Рабочая программа по коррекции ОНР у учащихся 1 классов

Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 классов

Пояснительная записка

Программа логопедической работы с учащимися 1 классов с общим недоразвитием речи разработана на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Характеристика учащихся с общим недоразвитием речи Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В структуру дефекта входит :

  1. Дефектное произношение звуков. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).
  2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе. Учитывая структуру речевого дефекта, были определены цель и задачи данной программы.

Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.

Задачи программы:

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза
  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи
  • формирование связной речи
  • развитие неречевых психических процессов:
  • развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики
  • совершенствование зрительного анализа и синтеза
  • развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания
  • расширение объема зрительной и слуховой памяти
  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений
  • способность к запоминанию, способность к переключению внимания
  • воспитание навыков и приемов самоконтроля
  • формирование познавательной деятельности
  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.

В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.

Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи.

Этапы занятий предполагают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д.

Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.

Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).

Программа рассчитана на проведение трех занятий в неделю (всего 87 часов, 29 учебных недель) с определённым количеством детей в группах (3-5 человек). Учитывая особенности контингента обучающихся образовательного учреждения, предполагается смешанный состав групп для проведения логопедических занятий. В группы 1 класса включаются дети с общим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Для обучающихся, нуждающихся в коррекции звуко-произносительной стороны речи организуются дополнительные индивидуальные занятия.

Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи, и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку.

Читайте также:
Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие речи как явление национальной культуры;
  • понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

Артикуляторные:

  • хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
  • выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем.

«Предложение и слово» (25 часов). Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений.

Группы слов: слова-предметы, их действия, признаки. Разграничение слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование прописной буквы в именах собственных.

Дифференциация предлогов. Использование их в устной и письменной речи. Раздельное написание предлогов.

«Связная речь» (7 часов). Формирование связной монологической речи путем обучения пересказу различных текстов.

«Звуковой состав слова» (18 часов). Звуки русского языка: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я. Приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Представление о слогообразующей роли гласных.

«Слог. Ударение» (8 часов). Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Гласные ударные и безударные.

Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.

«Парные согласные звуки и буквы» (18 часов). Парные и непарные звуки русского языка. Изучение букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости звонкости согласные – Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш; характеристика их сходства и отличий, артикуляторные особенности.

«Дифференциация звуков по акустическому сходству» (5 часов). Звуки, сходные по звучанию и произношению (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч). Анализ всех акустических признаков звуков. Узнавание согласного звука в начале слова, в конце слова, в середине слова.

«Дифференциация букв по кинетическому сходству» (5 часов). Буквы, сходные по начертанию первого элемента (б-д, а-о, и-у и другие на выбор логопеда). Анализ состава и структуры графического знака, синтез его элементов. Формирование зрительно- пространственного гнозиса.

«Закрепление» (1 час). Повторение всего изученного за год.

Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятия ряда оздоровительных приемов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

  • обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
  • создание материально- технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, трудовых и др. умений и т.п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и др.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска
  • кассы букв и слогов
  • наборы сюжетных картинок
  • материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.)
  • лента букв и звуков
  • плакат «Алфавит»
  • звуковые профили (альбом)
  • демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат»
  • Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1,2», Москва, «Владос», 2013
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Москва, «Сфера», 2007
  • Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», Москва, «Просвещение», 1999г.», Москва, «Владос», 2006
  • Козырева Л.М . Тетради для логопедических занятий. Ярославль, «Академия развития» 2000
  • Мисареноко Г.Г. «Русский язык. Закрепляем трудные темы. 1 класс», Москва, «Эксмо», 2013
  • Мисаренко Г.Г. «Обучение фонематическому анализу в 1 классе», Москва, Сфера, 2008
  • Невская В.П. «Речевые игры и упражнения», Москва, Сфера,2013
  • Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», «Владос», 1997
  • Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. «Профилактика и преодолени трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие»,Москва, В.Секачев, 2013
  • Ястребова А.В. «Коррекция и нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, «Просвещение»,1984
  • «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. Москва, 1996

Технические средства обучения:

  • Персональный компьютер
  • Принтер
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематики программы.

На заседании ГМО
Учителей- логопедов
Протокол №____
От «___»___________20____г.
Рук. ГМО___________Ц.А. Бариньяк

Календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по курсу «Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников» для обучающихся 1-го класса общеобразовательного обучения
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
raboch.progr_.-onr.docx 40.2 КБ

Предварительный просмотр:

НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

На МС Зам.директора по НРМ Директор школы

Протокол №___от____2016г. ________ ________/Белкина А.В.

по курсу «Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников»

для обучающихся 1-го класса общеобразовательного обучения

Учитель-логопед 1 квалификационной категории

на 2016-2017 уч.гг.

Пояснительная записка. Актуальность.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании», с учетом «Стратегии развития образования ХМАО – Югры до 2020 года», АООПНОО для обучающихся с ТНР. Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» /под редакцией АВЯстребова, Т.Б.Бессоновой-М.,1996г. По результатам логопедического обследования детей, поступивших в 1-ые классы, ежегодно выявляется от 33 до 50% учащихся с речевыми нарушениями. Из этой группы детей-логопатов наибольшую группу (в среднем 40-48%) составляют школьники с логопедическим заключением ОНР -3 уровня (общее недоразвитие речи). Для общего недоразвития речи (или по-другому –системного недоразвития речи) характерно недоразвитие всех структурных компонентов. Если таким детям не будет своевременно оказана логопедическая помощь, они в дальнейшем не смогут полноценно овладеть грамотой, вследствие чего возникают вторичные нарушения речи (дисграфия, дислексия), а также дизорфография.

Дисграфия-частичное специфическое нарушение процесса письма, дислексия- частичное специфическое нарушение процесса чтения, дизорфография-неумение применять правила правописания.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального школьного образования в разделе требований к метапредметным результатам освоения программы перечислен ряд требований:

развитие коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных сфер. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений, таким образом возникла необходимость реализация проекта программы по коррекции и развитию устной и письменной речи школьников с ОНР-3 уровня.

Проект программы составлен на основе программы Филичивой Т.Б., Чиркиной Г.В.,Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»

В проекте рабочей программы определены целевые ориентиры, основные задачи на осуществление коррекции речии формирование УУД.

Цель программы . Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы . Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

  1. устранение дефектов звукопроизношения;
  2. формирование фонематических процессов;
  3. уточнение и расширение лексического запаса;
  4. формирование грамматического строя речи;
  5. формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  1. активизация речевой деятельности учащихся;
  2. развитие коммуникативных навыков;
  3. формирование просодической стороны речи;
  4. активизация внимания, памяти, мышления;
  5. развитие мелкой пальцевой моторики;
  6. развитие языковой интуиции;
  7. индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы . Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала . Программа по коррекции ОНР III –IV уровня рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

С 15 сентября до начала третьей четверти (18 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 36 занятий (часов), занятия проводятся 2 раза в неделю.

С начала третьей четверти до 15 мая (11 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 22 занятий (часов), занятия проводятся два раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 58 занятий (часов) (29 недель).

В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 3 часа в неделю.

С 15 сентября до середины третьей четверти (19 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 57 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

С середины третьей четверти до 15 мая (10 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 30 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 87 занятий (часов) (29 недель).

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д.

Область применения программы . Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения ОНР, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:

  • фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.;
  • для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год;
  • фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

  1. строение артикуляционного аппарата;
  2. акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
  3. о значении правильного дыхания;
  4. основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

  1. четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  2. называть отличия гласных и согласных звуков;
  3. правильно обозначать звуки буквами;
  4. производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
  5. дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
  6. определять место ударения в слове;

К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

  1. значения многих лексических единиц;

Обучающиеся должны уметь:

  1. пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
  2. составлять предложения, пользуясь различными частями речи;
  3. грамматически правильно связывать слова в предложении;
  4. пересказывать текст;
  5. составлять текст на определенную тему.

Рабочая программа по преодолению ОНР для 1 класса

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

  1. устранение дефектов звукопроизношения;
  2. формирование фонематических процессов;
  3. уточнение и расширение лексического запаса;
  4. формирование грамматического строя речи;
  5. формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  1. активизация речевой деятельности учащихся;
  2. развитие коммуникативных навыков;
  3. формирование просодической стороны речи;
  4. активизация внимания, памяти, мышления;
  5. развитие мелкой пальцевой моторики;
  6. развитие языковой интуиции;
  7. индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению ОНР для 1 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов на 2015-2016 учебный год

Разработчик программы

учитель-логопед

Емельяновой Е.В.

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе “Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б. Чиркиной, Г.В. Филичевой.

Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

В настоящее время у некоторых первоклассников общеобразовательных школ к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи (ОНР), является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Кроме того, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) – память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

устранение дефектов звукопроизношения;

формирование фонематических процессов;

уточнение и расширение лексического запаса;

формирование грамматического строя речи;

формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

активизация речевой деятельности учащихся;

развитие коммуникативных навыков;

формирование просодической стороны речи;

активизация внимания, памяти, мышления;

развитие мелкой пальцевой моторики;

развитие языковой интуиции;

индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала. Программа по коррекции ОНР III –IV уровня рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

С 15 сентября до начала третьей четверти (18 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 36 занятий (часов), занятия проводятся 2 раза в неделю.

С начала третьей четверти до 15 мая (11 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 22 занятий (часов), занятия проводятся два раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 58 занятий (часов) (29 недель).

В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 3 часа в неделю.

С 15 сентября до середины третьей четверти (19 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 57 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

С середины третьей четверти до 15 мая (10 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 30 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 87 занятий (часов) (29 недель).

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д.

Область применения программы. Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения ОНР, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:

фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.;

для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год;

фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

строение артикуляционного аппарата;

акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

о значении правильного дыхания;

основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

называть отличия гласных и согласных звуков;

правильно обозначать звуки буквами;

производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

определять место ударения в слове;

К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

значения многих лексических единиц;

Обучающиеся должны уметь:

пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

составлять предложения, пользуясь различными частями речи;

грамматически правильно связывать слова в предложении;

«Коррекция общего недоразвития речи, обусловленное билингвизмом» 1 классы

Рабочая программа учебного курса логопедии для 1 класса с заключением ОНР, обусловленное билингвизмом (далее учебная программа) составлена на основе базисного плана, авторской программы «коррекции общего недоразвития речи 3 уровня, обусловленного билингвизмом» под редакцией Н.А. Румега и методического пособия «Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР» под редакцией Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, 2012 год.
Программа рассчитана на 90 часов (3 часа в неделю).

Содержание рабочей программы направлено на устранение пробелов в звуковой стороне речи ( развитие фонематического слуха, уточнение произношения имеющихся звуков, постановка отсутствующих), а так же в развитии связной речи, лексико-грамматических и смысловых сторон речи.

Данная программа построена на основе системного подхода, а так же с учетом тематики уроков русского языка. Такая координация работы логопеда и учителя способствует более эффективной коррекции недостатков речевого развития учащихся с нарушением интеллекта.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

  1. «Обучение грамоте младших школьников с ЗПР». Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания. Н.Н. Павлушкина, Р.И. Харитонова.
  2. «Рабочая тетрадь по обучению грамоте ребенка с ЗПР». Н.Н.Павлушкина, Р.И.Харитонова
  3. «Развивайся малыш». Сюжетные и предметные картинки по развитию речи. (к системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
  4. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи». Демонстрационный материал. О.С. Яцель
  5. Новикова «азбука быстрого обучения чтению»
  6. Альбом №1 «от звука к букве»
  7. Альбом №2 «от слова к предложению»
  8. Н.Э.Теремкова «домашние логопедические занятия для детей с ОНР 5-7 лет» 4 альбома.

Организация работы по программе

Данная группа сформирована из четырех учеников 1 класса. Все дети цыганской национальности. Дома у всех детей говорят на цыганском языке. Двое из учеников имеют низкий уровень знаний русского языка, двое- средний. Поэтому работа с данной группой требует подбора особого учебно-дидактического материала( большое количество наглядности). На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня, после основных уроков. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 40-45 минут, 3 часа в неделю.

В структуру занятия входит:

– упражнения для развития артикуляционной моторики;
– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
– дыхательная гимнастика;
– коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
– формирование фонематических процессов;
– работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
– работа над предложением;
– обогащение и активизация словарного запаса.

Цель программы: обогащать словарь, развивать связную речь, осуществлять коррекцию дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащихся, развивать лексико-грамматические категории русского языка.

Основные задачи программы:

  1. обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
  2. формирование навыков словообразования и словоизменения;
  3. обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
  4. формирование связной речи;
  5. развитие артикуляционных навыков;
  6. развитие фонематического восприятия;
  7. развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;
  8. формирование навыков общения на русском языке;
  9. воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

    Требования к уровню подготовки учащихся
    Учащиеся должны знать:

– правильное звукопроизношение всех звуков
– звуки и буквы
– слоговой анализ и синтез слов
– различные виды предложений

Учащиеся должны уметь

– выполнять звуко-буквенный анализ слов
– устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове
– пользоваться различными способами словообразования
– владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова
– использовать в речи различные конструкции предложений
– строить связное высказывание, устанавливать логику

Содержание учебного курса

1. Закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях

Звуки и буквы. Звук и буква «А». Школа.Звук и буква «У». Школьные принадлежности. Звук и буква «О». Начало осени(ранняя осень). Звук и буква «Ы». Растения осенью. Звук и буква «И». Животные осенью. Звук и буква «Й». Деревья и кустарники. Буква «Я». Огород. Буква «Е». Овощи в огороде.

Буква «Ё». Цвета предметов. Буква «Ю». Сад. Звук и буква «М». Растения сада. Звук и буква «Н». Фрукты. Звук и буква «С». Овощи-фрукты. Звук и буква «Ш». Конец осени( поздняя осень). Звук и буква «Л». Перелетные птицы. Звук и буква «Р». Дом. Мебель. Звук и буква «З». Семья. Звук и буква «Ж». Зима. Звук и буква «Ц». Домашние животные. Звук и буква «Ч». Дикие животные. Звук и буква «Т». Зимующие птицы.

Звук и буква «Щ». Транспорт. Звук и буква «Х». Праздники. Звук и буква «К». Одежда. Звук и буква «П». Профессии. Рыбы. Звук и буква «В». Комнатные растения. Звук и буква «Ж». Звук и буква «Б». Звук и буква «Г». Звук и буква «Д». Звук и буква «Ф». Буква «Ь». Буква «Ъ». Алфавит. Работа с алфавитом.

2. формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова

Гласные 1-го ряда. Гласные 2-го ряда. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Согласные звонкие. Согласные глухие. Дифференциация звонких и глухих согласных. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги

3. формирование предпосылок лексико-грамматических средств языка

Предложение. Слова- предметы. Слова-действия. Слова-признаки. Границы предложений. Составление предложений по: -картине, -по серии картин
-по вопросам, -по представлению. Повторение

Календарно-тематическое планирование

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Примечания

Обследование речи детей, оформление
результатов обследования и
комплектование групп

Заполнение профессиональной документации

1. Закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях

Различать понятия «звук» и «буква». Знать все согласные. Гласные. Дифференцировать из на слух и на письме. Уметь правильно употреблять все звуки в речи. Уметь работать с алфавитом.

Рабочие программы логопеда для детей с ОНР

Чеботарева Татьяна, логопед

Часто возникающий вопрос у родителей: “Что такое ОНР?”

ОНР – общее недоразвитие речи у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но при этом нарушено формирование всех компонентов речи: фонетика, лексика, грамматика, семантика.

ОНР – показатель (а не болезнь) того, как говорит ребенок.

Диагноз до 3 лет: «ЗРР» – задержка речевого развития.

Диагноз с 3 лет: «ОНР (с дизартрическим компонентом)» , «ОНР III уровня как следствие ММД», «ОНР, III уровень речевого развития на фоне нарушения иннервации речевого аппарата».

При сниженном интеллекте у ребенка с умственной отсталостью I, II, III уровня ОНР вторично и в диагнозе звучит как «Системное недоразвитие речи у ребенка с интеллектуальной недостаточностью».

При ОНР характерно:

  1. Позднее появление речи;
  2. Резко ограниченный словарный запас;
  3. Наличие аграмматизмов;
  4. Проблемы фонетико-фонематического развития речи.
  1. Педагогическая запущенность;
  2. Двуязычие в семье;
  3. Нарушение фонематического слуха из-за снижения физического слуха;
  4. Отсутствие четких дискинезий (ощущений движения артикуляционных органов).

ОНР наблюдается при таких нарушениях речи, как ринолалия, алалия, дизартрия, анартрия. ОНР всегда функционально и не имеет органического генеза.

ОНР, I уровень – самый сложный.

Полное или почти полное отсутствие речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей она уже сформирована. Ребенок с I уровнем речевого развития говорит лепетные слова, обрывки слов, звукоподражания, использует жесты вместо слов. Фразовая речь отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована. Понимание может быть нарушено и ограничено бытовой ситуацией. Задания вызывают трудности в выполнении. Снижено понимание грамматических категорий: числа существительных и глаголов (где поЮт, где поЁт); рода глаголов прошедшего времени единственного числа (упаЛ – упаЛА); вида глаголов (пишет – написал); пространственного положения предметов ( на, в, под, над, из, из-за).

Вывод: дети с I уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3 лет при трёхгодичном нахождении в логопедической группе детского сада.

ОНР, II уровень – речевые возможности растут.

Общение осуществляется не только с помощью жестов с лепетными отрывками слов, но и посредством постоянных, хоть и искаженных, слов. Появляются зачатки общеупотребительной речи. В активном словаре появляются названия предметов и действий. Возникает простая фраза из 2-3 слов, увеличивается объем понимания речи. Появляются грамматические категории рода и числа. Воспитывать понимание рода нужно на картинках, лучше всего на примере животных и их детенышей (так ребенок знакомится с уменьшительно-ласкательными суффиксами). На данном уровне все еще отсутствует согласование существительных с прилагательным. Улучшается понимание речи. Произношение звуков и слов грубо нарушено, звуковой анализ и синтез недоступен.

Вывод: дети со II уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 4 лет сроком обучения на 3 года.

ОНР, III уровень – бытовая речь более менее развернута, но есть неточное знание и употребление многих обиходных слов.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Наблюдаются попытки образовать сложные предложения. Дети начинают пользоваться всеми частями речи, изменяют их по лицам, числам, падежам. Ошибки в падежных окончаниях, смешение форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования не пользуются, нет приставочного образования глаголов. Появляются слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звукопроизношение нарушено, что создает трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Понимание обиходной речи хорошее, но иногда проявляется незнание и смешение смысла слов, близких по звучанию.

Вывод: дети с III уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 5 лет сроком обучения на 2 года.

Логопедические занятия в 1 классе. Рабочая программа

Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное формирование речевых предпосылок, определяющих овладение правилами словоизменения и словообразования.
Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответно-вопросных (научить обучающихся (воспитанников) ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной ситуации (Игры «Справочное бюро», «Что в магазине?»), ситуативных, моделирующих тематические или проблемные ситуации (словесное описание, инсценирование). Коррекционную роль играет и учебная беседа.
Развивая монологическую речь, необходимо подбирать упражнения, предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен переход от менее распространенных фраз к более распространенным; во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов к постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше – к самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации.
Обязателен логопедический мониторинг. Для его реализации используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О.А. Ишимовой и др.
В логопедическом обследовании обучающихся (воспитанников) оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, определяющие успешность овладения письмом и чтением (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель – логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также возможности произвольной регуляции. При низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.
При организации первичной диагностики логопеду рекомендуется подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом.
Цели и задачи курса

Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
В соответствии с программой определяются общие задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;
– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
– обогащение лексики (синонимы, антонимы, омонимы, слова с переносным значением, обобщающие слова);
– дифференциация слов на категории предметов, действий, признаков;
– формирование способности давать определения словам;
– формирование (закрепление) умения дифференцировать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, составлять схемы слов, находить ударение;
– овладение умением обозначать мягкость согласных на письме;
– профилактика и коррекция нарушений письма и чтения с помощью работы над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом, грамматическим структурированием словосочетаний и предложений, усвоением способов суффиксального и префиксального словообразования, автоматизацией навыков флексийного словоизменения, использованием форм множественного числа;
– умение понимать интонационную окраску высказывания;
– умение работать с простым текстом (определять главную мысль, озаглавливать);
– умение поддерживать и моделировать бытовой диалог;
– формировать начальные умения монологического высказывания.

В соответствии с выделенными в программе направлениями логопедическая работа в 1 дополнительном классе может быть конкретизирована в следующих разделах:
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь.
Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление неправильного звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Реализация этого раздела необходима всем обучающимся (воспитанникам) с нарушениями звукопроизношения, а также с нечеткой, плохо артикулированной речью.
Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.
Этот раздел направлен на повторение и уточнение имеющихся у школьников с ЗПР знаний и умений, усвоенных в период обучения в 1 классе. У обучающихся (воспитанников), не обучавшихся в 1 классе по варианту 7.2, приводятся в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые дети получили в период обучения в массовой школе. В ходе работы по данному разделу не только уточняются представления обучающихся (воспитанников), о слоговой и звуковой структуре слов, совершенствуются навыки слогового и фонематического анализа и синтеза, но и определяются основания для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление нарушений письма и чтения (уточнение представлений о звуках, сходных по звучанию и артикуляции: согласных звонких-глухих, твердых-мягких, парных гласных; формирование навыков их различения и соотнесения с соответствующими буквами в разных языковых единицах – слогах, словах, предложениях; выработка и закрепление навыков обозначения мягкости на письме).
Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения (активизация и обогащение словаря; уточнение представлений о смысловой роли различных лексических единиц в составе связного высказывания; формирование навыков и умений адекватного отбора слов различных грамматических категорий в соответствии с темой высказывания; профилактика смысловых ошибок при чтении и письме).
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков (формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания; обучение умениям конструирования предложений в соответствии с грамматическими нормами; формирование и коррекция навыков словоизменения и словообразования).
Связная речь (повышение мотивации говорения; развитие и коррекция навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания).

Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель – логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области звуковой стороны речи:
– сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
– уточнение представлений об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
– умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения.
В области лексической стороны речи:
– уточнение представлений о словах предметах, действиях и признаках, умение подбирать слова к вопросам, к предметам;
– умение давать понятийные определения простым словам;
– расширение умений использовать синонимы и антонимы, понятие об омонимах;
– использование слов с обобщающим значением;
– возможность понимать значения слов с переносным смыслом.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
– различение гласных и согласных, распознавание звуков по артикуляции, различия между звуком и буквой, опознание букв письменных и печатных, соответствующих звукам;
– обозначение мягкости согласных на письме;
– составление графических схем слов;
– выделение ударного и безударных слогов;
– дифференциация звонких и глухих звуков, твердых и мягких звуков.
В области грамматического строя речи:
– понимание интонационных характеристик предложения;
– умение конструировать предложения из разрозненных слов;
– умение составлять правильно грамматически оформленные предложения по опорным словам;
– умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания;
– овладение умением анализа форм слова в словосочетании;
– автоматизация префиксального и суффиксального способов словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
– умение прослушивания связного текста;
– определение главной мысли текста;
– озаглавливание текста;
– составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему;
– возможность моделирования простых диалогов;
 начало овладения правилами связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность).

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

ПРОГРАММА 1. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 1-х КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Пояснительная записка

Речь человека — яркий показатель его общекультурного уровня. К большому сожалению, речь современных школьников нередко насыщена рекламными слоганами, ненормативной лексикой, многие из них не умеют грамотно и четко излагать свои мысли.

Устная речь должна соответствовать нормам родного языка, но под воздействием различных условий возникают разнообразные речевые патологии. Исследования А. В. Ястребовой, Р. И. Аалаевой, Л. Г. Парамоновой, Л. Н. Ефименковой, Л. Ф. Спировой, Т. П. Бессоновой и многих других убедительно доказывают, что трудности в овладении учащимися начальных классов общеобразовательной школы чтением и письмом часто возникают из-за аномального речевого развития. Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение недостатков устной и письменной речи у учащихся.

В условиях современного города дети дошкольного возраста получают логопедическую помощь в различных логопедических учреждениях. По данным многих авторов (Л. Ф. Спирова, О. В. Правдина, Г. А. Каше, А. В. Ястребова, А. Н. Корнев, Л. В. Лопатина, и др.), до 60% детей 6-7 лет имеют нарушение звукопроизношения. Но лишь изредка оно выступает как изолированный самостоятельный дефект. У многих детей несформированность звуковой стороны речи сочетается с пробелами в формировании лексико-грамматических средств языка и квалифицируется как общее недоразвитие речи.

Своевременная и адекватная структуре речевого дефекта организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса таких детей приходит из речевых детских садов, где велась большая работа по формированию произношения шипящих и свистящих звуков. Однако часто остаются нарушенными сонорные звуки, это учитывалось при разработке программы. Недоразвитие фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка препятствует успешному обучению письменной речи. Нарушена и структура слова, что создает большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом.

Данная программа построена в соответствии с естественнонаучной и психофизиологической основой логопедии:

  • • учением о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей (И. П. Павлов);
  • • учением о функциональных системах (П. К. Анохин);
  • • учением о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия).

При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева.

Выделяя ведущие теоретические идеи, на которых базируется эта программа, следует отметить теорию А. С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов, обеспечивающих процесс письма, положение Б. Г. Ананьева об образовании динамического стереотипа слова (единство акустических, оптических и кинестетических раздражений), теорию Н. А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков.

Программа опирается на следующие основные принципы’, системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушения речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические принципы.

Программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающим с учащимися первых классов общеобразовательных школ по программе 1-4, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР) — III уровень речевого развития.

У таких учащихся нарушено формирование речевой системы в целом. Это относится как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

Цель: совершенствовать устную речь и способствовать развитию высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

Задачи:

  • • развивать подвижность речевого аппарата;
  • • совершенствовать дифференцированность движений речевых органов;
  • • корректировать дефекты звукопроизношения;
  • • добиваться автоматизации ранее поставленных звуков;
  • • дифференцировать звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам;
  • • расширять импрессивный и экспрессивный словарь учащихся по заданной лексической теме;
  • • развивать высшие психические функции;
  • • совершенствовать языковой анализ и синтез;
  • • предупреждать и корректировать аграмматические нарушения;
  • • преодолевать кинетико-кинестетические нарушения.

Программа рассчитана на 60 учебных часов (посещение учащимися занятий — 2 раза в неделю) и состоит из трех этапов:

1этап. Обследование учащихся.

II этап. Коррекция фонетико-фонематических нарушений.

III этап. Пропедевтическая работа над нарушением письменной речи.

Предлагается алгоритм уроков для второго и третьего этапов работы.

В структуре уроков на третьем этапе не менее 20 минут отводится становлению письменной формы речевой деятельности. Однако речевой материал для письменных заданий неразрывно связан с автоматизацией звуков л, ль, р, рь и дифференциацией звуков л — р.

При пользовании данным тематическим планированием следует учитывать результаты уроков обследования. В зависимости от проявлений фонетико-фонематических нарушений у учащихся некоторые темы могут быть пропущены. Освободившиеся часы целесообразно потратить на дифференциацию аффрикат, автоматизацию звуков р, рь, дифференциацию звуков л — р, при необходимости — на дифференциацию звуков й — ль, ль — рь.

Опираясь на навыки произношения, приобретенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, начальные этапы автоматизации звуков пропускаются.

Тематический план

Количество часов

I этап. Диагностика

Обследование состояние общей, мелкой и артикуляционной моторики, звукопроизношения

Обследование импрессивного и экспрессивного словаря ребенка

Исследование состояния чтения. Исследование оптико-пространственных представлений

Обследование состояния самостоятельного списывания текста

Обследование фонетико-фонематических процессов

Обследование грамматического строя речи

II этап. Коррекция фонетико-фонематических нарушений

Автоматизация звука с в словах

Автоматизация звука с во фразах

Количество часов

Автоматизация звука з в словах

Автоматизация звука з во фразах

Дифференциация звуков с — з в словах

Дифференциация звуков с — з во фразах

Автоматизация звука ш в словах

Автоматизация звука ш во фразах

Автоматизация звука ж в словах

Автоматизация звука ж во фразах

Дифференциация звуков ш — ж в словах

Дифференциация звуков ш — ж во фразах

Дифференциация звуков с — ш в словах

Дифференциация звуков с — ш во фразах

Дифференциация звуков з — ж в словах

Дифференциация звуков з — ж во фразах

Автоматизация звука ц в словах

Автоматизация звука ц во фразах

Дифференциация звуков с — ц в словах

Дифференциация звуков ть — ц в словах

Автоматизация звука ч в словах

Автоматизация звука ч во фразах

Дифференциация звуков ть — ч в словах

Дифференциация звуков ть — ч во фразах

Дифференциация звуков ть — ч в стихах

Дифференциация звуков ц — ч в словах

Дифференциация звуков ц — ч во фразах

Дифференциация звуков ц — ч в текстах, стихах

Дифференциация звуков щ — ч в словах

Дифференциация звуков щ — ч во фразах

Дифференциация звуков щ — ч в текстах, стихах

Количество часов

III этап. Коррекция фонетико-фонематических нарушений. Профилактика нарушений письменной речи

Автоматизация звука л в слогах

Автоматизация звука л в начале слов

Автоматизация звука л в середине слов

Автоматизация звука л в конце слов

Автоматизация звука л в словах со стечением согласных

Автоматизация звука л во фразах

Автоматизация звука л в стихах, текстах

Автоматизация звука ль в слогах, словах

Автоматизация звука ль во фразах

Автоматизация звука р в слогах

Автоматизация звука р в начале слов

Автоматизация звука р в середине слов

Автоматизация звука р в конце слов

Автоматизация звука р в словах со стечением согласных

Автоматизация звука р во фразах

Автоматизация звука р в стихах, текстах

Автоматизация звука рь в слогах, словах

Автоматизация звука рь во фразах

Дифференциация звуков л — р в слогах, начале слов

Дифференциация звуков л — р в середине слов

Дифференциация звуков л — р в конце слов

Дифференциация звуков л — р во фразах

Дифференциация звуков л — р в стихах, текстах

Методические рекомендации

Структура урока при работе на втором этапе:

  • • Организационный момент.
  • • Артикуляционная гимнастика.
  • • Массаж лица.
  • • Автоматизация и дифференциация звуков на материале лексической темы в устной речи.

Лексический материал к темам:

  • • Свистящие звуки — осень, лес.
  • • Шипящие звуки — одежда, имена.
  • • Дифференциация свистящих и шипящих звуков — мебель, дом, животные.
  • • Уточнение звукового образа аффрикат — животные и их детеныши, насекомые.
  • • Дифференциация с — ц, ть — ц, ть — ч, ц — ч, ч — щ — сказки, птицы, профессии.

Виды упражнений и заданий ко второму этапу:

  • • выделение слова с автоматизируемым звуком из ряда других слов;
  • • игра «Доскажи словечко»;
  • • игры с кубиками, мячом;
  • • произнесение слов с заданным звуком по памяти;
  • • подбор и называние картинок с автоматизируемым звуком с использованием игр «Лото», «Домино», «Цепочки слов»;
  • • группирование картинок по различным признакам и их называние;
  • • группирование слов по позиционному принципу, их произнесение;
  • • соревнование с придумыванием наибольшего количества слов с автоматизируемым звуком;
  • • отгадывание загадок;
  • • подбор слов-действий, признаков, синонимов, антонимов, имен существительных единственного и множественного числа, одушевленных и неодушевленных, в роде и падеже;
  • • составление высказываний с наибольшим количеством слов, содержащих автоматизируемый звук;
  • • развернутый ответ на вопрос;
  • • составление фраз с заданным количеством слов;
  • • изменение порядка слов во фразе;
  • • изменение формы слов во фразе;
  • • произнесение фраз правильно;
  • • описание предмета или предметной картинки;
  • • составление небольшого рассказа: по сюжетной картинке, по серии картинок, с опорой на заданный словарь, на вопросы;
  • • восстановление порядка высказывания в небольших текстах;
  • • пересказ текста;
  • • совершенствование диалоговой речи;
  • • упражнения для развития фонематического восприятия: узнавание сходных звуковых образов в окружающем мире;
  • • вычленение дифференцируемых звуков из общего звукового потока, слов (можно использовать сигнальные карточки);
  • • упражнения для развития фонематических представлений: придумывание слов с дифференцируемыми звуками;
  • • ориентирование: в частях тела, тела в пространстве, предметов на листе;
  • • уточнение временных понятий (времена года, месяцы, дни недели, время суток);
  • • развитие слухового восприятия: распознавание звучащих игрушек, окружающих звуков, воспроизведение ритмов;
  • • упражнения для развития речеслуховой памяти: запоминание звукового, слогового, словесного ряда, воспроизведение задания;
  • • упражнения для развития зрительного восприятия, внимания, памяти: найти, сгруппировать предметы, сходные по величине, форме, цвету, графические игры на листе в клеточку.

Работа над предложением:

  • • дифференциация понятий «текст» — «предложение» — «слово»;
  • • составление графических схем предложения;
  • • составление предложений разных структур с опорой на схему, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию;
  • • выделение главных членов предложения (грамматической основы);
  • • выделение и составление предложных конструкций.

Работа над словом:

  • • выделение из предложения слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов;
  • • дифференциация имен существительных и прилагательных единственного и множественного числа, одушевленных и неодушевленных существительных;
  • • в практической, игровой форме знакомить учащихся с синонимами, антонимами, образованием слов префиксальным и пост-фиксальным способами;
  • • анализ слов по позиционному положению изучаемого звука.

Работа над слогом:

  • • знакомство с гласными как со слогообразующими звуками;
  • • деление слов с изучаемыми на данном уроке согласными на слоги;
  • • синтез слогов с изучаемыми согласными;
  • • подбор слогов различной структуры с изучаемыми звуками;
  • • привлечение внимания к различному звучанию глухих и звонких согласных; твердых и мягких согласных (объяснить исключения: ш, ж, ц — всегда твердые, й, ч, щ — всегда мягкие);
  • • придумывание слогов, содержащих изучаемый звук, с заданным количеством звуков;
  • • количественный анализ слогов, содержащих данный звук;
  • • позиционный анализ слогов с изучаемым звуком; группирование слогов по позиционному положению звуков;
  • • составление схем слогов с помощью условных обозначений.

Виды упражнений и заданий к третьему этапу:

Работа над гласными а, о, у, э, ы, и:

  • • уточнение фонематического и графического образа;
  • • конструирование и реконструкция письменных гласных букв;
  • • графические диктанты;
  • • запись слогов, слов с различным количеством букв (при отборе речевого материала необходимо учитывать, какие письменные буквы уже знакомы учащимся);
  • • придумывание и записывание слогов, слов, содержащих изучаемый звук, к схемам;
  • • придумывание и записывание слогов, слов с различными позициями изучаемого звука.

Упражнения для совершенствования представлений об ударении:

  • • вычленение и запись ударного слога;
  • • составление и запись слов из слогов;
  • • придумывание и запись слов, содержащих изучаемый звук (звуки) из слогов;
  • • придумывание и запись слов с ударным слогом в начале, середине, конце слова;
  • • объединение слов по позиционному положению ударного слога;
  • • запись слов по слогам с выделением ударного слога;
  • • подбор и запись слов, соответствующих ритмическому рисунку;
  • • изменение неправильного ударения в слове на правильное;
  • • знакомство со смыслоразличительной ролью ударения в словах;
  • • постановка ударения в словах;
  • • постановка и запись пропущенного ударного слога.

Практическое ознакомление с гласными второго ряда как показателями мягкости согласных на письме:

  • • запись односложных слов с гласными второго ряда;
  • • составление и запись слов из букв, содержащих гласные второго ряда.

Практическое ознакомление с ъ как показателем мягкости согласных звуков на письме:

  • • запись слов с ь в конце слов;
  • • обозначение ь и выделение согласной перед ним;
  • • запись из ряда предложенных слов только тех, в конце которых необходим ь;
  • • запись в два столбика слов с твердыми согласными в конце слов и мягкими согласными, мягкость которых показывает буква ь;
  • • исправление ошибок, связанных с написанием буквы ь в конце слова.

Работа над простыми предложениями:

  • • составление предложения по заданной схеме с определением слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов; запись предложений;
  • • составление и запись предложений из заданных слов;
  • • составление и запись предложений по сюжетным картинкам.

Список литературы

  • 1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб.: Библиополис, 1994.
  • 2. Волкова Л. С. Логопедия. М.: Просвещение, 1989.
  • 3. Гадасина А. Я., Ивановская О. Г. Воспитание звуком. СПб.: Знание, 2003.
  • 4. Ефименкова А. Н. Коррекция звуков речи у детей. М.: Просвещение, 1987.
  • 5. Ефименкова А. Н., Мисаренко Г Г Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991.
  • 6. Каше Г А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.
  • 7. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983.
  • 8. Аалаева Р. И., Бенедиктова А. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: Образование, 1997.
  • 9. Аогинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР. СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  • 10. Аопатина А. В., Серебрякова И. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Союз, 2001.
  • 11. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2002.
  • 12. Рау Е. Ф., Рождественская В. И. Исправление недостатков произношения у школьников. М.: Просвещение, 1980.
  • 13. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Просвещение, 1995.
  • 14. Скворцова И. В. Система работы по коррекции речи у детей с ЗПР. СПб.: ЛОИРО, 1997.
  • 15. Успенская А. П., Успенский М. Б. Учись говорить правильно. М.: Просвещение, 1973.
  • 16. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1997.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: