Рабочая учебная программа по логопедическим занятиям в 1 классе

Рабочая учебная программа по логопедическим занятиям в 1 классе

Пояснительная записка.

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в общеобразовательной школе.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя — субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в учреждение носят характер, общего недоразвития речи средней степени для которого характерно:

– нарушения звукопроизношения;
– недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
– аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
– нарушения сложных форм словообразования;
– недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
– дислексия;
– дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Как и любая программа, «Рабочая учебная программа логопедических занятий для учащихся 1 класс общеобразовательной школы», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

– гуманизма — вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

– системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

– реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

– деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

– индивидуально — дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

– системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Цель программы — коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Основные задачи программы:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррецию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектацию групп.

  • Проводит занятие с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку;
  • Осуществляет взаимоотношения с учителями, воспитателями по вопросам освоения детьми образовательных программ;
  • Поддерживает связь со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.
  • Предоставляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте, анализ деятельности логопедического пункта за учебный год.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Наполняемость групп для логопедических занятий 4 – 6 обучающихся.

На коррекционные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 30 минут.

Занятия с каждой группой проводятся:

1 – класс – 3 раза в неделю;

Общее количество часов – 69

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия может входит:

– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
– дыхательная гимнастика;
– формирование фонематических процессов;
– работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
– работа над предложением;
– обогащение и активизация словарного запаса.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одна из основных задач Программы — научить детей связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, закрепить знания о фонетической системе русского языка Программой предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Читайте также:
Методическая разработка на тему: Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ОНР

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы создаются за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса занятий в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей.

Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов Программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с общим недоразвитием речи и их сверстников и основывается на онтогенетическом принципе.

В основе Программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Работа с родителями и учителями.

Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей.

В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.

Темы групповых консультаций для родителей.

1. «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».
2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи.»
3. «Охрана органов речи».
4. «Результаты проведенной работы. Использование сенсорных игр для развития речи».

Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.

Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:

1. «Дисграфия. Ее суть».
2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».

План методической работы на 2012–2013 учебный год.

Рабочая программа “Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса (ФГОС)”
рабочая программа по логопедии (1 класс)

«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.

Скачать:

Вложение Размер
programma_1_klass_2020_god_na_sayt.docx 37.15 КБ

Предварительный просмотр:

по коррекционно-логопедической работе

с учащимися 1 класса (ФГОС)

2020-2021 учебный год

«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса (ФГОС) »

  • Пояснительная записка……………………………………………….3
  • Содержание программы………………………………………. 5
  • Планируемые результаты ………………………………………..…. 9
  • Список литературы……………………………………….…………..10
  • Приложение:

Календарно-тематическое планирование. 11

«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации : ФГОС начального общего образования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации”; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида; Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой; Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Авторская программа Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»; авторская программа Дорофеевой С.Е., Семенюты Л.В., Маленьких Л.А. «Коррекция нарушений речи у младших школьников»; пособие для учителей-логопедов Мазанова Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы»; Методические рекомендации «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А.Каше. Данная рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов: Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов; Мазанова Е.В. Конспекты занятий для логопедов; Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников; Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных мероприятий направленных на исправление нарушений в устной речи, создание условий для успешного овладения чтением и письмом и развитие коммуникативной функции речи. Принципы отбора содержания связаны с учебной программой начальной ступени обучения и логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Цель программы: Выявление нарушений речи и коррекционно-логопедическая работа над устранением недостатков речи учащихся.

В соответствии с целью рабочей программы коррекционного обучения выдвигаются следующие коррекционные задачи :

– развивать подвижность артикуляционного аппарата и дифференцированность движений речевых органов;

– формировать фонематическое восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова,

– коррекция нарушений звукопроизношения,

– развивать просодические стороны речи ;

– развивать высшие психические функции;

– закрепить знание и умение применять на практике изученные орфограммы.

– расширять лексикон учащихся;

– развивать лексико-грамматический строй речи;

– развивать мелкую моторику;

– развивать графо-моторные навыки;

– развивать связную речь;

– воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;

– воспитывать интерес к родному языку.

Многие современные школьники не умеют грамотно и четко излагать свои мысли. Дети, поступающие в школу, имеют дефекты звукопроизношения, многие страдают фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи. Отличительным признаком клинической картины большинства детей с задержкой психических процессов (ЗПР) является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. Недоразвитие артикуляционных, фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка препятствует успешному обучению письменной речи. У многих детей несформированность звуковой стороны речи сочетается с трудностями формировании лексико-грамматических средств языка, недостаточной выразительностью, интонационной бедности. Для таких детей характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, несформированность мыслительных процессов, это отражается на процессе обучения в целом, и поэтому так важна логопедическая коррекция в первом классе начальной школы.

Программа включает 3 часа в неделю занятий в подгруппе с детьми, объединенными по общему дефектом речи (продолжительность занятия 40 минут), 1 час в неделю фронтального занятия со всем классом (продолжительностью 40 минут) для обобщения и закрепления ЗУН, полученных на индивидуальных и подгрупповых занятиях, и 16 часов в неделю коррекционно-логопедических индивидуальных занятий (продолжительность занятия 20-40 минут).

Программа состоит из шести разделов :

I Раздел: Логопедическое обследование в начале учебного года.

  • Обследование состояния речи и неречевых функций:

– Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),

– Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,

– Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.

  • Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
  • Заполнение речевых карт.
  • Определение направлений коррекционной работы.
  • Разработка индивидуального маршрута коррекционно-логопедических занятий в зависимости от выявленных дефектов речи.
  • Формирование подгрупп для коррекционно-логопедических занятий, опираясь на материалы обследования, в зависимости от вида дефекта речи.

Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

II Раздел: Речь. Предложение. Слово.

  • Выработка правильных артикуляционных навыков.
  • Коррекция дефектов звукопроизношения.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
  • Качественное обогащение словаря.
  • Систематизация речевого материала по категориям: слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действия; слова, обозначающие признаки.
  • Преодоление и предупреждение аграмматизма в речи учащихся, усвоение ими норм сочетаемости слов;
  • Приведение детей к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому;
  • Обогащение фразовой и связной речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

III Раздел: Звуки речи и буквы.

  • Развитие умения различать речевые и неречевые звуки, различать гласные и согласные звуки.
  • Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.
  • Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные, дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навык слогового анализа и синтеза слова.
  • Продолжать учить обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласных второго ряда, мягкого знака.
  • Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова.
  • Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з-c], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д][т], [г]-[к]). Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]-[ш],[з]-[ж],[ч]-[т’],[щ]-[с’],[щ]-[ч],[ц]-[с],[ц]-[ч]).
  • Сравнение и выделение общих черт и различия образ букв, проводить сравнение, выбирая правильный ответ;
  • Осуществление профилактики ошибок оптически и кинетически схожих букв: дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (б-д, б-д, и-у, п-т, и-ш-щ-ц, Е-З)
  • Развитие п ространственных представлений.
  • Развитие психических функций (внимание, память, мышление).
  • Продолжать работу над выработкой правильных артикуляционных навыков, коррекцию дефектов звукопроизношения, развитием фонематического восприятия, развитием навыков анализа и синтеза звукового состава слова и к ачественном обогащением словаря.

IV Раздел: Текст.

  • Формирование умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
  • Формирование умения прислушиваться к словам, находить в предложении предлоги, распространять предложение с предлогом словом — признаком.
  • Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов, составлять предложения из слов в начальной форме.
  • Формирование умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, использовать различные связующие компоненты при пересказе.
  • Продолжать работу над выработкой правильных артикуляционных навыков, коррекцию дефектов звукопроизношения, развитием фонематического восприятия, развитием навыков анализа и синтеза звукового состава слова и к ачественном обогащением словаря.

V Раздел: Повторение и закрепление ЗУН.

  • Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
  • Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.

VI Раздел: Логопедическое обследование в конце учебного года.

  • Проведение обследования и анализа навыков устной и письменной речи и неречевых функций:

а) Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),

б) Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,

в) Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.

  • Заполнение речевых карт.
  • Определение направлений коррекционной работы на следующий учебный год.

Рабочая программа учителя-логопеда, 1 класс.

по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

начальное общее , 1 «б » класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов: 66 часов

Учитель-логопед: Коровина Татьяна Леонидовна

Программа разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, 2015 г.

2020 -2021 учебный год

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ЗПР.

При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.

У детей с ЗПР наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала.

У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными дефицитами развития психофизических функций: ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.

Логопедические занятия способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» О.А.Ишимовой, С.Н.Шаховской, А.А.Алмазовой; Москва «Просвещение» 2019г.

Цель курса — преодоление нарушений устной речи и предупреждение нарушений письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.

Задачи курса:

ü постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;

ü восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;

ü обогащение словаря, его расширение и уточнение;

ü коррекция недостатков грамматического строя речи;

ü улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

ü совершенствование коммуникативной функции речи;

ü повышение мотивации речеговорения;

ü обогащение речевого опыта;

ü профилактика нарушений чтения и письма.

II . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом логопедических занятий должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма. Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения коррекционного курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.

Личностные результаты могут проявиться в:

– положительном отношении к школе и учебной деятельности;

– принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

– формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);

– развитии знаний и выполнения правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.

– развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

– овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Метапредметные результаты включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

– понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);

– сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных);

– различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами);

– осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

– вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

– осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно

– выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;

– работать в определённом темпе;

– применять знания в новых ситуациях.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

– осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

– кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);

– находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций;

– с помощью учителя-логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков;

– осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);

– сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные-прописные);

– обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).

– ориентироваться в учебных пособиях;

– проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;

– группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

– внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;

– подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда;

– свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции;

– соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);

– применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

– оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты.

В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся получат возможность научиться:

– правильно произносить звуки речи и дифференцировать согласные по акустико-артикуляторному сходству;

– различать слово и предложение, записывать схему предложения, соблюдать правило написания предложений;

– различать и употреблять в самостоятельной речи термины ” звук, буква, слог, гласные, согласные твердый, мягкий, глухой, звонкий “, соотносить звуки с соответствующими буквами;

– знать признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристику согласных звуков;

– уметь выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов;

– иметь достаточный словарный запас и развитый грамматический строй речи;

– знать пространственно-временные представления;

– правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твердости согласных звуков;

– иметь готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

– уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях является преодоление имеющихся нарушений формирования лексико-грамматического строя речи, фонетико-фонематического недоразвития и предупреждение нарушения письменной речи.

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы.

Контроль реализации программы:

– стартовая диагностика (методика Фотековой Т.А.);

– итоговая диагностика (слуховой диктант, методика Фотековой Т.А.).

Место коррекционного курса в учебном плане

На изучение предмета в 1 классе отводится по 2 часа в неделю. Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СОШ № 2 на 2020- 2021 учебный год будет проведено 66 часов.

III . СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Логопедические занятия»

Программа занятий включает следующие направления:

Совершенствование произносительной стороны речи.

Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование артикуляторной базы. Коррекция деффектов произношения. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях. Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения. Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с опрой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие и др.). Развитие навыков произношения слов сложного слогового состава.

Формирование лексической стороны речи.

Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам, развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, определять предметы или явления с помощью иносказательного описания (загадки), закрепление чёткости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы).

Обогащение словаря разными частями речи. Речевые средства отражающие временные и зрительно-пространственные отношения. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Пословицы. Поговорки.

Обогащение словарного запаса в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Прилагательные сравнительной степени. Приставочный и суффиксальный способы словообразования.

Формирование грамматического строя речи.

Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе. Падежные окончания имен существительных. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. Согласование прилагательных с существительными в роде, в числе. Согласование существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени. Согласование числительных с существительными.

Активизация в речи простых и сложных предлогов. Изучение предлогов: В -ИЗ, НА-С, СО, НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ_ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ЧЕРЕЗ, ВОКРУГ. Схемы предлогов. Графическое изображение предлога – треугольник.

Формирование связной речи.

Практическое освоение диалогической формой речи. Практическое овладение устным монологическими высказываниями. Составление предложений по картинкам. Составление полных ответов на вопрос. Работа с деформированным предложением. Конструирование предложений по опорным словам. Распространение предложений за счет введения имен прилагательных и однородных членов. Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ описательного текста. Выборочный пересказ. Составление описательного рассказа. Составление повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Профилактика нарушений письма и чтения.

Развитие процессов, составляющих базу формирования письма Развитие речеслухового восприятия (умение выделять звук на фоне слова и определять его место), зрительно-пространственного восприятия (вписывание в схему слова буквы, обозначающей заданный звук), зрительной памяти (сравнение, сопоставление и нахождение одинаковых букв), двигательной памяти (комментированное поэлементное письмо буквы при обводке и самостоятельном написании), образной памяти (создание ассоциативных и смысловых звуко-буквенных связей). Для успешного формирования речеслуховых, зрительно-пространственных, зрительно-двигательных представлений у детей эти процессы должны протекать произвольно и осознанно. Задачи развития устной речи, формирования основных действий и операций, входящих в состав письма, развития процессов, составляющих операциональную базу письма, решаются при выполнении устных и письменных заданий.

Виды устных заданий:

Ответы на вопросы по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Сравнительное описание двух предметов по противоположности или сходству. Подбор к общему понятию частных понятий и наоборот. Подбор к названию целого названия части (частей) и наоборот. Подбор к словам противоположных им по значению слов. Объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц, поговорок. Отгадывание и придумывание загадок. Произнесение чистоговорок, скороговорок по лексической теме. Подобные задания выполняются для развития лексической системности. Примерное количество заданий: 7 – 8.

Составление предложения с заданным словом. Восстановление правильного порядка слов в предложении. Вставка пропущенного слова в предложение. Ответы на вопросы с их постепенным усложнением. Образование новых слов и объяснение образования сложных слов. Исправление преднамеренной ошибки в предложении. Выбор правильного предложения. Выбор лишнего слова. Такие задания выполняются для развития синтагматических и парадигматических связей, формирования умения понимать и использовать различные лексико-грамматические, логико-грамматические конструкции. Примерное количество заданий: 7 – 8.

Соединение слогов или звуков в слова. Деление слова на слоги или звуки. Выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова, выделение согласного звука в конце, в середине, в начале слова с использованием фишек и схемы-карточки. Подбор слов на заданный звук. Определение последовательности и количества звуков в слове с использованием фишек и схем-карточек. Характеристика звука с учётом дифференциальных признаков с использованием понятий: гласный – согласный, твёрдый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный. Определение места и окружения заданного звука в слове, количества гласных или согласных звуков в заданном слове без наглядной опоры. Такие задания выполняются для формирования слогового и фонемного синтеза и анализа. Примерное количество заданий: 4 – 5.

Анализ готового рассказа и составление короткого рассказа по заданному началу, центральному событию, концу или по заданному плану. Подобные задания выполняются для развития связной речи, формирования умения составлять связное речевое высказывание по образцу, схеме. Примерное количество заданий:1.

Для каждого занятия отбор лексико-грамматического и фонетического материала проводится на основе тематического принципа. Задания повторяются, но используется каждый раз новый лексико-грамматический и фонетический материал. Допускаются добавление или сокращение заданий, а также замена отдельных заданий.

Виды письменных заданий:

• дописывание недостающей части печатной буквы (правой или нижней);

• определение места звука в слове и вписывание печатной буквы в схему слова;

• обводка и самостоятельное письмо сначала строчной (маленькой), затем прописной (большой) буквы с одновременным называнием буквы (буква произносится как звук). При обводке как специальные приёмы используются точка начала, стрелка направления движения руки при написании элементов буквы, предварительное проговаривание последовательного написания элементов буквы (комментированное письмо);

• нахождение и обводка из числа предъявленных букв двух букв, совпадающих с образцом;

• рисование картинок с использованием сначала строчной, а затем прописной буквы.

Письменные задания выполняются для каждой буквы.

Выполнение письменных заданий предупреждает появление:

• ошибок, обусловленных недостаточной сформированностью навыка звуко-буквенного анализа и синтеза (пропуск, вставка, перестановка букв);

• пространственных ошибок (ошибочное расположение элементов букв, потеря или добавление элементов букв, соединительных элементов между буквами);

• моторных ошибок (неверное начертание букв с одинаковым двигательным запуском, неточная передача графического образа буквы).

На коррекционных занятиях одновременно ведется работа над всеми компонентами речевой системы.

IV . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

коррекционного курса «Логопедические занятия»

Логопедические занятия в 1 классе. Рабочая программа

Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное формирование речевых предпосылок, определяющих овладение правилами словоизменения и словообразования.
Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответно-вопросных (научить обучающихся (воспитанников) ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной ситуации (Игры «Справочное бюро», «Что в магазине?»), ситуативных, моделирующих тематические или проблемные ситуации (словесное описание, инсценирование). Коррекционную роль играет и учебная беседа.
Развивая монологическую речь, необходимо подбирать упражнения, предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен переход от менее распространенных фраз к более распространенным; во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов к постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше – к самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации.
Обязателен логопедический мониторинг. Для его реализации используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О.А. Ишимовой и др.
В логопедическом обследовании обучающихся (воспитанников) оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, определяющие успешность овладения письмом и чтением (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель – логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также возможности произвольной регуляции. При низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.
При организации первичной диагностики логопеду рекомендуется подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом.
Цели и задачи курса

Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
В соответствии с программой определяются общие задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;
– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
– обогащение лексики (синонимы, антонимы, омонимы, слова с переносным значением, обобщающие слова);
– дифференциация слов на категории предметов, действий, признаков;
– формирование способности давать определения словам;
– формирование (закрепление) умения дифференцировать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, составлять схемы слов, находить ударение;
– овладение умением обозначать мягкость согласных на письме;
– профилактика и коррекция нарушений письма и чтения с помощью работы над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом, грамматическим структурированием словосочетаний и предложений, усвоением способов суффиксального и префиксального словообразования, автоматизацией навыков флексийного словоизменения, использованием форм множественного числа;
– умение понимать интонационную окраску высказывания;
– умение работать с простым текстом (определять главную мысль, озаглавливать);
– умение поддерживать и моделировать бытовой диалог;
– формировать начальные умения монологического высказывания.

В соответствии с выделенными в программе направлениями логопедическая работа в 1 дополнительном классе может быть конкретизирована в следующих разделах:
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь.
Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление неправильного звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Реализация этого раздела необходима всем обучающимся (воспитанникам) с нарушениями звукопроизношения, а также с нечеткой, плохо артикулированной речью.
Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.
Этот раздел направлен на повторение и уточнение имеющихся у школьников с ЗПР знаний и умений, усвоенных в период обучения в 1 классе. У обучающихся (воспитанников), не обучавшихся в 1 классе по варианту 7.2, приводятся в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые дети получили в период обучения в массовой школе. В ходе работы по данному разделу не только уточняются представления обучающихся (воспитанников), о слоговой и звуковой структуре слов, совершенствуются навыки слогового и фонематического анализа и синтеза, но и определяются основания для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление нарушений письма и чтения (уточнение представлений о звуках, сходных по звучанию и артикуляции: согласных звонких-глухих, твердых-мягких, парных гласных; формирование навыков их различения и соотнесения с соответствующими буквами в разных языковых единицах – слогах, словах, предложениях; выработка и закрепление навыков обозначения мягкости на письме).
Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения (активизация и обогащение словаря; уточнение представлений о смысловой роли различных лексических единиц в составе связного высказывания; формирование навыков и умений адекватного отбора слов различных грамматических категорий в соответствии с темой высказывания; профилактика смысловых ошибок при чтении и письме).
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков (формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания; обучение умениям конструирования предложений в соответствии с грамматическими нормами; формирование и коррекция навыков словоизменения и словообразования).
Связная речь (повышение мотивации говорения; развитие и коррекция навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания).

Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель – логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области звуковой стороны речи:
– сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
– уточнение представлений об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
– умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения.
В области лексической стороны речи:
– уточнение представлений о словах предметах, действиях и признаках, умение подбирать слова к вопросам, к предметам;
– умение давать понятийные определения простым словам;
– расширение умений использовать синонимы и антонимы, понятие об омонимах;
– использование слов с обобщающим значением;
– возможность понимать значения слов с переносным смыслом.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
– различение гласных и согласных, распознавание звуков по артикуляции, различия между звуком и буквой, опознание букв письменных и печатных, соответствующих звукам;
– обозначение мягкости согласных на письме;
– составление графических схем слов;
– выделение ударного и безударных слогов;
– дифференциация звонких и глухих звуков, твердых и мягких звуков.
В области грамматического строя речи:
– понимание интонационных характеристик предложения;
– умение конструировать предложения из разрозненных слов;
– умение составлять правильно грамматически оформленные предложения по опорным словам;
– умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания;
– овладение умением анализа форм слова в словосочетании;
– автоматизация префиксального и суффиксального способов словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
– умение прослушивания связного текста;
– определение главной мысли текста;
– озаглавливание текста;
– составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему;
– возможность моделирования простых диалогов;
 начало овладения правилами связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность).

Рабочая программа логопедических занятий в 1 классе

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 1 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедических занятий в 1 классе»

Календарно – тематическое планирование занятий c учащимися 1 класса (ОНР III уровня)

Строение и функции речевого аппарата

Уточнение временных представлений

Уточнение пространственных представлений

Слово и предложение

Звуко-буквенный анализ слова

Слова, обозначающие предметы

Слова, обозначающие действия предметов

Слова, обозначающие признаки предметов

Слова, обозначающие признаки предметов

Составление и распространение предложений

Гласные первого ряда. Выделение гласных в слове

Слоговой анализ слов

Слогообразующая роль гласных

Гласные Ы-И Твёрдые и мягкие согласные

Гласные И-У Твёрдые и мягкие согласные

У-Ю в слогах, словах

О – Ё в слогах, словах, предложениях, текстах

А – Я в слогах, словах, предложениях, текстах

Е – Ё в слогах, словах, предложениях, текстах

Ю – Ё в слогах, словах, предложениях, текстах

Я – Ё в слогах, словах, предложениях, текстах

Игровое занятие « Эти весёлые гласные»

Звонкие и глухие согласные.

З-С в словах, предложениях

Дифференциация согласных В-Ф

в словах, предложениях

Дифференциация согласных В-Ф в предложениях, текстах

в словах, предложениях

Дифференциация согласных Б-П

в предложениях, текстах

Г-К в слогах и словах.

Г-К в предложениях, текстах

Звук [Д] Буква Дд

Звук [Т] Буква Тт

Дифференциация согласных Д-Т в словах, предложениях.

Дифференциация согласных Ш-Ж

В слогах, словах.

Дифференциация согласных Ш-Ж

в предложениях и текстах.

Дифференциация согласных Ш-Ж в предложениях, текстах.

З-Ж в слогах, в словах.

в предложениях, текстах.

В слогах, словах.

в предложениях и текстах.

Дифференциация согласных С, Ж, Ш

в словах, предложениях.

Дифференциация согласных Ц-С в слогах, словах.

в словах, предложениях.

в слогах, словах, предложениях..

Дифференциация согласных Ч-Щ

в словах, предложениях.

Ч-Т в предложениях, текстах.

Дифференциация согласных Щ-С в словах, предложениях.

Р-Л в слогах, словах.

Р-Л в словах, предложениях.

Р-Л в предложениях, текстах.

Сравнение речевых и неречевых звуков. Ознакомление со строением речевого аппарата.

Развитие внимания. Передача содержания знакомой сказки ( с помощью вопросов)

Слоговой анализ слов

Выделение гласных звуков в слогах, словах. Определение местоположения данного звука в слове. Составление предложений по сюжетной картинке

Различение в образовании гласных и согласных звуков. Анализ слогового слияния. Развитие слуховой памяти, слухового восприятия, внимания.

Звонкие и глухие согласные

Различение звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Развитие связной речи

Пояснительная записка

Логопедическая программа составлена основе А.В. Ястребовой в соответствии с учебным планом образовательного учреждения МБОУ «ТСШ №2» на 2017-2018учебный год.

Утверждено приказом директора МБОУ «ТСШ №2» Рабочая программа будет реализовываться с группой учащихся 1 г класса (ОНР III уровня). Для учащихся с общим недоразвитием речи характерны следующие особенности:

Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

Психологические особенности: неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие словесно-логического мышления, недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала, недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вледствии недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Цель: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов

Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

Логопедическая работа направлена:

формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения;

поэтапное формирование умственных действий;

частая повторяемость логопедических упражнений;

закрепление речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, близких к жизненному опыту;

по­степенное усложнение речевого материала;

максимальное включение анализаторов;

коррекцию индивидуальных коммуникативных пробелов в речевой практике.

Сроки реализации программы

Согласно учебному плану на коррекцию ОНР III уровня отводится 2 часа в неделю, 66 учебных часа в год.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Современная школа в условиях поли языкового, поликультурного образовательного пространства всегда является национальной.

Такая школа призвана обеспечить:

-передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, создать условия для приобщения учащихся к материальным, духовным ценностям и традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у них этнического самосознания и достоинства;

-осознание учащимися себя членами мирового сообщества на основе отношений, связей, интегрирующих национальную культуру через российскую с зарубежной.

Благодаря принципу этнокультурного наполнения на занятиях решается важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью, что помогает осуществить коррекционную направленность логопедических занятий. Усвоение понятий должно осуществляться на конкретном материале, хорошо знакомом детям. Это даёт широкие возможности показать детям, что все те понятия и правила, с которыми они знакомятся на уроках, родились из потребностей жизни.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Логопедические занятия», 1 класс .

по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

начальное общее, 1 «б» класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов: 66 часов

Учитель-логопед: Коровина Татьяна Леонидовна

Программа разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, 2015 г.

2020 -2021 учебный год

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ЗПР.

При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.

У детей с ЗПР наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала.

У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными дефицитами развития психофизических функций: ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.

Логопедические занятия способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» О.А.Ишимовой, С.Н.Шаховской, А.А.Алмазовой; Москва «Просвещение» 2019г.

Цель курса — преодоление нарушений устной речи и предупреждение нарушений письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.

Задачи курса:

постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;

восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;

обогащение словаря, его расширение и уточнение;

коррекция недостатков грамматического строя речи;

улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

совершенствование коммуникативной функции речи;

повышение мотивации речеговорения;

обогащение речевого опыта;

профилактика нарушений чтения и письма.

II . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом логопедических занятий должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма. Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения коррекционного курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.

Личностные результаты могут проявиться в:

положительном отношении к школе и учебной деятельности;

принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);

развитии знаний и выполнения правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.

развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Метапредметные результаты включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПРметапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);

сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных);

различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами);

осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно

выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;

работать в определённом темпе;

применять знания в новых ситуациях.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);

находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций;

с помощью учителя-логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков;

осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);

сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные-прописные);

обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).

ориентироваться в учебных пособиях;

проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;

группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;

подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда;

свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции;

соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);

применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты.

В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся получат возможность научиться:

правильно произносить звуки речи и дифференцировать согласные по акустико-артикуляторному сходству;

различать слово и предложение, записывать схему предложения, соблюдать правило написания предложений;

различать и употреблять в самостоятельной речи термины ” звук, буква, слог, гласные, согласные твердый, мягкий, глухой, звонкий “, соотносить звуки с соответствующими буквами;

знать признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристику согласных звуков;

уметь выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов;

иметь достаточный словарный запас и развитый грамматический строй речи;

знать пространственно-временные представления;

правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твердости согласных звуков;

иметь готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях является преодоление имеющихся нарушений формирования лексико-грамматического строя речи, фонетико-фонематического недоразвития и предупреждение нарушения письменной речи.

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы.

Контроль реализации программы:

– стартовая диагностика (методика Фотековой Т.А.);

– итоговая диагностика (слуховой диктант, методика Фотековой Т.А.).

Местокоррекционного курса в учебном плане

На изучение предмета в 1 классе отводится по 2 часа в неделю. Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СОШ № 2 на 2020- 2021 учебный год будет проведено 66 часов.

III . СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Логопедические занятия»

Программа занятий включает следующие направления:

Совершенствование произносительной стороны речи.

Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование артикуляторной базы. Коррекция деффектов произношения. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях. Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения. Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с опрой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие и др.). Развитие навыков произношения слов сложного слогового состава.

Формирование лексической стороны речи.

Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам, развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, определять предметы или явления с помощью иносказательного описания (загадки), закрепление чёткости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы).

Обогащение словаря разными частями речи. Речевые средства отражающие временные и зрительно-пространственные отношения. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Пословицы. Поговорки.

Обогащение словарного запаса в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Прилагательные сравнительной степени. Приставочный и суффиксальный способы словообразования.

Формирование грамматического строя речи.

Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе. Падежные окончания имен существительных. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. Согласование прилагательных с существительными в роде, в числе. Согласование существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени. Согласование числительных с существительными.

Активизация в речи простых и сложных предлогов. Изучение предлогов: В -ИЗ, НА-С, СО, НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ_ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ЧЕРЕЗ, ВОКРУГ. Схемы предлогов. Графическое изображение предлога – треугольник.

Формирование связной речи.

Практическое освоение диалогической формой речи. Практическое овладение устным монологическими высказываниями. Составление предложений по картинкам. Составление полных ответов на вопрос. Работа с деформированным предложением. Конструирование предложений по опорным словам. Распространение предложений за счет введения имен прилагательных и однородных членов. Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ описательного текста. Выборочный пересказ. Составление описательного рассказа. Составление повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Профилактика нарушений письма и чтения.

Развитие процессов, составляющих базу формирования письма Развитие речеслухового восприятия (умение выделять звук на фоне слова и определять его место), зрительно-пространственного восприятия (вписывание в схему слова буквы, обозначающей заданный звук), зрительной памяти (сравнение, сопоставление и нахождение одинаковых букв), двигательной памяти (комментированное поэлементное письмо буквы при обводке и самостоятельном написании), образной памяти (создание ассоциативных и смысловых звуко-буквенных связей). Для успешного формирования речеслуховых, зрительно-пространственных, зрительно-двигательных представлений у детей эти процессы должны протекать произвольно и осознанно. Задачи развития устной речи, формирования основных действий и операций, входящих в состав письма, развития процессов, составляющих операциональную базу письма, решаются при выполнении устных и письменных заданий.

Виды устных заданий:

Ответы на вопросы по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Сравнительное описание двух предметов по противоположности или сходству. Подбор к общему понятию частных понятий и наоборот. Подбор к названию целого названия части (частей) и наоборот. Подбор к словам противоположных им по значению слов. Объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц, поговорок. Отгадывание и придумывание загадок. Произнесение чистоговорок, скороговорок по лексической теме. Подобные задания выполняются для развития лексической системности. Примерное количество заданий: 7 – 8.

Составление предложения с заданным словом. Восстановление правильного порядка слов в предложении. Вставка пропущенного слова в предложение. Ответы на вопросы с их постепенным усложнением. Образование новых слов и объяснение образования сложных слов. Исправление преднамеренной ошибки в предложении. Выбор правильного предложения. Выбор лишнего слова. Такие задания выполняются для развития синтагматических и парадигматических связей, формирования умения понимать и использовать различные лексико-грамматические, логико-грамматические конструкции. Примерное количество заданий: 7 – 8.

Соединение слогов или звуков в слова. Деление слова на слоги или звуки. Выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова, выделение согласного звука в конце, в середине, в начале слова с использованием фишек и схемы-карточки. Подбор слов на заданный звук. Определение последовательности и количества звуков в слове с использованием фишек и схем-карточек. Характеристика звука с учётом дифференциальных признаков с использованием понятий: гласный – согласный, твёрдый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный. Определение места и окружения заданного звука в слове, количества гласных или согласных звуков в заданном слове без наглядной опоры. Такие задания выполняются для формирования слогового и фонемного синтеза и анализа. Примерное количество заданий: 4 – 5.

Анализ готового рассказа и составление короткого рассказа по заданному началу, центральному событию, концу или по заданному плану. Подобные задания выполняются для развития связной речи, формирования умения составлять связное речевое высказывание по образцу, схеме. Примерное количество заданий:1.

Для каждого занятия отбор лексико-грамматического и фонетического материала проводится на основе тематического принципа. Задания повторяются, но используется каждый раз новый лексико-грамматический и фонетический материал. Допускаются добавление или сокращение заданий, а также замена отдельных заданий.

Виды письменных заданий:

•дописывание недостающей части печатной буквы (правой или нижней);

•определение места звука в слове и вписывание печатной буквы в схему слова;

•обводка и самостоятельное письмо сначала строчной (маленькой), затем прописной (большой) буквы с одновременным называнием буквы (буква произносится как звук). При обводке как специальные приёмы используются точка начала, стрелка направления движения руки при написании элементов буквы, предварительное проговаривание последовательного написания элементов буквы (комментированное письмо);

•нахождение и обводка из числа предъявленных букв двух букв, совпадающих с образцом;

•рисование картинок с использованием сначала строчной, а затем прописной буквы.

Письменные задания выполняются для каждой буквы.

Выполнение письменных заданий предупреждает появление:

•ошибок, обусловленных недостаточной сформированностью навыка звуко-буквенного анализа и синтеза (пропуск, вставка, перестановка букв);

•пространственных ошибок (ошибочное расположение элементов букв, потеря или добавление элементов букв, соединительных элементов между буквами);

•моторных ошибок (неверное начертание букв с одинаковым двигательным запуском, неточная передача графического образа буквы).

На коррекционных занятиях одновременно ведется работа над всеми компонентами речевой системы.

IV . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

коррекционного курса «Логопедические занятия»

Рабочая учебная программа по логопедическим занятиям в 1 классе

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Зам директора по УР Директор школы – интернат

__________/Рахимова А.С. ________/Микишкина В.И. __________/Закирова Ф.Н.

Протокол № 1 от «25» августа 2014г. Приказ № 41 от

«25» августа 2014г. «02» сентября 2014г.

Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Агрызская специальная

( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида »

Магдантдинова Альфия Наилевна

Рассмотрено на заседании

«26» августа 2014г.

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

– коррекция фонематических процессов;

– коррекционная работа на лексическом уровне;

– коррекционная работа на синтаксическом уровне;

– совершенствование связной речи.

Коррекция звукопроизношения проводится в I классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных.

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство. В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии.

Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4-6 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».

На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 6-7 классах, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом/контекстной речью и т.д.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учитель: Магдантдинова Альфия Наилевна

всего: 132 часа; в неделю 4 часа.

Плановых контрольных уроков:, зачетов , тестов ч.;

Административных контрольных уроков 1 час.

Планирование составлено на основе: «Программы логопедической коррекции для 1-7 классов специальной (коррекционной) образовательной школы интернат 8 вида»

Дополнительная литература: Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся нач.классов»:пособие для логопеда/М.:Гумантар.изд.центр ВЛАДОС,2004

Л.П.Успенская,М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить»:Кн.для учащихся. В 2-х частях/М.:Просвещение:АО «Учеб.лит»,1995

Журналы «Школьный логопед» 2(17), 4 (19),2007 ,М.:Издательский дом «Образование плюс»

Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство – пресс,1999

Интернет ресурсы: http://pedsovet.su/load/276-1-0-6305, http://www.osobyirebenok.ru/index.php.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания,

УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ СОХРАННЫХ ЗВУКОВ (при нарушенном произношении – постановка и автоматизация): гласных А, У, Ы, О, И, Э, губных согласных П, Б, М, переднеязычных согласных Т.Д.Н,

губно-зубных согласных В, Ф,

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Постановка и автоматизация звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц.

Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ, 3-ЗЬ, С-Ц.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч Щ.

Слухопроизносительная дифференциация звуков Ш – Ж, Ч-Щ, Ш – Щ. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Постановка и автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Слухопроизносительная дифференциация звуков Л-ЛЬ, Р-РЬ, Л-Р (ЛЬ-РЬ).

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й,

Постановка и автоматизация звука Й. Слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ – Й.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ

Постановка и автоматизация звуков К, Г, X,, Слухопроизносительная дифференциация звуков Г-К-Х.

Итог работы – выступление детей на логопедическом утреннике.

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

различать на слух и в произношении звуки;

слушать небольшую сказку, загадку, рассказ;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки, знать наизусть 3-4 стихотворения.

1 четверть 9 недель x 4 часа = 36 часов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: