Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях

Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей

Синицына Кристина
Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей

«Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей»

Одна из главных задач Службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей – обеспечение условий для продолжительного и комфортного пребывания детей в приемных семьях, их развития, воспитания и социальной адаптации. Создание комплексной поддержки приемных семей помогает реализовать эту задачу в полной мере.

Прежде всего, обеспечить условия для существования регулярного доступного психолого-педагогического и социального сопровождения семей, начиная с периода, когда родители стоят на пороге принятия судьбоносного решения об устройстве ребенка в семью, и заканчивая периодом подготовки и вхождения ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.

Одним из направлений работы Службы по сопровождению приемных родителей является логопедическая помощь детям, воспитывающихся в замещающей семье.

Цель работы учителя-логопеда при взаимодействии с кровной и замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества родителей и специалиста, в результате чего будут достигнуты результаты предупреждения или коррекции речевых нарушений.

Для достижения данной цели учителем – логопедомвыполняются следующие задачи:

– проделать работу по коррекции и компенсации негативных последствий проблемного развития воспитанника;

– познакомить кровную и приемную семью с особенностями речевого развития и обучения ребенка;

оказать помощь кровной и приемной семье в обеспечении образовательных потребностей ребенка в данном направлении.

В связи с реструктуризацией работы логопеда, внесены изменения в логопедическую документацию:

1. Положение о логопедическом пункте;

2. Протокол первичного обследования;

3. Карта – отзыв об оказанной логопедической услуге;

4. Журнал сопровождения.

Виды оказания логопедической помощи

1. Логопедическое обследование ребёнка.

2. Консультация по результатам обследования.

3. Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые).

4. Консультация по раннему речевому стимулированию (дети до 3-х лет).

5. Лекции на тему речевого развития ребёнка.

В работе учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями можно

выделить следующие направления: образовательное, консультативное, коррекционное.

Консультативно – просветительское направление. В рамках образовательного направления родители знакомятся с методами и приемами педагогического воздействия, получение ими конструктивной помощи, конкретных рекомендаций по работе с детьми, полных и всесторонних ответов на волнующие их вопросы. Так как большинство взрослых не имеют большого опыта взаимодействия с детьми, а если подобный опыт и имеется, то неизбежно возникают вопросы по организации коррекционного процесса.

С приемными родителями проведены следующие консультации:

– «Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей».

«Особенности развития речи ребенка 3-4 лет»

«Как стимулировать развитие речи ребенка?»

В ходе индивидуальных консультаций логопед подробно рассказывает об особенностях речевого развития ребенка, причинах речевого нарушения и дает прогноз на дальнейшее обучение. На данном этапе родителей нацеливают на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля.

Коррекционное направление включает в себя оказание необходимой помощи ребенку на протяжении всего времени работы с замещающей семьей:

– Развитие просодической стороны речи;

– Совершенствование лексико-грамматических категорий речи;

– Развитие связной речи;

– Коррекция нарушений письменной речи.

Используются разнообразные логопедические технологии:

• Артикуляционная, дыхательная, мимическая гимнастики;

• Пальчиковая и ручная гимнастики;

• Зондовый и логопедический массаж;

• Песочная терапия в логопедии;

• Кинезиология в логопедии;

• Элементы Су-Джок терапии.

Приемные родители присутствуют на логопедических занятиях, знакомятся с задачами, содержанием и формами работы с детьми, наблюдают за деятельностью своего ребенка индивидуально и в группе, что способствует формированию их активной позиции к обучению приемного ребенка, помогает установить между ними более тесные отношения сотрудничества и сотворчества.

Необходимо понимать, что семья, взявшая на воспитание ребенка из детского дома, оказывает помощь этому ребенку. И она вправе сама рассчитывать на помощь и поддержку. И чтобы процесс адаптации прошел успешно и семья благополучно справилась с неизбежно возникающими проблемами, необходима профессиональная помощь специалистов разного профиля, в том числе и квалифицированного учителя-логопеда.

Синицына К. А. учитель – логопед

Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях

В связи с особым вниманием со стороны президента России к проблеме семейного жизнеустройства детей-сирот, создание служб сопровождения замещающих семей, оказывающие психолого-педагогическую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в приемных семьях, и их родителям – необходимая мера по предотвращению возврата приемных детей в детские дома.

Принимая во внимание важность проблемы семейного устройства воспитанников, педагогический коллектив нашего детского дома видит свою миссию не только в создании определенного жизненного пространства для социально-трудовой адаптации ребят, способствующей их бесконфликтной интеграции в общество, но и в реализации права жить и воспитываться в семье. Помочь ребенку адаптироваться в системе социальных отношений, обрести новую семью или вернуться в кровную — задача для всего коллектива детского дома.

Специфика речевого развития ребенка — воспитанника детского дома требует особенно благоприятных условий для компенсации имеющихся нарушений, что достигается путем выбора адекватных программ и способов обучения, а при переходе ребенка к обучению в школе — помощи в освоении образовательной программы. При воспитании ребенка в детском доме эти цели достигаются благодаря согласованным действиям работников учреждения, их тесной взаимосвязи со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, учителями и специалистами школы, в которой обучается ребенок. При переходе ребенка в замещающую семью или возвращении его в кровную крайне важно сохранить или создать эти благоприятные условия.

Читайте также:
Звуки Б — БЬ - конспект занятия

Исходя из этого положения, цель учителя-логопеда детского дома при взаимодействии с замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества принимающих родителей и специалиста, способствующей продолжению необходимого ребенку образовательного маршрута, а также предупреждение и коррекция речевых расстройств.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • проделать работу по коррекции и компенсации негативных последствий проблемного развития воспитанника;
  • познакомить приемную семью с особенностями развития и обучения ребенка;
  • оказать помощь приемной семье в обеспечении образовательных потребностей ребенка.

В работе учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями можно выделить следующие направления: образовательное, консультативное, коррекционное и исследовательское.

В рамках образовательного направления родители знакомятся с методами и приемами педагогического воздействия, так как большинство взрослых не имеют большого опыта взаимодействия с детьми, а если подобный опыт и имеется, то неизбежно возникают вопросы по организации коррекционного процесса.

Консультативное направление подразумевает получение приемными родителями конструктивной помощи, конкретных рекомендаций по работе с детьми, полных и всесторонних ответов на волнующие их вопросы.

Коррекционное направление включает в себя оказание необходимой помощи ребенку на протяжении всего времени работы с замещающей семьей.

Очень важно исследовательское направление, включающее в себя изучение и анализ особенностей развития, успешности обучения ребенка при переходе в замещающую семью.

Работа учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями проходит два этапа: первый — предварительная работа с семьями, планирующими взять на воспитание ребенка из детского дома, второй — работа с замещающими семьями после перехода в них ребенка. Здесь важным представляется продолжение взаимодействия с замещающей семьей, что позволяет облегчить адаптационный период обеим сторонам и обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Приход в семью приемного ребенка — серьезное испытание для всех ее членов. Не всегда принимающие родители осознают, что воспитанники детских домов — дети с особыми образовательными потребностями, для успешного развития и обучения которых необходимо приложить определенные усилия. Для решения данной проблемы на первом этапе работы с замещающими семьями учитель-логопед консультирует будущих родителей по вопросам обучения и развития ребенка.

На этом этапе также возможно проведение групповых консультаций для будущих родителей, в ходе которых раскрываются особенности развития и обучения ребенка-сироты, возможные трудности в его воспитании и взаимодействии приемных родителей с ним.

В ходе индивидуальных консультаций специалист подробно рассказывает об особенностях речевого развития ребенка, причинах речевого нарушения и дает прогноз на дальнейшее обучение. На данном этапе будущих родителей необходимо нацеливать на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля.

На этапе знакомства с замещающей семьей очень важно наладить с родителями доброжелательные отношения. Необходимо учитывать условия жизни каждой конкретной принимающей семьи, ее состав и культурный уровень.

Будущие родители присутствуют на логопедических занятиях, знакомятся с задачами, содержанием и формами работы с детьми, наблюдают за деятельностью своего ребенка индивидуально и в группе, что способствует формированию их активной позиции к обучению приемного ребенка, помогает установить между ними более тесные отношения сотрудничества и сотворчества. С этой целью на занятиях может использоваться помощь родителей в выполнении заданий специалиста.

Полезно объединить занятие с консультированием принимающих родителей, тогда они становятся более активными, начинают внимательнее относиться к содержанию занятия, поведению на нем ребенка, обращают внимание на пробелы в его знаниях, учатся методам и приемам работы по их устранению.

Важной и эффективной формой работы представляется и такая форма приобщения родителей к коррекционному процессу, как выполнение заданий логопеда в тетради для индивидуальной работы. Например, когда кандидаты в замещающие родители на выходные дни приглашают детей к себе в гости, можно дать им с собой тетрадь, в которой родители вместе с детьми выполнят предложенные специалистами задания.

На данном этапе разрабатываются индивидуальные рекомендации для приемных родителей, на которые они в дальнейшем могут опираться при обучении и развитии речи приемного ребенка.

Второй этап работы учителя-логопеда с замещающими семьями начинается после перехода в них ребенка. На данном этапе возможно продолжение коррекционной логопедической работы до того момента, пока ребенок не станет получать помощь в другом учреждении.

После перехода в замещающую семью бывшие воспитанники детского дома дошкольного возраста чаще всего начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, а дети школьного возраста — другую школу. Для таких детей меняются окружающая среда, режим дня, появляется необходимость устанавливать новые социальные связи.

В этот период необходимость помощи учителя-логопеда связана с особенностями адаптации к новым социальным условиям ребенка с речевыми нарушениями. Проведенные Е.Ю. Фирсановой [6] исследования выявили зависимость между уровнем речевого развития и степенью дезадаптации детей в новых условиях. Так, у детей с осложненными речевыми нарушениями дезадаптация проявляется наиболее сильно и выражается в преобладании отрицательных эмоций, частой смене настроения, аффективных вспышках, агрессии к окружающим, конфликтности, раздражительности. У детей с неотягощенной речевой патологией и нормальным речевым развитием отмечаются тревожность, беспокойство, неуверенность в себе, нерешительность.

Читайте также:
Буквы раскраски, раскрашивать картинки - определи место звука в слове

У школьников с нарушениями речи адаптация к новым социальным условиям протекает тяжелее, чем у детей с нормальным речевым развитием.

Бывшие воспитанники детского дома при переходе к школьному обучению часто демонстрируют превалирование отрицательных эмоций, негативное отношение к педагогам, сверстникам. У детей выявляется низкая или несформированная потребность в общении, недостаточность развития учебной мотивации. Данные проявления усугубляются у детей с речевыми нарушениями.

В том случае, когда ребенок переходит в другое образовательное учреждение, специалисты детского дома, в том числе и учитель-логопед, могут выступать в качестве посредника между учреждением и семьей, консультировать школьных педагогов и родителей. Цель логопеда на данном этапе — помочь ребенку интегрироваться в образовательном учреждении, предупредить и нивелировать негативные проявления, которые могут возникнуть в этот период.

Возможны выездное консультирование педагогов образовательного учреждения по проблемам обучения и развития детей-воспитанников детских домов и организация своего рода посредничества между замещающей семьей и специалистами учреждения при возникновении конфликтных ситуаций. При необходимости возможна организация «модуля помощи» приемному ребенку — для решения возникших проблем социальный педагог школы, классный руководитель, учителя-предметники, специалисты детского дома объединяются.

Замещающие родители получают необходимую информацию при посещении детского дома, также возможно консультирование по телефону, на дому. Последнее представляется оптимальной формой консультативной работы учителя-логопеда. При этом семью можно посещать с диагностическими целями — знакомиться с бытовыми условиями, изучать возможные факторы риска для речевого развития ребенка (медицинские, социальные, бытовые), исследовать сложившиеся проблемные ситуации. Цели могут быть контрольными — оценка состояния семьи и динамики речевого развития ребенка, анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалиста и пр.; а также адаптационно-реабилитационными — оказание конкретной образовательной, коррекционной помощи.

Не менее эффективной формой работы является мониторинг речевого развития ребенка в приемной семье — сбор, обобщение и анализ информации о процессе его речевого развития и принятие на этой основе решений о необходимой профилактике или коррекции.

Важно помнить, что семья, взявшая на воспитание ребенка из детского дома, оказывает помощь этому ребенку, государству, обществу наконец. И она вправе в свою очередь сама рассчитывать на помощь и поддержку. И чтобы процесс адаптации прошел успешно и семья благополучно справилась с неизбежно возникающими проблемами, необходима профессиональная помощь специалистов разного профиля, в том числе и квалифицированного учителя-логопеда.

Жидкова Татьяна Александровна,
учитель-логопед,
детский дом «Дом детства»

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей

Автор: Синицына К.А. учитель – логопед

Оригинал: скачать.

Одна из главных задач Служб ы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей – обеспечение условий для продолжительного и комфортного пребывания детей в приемных семьях, их развития, воспитания и социальной адаптации. Создание комплексной поддержки приемных семей помогает реализовать эту задачу в полной мере.

Прежде всего, обеспечить условия для существования регулярного доступного психолого-педагогического и социального сопровождения семей, начиная с периода, когда родители стоят на пороге принятия судьбоносного решения об устройстве ребенка в семью, и заканчивая периодом подготовки и вхождения ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.

Одним из направлений работы Службы по сопровождению приемных родителей является логопедическая помощь детям, воспитывающихся в замещающей семье.

Цель работы учителя-логопеда при взаимодействии с кровной и замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества родителей и специалиста, в результате чего будут достигнуты результаты предупреждения или коррекции речевых нарушений.

Для достижения данной цели учителем – логопедом выполняются следующие задачи:

– проделать работу по коррекции и компенсации негативных последствий проблемного развития воспитанника;

– познакомить кровную и приемную семью с особенностями речевого развития и обучения ребенка;

– оказать помощь кровной и приемной семье в обеспечении образовательных потребностей ребенка в данном направлении.

В связи с реструктуризацией работы логопеда, внесены изменения в логопедическую документацию:

1. Положение о логопедическом пункте;

2. Протокол первичного обследования;

3. Карта – отзыв об оказанной логопедической услуге;

4. Журнал сопровождения.

Виды оказания логопедической помощи

1. Логопедическое обследование ребёнка.

2. Консультация по результатам обследования.

3. Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые).

4. Консультация по раннему речевому стимулированию (дети до 3-х лет).

5. Лекции на тему речевого развития ребёнка.

В работе учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями можно

Читайте также:
Использование фразеологизмов в работе школьного логопеда

выделить следующие направления: образовательное, консультативное, коррекционное.
Консультативно – просветительское направление. В рамках образовательного направления родители знакомятся с методами и приемами педагогического воздействия, получение ими конструктивной помощи, конкретных рекомендаций по работе с детьми, полных и всесторонних ответов на волнующие их вопросы. Так как большинство взрослых не имеют большого опыта взаимодействия с детьми, а если подобный опыт и имеется, то неизбежно возникают вопросы по организации коррекционного процесса.
С приемными родителями проведены следующие консультации:

– «Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей».

– «Особенности развития речи ребенка 3-4 лет»

– «Как стимулировать развитие речи ребенка?»

В ходе индивидуальных консультаций логопед подробно рассказывает об особенностях речевого развития ребенка, причинах речевого нарушения и дает прогноз на дальнейшее обучение. На данном этапе родителей нацеливают на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля.

Коррекционное направление включает в себя оказание необходимой помощи ребенку на протяжении всего времени работы с замещающей семьей:
– Развитие просодической стороны речи;

– Совершенствование лексико-грамматических категорий речи;

– Развитие связной речи;

– Коррекция нарушений письменной речи.

Используются разнообразные логопедические технологии:

• Артикуляционная, дыхательная, мимическая гимнастики;

• Пальчиковая и ручная гимнастики;

• Зондовый и логопедический массаж;

• Песочная терапия в логопедии;

• Кинезиология в логопедии;

• Элементы Су-Джок терапии.

Приемные родители присутствуют на логопедических занятиях, знакомятся с задачами, содержанием и формами работы с детьми, наблюдают за деятельностью своего ребенка индивидуально и в группе, что способствует формированию их активной позиции к обучению приемного ребенка, помогает установить между ними более тесные отношения сотрудничества и сотворчества.

Необходимо понимать, что семья, взявшая на воспитание ребенка из детского дома, оказывает помощь этому ребенку. И она вправе сама рассчитывать на помощь и поддержку. И чтобы процесс адаптации прошел успешно и семья благополучно справилась с неизбежно возникающими проблемами, необходима профессиональная помощь специалистов разного профиля, в том числе и квалифицированного учителя-логопеда.

«Учебно-методический образовательный центр»

  • О нас
    • О нас
    • Общие сведения
    • Новости
    • Летопись
    • Достижения
    • Работники образовательной организации
    • Условия
      • Условия
      • Доступная среда
      • Режим работы
      • Безопасность
      • Материально-технический ресурс
    • Структура и органы управления образовательной организацией (старая версия)
    • Публичный доклад
    • Медиа
    • Профсоюзная организация
    • Отзывы и предложения
    • Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
  • Деятельность
    • Деятельность
    • План работы
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Научно-методическая деятельность
    • Психолого-медико-педагогическая комиссия
    • Служба сопровождения замещающих семей
    • Методическое сопровождение
      • Методическое сопровождение
      • Конкурсы педагогического мастерства
    • Программа развития
    • Самообследование
    • Аттестация педагогических работников
    • Дистанционное обучение
    • Служба психолого-педагогической поддержки и реабилитации
    • Страница учителя-логопеда
    • Муниципальный опорный центр
      • Муниципальный опорный центр
      • Персонифицированное финансирование дополнительного образования
      • Навигатор
      • Инвентаризация инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов
  • Финансирование
    • Финансирование
    • Бюджетное финансирование
    • Платные образовательные услуги
    • Платежные реквизиты
  • Документы
    • Документы
    • Организационно-правовые документы
    • Организационно-распорядительные документы
    • Результаты проверок
    • Формы документов
  • Одаренные дети
    • Одаренные дети
    • Всероссийская олимпиада школьников
    • Олимпиада «Основы православной культуры»
    • Организация проектной и исследовательской деятельности с учащимися
    • Конкурсы и конференции учащихся
    • Предметные олимпиады
    • Мониторинг олимпиад
    • Центр одаренности
  • Ссылки
    • Ссылки
    • Полезные ссылки
    • Электронные муниципальные услуги в сфере образования
    • Информационные системы
  • Контакты

ДОКЛАД КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ Жестокое обращение с детьми

15.01.2022 года прошла встреча Школы Приемных Родителей и посетили ее гости один из первых выпускников нашей службы, которые воспитывают трое приемных детей. Родители поделились своим богатым опытом! Встреча оказалась очень информативной для обеих сторон: для уже опытных приемных родителей и еще кандидатов. Гости получили благодарственное письмо от МКОУ ДПО «УМОЦ». Хочется сказать огромное спасибо за возможность «из первых рук» узнать о том, что тревожит и волнует как будущих родителей, так и специалистов!

18.12.2021г. Служба сопровождения замещающих семей поздравили и организовали утренник для детишек, порадовал своим появлением сам Дедушка Мороз! Веселый праздник с танцами, рисунками и подарками состоялся в наших стенах МКОУ ДПО “УМОЦ” ! С наступающим новым 2022 годом.

11.12.2021 в МКОУ ДПО «УМОЦ» начались занятия девятнадцатой группы “Школы приемных родителей”. Впереди их ждет долгий и интересный путь для получения сертификата об окончании курса.

04.12.2021г. в МКОУ ДПО «УМОЦ» состоялся 18-ый выпуск Школы приемных родителей. Сертификаты об окончании получили девять родителей, желающих взять ребенка оставшегося без попечения родителей. Желаем удачи.

30.11.2021г. ГКУСО РО Донецким центром помощи детям для специалистов ССЗС проведен обучающий семинар: «Повышение ресурсности и мотивации замещающей семьи в дистанционном режиме». По теме: «Адекватная оценка возможностей развития ребенка из замещающей семьи» выступили специалисты Службы сопровождения замещающих семей МКОУ ДПО «УМОЦ» Алиева С.М., Арсенийчук С.В.

25.11.2021г. в инстаграме состоялось прямой эфир Клуба «Счастливая семья» на тему: «Ответственность родителей и детей друг перед другом». Ведущие эфира педагог-психолог Кустикова Юлия Анатольевна и юрист Лернер Ефим Александрович.

20.11.2021г. состоялась встреча слушателей Школы приемных родителей со священником храма Святого Великомученика Георгия Победоносца г. Видное отцом Олегом. На встрече обсуждались духовные стороны приема в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, вопросы влияния на семью тайны усыновления.

Читайте также:
Пересказ рассказа 'Бабочка- красавица' - конспект

В рамках Всероссийского Дня правовой помощи детям, сотрудники Служба сопровождения замещающих семей проводили круглый стол на тему : «Ответственность родителей и детей друг перед другом». В мероприятии участвовали замещающие семьи, граждани, желающие принять детей в свои семьи.

11.11.2021г. юрисконсульт МКОУ ДПО «УМОЦ» Лернер Е.А. в рамках Всероссийского Дня правовой помощи детям, провел мероприятие по теме: “Права и обязанности детей”, которое проходило в социальной сети инстаграмм, в виде прямого эфира.

Обсуждались важные проблемы связанные с ответственностью детей перед семьёй

20.10.2021 прошла онлайн встреча руководителей Служб сопровождения замещающих семей Чеховского зонального объединение. Обсуждались актуальные проблемы 2021 года, документации Школы приемных родителей и при сопровождении замещающих семей. От МКОУ ДПО «УМОЦ» участвовала заместитель директора по УВР Алиева С.М.

Сегодня, 18.09.21 г. открывает свои двери Служба сопровождения замещающих семей МКОУ ДПО “УМОЦ” для школы приемных родителей. Мы рады приветствовать всех новых слушателей. Успехов вам в учебно-познавательном процессе.

11.09.21 года состоялся 17-ый выпуск Школы приемных родителей. Выпускники успешно усвоили материал и сдали итоговый тест. Желаем нашим кандидатам взять на воспитание здоровых и крепких детишек. Удачи, теплоты и счастья! Спасибо всем за работу и обучение.

Занятия в Школе приемных родителей

04.09.2021г очередное увлекательное, познавательное занятие со слушателями школы приемных родителей. Наши специалисты готовят новых приемных родителей, которые очень сильно ожидают встречу со своими будущими детками.

22.05.21 года состоялся выпуск “Школы приемных родителей № 16”. МКОУ ДПО “УМОЦ” – службой сопровождения замещающих семей выпустили 15 человек, которые успешно усвоили материал и сдали итоговый тест. Желаем вам, родители взять на воспитание здоровых и крепких детишек. Удачи, теплоты и счастья.

27.03.2021 в Школе приемных родителей провела лекцию педагог-психолог Балаян И.В. на тему: «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи. Нарушения адаптации. Адаптация приемного ребенка образовательным учреждением». Так же выступила учитель-логопед МКОУ ДПО «УМОЦ» Крылаткова С.Е. на тему: «Взаимодействие со специалистами образовательных учреждений. Особенности командной работы при решении сложных случаев». Обсуждались существующие проблемы с речью ребенка по возрасту. Адаптация ребенка образовательным учреждением.

03.04.21 года в Муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический образовательный центр», согласно расписанию занятий по подготовке принимающих семей в Школе приемных родителей прошло занятие на тему «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка». Учитывая специфику темы, возраст слушателей, большой жизненный опыт всех присутствующих, занятие прошло в форме дискуссии. Общение и злободневность темы привело к обсуждению и по окончанию занятия. Знание и опыт, со слов родителей Школы, позволил пересмотреть некоторые концептуальные вопросы в их жизни. В проведении занятия приняли участие руководитель ССЗС Алиева С.М., юрист Лернер Е.А., сотрудник МЧС по Ленинскому городскому округу.

Как столичные специалисты помогают приемным семьям в воспитании детей с инвалидностью

11 января 2022 года

В столице многое делается для того, чтобы дети-сироты обрели новых родителей. На этом работа органов соцзащиты не заканчивается, ведь семья, принявшая ребенка, и в дальнейшем нуждается в поддержке. Чтобы приемные папы и мамы не оставались один на один с возникающими трудностями, в Москве работают службы сопровождения. Рассказываем, как специалисты службы Центра содействия семейному воспитания «Юнона» помогают семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

«В наших центрах содействия семейному воспитанию живет немало мальчиков и девочек с инвалидностью. Не может не радовать, что с каждым днем все больше ребят находят новых пап и мам. Мы любим наших воспитанников, но, без сомнения, каждому нужна именно любовь родительская. Мы знаем немало примеров, когда, обретя семью, дети просто расцветали на глазах, делали огромные скачки в развитии», − рассказывает начальник Управления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних столичного Департамента труда и социальной защиты населения Елена Зайцева.

Принимая ребенка в семью, приемный родитель, как правило, испытывает эйфорию. Это называется «медовым месяцем приемного родительства». Он чувствует непомерную любовь к ребенку, строит планы: сколько он сможет дать малышу, как изменит к лучшему его жизнь. Нередко в этот план входят и собственные нереализованные возможности, и, конечно, надежда на отдачу, любовь и благодарность ребенка. Но «медовый месяц» проходит, начинаются будни, и вот тут приемный родитель может столкнуться с трудностями.

«Каждый родитель должен понимать, что главное − не только подарить ребенку ощущение семьи, но и подготовить его к дальнейшей самостоятельной жизни, дать ему шанс реализоваться, ощутить свою значимость», − отмечает начальник отдела сопровождения приемных семей Центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Вера Шикова.

Задача специалистов − объяснить приемным родителям ребенка с инвалидностью, что шаги к достижению этой цели могут быть очень маленькими и незаметными. Порой может казаться, что ничего не происходит и ты топчешься на месте.

«К нам обращаются родители как во время адаптации ребенка в семье, так уже и после него, по мере формирования жизненно важных навыков у детей. Учитывая, что ребята с особенностями развития требуют особого подхода, мы рекомендуем родителям консультации специалистов узкого профиля: учителей-дефектологов, логопедов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования», − комментирует заместитель директора Центра «Юнона» Булгана Басангова.

Читайте также:
Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука (л)

Порой семья воспринимает участие специалистов сопровождения как дополнительный контроль. Но это не так. Задача службы — помочь предотвратить появление проблем, решить имеющиеся, а не искать промахи и недочеты.

«Мы стараемся убедить родителей не пускать на самотек ситуацию, приглашаем к себе в центр. Как правило, после первых занятий родители понимают, что мы им можем реально помочь», − добавляет замдиректора.

Особенности воспитания ребенка с инвалидностью

В воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует придерживаться тех же правил, что и с обычными детьми. Например, нельзя переоценивать возможности малыша, ждать от него каких-то невероятных успехов. В противном случае неудачи будут вызывать раздражение, разочарование приемного родителя и, как результат, эмоциональное выгорание.

Ребенок с инвалидностью, как и любой другой, проходит стадию пубертата, когда могут возникнуть проблемы с поведением, с учебой, причем у особых детей они проявляются ярче. Если необходимо, приемные родители могут обратиться за консультацией к психологу, психиатру, получить советы, как скорректировать собственное поведение.

«Дети впитывают модель, принятую в семье. Именно родители являются носителями эталонов поведения. Чему бы мы ни обучали и что бы мы ни отрабатывали, собственный пример родителей и их поведение − самое значимое средство нравственного воспитания, тем более для особого ребенка. Детям надо на конкретных делах и поступках показывать примеры дружбы, взаимовыручки, проявления заботы, отношения к близким», − комментирует Булгана Басангова.

Творческие занятия помогают особым детям раскрыться, почувствовать себя увереннее. В Центре «Юнона» есть досуговые занятия как для детей, так в целом для всей семьи. «У нас есть история, когда занятия семьи в студии керамики переросли в открытие семейной гончарной мастерской, где теперь трудятся дети с инвалидностью», − вспоминает Вера Шикова.

Большим успехом среди приемных семей, воспитывающих особых детей, пользуется театральная студия. Именно театральные арт-терапевтические формы дают возможность детям проиграть проблемные ситуации, с которыми они сталкиваются в обычной жизни, и попытаться их разрешить, оставаясь при этом как бы за спиной своего героя.

Родитель — родителю

Пожалуй, самое важное для любого родителя — это сохранение и своевременное восполнение внутреннего ресурса. В Центре «Юнона» для семей, состоящих на сопровождении, реализуется проект «Ресурсные выходные». Вся семья в этот день посещает специальные занятия, организованные для них с учетом особых потребностей детей и возможностей взрослых.

На занятиях можно пообщаться с другими приемными семьями. Родители расширяют социальное поле, находят друзей. «Обмен опытом − великая сила. Одна приемная мама предложила подросткам с ограниченными возможностями здоровья вести своеобразный дневник „Мои успехи и ошибки“. В нем дети фиксируют свои достижения, а в графе для ошибок записывают не только проступки, но и то, как их исправляли. Дневник помогает объективно взглянуть на свое поведение. Теперь в нескольких приемных семьях ведутся такие дневники», − делится приемная мама Татьяна Шоркина.

Специалисту по сопровождению нужно хорошо знать «свои» семьи, их особенности. Это позволит сформировать их в мини-группу так, чтобы каждой семье было что позаимствовать из опыта других.

Сопровождение приемной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требует кропотливой, систематической работы специалистов. Необходимо уметь увидеть в малейших шероховатостях детско-родительских взаимоотношений возможную проблему и помочь приемным родителям предупредить ее возникновение.

На заметку

Узнать больше о работе столичных служб сопровождения приемных родителей можно на портале «Моя новая семья». Там же можно найти список и контакты организаций, готовых поддержать замещающие семьи.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Принять ребенка в семью – это ответственный шаг в жизни потенциальных родителей. Мотивы, побуждающие взрослых к такому решению разнообразны: желание отдавать свою любовь и заботу, решить таким способом проблемы взаимоотношений со своей второй половинкой, попытка найти замену умершему кровному ребенку и т.д. Многие семьи после принятия ребенка в семью сталкиваются со множеством психологических, эмоциональных, социальных трудностей. Замещающие родители, зачастую, оказываются не готовы к тому, что приходится находить общий язык с ребенком, прилагать много усилий для решения сложных ситуаций, возникающих в результате поведенческих особенностей подопечных. И если такой семье во время не прийти на помощь, то, как правило, возникает кризисная ситуация.

Наш Центр работает по нескольким направлениям, которые осуществляют деятельность, направленную на пропаганду и поддержку семейных форм устройств детей.

В своей деятельности мы руководствуемся нормативно-правовыми документами, одним из которых является приказ министра социального развития Новосибирской области №840 от 10.09.2015 г. «О порядке организации и осуществления сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области».

На базе МКУ ЦССУ «Дорогинский» с 2012 года работает служба сопровождения замещающих семей.

Главная цель работы службы: осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной, правовой, психологической, медицинской, педагогической поддержки и помощи детям и родителям в замещающей семье.

Читайте также:
Развитие лексической стороны речи детей в игре

Сопровождение осуществляется по трем основным направлениям: – социально-правовое;

Социально-правое направление : консультативная поддержка по различным аспектам защиты прав и законных интересов детей и замещающих родителей, а также предоставление юридической помощи.

Социально-педагогическое и социально-психологическое направления включают в себя:

– консультации по вопросам развития, воспитания и обучения детей;

– организация обучающих занятий для родителей, направленных на повышение родительской компетентности;

– сопровождение замещающих семей в соответствии с разработанной индивидуальной программой семьи;

– оказание психологической помощи ребенку, помещенному в семью в вопросе адаптации.

Этапы адаптации ребенка в семье

Самая востребованная услуга:

консультации по вопросам воспитания детей, управления поведением ребенка, преодоления проблем во взаимоотношениях.

1. Знакомство. Беседа.

2. Разработка рекомендаций, памяток для членов семей по результатам проведенной диагностики и выявленным проблемам.

3. Индивидуальное консультирование членов замещающих семей.

4. Итоговый мониторинг.

Основные формы деятельности на основном уровне:

– индивидуальное и групповое консультирование родителей и детей, в том числе по вопросам предоставления мер социальной поддержки (на базе Центра, выездное, по телефону);

– проведение групповых занятий (детско-родительские группы);

– оказание помощи в оформлении документов;

– организация и проведение семинаров, мастер- классов, «круглых столов», лекционных занятий, праздников и других мероприятий для замещающих семей, направленных на популяризацию семейной заботы о детях.

Мониторинг состояния и развития осуществляется в разных формах:

– при встречах с детьми и семьями во время посещения Центра;

– при посещении семьи специалистами;

– по оценке состояния развития ребенка и эффективности выполнения индивидуального плана сопровождения семьи.

Очевидно, что благополучие семьи –

это благополучие ребенка.

Поддержать семью, оказать помощь –

важнейшая задача специалистов службы

Служба сопровождения замещающих семей организует для замещающих семей различные мероприятия, которые помогают им правильно подходить к воспитанию детей, требующих к себе вдвойне чуткого внимания со стороны окружающих людей.

Так, 29 марта 2017 года, прошла встреча детей и их «родителей» в нашем учреждении. Можно отметить, что встреча прошла в теплой дружеской обстановке. Особый эмоциональный отклик вызвало создание «Карты дружных замков». В процессе взаимодействия получилось настоящее «Царство-государство». В совместном рисовании взрослые и дети имели возможность для самовыражения и проявили свою индивидуальность. И конечно же, какие гости – без чая. Для взрослых это была еще одна возможность в неформальной обстановке пообщаться и обменяться опытом, задать вопросы специалистам, получить консультацию. Дети, с удовольствием, купались в бассейне под руководством инструктора по физической культуре. Получив заряд бодрости и хорошего настроения мальчики и девочки с удовольствием рассказывали друг другу о своих увлечениях и мечтах.

Подобные встречи будут проходить систематически. В ближайшее время будут приглашены замещающие семьи, в которых есть старшеклассники, для обсуждения важного вопроса по выбору будущей профессии.

“Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей”

25 октября 2017 года на базе МКУ «Молодёжный центр» г.Черепанова состоялся семинар для замещающих родителей по теме «Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей». В доброжелательной атмосфере специалисты службы сопровождения с «мамами» обсудили важные вопросы: ценности в жизни, потребности и способы их удовлетворения. На нескольких примерах рассмотрели пути выхода из «круговорота проблем» и что такое «колесо развития» человека. При анализе языка поступков детей, несмотря на опыт в воспитании детей, многие взрослые сделали для себя вывод: когда ты в отчаянии от действий своего ребёнка, то это значит, что всеми своими действиями ребёнок сигналит «Помоги мне. »

8 ноября 2017 г., в рамках ежегодного Всероссийского Дня правовой помощи детям, состоялась встреча с ребятами и их опекунами. В формате деловой игры все присутствующие, на основе имеющихся знаний, расширили и конкретизировали свои представления о правах и обязанностях детей. В ходе игры ребята отвечали на вопросы, встречали сказочных героев, права которых нарушались, а также бурно обсуждали пути выхода из предлагаемых ситуаций. Закрепить знания о своих правах можно было с помощью создания коллажей.

После этой плодотворной работы все гости учреждения посетили тренажёрный зал. Инструктор по физической культуре подробно объяснил правила техники безопасности в зале, и рассказал, как правильно заниматься на тренажёрах. Искренний восторг был виден в глазах детей, когда им представилась возможность проявить свои способности на тренировке.

Для кого-то из ребят это был последний день каникул, кто-то познакомился с новыми людьми, а для опекунов представилась возможность выехать из дома и просто пообщаться.

Подарок для мамы

В читальном зале районной библиотеки в г.Черепаново 29 ноября состоялась тёплая встреча с ребятами и их опекунами, посвященная Дню матери.

Об истории праздника, который празднуется в нашей стране с 1998 года и интересный мастер–класс провели сотрудники читального зала. Они научили ребят работать в технике скрапбукинг при изготовлении подарков – шоколадниц.

С бабушками в это время проводила занятия педагог-психолог Куклева Т.С. Они увлеченно рисовали деревья, которые имеют характер, узнавая в них себя. Также в беседе делились друг с другом своими успехами и неудачами в области воспитания своих подопечных.

Читайте также:
НОД по логоритмике 'Карлики и великаны'

Самым неожиданным, но в то же время приятным моментом стало поздравление. Каждый ребенок подарил своей «маме» подарок, сделанный своими руками, в котором были сладкие сюрпризы. Семьи, которые постоянно участвуют в мероприятиях, организуемыми службой сопровождения, получили распечатанные фотографии.

Встреча в теплом и уютном месте получилась поистине душевной. Была создана обстановка комфорта и свободного общения. Ребята не только смогли продемонстрировать свои творческие способности, но и выразили свою любовь к близкому человеку через искусство. Положительные эмоции и радостное состояние души в этот один из последних ноябрьских вечеров был у всех участников встречи, а это значит что время использовано с пользой!

“После дождя будет радуга”

С января 2018 года службой сопровождения реализовывался проект «После дождя будет радуга». Целью данного проекта является формирование представлений у детей, проживающих в замещающих семьях, о своём прошлом, настоящем и будущем.

На подготовительном этапе реализации проекта был сделан ремонт и переоборудованы комнаты для семейного консультирования и психологической разгрузки. В данном проекте в качестве одного из вариантов работы с замещающими семьями специалисты службы сопровождения работали с факторами, влияющими на развитие ребенка, используя приёмы поддержания связи с прошлым ребенка и непрерывность событий.

Наша служба сопровождения занимается в основном с опекунскими семьями. Отсюда вытекает и специфика работы. При работе с проблемами в этих семьях, понятии их происхождения помогает рассмотрение связи имеющихся проблем с настоящим и прошлым травматическим опытом. Когда сам опекун в процессе консультации эти выводы сам сделает, то и в последствии, решение проблемы протекает легче. Опекуны становятся членами команды, а не ждут, когда специалисты взмахнут волшебной палочкой.

Встречи с семьями происходят в индивидуальном порядке еженедельно. Специалисты прилагают много усилий для мотивирования детей к работе по созданию книги жизни. Поддерживают и дают дополнительные разъяснения при реконструкции событий в жизни детей и их «родителей». Сложными для восприятия и проработке являются темы: древо рода, я и люди моего рода, я вспоминаю…, т.е. темы, касающиеся прошлого. При работе с темами настоящего и будущего особое внимание уделяется вопросам мотивации в саморазвитии и адекватных представлений о «собственном» будущем.

В рамках проекта провели детско-родительскую встречу «Моё имя», занятие «Перспектива успеха». Эти встречи были не развлекательными, больше познавательными. Ребята в очередной раз смогли почувствовать себя значимыми в своей семье, что о них заботятся и хотят благополучия.

Семинары с замещающими родителями

Родители, не смотря на свой большой «материнский» опыт, обсуждали ситуации, созданные в различных играх, раздумывали над смыслами притч, делали выводы. Эти образы позволили взрослым посмотреть на детей, воспитывающихся в их семьях, по-другому. Мы с «мамочками» обсуждали и ценности в жизни, потребности и способы их удовлетворения. На нескольких примерах рассмотрели пути выхода из «круговорота проблем» и что такое «колесо развития» человека. Вырезая силуэты своих детей, каждый представил образ его и попытался воспроизвести на бумаге. Каждый хотел, чтобы они получились устойчивыми, мужественными…, а самое главное – очень красивыми, крепко стоящими на ногах. При анализе языка поступков детей, несмотря на опыт в воспитании детей, многие взрослые сделали для себя вывод: когда ты в отчаянии от действий своего ребёнка, то это значит, что всеми своими действиями ребёнок сигналит «Помоги мне. »

“Дорога в завтра”

Встреча с замещающими родителями

На запланированной встрече специалистов службы сопровождения с замещающими родителями 16 октября 2019 г., обсуждался очень сложный для большинства взрослых вопрос: как сделать так, чтобы ребенок самостоятельно выполнял школьные домашние задания, не испытывал перенапряжения в школе и дома; как действовать родителям, чтобы повлиять на непослушное чадо и, вместе с тем, сохранить во взаимоотношениях любовь, уважение и адекватную самооценку как у взрослого, так и у ребенка.

Многие опекуны были удивлены простотой предлагаемого метода: больше внимания обращать на возрастные изменения в ребенке, начиная уже с 5–летнего возраста, не позволять самим себе подавлять потребность растущей личности, ощущать себя взрослым. Одна из причин детской «лени», нежелания преодолевать трудности, безответственности и несамостоятельности – это результат неправильного подхода к воспитанию. Желая ребенку все только самое лучшее, стараясь оградить его от трудностей, с которыми он вполне может справиться сам, «заботливые родители» бессознательно, не задумываясь, сами делают из нормально развивающихся мальчиков и девочек, зависимых от их помощи, от их контроля, с привычкой манипулировать поведением всех детей.

Для более старших детей к уже имеющимся причинам, могут добавляться такие, как: стрессы в школе – плохие отношения с одноклассниками, учителями, оскорбления, страх; ссоры в семье – неблагополучная обстановка между близкими людьми – серьезное препятствие к хорошим оценкам; плохая компания подростка, зависимости; слишком много контроля и помощи, сопротивление давлению.

Если правильно понять причину нежелания учиться у ребенка, попытаться изменить сначала свое поведение, а уж потом требовать изменения поведения у ребенка, то можно считать, что 50% проблемы уже решены. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало! Ребенок, который учится и ведет себя хуже всех, нуждается больше всех в помощи со стороны понимающих взрослых!

Читайте также:
Речевой материал для формирования слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями

Мама – хранительница, берегиня Дома, Жизни, Любви, Души. Женщинам-матерям посвящен праздник, который в России отмечается в последнее воскресенье ноября – День матери. 16 ноября состоялась тёплая встреча с ребятами и их опекунами, посвященная празднику мам, в читальном зале районной библиотеки г. Черепаново.

Какой же праздник без цветов?! Ребята, проживающие в замещающих семьях, для любимых и родных бабушек и тёть изготавливали своими руками цветочные букеты. У каждого он получился свой, необычный…

В то же время взрослые для своих любимых деток подготовили необычный сюрприз – нарисовали портреты своих детей. Бурю эмоций и восторга вызвал поиск себя в общей «картинной галерее». Ребята говорили много теплых слов своим «мамочкам», даря цветы, сделанные своими руками.

Мероприятие для старшеклассников «В мире профессий»

Выбор профессии в жизни каждого человека – это, в известной мере, выбор судьбы. А принимая во внимание то, что мир профессий в начале XXI века вырос до 40 тысяч, с каждым годом становится все труднее и труднее выбрать в этом океане дело своей жизни, чтобы оно было и по вкусу, и по плечу, и, что немаловажно, достойно оплачивалось.

Для того, чтобы ребятам, проживающим в замещающих семьях, было легче делать выбор, специалисты службы сопровождения проводят цикл мероприятий по профориентации. Первое из занятий было проведено 14 марта 2020 г. на базе Молодёжного центра г.Черепаново.

Будущие абитуриенты вывели формулу выбора профессии – сделать правильный выбор, значит найти профессию, которая соответствует твоим интересам и склонностям, возможностям и способностям, спросу на рынке труда. Также им представилась возможность во время выполнения различных упражнений вспомнить основные виды профессий, самые распространенные в нашей стране профессии и навыки, которыми должен владеть человек, работая в ней.

Организация сопровождения замещающих семей

Введение

Семья – одна из величайших ценностей, которой обладает человечество на протяжении истории своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Семью важно рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев.

На фоне глубоких социальных, экономических, демографических изменений в годы перестройки и в начале двухтысячных годов в России чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Сиротство для любого общества – трудно решаемая задача. Ее социальные корни глубоки и ранимы.

Замещающая семья – это один из вариантов решения проблемы сиротства детей. Она дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.

Служба сопровождения замещающих семьей, созданная как организационная структура государственного казенного общеобразовательного учреждения Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, “Непоседы”, является частью региональной системы семейного жизнеустройства, в состав которой входят органы опеки и попечительства (территориальные, муниципальные), ресурсные центры, уполномоченные организации по комплексному сопровождению замещающих семей.

Профессиональное сопровождение замещающих семей – один из важнейших этапов во взаимодействии специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью, и членами данной семьи. Сопровождение определяется совместностью действий специалистов службы и семьи, оказанием помощи в условиях изменяющихся потребностей, как процесс, ограниченный во времени (имеющий завершенность).

Цель сопровождения – создание комплекса условий, способствующих удовлетворению изменяющихся потребностей семьи в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы, предупреждение неэффективной заботы, препятствующей обеспечению приемного ребенка семейными эмоционально насыщенными безопасными отношениями привязанности, содействие в разрешении кризисов и восстановлении нормального функционирования.

Предмет сопровождения замещающей семьи – изменяющиеся потребности семьи и субъектов ее экологической системы в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы на сложных этапах становления и развития. Они определяют уровень, содержание, форму, интенсивность сопровождения.

Важнейшая задача – мобилизация, аккумуляция и оптимальная поддержка ресурсов замещающей семьи для полноценного развития приемного ребенка, укрепление ее жизнеспособности.

I. Организация работы по сопровождению замещающих семей

Сопровождение замещающих семей ведется:

  • по плану сопровождения;
  • по запросу (управления опеки и попечительства или приемного родителя, опекуна, усыновителя);
  • по ситуации.

Услуга осуществляется на основании договора/соглашения о сопровождении. Договор о сопровождении заключается между замещающей семьей и Службой психолого-медико-социального сопровождения в лице руководителя. За каждой семьей, поставленной на сопровождение, закрепляется ответственный специалист – куратор семьи, непосредственно организующий предоставление услуги по сопровождению и отвечающий за конечный результат. При постановке семьи на сопровождение составляется индивидуальная программа сопровождения куратором семьи и специалистами Службы. Куратор семьи мотивирует семью на сотрудничество, организует подписание договора о сопровождении, первичную семейную диагностику, оценивает риски семьи, информирует семью о предоставляемых услугах.

В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы:

  • сбор информации о семье;
  • выходы специалистов по месту жительства замещающей семьи;
  • профилактические беседы;
  • социально-психологическое диагностирование;
  • консультации;
  • информирование по проблеме;
  • обеспечение информационными, научно-методическими материалами;
  • подготовка заключений и рекомендаций;
  • организация занятий для повышения уровня родительской компетенции;
  • проведение тематических встреч замещающих родителей;
  • организация группы психологической поддержки замещающих родителей;
  • мониторинг развития ребенка в семье;
  • психолого-медико-педагогический консилиум.
Читайте также:
Игра для развития фонематических процессов

При сопровождении семей учитываются следующие принципы:

  • Рекомендательный характер консультаций специалистов.
  • Непрерывность сопровождения, согласно индивидуальному плану работы с семьей.
  • Комплексность, которая предполагает работу различных специалистов.
  • Конфиденциальность.

Технология сопровождения подразумевает несколько этапов.

  1. Подготовительный этап. На данном этапе происходит формирование целевой группы семей, нуждающихся в сопровождении;
  2. Диагностический этап. Предполагает исследование специалистами семейной ситуации, оценку случая.
  3. Коррекционный. Сопровождение семьи в различные периоды развития (адаптации, интеграции и сепарации приемного ребенка).
  4. Мониторинг.

На подготовительном этапе специалисты службы:

  1. Принимают информацию о семье из органов опеки и попечительства, либо непосредственно от семьи, в результате ее обращения за оказанием помощи, производят запись в журнал учета семей;
  2. Изучают информацию о семье и ребенке, имеющуюся в органах опеки и попечительства, ШПР и организации для детей-сирот, в которой воспитывался приемный ребенок, вносят информацию в журнал учета семей;
  3. Согласуют дату первичного собеседования с семьей;
  4. Проводят первичное собеседование с семьей о правилах, принципах и задачах сопровождения.
  5. Назначают время и дату диагностической консультации, визита в семью.

В результате проведенных мероприятий:

  • Зафиксирована информация о семье
  • Специалист владеет первичной информацией о семье и ребенке
  • Согласован порядок взаимодействия с семьей
  • Получено согласие семьи на сопровождение
  • Назначено время для диагностической консультации

На диагностическом этапе специалисты службы:

  1. Проводят первичную оценку ситуации в семье, потребностей ребенка, членов семьи, особенностей детско-родительских отношений.
  2. Проводят оценку наличия и степени выраженности факторов риска дезадаптации приемных детей/ребенка.
  3. Проводят оценку ресурсов семьи.
  4. Определяют уровень сопровождения.

Для оценки параметров семейной системы замещающей семьи и индивидуальных особенностей ребенка используется пакет основных диагностических методик (Приложение 1).

При необходимости:

  • назначают повторную встречу для продолжения диагностики;
  • визит в семью: для установления более конструктивного контакта и сбора дополнительной информации.

В результате проведенных мероприятий:

  • Установлен контакт с родителями и детьми/ребенком;
  • Получена информация об особенностях семейной системы и рисках адаптации;
  • Специалистом сформирована оценка уровня риска дезадаптации, ресурсов семьи и определен актуальный уровень сопровождения;
  • Родителям даны рекомендации о характере дальнейших действий по сопровождению;
  • Родители (в случае необходимости, ребенок) знают результаты диагностики, согласны с ними и мотивированы на сотрудничество.

Коррекционный этап. Коррекционные мероприятия направлены на преодоление травмирующих ситуаций, организацию психологической поддержки, просветительской деятельности в области актуальных вопросов для замещающей семьи. Могут проводиться индивидуальные и групповые занятия для детей и замещающих родителей. Системная помощь, организованная специалистами службы, позволяет укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, содействовать мобилизации их личностных, духовных, интеллектуальных, физических ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширению у них диапазона приемлемых и результативных средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.

Мониторинг эффективности проводимой специалистами службы работы с замещающей семьей является необходимой частью сопровождения. Мониторинг проводится комплексно, всеми специалистами, участвующими в процессе сопровождения конкретной семьи: социальный педагог, психолог, врач и т.д. Он отражает результативность сопровождения, динамику семейной ситуации. Данные мониторинга обсуждаются на консилиуме службы сопровождения, где определяется необходимость в продолжении (прекращении) сопровождения, переводе семьи на другой уровень сопровождения.

На консилиуме службы сопровождения рассматриваются следующие вопросы:

  1. Уровень здоровья ребенка, воспитывающегося в замещающей семье (часто ли болеет)
  2. Развитие интеллектуальных и познавательных способностей (посещает ли образовательную организацию по своему уровню, какие есть способности), как родители относятся к способностям ребенка
  3. Эмоционально-волевое развитие (имеет ли место беспокойство, агрессия, непослушание, неумение сдерживать эмоции, понимание эмоций).
  4. Отношения в замещающей семье (характер взаимоотношений, привязанности, дружелюбие, теплота в отношениях, настороженность и т.п.)
  5. Социальное развитие (общение с чужими людьми, контакты со сверстниками, родственниками, знание правил поведения, их соблюдение, ухоженность и навыки самообслуживания, наличие желания помочь другому).

II. Оказание помощи замещающим семьям

Сопровождение замещающей семьи состоит из трех уровней:

  1. Базовый (общий)
  2. Кризисный (терапевтический)
  3. Экстренный.

БАЗОВЫЙ уровень сопровождения определяется низким уровнем риска дезадаптации. На данном уровне осуществляется общая поддержка семьи, проводится обсуждение и составление с семьей рекомендаций по совершенствованию знаний, умений и навыков родителей по уходу, воспитанию и развитию детей (на основании результатов диагностики). Составляется план сопровождения замещающей семьи. Семья вовлекается в работу реабилитационных групп, групп досуга, работу родительского клуба и т.п. мероприятия.

КРИЗИСНЫЙ уровень сопровождения предполагает работу с реабилитационным случаем и определяется средним и высоким уровнем дезадаптации.

Организация работы строится на принципах:

  • Командной работы (объединение в одну команду различных специалистов психологов, социальных педагогов, логопедов и др. – осуществляющих комплексное мультимодальное сопровождение семьи);
  • Работа с семьей в целом, ориентация на динамику системных процессов при интеграции ребенка в семью;
  • Соблюдение права семьи на автономию;
  • Сочетание выездного и стационарного типа деятельности.

Методы работы:

  • Индивидуальное и семейное консультирование;
  • Индивидуальная (игровые и арттерапевтические методы) и групповая работа с детьми и подростками (тренинг).

Специалисты разрабатывают план сопровождения совместно с семьей, а также:

1. проводят углубленную диагностику причин возникновения риска дезадаптации;

2. разрабатывают, согласовывают формулировки и оформляют итоговую оценку риска дезадаптации семьи;

Читайте также:
Конспект непосредственной образовательной деятельности (логоритмика)

3. обсуждают и согласовывают с родителями цели работы для плана сопровождения семьи;

4. обсуждают с родителями пути достижения намеченных целей в плане сопровождения семьи;

5. готовят комплект документов для рассмотрения на консилиуме;

6. предоставляют план сопровождения семьи консилиуму специалистов;

7. корректируют план сопровождения семьи (при необходимости).

Критериями эффективности работы являются:

  1. Установление доверительного контакта с семьей на протяжении длительного времени.
  2. Положительная динамика развития ситуации (удовлетворительные для всех членов семьи внутрисемейные отношения, улучшение учебной ситуации) и состояния ребенка.
  3. Умение замещающих родителей самостоятельно (или при минимальной поддержке специалистов) справляться с возникающими трудностями и решать возникающие в процессе воспитания проблемы.

ЭКСТРЕННЫЙ уровень сопровождения предполагает:

  • Экстренное консультирование семьи специалистами (психолог, юрист, социальный педагог и т.д.) очно или по телефону;
  • Проведение экспертизы ресурсности семьи;
  • Составление и реализацию плана экстренного сопровождения;
  • Семейную терапию;
  • Реабилитацию ребенка, в случае отказа семьи от приема ребенка;
  • Мониторинг семейной ситуации при сохранении семьи.

В случае экстренного сопровождения в работу включаются все специалисты службы сопровождения, характер оказания помощи отличается интенсивностью.

Сопровождение замещающей семьи осуществляется в разные периоды ее развития и обязывает сотрудников службы хорошо знать историю судьбы ребенка и его эмоционально-психологическое состояние.

Для успешной работы с каждым конкретным случаем необходима команда специалистов, включающая педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, врача-педиатра или детского психиатра, логопеда, в зависимости от существующей проблемы. Свои особенности имеют направления сопровождения замещающих семей на этапе адаптации, формировании привязанностей, формировании личной идентичности ребенка, сопровождение семей с подростками, или в случае родственной опеки (Приложение 2).

В любом случае, эта работа предполагает комплексный подход, в рамках которого, опираясь на организмические, личностные ресурсы, ресурсы социальной сети, замещающая семья получает услуги социально-психологического, социально-педагогического, профессионально-трудового, медико-социального и организационно-управленческого характера для сохранения, восстановления или расширения сферы жизнедеятельности, преодоления (профилактики) ситуации социальной дезадаптации, максимально возможной интеграции детей в общество.

III. Контроль качества оказания услуги сопровождения

Организация и проведение сопровождения замещающей семьи предполагает, что семья имеет полную информацию о содержании программы сопровождения, сроках ее реализации, возможных результатах и о взаимных обязательствах. Осуществляется и контроль качества сопровождения со стороны руководителя службы сопровождения, который включает:

  • оценку индивидуальной программы сопровождения, в которой учтены потребности замещающей семьи;
  • промежуточный контроль результативности реализации индивидуальной программы сопровождения;
  • внесение изменений и дополнений в программу, в зависимости от результативности проводимой работы.

Промежуточные и итоговые результаты проверки реализации индивидуальной программы сопровождения рассматриваются коллегиально на консилиуме и оформляются заключением о форме дальнейшего сопровождения или прекращения предоставления услуги.

Литература

1. Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учебное пособие / И.А. Бобылева. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007.

2. Гринберг С.Н. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги / С.Н. Гринберг, Е.В. Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова.– СПб.

3. Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли / Ж. Захарова // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 35-38.

4. Иванова Н. Замещающая семья как социокультурное явление / Н. Иванова // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 13-18.

5. Иванова Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. – М., 2002.

6. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – М., 2008.

7. Матвиенко И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации

детей-сирот в приемной семье: дисс. канд. пед. наук. – Москва, 2006.

8. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия: пер. с гол. / Д.Н. Оудсхоорн. – М.,1993.

9. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006.

10. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 30-35.

11. Ослон В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 39-53.

12. Ребенок пришел в семью. – Рыбинск, 2007.– Выпуск 1. – (Библиотечка “Ребенок в замещающей семье. Советы воспитателям и родителям”).

13. Хрусталькова Н.А. Организационно-педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей: теория и технология / Н.А. Хрусталькова // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. – С. 81-100.

14. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – (Психологический практикум).

15. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие Л.М. Шипицына. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

16. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова и др.; под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: