Работа над правильным речевым дыханием

Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.

«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Читайте также:
Тест для восстановления речи при афазиях

Работа над правильным речевым дыханием

В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание.

Бесплатные занятия с логопедом

Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от обычного? Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох и выдох одинаковые по продолжительности, и осуществляются через нос. Речевое дыхание – процесс управляемый, при котором вдох происходит через рот и нос, а выдох идет через рот, при этом вдох значительно короче выдоха. Таким образом, для речи обычного дыхания не хватает.

Правильное речевое дыхание обеспечивает:
— нормальное голосообразование;
— четкое звукообразование;
— создает условия для поддержания нормальной громкости, плавности, интонационной выразительности, четкого соблюдения пауз.

У дошкольников, особенно у детей с ОВЗ часто наблюдается несформированность речевого дыхания, в силу их возрастных особенностей и соматической ослабленности.
Это проявляется в следующем:
— слабый вдох;
— недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый (речь звучит то громко, то тихо, едва слышно);

— неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха (ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, или не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы);

— неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя приводит к искажению звуков.

Различают 3 главных способа дыхания:

1) верхнее дыхание (ключичное);

2) среднее дыхание (грудное или межреберное);

3) нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. При этом активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Правильное речевое дыхание у дошкольников обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Поэтому так важно формировать у ребенка правильное речевое дыхания, для этого существует множество игр и упражнений. Рассмотрим некоторые из них.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание.
• Заниматься в чистой, проветренной комнате с нормальной влажностью воздуха.
• Заниматься не раньше чем через 1,5 – 2 часа после еды.
• Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
• Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Этапы формирования речевого дыхания

1 этап – формирование неречевого дыхания.

  1. Игра «Султанчик»(султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).

Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Задача: развивать продолжительность ротового выдоха.

Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из тонкой бумаги, как ветерок,сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дуй скорей, наш ветерочек.

Задача: развивать у ребенка продолжительность ротового выдоха.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке, чтобы он быстрее остыл.(Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается тонкой бумагой и прикрепляется к чашке с помощью скотча).

Ребенок дует на «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».

Задача: формировать длительный ротовой выдох.
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.

  1. Упражнение «Загони мяч в ворота»

Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.

  1. Игра «Чей паровоз громче гудит»

Задача: развивать продолжительный и целенаправленный выдох (не надувая при этом щеки).

Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

Задача: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Взрослый предлагает ребенку погреть свои или мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.

Взрослый читает стихотворный текст:

«Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй, дружок.» (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха). Затем предлагается ребенку так же подуть.

  1. Игра «Отгадай по запаху»

Задача: формировать носовой вдох.

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.

Читайте также:
Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией

А. «Парные коробочки»: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.

Б. «Поставь по порядку»: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: «Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную».

Усложнение: за счет увеличения количества коробочек.

Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).

Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.

Ребенок дует через трубочку, свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.

Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Проводится с готовой игрушкой, купленной в магазине.

Взрослый знакомит ребенка со способом действия игрушки и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.

2 этап – формирование речевого дыхания.

  1. Игра «У кого длиннее звук (слог)?»

Задача: формирование речевого выдоха.

Взрослый и ребёнок произносят на одном выдохе звук (слог).

Задача: формирование речевого выдоха.

Оборудование: 3-5 предметных картинок.

Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.

  1. Игра «Повтори предложение»

Задача: формирование плавной слитной речи.

Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку, ребенок повторяет на одном выдохе.

  1. Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Задача: формирование плавной слитной речи.

Ребенок рассказывает любое стихотворение и в конце каждой фразы ударяет мячом об пол.

Научная электронная библиотека

Техника речи

Речь консультанта имеет свои акустические параметры в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Звуковая форма речи во многом определяет результат психолого-консультативного воздействия. В технику речи входит дыхание, голос, дикция. Упражнения по технике речи желательно выполнять каждый день по 8-10 минут. Начинать обучение необходимо с постановки дыхания и формирования правильной осанки.

Формирование правильной осанки

Прежде чем приступить к тренировке речевого дыхания, следует обратить внимание на положение корпуса. Воспитание навыков правильного дыхания возможно только при хорошей осанке. Осанка зависит от тонуса и правильной функции мышц спины, поэтому начинать выработку правильного речевого дыхания следует с формирования правильной речевой осанки и тренировки мышц спины. С этой целью А.Б. Вескер предлагает выполнить следующие упражнения.

Упражнение 1. «На колок» (Правильное положение тела).

Чтобы легче ощутить работу дыхательных мышц, найдите правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Затем попробуйте как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, «надеть» на позвоночник, как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободные, легкие. Такое положение – «тело на колок» (выражение К.С. Станиславского) – должно стать привычным, естественным не только в моменты работы над дыханием, голосом, но и вообще в жизни.

Упражнение 2. «Осанка в положении стоя и сидя».

Нагрузку тела равномерно распределите на ступни ног. При этом центр тяжести тела смещается вперед, достигается более устойчивое положение корпуса, что приводит к снятию излишнего напряжения в отдельных группах мышц.

Аналогичное упражнение проводится в положении сидя. Сядьте на стул у своего рабочего стола, выпрямите спину, расправьте плечи; не меняя положения корпуса, поменяйте местами лежащие перед вами предметы, сделайте записи в тетради; обратитесь к кому-либо из коллег с какой-либо просьбой. Автоматизм выработки правильной осанки требует ежедневного и многократного повторения данных упражнений.

Речевое дыхание

Психологическая консультация, как правило, не так продолжительна по времени, чтобы психолог почувствовал усталость, связанную с голосовой нагрузкой. Тем не менее, чтобы минимизировать возможные нагрузки, следует формировать навыки правильного речевого дыхания. Наиболее целесообразным и с физиологической и с профессиональной точек зрения, является специально тренируемый смешанный, или диафрагмально-реберный тип дыхания. Для развития диафрагмально-реберного дыхания существует ряд специальных упражнений. Вот некоторые из них.

1. Встать, плечи развернуть, голову держать прямо, одну руку положить на диафрагму, другую на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет «раз» про себя, задержка дыхания и выдох с плавным счетом от 1 до 5 (вслух).

2. На счет 1-2 (про себя) – глубокий вдох, на счет «раз» (про себя) задержка дыхания и на плавный счет вслух от 1 до 10 – выдох. Затем добрать воздух и продолжать счет до 15, еще добрать и продолжать считать до 20, затем до 25 и 30. Считать надо спокойно, ровно, не снижая голоса, так, чтобы в легких всегда оставался запас воздуха.

3. Глубокий вдох на счет от 1 до 3 (про себя), задержка воздуха на счет «раз» (про себя), медленный, плавный выдох на звуках «ф», «с», «ш»; звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе.

4. Полностью выдохнуть воздух. Не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких активных вдохов. После каждого из таких вдохов делать небольшую остановку, не вдыхая и не выдыхая. Когда легкие будут наполнены, задержать воздух, проследив, чтобы грудная клетка была полностью расширена. После этого сделать спокойный выдох. Это упражнение очень полезно для тренировки диафрагмы и других дыхательных органов. Когда делается вдох с постепенным добором воздуха, вырабатывается чувство опоры дыхания. Без чувства опоры нельзя добиться поставленного голоса.

Читайте также:
Чтобы ребенок не заикался

Выполните следующие упражнения

Упражнение «Свеча».

Возьмите узкую полоску бумаги и представьте себе, что это свеча. Дуйте на нее. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумага контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: задуйте 3, 5, 10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхайте на каждую свечу.

Упражнение «Цветочный магазин».

Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный, плавный. Упражнение повторить 3 – 4 раза.

Упражнение «Пуск».

Начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха: перекрывайте дыхание в паузах между произносимыми цифрами. Диктуйте четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. Хватило ли у вас дыхания на весь отсчет до слова «Пуск»? Если нет, начните отсчет с меньшей цифры. Обратите внимание на то, чтобы слова «Один! Пуск!» прозвучали у вас на свободном, незатрудненном выдохе, энергично, громко.

Постепенно увеличивайте количество цифр, постарайтесь довести до 15 или даже до 20. Вы, наверное, почувствуете, что с каждой добавленной цифрой становится все труднее произносить последние из них. Слишком много воздуха тратится на произнесение первых цифр, а на последние уже не остается дыхания.

Упражнение «Считалочка».

Это упражнение для тренировки распределения выдоха. Возьмем для тренировки известную детскую считалочку. «Как на горке, на пригорке, стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорки, четыре Егорки, пять Егорок (и так до конца) … тридцать один Егорка, тридцать два Егорки, тридцать три Егорки».

Распределите выдох на три порции. Читая текст, делайте дыхательную паузу после каждого третьего «Егорки». «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох). Раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох). тридцать Егорок (вдох), тридцать один Егорка, тридцать два Егорки, тридцать три Егорки».

Теперь – на шесть порций: «Как на горке, на пригорке, стоят тридцать три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох)…» и т.д. до конца считалки. Когда почувствуете, что эта порция вами освоена, переходите на более длительные, через каждые восемь, а затем и одиннадцать «Егорок».

Упражнение «Полтава» (отрывок из поэмы А.С. Пушкина):

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, шепот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Прочтите отрывок вслух, наблюдая за тем, чтобы люфт паузы (паузы для набора дыхания) не разрывали течения мысли. Добор воздуха можно тренировать и на строчках стихотворения М. Светлова «Гренада»:

Упражнение «Гренада».

Мы ехали шагом, Но песню иную

Мы мчались в боях О дальней земле

И «Яблочко»-песню Возил мой приятель

Держали в зубах. С собою в седле.

Ах, песенку эту Он пел, озирая

Доныне хранит Родные края:

Трава молодая – «Гренада, Гренада,

Степной малахит. Гренада моя!»

Делайте добор после каждой строчки, сохраняя связанность текста. Следите за тем, чтобы между словами и в паузах не происходила утечка воздуха. Не торопитесь, соблюдайте размер, держите внутренний четкий торжественный ритм, договаривайте каждое слово. Экономьте распределяемый воздух так, чтобы последнее слово в каждой строке было также полнозвучно, как и первое. Стихи читайте вслух достаточно громко, как будто вы их диктуете человеку, находящемуся в соседней комнате. Отработав навыки фонационного речевого дыхания, можно переходить к формированию речевого голоса.

Упражнение «Лыжи» (тренировка добора воздуха).

1. «Стоите на лыжах». Ноги вместе. Поверхность дороги наклонная. Слегка отталкиваясь палками (попеременно одной и другой), скользите по поверхности дороги все быстрее и быстрее.

2. На счет «раз», «два» (считайте вслух) – оттолкнулись одной и другой рукой, слегка дважды приседая.

3. На счет: «три», «четыре» (считайте мысленно а не вслух) – делайте вдох, продолжая отталкиваться, а не приседать.

4. Счет «пять», «шесть» – вслух. Счет: «семь», «восемь» – мысленно. «Девять», «десять» – вслух, «одиннадцать», «двенадцать» – мысленно. На мысленном счете берется дыхание. А теперь считайте непрерывно (без пауз) все цифры вслух, убыстряя «бег лыж», ускоряя движение рук, глубже приседая, быстрее и энергичнее считая. Не задерживайте дыхания. Звук летит впереди, нигде не застревая. Меньше напряжения в руках! Ведь лыжи сами скользят вниз под гору. Вдох берется автоматически у каждого человека в разные моменты счета. Не думайте о дыхании, а прислушивайтесь как звучит голос – свободно ли? Если свободно, значит упражнение достигло цели.

Читайте также:
Можно ли остановить заикание?

Если ощущаете напряжение в звучании голоса, то вместо слов подставьте следующие слоги: мму! ммо! мма! мми! ммы! мму! ммо! мма! ммэ! мми! ммы. Согласный звук «м» помогает снимать напряжение с голосового аппарата. Потому что, являясь наиболее звучным, требует наименьшей затраты энергии, чем его произнесение. А дыхание рывками выбрасывается на слогах или словах счета.

Чем скорее удастся раскрепостить мышцы фонационных путей, тем быстрее выявится и наиболее эффективно разовьется природный тембр голоса.

Речевое дыхание – основа правильной речи

Речевое дыхание – основа правильной речи

Возраст ребенка Количество слов на выдохе в норме Длительность занятия по формированию речевого дыхания
2-3 года 2-3 слова 2-3 мин.
3-4 года 3-5 слов 3-4 мин.
4-6 лет 4-6 слов 4-6 мин.
6-7 лет 5-7 слов 5-7 мин.

Правильное речевое дыхание у дошкольников обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

1 этап – формирование неречевого дыхания.

1. Игра “Султанчик” (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).
Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
2. Игра “Шарик”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
3. Игра “Перышко”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
4. Игра “Занавесочка”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.
5. Игра “Ветерок”
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из тонкой бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дуй скорей, наш ветерочек.
6. Игра “Бабочка лети”
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
Бабочка садится –
(Вова) не боится.
Взрослый “сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.
7. Игра “Горячий чай”
Задача: учить ребенка продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл.
(Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается тонкой бумагой и прикрепляется к чашке с помощью скотча).
Ребенок дует на “пар”. Если правильно дует, то “пар” отклоняется от чашки.
Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.
8. Игра “Кораблик”
Задача: формировать длительный ротовой выдох.
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
9. Упражнение “Загони мяч в ворота”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
10. Игра “Задуй свечу”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.
11. Игра “Волейбол”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: воздушный шарик.
Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).
12. Игра “Чей паровоз громче гудит”
Задача: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
13. Игра “Погреем руки”
Задача: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои или мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
14. Игра “Зайка”
Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.
Взрослый читает стихотворный текст:
“Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй, дружок. (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).
Затем предлагается ребенку так же подуть.
15 . Игра “Отгадай по запаху”
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
А. “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Б. “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.
Усложнение : за счет увеличения количества коробочек.
16. Игра “Пузырьки”
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).
Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
17. Игра “Мотыльки”
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.
На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылька определенного цвета или величины.
На зеленом, на лугу
Мотыльки летают.
Красный мотылек взлетел …и т.д.
18. Упражнение “Трубочка”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.
Ребенок дует через трубочку, свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.
19. Игра “Мыльные пузыри”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Проводится с готовой игрушкой, купленной в магазине.
Взрослый знакомит ребенка со способом действия игрушки и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.
20. Игра “Капелька”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька “бежит” и оставляет за собой след.

Читайте также:
Диагностика дисграфических ошибок у детей с НВОНР - мастер-класс

2 этап – формирование речевого дыхания.

1. Игра “У кого длиннее звук (слог)?”
Задача: формирование речевого выдоха.
Взрослый и ребёнок произносят на одном выдохе звук (слог).
2. Игра “Назови картинки”
Задача: формирование речевого выдоха.
Оборудование: 3-5 предметных картинок.
Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
3. Игра “Повтори предложение”
Задача: формирование плавной слитной речи.
Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку), ребенок повторяет на одном выдохе.
4. Игра “Мой веселый звонкий мяч”
Задача: формирование плавной слитной речи.
Ребенок рассказывает любое стихотворение и в конце каждой фразы ударяет мячом об пол.

· Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
· Не заниматься после еды (только через 1,5 – 2 часа).
· Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
· Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
· Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Дикторам на заметку: Как развить речевое дыхание и стать best of the best

Вы никогда не задумывались о том, что наша речь — это озвученный выдох? И дикторам особенно важно дышать правильно, чтобы их голос звучал четко, понятно и, если хотите, вкусно.

Мы подготовили для вас подборку упражнений, которые помогут вам развивать речевое дыхание, избавиться от каких-то изъянов в голосе, а также поддерживать свою речь и свое настроение на высоте. Ведь если вы заряжены энергией, правильно дышите, то и голос будет звучать на все 100%!

Рабочее место профессионального диктора всегда рядом с микрофоном, который предательски выдает любой, даже не слышимый при обыденной речи, звук. Отсюда следует вывод, что важно уметь контролировать свое дыхание, его частотность, его слышимость. Вы должны уметь набирать достаточное количество воздуха за короткий период времени, чтобы спокойно произнести речь на одном дыхании, при этом не задыхаясь.

Как правильно дышать?

Большинство людей привыкли дышать грудной клеткой, но такое дыхание не является правильным, и с ним вы не добьетесь нужных результатов, так как при дыхании грудью вы ограничиваете свой организм в поступлении кислорода.

Какое же дыхание является правильным?

Дыхание животом, а если точнее, диафрагмой, считается правильным и более полезным. При вдохе диафрагма напрягается и опускается, позволяя легким полностью расправиться. При выдохе она расслабляется, купол диафрагмы поднимается, сжимая легкие и выталкивая из них воздух.

Как же научиться правильно дышать?

  • Первым делом лягте на спину, закройте глаза и расслабьтесь. Приятное начало? :)
  • Теперь положите одну руку себе на живот, вторую руку — на грудь. Вдохните и проследите, какая рука у вас осталась неподвижной, а какая поднялась. Важно добиться того, чтобы при вдохе поднималась та рука, которая лежит у вас на животе.
  • После того, как вы научитесь дышать животом лежа, встаньте на ноги и повторите свое мастерство уже стоя.
  • Вуаля! Правильную технику дыхания вы уже освоили! Но на этом останавливаться никак нельзя.

Что же делать дальше?

А дальше важно регулярно упражняться в речевом дыхании и систематически делать упражнения, чтобы развивать свою технику.

Упражнения для речевого дыхания

1. «Разминка»

Для начала нужно настроиться на упражнения и просто напросто немного подышать. Даже если вы профессионал своего дела, разминка — очень важная составляющая любых упражнений. Поэтому пренебрегать ей ни в коем случае нельзя.

Сделайте короткий, но глубокий вдох носом, задержите на пару секунд, затем сделайте плавный выдох через рот.

Не забывайте следить за правильностью своего дыхания! Дышим только животом, никак не грудной клеткой. Для того, чтобы вам было легче, во время упражнений не убирайте рук с живота и груди, так будет проще следить за техникой своего дыхания.

2. Озвучиваем выдох

Сделайте вдох, затем выдох. Но в любимых играть не нужно, а только сделать снова вдох и на выдохе произнесите следующие звуки:

  • Иииииии
  • Ээээээээ
  • Аааааааа
  • Ооооооо
  • Ууууууу
Читайте также:
Заикание у детей

Важно! Произносить звуки именно в такой последовательности.

Звук «и» способствует интенсивному кровообращению. Звук «э» активизирует работу горла (приложите руку к шее и почувствуете вибрацию). «А» включает в работу область грудной клетки, «о» усиливает кровоснабжение сердца и, наконец, «у» положительно влияет на нижнюю часть живота.

А теперь предлагаем вам немного пофантазировать!

3. «Тарзан»

Сначала представьте себя в роли знаменитого Тарзана. Встаньте прямо, руки сожмите в кулачки, сделайте глубокий вдох, затем громко произнесите звук «иии» и одновременно бейте себя кулаками по груди, подражая известному герою. Повторите данный алгоритм со звуками «эээ», «ааа», «ооо», «ууу».

Данное упражнение эффективно влияет не только на постановку дыхания и голоса, но также оберегает вас от простудных заболеваний. После упражнения ваши бронхи очищаются от слизи, что делает ваше дыхание более свободным.

4. «Цветы»

Теперь представьте, что в данный момент вы находитесь на цветочном поле или в цветочном магазине и вдыхаете ароматы цветов. Положите одну руку на живот, вторую — на ребра. При вдохе живот должен выдвинуться вперед, ребра расшириться. Вдох должен быть коротким. После делайте плавный, медленный выдох, произнося «пффффф». Ваш живот должен постепенно втянуться, а ребра опуститься. Рекомендуем повторять упражнение 2-3 раза.

5. «Свеча»

Для этого упражнения вам понадобится узкая бумага (шириной 2 см., длинной – 8-10 см.). Представьте, что эта бумага – это пламя свечи. Затем начните задувать свечу. Но помните, вы сейчас не загадываете желание, пытаясь задуть, а то и сдуть сразу все свечи! Сейчас вы добиваетесь ровного дыхания, чтобы наше бумажное пламя не потухло, а лишь немного наклонилось. Если бумага находится в одном положение на протяжении всего выдоха, значит вы добились ровности вашего дыхания. Если же бумага дрожит, отклоняется то назад, то вперед, значит над ровностью вам необходимо еще поработать.

6. «Счет»

Сделайте вздох и поднимите руки вверх. Затем опустите их, делая выдох и одновременно считая вслух (раз, два, три…). Старайтесь добиться такого результата, чтобы при выдохе вы смогли досчитать до как можно большего числа. Затем повторите это упражнение, считая в обратном направлении.

7. «Добор воздуха»

Теперь мы с вами мысленно оказываемся на лыжне, и, кажется, нам повезло попасть на соревнования! Но необходимо поставить ноги вместе и начать отталкиваться воображаемыми палками то одной, то второй рукой, постепенно ускоряясь, при этом слегка приседая, затем приседания должны быть глубже и глубже. Теперь начинаем считать вслух. Важно не следить за дыханием, а набирать воздух «на автомате». Здесь вы должны наслаждаться звучанием своего голоса, научившись по необходимости незаметно вдыхать.

Если вам сложно делать это упражнение с цифрами, произносите протяжный звук «м» в сочетании с разными гласными (мма, ммэ, ммо и т.д.). Это поможет снять напряжение голоса и потребует меньшего выброса вашей энергии.

Ко всему прочему звук «м» помогает активизировать работу груди и живота. Не открывая рта, произнесите звук «м» сначала тихо, затем чуть громче и в третий раз настолько громко, насколько только сможете, чтобы ваши голосовые связки напряглись. Держа руку на животе, вы сразу же ощутите вибрацию.

8. Стихи, романы, пьесы и т.д.

Выберете свой любимый отрывок из романа, повести, стихотворения и постарайтесь прочитать его на одном дыхании. Со временем старайтесь прибавлять по строчке или предложению, не забывая и о манере подачи информации (старайтесь не только произнести все на одном дыхании, но при этом еще и обыграть голосом то, о чем вы рассказываете).

9. Скороговорки

Отличным помощником в развитии речевого дыхания являются всеми любимые скороговорки, пословицы и поговорки. Постарайтесь прочитать скороговорку, поговорку или же пословицу на одном дыхании, также обращая внимание не только на дыхание, но и на четкость речи.

Советы напоследок

  • Чтобы добиться нужного результата, важно систематически упражняться. Это главное правило в любом деле.
  • Даже если вы профессионал с многолетним стажем, забывать об упражнениях для речевого дыхания ни в коем случае нельзя, чтобы поддерживать свое дыхание и свой голос всегда в тонусе.
  • Лучше всего упражнения делать утром, так вы на целый день зарядите себя позитивом, а дыхание и голос будут разогреты с самого утра.
  • Делая все упражнения, важно, чтобы вам было комфортно и легко. Ни в коем случае нельзя зажиматься, стесняться, закрываться и т.д. Вы должны быть максимально расслаблены, раскрепощены и готовы на любые подвиги. Иначе успеха не достичь!
  • Также советуем вам записывать на диктофон свой голос, так вы будете следить за его изменением, слышать свои ошибки и знать, над чем еще нужно поработать.

Мы искренне верим, что вы сможете добиться невероятных вершин в своем деле. В свою очередь мы будем стараться вам в этом помогать, публикуя полезные советы. Кто знает, может в будущем мы вместе с вами создадим шедевры?

Читайте также:
Современные научные подходы коррекции нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией

Материал подготовлен Аудио-Реклама.ru
Использование всего текста или его фрагментов, разрешается только со ссылкой на эту страницу.

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ АФАЗИИ

Основными задачами логопедической работы при семанти­ческой афазии являются: преодоление трудностей нахождения названий предметов, расширение лексического и синтаксичес­кого состава речи больных, преодоление импрессивного аграм­матизма.

Коррекционно-педагогическая помощь по преодолению семантической афазии опирается на контроль всех сохран­ных анализаторных систем (зрение, слухоречевую память), а главное, на планирующую и регулирующую функции лобных отделов головного мозга, на сохранную линейную организа­цию устной речи.

В связи с тем что в основе речевых расстройств при семан­тической афазии лежит нарушение симультанного простран­ственного гнозиса, восстановительное обучение при этой форме афазии начинается с развития конструктивно-пространствен­ной деятельности. Для этого необходимы упражнения в зри­тельном анализе геометрических фигур, орнаментов, склады­ваемых из элементов, реконструируемых по наглядному образцу и по инструкции, восстановлении ориентированности больного в левом и правом, в частях света, в географической карте. Кон­структивно-пространственная апраксия преодолевается путем

обучения плану расчленения орнамента или рисунка на опре. деленные сегменты и выполнения задания по плану (нацрИ. мер, сначала нижний «этаж», затем второй, третий и т. д. ИЛи сначала первый столбик слева, затем второй и т. д.).

Преодоление импрессивного аграмматизма начинается с уточнения значений отдельных предлогов и наречий, усвое­ния схемы предлогов с перемещением точки (предмета) вок­руг нарисованного стола, дома, стакана.

Больному предлагают многократно описывать расположе­ние центрального предмета по отношению к предметам, нахо­дящимся от него слева и справа (позже над и под ним). Сред­ний из трех предметов, схематично изображенных в тетради больного (например, елка, домик, чашка), обводится кружком, около него или над ним ставится вопросительный знак, стрел­ками намечается план описания расположения предметов-Больной составляет фразы типа: Елка нарисована справа от дома и слева от чашки или Домик нарисован слева от чашки и справа от елки. Позже также описывается расположение трех предметов с предлогами надпод, с наречиями вышениже, дальшеближе, светлеетемнее и т. д. Предвари­тельная проработка этих схем в экспрессивной речи подго­тавливает базу для понимания логико- грамматических кон­струкций на слух при чтении.

По той же методике сравнения и описания палочек раз­личной высоты (например, Т С В — Соня выше Тони и ниже gacu), длины, т. е. путем привлечения сохранной экспрессив­ной, синтагматически организованной речи, осваиваются срав­нительные и инвертированные л огико-грамматические кон­струкции типа: Соня выше Оли и ниже Тони; Курск от Москвы дальше Орла и ближе Харькова, и решается кто боль­ше и меньше всех, что дальше или ближе. Лишь после того, как больной начнет свободно сам выделять центральный, сред­ний предмет и свободно описывать расположение сравнивае­мых предметов, ему дается задание на декорирование им же только что составленных задач. Переключение больного со словесного описания позиций взаиморасположенных предме­тов на их схематическое изображение, т. е. на выполнение составленной им л огико-грамматической задачи, приводит к освоению плана решения и других подобных заданий.

Для преодоления акалькулии проводятся уточнения раз­рядов, входящих в число (десятки, сотни, тысячи и т. д.), зак­репляются значения синонимов минусвычитание, плюссложение. Больным предлагается выполнить действия в пре­делах одного-двух десятков, затем в пределах сотни и тыся­чи. Особое место в преодолении дефектов счетных операций занимает решение арифметических задач в 2—3—4 действия с употреблением наречий больше, меньше и глаголов отнять, добавить, отправить, выгрузить и т. д., т. е. глаголов с при­ставками, передающими пространственные взаимоотношения действия и предметов.

Преодоление «оптической» алексии осуществляется путем устного описания больным элементов, входящих в ту или иную букву, конструирования букв из элементов (различной вели­чины картонных или пластмассовых палочек и овалов), чте­ния (называния) букв после определения их элементов, чте­ния слова через скользящее по нему «окошко» (квадратную прорезь в полоске картона), через «окошко», охватывающее несколько букв, входящих в слово, чтения строки с линейкой, закрывающей нижние строки текста.

«Зеркальную», или конструктивно-пространственную, агра-фию преодолевают путем восстановления ориентированно­сти больных в левом и в правом в разных вариантах распо­ложения предметов (например, чашка стоит на дне, чашка перевернута вверх дном и т. п.), списывания (срисовывания) больным отдельных букв или слов с фиксацией цветным карандашом левой стороны листа и направления (стрелкой),

откуда следует начинать запись серии букв или элементов, с определения того, в какую сторону «смотрит» буква.

Из опыта работы по преодолению семантической афазии

В своей работе автор дает характеристику семантической афазии. Описывает локализацию очага поражения – зона ТПО.

Указывает центральный механизм нарушения при той форме афазии – нарушение симультанного восприятия, и, как следствие, проявление дефекта на уровне речи в затруднении понимания логико-грамматических конструкций. Акцентирует внимание на грамматических конструкциях с пространственными и «квазипространственными» отношениями, восприятие которых затруднено больными.

Отмечает, что центральной задачей обучения больных с данной формой афазии является, прежде всего, преодоление дефектов гностической сферы, дефектов симультанного восприятия, восприятия левого и правого, взаимоотношений предметов в пространстве.

Знакомит с примерами проводимых занятий при семантической афазии. Подробно описывает разработанную автором и апробированную методику работы с географической картой. Данная методика направлена на преодоление пространственных нарушений при семантической афазии.

Отмечены положительные результаты восстановления нарушенных пространственных ориентировок по данной методике.

Предложенная аттестационная работа представляет практический интерес для логопедов, работающих с данной категорией больных.

Аттестационная работа по теме: «Из опыта работы по преодолению семантической афазии».

Семантическая афазия возникает при поражении зоны ТПО (теменно-париентально-окципитальной зоны коры) – области стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 39-го полей слева). Зона ТПО относится к третичным областям коры.

Читайте также:
Дидактический раздаточный материал по теме: Дифференциация п – б в словах

Название «семантическая афазия» известный нейропсихолог А.Р.Лурия считал неудачным, т.к. при этой афазии распадается не вся речевая семантика, а лишь строго определенные семантические категории, в связи с чем А.Р.Лурия нередко обозначал ее как «так называемая семантическая афазия». Поскольку речевая семантика в той или иной степени страдает при любой форме афазии, обозначение ее как семантической неправильно и по существу. Тем не менее это название вошло в литературу.

Долгое время нарушения, возникающие при этой афазии, описывали как интеллектуальный дефект. Так, К.Гольдштейн предполагал, что у данной категории больных имеется общее снижение интеллектуальных функций или общее снижение «абстрактной установки». Таким образом предполагалось, что данное нарушение характеризует интеллектуальную сферу, а не речевую. Однако при специальном анализе этого дефекта А.Р.Лурия удалось выявить, что нарушения у этих больных отнюдь не распространяются на любые интеллектуальные функции, а касаются лишь понимания определенных грамматических конструкций.

Оказалось, что в этих случаях страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают симультанный (одновременный) анализ и синтез явлений, т.е. когда для понимания какого-либо выражения, слов требуется одновременное представление нескольких явлений.

Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные или «квазипространственные» отношения.

К ним относятся следующие грамматические конструкции:

  • Предлоги (в, над, под, за, сверху, снизу и др.). Такие больные не видят разницы в выражениях «круг под крестом», «круг над крестом» или «крест под кругом». Иными словами, больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов.
  • Слова с суффиксами, например, такие, как «пепельница», «чернильница», где суффикс означает вместилище, т.е. выражает пространственные отношения.
  • Сравнительные отношения.

Больные не понимают предложений типа «Ручка длиннее карандаша», «Карандаш короче ручки» или «Оля темнее Кати, но светлее Тани. Кто из них самый темный?». Понимание такого рода конструкций требует мысленного сравнения двух или трех объектов, т.е. симультанного (одновременного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипространственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание.

  • Конструкции родительного падежа (атрибутивные конструкции) типа «брат отца», «отец брата», «мамина дочка», «дочкина мама», «собака хозяина», «хозяин собаки» и т.д. Для больных эти выражения непонятны. Им понятно, что такое мама и дочка – отдельно, но не «мамина дочка», выражающее отношение между ними.
  • Конструкции творительного падежа («покажите ключ ручкой»). Понимание сложной конструкции замещается пониманием отдельных слов, входящих в эту конструкцию, и простым их перечислением.
  • Инверсии, т.е. фразы с обратным порядком слов («Земля освещается солнцем», «солнце освещается землей» — что верно?), также недоступны пониманию больных при полной сохранности понимания коротких и простых фраз с прямым порядком слов (солнце освещает землю). Выражения, в которых имеются логические инверсии типа «Колю ударил Петя». Кто драчун?
  • Временные конструкции, которые отражаются временные отношения между событиями. Например: «Перед завтраком я прочитал газету» или «Прежде чем поехать в город, он зашел к товарищу» и т.п.
  • Выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены друг от друга, типа « В школу, где учится Ваня, пришел лектор, чтобы сделать доклад». В этой фразе выражение «где учится Ваня» — только определение школы. Такого рода конструкции со сложными определениями тоже непонятны больным.
  • Предложения с «переходящими» глаголами типа «Вера одолжила деньги Маше», «Сережа одолжил деньги у Коли». Кто кому должен?

В клинической картине этой формы афазии обычно не обнаруживается грубых нарушений экспрессивной речи: больные могут разговаривать, используя простые конструкции предложений, понимать просто построенную обращенную речь. У них нет нарушений письма и чтения. Однако и в чтении наблюдается нарушение понимания сложно построенных текстов.

Эти больные иногда с трудом ориентируются в пространстве. Речь, грамматически просто построенную, хорошо понимают, однако всякое усложнение грамматики речи ведет к непониманию речи собеседника, к растерянности. Эти больные часто производят впечатление людей со снижением памяти, с сужением кругозора, растерявших свой опыт и знания.

Семантическая афазия протекает в нейропсихологическом синдроме

  • симультанной агнозии (узнавая отдельные предметы, больной не способен одновременно воспринять группу предметов, охватить всю ситуацию картины, не может связать отдельные ее элементы),
  • астереогноза (то есть расстройства узнавания предметов путем их ощупывания при закрытых глазах),
  • нарушения схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушение счета).

На фоне сохранного восприятия отдельных предметов у больных обнаруживается нарушение восприятия тонких пространственных отношений, взаимоотношений предметов в пространстве. Больные узнают предметы, понимают смысл сюжетной картинки, но не могут правильно воспринять отвлеченные координаты пространства и сложные пространственные отношения предметов относительно друг друга.

Читайте также:
Профилактика оптической дислексии у детей дошкольного возраста

Они не могут мысленно перевернуть фигуру в пространстве, т.е. обнаруживаются гностические расстройства. Поэтому у них нарушается и восприятие географической карты, узнавание времени по часам, нарушается понимание разрядности числа, счетные операции, т.е. оказывается нарушенными все психические процессы, в структуру которых входит фактор симультанного пространственного восприятия.

Логопедическая работа при семантической афазии

Приведем примеры работы с больной, имеющей описанную форму речевой патологии.

Больная Д., 62 года. В 2010 г. больная перенесла острое нарушение мозгового кровообращения в левой гемисфере. Находясь в метро, она внезапно потеряла способность ориентировки в пространстве.

При логопедическом обследовании на первый план, помимо трудностей ориентировки в пространстве, нарушений в конструктивно-пространственной деятельности, расстройств схемы тела, отмечались и затруднения в восприятии сложных логико-грамматических конструкций (особенно атрибутивных конструкций, конструкций творительного падежа, конструкций с предлогами).

Работа по обучению понимания логико-грамматических оборотов речи начиналась с преодоления основных, первичных дефектов пространственного гнозиса, лежащих в основе нарушений речи.

Работа начиналась с самых простых заданий по узнаванию нарисованных геометрических фигур. Например, среди множества предъявленных геометрических фигур предлагалось найти фигуру в форме круга, квадрата, треугольника и т.п. Затем больная срисовывала заданные фигуры, рисовала их по памяти, восполняла недостающие в рисунке элементы. На следующем этапе – конструировала по образцу фигуры из палочек, кубиков. Сначала вся работа велась без оречевления, позже присоединяется и речевая инструкция («Положите спичку вверх… вниз, одну спичку направо, другую налево и т.д.). При конструировании проводился сопоставительный анализ фигур, отрабатывались понятия больше – меньше, выше – ниже, толще – тоньше и тому подобное.

Большая работа проводилась по осознанию схемы своего тела, его положения в пространстве и передвижения в пространстве. Здесь предлагались такие задания как складывание фигур животных и человека из частей, дорисовывание недостающих частей, самостоятельное рисование людей.

Выполнение упражнений на ориентировку в пространстве начиналось с обращения внимания больной на правую руку как на точку отсчета в пространственной ориентировке, затем переходили к пониманию наличия и роли левой руки, левой и правой половины тела, левой и правой части пространства. Потом предъявлялся макет комнаты и фигура человека и давались различные инструкции: «Поставить фигуру лицом к окну, повернуть к себе, от себя».

Больной давались задания по прохождению пути на макете, в кабинете, в поликлинике, затем давалось его схематическое изображение с речевым обозначением направлений движения («вперед, направо, налево, назад»). Затем предлагалось выполнить движения по речевой инструкции: «Идите вперед. Поверните направо. Идите назад. Поверните налево» и т.д. На следующем этапе сначала предлагалось нарисовать схему прохождения знакомого пути по мысленному образу, а затем ее реализовать. Уточнялись значения слов с пространственным значением (далеко, близко, рядом, сбоку и т.д.). Большую помощь в выполнении этих заданий оказывал муж больной, который вначале приводил больную на занятия, а по мере ее восстановления контролировал правильность прохождения пути по заданной схеме, совершал с больной поездки в метро по намеченному пути.

После этого мы перешли к работе со схемами, изображающими пространственное изображение предметов. Обучение начинается с манипуляций с конкретными предметами в пространстве по заданному образцу. Например, логопед моделирует положение карандаша в пространстве (карандаш на тетради, карандаш под тетрадью), больная воспроизводит образцы. Образец постоянно меняется, меняется и положение предметов. Позже больная выполняла задания, в которых от нее требовалось активное вычленение из окружающей обстановки нескольких пар предметов, пространственное расположение которых соответствовало бы данному образцу. Например, дан образец: «карандаш на тетради». Больная находит и показывает пару других предметов: журнал на столе, цветок на подоконнике, часы на полке и т.д..

После ряда подобных упражнений мы перешли к этапу обобщения и схематизирования пространственных взаимоотношений предметов. С этой целью выполняются упражнения, в которых больная рисует схемы расположения предметов относительно друг друга по конкретному образцу.

Образец – Карандаш над тетрадью (схема).
Карандаш под тетрадью (схема).
Карандаш в тетради (схема).

Позже выполняются операции нахождения нужных положений пар предметов по заданным схемам:

После такой развернутой и длительной работы по восстановлению осознанного анализа взаимоотношений предметов в пространстве мы перешли к формулированию этих отношений в речи с помощью определенных синтаксических конструкций.

На этом этапе работы главной целью ставилось довести до сознания больной факт относительности пространственного расположения предметов, который требует учета по крайней мере двух моментов: с одной стороны, пространственное расположение предмета можно установить лишь при наличии другого предмета и именно по отношению к нему, с другой стороны – в каждой данной ситуации всегда один предмет (тот, положение которого в пространстве отыскивается) – главный, а второй предмет (относительно которого рассматривается положение в пространстве главного предмета) – второстепенный.

Например, пространственные отношения двух предметов стол – лампа – можно выразить в речи двояко:

  1. Лампа висит над столом (здесь главный предмет – лампа);
  2. Стол стоит под лампой (здесь главный предмет – стол).

С целью дальнейшего осознания предлогов с определенными пространственными положениями предметов больной предлагалось выполнить ряд упражнений:

  • больная подписывала соответствующие предлоги под данными схемами;
  • под заданными предлогами рисовались нужные схемы;
  • заполнялись пропущенные предлоги в словосочетаниях и во фразе;
  • составлялись фразы с предлогами.
Читайте также:
Программа логопедической работы по коррекции смешанной дислексии у обучающихся 2-х классов с ОНР

Примеры упражнений:

Вставить пропущенные предлоги и зарисовать схемы этих предлогов:

Щенок спрятался / конуре.
Тапочки стоят / кроватью.
Тарелки стоят / столе.
Самолет летит / морем.
Дети идут / школу.
Письмо опустили / почтовый ящик.
Пассажиры вышли / автобуса.
Человек идет / дороге.
Крот прорыл ход / землей.
Люди собрались / митинг.
Огурцы солят / бочках.
Пароход плыл / реке.
Густой туман поднимался / рекой .
Сено сложили / навес.
Ястреб парил / небе.
Плакучая ива склонилась / водой
Цветы поставили / вазу.
Новую мебель занесли / комнату.

Упражнения по составлению словосочетаний с предлогами:

на, в

  • где изготовляют? (лекарства, ткани, станки, ключи, мебель);
  • где смотрят? (фильмы, спектакли, картины, зверей, клоунов);
  • где растут? ( ягоды, грибы, орехи, клюква, одуванчики, земляника, кувшинки);
  • где покупают? (лекарства, молоко, газеты, овощи и фрукты, билеты);
  • где работает? (продавец, учитель, экскурсовод, ткачиха, библиотекарь, артист, строитель, почтальон).

с

  • с чем пекут пироги? ( с капустой, с мясом, с творогом, с картошкой, с вареньем, с яблоками, с ягодами, с рыбой);
  • с чем ты любишь бутерброд? (с колбасой, с сыром, с маслом, с ветчиной, с икрой, с рыбой);
  • с чем пьют чай? ( с конфетами, с сахаром, с вареньем, с медом, с молоком, с тортом, с пирогами, с вафлями, с шоколадом);
  • с кем ты любишь гулять? (с сестрой, с братом, с другом, с подругой, с отцом, с матерью, с внуком, с внучкой, с дедушкой, с бабушкой, с собакой);

из

вышел из ….
выпал из ….
приехал из …
вернулся из ….

варенье из ….
выстрел из ….
слепил из ….
связал из …
блюдо приготовил из ….
смастерил из ….

Вставить пропущенный предлог с или из:

Куклу вынули … коробки.
Туристы сошли … теплохода.
Бельё достали … шкафа.
Ворона слетела … дерева.
Бабушка слезла … печки.
Пироги вынули … печи.
Молоко вынули … холодильника.
Ворона слетела … дерева.
Пассажиры вышли … троллейбуса.
Упал … дерева, … кармана, … крыши, …дупла, …окна, …гнезда, … крыльца
Вернулся … школы, …магазина, …улицы, … театра, … завода, … фабрики.

по, к

бежал по …
плыл по …
погладил по ….
ползла по ….
бродили по ….
сходил к ….
подошли к ….
приехали к ….
подкрался к ….
подплыл к ….

Вставить пропущенный предлог к или по:

Путники шли … пыльной дороге. Скоро они подошли … реке, … реки росли

ивы, … реке плыла лодка. Она пристала … берегу. Охотники шли … узкой тропинке и вышли … лесному озеру. … берегам озера плавали дикие утки. Охотники стали подкрадываться … уткам. Утки услышали их и улетели.

Работая над восстановлением способности понимания логико-грамматических конструкций, мы старались добиться осознанного анализа отношений и связей между словами внутри фразы. Это достигалось путем наглядного изображения грамматических взаимоотношений предметов и постановки вопроса, раскрывающего их смысл.

Например, предъявляются картинки и фразы: женщина режет хлеб ножом. Мужчина пилит дрова пилой. Мальчик пишет письмо ручкой. Логопед каждый раз спрашивает: «чем режут хлеб? Чем пилят дрова? Чем пишут письмо?» Таким образом формируется обобщенное представление о творительном падеже орудия действия.

Для того, чтобы обнаружить и уточнить связи и отношения слов во фразе, соответствующие вопросы ставились к каждому слову внутри фразы. Выделялось главное слово в предложении, объект, о котором идет речь, затем выделялось слово, обозначающее действие предмета, затем слова, определяющие главный предмет со стороны его качества и т.д. Эти разборы помогали больной понять смысловые связи внутри предложения.

Затем проводилась серия упражнений, в которых от больной требовалось составить предложение, соответствующее заданным связям между словами. Для этого давалась например, такая структура предложения в форме взаимосвязанных вопросов: Кто? ——- что делает? ——- что? ——- чем? («Женщина подметает пол веником»).

Подобная работа облегчает восстановление понимания таких сложных конструкций, как атрибутивный родительный падеж. Здесь было необходимо еще и развертывание этой конструкции, дополняя ее словами, уточняющими смысл и взаимоотношения между данными словами фразы, т.е. вводились дополнительные слова, обеспечивающие смысловую избыточность. Например дано: «хозяин собаки». Вводится дополнительное слово, получается «хозяин охотничьей собаки», «отец брата» – «отец моего брата», «дочкина мама» – «мама маленькой дочки»; «мамина дочка» — «любимая дочка у мамы» Так с помощью описанной методики восстанавливается понимание и других сложных логико-грамматических конструкций речи.

Восстановительное обучение, направленное на внутрисистемную перестройку нарушенной речи путем перевода ее с одного уровня реализации на другой, более высокий, осознанный и произвольный, является продуктивным при данной форме афазии.

Одним из способов преодоления пространственных нарушений у больной явилась работа с географической картой, которая велась параллельно с другими приемами, описанными выше.

1-2 занятие.

Цель: нахождение сторон света и географических объектов (реки, моря, города, страны и др.) на обычной географической карте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: