому показателю по каждому критерию были подобраны диагностические задачи. Задача выполнялись каждым ребенком группы старшей возрастной группы индивидуально. Полученные результаты представлены в таблице № 1.

Уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста визобразительной деятельности

Обобщение и распространение опыта работы по теме:
«Речевое развитие дошкольников в разных формах совместной деятельности»

Условия формирования опыта. Целеполагание.

В соответствии с требованиями ФГОС логопедическая работа в дошкольном учреждении предполагает различные виды образовательной деятельности с детьми. Очень важно систематически и разнообразно построить коррекционную работу в течение всего дня пребывания ребёнка в учреждении. Прекрасной возможностью для этого является закрепление логопедических игр, упражнений, пальчиковых, дыхательных и артикуляционных игр в различных формах совместной деятельности.

Теоретическая база опыта

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является

становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте». Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает его деятельность.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности педагог помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога с незначительными изменениями, рассказы бедны и не выразительны, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок не сам строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное.

Поэтому, используя различные формы работы в совместной деятельности, ребенок получает новые впечатления, эмоции, что является необходимым условием для его речевого и психического развития.

  • Создание условий в совместно-образовательной деятельности для речевого развития детей дошкольного возраста.
  • Определить структуру проведения мероприятий с детьми в холле природы, на прогулке, в режимных моментах и совместно-игровой деятельности.
  • Создать условия в ДОУ и логопедическом кабинете для речевой активности дошкольников.

Не разработаны новые формы работы и участия учителя – логопеда, не придавалось значение актуальности оформления помещений для речевого развития.

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. 20.07.2011 года приказом № 2151 Министерства науки и образования РФ утверждены ФГТ к условиям реализации ООП дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Именно в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка, успешно формируется творческое развитие детей дошкольного возраста.

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Опыт будет интересен учителям – логопедам и воспитателям дошкольных учреждений.

Трудность в придумывание интересных пособий, которые могут заинтересовать детей, подборе и оформлении материала.

1. Мини экскурсия в холле природы

Холл природы оформляется в соответствии с составленным на учебный год тематическим планом.

Выставки меняются не реже 1 раза в месяц.

Данная форма работы проводится с детьми старших подготовительных групп не реже 1 раза в неделю, в первую половину дня. Для работы приглашаются дети как индивидуально, так и небольшой подгруппой. Необязательно это могут быть дети с речевыми нарушениями. (Примерные темы: «Приметы осени», «Перелетные птицы». Пословицы. «Комнатные растения». Гороскоп.)

Цель: Обучение связному смысловому высказыванию (пословицы, поговорки, приметы, загадки

1. Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение художественного слова.

3. Игры с материалам представленным на выставке.

4. Итог. Дети сами могут провести экскурсию для детей младших групп.

2. Утренние игры

Проводятся перед завтраком, индивидуально или с подгруппой детей не более 2 – 3-х человек, которые не только испытывают проблемы в обучении, но и с вновь пришедшими, или те, которые по каким – либо причинам долгое время не посещали детский сад (болезнь, отпуск и тд.). В данной форме деятельности с детьми закрепляются упражнения, игры, в выполнении которых они испытывают затруднения, проводится подготовительная работа перед НОД «По дороге к Азбуке».

Например, закрепление лексико-грамматических конструкций, а так же формирование умений к фонематическому анализу и синтезу.

Цель: Закрепление правил речевых игр.

3. Речевая гимнастика

Цель: речевое развитие детей.

1. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук;

2. Развивать компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической);

3. Формировать навык свободного общения со взрослыми и детьми.

С детьми во всех возрастных группах, с учетом комплексно- тематического планирования, проводятся речевые гимнастики, которые включают в себя: артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, речевые игры по формированию ЗКР, лексической, грамматической и связной сторон речи. Гимнастика проводится в течение 8 -10 минут ежедневно. Игры и упражнения из речевой гимнастики могут использоваться педагогами в работе с детьми в совместной деятельности. Артикуляционные упражнения – основа формирования речевых звуков (фонем), которые включают упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Требования к проведению:

  • Гимнастику необходимо проводить в игровой форме, сидя.
  • Ребенок должен видеть лицо взрослого.
  • Для выполнения артикуляционных упражнений можно воспользоваться индивидуальными зеркалами.
  • Артикуляционных упражнений следует брать в зависимости от возраста детей.

2-3 года – 1 -2 упражнения.

3-4 года – 2 – 3 упражнения.

4-5 лет – 3 – 4 упражнения.

5-6 лет- 4 – 5 упражнений.

6-7 лет – 5 – 6 упражнений.

  • В отборе упражнений идти от простого к сложному. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно.
  1. Рассказ взрослого о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;
  2. Показ выполнения упражнения педагогом;
  3. Выполнения упражнения с детьми;
  4. Новое упражнение разучивается по мере усвоения предыдущих упражнений.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому очень важно ежедневное проведение пальчиковых игр и упражнений с использованием пособий.

Требования к проведению пальчиковых игр:

  • Каждое упражнение сопровождается небольшими четверостишиями.
  • Показ пальчиковой игры (упражнений) должен быть точным, четким, динамичным, выразительным.
  • Чтение стихотворения – ритмичным, ярким, эмоциональным, с соблюдением необходимого темпа, с логическими паузами между отдельными строчками.

Игры по развитию звуковой культуре речи направлены на:

  • формирование фонематического анализа и синтеза,
  • на дифференциацию гласных звуков, согласных – твердых и мягких, глухих и звонких звуков.

В процессе проведения речевой гимнастики педагоги расширяют словарный запас слов, приучая быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающие мысль, правильно произносить многосложные трудные, но часто употребляемые слова.

Так как к шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их с предложениями, в речевую гимнастику включаются игры на формирование грамматического строя речи, которые научат детей:

  • ясно выражать свои мысли,
  • согласовывать слова в предложения,
  • правильно пользоваться союзами и союзными словами.

Большое внимание уделяется развитию связной речи:

  • составление описательных рассказов по серии вопросов,
  • составление рассказов по серии сюжетных картинок,
  • составление рассказов с использованием схемы.

Самостоятельно считается рассказ в том случае, если дети придумывают его, не опираясь на дополнительные вопросы.

Кроме этого с детьми:

  • заучиваются стихотворения, загадки,
  • проводятся беседы по темам месяца.

Во время выполнения речевой гимнастики воспитатель и учитель – логопед отслеживают правильное и точное выполнение детьми тех или иных упражнений, используя прием индивидуального сопровождения.

Дети, воспитатели всех возрастных групп, учитель – логопед

Продолжительность проведения: Ежедневно, 5-7 минут.

4. Игры на прогулке

  • Совершенствование лексико – грамматических конструкций,
  • Развитие познавательных процессов, воображения,
  • Активизация речи детей.

5. Интеллектуальная игра «Звездный час»

Цель: подведение итогов работы по методическому пособию «По дорогек Азбуке».

  1. Активизировать знания в области грамоты, развивать логическое мышление, творческое воображение, память, внимание, комбинаторные способности.
  2. Дать возможность почувствовать радость от решения познавательных задач.
  3. Способствовать развитию умения взаимодействовать в коллективе.
  4. Воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
  • Подготовительная работа.
  • Открытие мероприятия.
  • Представления участников команды.
  • Правила игры.
  • Разминочный тур.
  • Первый тур. Грамота.
  • Второй тур. Развитие речи.
  • Подведение итогов.

Цель: демонстрирование детьми своих умений в четком проговаривании звуков, которые они научились говорить на логопедическом пункте.

  1. Продемонстрировать умение дошкольника правильно проговаривать нарушенные звуки.

Результаты речевого развития. Май 2014 – 2015 учебный год

кол – во детей в гр.

Результаты речевого развития. Май 2015 – 2016 учебный год

кол – во детей в гр.

Результаты речевого развития. Май 2014 – 2015 учебный год

кол – во детей в гр.

Кабинет учителя-логопеда оформлен по тематическому принципу.

С целью создания эффективной развивающей предметной среды разработаны определенные требования к ее содержанию.

Оформление садика. Видео, презентации, игры со звуковичком, выступления.

Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи.

Бесплатные занятия с логопедом

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:

  • формирование словарного запаса
  • словотворчество
  • развитие умений словесного описания.

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.

Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.

Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

Формирование речевых навыков дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять. Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п.

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: