Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп

Организация работы учителя – логопеда в МБДОУ ОВ ДС 333, не имеющих специализированных групп. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемНаталья Половникова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Организация работы учителя – логопеда в МБДОУ ОВ ДС 333, не имеющих специализированных групп.” — Транскрипт:

1 Организация работы учителя – логопеда в МБДОУ ОВ ДС 333, не имеющих специализированных групп

2 Что такое логопункт ? Логопедический пункт (сокращенно “логопункт”) – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Логопедический пункт (сокращенно “логопункт”) – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

3 Цель создания логопункта Логопедический пункт создается в дошкольном образовательном учреждении в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи. Логопедический пункт создается в дошкольном образовательном учреждении в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи.

4 Основными задачами логопедического пункта являются: коррекция звукопроизношения воспитанников ДОУ; коррекция звукопроизношения воспитанников ДОУ; развитие устной речи дошкольников; развитие устной речи дошкольников; пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников детского сада. пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников детского сада.

5 Сроки логопедической работы Находятся в прямой зависимости от степени выраженности речевых нарушений у детей, их индивидуально – личностных особенностей. Они могут варьироваться от нескольких месяцев при ФНР до 1 года при ФФНР. Находятся в прямой зависимости от степени выраженности речевых нарушений у детей, их индивидуально – личностных особенностей. Они могут варьироваться от нескольких месяцев при ФНР до 1 года при ФФНР.

6 ФНР И ФФНР Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов произношения фонем. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов произношения фонем. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. За 2013 – 2014 учебный год всего было обследовано 114 детей с 3-7 лет,выявлено с нарушением речи 73. ФНР – 18, ФФНР – 34, ОНР – 21. За 2013 – 2014 учебный год всего было обследовано 114 детей с 3-7 лет,выявлено с нарушением речи 73. ФНР – 18, ФФНР – 34, ОНР – 21.

7 Отчет о проделанной работе логопункта за год Начало года – 25 детей Начало года – 25 детей Конец года – 30 детей Конец года – 30 детей Количество детей выпущенных из логопункта Количество детей выпущенных из логопункта С хорошей речью – 12 детей С хорошей речью – 12 детей Со значительным улучшением – 7 детей Со значительным улучшением – 7 детей Без улучшений – Без улучшений – На данный момент на логункте остаются 11 детей, из которых 9 человек – ФФНР, 2 человека – ФНР. На данный момент на логункте остаются 11 детей, из которых 9 человек – ФФНР, 2 человека – ФНР.

8 Формы организации педагогического процесса Занятия с ребенком проводятся Занятия с ребенком проводятся 2-3 раза в неделю по 15 – 20 минут. Форма организации обучения подгрупповая и индивидуальная. 2-3 раза в неделю по 15 – 20 минут. Форма организации обучения подгрупповая и индивидуальная. Обследование детей проводится раз в год. Обследование детей проводится раз в год.

9 Содержание НОД – Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры; – Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры; – Нормализация артикуляционной моторики; – Нормализация артикуляционной моторики; – Нормализация голоса; – Нормализация голоса; – Речевого дыхания; – Речевого дыхания; – Развитие мелкой моторики; – Развитие мелкой моторики; – Уточнение произношения; – Уточнение произношения; – Постановка звуков; – Постановка звуков; – Автоматизация уточненных и поставленных звуков; – Автоматизация уточненных и поставленных звуков; – Дифференциация звукопроизношения; – Дифференциация звукопроизношения; – Развитие фонематических процессов; – Развитие фонематических процессов; – Совершенствование грамматического строя речи. – Совершенствование грамматического строя речи.

10 Логопедическая служба ДОУ Диагностика Диагностика Коррекция Коррекция Профилактическая работа Профилактическая работа ДЕТИ Родители Воспитатели

11 Консультативно – методическая работа с персоналом ДОУ и родителями – уведомление родителей о состоянии речи детей нуждающихся в логопедической помощи. – уведомление родителей о состоянии речи детей нуждающихся в логопедической помощи. – Проведение родительского собрания и индивидуальных бесед. – Проведение родительского собрания и индивидуальных бесед. – Выпуск газеты «Звукарик» – Выпуск газеты «Звукарик» -Оформление информационных стендов, по вопросам речевого развития. -Оформление информационных стендов, по вопросам речевого развития. Проведение «логопедической пятиминутки» в группах. Проведение «логопедической пятиминутки» в группах. Письменные рекомендации по проведению речевых упражнений с детьми. Письменные рекомендации по проведению речевых упражнений с детьми. Проведение индивидуальных консультаций Проведение индивидуальных консультаций Оформление информационных уголков по вопросам речевого развития. Оформление информационных уголков по вопросам речевого развития.

12 Общие положения Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы 20). График работы составлен в 1-ю половину дня. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы 20). График работы составлен в 1-ю половину дня. В должностные обязанности учителя- логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию. В должностные обязанности учителя- логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

Читайте также:
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем

13 Показателем работы учителя- логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу. Показателем работы учителя- логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, повышать свою квалификацию. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, повышать свою квалификацию. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

14 Дети, страдающие заиканием, ОНР и ЗПР, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта. Дети, страдающие заиканием, ОНР и ЗПР, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять детей в течение года. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять детей в течение года.

15 Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп: положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп журнал обследования речи детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение (с 3-х до 7-и лет); журнал обследования речи детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение (с 3-х до 7-и лет); список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения; список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения; индивидуальные тетради для занятий детей; индивидуальные тетради для занятий детей; журнал посещаемости занятий; журнал посещаемости занятий; план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи); план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи);

16 Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий. Календарный /перспективный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Календарный /перспективный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедичес­ком кабинете; Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедичес­ком кабинете;

17 Должностная инструкция учителя-логопеда Общие положения Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию. Учитель-логопед в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка; Уставом дошкольного образовательного учреждения; инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, настоящей должностной инструкцией; Учитель-логопед в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка; Уставом дошкольного образовательного учреждения; инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, настоящей должностной инструкцией;

18 Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе. Работает по графику, составленному исходя из 20-часо- вой рабочей недели, утвержденного руководителем образовательного учреждения, согласованного с профсоюзной организацией. Работает по графику, составленному исходя из 20-часо- вой рабочей недели, утвержденного руководителем образовательного учреждения, согласованного с профсоюзной организацией. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся: (воспитанников) в период образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся: (воспитанников) в период образовательного процесса. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

19 Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

20 Права Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками. Повышать свою квалификацию. Повышать свою квалификацию. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней). Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

Читайте также:
Конспект НОД: Части тела - мои помощники

21 Подготовила презентацию Учитель-логопед Петрушина Татьяна Аркадьевна

Содержание коррекционной работы в ДОУ не имеющем на своей базе логопедических групп.

Светлана Воробьева
Содержание коррекционной работы в ДОУ не имеющем на своей базе логопедических групп.

Содержание коррекционной работы в ДОУ

не имеющим на своей базе логопедических групп.

Автор: Учитель – логопед

ГБОУ «Гимназия» №1542

Д/О №3 Воробьева С. Ю.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными нарушениями речи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи в том числе и тяжелых посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Получение детьми образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работыдошкольного образования являются:

* Закон Российской Федерации «Об образовании»;

*Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;

*О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

*Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

Содержание коррекционной работы

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной логопедической работы. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи. Слайд №2

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоенияграмоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Основными задачами коррекционно-развивающейдеятельности ДОУ являются:

1. создание команды единомышленников,куда вошли: Слайд №3

учитель-логопед,

• инструктор по физической культуре,

• Педагог – психолог Слайд №4

2. организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. привлечение родителей к коррекционной работе.

повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта ДОУ

1. Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами.

2. Осуществлять тесное взаимодействие с родителями;

3. Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;

4. Создать пространственно-речевую среду в ДОУ;

5. Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.

Слайд № 5. В нашем дошкольном учреждении функционирует логопункт, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 лет до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими проблемами. Кабинет полностью оборудован для коррекционной работы.

На логопедическом пункте осуществляется профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся по расписанию, входят в учебный план. Занятия направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи.

Слайд №6. Работаем по утверждённой программе «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В.Чиркина компенсирующей направленности осуществляется мной с использованием дидактического материала таких авторов как: Богомолова, Коноваленко, Смирнова и др.

«Уроки логопедии» В. И. Бутейко, З. А. Репиной

– «Логопедия. 500 занимательных упражнений для развития речи» И. Лопухиной

«Дошкольная логопедическая служба» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

«Логопедическая энциклопедия» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

«Технология организации логопедического обследования» О. Е. Грибова

«Логопедия в детском саду» Л. М. Смирнова

Основной формой работы с дошкольниками на логопункте детского сада являются индивидуальные коррекционные занятия.Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами:

• у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи;

• у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов;

• у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала;

• соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Занятия проводятся в дневное время, а один раз в неделю в вечернее, чтобы родители могли на них присутствовать и получить консультацию, совет, рекомендации логопеда.

Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Слайд №8. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы по 2-4 ребёнка.

Читайте также:
Использование нейрогимнастики на логопедических занятиях

Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных- 20-25 минут.

Ещё одна применяемая форма – групповые занятия. Такие занятия не входят в коррекционную программу. Но по наблюдениям за речевым развитием детей, мы пришли к выводу, что такие занятия очень полезны в формировании правильного звукопроизношения. На таких занятиях дети выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, развития речевого дыхания, анализа звукопроизношения.Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи.

Продолжительность логопедической работы (от нескольких месяцев до полутора-двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье.

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи.

Задачи коррекционного обучения:

– воспитание активного произвольного понимания речи;

– практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

– подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

– развитие навыков связной речи

– воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

Работа учителя-логопеда.

– социальная адаптация детей в коллективе;

– развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития, формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

– осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

– обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

– создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

– взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.

Слайд №10. В коррекционную работу включено:

• массаж органов артикуляционного аппарата

• массаж речевых зон

• Звуковая культура речи

• Развитие и обогащение словаря

Коррекция речи

• Развитие связной речи

• Формирование грамматического строя речи

Звуковая культура речи:

– Развитие фонематического слуха

– Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры

– Обучение звукобуквенному анализу слов

– Воспитание чёткого произношения

– Развитие голоса и речевого дыхания

Развитие и обогащение словаря:

– Развитие навыка подбора синонимов и антонимов

– Развитие словаря признаков

– Развитие глагольного словаря

– Обобщение группы слов

– Уточнение названий понятий, предметов и их частей

– Уточнение лексического значения слов

Коррекция речи:

– Развитие общей координации и мелкой моторики руки

Коррекция эмоционально-волевой сферы

– Развитие высших психических функций

Коррекция звукопроизношения

Развитие связной речи:

– Развитие невербальных средств общения

– Развитие речевого общения

– Обучение передавать свои мысли и чувства

– Обучение рассказыванию по серии картин

– Обучение составлению рассказа по картине

Формирование грамматического строя речи:

– Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа

– Согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными

– Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Для достижения всех перечисленных задач первым этапом является:

Коррекция звукопроизношения.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Слайд №11.Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1. подготовительный этап

2. этап постановки звука

3. этап автоматизации

4. этап дифференциации звуков

5. этап формирования коммуникативных умений и навыков.

1. формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики. Подобран комплекс, как общих упражнений, так и на каждую группу звуков. Слайд №12

2. формирование воздушной струи. Для развития речевого дыхания используются игровые упражнения с использованием пособий. Слайд №13

3. Развитие мелкой моторики. Слайд №14. Сюда входит пальчиковый массаж суджоками и массажёрами. Так же это развитие мелкой моторики при помощи пособий сделанных самостоятельно Слайд №15 (пальчиковый театр, различные игры с крупами и прищепками).

3. развитие слухового внимания. Слайд №16.

4. развитие звукового анализа. Слайд №17, 18 (понятие звук – буква, гласный, согласный, мягкий, твёрдый, место звука в слове и т. д.)

5. добиваться правильного произношения звука в связной речи.

6. автоматизация и введение в речь данного звука Слайд №19

Для этого так же используются наглядные пособия, дидактический материал, тексты, картинки для описательного рассказа и т. д.

7. Работа над грамматическим строем речи (Употребление множественного числа существительных, изменение по родам, падежные окончания, словоизменение и словообразование). Слайд №20

На занятиях широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных особенностей детей.

Проводятся итоговые досуговые занятия, на которых наглядно видно усвоение детьми пройденного материала. Все занятия проходят в игровой форме. Дети получают массу положительных эмоций, усваивают материал и творчески подходят к заданиям. Слайд №21

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

К коррекционной работе привлекаются родители, они совместно с детьми принимают участие в занятиях и логопедических досугах. Слайд №22

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от совместной деятельности педагог – ребёнок – родители. Только в этой триаде можно добиться высоких результатов.

Организация работы учителя-логопеда в МДОУ, не имеющих специализированных групп.
презентация по логопедии по теме

Организация работы логопедического пункта в детском саду. Нормативные документы. Основные задачи. Общие положения.Должностные обязанности учителя-логопеда.

Скачать:

Вложение Размер
prezentaciya_averyanova_t.pptx 183.73 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Организация работы учителя – логопеда в МДОУ, не имеющих специализированных групп Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов

Цель создания логопункта Логопедический пункт создается в дошкольном образовательном учреждении в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи.

Основными задачами логопедического пункта являются: коррекция звукопроизношения воспитанников ДОУ; развитие устной речи дошкольников; пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников детского сада.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ, НЕ ИМЕЮЩЕМ В СВОЕЙ СТРУКТУРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУПП Общие положения Документация Должностная инструкция учителя-логопеда

Положение по организации работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении может быть составлено на основании предложений к созданию «Положения о работе учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп», составленного активом дефектологов г. Москвы под руководством Н.С. Челей, зав. лабораторией дефектологии МИОО, при участии старших логопедов Цыганковой О.П (Зеленоград) и Машковой М В. Утверждено 24 февраля 2000 года

Общие положения Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы —20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, повышать свою квалификацию. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

Дети, страдающие заиканием, ОНР и ЗПР, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста , остальные дети обследуются в течение года. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20 – 25 детей в течение года.

Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими. Работа по исправлению речи проводится 2-3 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий проводимых в МДОУ. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в “Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи”, составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).

Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп: положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп журнал обследования речи детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение (с 3-х до 7-и лет); список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения; индивидуальные тетради для занятий детей; журнал посещаемости занятий; план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи);

Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий. Календарный /перспективный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедичес­ком кабинете; Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год.

Должностная инструкция учителя-логопеда Общие положения Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию. Учитель-логопед в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка; Уставом дошкольного образовательного учреждения; инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, настоящей должностной инструкцией;

Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе. Работает по графику, составленному исходя из 20-ч асо- вой рабочей недели, утвержденного руководителем образовательного учреждения, согласованного с профсоюзной организацией. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся: (воспитанников) в период образовательного процесса. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

Права Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками. Повышать свою квалификацию. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 №1908. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

Подготовила презентацию Учитель-логопед второй квалификационной категории Аверьянова Катарина Алексеевна МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №46»

Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду без спецгрупп (2000 г.)

Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп

1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы — 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

4. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-лет, остальные дети обследуются в течение года.

6. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

7. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20-25 детей в течение года.

8. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

9. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

10. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей.

11. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).

12. Документация учителя-логопеда в детском саду , не имеющем специализированных групп:

— журнал состояния речи всех детей;

— список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения,

— индивидуальные тетради для занятий детей;

— журнал посещаемости занятий;

— речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий;

— план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).

13. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

14. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в округе, повышать свою квалификацию.

15. Аттестация учителя-логопеда на II квалификационную категорию должна проводиться с участием старшего логопеда, курирующего муниципальную территорию.

Поскольку учитель-логопед работает в дошкольном образовательном учреждении, начало и окончание учебного года, время, отведенное на обследование детей, учебная нагрузка (20 астрономических часов в неделю, 4 часа в день) соответствует установленным нормам для учителей-логопедов коррекционных (логопедических) групп дошкольных образовательных учреждений. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

Распределение рабочего времени учителя-логопеда.

Первые три недели отводятся для полного комплектования групп и подгрупп детей, которые будут заниматься с логопедом в текущем учебном году.

Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы в неделю — 20). Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в первую, так и во вторую половину дня. Учитель-логопед имеет право брать для коррекционной работы обучающихся (воспитанников) с любых занятий, проводимых педагогами в группе.

Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, от 20 до 25 детей в течение года. Принимаются дети с простой и сложной дислалией, в сложных случаях логопед обязан рекомендовать родителям посещение специальной речевой группы. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за устранение дефекта.

Зачисляются в группы дети на основании следующих документов:

— характеристики-направления логопеда поликлиники;
— заключения врачей: отоларинголога, психоневролога и стоматолога. Дети с диагнозом ФНР берутся в работу сроком до 6 месяцев, дети с диагнозом ФФНР — на 1 год.

По мере исправления недостатков речи логопед выводит детей из списка и заменяет их другими.

На логопедические занятия отбираются дети с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Ребенок должен получать индивидуальную коррекционную помощь не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребенка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса. Время, отведенное на индивидуальное занятие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит его в группу после окончания занятия.

Учитель-логопед планирует подгрупповые занятия, если есть дети одного возраста со сходными речевыми диагнозами (не менее 6 детей). Продолжительность подгруппового занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста (программой обучения и воспитания в детском саду, инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).

Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в соответствии с образовательными программами, отвечающими требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

Наряду с коррекционными мероприятиями проводит профилактическую работу в дошкольном образовательном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей. Учитель-логопед проводит работу с воспитателями дошкольного образовательного учреждения по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие формы и виды работ), родителями (законными представителями) посещающих его занятия.

Показателем работы учителя-логопеда является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

Аттестация учителя-логопеда на II квалификационную категорию должна проводиться с участием старшего логопеда ОМЦ.

Оборудование логопедического кабинета:

На двери логопедического кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда.

В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

1. Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.

2. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

3. Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.

4. Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.

5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.

6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

7. Технические средства обучения.

8. Настенная касса букв.

9. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.

10. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.

11. Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.

12. Различные речевые игры.

13. Методическая литература.

14. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Документация логопеда и ее ведение:

Для учета коррекционного процесса предлагаются следующие виды документации логопеда:

1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 3 до 7 лет).

3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.

4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.

5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи).

6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей.

8. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением.

9. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения.

10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

12. Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ и воспитателями детского сада, за прошедшие три года.

Должностная инструкция учителя-логопеда:

1. Общие положения:

1. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.

2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.

3. Учитель-логопед в своей работе руководствуется:

• Конституцией Российской Федерации;
• законами Российской Федерации;
• решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
• Конвенцией о правах ребенка;
• Уставом дошкольного образовательного учреждения;
• инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;
• настоящей должностной инструкцией;

— логопед должен знать:

• возрастную и специальную педагогику и психологию;
• анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
• методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников);
• нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
• программную методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом развитии;
• новейшие достижения дефектологической науки;
• правила и нормы труда; техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Функции учителя-логопеда:

1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).

2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).

3. Должностные обязанности:

1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3 до 7 лет.

2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).

3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия.

5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

6. Ведет необходимую документацию.

7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов.

9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.

10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.

11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе России «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

13. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.

14. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденному руководителем образовательного учреждения, согласованному с профсоюзной организацией.

15. Осуществляет связь с родителями.

16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.

17. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями ДОУ.

1. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством России.

2. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками.

3. Повышать свою квалификацию.

4. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 №1908.

5. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию пропедевтической и коррекционной работы в образовательном учреждении.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за нарушение должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, распоряжений и приказов руководителя образовательного учреждения несет дисциплинарное наказание вплоть до увольнения с должности.

3. За нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда:

1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.

3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.

4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

1. Тщательно вымыть руки.

2. Подготовить для работы все необходимое.

3. Произвести стерилизацию логопедических зондов:

— кипячением в стерилизаторе;
— обработкой этиловым спиртом.

Во время работы необходимо:

1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.

2. Содержать логопедические зонды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

3. Пользоваться одноразовыми деревянными шпателями.

4. Информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей.

5. Вести необходимую документацию.

6. Следить за тем, чтобы во время занятий в руках у детей не было острых металлических предметов.

7. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.

8. Запрещается удлинять продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними.

9. Запрещается оставлять детей без присмотра.

Скажите, может ли логопед в детском саду без специализировпнных групп работать .

Скажите, пожалуйста, может ли логопед в детском саду без специализировпнных групп работать в логопункте с 7 часов утра, при работе ДОУ с 7.00 до 19.00, и проводить индивидуальные занятия с детьми?

Ответы на вопрос:

Работники работают согласно утвержденного распорядка и графика трудового дня – это регулируется и локальными актами в том числе ст. 8, ТК РФ.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Статья 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 91 ТК РФ

Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

См. справку о производственных календарях

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 139-ФЗ в статью 92 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 92 ТК РФ

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

для работников в возрасте до шестнадцати лет – не более 24 часов в неделю;

для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 35 часов в неделю;

для работников, являющихся инвалидами I или II группы, – не более 35 часов в неделю;

для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, – не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце пятом части первой настоящей статьи, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины норм, установленных частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.

Настоящим Кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).

Федеральным законом от 18 июня 2017 г. N 125-ФЗ в статью 93 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 93. Неполное рабочее время

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 93 ТК РФ

По соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок.

Работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 139-ФЗ в статью 94 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены)

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 94 ТК РФ

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет – 4 часа, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов;

для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 4 часа;

для инвалидов – в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

при 36-часовой рабочей неделе – 8 часов;

при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 часов.

Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в коллективном соглашении.

Также в случае если Логопункт у вас совмещается с иными обязанностями – надо руководствоваться ст. 282 ТК РФ.

ЕСЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ВЫ ХОТИТЕ ПРОВОДИТЬ ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ ДЛЯ ЛИЧНОГО ЗАРАБОТКА – НАДО СОГЛАСОВЫВАТЬ ЭТО С РАБОТОДАТЕЛЕМ!

Логопедическая группа: особенности ее работы

Среди множества дошкольных учреждений своими особенностями обладают логопедические детские сады. Также можно встретить отдельные логопедические группы в детских садах комбинированного вида.

Если ДОУ относится к коррекционному виду, где воспитываются дети, имеющие в качестве вторичных нарушений проблемы с речью (например, с ЗПР (задержкой психического развития), слабовидящие и слабослышащие), то на базе учреждения открывают логопункт, который функционирует с учетом основной коррекционной программы.

  • Что такое логопедическая спецгруппа?
  • Актуальны ли логогруппы?
  • Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия
  • Плюсы и минусы логогруппы
  • Как попасть в спецгруппу?

Что такое логопедическая спецгруппа?

Логопедическая группа представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В нее распределяют детей с учетом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных.

Причины, по которым может быть рекомендовано посещение логогруппы:

  • Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста.
  • Различного рода нарушения в звукопроизношении (когда малыш либо совсем не выговаривает, либо заменяет один звук другим, произносит его неправильно, пример – горловой звук «р»).
  • ОНР (общее недоразвитие речи).

В логопедическую группу определяют с четырехлетнего возраста, так как дети лишь с 4-х лет начинают осознавать и учатся слышать то, как они говорят.

Чаще всего в садах комбинированного вида функционируют две логопедические группы – старшая и подготовительная. В возрасте менее четырех лет занятия со специалистом рекомендованы в случае задержки речевого развития. Как правило, малыши с ЗРР и в целом отстают в развитии и могут быть направлены в специализированный коррекционный детский сад для дошкольников с ЗПР.

Актуальны ли логогруппы?

С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами. В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником.

Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.

Если не учесть всех особенностей в развитии дошкольника, проблема никуда не исчезнет, напротив, в школе с ней будет намного сложнее справиться. Так, проблемы с произношением могут повлечь за собой нарушение письменной речи – дисграфию.

Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия

Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:

  1. В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
  • В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
  • Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
  • Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
  • Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
  1. Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
  • Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
  • Есть логопедический кабинет или уголок.
  1. В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
  2. Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.

Плюсы и минусы логогруппы

В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:

  • Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
  • Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.

На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.

Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:

  • В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
  • Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
  • Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.

Как попасть в спецгруппу?

Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в такую спецгруппу или сад, необходимо будет утверждение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). В свою очередь, на саму комиссию изначально малыша могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада. Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.

В зависимости от того, какие именно проблемы будут выявлены у малыша, будут рекомендованы дополнительные занятия со специалистом. При серьезных речевых нарушениях дается направление на ПМПК и посещение комбинированного детского сада с логопедическими группами.

Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – Детский сад № 169”

Повалюхина Т.А., учитель- логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №169».

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Логопедический пункт

работает в соответствии с требованиями основных нормативных документов

Основными задачами логопедического пункта ДОУ являются:

  • своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
  • определение их уровня и характера;
  • устранение несложных нарушений речи;
  • направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ПМПК
  • профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников МДОУ.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям:

  • организационная;
  • диагностическая;
  • коррекционная;
  • профилактическая;
  • научно-методическая;
  • взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.

В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября): систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопункт (подготовлены настольные печатные игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков).

Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года).

В начале года составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.

Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для уточнения логопедических заключений. А в мае подводятся итоги коррекционной работы среди детей, зачисленных на логопункт.

На логопедический пункт зачисляются дети из подготовительных и старших групп имеющие нарушения устной речи

. На каждого зачисленного ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии со структурой речевого нарушения:

Использование таких речевых карт позволяет проследить речевое развитие ребенка и составить индивидуальную программу развития согласно структуре речевого нарушения. В речевых картах учитель-логопед отмечает не только нарушения в речи, но и исследует сохранные речевые возможности детей. Поэтому индивидуальная программа развития составляется с учетом данных возможностей для исправления выявленных нарушений.

В индивидуальных программах развития выделяются направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные речевые и неречевые нарушения и пробелы в умениях и навыках ребенка с опорой на его сохранные речевые возможности.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Индивидуальная программа развития составляется на полугодие и реализуется на индивидуальных занятиях. На каждом этапе коррекции в данную программу включаются блоки, работа по которым может продолжаться в последующем, либо заканчиваться в рамках одного периода и т.д.

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года.

На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ и имеющие:

  • фонетическое недоразвитие;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие;
  • не резко выраженное общее недоразвитие речи.

Выявленные в ходе обследования дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), с другими отклонениями в развитии (задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, интеллекта и т. д) направляются на ПМПК с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о дальнейшем обучении в ДОУ компенсирующего вида или в группах компенсирующей направленности.

Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия посещают единовременно не более 25 детей.

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, не резко выраженное общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.

Воспитателям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предлагается информация

Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование, организуются семинары-практикумы, где даются соответствующие рекомендации. Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом – очень актуальны.

Учитель-логопед на занятиях уделяет особое внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в свой план работы.

Необходимо отметить, что учитель – логопед участвует в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей.

Дошкольный логопедический пункт — одна из наиболее молодых форм организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. Тем не менее, даже у логопедов с большим опытом работы порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и в чём её отличие. Сравнивая работу логопеда на логопункте и в логопедической группе можно сделать вывод , что она по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается .

– Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

-В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 25 человек

-В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями .

-Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.

-Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

-Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы.

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу.

И всё же дошкольный логопедический пункт при четкой организации его работы, при продуманном отборе ее содержания и отсутствии жесткой регламентации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия и играет важную роль в полноценной речевой и общей подготовке детей к школьному обучению.

Список использованной литературы:

1. Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ. // Логопед. 2004. №6. С. 50-59.

2. Рычкова В.Н. Положение о дошкольном логопедическом пункте: Логопед. 2008. №8. С. 24-36. 10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы ДОУ. М., 2008. С 2010/11 уч. года – Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10. М., 2011.

3. Шаброва С.Е., Федорова И.Ю. Модель деятельности учителя-логопеда и педагога психолога в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. 2007. № 4. С. 38-43

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: