Рабочая программа по логопедии для 1-7 классов коррекционной школы

Рабочая программа по логопедии на 2017-2018 учебный год для учащихся 1-7 классов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат VIII вида №71»

Зам. директора по УВР Директор

«___»_________________2017 г. «___»_________________2017 г.

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

для учащихся 1-7 классов

1. Пояснительная записка 3

2. Организация и проведение логопедических занятий 12

3. Контакт логопеда с учителями и другими специалистами 13

5. Учебный план 14

6. Календарно-тематическое планирование 18

7. Литература 37

Пояснительная записка к программе

для специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа логопедической коррекции составлена с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 1-2 классах-3часа в неделю, в 3 классе отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю.

Развитие речи обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью. Они устраняются с большим трудом, сохраняются вплоть до старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Логопедическая работа ведется в течение 7 лет обучения.

В связи с этим коррекционная логопедическая работа распределяется на 3 этапа:

1. Работа над звуковой стороной речи.

2. Работа над грамматическим и лексическим строем речи на уровне слова и предложения.

3. Формирование устной и письменной связной речи (пересказы разных видов, составление рассказов, написание изложений).

Программа состоит из следующих разделов:

коррекция звукопроизношения; коррекция фонематических процессов; коррекционная работа на лексическом уровне; коррекционная работа на синтаксическом уровне; совершенствование связной речи;

Коррекция звукопроизношения проводится в 1 классе и состоит

из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

Коррекционная работа на фонематическом уровне продолжается во 2-3 классах. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твердых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, а также устранение оптической дисграфии.

Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 3-5 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Слова-предметы»,

На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа, проводимая в 3 классе: «Согласование слов в числе», «Согласование слов в роде»; «Словосочетания, образованные по способу управления» (4 класс), «Безударные гласные в корне слова» (5 класс), «Словосочетания и предложения, образованные по способу управления» (6 класс).

Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом (5 класс), все виды пересказа (6 класс), составление рассказов и сочинений (7 класс).

(рабочая программа рассчитана на 3 ч. в неделю, 99 ч. в учебный год)

Основной задачей логопедических занятий в первом классе является помощь в овладении навыками чтения и письма, так как они составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие усвоения школьной программы умственно отсталым ребенком, его социальной адаптации.

Вторая задача – развитие устной речи учащихся путем пополнения и активизации словарного запаса.

Третья задача – коррекция нарушений познавательной деятельности.

Начинается работа с формирования первоначальных представлений о слове и предложении. Детям с системным нарушением речи легче всего выделить из речи «слово» как самостоятельную единицу путем сопоставления настоящего предмета и его названия (слова). Затем слова объединяются в предложения. К тому же при анализе слова легче можно выделить звук.

При развитии фонематического слуха большое значение отводится обучению звуковому анализу (выделению из слова отдельных звуков и установлению их последовательности), так как этот навык является определяющим при овладении письмом и чтением. Подобная работа проводится и при слоговом анализе и синтезе.

Первоклассники осваивают понятия гласных и согласных звуков, учатся правильно их произносить и различать их в слове; выделять мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки. Учащиеся получают основы фонематического принципа написания слов: соотнесения звука и буквы, обозначение мягкости/твердости согласных на письме буквами.

Зачем людям речь. Знакомство с органами речи.

Предварительный этап. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания.

Формирование первичных представлений о слове и предложении. Понятие о слове. Слово и предмет. Предложение.

Развитие фонематического анализа и синтеза. Формирование представлений о звуках. Дифференциация звуков по высоте, тембру, громкости. Определение количества и последовательности звуков. Различение слов, сходных по звуковому составу. Гласные и согласные звуки. Выделение первого звука в слове, последнего звука в слове. Определение местоположения звука в слове.

Читайте также:
Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре

Развитие слогового анализа и синтеза. Деление слов на слоги и составление слов из слогов. Подсчет количества звуков в слогах и количества слогов в слове. Порядок слогов в слове. Слогообразующая роль гласного.

Итог работы – программа дальнейшей логопедической коррекции.

Определить звуки по беззвучной артикуляции. Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными согласными. Чтение слов, запись слов под диктовку, преобразовать слоги, заменить один звук другим. Определить место звука в словах.

Программа рассчитана на групповые и индивидуальные занятия.

Использование наглядных пособий:

Буквы и их символы. Слоги. Схемы слов для звукового анализа. Слоговые схемы слов. Конструктор «Развитие». Кассы букв и слогов.

(рабочая программа рассчитана на 3 ч. в неделю, 102 ч. в учебный год)

Основной задачей логопедических занятий во втором классе является дальнейшая помощь в овладении навыками чтения и письма. Повторение изученного в 1 классе:

    развитие анализа структуры предложения; развитие слогового анализа и синтеза; развитие фонематического анализа и синтеза;

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация звуков В-Ф в слогах, словах, предложениях и тексте. Дифференциация звуков С-З в слогах, словах, предложениях и тексте.

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях и тексте.

Дифференциация звуков П-Б в слогах, словах, предложениях и тексте.

Дифференциация звуков К-Г в слогах, словах, предложениях и тексте.

Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях и тексте.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака. Обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда.

Проводится работа по предупреждению оптической дисграфии.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов, логопедический утренник.

Определить звуки по беззвучной артикуляции. Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными согласными. Чтение слов, запись слов под диктовку, преобразовать слоги, заменить один звук другим. Определить место звука в словах. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова. Сравнить звучание слов-паронимов, найти их отличия. Игра в лото. Сравнение образца буквы с наложенным и зашумленным изображением. Отличать правильное изображение буквы на карточке от зеркального. Диктанты. Вставка пропущенных букв в словах. Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.

Программа рассчитана на групповые занятия.

Использование наглядных пособий:

1. Образцы букв с наложенным и зашумленным изображением.

Правильное изображение буквы на карточке и зеркальное. Схемы слов для звукового анализа. Слоговые схемы слов. Дифференциация акустически сходных звуков – слоговые таблицы, лото на соответствующую пару звуков, предметные картинки к словам-паронимам, карточки с напечатанными словами, текстами, в которых пропущены изучаемые буквы.

(рабочая программа рассчитана на 4 ч. в неделю, 136 ч. в учебный год)

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем), учатся различать оппозиционные согласные, упражняются в определении ударных гласных.

В разделе лексики и морфологии дается понятие о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях (без общепринятого называния частей речи). Учащиеся тренируются различать их, задавая вопросы, и согласовывать. Даются элементарные понятия о роде и числе. Работа ведется в контексте определенных тем (фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие животные, транспорт и т. д.).

Повторение изученного во 2 классе:

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Непарные твердые (ж, ш, ц, ) и мягкие (ч, щ, й) согласные.

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Дифференциация звуков Л-ЛЬ, Н-НЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, Р-РЬ в конце и в середине слова.

Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж, С-Ц, Ч-Ш, Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ в слогах, словах, предложениях, в тексте.

Разделительный мягкий знак.

Слова-предметы, слова-признаки, согласование существительных с прилагательными в роде и числе, слова-действия, согласование существительных с глаголами в роде и числе.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов. Приемы работы:

Повторение слоговых рядов, записывание слогов на двух строчках. Чтение слов, запись слов под диктовку, преобразовать слоги, заменить один звук другим. Определить место звука в словах. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова. Сравнить звучание слов-паронимов, найти их отличия, подобрать соответствующую картинку. Игра в лото. Диктанты. Вставка пропущенных букв в тексте. Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком. Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.

Программа рассчитана на групповые занятия.

Использование наглядных пособий:

Дифференциация акустически сходных звуков – слоговые таблицы, лото на соответствующую пару звуков, предметные картинки к словам-паронимам, карточки с напечатанными словами, текстами, в которых пропущены изучаемые буквы. Предметные картинки по темам. Разделительный мягкий знак – слоговые таблицы.

(рабочая программа рассчитана на 3 ч. в неделю, 102 ч. в учебный год)

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Космос’

Основной задачей логопедических занятий в четвертом классе является продолжение работы по развитию грамматического строя речи.

Во-вторых, продолжается работа по расширению и активизации словаря.

Третьей задачей остается коррекция нарушений познавательной деятельности.

При развитии фонематического слуха упражняются в умении различать твердые/мягкие согласные.

В разделе лексики и морфологии продолжается работа со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Учащиеся получают представления о связи слов в предложении, об изменении слов по числам, падежам.

В четвертом классе начинается этап формирования грамотного письма на основе морфологического принципа русской орфографии. Вводится понятие приставки, обращается внимание на написание наиболее часто употребляемых из них. Вводится понятие «предлог» и проводится дифференциация приставок и предлогов на практическом материале.

Повторение изученного во 2- 3 классах:

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.

Разделительный мягкий знак.

Предлоги простые и сложные: НА, ПОД, В, ЗА, К, ОТ, ПО, ИЗ, С, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ.

Предметы, действия, признаки. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа, в различных косвенных падежах, согласование и управление.

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов. Приемы работы:

Диктанты. Вставка пропущенных предлогов в тексте. Дополнение предложений пропущенным словом в нужном роде, числе, падеже. Распространение предложений.

Программа рассчитана на групповые занятия.

Использование наглядных пособий:

Схемы предлогов. Сюжетные картинки к теме «Предлоги». Карточки для индивидуальной работы по теме «Суффиксы», «Приставки».

(рабочая программа рассчитана на 3 ч. в неделю, 102 ч. в учебный год)

Основной задачей логопедических занятий в пятом классе является формирование грамотного письма на основе морфологического принципа русской орфографии. В этом разделе дается понятие однокоренных и родственных слов, а также морфологический состав слова. Особое внимание уделяется правописанию безударных гласных в корне слова.

Во-вторых, продолжается работа по активизации словаря. В плане лексической работы проводится знакомство с антонимами, синонимами, упражнение в их дифференциации. Со словами каждой лексической группы составляются предложения, уточняется их смысловое значение.

Третья задача – развитие грамматического строя речи. Учащиеся закрепляют знания о связи слов в предложении, учатся изменять слова по числам, падежам и родам, усваивают различные способы словообразования.

Четвертой задачей остается коррекция нарушений познавательной деятельности.

Повторение изученного в 4 классе:

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Однокоренные и родственные слова. Выделение в группе родственных слов главного слова. Исключение «лишнего» слова из группы родственных слов. Группировка родственных слов. Образование родственных слов по данному образцу.

Безударные гласные в корне слова. Правописание слов с корнями:

– ВОД-, – ЛЕС-, – ЛИС-, – МЕР-, – МИР-, – СЕД-, – СИД-, – ПЕ-, – ПИ-, – ВЕ-,

-ВИ-, – ЛЕЗ-, – ЛИЗ-, – ПЕШ-, – ПИШ-, и т. д.

Однозначные и многозначные слова.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов, грамматических заданий.

Диктанты. Вставка пропущенных букв в корне слов. Замена слова синонимом.

Программа рассчитана на групповые занятия.

Использование наглядных пособий:

Карточки с родственными словами. Сюжетные картинки к теме «Предлоги». Карточки для индивидуальной работы по теме «Безударные гласные в корне слова» Предметные картинки по темам: «Антонимы», «Синонимы», «Многозначные слова».

(рабочая программа рассчитана на 2 ч. в неделю, 68 ч. в учебный год)

Основной задачей логопедических занятий в шестом классе является работа над формированием устной и письменной монологической речи, так как именно в связном высказывании проявляется уровень овладения словарным запасом, грамматическим строением, нормами речи в целом. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Учащиеся анализируют с помощью логопеда содержание прочитанного материала, учатся располагать его в нужной последовательности, выполняют задания по пересказу текста по вопросам, опорным словам и картинкам, предложенному и самостоятельно составленному плану. Устные виды работ необходимо чередовать с письменными, для определения результатов деятельности и осуществления контроля, исправления недостатков в построении высказываний.

Повторение раздела грамматики и синтаксиса. Предложения и словосочетания (согласование и управление).

Пересказы. Пересказ по вопросам, по опорным словам и предметным картинкам, по данному плану, по составленному плану. Самостоятельный выбор помощи при пересказе. Пересказ краткий, выборочный, творческий.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение грамматических заданий.

Распространение предложений. Составление сложных предложений из простых. Разделение сложных предложений на простые. Диктанты.

Программа рассчитана на групповые занятия.

Использование наглядных пособий:

2. Предметные картинки.

3. Репродукции картин.

(рабочая программа рассчитана на 2 ч. в неделю, 68 ч. в учебный год)

Основной задачей логопедических занятий в седьмом классе является продолжение работы по формированию устной и письменной монологической речи. После освоения различных видов пересказа переходят к составлению собственных рассказов. В планировании даны примерные названия и темы рассказов, так как этот материал может подбираться логопедом исходя из конкретных особенностей, уровня развития и интересов детей данного класса.

Читайте также:
Конспект занятия на тему Транспорт + Презентация

Составление рассказа по данным вопросам, по серии картинок.

Составление рассказа по сюжетным картинкам и готовому плану. Самостоятельное составление плана к рассказу по сюжетной картинке и составление рассказа по нему.

Составление рассказа на заданную тему по опорным словам.

Составление рассказа-описания на заданную тему.

Рабочая программа логопедических занятий 7 класса специальной (коррекционной) школы.

Логопедическая работа в школе специальной коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержимое разработки

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Специальная коррекционная школа-интернат р.п. Квиток»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на педагогическом совете заместитель директора директор школы

протокол №____от_____ по УВР__________С.В. Тынина ______________П.Д. Маслий

________ _________2016 г. _____________________2016 г. ____________________2016 г.

Рабочая программа

по предмету (курсу и т.д.): Логопедия

класс: 7 класс специальной (коррекционной) школы

кол-во часов: 68 часов в год

учитель-логопед: Ситникова Марина Николаевна

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Логопедическая работа в школе специальной коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:

– недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

– аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

– нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Методологические и теоретические основы программы

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для воспитанников 7х классов специальной (коррекционной) школы» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

– системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного, своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при разработке программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

Цели и задачи программы

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи воспитанников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.

Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Организация работы по программе

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из воспитанников одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с группой 7 класса проводятся 2 раза в неделю.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Читайте также:
Взаимодействие педагогов группы в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 7 классе лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.

В структуру занятия могут входить:

– упражнения для развития артикуляционной моторики;

– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

– коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

– формирование фонематических процессов;

– работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

– работа над предложением, текстом;

– обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Содержание изучаемого курса

7 класс (68 часов)

Обследование – 4 часа.

Гласные первого и второго ряда – 8 часов.

Дифференциация звонких и глухих согласных – 17 часов.

Адаптированная рабочая учебная программа по логопедии специальной (коррекционной) школы-интерната, 1 класс

Адаптированная рабочая учебная программа

по логопедии

на 2018-2019 учебный год

Составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, М: Просвещение, 2010г.

Программу составила: учитель – логопед М.А.Гузий

(Ф.И.О. учителя (учителей), составившего (их) рабочую программу)

г. Железноводск

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа

  • Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, М: Просвещение, 2010г.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.

«Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения», Малофеев Н.Н.

4. Учебного плана ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1» .

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу в школе.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи различной степени тяжести, для которого характерно:

– недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

– аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

– нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточнаясформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

В данной программе отражён системный подход, который определяет содержание коррекции нарушений речи у обучающихся воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья.

Основанием для программы послужила программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ под редакцией: В.В.Воронковой, М. «Владос» 2000год.

Цели и задачи программы

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи воспитанников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

-развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

-создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

-создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.

-обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

-создание коррекционных условий для развития познавательных функций и личностных особенностей;

-развитие произвольного внимания;

-развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесной логической памяти;

-развитие речевого внимания;

-развитие мышления, формирование мыслительных процессов и операций;

-воспитание речевой и мыслительной активности;

-развитие и совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-совершенствование имеющейся у обучающихся воспитанников речи;

-практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-овладение фонетическим строем языка, воспитание артикуляционных навыков, коррекция звукопроизношения, овладение звука- слоговой структурой, формирование фонематического восприятия.

-обучение грамоте, формирование звукобуквенного анализа;

-развитие связной речи.

Программа включает в себя разделы:

1) коррекция звуковой стороны речи;

2) формирование лексико-грамматического строя.

В основе системы занятий по данной программе лежит комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развитию фонематического, лексического, грамматического строя речи как основы связанного высказывания. Ведущим принципом планирования занятий является взаимосвязь собственно речевых задач с коррекционными и воспитательными.

Читайте также:
Как помочь детям с нарушением письма и чтения - семинар-практикум для учителей начальных классов

Решение речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование её грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи и др. – осуществляется через постепенное изложение заданий от занятия к занятию.

Предварительный этап устранения нарушений звукопроизношения является более продолжительным и характеризуется качественно иным содержанием. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Учитывая особенности просодических компонентов речи обучающихся воспитанников с ОВЗ, на этом этапе проводится работа и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Обучение обучающихся воспитанников в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – подготовку к овладению грамотой в объёме, предусмотренном программой для коррекционной школы.

В первую очередь с помощью специальных приёмовисправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью обучающиеся воспитанники привлекается к различию между твёрдыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова.

При разработке методики работы по данной программе материал подбирался с учётом перечисленных задач, т.е. в процессе развития звукопроизношения одновременно, и на том же звуковом материале планируется упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова, в письме и чтении.

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются. В тоже время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения. В работе по обогащению словарного запаса большое внимание уделяется предикативному словарю (глаголы, прилагательные, числительные).

Формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

1) формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;

2) совершенствование навыков словоизменения и словообразования;

3) совершенствование связной речи.

В процессе работы по развитию навыков словоизменения и словообразования обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного. Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.

Развитие связной речи осуществляется в процессе и на основе всех перечисленных выше направлений работы: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. С этой целью в занятия включены упражнения на рассматривание и описание предметов, совместное рассказывание, повторение текста. Система логопедической работы по формированию связной речи предусматривает постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетно-ролевых картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный пересказ.

Программа составлена с учётом умственных и возрастных возможностей обучающихся воспитанников. Частая повторяемость тем, но с включением элементов новизны. Это связано со слабой памятью, быстрой утомляемостью учащихся. Темы, включённые в программу, рассчитаны на более длительные сроки, т.к. нарушения речи у таких воспитанников носят стойкий характер.

Используется максимальная наглядность: схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, технические средства обучения. Лексический материал подобран с учётом умственного и речевого развития. В процессе работы по данной программе осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка.

Таким образом, выполняется основная задача логопедической работы в коррекционной школе: практическое овладение русским языком.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи обучающихся воспитанников с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов.

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из воспитанников одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 20-30 минут.

Занятия с группой 1 класса проводятся 2 раза в неделю.

Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Читайте также:
Логопедическое занятие на тему ‘Добротой себя измерь’, 2 класс

В структуру занятия входит:

– упражнения для развития артикуляционной моторики;

– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

– коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

– формирование фонематических процессов;

– работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

– работа над предложением, текстом.

– обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

С одержание рабочей программы

Звуковая сторона речи

-развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания;

-постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структур;

– последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте);

-развитие фонематических процессов;

-формирование прочных звукобуквенных связей;

-понятия «звук» и «буква». Алфавит;

-звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных;

– разделительный ь перед гласными е, ё, и, ю, я .(Смягчающая роль ь);

– различение шипящих ч, щ, ж,ш (сочетание и правописание гласных с шипящими);

-согласование звонкие и глухие (правописание на конце и в середине слова з-с, б-п, в-ф, г-к);

-дифференциация звонких и глухих согласных.

различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных в корне. Проверка

правописания путём изменения формы слова;

– родственные слова. Корень слова;

– различение букв по кинестетическому сходству и оптическому (б-д, р-п, х-ж, т-п, л-м).

Лексика- грамматическая сторона речи.

-название предметов и явлений;

– расширение круга собственных имён;

– сравнение предметов, их классификация;

– слова, обозначающие действие предметов;

-умение находить в тексте слова, обозначающие действия предметов;

-практическое усвоение согласование прилагательных с существительными;

-обогащение словаря (согласно развитию детей);

-употребление в речи простых предлогов;

-простое распространённое предложение. Установление связи между словами в предложениях по вопросам;

-составление и запись рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и подробному вопроснику, восстановление несложного дифференцированного текста по вопросам.

Вся работа ведётся на лексическом материале:

Времена года, сад, осень, овощи, фрукты, ягоды, село, поле, огород, инвентарь, комната, мебель, посуда, одежда, обувь, комнатные растения, деревья, дикие птицы, птицы перелётные, птицы зимующие, насекомые, домашние птицы, зима, зимние забавы, зимняя обувь, зимний лес, дикие животные, домашние животные, семья, профессии, орудия труда, транспорт, школа, класс, школьные мастерские, инструменты, весна, праздники.

Виды и формы организации учебного процесса:

Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Занятия : традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала), нетрадиционные занятия (экскурсии, викторины, утренники и т.д.)

Формы работы на занятии : групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения : игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.

Виды и формы контроля:

При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.

Методы контроля : устный опрос, письменные работы.

Коррекционная работа.

включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

· развитие мелкой моторики и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция – развитие памяти;
· коррекция – развитие внимания;
· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
· развитие умения сравнивать, анализировать;
· развитие умения выделять сходство и различие понятий;
· умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
· умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование умения преодолевать трудности;
· воспитание самостоятельности принятия решения;
· формирование адекватности чувств;
· формирование устойчивой и адекватной самооценки;

· формирование умения анализировать свою деятельность;
· воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
· развитие фонематического восприятия;
· коррекция нарушений устной и письменной речи;
· коррекция монологической речи;
· коррекция диалогической речи;
· развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Читайте также:
Биоэнергопластика - нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Информация о количестве учебных часов.

Рабочие программы для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52] Презентации для логопеда [99]
Разное для логопеда [16] Рабочие программы для логопеда [10]

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
 предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
 преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
 создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
 формирование элементарной лингвистической компетенции.

Рабочая программа по логопедии для детей с легкой умственной отсталостью 1-7 классы

Автор материала: Силина Ольга Владимировна

Описание документа:

Как и любая программа, «Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся по адаптированным программам для детей с легкой умственной отсталостью имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

– системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

– реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

– деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

– индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

– системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в С(к)ОУ 8 вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

Рабочая программа составлена на основе:

· Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

· Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004

Читайте также:
Логопедические комментарии к оформлению речевых карт

· Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.

· Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.

· Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.

· Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:

-Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

-Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983

-Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .

Содержимое документа:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Браженская средняя общеобразовательная школа»

Заместитель директора по УВР Директор школы:

____________ З.В.Жиганова _________________ Л.И.Лебедева

Приказ № 354 от 28.08.2014 г.

Рабочая учебная программа

в специальных (коррекционных) общеобразовательных классах VIII вида

  • Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», .
  • Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.
  • Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
  • Зубарева Л.В.. Коррекция письма на уроках 1-4 классы. Практические и тренировочные упражнения. Волгоград: Учитель, 2007г.
  • Зубарева Л.В.. Коррекция письма на уроках 1-2 классы. Практические и тренировочные упражнения. Волгоград: Учитель, 2006г.
  • Уфимцева Л.П, А.А. Самодурова, Н.А. Семенайт. Оптимизация обучения детей с нарушением интеллекта навыкам письма и чтения на основе принципа природосообразности. Красноярск, 1999г.
  • Мещерякова.Н.П., Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. Коррекция письменной речи в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2009г.
  • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М: ВЛАДОС, 2004г.
  • Брюховских Л.А. Формирование приемов мануального моделирование предлогов у детей с умственной отсталостью. Красноярск, 2009г.

Учитель: Силина О.В.

Год составления программы: 2014 год

1.Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета (в соответствии со стандартом)

Логопедическая работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальных коррекционных классов за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства обучающихся носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

– недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

– аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

– нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи ( в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

2.Общая характеристика предмета (курса)

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов с(к)ОУ 8 вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

– системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

– реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

– деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

– индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

– системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в С(к)ОУ 8 вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

Рабочая программа составлена на основе:

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., .

Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», .

Читайте также:
Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений

Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.

Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.

Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:

-Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

-Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983

-Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .

3.Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на общее по календарному графику количество учебных часов в год:

1 класс –136 часа ( 4 часа в неделю) – 121 час (15 часов логопедическое обследование)

2 класс – 138 часов (4 часа в неделю) – 123 часа (15 часов логопедическое обследование)

3 класс – 138 часов (4 часа в неделю) – 128 часов (10 часов логопедическое обследование)

4 класс – 103часа (3 часа в неделю) – 93 часа (10 часов логопедическое обследование)

5 класс – 104 часа (3 часа в неделю) – 94 часа (10 часов логопедическое обследование)

6 класс – 69 часов (2 часа в неделю) – 59 часов (10 часов логопедическое обследование)

7 класс –69 часов (2 часа в неделю) – 59 часов (10 часов логопедическое обследование)

Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:

ликвидировать проявления речевой патологии;

содействовать усвоению программы по родному языку;

сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;

сформировать когнитивные и общеучебные навыки.

5.Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса). ОУУ.

Выделять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции. Различать гласные и согласные звуки и буквы. Правильно обозначать буквы на письме. Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком.

Обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных позициях. Проводить слоговый анализ, выделять ударный слог, переносить слова по слогам. Проводить звуко-буквенный анализ доступных слов. Правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Активизировать через речевую практику усвоенную лексику.

Понимать, подбирать и называть слова, обозначающие название предметов, их признаки, действия. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать новые слова (практические навыки). Понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы речи. Усвоить понятие предложения из двух или нескольких слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Составлять модель простого двусоставного предложения. Уметь распространять предложение по моделям и вопросам. Правильно оформлять предложение на письме (большая буква в начале, точка – в конце). Пересказывать сказку, рассказ. Составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.

Готовить свое рабочее место и материал к занятию. Убирать рабочее место по окончании занятия. Воспринимать инструкции педагога и действовать последовательно по их выполнению.

Уметь выделять главное. Вести учебный диалог. Отвечать на вопросы полным предложением. Выполнять обязанности дежурного.

Знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Роль звуков в различении слов. Правильно произносить слова различной звуко-слоговой структуры, знать правила орфоэпии (на материале изученных слов).

Делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам. Различать твердые и м.

Рабочие программы для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52] Презентации для логопеда [99]
Разное для логопеда [16] Рабочие программы для логопеда [10]

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Читайте также:
Автоматизация звука (p) на материале лексической темы 'Транспорт' - конспект подгруппового логопедического занятия

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
 предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
 преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
 создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
 формирование элементарной лингвистической компетенции.

Рабочие программы для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52] Презентации для логопеда [99]
Разное для логопеда [16] Рабочие программы для логопеда [10]

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
 предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
 преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
 создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
 формирование элементарной лингвистической компетенции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: