Работа со стихотворным текстом – конспект фронтального логопедического занятия с группой детей ОНР

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Одна кружка – много кружек.

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме “Игрушки”

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей ОНР I 1 период по Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В.Нищевой

Тема: «Игрушки»

Цель: Формировать лексико-грамматические средства языка на материале лексической темы «Игрушки»

Образовательные результаты:

Понимают и употребляют номинативный, предикативный словари по теме «Игрушки»

Понимают личные местоимения ты, он в процессе динамической паузы

Понимают и употребляют наречия, обозначающие местонахождение предметов: тут, там

Умеют составлять простые нераспространенные предложения

Формировать умение понимать и употреблять номинативный, предикативный словари по теме «Игрушки»

Формировать понимание личных местоимений: ты, он в процессе динамической паузы

Формировать умение понимать и употреблять наречия, обозначающие местонахождение предметов: тут, там

Формировать навык составления простого нераспространенного предложения

Оборудование: Игрушки – мишка, мяч, кукла, машинка; одежда для куклы, игрушечная ванна, набор игрушечной посуды; разрезная картинка, состоящая из 3 элементов; предметные картинки с изображением

Лингвистический материал:

Лексика для развития понимания (пассивный словарь): мишка, мяч, кукла, машинка, кормить, купать, одевать, катать, ты, он, тут, там, я

Лексика для использования в активной речи (активный словарь): мишка, машинка, мяч, кукла, игрушки, кормить, катать, одевать, купать, тут, там; я буду кормить, я буду одевать, я буду катать, я буду купать

Читайте также:
Информационно-ознакомительное пособие для родителей «Мишкина почта»

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Логопед: Здравствуйте, дети! (в группу забрасывается коробка)

Что это за коробка? Что в ней? Вставайте со стульчиков, подойдите к коробке (Дети встают со стульчиков и перемещаются к коробке). Давайте вместе откроем эту коробку и посмотрим, что в ней лежит. (Логопед вместе с детьми открывает коробку)

Основной этап:

Логопед: Вот мы и открыли коробку. Давайте посмотри, что здесь лежит!

-Это кукла. Она похожа на маленького человека: у нее есть – глаза, волосы, ручки, ножки.

У меня есть кукла Маша —
Вся похожа на меня!
Куклы нет на свете краше,
Только Маша лишь моя.

Логопед: Давайте посмотрим, кто еще у нас лежит в коробке

-Это мишка. У него есть уши, глаза, нос, лапы, маленький хвост.

Этот мишка лучше всех —
На ощупь он приятный,
У него пушистый мех,
Очень он мохнатый.

Логопед: А вот следующий предмет.

-Это машинка. Она состоит из частей: колеса, кабина, кузов.

Есть в игрушечной машине

Руль, колеса и капот,

А еще кабина, кузов.

Я ее качу вперед!

Логопед: Последний предмет.

-Это мяч. Он круглый; если его ударить об пол, он будет скакать

Мячик сделан из резины.
Об пол бью его рукой –
Он взлетает, как пружина,
Скачет, точно заводной.

Логопед: Дети, покажите: Где кукла? А где мишка? Где машинка? Где мяч?

Дети показывают куклу, мишку, машинку, мяч.

Логопед: Скажите, кто это? (показывая на игрушки)

Логопед: Все эти предметы можно назвать одним словом – «игрушки», потому что мы в них играем.

Логопед подходит к каждому ребенку и задает вопрос «Кукла, мишка, машинка, мяч – что это?», показывая на предметы.

Логопед: А теперь давайте возьмем игрушки и отнесем их в детский уголок.

Дети берут игрушки и относят их в детский уголок.

Логопед: Молодцы, вы принесли все наши игрушки. Теперь давайте выполним вместе с ними физкультминутку:

Он сидит и я сижу (приседают, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши).

Ты идешь и я иду (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Он бежит и я бегу (бег на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Ты стоишь и я стою (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Очень весело живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Дети выполняют движения за логопедом.

Логопед: Какие Вы молодцы! Ребята, послушайте, наши игрушки плачут (включается звук «плач») – они хотят кушать. Давайте покормим их

Послушайте: «Я буду кормить» (логопед делает акцент на слове кормить, логопед показывает как нужно кормить)

Вася, а ты что будешь делать? (задает вопрос каждому ребенку их)

Логопед: Молодцы! Теперь нужно искупать наши игрушки. Послушайте: Я буду купать (логопед делает акцент на слове купать)

Вася, а ты что будешь делать? (задает вопрос каждому ребенку)

Логопед: Молодцы! Теперь мы с вами будем перевозить машинки в гараж (в другую часть группы). Возьмите машинки.

Послушайте: Я буду катать (логопед делает акцент на слове катать, логопед показывает как нужно катать )

Вася, а ты что будешь делать? (задает вопрос каждому ребенку)

Логопед: Молодцы, Вы перевезли все машинки в гараж. Теперь нам нужно вернуть в детский уголок и подойти к кукольному шкафчику (дети переходят в детский уголок).

Наша кукла замерзла. Ее нужно одеть. Я буду одевать (логопед делает акцент на слове одевать, логопед показывает как нужно одевать)

Вася, а ты что будешь делать? (задает вопрос каждому ребенку)

Логопед: Молодцы, теперь кукла не замерзнет!

Теперь давайте поиграем в игру «Игрушки» (логопед кладет одну игрушку (например, мяч) рядом с собой и одну игрушку (например, куклу) далеко от себя).

Встаньте, друг за другом. Посмотрите, мяч тут, а кукла там. Вася, подойди ко мне (логопед подзывает к себе по очереди каждого ребенка) «Покажи игрушку, которая тут, и игрушку, которая там. А теперь скажи, мяч где: тут или там? А кукла где: тут или там?»

Логопед: Молодцы, похлопайте себе!

Заключительная часть.

Логопед: Что нового вы сегодня узнали? С какими предметами познакомились?

Логопед: Как все эти предметы называют одним словом?

Логопед: Правильно. А чтобы игрушки не плакали их надо что делать?

Логопед: Молодцы. А после того, как игрушки покушали, их обязательно нужно, что делать?

Логопед: А чтобы кукла не замерзла ее нужно, что делать?

Логопед: Верно. А машинку до гаража, что нужно делать?

Логопед: Замечательно! Что вам сегодня больше всего понравилось делать? Что запомнилось?

Логопед: Игрушкам очень понравилось играть с Вами, но им пора обратно в коробку. Давайте скажем им: «До свидания!» и уберем их в коробку.

Читайте также:
Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей

Логопед: На этом занятие заканчивается. Все хорошо поработали, молодцы, ребята!

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи

Кристина Гаврилюк
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи.

Тема: Формирование связной речи у детей с ОНР 3 уровня.

Название: «Цирковое представление».

Цель: Развитие связной речи.

Обучение составлению рассказа по картине.

Развитие связной речи.

Уточнение словаря по теме «Цирк».

Развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитание культуры поведения.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран проектора, электронная иллюстрация «Цирковое представление», кукла бибабо Лунтик, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, дети!

Логопед: Сегодня будет необычное занятие, к нам пришел гость, наверное вы все его знаете, это Лунтик! (Логопед берет куклу бибабо Лунтик и показывает детям.) Он грустный, что случилось?

Лунтик: Я был на представлении в цирке и так увлекся происходящим на арене, что ничего не запомнил, и сделал только одну фотографию. (На экран проектора выводится слайд с иллюстрацией «Цирковое представление».)А ведь я обещал рассказать своим друзьям о цирке.

Логопед: Ребята, а давайте поможем Лунтику составить рассказ про цирк по этой фотографии. Для начала нам нужно размяться и подготовиться.

2. Артикуляционная гимнастика.

Цирк – веселье, шутки, смех!

Много радости для всех!

Цирк – улыбки до ушей

У больших и малышей.

Описание упражнения: Улыбнуться без напряжения, чтобы видны были верхние и нижние зубы. Следить, чтобы не подворачивалась внутрь верхняя или нижняя губа. Можно предложить ребёнку пропеть звук [И], и губы сами растянутся в улыбке. (5-10 сек.)

2. «Двери цирка»

Двери цирка открываются.

Описание упражнения: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот. Язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Кончик языка находится у нижних передних зубов. (5 – 10 сек.)

3. «Цирковая арена»

Вот арена цирковая.

Очень круглая, большая.

Описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении 5- 10 сек.

12. «Гармошка»

Выступал клоун Антошка.

Нам сыграл он на гармошке.

Описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу. Открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Постепенно надо раскрывать рот всё шире, и дольше удерживать язык в верхнем положении.

13. «Акробаты» («качели»)

Акробаты сверху вниз

Совершают свой круиз.

Описание упражнения: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижние зубы. Удерживать язык в таком положении в течение 3-5 сек. Потом поднять широкий язык за верхние зубы, и так же удерживать 3-5 сек. Так поочерёдно менять положение языка 5-10 раз.

Логопед: Молодцы, все справились. А теперь, давайте внимательно посмотрим на фотографию.

3. Рассматривание сюжетной картинки «Цирковое представление».

Логопед: Кого вы видите на фотографии?

Дети: Клоуна, жонглера, акробата, дрессировщика, льва, собаку, слона.

Логопед: Посмотрите внимательно, сколько здесь изображено артистов.

Логопед: Перечислите их.

Дети: Клоун, жонглер, акробат, дрессировщик.

Логопед: А сколько здесь артистов-зверей?

Дети:Четыре: лев, две собаки, слон.

Логопед : Молодцы, вы осень внимательны. Что-то мы засиделись. Лунтик хочет с вами поиграть.

4. Пальчиковая игра.

Мы сегодня не расскажем, машут отрицательно указательным пальцем

А гостям всем цирк покажем круговое движение руками

Превратились из ребят руки к себе

Мы в веселых клоунят. руки от себя

Носик длинный отрастили, указательным палец- на нос

Этим носом насмешили. то же другой рукой

Вот так нос, длинный нос, большой палец к носу

Очень долго носик рос. раскрыть ладонь, пошевелить пальцами

Развеселые ладошки показать ладони

У веселых клоунят.

Звонко, звонко, очень звонко, вертикальные взмахи руками с хлопками

Как тарелочки гремят

Притаились пальцы – крошки. пошевелить пальцами

Пальцы дружно разбежались. раскрыть ладони

В кулачки потом собрались. сжать кулаки

Развеселые ребята показать на себя

Станут мячики кидать, попеременные взмахи кистями рук

Станут в мячики играть.

5. Дидактическая игра «Скажи,какой?»

Логопед: Отлично, давайте поиграем с мячом. Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом артисте.

(Дети садятся на ковёр, логопед по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно.)

Логопед: Клоун какой?/ Слон какой?/ Собачка какая? и тд.

6. Дидактическая игра «Предлоги»

Логопед: А теперь поиграем в «Предлоги», я буду задавать вопросы, а вы должны ответить так, чтобы в ответе был предлог.

На чем сидит лев?

Дети: Лев сидит на тумбе.

Логопед: Где стоит дрессировщик?

Дети: Дрессировщик стоит у слона.

Логопед: Что делает акробат?

Дети: Акробат идет по канату.

Логопед: Где летают мячики жонглера?

Дети: Мячики жонглера летают над головой.

Логопед: Где сидят собаки?

Дети: Собаки сидят в машине.

Читайте также:
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе: Куда уходит старый год

Логопед: Правильно! А теперь давайте вспомним как составляется рассказ.

7. Коллективное составление плана рассказа.

Логопед: С чего вы начнёте рассказ?

Дети: Мы начнём рассказ с описания арены цирка.

Логопед: О чём вы расскажите?

Дети: Мы расскажем о том, как украшен зал, как много разноцветных ярких фонарей, как много в зале зрителей.

Логопед: О чём вы будете рассказывать дальше?

Дети: Потом мы расскажем об артистах, о том, что они делают.

Логопед: Чем вы закончите рассказ?

Дети: Мы закончим рассказ описанием впечатлениями от представления.

8. Обдумывание плана рассказа детьми.

9.Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом одним ребёнком полностью.

В цирке сегодня давали представление. На круглой арене был постелен большой, круглый, красный ковер. Со всех сторон горели софиты, освещая артистов цветными огнями. В зале было много зрителей, ни одного свободного места. Все с нетерпение ждали артистов. Началось представление. По сцене ездил автомобиль с двумя маленькими собачками, а жонглер подбрасывал свои мячики высоко над головой и улыбался. Клоун смешил людей в зале. Дрессировщик давал команды льву, а лев сидя на тумбе их выполнял. Акробат ходил по канату. Слон стоял на задних лапах и хоботом подбрасывал мяч. Представление было веселым, ярким и понравилось всем зрителям.

10. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

Логопед: Ну что, Лунтик, мы с ребятами помогли составить рассказ по твоей фотографии. Как считаешь, у нас получилось?

Лунтик: Очень! Как будто вы были со мной в зале. Спасибо вам ребята, теперь я расскажу всем друзьям о цирке и они тоже захотят туда сходить.

Логопед: Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии? Отвечайте полным ответом.

Ответы детей.

Логопед: Вы молодцы. Мне тоже понравилось сегодняшнее занятие. До свидания!

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Э]» в старшей группе с использованием компьютерных технологий Цели занятия: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить выделению ударного и безударного гласного звука в начале и середине.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему “Осень”. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
• учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук.
• познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
• познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале слова;
• учить выделять звук в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие:
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
• развивать фонематические процессы;
• развивать дыхание и голос;
• закреплять понятия: «звук»;
• совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;
• повышать речевую активность;
• развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;
• развивать психические процессы;
• повышать работоспособность и выносливость.

Коррекционно-воспитательная:
• воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: картинки персонажей сказки, листики с картинками, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация “Буква П”, магнитофон, доска.

1. Организационный момент.
Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,
Всем кого б ни встретил – это знают дети.
Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит

Читайте также:
Постановка звука (ш) - конспект

Дети: Привет-привет!

Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).
А теперь поздороваемся друг с другом.

Логоритмика «Здравствуйте ладошки» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

2. Основная часть.
Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок
Все ж попался . (колобок)

А давайте придумаем свою сказку про Колобка.

А кто нам в этом поможет? (умная голова)

Тогда давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит ваши достижения!

Кинезиологические упражнения.
•«Ухо – нос – хлопок» – левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
•«Кулак – ребро – ладонь».

А кто еще нам поможет? (язычок).

Артикуляционная гимнастика.

Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).
Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),

Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.

Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» – развитие мелкой моторики.

«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак.

«Месим тесто» – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук.

«Раскатываем тесто» – трут ладошкой о ладошку.

«Лепим Колобка» – кладут ладонь на ладонь – «катают шарик».

Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).

Логоритмика «Погуляем» (развитие коммуникативных навыков,инициативности поведения, быстроты реакции).

А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег?
Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).

Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и проходят по мосту.

Переправился через речку, сел на пенёк и запел (дети поют под музыку):
1. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Вот какой я колобок,
Колобок – румяный бок.
2. Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.

Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!
Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.

Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.

Игра «Собери листья».
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик.
С обратной стороны картинка.
Посмотри на картинку и назови слово.
Какой первый звук в этом слове?

Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем.
Как выходит воздух легко или встречает преграду?
А что же это за преграда? (губы).
Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным)
Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит или дрожит? (молчит)
Значит этот звук глухой.
А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» – показ буквы.

Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем.

Буква П – дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим.

Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.

Заяц благодарит детей и уходит.

Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился.

Дети повторяют характеристику звука «П» – звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты должен со мной поиграть».

Читайте также:
Восстановительное обучение при нарушении акта глотания

Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»

Волк благодарит детей и уходит.

Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П».

Дети повторяют характеристику звука «П» – звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя есть, если выполнишь мое задание.

Игра «Сколько звуков?»
Логопед произносит слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.

Медведь благодарит детей и уходит.

Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе стишок раскажу»:

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп.
Уп-уп-уп – мы съели суп.

Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала давай поиграем в игру.

Па – па – па, вот идет сюда лиса!
Па – па – па, вот и съем я Колобка!
Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы!
Па – па – па, не поймаешь Колобка!

Дети, стоя в кругу, припевают слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок. Пропев все слова дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании музыки игра прекращается.

Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.

Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».

Дети пропевают слова Колобка:

Дети (поют): Я устал, я торопился,
Я чуть-чуть не заблудился.
На полянке полежу,
И на небо погляжу.

На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают.

Педагог продолжает петь сам:

Тише, тише, не шумите,
Колобочков не будите!
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать,
Дети открывают глаза и встают.

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с ОНР в старшей группе ДОУ по теме: «Дифференциация звуков [Д] и [Д’]».

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение (МДОУ)

«Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида».

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с ОНР

(общим недоразвитием речи) в старшей логопедической группе в ДОУ.

Тема занятия: «Дифференциация звуков [Д] и [Д’] ».

Лексическая тема: «Зима».

Составила: учитель – логопед

Лапина Наталья Михайловна

с. Ермаковское 2010 г.

Материал скачан с сайта Интернет-сообщества учителей

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР в ДОУ.

Тема занятия: « Дифференциация з вуков [Д] и [Д’]».

Лексическая тема: «Зима».

Цель: Учить детей различать звуки [Д], [Д’].

1. Учить детей правильно произносить и различать звуки [Д], [Д’], давать им характеристику, опираясь на звуковой профиль.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Упражнять в преобразовании слогов, слов: Да – дя, слов: сом – дом, душ – де –ка (дедушка).

4. Развитие речевого дыхания с разной высотой голоса.

5. Учить определять место звуков [Д], [Д’] в словах..

6. Учить подбирать к слову «лес» прилагательные и причастия.

7. Упражнять в преобразовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (домок, домик, домочек, домишко, домовой).

8. Обучать детей работать в командах, сообща, развивать коммуникативные навыки.

Ход занятия.

В группе размещены: 2 стола для детей с поставленными стульчиками, на одном столе находится синий кружок, на другом – зеленый. Стол для логопеда, на котором стоит сундучок, разложенные и перевернутые картинки по количеству детей со звуками [Д], [Д’]; доска , на доске звуковой профиль звуков [Д], [Д’], буква Д с картинкой, буква Д, изображенная в виде домика.

1.Оргмомент. Дети стоят вокруг стола логопеда. Логопед: «Дети, за правильные ответы вы будете получать фишки. Посмотрим, какая команда получит больше фишек. Сейчас вы будете получать фишки за правильные ответы индивидуально, а потом, когда разделитесь по командам, вы фишки сложите в общую копилку. Угадайте, кто у меня спрятался в сундучке.

А) Разгадайте ребус: первый звук смените на звук «Д». Сом, а получится… – (дом). (Логопед достает из сундучка игрушечный домик. Тот из детей, кто угадал ставит его на доску). Ласково назовите слово дом (домик, домочек, домишко, домовой).

Б) Догадайтесь, кто еще спрятался в сундучке? – выйти не может из сундучка – слоги перепутались: душ –де – ка. (Дети отгадывают «дедушка», логопед достает из сундучка игрушку дедушки, дети ставят его на доску).

2. Вместе с логопедом дети подходят к доске. Логопед: «Дом. С какого звука начинается слово? Со звука «Д». Посмотрите, дети, на звуковой профиль: что происходит с губами, когда мы произносим звук «Д», с кончиком языка, со спинкой языка?».

Читайте также:
Скороговорки для улучшения дикции

3. Характеристика звука [Д]. Логопед: «Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [Д]? (Согласный, твердый, звонкий, зубной, отрывистый). Превратите его в мягкий звук. Что получится? (Дь – дь – дь). Чем отличаются звук [Д] от звука [Д’]? Посмотрите на звуковой профиль звука [Д’]. Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [Д’]? (Согласный, мягкий, звонкий, зубной, отрывистый). С какими звуками мы будем сегодня работать? Посмотрите на букву Д. На что она похожа? (на дом с крышей; логопед показывает букву). Дети покажите на себе букву Д (дети телом изображают букву Д)».

4. Логопед: «У меня на столе – картинки со звуками [Д] и [Д’]. Вы возьмете одну картинку. У кого окажутся картинки, в названии которых твердый звук – куда сядут? (где синий кружочек), у кого картинки, в названии которых мягкий звук – куда сядут? (где зеленый кружочек) [2].

5. Логопед: «Дети придумайте названия команд с данными звуками. Ваша команда со звуком [Д], а ваша со звуком [Д’]». Дети друг с другом общаются, придумывают названия команд, затем по команде логопеда дети хором, громко представляются.

6. Команды приветствуют друг друга: радостно, удивленно, вопросительно (при этом нужно менять голоса, как «медведи» и как «птицы») [4].

Да – да – да дя – дя – дя ды-ды – ды ди –ди – ди

Ду- ду -ду дю – дю – дю до – до- до дё – дё – дё

Глазки закрыли. (логопед меняет местами у детей синий и зеленый кружочек). Что случилось? (Звуки перепутались). Поприветствуйте друг друга наоборот.

дя – дя – дя да – да да

7. Логопед просит детей встать и объявляет о следующей игре: «Хлопните, если услышите звук [Д] и топните, если услышите звук [Д’].

Д, т, п, м, дь, да, то, дя, пу, ди. Дом , дыня, Таня, Данил, Дима, доска, дуб, диван.

8. Упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса: «Заведем моторчик»: [Д ] – [Д’]. ДДДД ДьДьДь…– заглох моторчик, сломался.

9. Логопед выставляет на доску инопланетный корабль с инопланетянами: «Дети, это у инопланетян моторчик сломался на инопланетном корабле. Спросите, как их зовут? (Дуадея и Диадея. Дети повторяют имена инопланетян). Как вы думаете, куда они попали – на какую планету? Как называется наша планета? (Земля). А еще куда попали? (выставляется картинка, пейзаж зимнего леса –в зимний лес ).

Физминутка. Логопед: « Отдохнем, дети».

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по группе)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками в стороны)

Справа – березка в шубке (руку отводят в указанную сторону и смотрят)

Слева елка на нас глядит. (отводят руку и прослеживают взглядом.).

Снежинки в небе кружатся, (движение «фонарики» и смотрят вверх,

На землю красиво ложатся. приседают) [3].

10. Логопед обращает внимание на картину с зимним лесом: «Дети, какой лес? Зима его заколдовала, значит, он какой? Заколдованный. Завьюжила – завьюженный (запорошенный, зачарованный, сказочный, заснеженный, молчаливый)».

11. Логопед: «Дети, Дуадея и Диадея проголодались, но они питаются необыкновенной пищей: звуками. Дуадея питается предметами со звуками [Д] в середине слова, а Диадея с удовольствием полакомится предметами, в которых звук [Д’] в начале слова. Пожалуйста, накормите их». (Дети расставляют свои картинки по заданию логопеда, проверяют друг друга).

12. Логопед просит посмотреть на те картинки, которые расставили. Проговорили. Запомнили. Логопед убирает картинки и просит детей, вспомнить и назвать предметы с 2 (3) слогами, так как инопланетянам нужен десерт.

13. Логопед предлагает детям размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Ёлочка».

Перед нами ёлочка: (пальцы рук переплетены, из больших пальцев –

Шишечки, иголочки. (кулачки, указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев – вверх, вниз)

Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе

ладони сложены, пальцы сжаты).

Звёзды, человечки. (ладони сложены, пальцы расправлены,; средний и

указательный пальцы стоят на столе) [5].

14. Обеим командам раздаются сюжетные картинки. Логопед просит сделать инопланетянам подарки на память о землянах. По сюжетным картинкам дети ищут слова со звуками [Д] и [Д’], называют их.

15. Дуадея и Диадея благодарят всех детей и желают успехов. Завелся моторчик [Д’] – [Д]. Дь Д

16. Подводится итог – подсчет фишек, устанавливается победитель. Логопед подзывает к себе детей, спрашивает, о каких звуках говорили на занятии, если дети сами себе понравились на занятии – поднимают руки вверх, если нет, то присаживаются.

Использованная литература.

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.- 160с + цв. Вкл. 48 с.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: Приключения звуков С и Ш

2. Базисная программа развития ребенка – дошкольника «Истоки». Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. – М.: 2001. – Издательство дом «Карапуз», 303 с.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 – 6 1992 г, стр. 9 – 13.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. II период. Пособие для логопедов. – 2-е изд. – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999. – 96 с.

5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.–528 с.

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с ОНР

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с ОНР.

Автор: Селюченко Е.В., учитель-логопед, МБДОУ № 26 «г. Александров».

Тема: «Звук и буква У».

Лексическая тема: «Игрушки».

Цель: Закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У.

• уточнить произношение звука [у];

• определять позицию звука [у] в слове;

• познакомить с буквой У.

• учить детей выделять звук [у] из ряда гласных звуков;

• развивать фонематический слух и восприятие;

• развивать речевое внимание;

• развивать умение образовывать приставочные глаголы.

• воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Оборудование: Умка, медведица, коробочки с картинками, картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы, игрушки; картинки животных севера, (самолет, животные севера, африканские животные утка с утятами, утюг, удочка, макет севера, демонстрационные буквы У, у, звуковая линейка, интерактивная игра «Услышь звук У».

1. Организационный момент

В царстве холода весь год
Этот зверь большой живёт.
Носит белый он наряд
И лесному мишке брат.
Подобраться без труда
Может к нерпе среди льда.
И в засаде там, где лунка,
Ждёт свою добычу…(Умка)

Вносится медвежонок Умка.

Логопед: Это — Умка.

Послушайте ребятя, что с ним произошло.

Приплыл по океану с Севера матрос,

– Малюточку – медведя в подарок мне привез.

Сидит он и тоскует весь вечер на пролет

– И мамочку любимую очень-очень ждет.

– Видите, ребята, какой грустный медвежонок?

Как вы думаете, почему?

Дети: заблудился, в чужом краю без мамы, скучает по снегу и т. д.

Логопед: – Правильно ли поступил матрос, что привез мне в подарок живого медвежонка? Почему?

Дети: поступил не правильно, нельзя отбирать детей от мамы, диких животных не дарят.

Логопед: – Как мы можем помочь Умке?

Дети: отправить обратно домой.

Логопед: – Какими путями можно отправить медвежонка к его маме?

Дети: по почте, самолетом, поездом, обратно отдать матросу

2. Развитие общей моторики

Гимнастика «Белые медведи»

Белые медведи мороза не боятся,

Нравится им в море ледяном купаться.

Не страшны им в Арктике

На рыбу и тюленей охотятся они.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.

Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

2. Развитие артикуляционной моторики

По утрам Умка, как и мы, любит делать гимнастику для язычка. Давайте все вместе поупражняемся.

«Улыбка» – Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» – Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

– Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Ну, а впереди – забор.

Тормозит и назад.

И так восемь раз подряд.

«Лопаточка» – Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

– Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз – два»

3. Развитие голоса

Изображать звук паровозика: У-У-У-У…. Громко (близко подъехал, тихо (далеко отъехал).

4. Сообщение темы занятия

Логпед: Каким именем мы назвали медвежонка? (Умка.)

Какой первый звук вы услышали в слове Умка? (Звук [у].) Где мы можем услышать звук [у]? Кто воет у-у-у? (ветер, волки.) Зимой ветер воет. (у-у-у). Звук [у] произносится с усилением и ослаблением голоса.

Логопед: Север – это ледяная пустыня. Белый цвет – это цвет снега, холода, льда. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте нашего детского сада, т. е. два этажа. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс – самое холодное место на Земле. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка. Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие. – Как вы думаете, на чем можно отправиться на Север?

Дети: на оленях, на машине, на поезде, лететь самолетом.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [у], познакомимся с буквой У.

Читайте также:
Итоговое логопедическое занятие по формированию фонематических представлений у детей с ОНР в старшей группе

5. Характеристика звука [у] по артикуляционным и акустическим признакам

Выставляется игрушка — самолет.

Логопед: – Ребята какой звук издает самолет при взлете? (У-у-у.) самолет гудит. (у-у-у). Произнесите звук [у]. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук [у]. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук [у] называется гласным.

Умка показывает, у какого окна полетит в самолете звук [у].

Сколько гласных звуков поселилось самолете ? (Два звука.)

Логопед: В первого окна путешествует.

Логопед: у второго окна.

Логопед: Звук [у] будем обозначать красным кружочком, как и звук [а]. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.

Для пения гласные звуки важны,

Они и напевны и очень нежны.

Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у.

6. Выделение звука [у] из ряда гласных. Игра «Услышь звук У»

7. Произношение звука [у] в словах. Словоизменение

Выставляется коробочка. Умка принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Имитация ловли рыбы.

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук [у] — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.)

Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.

Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это. (улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук [у].)

Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.

Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук [у]. Где вы его произносили? (В начале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много. (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять утят.)

8. Развитие общей моторики

Где всюду холод, лед и тень,

Полгода – ночь, погода – день

Из льда здесь люди строят дом,

И океан покрыт весь льдом.

Зверей здесь ты почти не встретишь,

И птиц ты в небе не заметишь.

Лишь мишка белый, словно иней

Хозяин ледяной пустыни.

Дети обнимают себя за плечи

Ладонями закрываю – открывают глаза

Поднимают руки над головой – «крыша»

Ладонями показывают льдины

Ставят ладонь козырьком над глазами, руки разводят в стороны.

Делают махи руками

Подражают походке медведя

Логопед: – Ребята покажите, как ходят медведи (дети показывают).

В Полотняной стране

По реке Простыне

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Имитация работы с утюгом.

Чем ты гладишь? (Утюгом.)

9. Развитие речевого внимания

Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука [у] в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко».

Жи-жи-жи, ползут. (ужи).

Сы-сы-сы, у папы выросли. (усы).

В названии какой части тела есть звук [у]? (Уши.)

Мы слушаем усами? (Нет, ушами.)

У ужей нет. (ушей).

А у нас два. (уха).

Ха-ха-ха, из рыбы варится. (уха).

Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.)

Послушайте, какие слова «заблудились».

Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.)

Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)

Улитка просит удочку:

— Закинь-ка в реку уточку.

10. Игра Один — много. (образование существительного множественного числа):

Логопед: Умка спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком [у]?

Дети: проговариваю слова

12. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой

Мы с Умкой будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно:

улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка;

утюг, мутюг, витюг, утюг.

Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным. Лилитка — правильное слово или нет? (Нет.)

Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова.

Демонстрируется звуковая линейка.

Скажем слово уж и посмотрим, сколько окошек открылось. (Два окошка.) Скажите слово утка.

Слова произносятся медленно, с выделением каждого звука.

Произнесите слово умывальник. Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.)

А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка, у-жи (два хлопка, уж (один хлопок, у-мы-валь-ник (четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.

Читайте также:
Итоговое занятие по теме 'Продукты питания' в средней группе для детей с ОНР

13. Знакомство с буквой У.

Сейчас Умка покажет вам свою любимую букву.

Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и различия.

На что похожа буква у?

Логопед: – Наш самолет осторожно приземлился, и мы спускаемся на землю. Умка: – Спасибо, ребята, вот я и дома, только мамы я своей не вижу. Где она? – Не переживай, Умка. Ребята сейчас помогут отыскать тебе маму.

На столе стоит макет Севера с животными. Среди них 2-3 животных из жарких стран: слон, жираф, тигр. Задача детей — определить, кто из них лишний. – Почему эти животные лишние? (живут в жарких странах)

– Кто из вас самый внимательный? Кто еще из животных есть на макете? (белый медведь) Почему он здесь? (белый медведь – житель Севера)

Умка: – Вот она моя мама!

Медведица: – Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли моему маленькому Умке добраться до дома.

Я очень надеюсь, что вам понравилось это путешествие, и вы изучили звук (У).

Работа со стихотворным текстом – конспект фронтального логопедического занятия с группой детей ОНР

Автор: Голикова Анастасия Витальевна

Организация: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №4»

Населенный пункт: Тульская область, г. Новомосковск

Тема: «Весело играем – звук «Р» закрепляем».

Цель: Автоматизация звука «Р», знакомство с буквой «Р».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепление навыка произношения звука «Р» изолированно, в слогах, словах, самостоятельной речи.
  2. Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленного звука.
  3. Закрепить умение работать с ИКТ.

Коррекционно – развивающие:

  1. Развитие психических процессов: память, мышление, воображение.
  2. Развитие слухового восприятия и внимания.
  3. Развитие моторики.
  4. Способствовать развитию визуального канала восприятия.

Воспитательные:

  1. Формирование самостоятельности, доброжелательности.
  2. Развитие навыков сотрудничества в коллективе.
  3. Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

Оборудование: ИКТ, дудочки, салфетки, вата, зеркала, шарики с крупой, воздушный шарик, картинки с изображением предметов, животных, растений содержащие в названии звук «Р», картонная буква «Р», книга, конверт.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

В зал заходят дети, становятся полукругом и произносят по очереди.

Каждый день всегда, везде-

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим,

Что учили на занятиях!

Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!

2. Сюрпризный момент

Логопед. Здравствуйте ребята.

Логопед. Какое у вас сегодня настроение?

Логопед берет книгу и говорит.

Сегодня, я хочу вам прочитать новую сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили были, Ка-лосон, Чебу-ашка, к-окодил Гена, Буратино

Ребята в этой сказке случилась беда, может вы догадались какая?

Дети. Пропал звук «Р».

Логопед. Давайте отправимся в сказочную страну на поиски звука «Р».

Логопед берет воздушный шарик и говорит.

Ребята вы готовы путешествовать? Полетим на воздушном шаре!

Дети под музыку садятся за парты, перед ними интерактивная доска. (Слайд 1)

Дальнейшее интерактивное сопровождение занятия построено на показе слайдов.

3. Дыхательная гимнастика.

Логопед. Чтобы найти звук «Р» нужно правильно выполнять дыхательную гимнастику.

Логопед. Посмотрите внимательно на экран, как называется первое упражнение? Дети. «Змейка».

Логопед. Выполните пожалуйста упражнение «Змейка». (Слайд 2)

Как называется следующее упражнение?

Логопед. Выполните упражнение «Парашютик». (Слайд 3)

Как называется это упражнение?

Логопед. Выполните это упражнение. (Слайд 4)

4. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. А теперь мы будем выполнять гимнастику для язычка, для того чтобы наш язык был сильный и справился со всеми трудностями.

Как называется первое упражнение?

Логопед. Выполните упражнение лошадка под счет 5. (Слайд 5)

Как называется следующее упражнение?

Логопед. Выполните упражнение «Грибочек» (Слайд 6)

Как называется это упражнение?

Логопед. Выполните упражнение «Болтушка». (Слайд 7)

Молодцы! Ваш язычок справится со всеми препятствиями.

5. Закрепление звука «Р» изолированно.

Логопед. Сейчас мы с вами вспомним, как правильно произносится звук «Р». Я буду говорить, а вы внимательно запоминайте.

(На экране изображен профиль артикуляции звука «Р»).

Логопед. Посмотрите на экран и послушайте внимательно. Губы разомкнуты, зубы приоткрыты, кончик языка широкий, напряженный, поднят к альвеолам (бугорочки на верхнем небе) и неплотно прилегает к ним. (Слайд 8).

Мы узнали, как у нас располагаются губы, зубы, язычок при произнесении звука «Р». Сначала послушайте как я произношу звук «Р».

Логопед произносит звук «Р» несколько раз.

А теперь вы попробуйте его произнести.

Дети по очереди произносят звук «Р».

6. Закрепление звука «Р» в слогах (чистоговорке).

Логопед. Сейчас мы с вами закрепим звук «Р» в слогах и словах.

Встаньте рядом со своими столами.

Дети встают возле стульчиков.

Логопед. Вы готовы?

Дети поют под музыку.

Ра-ра-ра-ра – вот высокая гора,

Ры-ры-ры-ры – за горою комары.

Ро-ро-ро-ро – потерял петух перо,

Ру-ру-ру-ру – а барсук унес в нору. (Слайд 9)

Дети садятся на места.

7. Закрепление звука «Р» в словах.

Логопед берет книгу вдруг из нее выпадает конверт.

Логопед. Ребята посмотрите, нам письмо! Давайте прочитаем?

Логопед. Вы задорные ребятки, отгадайте – ка загадки! (Слайд 10)

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

Толстячок живет на крыше,

А летает он всех выше.

Он самый веселый на свете,

Поэтому нравится детям.

Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда – то в магазине,
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены – .

Он зубаст, но все же мил.

Дети. (Гена крокодил)

8. Динамическая паузы «Шары» (под музыку).

Читайте также:
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром

Логопед. Давайте немножко отдохнем и поиграем.

Берите наши волшебные шарики, выходите ко мне, вставайте в круг.

Дети встают в круг и поют с педагогом, выполняя соответствующие движения.

Наши шарики берём
И трясём, трясём, трясём,
Ведь каждый шарик не простой –
С горохом, рисом и крупой.

Поднимите шарик свой

Высоко над головой,
На носик можно положить,
Но только, чур, не уронить.

Наши шарики берём
И трясём, трясём, трясём,
Ведь каждый шарик не простой –
С горохом, рисом и крупой.

Шар перед собой кладём,
И вокруг него идём
И даже можно проскакать,
Но только шар не задевать.

Наши шарики берём
И трясём, трясём, трясём,
Ведь каждый шарик не простой –
С горохом, рисом и крупой.

Прыгай, прыгай высоко,
Прыгать с шариком легко,
Так прыгай, прыгай веселей
И даже ножек не жалей.

Наши шарики берём
И трясём, трясём, трясём,
Ведь каждый шарик не простой –
С горохом, рисом и крупой.

На ладошке шар несём
И другой ладошкой бьём,
И дружно говорим слова
«И раз и два и раз и два».

Наши шарики берём
И трясём, трясём, трясём,
Ведь каждый шарик не простой –
С горохом, рисом и крупой. (Слайд 11)

Логопед предлагает детям сесть за парты.

9. Сюрпризный момент. (Слайд 12)

Выходит воспитатель в костюме звука «Р».

Логопед, обращая внимание детей на экран.

Ах, посмотрите, посмотрите, какая радуга яркая. Кто же так ярко раскрасил нашу речку.

Воспитатель. Это я звук РРРРР. Я люблю все раскрашивать и размалевывать. И этим всех радую.

А сейчас я вам спою песенку.

Музыкальный руководитель играет на пианино, а воспитатель поет.

Буква «Р» веселая, голова на ножке,

Рыжие ромашки, рыжие дорожки,

А по дорогам рыжим, тем гуляют кошки,

Лапки у них рыжие, голова и ножки,

Радуга красивая, радуга красивая,

В небе расплескалась, и рекой игривою разноцветной стала. (Слайд 13)

Логопед. Какой ты веселый звук. А мы думали ты сердитый и рычащий.

Воспитатель. Да я такой! Слышал, вы меня искали? Неужели, рычать научились?

Девочка произнеси звук «Р», а ты мальчик произнеси звук «Р».

Дети произносят звук «Р» по просьбе воспитателя.

Воспитатель. Ребята может вы и скороговорки знаете?

Дети по очереди произносят скороговорки.

1. Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом. 2. Рыбак рыбака видит издалека. 3. Трое трубачей трубят в трубы. 4. Все бобры добры для своих бобрят. 5. На дворе трава, на траве дрова.6. Корабли лавировали лавировали, да не вылавировали. 7. Проворонила ворона вороненка.

Воспитатель. Какие вы молодцы!

Логопед. Звук «Р» спасибо, что ты пришел к нам в гости, приходи еще!

Воспитатель уходит.

10. Закрепление звука «Р» в словах.

Логопед. Дети, а теперь, чтобы звук «Р» навсегда вернулся к жителям сказочного города назовите как можно больше слов с этим звуком.

На экране изображены картинки со звуком «Р». (Слайд 15)

Дети по очереди называют слова со звуком «Р».

11. Знакомство с графическим изображением звука «Р».

Логопед. А теперь я вас хочу познакомить с буквой «Р». (Слайд 16)

Посмотрите на экран.

Буква «Р» состоит из палочки и полукруга.

Логопед указкой показывают на части буквы «давайте Р».

Логопед. Давайте попробуем нарисовать указательным пальцем в воздухе букву Р.

Дети и логопед рисуют в воздухе букву «Р».

Дети перед вами емкости с манкой, давайте попробуем на ней нарисовать букву «Р».

Посмотрите еще раз. Палочка и полукруг.

А теперь на манке.

Дети на манке выводят букву «Р»

12. Рефлексия.

Логопед. С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дети. Мы познакомились со звуком «Р».

Логопед. А какой звук «Р» веселый или сердитый и рычащий?

Логопед: А может он рычащий?

Логопед: Звук «Р» любит все раскрашивать и размалевывать, делает все ярким.

Логопед. Жители сказочного города благодарят вас за помощь.

Буратино дарит вам шоколадные медали. (Слайд 17)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: