Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Оптимизация образовательного процесса в решении речевых проблем дошкольников младшего и среднего возраста.

Правильная речь – это один из важнейших показателей того, что ребенок действительно готов к обучению в школе. Ведь именно правильная речь — залог успешного овладения чтением и письмом. Письменная речь (чтение и письмо) будут формироваться на основе устной. Вот почету дети, страдающие нарушениями устной речи, могут стать в школе потенциальными дислексиками и дисграфиками. По статистике процент детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается.

В отношении состояния звукопроизношения тревожным фактом является и то, что даже в младших группах детских садов теперь не отмечается только «возрастное косноязычие», поскольку почти у каждого третьего ребенка имеют место и патологические формы нарушений звукопроизношения.

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. Ведь дети среднего дошкольного возраста могут испытывать много речевых проблем.

Для правильного произнесения звука необходимо:

  • Подвижность органов артикуляции
  • Развитое речевое дыхание
  • Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • Развитие мелкой моторики также оказывает свое благотворное воздействие на становление речи малыша.

Внимание воспитателей массовых групп к этим составляющим очень важно. Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей предусматривает введение с младшего дошкольного возраста в образовательный процесс упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, на развитие мелкой моторики, фонематического слуха. Все это плодотворно сказывается на развитии речи детей в целом или становится подготовкой к коррекционной логопедической работе с ними в дальнейшем, которая будет, несомненно, протекать успешнее.

Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи

Данные упражнения и игры целесообразно применять не только на занятиях по развитию речи и звуковой культуры, но и других занятиях. Поверьте, применять их постоянно и повсеместно — это совсем не сложно!

Так, рассказывая детям о животных, можно познакомить с базовыми артикуляционными упражнениями: «Хоботок», «Улыбка», «Бегемот» и т.д.

Вытянуть длинный «хоботок», как у слона (губы вместе вытянуты вперед); показать широкую улыбку лягушки; открыть широко рот, как бегемот.

Упражнения пальчиковой гимнастики: «Зайчик» (указательный и средний пальцы вверх, остальные зажаты в кулак), «Волк» (кисти рук соединены, пальцы имитируют пасть, которая открывается и закрывается).

На занятиях по ФЭМП можно перебирать мелкие предметы, обучая детей порядковому счету или «играть» пальчиками на воображаемых инструментах, а также изготовленных специальных клавиатурах (из поролона, пуговиц).

Для упражнений дыхательной гимнастики необходимо изготовление подвесных легких предметов в виде птиц, листочков, снежинок, цветов, пушинок, бабочек и т.д. Они могут находиться в природном уголке группы и могут быть связаны с сезонными изменениями в природе. Упражнения на развитие речевого дыхания можно включать в любые режимные моменты: утренняя гимнастика, занятия, прогулка (следить, чтобы дети дышали носом), гимнастика в постели после сна, физкультурные занятия и т.д.

На занятиях по ознакомлению с природными явлениями или животным миром детям можно предложить подуть, как дует ветерок, как течет ручеёк; как дышит медведь, а как заяц.

Упражнения на звукоподражание помогают малышу сконцентрироваться на заданном звуке, услышать его, попробовать произнести, учить отличать его от других. Тем самым у детей развивается фонематический слух и фонематическое восприятие.

Упражнения: «Листья шуршат» (ш-ш-ш коротко), «Деревья шумят» (ш-ш-ш длительно), «Водичка свистит» (с-с-с), «Комарик звенит» (з-з-з), «Жук жужжит» (ж-ж-ж) и т.д.

Упражнения проходят с интересом, если они обыгрываются воспитателем, который рассказывает при этом выдуманную им историю. Можно придумывать истории с продолжением, благодаря чему у детей легче происходит закрепление полученного материала и усваивание нового.

Использование вышеописанных упражнений могут стать неотъемлемой частью занятий, направленных на развитие речевого аппарата, а также речи в целом.

Долженко Ольга Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 134,
г. Калининград

Звуковая культура речи дошкольников

Звуковая культура речи закладывается в тот период, когда ребенок учится разговаривать. В возрасте от трех до семи лет дети осваивают произношение, интенсивно наполняют лексический запас, открывают для себя грамматический строй речи, научаются связно высказываться. У каждого ребенка эти процессы сопровождаются неодинаковой успешностью. Если речевые нарушения не устранить в детстве, то в последующие годы преодолеть их гораздо труднее.

Понятие звуковой культуры речи

Речь – сложная функция, которая задействует многие части организма. Развитие речи детей дошкольного возраста подразумевает не только непосредственное «говорение» и осмысление того, что произносится. Каким будет звукоизвлечение и произношение, зависит от того, насколько развит речевой аппарат, как работают дыхательные мышцы.

Соответственно, звуковая культура речи — это многогранное понятие, включающее чистое произношение, характеристики звучания, речевое дыхание, содержательность высказываний, общую выразительность речи.

Читайте также:
Игры на развитие фонематического восприятия

В тесной взаимосвязи с работой артикуляционного аппарата и дыхательных мышц находится речевой слух. Детям с ослабленным слухом — или просто рассеянным и невнимательным — трудно уловить и воспроизвести сложные звуки, обеспечить содержательность, выразительность речи. Поэтому, говоря о воспитании звуковой культуры, обязательно включают развитие речевого слуха.

Особенности формирования звуковой культуры речи дошкольников

Речь ребенка формируется на примере вербального общения взрослых людей, которые его окружают. Для некоторых родителей и бабушек-дедушек становится открытием, что даже с крохой непозволительно сюсюкать и подстраиваться под детский лепет. С первых дней жизни дети должны слышать ласковую, но при этом правильную речь с точки зрения грамматики и произношения. Только так развитие связной речи у детей дошкольного возраста будет происходить естественно и полноценно.

Начиная с трехлетнего возраста, дошкольник начнет повторять вслед за взрослыми слово за словом. Крайне важно, чтобы его звукоподражание опиралось на отчетливые правильно произносимые фразы.

Звукопроизношение

Звуковая сторона речи у детей дошкольного возраста меняется с каждым месяцем благодаря естественному совершенствованию речевого аппарата.

Малыши 3-4 лет имеют характерную речевую особенность, заключающуюся в смягчении практически всех слов. Большинство детей еще не произносят звук Р, шипящих Ж, Ч, Ш, Щ.

Отмечается частая замена более сложных звуков (так называемых, заднеязычных) на простые (переднеязычные) в начале слова. Проследите за движением языка: гораздо проще выговорить «шук» вместо жук, «долова» нежели голова, «Татя» вместо Катя.

Несколько подряд стоящих согласных звуков и вовсе превращают фразы малышей в новые лексические изобретения.

К пяти годам большая часть детей избавляется от повального смягчения. Произношение слов еще неустойчиво, но звуки осваиваются почти все. Другое дело, что ребенку еще не всегда удается уместно их использовать. На радостях, что уже поддались Р, Ж и другие коварные звуки, дошкольник употребляет их, заменяя вполне лояльные к произношению Л, Т, С. По этой причине можно услышать от ребенка «рапка» (лапка), «жубы» (зубы) и подобное словотворчество.

Дети старшего дошкольного возраста, в основном, произносят чисто все звуки, если нет функциональных отклонений (шепелявость, заикание), устранение которых требует специальной логопедической помощи. Но у шестилеток может закрепиться перестановка звуков или слогов, а также привычное для ближайшего круга искажение слов («мясобурка», «велисапед»). Причиной может быть как подражание, так и неразвитый речевой слух, слабое произвольное внимание.

Характеристики речевой выразительности

Становление звуковой выразительности речи происходит, когда высказывания дошкольника приобретают связность. Мелодику произношения предложений дети улавливают раньше, чем начинают говорить. Интонация, логическое ударение в предложении приходит, когда ребенок начинает говорить осмысленно.

Элементы речевой выразительности являются важным компонентом звуковой культуры. Интонация и четкость произношения не только придают красоту звучанию. От них зависит донесение смысла сообщения, понимание содержания слушателем. Развитие выразительности речи детей можно обеспечить рассказыванием стихов, участием в театрализованных представлениях.

Темп и речевое дыхание

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками обусловлены еще и тем, что детский организм имеет слабо разработанную систему дыхательных мышц, дыхательных путей.

Поэтому ребенок может не договаривать слова, перескакивать сложные звукосочетания, высказываться чрезмерно торопливо. При этом речь звучит взволнованно или крикливо.

Важно разрабатывать дыхательные мышцы ребенка, практикуя глубокие вдохи и выдохи.

Полезны занятия, где приходится как можно дольше дуть. Подойдет пускание мыльных пузырей, обдувание шара одуванчика, соревнование, кто дальше подвинет дуновением шашку на шахматной доске. Такие простейшие игры развивают речевое дыхание дошкольника.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения родителей и воспитателей к этому вопросу. Культуру речи необходимо прививать, воспитывать.

Первое, что необходимо соблюдать взрослым, это подавать пример ребенку своей грамотной речью и культурой словесного общения.

Во-вторых, родители обязаны внимательно следить за продвижением своего дитя в освоении родного языка. Здесь важно не умиление детским произношением, а аккуратные подсказки, как употребить слова правильно, побуждение формулировать повествовательное предложение. В произношении трудных звуков необходимо систематически тренироваться, чтобы предупредить возможные речевые нарушения.

Формирование правильного произношения

Родителям следует ориентироваться на возрастные нормы формирования чистого произношения. Преодолевая 5-летний рубеж, ребенок должен научиться произношению всех звуков. Уже приближаясь к этому возрасту, взрослым нужно в качестве профилактики возможных речевых проблем у своего ребенка стимулировать развитие его слухового внимания. Это можно делать повсеместно в игровой форме:

  • Предложить ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. Потом расспросить, что он услышал.
  • Практиковать совместное рассказывание сказок, имитируя голоса сказочных героев.
  • Учить вычленять звуки в слове: взрослый называет слова, а дошкольник определяет, есть ли в нем обозначенный звук.
Читайте также:
Причины школьной неуспеваемости

Незатруднительно также проводить артикуляционную гимнастику. Такие упражнения для языка как «Лопатка», «Иголочка», «Горка», «Часики», «Лошадка» известны всем. Эти артикуляционные движения просто выполнять, но эффективность их подтверждена многолетней практикой.

Тренировка дикции и выразительности

Формированию дикции и выразительности эффективно способствует заучивание и рассказывание небольших занятных стихов. Детям нравятся потешные рифмованные строки. Это доступные и простые приемы на развитие речи у детей 3-4 лет. Малыши с вдохновением рассказывают стихи, стараясь повторить все акценты, которые услышали в декламации мамы или бабушки. Тем более что детские четверостишия часто включают одновременно повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Как в данном примере:

Кроме тренировки интонационной выразительности, подобные декламации являются благодатной средой для автоматизации трудно дающихся дошкольнику звуков.

Способствует развитию речевой выразительности также театрализованная деятельность, которую несложно организовать в домашних условиях. Дети любят слушать любимые сказки чуть ли не каждый день. Они в точности знают содержание и внимательно следят, чтобы рассказчик не пропускал никаких эпизодов.

Самое время поручить дошкольнику одну из притягательных для него ролей. Даже без дополнительного напутствия ребенок постарается изобразить характер героя, применяя соответствующие темп и тональность речи.

Игры на развитие культуры речи

Прививать ребенку звуковую культуру речи следует с помощью игровых условий. Полноценное звучание развивается в процессе тренировок, а игра как раз и является той естественной для дошкольника деятельностью, где он готов многократно повторять одни и те же действия и слова.

Можно подобрать игры, направленные на тренировку дикции и эмоциональности высказываний, на формирование артикуляционного аппарата, на становление речевого дыхания, на расширение словарного запаса. Рассмотрим примеры для каждой из перечисленных групп.

Игры-диалоги с применением кукол. Зачастую достаточно задать тематику, и дети самостоятельно разыграют диалог. Это может быть встреча лесных жителей или приход в гости на чаепитие, беседа персонажей из мультфильма или бытовой сюжет.

Упражнение «Мишки и пчелка» на развитие артикуляционных мышц (взрослый рассказывает историю, а дети сопровождают рассказ движениями). Медвежата сладко спали в берлоге, расслабленно высунув язычок. Тут в берлогу залетела пчелка, надумав сесть прямо на язык медвежонку. Мишки, спрятав язык, сложили губы трубочкой и стали делать круговые движения в разные стороны. Пчелка растерялась и улетела. А медвежата веселились, жужжа каждый на свой лад: «Ж-ж-ж», «З-з-з».

Игра «Духовой оркестр». Показать детям, как играет трубач (короткий и длинный выдох), музыкант на тромбоне (один выдох как можно длиннее), кларнетист (несколько коротких выдохов). Взрослый выступает в роли дирижера. Договориться, какой музыкальный инструмент изображают дети, когда ведущий поднимает руку вверх, разводит руки, прижимает их к груди.

Выполнение подобных игровых упражнений служит эффективной профилактикой возможных недостатков произношения и стимулирует развитие звуковой стороны речи.

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Период дошкольного возраста – наиболее благоприятное время для формирования звуковой культуры речи.

Бесплатные занятия с логопедом

Период дошкольного возраста – наиболее благоприятное время для формирования звуковой культуры речи. Большую роль при овладении ей дошкольниками играет общение с окружающими. В частности, с воспитателем.

Что относится к звуковой культуре речи

Звуковая культура входит в более общее явление речевой культуры. Воспитание звуковой культуры речи включает различные направления работы:

  • Развитие речевого слуха;
  • Постановка правильного звукопроизношения;
  • Формирование орфоэпической стороны речи;
  • Обучение средствам звуковой выразительности речи;
  • Отработка дикции.

Основой для складывания звуковой культуры речи является хороший речевой слух, поэтому формирование этой стороны речевой культуры включает как развитие артикуляционного аппарата, так и совершенствование речевого восприятия.

Неправильность в формировании звуковой культуры речи способна негативно сказаться на личностных особенностях ребенка: он становится менее общительным, стесняется своего недостатка, пропадает интерес к играм, снижается любознательность. Напротив, дошкольник с хорошо развитой звукоречевой культурой способен понятно и легко выразить свои мысли и желания, он не испытывает трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

Звуковая культура речи должна быть сформирована к 5-7 годам, поскольку в дальнейшем в школьном возрасте дефекты этой стороны речи могут негативно сказаться на учебной деятельности.

Формирование звуковой культуры речи дошкольников

Звукопроизношение

Чистота звукопроизношения гарантирована, если органы артикуляционного аппарата ребенка достаточно подвижны и без труда переключаются с одного уклада на другой.

Работу по коррекции звукопроизношения разделяют на несколько этапов.

Этап подготовки. Педагог формирует умение опознавать и отличать друг от друга звуки речи.Также на этом этапе логопед ставит правильную артикуляцию с помощью гимнастики. Отрабатываются опорные звуки.

На следующем этапе складываются первичные произносительные умения и навыки. В этот период педагог занимается постановкой звуков. Она осуществляется тремя возможными способами:

  1. По подражанию. Логопед дает образец правильной артикуляции звука, а дошкольник повторяет.
  2. Механический способ предполагает применение вспомогательных средств – логопедических зондов или их заменителей. Нужный уклад органов речи придается с помощью этих приспособлений.
  3. Смешанный способ синтезирует два предыдущих.
Читайте также:
Родственные слова - конспект

Когда звук поставлен, его нужно автоматизировать в речи. Тренировочные упражнения предусматривают последовательную отработку звука. Сначала автоматизируют в начале слова, перед гласными, затем в конце (исключение – звонкие согласные), после этого – в середине слова, в последнюю очередь – в лексемах со стечением согласных.

Необходимо также научить ребенка дифференцировать проблемный звук от других со схожей артикуляцией.

На последнем этапе работы формируются коммуникативные умения – дошкольник учится использовать отработанный звук в различных ситуациях общения.

Речевая выразительность

Выразительность речи достигается за счет интонационных средств и подразумевает такие компоненты: мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр.

Мелодика – это изменение высоты голоса. Благодаря мелодике человек может выразить всевозможные эмоции высказывания, его подтекст, а также собственное отношение к тому, о чем говорит.

Ритм – это чередование ударных и безударных речевых элементов, идущих в определенной последовательности, через определенные временные промежутки. Элементы речи здесь – это слог или слово.

Темп – это скорость произнесения высказывания. Темп речи может быть более быстрым или медленным. Эта характеристика может иметь зависимость от длины речевой единицы. В более длинном слове время, потраченное на произнесение одного слога, меньше. Во время обычного разговора человек произносит 5-6 слогов в секунду. Темп помогает оформить интонационную целостность высказывания. Слушатель понимает, что фраза завершается по замедлению темпа, которое обычно бывает в конце высказывания. Также темп позволяет противопоставить важное и неважное в высказывании. Отрезки речи с более значимой информацией произносятся медленнее.

Ударение помогает выделить один из речевых элементов. Это выделение происходит за счет того, что удлиняется произнесение либо меняется тон. В зависимости о того, что говорящий хочет маркировать в своем высказывании, различают логическое ударение (выделяется отдельное слово) и фразовое (выделяется группа слов).

Паузы представляют собой перерывы в звучании речи и являются очень значимым средством воздействия на слушателя.

Индивидуальный колорит голосу придает тембр. Создается за счет добавочных тонов голоса, сопутствующих основному тону. Индивидуальность этого компонента зависит от строения гортани, носовой и ротовой полостей конкретного человека.

Речевая выразительность предстает в двух ипостасях: выразительность повседневной речи и выразительность при произнесении заранее подготовленного высказывания. Последняя является обдуманной и произвольной. Детям дошкольного возраста сложно одновременно отвечать на вопрос и придавать своему высказыванию выразительность. Сформировать данное умение – задача педагога.

Большие возможности для воспитания произвольной выразительности речи дает театрализованная деятельность. Начинать такую работу целесообразно с предложения ребенку поговорить за куклу. Педагог может построить целый диалог с дошкольником, озвучивающим игрушку. Игровая форма занятия поможет снять напряжение и добиться положительного эмоционального настроя.

Дополнительные занятия логоритмикой помогут закрепить приобретенные навыки. Логоритмические упражнения содержат упражнения, различные по скорости, движения в такт музыке, что помогает воспитать чувство ритма, высоты и силы голоса.

Речевое дыхание

Чтобы проговорить фразу, нужно запастись достаточным объемом воздуха. Среди наиболее частотных погрешностей речевого дыхания выделяют:

  • Неумение рассчитывать необходимый для произнесения фразы запас воздуха
  • Короткий выдох, возникающий нерегулярно, от случая к случаю
  • Частые доборы воздуха.

Самая типичная ошибка – ключичное или верхнереберное дыхание при производстве речи. Такой тип дыхания несложно узнать по признакам: плечевой пояс и грудная клетка сильно поднимаются, мышцы шеи находятся в напряжении, дыхание шумное и напряженное.

Устранить подобные недостатки помогает дыхательная гимнастика. Она решает следующие задачи:

  • Научиться применять нижнереберное диафрагмальное дыхание
  • Задействовать мышцы брюшного пресса
  • Научиться осознанно управлять дыхательным ритмом
  • Научиться верно соотносить вдох и выдох.

Постепенно следует усложнять задания. Тренировать речевой выдох нужно прежде всего на единичных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы. Контроль правильности речевого дыхания осуществляется с помощью ладони, которую кладут на диафрагмальную область.

Комплекс дыхательных упражнений включает статические (в покое) и динамические (в сочетании с движениями туловища, рук и шеи) упражнения.

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Среди методов воздействия, применяемых при формировании звуковой культуры речи ребенка, выделяют практические, наглядные и словесные. Практические методы включают игры, упражнения и моделирование.

Игры могут быть обучающими, подвижными, творческими. Хорошо, если каждый из этих случаев будет включать речевое сопровождение со стороны детей для отработки тех или иных речевых навыков. Каждая игра предполагает развертывание воображаемой ситуации. Это может быть сюжетная канва, ролевое распределение или прочие игровые действия. В играх можно отрабатывать все компоненты звуковой культуры речи.

Читайте также:
Логопедические технологии

Упражнения подразумевают множественное повторение заданных действий – как практических, так и умственных. Большое значение упражнения имеют при коррекции звукопроизношения. Так, упражнения артикуляционной гимнастики направлены на постановку звуков.

Словесные методы (заучивание наизусть стихотворений и пересказ) эффективны при формировании выразительности речи.

Демонстрация правильного произношения является ведущим приемом в воспитании звуковой культуры речи. В определенных случаях бывает необходим специфический прием утрированного произношения. К нему часто прибегают при отработке фонематического слуха и звукопроизношения. Педагог произносит слова с подчеркнутой дикцией или выделяет нужный звук интонационно.

В младших группах часто используют образное называние звука.

Занятие по формированию звуковой культуры речи

Содержание, структура и частота занятий по формированию звуковой культуры речи зависят от возрастной категории дошкольников.

В младшей группе занятия по воспитанию звуковой культуры речи рекомендуется включать 1-2 раза в месяц. Также несколько упражнений необходимо вписывать в структуру занятий, направленных на решение прочих речевых задач. Это может быть акцентирование внимания на выразительности голоса при чтении литературного материала. Отрабатывать различные звуки эффективнее всего в этом возрасте на звукоподражаниях.

Лучше всего материал усваивается, когда педагог проводит ассоциацию звука с каким-либо образом: звук А – кукла плачет, звук У – гул самолета, сочетание АУ – дети потерялись в лесу.

В средней группе занятия по звуковой культуре проводятся 3 раза в месяц. На них дети учатся находить слова, похожие по звучанию, тренируются произносить текст с разной интонацией. Кроме того, происходит закрепление уже поставленных звуков.

В старшей группе элементы выразительности речи отрабатываются на материале скороговорок, чистоговорок, заучиваются стихи. Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания.

В подготовительной группе дети продолжают учиться выделять изучаемый звук или слог в словах. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи: мелодике, ритму, тембру, темпу. Развивая чувство ритма, педагог готовит ребенка воспринимать поэтическую речь.

Дидактические игры

Фонематический слух и умение распознавать не речевые звуки можно тренировать с помощью игры «Оркестр». Дети стоят спиной к педагогу, который издает звуки при помощи различных инструментов. Сначала целесообразно давать на распознание один инструмент. К примеру, трещотку. Затем одновременно предложить 2 звука – трещотка и барабан. Постепенно увеличивать количество звуков. Дети должны сказать, какие музыкальные инструменты они услышали в оркестре.

Для дифференциации звуков подходят дидактические игры, в которых нужно распределить заданные звуки на 2 группы. К примеру, в игре «Разноцветные корзинки» логопед произносит названия предметов и явлений, а дети поднимают оранжевую корзину, если слышат в слове один звук, а желтую – если слышат другой. Похожие задачи можно реализовывать, распределяя слова с искомыми звуками в разные домики, шкафчики, кастрюли и т. д.

Заключение

Работа по формированию звуковой культуры представляет собой целую систему. Она осуществляется с первых дней пребывания ребенка в детском саду.

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Быкова Ольга Владимировна

МАДОУ “Детский сад № 273”

г.Пермь Пермский край

Тема публикации: Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых

Педсовет № 3

Тема: Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития звуковой культуры речи у детей;

2) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Предварительная работа:

1.Отбор и изучение литературы по вопросу звуковой культуры речи

2.Сбор информации и оформление материалов по теме педсовета

3.Консультации для педагогов «Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников», «Логоритмические упражнения в практике работы воспитателей», «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников».

4.Изготовление игр и пособий по формированию звуковой культуры речи дошкольников.

5.Конкурс по изготовлению игр и пособий по формированию звуковой культуры речи дошкольников.

6.Конкурс конспектов непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

7.Разработка сценария проведения педагогического совета.

Ход педсовета:

1.Теоретическая часть

Все вы знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Читайте также:
Звук (Ч), буква Ч - конспект НОД

В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить также, как и взрослые.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка ( и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мыщц, принимающих участие в образовании звука.

Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса.

Сегодня тема нашего педсовета посвящена звуковой культуре речи. Давайте немного вспомним теорию.

Понятие звуковой культуры речи

Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, это составная часть общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Т.Е.оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию.(Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд.—— М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Средства звуковой культуры речи(предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.

Воспитание звуковой культуры одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

– формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

– воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.

– формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

– выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

– воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной

речи. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время, а также и в нашем детском саду.

2. Выступление педагогов

«Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста»

II.Практическая часть

3. Деловая игра «Вспомнить все!»

Педагоги делятся на 2 группы.

Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»

1-е задание — «Зарядка для языка»

1-й команде — показать комплекс артикуляционных упражнений (для произношения свистящих звуков).

2-й команде — показать комплекс артикуляционных упражнений (звук [p]).

2-е задание — Знание органов артикуляции и основных понятий.

Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам.

*Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)

*Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)

*Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)

*Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)

*Способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных. (речь.)

Читайте также:
Конспект занятия для детей ОНР (6 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи

*Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (слух.)

3-е задание – Подобрать соответствующие карточки, что относится к звуку, что относится к букве ( звук – ухо, губы и язык; буква – глаз, книга, ручка)

Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»

1-е задание —«Придумайте рифму к слову».

На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка -окошко, улитка — калитка, корзина — картина, жучок — паучок и т.п.)

2-е задание «Подберите слово к схеме».

На мольберте выставлены варианты схем слов, состоящих из трёх звуков: гласные обозначены красным цветом, твёрдые согласные — синим, мягкие согласные — зелёным. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов — названий растений и животных. (Сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох; лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як; рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь; оса; тля.)

3-е задание «Подберите слово с наибольшим количеством букв».

Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Самоуничтожение, газонокосилка и т.п.)

Конкурс «Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи»

1 команда называет формы работы по формированию звуковой культуры речи:

занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

праздники и развлечения;

2 команда называет методы работы с детьми по формированию звуковой культуры речи:

игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом);

упражнения («Подуем на пушистики»);

образное называние звука или звукосочетания (з-з-з— песенка комара);

хоровые и индивидуальные повторения;

совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;

образная физкультурная пауза.

III.Итоги конкурса по изготовлению игр и пособий по формированию звуковой культуры речи

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Хомяк Лариса Александровна,
учитель – логопед МДОУ д/с №13
г.Алексеевки Белгородской области

Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

    Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

– восприятие темпа и ритма речи.

Формировать произносительную сторону речи:

– учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

– развивать артикуляционный аппарат;

– работать над речевым дыханием;

– вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

Читайте также:
Сценарий итогового мероприятия в ДОУ по теме недели 'Семья'

– вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

– формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

– фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

  • Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  • Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умениеточно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
  • Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

    1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
    2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
    3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
    4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

    Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

    – дидактические игры («Чей домик?»)

    – подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

    – дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

    – метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

    Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

    – образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

    – краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

    – утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

    – образное называние звука или звукосочетания (з-з-з – песенка комара, туп-туп-туп – топает козленок);

    – хоровые и индивидуальные повторения;

    – обоснование необходимости выполнить задание педагога;

    – индивидуальная мотивировка задания;

    – совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

    – оценка ответа или действия и исправления;

    – образная физкультурная пауза;

    – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

    В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

    1. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
    2. Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.

    Статья ” «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС»”. Автор: Арнаутова Людмила Викторовна, Трескина Евгения Анатольевна.

    Арнаутова Л.В. учитель- логопед ,Т рескина Е.А., воспитатель

    «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС»

    Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

    Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

    Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

    В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

    Воспитание звуковой культуры — од на из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

    Задачи развития звуковой культуры речи

    Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

    -Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: звуковысотный слух; слуховое внимание; восприятие темпа и ритма речи.

    -Формировать произносительную сторону речи:

    – учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

    – развивать артикуляционный аппарат;

    – работать над речевым дыханием;

    – вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

    – вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

    Читайте также:
    Дифференциация звуков Р-Л - конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

    – формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

    – фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

    – развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

    – воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

    Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи:

    – дидактические игры , подвижные или хороводные игры с текстом

    – дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

    – метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

    Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

    – образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

    – краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

    – утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова) ;

    – образное называние звука или звукосочетания ( з-з-з – песенка комара ) ;

    – хоровые и индивидуальные повторения;

    – обоснование необходимости выполнить задание педагога;

    – индивидуальная мотивировка задания;

    – совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь;

    – оценка ответа или действия и исправления;

    – образная физкультурная пауза;

    – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

    Работа над развитием звуково й культуры речи с учетом ФГОС.

    При реализации ФГОС в первую очередь необходимо выделить для себя следующие систематизирующие факторы: в ФГОС выделяют 4 основные направления развития детей и 10 образовательных областей, которые не должны реализовываться в ДОУ в «чистом» виде.

    О ни должны взаимодополнять друг друга, быть ориентированными на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию данных кач еств решаются интегративно.
    Таким образом, мы можем говорить о том, что работа по разделу: звуковая культура речи является основой для реализации следующих образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художествен ной литературы», «Социализация»

    ФГОС нацеливают педагогов на формирование интегративных качеств личности, выпускника. Работа по ЗКР направлена на фор мирование следующих параметров: Выпускник
    • владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, задает вопросы взрослому.
    • Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью
    • Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе.
    • Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации
    Мы знаем, что согласно ФГОС, в образовательный процесс включено два основных составляющих блока:
    – Совместная партнерская деятельность взрослого и детей;
    – Свободная самостоятельная деятельность детей, которая предполагает деятельность воспитанников в условиях создания педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

    Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам :

    Ранний возраст (третий год жизни).

    – учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух;

    – упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме шипящих и сонорных);

    – поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий;

    – учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко-ко», « му-му », «ку-ка-ре-ку»);

    – учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в движение султанчики, лодочки на воде, шарики из ваты).

    Младший дошкольный возраст (Четвертый год жизни)

    – учить говорить громко, не торопясь, четко произносить слова;

    – формировать умение вслушиваться в звучание слов;

    – учить правильно и четко произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию;

    – готовить к правильному произношению шипящих звуков;

    – побуждать правильно пользоваться интонацией, протяжно и плавно производить выдох через рот.

    Пятый год жизни.

    – совершенствовать восприятие речи и ее произносительную сторону в тесной взаимосвязи с развитием общения, стремления ребенка быть услышанным и понятым;

    – совершенствовать речевой слух, фонематическое восприятие (умение слышать одинаковые звуки в ряду из 3-4 слов, подбирать 2-3 слова с заданным звуком, слышать выделенный звук);

    – уточнять и закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, добиваться правильного произношения звуков родного языка (включая свистящие, шипящие и сонорные);

    – совершенствовать дикцию (отчетливое произнесение слов и словосочетаний);

    – развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи, учить произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

    Читайте также:
    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Ч) у ребенка с дизартрией

    Старший дошкольный возраст (Шестой год жизни)

    – совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение, интонационную выразительность речи;

    – учить различать смешиваемые звуки на слух (твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, звуки [ Л ] и [ Р ]);

    – побуждать правильно произносить слова, шутки- чистоговорки , скороговорки, содержащие смешиваемые звуки (Шла Саша по шоссе и сосала сушку.), укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппараты (учить четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию);

    – тренировать в произношении слов и предложений в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией.

    Подготовительная к школе группа (Седьмой год жизни)

    – совершенствовать все стороны звуковой культуры речи (фонематическое восприятие, звукопроизношение и дикцию, интонационную сторону речи);

    – упражнять в дифференциации звуков на слух и в произношении (твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных, звуков [ Л ] и [ Р ]);

    – устранять ошибки звукопроизношения, учить произносить слова согласно нормам литературного языка, укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппараты (четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию));

    – развивать речевое дыхание, формировать умение менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения, учить правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

    Условия для выполнения задач по развитию звуковой культуры речи:
    – Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию звуковой культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.
    – Наличие полноценной окружающей речевой среды.

    6.Организация работы над звуковой культурой речи в условиях ДОУ .

    Для организации работы по развитию звуковой культуры речи
    группах создаются и эффективно используются речевые уголки.
    Где собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения всех задач по развитию звуковой культуры речи. Среди них:
    • альбомы на разные звуки;
    • предметные картинки;
    • упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками;
    • атрибуты для формирования правильной воздушной струи,
    • картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов и др.
    • разнообразные речевые игры
    • книги
    • фоно- и видеотеки

    В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать возрастные особенности детей, особенности речи каждого ребенка. Использовать помощь родителей, поддерживать связь с логопедом.

    Преимущества нашего сервиса

    1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

    2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально . Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня..

    3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

    Воспитание звуковой культуры речи ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений

    Развитие речи это не только вид НОД в сетке занятий педагога дошкольного воспитания, это сложный и длительный процесс, это ежедневная и ежечасная работа с ребенком. Любое общение с детьми, будь то НОД, чтение художественной литературы, режимные моменты – это неустанная работа по развитию речи ребенка. Огромное влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель, его грамотная речь. Кроме того, педагог дошкольник должен владеть элементарными знаниями об основных нарушениях речи ребенка для своевременного их выявления и направления к специалистам – логопедам.

    В обучении детей развитию речи выделяются три направления: структурное (формирование звуковой, грамматической стороны речи); функциональное (формирование диалогической монологической речи, речевого общения); когнитивное или познавательное (развитие элементарного познания явлений языка, речи).

    Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

    – Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

    – Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову;

    – Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);

    – Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

    – Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

    В этой статье мы хотим остановиться более подробно на одной из этих составляющих, а именно на воспитании звуковой культуры речи в младших дошкольных группах. В Методике развития речи в детском саду Ольга Ивановна Соловьева («Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду»: Для дошкольных пед. училищ. – Москва: Учпедгиз, 1956. – 174 с.), определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи».

    Читайте также:
    Сценарий итогового мероприятия в ДОУ по теме недели 'Семья'

    С учетом физиологических и психологических особенностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи в разных возрастных группах усложняются. Так в младшем дошкольном возрасте работа в основном направлена на формирование навыков правильного произношения звуков и развитию речевого слуха. Работа по воспитанию звуковой культуры проводится в разных формах (НОД – целое или его часть, вне занятий) и при разной форме организации детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная). Используемые методы (наглядные, словесные, практические), приемы и средства работы также известны и общеприняты, это чтение художественной литературы, дидактические игры и упражнения, демонстрирование образцов правильного произношения, утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука, оценка ответов, исправление и многое другое.

    Приводим пример работы с детьми младшего дошкольного возраста по правильному произношении звуков: «б», «бь» (в звукосочетаниях, словах и фразах) на занятии и в свободной деятельности ребенка.

    В своей работе нами использовались такие приемы как, образное называние звука и звукосочетания: «Песенки» барашка (бе-бе-бе), колокола (бом-бом, бом-бом), барабана (бум-бум, бум-бум); бубна (бам-бам-бам), сигнал машины (бип-бип-бип), Дети хором или по одному повторяют звукоподражательные слова и словосочетания. У детей младшего дошкольного возраста такие «песенки» вызывают восторг, особенно если они подкреплены настоящими звуками и эти звуки ребенок извлекает самостоятельно.

    Помогает в работе над четким звукопроизношением придумывание и заучивание чистоговорок.

    Ба-ба-ба;

    Огонек горит в избе.

    Сидит ворон на дубу.

    Три игрушки у тебя.

    Применение чистоговорок в практике, как правило, происходит по следующей схеме: педагог произносит чистоговорку и сразу же просит детей повторить ее. Затем первую часть чистоговорки проговаривают дети или один ребенок, только что овладевший произношением звука, а вторую – все остальные.

    Повторяя шутки-чистоговорки, предлагаемые воспитателем, дети со временем начинают сочинять их сами, подыскивая слова, заканчивающиеся на определенный слог, рифмующиеся с их именами, и т. д. Эти навыки необходимо закреплять в играх и беседах с детьми.

    В работе над звукопроизношением нами использовалась игра- инсценировка: «Баю-баюшки-баю». «Баю-баю-баю, белочку качаю» (исполняется хором и индивидуально детьми, которым педагог передает „засыпающую“ белочку)». В дальнейшем дети сами выбирали любую игрушку и под песенку укачивали ее.

    Наборы картинок с предметами на заданный звук, позволяют проводить множество дидактических игр и упражнений на решение различных задач: например «А что у вас?» , «Что это?» , « Угадай!» и др.

    Но детям младшего дошкольного возраста, конечно, интереснее действовать с предметами и игрушками. В нашей группе мы постарались подобрать игровой материал, максимально отвечающий решению речевых задач.

    Кроме того, для закрепления правильного произношения звуков «б» и «бь» детям предлагается стихотворение Г. Виеру «Ежик и барабан» (В. В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада»). Для облегчения восприятия и запоминания ребенком текста в работе нами используются опорные картинки.

    С барабаном ходит ежик. Бум-бум-бум!

    Целый день играет ежик. Бум-бум-бум!

    С барабаном за плечами. Бум-бум-бум!

    Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

    Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

    Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

    Ночью яблоки срывались. Бум-бум-бум!

    И удары раздавались. Бум-бум-бум!

    Зайцы здорово струхнули. Бум-бум-бум!

    Глаз до зорьки не сомкнули. Бум-бум-бум!

    Кроме того, мы в своей работе используем и легкие графические упражнения, например игра «Кому что?». Дети проговаривают названия предметов изображенных на картинке, обыгрывают ситуацию и проводят линии карандашами или фломастерами. Некоторые детки затем с удовольствием раскрашивают картинки.

    Приведенная здесь система работы подходит для прорабатывания любого звука. В статье отражена лишь малая часть работы по развитию звуковой культуры речи, которая ежедневно ведется воспитателями группы. Ведь трудно переоценить значение правильной детской речи. Ребенку с хорошо развитой речью легко вступать в общение со взрослыми и сверстниками. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу, так как одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку как раз и являются дефекты речи.

    И впредь мы будем уделять работе в этом направлении большое внимание. Овладение нормами и правилами языка это путь к успеху каждого ребенка. Ведь язык это важнейшее средство человеческого общения.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: