Рабочая программа учителя-логопеда для логопункта

Планирование логопедических занятий

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте.

Мазанова Е., учитель-логопед, МБДОУ Большеболдинский детский сад “Солнышко”.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно разивающей работы для детей с онр” Н.В.Нищевой.

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

В МБДОУ Большеболдинский детский сад “Солнышко” осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.

В нашем дошкольном образовательном учреждении детский сад “Солнышко” реализуется программы “Радуга”, “От рождения до школы”. Эти программы не рассчитаны на дошкольников с речевой патологией.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедический пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)

В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

преодоление недостатков в речевом развитии;

воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

формирование навыков учебной деятельности;

осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН , ФФН, ОНР – III -IVур.р.

6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения

I период – 2 половина сентября-1 половина ноября 9 недель. 18 занятий-2 занятия в неделю, 7 час.30 мин.

II период –2 половина ноября-1 половина февраля 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю,

III период – 2 половина февраля– май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю, 10 час.

Читайте также:
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по профилактике нарушений игровой деятельности

– звукопроизношение + связная речь

Всего 66 занятий в год, 27 час. 30 мин.

С 15 мая – повторение пройденного материала

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН , ФФН , ОНР – III-IV ур.р.

7 года жизни разделено на 3 периода обучения

I период – сентябрь-октябрь 7 недель 13 занятий-2 занятия в неделю, 6 ч 30 мин.

II период –ноябрь-февраль. 16 недель,32 занятия – 2 занятия в неделю, 16 час.

III период -март-май 11,5 недель 23 занятия-2 занятия в неделю,11 час.30 мин.

– звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь

Всего 68 занятий в год 34 час.

С1 июня– повторение пройденного материала.

Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.

ФН – 2 раза в неделю;

ФФН – 2 раза в неделю;

ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

Рабочая программа учителя-логопеда для логопункта

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-

развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.

Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда рассчитана на 2018-2019 учебный год и предназначена для детей 5 – 7 лет с нарушениями речи (ФФНР, ОНР и др.), зачисленных по результатам обследования и решением ТМ ПМПК и ПМПк ДОУ на логопедический пункт МАДОУ – детский сад № 153.

Данная Рабочая Программа является нормативно – управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют: • Конвенция ООН о правах ребенка; • Декларация прав ребенка; • Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО). • Закон об образовании 2013 – федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26″Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.

Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.

Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова; • Положение о логопедическом пункте ДОУ; • а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Программа включает следующие образовательные области: • социально-коммуникативное развитие, • познавательное развитие, • речевое развитие, • художественно-эстетическое развитие, • физическое развитие.

Цель реализации Программы – проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Читайте также:
Программа по развитию речи 'Речевичок'

Коррекционно-образовательный процесс представлен в рабочей программе как целостная структура, а сама Программа является комплексной.

Рабочая программа учителя-логопеда для логопункта

  • Главная
  • Этапы развития речи в норме
  • Причины и виды нарушений речи
  • Исправление звукопроизношения
    • Артикуляционная гимнастика
    • Родителям: работа над звукопроизношением
    • Лингвистический материал
  • Формирование лексико-грамматических операций
  • Предупреждение и преодоление нарушений письма
  • Авторские находки
    • Проекты
    • Презентации
    • Конспекты занятий
    • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
  • Развитие фонематических процессов
  • Отзывы и предложения
  • Заикание. Как поставить развернутое заключение

Рабочая программа учителя-логопеда школьного логопункта

Автор: Долганова Светлана Сергеевна,

учитель-логопед МБОУ СОШ №53 г.Набережные Челны

Пояснительная записка

Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера).

Цель – коррекция дефектов устой и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полно­ценного овладения грамотой, чтением и письмом.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произноше­ния звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР). Среди учащихся 2 – 3 классов – группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедическо­го воздействия в каждой группе.

Обследование учащихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится по методикам Фатековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении пер­воклассников составляет своевременная и целенаправленная под­готовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недо­развитие, так и для групп детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

  1. Сформировать полноценные фонематические процессы.
  2. Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.
  3. Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
  4. Корригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения.

На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:

  1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  2. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
  3. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций

На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:

  1. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
  2. Программирование смысловой структуры высказывания.
  3. Установление связности и последовательности его.
  4. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Таким образом, программа включает в себя следующие разделы (этапы):

I этап

Основным содержанием I этапа является восполнение пробе­лов в развитии звуковой стороны речи (как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР). I этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР продолжается с 15-18 сентября по 13 марта, что составляет, при­мерно, 50-60 занятий. Количество занятий для детей с выраженным ОНР может быть увеличено, примерно, на 15-20 занятий.

Из общего количества занятий данного этапа особо выделя­ются первые 10-15 занятий, основными задачами которых являются: развитие фонематических представлений; постановка и закрепле­ние поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельно­сти. Эти занятия могут иметь следующую структуру:

15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на фор­мирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно про­износимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,

5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс уп­ражнений определяется конкретным составом группы);

20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 чело­века) в зависимости от этапа работы над звуком.

Читайте также:
Конспект НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте: Звуки (Х), (Х')

С первоклассниками мож­но по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов.

На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незна­чительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. В ходе фронтальной части занятий формируются фонемати­ческие процессы и уточняются представления о звуко-слоговом со­ставе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устно­го опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтак­сических конструкций.

Необходимость такого подхода обусловлена основным прин­ципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а имен­но: одновременная работа над всеми компонентами речевой систе­мы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала второго и третьего этапов.

Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из следующих видов работы :

– развитие фонематических процессов;

– формирование навыков анализа и синтеза звука-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;

– формирование готовности к восприятию определенных ор­фограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

– закрепление звукобуквенных связей;

– автоматизация поставленных звуков.

По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.

Таким образом, общее содержание и по­следовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципи­альное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего об­щему развитию ребенка и структуре дефекта.

В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации дан­ного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, соглас­ном. На первых занятиях термины используются только учителем-лого­педом. За это время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронталь­ной работой.

II этап

На II этап коррекционной работы отводится обычно 35 – 45 занятий (примерно, с 4-5 марта по 3-4 ноября следующего учебного года), в зависимости от состава конк­ретной группы.

Основной задачей данного этапа являет­ся восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР. Целью – формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтаг­матических связях слов, о контекстуальных значениях слов.

Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обо­гащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являю­щихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; по уточнению значений используемых синтаксических конструкций; по дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформ­ления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осущест­вляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процес­се работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка.

Таким образом, в процессе реализации содержания II этапа лого­педических занятий у детей с ОНР формируются умения и навыки полноценной речевой деятельности, в частности построения и свобод­ного продуцирования связного учебного высказывания (типа доказа­тельства, рассуждения).

Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОНР является развитие полноценной речедеятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, сло­варь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном со­ставе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап

III этап

Ос­новной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

– программирование смысловой структуры высказывания;

– установление связности и последовательности его;

– отбор языковых средств, необходимых для построения выска­зывания в тех или иных целях общения (доказательство, рас­суждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Эти цели реализуются в определенной последовательности через следующие задачи :

Читайте также:
Речь ребенка на кончиках пальцев

1. Формирование практических представлений о тексте.

2. Развитие умений и навыков анализировать текст.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связно высказывания.

Реализация данной программы обеспечена следующим у чебно-методическим комплексом :

1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо от 14.12.2000 – № 2.

2. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.

7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.-Пб, 2006.

Также вы можете скачать календарно-тематическое планирование к данной программе: СКАЧАТЬ

Рабочие программы для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52] Презентации для логопеда [99]
Разное для логопеда [16] Рабочие программы для логопеда [10]

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
 предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
 преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
 создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
 формирование элементарной лингвистической компетенции.

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ФФНР. Старший дошкольный возраст

Данная программа разработана с учетом ФГОС для логопедического пункта. Программа адаптирована детей старшей группы, имеющим ФФНР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ФФНР. Старший дошкольный возраст»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №2»

Старший воспитатель председатель педагогического совета МБДОУ МБДОУ «Детский сад №2» «Детский сад №2»

«31» августа 2016 г. Педсовет № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

в условиях логопедического пункта

для детей шестого года жизни с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи

учителя-логопеда

Кизиловой Светланы Валерьевны

на 2016-2017 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка………………………………………………………3 2. Особенности развития речи детей с ФФНР………….…………………….8 3. Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми 3.1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми…9 3.2 Формы организации коррекционно-развивающей деятельности……14 4. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программ…17 5. Диагностика речевого развития…………………………………………….18

6. Условия взаимодействия с другими участниками образовательного процесса……………………………………………………………………………..19

Читайте также:
Комплексная коррекция звукопроизношения

7. Приложение. Циклограмма работы учителя-логопеда Расписание занятий с детьми старшего дошкольного возраста с детьми с ФФНР

Речевая карта для детей с ФФНР

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались и занимаются такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

В настоящее время в системе дошкольного образования количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом (дисграфия) и чтением (дислалия). Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется Примерная Основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,2011г

Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. В связи с этим, а также в связи с появлением большого количества детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, стала необходима разработка рабочей программы по их коррекции у старших дошкольников в условиях логопедической группы.

Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Предлагаемая Программа дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников. Содержание рабочей Программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), устанавливаемым в соответствии с пунктом 6 части 1статьи 6 Закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям, целям и задачам образовательной программы учреждения. В соответствии с ФГОС Программа основана на интеграции образовательных областей, направлена на развитие познавательно-речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры поведения, на формирование индивидуального прогресса в развитии коммуникативных навыков.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Методологическая база.

Положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;

Исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и поэтапного формирования действий П.Я.Гальперина.

Научно-методические рекомендации: Забрамной С.Д, Нищевой Н.В., Вахрушева А.А., Зворыгиной Е.В., Комаровой Т. С, Зацепиной, Л.Е.Журовой, МБ, Коноваленко В.В, Ткаченко Т.А. и др.

При разработке рабочей Программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми с ФФН:

* Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.

* Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

*Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.

Рабочая программа как планово-прогностический документ организации образовательного процесса разработана в соответствии с:

* Федеральным государственным стандартом от 1 января 2014 года п. 3.2.7. «Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья» ;

* Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

* « Примерным положением о логопедическом пункте при ДОУ».

*с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения;

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, формировать лексико-грамматические категории и развивать связную речь у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Читайте также:
Планшет для логопеда - логопедическое пособие Звуковички

Задачи:

– раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

– преодоление недостатков в речевом развитии; — воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

– формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;

– формирование навыков учебной деятельности;

– подготовка к обучению грамоте; — осуществление совместной деятельности с родителями дошкольников, педагогами ДОУ.

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции речи детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи и оказание помощи детям в освоении общеобразовательной программы ДОУ.

Принципы построения коррекционной программы

В программе реализованы в соответствии этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

– Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

– Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

– Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

– Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

– Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи. В логопедическую группу зачисляются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, характеризующимся нарушением процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем и дети с фонетическим недоразвитием речи, для которого характерно нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Общедидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающего характера, сознательности, активности, индивидуального подхода.

Задачи развития речи и коррекции её недостатков реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях. Весь период коррекционной работы рассчитан на 1 учебный год .

Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).

Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 1-2 раза в неделю – индивидуальная.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.

Учёт индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий детьми.

План логокоррекционной работы составлен на основе анализа речевых карт детей с ФФНР. В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ФФНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.

Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с перспективным планированием работы, которое направлено на изучение определенных звуков. Они ориентированы на развитие моторных навыков, дыхательной и голосовой функции, мимической мускулатуры, формирование лексико- грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 мин.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодичность.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

3.1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФН и ФФНР) у детей обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Учебный год в подготовительной к школе группе на логопедическом пункте начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

Читайте также:
Презентация для логопеда Ребусы: Составь слово по первым буквам

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, составления планов коррекционной работы на год.

После проведенной диагностики специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы.

С 15 сентября начинается организованная образовательная коррекционно-логопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. В конце учебного года проводится медико-психолого-педагогический консилиум с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого обучающегося. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» осуществляется через регламентируемые (НОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

В июне при переходе детского сада на летний режим для детей переходящих на второй год обучения проводится только индивидуальная коррекционно- развивающая деятельность и игры на свежем воздухе.

Основными направлениями работы по развитию речи детей с ФФНР

– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ФФНР;

– коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ФФНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

– информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ФФНР, их родителям, педагогическим работникам.

– формирование полноценных произносительных навыков;

– развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на откорректированном речевом материале осуществляется: развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении, обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов, воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи, развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; Специфика нарушения речи у детей с ФФНР состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий – умение работать в коллективе. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми старшей группы с ФФНР.

Патриотический проект ‘Мой город Пермь’

Чупина В.Е., воспитатель МАДОУ №4 г.Пермь

Актуальность проекта

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру – городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Читайте также:
Привлечение родителей к работе логопеда через систему методических рекомендаций

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи проекта:

– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

– формирование элементарных знаний о правах человека;

– расширение представлений о городах России;

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Ресурсное обеспечение:

  • Иллюстрации экспонатов краеведческого музея г. Перми
  • книги,
  • журналы,
  • открытки достопримечательностей нашего города
  • художественные произведения и материалы
  • Просмотр фильма о природе Пермского края
  • Тематические папки «фото знаменитых людей г. Перми, писателей, художников, писателей, композиторов», «животный и растительный мир Пермского края», «Достопримечательности Кировского района»
  • Макет «Улица на которой я живу»
  • Презентации «достопримечательности г. Перми», «История возникновения г. Перми», «Кировский район», «пермский Краеведческий музей».

Участники проекта:

  • воспитатель;
  • дети подготовительной к школе группы;
  • родители воспитанников.

Прогнозируемый результат.

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  • Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Проживая в городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну
  • У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Проект: долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 май 2016 г. учебный год

Формы и методы реализации проекта:

Раздел программы

Виды детской деятельности

Речь и речевое развитие

1. Познавательные занятия:

– «Мой город на Каме»

– «По улицам города»

– «Урал – мой край родной»

– «Растительный мир родного края»

– «Животный мир Пермского края»

– «Предприятия родного города»

– «Путешествие по городам Пермского края»

2. Творческие рассказы:

– «Город, в котором я живу»

– «Я хозяин города»

3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Перми

4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?».

5. Чтение художественной литературы.

6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу – время, потехе – час».

7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

8. Заучивание стихов.

Игровая деятельность

1. Оформление игротеки дидактических игр

– С какого дерева лист?

– Назови друзей леса.

– Найди животных нашего края.

– Когда это бывает.

– Кто живёт в реке.

– Кому, что нужно для работы.

– Игры с макетом улицы Кировского района г. Перми

– д/и «собери символы г. Перми»

– Что нам нужно взять в поход.

– Что перепутал художник.

2. Сюжетно – ролевые игры:

– Экскурсии по г. Перми «Достопримечательности города»

– Экскурсии в детскую Библиотеку им. Крылова

– Экскурсия во дворец культуры имени Кирова

– Экскурсия в выставочный зал Кировского района

– Экскурсия к памятнику «Труженикам тыла»

Трудовая деятельность

– «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке)

– Конкурс на лучшую кормушку для птиц

– Задание на лето: собрать гербарий растений Урала

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (Ч) в слогах

– Привлечение детей родителями для труда на даче

– Поделки из природного материала

– Изготовление макетов зданий города

– Изготовление символики города

Изобразительная деятельность

– Животные, птицы, растения Урала

– Улицы родного города

– Рисование национальных костюмов народов Пермского края

– Хочу о добром рисовать

– Район в котором я живу

Лепка: животных, птиц

Строительный материал: здания города.

Здоровье и физическое развитие

– Альбом эстафета «Поделись опытом семейного отдыха»

– Спортивные праздники, развлечения

Экологическое воспитание

– Беседа о климатических условиях города, области.

– Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

– Мероприятия по охране окружающей среды.

Социальное развитие

– Встречи с почетными людьми города

– Экскурсии по родному городу

– Экскурсии в лес

– Экскурсия в библиотеку

– Посещение выставок художников города, края

– Экскурсии во дворец им. Кирова

Музыкальная деятельность

– Разучивание стихов и песен о Перми

– Оформление стенда «Художники Пермского края»

Взаимодействие с родителями

– «Природа Перми» – посиделки с мамами

– Фотоальбомы «Как я отдыхал на реке Каме»

– Составление эко сказки о городе Перми, реке Камы.

– Помощь в организации экскурсий

– Участие в выставках плакатов, рисунков, фото композиций, изготовление макетов

Патриотический проект «Мой город Пермь» для старшего дошкольного возраста

Гилина Ирина
Патриотический проект «Мой город Пермь» для старшего дошкольного возраста

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 136 ОАО «РЖД»

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Мой город Пермь»

для старшего дошкольного возраста

Воспитатель Гилина И. А.

Учитель-логопед Малых Н. Ю.

Адрес: г. Пермь

614046 ул. Барамзиной 68А

Проект: долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.

Сроки реализации проекта: 2015 – 2016 учебный год.

Актуальность проекта

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных и культурных ценностей.

Задачи проекта:

Дать знания детям о родном городе: истории, символике, достопримечательностях.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

Познакомить с творчеством Пермских писателей.

Расширить знания детей о флоре и фауне города Пермь.

Познакомить детей с рекой Кама, её расположением на карте, уникальностью.

Активизировать и расширять словарный запас по теме.

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Повысить уровень знаний родителей и педагогов по вопросам патриотического воспитания детей.

Гербарии и коллекции полезных ископаемых Пермского края;

Художественные произведения и материалы;

Участники проекта:

– дети подготовительной группы;

Проживая в городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Дети должны знать и называть свой город, символику города, достопримечательности, флору и фауну;

У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым;

Уметь составлять связный рассказ о своём городе, его достопримечательностях.

1.Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что

2.Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы

3. Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми,

определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.

5. Обсуждение результатов.

6. Определение перспектив проектирования.

Формы и методы реализации проекта:

Раздел программы Виды детской деятельности

Речь и речевое развитие

«Мой город на Каме»

«По улицам города»

«Район детского сада как часть города»

«Растительный мир родного края»

«Животный мир Прикамья»

«Наша Кама велика, широка и глубока»

• «Писатели Пермского края

2.Составление описательных и творческих рассказов на тему:

«Город, в котором я живу»

«Я и моя семья»

«Профессии родителей»

Читайте также:
Формирование представлений об ударении у детей

3.Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Пермь.

4. Составление кроссвордов о птицах,растениях:

5. Чтение художественной литературы.

6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу – время, потехе – час».

7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

8. Заучивание стихов.

9. Литературный праздник, посвящённый творчеству

Е. Пермяка и Е. Трутневой.

1.Оформление игротеки дидактических игр:

«С какого дерева лист?»

«Найди животных нашего края»

«Заселим реку Каму»

• Лото «Где это сделано?»

• Домино «Люби и знай свой Пермский край»

«Между двух вокзалов»

2. Сюжетно –ролевые игры:

• Магазин «Сувениры Прикамья», «Пермские конфеты»

• Экскурсия по городу

3. Игры народов Прикамья.

«Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке, тематическое оформление зимних и летних участков)

• Конкурс на лучшую кормушку для птиц;

• Конкурс семейных работ «Осенняя пора- очей очарование»;

Задание на лето: собрать гербарий растений Прикамья и природный материал.

• Привлечение детей родителями для труда на даче.

• Поделки из природного материала

• Изготовление макетов зданий города

Изобразительная деятельность Рисование:

«Животные, птицы, растения Перми»

«Улицы родного города»

«Любимое место в моём городе»

Лепка животных (лось, медведь, бобр, птиц (цапля, снегирь, клёст).

Конструирование (бросовый материал): «Национальная кукла из ниток», макет перекрёстка ДКЖ.

Строительный материал: здания города.

Здоровье и физическое развитие Беседы:

«Полезные привычки»

«Точечный массаж»,

«Лечебный чай»

• Альбом «Поделись опытом семейного отдыха»

• Спортивные праздники, развлечения

• Беседа о климатических условиях города, области.

• Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

• Составление экосказки о городе Перми, реке Каме.

• Мероприятия по охране окружающей среды.

• Викторина «Что я сделал для родного города» (Чистота, уют).

• Экскурсии в лес;

• Экскурсии по родному городу;

• Посещение выставок художников города, края с родителями;

• Экскурсия в библиотеку ДКЖ;

• Экскурсия в краеведческий музей;

• Организация уголка краеведения в группе.

• Встреча с пермским художником-кукольником Анохиной

• Разучивание стихов и песен о Перми и Каме

• Оформление музыкального уголка в русских традициях

• Прослушивание песен об Урале и городе Перми

• Концерты фолк-шоу группы «Пермские скоморохи»

• Оформление стенда «Песни и стихи о г. Пермь»

Взаимодействие с родителями

• Досуг с родителями «Бабушка –загадушка в гостях у детей» (загадки о животных Урала)

• Досуг «Встреча с бабушкой» (к месячнику пожилого человека)

• Фотоальбомы «Как я отдыхал на реке Каме»

• Фотоальбом «Моя семья»

• Фотоальбом «Профессии родителей»;

• Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»

• Помощь в организации экскурсий

• Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.

«Родной город». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с интеграцией образовательных.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Город мечты» Цель: Формировать умения, связанные с художественно-образным отображением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.

Конспект занятия «Моя малая Родина. Пермь-мой родной город» Возраст группы: подготовительный Цель: Воспитание любви и уважения к малой родине, гордости за её достижения Программное содержание: Обогащать.

Краткосрочный патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» Актуальность темы: Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Очень важно, чтобы ребенок.

Патриотический проект «Город Шебекино — МОЙ ЛЮБИМЫЙ Город» для детей старшего дошкольного возраста Проект: долгосрочный, групповой, творчески – поисковый. Сроки реализации: 2015 – 2016 учебный год Актуальность проекта: В последнее время.

Патриотический проект «На страже Отечества» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: в современном мире защита Отечества актуальна как никогда, так как многие страны настроены на передел существующих государств.

Проект «Наш город» (для детей среднего дошкольного возраста) Проект: «Наш город» (для детей среднего дошкольного возраста) Тип проекта: творческий Участники проекта: младшая группа,воспитатель средней.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город Наро-Фоминск» ПРОЕКТТема: «Мой любимый город Наро – Фоминск» «Для того, чтобы патриотизм был крепким,непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви к.

Проект «Волгоград-наш любимый город!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Автор- разработчик: Куцина Татьяна Николаевна-воспитатель первой квалификационной категории; Участники проекта: Воспитатели, дети среднего.

Социально-патриотический проект «Никто не забыт и ничто не забыто» для старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 комбинированного вида. Социально-патриотический проект.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: