Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5-х классов

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 5-7 классы)

программа для логопедов по коррекции письма работающих с детьми ЗПР (5-7 классов)

Просмотр содержимого документа
«Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 5-7 классы)»

Программа логопедического сопровождения

обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

как часть адаптированной образовательной программы

основного общего образования

«Коррекция нарушений письма»

(5-7 классы)

Основные требования к уровню подготовки обучающихся………………………….

Учебно-тематический план. Содержание программы. Календарно-тематическое планирование (5 класс)

5.1. Учебно-тематический план. Первый год обучения (5 класс)…………….

5.2. Содержание программы (5 класс)…………………………..……………………….

5.3. Календарно-тематическое планирование. Первый год обучения (5 класс)….

Учебно-тематический план. Содержание программы. Календарно-тематическое планирование (6 класс)

6.1. Учебно-тематический план. Второй год обучения (6 класс)…………………….

6.2. Содержание программы (6 класс)…………………………………………………..

6.3. Календарно-тематическое планирование. Второй год обучения (6 класс)….

Учебно-тематический план. Содержание программы. Календарно-тематическое планирование (7 класс)

7.1. Учебно-тематический план. Третий год обучения (7 класс)…………..……………

7.2. Содержание программы (7 класс)…………………….………………………………

7.3. Календарно-тематическое планирование. Третий год обучения (7 класс)….

Методическое обеспечение реализации программы…………………..……………….

Пояснительная записка

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) — это комплексная программа по оказанию помощи детям с задержкой психического развития в освоении адаптированной образовательной программы начального общего образования (АОП ООО).

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.9,13,14,15,32).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009 г., с изменениями и дополнениями Приказом МОиН России от 29 декабря 2014 г. N 1643).

Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993).

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 № 2).

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ МО и Н РФ от 9 декабря 2010 г. N 1639).

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО и Н РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.).

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

Приказ МОиН России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Актуальность.

В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5 –му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.

Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

низкий уровень познавательной активности;

незрелость мотивации к учебной деятельности;

сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;

ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

недостаточная сформированность умственных операций;

отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Статистика показывает, что 90 % детей с ЗПР 11-16 лет имеют ошибки дизорфографического характера. Существенную роль в их возникновении играет:

дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;

нарушения слухоречевой памяти;

нарушение буквенного гнозиса;

нарушение динамического праксиса руки;

затрудненность восприятия ритмической структуры слова;

нечеткая дикция, плохая артикуляция;

нарушение лексико-грамматического строя речи;

наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.

Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ЗПР. Но в 5 – 7 классах проблема не исчезает, школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми.

Читайте также:
Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);

синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;

смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме.

Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-7-ых классов с ЗПР.

Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником – логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.

Таким образом, обучающиеся 5-7-ых классов, страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении.

Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:

• положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;

• значимости правильного письма в обыденной жизни человека;

• познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);

• графо-моторного навыка и мелкой моторики;

• саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);

• поведенческой и эмоционально – волевой сферы.

Цель: создание системы комплексной логопедической помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной образовательной программы основного общего образования. Создание специальных условий развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации коррекционно-логопедической работы. Коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР. Формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;

формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;

совершенствовать навык грамотного письма;

развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);

развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;

развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;

совершенствовать основные учебные навыки;

воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;

воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;

воспитывать интерес к родному языку.

Адресат: Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 5-7 классов МБОУ «Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми.

Условия набора: обучающиеся, имеющие статус «ребенок с ОВЗ» и коллегиальное заключение ПМПК.

Срок реализации: 3 года.

Формы и режим занятий:

Занятия проходят с 1 октября по 30 апреля (26 учебных недель).

(5-6 класс): 52 часа, 2 раз в неделю

(7 класс): 26 часа, 1 раз в неделю

Форма организации деятельности детей на занятии:

групповая;

Условия формирования групп: с учетом нозалогии

Количество детей в группе: 2-5 человек.

Продолжительность занятий:

Групповых, подгрупповых – 30 минут; индивидуальных – 20 минут.

Планируемые результаты

В результате реализации программы логопедического сопровождения «Коррекция нарушений письма» у обучающихся с ОВЗ (ЗПР) будут восполнены пробелы:

– в развитии звуковой стороны речи;

– в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

– в формировании связной речи;

– устранены специфические ошибки письма и чтения;

– сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Читайте также:
Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:

– повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

– ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

– слушать и понимать речь других;

– учиться работать в паре, группе;

– выполнять различные роли (лидера, исполнителя, героя и т.д).

Познавательные УУД:

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.

Обучающиеся должны знать:

морфологические признаки частей речи;

состав и названия частей слова;

признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;

правописание Ь, Ъ в различных частях речи;

синтаксические единицы, знаки препинания при них;

Обучающиеся должны уметь:

различать морфологические и грамматические признаки частей речи;

проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);

доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;

дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;

проводить анализ текста, составлять план;

устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.

Способы определения результативности:

тестирование в начале и конце учебного года.

Формы подведения итогов:

Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий).

В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.

Отслеживание динамики и эффективности логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) осуществляется через школьное ПМПк.

Учебно-тематический план

Первый год обучения (5 класс)

Развитие и уточнение пространственных представлений.

Развитие и уточнение временных представлений.

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса « Логопедическое сопровождение обучающихся » 5-9 класс

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса « Логопедическое сопровождение обучающихся » 5-9 класс

Программа логопедического сопровождения, обучающихся с ОВЗ (ЗПР), составлена в соответствии с АООП детей с ЗПР.

Программа логопедического сопровождения разработана для обучающихся с ОНР (II уровеня) речевого развития и ОВЗ (ЗПР), с учетом особенностей психофизического развития детей, их индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию . Программа также учитывает рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Рабочая программа по предупреждению и устранению речевых нарушений
разработана на основе « Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Москва. Когито-Центр.1996г.
При составлении учебной программы использовались методические рекомендации
ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н.Садовниковой,
Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, Е.В.Мазановой, О.Н. Яворской, Р.И.Лалаевой и
других авторов.
Программа составлена для обучающихся с ОВЗ 5-9 классов, которые обучаются по
адаптированным программам. Данная программа рекомендована к использованию в
работе со школьниками с ОВЗ. Календарно-тематическое планирование для обучающихся каждой параллели классов составлено с учетом возрастных особенностей и требований общеобразовательной программы основной школы, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизииологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником – логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.

Таким образом, учащиеся с ОВЗ, страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении.

Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:

• положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;

• значимости правильного письма в обыденной жизни человека;

• познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);

• графомоторного навыка и мелкой моторики;

• саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Комнатные растения’

• поведенческой и эмоционально – волевой сферы.

Цель программы:
– осуществить коррекционное обучение с обучающимися с ОВЗ 5-9 классов,
направленное на коррекцию недостатков устной и письменной речи.
Задачи коррекционного обучения:
– выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
– повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и
активизации словаря обучающихся; развития навыков словоизменения и
словообразования; развития связной устной и письменной речи;
– развить логическое и образное мышление;
– развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Направления работы учителя-логопеда по программе:

  • Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучащихся, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях логопедического сопровождения .
  • Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи, способствует формированию универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных) у обучающихся.
  • Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся по вопросам оказания логопедической помощи.
  • Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями логопедической работы для учащихся; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального логопедического сопровождения коррекционно-развивающих занятий обучающегося 3 а класса с ОВЗ (умеренной УО, вариант 2)

автор: Ситникова Светлана Геннадьевна

учитель-логопед МОУ «Новомултанская школа-интернат»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального логопедического сопровождения коррекционно-развивающих занятий обучающегося 3 а класса с ОВЗ (умеренной УО, вариант 2)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новомултанская школа-интернат»

Рассмотрено на заседании ШМК

Принято на заседании

от «___»__________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуального логопедического сопровождения

коррекционно-развивающих занятий

обучающегося 3 а класса с ОВЗ (умеренной УО, вариант 2)

Ситникова Светлана Геннадьевна

2018-2019 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 3а класса с ОВЗ (умеренной УО, вариант 2) Викуловой Алины разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48) в соответствии требований:

  • ФГОС НОО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Новомултанская школа-интернат»
  • Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Цель программы: Коррекция системного недоразвития речи, реализация особых прав такого ребёнка на наследование социального и культурного опыта, создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.

формирование у ребенка элементарных способов и средств взаимодействия с окружающими людьми, развитие потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и в речевой активности;

побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;

учить понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;

развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;

развивать подвижность артикуляционного аппарата;

развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);

обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)

учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.

Общая характеристика программы логопедического сопровождения

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения Викуловой Алины направлена на преодоление системного недоразвития речи, реализации особых прав такого ребёнка на наследование социального и культурного опыта, создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.

Описание места коррекционно-логопедических занятий в учебном плане

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения рассчитана на 34 индивидуальных занятий (1 занятие в неделю по 40 мин). Из них на обследование устной и письменной речи обучающегося в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 2 занятия (всего 4 занятия).

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.

Используемые методы обучения:

— объяснительно-иллюстративный (словесный, наглядный);

  • метод самоконтроля и самостоятельной деятельности учащегося.

Используемые технологии:

Характеристика обучающегося с умеренной УО

Викуловой Алины Михайловны 22.06.2009 года рождения

Речевой статус: Системное недоразвитие речи тяжёлой степени.

Алина живёт в полной семье, является третьим ребёнком. Воспитанием в семье занимаются оба родителя. Они заботливо и доброжелательно относятся к дочери, заинтересованы в её развитии.

По заключению ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью в организации осуществляющей образовательную деятельность.

Читайте также:
Проект ‘Любимые стихи’

Девочка понимает только простые социально-бытовые инструкции и простые вопросы, подкрепляемые жестом. Грубо нарушено понимание обращённой речи, логико – грамматических конструкций. Фраза отсутствует или состоит из одного слова. Связная речь не сформирована. Словарь ограничен (до 10 аморфных слов-корней).

Грубо нарушен объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка.

Темп речи медленный, реже нормальный. Не воспринимает и не воспроизводит ритм 1 – много. Низкий объём речевого дыхания, часто дыхание «поверхностное».

Полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности – диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия. Структура слов нарушена. Фонематическое восприятие не сформировано. Отсутствие простых и сложных форм фонематического анализа.

Мимикой пользуется редко, указательные жесты использует редко. Пассивный словарь немного больше активного.

Ребенок физически недостаточно развит. Координация движений нарушена. Движения хаотичные. Моторика рук не развита.

Собственная речь Алины находится в диапазоне от полного ее отсутствия до звукокомплексов, звукоподражаний. Иногда при стимуляции взрослого возможна собственная речевая активность в виде отдельных слов.

По наблюдениям за ребёнком выявлено, что Алина не проявляет интерес к учебной и игровой деятельности. Настроение ребенка неустойчивое, он подвержен к аффективным реакциям, быстропроходящим переживаниям.

Для девочки характерна неоднородность поведения, преобладает моторная расторможенность, выраженная недифференцированная активность: она быстро ходит по кабинету, переключается с одного вида деятельности на другой очень быстро, нет никакой заинтересованности.

Навыки самообслуживания у Алины сформированы частично. Она нуждается в уходе. Девочка не пытается самостоятельно одеться и раздеться, ждет помощи взрослых. При раздевании одежду не складывает, а разбрасывает. Во время приёма пищи ест ложкой самостоятельно.

Вадиму необходима коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие социально – культурных норм поведения, навыков самообслуживания, развитие психических процессов, познавательной деятельности, развитие импрессивной и формированию экспрессивной сторон речи.

Принципы коррекционно-логопедического воздействия

Работа с ребёнком с системным недоразвитием речи тяжёлой степени проводится с учетом следующих дидактических принципов:

— комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);

— максимальной опоры на различные анализаторы;

— опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

— поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

— учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

— усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу. Одним из основных требований к логопеду при социальной адаптации учащихся с системным недоразвитием речи средней и тяжелой степени является знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи.

План логопедического сопровождения ребёнка

с системным недоразвитием речи тяжёлой степени

Этапы работы (подготовительный, коррекционно-логопедический, заключительный).

На подготовительном этапе проводится дополнительное логопедическое обследование учащегося, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка. Результаты заносятся в речевую карту.

На коррекционно — логопедическом этапе решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создается специальная речевая среда для стимулирования речевого развития.

На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.

Направления в формировании предпосылок общения и речи:

  1. Развитие слухового восприятия.
  • расширить рамки слухового восприятия; развить слуховые функции;
  • сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.
  • привлечение внимания к звучащему предмету;
  • различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;
  • реагирование на громкость звучания;
  • узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];
  • развитие подражания неречевым и речевым звукам;
  • различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
  1. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
  • расширить рамки коммуникации с окружающими;
  • развить невербальные компоненты коммуникации.
  • Приемы:
  • развитие понимания жестов и выразительных движений;
  • моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);
  • развитие мимики и жеста;
  1. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
  • Развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;
  • формировать представления о схемах лица и тела;
  • развить подвижность речевой мускулатуры;
  • обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.
  • массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
  • пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;
  • активизация пассивных и активных движений рук;
  • артикуляционная и мимическая гимнастика;
  1. Развитие функции голоса и речевого дыхания.
  • формировать навыки и умения правильного пользования речевым дыханием;
  • активизировать целенаправленный ротовой выдох.
  • развитие произвольного речевого вдоха;
  • различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха;
  • упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
  • формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и].
  1. Развитие чувства ритма.
  • формировать регулятивную функцию речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).
  • двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением;
  • ритмическое произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.
  1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
  • развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
  • формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.
  • автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);
  • выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;
  • побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;
  • активизация потребности в речевых высказываниях;
  • развитие речевого подражания.
Читайте также:
Конспект Приметы осени, Звук и буква А и У

На заключительном этапе после проведенной работы осуществляется логопедическая диагностика обще-учебных навыков и коммуникативных способностей.

Возможные результаты освоения программы

— ребенок проявляет интерес к окружающему, к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

— воспроизводит знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;

— выполняет действия по простым речевым инструкциям;

— высказывает свои потребности в активной фразовой речи;

— понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов;

— строит фразу, состоящую из двух слов

При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика.

Цель педагогической диагностики: оценка индивидуального развития ребенка.

Периодичность педагогической диагностики: сентябрь, май.

Сроки реализации программы 2018-2019 год.

Виды детской деятельности

Содержание образовательных областей могут реализовываться в различных видах деятельности с ребёнком: коммуникативной, игровой, в различных познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирование.

Игровая: включает дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Коммуникативная: общение, взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Познавательно-исследовательская: исследования объектов окружающего мира.

Восприятие художественной литературы и фольклора при автоматизации и дифференциации звуков, при формировании лексико-грамматического строя, фразовой и связной речи.

Конструирование: при формировании и развитии графо-моторных навыков.

Двигательная: общая, мелкая моторика рук, мимическая, артикуляционная.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Анищенкова, Е.С.. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей/ Е.С. Анищенкова – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 158 с.
  2. Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
  3. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н.Ефименкова.- М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.: ил.
  6. Куликовская, Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи/Т.А. Куликовская. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 94 с.
  7. Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи/ И.С. Лопухина. – СПб.: КАРО, Дельта+, 2004. – 336 с.
  8. Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов /Е.В. Мазанова. — М.: Издательство ГНОМ и Д», 2009. – 160 с.
  9. Ткаченко, Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми/Т.А. Ткаченко. – Москва, 2002 – 39 с.
  10. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 2000.

Интернет-ресурсы:

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Аскульская, Л.В. Интерактивные речевые игры (компакт – диск)/Л.В. Аскульская — Издательство «Учитель».
  • Варченко В.И. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе/В.И. Варченко, Л.И. Клетнова, А.Б. Ларина, Г.А. Назарова.- «Кибер Сфера»: Калининград, 2012.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран.

Рабочая программа «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (Вариант 5.1)

Автор публикации: Молчан С.А.

Дата публикации: 2016-11-07

Краткое описание: .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 26»

683023, г. Петропавловск – Камчатский, ул. Молчанова,16/1, тел. 25-94-59

На заседании методического объединения учителей начальных классов

От « » __________ 201 г.

Руководитель методического объединения: ____________/Е.Б.Михалёва/

От «__» ________201 г.

МБОУ «Средняя школа № 26»

От «___»__________201 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»

(ВАРИАНТ 5.1)

В 1 КЛАССЕ

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

3 часа в неделю (всего 83 часа)

Программу составила: Светлана Анатольевна Молчан,

учитель-логопед первой квалификационной категории

Содержание

Содержание коррекционно-педагогической работы………………………………….

Планируемые результаты освоения коррекционно-педагогической работы ………

Перечень проверочных (диагностических) работ……………………………………

Содержание рабочей программы………………………………………………………..

Календарно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи (III- IV уровень речевого развития) ……………………………………………………………..

Приложение

Приложение 1

Описание диагностических методик ………………………………………………….

Приложение 2

Комплекс упражнений для проведения физкультурных минуток……………………

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1).

Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с общим недоразвитием речи III – IV уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР

У обучающихся, поступивших в МБОУ «Средняя школа № 26» 1 сентября 2016 г. с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Нарушения звукопроизностиельной и звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.

У обучающихся наблюдаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Читайте также:
Автоматизация звука (Ы)

Недостаточность лексического строя речи у детей данной категории проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они затрудняются в подборе редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии может отразиться на качестве овладения программой по русскому языку.

При углубленном логопедическом обследований у обучающихся наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм: ошибки в употреблении падежных окончаний, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении.

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. У некоторых отмечается незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, у других – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью у данной категории обучающихся является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа по серии сюжетных картин.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечается несформированность отдельных базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса « Логопедическое сопровождение обучающихся » 5-9 класс

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса « Логопедическое сопровождение обучающихся » 5-9 класс

Программа логопедического сопровождения, обучающихся с ОВЗ (ЗПР), составлена в соответствии с АООП детей с ЗПР.

Программа логопедического сопровождения разработана для обучающихся с ОНР (II уровеня) речевого развития и ОВЗ (ЗПР), с учетом особенностей психофизического развития детей, их индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию . Программа также учитывает рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Рабочая программа по предупреждению и устранению речевых нарушений
разработана на основе « Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Москва. Когито-Центр.1996г.
При составлении учебной программы использовались методические рекомендации
ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н.Садовниковой,
Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, Е.В.Мазановой, О.Н. Яворской, Р.И.Лалаевой и
других авторов.
Программа составлена для обучающихся с ОВЗ 5-9 классов, которые обучаются по
адаптированным программам. Данная программа рекомендована к использованию в
работе со школьниками с ОВЗ. Календарно-тематическое планирование для обучающихся каждой параллели классов составлено с учетом возрастных особенностей и требований общеобразовательной программы основной школы, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизииологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником – логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.

Таким образом, учащиеся с ОВЗ, страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении.

Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:

• положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;

• значимости правильного письма в обыденной жизни человека;

• познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);

• графомоторного навыка и мелкой моторики;

• саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);

• поведенческой и эмоционально – волевой сферы.

Цель программы:
– осуществить коррекционное обучение с обучающимися с ОВЗ 5-9 классов,
направленное на коррекцию недостатков устной и письменной речи.
Задачи коррекционного обучения:
– выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
– повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и
активизации словаря обучающихся; развития навыков словоизменения и
словообразования; развития связной устной и письменной речи;
– развить логическое и образное мышление;
– развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Читайте также:
План-конспект речевого праздника на тему: Стихотворения Агнии Барто

Направления работы учителя-логопеда по программе:

  • Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучащихся, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях логопедического сопровождения .
  • Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи, способствует формированию универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных) у обучающихся.
  • Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся по вопросам оказания логопедической помощи.
  • Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями логопедической работы для учащихся; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.

Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов начальное общее образование

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Пояснительная записка
Рабочая программа «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» разработана в соответствии с :

– положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», обучающимися по основной образовательной программе начального общего образования;

-требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к основной образовательной программе начального общего образования; ФГОС НОО поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу. В стандарте указывается на обязательный «учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей».

-санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования и условия организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29.12.2010)
Рабочая программа составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:

-положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и др.);

-положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития (Б.Г.Ананьев,Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,А.Р.Лурия);

-принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Р.И.Лалаева);

-научно-теоретические положения деятельностного подхода в обучении о необходимости формирования письма как метапредметного умения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта « Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» О.А.Ишимовой, С.Н.Шаховской, А.А.Алмазовой; Москва «Просвещение» 2014г.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 классов с нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей.

Цель коррекционно-педагогической работы: предупреждение и исправление нарушения письма обучающихся 1-4 классов с нарушением в развитии устной речи.

Задачи:

1.Создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте (устно-речевые; операциональные: выделение звуков из речевого потока, перевод звуков в зрительный образ букв; превращение графических знаков в графические начертания).
2.Сформировать обобщённые представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами.
3.Создать для детей с нарушением чтения и письма адекватные средовые условия с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей. А именно: создание комфортного воспитательного, образовательного, развивающего пространства, дающего возможность успешной коррекции, выбора способа и скорости освоения навыка письма. Коррекционная работа строится с учётом развивающей речевой среды, совместно организованной деятельности.
Общая характеристика коррекционно-педагогической работы
Коррекционно-педагогическая работа проводиться в два этапа. Первый этап – предупреждение трудностей формирования письма (ориентировочная продолжительность 0,5-1,5 года). Второй этап – коррекция нарушения письма (ориентировочная продолжительность 1,5-2,5 года).

Общее количество тем-160, из них 35 тем на первом этапе, 125 тем на втором этапе. На одну тему может проводиться до трёх занятий в зависимости от образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей в освоении содержания материала. Периодичность занятий – не реже 2 раз в неделю. Работа организуется в форме групповых или индивидуальных занятий. При проведении работы в форме групповых занятий используются фронтальная, индивидуализированная, индивидуальная формы организации деятельности детей.

Распределение тем и проверочных работ по этапам коррекционно-педагогической работы
.

Этап Количество тем Количество проверочных работ Всего
1.Предупреждение нарушения письма 33 2 35
2.Коррекция нарушения письма 110 15 125
3.Всего 143 17 160

Характеристика первого этапа коррекционно-педагогической работы « Предупреждение нарушения письма»
Организация коррекционно-педагогической работы с первых дней школьного обучения ребёнка необходима для создания предпосылок успешного формирования первоначального навыка письма как условия предупреждения дисграфии.

Характеристика состава детей: обучающиеся 1 классов группы риска с нарушением в развитии устной речи (предрасположенность к дисграфии по признаку речевой недостаточности: недоразвитие фонетико-фонематических компонентов устной речи, недоразвитие фонетико-фонематических компонентов и лексико-грамматических компонентов устной речи).

Количество тем – 35. Ориентировочная продолжительность коррекционно-педагогической работы – полгода – год. В работе с учащимися, имеющими тяжёлые нарушения речи, продолжительность реализации первого этапа коррекционно-педагогической работы может быть увеличена на 0,5 года с учётом их образовательных потребностей.

Планируемые результаты: отсутствие или незначительное количество дисграфических ошибок на письме, нестойкий характер проявления ошибок при выполнении репродуктивных письменных заданий (письмо под диктовку, списывание).
Первый этап коррекционно-педагогической работы
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам. Звуки и буквы (33 темы + 2 проверочные работы)

Читайте также:
Занятие по подготовке к обучению грамоте, тема: Звук (К)

Логопедическая работа с неговорящими детьми.
статья по логопедии (младшая группа)

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskaya_rabota_s_negovoryashchimi_detmi.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа с неговорящими детьми дошкольного возраста.

Работа с неговорящими детьми носит долгий и кропотливый труд. Прежде чем начать работать с ребенком, нужно четко представлять и понимать что от логопеда требуется, ожидания родителей и способности ребенка.

Якунина Н.В. выделила особенности неговорящих детей: отсутствие общеупотребительной речи.

-Речь отсутствует или наблюдаются элементы.

-Дети пользуются для общения лепетными словами, звукоподражаниями или искажёнными формами слов.

-Наличие нескольких простых звуков, плохо артикулируемых в речи.

-Чаще всего выражен только один ударный компонент.

-Недоступны навыки языкового анализа и синтеза, не сформировано фонематическое восприятие.

-Не умеют в речи выражать словоформы слов, пользуются морфемами. Слова многозначны.

-Нет связной речи.

Логопеды практики и теоретики ставят следующие задачи работы:

-Развивать понимание речи. Преодолевать речевой негативизм (развивать речевую активность, вырабатывать мотивацию к общению).

-Развивать речевое звукоподражание.

-Формировать у ребёнка первичный словарь, обеспечивающий минимальное общение.

-Переходить от отдельных слов к словосочетаниям и отдельным фразам.

-Вырабатывать у ребёнка элементы грамматизации, первые грамматические обобщения и противопоставления.

Развитие понимания речи.

Неговорящие дети, прежде чем научиться пользоваться речью, должны пройти известную подготовку, выражающуюся в развитии пассивного запаса, т.е. понимания речи.

В процессе знакомства с окружающим миром дети учатся понимать названия предметов, действий, признаков, качеств, с которыми они встречаются, всевозможные словесные просьбы, приказания, вопросы, различные выражения, характеризующие конкретные явления или отношения. Постепенно формируется предметная отнесённость слова и его обобщённое значение.

Формирование пассивной речи имеет в виду не только пополнение речевого запаса новыми словами: на основе понимания жизненных явлений и их словесных понятий, грамматические формы и категории практически наполняются конкретными значениями.

Усвоение лексики и грамматического строя теснейшим образом связано с развитием слухового восприятия, которое у неговорящих детей находится на очень низком уровне. Без навыка свободного различения на слух характерных элементов слова (звуковых, слоговых), их порядка и последовательности усвоение новых, незнакомых слов, грамматических форм и связей оказывается для ребёнка малодоступным.

Задания, которые предлагаются ниже, предназначаются для работы с детьми, которые с трудом понимают обращённые к ним элементарные просьбы:

– показ по инструкции и по памяти отдельных игрушек, предметов, действий в процессе игр;

-ответы на вопросы, адресованные к существительным в косвенных падежах (показ соответствующей картинки);

-выполнение действий с игрушками по словесной инструкции;

– соотнесение предложений с соответствующими картинками.

Основная задача логопедического воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки; части тела; предметы одежды; предметы туалета; предметы домашнего обихода, с которыми ребёнок ежедневно соприкасается ; отдельные названия предметов и явлений из окружающей его жизни; названия животных, которых ребёнок часто видит.

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребёнок совершает сам ( спит, ест, сидит, стоит, идёт, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовёт, рисует, несёт, везёт, падает ). Кроме того, ребёнок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди. Этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребёнок неоднократно наблюдал, или действий, совершающихся дома, на улице. У детей с недоразвитием речи глагольный пассивный словарь может быть намного меньше предметного пассивного словаря. Поэтому необходимо как можно скорее начать обучать их понимать названия действий, а также понимать вопросы, задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? кому? откуда? для кого?

На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов, а поэтому не ставим задачу различать такие слова, как там – тут, здесь – там, открой – закрой, куда – откуда, чем – с чем и т.д. При обучении пониманию вопросов где? куда? кому? откуда? и т.д. дети первоначально опираются не на различное звуковое выражение этих слов, например куда – откуда, чем – с чем, а на широкий языковой контекст вопроса. Для этого в вопросах логопеда должны быть «подсказывающие слова», хорошо знакомые детям; только после того как дети хорошо научатся понимать эти вопросы, из них постепенно убираются все «подсказывающие» слова. Поэтому первоначально со сходными по звучанию вопросительными словами логопед употребляет разные названия действий и предметов, например: откуда достал (книги), но куда положил, кому отдал. Точно также мы просим одеть куклу, если она раздета, или закрыть дверь, если она открыта, но не просим совершить действие, ставя ребёнка перед выбором одного действия из двух, например: застегни пальто кукле – расстегни пальто кукле, возьми ложку – возьми ложкой. На следующих этапах логопедической работы разные вопросительные слова будут употребляться при одинаковых глаголах: откуда приехал – куда приехал, чем ешь – с чем ешь и т.д.

Итак, в самом начале логопедической работы дети ориентируются на понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием, а не на звуковые различия слов.

С неговорящими детьми, плохо понимающими обращённую к ним речь, логопедическая работа начинается с многократного проговаривания ситуации. Взрослый, используя ситуативные моменты режимных процессов, прогулки и т.д., называет предметы, которые берёт ребёнок, называет действия, которые совершает ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок (холодно, тепло, вкусно и т.д.). Взрослый говорит короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы. Одни и те же словосочетания он повторяет по 2-3 раза, одни и те же слова употребляет в разных грамматических формах, которые отражают различные взаимоотношения называемых предметов. Все слова проговариваются естественными интонациями, без скандирования слов по слогам, но с обязательным, несколько нарочитым выделением ударного гласного, для чего ударный гласный немного растягивается. Вся речь логопеда насыщена вопросами, обращёнными к ребёнку. У детей должна создаваться потребность общаться с взрослыми с помощью тех речевых средств, которые имеются в их активном словаре (восклицаний, отдельных слогов, звукоподражаний, обрывков слов, жестов).

После того, как ребёнок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые сам совершал (ел, пил, вставал ит.д.), можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребёнок не понимает то, о чём его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и ещё раз его назвать, а затем назвать совершающееся с этим предметом действие.

На первых порах учитель должен сделать вид, что хорошо понимает первые робкие и недостаточно ясные слова ребёнка и слушает их внимательно. Этот момент в педагогической работе с неговорящими детьми надо особенно учитывать, чтобы окончательно не отбить желание общаться с помощью слова. Необходимо позаботиться о том, чтобы в процессе учебной работы у ребёнка появилось желание и мотивы говорить.

Как указывал автор Е. А. Янушко в своей статье вся работа с неговорящими детьми строится согласно определенной последовательности и принципов.

Развитие общего и речевого подражания в играх.

Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Данная статья описывает систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания. Эти игры проводились автором статьи в ходе логопедической работы с детьми с задержкой развития речи и общим недоразвитием речи, и показали очень хорошие результаты. Кроме этого, описанные ниже игры с успехом применялись в работе с детьми раннего возраста, имеющими другие нарушения: ЗПР (задержка психического развития), отставание в умственном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Так как занятия с неговорящими детьми раннего возраста обладают рядом особенностей (см. ниже), можно утверждать, что организация игр для развития подражания в данном случае является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.

Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д. Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. С учетом перечисленных параметров, логопедические занятия с детьми 2-3 лет имеют ряд специфических особенностей.

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность, а логопед может наглядно видеть, как действует ребенок, как он повторяет слова, усвоил он материал, или нет.

Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр .
Внимание ребенка 2-3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста – длительность занятия не должна превышать 15-20мин., необходима смена видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут, играть можно на ковре, на улице, а не только за столом и т.д.

Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком .
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязнь речи.

Необходимо многократное повторение словесного материала.
Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Помните, что часто малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Игры для развития общего подражания.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.

Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. Мы предлагаем следующую последовательность развития общего подражания:

  • Начинать следует с отдельных простых движений . Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т.п.
  • Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» дети машут крылышками и бегают, клюют зернышки. В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности.
  • Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметами и игрушками. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.

Игры для развития речевого подражания.

В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

  • Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
  • Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.
  • Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
  • Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Варианты речевого подражания в ниже перечисленных играх мы предлагаем именно в этой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы. На наш взгляд, такая форма предложения материала является наиболее удобной, т.к. позволяет педагогу гибко подбирать подходящий вариант, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста.

Помните, что на начальном этапе логопедической работы с неговорящими детьми допустимы любые ответы ребенка, в зависимости от его возраста и речевых возможностей. Не следует требовать от ребенка 2-3 лет точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Развитие глагольного словаря.

Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например: спит – БАЮ-БАЙ; встаёт – АП-АП; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: