Рациональная организация деятельности учителя-логопеда – залог эффективности коррекционного воздействия

Условия эффективности логопедического воздействия

Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении выполнения следующих условий:

1. установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, дефектолога, психоневролога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры, массажиста);

2. установление тесной связи логопеда с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;

3. адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада;

4. сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;

5. постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;

6. разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.

Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ: учет возрастных особенностей ребенка; учет особенностей высшей нервной деятельности; учет особенностей познавательной деятельности; учет индивидуально-личностных особенностей; учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; прогнозирование динамики развития ребенка.

Логопед, составляющий индивидуальные программы коррекционной работы, руководствуется следующим алгоритмом их построения:

§ формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);

§ работа над пониманием обращенной речи;

§ развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;

§ развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

§ развитие чувства ритма;

§ развитие дыхания и голоса;

§ совершенствование произносительной стороны речи;

§ формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).

Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.

Этап Задачи коррекционно-логопедической работы
I Расширение понимания речи Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина — «би-би»; мишка — «ми») Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает? Как лягушка квакает?» Научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции Соотносить предметы с их словесными обозначениями Стимулировать формирование первых форм слов Научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слогов слитно Постепенно учить ребенка объединять усвоенные слова в двусловные предложения Выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо»
II Расширять понимание обращенной речи Формировать двусловные предложения Осуществить постановку звуков
III Совершенствовать фразовую речь Развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов Продолжать работу по словоизменению и словообразованию Продолжать работу по коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты

Логопедическая работа начинается с комплекса упражнений артикуляционной гимнастики (от простых упражнений к более сложным).

Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. Используется и механическая помощь (шпатель, зонд и т. п.).

У детей с нарушением интеллекта постановка звуков по подражанию редко бывает эффективна, поэтому чаще пользуются такими способами постановки звуков, как:

§ постановка от других звуков, правильно произносимых;

§ постановка звука от артикуляционного уклада;

§ смешанный (когда используются различные способы).

Коллективная деятельность создает предпосылки для развития потребности в общении.

Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая) способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи.

Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.

В специальной дошкольной педагогике практические методы обучения сочетаются с наглядными и словесными.

Повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубинская Т. О., Лукьянова И. А.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда»

возрасте не только не способствуют преодолению общего недоразвития речи, но и усугубляют недостатки общего развития детей, что отрицательно влияет на их психическое и физическое развитие.

В коррекционно-логопедической работе с детьми 3-4 лет на развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики отводится максимум 10 мин, что составляет 38 % от общего времени занятия (26 мин), тогда как в классической схеме логопедического занятия на каждый вид работы отводится по 4 мин, что составляет по 17 % от общего времени занятия (24 мин).

Учитывая особенности развития общей, мелкой и речевой моторики детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи, можно предположить, что, уделив максимум внимания двигательной активности, специальным дыхательным упражнениям и играм, коррекционнологопедический процесс по преодолению дефектов речи будет более успешным и динамичным.

Т. О. Дубинская, И. А. Лукьянова

Повышение эффективности коррекционной работы

Нарушения речи – достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они очень часто являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного коррекционного воздействия. У многих детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематичеких процессов, наблюдается несформированность пространственных ориентировок, сукцессивных функций, межполушарного взаимодействия. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый», т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Читайте также:
Аналитическая справка мониторинга о наличии стабильных результатов коррекции

С каждым годом, к сожалению, возрастает число детей, страдающих речевыми патологиями. Многие дети не посещают детский сад, и только придя в школу, начинают заниматься с логопедом. Поэтому у школьных логопедов огромная задача: провести коррекционную работу таким образом, чтобы наверстать упущенное время и исправить речевые нарушения у обучающихся за достаточно короткий период. Ведь школьный логопед исправляет нарушения не

только устной речи, но и письма и чтения. В своей работе логопеды используют достаточно большое количество разнообразного дидактического и наглядного материала и оборудования. Для улучшения эффективности коррекционной работы с декабря 2011 г. На логопедических занятиях мы систематически используем оборудование, полученное в рамках реализации ФГОС НОО. Всё оборудование оформлено очень красочно и эстетично. Его разнообразие позволяет развивать у детей огромный интерес к занятиям и желание активно работать. Мы познакомим вас с некоторым оборудованием и расскажем, как и для чего мы его используем.

На индивидуальных занятиях:

1. «Подуй на шарик»

Используется при постановке звуков. Ребёнок выдувает изо рта воздух на высунутый широкий кончик языка, чтобы шарик прокатился по всему желобку и скатился в лунку. Таким образом логопед вырабатывает целенаправленную, длительную воздушную струю, так необходимую для постановки большинства звуков.

Используется при автоматизации и дифференциации звуков. Ребёнок не только произносит речевой материал за логопедом, но и одновременно работает пальцами, обводя шариками различные фигуры, что способствует глубокой нейропсихологической проработке звуков. Это даёт возможность гораздо быстрее ввести отрабатываемые звуки в речь ребёнка и развивать мелкую моторику.

3. Набор «Кубики логические»

Используется при автоматизации и дифференциации звуков. Повторяя за логопедом речевой материал, ребёнок выкладывает кубики по нарисованному образцу. Тем самым логопеду удаётся одновременно решать несколько коррекционных задач: формирование зрительного восприятия и внимания, развитие сукцессивных способностей, логического мышления и достаточно быстрое введение звуков в активную речь ребёнка.

На групповых занятиях:

1. Комплект фишек для «Сенсино»: животные

Используется на занятии как игровой момент или физическая минутка. Деревянные фигурки домашних животных и животных жарких стран имеются в двух экземплярах. Один экземпляр животных с магнитом прикрепляется на доску, а второй экземпляр остаётся в непрозрачном мешочке. Ребята по очереди, ощупывая руками фигурки в мешочке, должны угадать одно из животных. В дальнейшем образец фигурок не прикрепляется. Данное оборудование помогает в формировании у детей сукцессивных функций, развивает умение

сопоставлять зрительный образ с тактильным, формирует зрительное внимание и память, а также обогащает словарный запас.

2. Тактильные доски (большие)

Используются в основном в группах детей, у которых нарушены пространственные ориентировки. На отдельных досках приклеены очень мелкие камешки, представляющие собой различные геометрические фигуры. Каждый ребёнок по очереди закрывает глаза и, ощупывая пальцами предложенную логопедом фигуру, угадывает её. А остальные дети следят за правильностью выполнения задания. Это оборудование способствует формированию пространственных ориентировок на плоскости через тактильный контроль.

3. Тактильная игра «Рисуем на песке»

Это оборудование представляет собой достаточно большую ёмкость прямоугольной формы со стеклянным дном, куда насыпается кварцевый песок. Также в комплект входят дополнительные предметы: зеркало и подставки для него, божья коровка, с приклеенным на животе магнитом и магнитная палочка, стеклянная трубка с большим отверстием, с одной стороны, и маленьким – с другой. Пескотерапия используется на занятиях с детьми, страдающими оптической формой дисграфии, для формирования пространственных представлений, развития межполушарного взаимодействия, закрепления графического образа буквы через тактильный контроль. С данным оборудованием можно выполнять следующие виды заданий.

1. Логопед устанавливает в песочнице на подставке зеркало. На зеркало ребёнок ставит божью коровку, а под зеркалом прикрепляет к ней магнитную палочку, которую держит в руке. Ребёнок двигает божью коровку в том направлении, которое задаёт логопед. По окончанию пути божьей коровки ребёнок сам полностью рассказывает о направлении, в котором она ползла.

2. Стеклянное дно в песочнице расчищается от песка. Ребёнок берёт в руки стеклянную трубочку и наполняет её песком. Ведущей рукой он держит трубочку, а пальцем другой руки закрывает маленькое отверстие, чтобы песок высыпался только, когда это нужно. Логопед называет отрабатываемые на занятии буквы. Ребёнок, отпуская палец от отверстия, пишет их на стеклянном дне, уточняя элементы этих букв. Так, по очереди пишут трубочкой все дети из группы. Можно записывать не только буквы, но и слоги, слова, в которых встречаются данные буквы.

3. Дно песочницы полностью заполняется песком. Каждый ребёнок из группы подходит к песочнице и по песку пальцем записывает предложение, продиктованное логопедом. Обязательно ребёнок называет слова, в которых есть дифференцируемые буквы с уточнением элементов этих букв и их различий. Очень эффективным упражнением для формирования межполушарных взаимодей-

ствий является «Зеркальное рисование». Ребенку предлагается рисовать на песке одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки, буквы, слова.

Таким образом, при использовании различных видов заданий с песком увеличивается эффективность работы мозга, гораздо быстрее формируется нужный образ буквы, так как запоминание идёт не только зрительно, но и тактильно. И конечно же, повышается уровень положительной психологической атмосферы на занятии. Ребята очень любят играть с песком, а в данном случае сложная коррекционная работа проходит легко, через игру.

Читайте также:
Дидактические пособия для индивидуальных логопедических занятий

Подводя итог, можно сделать вывод: используя на индивидуальных и групповых логопедических занятиях оборудование, полученное в рамках реализации ФГОС НОО, логопед развивает у детей положительные эмоции и повышает интерес к занятиям, помогает формированию памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, тактильных ощущений, сукцессивных функций, а главное – речи и моторики. Вырабатывает умение ориентироваться в пространстве, синхронизирует работу полушарий, способствует снижению мышечной напряжённости у детей, тем самым, в значительной степени повышая эффективность коррекционной работы в школе.

1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

Проблема необходимости обучения интонационной выразительности речи детей с различными речевыми нарушениями

Выразительная речь – это особое качество речи, которое позволяет выражать свои мысли и удерживать внимание слушателей. Одним из основных компонентов выразительной речи является интонация, которая включает в себя: ударение, мелодику, тембр, темп, паузы, ритм, управление голосом. Интонационная выразительность очень важна для развития связной речи, общего психического развития ребенка.

Вопросами обучения выразительности речи интересовались уже в античные времена. Марк Фабий Квинтилиан (римский философ, ритор) считал, что необходимо обучение выразительности речи, её разделению, логическому построению начинать в детском возрасте.

Рациональная организация деятельности учителя-логопеда – залог эффективности коррекционного воздействия

Краткая аннотация: От умения учителя-логопеда максимально продуктивно организовать свою собственную деятельность во многом зависит эффективность и качество коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей. Для экономии времени необходимо совершенствовать формы и методы организации труда, путём рационального использования оптимальных средств. Рационально распределить своё рабочее время позволяет грамотное планирование работы. Одними из наиболее эффективных рациональных технических приёмов планирования считается использование табличных форм работы и создание картотечной системы.

С развитием общества, с повышением интенсивности жизненных процессов, растёт цена времени. Рациональное использование его – важный показатель профессионализма.

Для экономии времени необходимо совершенствовать формы и методы организации труда, путём рационального использования оптимальных средств.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.

Возрастающие требования к современному логопеду-практику, большое количество направлений в его деятельности, увеличивающийся с каждым годом объём текущей и отчётной документации, а также сложность и значимость решаемых им задач, требуют от него высокой организованности личного труда.

Цель рациональной организации труда — повысить его результативность. Достижение этой цели возможно за счёт,

  1. во-первых, рационального использования времени,
  2. во-вторых, создания и рационального использования наиболее благоприятных условий труда: чёткое определение целей, продуманные формы ведения документации, внедрение в коррекционный процесс картотечной и табличной системы.

От умения учителя-логопеда максимально продуктивно организовать свою собственную деятельность во многом зависит эффективность и качество коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей.

Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ.

Рационально распределить своё рабочее время позволяет грамотное планирование работы. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.

Планирование, основанное на реальном бюджете времени, является объективной основой организации деятельности логопеда.

А Компьютеризация в сфере образования даёт широкие возможности на современном уровне подойти к решению вопроса по устранению противоречия между объёмом работы учителя-логопеда и имеющимся временем для её выполнения.

Одним из наиболее эффективных рациональных технических приёмов планирования считается использование табличных форм работы.

Так же большим подспорьем для логопеда при планировании работы является использование картотечной системы, что помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятиям и проведению их.

В различных картотеках систематизирован и обобщен практический материал. Все задания распределены по отдельным карточкам, ко многим подобран красочный иллюстрированный материал. Это «спасает» логопеда от многочисленных поисков, а это значит, что он сможет уделить ребенку чуть больше времени, потратя его именно на обучение.

Так для планирования индивидуальной работы с детьми можно использовать табличные бланки, в которые лишь вносится № картотеки, либо пособия, номер карточки, либо стр. и результат работы. (см. Таблицу 1)

Бланк для оформления планов индивидуальной работы с детьми

№ картотеки, название пособия

А для оформления календарных планов фронтальных занятий удобна форма, предложенная опытным логопедом-практиком Т.А. Ткаченко. Данная форма делает календарное планирование «планированием открытого типа», то есть дает возможность практикам пополнять содержание каждого занятия собственными приемами, заданиями, дидактическими играми и упражнениями [4]. (см. Таблицу 2)

Бланк для оформления календарных планов фронтальных занятий

Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, поэтому в задачи логопеда входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми на логопедических занятиях знаний [1, с.3].

Задания в тетради взаимосвязи разрабатываются на год с учетом понедельного планирования логопеда и могут быть использованы и в последующие года. А индивидуальной работе воспитателя с детьми по заданиям логопеда отведена специальная таблица, которая заполняется совместно логопедом и воспитателем ежедневно, ежегодно.

Читайте также:
Проектная деятельность логопеда по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Данная форма тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя построена на основе «Тетрадей взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей и подготовительных группах» О.С. Гомзяк (см. Таблицу 3, 4).

Примерная форма оформления тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя

Таблица 3
Месяц ____________, неделя___

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

4. Развитие фонетико-фонематических процессов (Звук А. Звук О)

5. Развитие лексико-грамматических процессов

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

Капусту — … (срезают).

6. Развитие связной речи

7. Продуктивная деятельность

Октябрь. 1 неделя. Лексическая тема: «Овощи»

8. Индивидуальная работа воспитателя с детьми

Таким образом, эффективные формы организации работы позволяют сэкономить время, отведённое на оформление документации и направить его на коррекционную работу с детьми.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что рационализация личного труда учителя-логопеда чрезвычайно важная проблема, успешное решение которой позволяет поднять на качественно более высокий уровень процесс коррекционного воздействия и в итоге эффективность его работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе. М., 2009
  2. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. М.,1991
  3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. СПб, 2009
  4. Ткаченко Т.А. Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. М., 2006

Борискина Виталия Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26»,
г. Алексин

Пути повышения эффективности логопедического воздействия в коррекционно-развивающем процессе
методическая разработка по логопедии по теме

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость её решения на уровне дошкольного образования определяется, во-первых, тем, что растет число детей-логопатов, во-вторых тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Кроме того, своевременное и эффективное проведение коррекционной работы позволит устранить или снизить риск дезадаптации детей в новых социальных условиях (в школе).

Скачать:

Вложение Размер
samoobrazovanie.docx 43.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

«Пути повышения эффективности логопедического воздействия в коррекционно-развивающем процессе»

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость её решения на уровне дошкольного образования определяется, во-первых, тем, что растет число детей-логопатов, во-вторых тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Кроме того, своевременное и эффективное проведение коррекционной работы позволит устранить или снизить риск дезадаптации детей в новых социальных условиях (в школе).

Поэтому, я поставила перед собой задачу оказать логопедическую помощь большему количеству детей, сохраняя (или улучшая) качество работы. Для решения этой задачи я определила для себя следующие направления работы:

  1. Взаимодействие с родителями
  2. Взаимодействие с педагогами и младшими воспитателями
  3. Взаимодействие со специалистами
  4. Профилактика нарушений развития речи
  5. Использование компьютерных технологий
  6. Систематизация и обновление дидактического материала
  7. Повышение профессионализма педагога
  1. Взаимодействиес родителями

Я считаю, что очень важно сделать родителей активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поэтому использую следующие формы работы:

  1. Индивидуальные консультации, беседы
  2. Письменные рекомендации (тетради детей) с использованием ИКТ
  3. Практикум для родителей по выполнению рекомендаций учителя-логопеда
  4. Информация в уголки для родителей.
  5. «Страничка логопеда» на сайте ОУ
  1. Взаимодействие с педагогами и младшими воспитателями

Эффективность коррекционной работы с ребенком-логопатом во многом зависит от следующих условий: грамотная речевая среда, единство требований к речи ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса. В работе с коллегами я использую следующие формы работы:

  1. Консультации, практикумы (в т.ч., по культуре речи)
  2. Использование бейджиков для закрепления поставленных звуков в речи
  3. Ведение экрана звукопроизношения
  4. Ведение контрольного листа по дифференциации звуков
  5. Совместная работа по лексическим темам (Сборник «Буду говорить правильно»/ Молошная И.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 3 «Теремок» ОРВ с. Яренск, одобрен экспертным советом МОУ ИМЦ Ленского района 06.11.2008 г/)
  6. Реализация проекта «Речевой уголок в группе»
  1. Взаимодействие специалистов

Консультирует по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса

Проводит совместную диагностику детей по развитию речи

Схема взаимодействия участников коррекционного процесса

Развивает общую и мелкую моторику, координацию движений

Совместное обследование детей с отклонениями в развитии

Консультирует по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса с детьми группы риска

Помогает в подборе речевого материала

Осуществляет контроль за речью детей на занятиях, утренниках…

Знакомится с историями развития ребенка, медицинскими картами

Сбор анамнестических данных

  1. Профилактика нарушений развития речи

С целью обеспечения полноценного развития речи детей большое внимание уделяю профилактической работе. С 2006 по 2008 год я возглавляла творческую группу по проблеме «Профилактика нарушений развития речи детей раннего возраста». Результатом работы группы стала разработка и внедрение программы развития речи детей раннего возраста( Трепачева А.В., Молошная И.В., одобрена экспертным советом МОУ «ИМЦ» Ленского района, протокол № 1 от 05.09.2007 г.). В работе с детьми раннего возраста используем:

  1. Опросники для родителей (первые слова)
  2. Карты динамических наблюдений
  3. Методику формирования начального детского лексикона Громовой О.Е.

С целью профилактики дисграфии и дислексии в школьном обучении разработала и внедрила Программу по обучению грамоте (Молошная И.В., Трепачева А.В., одобрена экспертным советом МОУ «ИМЦ» 06.11.2008 года)

  1. Использование компьютерных технологий

Плюсы этого направления в том, что:

  1. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
  2. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал предъявляется в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес, ускоряет запоминание содержания, делает его осмысленным и долговременным.
  3. Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено.
  4. Компьютерные средства позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.
  5. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
  6. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

В своей работе использую компьютерную программу «Игры для тигры». Положительные стороны программы:

  1. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать индивидуальные возможности ребёнка
  2. Оценка деятельности осуществляется программой в устной форме. Она заведомо исключает отрицательную оценку с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя на преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий.
  1. Одной из удачных форм работы с детьми-логопатами считаю использование мультимедийной технологии (презентации по лексическим темам, электронные сборники дидактических материалов для занятий дома)
  1. Систематизация и обновление дидактического материала

Современные информационные технологии позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес детей. Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания ребёнка, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

Мною обновлена большая часть дидактического материала, которым с большим желанием занимаются дети.

Одним из путей повышения эффективности коррекционной воздействия я считаю создание системы работы. Это позволяет:

  1. в комплексе решать коррекционные задачи;
  2. повысить качество работы;
  3. сэкономить время педагога.

Часть дидактического материала систематизировала в сборники:

  1. Сборник «Буду говорить правильно»
  2. Тетрадь для закрепления произношения звука Р»
  3. Сборник « Игры и упражнения для развития слухового внимания и фонематических функций»
  4. «Домашние задания по различению звуков»

7. Повышение профессионализма педагога

Любая коррекция – это исправление чего-либо. Коррекция речи затрагивает существенную сторону личности ребёнка. Поэтому, я считаю, что учитель-логопед должен обладать определёнными профессиональными качествами.

Воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным воздействием логопеда, в значительной степени на основе подражания логопеду, поэтому личность логопеда и, в частности, его речь приобретают очень большое значение. Кропотливая, вдумчивая работа возможна только в том случае, если логопед искренне любит свою работу и детей.

Всё поведение логопеда должно быть ровным, благожелательным по отношению к ребёнку, его эмоциональный фон должен быть окрашен радостным, но спокойным и деловым оживлением.

Логопед должен быть требовательным, но в то же время его требовательность должна быть разумной, понимающей и учитывающей все трудности логопата, истощаемость, замедленность заново формирующихся речевых навыков, их нестойкость и зависимость от самочувствия, от окружающей обстановки.

Очень важна авторитетность логопеда как для детей, так и для родителей и воспитателей. Авторитетность в глазах ребёнка достигается общей манерой поведения, чёткостью своих заданий и требований. В отношении родителей и воспитателей логопед также должен быть ровным и терпеливым, вести квалифицированно, но доступно разъяснение своих требований и своих заданий.

Учитель-логопед, как профессионал, не должен стоять на месте. Неотъемлемой частью его работы я считаю работу по самообразованию, по повышению квалификации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М.Монтессори”

Статья для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений «Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использов.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал раскрывает особенности применения Монтессори-материалов при формировании у дошкольников понятий о величине предметов.

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и .

Опыт работы “Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки родителей к школьному обучению их детей”.

В современных государственных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29/12/12) заложена личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетность социально ра.

Семинар – практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»

laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада&raquo.

Неделя логопедии – эффективная форма работы в коррекционно-развивающей логопедической практике

Доклад на муниципальной городской конференции.

Повышение эффективности и качества логопедической работы

Виктория Савельева
Повышение эффективности и качества логопедической работы

Речь не является врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от целого ряда причин. К сожалению, из года в год количество детей с теми или иными речевыми нарушениями увеличивается. Возникнув, нарушения речи самостоятельно не исчезают, а закрепляются, требуют логопедического вмешательства.

Логопед строит свои занятия с учетом известных общих дидактических принципов, использует игру, как ведущий принцип деятельности детей дошкольного возраста, предлагает детям разнообразный наглядный материал. Но почему-то результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции речи идет достаточно легко, последовательно, эффективно, а у другого ребенка по той же методике коррекционного воздействия происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. В чем же причина?

Процесс коррекции речи – очень трудоемкий процесс для самого ребенка. Несмотря на то, что материал предлагается в игровой форме, ребенку приходится много трудиться. На практике время коррекционной работы, т. е. время общения педагога с ребенком устанавливает педагог. Это может быть и ранее утро, и время перед прогулкой, и время после сна. И. П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые. Логопедические занятия при таком состоянии ребенка проводить нельзя.

Все это приводит к тому, что логопед находится в постоянном поиске новых методов, приемов и форм работы с детьми-логопатами, позволяющими эффективно и качественно осуществлять коррекционную деятельность.

В настоящее время на рынке выпускается достаточное количество литературы с практическим материалом по коррекции речевых нарушений. Но зачастую недостаточно учитываются возрастные особенности ребенка, когда психо-речевое, физиологическое развитие протекает достаточно быстро и критерии развития изменяются кардинально месяц за месяцем.Но мы можем увидеть в продаже литературу с таким возрастным диапазоном: «Для детей 5-7 лет», «Для детей 3-7 лет».

Ни одна методика коррекционного воздействия не нацелена на половую принадлежность ребенка, не учитывает ведущий тип восприятия (ребенок-визуал, ребенок-аудиал, ребенок-кинестетик, не учитывает тип высшей нервной деятельности и темперамент ребенка.

Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, значит, им необходимы разные программы обучения. Во многих методических пособиях мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола. Хочу обратить внимание на важные психофизиологические и эмоционально-личностные особенности девочек и мальчиков, которые привожу в таблице.

Сравнительная характеристика мальчиков и девочек

Высокий уровень работоспособности набирают медленно. Нужен высокий темп. При повторении материала внимание рассеивается. Высокий уровень работоспособности набирают быстро. Внимательны. Быстрый темп мешает. Лучше работают поэтапно.

Информацию лучше воспринимают зрительно. Информацию лучше воспринимают на слух.

Лучше воспринимают синий край цветового спектра. Лучше воспринимают красный край цветового спектра.

Чаще опираются на дальнее зрение. Максимально используют все пространство. Ориентируются на ближнее зрение. Достаточно ограниченного пространства.

Хорошо воспринимают материал, расположенный вертикально. Хорошо воспринимают материал, расположенный горизонтально.

Любят соревноваться. В соревнования вовлекать аккуратно.

Острота слуха выше. Острота слуха ниже.

Менее чувствительны к шуму. Более чувствительны к звукам, шуму.

Кожная чувствительность ниже. Кожная чувствительность выше.

Созревание левого полушария (логическое речевое мышление) медленное Созревание левого полушария (логическое речевое мышление) быстрое.

Созревание правого полушария

(пространственно-временная ориентация) быстрое. Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация) медленное.

Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно. Лучше развита речь, но мышление более однотипно.

В поисковой деятельности предлагают новые идеи, лучше находят словесные ассоциации. В поисковой деятельности лучше выполняют типовые задачи, хуже находят словесные ассоциации.

Развитие памяти длится достаточно долго. Преобладает слуховая память. Развитие памяти завершается рано.

Преобладает визуальная память.

Качество выполнения задания низкое. Качество выполнения задания высокое.

Скорость чтения ниже. Скорость чтения выше.

Любят большие механические игрушки. Предпочитают ярких мягких игрушек, кукол.

Чаще выражают свои эмоции через действия. Чаще выражают свои эмоции словами.

Эмоционально значимо слово «Молодец!» Эмоционально значимо слово «Умница!»

Учителю-логопеду важно знать и учитывать в своей работе темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.

Свойства темперамента связаны в определенные структуры,образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Предлагаю краткую характеристику каждого типа темперамента с целью определения основных положительных и отрицательных сторон ребенка, знание которых поможет грамотно и эффективно выстроить весь коррекционно-воспитательный процесс.

Ребенок-сангвиник. Постоянно крутится и вертится. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Он веселый, жизнерадостный, ловкий и общительный. Целеустремленный. На что необходимо обратить внимание учителю-логопеду:

обеспечить ребенку доступ к разным видам деятельности;

помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии, удержать внимание и довести работу до конца;

не загружать его неинтересной монотонной работой;

избегать частой смены деятельности;

на столе ребенка не должно быть ничего лишнего;

быть с ребенком требовательным.

Ребенок-меланхолик. Эмоционально очень чувствителен и легко раним. Если расстроится, то плачет долго и горько. Эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться. С трудом включается в игры других детей. Слишком рассудителен, любит уединяться. Быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость. Работая с ребенком-меланхоликом, учитель-логопедпридерживается следующих правил:

самое важное – создать спокойную, доброжелательную атмосферу;

часто хвалить ребенка, демонстрируя веру в его способности;

на занятиях можно использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры;

давать ребенку возможность чаще отдыхать.

Ребенок-холерик. Быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. Импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Коррекционную работу учитель-логопед строит,учитывая следующие положения:

самое главное – запастись терпением и спокойствием;

учить ребенка ждать, сдерживать свой импульс;

занять ребенка делом, соответствующим его интересам;

полезны подвижные игры и игры соревновательного характера;

для выработки усидчивости предлагать настольные игры, рисование, конструирование и т. п. ;

контролировать ребенка необходимо постоянно.

Ребенок-флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. Мало фантазирует, предпочитает спокойные игры и занятия. Разговаривает медленно, с паузами. Не любит игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен. Не любит что-либо, а с удовольствием выполняет уже известное. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается.Немаловажные особенности ведения педагогического процесса с ребенком-меланхоликом:

никогда не торопить ребенка;

подвижность, активность развивать постепенно;

поощрять даже незначительные проявления расторопности;

можно использовать в качестве помощника будильник, песочные часы для визуального контроля и дозирования времени;

предлагать больше творческих заданий с несколькими вариантами решений;

доверять какие-либо важные дела – такой ребенок очень ответственен и добросовестен.

Оценивая психологические характеристики темперамента, следует отметить, что в каждом из них есть как позитивные, так и негативные проявления. Поэтому важно знать тип темперамента ребенка, чтобы, опираясь на его сильные стороны можно было бы вести коррекционную работу.

Каждый ребенок по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Аудиалами называют детей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т. д.).

Почему же необходимо знать, к какой категории относится каждый конкретный ребенок? Это позволит грамотно развивать у него новые умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а логопеду станет проще выстраивать с ним отношения. Остановимся на каждом типе восприятия информации отдельно.

Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать. Полученная информация достаточно долго удерживается. У такого ребенка наиболее эффективным является индивидуальная и подгрупповая форма работы, так как учитель-логопед может уделить достаточно времени конкретному ребенку. Часто можно слышать, как ребенок-аудиал проговаривает вслух свои действия. Как сделать процесс обучения с аудиалом наиболее эффективным:

прежде всего ребенку необходимо создать спокойную атмосферу для занятий, избегать громких звуков, мешающих сосредоточиться;

в работе чаще использовать рассказ, беседу, голосовые модуляции (изменение по громкости, высоте, голоса различных сказочных персонажей);

использовать аудиозаписи (чистоговорки, скороговорки, песенки, сказки и другой разнообразный речевой материал).

Ребенок-визуал лучше запоминает информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т. д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания. Воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает маленький визуал образами. Учителю-логопеду в работес таким ребенком будут полезны следующие рекомендации:

для ребенка очень важно создать комфортные условия для обучения – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (ручки, карандаши, маркеры, листочки и т. д.);

при обучении чтению чаще использовать картинки с названиями предметов;

использовать карточки с разными схемами, символами, рисунками;

при объяснение нового материала дублировать его на доске;

чаще использовать магнитную маркерную доску и цветные маркеры, использовать задания, где требуется подчеркнуть, обвести, соединить предметы друг с другом линиями и т. д.

Ребенок-кинестетик является практиком: он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия. Очень привязан к родителям, любит, когда его гладят и обнимают. Предпочитает подвижные игры. Начинает писать раньше, чем читать. Читают не охотно. Поэтому учителю-логопедуважно учитывать следующее:

для занятий ребенку необходимы практические материалы – объемные игрушки, фигурки животных, муляжи овощей и фруктов и т. д. ;

нельзя заставлять кинестетика долго сидеть над заданием, так как усталость быстро накапливается, а внимание рассеивается;

необходимо чередовать физические и умственные нагрузки;

чаще использовать нервно-мышечную память (чтобы запомнить написание слова, ребенок записывает его несколько раз);

наиболее эффективно обучать чтению через письмо;

при обучении использовать жесты, прикосновения, слова, характеризующие ощущения (гладкий, пушистый, теплый, холодный и т. д.).

Учет ведущих типов восприятия при коррекции звукопроизношения является важным условием для полноценного усвоения и переработки информации.Обычные методики построены в основном для визуалов: «Посмотри», «Найди», «Прочитай».

На фронтальных и подгрупповых и индивидуальных занятиях необходимо сочетать самые разнобразные формы работы с детьми:

чередовать работу на горизонтальной и вертикальной поверхности (магнитные маркерные доски, планшеты и мониторы с сенсорными экранами);

располагать учебный материал вблизи и вдали от детей;

на протяжении работы менять темпы деятельности;

использовать аудиозаписи речевого материала, музыкальных произведений с использованием сказочных персонажей;

использовать тихую, громкую, шепотную речь;

чередовать работу с отдыхом;

избегать 30-минутной неподвижной посадки на стульях, проводить обучение,чередуя положения: стоя, сидя на стульях, на диване, на коврике, на специальных подставках, на подушках и т. д. ;

использовать технику самомассажа без предметов и с различными предметами, релаксацию, пальчиковую, дыхательную, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, физминутки, кинезиологические упражнения;

использовать различную цветовую гамму в оформлении пособий;

применять звуковые сигналы (например, колокольчик, свидетельствуюшие о начале и окончании занятия); механические и песочные часы;

ритмизировать изучаемый материал – отстукивать, прохлопывать, пропевать слова и предложения;

создавать наиболее комфортную и благоприятную обстановку для каждого ребенка.

Таким образом, учитывая гендерные особенности мальчиков и девочек, темперамент и ведущий канал восприятия информации, учитель-логопед в дошкольном образовательном учреждении выстраивает свою работу по коррекции речевого развития наиболее эффективно, точно и грамотно. Предложенные методы и приемы работы позволяют педагогу внимательно и бережно относиться к детям, предотвращать нервное перевозбуждение и истощение нервной системы, строить работу на высоком профессиональном уровне.

Повышение эффективности взаимодействия с семьями посредством клубной деятельности Повышение эффективности взаимодействия с семьями посредством клубной деятельности. Семейные клубы, как средство эффективности взаимодействия.

Анкета для родителей логопедической группы (оценка качества образования) Анкета для родителей «Изучения удовлетворенности родителей работой педагогов логопедической группы» Уважаемые родители, ваши дети посещают.

Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста [b]Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии интеллектуально.

Опыт работы с использованием ИКТ с целью улучшения качества воспитательно-образовательного процесса Подготовила воспитатель I категории: Денисова Ольга Николаевна Использование ИКТ (информационно – коммуникативных технологий) является одним.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса» Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ. «Я не боюсь ещё и.

Диагностика оценки работы качества педагогов по Рппс Педагоги: Гузеева Л. И, Пензина. И. В, Галямова Н. А разработали диагностику для оценки работы качества педагогов по Рппс. Критерии оценивания.

Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Доклад Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Дошкольный возраст — яркая, неповторимая.

Повышение качества коррекционных логопедических занятий посредством метода сказкотерапии Повышение качества коррекционных логопедических занятий посредством метода сказкотерапии. Дети с различными речевыми нарушениями отличаются.

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является.

Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования (из опыта работы) Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования. В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Организация деятельности учителя-логопеда

Организация работы учителя-логопеда ДОУ ( методические рекомендации по ведению документации и планированию логопедической работы) Авторы – составители: – Бородина Е.С., учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 137 «Алиса»; – Верхозина И.И., учитель-логопед МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 122 «Кораблик»; – Волкова С.Д., учитель-дефектолог ПМПК; – Гаврилейко В.П., учитель-логопед МДОУ«Детский сад комбинированного вида № 17 «Рябинка»; – Долгих Г.А., учитель-логопед МДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 54 «Смородинка»; – Иванова И.А., учитель-логопед, МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 39 «Росинка»; – Колесникова Л.А., учитель-дефектолог ПМПК; – Кондратенко О.А., методист МУ КГ ИМЦ; – Мокина Я.Е. учитель-логопед, МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 115 »; – Паклина Е.Ю. учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 114 «Белочка»; – Трынова Л.Л. учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 103 «Журавушка». Рецензенты: – Кривощекова Н.М., главный специалист отдела образования Департамента социальной политики; – Рябцева С.В., заведующая городской ПМПК. Данное пособие — сборник методических материалов по планированию логопедической работы и рекомендаций по ведению документации учителя-логопеда ДОУ — результат работы творческой группы учителей-логопедов, имеющих большой опыт практической работы. Данное пособие может быть рекомендовано учителям-логопедам ДОУ, администрации ДОУ, курирующей работу учителей-логопедов, студентам КГУ кафедры коррекционной педагогики.

Введение

Результативность логопедической работы по преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня организации коррекционно-педагогического процесса. Владение современными диагностическими, профилактическими, коррекционными методиками и технологиями, умение целенаправленно планировать коррекционно-логопедическую работу, грамотно вести документацию – непреложное условие профессиональной компетентности учителя-логопеда .

В современной системе дошкольного образования существуют различные научно-методические подходы к разработке задач и содержания логопедической помощи детям дошкольного возраста. Однако вопрос о формах учета деятельности учителя-логопеда, планировании коррекционно-логопедической работы остается открытым как для опытных, так и для начинающих специалистов. В имеющихся методических пособиях – рекомендациях по организации логопедической работы предлагаются отдельные формы ведения документации, образцы планирования, не всегда соответствующие современным требованиям, целесообразности оформления тех или иных документов. Отсутствие единого сборника примерных форм, образцов обязательной и рекомендованной к ведению документации затрудняет не только практическую деятельность учителей-логопедов, но и контролирующие мероприятия.

Настоящее пособие является попыткой обобщить специальные практические материалы, примерные формы документов и методические рекомендации, предложенные в специальных изданиях, а также результаты многолетнего практического опыта работы учителей-логопедов – членов авторской группы, разработавшей данное пособие. Задача пособия – помочь начинающим и квалифицированным специалистам разобраться в текущей и отчетной документации, на основе предложенных образцов и материалов для планирования организовать коррекционно-логопедическую работу в соответствии с современными требованиями, повысив тем самым результативность логопедического воздействия.

Документация учителя-логопеда ДОУ

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда ДОУ регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, регионального, локального. Учитывая современные требования к организации коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:

· график индивидуальных занятий

· журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий

· журнал учета проведенных индивидуальных занятий с детьми

· журнал регистрации детей с дефектами речи

· годовой план организационно-методической работы учителя

· перспективные планы работы на каждую группу* (по речевым

· календарно-тематические планы групповой (подгрупповой работы)

· планы индивидуальной работы с детьми

· планы (конспекты) групповых, подгрупповых, индивидуальных

· индивидуальные тетради детей

· тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей

· тетрадь взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ

· отчет учителя-логопеда за учебный год

· список оборудования кабинета (по зонам)

Значком «*» отмечены документы, утверждаемые заведующим ДОУ

Наличие основных видов документов, грамотное ведение документации – обязательное условие работы логопеда. Правильное оформление и ведение документации контролируется заведующей ДОУ, курирующей работу учителя-логопеда; оценивается в ходе проверки специалистами отдела образования и учитывается в ходе аттестации педагога.

Организация деятельности учителя-логопеда

Эффективность коррекционно-логопедической работы зависит от четкой организации коррекционно-педагогического процесса, правильного распределения учебной нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда, воспитателя и специалистов ДОУ. Зачисленные в специальную группу дети находятся в детском саду с сентября по июнь. Данные о детях, зачисленных в специальную (коррекционную) группу V вида заносятся в журнал регистрации детей с дефектами речи (табл. 1). Отдельно составляется список детей, посещающих логопедические занятия.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 270 ; Мы поможем в написании вашей работы!

4.Содержание коррекционной работы

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителей-логопедов. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а ,значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности ДОУ являются:

– создание команды единомышленников, куда вошли учитель-логопед, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, медицинский персонал;

– повышение профессионального уровня всех специалистов;

-организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

ЦЕЛЬ : повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ комбинированного вида.

1. Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами.

2.Осуществлять тесное взаимодействие с родителями;

3. Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;

4.Создать пространственно-речевую среду в ДОУ;

5.Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.

В нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический кабинет (логопункт), целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи.

В логопедическом пункте осуществляется квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда проводятся по расписанию, но не входят в учебный план, так как количество детей в логопункте формируется на основе диагностики и решения медико-педагогической комиссии ДОУ. Занятия учителя – логопеда направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина компенсирующей направленности осуществляется логопедом с использованием литературы:

– «Уроки логопедии» В.И. Бутейко, З.А. Репиной

– «Логопедия. 500 занимательных упражнений для развития речи» И.Лопухиной

– «Дошкольная логопедическая служба» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

– «Логопедическая энциклопедия» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

– «Технология организации логопедического обследования» О.Е.Грибова

– «Логопедия в детском саду» Л.М.Смирнова

Основной формой работы с дошкольниками на логопункте детского сада являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами: необходимо подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи; у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов; у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала; соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни.

Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы по 5 детей или микрогруппы 2-3 ребёнка.

Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных- 15-20 минут.

Ещё одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребёнок занимается с логопедом, другие выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия и т.п. Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Параллельно логопед комплектует группы для групповых занятий, учитывая возраст и уровень речевого развития. В течении учебного года подгруппы детей меняются..

Занятия проводятся в дневное время, а один раз в неделю в вечернее, чтобы родители могли на них присутствовать и получить консультацию, совет, рекомендации логопеда.

Продолжительность логопедической работы ( от двух трех месяцев до полутора-двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в ДОУ и семье.

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи с помощью специальных логопедических приёмов и методов.

Задачи коррекционного обучения:

– воспитание активного произвольного понимания речи;

– практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

– подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;

– развитие навыков связной речи

– воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

Работа учителя-логопеда (логопедический пункт). Основные задачи:

– социальная адаптация детей в коллективе;

– развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

– осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

– обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

– создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

– взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.

Разделы программы по РР

обучающие и дидактические игры и упражнения

массаж органов артикуляционного аппарата

массаж речевых зон

Звуковая культура речи

Развитие и обогащение словаря

Развитие связной речи

Формирование грамматического строя речи

Звуковая культура речи:

– Развитие фонематического слуха

– Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры

– Обучение звукобуквенному анализу слов, чтению

– Воспитание чёткого произношения

– Развитие голоса и речевого дыхания

– Развитие фонематического восприятия

Развитие и обогащение словаря:

– Образование относительных и притяжательных прилагательных

– Развитие навыка подбора синонимов и антонимов

– Развитие словаря признаков

– Развитие глагольного словаря

– Обобщение группы слов

– Уточнение названий понятий, предметов и их частей

– Уточнение лексического значения слов

– Развитие общей координации и мелкой моторики руки

– Коррекция эмоционально-волевой сферы

– Развитие высших психических функций

Развитие связной речи:

– Развитие невербальных средств общения

– Развитие речевого общения

– Обучение передавать свои мысли и чувства

– Обучение рассказыванию по серии картин

– Обучение составлению рассказа по картине

Формирование грамматического строя речи:

– Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа

– Согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными

– Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

1.формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики.

2.формирование воздушной струи.

3. развитие слухового внимания.

4. развитие звукового анализа.

5. добиваться правильного произношения звука в связной речи.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

2.этап постановки звука

4.этап дифференциации звуков

5.этап формирования коммуникативных умений и навыков.

1.Подготовительный этап. Основная цель — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

В задачи подготовительного этапа входит:

– формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков;

– умение опознавать (узнавать) и различать фонемы.

Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение.

2. Постановка звук. Достигается путем применения технических приемов. Выделяются три способа постановки звука: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука зависит от возможностей ребенка.

3. Автоматизация звука. Этап автоматизации звука делится на:

автоматизацию изолированного звука;

автоматизацию звука в слогах;

автоматизацию звука во фразе;

автоматизацию звука в связной речи.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации.

4. Дифференциация смешиваемых звуков. Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

5.Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных особенностей детей.

Коррекция ОНР проводится на занятиях по коррекции звукопроизношения.

Цель коррекционной работы – создать условия по восполнению пробелов:

в развитии звуковой стороны речи;

в развитии лексического и грамматического строя речи;

в формировании навыков связной речи.

1. Активизация и обогащение словаря всех частей речи. Подбор антонимов, однокоренных слов. Образование относительных и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

2. Развитие грамматического строя речи:

2.1 Образование падежных форм существительных единственного и множественного числа.

2.2 Образование сложных слов.

2.3 Образование глаголов при помощи приставок.

2.4 Согласование существительных с прилагательными и притяжательными местоимениями в роде, падеже и числе.

2.5 Употребление простых и сложных предлогов.

2.6 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

2.7 Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе.

2.8 Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

2.9 Образование сравнительной степени прилагательных.

3. Развитие связной речи:

3.1 Составление описательного рассказа по опорной схеме (по предмету, по картинке).

3.2 Составление рассказа-сравнения по схеме.

3.3 Составление рассказа (загадки-описания) по плану.

3.4 Составление рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

3.5 Придумывание окончания рассказа.

3.6 Составление рассказа по предложенным словам.

3.7 Составление рассказа из личного опыта.

3.8 Пересказ рассказа, доступного по содержанию.

4. Развитие психических процессов, мелкой моторики.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя, реализующего НРК, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

Важно, чтобы логопед систематически информировал воспитателей о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели групп осуществляли бы контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях.

индивидуальные и тематические консультации;

подбор и распространение специальной педагогической литературы;

проведение лекций и бесед на педагогических советах;

разработка индивидуальных программ для развития ребёнка;

рекомендации по развитию фонематического слуха, навыки звукового анализа и синтеза;

занятия по заданию логопеда на закрепление речевого материала;

упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления.

Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпо-ритмическую сторону речи и способствует автоматизации звуков посредством специально подобранных распевок и песен.

упражнения: воспитывающие темп и ритм речи; на развитие дыхания и голоса; артикуляционного аппарата;

согласование сценариев праздников, развлечений;

логоритмические разминки «Веселая полянка».

Инструктор по физическому воспитанию по просьбе логопеда проводит комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звука.

Формы работы с узкими специалистами разнообразны – это консультации, семинары, открытые занятия, логоритмика, оказание помощи в подборе соответствующей методической литературы, организация речевой работы с детьми и т.д.

Работа с родителями.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:

– участие в родительских собраниях;

-проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: