Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей – план-конспект занятия

Конспекты занятий по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.

Юлдашева Римма Наиловна , МБДОУ детский сад 238
г.УФА Р.Б

развитие мелкой моторики и развитие речи детей трёх лет.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспекты занятий по развитию мелкой моторики во 2 младшей группе

Занятия в детском саду по развитию мелкой моторики с использованием дидактических игр для детей 3-5 лет

Занятие №1 на тему «По тропинке мы шагаем»

— развивать мелкую моторику, подвижность суставов;

— формировать умение действовать по образцу, расслаблять и напрягать мышцы рук;

— развивать умение координировать действия пальцев, общую координацию движений;

— учить выполнять действия в соответствии с текстом;

Оборудование: счетные палочки, картинки с изображением кирпичиков.

Дети медленно разгибают по одному пальцы правой (левой) руки, сжатые в кулак, начиная с мизинца. После пальцы опять сжимают в кулак. Трут ладони друг о друга — «греют» (5—6 движений), трясут кистями рук.

Дидактическая игра «Шагаем по дорожке»

Детям предлагаются картинки с изображением кирпичиков. Необходимо пальчиками пройти по дорожке.

Динамическое упражнение «Ножками потопаем»

Дети выполняют движения по тексту.

Мы ручками похлопаем:

Мы ножками потопаем:

Ручки опускаем, ручки поднимаем,

Как птички, мы летаем.

Мы коленки оттряхнем:

Мы ботиночки покажем —

Игровое задание «Выложи дорожку»

Педагог предлагает детям выложить дорожку из счетных палочек по образцу.

Занятие №2 на тему «Веселая дорога»

— развивать мелкую моторику, используя умение расслаблять и напрягать мышцы рук, подвижность суставов, координацию движений;

— закреплять умение правильно держать карандаш. Оборудование: листы бумаги с изображением машины, цветные карандаши.

Дети кладут карандаш на одну ладонь и прикрывают его другой. Катают карандаш между ладонями сначала медленно, потом быстрее: от кончиков пальцев к запястью.

Пальчиковая игра «Транспорт»

Дети по очереди загибают пальцы, начиная с мизинца.

Мы с первым пальцем — малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим поедем на трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим — сядем мы в такси,

Попросим в магазин нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет!

Динамическое упражнение «Грузовик»

Грузовик песок везет.

(Дети идут по кругу, изображая, что крутят руль.)

(Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, разводят руки, делают удивленное лицо.)

«Вот так чудо-чудеса,

(Два раза наклоняют голову вправо – влево.)

В нем песок под небеса!»

(Тянутся на носочках, подняв руки вверх.)

Упражнение «Дорога для машины»

Педагог показывает детям изображения машин и предлагает нарисовать дорогу прямыми линиями.

Занятие №3 на тему «Веселые строители»

— развивать мелкую моторику, используя умение воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом;

— учить детей определять размер от большего к меньшему;

— закреплять умение строить, правильно соединять детали;

— развивать координацию движений, глазомер;

— формировать умение воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом.

Оборудование: кубики разных размеров (комплект на каждого ребенка).

Дети передают массажный мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами правой руки, в соответствующие пальцы левой.

Пальчиковая игра «Построим дом»

Молоточком я стучу,

(Дети стучат кулаком о кулак.)

Дом построить я хочу.

(Складывают руки над головой «домиком».)

Вот такой высокий дом,

(Тянутся руками вверх.)

Будем жить все вместе в нем.

(Хлопают в ладоши.)

Ох-ох! Что за гром?!

(Держатся руками за голову и мотают ею из стороны в сторону.)

Муха строит новый дом.

(Складывают руки над головой «домиком».)

(Стучат кулаком о кулак.)

Помогать идет петух.

(Идут, высоко поднимая колени.)

Постройка башни из кубиков

Педагог вместе с детьми рассматривает кубики и строит из них башню. Затем воспитанники строят ее самостоятельно.

Динамическое упражнение «Замок»

Стоит в поле теремок,

(Дети делают над головой домик из ладоней.)

Он не низок, не высок.

(Опускают руки через стороны вниз.)

На двери висит замок.

(Сцепляют пальцы «в замок».)

Кто его открыть бы смог?

(Постукивают ладонью о ладонь.)

Потянули и открыли!

(Потягиваются сцепленными руками в стороны и раскрывают ладони.)

Занятие №4 на тему «Скворечник»

— развивать мелкую моторику (формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом), развивать воображение, образное мышление;

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по лексической теме Посуда

— учить составлять из геометрических фигур домик для птиц.

Оборудование: семена подсолнуха и тыквы, геометрические фигуры из картона, картинка с изображением скворечника, составленного из геометрических фигур, клей.

Дети катают мяч ладонью правой руки вправо-влево, назад- вперед. То же — левой рукой.

Пальчиковая игра «Гнезда»

Я пройдусь по лесам —

(Дети изображают руками деревья.)

Много птичек есть там.

(Изображают птицу: перекрещивают ладони, держа их тыльной стороной наружу, сцепляют большие пальцы.)

Все порхают, поют,

(Машут руками, как крыльями, изображают двумя руками открывающиеся клювы.)

Гнезда теплые вьют.

(Складывают ладони в виде чаши.)

Игра «Угощение для птиц»

Педагог раздает детям семена тыквы и подсолнуха. Нужно разложить их по разным коробочкам: в одну положить семена тыквы, в другую — подсолнуха.

Упражнение «Домик для птичек»

Педагог показывает детям картинку, на которой изображен скворечник, состоящий из геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга). Дети по образцу делают домик для птиц из фигур.

Занятие №5 на тему «Чайный сервиз»

— развивать мелкую моторику (формировать умение действовать соответственно тексту), координацию и точность движений пальцев;

— учить выделять части и соединять их в целое;

— развивать сенсорные способности, зрительную ориентировку.

Оборудование: контуры чашек из бархатной бумаги, цветные нитки, контурные изображения половинок чашек и тарелок разных цвета и размера.

Дети прижимают карандаш, лежащий на столе, кончиком каждого пальца по очереди левой и правой руки.

Пальчиковая игра «Посуда»

Раз, два, три, четыре, —

(Дети поочередно хлопают и ударяют кулаками друг о друга.)

Мы посуду перемыли:

(Одной ладонью скользят по другой круговыми движениями.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Разгибают пальцы по одному, начиная с большого. Так мы маме помогали! Ударяют кулаками друг о друга, хлопают в ладоши.)

Дидактическая игра «Выложи узор из ниток»

Педагог показывает детям, как из ниток можно выложить узор (круг, завиток, линия) и предлагает украсить чашечки.

Дидактическая игра «Собери целое»

Педагог показывает детям две половинки тарелки и говорит, что у Мишутки разбилась вся посуда, и он просит детей помочь собрать ее из половинок. Дети соединяют контурные изображения половинок чашек и тарелок.

Педагог обращает внимание на цвет и размер предметов.

Занятие №6 на тему «Хитрая лисичка»

— развивать мелкую моторику, используя умение расслаблять и напрягать мышцы рук;

— учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Оборудование: коробка с песком (настольная песочница), игрушечные деревья, куклы лиса и заяц из пальчикового театра.

Дети обрисовывают тупым концом карандаша ладонь, лежащую на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Упражнение «Пальчики здороваются»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же пальцами левой руки; то же — пальцами обеих рук одновременно.

Дидактическая игра «Лес»

Педагог показывает детям коробку с песком и предлагает сделать в ней сказочный лес: расположить фигурки деревьев, провести дорожки.

Пальчиковая игра «Пальчик-зайчик»

Посмотрите, что за пальчик!

(Дети раздвигают пальцы левой руки указательным пальцем правой.)

Ловко прыгает, как зайчик.

(Пальцами правой руки при касаются поочередно к каждому пальцу левой.)

На бревно, на пенек —

Скок да прыг, прыг да скок!

Динамическая игра «Мы с друзьями»

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки.

Вот хорошая тропинка!

(Дети ходят на месте.)

Ищем вкусную чернику,

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места!

(Делают повороты влево – вправо.)

Снова мы идем по лесу.

А вокруг — так интересно!

(Вытягивают руки в стороны.)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенек.

Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ – “Время Знаний”
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.01.2022

Читайте также:
Речедвигательные упражнения и самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи

Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками»

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками»

Автор занятия: Гламоздина С. В., г. Абакан, воспитатель НДОУ «Детский сад №203 ОАО «РЖД».

Программное содержание:

Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;
Учить элементам самомассажа рук и ног;
Учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

Ход занятия:

Воспитатель:

Что умеют делать ваши пальцы на руках и на ногах? (ответы) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас сыграем в пальчиковую игру «Как живешь?».

Пальчиковая игра «Как живешь?»

– Как живешь?
– Вот так! (большие пальцы вперед)
– Как плывешь?
– Вот так! (имитация плавания)
– Как бежишь?
– Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
– Вдаль глядишь?
– Вот так! («бинокль»)
– Ждешь обед?
– Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
– Машешь вслед?
– Вот так! (помахать кистью руки)
– Утром спишь?
– Вот так! (обе руки под щеку)
– А шалишь?
– Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Воспитатель:

Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? (Да) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

(Взрослые и дети выполняют самомассаж).

– Вы готовы, глазки?
– Да! (поглаживание век)
– Вы готовы, ушки?
– Да! (поглаживание ушей)
– Вы готовы, ручки?
– Да! (поглаживание кистей рук)
– Вы готовы, ножки?
– Да! (поглаживание ног)
– Вы готовы? (развести руки в стороны)
– Да! (обнять себя руками)

Воспитатель:

А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. (родители и дети передвигаются друг за другом по ребристой доске, сцепившись, как вагоны, под музыкальное сопровождение)

Воспитатель:

Станция «Лесная»

Подвижная игра «Найди свою палатку»

Цель: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.
В разных сторонах зала находятся обручи с цветными ориентировками.

Воспитатель:

Посмотрите сюда, это палатки. Выберите каждый себе палатку и запомните свой цвет. По сигналу «Идем по лесу!» – вы ходите парами и изображаете животных и птиц в лесу. А по сигналу «По палаткам!» каждая пара должна занять свое место – встать в обруч со своим цветным сектором. Готовы? (музыка леса или подыгрывает музыкант).

Медведь – ходьба на внешней стороне стопы, руки перед собой, полусогнутые в локтях.
Лиса – ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистей рук перед собой.
Олень – ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются, кисти изображают рога.
Дикая лошадь – бег с высоким подниманием колен, кисти рук сжаты в кулаки.
Филин – обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз.
Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

Воспитатель:

Поехали дальше? (Идут поездом по ребристым доскам).

Станция «Театральная»

Игра «Зеркало и обезьяны»

Цель: Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. (Взрослые и дети садятся в круг по-турецки, воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения на удержание позы кисти руки под стихотворные рифмовки, а дети выполняют упражнения, родители им помогают).

Петушок стоит весь яркий
Гребешок он чистит лапкой.

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Воспитатель:

Молодцы! Садимся в поезд и едем дальше!

Станция «Массажная»

Цель: Научить элементам самомассажа рук и ног.
(Используются массажные мячики или контейнеры от киндер-сюрпризов).

Воспитатель:

Эта станция непростая. Сейчас мы будем делать массаж рук и ног. А в этом нам помогут вот такие контейнеры из-под игрушек от киндер-сюрпризов. Они хорошо массируют ладошки и пальчики.

Игра-массаж «Китайские шары»

Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
(сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)

Читайте также:
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда детского сада

Воспитатель:

Ну а теперь можно приступить к основному массажу. Садитесь по-турецки на пол напротив своего ребенка. Готовы?
(разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стоп пальцами рук от периферии к центру)

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
(растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги)

Затем руки я помою
(«моют» руки)

Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
(пальцы в «замок»)

Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
(расцепить пальцы и перебирать ими)

Воспитатель:

А теперь переходим на массаж стопы.
(родители делают массаж стопы своему ребенку)

Пальчики на ножках,
Как на ладошках,
Вместе я их соберу
И поглаживать начну.
(поглаживание стопы и пальцев ног)

Каждый пальчик разотру,
Каждый пальчик покручу.
(растирание каждого пальчика)

Разведу вперед, назад и сожму руками.
(руками тянуть пальцы на себя, от себя)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!

Воспитатель:

Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше?

Станция «Джунгли»

Подвижная игра «Ловля обезьян»

(под песню «Чунга-чанга»)

Цель: Развитие быстроты и мелкой моторики рук.

Воспитатель:

Дети сейчас будут обезьянками, а взрослые будут изображать их родителей и находиться на одной стороне площадки. А на противоположной стороне находится ловец, который показывает обезьянкам движения, те их повторяют. По сигналу «Ловец» дети бегут к своим родителям. Тех, кто не успел, ловец уводит к себе.

1. Руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев.
2. Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук и одновременное сжимание и разжимание пальцев.
3. руки разведены в стороны, наклоны влево и вправо и поднимание левой и правой ноги, локоть тянется к колену.
4. Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.
5. ходьба «Обезьянки» – на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и ног.

Воспитатель:

Ловец!
(дети убегают к своим родителям)

Воспитатель:

Хорошо поиграли! Забавные обезьянки, шустрые! Поехали дальше.

Станция «Игровая»

Цель: Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
Материал: Большой носовой платок, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.

1) Упражнения для профилактики плоскостопия (разминка):
«Гусеница» – сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.
«Барабанные палочки» – постукивание пальцами ног.
«Пальчики поссорились и помирились» – размыкание и смыкание пальцев ног.
«Пальчики играют» – волнообразные движения пальцами.

Воспитатель:

Вот наши пальчики размялись, пора им поиграть.

2) Захватывание, поднимание мелких игрушек пальцами ног.

3) Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к уголку».

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы имели возможность убедиться: пальцы ног и рук могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования и массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с друзьями и родителями, в гостях и дома. А сейчас давайте пожелаем друг другу что-то хорошее, скажем ласковые слова своим детям и своим мамам.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Коррекционное занятие на развитие мелкой моторики

Цель: учить навыкам разминки кистей рук;

развивать мелкую моторику, слух, память, воображение, мышление, внимание,

воспитывать чувство товарищества, аккуратность.

Форма: коррекционное групповое занятие

Оборудование: рисунок аквариума и рыбок, листок в клетку у каждого ребенка, бусинки, различные нитки, листы с рисунками, цветные карандаши, цветная картинка и такая же разрезанная для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Психологический настрой.

Каждый денно – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Разминка для пальцев:

1) вращение кистей;

2) сжимание и разжимание пальцев в кулак;

3) погладим котенка (поглаживающие движения рук);

4) кольцо (соединяем большой и указательный пальцы);

Читайте также:
Методическая разработка логопедического занятия

6) расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть их).

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук, глаз, слуха. Мы постепенно будем заполнять аквариум рыбками – это наша цель. Если вы постараетесь, то за каждое правильно выполненное задание в аквариуме появится новая рыбка.

1) нарисуйте следы, которые ведут к домику (вывешивается картинка):

Следы можно нарисовать по-разному, как их представляют себе дети. Каждый новый след рисует следующий ребенок. Следы не должны повторяться:

2) время воспроизведения 5-10 секунд. Затем проверка.

4. Запомни и нарисуй фигурки.

5. Копирование по точкам.

Для этого берем 15 точек на строчке через клетку, опускаемся на 2 клетки вниз, ставим такие же точки, снова опускаемся на 2 клетки вниз и ставим точки.

Затем «печатаем» по точкам цифры и буквы по образцу или (если это детям по силам) под диктовку.

Аквариум пополняется второй рыбкой.

6. Минута отдыха.

Простучите так же, как и я (доступный детям ритм)

7. Отгадайте зашифрованное слово.

Я не случайно загадала этот ребус, так как следующее задание –

8. Нанизывание бусинок на нитку.

Дети нанизывают бусинки. На этом этапе еще задание: собери слово.

Нитки, которые лежат у вас на столах, свяжите узелком.

За выполненную работу в аквариуме появляется еще одна рыбка.

9. Мышечная релаксация.

Учитель говорит спокойным голосом:

Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)

Сном волшебным засыпаем,…

Наши руки отдыхают,…

Ноги тоже отдыхают,…

Отдыхают…засыпают. (2 раза)

Шея не напряжена.

Губы чуть приоткрываются,…

Все чудесно расслабляется. (2 раза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Всем открыть глаза и красиво сесть!

В аквариуме новая рыбка.

X. Раскрашивание цветными карандашами картинки.

Перед детьми на столах лежат листы с рисунками.

Что нарисовано в середине листа? (спираль)

Поставьте карандашом точку в середине спирали и раскрутите спираль.

Возьмите желтый карандаш и закрасьте им спираль.

Найдите кружочки маленького размера. Сосчитайте, сколько их всего? (7)

Закрасьте маленькие кружки голубым цветом.

Найдите лепестки и закрасьте их зеленым цветом.

Затем учитель показывает свой образец, а дети сравнивают его со своими.

В аквариум попадает еще одна рыбка. Их стало 6!

XI. Работа с мозаикой.

Каждому ребенку дается не цветная картинка и цветная, разрезанная по линиям.

Ребенок кладет перед собой не цветную картинку и выкладывает на нее разрезанные цветные квадратики и прямоугольнички с изображением лягушки или других зверей.

XII. Итог занятия.

Чем сегодня занимались? Что понравилось больше всего?

Благодарю всех за работу.

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

План-конспект занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Светлана Леонова
План-конспект занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 115 ОАО «РЖД»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы

в рамках работы «Родительского клуба»

на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных

навыков у детей»

Высшей квалификационной категории

Леонова Светлана Евгеньевна

Ульяновск, 2015 г.

Совершенствование традиционных форм работы с родителями и воспитателями для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в процессе развития звукопроизносительной стороны речи.

углубление и систематизация знаний участников группы по развитию моторных навыков у детей; обучение выполнению артикуляционных упражнений; расширение словарного запаса детей;

-коррекционно-развивающие:

развитие зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики;

воспитание положительного отношения к занятиям, контроль за собственной речью, формирование навыков сотрудничества, умения слушать собеседника, не перебивая.

Лотки с гречневой и рисовой крупой, цветные нити, шнуры и тесьма разной толщины, массажные мячи, сосновые и еловые шишки, пальчиковый бассейн с гороховой крупой,бельевые прищепки, элементы костюмов Золушек (чепчики, фартуки, индивидуальные зеркала.

Упражнения выполняются под музыку.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя-логопеда.

«Старайся, упражняйся, моторика развивайся».

1. «Превращение в Золушек».

Раскладываем рис и гречку в разные лоточки.

2. Выкладывание крупинками различных узоров и фигур по образцу; самостоятельное составление узоров.

Читайте также:
Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи

3. Массаж гречневой крупинкой. Детям и родителям учитель-логопед раздает по одной крупинке, которой массируется каждый пальчик и ладони.

4. Массаж ладоней и пальчиков массажными мячами.

5. Массаж ладоней и пальчиков сосновыми и еловыми шишками.

«Волшебные нити».

Детям и родителям раздаются цветные нити,шнуры и тесьма разной толщины: сначала завязываем узелочки на одной нити;

Затем завязываем бантики, далее чередуем бантики и узелочки.

Натягиваем нить, из других нитей завязываем на первой нити узелочки, затем – бантики.

Сматываем нити в «волшебные клубочки».

Данные упражнения выполняются с нитями разной толщины. Обращается внимание на аккуратность и скорость выполнения задания.

Пальчиковая игра «Пальчики гуляют».

Выполнение движений пальчиками с проговариванием стихотворного текста: сначала правой рукой, затем левой и двумя руками одновременно.

«Сказка о Веселом Язычке».

Учитель-логопед рассказывает сказку. Во время рассказывания предлагает детям и родителям выполнить перед зеркалом артикуляционные упражнения, используя игровые приемы.

«Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это был за домик.

Рядом с дверями

Конфеты и плюшки.

Догадались? Это домик рот.

Двери в этом домике то открываются, то закрываются.Вот так: рот закрыт, открыт. Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

Подул легкий ветерок, язычок поежился (язык «стрелочкой», спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убирается, рот закрывается). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил дождь по крыше.Вот так: языком стучим в зубы, произносим «д-д-р». Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим язычком по верхней губе сверху вниз, рот открыт, потом котенок облизнулся (облизываем верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо). И сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы,они тикали: тик-так (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать, – подумал Язычок. (Рот закрывается).

Игры с бельевыми прищепками. Детям и родителям раздаются бельевые прищепки разного цвета, из которых составляется цветок.

«Пальчиковый бассейн».

Дети и родители находят сюрпризы, спрятанные в бассейне.

Вручение участникам встречи буклетов, изготовленных учителем-логопедом.

Запись в книге отзывов.

Дидактическая игра «Верёвочки» на развитие мелкой моторики рук с детьми первой и второй младшей группы Уже давно не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности- мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, мышления.

Конспект занятия с детьми 1,5 лет «Открой, возьми, постучи, погреми» (развитие мелкой моторики) Цель: Учить выполнять действия по слову. Задачи: Учить понимать слова-действия: возьми, открой, постучи, погреми. Развивать мелкую моторику.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Островок». План работы по самообразованию Тема: «Развитие.

Развитие мелкой моторики детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Мною были подобраны игры и упражнения, разработаны методы и приемы по развитию мелкой моторики. Работа над каждой темой включала в себя.

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группы «Карандаш пришел к нам в гости» Цель: Познакомить педагогов с приемами развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Показать важность этой работы.

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы ДОУ. Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников» Актуальность: В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Юлия Быкова План самообразования «Развитие мелкой.

Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы) В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы» В один из весенних дней текущего года в ДОУ «Колосок» по инициативе воспитателя Мухаметдиновой Зульфии Анваровны и при поддержке педагога.

Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей» Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе.

Читайте также:
Тематическое планирование логопедических занятий в младшей школе

Конспект ООД по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму «Весёлые зверята» в старшей группе

Конспект ООД по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму «Весёлые зверята» в старшей группе.

Цель:
– формирование мелкой моторики, развития речи.
Задачи.
Образовательные:

– учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно;
– формировать умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки;
– совершенствовать умения проводить прямые линии и закрашивать готовые изображения.
Развивающие:
– развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь;
– развивать зрительно – моторные координации.
Воспитательные:
воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.
– воспитывать усидчивость, желание работать.
Материалы и оборудования: мягкие игрушки, лесная поляна,
Ход занятия. Организационный момент.
Загадка.

Хожу в красивой шубке,
Живу всегда в лесу.
В дупле на старом дубе,
В домике сижу и орешки грызу.
Дети.
Белка.

Воспитатель.
(Читает стихотворения, дети делают массаж.)
Я – белка в шубке меховой,
Пушистый хвост – помощник мой,
Он помогает мне скакать,
Везде успешно побывать.
(Дети проводят кусочками меха по наружной поверхности кисти от кончиков пальцев до запястья в такт словам.)

Ребята, а сейчас мы узнаем, какие животные живут ещё в лесу.

Игра «Кто живёт в лесу?»
С завязанными глазами дети определяют на ощупь игрушки (дикие животные) разной величины, но одной фактуры называют их и выставляют на лесную поляну.

Воспитатель. Вот мы и узнали, кто в лесу живёт.
– Ребята, посмотрите: что за зверёк такой красивый, встречает нас в лесу?

Воспитатель.
Правильно! Познакомьтесь – это ёжик, он знаток лесных дорожек.
Вот колючий серый ёжик.
Он свернулся так в клубок,
Что ни головы, ни ножек
Отыскать никто не смог.

Скажите, а чего у него не хватает?
Ответ детей.

Воспитатель.
Правильно. Поможем ёжику и вернём ему иголки.

Упражнение «Ёжик потерял иголки».
(Детям предлагается силуэт ежика и прищепки.)

Воспитатель. Молодцы!
Посмотрите, ребята, нас встречает белочка, ей мы тоже поможем – соберём грибочки на веточку.

Упражнение «Белочка и грибочки»
(Дети нанизывают пуговицы на ниточку.)

Пальчиковая гимнастика.
«Белка»
Скачет белка-шалунишка,
(«бегают» пальчиками по столу.)
Рвет с сосновых веток шишки.
(Сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках.)
Лапками сжимает ловко
(Сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несет в свою кладовку.
(«бегают» пальчиками по столу.)

Воспитатель. Наши пальчики поиграли, и мы продолжаем наше занятие.
(Дети надевают маски.)
Динамическая пауза.
Зайка в травке скок – скок.
Зайка прыг за кусток!
Храбрый зайка не боится,
Не поймать его лисице.

Воспитатель.
– Ребята, а каких животных боится зайчик?
Дети. Волка, лису.
Воспитатель. Правильно.

– Ребята, посмотрите у нас «волчок» (показывает игрушку) – это игрушка, она вовсе не страшная, покажем её зайчику и научим его, как с ней играть.
(Дети раскручивают волчок большим и указательным пальцами.)

Игра «Заведи волчок»

А сейчас мы с вами проведём самомассаж.

Самомассаж «Рукавицы для лисицы»

Вяжет бабушка лисица всем лисята рукавицы –
Для лисёнка Саши, Для лисички Маши,
Для лисёнка Коли, для лисички Оли,
А меленькие рукавички – для Наташеньки – сестрички,
В рукавичках, да – да – да, не замёрзнем никогда!
(Дети разминают каждый палец, начиная с большого, от основания к ногтю.

Воспитатель. Наши пальчики готовы к следующему заданию.
Самостоятельная деятельность детей.
– Ребята, посмотрите: кто нарисован у вас на листочках?

Дети. Зайчик с одним ушком.
– Давайте нарисуем зелёной краской траву, в которой наш зайчик будет прятаться от лисы, охотников и волка.

Упражнение « Зайчик – побегайчик»
Дети «рисуют» в воздухе, затем на бумаге длинные вертикальные линии и рисуют ухо , и закрашивают зайчика.

Воспитатель.
Посмотрите, какие красивые у вас получились зайчики.
– Что вам больше всего понравилось на занятии?

Конспект урока “Развитие мелкой моторики у детей”

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Знакомство с буквой С

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока “Развитие мелкой моторики у детей”»

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Из опыта работы по теме самообразования

Составитель: учитель начальных классов

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Мелкая моторика – движение пальцев рук.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Давно известно, какие трудности испытывают дети с нарушением интеллекта, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Перед учителем встаёт задача – развитие двигательных и познавательных способностей. Она реализуется через развитие:

Двигательной области коры головного мозга.

Речевой области коры головного мозга.

Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.

Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Формирование навыков учебной деятельности.

Работу по развитию мелкой моторики у детей надо проводить систематически, уделяя ей не менее 3-5 минут на каждом уроке.

Существуют различные виды упражнений по формированию мелкой моторики.

Упражнения с карандашом.

Упражнения со специальными гимнастическими приспособлениями (валики, мячики, кольца).

Работа с мелкими предметами.

Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

Упражнения со специальными приспособлениями (валики, мячики, кольца)

Сжимание и разжимание кольца, мяча.

Зажать массажный мяч или валик между ладонями и покатать.

Нанизывание колец на пальцы и снятие их.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции.

Работа с мелкими предметами

1. Нанизывание бусин.

2. Работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины.

3. Работа с фасолью (выложить контур рисунка фасолью).

4. Работа со счётными палочками.

5. Работа с бумагой.

6. Лепка (глина, пластилин, тесто)

7. Шнуровка на специальных рамках, ботинок.

8. Завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке (макраме).

9. Работа с проволокой, скрепками (цепочка из скрепок).

10. Закручивание шурупов, гаек.

11. Игры с конструктором, кубиками.

Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики

1.Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.

2.Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.

Читайте также:
Конспект занятия Автоматизация звука (З)

3.Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.

4.Хорошее упражнение для развития координации движений – складывание салфеток по размеченным линиям.

5.На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.

6.Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.

7.Игра «поймай рыбку»: сделайте удочку с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук

1.Ребёнок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким – либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5-10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

4.Лепка из пластилина

5.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребёнку самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие –нибудь предметы ( забор, дождик, волны)

7.Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребёнка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнить задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

9.Ребенок собирает счетные палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

11.Строим «сруб» из счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

12.Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!».

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка.

У детей с умственной отсталостью долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действии обеих рук. Нарушение моторики руки мешает движения точности силы и координированности. Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью действуют хаотично при обследовании предметов, не умеют работать 2-мя руками одновременно. Например, при работе с бумагой, пластилином. У ребенка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для преодоления этого требуется проведение целенаправленной коррекционно- педагогической работы. Особым моментом в работе, я считаю педагогическое сопровождение учащихся с ТМНР в процессе стимулирования их на учебно- познавательную деятельность.

Из опыта работы

В классе на своих уроках я уделяю должное внимание дидактическим играм, упражнениям на развитие мелкой моторики и координации движения рук:

— игры с мозаикой

— игры с прищепками

— игры с мелкими и крупными предметами (природным материалом, зернами)

Подводя итог, могу сказать, что систематическая и целенаправленная работа, дает положительный результат. У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рука приобретает уверенность, а пальцы становятся более гибкими, что имеет важное значение для дальнейшей практической деятельности: часть обучающихся способны различать цвет, форму предмета.

Такие уроки дисциплинируют, вызывают усидчивость, внимание, благотворно влияют на эмоциональный настрой.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Содержимое разработки

Методическая разработка

Читайте также:
Индивидуальная коррекционная программа воспитанника старшей группы на 1 период учебного года

«Ловкие пальчики»

(развитие мелкой моторики рук)

Перечень основных мероприятий…………………………………………………………….8

Методическая разработка «Ловкие пальчики» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Данное пособие содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Представленная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Читайте также:
Конспект занятия для детей с ФФН (2 класс)

Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель и задачи:

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

обеспечивать эмоциональное благополучие.

Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.

Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

Развивать познавательные способности, психические процессы детей.

Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.

Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

Развивать творчество и креативность участников проекта.

Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Новизна данной методической разработки состоит в том, что работа по развитию ручной умелости осуществлялась через различные виды детской деятельности. Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). Для совершенствования ручной умелости в младшей группе я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Дом»). Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.

В лепке использую разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания. В средней группе планирую использовать природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине.

На занятиях по аппликации я использую аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая, удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу.

Работая с детьми, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. Вначале дети сминали большие кусочки салфеток, затем квадратики становились все меньше. Пальчики детей становились более ловкими. Создание рисунков было коллективным и индивидуальным. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую работу, украшающую группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

Обрывная аппликация – это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация проста в выполнении, ее может освоить и ребенок 3-х лет. Кроме того, здесь не нужно четких линий – настоящий простор для творчества.

Методы и приёмы:

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.

1. Пальчиковые игры – развитие речи, творческой деятельности, концентрация внимания, развитие памяти, эмоциональности.

2. Использование лепки из различного материала (пластилин, глина, тесто, использование природного материала; нетрадиционная техника рисования; использование конструктора («Лего», деревянный, металлический) ; аппликация.

3. Дидактические игры: пазлы, бусы, мозайка, шнуровка.

4. Развитие графомоторных навыков: трафареты, графические диктанты.

5. Почему развитие мелкой моторики важно для детей?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: