Развитие фонематических процессов посредством игровых образов

«Формирование фонематических представлений через дидактические игры у дошкольников»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Формирование фонематических представлений

через дидактические игры у дошкольников»

подготовила учитель-логопед

ГДОУ ЛНР «Ясли- сад

комбинированного вида №40

»Алые паруса»

Сомова Ольга Владимировна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

. Фонематические нарушения могут носить первичный или вторичный производный характер, а также вести к нарушению грамматической, лексической стороны речи, то есть и связной речи в целом. Поэтому развитие этих функций имеет большое значение для дальнейшего обучения в школе.

Разработка эффективных методов преодоления нарушения фонематических функций, является одной из актуальнейших задач современной логопедии.

Перспективным в этом отношении представляется использование ведущей для дошкольного возраста деятельности – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что «игра – основное условие развития дошкольника, позволяющее ему проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития». Игра значима для развития речи дошкольников. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются, особенно в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Дидактическая игра представляет собой один из методов развивающего обучения. Под методом обучения в методике понимают систему организации взаимосвязанной деятельности педагога и детей для достижения учебно-познавательных целей.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются дидактические игры. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при использовании дидактических компьютерных игр.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования дидактических игр в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;

игра практически сводит на нет пассивность ребенка;

занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;

игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование дидактических игр оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников с нарушениями речи, используя дидактические игры.

Задачи работы:

1. Посредством дидактических игр обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии :

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов :

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях - конспект занятия

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

«Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С.71-78.

Развитие фонематических процессов посредством игровых образов

Аннотация: В развитии фонематического анализа и синтеза посредствам игрового образа, в который «перевоплощается» взрослый является наибольшим стимулом для детей к выполнению заданий, так как взрослый может наиболее полно воплотить и реализовать данный образ в игре. Учитывая данные особенности развития игровой детей, а так же особенности мышления и воображения дошкольников, развитие фонематического анализа и синтеза может происходить более эффективно при использовании специальных игр, предполагающих создание игрового образа.

Современное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного его обучения в школе и дальнейшей трудовой деятельности.

Речевая функция ребёнка носит системный характер и включает в себя взаимодействие различных компонентов языка (звуковое произношение, лексику и грамматический строй речи).

Читайте также:
Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых

У определённой части детей поступающих в школу имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом, что снижает возможность полноценного овладения навыками письма и чтения. Дети могут или совсем не овладеть чтением, либо допускают ошибки типа: угадывающего или побуквенного чтения, замены и перестановки букв.

У детей с речевой патологией, посещающих логопедическую группу, фонематическое восприятие находится на очень низком уровне. Дети не только не выделяют звуки из потока звуков, но и не определяют места звука в слове, в результате чего не слышат четкого его произношения.

Для развития навыков фонематического анализа и синтеза предлагаю использовать такое вспомогательное средство, как игровой образ.

Многими исследователями (Д.Б. Эльконин, Е.О.Смирновой) было подмечено, что именно игровой образ служит хорошей побуждающей мотивацией к различным заданиям, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников служит игра.
Именно игровая деятельность является наиболее свободной, непринуждённой. В игре ребёнок начинает управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами.

Выполняя задания с использованием игрового образа, у детей повышается концентрация слухового и зрительного внимания, увеличивается объём памяти, развивается воображение, именно воображение повышает эмоциональность ребёнка: он переживает воображаемые события так же остро как реальные.

Если ребёнок находится в образе человека определённой профессии, например, «телефонист», «пилот», он полностью пытается реализовать свой образ невербальным и вербальным общением (мимикой, жестами, интонационной выразительностью речи).

По мнению 3.Фрейда, игровой образ помогает ребёнку преодолеть личностные комплексы, является терапевтическим средством возможных неврозов.

Так, у детей с ОНР наблюдается неуверенность в собственных силах, нервозность, игровой образ служит эффективным средством преодоления этих качеств, ошибки не травмирую ребёнка, а помогают найти наиболее верный вариант ответа.

В ходе моей работы по развитию фонематического анализа и синтеза посредствам игрового образа, было замечено, что игровой образ в который «перевоплощается» взрослый является наибольшим стимулом для детей к выполнению заданий, так как взрослый может наиболее полно воплотить и реализовать данный образ в игре.

Учитывая данные особенности развития игровой детей, а так же особенности мышления и воображения дошкольников, развитие фонематического анализа и синтеза может происходить более эффективно при использовании специальных игр, предполагающих создание игрового образа.

В результате проведённой работы по развитию фонематического анализа и синтеза посредствам игрового образа у детей логопедической группы наблюдается успешное формирование слуха, заметно обогащается лексикой пассивный и активный словарь детей, развиваются такие психические функции как: долговременная память, способность концентрировать внимание, формируется словесно — логическое мышление, воображение.

Игра «Диспетчер и пилоты»

  • перфокарты с изображением самолётов на каждого ребёнка, чистые листы бумаги.
  1. учить детей определять на слух начальный звук в слове,
  2. учить соотносить звук и букву на письме,
  3. развивать фонематический синтез ( слияние звуков в слова),
  4. развивать интерес к чтению.

Ход игры:

Логопед раскладывает на столе перфокарты самолётов и приглашает детей. Задаёт вопросы : «Как вы думаете где мы можем видеть столько самолётов?»(аэродром). Далее логопед показывает игровой образ диспетчера и говорит, что самолёты взлетят тогда, когда мы правильно угадаем находящийся на борту груз, и определим опасный он или нет.

Мотивом к выполнению задания детей служит игровой образ пилотов. Беседа о профессии «пилот» (какие это люди, какие у них обязанности?).

Затем диспетчер даёт пилотам задание: « Я буду произносить слова, а вы должны услышать начальный (последний) звук и напечатать его буквой в окошке самолёта, начиная с первого окна.

Из данной строки, которая получилась в перфокарте, пилоты читают слово, и определяют опасный это груз или нет. Груз не опасный — самолёт полетел ( имитируют движение самолёта по логопедическому кабинету).

2 вариант — усложнение.

Для того, чтобы пилотам «прочитать» в строке слово из получившихся букв, нужно правильно выстроить их порядок ( т.е. поменять местами). Буквы даются в разбивку.

Игра «Рыбалка»

  1. удочка с магнитом;
  2. контуры рыб со схематическим обозначением понятий «звук», «слово», «предложение»;
  3. контуры рыб со схематическим обозначением слогов;
  4. «Озеро» вырезано из картона;
  5. лягушки, пиявки вырезаны из картона.
  1. учить детей правильно дифференцировать понятия «звук гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный», «слог», «слово», «предложение»;
  2. учить детей правильно подбирать слоги к схематическим обозначениям.
  3. вызвать интерес к занятию, чувство удовольствия.
  4. развивать координацию движений, мелкую моторику.
  5. воспитывать уважение к сверстнику, соблюдать очерёдность.

Ход игры:

Логопед показывает детям «озеро» с рыбками, лягушками и пиявками. Предлагает детям стать «рыбаками»,и поймать как можно больше рыб (пиявок, ловить нельзя, лягушек нужно — выбор свободного ответа). Рыбки плавают по схематическим обозначениям понятий. «Рыбак» при помощи удочки ловит рыбу, смотрит на схематическое обозначение, определяет понятия, правильно произносит. Выиграл тот, кто больше всех поймал рыбок (лягушки тоже считаются).

2 вариант (усложнение)

«Озеро» с рыбками, лягушками, пиявками. На рыбаках находятся схематические обозначения слогов. «Рыбаки» ловят рыбу и подбирают к схеме правильный слог. Функции пиявок и лягушек остаются такими же как и в первом варианте игры.

Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников

Вероника Хохлова
Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Хохлова В. Ю., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №10 «Умка»

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти вопросы касаются образовательной деятельности, технологий и содержания.

С каждым годом увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и педагогам все сложнее становится организовывать эффективную коррекционную работу. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение развития фонематических процессов, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения нарушений письменной речи у школьников.

Понятие фонематические процессы включает в себя:

1. фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

2. фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме Наше тело

3. фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

4. фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

5. фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессовуказывали многие отечественные психологи и педагоги: Л. А. Венгер, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

• Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

• Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемыможно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов.

5 этап – дифференциация фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому опора в организации коррекционно-образовательной деятельности логопеда строится с учетом применения игровых технологий. Сюжетно-ролевая организация логопедических занятий соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игровая мотивация позволяет ребенку быстрее включиться в логопедическое занятие.

Предполагаемая организация занятия сохраняет здоровье детей (психологическое и физическое, позволяет добиться качественных результатов, повышает работоспособность детей (уменьшает сроки коррекции, позволяет сохранить позитивный настрой на дальнейшую работу. Проводя занятия в игровой форме, у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

Исходя их выше сказанного были определены цели и задачи работы.

Цель: формировать и развивать фонематические процессы у детей (старшего) дошкольного возраста по средствам игровых технологий.

1. Обучать детей дошкольного возраста узнаванию звуков (неречевых, речевых) по средствам игровых технологий;

2. Формировать фонематические противопоставления (дифференциация фонем на слух и в собственной речи);

3. Формировать фонематический анализ и синтез слов при помощи игровых технологий;

4. Развивать у детей навыки контроля и самоконтроля произношения звуков речи.

Для решения поставленных цели и задач мною был подобрал комплекс заданий и игровых упражнений для каждого этапа коррекционной работы по формированию и коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

1. Игры, нацеленные на развитие слухового внимания.

«Что звучит / шумит»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: Различные игрушки и предметы (бумага, полочка, ложка, бубен, маракас и т. д., ширма, фишки.

Инструкция: Педагог за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Так же эту игру можно проводить без использования ширмы. Взрослый встает за спиной ребенка и производит шумы, а ребенок должен догадаться что звучит.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, постучать в бубен, потрясти погремушкой и т. д. Тот, кто правильно отгадал шум, получает в награду фишку.

«Повтори как я»

Цель: Развитие слухового внимания, темпо-ритмической стороны речи.

Оборудование: Бубен, погремушка, ксилофон и т. п.

Инструкция: Взрослый производит ритмический рисунок на музыкальном инструменте, ребенок должен воспроизвести его при помощи отхлопывания, отстукивания и т. п.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голос»

Цель: Определить товарища по звуку голосу.

Оборудование: Игрушка (медведь, лиса, кошка, мышка и тп).

Инструкция: Дети сидят/стоят полукругом. Перед ними на небольшом расстоянии спиной к детям сидит/стоит ребенок с игрушкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать персонажа (игрушку). Водящий должен угадать, кто его позвал. Он встает напротив позвавшего и рычит (мяукает, пищит, и т. п., в зависимости от персонажа). Тот, кого узнали, получает игрушку и становится водящим.

Цель: Развитие речевого слуха и координации движений рук. Закрепление представлений о понятиях «горячий – холодный».

Инструкция: Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч (горшочек).Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч.Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч. Тот, кто ошибется и дотронется до мяча, должен выполнить задание (по усмотрению водящего).

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: Учить определять правильность произношения слов.

Оборудование:Предметные картинки: банан, альбом, клетка, фишки.

Инструкция: Перед ребенком выкладываются картинки,ему слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленую ишку, неправильно – красную.Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.

«Какое слово отличается?»

Цель: Развивать умение на слух выделять нужное слово.

Оборудование: Счетные палочки, картотека слов (например: Ком-ком-кот-ком; Канава-канава-какао-канава; Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок; Будка-буква-будка-будка; Винт-винт-бинт-винт; Минута-монета-минута-минута; Буфет-букет-буфет-буфет; Билет-балет-балет-балет; Дудка-будка-будка-будка).

Инструкция: Взрослый произносит четыре слова, на каждое слово на столе выкладывается счетная палочка. Ребенок должен выбрать соответствующую палочку и назвать то слово, которое отличается от остальных.

4. Игры на дифференциацию фонем

• Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

• выделение гласных из ряда звуков.

• узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

• узнавание гласных на фоне многосложных слов.

• выделение согласных из ряда других звуков.

узнавание согласных на фоне многосложных слов.

«Место для картинки»

Цель: Активизация словаря, дифференциация различных звуков.

Оборудование: Предметные картинки, в названии которых, есть заданный звук.

Инструкция: Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар.Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара,слышно: ш-ш-ш-ш. Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает,как жук жужжит:ж-ж-ж-ж. «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Логопед показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Читайте также:
Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Цель: Дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: Картинки «Снежинка» и «Комарик».

Инструкция: Детям предлагается по две картинки. На одной нарисована снежинка, на другой – комарик. Картинку со снежинкой дети берут в левую руку, а с комариком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с],то дети поднимают картинку со снежинкой и говорят: с-с-с., А если звук [з], то –с комариком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

«Найди свою картинку»

Цель: Дифференциация звуков [л] – [р] в словах.

Оборудование: Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок. Картинки с изображение девочки Лены и мальчика Ромы.

Инструкция: Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем предлагает детям помочь Лене и Роме. Найти, те картинки в названиях которых есть звук [л] для Лены, а для Ромы со звуком [р]

5. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Инструкция: Дети в кругу. Каждый ребенок по очереди ловит мяч и вниматльно слушает цепочку слогов, затем он должен правильно ее воспроизвести и вернуть мяч обратно.Примеры слоговых рядов: са-са-за, ми-ма-му-ме, ша-са, па-пя-па,.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Инструкция: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов, состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: Учить определять место расположения звука в слове.

Оборудование: Изображения аквариума (3 штуки, на каждом, изображена схема слова с позицией звука (начало, середина, конец). Изображения рыб, предметные картинки на заданный звук.

Инструкция: Логопед демонстрирует предметные картинки с заданным звуком, детям необходимо распределить рыб в аквариумы в соответствии с позицией звука в слове.

«Логопедическая гусеница»

Цель: Упражнять в определении последовательности звуков в слове.

Оборудование: Цветные шарики (синий, зеленый, красный) на липучках, предметные картинки на заданный звук.

Инструкция: Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться. Им необходимо составить звуковую схему заданного слова, при помощи «Логопедической гусеницы».

Таким образом, применение игровых технологий, направленных на развитие фонематических процессов, в работе с детьми, имеющими нарушения речи, помогает сделать коррекционную работу более интересной и разнообразной. Способствует дальнейшему успешному освоению норм родного языка, положительно влияет на становление всей речевой системы детей дошкольного возраста формирует основу успешного обучения в школе, так как развитие фонематических процессов имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма

Список использованных источников

1. Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] //Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М. : Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL

2. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М. : Владос, 1999. 216с.

4. Ткаченко Т. А.В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие. – СПб. :Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М. : Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С. 71-78.

Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности Долгушева О. В. Старший воспитатель МБДОУ Д/С №29 «Золотая рыбка».

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Игровые технологии,.

Презентация «Игровые технологии развития речи дошкольников» Игра- один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами,.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

Консультация «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям доо» Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад №104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка В дошкольном возрасте дети все еще остаются непосредственными, импульсивными и управлять своими эмоциями и переживаниями в полной мере они.

Читайте также:
Логопедическая зарядка, физкультминутка, физкультурная пауза по теме Одежда и Обувь

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Развитие фонематических процессов у младших школьников» Тема: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Развитие фонематических процессов у младших школьников». Цель: развитие.

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 01.11.2016

Статья просмотрена: 2375 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. С. Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / А. С. Иванова, Е. П. Андреева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11325/ (дата обращения: 18.01.2022).

Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Фонематическое восприятие — это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова [2].

Развитие фонематического слуха и восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.

Большую роль формированию фонематического слуха и восприятия отводят Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина, Б. М. Гриншпун, О. А. Токарева, Г. А. Каше.

Формирование фонематического восприятия является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которые активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе. В то же время специфической трудностью в работе с данной категорией детей является то, что их трудно заинтересовать процессом обучения, т. к. они не «слышат» ошибки в своей речи и считают, что им не нужно заниматься с логопедом. Учитывая, что время, отводимое на преодоление речевых нарушений у данной группы детей, ограничено, необходимо максимально эффективно использовать каждый момент на всех видах логопедических занятий.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому использование игровых приёмов является наиболее эффективным построением процесса обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и развития у них фонематического слуха и восприятия на всех этапах логопедических занятий [1].

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. И как писала Н. К. Крупская: ««Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания» [4].

В настоящее время особенно важно создать систему игровых приемов развития фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН, отвечающую особенностям их развития и найти возможные варианты использования игровых приёмов работы по развитию фонематического слуха и восприятия на всех этапах всех видов логопедических занятий.

Цель исследования — на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать методику игровых приёмов для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН.

Наше исследование проводилось на базе Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад № 313» и «Детский сад № 378» г. Казани.

Нами было обследовано 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, затем дети были разделены на экспериментальную и контрольную группы по 5 человек.

Для исследования уровня сформированности фонематических процессов была применена методика Е. Ф. Архиповой [2].

Из проведенного нами обследования следует, что у детей с ФФН недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие.

Рис. 1. Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия ЭГ по балльной шкале

К высокому уровню сформированности фонематического слуха в ЭГ 2 ребенка (40 %), к среднему уровню — 3 ребенка (60 %) (рис 1).

В КГ к высокому уровню относится 1 ребенок (20 %), к среднему- 4 ребенка (80 %) (рис 2).

У детей среднего уровня наблюдается недостаточное умение дифференцировать слоги и фонемы, чаще всего у них не сформированы навыки элементарного звукового анализа и синтеза.

Рис. 2. Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия КГ по балльной шкале

Для развития фонематических процессов детей мы составили комплекс дидактических игр и провели работу его с экспериментальной группой детей, чтобы в дальнейшем, сравнить полученные результаты.

Программа по развитию фонематических процессов у дошкольников включала в себя 15 занятий 3 раза в неделю. Работа проводилась индивидуально, с учетом уровня сформированности у дошкольника фонематического слуха и восприятия и была продумана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста основана на основных дидактических принципах:

– разумная посильная трудность;

В результате повторного среза, после формирования фонематических процессов с помощью дидактических игр, у детей ЭГ видны заметные улучшения. Три ребенка улучшили результаты, один из них переместился со среднего уровня на высокий.

Наглядно эффективность работы можно увидеть на рис. 3

В экспериментальной группе, где проводилась работа над развитием фонематических процессов, по сравнению с контрольной после контрольного среза можно было наблюдать положительную динамику. После проведения занятий заметно улучшились результаты по дифференциации слогов и фонем, начали развиваться навыки звукового анализа и синтеза.

Рис. 3. Уровень сформированности фонематических процессов ЭГ после первичного и контрольного среза

В контрольной группе (КГ), где не проводилась работа над формированием фонематического слуха и фонематического восприятия посредством дидактических игр, не было замечено никакой положительной динамики (рис. 4).

Рис. 4 Уровень сформированности фонематических процессов КГ после первичного и контрольного среза

Таким образом, данные сравнительного анализа экспериментальной и контрольной группы позволяют сделать вывод об эффективности использования дидактических игр и упражнений в целях развития фонематического слуха и восприятия у детей старшего возраста.

Читайте также:
Логопедический КВН (подготовительная к школе группа)

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, проведенная экспериментальная работа позволили нам определить и показать роль дидактических игр и упражнений как средство развития фонематического слуха.

Можно с уверенностью сказать, что дидактические игры в развитии фонематического слуха являются «ключом» в воспитании звуковой культуры речи. Дидактические игры и упражнения интересны для старших дошкольников, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интерес, невозможен без активной работы мысли.

Они приучают детей внимательно слушать, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению [3].

Именно игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И..Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста — М.: Академия, 1999 — с.312
  2. Архипова, Е. Ф. Стертаядизартрияу детей М.: АСТ: Астрель, 2007. — с.336
  3. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. –с.10
  4. Фомичева М. Ф., Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.

Похожие статьи

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад. Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

Исследование развития фонематического восприятия у детей.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом. Возраст 3 года. Этапы работы.

(С опорой на зрительное восприятие). Приведём примеры дидактических игр. Возраст 3–4 года.

Развитие фонематического восприятия в системе.

Экспериментально обоснована методика развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Путём создания развивающей среды, вовлекающей детей в процесс познания.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

ребенок, краткое описание, фонематический слух, слуховое восприятие, звук, развитие, родной язык, оборудование, игра, неречевой слух.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок.

Использование дидактических игр в работе по развитию. фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад. Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

Исследование развития фонематического восприятия у детей.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом. Возраст 3 года. Этапы работы.

(С опорой на зрительное восприятие). Приведём примеры дидактических игр. Возраст 3–4 года.

Развитие фонематического восприятия в системе.

Экспериментально обоснована методика развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Путём создания развивающей среды, вовлекающей детей в процесс познания.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

ребенок, краткое описание, фонематический слух, слуховое восприятие, звук, развитие, родной язык, оборудование, игра, неречевой слух.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок.

Использование дидактических игр в работе по развитию. фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

Читайте также:
Автоматизация звука (Р) в словах и предложениях - конспект индивидуального логопедического занятия

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
  • занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников старшего возраста с нарушениями речи, используя игровые технологии.

Задачи работы:

1. Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии:

  • онтогенетический принцип;
  • патогенетический принцип;
  • принцип системности.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов:

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

«Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

«Не ошибись»

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

Читайте также:
План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы средней логопедической группы

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

«Угадай-ка»

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С.71-78.

Альманах педагога

Автор: Пистер Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ №44
Населённый пункт: г.Копейск, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Развитие фонематических процессов у старших дошкольников посредством игровых упражнений”
Раздел: дошкольное образование

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Цель: развитие фонематических процессов

Развить фонематический слух;

развить навык фонематического восприятия;

развить навык фонематических представлений;

развить навык фонематического анализа;

развить навык фонематического синтеза.

Фонематические процессы

Фонематический слух (тонкий слух) – способность различать

и узнавать фонемы

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по

дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова

Фонематические представления – звуковые образы фонем,

воспринятых человеком ранее. Физиологическая основа –

результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ – мысленный процесс разложения

целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки)

или мысленное выделение отдельных фонем.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое.

Процесс противоположный анализу,

но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

«Развивать фонематический слух у школьников только на учебной

деятельности нельзя, иначе это приведёт к снижению качества

обучения». Д. Б. Эльконин

Занятия, проводимые в игровой форме, значительно повышают учебную

мотивацию детей, обучение становится интересным, доступным для ребёнка,

а, следовательно, более эффективным.

Система упражнений для развития фонематического слуха

Система построена по принципу «от простого к сложному». Выявив, на

каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, начинаем развивать

навык фонематического восприятия с этого уровня.

Первый уровень – узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой

развития фонематического слуха.

Игра “угадай, что звучит”.

Игра “Шумящие баночки”. Вместе с ребенком насыпьте в баночки

крупы, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку

потряхиваемой баночки, что у неё внутри.

Игра “Волшебная палочка”.

Игра “Жмурки”. Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону

Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и

Игра “Узнай свой голос”. Запишите на диктофон голоса близких

людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

Игра “Громко – тихо”. Договоритесь, что ребенок будет выполнять

определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда

тихо. Есть похожий вариант игры – “далеко-близко”. Вы говорите слово

громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок

Игра «Нарисуй звук»

Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому

Игра “Три медведя”. Ребенок отгадывает за кого из персонажей

сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам

говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий уровень – различение сходных по звучанию слов

Игра “Слушай и выбирай”. Перед ребенком картинки со сходными

по звучанию словами (ком, сом, дом). Взрослый называет предмет, а

ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра “Верно-неверно”. Взрослый показывает ребенку картинку и

называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота,

ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он

услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень – различение слогов

Игра “Похлопаем”. Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и

длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги.

Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на),

отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку

самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра “Что лишнее?” Взрослый произносит ряды слогов “па-па-па-ба-

па”, “фа-фа-ва-фа-фа”. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит

лишний (другой) слог.

Пятый уровень – различение звуков

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки.

Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра “Поймай звук”. Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок

хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Игры и упражнения для развития фонематического

Упражнение «Различаем твердые и мягкие согласные»

Цель: учить различать звуки.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: У Саши большой шарик. Воздух из шарика выходит так: с-с-с-с (твердо)

У Сережи маленький шарик. Он сдувается и воздух из него выходит так: сь-

А теперь послушай и скажи, чей это шарик сдувается.

Можно самим придумать такие ситуации, а можно воспользоваться уже

готовыми идеями о больших и маленьких комариках, машинах и т.д.

Читайте также:
Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ

Упражнение «Найди звук»

Цель: научить сравнивать слова по звуковому составу (нахождение общих и

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям предлагается сравнить слова, найти общие и разные звуки: мак —

лак, суп — сук, дом — дым, дочка — точка; дачка — пачка; плеск — треск;

билет — балет; барон — баран; букет — буфет и др.

Упражнение «Телефон»

Цель: развитии у детей умения дифференцировать слоги.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию

слогов (например: ее, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не

нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов

передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух.

Последовательность цепочки меняется.

Упражнение «Лишнее слово»

Цель: учить сопоставлять слова по звуковому составу.

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово,

отличающееся от остальных:

1) канава, канава, какао, канава;

2) утенок, котенок, утенок, утенок;

3) ком, ком, кот, ком;

4) минута, монета, минута, минута.

Игра «Утки и окуни»

Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети делятся на 2 команды – окуни и утки. Они двигаются произвольно

по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У,

то с ударным О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со

звуком О, а «утки» – когда услышат слово с У. Кто не останавливается

вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше

всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля,

озеро, овцы, орден, облако, отпуск, угол, удочка, ужин, улей, умный, уголь,

узкий, утки, Умка, утро, уж, ушки.

Игры и упражнения для развития фонематических

представлений

«Загрузи машину»

Дети «загружают» машины различными предметами-картинками. Одна

машина везёт груз, в названии которого есть звук Ш, другая со звуком Ж.

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А

(И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч

логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа

начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя

зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? —

Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? —

Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

Игра «Любопытный»

Цель: развитие фонематического представления

Вопросы: Кто? Какой? Когда? Где? Что делал? Кого встретил? Куда пошли?

Взрослый задает вопросы, на которые должен быть дан ответ на заданный

звук. Слова записываются, затем из них составляется рассказ.

Пример: Задан звук П

Кто? попугай Какой? пестрый Когда? позавчера Где? в парке

Что делал? пел Кого встретил? пингвина Куда пошли? в подъезд

Зачем? просто так

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по

одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на

заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны

другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно

придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов

цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку.

Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук

предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна —

автобус — слон — нос — сова.

“Логопедическое домино”

Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные

на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру,

кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например,

начинающуюся со звука “Н”, присоединяет ее к картинке нос, а ребенок,

имеющий картинку, название которой заканчивается звуком “Л”, – к картинке

Игры и упражнения для

формирование фонематического синтеза

Игра “Друг за другом”

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять

последовательность звуков в слове.

Ход проведения: ребенку предлагается последовательно назвать все звуки в

заданном слове. Если ребенок знаком с буквами, можно предложить выложить

буквы в той же последовательности, в которой произносятся звуки в слове.

Инструкция: “Назови последовательно все звуки в слове. “/ “Выложи буквы в той

же последовательности, в которой я произнесу звуки в слове. “

Оборудование: набор букв.

Прочитать слова от большой буквы к маленькой,

спросить ребенка, что за слово получилось

Игра “Звуки поссорились”

Ход работы: Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и

предлагает ребенку составить из них одно слово.

Инструкция: «Звуки поссорились, поставь их рядом, чтобы получилось слово».

Лингвистический материал слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка и д. р.

Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить:

не пропустил ли он букву (в этом случае останется пустая клетка). Можно

выполнить, подобное задание, отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из

букв. Например, Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к).

Игра “Путаница”

Ход работы: Логопед предлагает детям составить слова из слогов, данных в

Инструкция: «Слоги перепутались! Подумай и составь слово из этих слогов».

Ля-ко – Коля и т. д.

Шифровки (Д/и «Разведчики»)

Инструкция: послушайте слово, определите, есть ли в нем звуки С,Ш;

запишите буквы, обозначающие эти звуки по порядку, укажите их место в

слове. При выполнении задания слова приобретают следующий вид: Саша –

Статья “Логопедические раскраски по автоматизации звуков”
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

В статье представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, который может быть использован педагогами и родителями. Работая над автоматизацией заданного учителем-логопедом звука, в комплексе идет развитие мелкой моторики, фонематического слуха, творческого потенциала, поддержка детской инициативы. Задания в логораскрасках делают работу увлекательной и интересной.

Читайте также:
Органы чувств - конспект занятия

Скачать:

Вложение Размер
Логопедические раскраски, нетрадиционная форма работы по автоматизации звука 21.93 КБ

Предварительный просмотр:

« Логопедические раскраски по автоматизации звуков»

Разработчик: Карасева Элеонора Алексеевна, учитель-логопед

МБДОУ « Детский сад комбинированного вида №11» г.Воронеж

В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. В данной ситуации преодоление различных речевых нарушений – это, прежде всего, забота об эмоциональном благополучии каждого ребёнка, воспитание у него чувства уверенности в себе и чувства защищённости, то есть решение первой задачи ФГОС. Зачастую, дети с речевой патологией имеют полноценный слух и интеллект , но дошкольники не готовы к усвоению образовательных программ в детском саду из-за недостаточного развития фонематического восприятия и звуковой стороны речи, низкого уровня связной речи, бедного словарного запаса и недоразвития грамматических категорий. Нередко, такие дети имеют индивидуальные физиологические и психические особенности:

– низкий уровень произвольного внимания;

– быстрая истощаемость процессов воображения, инертность;

– недостаточная продуктивность запоминания, снижение слуховой памяти;

– быстрая утомляемость и раздражительность, сниженная работоспособность.

Мне, учителю – логопеду, нередко приходилось наблюдать, как дети дошкольного возраста передразнивали и посмеивались над своими сверстниками, которые с трудом могли внятно рассказать стихотворение на каком-нибудь детском празднике, поделиться своими впечатлениями. Нередко, дети – логопаты сами стесняются говорить и превращаются в группе в молчунов, что ещё больше затрудняет с ними контакт. Причём неловкость испытывают и родители таких детей, ощущая свою беспомощность и в тоже время желание помочь своему ребёнку. Некоторые родители становятся соединяющим звеном между своим ребёнком и сверстниками, помогая ему преодолевать затруднения в общении. Процесс логопедической коррекционно – развивающей работы – довольно сложный, кропотливый и в некоторых случаях длительный. Результат логопедического воздействия и его эффективность зависит не только от личности специалиста, но и от желания и возможностей самого ребёнка и участия в этой работе родителей.

Важно отметить, что при автоматизации звуков – формировании первичных произносительных умений и навыков используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния поставленных звуков изолированно, слов по картинкам, символам. Работа идёт от простого к сложному, последовательно и постепенно. При сложных нарушениях речи этап автоматизации занимает довольно большой период и ребёнку долго не удаётся правильно повторить поставленный звук в словах, во фразе, не говоря уже об игровых ситуациях, где внимание малыша направленно на игру. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка, у него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.

В логопедической практике использую учебно-игровые ситуации, которые создают наиболее благоприятные условия для решения коррекционных задач в работе с дошкольниками, поскольку игра – это их основной вид деятельности К. Д. Ушинский писал: « В игре дите живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов… В игре же дитя, уже зреющий человек, пробует силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

В игре ребёнок бывает сильнее, выносливее, сообразительнее и, конечно проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях. Пользуюсь своими наработками не только в непосредственной организованной деятельности с детьми, но также при разработке и составлении домашних заданий, что значительно повышает эффективность логопедического воздействия.

На книжных прилавках можно увидеть множество логопедических тетрадей с подобными заданиями, но у них существует важный недостаток – тетради подходят не каждому ребёнку. Так, я разработала серии логопедических раскрасок с заданиями для закрепления поставленных звуков в речи, при дифференциации звуков в слогах, словах и предложениях, картинки-задания для развития фонематического слуха и восприятия. Данные логопедические раскраски нравятся детям, активизируют родителей. При введении в речь слов с поставленным звуком на каждое слово рисуется картинка-раскраска с изображением предмета, а рядом записывается слово, которое поможет родителям дома напомнить ребёнку не только нужные слова, но и последовательность, в которой дети должны упражняться. Рисую картинки на индивидуальных занятиях вместе с ребёнком, обращая внимание на позицию звука (в начале слова, в середине слова, в конце слова). Загадываю малышу загадки, рисую штрихом контур предмета, обводим рисунок и по наводящим вопросам даю возможность самому отгадать. Например: – Скажи, что я нарисовала?

-На что похожа эта картинка-половинка?

А сейчас я нарисую круглый, красный, лёгкий, воздушный…

В моей логопедической практике встречались дети, с которыми невозможно работать по традиционным методикам постановки и автоматизации звуков. Вводя в речь один звук, я должна исключить слова с другими дефектными звуками. Данные логопедического обследования показали, что большинство современных дошкольников неправильно произносят звуки сразу нескольких различных фонетических групп (например, соноры и шипящие, соноры и свистящие и т.д.). Благодаря этим рисункам тетрадь становится индивидуальным наглядным пособием, по которому ребёнок самостоятельно называет слова, а в дальнейшем и предложения, закрепляя правильное произношение автоматизируемого звука. Вместе с родителями ребёнок дома цветными карандашами раскрашивает логопедические раскраски, в который раз упражняясь в правильном произношении. В дальнейшем картинка-образ помогает автоматизировать изученный звук в связной речи.

Как показывает опыт работы с дошкольниками, подключение зрительного анализатора через картинку – образ в коррекционную работу позволяет детям осознанно усвоить и ввести в активный словарь новые для них звуки, ограждает от быстрого утомления на занятиях. Дошкольники с большим удовольствием занимаются по ярким, красочным индивидуальным тетрадям. Малыши радуются и гордятся своей тетрадью с логопедическими раскрасками.

Учебно-игровые ситуации, представленные в логораскрасках, легко варьируются посредством замены картинок, что позволяет построить работу логопеда с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, активизируют творческую активность, самостоятельность, произвольность и формируют предпосылки учебной деятельности, что и требует от дошкольных педагогов ФГОС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: