Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Опыт работы на тему: “Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня”.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовительной группах, а также результаты диагностики в таблицах и диаграммах. Даётся перспективный план работы по развитию фонематического восприятия.

Скачать:

Вложение Размер
opyt_raboty.doc 239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

восприятия у детей старшего дошкольного возраста

с ОНР III уровня»

Степанова Елена Васильевна

2. Основная часть. Формирование фонематического

а) Изучение литературы по теме развитие фонематического

б) Диагностика развития фонематического восприятия.

в) Этапы формирования фонематического восприятия.

4. Приложения.…………. стр.9 – 17

5. Список используемых источников…………….стр.18

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к мышлению. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием, и служит показателем его общего развития. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. Современная школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, т.е. имели бы развитый фонематический слух, хорошую речь, навыки анализа предложений, деление слов на слоги и т.д. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Дети шестого года жизни имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух. Однако есть дети, у которых по каким – либо причинам отмечаются недостатки речевого развития, недоразвитие фонематического восприятия. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика, грамматика. Профессор Левина Р.Е. отмечала, что ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи является фонематическое восприятие и звуковой анализ. Работая в речевой группе, наблюдай за ходом речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня), обратила своё внимание на то, что именно фонематическое восприятие во многом чёткое, ясное и правильное произношение. Развитие фонематического восприятия занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе, а значит, проблема остаётся злободневной. Поэтому и выбрала именно эту тему.

Целью моей работы является выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Исходя, из темы и цели творческой работы ознакомилась с литературой по развитию фонематического восприятия, опираясь на это, поставила перед собой следующие задачи:

  1. изучить педагогическую литературу по данной теме;
  2. провести диагностику развития фонематического восприятия.
  3. сформулировать выводы на основе полученных результатов диагностического обследования;
  4. составить перспективный план развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
  5. раскрыть этапы по развитию фонематического восприятия.

В структуру творческой работы вошли: введение, основная часть, заключение, список используемых источников, приложение.

а) Фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи – фонем, умение различать близкие по звучанию фонемы. На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичёва, М.Ф. Фомичёва, М.Е. Хватцев.) Ведущее место в коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). «Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы – фонематический слух» (М.Е. Хватцев, 1959). Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху усваивается не только лексические, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п. Звуковая культура речи развивается также на основе фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение фраз, слов, звуков. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного растления на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза звуковых элементов в единое целое дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) не овладевают грамотным чтением и письмом. Доктор наук, профессор Левина Р.Е. писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждение речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Таким узловым образованием, ключевым моментов в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятия и звуковой анализ. Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта ( т.е. коррекции речевого недоразвития).

б) Свою работу в группе детей с ОНР (III) начала с диагностики уровня развитие фонематического восприятия (см. приложение №1). Анализ полученных результатов показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) слабо развито фонематическое восприятие. Дети не могли определить опознание изолированного звука в ряду, порядок звуков в слове, позицию звука в слове, количество звуков в слове. Дети допускали большое количество ошибок, во многих заданиях старались избегать ответов. Результаты обследования отражены в таблице№1 (см. приложение №2, №3). Полученные данные о состоянии фонематического восприятия, указывают на необходимость специального обучения, т.к. спонтанно овладеть им не могут. Поэтому составила перспективный план работы. (см.приложение№6) Разбив всю работу на 6 этапов, как рекомендуют Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина. Составленный мной перспективный план работы вместил разнообразные формы, методы и приёмы работы по развитию фонематического восприятия, в которых были отражены идеи М.Е. Хватцева, Т.А. Ткаченко (см. приложение №6). Для развития фонематического восприятия использовала различные виды занятий(фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), разнообразные группы методов: упражнения, дидактические игры, беседы и т.д.

Всё обучение было построено на соблюдении взаимообусловленных принципов:

1 принцип системности;

2 принцип последовательности;

3 принцип учёта уровня развития ребёнка.

Осуществлять развитие фонематического восприятия начала с самых первых этапов логопедической работы, проводила в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Кроме того, с самых первых занятий одновременно проводила работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия. Начинала свою работу на материале неречевых звуков. По мере усвоение материала детьми возрастает речевая активность и возможности детей. Постепенно охватывала все звуки речи. На I этапе в процессе игр, упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. В начале первого этапа дети плохо справлялись с заданиями: узнать, где звенит колокольчик, кто играет, на чём и т.д. Поэтому работа по узнаванию неречевых звуков велась не только на моих занятиях, но и заданиям на занятиях воспитателей, а также и на музыкальных занятиях. И уже к концу этапа дети справлялись с заданными упражнениями: узнавали звучание музыкальных инструментов, определяли, где звенит колокольчик и т.д.

На II этапе учила детей различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Использовала такие игры: «Близко или далеко», «Кто сказал», «Кто позвал». Всю работу проводила в контакте с воспитателями, родителями, муз. руководителем.

На III этапе учила детей различать слова, близкие по звуковому составу. Игры подбирала с постепенным усложнением. Например, вначале дети должны хлопком отметить ошибку(вагон – вакон – вагон – факон), а потом поднять кружок.

На IV этапе учила различать слоги. Например, на-но-на, что здесь лишнее? Постепенно слоговые ряды усложняла (ка-га-ка-ка).Игры варьировались за счёт подбора слогов и с учётом произносительных возможностей детей.

На V этапе дети учились различать фонемы родного языка. Начинала эту работу с дифференциации гласных звуков. Например, на звук «А»- поднять красный кружок, «И»-жёлтый, «У»-зелёный. В ряд гласных включается и другие гласные, на них дети не должны реагировать. Такую же работу провожу по дифференциации согласных фонем.

На VI этапе провожу работу по формированию у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинаю с того, что учу определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёх сложные слова. Затем провожу анализ гласных звуков, называю сочетания из звуков – «А У», «А У И», а дети раскладывают на столе кружки в нужном порядке ( «А»- красный, «У»- зелёный, «И»- жёлтый). Так же проводится анализ согласных звуков.

Вся работа проходила в тесном контакте с воспитателями, родителями. Влияние родителей на речевое развитие детей неоспоримо. Проводя работу с родителями, видела в их глазах единомышленников, которые непременно должны оказывать своим детям посильную помощь в развитии фонематического восприятия. Для родителей проводила консультацию на тему: «Роль развития фонематического восприятия» (см. приложение №5), оформила папку- ширму на тему: «Игры и упражнения на развитие слухового внимания и слуховой памяти» После проведения консультаций и бесед для родителей, с их стороны появились понимание важности процесса развития фонематического восприятия, интерес к результатам обучения, желание помочь своим в развитии.

На педагогических советах, родительских собраниях выступала с докладом о проблеме развития фонематического восприятия. Подготовила и провела презентации на темы: «Развитие фонематических процессов», «Дидактическая игра как метод реализации здоровьеформирующих технологий в семье». Особое внимание в моих выступлениях уделялось закреплению умений и навыков не только на логопедических занятиях, но и занятиях воспитателей, музыкального руководителя, в игровой деятельности. Проводимые мной игры и упражнения способствуют у детей развитию слухового внимания и слуховой памяти, внимание к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.

Результаты диагностики в конце первого года представлены в таблице №2 (см. приложения №2). Результаты диагностики в конце второго года обучения представлены в таблице №2 (см. приложение №3).

Сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовительной группе представлен в таблице №1 (см. приложение №4)

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ

Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения в дошкольном возрасте. Формирование звукопроизношения и способности различать окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. возможно только при опережающем развитии фонематического восприятия. Кроме того, но основе достаточной сформированности фонематического восприятия идёт становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, которые в свою очередь являются необходимыми для овладения письменной речью.

Фонематическое восприятие рассматривается рядом авторов как способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия и др.). К пониманию сформированности фонематического восприятия исследователи речевого развития подходят по-разному, но все они сходятся во мнении, что уже к двум годам «первичное» фонематическое восприятие становится основой речевого развития дошкольников (А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин и др.).

По мнению Л.Е. Журовой, Д.Б. Эльконина, фонематическое восприятие у детей формируется в процессе специального обучения как результат более высоких форм речевого слуха. Под термином «фонематическое восприятие» подразумевается специальное действие по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его единицы.

Р.Е. Левина видит в фонематическом восприятии способность ребёнка воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи, особенно акустически близкие.

Таким образом, большинство авторов характеризует фонематическое восприятие как специально воспитанное умение тонко различать фонемы в собственной речи.

Под фонематическим анализом понимаются действия, связанные с определением того, из каких звуков состоит слово и в какой последовательности они расположены в слове, установлением различительной функции фонем, выделением основных фонематических противопоставлений, свойственных данному звуку. Определение понятия “фонематический синтез” в специальной литературе не встречается. В психологии анализ и синтез рассматриваются как противопоставленные, но взаимосвязанные мыслительные операции. Поскольку анализ представляет собой мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений, то синтез является мысленным объединением частей, свойств, действий в единое целое. По аналогии можно предположить, что “фонематический синтез” – это процесс объединения звуков в слог или слово.

Подобная ситуация обнаруживается и в отношении понятия “фонематические представления”. Фонематические представления в свою очередь являются сформированными во внутреннем плане звуковыми образами слов. То есть фонематические представления являются сформированными, если человек может в соответствии с этим образом назвать как слова на определенный звук, так и слова с определенным количеством звуков, а также слова со звуком в определенной позиции (А.Н. Корнев).

Развитие фонематических процессов речи происходит постепенно. Вначале формируется различение гласных, затем согласных. Различение между наличием и отсутствием согласного появляется раньше различения согласных. Вначале ребенок в речи выделяет сонорные и шумные звуки. Среди шумных согласных раньше начинает выделять артикулируемые звуки.

Фонематическому слуху отводится главная роль в овладении речью. Фонематическое восприятие – первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. Навыкам звукового анализа необходимо обучать, т.к. ребенок не может самостоятельно ими овладеть.

Р.Е Левина отмечает, что слабость акустико-гностических процессов речедвигательных нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы, а также с отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата являются причиной общего недоразвития речи.

Нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным анализаторами ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это в свою очередь препятствует накоплению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, овладению письмом и чтением.

В ходе нашего исследования мы теоретически изучили и экспериментально выявили особенности фонематических процессов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В начале обследования мы убедились в том, что физический слух всех обследуемых детей не нарушен. В ходе экспериментальной работы нами были изучены фонематические процессы и состояние слухового восприятия у детей с ОНР III уровня и детей с нормой речевого развития. При обследовании детей учитывалось то, что часто дети с речевым недоразвитием с трудом вступают в контакт с посторонними людьми. И в нашем исследовании первоначально создавались эмоционально-положительные взаимоотношения с детьми.

Анализ полученных данных показал, что все дети с нормой речевого развития имеют высокий уровень развития слухового восприятия. Они смогли определить, какой предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик, погремушка; с легкостью называли, что звенело и показывали данный предмет, производя им звук.

У 34% детей с ОНР III уровня слуховое восприятие нарушено. Эти дети путали звук колокольчика и погремушки. При повторном выполнении задания звуки предметов дифференцировались, но через 30 минут после обследования дети снова затруднялись в различении этих звуков.

По результатам обследования фонематического восприятия мы пришли к выводу, что у детей с ОНР III уровня в большинстве случаев он нарушен. В заданиях, где нужно было показать на картинку где уши/усы, рожки/ложки и т.п., 2 детей из 6 экспериментальной группы допустили ошибки. Больше всего ошибок дети этой группы затруднялись в повторении слогов, отличающихся по звонкости-глухости, по месту образования, по способу образования.

Таким образом, у 66,7% детей с общим недоразвитием речи III уровня фонематическое восприятие не сформировано. Лишь 2 детей экспериментальной группы лучше других справились с заданием, т.е. фонематическое восприятие у этих детей находится на более высоком уровне развития, фонематический слух сформирован.

В группе детей с нормой речевого развития лишь один ребенок допускал ошибки в выполнении заданий на повторение слогов, которые исправлял самостоятельно.

Также у детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечалось и отставание в развитии фонематического анализа и синтеза. Многие дети не умеют выделять согласный в начале слова, в середине, испытывают трудности при определении последовательности звуков в слове.

Таким образом, нарушения фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проявляются:

– на уровне фонематического анализа – дети затрудняются в определении наличия/отсутствия звука в слове, не могут выделить начальный и конечный согласный звук в слове; точно определить местоположения звука в слове, провести последовательный и количественный анализ звукового состава слова;

– на уровне фонематического синтеза наблюдаются различного рода искажения звукового состава слова;

– на уровне фонематических представлений – дошкольники затрудняются назвать слово на определенный звук.

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи.

Преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий.

Список литературы

1. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи [Текст] / А. Н. Корнев. – Москва. : Айрис-Пресс: Айрис-Дидактика, 2007.

2. Левина, Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей : избранные труды [Текст] / Р. Е. Левина // ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – М. : АРКТИ, 2005. – 224 с.

3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : 2003.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 04.04.2020 2020-04-04

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Лазарева, Г. Н. Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Г. Н. Лазарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68583/ (дата обращения: 18.01.2022).

В последнее время существенно вырос интерес специалистов медицины, различных областей психологии, специальной педагогики к раннему развитию детей, к предупреждению возможных трудностей и ранней коррекции существующих речевых нарушений. Среди многих нарушений речи у детей дошкольного возраста выделяется проблема фонематических процессов, что влияет на дальнейшее обучение в школе. К фонематическим процессам относят: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления.

В трудах отечественных исследователей разрабатываются различные аспекты данной проблемы. Изучение онтогенетических основ позволило выявить закономерности становления фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста (Е. Н. Винарская, А. Н. Гвоздев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Искажения фонематических процессов признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который и определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р. Е. Левина, O. K. Маркова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Многие специалисты-практики (З. Е. Агранович, Г. В. Бабина, С. Е. Большакова, Г. А. Ванюхина, Г. Г. Голубева, Т. А. Ткаченко, Н. С. Четверушкина, Н. Ю. Шарипова и др.) отмечают, что для успешного овладения фонематическими процессами необходимо развивать у детей слух, ритм, умение слушать, слышать, воспроизводить.

Новизна представленного исследования заключается в определении особенностей понимания эффективности средств коррекции, согласно современным научным исследованиям в данной области, является логопедическая ритмика, которая направлена на развитие всех фонематических процессов. Выявлена совокупность педагогических условий эффективности развития фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических условий эффективного развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами логоритмики, которая может быть использована при подготовке специалистов по направлениям подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (профиль подготовки «Дошкольное образование»), 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования).

В настоящее время проблема формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР) становится наиболее актуальной, так как с каждым годом отмечается тенденция увеличения детей с ОНР. Фонематические процессы (фонематическая система) человека состоят из фонематического слуха и фонематического восприятия, при этом последнее включает простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.

Под общим недоразвитием речи понимается сложное расстройство, при котором отмечается нарушение компонентов всей речевой системы (фонетики, лексики, грамматики) [4].

Дошкольный возраст характеризуется как сензитивный период усвоения речи. Специалисты медицины, психологи, логопеды обращают самое пристальное внимание на то, чтобы предупредить различные трудности и скорректировать нарушения речи у детей дошкольного возраста.

Одной из самых частых выделена проблема нарушения фонематических процессов. Здесь наблюдаются различные нарушения в звукопроизношении, в звуковом анализе, в замене и смешении звуков.

В исследованиях Р. Е. Левиной признаны ведущими искажения фонематических процессов [5].

А. K. Маркова признавала фонематические процессы ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения [4].

З. Е. Агранович отмечает, что развитие у детей слуха, ритма, умения послушать, услышать, воспроизвести необходимо для того, чтобы успешно овладеть фонематическими процессами [1].

Логопедическая ритмика является одним из эффективных средств коррекции фонематических процессов. Использование педагогом логоритмики, дает возможность более успешным организовать работу по коррекции фонематических процессов.

К тому же логопедическая ритмика позитивно влияет на все сферы развития ребенка дошкольника, при этом дети с общим недоразвитием речи испытывают положительные эмоции, их поведение становится более уверенными, наблюдается повышение самооценки ребенка.

Фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи корректируются достаточно эффективно в случае использования логоритмических упражнений и организации следующих педагогических условий: организация коррекции фонематических процессов производится с соблюдением требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, деятельность логопеда обогащается логоритмическими материалами, которые способствуют коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

На начальном этапе экспериментальное исследование предполагало определение состояния фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Нами были использованы методики исследования фонематических процессов Т. А. Фотековой, И. Д. Коненковой, Л. Ф. Спировой [3; 6].

Учитывая теоретические положения, констатирующий эксперимент включал 4 блока.

1 блок — обследование состояния звукопроизношения;

2 блок — исследование восприятия и дифференциации звуков;

3 блок — изучение фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений;

4 блок — исследование состояния звуко-слоговой структуры слов и предложений.

Далее согласно разработанным критериям и показателям, были выявлены уровни сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проводя количественный анализ результатов исследования, мы за выполнение каждого задания начисляли определенное количество баллов. Подобный способ оформления позволял не только зафиксировать результат, но и проследить динамику развития ребенка в процессе коррекционного обучения.

Приведенный количественный и качественный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

Блок 1. С предложенными заданиями справилось 10 % детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Частично справились с заданием 50 % старших дошкольников экспериментальной группы и 40 % детей экспериментальной группы не справились с этим заданием, либо по разным причинам отказались в нём участвовать. Были зафиксированы следующие ошибки детей: сложности в повторении простой слоговой цепочки, неразличение звуковых комплексов или слов, состоящих из одних и тех же звуков, поданных в разной последовательности или отличающихся одним звуком, неверное определение звонких и глухих звуков, слабые слуховые дифференцировки у детей с общим недоразвитием речи.

Блок 2. 30 % детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи справились с фонематическим анализом частично. 70 % детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не смогли выполнить это задание, оно оказалось слишком сложным. Отмечены следующие ошибки, которые допустили дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: умение определять начальный согласный в слове, умение определять последовательность и количество звуков в словах, пропуск гласных звуков, перечисление слогов вместо звуков. 70 % старших дошкольников с общим недоразвитием речи не смогли выполнить это задание, оно оказалось слишком сложным.

Блок 3. Задание на фонематический синтез правильно выполнили 10 % детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Частично выполнили это задание 60 % детей экспериментальной группы и совсем не справились с этим заданием 30 % детей. Дети совершили следующие ошибки: составление слов из звуков, которые даны в нарушенной последовательности, анализе и синтез слов, не понимали разницы между понятиями «звук», «слог».

Блок 4. Задание, направленное на изучение фонематических представлений, выполнили 30 % детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Испытывали трудности, не смогли подобрать слово на заданный звук определенной тематики 60 % детей экспериментальной группы. Полностью не справился с заданием 10 % старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Отмечены следующие ошибки: полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушения слухового восприятия.

По результатам констатирующего эксперимента в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с высоким уровнем развития, к сожалению, не зафиксировано. В основном, у детей экспериментальной группы выявлен средний и низкий уровни сформированности фонематических процессов. Недифференцированность фонематического восприятия, неточность фонематических представлений, несформированность процессов фонематического анализа и синтеза, — все это определено нами в экспериментальной группе в процессе опытно-экспериментального исследования. Данные фонематические нарушения представлены первичным и вторичным производным характером, что может привести к нарушению связной речи в целом.

Следовательно, можно сделать вывод об организации коррекции и преодолению нарушений развития фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.

На формирующем этапе были отобраны и реализованы методики, которые позволили выявить особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами логоритмики. Для этого нами была реализована система последовательно усложняющихся задач в процессе развития фонематических процессов с учетом индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (автор программы В. А. Гринер) [2]. Вся коррекционная работа проводилась по принципу «от простого к сложному» и включала в себя все компоненты логоритмических упражнений.

Для того, чтобы выявить результаты нашей работы был проведен заключительный этап исследования — контрольный эксперимент. Его цель — определить эффективность работы по коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами логоритмики. На данном этапе исследования при помощи того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе, был повторно определен уровень сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

По результатам контрольного эксперимента 40 % детей имеют высокий уровень развития фонематических процессов. 50 % детей группы показали средний уровень развития. У 10 % детей группы — низкий уровень развития. Приведенный количественный и качественный анализ результатов контрольного исследования позволяет сделать следующие выводы: при целенаправленной и систематической работе по развитию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи действительно формируется прочный и разносторонний механизм компенсации речевого дефекта. Использование в коррекционной работе логоритмических упражнений с постепенным усложнением речевого материала, а также разнообразие видов работы с ним помогает оптимизации процесса обучения. Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой работы обеспечивает с одной стороны коррекцию речевого дефекта, с другой — качественную подготовку к овладению грамотой и усвоение ее в пределах программы.

Проведение экспериментального исследования позволило выявить особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. К таким особенностям мы отнесли: нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков), нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов), нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Анализ результатов показал, что после проведенной коррекционной работы отмечается значительное улучшение в формировании коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников / З. Е. Агранович. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
  2. Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений / В. А. Гринер.- 2-ое изд.,- М., 2008.
  3. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. — М.: ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
  4. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1991. — С. 59–70
  5. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1998. — 367с.
  6. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 96 с.

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В работах Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой и других подчеркивается значимость целенаправленного развития слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией.

В своем исследовании мы опираемся на определение фонематического восприятия Волковой Л.С – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [1; 2].

А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина [1; 2] рассматривают фонематическое восприятие как необходимое условие для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Дети, имеющие нарушения произношения и восприятия фонем, не различают звуки, отличающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Это ведет к сложностям соотнесения личных речевых высказываний с правильными речевыми образцами. Авторы отмечают, что для усвоения звуковой стороны речи необходимо совместное действие слуховой и моторной сфер. Подчеркивается приоритетность навыка различения разнообразных фонематических элементов, т.к. это позволяет ребенку контролировать собственное произношение. Развитие моторной сферы должно подкрепляться работой над правильностью артикуляции.

В работах Н.Х. Швачкина [2] рассмотрен онтогенез фонематического восприятия, выделены основные закономерности его развития. Выделены базовые процессы, лежащие в основе развития фонематического восприятия, основные периоды его становления.

М.Е. Хватцевым [2] выделены психические причины нарушения произношения: сложности в фонематическом анализе слова: вторичные нарушения слуха, как следствие поражения первичных моторных зон мозга; низкий уровень слухового внимания в отношении речи окружающих и своей собственной.

Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня характерно понимание, о чем говорят другие, но им сложно воспринимать сложные речевые обороты и логические связи. Дети могут выстраивать предложения, но звуковая и смысловая сторона речи страдает, т.е. могут говорить развернутыми фразами, но в основном строят только простые предложения. Звукопроизношение у таких детей нарушено, но в более простой форме, лексика на довольно хорошем уровне. Дети с ОНР III уровня используют все главные части речи, однако отмечается недостаточное применение в речи прилагательных и наречий, часто неправильно употребляют предлоги, окончания, неверно согласуют между собой слова, ставят ударение [2].

В онтогенезе фонематического восприятия можно выделить несколько основных периодов. На звуках человеческого голоса ребенок способен сосредоточиться уже на второй неделе жизни. В 3 месяца ребенок демонстрирует зрительное сосредоточение на говорящем, поворачивает в его сторону голову и следит за ним глазами. Активно подражать артикуляции губ взрослого ребенок начинает с момента появления лепета. С 6 месяцев ребенок, подражая, произносит отдельные фонемы, слоги. Стремится подражать тону, темпу, ритму, мелодике и интонации речи. К 2 годам дети различают слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). От 3 до 7 лет у ребенка активно развивается навык слухового контроля за своим произношением. К 4 годам в норме ребенок должен уметь дифференцировать все звуки, т.е. можно говорить, что к данному возрасту фонематическое восприятие сформировано. К этому же периоду у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Целью сопоставления фонематического развития детей с нормой речевого развития и детей с ОНР III уровня было составление практических рекомендаций для оптимального фонематического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Исходя из цели исследования, были сформулированы задачи.

· Рассмотреть специфику фонематического восприятия детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием и с ОНР III уровня.

· Сопоставить особенности фонематического восприятия детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием и с ОНР III уровня.

· Наметить направления коррекционной работы с детьми с ОНР III уровня.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с диагнозом ОНР III уровня (экспериментальная группа) и 20 детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием (контрольная группа).

Для реализации поставленных целей были использованы следующие диагностические методики: «Узнавание неречевых звуков», «Различение высоты, силы и тембра голоса», «Различение слов, близких по звуковому составу», «Дифференциация слогов», «Дифференциация фонем», «Навыки элементарного звукового анализа» [3].

Диагностические методики позволили выявить ряд умений испытуемых:

· узнавание неречевых звуков;

· различение высоты, силы и тембра голоса;

· различение слов, близких по звуковому составу;

· навыки элементарного звукового анализа.

Методика 1. Узнавание неречевых звуков

Цель: определить возможности узнавания неречевых звуков.

В методике использовались звукозаписи (бубен, вода, колокольчик, гудок машины).

Ребенку предлагалось внимательно послушать и сказать или показать, какой из инструментов звучит.

Методика 2. Различение высоты, силы и тембра голоса

Цель: выявить возможности детей различения высоты, силы, тембра голоса.

В методике использовались картинки (кошка, котенок, свинья, поросенок, собака, щенок), звукозаписи голосов данных животных.

Ребенку предлагалось внимательно послушать и угадать, кто так кричит, и поднять нужную картинку.

Методика 3. Различение слов, близких по звуковому составу

Цель: изучить навыки различения слов по звуковому составу.

В методике использовались картинки: шляпа, банан, танки, птенец. Педагог по очереди предлагал (говорил) ряд искаженных слов по каждой картинке. Ребенок должен был на слух выделить из ряда искаженных вариантов правильно произнесенное слово и хлопнуть в ладоши. Например, панан, данан, катан, банан.

Методика 4. Дифференциация слогов

Цель: определить способность дифференцировать звуки по: звонкости – глухости, твердости – мягкости, свистящие – шипящие и т.д.

Методика включает ряд заданий.

· Показать кружок, когда услышишь новый слог: на, на, на, па, на, па.

· Повторить слоги как можно точнее: да, та, да; ба, па, ба; па, да, па; ка, га, ка.

· Если услышишь новые слоги, хлопни в ладоши, если разные – топни: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва.

Методика 5. Дифференциация фонем

Цель: исследовать навыки дифференциации фонем и проверить готовность к формированию звукового анализа.

Методика состоит из двух заданий.

· Послушать внимательно и повторить фонемы за логопедом: ау, уа, аи, ио; аиу, иао, уао, оиы.

· Поднять руку, если услышишь названный звук. В данном исследовании предлагалось 5 звуков: ш, щ, ц, ч, с. Например, подними руку, если услышишь звук «ш». Далее педагог говорил ряд звуков, ребёнок должен был из него вычленить названный «ш» и поднять руку.

Ч: ч, ш, ть, ч, сь, ч

Методика 6. Навыки элементарного звукового анализа

Цель: исследовать особенности выполнения элементарного звукового анализа.

Ребенку показываются и называются картинки не целиком, а он должен сказать целиком.

Картинки: веник, танк, кот, паук, сок, самолет. Например, педагог показывает картинку «кот» и говорит «ко…». Ребенок должен закончить слово, опираясь на слух и картинку «кот».

Сводные экспериментальные результаты представлены в таблице 1.

Сводные экспериментальные результаты особенностей фонематического восприятия испытуемых экспериментальной и контрольной групп в баллах

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка.

Бесплатные занятия с логопедом

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова, определения наличия или отсутствие звуков в слове, местоположения звуков в слове.

Важное значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – это способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать фонемы в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.

К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка.

Дифференциация фонем родного языка – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью выделять существенные признаки речевого звука и отличать от посторонних, несущественных для его различения.

Такая способность развивается на протяжении всего дошкольного детства на основе формирования фонематического восприятия.

Важнейшей из задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование фонематического слуха и восприятия. Несформированость фонематического слуха и восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для этих детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при практически благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Р. Е. Левина считала, что «без достаточной сформированости фонематического восприятия невозможно достичь полноценных фонематических представлений, восприятия, слуха и фонематического анализа и синтеза» [23, с. 31]

При планомерной, комплексной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. При отсутствии длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом.

Из изложенного выше следует, что одной из актуальных проблем логопедии является повышение эффективности коррекционной логопедической работы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с диагнозом ОНР III уровня.

Многие исследователи (Л. С. Волкова [5], Р. Е. Левина [24], Т. Б. Филичева [50] и др.) полагают, что одна из основных физиологических причин недостаточной сформированности фонематического восприятия, является нарушение деятельности левой височной области коры головного мозга. Это нарушение может наступить вследствие родовой травмы, других видов травм или воспалительных заболеваний в раннем детстве, оно может передаваться по наследству. Педагогической причиной недоразвития фонематического восприятия является недостаточное внимание к его своевременному формированию у ребенка со стороны взрослых, вследствие чего ребенок не обладает нужным опытом в наблюдении и выделении фонематических явлений.

Р. И. Лалаева и Н. В.Серебрякова [22] обоснованно утверждают, что у детей с ОНР характерной особенностью фонематического восприятия является невнятная, смазанная, непонятная для окружающих речь, отсутствие слухового контроля. Это усугубляется имеющимся у ребенка с ОНР нарушением фонематического анализа структуры слова, что влечет за собой неправильное произношение.
Т. А. Ткаченко [42] отмечает, что нарушение фонематического восприятия у детей с ОНР проявляется в нескольких состояниях (степенях).

  • наиболее легкая степень недоразвития, когда у ребенка наблюдаются недостаточное различение звуков и затруднения при анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении;
  • средняя степень недоразвития, при которой нарушен звуковой анализ слова, наблюдается недостаточное различение большого количества звуков разных фонетических групп при сформированной их артикуляции в устной речи;
  • тяжелая степень недоразвития, при которой имеются полное неразличение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность.

Особенности фонематического восприятия у детей с ОНР впервые были охарактеризованы в работе Р. Е. Левиной [24]. Исследователь указывала на то, что дети с ОНР III уровня недифференцированно произносят многие звуки (особенно свистящие, шипящие и сонорные), имеются многочисленные замены (один звук может одновременно заменять два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (например, звук «сь» заменяет звуки «с», «ш», «ц», «ч», «щ»).

Следовательно, прежде всего недоразвитие фонематического восприятия проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Во вторую очередь у детей с ОНР нарушения фонематического восприятия проявляются тогда, когда ребенок выполняет элементарные действия звукового анализа – при узнавании звука в разных позициях, подсчете количества звуков в слове, когда ребенка просят придумать слово на заданный звук и т.д. [32].

В результате своих исследований Р. Е. Левина на [24] пришла к выводу о том, что для детей с ОНР разного уровня (первого, второго или третьего) полноценное усвоение звуковой (фонетической) стороны речи и правильного звукопроизношения «возможно только в том случае, если ребенок овладел умениями фонематического анализа слова. Основа этого анализа – хорошо сформированное фонематическое восприятие, вот почему на логопедических занятиях его формированию должно отводится достаточно много времени и усилий со стороны логопеда» [24].

Динамика развития фонематического восприятия у детей с ОНР I, II и III уровней, составленная нами на основании работ Р. Е. Левиной [24]., дана в табл. 1.2.

Динамика развития фонематического восприятия (по Р. Е. Левиной [24])

I уровень речевого развития Фонематическое восприятие находится в зачаточном состоянии
II уровень речевого развития Фонематическое восприятие значительно отстает от возрастной нормы
III уровень речевого развития Наблюдается (незавершенность) в развитии фонематического восприятия.

Согласно табл. 1.2, у детей с ОНР всех 3 уровней имеется несовершенное фонематическое восприятие. Это, с одной стороны, оказывает отрицательное влияние на правильность звукопроизношения, с другой стороны – усложняет и тормозит формирование умений звукового анализа слова, а недостаточность такого анализа отрицательно сказывается на развитии произношения. Это указывает на тесную взаимосвязь фонематического восприятия и звукопроизношения.

Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина [49], исходя из недостаточного уровня сформированности фонематического восприятия, выделили и охарактеризовали следующие варианты нарушений звукопроизношения у детей с ОНР:

  • недифференцированное произнесение пар или групп звуков, при котором в речи ребенка наблюдаются замены одного и того же звука двумя или тремя звуками;
  • замена сложных звуков более простыми по артикуляции и представляющими меньшую произносительную трудность для ребенка;
  • смешение звуков, которое проявляется в том, что ребенок употребляет звук верно в одних случаях, в других же (как правило, это самостоятельная речь ребенка) – этот же самый звук он заменяет другими, близкими артикуляционно или акустически.

По мнению Т. Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [49], «главными особенностями, свидетельствующими о недостаточном уровне сформированности фонематического восприятия у ребенка с ОНР, являются:

  • затруднения, которые ребенок испытывает при воспроизводстве ряда слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки ребенок может произносит правильно;
  • ошибки при выделении звуков из слогов и слов, а также при определении наличия звука в слове;
  • затруднения при отборе картинок и придумывании слов с определенным звуком;
  • значительные трудности при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове;
  • практически недоступны ребенку определение первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах» [49, с. 85].

По данным Л. Ф. Спировой и А. В. Ястребовой [39], низкий уровень фонематического восприятия у детей с ОНР с наибольшей отчетливостью выражается в следующих затруднениях:

  • при анализе звукового состава слова;
  • при различении на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь согласных).

Таким образом, к особенностям фонематического восприятия у дошкольников с ОНР относятся: недоразвитие умения дифференцировать звуки, замены, смешения, перестановки и сокращения звуков; недоразвитие умений звукового анализа (умений определять последовательность звуков в слоге и слове, позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу). Учет уровня сформированности фонематического восприятия определяет задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР.

Преодоление недоразвития фонематического восприятия у дошкольников достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции фонетического слуха и звуковой стороны речи.

Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости изучения и формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

1.1 Онтогенетические аспекты становления фонематического восприятия и его значение для развития детей дошкольного возраста

1.2 Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.3 Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

Глава 2. Диагностическое изучение фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

2.1 Анализ диагностического инструментария для изучения фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня

2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по изучению фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

2.3 Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

Выводы по главе

Список литературных источников

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи относится формирование фонематического восприятия.

Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.

Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители и воспитатели часто говорят: “Он может произносить звук, но он не хочет правильно говорить!”. Такое утверждение неверно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости. Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.

Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.

На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.

Цель исследования – выявить особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Объект исследования – фонематическое восприятие и пути формирования у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Предмет исследования – процесс формирования работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа научной психолого-педагогической литературы определить онтогенез становления фонематического восприятия и его значение для развития детей дошкольного возраста.

2. рассмотреть различные точки зрения на изучаемый нами вопрос и определить основные понятия: общее недоразвитие речи, уровни и причины ОНР; 3. изучить особенности фонематического восприятия у детей с ОНР третьего уровня;

4. Отобрать диагностический инструментарий для изучения состояния фонематического восприятия у дошкольников с речевым недоразвитием третьего уровня.

5. Экспериментальным путем выявить состояние фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

6. На основе полученных данных создать методику работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Методологическую базу исследования составили:

Исследования детской речи в онтогенезе Н.Х. Швачкина, Р.Е.Левиной; учения об этиологии нарушения речи Л.С. Выготского, А.Е. Лурия и др.; исследования форм речевой патологии Р.Е. Левиной и др. исследователями.

Кроме этого в написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как Гвоздев А.Н., Д.Б. Эльконина., В.И.Бельтюков, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Фомичева М.Ф., и др.

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ, сравнение, наблюдение, беседа, изучение документации, констатирующий эксперимент, анализ литературы.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе “Детского сада комбинированного вида №117 “Рябинка” города Кургана. Контингент испытуемых представлен детьми старшей группы с логопедическим диагнозом “общее недоразвитие речи третьего уровня” в количестве 10 человек.

Работа включает в себя две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся особенностей фонематического восприятия у детей с ОНР третьего уровня. Первая глава представляет теоретико-методологические основы особенностей фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вторая глава раскрывает экспериментальное изучение уровня сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

фонематический восприятие дошкольный речь

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости изучения и формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ

Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения в дошкольном возрасте. Формирование звукопроизношения и способности различать окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. возможно только при опережающем развитии фонематического восприятия. Кроме того, но основе достаточной сформированности фонематического восприятия идёт становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, которые в свою очередь являются необходимыми для овладения письменной речью.

Фонематическое восприятие рассматривается рядом авторов как способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия и др.). К пониманию сформированности фонематического восприятия исследователи речевого развития подходят по-разному, но все они сходятся во мнении, что уже к двум годам «первичное» фонематическое восприятие становится основой речевого развития дошкольников (А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин и др.).

По мнению Л.Е. Журовой, Д.Б. Эльконина, фонематическое восприятие у детей формируется в процессе специального обучения как результат более высоких форм речевого слуха. Под термином «фонематическое восприятие» подразумевается специальное действие по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его единицы.

Р.Е. Левина видит в фонематическом восприятии способность ребёнка воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи, особенно акустически близкие.

Таким образом, большинство авторов характеризует фонематическое восприятие как специально воспитанное умение тонко различать фонемы в собственной речи.

Под фонематическим анализом понимаются действия, связанные с определением того, из каких звуков состоит слово и в какой последовательности они расположены в слове, установлением различительной функции фонем, выделением основных фонематических противопоставлений, свойственных данному звуку. Определение понятия “фонематический синтез” в специальной литературе не встречается. В психологии анализ и синтез рассматриваются как противопоставленные, но взаимосвязанные мыслительные операции. Поскольку анализ представляет собой мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений, то синтез является мысленным объединением частей, свойств, действий в единое целое. По аналогии можно предположить, что “фонематический синтез” – это процесс объединения звуков в слог или слово.

Подобная ситуация обнаруживается и в отношении понятия “фонематические представления”. Фонематические представления в свою очередь являются сформированными во внутреннем плане звуковыми образами слов. То есть фонематические представления являются сформированными, если человек может в соответствии с этим образом назвать как слова на определенный звук, так и слова с определенным количеством звуков, а также слова со звуком в определенной позиции (А.Н. Корнев).

Развитие фонематических процессов речи происходит постепенно. Вначале формируется различение гласных, затем согласных. Различение между наличием и отсутствием согласного появляется раньше различения согласных. Вначале ребенок в речи выделяет сонорные и шумные звуки. Среди шумных согласных раньше начинает выделять артикулируемые звуки.

Фонематическому слуху отводится главная роль в овладении речью. Фонематическое восприятие – первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. Навыкам звукового анализа необходимо обучать, т.к. ребенок не может самостоятельно ими овладеть.

Р.Е Левина отмечает, что слабость акустико-гностических процессов речедвигательных нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы, а также с отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата являются причиной общего недоразвития речи.

Нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным анализаторами ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это в свою очередь препятствует накоплению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, овладению письмом и чтением.

В ходе нашего исследования мы теоретически изучили и экспериментально выявили особенности фонематических процессов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В начале обследования мы убедились в том, что физический слух всех обследуемых детей не нарушен. В ходе экспериментальной работы нами были изучены фонематические процессы и состояние слухового восприятия у детей с ОНР III уровня и детей с нормой речевого развития. При обследовании детей учитывалось то, что часто дети с речевым недоразвитием с трудом вступают в контакт с посторонними людьми. И в нашем исследовании первоначально создавались эмоционально-положительные взаимоотношения с детьми.

Анализ полученных данных показал, что все дети с нормой речевого развития имеют высокий уровень развития слухового восприятия. Они смогли определить, какой предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик, погремушка; с легкостью называли, что звенело и показывали данный предмет, производя им звук.

У 34% детей с ОНР III уровня слуховое восприятие нарушено. Эти дети путали звук колокольчика и погремушки. При повторном выполнении задания звуки предметов дифференцировались, но через 30 минут после обследования дети снова затруднялись в различении этих звуков.

По результатам обследования фонематического восприятия мы пришли к выводу, что у детей с ОНР III уровня в большинстве случаев он нарушен. В заданиях, где нужно было показать на картинку где уши/усы, рожки/ложки и т.п., 2 детей из 6 экспериментальной группы допустили ошибки. Больше всего ошибок дети этой группы затруднялись в повторении слогов, отличающихся по звонкости-глухости, по месту образования, по способу образования.

Таким образом, у 66,7% детей с общим недоразвитием речи III уровня фонематическое восприятие не сформировано. Лишь 2 детей экспериментальной группы лучше других справились с заданием, т.е. фонематическое восприятие у этих детей находится на более высоком уровне развития, фонематический слух сформирован.

В группе детей с нормой речевого развития лишь один ребенок допускал ошибки в выполнении заданий на повторение слогов, которые исправлял самостоятельно.

Также у детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечалось и отставание в развитии фонематического анализа и синтеза. Многие дети не умеют выделять согласный в начале слова, в середине, испытывают трудности при определении последовательности звуков в слове.

Таким образом, нарушения фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проявляются:

– на уровне фонематического анализа – дети затрудняются в определении наличия/отсутствия звука в слове, не могут выделить начальный и конечный согласный звук в слове; точно определить местоположения звука в слове, провести последовательный и количественный анализ звукового состава слова;

– на уровне фонематического синтеза наблюдаются различного рода искажения звукового состава слова;

– на уровне фонематических представлений – дошкольники затрудняются назвать слово на определенный звук.

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи.

Преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий.

Список литературы

1. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи [Текст] / А. Н. Корнев. – Москва. : Айрис-Пресс: Айрис-Дидактика, 2007.

2. Левина, Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей : избранные труды [Текст] / Р. Е. Левина // ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – М. : АРКТИ, 2005. – 224 с.

3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : 2003.

Читайте также:
Рекомендации родителям по лексической теме Инструменты
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: