Развитие познавательной деятельности у детей с ОНР 4-6 лет

Семинар: Особенности развития познавательной деятельности у детей с ОНР 4-6 лет

Аннотация: Цель семинара – изучить особенности развития познавательной деятельности у детей с ОНР 4-6 лет.

Несовершенство познавательных психических процессов не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями, что создает картину неготовности детей к школьному обучению.

Коррекция речевых дефектов — один из наиболее сложных видов комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям.

В основу своей работы по развитию познавательной деятельности я взяла авторские разработки Е.Д. Сафроновой, и использую их с учетом возрастных особенностей детей, которые позволяют проводить обучение рациональным приемам обработки информации.

План семинара

Цель семинара – изучить особенности развития познавательной деятельности у детей с ОНР 4-6 лет.

1.​ Приветствие и сообщение темы семинара.

2.​ Теоретическая часть.

2.1. Особенности развития познавательных процессов у детей с ОНР.

2.2. Использование современных коррекционно-развивающих технологий в работе с ребенком

3. Практическая часть.

3.1. Использование игр и упражнений в различных видах деятельности.

3.2. «Домашние животные» — презентация

Оборудование: презентация, листы с заданиями для практической части, буклеты.

Ход семинара

1.​ Приветствие и сообщение темы семинара.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами будем говорить о роли развития познавательной деятельности у детей с ОНР 4-6 лет.

2.Теоретическая часть.

2.1. Особенности развития познавательных процессов у детей с ОНР

В период дошкольного детства формируются пред​посылки будущей учебной деятельности детей. Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе, является несформированность познавательной деятельности детей.

Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями, что создает картину неготовности детей к школьному обучению.

У детей с ОНР на фоне системных речевых нарушений недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности и не формируются коммуникативные навыки. Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов.

Исследование функции внимания выявило, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.

Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти.

Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением.

Названные затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части.

Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Несовершенство речевых умений и навыков не обеспечивает необходимого структурного и смыслового оформления высказывания, не является, в свою очередь, базой для дальнейшего речевого развития и затрудняет формирование основных функций речи — коммуникативной, познавательной, обобщающей, регулирующей.

Изучение особенностей познавательной деятельности детей с ОНР позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие. Такой подход оказывает положительное влияние на сознательное овладение детьми программным материалом, что приводит к высокой роли коррекционно-развивающего обучения. Специальная работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности.

2.2. Использование современных коррекционно-развивающих технологий в работе с ребенком

Коррекция речевых дефектов — один из наиболее сложных видов комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена, прежде всего, тем, что нарушение речевой деятельности, никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер.

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности.

Развитие памяти, внимания, мышления, речи, общих способностей детей – главная задача специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. В основу своей работы по развитию познавательной деятельности я взяла авторские разработки Е.Д. Сафроновой, и использую их с учетом возрастных особенностей детей.

Обучение рациональным приемам обработки информации происходит путем использования:

  • рациотехники /логического мышления/
  • мнемотехники /искусственным приемам запоминания/
  • эйдотехники /образного мышления/

эти техники позволят ребенку справиться с огромным потоком информации.

Представленный в работе материал я использую на различных занятиях:

  • по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи,
  • по обучению грамоте,
  • по обучению чтению,
  • по развитию фонематического слуха,
  • по развитию мелкой моторики,

т.к это позволяет более рационально усвоить предлагаемую детям информацию.

Овладение этими приемами позволяет значительно сократить время обучения, развить у ребенка творческое, нетрадиционное видение мира, подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей мышления.

Учитывая необходимость преемственности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, элементами данной методики могут пользоваться воспитатели на своих занятиях и родители, при выполнении домашних заданий.

3.Практическая часть.

Целенаправленная работа по развитию познавательной деятельности детей должна проводиться как во время ведущей деятельности дошкольников – игры, так и во время занятий. Можно использовать следующие игры и упражнения.

Читайте также:
Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе: С котиком играем - все мы знаем.

1.Для развития мышления:

– «4 лишний», «отгадай загадку», «соедини предметы от самого маленького к самому большому», «найди закономерность, назови недостающий предмет», «подбери пары картинкам», «что сначала, что потом?».

2.Для развития внимания, зрительного восприятия:

– «найди два одинаковых предмета», «найди предмет, отличающийся от других», «узнай, что нарисовано», «»найди отличия между картинками», «лабиринт».

3.Для развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики:

– «обведи по точкам», «обведи линии, не отрывая руки», «выложи из палочек», «пройди по дорожке», «раскрась картинку», «заштрихуй», «дорисуй», пальчиковые гимнастики.

Рассмотрим некоторые из них на примере лексической темы «Домашние животные» (см. презентацию и приложение).

4.Итог

У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.

Целенаправленная работа по развитию познавательных процессов должна включаться во все программные занятия, а также в игровую деятельность детей.

Предложенные упражнения позволят научить детей сравнивать предметы между собой; обобщать; ориентироваться в пространстве; концентрировать внимание, развить его произвольность; определять последовательность событий; развить мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию; развить зрительное восприятие, память.

Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития

Юлия Веревкина
Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития

В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.

По данным исследований Р. Е. Левиной и Н. А. Никашиной, «патологии мозговых систем оформляют не только картину речевого недоразвития, но и всю психическую деятельность ребенка, что способствует затруднению его контакта с окружающими, возникновению частых реакций негативизма, склонности к образованию стереотипий, отрицательного отношения к новому, трудностей при переключении с одного вида деятельности на другой, медлительности всех психических процессов, склонности к неловкости моторики» (1968, с. 119).

Как отмечают Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова т Т. Б. Филичева (1999, при первичном общем недоразвитии речи у детей формирование речи и мышления имеет свои качественные особенности. Начальные этапы психического развития (на первом году жизни) не нарушены, предречевое развитие также в ряде случаев протекает правильно. В младшем дошкольном возрасте психическое развитие этих детей опережает развитие речи. Находясь на первом уровне речевого развития и почти не владея словестными формами общения, эти дети отличаются избирательным отношением к окружающему, у них рано формируется критичность к своей речевой недостаточности, проявляется выраженный интерес и стремление к познавательной деятельности.

Нарушения мыслительной деятельности детей с ОНР

У детей с ОНР наблюдается несколько замедленный темп интеллектуального развития в сравнении с возрастной нормой.

Недостаточность обобщенного,абстрактного мышления: Неспособность ребенка установить сходство и различие между предметами и явлениями по существенным признакам, затруднение в выполнении заданий на классификацию и выделение 4 лишней картинки, непонимание основного смысла рассказа, трудности формирования абстрактного счета и в решении арифметических задач.

Отставание в развитиисловестно-логического мышления: без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, для некоторых детей характерна ригидность мышления. Дети с ОНР с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.

Мышление является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью. Многие из детей с ОНР легко теряют конечную задачу, не могут составить внутренний план ее решения (недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи).

Нарушения внимания детей с ОНР

Для детей с ОНР характерен пониженный уровень развитияосновных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. Нарушение концентрации внимания как следствие утомления. Неадекватные колебания внимания. Ограниченный объем внимания (дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется).

«Генерализованное и неселективное»внимание: неумение сосредоточиться на существенных признаках (из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий). Такие дети не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.

Такие дети трудно восстанавливают порядок расположения даже 4 предметов после их перестановки.

Не замечают неточностей в рисунках-шутках.

Трудно сосредотачивают и удерживают внимание на словестном материале вне наглядной ситуации.

Нарушения мнестической деятельности детей с ОНР

У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей произвольного запоминания является сниженная познавательная активность.

Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает меньше, чем произвольное.

У детей с ОНР снижена как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.

Отмечается своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.

Как пишут Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Б. Филичева, «при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки – привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые, элементы и последовательность предложенных для выполнения действий» (1990, с. 136)

Читайте также:
Использование летнего оформления логопедического кабинета в коррекционной работе с детьми

Сенсорное развитие детей с ОНР также имеет свои особенности:

Дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом.

Дети путают названия цветов, геометрических фигур.

Дети с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях.

Слуховое восприятие (слуховое внимание, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое чувство) формируется со значительной задержкой.

Отклонения в формировании личности

У детей с ОНР наблюдаются трудности социальной адаптации, сложности взаимодействия с окружающей их средой (несформированность средств общения)

Нарушения коммуникативной функции: снижение потребности в общении, несформированность средств коммуникации).

Заниженная самооценка, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

Принципы речевых анализов, речевых нарушений 1. Принцип развития. Предполагает эволюционно динамический анализ возникновения дефекта: – анализ в соответствии с возрастной нормой. Принципы.

Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 17.05.2016 2016-05-17

Статья просмотрена: 1236 раз

Библиографическое описание:

Валова, О. В. Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / О. В. Валова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1184-1186. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30201/ (дата обращения: 18.01.2022).

Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитии личности в целом. Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности.

Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.), так и отечественные (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А. А. Смирнов и др.). Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Наряду с вышеуказанной проблемой, на современном этапе развития педагогической теории и практики, особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина и др.).

Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.

Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей, а также становлению их личностных качеств (И. Т. Власенко, Ю. А. Гаркуша, Н. А. Никашина, О. Н. Усанова, Л. С. Цветкова и др.). Для многих детей с речевыми нарушениями характерна недостаточная выраженность познавательных процессов, нарушение и замедление приема и переработки сенсорной и речевой информации. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети данной категории отстают в развитии наглядно — образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, И. Т. Власенко, Ю. А. Гаркуша, В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, Л. И. Тигранова, О. Н. Усанова и др.). Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно — волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Как показывают исследования Е. М. Мастюковой, клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи не редко выявляют у них характерные нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. В связи с этим детям данной категории следует обеспечивать максимально возможный уровень психического развития, выявление и учет индивидуально-психологических особенностей с целью использования всех их потенциальных возможностей, а также разработку и внедрение коррекционно-развивающих технологий, направленных на полноценное формирование и развитие всех видов деятельности (Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина, Е. Л. Черкасова).

В коррекционно-педагогической работе по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня главными задачами являются развитие понимания речи, развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания, памяти, мышления и других познавательных психических процессов.

Учитывая возрастные, характерологические особенности детей с ОНР III уровня, выраженный речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, необходимо с первых же занятий создавать у них положительный настрой, желание активно контактировать с педагогами. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько педагог сможет заинтересовать ребенка, организовать увлекательную для него ситуацию, создать стимул для подражания.

Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (третий период обучения)

В работе по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня важно учитывать специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

С целью развития познавательных процессов необходимо организовать познавательную деятельность так, чтобы сделать процесс познания эмоционально насыщенным, а также помнить, что показателями активной мыслительной деятельности являются способность относительно долго проявлять интерес к проблеме и наличие интереса к педагогической задаче и процессу её решения.

Также коррекционно-логопедический процесс должен быть тесно связан с развитием эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие. Таким образом, данная работа позволит не только развить познавательные процессы, но и обеспечить детям полноценное речевое общение и подготовить их к обучению в школе.

  1. Брежнева, О. В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 2. — С. 12.
  2. Годовикова, Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. — 2004. — № 1. — С. 34.
  3. Васильева, М.А., Гербова, В.В., Комарова, Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова.- М., 2006. — 140 с.
  4. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. — М., 2005.- 239 с.
  5. Филичева, Т.В., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада [Текст] / Т. В. Филичева, Г. В. Чиркина.- М., 2007. — 100 с.
  6. Субботина, Л. Ю. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника [Текст] / Л. Ю. Субботина. — Ярославль, 2000. — 210 с.

Федеральный
институт
развития
образования

  • Главная /
  • Образование /
  • ФГОС и проф. стандарты /
  • Комплексные образовательные программы дошкольного образования /
  • Программа Н.В. Нищевой

Программа Н.В. Нищевой

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2018. – 240 с
Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ»
  • Содержание
  • Пояснительная записка
  • Отзывы

Содержание

  1. Целевойраздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

  • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
  • Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

  1. Содержательныйраздел

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

2.5. Культурно-досуговая деятельность

  1. Организационныйраздел.

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование

3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений

3.6. Методический комплект к программе

3.7. Специальная и методическая литература

Пояснительная записка

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.

В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.

Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).

В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.

В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

С 2014 года по настоящее время Программа в третьей редакции, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена на официальном сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор программ».

На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Читайте также:
Авторская система работы над дыханием с детьми, имеющими заикание

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы

Отзывы

Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.

Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.

Кандидат педагогических наук доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного, специального и инклюзивного образования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» Хабарова Татьяна Валерьяновна

Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.

Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва

Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

«Развитие познавательной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи»

«Развитие познавательной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции. Психологический статус ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями характеризуется недостаточной устойчивостью внимания, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в переключении внимания и планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств решения задач.

Детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Во втором случае распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. У детей с различными видами речевой патологии имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется степенью его распределения и переключаемости. У данной категории детей отмечаются серьезные проблемы в развитии восприятия (слухового, зрительного, кинестетического и др.) т.е. в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. У всех детей с нарушениями речи отмечаются нарушения фонематического восприятия. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированность целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Для многих детей с речевой патологией, обусловленной органическими поражениями мозга, характерны нарушения оптикопространственного гнозиса, который является необходимым условием для обучения детей грамоте. Исследования показали, что данная функция у детей с речевыми дефектами находится по сравнению с нормально развитыми сверстниками на значительно более низком уровне. У детей с речевыми дефектами выявлены трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в импрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений. При относительной сохранности смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Читайте также:
Информационно-ознакомительное пособие для родителей «Мишкина почта»

Исследование памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Исследования показали большую вариабельность в объеме слуховой памяти, также некоторое общее снижение данной функции. При этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, не прибегают к речевому обобщению в целях уточнения инструкции. Это связано также и с особенностями внимания. Исследования по изучению вербальной памяти детей с недоразвитием речи обнаруживают недостаточность опосредствованной словесной памяти, что носит специфически речевой характер и по своему патологическому механизму первично связана с системным нарушением речи, но не с нарушением собственно мышления. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями (анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификацией). В процессе исследований были получены следующие результаты: у детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений, в формировании математических представлений, развитии логического мышления. Несколько иначе развивается воображение(психологическая основа творчества) у детей с тяжелыми нарушениями речи. Развитию детского воображения способствует своевременное формирование речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Данной категории детей оказывается недоступным выполнение творческих заданий. Рисунки таких детей отличаются бедностью замысла и содержания. Они плохо понимают переносные значения слов, метафор и испытывают трудности в составлении творческих рассказов. Это объясняется беглостью словарного запаса, упрощенностью фраз, нарушениями грамматического строя речи, низким уровнем пространственного оперирования образами. У большинства детей отмечается нарушения в развитии двигательной сферы, т.е. общей и мелкой моторики (плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении). Наибольшие трудности выявляются при выполнении упражнений для пальцев и кистей рук, сопровождающихся словесной инструкцией.
Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности у дошкольников с ОНР: низкая речевая активность в ходе игр, неумение организовать сюжетно-ролевую игру, отказ от участия в играх вербального характера.

Общее недоразвитие речи ОНР у детей: уровни, коррекция

ОНР – сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Проявления ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии речи.

Постановкой данного диагноза занимается логопед после соответствующего обследования. При этом об ОНР можно говорить только после 3, 5 – 4 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному, поэтому возможны различные отклонения от общепринятой нормы. Но после четырех лет, если присутствуют симптомы, характерные для общего недоразвития речи, то это существенный повод для обращения к специалисту.

Признаки ОНР

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

  • I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Тем не менее у таких детей присутствует «лепетная речь».
  • II уровень ОНР. Кроме жестов и «лепетной речи» появляются несколько искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произношение и речевое развитие значительно остают от нормы.
  • III уровень ОНР характеризуется лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим недоразвитием при развернутой фразовой речи.
  • IV уровень ОНР характеризуется невнятной речью, недостаточно четким различием звуков в речи, перестановкой слогов и звуков в отдельных словах, сокращением окончаний слов и употреблением неверных падежных окончаний.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности:

  1. более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, иногда к 5 годам;
  2. отставание экспрессивной речи при относительно сохранном понимании обращенной речи;
  3. недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения резко падает;
  4. дети недостаточно критичны к своему дефекту;
  5. при относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий;
  6. неустойчивость внимания;
  7. особенности внимания и памяти могут сочетаться с ограниченными возможностями познавательной деятельности;
  8. специфические особенности мышления: дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
  9. отставание в развитии двигательной сферы, которое выражается в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения, недоразвитии мелкой моторики.
Читайте также:
Технологическая карта логопедического занятия по повторению и систематизации изученного материала

В теории логопедии все уровни речевого развития детей при общем недоразвитии речи подробно описаны. Приведем более подробное описание каждого уровня, исходя из структурных компонентов языковой системы.

Первый уровень

Первый уровень общего недоразвития речи предполагает практически полное отсутствие речи у ребенка. Фразовая речь отсутствует, а средствами коммуникации с другими людьми выступают жесты, мимика, а также отдельные лепетные слова, звукоподражания. Простые предложения отсутствуют в речи, либо могут состоять из двух аморфных слов, которые объединены по смыслу.

Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ребенок не может отличить слова, схожие по звучанию, но разные по смыслу.

Словарный запас заметно отстает от нормы. Как правило, речь идет о предметном обиходном словаре (глагольный почти отсутствует). Ребенок не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значения предлогов. При этом понимание речи носит ситуативный характер.

Второй уровень

Основным отличием от первого уровня является присутствие в речи определенного количества общеупотребительных слов, хотя ребенок и произносит их некорректно. При этом грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.

Помимо мимики и жестов, ребенок использует простые конструкции предложений. Вот несколько характерных особенностей второго уровня ОНР:

  • Бедность активного словаря. Ребенок не знает слов, которые обозначают определенные признаки предмета.
  • Серьезные проблемы со звукопроизношением. Основная особенность – это наличие замен, искажений и смешений. Нарушено произношение разных групп звуков.
  • Отсутствие навыка объединения предметов в группы (футболка, майка, шорты – это одежда).
  • Грубо нарушена слоговая структура слов. Наблюдается замена слогов, а также сокращение звуков при стечении согласных.
  • При этом понимание речи развивается за счет различения некоторых грамматических форм.

Третий уровень

Характерен достаточно большой словарный запас. Ребенок пользуется всеми частями речи, но преобладают глаголы и существительные. Как правило, дети с ОНР третьего уровня пользуются простыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи. В большинстве случаев используются слова бытового значения, которые он часто слышит вокруг.

Родители хорошо понимают речь ребенка, но для окружающих она может быть непонятна, поэтому родители выступают в роли «переводчиков».

Понимание обращенной речи приближено к норме, но ребенок может испытывать проблемы в усвоении логико-грамматических структур, которые отражают временные, причинно-следственные и другие связи.

Звукопроизношение улучшено, но все равно могут присутствовать различные виды нарушений. Фонематический слух и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены.

Четвертый уровень

IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» — вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»).

В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»).

Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Имеется критичность к речи, то есть ребенок может понять, что допустил ошибку. Причём, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор. Еще детям с ОНР 4 уровня тяжело планировать свое повествование.

Основные причины развития ОНР

Возникновение ОНР может быть связано с различными негативными факторами. Выделим основные из них:

Тяжелое течение беременности. Негативное влияние на плод может оказать токсикоз, различные инфекции у матери, употребление алкоголя, неконтролируемый прием лекарственных средств и т.д.

Осложненные роды. Обвитие пуповиной, травмы плода во время родов, различные патологии и т.д.

Перенесенные заболевания в постнатальный период, а также травмы головы.

Неблагоприятные социальные условия. Постоянные конфликты в семье, педагогическая запущенность и т.д.

Коррекция ОНР

Коррекционная работа с детьми, у которых есть общее недоразвитие речи, зависит от степени выраженности имеющихся нарушений. При ОНР первого и второго уровня с ребенком работает логопед, нейропсихолог, невролог.

Коррекционный процесс ведется в нескольких направлениях:

  • Развитие подражательной деятельности на неречевом и речевом материале.
  • Развитие ручного и пальчикового праксиса.
  • Развитие орального и артикуляционного праксиса. Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедические упражнения.

Коррекция ОНР первого уровня

Самостоятельная компенсация грубого речевого недоразвития невозможна. Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек. Цель коррекционного процесса – переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:

  • Овладение пониманием речи. Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом.
  • Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы и т. д.). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
  • Развитие неречевых функций. Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.
Читайте также:
Характеристика на ребенка для ПМПК - рекомендации воспитателям

На данном этапе не уделяется внимание чистоте звукопроизношения, однако необходимо следить за правильным грамматическим оформлением речи ребенка. При переходе на 2-ой уровень у детей повышается речевая активность, появляется простая фраза, активизируются познавательные и мыслительные процессы.

Коррекция ОНР второго уровня

Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губы»). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:

  • Активизацию и наращивания словаря. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.
  • Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
  • Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.
  • Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.

Коррекция ОНР третьего уровня

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).

Коррекция ОНР 4 уровня

Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:

  • Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
  • Расширение словарного запаса. Подразумевает не только наращивание бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и оборотов речи.
  • Формирование грамматического строя языка. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
  • Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
  • Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.
Читайте также:
Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Прогноз и профилактика

Коррекция общего недоразвития речи – это достаточно длительный процесс, успех которого напрямую зависит от степени тяжести имеющихся нарушений, а также наличия осложнений.

Важно начинать коррекцию как можно раньше – только так есть вероятность, что все имеющиеся речевые нарушения могут быть исправлены, либо в значительной степени уменьшены их проявления.

Профилактика сводится к соблюдению матери всех основных рекомендаций врача во время беременности. После рождения ребенка важно заниматься с ним в домашних условиях, вовремя обращаясь к специалисту, если замечены какие-либо отклонения от нормы (ребенок не говорит к 3-4 годам, не понимает обращенную к нему речь, предпочитает общаться жестами и т.д.).

Общее недоразвитие речи 3 уровня у дошкольников

Время чтения – 16 минут

Опубликовано 28 мая 2020 г.

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Читайте также:
Рекомендации по проведению родительского собрания

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: