Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Работа учителя-логопеда с родителями учеников коррекционной школы

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Работа учителя-логопеда с родителями учеников коррекционной школы

VIIIвида

Венценосцева Елена Валентиновна, учитель-логопед

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIIIвида)

№ 502 Кировского района Санкт-Петербурга

Каждый учитель-логопед знает: без сотрудничества с родителями, без их активной, действенной помощи не приходится надеяться на хорошие, стойкие или вообще какие-либо результаты в коррекционной работе с детьми.

В чём состоит трудность работы учителя-логопеда с родителями детей, обучающихся в коррекционной школе VIIIвида? Дело в том, что, во-первых, речевое нарушение, даже будучи достаточно серьёзным, не является первичным в структуре дефекта ребёнка с умственной отсталостью. На первый план выходят интеллектуальные нарушения, трудности в освоении учебного материала, отставание познавательных интересов. Многих родителей волнуют проблемы с обучением, и они мало внимания обращают на речь, зачастую не понимая, что без сформированных речевых навыков (звукопроизносительных, лексических, грамматических) нет и не может быть полноценного обучения. Логопедическая работа кажется некоторым родителям чем-то несущественным, неважным, не особенно нужным, потому что часто они просто не слышат недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Как однажды сказала мне одна мама про своего сына (отказываясь от логопедической помощи), что его речь – «это его неповторимое своеобразие». Потом я несколько раз сталкивалась с этим мальчиком и видела, как «его неповторимое своеобразие» мешает ему в жизни и в учебе.

Во-вторых, логопеду в коррекционной школе организовать работу с родителями сложно ещё и потому, что работать приходится с учащимися разных классов, отличающихся как по возрасту, так и по речевым нарушениям. Естественно, что и непосредственно с родителями в такой ситуации общаться сложнее.

В-третьих, огромное многообразие нарушений письменной речи у детей коррекционной школы VIIIвида диктуют специалисту-логопеду необходимость заниматься поддержкой формирования процессов чтения и письма, начиная буквально с первых дней пребывания в школе, что тоже не всегда получает поддержку у родителей. Им кажется, что всем этим должен заниматься непосредственно учитель класса.

Ребёнок поступает в первый класс коррекционной школы после прохождения процедуры обследования на ПМПК, часто потерпев неудачу при обучении в массовой школе. Для родителей это серьёзное испытание. Им бывает трудно примириться с тем, что их ребёнок имеет особые образовательные потребности, что он не такой, как все. На этом этапе роль учителя-логопеда поистине неоценима: именно логопед может доходчиво объяснить родителям, что их ребёнок, прежде всего, нуждается в помощи и если он эту помощь получит, то сможет адаптироваться в жизни и занять в ней своё место. Вот поэтому работа с родителями имеет приоритетное значение в нашей педагогической деятельности. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Мы должны сделать родителей своими союзниками. Да, нам часто кажется, что родители не могут понять простых вещей, но, может быть, это мы им плохо объясняем? Не будем забывать о том, что мы – специалисты, много лет работающие в своей области, а родители зачастую впервые сталкиваются с таким явлением, как нарушение речи, и понятия не имеют о его особенностях и последствиях. Логопед должен так построить свое общение с родителями, чтобы максимально тактично, не давя своим авторитетом, и в то же время грамотно и доходчиво убедить их в необходимости коррекционной работы, обрисовать перспективы, прогноз развития речи ребенка, взаимосвязь речи с мыслительными процессами, необходимость специальной работы над письменной речью.

Как известно, коррекционное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно – педагогической работы с ребенком. Такой подход к коррекции речи детей в условиях специальной школы обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия. Важнейшим условием преемственности при этом, является установление доверительного делового контакта между семьей и школой, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов.

Ни одна коррекционно–развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в школе не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно–образовательном процессе.

Вся коррекционно–развивающая работа с семьей, для получения эффективных результатов, проводится по следующим направлениям:

  • Первое направление – ознакомление родителей с результатами диагностики речевого и психического развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители не владеют информацией о возрастных особенностях, особенностях детей с умственной отсталостью, потребностях их развития и не могут адекватно оценивать свои воспитательские способности и возможности.
  • Второе направление – изучение и коррекция родительских социально–психологических установок и на формирование у родителей адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка.
  • Третье направление предполагает ознакомление родителей с содержанием коррекционно–педагогической работы в школе.
  • Коррекционная работа в четвертом направлении предусматривает обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей.
  • Пятое направление предполагает активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы с ребенком. Участие родителей в организации коррекционно–развивающего пространства: создание семейных альбомов, подбор фотоматериалов, изготовление поделок из различных материалов и т.п.; участие родителей в подготовке праздников и других мероприятий.
Читайте также:
Сказкотерапия в коррекции нарушений речи

Целью и задачами коррекционно–развивающей работы по данным направлениям, которые решаются в системе взаимодействия «педагог – родитель», являются:

  • оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями речи;
  • создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка в дошкольном учреждении;
  • оказание поддержки в формировании адекватных взаимоотношений между родителями и их детьми, в системе взаимодействия «родитель – ребенок».

Коррекционно–развивающая работа педагогов с родителями по данным направлениям проводится параллельно и систематически и предполагает использование различных форм организации коррекционно–педагогического процесса.

Все эти направления реализуются в коррекционной школе через:

  1. Родительские собрания.
  2. Беседы.
  3. Консультации:
  4. по итогам диагностики;
  5. по итогам коррекционного обучения;
  6. по организации работы учителя-логопеда;
  7. по использованию конкретных методов и приемов коррекции речи детей.
  8. Информационный стенд «Речевой уголок».
  9. Открытые индивидуальные занятия.
  10. Проведение праздников.

Родительские собрания – это действенная форма общения логопеда с родителями. Именно на собраниях у логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у школьников с умственной отсталостью; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе самостоятельной работы с детьми.Как показывает опыт, именно составление конспекта родительского собрания связано с различными трудностями. Иногда логопед не умеет грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители им могут задать вопрос, на который они не знают ответа. Поэтому логопеду стоит сначала самому хорошо разобраться в проблеме, которую предстоит преподнести слушателям, подготовиться заранее к мероприятию. При подготовке целесообразно составить развернутый план, тезисы, подобрать яркие, показательные речевые примеры, составить собственные вопросы и т. д.

Лучше начинать учебный год со встречи, на которой необходимо познакомить родителей с общими результатами диагностики состояния речи учащихся, обратить их внимание на то, кто из детей в первую очередь нуждается в посещении логопедических занятий. По результатам диагностики (после родительского собрания) можно провести также индивидуальные консультации с родителями: во-первых, с теми, чьи речевые нарушения вызывают у логопеда наибольшую обеспокоенность; а во-вторых, с теми, у кого есть вопросы по этому поводу.

В 1-м и 2-м классах целесообразно, на мой взгляд, вести индивидуальные тетради на каждого ребёнка, в которых можно записывать задания на выходные и рекомендации родителям по формированию устной и письменной речи. Поэтому для родителей учеников этих классов целесообразно провести консультацию на тему: «Как работать по заданию логопеда?».

В ходе этой встречи родителям нужно объяснить важность правильного, четкого и систематического выполнения упражнений на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений, заданий на развитие памяти, внимания, мыслительных операций на материале логопедических занятий. Родителям нужно объяснить, для чего выполнять те или иные упражнения именно их ребёнку, зачем нужно проговаривать слоги, слова, предложения, какую цель имеют задания, связанные с письмом, и донести до их сознания мысль о необходимости постоянного контроля над повседневной речью детей, чтением и письмом.

На последнем родительском собрании учебного года подводятся итоги коррекционного обучения. Этому собранию предшествуют индивидуальные консультации с родителями. Нецелесообразно и неэтично обсуждать на общем собрании состояния речи и перспектив обучения отдельных учеников. На индивидуальной встрече учитель-логопед может найти слова, предназначенные для каждого конкретного родителя с тем, чтобы не травмировать его. Ведь для каждого родителя его ребенок, какие бы трудности он ни испытывал, все равно самый лучший.

В течение учебного года необходимо проводить беседы и консультации с родителями, касающиеся организации логопедической работы. На беседы чаще всего приходят родители детей младших классов, которые только начинают заниматься с логопедом. По мере необходимости этим родителям назначаются консультации, на которые они приходят по 2-3. В ходе этих консультаций можно рассказать им о важности развития мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия, работы над словарем, формировании письменной речи. Конкретная тема консультации зависит от тех трудностей, которые испытывают дети.

К каждой консультации готовится специальное оборудование, рекомендуются учебные пособия, которые родители могут использовать для занятий с детьми. Например, говоря о развитии мелкой моторики, можно показывать родителям шнуровки, мягкие и другие мозаики, конструкторы, трафареты, палочки с заданиями к ним и т. д.

Родители приглашаются на индивидуальные занятия с их детьми, чтобы они сами могли увидеть,как занимается их ребенок, какие испытывает трудности, какие делает успехи. На этих занятиях родители знакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет им оказать помощь своим детям дома. После посещения таких занятий у родителей возникают вопросы. Если в начале года некоторых родителей приходится убеждать в том, что их помощь необходима, то теперь картина меняется: они сами идут в кабинет к логопеду с вопросами, с наблюдениями, с сомнениями, проявляют активность и заинтересованность.

Читайте также:
Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе - тема Профессии

То есть, такие индивидуально – практические занятия являются эффективной формой обучения родителей элементарным методам коррекционно–развивающей работы с ребенком. В процессе таких занятий у родителей формируется адекватное взаимодействие в системах «родитель – ребенок» и «родитель – педагог», повышается уровень педагогической компетентности, т.е. происходит улучшение взаимоотношений в этих системах, формирование адекватной оценки возможностей своего ребенка и т.д. И, как следствие, повышается эффективность коррекционно–развивающего процесса.

Работая с семьей ученика коррекционной школы необходимо помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно–педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно будут построены взаимоотношения между специалистами и родителями.

Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, имеют гораздо больше возможностей для полноценного развития, в том числе речевого.

Физическое и духовное становление ребенка в огромной степени зависит от участия родителей. В настоящее время количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи школы. Возникает необходимость привлечения родителей к учебному процессу, через различные формы работы.

Как же логопеду начальной школы построить свою работу? С чего начать?

Учебный год для специалистов начальной школы начинается в январе, когда дошкольники проходят подготовительные занятия к школе. Основной задачей для нас является знакомство с каждой семьёй, установление непосредственного контакта.

Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, учителем, социальным педагогом, психологом. Каждый специалист определяет круг изучаемых вопросов, которые дают достаточно цельное представление о каждой семье с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания. Всё это учитывается в планировании работы с семьёй.

Медицинская коррекция недоразвития речи

Контингент младших школьников представлен детьми с различными видами речевых патологий. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности.

Успешная логопедическая коррекция становится возможной при наличии медикаментозного лечения, требующего тщательной клинической дифференциации. Логопед рекомендует родителям консультации невропатолога. Далее проводится индивидуальная беседа, где раскрывается не только структура речевого дефекта, но и намечаются пути наиболее быстрого его устранения.

Формы и методы работы

Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь логопеда и родителей осуществляется комплексно: с помощью коллективных, индивидуальных, наглядных форм работы.

Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях, ясное указание способов ответа.

Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи:

– беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.

– тетради для домашних заданий, как основной формой взаимодействия с родителями. Она служит для нас “телефоном доверия”. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка;

Виды коллективной деятельности осуществляются через:

– групповые родительские собрания, которые проводятся логопедом 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Они объединяют родителей, нацеливают их на помощь команде начальной школы, включают в процесс воспитания детей;

– консультации проводятся не формально, а с привлечением родителей для решения конкретных проблем, что способствует развитию плодотворного сотрудничества. К некоторым консультациям готовится выставка пособий;

– фронтальные занятия с родителями проводятся в нетрадиционной форме. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению;

– компьютер, поскольку общеобразовательная школа № 13 г. Нерюнгри является экспериментальной площадкой по теме: «Интеграция новых информационных технологий в развивающее обучение». Программа по русскому языку «Семейный наставник» дает возможность разнообразить содержание и форму уроков. В результате создаётся заинтересованность и положительный эмоциональный настрой на логопедических занятиях, являющийся залогом успеха ребёнка;

– видеотеку, как нетрадиционную форму работы. Она содержит видеоуроки с наиболее сложной тематикой, которые предлагаются родителям для просмотра дома, так как им не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом и принцип выполнения домашнего задания;

– игротеку, тем самым, накапливая опыт по методической теме, которая связана с ролью игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников. Игротека пополняется оригинальными идеями, предложениями самих родителей, где подбором и изготовлением практического материала и пособий занимаются они сами.

Читайте также:
Игровые приемы в логопедической работе

Наглядная форма работы очень важна для родителей, детей — логопатов. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно.

Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом.

Речевой уголок включает в себя несколько рубрик, таких как «Домашнее задание», «Советы родителям», где отражается практическая направленность и рекомендации при выполнении заданий логопеда.
Речевой экран показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами).

Папка-передвижка представляет собой подбор материала, который передаётся от семьи к семье внутри группы, с учетом практических рекомендаций.

Повышая педагогическую культуру родителей, я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, совместной работе.

Взаимодействие школы и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития школьника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопед и родители действуют согласованно. Проблема содружества школы и семьи сегодня носит творческий характер. Этому надо учиться, учиться и ещё раз учиться.

Сорокатая Олеся Фёдоровна,
учитель – логопед
СОШ №13, г. Нерюнгри РС (Якутия)

Работа логопеда с родителями
материал по логопедии по теме

Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

С каждым годом число детей логопатов увеличивается.Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением.Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.

Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна

система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детейпоэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей..

Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

  • педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
  • беседы и консультации, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. (Ведущая роль в них принадлежит педагогу.Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходит от педагогов и ведется в направлении, которое им казалось необходимым.)
  • общие и групповые родительские собрания также родители в роли пассивных слушателей.
  • наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.

Традиционные форм работы логопеда с семьей не так эффективны:

  • работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенкаи семьи;
  • родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.

Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителям (по В.А.Петровскому)

1-й этап“Трансляция родителям положительного образа ребенка”. Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: “Ваш ребенок лучше всех”.

2-й этап“Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье”. Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап “Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка”. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап“Совместное исследование и формирование личности ребенка”. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука (Ш)

Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач.

Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:

  • приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;
  • помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;
  • убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;
  • убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Информационное просвещение предполагает знакомство

  • с возрастными особенностями становления детской речи;
  • с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
  • с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение включает в себя

  • обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
  • формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Формы работы логопеда сродителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

  • Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
  • Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)
  • Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).
  • Консультации – практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
  • Родительские собрания. (“Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”.)
  • Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
  • Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время:”На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.)
  • Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
  • Выпуск газет для родителей “Веселая семейка”. (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).
  • Организация выставок “Как умелые ручки язычку помогали”. (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
  • Сочинения родителей на тему “Мой ребенок”. (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
  • Выпуск журнала для родителей “Говорушечки” (посвящен проблемам речевого развития ребенка – грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)
  • Размещение информации на сайтах предназначенных для родителей.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком – логопатом.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

  • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу(Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие)
  • учет индивидуальности ребенка (педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса)
  • укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день
  • возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье

При новом подходе взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Доверительно-партнерские отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Читайте также:
Круглый стол для родителей на тему Ребёнок идёт в школу

Статья «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы»

Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы.

Ни одна педагогическая система

не может быть в полной мере эффективной,

если в ней не задействована семья.

В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители . Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями: мотивация, сотрудничество, взаимодействие.

Для хорошего результата в коррекции нарушений речи у детей логопеду, как организатору процесса коррекции, важно создать у родителей мотивацию на сотрудничество. Для этого необходимо выявить проблемы, проанализировать их, найти и преодолеть барьеры во взаимодействии, сформировать потребность в изменении мотивации у родителей и настроить взаимоотношения учителя- логопеда с родителями в русло сотрудничества.

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, имеют гораздо больше возможностей для полноценного развития, в том числе речевого. Физическое и духовное становление ребенка в огромной степени зависит от участия родителей. В настоящее время количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи ДОУ и школы.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями учеников.

Как показывает практика, родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком. И наоборот, часть педагогов недооценивают важность жизнедеятельности младших школьников в семье и затрудняются в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает логопеда возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

В современных условиях актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно– педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Среди традиционных и современных форм работы логопеда с родителями в школе по преодолению речевых недостатков я выделяю:

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», “Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Создание групп активных родителей в различных интернет-сообществах (Viber, Whats App, Instagram и др.). Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями обучающихся, пусть и на расстоянии, а родителю в свою очередь, быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в школе.

Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Играем дома. Эта рубрика на страничке учителя-логопеда в Дневнике.ru знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в школу, магазин, к бабушке”, “В свободную минутку”.

Читайте также:
Отчет о проведении Недели логопедии

Шкатулка методических советов. Каждую неделю в копилку на страничке учителя-логопеда в Дневнике.ru добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть, чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Родительский всеобуч. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы, сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

Логопедическая страничка на сайте школы, личном сайте учителя-логопеда или на портале Дневник.ru. Специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Формы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях школьного логопункта

Формы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях школьного логопункта

Данные консультируемого

Форма работы

«Я и мой ребёнок»

Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому развитию.

Родители учащихся коррекционных групп с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)

«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи – причины. Основные направления работы на учебный год»

Познакомить родителей с результатами обследования и планом коррекционной работы на учебный год

Родители учащихся коррекционных групп с фонетико-фонетическим недоразвитием речи (ФФН)

«Фонетико-фонетическое недоразвитие речи – причины. Основные направления работы на учебный год»

Познакомить родителей с результатами обследования и планом коррекционной работы на учебный год

Родители учащихся коррекционных групп

«Проблемы и пути их решения»

Консультативная помощь родителям.

Родители учащихся коррекционных групп с фонетическим дефектом речи (ФН)

«Фонетический дефект речи-причины. Основные направления работы на учебный год»

Познакомить родителей с результатами обследования и планом коррекционной работы на учебный год

Семинар – практикум с участием детей

«Проблемы детей-билингвиков и их родителей»

1. Особенности детей-билингвиков.

2. Виды упражнений для овладения языком.

«Как научить детей писать без ошибок»

Познакомить родителей с играми и упражнениями по предупреждению дисграфии.

Родители учащихся коррекционных групп

«Проблемы и пути их решения»

Консультативная помощь родителям.

Родители учащихся коррекционных групп с фонетическим дефектом речи (ФН)

Семинар – практикум с участием детей

«Наш весёлый язычок»

1. Важность выполнения артикулляционных упражнений.

2. Виды артикулляционных упражнений.

3. Выполнение с родителями артикулляционных упражнений «Наш весёлый язычок»

4. Практическое задание: Придумать свою историю про «весёлый язычок»

Родители коррекционных групп с общим недоразвитием речи (ОНР)

«Общее недоразвитие речи-причины. Основные направления работы на учебный год»

Познакомить родителей с результатами обследования и планом коррекционной работы на учебный год

«Как преодолеть трудности в обучению грамотному письму.»

Познакомить родителей с типичными ошибками правописания и приёмами обучения детей применению правил.

Родители учащихся коррекционных групп с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)

Семинар – практикум с участием детей

Познакомить родителей с игровыми методиками развития связной речи.

Родители учащихся коррекционных групп

Читайте также:
Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова

«Проблемы и пути их решения»

Консультативная помощь родителям.

Родители учащихся коррекционных групп с фонетическим дефектом речи (ФН)

Открытое индивидуальное занятие

«Постановка звука [р].» Лексическая тема «Школьные принадлежности»

Показать приемы постановки звука, закрепления, дифференциации.

Родители учащихся коррекционных групп с фонетико-фонетическим недоразвитием речи (ФФН)

Открытое групповое занятие

«Звуки и буквы [ы-и] в слогах и словах.»

Показать умение детей дифференцировать звуки и буквы [ы-и], приёмы, предшествующие этому.

Родители учащихся коррекционных групп

Школа для родителей

«Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год!»

родителей и детей на елку.

Родители учащихся коррекционных групп

«Первые успехи Вашего ребёнка».

Проанализировать результаты совместной деятельности.

Родители учащихся коррекционных групп

«Здоровьесберегающие технологии в школе и дома».

Познакомить со здоровьесберегающими технологиями и необходимостью их соблюдения

Родители учащихся коррекционных групп

Игра для родителей и детей

Проанализировать результаты совместной деятельности.

Родители учащихся коррекционных групп

«Что делать, если у ребёнка плохая память?»

Консультативная помощь родителям по вопросам, касающимся развития памяти детей. Игры. Упражнения.

Родители учащихся коррекционных групп

Школа для родителей

правильной воздушной струи»

Консультативная помощь родителям о необходимости работы по правильному дыханию.

Родители учащихся коррекционных групп

«Поговорим о папе и дедушке»

Проведение совместной фотовыставки к Дню защитника отечества. Обсуждение результатов.

Родители учащихся коррекционных групп

«Проблемы и пути их решения»

Консультативная помощь родителям.

Родители учащихся коррекционных групп

«Поговорим о маме и бабушке»

Проведение совместной фотовыставки к Международному женскому дню. Обсуждение результатов.

Родители учащихся коррекционных групп

Семинар – практикум с участием детей

«Играйте с ребёнком в слова»

Познакомить родителей с игровыми методиками развития связной речи.

Родители учащихся коррекционных групп с фонетико-фонетическим недоразвитием речи (ФФН, ФН)

Показать необходимость закрепления и автоматизации звуков в домашних условиях.

Родители учащихся коррекционных групп

«Проблемы и пути их решения»

Консультативная помощь родителям.

Родители учащихся коррекционных групп

Знакомство родителей с буклетом «Речевичок», содержащимися в нем советами, рекомендациями, играми.

Родители учащихся коррекционных групп

«Мы учим детей рассказывать»

Консультативная помощь родителям по вопросам обучения приемам связного рассказывания.

Родители учащихся коррекционных групп

Школа для родителей

«Влияние движения пальцев на развитие речи»

Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», важностью и необходимостью ее развития. Приемами, играми для развития мелкой моторики рук

Родители учащихся коррекционных групп

«Проблемы и пути их решения»

Консультативная помощь родителям.

Родители учащихся коррекционных групп

Семинар – практикум с участием детей

«Подвижные игры в коррекционной работе»

Познакомить родителей с подвижными играми, помогающими развитию связной речи детей

Родители учащихся коррекционных групп будущих первоклассников

Консультирование родителей по итогам обследования детей.

Родители учащихся коррекционных групп

«Вот и стали мы взрослей»

Подведение итогов коррекционно-воспитательной работы года.

СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября, когда после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он собирает первое родительное собрание. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Больше того, иные родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт, и на этой почве возникают конфликты.

Если же родители ребёнка всё-таки отказываются от занятий с логопедом по тем или иным причинам, целесообразно попросить их подписать отказ от занятий во избежание конфликтных ситуаций в дальнейшем. «А нам никто ничего не говорил», — часто говорят родители, неоднократно предупреждённые о речевых проблемах своего ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Или требуют зачислить ребёнка в логопедическую группу, когда набор уже закончен и все группы сформированы (Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю., 2006).

Для того чтобы не возникали конфликтные ситуации, логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителям и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения, и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжёлых случаях даже встаёт вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Во время сообщения желательно, чтобы логопед привел один-два примера из своей практики. Получив, таким образом, самые общие сведения о работе учителя-логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью отнесутся к приглашению на родительское собрание на логопункте.

Логопед сообщает учителю о дате и времени проведения родительского собрания, а учитель передаёт эти сведения родителям. Всё-таки лучше, если логопед сам известит родителей о намечающемся собрании по телефону или запиской. Записки с указанием даты, времени и места проведения родительского собрания вручаются каждому ученику (ученикам первых классов лучше положить записки в портфель или карман курточки).

На собрании логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает о фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом нарушениях речи, о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребёнка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-грамматических нарушений речи.

Читайте также:
Конспект урока по развитию речи 'Птицы зимой'

Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, о расписании занятий. Необходимо обратить внимание родителей на то, что они «наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми».

Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы. Для родителей первоклассников рассказывает и о том, что будут делать дети на втором году коррекционной работы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для логопедических занятий. В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Здесь нужно сказать родителям, что нельзя заставлять ребёнка-логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допускать, чтобы он сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами времени — 1 часа в первом классе, 1—1,5 часа во втором — четвёртом классах, причём в это время входит выполнение всех домашних заданий — и письменных, и устных, и по труду и рисованию.

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребёнку самостоятельно прочитать текст. При этом полезно дать ребёнку в руку небольшую указку, чтобы он водил ею по тексту. Такой приём позволит значительно снизить напряжение, которое испытывает ребёнок-логопат при чтении незнакомого текста.

На этом же собрании логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребёнка у врача-специалиста (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). Делается это прежде всего в интересах ребёнка, для того чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.

Далее логопед обращается к родителям, дети которых будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он сообщает, что эти дети должны иметь специальные тетради-дневники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не будет закрепляться, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребёнком.

Затем логопед сообщает о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и время таких консультаций.

В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах и неуспехах их детей. Если ребёнок, присутствуя в классе на уроках и не появляется на логопедическом занятии, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю.

Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех учеников, которые занимаются исправлением звукопроизношния. Если ребёнок несколько раз приходит на занятия с невыполненным домашним заданием, логопед вызывает родителей в школу, внимательно разбирается в причинах, по которым это происходит. Если причины окажутся достаточно уважительными, логопед должен постараться помочь родителям. Родители всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь. Надо помнить, авторитет логопеда в значительной степени зависит от отношения к нему родителей учащихся.

Особенно тактичен и осторожен должен быть логопед в случае, если возникает необходимость проконсультировать ребёнка у психоневролога или невропатолога. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения, поэтому в разговоре от логопеда требуются максимальная доброжелательность, умение убедить родителей в необходимости такой консультации. Здесь нельзя действовать методом грубого нажима. Родителям надо доказать, что для наиболее успешной работы с их ребёнком, для выбора именно тех методических приёмов, которые дадут наибольший эффект, логопеду необходимо знать психологические особенности его личности, что только врач-специалист может дать необходимые рекомендации, а если нужно, то и помочь со своей стороны, подкрепить педагогическое воздействие медикаментозным лечением.

В конце учебного года логопед снова приглашает всех родителей на заключительное родительское собрание. На этом собрании он сообщает родителям о результатах своей работы с учениками, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития детей при поступлении на логопункт и после проведённой с ними работы, наглядно, на конкретных примерах показать результаты коррекционной работы. Поскольку сравнительная характеристика каждого ребёнка займёт много времени, можно остановиться только на самых трудных детях или на тех учениках, которые не дали заметного продвижения. Необходимо отметить и работу самих родителей, их конкретную помощь логопеду.

Вторую половину собрания можно посвятить рекомендациям для занятий с детьми летом. Прежде всего напомнить родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизно- шения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться», и придётся начинать работу по их постановке заново.

Читайте также:
Самомассаж в логопедической практике

В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи их детей. Этому очень способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми по время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему. Если ребёнок уезжает в оздоровительный ла-

герь, очень важно добиться, чтобы он как можно чаше писал письма, рассказывая, что его окружает, чем он занимается, где бывает и т.д. (Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г., 1991.) Контрольные вопросы и задания

  • 1. Расскажите о должностных обязанностях учителя-логопеда общеобразовательной школы.
  • 2. Как регламентируется работа учителя-логопеда в каникулярное время?
  • 3. Расскажите о том, как происходит комплектование групп и составление расписания логопедических занятий.
  • 4. Как в условиях школьного логопедического пункта организовывается работа по коррекции звукопроизношения?
  • 5. Расскажите об особенностях организации работы по развитию связной речи в условиях школьного логопедического пункта.
  • 6. Как организована работа школьного логопеда, направленная на преодоление нарушений чтения и письма?
  • 7. Раскройте содержание работы учителя-логопеда в структуре школьной психо- лого-медико-педагогической комиссии (ПМПк).
  • 8. Назовите перечень необходимой документации школьного учителя-логопеда и сроки её хранения.
  • 9. Что входит в перечень оборудования школьного логопедического кабинета?
  • 10. Составьте диагностический альбом, позволяющий провести обследования устной и письменной речи школьников.
  • 11. Как оформляются речевая карта и логопедическое заключение? Приведите примеры.
  • 12. Составьте план консультации для педагогов общеобразовательного учреждения по проблемам развития устной и письменной речи учащихся.
  • 13. Составьте план-конспект собрания для родителя школьников с нарушениями в развитии устной и письменной речи.

Рекомендуемая литература (основная)

  • 1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • 2. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо от 14.12.2000 № 2.
  • 3. Приказ Минобрнауки России «0 внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373» от 22.09.2011 № 2357.
  • 4. Приказ Минобрнауки России «0 внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от б октября 2009 г. № 373» от 26.11.2010 № 1241.
  • 5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373.
  • 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС Н00). Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.
  • 7. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

  • 1. Аттестация педагогических работников. Справочник. 5 е изд. – М., 2002.
  • 2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис дидактика, 2007.
  • 3. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов. – М.: Посвещение, 2012.
  • 4. ЕфименковаЛ.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте – М.: Просвещение, 1991.
  • 5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.
  • 6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, 2006.
  • 7. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2004. – 32 с.
  • 8. Садовникова ИМ. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М„ 1997.
  • 9. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ, 1995.
  • 10. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.
  • 11. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 2001. – 159 с.
  • 12. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Бесплатные занятия с логопедом

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Читайте также:
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по грамоте

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

сотрудничество – учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

непрерывность и эффективность обратной связи – осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

· Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

· Объединить усилия для развития и воспитания детей;

· Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

· Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

· Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

· Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

1.3. Направления работы педагога с родителями

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

· Ознакомление с результатами логопедического обследования.

· Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.

· Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.

· Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.

· Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.

· Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.

· Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.

· Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

· Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.

· Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.

· Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

· Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

· Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.

· Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.

· Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.

· Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.

· Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат – это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей – важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: