Развитие фонематического анализа: картинки для раскрашивания

Упражнения на развитие фонематического слуха “Волшебный коврик”

Упражнения на развитие фонематического слуха “Волшебный коврик” – это увлекательное занятие для ребенка, в котором ему нужно раскрасить коврик только теми цветами, которые соответствуют первым буквам произнесенных слов.

Как проводить упражнения на развитие фонематического слуха

Чтобы начать упражнения на развитие фонематического слуха с детьми, скачайте сначала бланки с клетками во вложениях внизу страницы. Распечатайте их на черно-белом принтере и можете приступать к занятию. Чтобы проходить упражнение с группой детей – распечатайте для каждого ребенка по одному экземпляру черно-белого коврика.

Цель: развитие фонематического слуха у ребенка (формирование умения выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет); развитие внимания; развитие тонкой моторики.

Необходимый материал: распечатанный бланк методики, цветные карандаши ( красный , синий , зеленый , желтый , черный ).

Инструкция к упражнению на развитие фонематического слуха “Волшебный коврик”: перед ребенком лежит бланк методики – лист с нарисованными на нем четырьмя пустыми табличками, каждая из которых состоит из 81 (9*9) квадратика.

Также ребенку даются цветные карандаши. У взрослого к каждому коврику заготовлен определенный список разнообразных слов, первые буквы которых должны совпадать с первыми буквами, обозначающими тот или иной цвет. Также в списки включены слова, начинающиеся на букву “Б”, которая обозначает белый цвет.

Взрослый зачитывает ребенку по очереди слова из списка к каждому коврику, а ребенок должен закрашивать каждый квадратик соответствующим цветом. То есть, например, если взрослый называет слово “капуста” – ребенок должен закрасить квадратик красным цветом, “жираф” – желтым цветом и т.д. Если слово начинается на букву “Б”, то квадратик закрашивать НЕ надо, он должен остаться белым. Раскрашивать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий. Ребенку предварительно нужно сказать, что если он будет внимательно слушать слова и правильно подбирать цвета, то в результате у него получится красивый “волшебный коврик”.

Упражнения на развитие фонематического слуха можно видоизменить: не раскрашивать полностью квадратики, а только ставить в них крестики соответствующего цвета. Конечно, узор в этом случае будет не так хорошо виден и “коврик” получится не таким красивым, но зато это существенно увеличит скорость выполнения задания, а значит и его сложность.

Ниже мы приводим списки слов для каждого коврика к упражнению “Волшебный коврик”:

Коврик №1: забор, завод, желток, капуста, занавес, коньки, жарить, замок, забияка, задумал, жевать, космос, свитер, жмуриться, свинина, куклу, железо, закрывать, жизнь, курица, солнце, жалюзи, батон, жадина, слива, корень, желать, крыжовник, скатерть, женщина, беседа, сладости, бегать, ждать, светофор, карты, застежка, жаворонок, болельщик, серьги, компас, сапоги, бабушка, жук, зайчишка, клад, свистеть, жидкий, бочка, складывать, бодрость, жаба, санки, карандаш, жираф, камень, сирень, жара, бледный, жевать, сабля, курорт, жилье, золото, жмурки, кофточка, стул, жир, сердце, корабль, журнал, злость, занавеска, зевать, жизнерадостный, кольцо, зебра, ключ, живот, заря, зарастать.

Коврик №2: черешня, бутон, черепаха, белочка, зонт, баня, чернослив, береза, чемодан, брат, кукушка, желе, защитник, звонок, земля, животное, клей, ботинок, человек, жжение, живопись, жеребенок, задача, жених, желудок, жвачка, чистый, батарейка, кипяток, жасмин, салат, копейка, слон, жестокий, конверт, башня, чистить, банка, снег, кашлять, кипятить, кисель, слух, балкон, чертеж, бумажный, кран, жалить, солдат, корзина, стол, жаловаться, карман, бык, чешуя, жаркое, жемчуг, желудь, зубы, жарить, жалеть, жажда, черника, бусы, кровь, жабры, звезда, зерно, земляника, жуткий, колбаса, баран, чудо, бежать, чародей, блестеть, зефир, баклажаны, чемпион, балерина, четверка.

Коврик №3: чеснок, заботы, барышня, калькулятор, черт, курорт, бананы, закат, читать, заколка, слава, кошка, желание, салют, жонглер, краб, сушка, заклинание, бой, капля, чихать, свеча, чистить, сок, чиж, кабан, букварь, камыш, желток, соловей, журавль, сова, жульничество, селезень, жало, краски, чучело, стекло, чистить, сумка, котенок, стакан, чудовище, сурок, чирикать, книга, жетон, суп, жест, садиться, жениться, саранча, женский, комар, большой, курица, Чипполино, сучок, чаща, собака, чубчик, крохотный, барабан, значок, смелость, косточка, живой, серый, жалюзи, кирпич, смотреть, зима, чудак, заставить, берег, кожа, чужой, каша, брать, зевать, чумазый .

Коврик № 4:кислый, квартира, Женя, болото, скелет, бритва, жареный, клюква, картина, конструктор, жизнь, балкон, богатырь, стрелка, белье, берлога, жадный, конфета, жар-птица, бандит, зараза, зарыть, слово, заплатка, запутанный, беспорядок, жалоба, бабушка, булка, запомнить, браслет, букет, бегемот, заварка, бубнить, баловаться, сила, стенка, старый, блины, чукча, будка, стихотворение, стоять, столб, брюшко, брусок, Золушка, багажник, бактерия, баран, звонок, бутылка, будка, желание, билет, закаливание, заноза, сверчок, запасы, занавес, брови, жидкость, краб, жаба, бадминтон, бабочка, сарафан, бал, бантик, жалить, камыш, кисточка, колесо, жаба, беготня, средний, библиотека, животное, круг, картофель.

Вот такие волшебные коврики должны у вас получиться:

Примечания к упражнению на развитие фонематического слуха у детей:

  1. За одно занятие лучше давать ребенку раскрасить только один коврик. Для облегчения задания целесообразно вначале игры специально выделять в называемых словах первую букву, например: “к-к-к-омпот”.
  1. Вы можете сами придумывать новые узоры для ковриков, подбирая необходимые слова. Также можно поменяться с ребенком ролями: он составляет узоры и подбирает к ним слова, а вы их под его диктовку рисуете.

Скачать бланк упражнения на развитие фонематического слуха вы можете во вложениях ниже

Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представлений

Дина Фомина
Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представлений

Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представлений

Игры – задания по развитию фонематического восприятия

Игра “Найди картинку”

Читайте также:
Что такое методическая разработка и требования к методической разработке

Цель: развить фонематическое восприятие.

Ход проведения: перед ребенком выкладывают картинки, названия которых близко по звучанию. Логопед называет картинки в произвольном порядке, ребенку предлагается отобрать и расставить картинки в порядке называния.

Инструкция: “Посмотри внимательно на картинки. Я буду называть картинки, а ты находи их и выкладывай в ряд по-очереди”.

Лингвистический материал: слова – рак, лак, мак, бак.

Оборудование: предметные картинки с изображенем рака, мака, бака, лака.

Методические рекомендации: картинки можно раскладывать на парте, на доске (магниты, фланелеграф, вставлять в логопедические пособия с кармашками и т. п. Можно усложнить задание назвав сразу несколько картинок, ребенок должен запомнить последовательность и разложить их в правильном порядке.

Игра “Кто больше”

Цель: развить фонематическое восприятие.

Ход проведения: ребенку предлагается рассмотреть сюжетную картинку, найти и назвать как можно больше предметов с заданным звуком.

Инструкция: “Посмотри на картинку и назови все предметы со звуком [с]”.

Лингвистический материал: песок, песочница, сарафан, самосвал, автобус, колесо, коляска, бусы, косынка, сумка, насос, пистолет, сабля, солдатик, совок, скамейка, столб, осы, самолет, кусты, соска, носки.

Оборудование: сюжетная картинка с большим количеством предметов, в названии которых есть заданный звук.

•Можно предлагать картинку в файле, чтобы ребенок мог зачеркивать маркером уже найденные предметы.

•Можно увеличить задание предложив подобную картинку с отсутствием нескольких предметов. Ребенку нужно будет отыскать чего не хватает (развивает зрительное внимание).

Игра “Прожорливая лягушка”

1. развить фонематическое восприятие.

2. формировать фонематическое представление на основе фонематического восприятия.

Оборудование: лягушка из пластиковых бутылок зеленого цвета, белые крышки с приклеенным изображением комара.

1. Взрослый произносит слоги, слова, содержащие заданный звук. Ребенок угощает лягушку комариком, если услышит слог или слово со звуком З.

2. Взрослый предлагает ребенку накормить лягушку. Для этого нужно придумать или повторить слог (слово, преложение) с заданным звуком. После чего лягушку можно угостить одним комариком. Игра продолжается до тех пор, пока все комары не будут съедены.

1. “Накорми лягушку комаром, если услышыш звук [. ] в ряду слов/ слогов”.

2. “Придумай слово со звуком [. ] и накорми лягушку комаром”.

Игры – задания по развитию процессов фонематического анализа

Игра “Спрятанный звук”

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять место звука.

Ход проведения: ребенку предлагается определить где находиться заданный звук в ряду звуков и переместить пуговицу на звуковой лнейке в начало, середину или в конец.

Инструкция: определи где находится звук [a] в раду: и – у – а. Перемести пуговицу в начало, середину или вконец линейки.

Оборудование: звуковая линейка.

Лингвистический материал: звуки [и], [у], [а].

Методические рекомендации: звуковые линейки могут быть разнообразными по оформлению. Например с изображением животных: голова в первой ячейке, туловище во-второй, хвост в третьей. Части тела здесь символизируют начало, середину и конец линейки.

Игра “Перед и после”

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять место звука по отношению к другим звукам слова.

Ход проведения: ребенку предлагается определить и назвать какой звук находится после или перед заданным звуком в слове.

Инструкция: “Назови звук, который находится после звука [л] в слове палка. Назови звук, который находтся перед звуком [л] в слове палка “

Игра “Друг за другом”

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять последовательность звуков в слове.

Ход проведения: ребенку предлагается последовательно назвать все звуки в заданном слове. Если ребенок знаком с буквами, можно предложить выложить буквы в той же последовательности, в которой произносятся звуки в слове.

Инструкция: “Назови последовательно все звуки в слове. “/ “Выложи буквы в тойже последовательности, в которой я произнесу звуки в слове. “

Оборудование: набор букв.

Игры – задания по развитию процессов фонематического представления

Игра “Где спрятался звук?”

Цель: формировать фонематическое представление на основе фонематического анализа, (определение места звука в слове).

Ход проведения: Дети сидят на полу кружком. В центре на ковре лежат карточки картинками вверх. Логопед предлагает детям по очереди найти картинку в названии которой заданный звук находиться в начале слова, затем в середине и в конце. За каждый правильный ответ можно выдавать жетон.

Инструкция: “По очереди найдите картинку, в которой звук [. ] находится в начале слова”.

Оборудование: предметные картинки в названии которых есть заданный звук в начале, в конце и в середине слова.

Игра “Веселые таблицы”

Цель: формировать фонематическое представление на основе фонематического анализа, (определение места звука в слове).

Ход проведения: ребенку предлагается определить где находиться заданный звук в названии предложенной картики и нарисовать под ней соответствущюю схему.

Инструкция: определи где находится звук [. ] в названии картинок. Под картинкой в пустой ячейке нарисуй схему.

Оборудование: таблицы с картинками, в названии которых заданный звук находится в начале, середине и в конце слова.

Методические рекомендации: Подобные таблицы можно предлагать на определение количества звуков или слогов в названии картинки.

Игра “Домики”

Цель: формировать фонематическое представление на основе фонематического анализа.

Ход проведения: ребенку предлагается разложить картинки в 3 домика (треугольники из картона с цифрыми 3, 4, 5.) по количеству звуков в названии этих карнинках.

Инструкция: “Разложи картинки в домики. В этот домик посели картинки в названии которых 3 звука, в этом – 4, в этом – 5 звуков”

Оборудование: набор предметных картинок, в названии которых 3, 4 и 5 звуков, треугольники из картона с цифрыми 3, 4, 5.

Игры и задания на развитие фонематического синтеза.

Игра “Что получилось?”

Ход работы: Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово.

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме: «Продукты питания. Посуда»

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово».

Лингвистический материал слова: мак, ком, дом, ток, кот, рак, рука, лужа, книга, почта и д. р.

Игра “Звуки поссорились”

Цель: формировать фонематический синтез.

Ход работы: Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово.

Инструкция: «Звуки поссорились, поставь их рядом чтобы получилось слово».

Лингвистический материал слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка и д. р.

Игра “Путаница”

Цель: формировать фонематический синтез.

Ход работы: Логопед предлагает детям составить слова из слогов, данных в беспорядке.

Инструкция: «Слоги перепутались! Подумай и составь слово из этих слогов».

Ля-ко – Коля и т. д.

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия» Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического.

Методическое игровое пособие по формированию фонематического восприятия «Снеговики-Звуковики» Речь – является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.

Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана.

Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня В работе по формированию фонематического анализа и синтеза определены следующие направления: 1. Формирование фонематического восприятия.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Картотека игр Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия.

Развитие фонематического восприятия в игре Игра «Волшебный коврик». В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза – Как научить детей “слышать” звуки? – Выделять конкретный звук из слова? – Составлять слово с заданным звуком? – Определять позицию звука.

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа Виды работ по закреплению функции фонематического анализа. Мельникова О. В., учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного учреждения.

Интерактивная игра по развитию фонематических процессов

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 101комбинированного вида»

Интерактивная игра по

развитию фонематических процессов

Разработала: Ковязина О.Ю.

г. Новосибирск, 2020 г.

Данная игра направлена на детей 5-6 лет. Она включает в себя несколько игровых упражнений, которые направлены на развитие трех категорий фонематических процессов:

Фонематический анализ и синтез.

Целью данной игры является развитие фонематических процессов.

Развивать фонематический слух;

Развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза;

Развивать фонематические представления.

Игры на развитие фонематического слуха

Воспроизведение слоговых рядов.

Цель: Развитие способности дифференцировать противоположные по звучанию звуки.

Процедура: Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. За каждый правильно произнесенный звуковой ряд, зайчик будет давать тебе морковку.

В СЛУЧАЕ ТОГО, ЕСЛИ АУДИОФАИЛ НЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ, ТО ВЗРОСЛЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУКОВОЙ РЯД.

Воспроизведение слов-паронимов.

Цель: Развитие способности дифференцировать противоположные по звучанию звуки.

Процедура: ВЗРОСЛЫЙ ЧЕТКО НАЗЫВАЕТ ПАРЫ КАРТИНОК, КОТОРЫЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ НА ЭКРАНЕ. Слушай внимательно и повторяй за мной слова как можно точнее. За каждую правильно произнесенную пару слов, зайчик будет давать тебе морковку.

Игры на развитие фонематического анализа

Выделение гласного звука в начале слова.

Цель: Развитие умения выделять гласный звук в начале слова.

Процедура: Посмотри внимательно на картинки, назови их и скажи, какой первый звук в названии картинки. За каждый правильный ответ зайчик будет давать тебе морковку.

Выделение согласного звука в конце слова.

Цель: Развитие умения выделять согласный звук в конце слова.

Процедура: Посмотри внимательно на картинки, назови их и скажи, какой последний звук в названии картинки. За каждый правильный ответ зайчик будет давать тебе морковку.

Выделение гласного звука в конце слова.

Цель: Развитие умения выделять гласный звук в конце слова.

Процедура: Посмотри внимательно на картинки, назови их и скажи, какой последний звук в названии картинки. За каждый правильный ответ зайчик будет давать тебе морковку.

Выделение согласного звука в начале слова.

Цель: Развитие умения выделять согласный звук в начале слова.

Процедура: Посмотри внимательно на картинки, назови их и скажи, какой первый звук в названии картинки. За каждый правильный ответ зайчик будет давать тебе морковку.

Игры на развитие фонематических представлений

Отбор картинок с заданным звуком.

Цель: Развитие фонематических представлений.

Процедура: Предложить ребенку посмотреть внимательно на картинки и назвать только те, в названии которых есть заданный звук. За каждый правильный ответ зайчик будет давать тебе морковку.

Игра-сюрприз. Гимнастика для глаз.

Цель: П рофилактика нарушений зрения дошкольников .

Процедура: Предложить ребенку глазами проследить за морковкой. Обозначив, что двигаются только глаза, а голова находится в одном положении.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также:
Технологическая карта ОУД по лексической теме 'Транспорт'

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Развитие фонематического анализа: картинки для раскрашивания

  • Главная
  • Этапы развития речи в норме
  • Причины и виды нарушений речи
  • Исправление звукопроизношения
    • Артикуляционная гимнастика
    • Родителям: работа над звукопроизношением
    • Лингвистический материал
  • Формирование лексико-грамматических операций
  • Предупреждение и преодоление нарушений письма
  • Авторские находки
    • Проекты
    • Презентации
    • Конспекты занятий
    • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
  • Развитие фонематических процессов
  • Отзывы и предложения
  • Заикание. Как поставить развернутое заключение

В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.

Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

I. Подготовительный этап

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

1. Развитие слухового восприятия

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадайка»

Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Дети прослушивают звучания. По команде логопеда («день») открывают глаза, показывают картинки с изображением звучащих предметов.

Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Тихо-громко»

Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.

Игра «Нарисуй звук»

Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

Игра «В гору, с горки»

Пропевание гласного [а] то низким голосом (рука движется вниз), то высоким (вверх).

Игра «Аленушка-ревушка»

Кукла Аленушка расплакалась. Дети под плач рисуют на карточках полоски: долгому плачу соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди [а] (успокаивают куклу) с заданной интонацией: удивления, радости.

Игра «Эхо»

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо».

Читайте также:
Конспект занятия: Дифференциация звуков З’-С’

Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).

2. Развитие слуховой памяти

В.Г.Казаков и Л.Л.Кондратьева (2001) выделяют следующие общие правила формирования памяти детей:

  1. «Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию можно развивать память.
  2. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память. Активизация деятельности ребенка, обеспечение её успешности – наиболее эффективный путь развития его памяти.
  3. Быстрее и прочнее запоминается то, что непосредственно связано с потребностями детей.
  4. Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Такое объединение достигается рациональной последовательностью изучения предъявляемого материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего, а последующее укрепляет в памяти предыдущее.
  5. Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществлять смысловую группировку материала – членение его на части с выделением главного и существенного в каждой части».

Таким образом, исходя из всех выше перечисленных рекомендаций и индивидуально подобранных развивающих игр и методик, можно предложить следующие задания по развитию слуховой памяти детей данной группы.

Игра «Запомни и скажи»

Детям предлагается запомнить ряд звуков и повторить его. Сначала используются ряды только из гласных звуков, потом ряды из согласных звуков:

АОУ, ИОА, АУОИ, ЭОИА…

Должны быть исключены сочетания гласных и согласных с целью исключения запоминания слогов.

Игра «Запомни и покажи»

Игра направлена на развитие слуховой памяти и соотнесения зрительных и слуховых образов.

Ребенку предлагается прослушать ряд существительных, а затем разложить предметные картинки с изображением данных слов в нужной последовательности. Число картинок постепенно увеличивается от 3-х до 10-ти.

Ребенку зачитываются слова (4-5) и предлагается 8-10 предметных картинок. Требуется отобрать те картинки, на которых изображены названные слова. На более продвинутых этапах предлагается эти картинки разложить в нужной последовательности.

Игра «Повтори скороговорки»

Нужно попросить повторить за логопедом наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.

  1. Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)
  2. Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)
  3. Три свиристели еле-еле свистели на ели. (7 слов)
  4. Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти. (8 слов)
  5. Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)
  6. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. (10 слов)
  7. В поле затопали кони, от топота копты пыль по полю летит. (11 слов)
  8. У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов)

II. Основной этап

Задачей данного этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

1. Обучение простым формам фонематического анализа

Игра «Часы»

Детям предлагаются часы с циферблатом двух цветов. Дети определяют, какой звук в слове, выбирая часы определенного цвета. Далее дети определяют место данного звука в слове 1-ый, 2-ой, 3-ий и тд. и ставят стрелку на определенную цифру.

Игра в лото

Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие данный звук и не имеющие его, а так же квадратики с буквой и без нее. Педагог называет слова. Дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют есть ли в ее названии данный звук и закрывают картинку квадратиком с буквой, или цветным квадратом без буквы, если в слове нет данного звука.

К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного (уши, облако, утка).

Изменить 1-ый звук слова (кость – гость, парта – карта, моль – боль – соль ).

Лото «Необычные цветы»

На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, названия которых начинается с заданного звука. Выбранный лепесток прикрепляется к контуру цветка.

Лото « Какой первый звук?»

Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Педагог называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.

Игра «Найди картинку»

Детям предлагаются карточки, каждая из двух квадратиков. На одном из них нарисован предмет. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут её между квадратами. Затем они подбирают картинку, название которой начинается с того же звука, и кладут её на 2-ой квадрат.

Разложить в три ряда картинки, в названиях которых есть нужный звук; первый ряд – картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – в середине слова, третий – в конце слова.

Игра «Светофор»

Используется бумажная полоска, разделенная на 3 части: красная левая часть – начало слова, средняя желтая – середина, зеленая правая – конец.

Педагог называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, дети ставят фишку на красную, желтую или зеленую часть полоски.

2. Обучение сложным формам фонематического анализа

Последовательность предъявления речевого материала:

  • слова из двух гласных (ау, уа);
  • односложные слова из обратного (ум, ох, ус), прямого открытого (на, му, да), закрытого слога (дом, мак, нос, лук);
  • двусложные слова из двух открытых слогов (мама, рама, Маша, розы);
  • двусложные слова из открытого и закрытого слогов ( диван, сахар, дубок и т.д.);
  • двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (лампа, марка, полка, и т.д.)
  • односложные слова со стечением согласных в начале слова (грач, врач, стол и тд.)
  • односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр, полк и т.д.);
  • двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, крыша, врачи, т.д)
  • двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка);
  • трехсложные слова ( паровоз, канава, капуста и тд.).
Читайте также:
Конспект урока-экскурсии: Экскурсия в осенний парк

Предлагаю использовать следующие игры:

Игра в кубик

Дети бросают кубик, их задача – придумать слово по количеству точек на выпавшей грани кубика.

Игра «Какой звук выпал из слова?»

Дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот – кот, лампа – лапа, пилка – пила).

Игра «Ромашка»

Детям дается задание выбрать лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из различного количества звуков. (по заданию педагога).

Игра «Заполни дорожку»

Ребенку предлагается картинка и графическая схема из определенного количества клеточек по числу звуков в данном слове. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Получается модель звукового строения слова. Первоначально для анализа даются односложные слова, типа: мак, кот, дом, лук, .

Также используются такие задания:

  1. Подобрать слова с определенным количеством звуков.
  2. Выбрать картинки, в названиях которых будет определено количество звуков.
  3. По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

В литературе имеется масса заданий, направленных на развитие сложных форм фонематического анализа, мы не будем на них останавливаться.

Отработанный речевой материал должен активно использоваться при составлении предложений или их пар, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку.

Том вошел в дом. Захар ест сахар.

Мама варит. Мама жарит.

Света увидела папочку. Света увидела бабочку.

Света увидела бабочку. Света видела бабочку.

3. Формирование навыка синтеза звуков

Проводя работу в данном направлении, необходимо помнить о том, что детям проще анализировать, чем синтезировать звуки.

Предлагаем такие задания.

  1. Осуществлять синтез гласных звуков в лепетные слова (аууа, иа).
  2. Синтез односложных слов (суп, кот), называть количество звуков в слове.
  3. Составлять слова из заданной последовательности звуков.
  4. Разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы: А__ __А, __О __А, __У __А и т.д. Предлагаются картинки с изображением предметов из 2-х слогов: курка, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, луже, ложка, лапа.
  5. Договорить слово: поми. воног. ябло. карто… и т.д.
  6. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например: де-ти иг-ра-ют в са-ду.
  7. Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

Ля-ко – Коля и т.д.

Подобные задания очень вариативны, на каждом занятии можно давать одни и те же упражнения, однако использовать различный речевой материал. Это связано с тем, что детям нравятся повторяющиеся задания, они их ждут, знают название задания.

4. Формирование фонематических представлений

Данный этап коррекционно-логопедической работы предполагает формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений.

Предлагаем задания.

  1. Придумать слово с 3-мя звуками.
  2. Отхлопать в ладоши, прошагать столько шагов, сколько звуков в словах: дом, каша, лимон.
  3. Подобрать картинку к звуковой схеме С Г С С Г С Г С С Г С
  4. Найти зверей, кто в каком домике спрятался С Г С С Г С Г С С Г С Л Е В Л И С А С Л О Н
  5. Припомнить слова к графической схеме без опоры на картинку. С Г С С Г С Г С С Г С
  6. Построить графические схемы с обозначением гласных и согласных звуков фишками.
  7. Игровая ситуация: мастера построили звуковой дом из 3 комнат. Кто из зверей (лиса, волк, лев, олень) сможет в нем жить.
  8. Достраивание предложений: логопед называет первые 2 слова, ребенок договаривает третье, четвертое и т.д.
  9. Прослушать слова и составить из них предложение.

Данные упражнения позволяют последовательно, в соответствии с принципом поэтапного формирования умственных действий, закреплять навыки звукового анализа и синтеза в умственном плане, т.е. без опоры на конкретное восприятие – фишки и картинки.

–>Логорина –>

Игровые поля из таблиц с предметными картинками и набор цветных карточек – это многофункциональное пособие для развития фонематического слуха, автоматизации звуков, развития памяти, внимания, воображения, пространственных представлений. Набор игровых таблиц (более 1000 картинок на 86 страницах) сопровождается методическими рекомендациями, которые включают в себя 79 вариантов использования игровых полей и цветных карточек, а также подборку традиционных игр к предложенному наглядному материалу.

Пособие предназначено для коррекции фонематического восприятия в условиях логопедического пункта у детей старшего дошкольного возраста (для индивидуальной работы). Может быть использовано для автоматизации звуков.

Игры с успехом могут быть рекомендованы родителям детей с речевыми нарушениями, которые не располагают большим количеством пособий на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Примечание: цветные карточки изготавливаются из цветного картона (по 12 штук каждого цвета), размер одной карточки должен совпадать с размером одной ячейки в таблице.

Цель: закреплять умение определять место звука в слове, развивать внимание, мышление, связную речь.

Читайте также:
Презентация-тренажёр для логопеда: Деление слов на слоги

1. Игра «Найди пару».

Ребёнку необходимо найти два одинаковых ботинка, сапога и т.д. Кому подойдёт эта обувь (мальчику или девочке)?

2. Игра «Поставь на место».

– Какой первый звук в слове «обувь»?

– Чтобы узнать на какую полку поставить каждую пару, надо определить место звука О в словах. Если звук О в начале слова – ставим обувь на полку слева, в конце – на полку справа, в середине – на среднюю.

Слова: обруч, полка, село, овощи, письмо, осы, окна, кот, яйцо, осень, лицо, сапог, весло.

Цель: учить отстукивать ритмические рисунки, автоматизировать звук Ц, упражнять в согласовании числительных с существительными, развивать слуховое внимание.

Курица яйцо снесет,

А потом цыпленка ждет.

«Тук-тук –тук!» И, наконец,

Подготовка к игре: распечатать так, чтобы получились двусторонние карточки (с одной стороны яйцо, с другой – цыпленок).

1.Ребенка отстукивает ритм с опорой на схему. Если все правильно, логопед переворачивает карточку («цыпленок вылупился»).

2.Взрослый стучит согласно одной из схем, а ребенок угадывает, из какого яйца вылупится цыпленок.

3.Педагог несколько раз хлопает. Сколько хлопков, столько цыпля . Читать дальше »

Цель: закреплять правильное произношение, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, развивать фонематический слух, внимание, пространственные представления.

Подготовка к игре: разрезать каждый лист пополам, затем отрезать верхнюю часть карточки по линии разделяющей «шифровку» и изображение ребенка.

1. Игра «Расшифруй»

Узнать имя, составив его из первых звуков в названии картинок.

Подобрать карточки-шифры к изображениям детей.

Педагог просит назвать картинки, в названии которых есть звук Р (или другой). Определить место звука в слове.

Придумать предложения о детях, испол . Читать дальше »

Цель: автоматизация и дифференциация звуков (С, Ш, Л, Р и др.), закрепление элементарных навыков звукового анализа.

Дополнительный материал: игральный кубик с точками или цифрами, фишки, предметные картинки на нужный звук.

Подготовка к игре: распечатать игровые поля.

Примечание: при необходимости игровое поле можно напечатать поверх любого другого фона (см. стр.7).

Педагог раздает детям по 7-10 картинок с тем звуком, который требует автоматизации (при этом позиция звука в слове должна быть различной). Каждый игрок выбирает себе фишку и устанавливает ее на любом кружочке. Затем игроки по очереди бросают кубик, делают соответствующее количество ходов по кругу (в любую сторону). Если фишка останавливается на синем круге, то игрок должен найти у себя картинку, название которой начинается на твердый согласный звук (на зеленом круге – на мягкий согласный звук, на красном – на гласный звук) и положить ее в центр игрового поля. Если фишка останавливается на белом круге, то игрок может положить в центр поля любую картинку. Если нужной картинки не оказалось, то право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым останется без картинок. Педагог следит за правильным произнесением звуков при назывании . Читать дальше »

Цель: учить отстукивать ритмические рисунки с опорой на схему, автоматизировать звуки в слогах.

Подготовка к игре: распечатанные листы сложить или разрезать пополам.

1.Педагог предлагает «нажимать» пальцем на черные клавиши и произносить слог ПАМ или другой слог с автоматизируемым звуком, соблюдая паузы там, где черные клавиши далеко друг от друга.

2.Ребенок отстукивает предложенный ритм на деревянных ложках, барабане или металлофоне (с опорой на схему или по памяти).

3.Педагог отстукивает ритмы, а ребенок отыскивает подходящие схемы.

Люблю игры с объемом, которые можно легко сложить и убрать в коробку, а еще лучше в папку(удобно хранить, взять с собой). Эта игра как раз такая.

Цель: закреплять умение определять место звука в слове, определять количество слогов в слове.

Дополнительный материал: игрушечные машинки.

Подготовка к игре: распечатать листы 2-3; лист 2 сложить пополам; бензоколонки вырезать, сделать надрезы, сложить, как показано на рис. 1.

1.Если заданный звук слышится в начале, ребенок ставит игрушечную машинку около первой бензоколонки, в середине – около второй, в конце – около третьей.

2.Логопед размещает машинку около средней бензоколонки (первой или последней), а ребенок придумывает слово, в котором заданный звук будет находиться в середине слова (начале или конце).

В качестве подсказки можно предложить предметные картинки.

Цель: дифференциация звуков С-Ш, Л-Р.

Подготовка к игре: распечатать картинки на самоклейке для принтера, картинки вырезать, приклеить к вееру, как показано на фотографиях; изображение павлина приклеить с помощью двойного скотча или не приклеивать.

Задача ребенка расположить картинки так, чтобы были видны предметы, в названии которых содержится заданный звук.

Сейчас в продаже можно найти декоративные прищепки небольшого размера. На фото показано, как я использую прищепки с целью определения места звука в слове.

Цель: закреплять навыки звукового анализа, формировать сокращенное умственное действие

1. «Кто где живет»: найти домик для каждого животного.

2. «На каком этаже живет животное»: чем меньше звуков в слове, тем ниже этаж.

3. «Построй дом»: схема слова – фундамент, три картинки – стены с окнами, треугольник – крыша (треугольник ребенок получает, если правильно сделает «кирпичную кладку»).

4. «Зоопарк»: ребенок должен определить, какое животное можно увидеть в каждом вольере (схема слова – вольер).

5. «Поезд»: определить, кто из животных едет в вагончиках.

6. «Проверь себя»: ребенок выкладывает схему слова, а затем педагог показывает уже готовую схему, чтобы ребенок самостоятельно мог проверить правильность выполнения задания.

Нашла этот материал в интернете и дополнила картинками на разные звуки.

Логопедическая раскраска позволяет проводить работу с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор. Ребёнку предлагается определить место звука «Р» (С, Ш, Л и др.*) в слове и раскрасить соответствующую клеточку в схеме под картинкой. Решаются задачи не только по развитию фонематического слуха, звукового анализа, но и по развитию мелкой моторики ребёнка. При выполнении домашнего задания**, ребёнок не только раскрашивает предложенные картинки, но и вырезает их. На последующих занятиях с логопедом эти картинки можно расселять в соответствующие зву . Читать дальше »

Читайте также:
Характеристика речи воспитанника

Цель: формировать навыки элементарного звукового анализа.

1.Игра «Покажи домик»

Взрослый называет животных (или использует картинки, подобранные на необходимый звук) и просит показать подходящий домик. Если заданный звук (например, звук ЗЬ) в начале слова, то ребенку нужно показать домик, где «горит» первое окошко, в конце – последнее окошко, середине – среднее.

2.Игра «Зажги свет»

Ребенку предлагается определить место звука в слове (начало, середина, конец) и зажечь свет в одном из трех окошек (первом, среднем, последнем). Для этого следует потянуть за полоску вверх или вниз, в зависимости от того, какой цвет нужен (синий обозначает твердые звуки, зеленый – мягкие звуки).

Игра содержит 30 картинок, среди которых можно найти не менее трех предметов, содержащих в своем названии звуки А, О, У, Ы, И, П, Б, Т, К, ПЬ, Г, Д, Х, Й, С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ, Н. Предназначена для закрепления элементарных навыков звукового анализа.

Цель: развивать фонематический слух.

Дополнительный материал: фишки (по 3 фишки для каждого игрока).

  1. Выигрывает тот, кто первым найдет три картинки, в названии которых есть звук Б (или другой) и отметит их своими фишками.
  2. Отыскать в каждом ряду картинку, в названии которой есть звук А.
  3. Отыскать в каждом р . Читать дальше »

Цель: учить определять место звука в слове.

Материал: разноцветные фишки размером 2,5х2,5 см или кубики.

Варианты игры (на примере звука Р)

1.Взрослый произносит слова со звуком Р. Ребенок определяет место звука в слове и отдает фишку одному из мальчиков (Роме, Артему или Макару). Роме, если звук в начале слова, Артему – в середине, Макару – в конце. Игра заканчивается, когда все постройки станут разноцветными.

Слова: рысь, рука, робот, раковина, роща, ракета; баран, город, гром, горох, парус; загар, самовар, помидор, двор, пар, повар.

2.Взрослый просит определить место звука в слове (или дает другое задание). За правильные ответы дети получают фишки (или кубики). Выигрывает тот, кто первым соберет постройку.

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки Л-ЛЬ, развивать фонематический слух, память.

1.Взрослый произносит слова. Если ребёнок слышит звук Л кладет клубнику, звук ЛЬ – землянику.

Слова: лапа, клоун, липа, полено, палатка, пальто, колено, пила, гол, моль.

2.Ребенок повторяет слова за взрослым и определяет место звуков Л, ЛЬ в словах.

3.Взрослый просит вспомнить как можно больше слов со звуком Л.

Цель: закреплять умение определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.

Ход игры (на примере звука Р)

Взрослый произносит одно слово, ребенок определяет место заданного звука в слове и помещает пчелу в один из ульев.

Слова: кран, подарок, раковина, загар, корзина, сахар, рынок, рысь, мусор, карта.

Цель: развивать фонематический слух детей младшего дошкольного возраста.

Перед ребенком 5 мышек и 5 мишек (или другие картинки, названия которых звучат похоже). Задача ребенка – взять ту картинку, которую назовет взрослый.

Цель: развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Подготовка к игре: связать шапочки на яйца из-под Киндер Сюрприз, наполнить мелкими предметами или крупами (по 2 яйца с одинаковым наполнителем); надеть “шапочки” на “желуди”.

К каждой коробочке оранжевого цвета нужно подобрать пару среди коробочек желтого цвета (они звучат одинаково); число коробочек может быть различным. Ребенку предъявляются сразу все коробочки и он самостоятельно отыскивает пары, либо логопед просит найти пару для конкретной коробочки.

Цель: учить определять наличие (отсутствие) звука Ц в слове, развивать фонематический слух.

Цапля ходит по болоту,

Будто ищет там кого-то.

Ой, боюсь, что эта цапля

Лягушонка хочет сцапать.

Цель: учить дифференцировать звуки З и ЗЬ, автоматизировать звуки З, ЗЬ, развивать зрительное восприятие.

Материал: фишки синего и зеленого цветов.

1.Взрослый произносит слова со звуком З или ЗЬ. Если ребенок слышит в слове звук З, то закрывает синей фишкой большого комарика, если звук ЗЬ, то закрывает зеленой фишкой маленького комарика.

2.Взрослый произносит слоги: за, зя… Если ребенок слышит слог со звуком З, то закрывает большого комара синей фишкой, если ЗЬ, то маленького комарика – зеленой фишкой.

Альманах педагога

Автор: Першикова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ДС №19
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: “Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза”
Раздел: дошкольное образование

Игры, направленные на развитие фонематического

восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Успешное обучение в школе и правильное звукопроизношение дошкольников во многом зависит от уровня сформированности фонематических процессов. Умение слышать и различать звуки родного языка – это и есть хорошо развитый фонематический слух. В возрасте 4-5 лет родная речь ребенка вызывает интерес как предмет изучения. Дети понимают, что слова звучат по-разному: бывают длинными и короткими, их можно разделить на части, учатся выделять в словах звуки и анализировать их. Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую игры, направленные на развитие фонематического восприятия. Предлагаю вниманию подборку наиболее полюбившихся детям игр.
Игры,

направленные

фонематического

фонематического анализа и синтеза.

Лото «Подбери картинку»
Цель: развивать фонематическое восприятие и фонематический анализ. Оборудование: карточки с четырьмя картинками на разные звуки, из которых две картинки с одинаковым звуком. Два цветных квадрата. Ход игры. Детям предлагается найти на карточке две картинки с одинаковым звуком. Две оставшиеся картинки нужно закрыть цветными квадратами.
«Светофор»
Цель: развивать фонематическое восприятие и представления. Оборудование: сигналы трех цветов (красный, зеленый, синий) Ход игры. Логопед называет слова с изучаемым звуком или без него. Дети, услышав этот звук поднимают сигнал (красный – гласный звук, зеленый – мягкий согласный, синий – твердый согласный).
«Звуковые часы»
Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематический и слоговой анализ. Оборудование: «звуковые часы» с различными картинками на циферблате (индивидуальные для каждого ребенка и демонстрационные). Ход игры. Логопед дает детям различные задания: Найти слова в которых есть заданный звук. Найти слова в которых нет заданного звука. Есть ли у вас слово в названии которого есть звук «и». Найти слова в которых звук «К» в начале слова, в конце слова, в середине. Найти самое короткое слово, самое длинное. Найти слово из 1, 2, 3 слогов.
«Назови кто в поезде»
Цель: развивать фонематическое восприятие, представления и фонематический анализ. Оборудование: два паровоза и вагоны с картинками. Отобрать вагоны, которые поедут в поезде с данным звуком (например со звуком С).

«Зайцы и морковка»
Цель: развивать фонематический анализ и синтез. Оборудование: полоски с тремя зайцами и морковка. Ход игры. Логопед называет слова (или раздает детям индивидуальные карточки с предметными картинками), а дети определяют положение заданного звука в слове и угощают зайцев морковкой – первого зайца, если звук находится в начале слова, второго – если звук в середине слова, третьего – если звук в конце слова.
«Зашифруй слово»
Цель: развивать фонематический анализ и синтез, развивать фонематические представления. Оборудование: поле для выкладывания схемы слова, предметные картинки. Ход игры. Ребенку предлагается «записать слово с помощью цветных квадратиков»
«Звуковая лесенка»
Цель: развивать фонематический анализ Оборудование: «лесенка», поделенная на квадратики (от 2 до 6) и предметные картинки (на ковролине). Ход игры. Дети определяет количество звуков в словах и «сажают» их на соответствующие ступеньки лесенки.
«Ромашка»
Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить дифференцировать акустически сходные звуки. Оборудование: поле, серединки цветов с буквами, лепестки с картинками. Вариант 1. Ребенку предлагается подобрать лепестки к серединке (например отобрать из картинок со звуком Ш и С лепестки со звуком С). Вариант 2. Собрать два цветка: один со звуком С, другой со звуком Ш.
«Кубики»
Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить дифференцировать акустически сходные звуки, узнавать графический образ буквы. Оборудование: поле на котором нарисованы, выложенные из кубиков буквы Л и Р; предметные картинки (с соответствующими звуками) на небольших квадратиках. Ход игры. Логопед просит ребенка сложить буквы Л и Р из «кубиков» – букву Л из тех, на которых нарисованы картинки со звуком Л, а букву Р из тех, на которых картинки со звуком Р
«Жуки и шары»
Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить дифференцировать акустически сходные звуки. Оборудование: поле с изображением жуков и воздушных шаров; предметные картинки со звуком Ш или Ж. Ход игры. Ребенок определяет какой из звуков Ш или Ж слышен в слове кладет картинку на шарик (звук Ш) или на спинку жуку (звук Ж).

«Ладошки и шаги»
Цель: развивать слоговой анализ Оборудование: предметные картинки. Ход игры. Вариант 1. «Сравни» Логопед объясняет детям, что считать слоги можно разными способами и предлагает «отхлопать» слова, «прошагать» их и сравнить результат. Вариант 2. «Чье слово длиннее?» Дети получают предметные картинки, встают на одну линию и «прошагивают» свои слова.
«Магазин игрушек»
Цель: развивать слоговой анализ Оборудование: игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, петрушка, собака, щенок, лиса, Чебурашка, лягушка, танк. Ход игры. Детям дается задание купить в магазине игрушку, в названии которой два слога. Покупая, дети должны четко и ясно произносить ее название, определить количество частей, последовательность звучания каждой части. Затем отбирают игрушки, в названии которых 3 слога. После этого обсуждается почему не надо брать Чебурашку и мяч.
«Слоговые вагончики»
Цель: развивать слоговой анализ Оборудование: вагончики с одним, двумя и тремя окошками; предметные картинки с разным количеством слогов. Ход игры. Детям предлагается «поселить» картинки в вагончики: в вагончик с одним окошком – слова из одного слога, в вагончик с двумя окошками – слова из двух слогов, в вагон с тремя окошками – слова из трех слогов.

«Ребусы»
Цель: учим детей разгадывать ребусы. Тренировать умение выполнять звуковой анализ и синтез. Оборудование: карточки с картинками. Ход игры. Ребенку предлагается назвать картинки. Выделив первые звуки, ребенок должен составить новое слово, т.е. разгадать ребус.

Мастер-класс для родителей «Развитие слухового восприятия у детей 2–3 лет»

Лариса Бабась
Мастер-класс для родителей «Развитие слухового восприятия у детей 2–3 лет»

Мастер класс для родителей

«Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет»

Подготовила учитель-логопед Бабась Л. В.

Цель: активизация творческого потенциала родителей в процессе взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи: повысить компетентность родителей в вопросе по развитию слухового восприятия у детей; познакомить родителей с возможностями игровой деятельности, с приемами и методами ее организации и умелом руководстве взрослого.

Уважаемые родители!

Мы рады поприветствовать Вас на нашем мастер-классе! Мы надеемся, что он не оставит Вас равнодушными и Вы узнаете для себя много нового и интересного. Сегодня речь пойдет о развитии слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Непременным условием для развития речи является способность слышать

Развитие слухового восприятияидет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться в раннем возрасте.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи). Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире.

Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточится на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Именно по этому, мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. Следует также учесть, что звуки могут восприниматься на слух или с опорой на зрение (слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

При обучении ребенка различению на слухнеречевых звуков необходимо соблюдать последовательность:

звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;

• звуки,которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и др. ;

• звуки,которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, тиканье часов, жужжание пылесоса, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы и др. ;

транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;

• звуки,которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, гармошка и т. д.

Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.

Игры на развитие физического слуха.

«Послушаем звуки!»

цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Ход игры: Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома. Также обращайте внимание на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе – собаки, кошки, вороны, воробьи и т. д. После того как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно, предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух);

– Закрой глаза, прислушайся. Что ты слышишь?

И ребенок должен назвать звуки, которые он услышал.

Аналогично проводится игра «Звуки дома» на восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Ход игры: находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шипению закипающего чайника и т. д.

(предлагаю родителям закрыть глаза и прислушаться к звукам детского сада)

Летом на даче или в гостях в деревне, вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами. Научите его различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух) Усложняя задачу, предложите ребенку с закрытыми глазами определить кто кричит.

– Закрой глаза и постарайся угадать, кто кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.

«Постучим, погремим!»

цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные предметы.

оборудование: бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и т. д.

Ход игры: Познакомьте ребенка с разнообразными звуками,которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетом, ударьте металлическими ложками друг о друга и т. д. После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.

Вначале вы с ребенком договариваетесь, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате – манипулировать ими издавая звуки.

(предлагаю родителям закрыть глаза и определить, какой предмет издает звук)

Аналогично проводится игра со звучащими игрушками.

Развитие речевого слуха

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточится на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее невозможно научится понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова.

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический слух. Эту способность нужно развивать с первых дней жизни. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию речи. Лепет ребенка это активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет звуки родного языка «та-та-та или ба-аб-аб». Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка. Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи.

Игры на развитие речевого слуха

цель: развитие речевого слуха – различение на слух звукоподражаний.

оборудование: игрушки – кошка, собака, лошадка, корова, лягушка и т. д.

Ход игры: Пряча игрушки за ширмой или в коробке, взрослый подает сигнал – крик животного или птицы (звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «ква-ква») и просит ребенка послушать и отгадать – кто там?Ребенок может ответить любым доступным способом: показать картинку с изображением этого животного, назвать его словом или звукоподражанием (в зависимости от его речевых возможностей).

– Послушай внимательно. Кто там кричит? Собака? Давай посмотрим. Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит? и т. д.

«Покажи игрушку!»

цель: развитие речевого слуха – умение слушать слова.

оборудование: различные игрушки и предметы.

Ход игры: на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы.Взрослый объясняет задание: я буду называть игрушки, а ты найди ее и дай мне.

Например: мяч (ребенок находит мяч). Молодец! Что ты принес? (ответ ребенка) или матрешка (ребенок находит и приносит игрушку).

Задания можно усложнять: предложить принести 2-3 игрушки или подобрать игрушки с похожими названиями (мишка, шишка, малышка, пушка, подушка и т. д.)

Игры на умение слушать слова и выполнять действия.

Физминутка для родителей

Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? (ответы родителей). Молодцы, а теперь превратимся в светофор.Если я говорю: «Зеленый» – вы топаете ногами; «Желтый» – хлопаете в ладоши; «Красный» – тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.

Также важно научить ребенка выполнять просьбы и поручения,не сопровождаемые жестами: «Дай, возьми, положи, открой»;научить перемещать предметы по заданию: «Открой шкаф, достань книгу и положи на стол» или «Возьми со стола мишку и посади на диван».

«Съедобное – несъедобное»

цель: умение внимательно слушать слова; развивать мышление.

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления

ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» – показать малышу продукты питания, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, – это съедобное, а то что нельзя есть, – это несъедобное.

В эту игру можно играть на полу.Взрослый объясняет задание: я буду катить тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай, если я назвали съедобное, то что можно кушать – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то что есть нельзя, – оттолкни мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч называя слова: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «яблоко» и т. д. Ребенок должен внимательно слушать слова. Вначале лучше эту игру проводить в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно обозначает.

Таким образом, основная задача родителей — открыть для малыша особый мир звуков. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

До новых встреч!

(предлагаю родителям буклет с играми на развитие неречевого и речевого слуха)

Дидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме «Работа над звуком [Ч]. Осень» Нутикова Евгения Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме «Работа над звуком [Ч]. Осень».

Консультация для родителей. «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений». Консультация для родителей. «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений». Дети – это самое большое счастье для родителей.

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с патологией зрения» Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с патологией зрения» Зрительное восприятие – способность осмысливать.

Коррекционное занятие по самопознанию и развитию слухового восприятия «Ушки — наши помощники» Коррекционное занятие на ориентировку «на себя». «Ушки — наши помощники».Задачи:1. Уточнять знания детей о значении ушей. 2. Учить детей.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: показать приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить педагогов и родителей.

Мастер-класс для родителей. «Художественно-творческое развитие детей в семье» Хочу представить свой мастер – класс для родителей по теме: “Художественно-творчестворческое развитие детей в семье”. Цель: помочь родителям.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий» форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители средней группы. Количество участников: 10 человек. Задачи: 1. Раскрыть влияние мелкой.

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Возраст: 2 мл, группа. Тема: Сенсорное развитие ребенка Подготовила: воспитатель.

Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха в условиях коррекционного дошкольного учреждения Разработка научно-обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками может рассматриваться как одно из.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: