Работа с детьми при дизартрии

Принципы логопедической работы при дизартрии

Дизартрия – это нарушение произношения, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. В Юсуповской больнице проводят комплексное лечение этого сложного и тяжёлого расстройства звуковой стороны речи. Оно включает:

  • Медикаментозную терапию заболевания, которое является причиной дизартрии;
  • Физиотерапевтические методы воздействия;
  • Артикуляционную гимнастику;
  • Психотерапевтическую поддержку;
  • Логопедическую работу.

Все сложные случаи дизартрий рассматриваются на заседании Экспертного Совета. В его работе принимают участие кандидаты и доктора медицинских наук, врачи высшей категории. Ведущие специалисты в области речевых дефектов вырабатывают и реализуют индивидуальную программу программа занятий при дизартрии. Афазиологи соблюдают основные принципы логопедической работы при дизартрии.

Артикуляционная моторика

Различают следующие виды дизартрий:

  • Бульбарная – обусловленная местным параличом мышц, которые участвуют в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • Мозжечковая – возникает при наличии патологического процесса в мозжечке, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • Корковая – является следствием поражения отделов коры головного мозга, которые отвечают за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, но общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • Экстрапирамидная (подкорковая, гиперкинетическая) – развивается при нарушениях в подкорковых узлах, отличается невнятной, связанной речью с носовым оттенком;
  • Псевдобульбарная – диагностируется при центральном параличе мышц, её основным симптомом является монотонность речи;
  • Стёртая форма – характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков.

При дизартрии нарушается моторику артикуляционного аппарата. Появляются медленные, недостаточно точные движения языка, губ. Имеет место расстройство жевания и глотания. Произношение нарушено вследствие недостаточно чёткой артикуляционной моторики. Речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Некоторые пациенты с дизартрией не могут надуть щёки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны, больной не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным, голос приобретает назальный оттенок.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжёлый дефект произношения. Речь становится невнятной, смазанной, тихой. Из-за малоподвижности губ, языка становится нечётким произношение гласных, они произносят с сильным носовым выдохом.

При тяжёлой степени дизартрии наблюдается глубокое поражение артикулярных мышц и полная бездеятельность речевого аппарата. У пациента полностью отсутствует речь. Иногда он произносит нечленораздельные звуки.

Логопедическая программа

Дизартрия – патология, которая требует настойчивой, длительной работы логопеда, пациента, его родственников и лиц, осуществляющих уход. Составляется речевая карта логопедического обследования при дизартрии. Программу логопедического сопровождения утверждают после получения логопедического заключения при дизартрии, рекомендаций невролога, который занимается лечением заболевания, вызвавшего нарушение речевой функции. Логопедические занятия при дизартрии начинают как можно раньше.

Различают следующие основные направления логопедической работы при дизартрии:

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
  • Развитие артикуляционных движений;
  • Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе;
  • Преодоление монотонии и нарушений темпа речи;
  • Полноценное развитие фонематического восприятия.

Нельзя переоценить значение раннего начала логопедической работы при дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы начинают работать над восстановлением речи у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму в остром периоде, сразу же после восстановления у больного сознания. При демиелинизирующих заболеваниях нервной системы логопедическая работа входит в программу реабилитации.

При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия:

  • Голосовые и дыхательные упражнения;
  • Активную и пассивную артикуляционную гимнастику;
  • Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
  • Точечный, зондовый, щёточный, мануальный массаж;
  • Искусственную локальную контрастотермию (сочетание воздействия низких и высоких температур).

Логопедическое воздействие при дизартрии базируется на соблюдении следующих принципов:

  • Системного подхода к анализу речевого дефекта;
  • Поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
  • Регуляции психической деятельности детей посредством развития обобщающей и коммуникативной функций речи.

В процессе систематических длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе. Преодолевается монотонность и нарушения темпа речи, развивается полноценное фонематическое восприятие. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи.

Этапы логопедической работы

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Основной целю первого, подготовительного этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, массажа и лечебной физкультуры.

На втором этапе формируются первичные коммуникативные произносительные навыки. Его основная цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Логопед проводит работу по коррекции артикуляционных нарушений. При спастичности работают над расслаблением мышц артикуляционного аппарата. Вырабатывается контроль над положением рта, развиваются артикуляционные движения, проводится коррекция речевого дыхания, развивается голос, ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Формирование звукопроизношения при дизартрии включает в себя постановку и закреплении в речи звуков. Первая группа звуков включает в себя фонемы, наиболее лёгкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, у, п, м, н, к, ы, х, в, о, л, т, с. Данные звуки как наиболее простые отрабатывают до нормы. Попутно на этих фонемах ведут работу по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (выделяют звука из ряда других, из слогов, в простых словах).

Читайте также:
Логофобия в клинической картине заикания

Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством развития подвижности артикуляционного аппарата. При использовании скороговорок придерживаются следующих рекомендаций:

  • Работу начинают с простых, коротких, рифмованных фраз («Белые бараны били в барабаны»);
  • Соблюдают принцип отбора дидактического материала (в скороговорке не должно быть слов с дефектно произносимыми пациентом звуками;
  • Скороговорки лучше использовать в играх.

Индивидуальный подход к выбору средств и методов логопедической работы на каждом этапе лечения дизартрии позволяет специалистам Юсуповской больницы добиться восстановления речи у пациентов, от которых отказались в других реабилитационных центрах.

Логоритмическое воздействие

Логоритмическая работа с пациентами, страдающими дизартрией, включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Её разделяют на 3 периода.

Задачи первого периода следующие:

  • Воспитание статики движений;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие общих движений верхних и нижних конечностей, туловища с постепенным введением упражнений с предметами;
  • Развитие мышц, обеспечивающих миммику лица;
  • Развитие различных видов памяти, слухового и зрительного внимания;
  • Постепенное формирование нормального диафрагментального навыка;
  • Преодоление просодических нарушений при дизартрии.

Для активизации просодических компонентов речи используют, прежде всего, пение. Развитие просодической стороны речи при дизартрии проводится с помощью инсценировок песен, при исполнении которых надо менять силу, тембр, высоту голоса. Для нормализации голосовой функции проводят артикуляторные, дыхательные упражнения, движения для мышц шеи и головы.

В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют:

  • Развитию артикуляционного аппарата;
  • Воспитанию голоса (высоты, тембра, силы, диапазона, силы);
  • Развитию дыхания (глубины вдоха, продолжительности речевого вдоха и выдоха).

Своевременно начатая систематическая работа способствует быстрому восстановлению речевой функции.

Логопедическая работа при отдельных видах заболевания

Одним из важных элементов лечения является логопедическая работа при ДЦП. Дизартрия у детей, страдающих детским церебральным параличом, вызвана нарушением моторного развития ребёнка. Оно обусловлено аномальным состоянием мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с нарушениями чувствительности, недостатками познавательной и эмоционально-волевой сфер, патологией речи.

С учётом уровня локализации поражения двигательного аппарата речи выделяют следующие формы дизартрии:

  • Бульбарную;
  • Псевдобульбарную;
  • Экстрапирамидную.
  • Мозжечковую;
  • Корковую.

У детей, страдающих ДЦП, чаще всего возникает псевдобульбарная дизартрия, реже – экстрапирамидная, мозжечковая и стёртая. В большинстве случаев дизартрии носят смешанный характер, поэтому логопедический диагноз ставится по ведущей форме. Форма дизартрии соотносится с формой ДЦП:

  • При гемиплегической форме чаще возникает псевдобульбарная дизартрия;
  • При атонически-астатической – мозжечковая;
  • При гиперкинетической – экстрапирамидная.

При дизартрии возникают вторичные нарушения в виде расстройств формирования всех компонентов речевой системы. Нарушается формирование фонематических процессов, лексического и грамматического строя речи. Эти вторичные нарушения вместе с расстройствами моторики речевого аппарата указывают на возникновение при дизартрии общего недоразвития речи. Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, которые направлены на развитие произносительной стороны речи и фонематических процессов, формирование грамматического и лексического строя речи.

Спецификой логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП, является её сочетание с медикаментозным лечением, физиотерапией, массажем, общей лечебной физкультурой. На логопедических уроках используются следующие элементы:

  • Общая моторная разминка;
  • Дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика;
  • Дифференцированный артикуляционный массаж с применением вибромассажера;

При мозжечковой дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей. У пациентов, страдающим этим видом речевого расстройства, речь замедленная, скандированная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы речь. Тонус мышц языка и губ пониженный, язык тонкий, распластанный в полости рта. Его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений. Жевание ослаблено, мягкое нёбо провисает, мимика вялая. Движения языка неточные, объём избыточный или недостаточный. При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Большинство звуков имеют назальный оттенок.

Успешная коррекция речевого дефекта при мозжечковой дизартрии неразрывно связана с эффективной терапией основного заболевания и активным проведением комплексной реабилитации. Специалисты Юсуповской больницы индивидуально подбирают методы лечения в зависимости от причины заболевания, обширности и локализации поражения, общесоматического статуса пациента. Этиопатогенетическое лечение направлено на ликвидацию причины патологии, её последствий. Оно может включать следующие варианты:

  • Нейрохирургическую операцию по удалению новообразования или гематомы;
  • Антикоагулянтную или тромболитическую терапию инсульта;
  • Противовирусное, антибактериальное лечение инфекционных поражений;
  • Дезинтоксикационную терапию.

Логопедическая работа при мозжечковой дизартрии направлена на восстановление плавности речи. Осуществляется тренировка артикуляционного аппарата посредством специальной гимнастики. В занятия включается логопедический массаж. По мере восстановления речи логопед переходит к работе над её выразительностью.

Реабилитационные мероприятия производятся комплексно под наблюдением невролога, реабилитолога. Они состоят из лечебной физкультуры с упражнениями на восстановление координации, массажа, психологического консультирования. Параллельно проводится медикаментозная поддержка нейропротекторными и нейрометаболическими лекарственными средствами. Для того чтобы получить логопедическую помощь при дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Дизартрия – симптомы и лечение

Что такое дизартрия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Раскатовой Ольги Викторовны, логопеда со стажем в 5 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Дизартрия — нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата [9] . Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается, и ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков.

Чаще всего причиной дизартрии является гипоксия плода во время беременности, т. е. недостаток кислорода, поступающего плоду от его матери. Она может возникать при различных обстоятельствах:

  • неблагоприятные экологические условия;
  • соматические заболевания, перенесённые будущей мамой во время беременности или до неё;
  • вредные привычки обоих родителей;
  • наследственная предрасположенность.
Читайте также:
Коррекционная работа при устранении заикания у детей и взрослых

Неблагоприятное действие могут иметь травмы, полученные ребёнком в родах, серьёзные инфекционные заболевания нервной системы, перенесённые в раннем детском возрасте и имевшие различные осложнения, к примеру, менингит.

В старшем возрасте причиной дизартрии могут стать черепно-мозговые травмы, нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инсульты . Имеет место также наследственный фактор, например, наследственные болезни нервно-мышечной системы [9] .

Таким образом, дизартрия бывает как врождённой, так и приобретённой.

Чаще всего при рождении таким детям ставится какой-либо неврологический диагноз: микроочаговый синдром, перинатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность и др. [9] .

Симптомы дизартрии

Одним из симптомов дизартрии является нарушение или невозможность удержания позы органов артикуляции и/или серии их переключений. Ребёнок при этом не может принять заданную позицию языка/губ, например, поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько секунд, опустить за нижние зубы и зафиксировать там. Ребёнок затрудняется цокать языком (упражнение “Лошадка”) и удерживать подбородок и губы в улыбке неподвижными. Возможен вариант, когда мышцы лица и язык слишком напряжены. Или же язык всё время расслаблен, безвольно лежит внизу, рот постоянно приоткрыт. Это кажется просто привычкой, но для опытного логопеда и невролога это знак, говорящий о слабости мышц органов артикуляции, а значит, о слабой их иннервации (снабжении нервами).

Возникают проблемы звукопроизношения. Это наиболее очевидный для родителей и всех окружающих симптом. Многие согласные звуки вообще отсутствуют, ребёнок их не произносит, даже по достижении пятилетнего возраста, когда речь уже должна быть сформирована.

Или же звуки есть, но некоторые из них явно искажены. Возможны различные варианты искажения:

  • межзубное произношение [С], [З], известное, как шепелявость;
  • искажение [Ш], [Ж], при котором звук оказывается с призвуком [Ф];
  • усреднённое произношение, когда звук в равной степени похож и на [Ш], и на [С];
  • неправильный звук [Л] (обычно похож на [В]);
  • искажение звука [Р] (наблюдается чаще остальных).

Нарушается темпо-ритмическая организация речи. Окружающие отмечают, что речь сбивчивая, очень быстрая, ребёнок глотает части слов или выбрасывает слова из фразы целиком. Реже, наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, как старая пластинка, растягивая фразы. Речь обычно смазанная, создается ощущение “каши во рту” у ребёнка.

Дыхание при произнесении у ребенка-дизартрика сбивчивое, он будто бы задыхается, нужно время, чтобы отдышаться и продолжить разговор.

Может изменяться голос: становиться глухим, плоским [11] . Звонкие и глухие согласные звуки при этом слышатся почти одинаково.

Патогенез дизартрии

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением нервной системы (как центральной, так и периферической). Происходит это под влиянием вредоносных факторов, чаще во внутриутробном периоде развития, в момент родов или в раннем детстве.

Из-за недостаточного снабжения речевого аппарата нервными клетками нарушены связи периферических органов (в нашем случае органов речи) с центральной нервной системой, с ледовательно, управление этими органами частично затруднено. Это в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышечной ткани речевого аппарата. Нарушается тонус мышц: они становятся ригидными (неподатливыми), паретичными (слабыми) или спастичными (возникают спазмы) и др. Вся эта симптоматика препятствует чёткой нормативной фонации звуков речи [9] .

Классификация и стадии развития дизартрии

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга [9] .

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.

Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, “рубленной” речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Корковая дизартрия , как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии [6] :

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок “перерастает” их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания , гиперактивность и др.

Читайте также:
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Осложнения дизартрии

Если нарушение не корректировать, у ребёнка-дизартрика могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ([С] или [Ш], [Л] или [В]) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.

Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.

Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком-дизартриком, что приводит к психологическим комплексам и неуспешности в своей среде.

Таким образом, ребёнка с дизартрией не уважают учителя и одноклассники. Это не может не отразиться на дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни самым неприятным образом [8] .

Диагностика дизартрии

При диагностике дизартрии, необходимо ознакомиться с медицинской картой ребёнка. Прежде всего интересует ранний период развития, диагнозы и назначения следующих врачей:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • офтальмолога;
  • психотерапевта или психолога.

Логопеду необходимо исследовать различные аспекты деятельности ребёнка.

Неречевая сфера поможет выявить состояние мелкой и крупной моторики, координацию движения (например, прыжки на одной ножке, пальцевые пробы). Оценивается гнозис (познавательная функция) и праксис (двигательная функция) сензитивных органов, таких как органы зрения, слуха, осязания. Исследованию подлежат пространственные ориентации, общая осведомленность ребёнка, звучание голоса (темп, ритм, сила и пр.) [6] [10] .

Далее исследуется артикуляционный аппарат. Производится общий осмотр, проверка удержания одной позы, чёткого повторения серии поз, отмечается наличие синкенезий (содружественных излишних движений), гиперсаливации (повышенного слюновыделения) как неврологического симптома.

Произносительная сторона речи оценивается с учётом места и способа голосообразования, места и силы речевого выдоха, анализируется фразовая интонация.

Необходимо также оценить развитие смысловой стороны речи, лексико-грамматический компонент, связную речь как таковую.

Диагностику должен проводить специалист-логопед, чтобы сделать правильный вывод и отдифференцировать диагнозы, имеющие схожую симптоматику: стёртую дизартрию от полиморфной дислалии (сложной формы картавости), тяжелую степень дизартрии от алалии (грубого недоразвития или полного отсутствия речи).

Для более точной постановки диагноза необходимы заключения невролога с подробным анализом результатов магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ) , указанием локализации поражения мозга и анализом функционирования всех мозговых структур. Также имеют важное значение заключения отоларинголога о состоянии слуха, психотерапевта о состоянии высших психических функций.

Лечение дизартрии

Корректируется дизартрия довольно сложно и долго.

Проблема эта медико-педагогического характера и требует комплексного подхода. Наряду с логопедом должны подключиться другие врачи. Необходимо наблюдение невролога, как основного специалиста по нервной системе. Для оценки физического слуха нужен отоларинголог: даже малейшее ослабление слуха ведёт к неверному восприятию звуков речи, что отражается на произношении. Нарушение зрения затрудняет восприятие артикуляции, поэтому рекомендуется консультация офтальмолога. При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы потребуется помощь психотерапевта.

Процесс требует чёткой слаженной работы логопеда, ребёнка и родителей, на которых лежит ответственность за организацию процесса. Как правило, дефекты при дизартрии отличаются особой стойкостью. Сложно бывает переучить ребёнка с неправильного варианта произношения на правильный. Ответственное отношение родителей к работе, тщательное выполнение всех предписаний — залог успеха в деле коррекции речи. Исправление одного звука в некоторых случаях может длиться шесть месяцев и более. Как отмечают Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина, начинать коррекцию желательно как можно раньше, если возможно, с четырёх лет [12] .

Однозначно необходим логопедический массаж — массаж языка, губ и щёк — и регулярное (ежедневное, по нескольку раз в день) выполнение специальной артикуляционной гимнастики для губ и языка, тренировка речевого выдоха, развитие мелкой моторики [1] [6] .

Детям с тяжёлой формой дизартрии рекомендовано посещение специализированного речевого детского сада. Детям школьного возраста — спецшколы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Если в ходе обследования были выявлены другие патологии нервной системы, может быть назначена медикаментозная терапия. Важно знать, что это компетенция невролога и психиатра, логопед такие вопросы не решает и не имеет права назначать какие-либо медикаменты.

Прогноз. Профилактика

Родителям детей с неврологическими диагнозами, рекомендовано пристально следить за их речевым и психическим развитием. Если речь ребёнка в три года отсутствует или понятна только самым близким членам семьи, а окружающие её не понимают — это повод обратиться к логопеду.

Во избежание неречевых проблем, сопровождающих дизартрию, нужно как можно раньше (с 3-4 лет) начинать развитие в кружках дополнительного образования или работать с детьми дома. Лепка и рисование разовьют зрительный, тактильный анализатор и мелкую моторику, занятия музыкой благотворно повлияют на слуховой анализатор. Ребёнок будет не только успешно узнавать звуки музыки, оценивать их гармонию, но и лучше постигать речевые звуки, легче складывая их в слоги и слова.

Читайте также:
Звукопроизношение у детей с расщелинами нёба

Логоритмические занятия или танцы для самых маленьких, физические упражнения для детей постарше разовьют чувство ритма, координацию тела, ориентацию в пространстве. А главное, все эти занятия укрепят нервную систему ребёнка, эмоционально-волевую сферу, разовьют внимание и усидчивость. Как следствие, возможные проблемы с речью решатся гораздо легче!

Для детей с первой и второй стадиями прогноз будет благоприятным при условиях раннего начала занятий с логопедом и неврологом. Крайне важно неукоснительное выполнение всех заданий, старательная и добросовестная работа, причём строго дозированная: нельзя допускать переутомления ребёнка. Полезней заниматься 3-4 раза в день по 5-7 минут, качественно выполняя все рекомендации логопеда. Работать нужно терпеливо, в течение долгого времени (зависит от особенностей ребёнка и от количества нарушенных звуков). В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.

Речь детей третьей и четвёртой стадии дизартрии (особо тяжёлые нарушения) вывести в абсолютную норму вряд ли удастся, но значительно улучшить речевое общение, сделать ребёнка вербально понятным для окружающих и тем самым избежать многих психологических проблем, вполне возможно.

Как и в более лёгких случаях, нужно со всей ответственностью подходить к коррекции, не допускать халатного отношения к работе, поддерживать в ребёнке мотивацию, не позволять капризничать, отлынивать от работы, но и не перетруждать!

Успех обеспечивается как профессионализмом логопеда, так и индивидуальными способностями ребёнка, серьёзным отношением родителей к коррекции. Если гимнастика делается не ежедневно, а от случая к случаю, рекомендации логопеда не выполняются в должной степени, толку в таких занятиях будет мало — лишь потерянное время и деньги.

Стертая дизартрия у детей – симптомы, причины и методы ее коррекции

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия – это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга). Для этого нарушения характерны нечеткое произношение, расстройство тембра, темпа, ритма, а также неправильная постановка ударения (просодического компонента).

Современные исследования показывают, что более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические нарушения различной степени тяжести, 10% из них − стертая дизартрия. По степени тяжести эта патология относится к легким формам речевых расстройств, при этом чаще всего диагностируется она достаточно поздно – в возрасте 5-6 лет.

Сам термин ввела в науку логопед О.А. Токарева в 1969 году. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме нарушения. При этом дефектологи до сих полемизируют на тему сути данной патологии, пытаясь ее конкретизировать. В Европе специалисты используют другое название – артикуляционная диспраксия.

На наш взгляд, эти термины не являются синонимами. В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности:

  • в подборе правильной артикуляционной позы;
  • знакомые слова ребёнок произносит верно, однако при произнесении тех же звуков в других словах ребёнок может допускать ошибки;
  • в спокойном эмоциональном состоянии ребёнок будет реже допускать ошибки, чем в стрессовой ситуации (например, при ответе у доски).

Причины появления стертой дизартрии

Зачастую речевые расстройства вызваны слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. Такое состояние объясняется поражением определенных участков ЦНС. Часто стертая форма дизартрии связана с негативными факторами, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития.

Для понимания сути патологии и составления грамотной схемы коррекции, необходимо знать, какие причины могут привести к стертой дизартрии. Их несколько:

  1. Во время пребывания в утробе матери на плод могли воздействовать различные инфекционные заболевания матери – вирусные гепатиты, краснуха, герпес, токсоплазмоз и т.д.
  2. Иммунологическая несовместимость с плодом, артериальная гипертензия и токсикоз во время беременности, на фоне которых развилась фетоплацентарная недостаточность. Это достаточно опасное состояние, которое приводит к недостатку питательных веществ и кислорода у плода, что приводит к гипоксии.
  3. Повреждение плода во время стремительной или затяжной родовой деятельности. Возникновение патологии провоцирует продолжительный безводный период, а также использование акушерских щипцов.
  4. Послеродовой период и первые годы жизни малыша – это тоже потенциально опасное время для малыша. Повреждение ЦНС может произойти после травм, осложнений после вакцинации, а также на фоне энцефалита и менингита.

Данная патология характерна для дошкольного возраста. При этом это легкий вид речевого нарушения, поэтому родители не всегда замечают эту проблему. В большинстве случаев ребенок устанавливает нормальную коммуникацию со своими сверстниками, но проблема выявляется, когда он начинает обучение в школе, где у него возникают сложности с четким произношением звуков.

В зависимости от того, какой участок головного мозга был поражен, выделяют несколько форм стертой дизартрии:

  1. Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.
  2. Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.
  3. Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.
  4. Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении, и в звукоразлечении.

Для стертой дизартрии характерна слабо выраженная симптоматика, поэтому родителям зачастую трудно распознать эту проблему. Речевые нарушения незначительны, поэтому патология чаще всего выявляется в ходе проведения логопедического обследования.

Читайте также:
Нарушение звуко-слогового и слого-ритмического анализа и синтеза слова у больных с эфферентной моторной афазией и методы его преодоления

Как правило, расстройство становится очевидным в возрасте 5-6 лет. При этом клиническая картина у детей может отличаться в зависимости от того, какая область мозга была поражена: у кого-то выражены фонетические нарушения, у других детей – просодические, у третьей группы пациентов – оба расстройства присутствуют в равном объеме.

Есть определенные речевые и неречевые симптомы, указывающие на стертую дизартрию:

  • Общая моторика. Ребенок достаточно быстро устает после нагрузок. Есть определенная неловкость во время движения, малышу трудно выполнять определенные упражнения на уроках физкультуры: пройтись по мостику, простоять на одной ноге и т.д.
  • Мелкая моторика. Для этого расстройства характерно повышенное напряжение мышц, поэтому большинству детей, страдающих от этой стертой дизартрии, ставят гипертонус рук. Такому ребенку сложнее завязывать шнурки, шарф, лепить что-то из пластилина, держать карандаш.
  • Речевое развитие. У детей есть проблемы с просодикой и звукопроизношением. Просодика – это оформление речи, т.е. тембр, интонация и т.д. Темп либо замедлен, либо стремителен, есть паузы. В речи таких детей встречаются повторения и замены букв, нарушение лексики и грамматики. Наблюдается небольшой словарный запас. Кроме того, малышу трудно произносить слова, состоящие из чередующихся согласных.

Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики, а также асимметрия носогубных складок.

В логопедии есть определенный список признаков, по которым родители могут заподозрить у своего ребенка это речевое расстройство:

  • Ребенок говорит либо слишком медленно, либо слишком быстро.
  • Он пропускает окончания, буквы или заменяет их другими в письменной речи.
  • Сложности в постановке смыслового ударения.
  • Нечеткая артикуляция звуков.

Стертая дизартрия: диагностика у детей дошкольного возраста

Диагностика данной патологии вызывает определенные сложности, что объясняется схожестью симптоматики с другими патологиями – афазией и дислалией. Обязательно изучается анамнез малыша, выясняются особенности течения беременности у матери.

Диагностическое обследование включает в себя:

  1. Обследование у логопеда. Специалист проводит определенные тесты на мимику, мелкую моторику рук. Он проверяет правильность речевого дыхания. Изучается качество грамматики, звукопроизношения. Если есть подозрения на речевое расстройство, то ребенка направляют к неврологу.
  2. Неврологическое обследование. Для уточнения диагноза невролог назначает ряд диагностических мероприятий: электроэнцефалограмму, компьютерную томографию или МРТ.

Со всеми полученными результатами ребенок вновь направляется к логопеду, который должен на основании полученных сведений составить план работы, необходимые коррекционные упражнения для исправления патологии.

Лечение и коррекция

Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.

С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.

Работа с логопедом

Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год.

Специалист использует следующие методики:

  • Пальчиковая гимнастика. Эти занятия используются для коррекции патологии в дошкольном возрасте. Важно, чтобы упражнения проводились в игровой форме, чтобы малыш не потерял интерес. К примеру, дети могут собирать конструктор, что-то лепить и т.д.
  • Артикуляционная гимнастика. Она направлена на укрепление мышц. После занятия детям намного легче воспроизводить звуки, правильно используя органы речи.
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют правильно дышать во время разговора, что делает речь более выразительной.

Корреционная работа с детьми-дизартриками

Марина Ларина
Корреционная работа с детьми-дизартриками

Речь предназначена для общения. Однако чтобы передать смысл того, о чем говорится, речь должна быть разборчивой. Это не так просто, как кажется. Для этого прежде всего нужно, чтобы мышцы органов артикуляции были достаточно подвижными и сильными, т. е. тренированными, наработанными. Если мышцы органов артикуляции оказываются неподготовленными к речи, то возникает речевое нарушение, называемое дизартрией. Это одно из наиболее тяжелых речевых расстройств. Чаще всего дизартрия – часть сложного комплекса нарушений, вызванных органическим поражением центральной нервной системы.

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики,обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Расстройство артикуляции наступает из-за того, что язык, губы, небо, голосовые связки, диафрагма, т. е. все органы человека, участвующие в акте речи, не могут двигаться в полном объеме. Причиной этой неподвижности является парез мышц артикуляционного аппарата.

Впервые на трудности при коррекции звукопроизношения обратил внимание Г. Гуцман. Он отметил, что для этих нарушений характерны смытость, стёртость артикуляции. К проблеме речевых нарушений при стёртой дизартрии обращались многие авторы (О. В. Правдина, Л. В. Мелихова, О. А. Токарева, И. И. Панченко.

Дизартрии бывают нескольких видов. Характер отличий зависит от того, какие именно области мозга пострадали у ребенка. Общим признаком всех дизартрии является неразборчивая речь, т. е. нечеткое произношение звуков, слов, фраз. Ограничен, в движениях прежде всего основной орган артикуляции – язык. Он становится неловким, при высовывании отклоняется в сторону, чаще всего вправо.Затруднены движения других частей речевого аппарата: губы плохо выдвигаются вперед, не растягиваются в достаточной мере в «улыбку», маленький язычок в глубине рта (небная занавеска) провисает и не закрывает во время речи проход в нос. Воздух, который необходим для речи, при таком положении небной занавески утекает через носовую полость. Это влечет за собой носовой оттенок речи (гнусавость). Кроме того, при дизартрии из-за пареза голосовых связок страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым.

Читайте также:
Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР

Таким образом, неразборчивость речи при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи – ее мелодики или просодии, как принято называть это в логопедии. Вследствие этого для дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонаций.

С первых дней жизни развитие ребенка c дизартрией значительно отличается от развития нормально развивающихся детей. Дети с дизартрией поздно начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. У некоторых дошкольниках с дизартрией наблюдается недостаточность мышечной силы, об этом нам говорит тот факт, что дети плохо удерживают предметы одной и даже двумя руками. Обнаруживаются нарушения ритма произвольных движений, темпа, движения неточные, мало координированные. Нарушения словесной регуляции действий проявляется в затруднениях при выполнении задания ребенком по словесной инструкции.

В 1,5 – 2 года отмечаются запоздалые навыки самостоятельной еды, ребенок только начинает есть ложкой и пить из чашки.

С 2,5 лет нарушения мелкой моторики у ребенка с дизартрией проявляются в продуктивных видах деятельности – изобразительной деятельности и ручном труде. Ребенок плохо или вовсе не контролирует силу нажатия при аппликациях или работе с пластилином, произвольного контроля над движениями нет, движения неточны и хаотичны.

В 2 – 3 года, ребенку сложно даётся складывание пирамидки различной сложности, мягких конструкторов. Элементарные навыки гигиены из-за моторных нарушений вырабатываются с огромным трудом. Малыш неопрятен – с трудом застегивает пуговицы, шнурует ботинки. Сложно даётся и складывание пирамидки, мягких конструкторов. При манипуляции с предметами ребенок не учитывает их свойства, а сами манипуляции чередуются неадекватными действиями (ребенок, настойчиво, пытается поместить в маленький гараж большую машинку и т. п.).

К 4-м годам в процессе трудовой деятельности затруднены координация движений в выполнении точных действий, как правило сила кисти руки мало контролируема или же является недостаточной.

К 5 – 6 годам ребенку являются доступными только самые простые движения. Ребенок затрудняется выполнить без посторонней помощи выполнять движение по подражанию («замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец). У детей также продолжает наблюдаться вялость пальцев, особенно ярко это проявляется при работе с ручкой или карандашом.

М. М.Кольцова в своих исследованиях отмечает: «Движения пальцев рук исторически, оказались напрямую связаны с речевой функцией человека. Жесты являлись одной из первых форм коммуникации древних людей, и здесь необходимо подчеркнуть важность руки, так как развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Дизартрии часто сочетаются с непроизвольными неприятными для окружающих гримасами лица, возникающими при попытках что-либо сказать. Эти гримасы также вызваны нарушением в нервном «питании» мышц лица со стороны мозга и могут ввести в заблуждение, создавая внешнее впечатление умственной неполноценности ребенка. Однако чаще всего оно ошибочно, и нужно проявлять большую осторожность, чтобы не сделать поспешных выводов и не навешивать на ребенка несправедливых ярлыков.

У детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией формирование грамматического строя речи совершается с ярко выраженными трудностями. Грамматические фигуры словоизменения и словообразования возникают у детей данной категории в той же очередности, что и при нормальном речевом развитии. Однако наблюдается замедленная скорость усвоения грамматических категорий. Согласно суждению Л. В. Лопатиной, одним из факторов неудовлетворительной сформированности грамматического строя речи, представляется нарушение дифференциации фонем. Это порождает проблемы различения грамматических форм слов из за нечёткости слухового и кинестетического образа слова, и в особенности окончаний.

У детей дошкольного возраста со стертой дизартрией отмечается первичное расстройство произносительной стороны речи, которое негативно воздействует на развитие иных компонентов речевой системы. Отклонения в формировании грамматического строя речи являются производными и носят характер второстепенных патологий.

Дети-дизартрики имеют, как правило, нормальный интеллект. С ними необходимо много и терпеливо заниматься. В будущем большинство таких детей может избрать себе любую специальность, если, конечно, она не связана с необходимостью совершения сложных движений. При правильном обучении дети, страдающие дизартрией могут научиться нормально читать и писать.

Естественно, что лечение детей с дизартрией, которая, подчеркну еще раз, не самостоятельное заболевание, а лишь часть его, возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия.Назовем самые важные из них:

– лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга и направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения ЦНС;

-физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений конечностей, а также органов артикуляции;

– общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма в целом;

– лечение сопутствующих заболеваний;

– логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Во всех видах лечения ребенка – дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Трудно переоценить тот вклад, который они вносят своим терпением, аккуратностью и точностью выполнения рекомендаций специалистов. Прежде всего, это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать, для чего даются те или иные речевые упражнения, понимать их смысл и представлять себе ожидаемые результаты.

В основном логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Это массаж органов артикуляции (логопедический массаж) и артикуляционная гимнастика.

Чтобы заинтересовать ребенка, следует обращать упражнения в форму игры. Например, движения языка к уголкам губ можно представить как игру в часики; удары языком по альвеолам — как игру в дятла, который долбит дерево, или в плотника, забивающего гвозди молотком и т. д.

Читайте также:
Профилактика дисграфии у дошкольников

Для выработкиправильного речевого дыхания полезно различного рода дутье через рот: сдувание с ладони веток, пушинок, дутье на горячий чай, свечу, задувание именинных свечей и пр. Логопедическая работа по исправлению дефектов произношения звуков при дизартрии и косноязычии, называемом в логопедии дислалией, совпадает.

В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы.

Проба №1. Ребёнка просят открыть рот, высунуть язык вперёд и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за передвигающимися в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движения глаз отмечается некоторое отклонение языка в ту же сторону.

Проба №2. Ребёнка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а и иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Поэтому очень важно точно диагностировать речевое нарушение, именно от этого зависит выбор направлений коррекционно-логопедической работы,которая предполагает следующие этапы:

Подготовительный этап.Он включает в себя следующие направления:

1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Логопед проводит дифференцированный логопедический массаж.

2. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Артикуляционная гимнастика может проводится как в пассивной, так и в активной форме. Пассивная гимнастика проводится логопедом и направлена она на активизацию мышц языка, губ.

3. Нормализация речевого дыхания. С этой целью проводятся дыхательная гимнастика (упражнения на выработку длительного плавного выдоха).

4. Нормализация просодики. У детей со стёртой дизартрией имеются нарушения просодических компонентов: нарушения темпа речи и тембра голоса; снижение разборчивости речи, бедные интонации; отсутствие пауз и логических ударений.

5. Нормализация мелкой моторики. С этой целью проводится логопедом пальчиковая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук.

Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков.Он включает в себя следующие направления:

Выработка основных артикуляционных укладов для постановки того или иного звука с опорой на зрительный и кинестетический контроль.

• Развитие, совершенствование фонематического слуха.

• Постановка звука. Эта работа при дизартрии проводится также, как и при дислалии. При коррекции дизартрии прежде всего ставят ту группу звуков, для постановки которых артикуляционные уклады сформированы.

• Автоматизация звуков. Это самое сложное направление на втором этапе. Для автоматизации звуков при стёртой дизартрии требуется большее количество занятий, чем при дислалии.

Третий этап логопедической работы – это этап коммуникативных умений и навыков.Он включает в себя следующие направления:

Формирование у ребёнка навыков самоконтроля.

Закрепление правильного звукопроизношения в различных речевых ситуациях (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).

Четвёртый этап логопедической работы – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие внимания, памяти, мышления.

Пятый этап – подготовка к обучению в школе.Он включает в себя следующие направления:

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Знакомство с буквами.

Совершенствование связной речи.

Подготовка руки дошкольника к письму (штриховка обводка букв, печатанье букв, конструирование букв из отдельных элементов).

Необходимо отметить, что успех коррекционной работы с детьми со дизартрией зависит от слаженности совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и родителей.

Индивидуальная работа с детьми Индивидуальная работа Д/игра «Собери ромашку». Цель: автоматизация звука в речи, дифференциация звуков. Д/игра «Какая картинка лишняя?».

Коррекционная и психопрофилактическая работа с детьми Следуя традиционным представлениям о психологических воздейст­виях в контексте нормального онтогенетического развития, «психо­коррекция».

Отчет «Работа с детьми на дому» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочется рассказать вам о работе, которую я провожу вне стен детского образовательного учреждения. А натолкнула.

Работа с детьми ОВЗ. Шумелки. .

Работа с детьми по формированию основ безопасности Одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением – это формирование у детей представлений об основах безопасности.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию Работа с детьми по патриотическому воспитанию Патриотическое воспитание находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим,.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Фотоотчёт «Работа с детьми с Зпрр» В работе с детьми имеющими ЗПРР необходимо использовать различные методы развития. Прежде всего необходимо найти определенный подход для.

Работа с одарёнными детьми в 1 классе План работы с одаренными детьми. 1 «Д» класс. Актуальность – необходимость поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное.

Работа с одарёнными детьми в ДОУ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно.

Что делать, если ребенку поставили диагноз «дизартрия»: советы логопеда

24 февраля 2021 года

Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их ребенка — кровного или приемного — наблюдаются проблемы с речью и, услышав слово «дизартрия», чувствуют себя растерянными. Что такое дизартрия, почему она возникает и как ее скорректировать, рассказывает специалист Ресурсного центра «Спутник», учитель-логопед высшей категории, член Российской ассоциации дислексии Галина Орлова.

Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Проще говоря, ребенок не может в полном объеме совершать движения, необходимые для речи. От этого страдает звукопроизношение, — объясняет Галина. — В более легких случаях это искажение определенных звуков. При тяжелых течениях диагноза можно заметить пропуски и замену звуков. Нарушаются темп, выразительность речи.

Читайте также:
Применение естественных сил природы для устранения речевых, двигательных, психических проблем у детей с ОНР

Дизартрия также может характеризоваться наличием параличей и парезов органов артикуляции. В этом случае малопонятная речь — это следствие диагноза, вплоть до отсутствия речи из-за полного паралича речедвигательных мышц — анартрии.

Причины дизартрии могут быть разными — отклонения от нормы в период внутриутробного развития из-за токсикоза, гипертонии, нефропатии у матери, инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, а также асфиксия новорожденных, стремительные или затяжные роды, механическое родовспоможение, длительный безводный период в родах.

С самых первых дней жизни такие дети наблюдаются у невролога. Им нередко назначают медикаментозное лечение, массаж и другие реабилитационные процедуры.

Как распознать дизартрию?

Внимательный родитель может заподозрить ее по необычной мимике ребенка, обильном слюноотделении, по форме и положению языка, способности зафиксировать артикуляционную позицию, звукопроизношению.

− Когда необходимо начинать работать с дизартриками?

Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте. Чем раньше диагностировано заболевание, начаты лечение и коррекционные занятия, тем больше шансов на успех.

− Что делать родителям, если у ребенка диагностирована дизартрия?

— Первый шаг, безусловно, — обследование у невролога. Специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только корректирует некоторые неврологические симптомы. Также важна консультация логопеда, владеющего техникой логопедического массажа, который после полного обследования даст заключение и рекомендации.

Кроме того, специалисты советуют развивать мелкую моторику. Можно собирать пазлы и конструктор «Лего», лепить из пластилина − существует множество игр, развивающих маленькие пальчики. Можно применять нетрадиционные методы воздействия, такие как су-джок-терапия. Самый простой метод су-джок-терапии — занятия со специальными мячиками-массажерами.

Детям двух-трех лет показаны занятия логоритмикой , например, по методике Железновой. Для коррекции дизартрии у детей пяти лет к занятиям подключается специалист-дефектолог.

− На что направлена работа логопеда на занятиях?

— Специалист занимается развитием просодической стороны речи — ритма, силы, тембра, мелодики, темпа, логического ударения, дикции, а также артикуляции и звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, коррекцией речевого дыхания. Также логопед уделит внимание нормализации мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитию произвольных мимических движений.

Если у вас нет возможности посещать логопеда, то можно самостоятельно заниматься с ребенком дома, предварительно пройдя курс занятий у специалиста.

Приведу примеры некоторых элементов логопедического массажа и самомассажа: по очереди надуваем щеки, втягиваем щеки; закрываем и открываем рот, щелкаем зубами; рассасываем небольшой кусок сахара или леденец; имитируем рассасывание леденца; облизываем губы; зажимаем зубами кусок бинта или марли на длительное время, задача взрослого − пытаться с осторожностью убрать ткань.

Также важно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики — это упражнения «Хоботок» (вытягиваем вперед губы, зубы и губы сомкнуты, держим пять секунд), «Заборчик» (губы в улыбке напряжены с приоткрытым ртом, зубы сжаты, нижняя челюсть в спокойном состоянии, держим пять секунд) и их чередования, «Окно» (с каждым счетом открываем и закрываем рот), «Лопатка» (при улыбке с открытым ртом на расслабленную нижнюю губу кладем язык в плоском состоянии, держим пять секунд), «Иголка» (улыбаемся с открытым ртом, выставляем язык вперед, стараясь не загибать его вверх), «Лопатка-иголка» (чередуем упражнения), «Часы» (улыбаемся с открытым ртом, высовываем язык и производим движения вправо и влево, при этом касаясь языком уголков рта), «Качели» (улыбаемся с открытым ртом, кончиком языка упираемся то в верхние, то в нижние зубы), «Лошадь» (щелкаем кончиком языка, имитируя цоканье копыт).

За годы работы я достаточно часто встречала детей с диагнозом «дизартрия» разной степени выраженности. Этот вид нарушения речи в последние годы становится глобальной проблемой, поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения и обратиться к специалисту. Но родителям следует знать, что коррекционная работа с детьми-дизартриками не должна ограничиваться занятиями с логопедом. Для наилучшего результата эту работу следует продолжать дома, на прогулке и в любых совместных делах.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Логофобия. Страх говорить

Логофобия или страх говорить — это навязчивый страх речи при тяжелых нарушениях речи, чаще всего при заикании. Говорящий испытывает чувство стыда перед своим дефектом речи, беспокоится о том, какое впечатление произведёт на окружающих, боится запнуться.
При возникновении логофобии у человека формируется неуверенность в себе, снижается самооценка. Постепенно сужается круг общения, ограничивается зона комфорта. Это, в свою очередь, является фактором возникновения психоэмоционального напряжения, которое может как усиливать заикание или саму логофобию, так и вызывать другие расстройства невротического круга.

Как правило, логофобия развивается в следующем порядке:

  • Страх при говорении (непосредственно в ситуации речи);
  • Страх при приближении ситуации (ожидание неудачи);
  • Страх при мысли о ситуации (возможно, ситуации и не будет, но страх уже есть).

В клинической картине заикания логофобия занимает определенное место. Выделяют три основные формы заикания. Для каждой из форм логофобия имеет своё значение.

  • Невротическое заикание (логоневроз)

Данный тип заикания вызван психогенными причинами, т.е. психотравмой острого (например, испуг) или хронического характера. В данном случае страх речи является одним из основных механизмов, поддерживающих нарушение речи. Вызванный психотравмой, логоневроз формирует страх говорения, который, в свою очередь, является вторичным фактором появления заикания в ситуации волнения. Чем больше человек боится, тем сильнее заикается. Чем сильнее заикается — тем сильнее боится. Постепенно формируется порочный круг. Подтверждением того, что логофобия (вторично) провоцирует заикание, служат примеры, когда дома в комфортной привычной обстановке с близкими людьми человек перестаёт заикаться. В ситуации же общения с незнакомыми людьми, выступлений на публике заикание усиливается.

  • Неврозоподобное заикание
Читайте также:
Особенности развития связной речи у детей с ОНР

Возникает в результате сосудистых, органических и других поражений центральной нервной системы. При такой форме заикания также может возникать логофобия. В данном случае логофобия будет усложнять общую картину и снижать эффективность лечения. При длительном развитии логофобии такое заикание может перетечь в следующую форму:

  • Смешанное заикание

Это по сути «два в одном», когда первично заикание диагностировалось как неврозоподобное, но со временем при воздействии дополнительных стрессовых факторов на ослабленную нервную систему возникло невротическое «наслоение». Такое заикание имеет характеристики обеих форм заикания. Поддаётся коррекции сложнее, чем первые два. Безусловно, не последнюю роль в формировании такой двойственной природы заикания играет логофобия.

Лечение логофобии (страхе говорить)

Поскольку мы имеем дело с двумя компонентами заикания — эмоциональной реакцией личности на дефект речи и самим дефектом речи, терапия должна осуществляться в двух направлениях:

  • Нормализация темпа, ритма и плавности речи, уменьшение речевых судорог. Это работа с логопедом-дефектологом — над функционированием артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата. При необходимости (как правило, при неврозоподобной форме) — сопровождение врача-невролога.
  • Гармонизация психоэмоционального фона, избавление от иррационального страха говорения. Это преимущественно психологическая часть работы, поэтому ее осуществляет квалифицированный психолог или психотерапевт.
  • Высокую эффективность при логофобии показывает метод Томатис, так как избавляет клиентов от чувства тревожности, что очень важно при коррекции данного нарушения.

Следует помнить, что это лишь общая базовая схема лечения заикания в Санкт-Петербурге. Соотношение компонентов терапии будет меняться в зависимости от формы заикания. А достоверно определить ее может только квалифицированный логопед-дефектолог при тщательной диагностике. Он же даст направление к врачу-неврологу и к психологу, если это будет необходимо.
Для коррекции логофобии или страхе говорить запишитесь на консультацию к специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму записи на сайте.

Логофобия

Логофобия (глоссофобия) – это патологическая боязнь заговорить при людях. Сопровождает течение заикания, мутизма, дислалии, иногда возникает в рамках социофобии. При логофобии присутствует постоянный страх возникновения речевых судорог, опасение быть осмеянным окружающими, болезненная фиксация на речевом дефекте, из-за чего пациенты избегают ситуаций общения. Страх речи выявляется в ходе наблюдения, беседы, заполнения речевых опросников. Лечение логофобии проводится путем когнитивно-поведенческой терапии, речевых тренингов, освоения методов релаксации, логопедической коррекции.

Классификация

Логофобия относится к фобическим расстройствам. Может выражаться в нескольких вариантах:

  • звукофобия – страх произношения отдельных «трудных» звуков;
  • вербофобия – боязнь произнесения некоторых сложных слов;
  • лалофобия – страх появления запинок в речи, связанных с заиканием;
  • пейрафобия – боязнь выступления на сцене, перед большой аудиторией.

В своем развитии логофобия проходит три стадии:

  1. На первой страх возникает непосредственно в процессе устной речи, наиболее выражен в особо волнительных ситуациях.
  2. На второй стадии логофобия возникает уже на этапе планирования речи, перед началом разговора.
  3. На третьей стадии речевой страх появляется при мысли о необходимости беседы, выступления или же при воспоминании о негативном речевом опыте.

Причины логофобии

Заикание

В большей степени логофобия выражена при невротическом заикании, в меньшей – при неврозоподобном. В присутствии родных и хорошо знакомых людей страх речи может отсутствовать, однако в окружении посторонних, в незнакомой обстановке ситуация выходит из-под контроля. Логофобия может усиливаться при телефонном разговоре, общении с лицом противоположного пола, сверстниками или взрослыми.

Речевой невроз выражается в навязчивом страхе развития судорожных запинок при произнесении звука, слова, фразы, предложения. Нарастает тревога и беспокойство из-за боязни быть публично осмеянным. Тревожное ожидание является фактором, еще более сковывающим фонационные, артикуляционные, дыхательные мышцы. Поэтому с началом речи судорожные запинки усиливаются. В таком состоянии заикающийся говорит не то, что планировал, а то, что ему легче произнести. Иногда человек совсем замолкает, перестает отвечать на вопросы, замыкается в себе.

В результате логофобии пациент со временем начинает избегать устных речевых контактов, старается больше общаться в письменной форме. Постоянные затруднения в речи обусловливают развитие невротических реакций. Иногда следствием боязни речи становится обидчивость, озлобленность, излишняя агрессивность.

Мутизм

Выраженность логофобии может быть столь сильной, что человек предпочитает совсем не разговаривать в определенных ситуациях. Развивается элективный (избирательный) мутизм.

Пациент перестает общаться с лицами, вызывающими у него негативные эмоции, тревогу, страх: не заговаривает с ними, не отвечает на вопросы. При этом с другими людьми вербальный контакт сохранен, понимание речи не нарушено, письмена речь в норме. Иногда логофобия проявляется молчанием в строго определенных местах (детском саду, школе, секции), где пациент чувствует себя дискомфортно.

Дефекты дикции

Искаженное, ненормативное произношение звуков нередко становится причиной логофобии у подростков и взрослых. Осознание своего дефекта (шепелявости, картавости), выраженного национального акцента или местного говора (оканья, гэканья) в правильно говорящей среде может вызвать нежелание вступать в речевой контакт, отказ от общения, односложные ответы.

Окружающими такие проявления могут расцениваться как высокомерие, демонстративное поведение, однако на самом деле за этим скрывается смущение, боязнь быть «не как все», оказаться объектом насмешек и передразнивания. При разговоре люди с дефектами звукопроизношения стараются избегать трудных звуков или произносить их тихо, в ускоренном темпе, желая побыстрее «проскочить», сделать малозаметной свою проблему для окружающих.

Читайте также:
Коррекционная работа при устранении заикания у детей и взрослых

Социофобия

Данная форма логофобии не связана с речевыми нарушениями и психическими расстройствами. За боязнью заговорить на публике могут скрываться детские страхи, критика родителей и учителей, отрицательный опыт предыдущих публичных выступлений, закончившихся провалом.

Проявлениями логофобии в этом случае становится пересыхание горла при попытке начать речь, затруднение дыхания. Человек не может вымолвить ни единого слова («молчит, как будто проглотил язык», «лишился дара речи»), так как ожидает очередную коммуникативную неудачу.

Если все же удается начать речь, то она изобилует запинками, оговорками, словами-паразитами, необоснованными паузами. Фразы произносятся обрывочно, нарушается логика и последовательность изложения мыслей, голос срывается, темп убыстряется либо замедляется. Артикуляция и дикция становятся нечеткими. Разговор или выступление заканчивается разочарованием, как для самого говорящего, так и для его слушателей.

Признаками речевой тревожности также выступают тремор рук, дрожь в ногах, учащенное сердцебиение, тошнота, потливость. Отмечаются головные боли, ощущение напряжения и боли в шее. Общее психологическое состояние характеризуется угнетенностью, подавленностью, сниженной самооценкой, неверием в себя. Внешне люди, страдающие логофобией, замкнуты, молчаливы, неконтактны. При этом внутренне они очень стремятся к общению, однако в силу своих страхов бояться преодолеть этот барьер.

Галитоз

Причиной логофобии может послужить неприятный, зловонный запах изо рта, который ощущается самим говорящим. Несвежее дыхание делает проблемным общение с людьми, находящимися в непосредственной близости, заставляет избегать различных проявлений чувств (поцелуев, дружеских объятий), интимных контактов.

В компании человек, страдающий галитозом, боится заговорить, предпочитает отмалчиваться, выражая свое мнение мимикой и жестами. Возникает постоянная необходимость в использовании спреев и ополаскивателей для полости рта, однако они лишь на непродолжительное время устраняют неприятный запах, не решая проблему галитоза и логофобии.

Осложнения

При логофобии существует опасность возникновения аддиктивного поведения. «Для храбрости» и «раскрепощения» перед началом устной речи человек может употребить алкоголь или принять наркотик. В других случаях перед публичным выступлением возникает потребность проведения определенных навязчивых ритуалов, которая со временем перерастает в обсессивно-компульсивный синдром. Следствием логофобии может стать отказ от посещения публичных мест, уход из профессии или с престижного места работы, добровольная самоизоляция.

Диагностика

Диагностическая тактика направлена на выявление причины логофобического синдрома, определение тяжести нарушения и способствующих условий. В первую очередь, к диагностике привлекаются врачи-психотерапевты и логопеды, при необходимости – клинические специалисты. На практике используются следующие методы:

  • Наблюдение и беседа. При наблюдении со стороны диагност фиксирует наличие дефектов речи, речевых затруднений в тех или иных условиях, сопутствующие логофобии проявления (вегетативные симптомы, психологические особенности). В процессе беседы у обследуемого выясняют, при каких обстоятельствах и с кем труднее всего выстраивать речевой контакт.
  • Речевые опросники.Тестовые методики (авторы Л. Миссуловин, Р. Эриксон) являются дополнительным диагностическим инструментом. Специальные тесты помогают выявить наличие логофобии у пациента, определить выраженность переживаний по поводу своей речи, степень фиксированности на речевой проблеме.
  • Диагностика устной речи. Логопед проводит обследование состояния фонетической, фонетико-фонематической стороны речи, просодических компонентов, темпо-ритмических характеристик. На основе этого делается вывод о наличии первичного речевого дефекта (заикания, дислалии).

Некоторым пациентам с логофобией дополнительно может потребоваться неврологическое обследование (ЭЭГ, МРТ головного мозга), стоматологическая диагностика (осмотр полости рта, рентгенография зубов), обследование органов ЖКТ (гастроскопия, УЗИ брюшной полости), верхних дыхательных путей (эндоскопия ЛОР-органов).

Лечение

Медицинская реабилитация

Логофобию невозможно устранить, не воздействуя на ее причину. Поскольку страх речи относится к разряду фобических расстройств, то основу лечения составляют медицинские мероприятия. При необходимости проводится курс медикаментозной терапии с помощью антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков. Назначаются общеоздоровительные процедуры, снижающие возбудимость нервной системы:

Психокоррекция

Психотерапевтическая помощь направлена на снижение тревожности, преодоление речевых трудностей, освоение релаксационных техник. Психокоррекция проводится длительно, иногда требуется не один год, чтобы побороть свои страхи и научиться владеть собой. При логофобии успешно применяются следующие методы:

  • психотерапия (рациональная, когнитивно-поведенческая, игровая);
  • аутогенные тренировки;
  • нейролингвистическое программирование;
  • гипнотерапия;
  • БОС-терапия.

Логопедическая коррекция

Логопедическая помощь требуется пациентам с косноязычием, заиканием. Целью занятий при дислалии является постановка правильного звукопроизношения с последующей автоматизацией приобретенных навыков. Для подготовки органов речи выполняются артикуляционные упражнения, проводится логопедический массаж. Работа считается законченной после того как все трудные звуки произносятся безошибочно, введены в речь и свободно используются во всех ситуациях общения.

Задача коррекционных занятий при заикании ‒ выработка и закрепление нового речевого навыка без запинок. В кабинете логопеда отрабатывается техника плавной речи, проводится логомассаж, дыхательно-голосовая гимнастика, логопедическая ритмика. Хорошим эффектом обладает аудиотерапия по методу Томатис.

С целью развития коммуникативных функций и преодоления логофобии организуются речевые тренинги. Речевая и эмоциональная нагрузка постепенно усложняется. Отработка навыков «речи без страха» проводится в различных ситуациях и обстоятельствах: в школе, магазине, на улице, со знакомыми с незнакомыми людьми.

Следует обязательно отмечать положительную динамику в лечении, хвалить пациента, вселять уверенность в его силы и речевые возможности. Даже после окончания полного курса терапии пациенту, страдавшему логофобией, необходимо самостоятельно продолжать аутотренинги и речевые тренировки, при необходимости – консультироваться со специалистами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: