Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ. Самообразование.

Содержимое публикации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы Школа № 1468 _ Корпус по адресу: Рабочая ул., 10

Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда Савиной Л.В.

Тема: «Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ»

2021-2022 учебный год

А к т у а л ь н о с т ь т е м ы

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальныхпроблем у детей с ОВЗ, имеющих тяжёлое нарушение речи.

Работая с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, мной были сделаны выводы о том, что полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими школьными дисциплинами, является основным средством общения людей между собой, играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.

Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас, ошибки грамматического оформления фразы и другие нарушения, характерные для детей с ОВЗ, имеющих общее недоразвитие речи, могут негативно отразиться на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей возможно появление замкнутости, неуверенности в себе, речевого негативизма.

В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие. Личностные особенности детей сказываются на характере их отношений с окружающими, на понимании своего положения в обществе и выполнении своих обязанностей в нем.

Актуальностьвыбранной мной темы заключается в том, что своевременно проведённая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР позволяет не только исправить у них речевые отклонения от норм родного языка, но и предупредить многие проблемы психологического икоммуникативного характера.

Цель.Совершенствование системы формирования лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ, имеющих общее недоразвитие речи.

Обоснование и практическое подтверждение необходимости формирования словарного запаса, грамматического строя и развития связной речи у дошкольников с ОВЗ (ТНР).

Изучение и анализ научно-методической литературы по данной теме.

Выявление особенностей развития лексико-грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

Расширение содержания коррекционно-развивающей программы по формированию грамматического строя речи и развитию связной речи путём введения новых лексических тем, использования инновационных коррекционных технологий.

Систематизация и модификация форм, методов и приемов коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий и у детей с ОВЗ по принципу постепенного усложнения;

Подбор и апробация комплекса логопедических игр и упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ на основе теоретического анализа существующих игровых методик.

Разработка методических рекомендаций по эффективному планированию и проведению дидактических игр с дошкольниками для воспитателей и родителей.

Определение способов учета динамики усвоения учебного материала и коррекции речевых нарушений.

Анализ проведённой коррекционной работы.

Ожидаемые результаты

Овладение дошкольниками с ОВЗ (ТНР) стойкими знаниями, усвоение и практическое применение лексико-грамматических средств языка в речи согласно возрастным требованиям.

Развитие понимания устной речи.

Практическое усвоение способов словообразования.

Усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными.

Образование относительных прилагательных.

Образование простейших синонимов и антонимов.

Употребление в речи предлогов.

Э т а п ы р а б о т ы:

1.Диагностический

Изучение педагогической и логопедической литературы.

Проведение диагностики с целью выявления особенностей и уровня развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ (ТНР, ЗПР).

2.Прогностический

Разработать систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи у детей с ОВЗ (ОНР).

Разработать содержание и практическое использование дидактических игр по развитию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР для родителей и педагогов.

3.Практический

В ходе реализации задач по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у дошкольников с ОВЗ (ТНР) мной будет разработано перспективное планирование по данной теме, расширено содержание, включены инновационные коррекционные технологии, систематизированы формы и методы работы.

Проведение комплекса логопедических игр и упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ.

Разработка методических рекомендации по эффективному планированию и проведению дидактических игр с дошкольниками для воспитателей и родителей.

Консультации, открытые просмотры для педагогов и родителей.

Проведение промежуточной диагностики.

4.Обобщающий (анализ работы по теме)

Итоговая диагностика с целью выявления динамики.

Обобщающий вывод о проделанной работе по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи у дошкольников с ОВЗ(ТНР, ЗПР).

Н а п р а в л е н и я р а б о т ы

Способ достижения

(отчётная форма)

С родителями

С педагогами

Изучение и анализ научно-методической и коррекционной литературы по данной теме. Ознакомление с опытом коллег.

Педагогические форумы, сайты, литература.

Составление тезисов об актуальности данной темы.

Диагностика уровня сформированности навыков звукобуквенного анализа и синтеза, грамматических категорий у детей подготовительной группы.

Беседа с родителями с целью выявления причин нарушения речи детей. Анамнез. Обсуждение проблем, рекомендации.

Читайте также:
Лексическая тема Зима (рекомендации для родителей)

Беседа с психологом, воспитателями о речевых нарушениях детей, их активности на занятиях.

Изучение анамнеза, беседы, обсуждения, просмотр занятий, наблюдение за детьми в повседневной деятельности.

Заполнение речевых карт, построение диаграмм, таблиц.

Диагностика уровня сформированности словарного запаса,связной речи, фонематического восприятия у детей подготовительной группы.

Ознакомление с результатами обследования детей; обсуждение путей решения проблем.

Ознакомление с результатами обследования детей, составление перспективного плана работы по теме.

Круглый стол (воспитатели группы, психолог, дефектолог) Ознакомление с результатами диагностики, обсуждение перспектив.

Круглый стол. (воспитатели подготовительной группы, психолог, дефектолог) Результаты обследования; разработка системы работы по данной теме

Проведение речевых дидактических игр и упражнений. Цель: совершенствование навыка употребления сущ. в ед.и мн.ч.; обучение пониманию вопросов косв-х падеж., развитие фонематического восприятия.

Консультация «Значение речевых дидактических игр для развития речи детей». Рекомендации родителям для исполь- зования дидактичес- ких игр и упражнений дома.

Показ проведения дидактической игры.

Консультация «Значе-ние речевых дидактических игр и упражнений в формировании лексико-грамматических категорий и развитии связной речи у дошкольников с ОВЗ». Организация и проведение игр.

Практическое проведение дидакти- ческих игр с детьми. Открытый показ проведения лексико-грамматических игр и упражнений

Открытый показ, консультация для родителей.

Проведение речевых дидактических игр и упражнений. Цель: совершенствование навыка употребления в речи предлогов; образование и исполь-зование в речи сущ. с уменьш-ласкат. суф.

Обучение приёмам проведения дидактических игр.

Совместное проведе-ние игр.

Подбор дидактических игр и упражнений, систематизация, составление картотеки по данной теме.

Систематизация дидактических игр, составление каталога дидактических игр и упражнений.

Выступление на педсовете

«Использование речевых дидактических игр и упражнений в работе с дошкольниками с ОВЗ по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи»

Проведение диагностического среза по теме.

Ознакомление с результатами обследования детей, индивидуальные консультации.

Обсуждение с педагогами группы результаты промежуточной диагностики.

Проведение занятий, использование дидактических игр по теме. Индивидуальные консультации с родителями.

Сообщение для воспитателей о результатах промежуточной диагностики.

Развитие связной речи. Обучение детей рассказыванию: – формирование значимости мотива; -активизация психических процессов.

Развитие связной речи детей с использова – нием худ.литературы с родителями.

Этапы работы по развитию связной речи дошкольников.

Проведение занятий с детьми, беседы, консультаций с педагогами и родителями.

Показ отдельных этапов работы по развитию связной речи для воспитателей.

Обучение детей звукобуквенному анализу и синтезу: – составление схем.

Формирование фонематического восприятия у детей.

Использование методических приёмов в работе по обучению детей навыкам звукобуквенного анализ и синтеза.

Проведение занятий с детьми (работа над формированием фонематического восприятия, овладение навыками звукобуквенного анализа). Консультации с педагогами и родителями.

Показ отдельных приёмов обучения детей звукобуквенному анализу и синтезу для воспитателей.

Формирование лексико-грамматических кате-горий и связной речи на занятии.

Составление рассказов детьми с родителями, используя полученные рекомендации.

Организационные принципы проведения занятий по обучению дошкольников рассказыванию.

Проведение занятий с детьми, беседы, консультаций с педагогами и родителями.

Семинар-практикум для педагогов.

Итоговая диагностика с целью выявления динамики.

Ознакомление с итогами диагностики, рекомендации.

Обсуждение итогов проделанной работы.

Перспективы дальнейшей работы по теме.

Проведение речевых дидактических игр и упражнений по теме. Консультации с родителями, педагогами.

Выступление с сообщением на педагогическом совете.

“Развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ”

Коррекционно-развивающие игры для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«”Развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ”»

«Коррекционно-развивающие игры по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ»

Игры на словообразование прилагательных:

Старшая группа

/ 1 год обучения /

Относительные прилагательные

Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

Из грибов – грибной суп.

Из апельсинов – апельсиновый сок.

«Чьи детки на какой ветке?»

Цель: образовывать относительные прилагательные.

Листья клена на кленовой

У клёна листочек – кленовый,

Он очень красивый, резной.

А иглы у сосен сосновые,

Колючие все до одной.

На лугу трава – луговая.

В поле цветок – полевой.

В лесу полянка – лесная.

В реке песочек – речной.

Кожаная сумка – из кожи,

Что же в неё мы положим?

Шелковое платье – из шёлка,

Оно сшито тонкой иголкой.

Ложка из дерева – деревянная,

Ложка из олова – оловянная,

Воротник из меха – меховой,

Шарфик из шерсти – шерстяной.

Из пуха подушка – пуховая,

А из пера – перьевая.

Обе подушки взбиваю я,

Утром постель убирая.

Купил я хрустальную вазу,

Та ваза из хрусталя.

Понравилась мне она сразу –

Все грани на солнце горят.

Из ваты матрасик ватный,

На нем наш котенок спит,

Он носик прикроет лапкой

И сладко во сне сопит.

Из картона коробка картонная

В неё можно игрушки сложить

Из бетона стена бетонная,

Будет долго она служить.

Из плюша мой плюшевый мишка,

Мне нравится с мишкой играть,

Он словно мой младший братишка,

И с ним я не буду скучать.

Из бумаги кораблик бумажный,

Он спокойно бежит по волнам.

Где же тот капитан отважный,

Что на нем поплывет в океан?

Из стали ножи стальные,

А нитки из льна – льняные.

Мой глиняный шарик из глины

Он склеен из двух половинок

Из стекла стеклянный стаканчик,

Он прозрачный и небольшой,

Осторожно взял его мальчик

И наполнил прохладной водой.

Изо льда строят дом ледяной,

А из снега, конечно, снежный.

Жить в домах этих можно зимой,

Пока солнышко греет нежно.

Качественные прилагательные

Цель: учить образовывать качественные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

Читайте также:
Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП

«Соковыжималка»

Цель: учить образовывать качественные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

«Дом, в котором я живу»

Цель: учить образовывать качественные прилагательные.

« Три поросёнка»

Цель: учить образовывать качественные прилагательные.

«Найди ошибки Незнайки»

Цель: образование качественных прилагательных;

закрепление грамматических категорий.

Цель: образование качественных прилагательных; уточнение словаря по темам:

«Одежда.», «Игрушки», «Посуда», «Продукты»

Притяжательные прилагательные

«Угадай кто хозяин?»

Цель: образование притяжательных прилагательных; уточнение словаря по темам:

Семья белки – беличья семья

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные; уточнение словаря по теме: «Животные».

Хвост волка – волчий хвост

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные; уточнить словарь по теме: «Одежда».

Халат мамы – мамин халат

Юбка Юли – Юлина юбка

Голова у лошади – лошадиная,

Голова у голубя – голубиная.

Голова у кита – китовая,

Голова у моржа – моржовая.

У осла голова ослиная,

Большие ослиные уши,

Ослиная шерстка недлинная.

Осёл не всегда послушен.

У белочки ушки беличьи,

Пушистый беличий хвост,

Нарядная шубка беличья и очень маленький рост.

У ежа ежовые иголки,

Черненький смешной ежовый нос.

Можно встретить ежика у ёлки.

Есть ли у него ежовый нос.

Можно встретить ёжика у ёлки.

Есть ли у него ежовый хвост?

У рыбы рыбья чешуя

И рыбьи плавники.

Нырнула вглубь форель моя,

У курицы куриный гребешок,

Под перьями куриный есть пушок,

А скромная куриная головка

Сидит на длинной шее очень ловко.

У волка есть волчий хвост

И серая волчья шуба.

Волк – очень опасный гость:

Слишком остры волчьи зубы.

Что за птица милая!

Хвост у лисоньки – лисий,

Лапки мягкие лисьи,

Только не верь ей, рыжей,

Коварны все её мысли!

Заячьи длинные уши,

Зайцу в лесу нужны:

Если внимательно слушать,

Волки не так страшны.

У медведя медвежье ухо,

Неуклюжие лапы медвежьи.

Мишка спит только там, где сухо,

Всюду ищет сухо валежник.

Носорожий нос у носорога,

Носорог не может жить без рога,

Очень нужен носорогу рог.

Жаль, что неуклюж так носорог!

У бульдогов челюсти бульдожьи

И бульдожьи лапы и хвосты.

Подходи к бульдогам осторожно,

Никогда ты с ними не шути.

У верблюда верблюжьи горбы

И большое верблюжье тело,

Он животное сложной судьбы

Непростое пустыня дело!

У льва есть львиная грива,

Ведь лев это царь зверей.

Не вздумай быть с ним игривым,

Беги от него скорей!

У совы большие глаза,

Они конечно, совиные.

Но кто же тебе сказал,

Что шея совиная длинная?

У журавлей журавлиные крылья.

Журавли так протяжно кричат.

Они были прекраснейшей былью,

Пусть скорей возвратятся назад!

У павлина павлиний хвост,

Красивые перья павлиньи,

А у павы маленький рост

И хвостик совсем не длинный.

У мышки мышиные глазки

И тонкий мышиный хвостик,

Нельзя ей гулять без опаски,

По ночам лишь приходит в гости.

У собаки собачья доля,

Суждено ей дом сторожить.

Не стремиться собака к воле,

Она любит с людьми дружить.

У кошки кошачьи повадки,

Внимательный кошачий взгляд,

И ходит она с оглядкой

(Частенько смотрит назад)

У утки утиная шея,

Утиные красные лапки,

Но утка совсем не умеет

Носить красивые тапки.

У оленя олений хвост,

Оленьи рога ветвистые,

Высокий олений рост,

Оленьи глаза лучистые

Уменьшительно – ласкательные суффиксы

Формирование лексико-грамматических категорий речи средствами дидактических игр у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Сиделева Ольга Алексеевна , воспитатель
город Новосибирск

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Сиделева Ольга Алексеевна

воспитатель МАДОУ д/с 411

Формирование лексико-грамматических категорий речи средствами дидактических игр у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время наблюдается рост количества дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. В работах А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина, подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. Данные об этом представлены в работах Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Развитие грамматического строя речи в дошкольном возрасте имеет исключительную практическую значимость для детей, и особенно для тех, кто имеет её нарушения, поскольку в повседневной жизни они постоянно находятся и ориентируются в мире людей, вещей, предметов. Процесс развития грамматического строя речи у детей с ограниченными возможностями здоровья осложняется специфическим характером их речевого недостатка, вследствие чего возникает необходимость специальной логопедической работы сданной категорией дошкольников. На логопедических занятиях организуется специальное обучение. При этом оно выступает средством познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает более успешно, когда основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий.

Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.

Читайте также:
Звук (3) - конспект логопедического занятия

Дидактическая игра – как игровой метод обучения дошкольников.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.

Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста.

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. В этом и состоит сложность обучения, которое еще осложняется и тем, что мы, взрослые, допускаем грамматические ошибки в своей речи и неосознанно формируем неправильную речь своих детей. Отсюда следует, что важнейшей заботой взрослого при общении с ребенком должна быть забота о том, чтобы дети слышали грамотную речь и как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей – дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
– дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
– игровые правила;
– игровые действия;
– окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача – это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия – это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.

Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.

Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные (построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:
1. Игры и упражнения на словоизменение:
– учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: “Чего не стало?”, «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.;
– употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры “Ателье”, “Кафетерий” и др.);
– правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. (“Какой?, Какая?, Какое?”, “Кто что делает?”, “Отгадай, что это?”, “Расскажи о предмете”);
– различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых “трудных” глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.(игры “Вы хотите? – Мы хотим”, “Медвежонок и ослик разговаривают по телефону” и др.).
2. Игры и упражнения на словообразование:
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:
– Образование названий детенышей животных.
– Образование названий профессий.
– Образование названий посуды.
– Образование однокоренных слов.
В области словообразования дошкольников учат создавать новые однокоренные слова с помощью:
– суффиксов: заяц – заинька, зайчонок;
– приставок: шить – пришить, зашить, вышивать;
– смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.
В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы – усики – усищи; кот – котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).
3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:
Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: “Почему?”, “Зачем?”, “Что было бы, если…”. Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: “Закончи предложение”, “Дополни предложение”, “Кого покатаем на машине?”, “Размытое письмо” и др.

Читайте также:
ОптиМьюзик в работе логопеда

В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи ведётся по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей.

Ссылки на источники:

1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
2. Гущина Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Е. А. Гущина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013.
3. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.
5. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
6. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
7. Лебедева Л.В. (и др.). Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009.
8. Логинова В.И. Формирование словаря// Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: 1984.
9. Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 4.
10. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2005
11. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2010.
12. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.- М., Мозаика-Синтез, 2011.
13. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи – М., Академия, 2009.
14. Гавриш, Н.В. Характерные особенности речевой деятельности в дошкольном детстве//Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Орел, 2012.
15. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ. – 3-е изд., испр. и доп./ Г.С.Швайко. – М., Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2006

Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ

Наталья Горбенко
Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОВЗ.

Для меня дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.

Наблюдая за играми детей, обнаружила, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными, наоборот, заторможенными.

В своей работе ставлю перед собой цель – последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, высказывались по ходу игры.

При обследовании детей с общим недоразвитием речи выявила, что у детей часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно – бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед логопедом или воспитателем, который осуществляет непосредственное руководство игрой, помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваться употребления их в связной речи.

У детей с указанным дефектом речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.

На первом этапе работы в основном использую игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращаю внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Ввожу приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем перехожу к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии “Одежда”, дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.

Читайте также:
План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

В непосредственной образовательной деятельности использую следующие виды дидактических игр и упражнений по формированиюграмматического строя речи у дошкольников старшего возраста с ОВЗ:

«Один – много» (образование множественного числа существительных на материале лексической темы): стол – столы, стул – стулья, диван – диваны…

«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы): стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик…

«Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): столов, стульев, диванов…

«Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): стола, стула, дивана…

«Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов): сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…

«Чьи хвосты (уши?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных): хвост лисий, заячий, медвежий…

«Какой – какая – какое – какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе): вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки…

«Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе): утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши…

«Слова – действия» (образование разноприставочных глаголов): улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел…

«Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному): лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая…

«Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному): собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит…

«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов).

«Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову): снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник…

«Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением): друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло…

«Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным): один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят…

«Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени): большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее…

«Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени): рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот – котище…

«Что в чем живет?», «Женские профессии» (образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», «онк», «енк», обозначающими профессии, посуду со значением вместилища): сахарница, хлебница, масленка, солонка; воспитательница, учительница, продавщица, дрессировщица…

В непосредственной образовательной деятельности использую настольно – печатные дидактические игры Нищевой Н. В., которые систематизированы в соответствии с лексическими темами. Цели данных игр – расширение словарного запаса, образного словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Времена года. Осень. Деревья. Разноцветные листья (образование и правильное использование формы родительного падежа имен существительных с предлогом с, образование относительных прилагательных).

Огород. Овощи. В огороде у козы Лизы (согласование прилагательных с существительными в роде, падеже и числе). Веселый повар (правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных).

Сад. Фрукты, ягоды, цветы. Маленькие художники (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование и использование в речи формы родительного падежа существительных).

Лес. Грибы. За грибами (употребление форм винительного падежа существительных с предлогом в и родительного падежа с предлогом из).

Игрушки. Катины подарки (образование форм дательного и винительного падежей имен существительных).

Аквариумные рыбки. Аквариум (использование предлогов на, по, в, под, за, над, из, из-под).

Домашние птицы. Собери семью (образование существительных с суффиксами – онок, – енок, – ята).

Домашние животные. Живой уголок (правильное использование и образование форм дательного, винительного, предложного падежей имен существительных).

Найди маму (обучение использованию в речи существительных с суффиксами – онок, – енок, – ат. – ят, – их и простого предлога у).

Посуда. У белочки в гостях (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов).

Одежда. Мебель. Мой, моя, мое, мои (согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои и числительных 2 и 5 с существительными).

Зима. Новый год. Украшаем елку (правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных).

Насекомые. На полянке (использование предлогов в, на, по, с, под, над).

Дикие животные наших лесов. Кто чем питается? (употребление имен существительных в творительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).

Животные жарких стран. Птицы. Насекомые. Разноцветные квадраты (употребление существительных в винительном и творительном падежах).

Систематическая работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей дает следующие результаты. У детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они стараются использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употреблять разные части речи точно по смыслу.

У детей совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребята правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова. Дети учатся верно использовать предлоги.

Читайте также:
Занятие по теме Овощи

Повышается активность детей в непосредственной образовательной деятельности. Использование дидактической игры делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.

Список использованной литературы:

1. Белобрыкина О. А.Речь и общение – Ярославль: Академия развития, 1998.

2. Бондаренко А. К.Словесные игры в детском саду – Москва: Просвещение, 1977.

3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми –Москва: Владос, 1994.

Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств.

Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР [Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР. Общее недоразвитие речи -это.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Слова-признаки» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Богачева В. Г., учитель-логопед.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе «Дом. Мебель» Цель: развитие лексико – грамматических категорий в рамках лексической темы «Квартира. Мебель». Задачи: Коррекционно – образовательные:.

Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие). Цель: • Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери». Наталья Сюй Конспект.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий к многофункциональному пособию «Осенние листья» Логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи к многофункциональному пособию «Осенние листья»..

Рекомендации для родителей по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ по лексической теме «Обувь» Уважаемые родители! 1. Вместе с ребенком сходите на экскурсию в обувной магазин, побеседуйте о назначении обуви. закрепите виды и названия.

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико – грамматического строя речи.
материал по теме

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико – грамматического строя, связной речи. Логопедическую работу необходимо вести по трем направлениям: формирование звуковой стороны речи; формирование лексико – грамматического строя; формирование связной речи. Каждое логопедическое занятие должно включать три темы: логопедическую, лексико – грамматическую и тему по развитию связной речи.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_leksiko-grammaticheskogo_stroya_rechi.doc 114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММА ТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

1. Содержание коррекционно-логопедической работы.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

устойчивость произвольного внимания;

восприятие (зрительное, слуховое, пространственное) объектов и явлений;

анализирующее наблюдение (особенно языковых явлений);

способность к запоминанию (с опорой на наглядность и графические схемы);

способность к переключению;

навыки и приемы контроля и самоконтроля;

– посредством усиления мотивации деятельности (введение элементов соревнования, игры; подчеркивание важности выполненного задания);

– посредством овладения приемами умственной деятельности (классификацией, сравнением, анализом и синтезом).

Формирование полноценных учебных умений

□ овладение основными мыслительными операциями:

анализом (мысленное расчленение объекта на составляющие элементы, выделение отдельных признаков и свойств объектов, рассматривание предмета с разных точек зрения);

обобщением (предполагает гибкость самого процесса выделения общего

□ планирование предстоящей деятельности:

анализ условий учебной задачи (проанализировать все совокупные данные);

составление общего плана решения (определение стратегии поиска);

активное осмысление материала;

выделение главного, существенного в учебном материале (определение звеньев и последовательности, если задание включает в себя несколько инструкций).

формирование навыков самоконтроля (учащиеся должны проверять качество своей работы как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; искать и находить ошибки в собственной работе и в работах своих товарищей в специально отведенное для этой цели время);

работа в определенном темпе;

использование ранее полученных знаний и применение их в новых ситуациях;

анализ оценки продуктивности собственной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Словарная работа Задачи:

учить ребенка точно составлять слово с предметом, явлением;

формировать следующие умения и навыки:

производить действие, показывать предмет ли явление;

называть действие, предмет или явление;

производить классификацию предметов;

знать назначение предмета и его частей;

знать основные формы и размеры предметов (большой – матенький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус); знать основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый, серый, сиреневый);

иметь представление о количестве (много – мало – один);

ориентироваться во времени (день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра,

послезавтра, вчера; дни недели, месяцы, времена года);

ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, сбоку, в углу, в середине, прямо, угол, середина квадрата, прямоугольника, круга; друг за другом, между, напротив, на одном расстоянии, в одном ряду, один над (под) другим;

середина правой (левой, верхней, нижней) стороны);

знать состояние природы в различное время года;

знать и употреблять в речи имена собственные;

четко произносить слова, окончания, словосочетания.

уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);

обогащение словаря (усвоение новых слов, в том числе и терминов; особое внимание обращается на слова, которые обозначают обобщающие понятия);

активизация словаря (перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение новых слов в предложения, словосочетания).

показ и называние нового предмета и его признаков или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания включаются в знакомый ребенку контекст.

объяснение происхождения данного слова (сахарница – посуда, в которой находится сахар).

употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом – очень большой дом, тот, который выше всех остальных домов).

Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Этот забор низкий или высоки?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо обучать детей самостоятельной постановке вопросов.

Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, цели, условия, следствия.

Составление предложений по опросным словам.

Заучивание загадок, стихов, потешек.

Заучивание и пересказ русских народных сказок, начиная с самых простых.

Альбом новых слов, «копилка» новых слов (специально оформленная коробка, куда дети кладут картинки для записи слов, которые нужно запоминать).

1. Уточнение значения слов-существительных.

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет (внешний вид, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, как используется). Например, ЛОПАТА – чтобы копать землю, тяжелая, ручка деревянная, сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная.

Отгадывание загадок на разные темы с объяснением, как дети догадались.

Каждое обобщенное значение слова (существительное, глагол, прилагательное) обозначается определенным символом – квадратом, стрелочкой, овалом. Логопед называет различные слова, дети поднимают символы.

4. Закрепление понятия “живое” – “неживое”.

Рассмотреть картинку, назвать сначала все живые предметы, затем – неживые.

Даны картинки, относящиеся к разным тематическим группам (чашка, береза, лиса, курица, тарелка, ель, медведь, утка). Дети подбирают пары картинок, задают вопросы кто? что? и называют предмет – “живой” или “неживой”.

6. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию
действия (глаголу).

Бежит кто? (девочка, кошка); что? (река, молоко, время, ручей). Идет кто? (человек, зверь); что? (дождь, снег, град, время). Стоит кто? (мама, бабушка); что? (шкаф, диван).

Сидит кто? Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? Висит кто? Летит кто? Едет кто? Читает кто?

мычит (кто?). лает. хрюкает.

7. Отгадать названия животных:

ржет. мяукает. блеет.

8. Придумать слова, отвечающие на вопрос кто? по теме “Дикие животные”:

Формирование грамматического строя речи у детей с ОВЗ посредством ИКТ

Автор презентации: Волобуева Марина Владимировна

Формирование грамматического строя у детей с ОВЗ

посредством ИКТ

Формирование правильной речи является одним из важнейших направлений гармоничного развития ребенка. В настоящее время эта проблема является чрезвычайно актуальной, так как доля речевых нарушений среди детей, имеющих отклонения в развитии, постоянно увеличивается. В настоящее время активно развиваются теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии.

Сегодня все чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития аномальных детей. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности аномальных детей.

Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий. Большинство дошкольников, посещающих логопедические занятия, имеют особенности внимания, восприятия, мыслительной деятельности, памяти, пространственных представлений, особенности приёма и переработки информации. У этих детей наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать данных детей, сделать их обучение более интересным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития ВПФ, новые технологии. Подача материала на логопедическом занятии должна быть более индивидуализированной.

Основными нарушениями лексики у исследуемых детей с ОВЗ являются следующие:

незнание многих слов, в частности, обозначающих части тела, части предмета,

игрушки, мебель; незнание названий детенышей животных;

трудности в назывании и использовании глаголов;

нарушение обобщения слов;

Недостаточное знание названий цвета, формы, материала предметов.

Нарушения грамматического строя речи сводятся к следующему:

Нарушение преобразования сущ.ед.ч. во мн.ч. и.п.;

аграмматичное изменение существительных по числам;

неумение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

неиспользование или неправильное употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

неправильные падежные окончания сущ. в косвенных падежах.

Выделим основные особенности этих форм работы:

  •  возможность более наглядно продемонстрировать детям

Формирование правильной речи является одним из важнейших направлений гармоничного развития ребенка. В настоящее время эта проблема является чрезвычайно актуальной, так как доля речевых нарушений среди детей, имеющих отклонения в развитии, постоянно увеличивается. В настоящее время активно развиваются теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии.

Сегодня все чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития аномальных детей. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности аномальных детей.

Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий. Большинство дошкольников, посещающих логопедические занятия, имеют особенности внимания, восприятия, мыслительной деятельности, памяти, пространственных представлений, особенности приёма и переработки информации. У этих детей наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать данных детей, сделать их обучение более интересным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития ВПФ, новые технологии. Подача материала на логопедическом занятии должна быть более индивидуализированной.

Основными нарушениями лексики у исследуемых детей с ОВЗ являются следующие:

 незнание многих слов, в частности, обозначающих части тела, части предмета,

 игрушки, мебель; незнание названий детенышей животных;

 трудности в назывании и использовании глаголов;

 нарушение обобщения слов;

 Недостаточное знание названий цвета, формы, материала предметов.

Нарушения грамматического строя речи сводятся к следующему:

 Нарушение преобразования сущ.ед.ч. во мн.ч. и.п.;

 аграмматичное изменение существительных по числам;

 неумение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

 неиспользование или неправильное употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

 неправильные падежные окончания сущ. в косвенных падежах.

Выделим основные особенности этих форм работы:

 возможность более наглядно продемонстрировать детям использование тех или иных грамматических форм, например, употребление множественного числа существительных в Р.п. («Чего не стало»); употребление множественного числа существительных («Один – много»); употребление предложно-падежных конструкций и многое другое;

 интерактивность (возможность ребенка самому выполнять определенные действия с компьютером и получать результат своей работы);

 большая концентрация детей на занятии, связанная с повышенным интересом при использовании компьютера;

 красочный, разнообразный демонстрационный материал, (в том числе анимации), который легче представить в компьютерном варианте, имея возможность выбрать его во всемирной сети Интернет;

 возможность использования звукового и музыкального сопровождения.

Рассмотрим существующие компьютерные программы, направленные на преодоление речевых нарушений, в том числе и коррекцию лексикограмматических отклонений.

– «Интерактивные речевые игры» Аскульская Л. В.

– «Логопедические упражнения». Серия «В помощь логопеду».

– «Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений». Н.С. Четверушкина.

– Интерактивные игры портала «Мерсибо» support.mersibo.ru

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 – 10 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа включает 4 раздела:

 Развитие связной речи

Каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходима мышь и колонки (или наушники). Разделы «Неречевые звуки» и «Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями нескольких типов и направлен на развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Игровые задания раздела «Развитие связной речи» учат детей связно говорить, формулировать целые предложения. Для формирования лексико- грамматических представлений из этого раздела можно использовать такие задания как «Слово-действие», «Подбери действие», «Слово-признак», «Подбери признаки». Такие упражнения развивают предикативный, адъективный словарь и учат согласовывать существительные с прилагательными.

2. Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры». Автором учебных и методических материалов, на основе которых составлена программа является методист – кандидат педагогических наук Л.Р.Лизунова. Научный руководитель – кандидат педагогических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета З.А.Репина.

3. Развивающий онлайн-портал для детей «Мерсибо» разработал специальные компьютерные игры по развитию речи ребенка.

В своей практике я использую компьютерные игры от Мерсибо и сегодня хочу более подробно рассказать о привлечении родителей в образовательный процесс с использованием развивающих игр сайта. Приведу примеры игр на развитие лексико-грамматических категорий:

«На рынке» – грамматический строй (образование сущ-х мн. ч. Р. п., согласование числительных с сущ-ми),

Овощи-фрукты – игра подойдет для малышей и для детей, изучающих лексическую тему «Овощи и фрукты». Необходимо не только соединять правильно половинки плодов, но и называть их.

Бежит-лежит – освоение глагольного словаря – важнейший двигатель развития речи. Наблюдая за персонажами игры и озвучивая их действия, ребенок учится осмысливать и понимать глаголы. Изображать увиденные на картинке движения – еще один веселый элемент этой игры для малышей.

Дискотека – это грамматическое упражнение помогает ребенку правильно согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «мое».

Удар – гол – научить согласовывать местоимение третьего лица с глаголом, опираясь на род глагола прошедшего времени.

Кто за кем? – закрепление в речи предлогов.

Потерянный хвост – наши звери и птицы потеряли свои хвосты! Любознательный малыш должен посмотреть на картинку и выбрать для каждого персонажа подходящий хвост. Развитие внимания начинается с простых игр.

Рюкзак туриста – весёлый турист собирает в рюкзак различные предметы. Ребёнок должен выполнять его инструкции – класть предметы за шкаф, под стол, доставать из рюкзака. Желательно, чтобы ребёнок мог не только выполнить указание, но и произнести вслух, куда он кладет предмет, правильно употребив предлог.

Гудвин – знание антонимов значительно расширяет словарный запас и обогащает речь ребенка. Великий Гудвин поможет пополнить запас антонимов в речи.

Чипсики – умение подбирать однокоренные слова, проверять безударную гласную в корне слова – залог отличной грамотности каждого ученика. Веселая игра по выделению корней в интерактивном огороде научит разбираться в корнях и готовить вкусные чипсы.

Формирование лексико-грамматических категорий является важнейшей задачей коррекционно-педагогического процесса в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР. Психологические и возрастные особенности детей 4 – 5 лет, а также современный уровень развития новых технологий приводит к возможности и необходимости использовать новые приемы педагогического воздействия на детей.

Использование информационно-коммуникационных технологий является средством повышения познавательного интереса детей на занятиях, повышения их положительного эмоционального настроя, и как следствие, более высокой эффективности коррекционно-педагогической работы, но при этом, следует отметить, что использование новых технологий не должно полностью вытеснять традиционные методы образовательного процесса. Только разнообразная, гармонично и целостно выстроенная коррекционно-педагогическая деятельность может привести к достижению положительного результата, что является основной целью коррекционного воздействия учителя – логопеда.

1. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).

2. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003.

Применение изодеятельности в психопрофилактической и коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
учебно-методический материал на тему

Выступление педагога-психолога Гаричкиной Евгении Андреевны на ГМО: “Художественно-эстетическое развитие как средство формирования важнейших сторон личности ребенка”

Скачать:

Вложение Размер
dokllad_avtosohranennyy.docx 19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога Гаричкиной Евгении Андреевны на ГМО

Тема: Применение изодеятельности в психопрофилактической и коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

В работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения часто используются элементы арт-терапии.

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности. В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, создавая некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Методы арт-терапии применяются с дошкольниками разного возраста, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения физического развития, страдающими соматическими заболеваниями. Эти методы включают индивидуальную и групповую арт-терапию. «Рисунок, как игра, компенсирует права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему.» (Ленц Ф., 1999) Диагностическая методика исследования тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В., методика исследования самооценки по методу Дембо Рубинштейна, цветовой тест Люшера, применяемые в работе, подтверждают результативность применения арт-терапевтических методов в работе с детьми. Для того чтобы активизировать творческий процесс, стимулировать ребенка и разнообразить его сенсорный и эмоциональный опыт в ходе арт-терапевтических занятий детям предлагаются различные материалы (краски, уголь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, глина, песок). В конце каждого занятия происходит обсуждение чувств, вызванных работой с тем или иным материалом. Кроме лечебного эффекта, рисунок несёт в себе и диагностическое значение. По детскому рисунку можно не только рассказать о возможных психологических проблемах ребёнка, но и определить уровень интеллектуального развития, степень психологической зрелости. В ходе терапии характер рисунка, как правило, меняется: образы, становятся более позитивными, красочными, гармоничными. Этот показатель является одним из критериев эффективности терапии. При выборе художественных материалов следует помнить, что такие материалы как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие – пастель, краска, глина – способствуют более свободному выражению эмоций. Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. При индивидуальной работе с детьми, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов. Такие материалы, как краска или глина, могут дать возможность более активной сенсорной стимуляции и избавиться от негативных эмоций. Несмотря на кажущуюся простоту метода, арт-терапия позволяет лечить: -Неврозы -Повышенную тревожность, страхи -Низкую самооценку -Трудности взаимоотношений с окружающими -Последствия стрессовых ситуаций Арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, более успешными детьми, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. Арт-терапевтические занятия развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования, активизируют функцию воображения детей. Дети с богатой фантазией более успешно решают нестандартные задачи, легче переживают неприятности и чаще завоевывают уважение среди сверстников.

НО! Терапией занимаются терапевты, имеющие специальное медицинское образование. Именно поэтому мы говорим об использовании именно ЭЛЕМЕНТОВ арт-терапии .

Рассмотрим некоторые упражнения, которые используются мною в работе:

Упражнение «Имя» Цель: учить ребенка лучше понимать себя, развивать его коммуникативные качества. Детям дается задание придумать и нарисовать свой символ (предмет, который, по мнению ребенка, отображает его самого) на бумажном кружке. Далее каждый по кругу называет свое имя и показывает свой рисунок.

Упражнение «Придумаем сказку» Цель: развивать воображение и творческое мышление ребенка, учить взаимодействовать с другими детьми и уважать чужое мнение. Дети поочередно подходят к листу ватмана, разложенного на полу в центре комнаты, и рисуют на нем что-нибудь, например: домик, озеро, цветок, солнышко, деревья, горы, облака. После того как сказочная страна нарисована, дети могут заселить ее сказочными героями, для этого взять небольшие игрушки и расположить их на листе. Затем детям предлагается сочинить небольшую сказку по цепочке.

Упражнение «Прекрасный сад» Цель: познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения и эмоциональной сферы. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок. Не беспокойся о том, как ты нарисуешь, главное, чтобы ты мог описать свой цветок. Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Затем они его вырезают и размещают на большом листе бумаг, формируя огромный красивый сад. Затем можно послушать музыку и изобразить свой цветок в танце. Аналогично выполняется упражнение «Страна зверей». Детям предлагается вообразить себя каким-либо зверем, нарисовать. Рассказать об этом животном. С кем оно дружит, чего боится, о чем мечтает, чему радуется. Затем изобразить в танце придуманный образ.

Упражнение «Рисуем на спине» Цель: снятие напряжения, тактильных страхов, физическая и эмоциональная стимуляция Дети разбиваются на пары. Встают друг за другом. Ребенок, стоящий сзади рисует пальчиком на спине ребенка, стоящего впереди различные образы (человечка, солнышко, лесенку, домик, кораблик, тучку с дождем). Партнер по игре должен отгадать, что нарисовано.

Упражнение «Рисунок в круге» Цель: развитие рефлексии, познание внутреннего мира ребенка. Детям раздаются вырезанные из бумаги круги и предлагается с двух сторон нарисовать рисунок на тему: «Добро и зло», «Белое и черное», «Радость и горе», «День и ночь», «Веселье и грусть». Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.

Упражнение «Волшебные руки» Цель: развитие воображения, чувств и представлений; гармонизация эмоционального состояния Детям предлагается на листе бумаги обвести силуэт ладоней. Затем им предлагается раскрасить (оживить) силуэты ладоней так, как хочется. Разбиться на пары и под музыку изобразить пантомиму друг с другом: «Наши руки знакомятся», «Руки поссорились», «Руки помирились», «Руки дружат». Детям предлагается послушать тихую музыку, закрыть глаза и представить, что их руки стали волшебными и изобразить порывы ветра, распускающиеся цветы, стебли трав, крылышки бабочек, птичьи крылья, ветви дерева. Затем обсудить свои ощущения.

Упражнение «Спонтанное рисование под музыку» Цель: осознание чувств; стабилизация психоэмоционального состояния ребенка Детям предлагается рисовать все, что захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные в процессе слушания музыки, свободно выражаются на бумаге (музыка со звуками леса, шумом моря, журчанием ручья.)

Рисунок – это послание человека.

Рисуночные методики информированы, эмоциональны, помогают установить контакт.

Выявляем состояние ребёнка, его мотивацию, потребности.

Рисование облегчает «демонстрацию » внутреннего мира ребёнка.

Рисование – не предмет сам по себе, а представление о предмете.

Очень много диагностических методик построены на рисунках. Такие как:

  • ТЕСТ «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА» – исследование интеллекта
  • ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС» – определение эмоционального состояния ребёнка, наличие агрессивности, её направление и интенсивность
  • ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» – Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности детей, развитие воображения.
  • ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ » – диагностика внутрисемейных отношений.
  • МЕТОДИКА «ДОМ, ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК» – Оценка личности испытуемого уровня его развития, работоспособности, взаимоотношений с окружающим миром.

Результаты данных методик не могут приниматься за единственно правильный результат и требуют подкрепления в виде дополнительного исследования.

Из личного опыта работы:

В старшей логопедической группе мною реализуется программа для старших дошкольников «В мире эмоций!» В ходе реализации программы дети учатся выражать свои чувства и эмоции с помощью слов, мимики, рисуеков….

Упражнения: Семицветная радуга. Разрисовывание ладошек радость-грусть.

Рисование «Страна вообразилия»

(Информация на слайде)

Подготовка к школе «Приключения будущих первоклассников»

Школа, в которой я хочу учиться. Плохой первоклассник, хороший первоклассник- Я!

Кружок по развитию мелкой моторики «Умелые пальчики»

Применяемы техники: обрывная аппликация, пластилинография, апликация, нетрадиционные техники рисования. Олицетворение предметов (ладошек)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Перелётные птицы” Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст.

Применение арттерапевтических техник (на примере изотерапии) в работе педагога-психолога ДОУ

Применение арттерапии в системе коррекционно-развивающей работы психолога Доу. Примеры занятий.Актуальность проективных методик при работе с детьми дошкольного возраста.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХСЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ.

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ: работа с детьми с ТНР

Цели и задачи в реализации коррекционной работы психолога с детьми с ТНР. Основные направления коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР в соответствии ФГОС. Основные формы взаимодействия с с.

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми.

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями.

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 2 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с р.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: