Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Платохина Наталья Алексеевна, Абашина Наталья Алексеевна

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО », НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ, МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ, ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ), ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Платохина Наталья Алексеевна, Абашина Наталья Алексеевна

Текст научной работы на тему «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Платохина Наталья Алексеевна, Абашина Наталья Алексеевна

ЮФУ, г. Ростов-на-Дону

профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Аннотация: в статье раскрывается содержание программы профилактической помощи детям раннего возраста «Я учусь говорить правильно», направленной на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), импрессивной и экспрессивной речи детей, педагогической культуры родителей по проблеме речевого развития детей раннего возраста.

Ранний возраст – сензитивный период в развитии психических процессов, всех сторон речи. М.М. Алексеева, Е.М. Мастюкова, А.М. Бородич, Б.И. Яшина и др. в своих исследованиях выделяют следующие этапы в развитии речи ребенка раннего возраста: 1этап – процесс развития звуковой стороны речи (от рождения – первый месяц жизни; 2 этап – появление гуления (второй-третий месяц); 3 этап – переход к лепету (третий-шестой месяц); 4 этап – постепенный переход к активному, многообразному по звуковому составу лепету (шесть-девять месяцев); 5 этап -появление первых лепетных слов (девять-двенадцать месяцев) [1;3].

Для появления у ребенка первых слов необходима полноценная работа артикуляционного аппарата, эмоциональная и слуховая реакция на речь взрослого, элементарное понимание обращенной речи, различение предметов по форме, цвету, размеру, звуку, тактильным ощущениям, определенный уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления, активное подражание речи говорящего.

Анализ исследований в области речевого развития детей раннего возраста показывает, что на начальном этапе усвоения норм родного языка можно наблюдать «застревание» ребенка на стации появления лепетных слов, незначительный прирост слов в пассивном и активном словаре, не желание ребенка использовать новые слова в общении, трудности в овладении вербальной лексикой.

Е.М. Мастюкова в своих исследованиях подчеркивает, что первоначальный лексикон детей включает в себя: произнесение слов из одного-двух слогов; произнесение контурных слов из одного – трех слогов; использование в речи слов-подражаний; слов-фрагментов названия животных и предметов; слов-фрагментов названия действий [4].

М.В. Гордина подчеркивает, что первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом: правильно произносимые: слова – мама, папа, дай, нет и т.п.; слова-фрагменты в которых сохранены только части слова, например, «мако» (молоко), «яба» (яблоко); слова-звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию: «би» (машина), «бух» (упасть); контурные слова, в которых правильно воспроизводятся просодические элементы – ударение в слове, количество слогов: «тититики» (кирпичики), «папата» (лопата); слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты [2].

Важными диагностическими показателями неблагополучного речевого развития детей раннего возраста выступают: отсутствие в речи малыша слов и фраз из двух-трех слов, пассивность в ведении диалога; однословность ответов на вопросы; частое или полное использование в речи высказываний взрослых; длительное «застревание» ребенка на каком-то одном этапе речевого развития; стойкое искажение звуков; трудности произнесения многосложных слов, запинки при

произнесение развернутых фраз и отдельных слов; многократное повторение ребенком отдельных слогов и звуков, сопровождающееся мышечными напряжениями. Необходимо отметить тот факт, что не все из перечисленных диагностических показателей являются равнозначными или проявляются у ребенка одновременно, однако их общей характерной особенностью является то, что тяжесть и частота отклонений речевого развития обычно связаны со сроками появления первой произносительной единицы, морфологической категории или грамматической формы в речи ребенка.

В рамках проводимого нам исследования мы изучили систему оказания профилактической помощи детям раннего возраста. На сегодняшний день существующие единичные структуры, охватывающие диагностическую, профилактическую и коррекционную помощь детям раннего возраста, не в состоянии решать актуальные проблемы в данной области. Кроме того, процессу организации профилактической помощи детям раннего возраста препятствует отсутствие научно-теоретической базы, посвященной разработке механизма ее реализации в общей системе образования. В тоже время имеется позитивный отечественный и зарубежный опыт, представляющий различные действующие модели взаимодействия с семьями детей раннего возраста и конкретные технологии абилитационной и реабилитационной помощи.

Анализ теоретической базы исследования позволил нам разработать содержание программы профилактической помощи детям раннего возраста «Я учусь говорить правильно, включающей в себя следующие разделы:

Раздел 1. «Развиваем наши ручки». Цель: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей раннего возраста. В рамках данного раздела предполагается проведение: различных видов массажей (общего, лицевой и оральной мускулатуры, кистей и пальцев рук) «Пальчики-удальцы», «Ротик-роток», «По дорожке в сад пойдем»; дыхательных упражнений «Вертушки», «Плывет кораблик», «Снежинки»; пальчикой гимнастики «Этот пальчик -дедушка», «Сидит белка на тележке»; физкультурных упражнений «Наша Катя маленькая», «Птички-синички»; развитие элементарных культурно-гигиенических навыков «Вытираем носик», «Моем ручки», «Кормим куклу Машу» и т.п.

Раздел 2. «Учимся размышлять». Цель: развитие психических процессов детей раннего возраста (памяти, внимания, мышления, восприятия). С малышами проводятся дидактические игры «Большой-маленький», «Покажи у кого длинная шея», «Где поет птичка?», «Где спрятался мишка?», «Кто спит в будке?», «Кто как кричит?», «Красное-зеленое яблоко», «Катится-не катится», «Мой веселый мяч», «Погремушки у ребят очень весело звучат», «Покажи, где носик», «Соберем картинку», проводятся беседы об окружающем мире «Вода льется», «Песок сыплется», «Кормим домашних животных» и т.п.

Раздел 3. «Учимся понимать слова». Цель: развитие импрессивной речи детей раннего возраста. С детьми рассматриваются картинки в детских книгах, предполагается чтение несложных текстов, повторение отдельных слов в стихах, потешках, песенках, проведение игр с дидактической куклой «Кукла Катя заболела», «Оденем куклу Катю на прогулку», диалогов на различные бытовые темы «Идет дождик», «Листочки на дереве пожелтели» и т.п.

Раздел 4. «Учимся говорить». Цель: развитие экспрессивной речи детей раннего возраста (лексики, фразовой речи, звукопроизношения, словаря, общения с окружающими. С детьми проводятся звуковые игры «Угадай, кто идет», логоритмика «Поющие звуки», разучиваются небольшие стихотворения «Мой веселый мяч», «У меня живет козленок», сопровождаемые движением, малышей учат отгадывать описательные загадки «Кот», «Собака», Медведь», «Стол», «Стул», учат отвечать на вопросы и т.п.

Читайте также:
Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе

Раздел 5. «Обучаем всю семью». Цель: развитие педагогической культуры родителей по проблеме речевого развития детей раннего возраста. В рамках программы предполагается проведение анкетирования «Речь моего ребенка» и тестирования родителей «Этапы развития речи детей раннего возраста», обсуждение индивидуальных программ профилактической помощи «Помогаем говорить»; проведение открытых занятий «Тонет-не тонет», «Разноцветная полянка», консультаций «Игры в развитии речи малышей» практикумов «Пальчиковая гимнастика с детьми раннего возраста», мастер-классов «Профилактика нарушений речи детей раннего возраста», просветительской работы (подготовка буклетов, баннеров, рекламных

Предполагаемые результаты: у детей раннего возраста активно развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие), импрессивная и экспрессивная речь, сформирована педагогическая культура родителей по проблеме речевого развития детей раннего возраста.

Таким образом, своевременная работа по профилактике нарушений речи детей раннего возраста -одно из условий гармоничного развития малыша, успешной подготовки к обучению в школе. Любая задержка, нарушение в речевом развитии отражается на поведении ребенка, его общении со сверстниками и взрослыми.

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 – 443с.

2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Година М.В. Основы общей фонетики. – С.-Пб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991. -154с.

3. Бородич А.М., Методика развития речи детей. – М., Издательство: «Просвещение», 1981 -256с.

4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с

Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях реабилитационного центра

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты проблемы ранней профилактики нарушений речи у детей раннего возраста в условиях реабилитационного центра . В статье раскрыта актуальность и значимость данной работы с такой категорией детей. На основе изложенного материала автором освящены основные направления , раскрыты эффективные методы и приемы в работе .Статья адресована широкому кругу читателей. Она будет интересна, в первую очередь, родителям детей раннего возраста с отклонениями в развитии, и детям, относящимся к группе риска, а также специалистам, педагогам, психологам, учителям-дефектологам, логопедам, инструкторам по лечебной и адаптивной гимнастике.

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты проблемы профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

Проанализированы причины задержек речевого развития в раннем возрасте (внутриутробная патология, родовые травмы, наследственные факторы, неблагоприятные социально-бытовые условия). Рассмотрены этапы становления детской речи при нормальном ее развитии. Раскрыты основные направления коррекционной работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» в раннем возрасте.

Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях реабилитационного центра

Ранний возраст (от рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, поиск форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми).

По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной.

Однако система логопедической помощи зачастую не охватывает детей раннего возраста. В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился.

С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка [3 ] .

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.

В структуре отечественной системы здравоохранения, воспитания и обучения существуют специализированные учреждения для детей с речевой патологией, но не все дети раннего возраста охвачены своевременной не только профилактической, но даже и коррекционно-развивающей работой. Большинство общеобразовательных дошкольных учреждений не предусматривает специализированных групп по коррекции речевой функции для младших воспитанников, таким образом в детских садах отсутствует ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям. В связи с этим возникает необходимость искать новые формы логопедической работы с детьми раннего возраста.

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положениий специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс [ 10 ].

Положительным и первостепенным путем в решении данной проблемы могут выступать созданные отделения раннего вмешательства для детей раннего возраста, которые функционируют при комплексных Центрах социальной реабилитации социального обслуживания населения.

Главной задачей таких служб будет являться профилактика раннего отставания ребенка, в том числе и речи в целом. Основная цель служб раннего вмешательства — выявление и своевременное оказание помощи семьям, имеющим детей, входящих в группу риска , подверженных риску задержки развития или детей с особыми потребностями. Категории детей раннего возраста на отделении раннего вмешательства будут достаточно разнородными.

Читайте также:
Конспект образовательной деятельности: Звук (К) в гостях у мебели

Безусловно, в первую очередь будут выступать дети с задержкой речевого развития , так же сюда попадут социально незащищенные дети, дети с малой массой при рождении (недоношенные дети) , и дети педагогически запущенные. Всем категориям детей раннего возраста необходима комплексная помощь в профилактической работе в специально организованных условиях.

Дети с задержкой речевого развития относятся к «группе риска». Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность и т.п.

К детям «группы риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с психопатоподобным поведением, дети с нарушениями речи, дети с эмоциональными нарушениями и многие другие [1, 8 ].

В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии и относящихся к «группе риска», организация коррекционной и социально-психологической помощи, в особенности организация профилактических мероприятий становится все более актуальной.

В литературе вопросами поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах В.И. Бельтюкова, А.А. Леонтьева, Г.Л. Ро-зенгард-Пупко, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина и других подробно описано становление речи у детей, начиная с раннего детства. Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Таким образом, наиболее актуальным и востребованным встает вопрос о ранней профилактической работе с детьми данной категории. Ранний возраст выступает своеобразным маркером в ранней и специализированной помощи таким детям.

В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, О.Е. Громовой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мас-тюковой, Е.А. Стребелевой, Т.Б. Филичевой и др. Основополагающим в профилактической работе с детьми раннего возраста будет являться комплекс мер по профилактике отставаний или по предупреждению этих нарушений. Что в свою очередь предполагает комплексный подход в лице многих специалистов ( психолог, учитель-дефектолог, логопед, инструктор по АФК , эрготерапевт ,массажист, врач-невропатолог, и др.

В связи с этим в профилактике речевых нарушений можно выделить следующие направления работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка [ 5 ].

В результате многолетнего опыта работы с детьми раннего возраста на отделении раннего вмешательства считаю целесообразно определить основные направления комплексной работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста:

1. Медицинское сопровождение детей «группы риска». Обязательное сопровождение врачом педиатром, невропатологом.

2. Развитие моторной сферы на занятиях с учителем – дефектологом, инструктором по АФК: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

3. Развитие высших психических функций просматривается на занятиях у психолога или дефектолога: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового), мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно), творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

4. Работу над развитием импрессивной речи организует учитель-логопед, специалист по раннему возрасту. В данном направлении логопед будет расширять понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки, грамматических категорий и предложных конструкций, инструкций, вопросов, несложных текстов.

5. Логопед так же осуществляет работу по развитию экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем мире [9 ].

6. Наиболее полную и глубокую взаимосвязь можно рассмотреть в следующем направлении: Работа с родителями, в этом направлении прослеживается работа многих специалистов. Содержание направления отразится в следующем: совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы). В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.

Система работы по профилактике речевых нарушений широко представлена в работе служб раннего вмешательства, которые созданы при реабилитационных центрах социального обслуживания. На отделениях раннего вмешательства работа специалистов , отражается в командной организации педагогического влияния по достижении единых целей.

Стоит отметить, что логопедическая работа очень востребована среди родителей клиентов. Дети раннего возраста получают широчайший спектр услуг. Педагогический процесс полностью направлен на устранение проблем и профилактику нарушений у детей. Работа по профилактике нарушений предусматривает различные формы организации мероприятий ( это могут быть индивидуальные, и групповые занятия для малышей).

Читайте также:
Йотированные гласные - план-конспект занятия

Эффективная логопедическая помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 3 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате, в дальнейшем можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.

Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю профилактическую работу, а в некоторых случаях и коррекцию. Это позволит проводить специальную работу по восполнению пробелов в речевом развитии детей

Очень важный момент при организации занятий с детьми это то, что формы проведения предусматривают непосредственное участие и взаимодействие родителей. Это позволит наиболее быстро достигать плановых результатов по устранению имеющихся пробелов в формировании личности ребенка.

Все вышеизложенное подтверждает важную роль профилактики нарушений речи у детей с задержкой речевого развития «группы риска». Раннее начало коррекционного воздействия будет способствовать успешному преодолению нарушений речи в дошкольном возрасте, что исключит различные проблемы и трудности в школьном обучении.

Приоритетным будет являться в первую очередь согласованная работа многих специалистов. Необходимо помнить и о комплексном подходе в профилактической работе с детьми.

Очень важно отметить первоначальный подход психологической помощи в профилактике ранних речевых отклонений. Тесная взаимосвязь и контакт с родителями обучающихся позволит достичь положительных начальных результатов.

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М., 2007.

2. Венгер А.А., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. — С.8-16.

2. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью

псевдобульбарной дизартрии: Автореф. дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. — 26 с.

3. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. — С.8-17.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

5. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2005.

6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

7. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение высказывания. М., 1969.

8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997.

9. Основы логопедической работы с детьми / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М., 2003.учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Академия, 2002. — 232

10. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте

Мокеева Ирина Германовна,
учитель-дефектолог, логопед

Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной. Однако система логопедической помощи зачастую не охватывает детей раннего возраста. В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка (В.П. Гудонис, 2004).

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.

В структуре отечественной системы здравоохранения, воспитания и обучения существуют специализированные учреждения для детей с речевой патологией, но не все дети раннего возраста охвачены своевременной не только профилактической, но даже и коррекционно-развивающей работой. Большинство из них посещают общеобразовательные дошкольные учреждения, где отсутствует ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям. Традиционные технологии ДОУ не учитывают особенностей детей с задержками речевого развития, что снижает эффективность развивающих мероприятий. В связи с этим возникает необходимость искать новые формы логопедической работы с детьми раннего возраста.

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс (А.А. Семенович, 2002).

Кроме того в основу работы должны быть положены следующие принципы:

– принцип комплексности, заключающийся в медицинском и психолого-педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;

– принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в формировании высших психических функций зрительной, слуховой, кинестетической и двигательной функциональных систем;

– принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;

– принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка;

– принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;

Читайте также:
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе - конспект логопедического занятия

– принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;

– принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе;

– принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко, 2004).

В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухт, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, В.П. Балобановой, Е.В. Кирилловой, О.Е. Громовой, Н.Н. Матвеевой, Е.А. Стребелевой, и др. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

Отсюда, в результате теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового), мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно), творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;

5. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы) (Т.Н. Гирилюк, 2007).

В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.

Логопедические занятия должны включать индивидуальные и групповые занятия продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от этапа работы и состояния детей. Группы следует комплектовать с учетом моторного, познавательного и речевого развития (по 5 человек).

Структура индивидуального логопедического занятия по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста может быть следующей: 1) Организационный момент, установление эмоционального контакта. 2) Массаж лицевой и оральной мускулатуры, кистей и пальцев рук. 3) Упражнения на развитие артикуляционной моторики с элементами развития дыхания, звукопроизношения и просодики. 4) Игра на развитие общей и мелкой моторики с элементами развития речеслуховой памяти, слухового внимания и восприятия, лексического запаса. 5) Подведение итогов занятия.

Структура группового логопедического занятия: 1) Организационный момент, установление эмоционального контакта. 2) Самомассаж биологически активных точек. 3) Активная артикуляционная и дыхательная гимнастика с элементами развития звукопроизношения и фонематического восприятия. 4) Игры на развитие общей и мелкой моторики с элементами развития речеслуховой, зрительной и двигательной памяти, слухового, зрительного и двигательного внимания, слухового и зрительного восприятия, мыслительных процессов, лексического запаса и фразовой речи. 5) Подведение итогов занятия.

Всю работу по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром следует проводить поэтапно по определенным темам:
1) Моя семья. Человек (имена, части тела, глаголы – готовит, стирает, чинит, играет, читает, вяжет, прилагательные – большой, маленький, старый, молодой и др.).
2) Предметы обихода и их назначение. Развивать у ребенка представления о предметах обихода и их назначении, формировать начальные обобщающие понятия: Игрушки. Посуда. Одежда. Обувь. Продукты питания. Транспорт и т.п.
3) Знакомство со свойствами предметов. Цвет (подбор предметов и картинок заданного цвета, основные цвета – красный, синий, белый, черный, желтый, зеленый, гpyппировка предметов по цвету).
4) Форма и величина предметов (подбор по образцу предметов, основные фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, овал и др., сопоставление предметов с геометрическими фигурами, гpyппировка предметов по форме, величине).
5) Овощи и фрукты (названия овощей и фруктов, сад, огород, грядка, глаголы – сажаем, поливаем, растет, зреет, собираем, прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину).
6) Домашние животные (собака, кошка, корова, коза, лошадь). Общие и отличительные свойства домашних животных. Общие и конкретные сведения о каждом из животных. Домашние животные и их детеныши.
7) Дикие животные. Общие представления: хищные и нехищные. Общие сведения – части тела, детеныши, способы передвижения.
8) Сравнение животных по групповой принадлежности: домашние – дикие (Волк и собака, Лошадь и олень и т.п.).
9) Птицы (домашние и дикие, перелетные и неперелетные, части тела, детеныши, глаголы – крякает, кудахчет, гогочет и др., прилагательные – рябая, пестрая, грозный и др.).
10) Насекомые (жук, муха, комар, пчела). Части тела, способы передвижения. Польза или вред насекомых для людей и растений.
11) Рыбы (названия, общие представления).
12) Времена года, их отличительные признаки.
13) Части суток (утро, день, вечер, ночь, завтрак, обед, ужин).
14) Растения (цветы, деревья, кустарники, части дерева, сад, лес, букет).
15) Люди и их профессии (повар, врач, воспитатель, шофер, пилот).
16) Дом. Мебель (крыша, стены, крыльцо, труба, спальня, гостиная, кухня, детская, ванная, туалет, стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф и др. Назначение).

Читайте также:
Конспект НОД по теме Предлоги

Список литературы:
1. Венгер А.А., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. – С.8-16.
2. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: Автореф. дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. – 26 с.
3. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. – С.8-17.
4. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 232 с.

Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ

Дробина Елизавета
Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Дробина Елизавета Алексеевна

(МАДОУ «Детский сад «Ивушка» Тамбовская обл. Тамбовский район)

Аннотация. В представленном материале проанализированы причины развития речевых нарушений в раннем возрасте (внутриутробная патология, родовые травмы, наследственные факторы, неблагоприятные социально-бытовые условия). Рассмотрены этапы становления детской речи при нормальном ее развитии. Раскрыты основные направления коррекционной работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» в раннем возрасте.

Ключевые слова. Профилактика речевых нарушений, ранний возраст, речевая деятельность, формирование речи, развитие речи.

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее важным и ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.

В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, организация коррекционной и социально-психологической помощи, в особенности организация профилактических мероприятий для детей раннего возраста «группы риска» становится все более актуальной.

Нарушения речи могут быть вызваны разными причинами. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов, а также в первые месяцы жизни после рождения. Как биологические, так и социально-психологические факторы риска, воздействующие на детей первых трех лет жизни, могут повлиять на развитие речи и привести к нарушениям или задержке речевого развития [8].

Эффективная и своевременная профилактика речевых нарушений способствует их предотвращению в раннем возрасте. В настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному комплексному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, которое позволяет своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого нарушения. Особое значение имеет определение основных направлений и организации содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста.

В связи с тем, что профилактика речевых нарушений предполагает комплексный подход, выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

Основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста:

1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового, мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности [4].

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов.

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

5. Работа с родителями: совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы). В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др. [11].

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, воздействие на которые влечет воздействие на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Регулярные движения с шарами, игры с пальчиками улучшают умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Читайте также:
Конспект совместной деятельности детей младшей группы и родителей 'Путешествие в зимний лес'

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка тонких

движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.

Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга»[7]. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого нарушения у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит ещё и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук [4].

Все занятия по развитию речи ребенка разделены на несколько основных этапов. Это подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и три этапа основного цикла (I этап — 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей группы, все остальные занятия — подгрупповые; II этап — 24 занятия, из них 4 итоговых; III этап — 18 занятий, из них 3 итоговых).

Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка с целью определения индивидуального уровня развития слухового и зрительного внимания малыша.

Занятия основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми раннего возраста. В мини-группу (три ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему

речь. В начале основного цикла занятия могут быть и очень короткими — 5—7 минут. И все-таки надо стремиться к тому, чтобы в конце цикла ребенок мог «заниматься» до 15-20 минут.

Итоговые занятия (в основном цикле таких занятий 10) следует проводить со всеми детьми в группе.

Для осуществления динамического наблюдения за развитием детской речи используют таблицы оценки индивидуальных достижений ребенка и опросник для родителей.

Таким образом, основными направлениями профилактики речевых нарушений являются следующие: формирование моторной сферы, развитие высших психических функций, развитие экспрессивной, импрессивной речи и работа с родителями.

Для профилактики нарушений речи детей раннего возраста необходимо: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений, действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

В профилактической работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др. [3].

1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 1991.

2. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. М., 1992.

3. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1982.

5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., АПН РСФСР,1961.

6. Гудонис В. П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. М., 2004.

7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

8. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. 1994. № 2

9. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (Ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., Владос, 1997.

10. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений ; под ред. Чиркиной. М., АРКТИ, 2003.

11. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь. 2006. №8.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: – познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Встреча клуба заинтересованных родителей «Ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости» Цель: ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости воспитанников ДОО через взаимодействие с родителями. Задачи:- повысить информированность.

Читайте также:
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 17.03.2021 2021-03-17

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, А. В. Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста / А. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77600/ (дата обращения: 18.01.2022).

Родной язык есть единственное орудие, посредством которого

мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их.

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-педагогами, родителями и непосредственно с воспитанниками детского сада.

Ключевые слова: ребенок, ранний возраст, детский сад, речевое развитие детей, младший дошкольный возраст, логопедическая помощь, логопедический пункт.

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8— 1 года до 3–4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

К сожалению, уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в наш детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети младших групп, имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Действительно, в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. По данным разных авторов, ППЦНС встречается в 83,3 % случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии. Такой неврологический фон, несомненно, сказывается на развитии ребенка в целом, и на речевом, в частности.

На логопедический пункт, где проводятся занятия, дети попадают в 5–6 лет с уже сформировавшимися и закрепленными дефектами произношения, нарушениями речевого дыхания, фонематического слуха, с многочисленными аграмматизмами в речи и т.д, это влечет за собой недостаточную готовность к школьному обучению. Иногда складываются ситуации, что в связи с поздним началом оказания логопедической помощи не удается до конца сформировать чистую речь у ребёнка к моменту поступления в школу. А это в свою очередь, негативно отражается на обучении грамоте и письму, создает психологические проблемы у первоклассника.

На наш взгляд, коррекционно-развивающую работу в дошкольном учреждении, не имеющем специальных логопедических групп, нужно начинать как можно раньше.

Проводя диагностическое обследование детей младших групп детского сада, мы столкнулась с нарушениями речевого развития у детей раннего возраста (до 3-х лет), которые на наш взгляд, можно компенсировать на начальном этапе обучения.

Поскольку в условиях логопункта не отводится специального времени на работу, направленную на коррекцию нарушений речевого развития у детей раннего возраста, то мы приняли решение разработать проект, направленный на профилактику речевого недоразвития у детей 2–5 лет.

Целью данного проекта стало создание условий,способствующих полноценному речевому развитию ребёнка дошкольного возраста как условию успешного развития и обучения в школе.

Данный проект представляет собой следующую модель взаимодействия всех субъектов образовательного процесса:

  1. Определение уровня речевого развития детей второго года жизни.
  2. Разработка системы педагогических мероприятий по повышению уровня речевого развития детей второго-пятого года жизни.
  3. Реализация педагогических мероприятий по направлениям:

– коррекционно-развивающие игры с детьми логопедической направленности;

– проведение логопедической ритмики в группах раннего возраста;

– просвещение педагогов и родителей;

– обучение педагогов и родителей доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.

Ожидаемые результаты

– Высокий уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста и, как следствие, достаточный уровень готовности этих детей к началу школьного обучения.

– Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в сфере речевого и общего психического развития детей.

– Увеличение объема методических разработок мероприятий по профилактике и коррекции речевых нарушений, общему психическому развитию дошкольников.

Рассмотрим более подробно каждое из направлений.

Речевые пятиминутки — как приемы речевого развития.

Речевые пятиминутки -способствуют развитию всех компонентов речи, психических процессов (памяти, внимания, мышления) у детей.

Они составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. К каждой лексической теме подбирается речевой материал в соответствии с возрастом, определяются развивающие цели и приемы их реализации;

Состоят из следующих блоков:

– работа по развитию артикуляционного аппарата;

– развитие речевого дыхания;

– развитие лексико-грамматических категорий на определённой лексической теме;

– работа над общей и мелкой моторикой.

Данный формат наиболее удобен молодым специалистам, поскольку включает в себя готовый материал для работы. Так же предусматривается вариативность использования тех или иных упражнений, педагог может добавлять или адаптировать предлагаемый материал в соответствии с речевыми возможностями детей и своими профессиональными компетенциями.

«Клуб заботливых родителей» — эффективное средство просвещения родителей.

Многие родители, благодаря разнообразию специальной литературы, ресурсам Интернет, пытаются самостоятельно повысить свою психолого-педагогическую компетентность. Однако отметим, что далеко не вся печатная продукция, а также материалы, размещенные на различных сайтах Интернет, соответствуют современным стандартам образования и носят действительно развивающий характер. А значит, специалисты ДОУ должны установить непосредственный контакт с семьей, в основе которого лежат интересы ребенка.

Просветительская и коррекционная работа в нашем детском саду включает в себя традиционные формы, но практика показывает, что этого недостаточно, так как оказывается она в большей степени тем родителям, чьи воспитанники посещают речевую группу и логопедический пункт.

Возникла необходимость в поиске такой формы работы с родителями, чтобы логопедическую помощь смогли получить все желающие.

Обсудив с педагогами различные формы, мы пришли к выводу, о необходимости создания родительского клуба. Это объединение родителей, активно занимающихся развитием своих детей и заинтересованных в квалифицированной логопедической помощи. Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, в том числе и детей раннего возраста.

Читайте также:
Методическая разработка по лексической теме 'Бытовая техника'

Клуб является одним из компонентов воспитательно — образовательного процесса, где родители могут получить знания и практические умения, способствующие речевому развитию детей.

Логопедическая ритмика — как одна из эффективных форм профилактики речевых нарушений.

Наиболее удобной формой для нас стало проведение коррекционно-развивающих мероприятий с детьми раннего возраста в форме логоритмических занятий.

Такие занятия всегда очень интересны детям, поскольку проводятся в игровой форме, с большим количеством дидактического материала, обязателен сказочный персонаж (различные животные- игрушки, кукла Маша), которые проводят занятие и показывает артикуляционные упражнения. Кроме того, логоритмическое занятие позволяет включать не только чисто логопедические упражнения (на развитие речевого дыхания, фонематического слуха, артикуляционная и пальчиковая гимнастика), но и игры, направленные на расширение словарного запаса детей, грамматического строя речи, на развитие всех видов внимания и памяти. И все это сочетается с упражнениями на развитие общей моторики, координации движений и развитие мышечного тонуса; кроме того, занятия направлены на формирование чувства ритма, умение выполнять упражнения по образцу и т. д.

Логоритмика — комплексная методика, направленная на профилактику речевых нарушений у детей. Ритмическая организация является основой жизни. Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и много другое подчинено определенному ритму.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, овладевают простейшими артикуляционными упражнениями, что способствует развитию и тренировке органов артикуляции. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал не заучивается. Главная задача педагога — создание на занятиях атмосферы праздника, радости.

Подводя итоги проекта «Грамотейка», начатого в 2016 учебном году, можно отметить следующее: за прошедший период у детей младших дошкольных групп повысилась речевая активность, значительно расширился словарный запас.

У детей, которые сейчас посещают старшие группы нашего детского сада снизился процент тяжелых нарушений речи, уменьшилось количество речевых нарушений различной этиологии. Родители отмечают возросшую познавательную активность и расширение представлений об окружающем детей.

Мы в свою очередь, отмечаем возросшую активность родителей, которые регулярно интересуются успехами своих ребят и с удовольствием принимают участие в проводимых мероприятиях. Еще рано говорить об окончательных результатах, но на наш взгляд, основная цель – привлечение внимания к речевому развитию детей раннего возраста, нами достигнута.

  1. Е. Н. Краузе, Логопедия, — С-Пб. КОРОНА принт, 2005 г.
  2. О. А. Новиковская. Логоритмика -, С-Пб. КОРОНА принт, 2005 г.
  3. М. Ю. Картушина, Логоритмика для малышей, — Москва, Сфера, 2005г.
  4. Н. А. Рычковская, Логопедическая ритмика — Москва, Гном-пресс, 1998г.
  5. В. А. Калягин, Когда ребенок плохо говорит — С-Пб., Каро, 2004г.
  6. Истоки, Базисная программа развития ребенка-дошкольника — Москва, изд. дом Карапуз, 1997 г.
  7. Е. А. Алябьева, Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения — Москва, Сфера, 2006 г.
  8. Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина, Раннее детство: познавательное развитие — Москва, Мозаика-Синтез, 2000 г.
  9. Г. М. Лямина, Воспитание и развитие детей раннего возраста — Москва, Просвещение, 1981 г.

«Значение ранней диагностики, профилактики и ранней коррекционной помощи детям с нарушениями психического и речевого развития.»

Бузычкина О.В.
логопед
Департамент труда и социальной защиты населения
города Москвы
Государственное казенное учреждение города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию «Соколёнок»

Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасту важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых двух лет жизнь, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто и медицинском воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
Поскольку, как это было показано выше, тяжелые формы общего недоразвития речи обычно возникают на фоне органического поражения центральной нервной системы, то первой важной задачей врача является диагностика не только тяжелых, но и более легких форм повреждений мозга. Особое внимание обращается на детей, родившихся
от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом, перенесших асфиксию, родовую травму, длительную желтуху, а также на недоношенных, маловесных и незрелых при рождении детей. При осмотре детей группы риска уже в первые месяцы жизни. У них можно обнаружить признаки отставания психомоторного развития, общее беспокойство, нарушения сна, соматическую ослабленность. В настоящее время разработаны критерии диагностики нарушений психомоторного развития детей первого года жизни.
В целях предупреждения общего недоразвития речи необходимо. Разработать рекомендации для родителей детей, относящихся к группе риска, а также детей с различными отклонениями в физическом или психическом развитии. Матери следует знать о влиянии эмоционального общения с ребенком на становление его речи. Кроме
того, логопед и психолог должны обучить мать основным приемам работы по стимулированию психического развития ребенка.
Ранняя диагностика отклонений довербального и вербального поведения проводится в рамках комплексного обследования ребенка. Для диагностики необходимо хорошо представлять основные закономерности довербального и раннего вербального развития. Выделяют следующие стадии развития ребенка от рождения до 18 месяцев.
I стадия, длящаяся от рождения до 8 недель (2 месяца) — характеризуется рефлекторным криком и рефлекторными звуками. Звуки сопровождают в основном соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Иногда звуки крика как бы очень приближенно напоминают согласные г, к, н, но, так как эти звуки носят рефлекторный характер, они не рассматриваются как предшественники фонем.
Оценка крика ребенка имеет важное диагностическое значение. У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с органическим поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем выявляются расстройства речи, крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые ребенок обычно производит на вдохе, или может отсутствовать вообще.
II стадия характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления и смеха. Ее продолжительность от 8 до 20 недель начинается развитие интонационной характеристики крика: крик видоизменяется в зависимости от состояния ребенка. Ребенок по-разному сигнализирует матери о болевом ощущении, чувстве голода, дискомфорте в связи с мокрыми пеленками и т.д. У детей с органическим поражением центральной нервной системы крик обычно остается однообразным, без интонационной выразительности. Начиная с 12 недель у большинства здоровых детей частота крика снижается, исчезают примитивные звуки кряхтения и т. п., появляется начальное гуление («гуканье»). Звуки гуления возникают на улыбку и разговор взрослого с ребенком, т. е. на этой стадии осуществляется переход от рефлекторных звуков к коммуникативным. Подтверждением этому является то, что ребенок активнее гулит в присутствии взрослых. К неделям появляется «социальная» улыбка, которая пока еще недифференцирована и адресована всем лицам, общающимся с ребенком. В гулении преобладают гласные звуки, но к концу II стадии появляются и редуцированные согласные. Звуки гуления произносятся на выдохе, т. е. гуление представляет собой своеобразную тренировку речевого дыхания. Гуление обычно выступает в качестве составляющего элемента комплекса оживления.
В период гуления интенсивно развивается интонационная система языка, звуки, в него входящие, начинают постепенно приближаться к стандартным фонемам. На этой же стадии появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, к 16 неделям смех становится продолжительным.
Симптомами риска речевых нарушений у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы на этой стадии являются отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления; однообразные, редкие и тихие звуки гуления, сопровождаемые хаотическими движениями в конечностях; отсутствие смеха; преобладание назализованных звуков крика. Основным приемом коррекционной работы, направленной на предупреждение нарушений речевого развития на первых двух стадиях, является нормализация процесса кормления. Несмотря на трудности кормления грудью некоторых детей с органическим поражением мозга, рекомендуется не отрывать их от груди, а помогать им в захватывании соска и тем самым тренировать у них функцию сосания. В этих условиях создаются необходимые артикуляционные предпосылки для произнесения звуков. Наряду с нормализацией кормления следует развивать у ребенка потребность в общении со взрослыми, формировать зрительную фиксацию и способность следить за движущимся предметом, слуховое внимание и умение локализовать звук в пространстве.
Особая роль отводится занятиям по активизации голосовых реакций, которые следует проводить через минут после пробуждения. Перед занятиями необходимо создать у ребенка эмоционально-положительный настрой. При проведении занятий большое значение имеет разговор с ребенком. Например, можно несколько раз эмоционально, с изменением громкости и высоты голоса, повторить имя ребенка или короткие рифмованные строки.
III стадия характеризуется появлением лепета. Ее длительность от до 30 недель На этой стадии отмечается постепенное исчезновение цепочек гласных звуков и возвращение к произношению однослоговых сегментов, в которых постепенно удлиняются звуки, похожие на гласные или согласные. Согласные звуки начинают все больше продуцироваться в передних отделах полости рта. Ротовая полость к этому времени увеличивается в объеме, что создает благоприятные условия для более разнообразных движений языка. К концу этой стадии ребенку доступны разнообразные Звуковые комплексы с длительным произнесением отдельных их сегментов, в которых постепенно появляются еще нечетко артикулируемые слоги с окончаниями на гласных звуках.
К месяцам здоровый ребенок начинает произносить сочетания губных и язычных согласных с гласными (бааа, мааа, тааа, лааа]. К этому возрасту появляется первый слог ба или лад, это Начало лепета, представляющего собой повторное произнесение Необходимо подчеркнуть, что все мероприятия по предупреждению отставания речевого развития носят комплексный характер и обязательно включают в себя общую стимуляцию психомоторного развития, а при необходимости — и специальное лечение.
Ранняя диагностика нарушений речевого развития — основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. При оценке доречевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе важное значение имеет определение степени отставания в овладении речью.

Читайте также:
Речь ребенка на кончиках пальцев

Список литературы

  1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.- М., 2003.
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб., 2000.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М.: Просвещение, 1973.
  4. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формировании детской личности. Принцип развитии в психологии. -М., 1978.
  5. Козлова Е.В. Стимуляция и коррекция психомоторного развития детей первого-второго года жизни. — М., 2003.
  6. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений. /Дефектология. — 1994.

Профилактика речевых нарушений

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

  • ухудшение экологической обстановки;
  • особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Читайте также:
Методическое пособие 'Папка- рычалка'

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Мероприятия по профилактике речевых нарушений включают:

  • создание необходимых условий для сохранения физического и нервно-психического здоровья ребенка;
  • заботу о сохранности его речевых органов;
  • создание необходимых социально-бытовых условий для правильного речевого развития ребенка.

Что рекомендуют специалисты?

  • Предупреждение ушибов головы.
  • Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.
  • Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
  • Охрана артикуляционных органов:
    • предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
    • исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
    • предупреждение преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
    • своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба;
    • своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
    • охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
    • охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.

В чём заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?

  • Обеспечение благоприятного окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей).
  • Поощрение лепета ребенка мимикой радости.
  • Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни.
  • Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью.
  • Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения.
  • Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
  • Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста ли взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.
  • Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания.
  • Занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи.
  • Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Если, несмотря на принятые профилактические меры, случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребенка какие-то неблагоприятные факторы всё же имели место, то не нужно думать, что у Вашего ребенка обязательно появятся расстройства речи.

Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем незаменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растет и развивается ребенок.

Если же условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот – уже имеющиеся отклонения в развитии можно усугубить.

Таким образом, если у Вас не всё благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребенка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы создать более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка.

Очень важно своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации в поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов. Кроме того, по вопросам речевого развития детей Вы можете проконсультироваться у логопедов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: