Рабочая программа учителя-логопеда по развитию речи детей с ФФНР для детей в возрасте от 5 до 6 лет

Адаптированная рабочая программа по ФФНР для детей 5–7 лет

Светлана Бугакова
Адаптированная рабочая программа по ФФНР для детей 5–7 лет

1. Пояснительная записка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др., а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

-заменой звуков более простыми по артикуляции;

-трудностями различения звуков;

-особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детейнередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

После обследования перед логопедом встает задача — воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

В основе создания этой программы был использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, в частности, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», СанПиНа2.4.1.2660-10, утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 №91, учтены требования к организации режима дня и учебных занятий. Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиНами (п. 2.12.7).В соответствии СанПиНами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

В процессе коррекционного обучения детейлогопатов решаются следующие задачи:

– раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

– преодоление недостатков в речевом развитии;

– воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового во приятия;

– развитие фонематического восприятия;

– развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

– овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте;

– расширение и активизация словаря;

– воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.

– формирование навыков учебной деятельности;

– осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников,

сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Направления коррекционно-развивающей работы:

– формирование полноценных произносительных навыков;

– развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

– развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

– обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

– воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

– развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

– формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

2. Формы, методы и способы организации образовательной деятельности

Форма организации обучения – групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Для подгрупповых и групповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, от 2 до 5 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста. Основная цель подгрупповых и групповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Читайте также:
План-конспект речевого праздника: Путешествие в весенний лес

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 10 минут – 2 раза в неделю. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.На данных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка (приложение).

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

3. Планируемые результаты освоения программы

В итоге логопедической работы дети 5-6 лет должны:

• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

• четко дифференцировать все изученные звуки;

• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

• овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

В итоге проведенной логопедической работыдети 6-7 лет должны научиться:

• правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

• четко дифференцировать все изученные звуки;

• различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

• производить элементарный звуковой анализ и синтез;

• читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

• отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

• выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.

4. Мониторинг эффективности коррекционно – развивающего процесса.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября.

1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.

2. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.

3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему ком-поненты:

1. Фонематическое восприятие

2. Артикуляционная моторика

4. Сформированность звуко-слоговой структуры слова

5. Навыки языкового анализа

6. Грамматический строй речи

7. Навыки словообразования

Данные обследования фиксируются в журнале «Первичного обследования».

По результатам обследования логопед составляет «Фонетический лист группы». (Приложение). Вносит данные о выявленных детях с нарушениями речи в журнал «учета детей нуждающихся в логопедической помощи. На зачисленных детей заполняет речевую карту и план работы (Приложение).

5. Материально-техническое обеспечение программы.

• Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.

• Комплект зондов для постановки звуков.

• Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

• Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

• Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)

• Логопедический альбом для обследования речи.

• Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

«Алгоритмы» составления описательных рассказов.

• Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

• Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.

• Предметные картинки по лексическим темам.

• Игры для совершенствования грамматического строя речи.

• Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

• Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.

• Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

6. Содержание логопедической работы.

Работастроится по следующей схеме:

1-е две недели сентября – обследование детей ДОУ. с 3 до 7 лет, третья неделя сентября –

обследование детей, зачисленных протоколом ПМПк в логопункт ДОУ, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФНР6-го года жизни разделено на 3 периода обучения:

I период – последняя неделя сентября – октябрь – ноябрь 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю, 7 час. 30 мин.

II период – декабрь – февраль 11 недель, 22 занятия – 2 занятия в неделю, 9 час.

III период – март – май 10 недель, 20 занятий – 2 занятия в неделю, 8 час.

Звукопроизношение + связная речь. Всего 60 занятий в год – 24 час. 30 мин.

С 15 мая – повторение пройденного материала.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФНР 7 года жизни разделено на 2

I период – октябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю,13 час.

II период – январь – май, 17 недель, 34 занятия – 2 занятия в неделю, 17 час.

Читайте также:
Организация НОД в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка

Звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь. Всего 60 занятий – в год 30 час. С 15мая – повторение пройденного материала.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, согласно перспективному планированию.

Адаптированная индивидуальная коррекционно-развивающая программа обучения дошкольника 4–5 лет с нарушением слуха. Пояснительная записка. Срок реализации программы:1 год Объём программы: 70 часов 25 мин. Актуальность программы. Программа построена с учетом.

Адаптированная программа для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) Принята на заседании Утверждена Педагогического Совета И. О. Заведующей МБДОУ Протокол № 1 от «15» 09. 2017 г. «ЦРР-Д/С №70».

Адаптированная рабочая программа по логопедии 1–7 классы Календарно тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на класс) 1а класс № Тема занятия Кол-во часов.

Рабочая программа кружка «Весёлая математика» для детей 6–7 лет Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Чулымского района детский сад «Улыбка» УТВЕРЖДАЮ Директор МКДОУ детский.

Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 3–7 лет с ОВЗ Предлогаю Адаптированная образовательная программа от 3-7 лет с О. В. З. 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Введение 1.3.

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет Принята на педсовете Утверждаю ___ Протокол № 1 от 24.08.2016 года Заведующий МБДОУ детским садом № 3 Т. В. Леонтьева.

Рабочая программа по бесплатному дополнительному образованию кружка «Истоки» для детей от 4 до 7 лет 2.3. Перспективный план кружка «Истоки» в средней группе 2016 -2017у. г МЕСЯЦ РАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЦЕЛИ Сентябрь.

Рабочая программа по физической культуре для детей 5–7 лет с ОВЗ Рабочая программа по физической культуре для детей 5-7 лет с ОВЗ «НА START!» Пояснительная записка Дошкольный период жизни – важнейший этап.

Рабочая программа по кружковой работе «Волшебный колобок» для детей 3–5 лет Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1», дошкольный уровень Рассмотрена: на методическом объединение дошкольного.

Рабочая программа учителя-логопеда по развитию речи детей с ФФНР для детей в возрасте от 5 до 6 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “ФФН РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”

Составитель: М.А.Тузовская, учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Рецензенты: Е.А.Зенина, врач-логопед МУЗ Городская больница №1 Детская поликлиника №2;

Е.Ю.Лапина,к.п.н., доцент кафедры ТиМНиДО ГОУ ВПО «КОПИ им. Н.М. Голянской»

Содержание данной программы основано на учете механизмов, ведущих к нарушениям чтения и письма у детей. Предлагаемая система занятий позволяет подготовить детей к школьному обучению. Программа предусматривает использование методик логопедической работы по коррекции недостатков звукопроизношения, овладению навыками нормированного произношения, развитию фонематического слуха и восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, и, кроме того, способствует совершенствованию психофизических функций, творческой активности и инициативы.

Данная программа рекомендована учителям-логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений, не имеющих речевых групп, воспитателям, дефектологам, а также родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения.

1. Пояснительная записка……………………………………………….. 3

3. Содержание программы…… …………………………………. 12

1. Пояснительная записка.

Широкая распространенность и стойкость речевых нарушений среди детей дошкольного возраста, оказывающая отрицательное влияние на процессы социализации, уровень готовности к обучению в школе позволяют считать поиск эффективных путей преодоления речевых дефектов у дошкольников одной из наиболее актуальных задач работы логопедического пункта.

Анализ современных исследований и литературных источников, а также статистические данные первичной диагностики позволяют нам утверждать, что наиболее распространенным среди детей дошкольного возраста, занимающихся на логопунктах дошкольных образовательных учреждений, являются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Этим и обусловлена необходимость создания коррекционно-развивающей программы «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии».

Данная программа составлена на основе авторских программ: «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; и «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» Н.В.Нищевой.

Программа предназначена для коррекционного обучения детей 5-7 летнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии, выражающиеся в нарушениях звукопроизношения, несформированности лексико-грамматических категорий.

Целью данной программы является оказание помощи ребенку-логопату в устранении дефектов речевого развития, выравнивании речевого и психофизического развития дошкольника.

Целевая установка программы реализуется путем решения следующих задач:

· формировать психологическую базу речи;

· проводить целенаправленную коррекцию звукопроизношения;

· развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

· способствовать овладению навыками речевого общения,

· помогать формированию лексико-грамматических категорий;

· развивать связную речь.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы, а главная идея заключается в синхронности выравнивания речевого развития с опорой на реализацию общеобразовательных задач дошкольного образования.

Основными принципами программы являются:

– принцип природосообразности с опорой на онтогенетический(учитывая закономерности формирования звуков у детей в норме);

целостного и системного анализа (выделение причин, первичности в структуре речевого дефекта, опоры на компенсаторные возможности организма, с определением «зоны ближайшего развития»);

систематичности и взаимосвязи учебного материала;

деятельностного подхода (учета ведущей деятельности дошкольников);

комплексности (медико- психолого- педагогического воздействия, тесной взаимосвязи с родителями). Медико- психолого-педагогическое воздействие предполагает консультации врачей специалистов, при необходимости медикаментозное, физио-, водолечение, массаж, ЛФК и т.д, а также занятия с психологом.

индивидуального подхода ( учета компенсаторных возможностей ребенка, степени речевых нарушений).

Отражая специфику работы и учитывая ее основную направленность на речевое развитие реализация программы осуществляется в несколько этапов:

1 – диагностический

Сбор анамнестических данных, консультации узких специалистов, дифференциальная диагностика, выявление компенсаторных возможностей, «зоны ближайшего развития», составление плана индивидуальной логопедической коррекции.

2 – подготовительный

Развитие высших психических процессов. Работа в сенсомоторной сфере от приемов общего расслабления и развития тактильной чувствительности к развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Развитие артикуляционной моторики. От приемов пассивной гимнастики к активной, параллельно работа по формированию фонематического слуха и восприятия. Гласные и звуки раннего онтогенеза (опорные).

Читайте также:
Открытый интегрированный урок логопеда и психолога

3 – основной

Постановка звуков. При сложном нарушении звучания работа ведется над несколькими звуками одновременно, но взятыми из разных фонетических групп. Переход от более легких звуков к более трудным, начинаем со звуков, артикуляция которых, доступна зрительному восприятию. В группе согласных последовательно уточняем сначала смычные согласные, затем щелевые, глухие, затем звонкие твердые, мягкие, Свистящие ставятся раньше шипящих, т.к они являются основой для шипящих. Шипящие являются подготовительной базой для соноров. На протяжении всего периода обучения параллельно и постоянно ведется работа по развитию фонематического слуха и восприятия.

Введение звука в слог, слово, автоматизация в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. Дифференциация оппозиционных звуков. Обучение навыкам звукобуквенного анализа и синтеза, соотнесение звука с буквой. Работа по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

Основой планирования коррекционной логопедической работы является тематический подход с опорой на семантические поля, обеспечивающий успешное накопление и актуализацию словаря. Лексический материал отобран с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных речевых возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной и умственной активности

Ввиду того, что ритм и рифма особенно способствуют быстрейшей автоматизации звуков, в занятиях предусматривается использование стихотворений, скороговорок, чистоговорок, потешек.

Речевой материал располагается таким образом, что последующие упражнения подготавливаются более легкими предыдущими, а подбираются так, чтобы по возможности исключить дефектно произносимые звуки.

На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается оптимально удачным подбором соответствующей группы методов:

Наглядные – предусматривают усвоение знаний и умений, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств. Использование пособий, видеороликов, рассматривание картин, макетов, профилей артикуляции, образец показа артикуляции звуков и упражнений, образец показа способа действия позволяют ускорить процесс усвоения речевых умений и навыков, делает более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

Словесные методы позволяют сформировать представления о различных явлениях, дают образец правильной выразительной речи, способствуют обогащению словаря, формированию грамматических форм речи, вызову положительных эмоций.

Практические:

· Упражнения – многократные повторения практических и умственных действий (до автоматизма);

· Игра предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с показом, пояснением, объяснением, вопросами

· Моделирование – широкое применение получило знакосимволическое моделирование, при формировании артикуляционного образа звука, дифференциации, звукового анализа и синтеза (используются графические схемы структуры предложения, слогового состава слова, мнемотаблицы и мнемодорожки).

Объем учебного материала рассчитан на 64 часа и соответствует возрастным физиологическим особенностям, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников

Программа предусматривает использование индивидуальной и подгрупповой формы организации работы с дошкольниками 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут.

В зависимости от сложности дефекта и индивидуальных особенностей ребенка может проводиться третье занятие по индивидуальному плану.

Учитель – логопед может изменить распределение часов в зависимости от степени и глубины дефекта за счет сокращения количества часов при изучении нормировано – произносимых звуков и увеличения на изучение дефектных звуков (см. темы со значком * в «Тематическом плане»).

Структура занятий по постановке и автоматизации звуков представлена следующими элементами:

– снятие мышечного напряжения (упражнения на релаксацию, психогимнастика и.д.);

развитие мелкой моторики пальцев рук(контрастные обливания, массаж, самомассаж, пальчиковые гимнастики);

развитие диафрагмально-легочного речевого дыхания;

развитие артикуляционной моторики и формирование правильных артикуляционных укладов;

формирование произносительных навыков, соединение правильного артикуляционного уклада и акустического образа звука;

развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа;

соотнесение артикуляционно-акустического образа звука с графическим изображением – буквой (при условии нормированного произнесения звука);

последовательное введение звука в слог-слово-словосочетание –предложение.

Структура занятий по лексическим темам предусматривает автоматизацию изучаемого звука в словах, предложениях, связной речи, поэтому зависит от цели и задач занятия.

Ожидаемые результаты:

· Ребенок должен научиться дифференцировать все звуки речи:

– отличать один звук от другого по артикуляционным и акустическим признакам;

– уметь принимать те артикуляционные уклады и позиции, которые обеспечивают акустический эффект звука;

– дифференцировать артикуляционные уклады близких звуков, варьировать артикуляционными укладами в зависимости от того, в каких позициях стоит звук в потоке речи;

– уметь отличать нормированное произношение звука от ненормированного;

– осуществлять слуховой контроль за собственным произношением.

· Ребенок должен владеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

· Владеть элементарными навыками речевого общения.

По окончании работы по данной программе проводится консультация или собеседование с родителями обучающегося по результатам логопедической коррекции.

Данная программа рекомендована учителям-логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений, не имеющих речевых групп, воспитателям, дефектологам, а также родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения.

2. Тематический план

коррекционно-развивающей программы

« Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста».

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ФФНР. Старший дошкольный возраст

Данная программа разработана с учетом ФГОС для логопедического пункта. Программа адаптирована детей старшей группы, имеющим ФФНР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ФФНР. Старший дошкольный возраст»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №2»

Старший воспитатель председатель педагогического совета МБДОУ МБДОУ «Детский сад №2» «Детский сад №2»

«31» августа 2016 г. Педсовет № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

в условиях логопедического пункта

для детей шестого года жизни с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи

учителя-логопеда

Кизиловой Светланы Валерьевны

на 2016-2017 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка………………………………………………………3 2. Особенности развития речи детей с ФФНР………….…………………….8 3. Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми 3.1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми…9 3.2 Формы организации коррекционно-развивающей деятельности……14 4. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программ…17 5. Диагностика речевого развития…………………………………………….18

Читайте также:
Конспект логопедического занятия ‘Дикие животные’

6. Условия взаимодействия с другими участниками образовательного процесса……………………………………………………………………………..19

7. Приложение. Циклограмма работы учителя-логопеда Расписание занятий с детьми старшего дошкольного возраста с детьми с ФФНР

Речевая карта для детей с ФФНР

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались и занимаются такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

В настоящее время в системе дошкольного образования количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом (дисграфия) и чтением (дислалия). Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется Примерная Основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,2011г

Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. В связи с этим, а также в связи с появлением большого количества детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, стала необходима разработка рабочей программы по их коррекции у старших дошкольников в условиях логопедической группы.

Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Предлагаемая Программа дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников. Содержание рабочей Программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), устанавливаемым в соответствии с пунктом 6 части 1статьи 6 Закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям, целям и задачам образовательной программы учреждения. В соответствии с ФГОС Программа основана на интеграции образовательных областей, направлена на развитие познавательно-речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры поведения, на формирование индивидуального прогресса в развитии коммуникативных навыков.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Методологическая база.

Положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;

Исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и поэтапного формирования действий П.Я.Гальперина.

Научно-методические рекомендации: Забрамной С.Д, Нищевой Н.В., Вахрушева А.А., Зворыгиной Е.В., Комаровой Т. С, Зацепиной, Л.Е.Журовой, МБ, Коноваленко В.В, Ткаченко Т.А. и др.

При разработке рабочей Программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми с ФФН:

* Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.

* Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

*Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.

Рабочая программа как планово-прогностический документ организации образовательного процесса разработана в соответствии с:

* Федеральным государственным стандартом от 1 января 2014 года п. 3.2.7. «Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья» ;

* Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

* « Примерным положением о логопедическом пункте при ДОУ».

*с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения;

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, формировать лексико-грамматические категории и развивать связную речь у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи:

– раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

– преодоление недостатков в речевом развитии; — воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

– формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;

– формирование навыков учебной деятельности;

– подготовка к обучению грамоте; — осуществление совместной деятельности с родителями дошкольников, педагогами ДОУ.

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции речи детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи и оказание помощи детям в освоении общеобразовательной программы ДОУ.

Принципы построения коррекционной программы

В программе реализованы в соответствии этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

Читайте также:
НОД по ознакомлению с окружающим на тему 'Во саду ли, в огороде'

– Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

– Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

– Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

– Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

– Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи. В логопедическую группу зачисляются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, характеризующимся нарушением процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем и дети с фонетическим недоразвитием речи, для которого характерно нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Общедидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающего характера, сознательности, активности, индивидуального подхода.

Задачи развития речи и коррекции её недостатков реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях. Весь период коррекционной работы рассчитан на 1 учебный год .

Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).

Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 1-2 раза в неделю – индивидуальная.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.

Учёт индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий детьми.

План логокоррекционной работы составлен на основе анализа речевых карт детей с ФФНР. В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ФФНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.

Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с перспективным планированием работы, которое направлено на изучение определенных звуков. Они ориентированы на развитие моторных навыков, дыхательной и голосовой функции, мимической мускулатуры, формирование лексико- грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 мин.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодичность.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

3.1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФН и ФФНР) у детей обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Учебный год в подготовительной к школе группе на логопедическом пункте начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, составления планов коррекционной работы на год.

После проведенной диагностики специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы.

С 15 сентября начинается организованная образовательная коррекционно-логопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. В конце учебного года проводится медико-психолого-педагогический консилиум с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого обучающегося. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» осуществляется через регламентируемые (НОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

В июне при переходе детского сада на летний режим для детей переходящих на второй год обучения проводится только индивидуальная коррекционно- развивающая деятельность и игры на свежем воздухе.

Основными направлениями работы по развитию речи детей с ФФНР

– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ФФНР;

– коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ФФНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

– информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ФФНР, их родителям, педагогическим работникам.

– формирование полноценных произносительных навыков;

Читайте также:
Рекомендации родителям в освоении детьми звукового анализа слов

– развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на откорректированном речевом материале осуществляется: развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении, обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов, воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи, развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; Специфика нарушения речи у детей с ФФНР состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий – умение работать в коллективе. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми старшей группы с ФФНР.

Вестник Педагога

Автор: Шахова Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 97
Населённый пункт: Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ
Наименование материала: учебная программа
Тема: “Коррекционно-логопедическая работа для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР старшего дошкольного возраста (5-7) лет”
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 97 комбинированного вида

«Принято» на заседании

Совета педагогов МБДОУ№ 97

Заведующей МБДОУ№ 97

Протокол № ___ от _________

Приказ № _____ от__________

Рабочая программа

коррекционно-логопедической работы

для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР

старшего дошкольного возраста (5-7) лет

на 2017-2019 учебный год

учитель-логопед I квалификационной категории

Шахова Светлана Владимировна

Конструктор разделов

Пояснительная записка. Цели и задачи «Программы».

Характеристика детей с нарушениями речи (ОНР,

ФФНР). Педагогические принципы построения про-

Планируемые результаты освоения «Программы»,

Содержательный

Коррекционная и образовательная деятельность.

Направления логопедической работы в старшей и под-

Педагогические ориентиры по образовательным

Организацион-

тельной деятельности. Перечень игр и игровых упраж-

нений по образовательным областям.

Программно- методическое обеспечение.

Специальная и методическая литература.

Циклограмма деятельности учителя – логопеда

Перспективный годовой план работы

Перспективное планирование логопедической работы

в старшей и подготовительной группах

Перспективное планирование индивидуальной работы

Речевые карты: ФФНР, ОНР

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

«Рабочая программа для детей с речевыми нарушениями» разработана для старшей и подго –

товительной логопедических групп, в которой воспитываются дети с речевыми нарушениями от 5 до

7 лет, имеющие клинико-педагогические диагнозы ОНР и ФФНР.

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с

общим недоразвитием речи 2 – 3 уровня, ФФНР составлена в соответствии с законом Российской Фе-

дерации «Об Образовании» от 29.12.2012г.; Конвенцией ООН о правах ребенка, Концепцией

школьного воспитания; Декларацией прав ребенка; Приказом Министерства Образования и науки

России № 655 от 23 ноября 2009 года « Об утверждении и введении в действие Федеральных государ-

ственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образова-

ния»; Типовым положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. N 2562;

Письмом Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образова-

тельного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»; Письмом Минобразования

РФ от 24.04.95 г. №46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошколь –

ных учреждений»; Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и ор-

ганизации режима работы в дошкольных организациях.

«Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности

в старшей и подготовительной логопедических групп МБДОУ № 97 города Владикавказа. Коррекци-

онная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соот-

ветствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к до-

школьному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-

логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку

его к школьному обучению.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных

направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диа –

гностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и

дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного

этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и

школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в

«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной

педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

• на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей,

освоения окружающей действительности и познания мира,

• на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мыш –

ления, речевой и познавательной деятельности.

В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к

многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфо –

логический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути разви –

тия и формирование «чувства языка».

«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их

речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и

Читайте также:
Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму

способностей детей в различных видах деятельности.

« Программа» включает следующие образовательные области:

Цель реализации «Программы» – проектирование модели логопедической коррекционно-

развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий

для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного разви –

тия, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структу-

ра, а сама «Программа» является комплексной.

Задачи «Программы»:

• способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их пси –

хофизического развития, подготовке их к обучению в школе,

• создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными

и индивидуальными особенностями и склонностями,

• обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта от –

ношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,

• способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при усло-

вии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специали –

стов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требова –

Решение данных задач позволит сформировать у детей подготовительной логопедической

группы психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей об –

щеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые

сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

Теоретической основой «Программы» стали:

– концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,

– учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,

– концепция соотношения мышления и речи,

– концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка,

– концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ре-

– современные представления о структуре речевого дефекта.

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

– индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуа –

цией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

– возрастная адекватность дошкольного образования,

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребен –

ка, когда сам ребенок становится субъектом образования,

– возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализа –

– специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе ис-

пользование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение

групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррек –

ции нарушений их развития.

Старшую и подготовительную логопедические группы МБДОУ № 97 посещают дети с логопе-

дическими заключениями ОНР 2-3 уровня и ФФНР. Содержание коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда в данных условиях конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников:

ОНР и ФФНР, и одновременно объединяет задачи коррекционной работы по преодолению этих двух

«Программа» составлена на основе программы коррекционной работы:

мерная адаптационная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями

речи с 3 до 7 лет, изд. третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО – Санкт –

Петербург, Детство-Пресс, 2015 г.

Согласно этой программы коррекционная работа в старшей и подготовительной логопедиче-

ских группах осуществляется на:

Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группах включены в общую

сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, что соответствует требованиям

СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-

грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием.

Коррекционная работа в логопедических группах строится по периодам:

• 1 период – сентябрь-ноябрь, 20 занятий,

• 2 период – декабрь – февраль, 22 занятия,

• 3 период – март – май, 18 занятий.

Дети с ОНР помимо фронтальных логопедических занятий, посещают так же подгрупповые

логопедические занятия, которые проводятся в первой и второй половине дня, по своему содержа-

нию дублируют фронтальные, уточняя и закрепляя речевые умения и навыки детей.

На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения

детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов, про-

водятся в первой и второй половине дня.

Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических за –

нятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается

реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образова-

Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлени-

• коррекция нарушенного звукопроизношения,

• развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,

• формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,

• уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,

• формирование грамматических представлений,

• развитие связной речи,

• развитие мелкой моторики пальцев рук.

В зависимости от характера речевого нарушения: ОНР или ФФНР – в логопедической работе с

детьми старшей и подготовительной логопедической группы преобладают те или иные направления

Рабочая программа учителя-логопеда по развитию речи детей с ФФНР для детей в возрасте от 5 до 6 лет

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-

Читайте также:
Конспект ООД по обучению грамоте с детьми c ЗПР в старшей подгруппе

развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.

Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда рассчитана на 2018-2019 учебный год и предназначена для детей 5 – 7 лет с нарушениями речи (ФФНР, ОНР и др.), зачисленных по результатам обследования и решением ТМ ПМПК и ПМПк ДОУ на логопедический пункт МАДОУ – детский сад № 153.

Данная Рабочая Программа является нормативно – управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют: • Конвенция ООН о правах ребенка; • Декларация прав ребенка; • Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО). • Закон об образовании 2013 – федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26″Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.

Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.

Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова; • Положение о логопедическом пункте ДОУ; • а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Программа включает следующие образовательные области: • социально-коммуникативное развитие, • познавательное развитие, • речевое развитие, • художественно-эстетическое развитие, • физическое развитие.

Цель реализации Программы – проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Коррекционно-образовательный процесс представлен в рабочей программе как целостная структура, а сама Программа является комплексной.

Рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ, работающего в условиях комбинированных групп

Содержимое разработки

Рабочая программа учителя-логопеда

на 2016-2017 учебный год

_____________________________________________________________

Целевой раздел

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Федеральным государственным стандартом дошкольного образования;

приказом Министерства образования и науки от 30.08.2013 № 10145 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования»;

Образовательной программой МАОУ ДОД д/сад «Сказка»;

«Адаптированной образовательной программой для детей с ОВЗ» МАОУ ДОД д/сад «Сказка»;

Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР под ред. Н.В. Нищевой;

«Программой логопедической работы по преодолению ОНР у детей» (Филичевой Т.Б., Тумановой, Т.В., Чиркиной Г.В., 2010 г.);

программой “Подготовка к школе детей с задержкой психического развития” под ред. С.Г. Шевченко (М.: Школьная пресса, 2007);

программой ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под ред. Е.А. Екжановой, Е.А.Стребелевой.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июня.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционной логопедической деятельности для детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, ФФНР, ФНР), ЗПР, УО в возрасте с 3 до 7 лет. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи), ЗПР, УО.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что способствует формированию психологической готовности к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Логопедические занятия посещают дошкольники с нарушениями речи (ОНР I, II и III уровней, ФФНР, ФНР), с задержкой психического развития, нарушениями интеллекта.

Первый уровень общего недоразвития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Вербальными средствами коммуникации для них являются отдельные звуки и их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость произношения звуков, их замены и искажения.

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях дети используют простые нераспространенные предложения, неразвернутые фразы. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР активная речь представлена простыми нераспространенными предложениями. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Читайте также:
Конспект открытого занятия по автоматизации звука (р) в словах и чистоговорках

Особенности развития психических функций,

общей и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Для детей с нарушениями речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Они отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

Детям с недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

У детей с нарушениями речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; гласные [ы]- [э], [о]-[у];

2. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно.

3. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному

заданию переключиться на другой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. Поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения; могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени. Возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения. В ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушение речи, которые не влияют на смысл слов. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики.

Дети с ЗПР обычно отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря). Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Для дошкольников с ЗПР характерны импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования. У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивает бытовую тематику. Для дошкольников с ЗПР большое значение имеет наличие положительных поддерживающих отношений со стороны близких взрослых. При ЗПР у детей отмечается слабость словесной регуляции действий, замедление темпа интеллектуальной деятельности при быстром нарастании усталости.

Развитие детей с УО (интеллектуальной недостаточностью) подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций.

Ребенок с умственной отсталостью при нормальном зрении и слухе, не умеет видеть и слышать. Поэтому он плохо представляет себе окружающие предметы, не всегда может выделить нужный предмет среди других, не различает свойства предметов, плохо ориентируется в пространстве.

Читайте также:
Книжка-раскраска (Слова - родственники)

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости (нарушение интеллекта) является нарушение высших психических функций — отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания); страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность.

Коррекционные логопедические занятия проводятся в соответствии с циклограммой, разработанной с учетом специфики нашего образовательного учреждения, на базе логопедического кабинета в корпусе «Звездочка», методкабинета корпуса «Искорка». Коррекционные логопедические занятия проводятся только с детьми, которым по заключению ПМПК требуется логопедическая помощь.

Форма логопедических занятий: подгрупповая, индивидульно-совместная (в парах), индивидуальная.

Контингент детей, посещающих логопедические занятия, неоднородный.

В корпусе «Звездочка» три комбинированных группы: средняя, старшая, подготовительная. В средней группе дети с ОВЗ с нарушениями речи и ЗПР, в старшей группе дети с ОВЗ с нарушениями речи, ЗПР, УО, дети с ФФНР. В подготовительной группе дети с ОВЗ с нарушениями речи, ЗПР, дети с ОНР (без статуса ОВЗ). Дети комбинированных групп, общеразвивающих групп корпуса «Звездочка» получают логопедическую помощь на занятиях разных форм: подгрупповая , индивидуально-совместные и индивидуальные. Количество занятий в неделю 2-4.

Дети из других корпусов получают логопедическую помощь в вечернее время в форме подгрупповых и индивидуально-совместных занятий. Количество занятий в неделю 1-2.

Рабочие программы логопеда для детей с ОНР

Чеботарева Татьяна, логопед

Часто возникающий вопрос у родителей: “Что такое ОНР?”

ОНР – общее недоразвитие речи у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но при этом нарушено формирование всех компонентов речи: фонетика, лексика, грамматика, семантика.

ОНР – показатель (а не болезнь) того, как говорит ребенок.

Диагноз до 3 лет: «ЗРР» – задержка речевого развития.

Диагноз с 3 лет: «ОНР (с дизартрическим компонентом)» , «ОНР III уровня как следствие ММД», «ОНР, III уровень речевого развития на фоне нарушения иннервации речевого аппарата».

При сниженном интеллекте у ребенка с умственной отсталостью I, II, III уровня ОНР вторично и в диагнозе звучит как «Системное недоразвитие речи у ребенка с интеллектуальной недостаточностью».

При ОНР характерно:

  1. Позднее появление речи;
  2. Резко ограниченный словарный запас;
  3. Наличие аграмматизмов;
  4. Проблемы фонетико-фонематического развития речи.
  1. Педагогическая запущенность;
  2. Двуязычие в семье;
  3. Нарушение фонематического слуха из-за снижения физического слуха;
  4. Отсутствие четких дискинезий (ощущений движения артикуляционных органов).

ОНР наблюдается при таких нарушениях речи, как ринолалия, алалия, дизартрия, анартрия. ОНР всегда функционально и не имеет органического генеза.

ОНР, I уровень – самый сложный.

Полное или почти полное отсутствие речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей она уже сформирована. Ребенок с I уровнем речевого развития говорит лепетные слова, обрывки слов, звукоподражания, использует жесты вместо слов. Фразовая речь отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована. Понимание может быть нарушено и ограничено бытовой ситуацией. Задания вызывают трудности в выполнении. Снижено понимание грамматических категорий: числа существительных и глаголов (где поЮт, где поЁт); рода глаголов прошедшего времени единственного числа (упаЛ – упаЛА); вида глаголов (пишет – написал); пространственного положения предметов ( на, в, под, над, из, из-за).

Вывод: дети с I уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3 лет при трёхгодичном нахождении в логопедической группе детского сада.

ОНР, II уровень – речевые возможности растут.

Общение осуществляется не только с помощью жестов с лепетными отрывками слов, но и посредством постоянных, хоть и искаженных, слов. Появляются зачатки общеупотребительной речи. В активном словаре появляются названия предметов и действий. Возникает простая фраза из 2-3 слов, увеличивается объем понимания речи. Появляются грамматические категории рода и числа. Воспитывать понимание рода нужно на картинках, лучше всего на примере животных и их детенышей (так ребенок знакомится с уменьшительно-ласкательными суффиксами). На данном уровне все еще отсутствует согласование существительных с прилагательным. Улучшается понимание речи. Произношение звуков и слов грубо нарушено, звуковой анализ и синтез недоступен.

Вывод: дети со II уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 4 лет сроком обучения на 3 года.

ОНР, III уровень – бытовая речь более менее развернута, но есть неточное знание и употребление многих обиходных слов.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Наблюдаются попытки образовать сложные предложения. Дети начинают пользоваться всеми частями речи, изменяют их по лицам, числам, падежам. Ошибки в падежных окончаниях, смешение форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования не пользуются, нет приставочного образования глаголов. Появляются слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звукопроизношение нарушено, что создает трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Понимание обиходной речи хорошее, но иногда проявляется незнание и смешение смысла слов, близких по звучанию.

Вывод: дети с III уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 5 лет сроком обучения на 2 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: