Разработка Индивидуальной коррекционно-развивающей программы на воспитанника с ОВЗ

Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 69» г. СЫКТЫВКАРА

Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ на 2020-21 уч.г. группы № 16

учитель-логопед Буркотенко-Буркот Л.А.

педагог-психолог Носкова Е.В.

воспитатель Бычкова Е.Л.

Пояснительная записка

Развитие интеграционных процессов в образовании, деятельность центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке; экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях обеспечили возможность серьёзного эволюционного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для российского образования. Рассмотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования.

Проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на современном этапе является одной из актуальных проблем, это связано с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества, с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают новые требования к системе образования.

В решении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике отмечается, что субъектами Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.

Для решения этой задачи от современного педагога требуется ведение различных новых форм документации, одной из которых является Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В современной литературе, к сожалению, крайне недостаточно литературы, описывающей подходы к составлению этого документа. И те немногочисленные источники, которые представлены, относятся к школьному образованию. В данном методическом пособии мы раскрыли собственный опыт составления Индивидуальных образовательных маршрутов, опираясь на ФГОС ДО, адаптируя школьный опыт составления ИОМ, а также используя свой практический опыт.

Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).

Маршрут составлен на основе комплексирования программ

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : програм.-метод. рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – 2-е изд., стер. – М. : Дрофа , 2010.

В работе с ребенком использованы образовательные технологии:

Технология игрового обучения

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, зрительная, логоритмика)

Технология развития связной речи

Технология развития мелкой моторики (биоэнергопластика, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика)

По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.

ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения (с учетом программы « Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной )

Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Ф.И ребенка__ Д. Б.______________

Дата рождения 12.09.2015г.

Речевое заключение моторная алалия

Возрастная группа средняя

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях компенсирующей группы.

Ф.И.О. родителей (законных представителей)________________

Ф.И.О. специалистов сопровождения_______________________

Заключение и рекомендации ГПМПК

нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР/ под ред. Л. В. Лопатиной

Общие задачи на период реализации ИОМ

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью устранения и уменьшения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, коммуникативной деятельности, познавательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы, двигательной деятельности и компенсации нарушений в развитии.

Режим пребывания ребенка в ОУ

группа полного дня

Взаимодействие специалистов ОУ

Вторая группа здоровья

Характеристика проблем ребенка.

Согласно заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:

Психологическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:

темп выполнения заданий очень низкий;

нуждается в постоянной помощи взрослого;

низкий уровень развития познавательных процессов:

восприятия (цвет, форма, величина);

внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);

мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез);

памяти (зрительная, слуховая);

низкий уровень развития речи (номинативная, семантическая, коммуникативная).

Логопедическое обследование дало следующий результат:

Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта,

Педагогическая диагностика показала, что у ребенка низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития и средний уровень физического и художественно-эстетического развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР

Мониторинговые:

Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

– Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Воспитательные:

– Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

– Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

– Воспитание положительных личностных качеств

Коррекционно-развивающие:

– Установление эмоционального контакта

– Развивать навыки коммуникации

– Уточнение, обогащение и систематизация словаря (бытовые моменты, обобщающие понятия, окружающий мир)

Читайте также:
Конспект логопедического развлечения для детей с ОНР

– Стимулирование познавательной активности

– Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка

– Развивать грамматические категории (прилагательные, глаголы, предлоги)

– Формировать фразу (разные типы конструкций).

– Развивать артикуляционную моторику, дыхание, ритм

– Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров – создать ситуацию успеха

Образовательные:

– Развитие познавательной активности ребенка

– Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

– Развитие всех сторон речи.

– Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.

Организация образовательной деятельности

Основные направление логокоррекционной работы

Содержание работы в семье

Речевое развитие Коррекция нарушений

Развитие артикуляционной моторики

Общие артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим верхние и нижние зубы»

Самомассаж языка, губ:

– «Накажем непослушный язычок»;

– «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»;

– артикуляционное упражнение «Расческа».

Выполнение артикуляционной гимнастики

Уточнить произношение гласных звуков: А, У, О, И, Ы

Закрепление произношения звуков

Развитие фонематического слуха

Развивать фонематическое восприятие.

Обучать идентификации предмета (опознавать предмет по характерному звуку, издаваемому этим предметом).

Знакомить с играми, показ занятий

Развитие слоговой структуры слова

Учить воспринимать и воспроизводить неречевые ритмические структуры (отстукивание, отхлопывание).

Познакомить со словарём.

Совместный подбор иллюстративного материала

Развивать импрессивную речь.

Расширять пассивный словарь по лексической теме: Овощи, Фрукты, Сад-огород, Посуда, Обувь, Дикие животные существительные: название предметов, их части

прилагательные: большой, маленький, твёрдый, мягкий,

цвет: синий, красный, зелёный, желтый, мохнатый, деревянная, чайная…

форма: круг, квадрат

величина: большой, маленький; высокий-низкий…

Знакомить с играми.

Показ занятий с ребёнком

Совместный подбор иллюстративного материала

Формирование грамматических конструкций

– уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам:

«Овощи», «Фрукты», «Сад. Огород», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Зима»; уточнить и закрепить обобщающие понятия;

– учить различать и выделять признаки предметов по их назначению (какой? какая? какое? какие?);

– учить понимать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование существительных с прилагательными;

– учить различать пространственное отношение предметов, выраженных предлогами: в, на, под;

Знакомить с играми.

Показ занятий с ребёнком

Совместный подбор иллюстративного материала

Развитие связной речи

Введение в речь слов-указателей (тут, там, вот, это) Обучение согласованию существительных с прилагательными, существительных с местоимениями (Дай мяч. На мяч. Тут мяч. Вот мяч. Там мяч.).Учить обращаться с просьбами ко взрослым: дай, на.

Знакомить с играми.

Показ занятий с ребёнком

Развитие психологической базы речи

«Угадай кто сказал?»

— расширение объема зрительной памяти;

Классификация картинного материала (Тема «Фрукты») по признаку: круглые, овальные и др.

Знакомство с играми

Психолого-педагогическое сопровождение

Педагог-психолог

– формировать навыки уверенного поведения (учить владеть собой в травматических ситуациях), повышать самооценку;

– учить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

«Музыкотерапия» (релаксация, рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пластическая драматизация под музыку)

Развитие психических процессов

– формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур;

– развивать целостность восприятия, способность к зрительному синтезу;

– развивать умение понимать инструкцию, устойчивость, концентрацию и объем внимания.

«Найди домик для животного» («Коробка форм»)

«Поставь матрешек по росту» (Матрешка 4-составная)

«Покажи и назови»

Воспитатель

Ознакомление с окружающим миром:

1) ребенку о самом себе и окружающих людях;

2) ребенок и окружающий мир

– закреплять знания о своем имени, фамилии, возрасте;

– продолжать знакомить с собственным телом, называть части тела, знать их назначение, функциональные возможности; учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало;

– учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды

– расширить кругозор на тему «осень»; расширять представления о диких животных и их детенышах (особенности их поведения, передвижения; питание);

«Чьи детки», «Животные»

– учить находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи.

-учить согласовывать числительное «один» и наречие «много» «мало» «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.

-учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большой-маленький) _

-учить различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

-учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска.

-временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь)

«Найди в комнате много одинаковых предметов»

«Принеси несколько предметов»

«Покажи несколько предметов»

«Сравни и подбери»

«Куда укатился мяч»

«Куда спрятался мишка»

«Чудесный мешочек» с геометрически фигурами, мелким раздаточным материалом.

Развитие мелкой моторики

Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и кистей рук.

Развивать силу пальцев рук.

Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.

Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру.

Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные), не поворачивая лист бумаги.

Пальчиковые игры на тему: «Наше тело» «Овощи» «Фрукты» «Осень».

«Сортировка пуговиц», «Собери бусы», «Камешки Марблс», «Моталки», «Прищепки», «Кистевые эспандеры», Коврик «Травка», Упражнения с рифленым мячиком. «Волшебный мешочек с мелкими предметами»

Пальчиковый театр по сказке «Колобок», «Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Музыкальный руководитель

Развитие ритма и ритмического слуха

– вызвать интерес к разным вида музыкальной деятельности;

– формировать культуру слушания музыка;

– формировать музыкально-ритмические умения и навыки.

«Солнышко и дождик», «Высоко и низко», «Что за звук?» и т.д.

Детские музыкальные инструменты: бубен, маракас, металлофон, колокольчик, треугольник и т.д.

– воспитывать чувство ритма;

Читайте также:
Дикие животные наших лесов - конспект открытого логопедического занятия

– вырабатывать точность и четкость движений;

– нормализация мышечного тонуса;

– координировать речь с движениями и музыкой.

– ходьба со сменой ритма;

– работа над координацией и переключаемостью движений.

Инструктор по физической культуре

Развитие основных движений

– формировать правильную осанку;

– развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;

– учить ползать, подлезать, перелезать через предметы.

«Перешагни грибы», «Проползи по мостиком», «Полоса препятствий» и т.д.

Развитие физических качеств

– развивать активность, быстроту, выносливость, ловкость;

– развивать пространственную ориентировку.

Подвижные игры и упражнения.

II . Содержательный раздел

План работы сотрудничества с семьей

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

Корректировка ИОМ и ИОП

Сентябрь, февраль, май

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

Совместная проектная деятельность

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист

Определение стратегии и тактик совместной помощи ребенку с ОВЗ (режим выполнения домашних заданий, единые требования воспитателя, родителей; формирование у ребенка самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования и др.)

-получать онлайн консультации специалистов;

-участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ

-Знакомство с семьей (анкетирование, встречи – знакомства);

-Информирование родителей о ходе образовательного процесса (индивидуальные консультации, родительские собрания, оформления наглядных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте);

Организационный раздел ИОМ

Адаптированный индивидуальный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога с детьми с ОВЗ (дошкольный возраст)

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в пси­хическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

Индивидуальная диагностика психического развития.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.

Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

Целью этих занятий является максимальное развитие позна­вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:

  • развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
  • коррекция отклонений в психическом развитии;
  • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

  • развитие сенсомоторной сферы,
  • развитие речи, развитие мышления,
  • развитие внимания и памяти.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Программа развития сенсомоторной сферы включает:

  • развитие зрительного восприятия цветов: различение, на­зывание цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

Развитие памяти и внимания:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного внимания и памяти;
  • следовое конструирование по образцу.

Развитие мышления:

  • Сравнение и установление тождества объектов;
  • развитие способности соотносить часть и целое;
  • классификация объектов по 2-м признакам.

Развитие речи.

  • развитие речевого общения с окружающими;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • формирование связной речи.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
  • формирование самооценки;
  • обучение навыкам саморасслабления.

Подготовка к овладению учебной деятельностью:

  • развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
  • индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
  • использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
  • обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
  • формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
  • формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
  • формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интервалов между изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
  • использование карандашей и ручек с отягощением;
  • «пассивное» письмо: педагог пишет рукой ребенка;
  • письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
  • письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
  • письмо по опорным точкам.

В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

Читайте также:
Лексическая тема Осень (рекомендации для родителей)

Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.

Алгоритм разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для дошкольников с ОВЗ согласно ФГОС

Эльвира Дмитриева
Алгоритм разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для дошкольников с ОВЗ согласно ФГОС

ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания

непременно дадут добрые всходы.

Ученья корень горек, да плод сладок.

Леонардо да Винчи

Алгоритм разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для дошкольников с ОВЗ, согласно ФГОС

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в психическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

Работа педагога-психолога в ППк ДОУ ведется по трем направлениям:

Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

Первое направление – диагностическое. В начале учебного года специалисты и воспитатели проводят диагностику, заполняют диагностические бланки на детей. Выявляют детей с проблемами в развитии. Если дети ранее не состояли на учете в ППк ДОУ, тогда они направляются на городскую ТМПК и только по их заключению дети сопровождаются специалистами консилиума детского сада. На учет в ППк ДОУ ставятся дети, имеющие различные отклонения в развитии физической, познавательной и речевой сферах, число которых увеличивается с каждым годом (ЗПР, ЗПРР, социальная и педагогическая запущенность,различные нарушения эмоциональной сферы дошкольников: агрессивность, тревожность, гиперактивность).

Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

В середине учебного года проводится повторная диагностика, которая позволяет отслеживать динамику проводимой коррекционной работы. В конце учебного года проводится итоговая диагностика.

Второе направление – коррекционно-развивающее. Коррекционно-развивающая работа важна тем, что она проводится в комплексе педагогом-психологом и специалистами консилиума. И здесь хотелось бы подчеркнуть важность их взаимодействия для положительных результатов проводимой коррекционной работы.

Алгоритм составления программы коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:

– Описать проблему, понять в чем её причина и каковы её особенности.

– Постановка чётких целей и задач предстоящей задачи (будет зависеть от заключения комиссии на основании общих рекомендаций).

– Понять, как можно решить проблему (какие можно применить методы, приёмы, средства).

– Подобрать соответствующий материал для работы (игры, задания, упражнения и т. д.).

– Составить коррекционно-развивающую программу как рабочий документ.

По разработанным образовательным маршрутам педагог-психолог и специалисты ППк проводят коррекционно-развивающие занятия в течение года. Коррекционно-развивающая программа реализуется совместно с участием всех специалистов.

Целью этих занятий является максимальное развитие позна-вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т. е. всестороннее развитие личности ребенка.

Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:

• развитие сохранных сторон познавательной деятельности;

• коррекция отклонений в психическом развитии;

• формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;

• формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

• развитие сенсомоторной сферы,

• развитие речи, развитие мышления,

• развитие внимания и памяти.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.

Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, графических заданий, дидактических игр, проигрывание этюдов по ролям, разрешение проблемных ситуаций. Занятия обязательно должны включать технологии здоровьесбережения (разминка для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутки и т. д.).

Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

Психолог отслеживает процесс осуществления коррекционно-развивающей работы, внося коррективы путём консультирования педагогов и составления рекомендаций после проведения диагностики.

Третье направление – консультационное. Данная работа осуществляется в системе всеми специалистами, они тесно сотрудничают между собой и с родителями детей находящихся на ППк. Педагог-психолог выступает на семинарах-практикумах, дает консультации для воспитателей, специалистов, родителей, также проводит консультации по запросу (они фиксируются в журнале консультаций: дата, время, код обратившегося, пол, возраст, повод обращения, проблема, результат, помещается информация в родительские уголки, проводит родительские собрания.

Читайте также:
Конспект НОД по логоритмике с детьми после кохлеарной имплантации

Психолог оказывает помощь педагогам при планировании индивидуальной работы с детьми, информирует педагогов и родителей о результатах и дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе.

Таким образом, взаимодействие педагога-психолога со специалистами ПМПк прежде всего отличается большой включенностью в практическую работу, что позволяет повышать уровень знаний, умений и навыков у детей с проблемами в развитии.

Алгоритм коррекционно-развивающей работы

I этап. Постановка проблемы

Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.

– индивидуальная углубленная диагностика.

II этап. Уточнение проблемы

разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка:

а) направление коррекционно-развивающего воздействия на ребенка;

б) психологическое воздействие на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).

2. Составление коррекционно-развивающей программы.

III этап. Решение проблемы

1. Выполнение коррекционно-развивающей программы.

Параллельно осуществляется корректирующий контроль — уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего воздействия на ребенка и его среду.

2. Итоговая диагностика.

– итоги проведенной работы;

– оценка эффективности программы;

– выявление факторов, препятствующих эффективности программы;

– разработка рекомендаций специалистов.

Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.

Подвести итог хочется притчей.

Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:

– Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь!

И вдруг человек услышал:

– Кое-что я предпринял – послал ему навстречу тебя.

Предлагаю каждому подумать, почему каждый из наших обучающихся с ОВЗ был нам послан, пришел именно в наш сад. И сделать так, чтоб это было не зря.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ А.В. ЗАКРЕПИНА доктор педагогических наук, доцент. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИннокентий Дашкевич

Похожие презентации

Презентация на тему: ” МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ А.В. ЗАКРЕПИНА доктор педагогических наук, доцент.” — Транскрипт:

1 МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ А.В. ЗАКРЕПИНА доктор педагогических наук, доцент ФГБНУ ИКП РАО 2015

2 ПЛАН 1. Теоретические основания разработки индивидуальных коррекционных программ обучения и воспитания 2. Практикум по разработке индивидуальных программ на примере клинического случая: ребенок раннего возраста (с органическим поражением ЦНС) 3. Эффекты использования индивидуальной программы в коррекционно- педагогической работе с детьми с ОВЗ

3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Среди детей с аномалиями в развитии: умственно отсталые дети – 74%, глухие и слабослышащие – 11%, слепые и слабовидящие – 5%, дети с тяжелыми нарушениями речи – 4%, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 3% 1. Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии

4 МКБ – 10 умственная отсталость легкая (F70.0- F70.99) умеренная (F F71.99) тяжелая (F F72.99) глубокая (F F-73.99) Особенности в развитии детей: – стойкое недоразвитие познавательной деятельности разной степени выраженности; – недоразвитие сложных дифференцированных эмоций; – несформированность произвольной регуляции всех психических процессов.

5 ВАЖНО! Создать специальные условия для воспитания Продумать путь и методы обучения Систематизировать содержание коррекционно-педагогической работы

6 Педагогические условия обучения и воспитания: адекватный характер общения и взаимодействия взрослого с ребенком создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки) и материально-техническое оснащение разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника проведение регулярных индивидуальных коррекционно- педагогических занятий включение родителей в педагогический процесс

7 Индивидуальная программа обучения и воспитания: это образовательная программа, в которой раскрыто содержание педагогической работы с ребенком с учетом особенностей его психофизического развития, а также индивидуальных возможностей

8 Базисные ориентиры развития – возрастные особенности детей, которые различны у детей младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста. Базисная часть индивидуальной программы

9 Ориентиры развития детей младенческого возраста В социальном развитии: эмоционально-личностное и эмоционально-деловое общение, понимание ребенком обращенной речи В физическом развитии: перцептивно – моторные возможности и удовлетворение потребности ребенка в движении. В познавательном развитии: манипулятивно-предметные действия, ориентировочные реакции на сенсорные стимулы, зрительно-двигательная координация, интерес к близким людям и окружающим предметам.

10 Ориентиры развития детей младшего дошкольного возраста В социальном развитии: – овладение коммуникативными навыками; диалогической речью, проявление навыков социального поведения и потребности к взаимодействию со сверстником; – самостоятельность в быту. В физическом развитии: увеличение и совершенствование общих и мелких движений. В познавательном развитии: ребенок начинает исследовать свойства и качества предметов; формируется система сенсорных эталонов; происходит становление наглядно-образного мышления; формируются представления об окружающем; ребенок начинает понимать смысл обращенной к нему речи.

11 Ориентиры развития детей старшего дошкольного возраста В социальном развитии: трудовое воспитание; формируются социальные нормы поведения, самостоятельность. В физическом развитии: совершенствуется общая моторика; развивается тонкая ручная моторика, зрительно-двигательная координация. В познавательном развитии: расширяются виды познавательной активности; формируется произвольное внимание; развивается сфера образов-представлений и ориентиры ребенка в пространстве; совершенствуется наглядно-образное мышление и происходит переход к элементам логического мышления. Ребенок овладевает сюжетно-ролевой игрой.

12 Специфическая часть индивидуальной программы: особенности каждого ребенка в основных линиях развития Социальное развитие – элементарные представления о себе и о близких людях. Физическое развитие – основные движения (ползание, ходьба, бег, прыжки и т.д.) Познавательное развитие – уровень сенсорного развития, мышления, представлений об окружающем мире, ориентировка на количественный признак и количественные представления, развитие речи Ведущий тип деятельности – уровень сформированности игровых действий: предметных, процессуальных, предметно-игровых; элементов сюжетной игры, интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, конструированию.

Читайте также:
Дидактические игры для развития звукового восприятия

13 Результат педагогического изучения ребенка Выявление актуального уровня – то, что ребенок может делать самостоятельно. Выявление потенциальных возможностей – то, что ребенок делает с помощью взрослого (или после обучения)

14 Принципы разработки индивидуальной программы учет онтогенеза детства в основных линиях развития учет возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей ребенка деятельностный подход к развитию личности ребенка доступность обучения коррекционная направленность воспитательного процесса системный подход к обучению и воспитанию

15 Индивидуальная программа I часть: общие рекомендации к созданию условий воспитания ребенка III часть: рекомендации для родителей II часть: содержание коррекционно – педагогической работы

16 ВЫЯВЛЯЕМактуальный уровень развития, т.е. ТО, ЧТО уже «созрело и завершило свой цикл II ШАГ I ШАГ III ШАГ ВЫЯВЛЯЕМ «зону ближайшего развития» (созревающие функции) ОПРЕДЕЛЯЕМ конкретные задачи обучения: в социальном, познавательном и физическом развитии IV ШАГ ОПРЕДЕЛЯЕМ способы обучения ПОДБИРАЕМ предметно- дидактическую среду для воспитания и обучения ребенка АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

17 ПРАКТИКУМ (2)(2) Клинический случай: ребенок раннего возраста (с органическим поражением ЦНС)

18 ВЫЯВЛЯЕМактуальный уровень развития, т.е. ТО, ЧТО уже «созрело и завершило свой цикл II ШАГ I ШАГ III ШАГ ВЫЯВЛЯЕМ «зону ближайшего развития» (созревающие функции) ОПРЕДЕЛЯЕМ конкретные задачи обучения: в социальном, познавательном и физическом развитии IV ШАГ ОПРЕДЕЛЯЕМ способы обучения ПОДБИРАЕМ предметно- дидактическую среду для воспитания и обучения ребенка АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

19 ВЫЯВЛЯЕМ АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ мальчик, 1 год 9 мес. ВИДЕОФРАГМЕНТ 2 СЛУЧАЙ: ребенок раннего возраста (с органическим поражением ЦНС)

20 Что наблюдаем? В физическом развитии: хорошо удерживает голову, способен совершать движения телом и руками захватывает пальцами правой руки игрушку В познавательном развитии: следит за предметно-игровыми действиями взрослого, проявляет интерес к игрушке, пытается удерживать в руке В социальном развитии: эмоционально реагирует на тактильные и сенсорные воздействия, выделяет близкого взрослого, криком требует помощи и устранения необычной, проявляет избирательность по отношению к чужому взрослому. Вывод: актуальный уровень развития –непроизвольное поведение с элементарными ориентировочными реакциями на разные стимулы

21 ВЫЯВЛЯЕМ «зону ближайшего» развития (то, что ребенок может делать с помощью взрослого) Вывод: зона ближайшего развития – совместные движения и действия со взрослым в эмоционально-личностной и частично ситуативно-деловой форме общения В физическом развитии: с помощью взрослого может совершать движения телом и конечностями, реагирует на игровые действия взрослого В познавательном развитии: следит за предметно-игровыми действиями взрослого, захватывает и удерживает в руке игрушку, двигательно реагирует на игровое взаимодействие В социальном развитии: доступны совместные действия, частично раздельные.

22 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: – формировать координированные движения тела в процессе поворотов и переворотов, со спины на живот, со спины на бок, с живота на спину и др. – учить самостоятельно перемещать руки и ноги, мотивируя собственное движение целенаправленным поворотом к игрушке – учить удерживать определенную позу, активизируя восприятие предмета и его узнавание среди других игрушек. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: – привлекать внимание к предметам и явлениям окружающей действительности. – учить выделять предметы (игрушки) – формировать интерес к ориентировочной деятельности: «Кто там?»; «Что там? – учить совершать манипулятивно-предметное действие – активизировать внимание ребенка к животным, птицам, изменениям в природе СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: – учим отзываться на свое имя – использовать доступные во взаимодействии средства общения – привлекать внимание к окружающим людям, – учим пить из чашки, кушать с ложки, умываться и т.д. – учим проситься на горшок

23 Подбор предметно- дидактической среды для воспитания и обучения ребенка МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: совместные движения и действия, стимуляция подражания

24 Подведем итоги: 1 шаг: выявили «актуальный уровень развития», т.е. то, что он может делать самостоятельно 2 шаг: определили «зону ближайшего развития», т.е. то, что доступно ребенку в совместных со взрослым действиях 3 шаг: раскрываем содержание программы (ориентир – линии развития) 4 шаг: определяем дидактическую среду и способы обучения ребенка

25 Эффекты использования индивидуальной программы в коррекционно-педагогической работе с ребенком: налаживается взаимодействие между ребенком и взрослыми появляется интерес к окружающей среде и разным видам деятельности ребенок использует: жесты, совместные действия, подражание, умеет работать по образцу, появляются навыки социального поведения а также элементарные навыки самообслуживания (пытается сам кушать, самостоятельно пить из чашки, держать печенье в руке) (3)(3)

26 Методическая литература 1. Браткова М.В., Закрепина А.В., Пронина Л.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым: практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / под ред. М. В. Братковой. – М.: Парадигма, с. 2. Браткова М.В., Закрепина А.В. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью (умственная отсталость) // Дефектология N 5. – С Закрепина. А.В. Тихонова Е.С. Организация и содержание коррекционно- педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллекта, посещающими центры психолого-педагогического – социального сопровождения. Глава в книге: Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие; под ред. Е. А. Стребелевой, А. В. Закрепиной. – М.: ЛОГОМАГ, С

Читайте также:
Как избавиться от ротацизма (картавости) - 14 способов постановки звука Р

27 Методическая литература 4. Закрепина, А.В. Трудный ребенок: пути к сотрудничеству / А.В. Закрепина. – М.: Дрофа, Закрепина. А.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание N 4. – С Закрепина. А.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание N С Закрепина. А.В. Коррекционно-педагогическая работа по социальному развитию детей дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание N 3. – С Закрепина. А.В. Создание условий для продуктивного общения между ребенком и педагогом / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание N 7. – С Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие; под ред. Е. А. Стребелевой, А. В. Закрепиной. – М.: ЛОГОМАГ, 2013.

Примерный индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ

Содержимое разработки

«Согласовано»

Родители (законные представители)

«Согласовано»

на заседании ПМПк МОУ «СОШ №44»

протокол № ___ от «__»________20___ г.

Председатель ПМПк МОУ «СОШ №44»

«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №44»

_____________________ « » _________ 20__ г

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №44» Ленинского района г.Саратова

Индивидуальный образовательный маршрут

ребенка с ОВЗ

на 2020-2021 учебный год

Ф.И. ребенка: Иванов Иван Иванович

Дата рождения: 16.12.2009

Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ

Фамилия, имя, отчество: Дата рождения 16.12.2009

Категория «ребёнок – с ОВЗ» Заключение №355 от 22.09.2020

Фамилия, имя, отчество матери –

Фамилия, имя, отчество отца –

Статус ребенка – ребенок с ОВЗ, вариант 7.2 в 2020 -2025г.

Рекомендованная образовательная программа – АООП ОО для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2

Фактически реализуемая образовательная программа – АООП ОО для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2

Форма обучения – очная

Пояснительная записка

Иванов Иван по заключению ОГКУ «КО ПМПК» имеет ограниченные возможности здоровья, обусловленные задержкой психического развития. Обучается в очной форме по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования в объеме 100% учебной нагрузки, инклюзивно, с использованием методов коррекционно-развивающего обучения. По рекомендации ОГКУ «КО ПМПК» с мальчиком организованы подгрупповые коррекционные занятия с педагогом-психологом.

В данный период развития ученика происходит его физическое и психическое становление, формирование личности, социализация и интеграция в общество. Обучение и воспитание являются основными путями развития ребенка, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации и социализации.

Задачи программы:

Расширять образовательное пространство ученика посредством применения адекватных технологий обучения

Развивать потребность в непрерывном образовании

Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.

Организовывать творческую и досуговую деятельность ученика.

Расширять социализирующее пространство через совместную с классом внеурочную деятельность,

Оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть её потенциал для обучения.

Интеграция в совместную деятельность с детьми, не имеющих статус ОВЗ. Использование возможностей школьного обучения для создания равных возможностей в получении образования.

заместитель директора по УВР

Вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка;

Своевременно оказывать педагогическую и психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

Поддержка и психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-подростка. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

Формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм

Посещение концертов, школьных праздников, участие в мероприятиях различной направленности, в конкурсах и соревнованиях. Организация и проведение свободного времени.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации ИОМ у ребенка разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащейся, родителей, педагогов, психолога) и определяется:

– уровнем готовности школьника к обучению по данному образовательному маршруту;

– здоровьем и психическим состоянием ученика, его потребностями;

– социальным запросом (пожеланиями мамы в выборе направления обучения).

Коррекция индивидуального образовательного маршрута осуществляется педагогическим консилиумом на основе рекомендаций педагогов и психолога с согласия родителей и ребенка

План индивидуальной работы классного руководителя с учащимся с ОВЗ

Содержание работы

Ответственные

Изучение состояния здоровья, возможностей учащегося с ОВЗ по карте ИПР

Классный руководитель, медработник, педагог психолог

Изучение личности учащегося с ОВЗ

Классный руководитель, педагог психолог

Изучение семьи и семейных отношений учащегося с ОВЗ

Изучение интересов и способностей учащегося с ОВЗ

Классный руководитель, педагог психолог

Вовлечение учащегося с ОВЗ во внеурочную деятельность

Классный руководитель, педагог – организатор

Изучение микроклимата в классном коллективе, в котором обучается учащийся

Принципы разработки индивидуальных коррекционноразвивающих программ (Л.А. Головчиц, Е.Л. Андреева)

Воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями осуществляется в условиях разнообразия форм психолого-педагогической помощи: в образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях, разнообразных реабилитационных и коррекционных центрах, лекотеках, в семье. Контингент воспитанников с комплексными нарушениями, посещающих эти образовательные учреждения, – это дети раннего и дошкольного возраста с сочетанием в различной степени выраженных сенсорных, интеллектуальных, двигательных, эмоциональных расстройств. Различный исходный уровень психического развития детей предполагает вариативные формы планирования коррекционно-педагогической работы, отбора содержания воспитания и обучения, взаимодействия специалистов. В этих условиях составление индивидуальных программ наиболее полно отвечает задачам воспитания и обучения каждого ребенка с учетом его актуального уровня и зоны ближайшего развития.

Читайте также:
Использование летнего оформления логопедического кабинета в коррекционной работе с детьми

Индивидуальные программы целесообразно создавать для тех детей, обучение которых по типовой программе, ориентированной на ведущее,

5.3. Принципы разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ т. е. выраженное в большей степени, нарушение, недостаточно эффективно в силу иного уровня и темпов психического развития ребенка.

Под индивидуальной программой коррекционно-развивающей работы понимается перспективный план воспитания и обучения ребенка, рассчитанный на определенный период и выстроенный в соответствии с актуальным уровнем его психофизического развития, учетом обучаемости как важнейшего показателя потенциального развития, формой и условиями обучения, эффективностью участия семьи в коррекционной работе и т. д.

Необходимость разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с комплексными нарушениями, имеющих, помимо ведущего, другие первичные нарушения, возникает, если ребенок посещает специальную группу для детей со сложными нарушениями или же находится в обычной группе ДОУ компенсирующего или комбинированного вида, например, для детей с нарушениями зрения (слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). Создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ целесообразно в случаях посещения ребенком с комплексными нарушениями группы кратковременного пребывания, группы «Особый ребенок», лекотек, разнообразных реабилитационных и коррекционных центров.

Содержание индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с комплексными нарушениями развития вне зависимости от вида образовательного учреждения направлено на решение следующих задач:

  • – социальную адаптацию ребенка, расширение сферы жизнедеятельности, обогащение содержания и средств коммуникации, обучение межличностному взаимодействию со взрослыми и детьми;
  • – формирование различных видов детской деятельности (труд, предметно-игровая, изобразительная и конструктивная деятельность);
  • – коррекцию нарушений социального, физического, познавательного, речевого развития;
  • – формирование предпосылок учебной деятельности, подготовка к школе на доступном ребенку уровне;
  • – включение родителей в качестве активных участников образовательного процесса.

Решение о целесообразности разработки ИКРП для ребенка принимается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ (центра) на основе анализа результатов психолого-педагогического обследования и утверждается на педсовете. Члены ПМПк и администрация ДОУ самостоятельны в выборе периода, на который составляется ИКРП. Для детей с комплексными нарушениями развития целесообразно составление программы на период три-четыре месяца, таким образом, разрабатываются две-три программы в течение года. В некоторых случаях индивидуальная программа воспитания и обучения может разрабатываться на более длительный срок, например, для детей с тяжелыми и множественными нарушениями по решению педагогического совета учреждения она может включать требования к содержанию коррекционно-педагогической работы на полугодие или на год. Форма программы также определяется специалистами ПМПк. Она должна быть достаточно компактной, удобной для структурирования материала по различным направлениям работы. Наряду с формой представления содержания в программе должна быть определена форма фиксации результативности выполнения ребенком программных требований. Форма программы в определенной степени зависит от условий обучения: посещает ли ребенок детский сад пять дней в неделю или же бывает на занятиях два-три раза. В зависимости от этого определяется объем работы специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога и др.), предлагается материал для работы в семье.

Члены ПМПк должны определить, кто из специалистов несет ответственность за своевременность разработки ИКРП, сроков их оформления. В условиях ДОУ это может быть методист или педагог-психолог, в группе – учитель-дефектолог. Специалистам, участвующим в проектировании ИКРП, целесообразно ознакомиться с представленным в методической литературе опытом разработки программ для различных категорий детей с отклонениями в развитии, воспитывающихся в условиях групп кратковременного пребывания, специальных групп для детей со сложными нарушениями развития.

При разработке индивидуальных коррекционно-развивающих программ должны быть учтены все компоненты процесса обучения: задачи, содержание, дидактические условия и средства обучения, методы и методические приемы, реализуемые применительно к воспитанию и обучению ребенка с учетом уровня его психофизического развития и личностных особенностей.

При моделировании индивидуальной программы специалистам необходимо учитывать содержание базовых программ, на основании которых может подбираться материал для индивидуальных коррекционно-развивающих программ. В качестве базовых могут быть использованы программы воспитания и обучения слепоглухих детей (Р.А. Мареева), глухих (слабослышащих) детей дошкольного возраста (М., 1991), программнометодический комплект «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» (М., 2003), программы воспитания и обучения умственно отсталых детей. В базовых программах представлены цель и задачи коррекционной работы, определены медико-социальные и дидактические условия, в соответствии с характером нарушений представлены содержание, средства и методы коррекционно-развивающей работы. Однако при разработке программы воспитания и обучения для детей с комплексными нарушениями возни5.3. Принципы разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ

кает необходимость включения в ИКРП содержания, направленного на коррекцию других недостатков развития, например, интеллектуальных или двигательных нарушений у ребенка с нарушенным слухом. В этих случаях целесообразен отбор содержания по некоторым разделам из программ, ориентированных на другие первичные нарушения (для дошкольников с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата). При заимствовании материала необходимо учитывать принципы построения программы, способы преподнесения материала детям, доступность речевого материала, возраст ребенка. При отборе содержания по различным направлениям работы важно понимать, что уровень психического развития ребенка с сочетанным нарушением, например, слабовидящего с умственной отсталостью и дошкольника того же возраста, имеющего только умственную отсталость, будет разным. Опасность механического соединения разделов из разных программ, ориентированных на коррекцию различных нарушений, может в конечном счете привести к полной недоступности такой индивидуальной программы для конкретного ребенка.

Читайте также:
Дифференциация звуков Б-Б', П-П' - конспект занятия

При моделировании индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей со сложными нарушениями развития важно учитывать следующие положения:

  • – всесторонний характер образовательной работы: программа должна содержать все направления педагогической работы с ребенком, обеспечивающие социальное, физическое, познавательное, речевое формирование всех видов детской деятельности;
  • – комплексный характер участия в подготовке программы и ее реализации всех специалистов, работающих с ребенком (учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования);
  • – участие родителей в разработке программы как полноценных участников педагогического процесса;
  • – общность набора направлений коррекционно-развивающей работы для всех детей, независимо от уровня психофизического развития и личностных особенностей;
  • – приоритетность задач воспитания, направленность на социальное развитие ребенка;
  • – определение объема содержания, методов и специфических приемов работы в зависимости от характера и выраженности первичных и вторичных отклонений в развитии;
  • – учет сохранных способностей и обучаемости ребенка, опираясь на которые возможно решать задачи коррекционного воздействия;
  • – концентрический характер отбора материала на каждом последующем этапе: постепенное обогащение содержания различных тем, реализация принципа от простого к сложному;

– отражение сквозных тематических связей между различными разделами (в деятельности учителей-дефектологов и воспитателей, других специалистов, родителей).

В процессе разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы для ребенка с комплексными нарушениями развития целесообразно выделить следующие этапы.

I этап. Анализ медицинских данных, заключения ПМПК. Сбор анамнестических данных. Особое значение имеет наличие данных нейрофизиологических исследований слуха, зрения. При необходимости по рекомендациям врачей могут быть проведены дополнительные исследования, направленные на уточнение диагнозов, заключения ПМПК. Обсуждение с родителями и педагогами проблем в развитии ребенка, запроса родителей.

II этап. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с учетом основных линий детского развития: физическое, социальное, познавательное развитие, состояние игры, изобразительной деятельности и конструирования, состояние речи.

В проведении психолого-педагогического обследования участвуют все участники педагогического процесса: каждый проводит определенную часть комплексного исследования, это зависит от того, какие специалисты включены в процесс обучения ребенка. В качестве методов используются наблюдения за поведением и деятельностью ребенка, взаимодействием со взрослыми и детьми, игры с ребенком, организация деятельности (рисование). Особое внимание нужно уделить нарушенным функциям, так, для дошкольника с нарушенным слухом и умственной отсталостью, несмотря на наличие аудиограмм и заключения врача-сур-долога, нужно предусмотреть педагогическое обследование слуха. В процессе психолого-педагогического обследования выявляются как проблемы в развитии ребенка по различным линиям, так и позитивные моменты в его развитии, которые будут различными у всех детей. По существу, речь идет об актуальном уровне и «зоне ближайшего развития», в контексте которой в процессе обследования важно определить обучаемость ребенка с комплексными нарушениями. Результаты обследования обсуждаются участниками педагогического процесса, в корректной форме сообщаются родителям ребенка. По материалам анализа результатов целесообразно подготовить краткое заключение или составить психолого-педагогическую характеристику, материалы которых могут характеризовать исходный уровень психического развития ребенка на начало обучения.

III этап. Определение задач, содержания и методов коррекционноразвивающей работы на определенный период работы, совместное обсуждение их всеми участниками педагогического процесса (учитель-дефектолог, воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель), отбор материала по различным

________5.3. Принципы разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ направлениям каждым специалистом, установление взаимосвязи между работой по различным разделам, при необходимости внесение уточнений и коррекция содержания отдельных направлений. На этом этапе важно определить методы и приемы работы, требования к необходимым техническим средствам (слуховые аппараты, очки и др. средства коррекции) и дидактическому материалу (игрушки, предметы, пиктограммы, таблички, тексты книг и т. д.). Обсуждение содержания программы с родителями, учет их рекомендаций и пожеланий, конкретизация содержания и методов воспитания и обучения ребенка в семье.

Оформление индивидуальной коррекционно-развивающей программы в соответствии с принятой в данном учреждении формой. Однако вне зависимости от формы в структуре программы должны быть представлены задачи и содержание коррекционной работы по всем направлениям, осуществляемой специалистами, методические приемы (игры, упражнения, действия с предметами и картинками и др.), материал для работы в семье.

IV этап. Коррекционно-развивающее обучение в соответствии с индивидуальной программой. Текущее планирование на основе индивидуальной программы и отбор материала для ежедневных индивидуальных занятий. Взаимодействие специалистов между собой в процессе реализации программы, внесение уточнений по мере необходимости. Обсуждение хода выполнения программы с родителями, оказание методической помощи в виде консультаций, открытых занятий и др.

Анализ эффективности коррекционно-развивающего обучения в конце периода, заявленного в программе, посредством проверок усвоения материала по различным разделам, оценки темпов развития ребенка психологом, воспитателями, сурдопедагогом, опроса родителей. Использование видеосъемки для подкрепления материалов наблюдений и проверок. Выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации запланированных задач и программных требований, анализ их причин.

V этап. Составление ИКРП на следующий период обучения. Модификация задач с учетом конкретных темпов усвоения материала по различным направлениям, уровня психофизического развития, личностных особенностей, а также внешних факторов: посещаемости, болезней, санаторного лечения и др. Анализ выполнения индивидуальных программ в конце учебного года, при необходимости проведение комплексного психолого-педагогического обследования с учетом выполнения программных требований, сформулированных в индивидуальных коррекционноразвивающих программах.

В приложении представлены примерные индивидуальные коррекционно-развивающие программы для детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями.

Вопросы и задания

  • 1. Почему необходимо составление индивидуальной коррекционноразвивающей программы для ребенка с комплексными нарушениями?
  • 2. В процессе педагогической практики в дошкольных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида (в центре, лекотеке) ознакомьтесь с индивидуальными коррекционно-развивающими программами для детей с различным сочетанием первичных нарушений (например, глухого ребенка с интеллектуальными нарушениями и глухого ребенка с ДЦП), проанализируйте, чем различается их содержание.
  • 3. Подготовьте презентацию по одной из следующих тем: «Структура и содержание индивидуальной коррекционно-развивающей программы для ребенка младшего (старшего) дошкольного возраста со слепотой и умственной отсталостью (слепоглухого ребенка раннего возраста)».
  • 4. Проанализируйте представленные в приложении индивидуальные коррекционно-развивающие программы, уточните содержание работы с ребенком в семье.
Читайте также:
Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики

Адаптированная программа для детей с ОВЗ

Структура адаптированной образовательной программы

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.

Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».

Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.

I. Целеполагание

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.

Читайте также:
Конспект логопедического лексико-грамматического занятия в подготовительной группе

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.

Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс

Больше интересных материалов:

Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.

Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.

Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.

Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: