Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство развития речи

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство развития речи

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
Моторика
Автор: Гальцева Наталья Анатольевна
07.09.2020 08:25

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

В последнее время стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или центральной нервной системы. В чем же причины такой задержки?

Считается, что речь ребенка зависит от степени речевого общения детей с окружающими людьми. Родители обычно получают совет — больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Нам всем приходилось когда-то слышать о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Это слова известного педагога В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. По словам физиолога И. П. Павлова, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [1, с. 183]. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что «кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы».

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Развитие мелкой моторики:

  • повышает тонус коры головного мозга
  • развивает речевые центры коры головного мозга
  • стимулирует развитие речи ребенка
  • согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи
  • способствует улучшению артикуляционной моторики
  • развивает чувство ритма и координацию движений
  • подготавливает руку к письму
  • поднимает настроение ребенка.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики?

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное — занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Игры с ребенком раннего возраста для развития мелкой моторики

Массаж кистей рук и пальцев с чтением потешек

  • поглаживание и растирание ладоней вверх-вниз;
  • разминание и растирание каждого пальца вдоль, затем — поперек;
  • растирание пальчиков спиралевидными движениями.
  • Массаж Су -Джок шарами. Ребенок выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  • Массаж пальцев эластичным кольцом. Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец в соответствии с текстом стихотворения пальчиковой гимнастики.

Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Упражнения с использованием различных предметов

  • катание между ладошками и пальцами шариков разного размера, палочек, массажных мячиков, орехов, карандашей с гранями;
  • разрывание бумаги, отщипывание кусочков от куска глины или пластилина;
  • перекладывание из одной коробки в другую разных мелких предметов, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирание разноцветной фасоли, гороха и т.д.);
  • открывание и закрывание разных коробочек, откручивание и закручивание крышек на флаконах, на баночках из-под крема;
  • застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молнии на одежде;
  • завинчивание болтов и гаек

Ребенку можно предложить:

  • рисовать на песке пальчиками;
  • пересыпать из одной ладошки или емкости в другую;
  • рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками;
  • лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

  • снять прищепки ( «жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку;
  • подцеплять с помощью прищепок ( «птичек») различные предметы ( «червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.;
  • делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Динамические упражнения для пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

«Игрушки»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем»).

Вышла осень погулять, ( «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Выполнение творческих заданий

  • Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто).
  • Рисование пальчиками, ладошками.

Процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Главное — не забывать хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически — и результаты не заставят себя ждать.

Методическая разработка для логопедов «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство развития речи»

Из опыта работы с детьми раннего возраста с ЗПРР, ЗПМ и РР особенно заметно несовершенство мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, что тормозит у детей развитие речи, формирование графомоторных навыков, способность ознакомления с окружающим.

Моей задачей, как логопеда, является глубокое и всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка:

  • уровень развития познавательной деятельности,
  • эмоционально — волевой сферы,
  • ведущей деятельности возраста.

Применяя критериально-ориентировочные методики, определяю уровень нервно-психического развития ребенка и разрабатываю план коррекционных мероприятий. Дифференциальная диагностика дает возможность определить структуру дефекта и выстроить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка.

О значении развития мелкой моторики у детей раннего возраста для развития речи

Вся история развития человечества доказывает, что движение руки, пальцев, тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Большое стимулирующее влияние функции руки на развитие речи отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

В 1782 году выдающийся русский просветитель утверждал, что (натуральное побуждение к действию над вещами, у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития). Н.И.Новиков.

Невропатолог и психотерапевт В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

В 1873году немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов.

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. «Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию».

Исследованиями установлено, что становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности мелкой моторики пальцев рук. М.М. Кольцова.

«Использование любой предметной деятельности, в том числе и изобразительной с целью развития речи находит широкое применение в дефектологии». С.А. Миронова.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. М.М. Кольцова. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно ее частью. Передняя центральная извилина мозга — это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то, или иное движение.

Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон, навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Поэтому развитие мелкой моторики является, неотъемлемой часть коррекционной работы, как средство предупреждения речевых отклонений.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно важными умениями, их этому надо учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат малыша.

Например, такая испытанная веками потешка, «Ладушки-ладушки», заставляет малыша прислушаться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им, хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову.

Народ создал чудесные произведения: потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Упражнялись в произнесении звуков.

Для сенсорного развития, совершенствования ловкости рук, таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разнообразные шары и др. Детей привлекает красочность этих игрушек. Забавность действий с ними (трогать, ощупывать, гладить, двигать, вынимать и вкладывать).

Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, величины. Овладевает разнообразными движениями и действиями. При этом словарь обогащается названиями не только предметов, но и действий с ними, признаками.

За основу физиологической нормы развития кисти и пальцев рук взяла показатели развития мелкой моторики по А. Гезеллу.

Занимаясь с детьми необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные и физиологические особенности. Планируя работу по развитию мелкой моторики, также необходимо учитывать сензитивные периоды возрастного развития ребенка, наиболее благоприятные для освоения тех или иных видов деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 года жизни с ЗПРР, ЗПМ и РР я составила согласно тематическому планированию по развитию речи.

Задачи коррекционной работы:

  1. Привлекать внимание детей к окружающим предметам и способам действия с ними.
  2. Нормализовать тонус мелких мышц рук.
  3. Учить правильному захвату предметов, выделять форму, цвет, величину предметов.
  4. Развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения пальчиков. Совершенствовать действия рук в соответствии со стихотворным текстом.
  5. Расширять запас понимаемых слов по лексическим темам.
  6. Стимулировать речевую активность: заменять звукоподражательные слова общеупотребительными, строить фразы из 2-3 слов. Использовать в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия и предлоги.

В работе руководствуюсь следующими принципами:

  • принцип единства ранней диагностики и коррекции;
  • принцип качественного анализа результатов обследования;
  • принцип комплексного подхода;
  • принцип динамического изучения;
  • принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с ЗПРР, ЗПМ и РР;
  • принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания.

Использую методические приемы обучения:

  • показ с называнием;
  • выполнение действий по образцу, совместно, по слову;
  • многократное проговаривание речевого материала;
  • просьбы, поручения;
  • отраженное произнесение слова;
  • договаривание слова в знакомой ребенку обстановке;
  • самостоятельное произнесение слова;
  • ответы на конкретные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине (по форме, по цвету)?;
  • опосредованное общение через куклу (игрушку);
  • комментирование действий.

Развитие мелкой моторики провожу по следующим направлениям:

  1. Развитие тактильного восприятия.
  2. Фольклорные пальчиковые игры.
  3. Игры с водой. Самомассаж.
  4. Игры на выкладывание.
  5. Игры с пластилином.
  6. Игры на нанизывание.
  7. Игры с бумагой.
  8. Игры с мозаикой.

В результате работы по данным направлениям дети с удовольствием играют, слушают взрослого и стараются согласованно выполнять движения руками в соответствии со стихотворным текстом, движения рук стали более координированными. Малыши сопровождают свои действия речью, заучивают небольшие четверостишия, в активной речи используют 2-3 словную фразу.

Желовская Ольга Юрьевна
логопед первой кв. категории,
ГКУЗ КО КДРС «Теплый дом»

Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы

Скачать:

Вложение Размер
proekt_motorika.odt 50.16 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский образовательный проект: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: 1 год.

  1. Воспитатели первой младшей группы.
  2. Дети первой младшей группы.
  3. Родители и другие члены семьи.

Образовательная область: сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л.С. Выгодский отмечал, что “если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому”. Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых); Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать – наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.; Рисование карандашом (фломастером, кистью); Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; Одевание и раздевание игрушек; Лепка из пластилина и теста.

Игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких . Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.

Предлагаемый мной проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Цель проекта : формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Объект исследования: процесс формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики

Предмет исследования: развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей раннего возраста.

Гипотеза: процесс формирования речи у детей раннего возраста будет более эффективен при целенаправленном развитии мелкой моторики.

Задачи для детей:

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка

Задачи для родителей:
Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагога:

  1. Анализ и сбор информации из различных источников.
  2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
  3. Создание предметно-развивающей среды.
  4. Мониторинг результатов.
  1. Пополнение предметно-развивающей среды группы.
  2. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
  3. Формирование речевых навыков у детей раннего возраста.
  4. Интеллектуальное развитие детей.
  5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

I Подготовительный этап.

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.

1. Работа с детьми. 2. Взаимодействие с родителями.

– Создание клуба «Мир на кончиках пальцев».
– Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители и дети.
– Создание информационного пространства (информационный стенд).

III . Заключительный этап .

Диагностика и подведение результатов работы.

Работая с детьми первой младшей группы, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически развивая мелкую моторику, как средство формирования речи детей раннего возраста я получила хорошие результаты, а именно:

– дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней); – расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; – дети знают и играют в пальчиковые игры; – у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление; – в речи детей появились простые предложения.

Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.

Наша гипотеза подтверждена. Это можно увидеть в диаграмме. Диаграмма показывает, что показатели формирования речи у детей значительно улучшились по сравнению с началом обучения.

Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2009-2010 учебный год (один год).

Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2010-2011 учебный год (первый год).

Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2011-2012 учебный год (второй год).

Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспектива на будущее:
Разработать проект “Мир на кончиках пальцев” для второй младшей группы.

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала.

И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие мелкой моторики, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни – школьным годам.

Перспективный план клуба «Мир на кончиках пальцев».

«Рисуем на манке»

Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка

Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях»

Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!

Родители, используя пальчиковые игры с сопровождением стихотворного текста, развивают у детей тонкую моторику рук и связную речь

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Развитие мелкой моторики рук, как средство речевого развития у детей раннего возраста

Дарья Румянцева
Развитие мелкой моторики рук, как средство речевого развития у детей раннего возраста

Все нервные окончания отвечающие за речь, мышление, память, воображение, письмо расположены на кончиках пальцев рук. Поэтому важно развивать мелкую моторику пальцев рук. пальчиковые игры, театр, пальчиковая гимнастика, все что задействует пальцы рук.

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Итак, вы уже знаете, насколько полезны ребёнку для его развития пальчиковые игры. Но, предположим, что на раннем этапе, до года, вы не играли с ребёнком в эти игры. И вот вы купили книжку пальчиковых игр и, в растерянности, поняли, что большинство из них сложны для годовалого крохи. Попытаемся помочь вам.

Ведь на каждом этапе развития у ребёнка развиваются разные зоны мозга, разные мышцы рук, поэтому использовать в малышковом возорасте игры для ребёнка 3-5 лет бесмысленно и даже нежелательно.

В возрасте 1-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.

При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т. п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.

Приступая к работе,следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

• Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

• При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

• Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.

• Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ктуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений.

«Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста» Цель – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Формирование.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» Мария Монтесс ри С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только.

План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 6 комбинированного вида” города Пикалево Индивидуальный план.

Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста» Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста» О. Л. Чикина, воспитатель.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию.

Обобщение материала по теме «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Обобщение материалов по теме: «Пальчиковая гимнастика, как средство, развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Известному.

Опыт работы «Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста» С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап.

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с детьми средней группы детского сада №211 были проведены пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. для развития мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста «Детский сад Тополёк» п. Демьянка – филиал МАУ ДО «Детский сад Солнышко» п. Туртас Уватского муниципального района КОНКУРС «Методическая.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство развития речи

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.

Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, “Рука – это инструмент всех инструментов”, – заключал еще Аристотель. “Рука – это своего рода внешний мозг”, – писал Кант.

Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Мелкую моторику рук развивают:

Развитие мелкой моторики как средство повышения речевой активности детей 3-6 лет

Подготовка руки дошкольника к письму

Когда дети идут в школу, им предстоит справиться с трудной задачей: кроме усвоения новой информации ещё и много писать, удерживая во всё ещё непослушных руках ручку или карандаш. Для того, чтобы этот процесс проходил менее болезненно и быстрее, руку дошкольника надо подготавливать заранее.

Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до поступления в школу. Это происходит уже тогда, когда маленький ребенок берёт игрушку рукой. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Огромную пользу в развитии мелкой моторики руки оказывают:

  • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  • пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
  • занятия лепкой, аппликацией, рисованием, различными видами рукоделия;
  • игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, счетные палочки и т.п.);
  • развитие элементарных навыков самообслуживания;
  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать – наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.);
  • рисование карандашом (фломастером, кистью);
  • застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
  • одевание и раздевание игрушек.

Игры для развития мелкой моторики

Упражнение с пинцетом

Пинцетом можно накладывать бусинки в различные ёмкости.

Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.

Игры с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картон: по цвету, с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках (задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

Наматывание ниток

Подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с “переливания” семян, например, гороха. После этого можно учиться “переливать” песок, и только потом воду.

Конструкторы и пластилин

Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.

Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это отнимет у вас так уж много времени: многие занятия совершенно не требуют присутствия родителей. Ваша задача — лишь предоставить ребенку необходимые материалы, дальше он сам прекрасно разберется.

Конечно, это не значит, что ребенок должен все время быть предоставлен сам себе. Необходимо выделить время и для совместных занятий. Помните: ребенку важна ваша поддержка. Если у него что-то не получается, не нужно ругать его за это, лучше помогите. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке и приносить ребенку радость, только так они дадут плоды.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Детская рука. Как ее развивать?

«Источники способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.

Как часто многие слышат от педагогов о том, что у дошкольников не развита рука. Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли ее развивать лучше и основательнее?

Лепка, рисование, аппликация – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Мелкие мускулы детской руки развиваются в различных упражнениях.

Положительное влияние на развитие мелких мышц руки оказывает:

• лепка из пластилина, глины, соленого теста

• рисование, которым очень любят заниматься дошкольники

• аппликация разными техниками

• игры, включающие в дело руку (подвижные и малоподвижные, с различными мелкими предметами)

• самообслуживание (шнуровка ботинок, застегивание пуговиц)

• участие детей в домашних делах (перебрать крупу, макароны)

• пальчиковая гимнастика и упражнения для рук

• разные виды ручного труда (лепка, вышивание, плетение, мозаика, вязание, конструирование.)

• штрихование и графические лабиринты

• массаж и само-массаж кистей и пальцев рук

Это лишь краткий перечень тех упражнений, которые помогут развить руку ребенка, и их можно организовать в каждой семье.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка, но нужно помнить, что любые занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, особенно для дошкольников, поэтому очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Широко используется в логопедической работе с дошкольниками пальчиковая гимнастика и речевые упражнения, которые способствуют координации речи с движением и устранению дефектов звукопроизношения у детей.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение.

Необходимо приложить усилия, чтоб развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение.

Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к занятиям, пусть они принесут ему радость. Все зависит от вас и вашей фантазии. И у вас все получится!

Картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам

Тема « Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке, Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок, Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.

Тема « Фрукты»

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один. Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит. «Ну – ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. Дети катают шарик по ладошке.

Тема « Грибы»

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу. Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик.

Удивляется мой друг. «Сколько здесь грибов вокруг!» Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть !

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу! Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.

Тема «Поздняя осень»

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Солнышко греет уже еле – еле, перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

Поздняя осень стоит на дворе.

Тема « Ягоды»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.

Тема « Мебель»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Мебель я начну считать. кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.

Вот сколько мебели назвал. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Одежда»

Постираю чисто, с толком. Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,

А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки.

Вот устали мой руки! Встряхивают обе руки.

Тема «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Девочка Иринка кукле говорила .

«Салфетки должны бить в салфетнице,

Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль, конечно, в солонке!»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Тема « Дикие звери зимой»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,

Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится – убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Новый год»

Праздник приближается, ёлка наряжается. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Мы развешали игрушки, бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Тема « Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.

Тема «Транспорт»

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть Дети катают Су – Джок между ладонями.

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Пять пальцев мы в кулак зажмем,

Пять видов транспорта мы назовем. Дети сжимают пальцы в кулачок.

Тема « Животные жарких стран»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой – крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок,

За кем же торопится каждый ребенок. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Животные Севера»

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Тема « Дикие животные весной»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок бурый, мохнатый,

Тема « Домашние птицы»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши Дети катают Су – Джок между ладонями.

Все красивы, хороши !

Тема « Домашние животные»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами! Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Перелетные птицы»

Тили – тели, тиле – тели, Дети катают Су – Джок между ладонями.

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! Дети катают Су – Джок между ладонями.

Что ты видишь, милый друг .

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Тема « Насекомые»

Дружно пальчики считаем – насекомых называем. Дети катают Су – Джок между ладонями.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит!

Развитие мелкой моторики рук у детей

Сегодня каждый родитель понимает важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. Речь идет не только о развитии ног и рук, но и о совершенствовании процессов мышления и речевой функции.

Ещё около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е. И. Исениной (1981).

Подмечено, что при плохо развитой мелкой моторики у детей наблюдается задержка речевого развития, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на интеллекте ребенка.

Но родители далеко не всегда занимаются этим вопросом, в результате чего у детей дошкольного возраста наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения, у них есть проблемы с дикцией, плохая артикуляция. Все эти проблемы приводят к трудностям с овладением письмом и чтением. Важно знать, какие игры и упражнения необходимы для развития мелкой моторики, чтобы ребенок мог всесторонне развиваться.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.

Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо). Все, у кого есть маленькие дети, замечали, что у младенцев хорошо развит хватательный рефлекс, т.е. ребенок может достаточно крепко схватить за палец взрослого и не отпускать его в течение нескольких секунд. Поэтому работу с мелкими мышцами руки можно начинать с грудничкового возраста.

Роль мелкой моторики

Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

Воображение. Учеными доказано, что просмотр картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения работы головного мозга. Воображение способствует развитию пространственного мышления и креативности.

Планирование. Ребенок при взаимодействии с предметами учится оценивать вероятные последствия того, что он делает. У детей формируется понимание того, что им нужно сделать для достижения нужного им результата.

Развитие речи. Когда малыш ощупывает предметы, то в мозг поступают нервные импульсы, в результате чего оказываются задействованы соседние центры (включая речевой).

Усидчивость. Игры и упражнения делают детей более усидчивыми и терпеливыми. Они учатся концентрироваться на определенной задаче для достижения цели.

Память. После занятий лучше запоминаются зрительные образы.

Развитие мелкой моторики у детей проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у каждого малыша он проходит своими темпами. Поначалу движения будут неаккуратными и неуклюжими, но специальные игры помогут ему в формировании этих навыков.

Этапы развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики проходит в несколько этапов:

2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает родителей за пальцы, ощупывает свое тело. Все это дает ему четкое разграничение, где он, а где окружающие его объекты.

3-6 месяцев. Малыши тянут свои руки в рот, что совпадает с этапом прорезывания первых зубов, т.е. ребенок пытается таким образом избавить себя от зуда. Это одни из первых его осознанных движений в жизни. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.

8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую. Может складывать вещи в коробку. Как правило, он берет предметы указательным и большим пальцем.

1 год. Дети активно подражают взрослым. К примеру, он может увидеть, как мама толкает ему игрушечную машинку и повторить за ней это действие. Ребенок начинает рисовать, но пока это не выглядит чем-то сформированным и осознанным.

12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т.д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т.д.

18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице из книги, а не все сразу. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т.е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие. У некоторых детей получается переливать воду из одной емкости в другую.

24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.

3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.

4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки. Рисунок становится более осознанным – на доме может появится труба, окна и т.д.

5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).

В дальнейшем уже происходит полноценная подготовка к школе, поэтому занятия становятся более сложными.

Когда и как начинать заниматься с малышом

Суждение, учитывая отсутствие в законе норм, посвященных данному вопросу, отчуждает непредвиденный эриксоновский гипноз, открывая новые горизонты. Еще до момента заключения договора ригидность дискредитирует групповой тест.

Репрезентативная система преобразует интеллект. Искусство, как бы это ни казалось парадоксальным, осмысляет код, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальтпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше гарант притягивает ничтожный язык образов.

Упражнения и игры

Существует большое количество упражнений, игр и занятий для развития мелкой моторики у детей. Их условно можно разделить на несколько категорий: массаж, рисование и лепка, пальчиковые игры и игры с мелкими предметами.

Соответственно, для каждого возраста есть свои определенные игры для развития мелкой моторики, поэтому рассмотрим основные из них.

Упражнения для детей до 3 лет

Пальчиковые игры являются наиболее подходящим вариантом занятий для детей раннего возраста. Их можно сопровождать различными песенками, присказками и прибаутками.

«Сорока-ворона кашу варила»

Это игра – массаж. Необходимо поглаживать ладошки ребенка, массируя их и побуждая его сжимать и разжимать пальчики. Свои действия сопровождаем присказкой:

«Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила:

Этот (берете большой палец ребенка) – воду носил,

Этот (указательный) – дрова колол,

Этот (безымянный) – кашу варил.

А ты (мизинец) – за водой не ходил,

Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.

Не будет тебе каши!».

Это популярная игра, которая может использоваться с самого раннего возраста. Нужно взять ручки ребенка в свои ладони и, слегка похлопывая его ладошками, проговаривать:

Где были? – У бабушки!

Разбили чашку, хлоп!»

Это упражнение подходит для детей с семи месяцев. Ребенку нужно дать несколько листов цветной мягкой бумаги. Она приятна на ощупь, поэтому он будет с большим желанием ощупывать ее, рассматривать, вертеть в руках и рвать.

Перелистывание страниц

После 12 месяцев можно заменить разрывание бумаги на перелистывание страниц какого-нибудь журнала или книги. Старайтесь донести до малыша, что он должен перелистывать каждую страницу, одну за одной.

Упражнения после 3 лет

В эту категорию входят игры с маленькими предметами. Это может быть все что угодно – бисер, бусинки, различные крупы и т.д.

Можно начинать с более крупных предметов. К примеру, большие бусы, которые ребенок будет с большим интересом перебирать в своих ручках.

Другой вариант – это крупы. Насыпьте в чашу гречку или другую крупу и дайте малышу. Он будет трогать ее, перекатывать в пальчиках. Таким образом у детей хорошо развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

Можно добавить к этим занятиям какую-то цель. К примеру, высыпьте гречку на стол и попросите ребенка отделять черные крупинки от нормальной гречки. Также можно попросить его отсортировать бисер по цветам.

Закручивание и раскручивание крышек

Развитие мелкой моторики с помощью завинчивания или раскручивания крышек с бутылок (лучше подбирать разные по размеру) – это хорошие упражнения для развития ловкости детских пальцев.

Аналогичный эффект дает расстегивание и застегивание молний и пуговиц. Помимо этого, так ребенок быстрее приучается к самостоятельности. Вы можете постепенно развить в ребенке понимание, что он должен сам застегивать свою кофту, зашнуровывать ботинки и т.д.

Она подходит для детей разного возраста. Можно использовать разные материалы – пластичное тесто, пластилин, глину. Старайтесь каждый раз вносить разнообразие в ваши занятия. К примеру, если сначала вы просто даете ребенку пластилин, и он пытается что-то слепить из него, то в дальнейшем в занятия можно добавить какие-то предметы и сказать малышу, чтобы он облепливал их пластилином. Из глины можно делать отпечатки ладони и различных предметов.

Родителям можно порекомендовать брать ребенка с собой на кухню, когда вы хотите что-то испечь. Дайте малышу поработать с тестом, поразминать его руками, но будьте аккуратны и уберите все острые предметы.

Здесь возможно множество различных вариаций. Ребенок может рисовать пальцем на песке, можно прятать какие-то предметы и просить ребенка находить их в песке. Подобные занятия подходят только для детей после 3 лет, потому что малыши раннего возраста все тащат в рот.

Рисование, вырезание, пазлы, конструкторы

Вырезание фигурок и различных предметов из бумаги оказывает крайне благоприятное влияние на развитие мелкой моторики. Здесь нужно начинать с простого (вырезания фигур с прямыми линиями) и переходить к более сложному (вырезание фигур с изогнутыми линиями, снежинок и т.д.). Вырезание полезно еще и тем, что оно развивает пространственное восприятие.

То же самое касается и рисования. Сначала можно просто дать ребенку фломастер и полный простор для творчества. Затем попросить его дорисовать недостающую часть рисунка, обвести линией по контурам и т.д.

Конструкторы и пазлы не только развивают мелкую моторику, но и благоприятно влияют на воображение, память и креатив ребенка. Кроме того, у малыша формируется терпение и усидчивость. В продаже есть большое количество вариантов для детей разных возрастов.

Советы родителям

Чтобы упражнения и игры давали свой результат, родителям важно знать о нескольких правилах:

Ваши занятия должны вызывать интерес у ребенка. В противном случае он просто не будет выполнять то, что вы ему говорите. Нагрузка должна быть адекватной его возрасту, а упражнения нужно проводить в игровой форме.

Принимайте активное участие. Занятия дома крайне важны, ведь для ребенка вы – это самый близкий человек. Совместные занятия мотивируют его, помогают укреплять взаимоотношения.

Почаще хвалите ребенка. Для детей крайне важно получить одобрение того, что они делают. Даже если занятия будут очень увлекательными, но ребенок не будет чувствовать, что вы цените его усилия, то он быстро потеряет к ним интерес.

Не делайте упражнения слишком длительными. Не нужно доводить до переутомления малыша, иначе ваши с ним занятия будут у него ассоциироваться не с совсем приятными впечатлениями.

Используйте специальные игрушки для развития мелкой моторики. Это могут быть сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или пластиковые погремушки и т.д. Для этих целей очень полезны сортеры. И старайтесь держать все эти игрушки в отдельном месте, куда нет доступа у ребенка. В противном случае он быстро потеряет к ним интерес, ведь детям раннего возраста интересно все то, что им не хватает в повседневной жизни.

Занятия должны быть ежедневными. Не нужно думать, что вы проведете одно очень длинное занятие и это будет полноценной заменой нескольким коротким упражнениям.

Постепенно переходите от простого к сложному. На первых этапах можно выполнять все самостоятельно, демонстрируя малышу, как правильно он должен делать. В дальнейшем нужно добиваться от него, чтобы он делал все сам.

Начинать заниматься можно с самого раннего возраста, при этом не нужно останавливаться, даже если ребенок пошел в школу. При условии периодичности проведения упражнений и игр, вы уже в скором времени заметите, как движения ребенка становятся более четкими и акцентированными.

Читайте также:
Родительское собрание о пользе сказок
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: