Развитие лексической стороны речи детей в игре

Картотека игр на развитие лексической стороны речи

Ирина Кузнецова
Картотека игр на развитие лексической стороны речи

Игры на развитие обобщающих понят ий.

«Назови одним словом».

Цель: учить детей подбирать обобщающее слово к предметам одной лексической группы.

Содержание игры: перед ребенком выкладывается несколько предметов одной лексической группы. Они называются, и, ребенку предлагается назвать все эти предметы одним словом.

«Четвертый лишний»

Цель: учить детей исключать из ряда предложенных на основе их принадлежности к разным лексическим группам.

Содержание игры: перед ребенком кладется картинка, где изображены несколько предметов из одной лексической группы, и один предмет из любой другой лексической группы. Ребенок на основе знания обобщения должен исключить лишний предмет из ряда предложенных.

«Разложи по кучкам»

Цель: учить детей навыку дифференциации двух и более лексических групп предметов.

Содержание игры: ребенку предлагается разложить по кучкам перемешанные предметы из двух (или более) лексических групп, в зависимости от их принадлежности.

«Найди домик»

Цель: учить детей дифференцировать предметы разных лексических групп на основе какого-то характерного признака.

Содержание игры: перед ребенком лежат два (или более) домиков, в которые он будет «селить» животных или птиц из разных лексических групп, выделяя их по существенному признаку (в один «домик» селим перелетных птиц, в другой домик- домашних птиц, в третий домик – диких птиц).

Игры на развитие синонимии и антоними и.

«Назови по-другому».

Цель: формировать у детей навык подбора синонимичных слов к заданному.

Содержание игры: логопед предлагает ребенку назвать «по-другому» слово, которое он скажет. (пилот-летчик, варежки-рукавички и т. д.)

Цель: формировать у детей навык подбора синонимичных слов к заданному.

Содержание игры: ребенку предлагаются два столбика слов. К словам из первого столбика нужно подобрать синонимы из второго столбика и соединить их линиями.

«Исключи лишнее слово»

Цель: учить детей навыку исключения слова, не относящегося к синонимичным.

Содержание игры: ребенку дается карточка на которой написан ряд слов. Три слова являются синонимами, а одно к таковым не относится. Ребенок должен найти это слово и исключить.

«Найди наоборот».

Цель: учить детей находить в пословицах антонимичные пары.

Содержание игры: дети читают пословицы и находят слова противоположные по значению. (Слово-серебро, молчание-золото. С малыми детками горе, с большими – и вдвое)

Цель: учить детей отгадывать загадки, применяя в отгадках антонимичные слова.

Содержание игры: детям читается загадка, а они договаривают последнее слово-отгадку:

Я антоним к слову «зной».

Я в реке,в тени густой;

И в бутылках лимонада.

А зовут меня….(прохлада) и т. д.

Игры на развитие многозначности сл ов.

«Распределялка».

Цель: учить детей распределять слова по группам в зависимости от их значения.

Содержание игры: ребенку дается карточка с предложениями. Просим его распределить слова на две группы: те, что имеют несколько значений, и те, что имеют одно значение. В случае затруднения просим ребенка обратиться к толковому словарю.

«Что за значение?»

Цель: учить детей употреблять слова в их прямом и переносном значении.

Содержание игры: просим ребенка составить предложения из предложенных фрагментов, употребив приведенные слова в прямом и переносном значении.

Брякнуть: -сказать необдуманно

– издать стук при ударе

«Что слово означает»

Цель: учить детей составлять словосочетаниях с заданным словом, употребляя его в различных значениях.

Содержание игры: ребенку предлагается составить словосочетания с заданным многозначным словом, употребив его в заданных значениях.

(Например, употребить слово ЧИСТЫЙ в значениях: незагрязненный, правильный (о языке, не бывший в употреблении, тщательно и аккуратно сделанный)

«Будь внимателен»

Цель: учить детей находить многозначные слова в тексте, и объяснять их значение.

Содержание игры: детям предлагаются стихотворения с большим количеством многозначных слов, употребляемых в различных значениях. Дети читают стихи, и объясняют что значит многозначное слово в каждом конкретном случае.

Игры, направленные на работу над частями ре чи.

«Назови варенье»

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Содержание игры: Называем варенье, а ребенок образует прилагательные6 варенье из слив-сливовое, варенье из яблок-яблочное.

Цель: учить детей согласовывать порядковые числительные с существительными

Содержание игры: просим ребенка пересчитать предметы6 одно яблоко, второе яблоко, третье яблоко….

«Кто как разговаривает»

Цель: учить детей образовывать глаголы от звукоподражаний.

Содержание игры: просим ребенка покрякать, как уточка, и спрашиваем :что уточка делает? (крякает) и т. д.

«Подскажи словечко»

Цель: учить детей образовывать причастия от глаголов и согласовывать с существительными.

Содержание игры: Снег на солнышке искрится, значит он какой? (искристый, искрящийся) и т. д.

Дидактическая игра развития лексической стороны речи для старшей группы Дидактическая игра развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса) Старшая группа Выполнил воспитатель старшей группы.

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является.

Картотека игр, направленных на развитие связной речи РАССКАЖИ, ГДЕ НАШЁЛ ПРЕДМЕТ (ИГРУШКУ). Взрослый заранее прячет мелкие предметы или игрушки на небольшом пространстве так, чтобы ребёнок.

Читайте также:
Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни на материале произведений В. Сутеева

Картотека игр и упражнений на развитие голоса Развитие голосовой функции – это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на подготовительных.

Картотека игр на развитие «активного слушания» Упражнение «Активное слушание» Цель упражнения: Развитие навыков активного слушания Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий,.

Картотека игр на развитие памяти ШКАФЧИКИ Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков.

Картотека игр на развитие речи детей раннего возраста Игра «Позовите Петрушку» Цель: формировать интерес к речевым звукам, инициировать собственное речевое высказывание. Оборудование: игрушка.

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Слайд 1 ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ – ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ? Существует несколько.

Задания на развитие лексико-грамматической стороны речи «Овощи» Назови признаки овощей: (по форме, по цвету, по размеру, на вкус) Огурец – длинный, хрустящий, сочный, зелёный, вкусный Помидор.

Игры на развитие лексической стороны речи

Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. Для этого необходимо и важно использовать на занятиях игры на развитие лексической стороны речи.

Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие лексической стороны речи»

Игры на развитие лексической стороны речи:

Подготовил учитель-логопед Новикова Е.В,

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Назови как можно больше предметов

Цель: активизировать бытовой словарь, развивать внимание.

Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения).

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Олины помощники

Цель: обогащать словарь глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.
– К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

– Что это? (Это ноги)

– Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Разноцветный сундучок

Цель: учить детей подбирать признак предмета.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено. Затем указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
– Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

– Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

– Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

Читайте также:
Система ранней помощи ребенку с отклонениями речевого развития

«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

– Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

– Зевают, отдыхают, спят…

– Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

– приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

– лепят снежную бабу, катаются на санках

«Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.

Ход.
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Так дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

Цель. Расширение объема словаря.

Оборудование. «Почтовый ящик», конверты (по количеству детей на занятии), предметные картинки по изучаемой теме (например, «Животные»), письма с заданиями, двойной ком­плект наклеек (к примеру, апельсин, банан, яблоко, виноград).

Содержание. Детям сообщается, что утром пришла почта и каждому игроку нужно получить свой конверт, а в конвер­те — письмо от наших друзей-животных и фотография. На спинках детских стульев прикреплены наклейки (по одной на каждом): апельсин, банан, яблоко, виноград. Взрослый поясняет, что наклейка обозначает название улицы (Апельсиновая, Бана­новая, Яблочная, Виноградная). Выбирается почтальон, который вынимает конверт из ящика, называет улицу по изображению на конверте (улица Апельсиновая) и отдает письмо по адресу. Ребенок, на спинке стула которого наклеен апельсин («проживающий на Апельсиновой улице»), открывает конверт, достает предметную картинку по теме «Животные» и называет, кто (что) на ней изображено.

Конверты с «адресами»-наклейками и картинки на спин­ках детских стульев используются неоднократно при изучении различных лексических тем как игровые атрибуты. Изображе­ния время от времени меняются: василек, ромашка, лилия, оду­ванчик: улицы Васильковая, Ромашковая, Лилейная, Одуванчи­ковая; сосна, дуб, клен, береза: улицы Сосновая, Дубовая, Кле­новая, Березовая.

Игра «Я собрал в огороде. »

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой па­мяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предло­жение: «Я собрал на огороде. огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумы­вает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лекси­ческой темы предложение меняется по содержанию: «Я со­брал в саду. », «Я положил в шкаф. », «Я видел на улице. », «В лесу живет. », «На кухне есть. » и т.д.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели. Расширение объема словаря, развитие речевых ас­социаций, общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ре­бенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрос­лому. Аналогично: тяжелый — грузовик; колючий — еж, мягкий — снег, высокий — человек, стеклянный — стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный речевой материал: глубокая — тарелка; голубая — кастрюля; маленькое — блюдце; прозрачный — кувшин.

Цели. Расширение объема словаря, уточнение представле­ний о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (короб­ку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъ­является после того, как будет отгадан.

Дидактические игры и лексические упражнения на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и лексические упражнения на развитие словаря

у детей старшего дошкольного возраста.

1. Дидактическая игра Лото «Времена года»

Материал к игре: 4 карточки формата А4 с изображением времени года, на каждой карточке по 8 пустых окошек для заполнения и 32 карточки 7´7 с рисунками, которые относятся к какому-либо времени года.

  • Обогащать речь детей, учить отвечать на вопрос полными предложениями.
  • Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
  • Закреплять знания детей о временах года.
Читайте также:
Презентация Игры с Лунтиком - для детей с ОНР

Игровые задачи: Посмотри внимательно на карточку с картинкой, которую показывает ведущий, и определи, к какому времени года она относится. Заполни пустые окошки на своей карточке и объясни, почему ты решил, что эта карточка, которую показал ведущий, относится к тому времени года, что у тебя на карточке.

Игровые правила: Кто быстрее всех и правильно закроет все пустые окошки на своей карточке, тот и выиграл.

Ход игры: В игру играют 4 ребенка + ведущий. Ведущий показывает карточку и спрашивает, к какому времени года можно отнести данную картинку и почему, ребёнок, считающий, что картинка, которую показывает ведущий, его, должен доказать свое мнение полным ответом и закрыть пустое окошко картинкой. Выигрывает тот ребёнок, который первый закрывает полностью свою карточку.

2. Дидактическая игра «Назови одним словом»

Материал к игре: Карточки с изображение предметов одного родового понятия (обувь, школьные принадлежности, деревья, дикие животные и т.п.)

  • Обогащать речь детей, учить отвечать на вопрос полными предложениями.
  • Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
  • Продолжать учить детей употреблять существительные с обобщающим значением.

Игровые задачи: Посмотрите внимательно на карточку, подумайте и назовите предметы, изображенные на карточке, одним словом.

Игровые правила: Играть будем все вместе, если знаете правильный ответ, не выкрикивайте, а дождитесь, когда вас спросят, не подсказывайте, тем, кто затрудняется с ответом, пусть этот ребенок сам подумает и ответит.

Ход игры: Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».

3. Лексическое упражнение «Кто как разговаривает?»

Материал к упр.: Карточки с изображением животных.

  • Обогащать речь детей глаголами.
  • Учить отвечать на вопрос полными предложениями.

Игровые задачи: Я буду показывать вам картинку с изображением животного, а вы должны назвать животное и сказать, как разговаривает это животное.

Ход упр.: Педагог показывает картинки детям, Дети называют животное, изображенное на картинке и говорят, как это животное подает голос.

4. Лексическое упражнение «Чей? Чья? Чьё?»

Материал к упр.: Мяч

  • Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Игровые задачи: я буду бросать вам мяч, называть слово и спрашивать «чей?», «Чья?» или «чье?», а вы должны будете правильно подобрать прилагательное. Например, я бросаю мяч Пете, говорю ему слово шарф и спрашиваю «чей?», он должен ответить, например, папин.

Ход упр.: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, Шляпка (чья?) — бабушкина, Поднос (чей?) – дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина, Тапочек (чей?) – дедушкин.

5. Лексическое упражнение «Слова –родственники»

Материал к упр.: Мяч

  • Упражнять детей в подборе однокоренных слов.

Игровые задачи: Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы должны придумать однокоренное слово.

Ход упр.: Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку, а ребенок называет однокоренное слово и бросает мяч обратно.

Развитие лексической стороны речи детей в игре

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Читайте также:
Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т.д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т.д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства, взаимоотношений детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, установить сходство и различие, обобщать и делать выводы.

Таким образом, в игре развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Так как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря должен быть получен, если проводить ее с использованием многообразных игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра, и как вариант – упражнение. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас.

Ниже представлены дидактические игры направленные на коррекцию лексической стороны речи детей и на развитие познавательных процессов.

1. Игра «СЛОЖИ КВАДРАТ»

* закреплять умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже;

* развивать пространственное восприятие, анализ и синтез;

* совершенствовать конструктивную деятельность.

Произвольно разрезанные на несколько частей цветные квадраты.

Ход игры: детям предлагается сложить квадрат.

После выполнения задания предъявляется ряд вопросов:

– Из каких фигур у вас получился квадрат?

– Из скольких фигур получился квадрат?

– Сколько треугольников вы использовали?

– Сколько квадратов вам понадобилось?

Следует заметить, что каждый вопрос активизирует речевую деятельность ребенка, стимулирует его к использованию различных падежных форм.

2. Игра «СЛОЖИ САМ»

* отрабатывать употребление родительного падежа количественных числительных в сочетании с существительными;

* развивать пространственное мышление;

* совершенствовать конструктивную деятельность.

Оборудование: 4 палочки, 4 квадрата, 4 прямоугольника, 4 треугольника, 4 кружка – разных цветов.

На доску вывешиваются рисунки с образцами фигур, сложенных из таких форм – домик, машина, башня, лодка, елочка.

Читайте также:
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Детям предлагается из имеющегося материала сложить любую из предложенных фигур. Сложив фигуру, ребенок отвечает на следующие вопросы:

– Из чего ты сложил домик?

– Какого цвета тебе понадобились квадраты для домика?

– Какого цвета ты использовал треугольники для домика?

– Сколько кружков и какого цвета тебе понадобилось?

– Каких фигур ты использовал больше всего?

Далее, игру можно усложнить, раздав детям меньшее количество фигур, чем требуется для предложенных конструкций. Детям задаются следующие вопросы:

– Каких фигур тебе не хватает?

– Фигуры какого цвета ты хотел бы добавить?

3. Игра «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

* отрабатывать употребление родительного падежа числительных в сочетании с именами существительными;

* развивать зрительное внимание.

Рисунки, на которых изображены предметы с недостающими частями.

Например, стол на двух ножках, стул на одной ножке, пиджак без пуговиц, машина с одним колесом и т.д.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопрос

– Чего не хватает?

Например, столу не хватает двух ножек; машина без трех колес.

3. Игра «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

* отрабатывать употребление родительного падежа числительных в сочетании с именами существительными;

* развивать зрительное внимание, память; пространственные представления;

* совершенствовать умения использовать в речи предложно-падежные конструкции.

Оборудование: Картинки с изображением на каждой из них множества однородных предметов или группы однородных предметов (например, вилки, ложки, чашки, тарелки, салфетки и т.д.)

Ход игры: Сначала дети называют предметы. Потом закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок (или одну группу однородных предметов). Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?».

Далее целесообразно задать следующий вопрос: Где, относительно других предметов, находился убранный предмет? (Например – Чашка стояла между тарелкой и салфетками. Вилка лежала перед ложкой. И т.д.).

4. Игра «ЗАПОМНИ С ЧЕМ»

* отрабатывать употребление творительного падежа числительных в сочетании с именами существительными.

* развивать внимание, память.

Оборудование: Предметы группами по четыре, коробка, ящик и пакет.

Ход игры: Логопед на глазах у детей кладет в пакет 2 грибка, в коробку – 3 матрешки, в ящик – 4 кубика. Меняет пакет, коробку и ящик местами и предлагает детям вспомнить, с чем пакет? С чем коробка? С чем ящик? Отвечая, дети должны назвать количество предметов в пакете, в ящике, в коробке. Например: пакет – с тремя матрешками, коробка – с двумя грибками, а ящик – с четырьмя кубиками. Далее, в процессе игры предметы и их количество все время меняются.

5. Игра «СЛОЖИ УЗОР»

· отрабатывать употребление творительного падежа имен существительных в сочетании с прилагательными;

· развивать зрительное внимание, память, пространственные представления;

· активизировать использование в речи предложно-падежных конструкций.

Карточки с изображением последовательно расположенных разноцветных геометрических фигур: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый прямоугольник, черный овал; набор из 5 таких же геометрических фигур для каждого ребенка.

Ход игры: Детям предъявляется одна из карточек и предлагается внимательно рассмотреть и запомнить расположение фигур. После этого дети самостоятельно составляют из геометрических фигур аналогичный узор. После завершения работы результаты проверяются, сверяются с образцом.

Далее идет обсуждение по вопросам логопеда:

– Где расположен круг относительно других фигур? (Желтый круг расположен между красным квадратом и синим треугольником. Желтый круг находится перед синим треугольником и после красного квадрата.)

– Объясните место расположения овала относительно других фигур. И так далее. Затем детям можно предложить для образца другую карточку с теми же геометрическими фигурами, но расположенными в другой последовательности. Работа ведется аналогично предыдущей.

7. Игра «ПУТАНИЦА

* отрабатывать употребление наречий много, мало с родительным падежом имен существительных;

* развивать слуховое внимание.

Оборудование: Три фишки для каждого ребенка.

Ход игры: Логопед задает детям вопросы типа:

– В магазине есть продукты?

– В море живет рыба?

– На небе есть тучи? Включаются и провокационные вопросы типа:

– В спальне есть ложки?

– В кухне есть подушки?

Дети предупреждаются, что слушать надо очень внимательно и в ответ включать слова нет, много или мало. Игра идет в быстром темпе. Отвечает тот, на кого укажет логопед, ответ должен быть полным, например:

В море живет рыба.

В кухне нет подушек.

Если ребенок скажет: «В небе есть тучи», его спрашивают: Сколько? Надо ответить словосочетанием мало туч. Тот, кто допускает смысловую или грамматическую ошибку, штрафуется на одну фишку. Выигрывает тот, у кого в конце игры остаются все 3 фишки.

Представленная игра всегда проходит живо и интересно, позволяет снять эмоциональное напряжение у детей на любом этапе занятия.

Богатство перечисленных игр заключается в том, что они многофункциональны и при грамотном их предъявлении ребенку позволят «подтянуть» недостаточно сформированные психологические и психофизиологические функции до нужного уровня.

Помимо того, что предложенные дидактические игры могут быть успешно использованы на логопедических занятиях, они совершенно доступны для родителей, не требуют специальной подготовки и при систематическом их проведении обязательно дадут ожидаемый результат.

Для педагога

Автор: Мушкет Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 26 Василеостровского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование

Читайте также:
Маленькие секреты учителя-логопеда

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель-Мушкет Анастасия Викторовна.

На сегодняшний день в исследованиях различных авторов достаточно

словаря происходит достаточно быстро в количественном отношении, так и в

Первый год жизни ребенка, по сути, является подготовительным этапом к

возникновением лепета, в котором уже можно различить некие повторяющиеся

звуковые сочетания, которые связаны зачастую с действиями малыша. Обычно

лепет сочетается с выразительной жестикуляцией.

Ближе к концу первого года он уже понимает порядка 10-20 слов, которые

произносят взрослые, хотя сам малыш произносит одно или же несколько слов,

которые сходны по звучанию со словами взрослых. С возникновением первых

слов начинается уже новый этап в его психическом развитии. Период между

младенчеством и ранним детством характеризуется кризисом первого года.

Выготский называл «автономной» [2]. Она в значительной степени отличается

от речи взрослых, как по звуковой форме (фонетическому строению), так и по

звучанию напоминать «взрослые», а порой сильно отличаться от них. Также в

речи встречаются слова-искажения, слова-обрывки слов, слова, не похожие на

соответствующие слова взрослых, тем не менее, сохраняющие их ритмический

и фонетический рисунок и звукоподражательные слова.

Речь малыша к концу второго года жизни, несмотря на то, что становится

основным средством общения, все еще далека от совершенства. В этом возрасте

относительно совместных действий. В 2-3 года появляется понимание речи-

рассказа. Легче воспринимаются и понимаются рассказы, которые касаются

окружающих ребенка явлений и вещей.

На протяжении третьего года жизни у ребенка происходит интенсивное

накопление словаря. У детей отмечается большая склонность к подражанию,

что выступает благоприятным фактором для развития у него активной речи. В

словарей, и если в 2 года словарный запас у ребенка составляет порядка 250-300

слов, то в 3 года – уже порядка 800-1000 слов. В этом возрасте наблюдается

малознакомых; сокращение слов; перестановка в слове звуков; пропуски в слове

звуков. Порой дети, дабы избежать стечения согласных звуков, самостоятельно

добавляют дополнительные согласные, которые со временем исчезают из их

речи. Активный словарь в этом возрасте достигает 1000-1500 слов.

Активный словарь к четырем годам достигает уже порядка 2000 слов. В

нем уменьшается количество пропусков, перестановок, сокращений, появляется

образование слов по аналогии. Также у детей отмечается заметное улучшение

произношения, речь становится более отчетливой. Они правильно называют и

монологической речи. Все чаще и чаще инициатива к общению исходит от

ребенка. Но в основном речь детей все еще носит ситуативный характер, она

недостаточно точна в грамматическом и словарном отношениях [6].

Речевая активность детей к пяти годам значительно возрастает, а запас

слов достигает 3000 слов. Все чаще и чаще они задают вопросы взрослым.

словаря, употребления предложений с более сложной структурой. В активном

словаре возникают обобщающие слова. Дети правильно называют широкий

круг предметов из домашнего обихода. Одновременно с процессом накопления

Практически не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Хотя они

все еще могут возникать в некоторых трудных или малознакомых словах [1].

Словарный запас шестилетнего дошкольника включает в себя все части

речи и составляет порядка 4000 слов. По мере роста словаря развивается и

понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны

речи, они постепенно овладевают ее образными элементами. Так, если младшие

обозначают предметы ближайшего окружения, их действие или состояние, то в

старшем дошкольном возрасте уже возникает стремление использовать в своей

Ближе к концу шестого года дошкольник достигает достаточно высокого

уровня речевого развития. Он правильно произносит все звуки из родного

языка, ясно и отчетливо произносит слова, имеет достаточный для свободного

Развитие лексической стороны речи детей в игре

«Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:

1 .Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.

2.Коробочки для складывания картинок.

Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».

Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него.

К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.

Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.

Читайте также:
Кто как к зиме готовится - конспект занятия по логоритмике

«Вершки-корешки»

Цель: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры . Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

«Фрукты – овощи»

Цель игры: дифференциация сходных понятий.

Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие – овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.

Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

Лото «В мире растений»

Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов – названий растений.

«Летает, а не птица»

Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.

«Собери пять»

Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

«Кто как голос подаёт»

Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс,

Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакали песню лягушки.

Бык эту песню, как мог, промычал.

А соловей эту песню пропел.

Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры . Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия для воспитанников коррекционной школы

Собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия . Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо – налево, вверх-вниз, под – над, далеко – близко, высоко – низко, внутри – снаружи, дальше – ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, завязать – развязать, намочить – высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Кто больше знает»

Цеь: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Игровое правило . Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:

– У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

– Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

– Правильно, – подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Скажи по-другому»

Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» – предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

«Красивый» – «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

Формирование связной речи у детей с ЗПР дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клейменова Мария Васильевна

В представленной обзорной статье поднимается актуальная на сегодняшний день тема задержки психического развития у детей дошкольного возраста, а так же формирование у таких детей связной речи. Подробно рассмотрены вопросы в чем выражается нарушение психического развития, и какой спецификой оно обладает. Описаны трудности, с которыми приходится столкнуться детям с ЗПР на пути овладения связной речью, а так же выделены отличия связной речи дошкольников с ЗПР от связной речи детей с нормальным психическим развитием.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Клейменова Мария Васильевна

This op-ed article issues the up to date theme of delayed mental development among preschool age children and coherent speech formation. Issues of neurodevelopmental disorders and their specific nature are viewed. Difficulties children with delayed mental development are to face while being taught to speak coherently are described, as well as difference between coherent speech of children with delayed mental development and children with normal mental development are set.

Текст научной работы на тему «Формирование связной речи у детей с ЗПР дошкольного возраста»

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗПР ДОШКОЛЬНОГО _ВОЗРАСТА._

Клейменова Мария Васильевна

Магистрант, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России

В представленной обзорной статье поднимается актуальная на сегодняшний день тема задержки психического развития у детей дошкольного возраста, а так же формирование у таких детей связной речи. Подробно рассмотрены вопросы в чем выражается нарушение психического развития, и какой спецификой оно обладает. Описаны трудности, с которыми приходится столкнуться детям с ЗПР на пути овладения связной речью, а так же выделены отличия связной речи дошкольников с ЗПР от связной речи детей с нормальным психическим развитием.

Ключевые слова: Задержка психического развития, ЗПР, Развитие связной речи, Классификации задержки психического развития, Дефектология, Логопедия, Речь и мышление, Речевое развитие.

This op-ed article issues the up to date theme of delayed mental development among preschool age children and coherent speech formation. Issues of neurodevelopmental disorders and their specific nature are viewed. Difficulties children with delayed mental development are to face while being taught to speak coherently are described, as well as difference between coherent speech of children with delayed mental development and children with normal mental development are set.

Читайте также:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста - рекомендации логопеда

Keywords: Delayed mental development, DMD, coherent speech development, delayed mental development classification, disability specialization, speech therapy, speech and mentality, speech development

Среди дошкольников можно встретить немало детей с замедленными темпами развития психики. К сожалению, до сих пор многие взрослые люди не понимают, чем обусловлено данное нарушение, не знают, как оно выражается и с какими трудностями приходится сталкиваться ребёнку с ЗПР на тернистом пути овладения не простыми коммуникативными навыками, а также знаниями и умениями, необходимыми для подготовки к школе. Итак, тема данной статьи — задержка психического развития. Многочисленные комплексные исследования последних десятилетий подтверждают тот факт, что количество детей с задержкой психического развития непрерывно растет. Большую часть детей в стенах общеобразовательных учреждений с трудностями в обучении составляют именно дети со специфическими особенностями развития психики, что доказывает актуальность выбранной темы. По данным Министерства образования Российской Федерации число дошкольников с ЗПР на 2000 год составляло 25% от детской популяции, учитывая неутешительную тенденцию не трудно представить каких масштабов может достигнуть поднятая проблема.

Для того чтобы лучше разобраться, что такое задержка психического развития, в чем она выражается и какой спецификой обладает, стоит обратиться к Основным исследователям данной области, а также разобрать их вклад вложенный в изучение детей с ЗПР. Т.А Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский впервые выявили среди неуспевающих учащихся – детей с задержкой психического развития. Важный шаг на пути формирования полной картины данного нарушения сделал Г.Я. Трошин, выдвинув положение о том,

что психическое развитие аномального ребёнка протекает по тем же закономерностям, что и у здорового.

Позднее, комплексное изучение детей с ЗПР сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского и С.Г. Шевченко, М.С. Певзнер, а также др. исследователями: Н.Ю. Боряковой (1983 г.), У.В. Ульенковой (1990 г.) и др., показало, что у детей с ЗПР познавательная активность, по сравнению с детьми в норме, значительно снижена, а процесс приёма и переработки информации замедлён. Исследования М.Н. Фишман по функциональной асимметрии полушарий головного мозга с помощью ЭЭГ-диагностики детей с ЗПР позволили определить особенности функционального состояния головного мозга, выявить соответствие возрастной норме уровня развития электрической активности коры, регуляторных структур ствола, установить локализацию и характер повреждения мозговых структур, а также прояснить многие на тот момент неизвестные аспекты нарушения психики аномальных детей.

Специальный педагог А. Разенкова разработала пути коррекционной работы с детьми первого года жизни группы риска в условиях Дома ребёнка. Она вела работу по раннему выявлению ЗПР у детей и проведение с ними коррекционно-развиваю-щих занятий по специально разработанной программам в специальных дошкольных учреждениях, под руководством С.Г. Шевченко.

К.С. Лебединская, А. Власова, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Ю.Г. Демьянов, В.В. Ковалёв разрабатывали классификации детей с ЗПР. Опираясь на

этиологический принцип. К.С Лебединская впервые выделила четыре основных варианта задержки психического развития, среди которых в одних случаях на первый план выступает задержка эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), в других — преобладает замедленное развитие интеллектуальной сферы.

1. ЗПР соматогенного происхождения;

2. ЗПР психогенного происхождения;

3. ЗПР конституционального происхождения;

4. ЗПР церебрально-органического генеза.

Среди прочих, данная классификация считается наиболее разработанной.

Также, исходя из наблюдений, можно выделить и представить следующие общие черты детей с задержкой психического развития:

• Поведение детей соответствует более младшему возрасту. Они безынициативны, не активны, познавательные интересы выражены слабо, в то время, как нормально развивающиеся дошкольники выражают его в бесконечных вопросах;

• Дети значительно отстают по сформиро-ванности регуляции и саморегуляции поведения, не могут даже недолго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;

• У них недостаточно сформирована ведущая игровая деятельность

• Отмечается значительное недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к плачу и наоборот;

• Словарный запас ограничен, в этом проявляется отставание детей в речевом развитии. Грамматический строй также недостаточной сформирован. Отмечается наличие недостатков произношения и звукоразличения, низкая речевая активность.

Отсутствие познавательного отношения к речи у дошкольников с ЗПР, в рамках данной статьи представляет для нас наибольший интерес. Речевой поток выступает как нечто целое, но дети с нарушениями психического развития не умеют членить его на слова, тем более они не в состоянии вычленять отдельные звуки в слове.

Есть дети, отставание в речевом развитии которых проявляется незначительно, но есть и такие, у которых оно выражено особенно сильно, и их речь приближается к характерной для умственно отсталых, которым такие задания, как рассказ по сюжетной картинке или на заданную тему, вообще недоступны. В этих случаях можно предположить наличие сложного дефекта – сочетания задержки психического развития и первичного нарушения речевого развития.

Читайте также:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста - рекомендации логопеда

Вспоминая многочисленные психологические и психолингвистические исследования А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, С.Д. Кацнельсона, Ж. Пиаже, Т.В. Рябовой (Ахути-ной) и др. Можно подчеркнуть, что между мышлением и речью в процессе онтогенеза существует тесная взаимосвязь.

Связная речь представляет собой сложную ре-чемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка, из этого следует, что при всех отклонениях в развитии интеллектуальной и речевой деятельности связная речь в той или иной степени обязательно будет нарушена. Особенно выражены эти нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью. (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лу-рия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания.

Научные исследования в области изучения состояния связной речи детей с задержкой психического развития Р.И. Лалаевой, Д.И. Бойкова, Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович свидетельствуют о значительных нарушениях внутреннего программирования и языкового оформления связных высказываний этой категории детей.

Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово и словосочетание, которое бы полноценно, выразительно, и главное, грамотно отражало замысел говорящего [1]. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений [3].

Таким образом, связная речь, это наиболее сложная форма речевой деятельности, основная функция которой — коммуникация. У дошкольников без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

Отстранение речи от непосредственного практического опыта также происходит в дошкольном возрасте. Главной особенностью в этот период является возникновение такой функции речи, как планирование. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [6].

Связная речь детей с ЗПР имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них [2].

Дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания.

Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями [4].

Конструируя предложения, дети с ЗПР строят их крайне примитивно и делают много ошибок: нарушают порядок слов (Мальчик учится в школе умный), не согласуют определения с определяемым словом, рассказ по картинке заменяют простым перечислением изображенных на ней объектов (Дядя. нарисованный. и ведро и метелка» — по картинке «Маляр). Эти недостатки иногда обнаруживаются и в спонтанной речи детей, но в монологической речи они встречаются во много раз чаще и свидетельствуют об отставание в формировании грамматического строя и проявляются и том, что эти дети [5].

По данным экспериментальных исследований, из заданий, требующих использования монологической речи, наименее сложным оказался пересказ и наиболее трудным — рассказ на заданную тему, когда отсутствуют внешние опоры и высказывания строятся на основе создания ребенком внутреннего плана, который затем развертывается.

Если учитывать особенности связной речи детей с задержкой психического развития, уровень ее

развития, симптоматику и механизмы; организовать индивидуально-дифференцированный подход к проведению коррекционно-логопедической работы с учетом уровня развития связной речи и психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития; а также осуществлять комплексный подход к развитию связной речи детей с задержкой психического развития с участием логопеда и родителей, то развитие связной речи у дошкольников с ЗПР в условиях дальнейшего общего образования становится возможным.

1. Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед. – 2007. — № 3. -с. 97

2. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004. — № 1. – с. 10

3. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. – 76с.

4. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. – М.: Гном и Д, 2003. – 80с.

5. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Владос, 2005. – с. 105

6. Шашкина Г.Р., Л.П. Зернова, И.А. Зимина Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия, 2003. – 238с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: