Рабочая программа ‘Логопедическая коррекция для группы обучающихся 2 класса’

Рабочая программа коррекционного курса ‘Логопедическая коррекция для группы обучающихся 2 класса’

Рабочая программа коррекционного курса Логопедическая коррекция для группы обучающихся 2 класса на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена для группы учащихся 2 класса с однородным речевым нарушением – системным недоразвитием речи средней степени при умственной отсталости.

Дети поступили в школу во второй класс, к началу обучения у них не сформированы достаточные для удовлетворительного обучения навыки речевой деятельности. Школьникам доступны только простые формы фонематического анализа. Нарушены сложные формы словообразования, словоизменения (согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, искажение предложно-падежных конструкций). Недостаточно сформирована связная речь. В письменной речи наблюдаются многочисленные ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза, фонематическим недоразвитием (пропуски, недописывания и замены букв). У 50% – трудности слитного прочтения слов.

Данная программа направлена на решение описанных выше проблем и ставит перед собой цель – сформировать достаточный для обучения в школе уровень речевой деятельности.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие навыков звукобуквенного, звукослогового анализа и синтеза.
  • Развитие словообразования (сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные с суффиксами притяжательности).
  • Обогащение и активизация словаря.
  • Развитие и коррекция грамматического строя речи (грамматические категории существительного, глагола).
  • Развитие связной речи (простые предложения с однородными членами с союзами и без, сложноподчиненные предложения).

Характеристика коррекционного курса

Программа составлена в соответствии с программой по русскому языку данного класса. При подборе материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.

Методическая основа программы:

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников (принцип поуровневого анализа речи).
  • Мазанова Е.В. Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (коррекция нарушений языкового анализа и синтеза).
  • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах (коррекция лексико-грамматического строя речи).
  • Даньшина Н.Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи (формирование фонематических процессов).
  • Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников (коррекция чтения).

Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки, со стороны учителя и логопеда. Усвоенные речевые навыки должны закрепляться в различных ситуациях (диалог со взрослыми и детьми, пересказ прочитанного, самостоятельный рассказ) на уроках русского языка, чтения, развития речи.

Такая координация работы логопеда и учителей способствует более эффективной коррекции недостатков речевого развития учащихся.

Программа рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 3 этапа:

  1. Диагностический (исследование речевых и неречевых функций).
  2. Коррекционный.
  3. Оценивающий (оценка результатов коррекционной работы).

Система организации контроля за реализацией программы

Контроль над выполнением программы проводится по прохождению каждого раздела в форме устного или письменного задания.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагности¬че¬ские) исследования 2 раза в год с внесением по необходимости последующих корректив в содержание всего кор¬рек¬-цион¬но-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Резуль¬та¬ты мо¬ни¬торинга находят отражение в речевых картах детей и ежегодном отчете.

Сроки проведения мониторинговых исследований: первая половина сентября, вторая половина мая.

Система условий реализации программы

Структура логопедического занятия зависит от целей, которые ставятся на уроке.

Обязательными для всех занятий являются:

  • организационный момент (эмоциональный настрой детей на занятие);
  • актуализация знаний (подготовка к восприятию материала);
  • основной этап занятие (повторение, закрепление или объяснение нового материала) с включением физ. минуток;
  • рефлексия (выявление уровня осознания пройденного материала).

При реализации программы необходимо:

  • материализация действий с опорой на вспомогательные средства, использование максимальной и разнообразной наглядности;
  • частая смена деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую, чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;
  • частая повторяемость коррекционных упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме;
  • обеспечение мотивации к процессу обучения.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

– проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
– расширение представлений о многообразии окружающего мира;
– доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
– первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
– умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
– совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
– слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– слушать собеседника и понимать речь других;
– принимать участие в диалоге;
– принимать участие в работе парами и группами.

Учащиеся должны уметь:

• анализировать слова по звуковому составу, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки в произношении;
• читать слова по слогам;
• списывать с рукописного и печатного текста;
• писать под диктовку слова, которые не расходятся с произношением;
• видеть границы предложения (большая буква, точка);
• согласовать существительные с глаголами, прилагательными;
• по вопросам и по иллюстрациям рассказать о прочитанном.

Учащиеся должны знать:

• все буквы и звуки родного языка;
• отличительные признаки гласных и согласных звуков;
• пары гласных звуков, пары согласных звуков по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости.

Учащиеся должны уметь:

• анализировать слова по звуковому составу, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки в произношении и написании; строить звуковые схемы слогов и слов;
• читать по слогам короткие тексты;
• списывать с рукописного и печатного текста;
• писать под диктовку слова, которые не расходятся с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
• видеть границы предложения (большая буква, точка);
• согласовать существительные с глаголами, прилагательными;
• составлять предложения;
• по вопросам и по иллюстрациям рассказать о прочитанном.

Читайте также:
Гласные звуки и буквы - конспект

Учащиеся должны знать:

• все буквы и звуки родного языка;
• отличительные признаки гласных и согласных звуков;
• пары гласных звуков, пары согласных звуков по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости.

Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_logopedicheskih_zanyatiy_dlya_2kl.docx 59.79 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары

Директор МБОУ «СОШ№ 43»

__________ Петрова Л.Л.

«___» _________ 2017 г.

от 14 сентября 2017 г.

Рабочая логопедическая программа

по преодолению нарушений чтения и письма, обусловленной НВОНР (ОНР III уровня)

у обучающихся 2 классов

на 2017-2018 учебный год

учителя-логопеда Лебедевой Наталии Михайловны

Программа составлена на основе:

  1. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
  2. Программы «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова, Москва, 2007;
  3. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е. В. Мазанова, Москва 2007.

логопедического обучения по преодолению нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР у обучающихся 2-3 классов

МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары

Данная рабочая программа соответствует ФГОС НОО. Программа составлена на основе:

1) Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.

2) Рекомендаций и разработок ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой.

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю. Общее количество часов – 60. Логопедические занятия проводятся во внеурочное время с учётом режима работы школы. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 минут.

Программа предназначена для логопедической работы с группой обучающихся 2-3 классов, испытывающих стойкие трудности при освоении программы начального обучения по русскому языку, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Целесообразность формирования коррекционных групп учащихся с нарушением письменной речи на фоне ОНР обусловлена характеристикой выявленных речевых нарушений, препятствующих успешному освоению школьной программы по русскому языку.

Цель : восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, коррекция нарушений письменной речи и формирование предпосылок для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

1)Формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;

2)Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;

3)Уточнение и обобщение сведений о звукобуквенном составе русского языка;

4)Обогащение словарного запаса и накопление представлений об окружающем мире.

Основные методы работы :

  • Наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
  • Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
  • Практические (упражнения, задания на орфографические правила, графические диктанты, развивающие и логические игры и др.)

Логопедическая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:

  • Этиопатогенетический
  • Системности учета структуры речевого нарушения
  • Доступности
  • Комплексности
  • Дифференцированного подхода обучения
  • Поэтапности
  • Учета личностных особенностей
  • Использования обходных путей
  • Деятельностного подхода

Формы организации коррекционных занятий:

  • Групповые (фронтальные)
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные
  • Проблемно-диалогическая технология (Мельникова Е.Л.);
  • Технология личностно-ориентированного подхода (Леонтьев А.А.);
  • Технология развития фонематических процессов (Ткаченко Т.А);
  • Коррекционно-развивающие технологии обучения младших школьников русскому языку (Мисаренко Г.Г.)

Контроль реализации программы:

-стартовая диагностика устной и письменной речи (Фотекова Т.А);

-промежуточная диагностика (анализ письменных работ в классных тетрадях по русскому языку);

– итоговая диагностика (диктант, анализ письменных работ);

  • Самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий.
  • Графические, зрительные диктанты.
  • Слуховые диктанты, контрольные списывания.
  • Грамматические задания, тесты.

Характеристика группы обучающихся, имеющих дисграфию.

По материалам И.Н. Садовниковой учащиеся с нарушением письменной речи, обусловленной недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза, имеют следующую характеристику.

Уровень развития устной речи учащихся младших классов достаточен для бытового общения. При углубленном обследовании выявляются следующие нарушения развития устной речи.

Звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями, но могут наблюдаться замены и смешения оппозиционных звуков, смазанность речи, искажения слоговой структуры по причине артикуляторных, либо фонематических затруднений.

Словарный запас формируется замедленно и неполно. Это обусловлено их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Детей характеризует низкая осведомленность об окружающем мире. Часто путают слова, имеющие сходный звуковой состав. С трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Дети с трудом осознают обобщенные значения морфем в словах, не умея выделить их в слове, не узнают привычных предлогов и путают их с частью слова.

Трудности формирования грамматического строя речи проявляются в бедности синтаксических конструкций и аграмматизмах – ошибках согласования и управления.

Выявляется знание простых предлогов и отсутствие понимания и использования в речи сложных предлогов. Испытывают затруднения при установлении причинно-следственных связей в предложении.

При обследовании выявляется недостаточная сформированность фонематических процессов , навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза. Дети не дифференцируют понятия «звук – буква», затрудняются при определении твердости-мягкости согласных, уменьшают количество звуков в слове из-за трудности анализа, либо за счет неправильного проговаривания. Трудности формирования навыка письма проявляются в недостаточном владении навыками звуко-буквенного анализа слов сложной звуко-слоговой структуры. Особенно сложно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв. Фонетический разбор слова делают с большим количеством ошибок.

Отмечается недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном физическом слухе, что вызывает трудности при воспроизведении и анализе услышанного. Допускаются ошибки в различении сходных и оппозиционных слогов, что говорит о недостаточности фонематического восприятия.

Отмечается недостаточность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором ( слухо-моторная координация ). При выполнении задания на воспроизведение ритмической структуры допускают множество ошибок.

Пространственные понятия и представления у большинства детей не сформированы, либо не обобщены в достаточной степени, необходимой для использования в различных видах бытовой и учебной деятельности. Также отмечается недостаточные знания временных представлений и понятий. У более половины школьников, имеющих трудности в усвоении родного языка, затягивается процесс латерализации.

У детей с нарушениями письма наблюдается истощаемость внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость, невысокая работоспособность, поверхностность речевого внимания.

В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требует программа первого класса общеобразовательной школы. В конце первого класса на письме выявляются специфические ошибки, преодоление которых возможно только на логопедических занятиях.

Учет ошибок письма проводится в соответствии с принципом поуровневого анализа речи, предложенного И.Н. Садовниковой, которая выделяет три основные группы специфических ошибок :

– ошибки на уровне буквы и слога;

– ошибки на уровне слова;

-ошибки на уровне словосочетания, предложения, текста.

Ошибки на уровне буквы и слога связаны с трудностями формирования звукового анализа и фонематического восприятия (дифференциации) звуков.

Ошибки звукового анализа.

  • пропуски согласных и гласных букв, слогов: « снки » – санки, «девча»-девочка,« дужый »- дружный, « межата »-медвежата, « диктан» -диктант, « работ »- работа;
  • вставки букв: нояб а рь- ноябрь, друж е но –дружно,
  • перестановка букв (« деверня » – деревня, « ферваль »- февраль, « куржок »- кружок);
  • персеверации (застревание): « м агази м » , « з а зашиной » (магазин, машиной);

антиципации (предвосхищение): « на девевьях »-деревьях, « жувавель »-журавль,« стутупали »-ступали;

Ошибки фонематического восприятия.

  • замены и смешение букв по акустико-артикуляционному сходству (ошибки фонематического восприятия):

звонкие и глухие : « тавно »-давно, « бодарил »-подарил, « ёшик »- ёжик, « уколок »-уголок;

лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю : «рочей»- ручей, «клёква»-клюква, «замюрзли»-замёрзли;

заднеязычные Г – К – Х: «черёмука»-черёмуха, «голмы» – холмы;

сонорные Р – Л, Й – Л: « хородный » – холодный, « лабота »- работа, « тут бывалет и солька » – тут бывает и сойка;

свистящие и шипящие С – Ш, З – Ж, Щ – С:

« шиски» -шишки, « скажал» -сказал, « сенок »-щенок;

аффрикаты Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – Т, Ц – Т, Ц – С: « стущал » – стучал, « граци »-грачи, « девотька »- девочка, « пцицы » – птицы, « улиса » – улица, « рельцы » – рельсы;

  • ошибки обозначения мягкости согласных на письме: « толко » – только, «метел» – метель, « конеки »-коньки;
  • смешение букв по кинетическому сходству: « бятел »-дятел, « прурода »-природа, « стешил »-спешил, « мохно »- можно, «жолодная»-холодная;

Искаженное написание букв, проявляющееся

-в неправильном соотношении элементов;

-в зеркальном написании;

-добавление лишних элементов;

Ошибки на уровне слова.

  • раздельное написание частей слова: « и дут », «я- сный», « поп-росил », « у-шёл »;
  • слитное написание служебных слов с последующим словом: « кдому », « кругомтихо », « светитлуна »;
  • смещение границ слов: « у дед Мроза »- у деда Мороза;
  • контаминации: « лптбау» – лепят бабу, « блэм » – была зима;
  • морфемный аграмматизм (ошибки операции словообразования): « лёдик », « рукища », « поленой цветок »- полевой, « ветерный день», « меховная шапка»

Ошибки на уровне предложения.

  • отсутствие и ошибки обозначения границ предложений: маша вышла издома подороге она в стретила. свою по другу Катю ипошли.
  • аграмматизмы (ошибки согласования и управления):
  • «большая белая пятно», «на ветке деревьях», «упал с санкох», «показались на лесных полянок»;
  • употребление предлогов (их могут опускать, заменять, удваивать): «вызвал доске », « мой щенок збелом и сером », « упал из шкафа»; « мы Шариком бегали »;

Наряду с дисграфическими ошибками наблюдается значительное количество орфографических ошибок, связанных с неусвоением правил русского языка. В совокупности это резко снижает успеваемость ребенка по русскому языку, чтению и другим школьным предметам, в основе которых лежит необходимость получения информации путем чтения.

К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в полном объеме, предусмотренному учебной программой. Многие читают медленно, по слогам даже слова простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски и перестановки букв и слогов). Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки. При чтении отмечается наличие буквенных, а иногда и словесных замен – угадывание слов, большая неуверенность при чтении. У детей быстро наступает утомление и увеличение количества ошибок. Диагностируется нарушение чтения – дислексия.

Планируемые результаты освоения обучающимися на логопедических занятиях

Требования ФГОС НОО второго поколения предполагает формирование универсальных учебных действий – «умение учиться». Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УД, отражены в задачах программы.

  1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
  2. Усвоение правил построения и написания предложения.
  3. Развитие связной речи на основе обогащения и активизации словарного запаса и накопления представлений об окружающем мире.
  4. Формирование орфографической зоркости и усвоение орфографических правил.

1. Развитие фонематических процессов и навыков языкового анализа и синтеза.

2.Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному сходству звуки и дифференциация букв по оптическому и кинетическому признаку.

3.Развитие навыков словообразования и построения связного высказывания, уточнение грамматического строя речи.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

– устойчивость внимания, восприятия (фонематического, пространственного, зрительного);

– наблюдательность, особенно к языковым явлениям;

– способность к запоминанию, способность к переключению, произвольность;

– навыки и приёмы самоконтроля, взаимоконтроля;

5. Формирование регулятивных и коммуникативных УУД :

– планирование предстоящей деятельности, проговаривание последовательности действий, контроль за ходом своей деятельности;

– учить делать выводы, слушать и понимать других, учиться работать в паре, группе;

– работа в определённом режиме и темпе;

– применение полученных знаний в новых ситуациях;

– анализ и оценка продуктивности собственной деятельности;

1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

2. Формирование личностных качеств: организованность, воспитанность, взаимоуважение друг к другу.

3. Воспитание позитивного отношения и познавательного интереса к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь;

4. Воспитание чувства уважения к взрослым, умение общаться с педагогом и детьми в коллективе.

Программа групповых занятий включает следующие разделы:

Рабочая программа по логопедии для 2 класса

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Варнавинская школа-интернат VIII вида

«Рекомендована к использованию»

Руководитель ШМО учителей коррекционной педагогики

Заместитель директора по УВР

Директор МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ»

Рабочая программа по логопедии

для _2____ класса учителя-логопеда _Зимаевой Марины Викторовны___ высшей_______квалификационной категории

2017 -2018 учебный год

Пояснительная записка.

Общая характеристика программы.

Логопедическая работа в школе 8 вида в свете задач ФГОС ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

– недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

– аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

– нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в цело, а не только на один изолированный дефект.

3.Цели и задачи программы.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

4.Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащихся С(к)ОУ 8 вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения 8 вида предусмотрены часы логопедических занятий.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия может входить:

– упражнения для развития артикуляционной моторики;

– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

Формирование фонематических процессов;

– работа со словами, звукослоговой анализ слов;

– работа над предложением, текстом;

– обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Содержание изучаемого курса.

2 класс (105ч).

Обследование – 6 ч.

Звуковой анализ – 10 часов.

Дифференциация звонких и глухих согласных – 15 часов.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных – 10 часов.

Дифференциация сонорных согласных – 8 часа.

Дифференциация свистящих и шипящих согласных – 8 часов.

Дифференциация согласных – 8 часов.

Слоговая структура слова – 10 часов.

Слова, обозначающие предметы – 5 часов.

Слова, обозначающие действие предмета – 5 часов.

Рабочая логопедическая программа коррекции акустической дисграфии для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Рабочая логопедическая программа

коррекции акустической дисграфии

для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Составитель: Субеева Н.З.

Нормативные документы

Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии для обучающихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья разработана в соответствии с:

– федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

– инструктивно-методическим письмом ДО и МП ХМАО-Югры «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2020-2021 учебном году»;

– адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка к рабочей программе

Программа разработана на основании методик Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии», А.В. Ястребовой «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ», О.В. Елецкой «Организация логопедической работы в школе».

Данные методики рекомендованы Учёным Советом Педагогического общества России.

Программа разработана для обучающихся 2 классов с ограниченными возможностями здоровья.

Общее количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.

Цель программы – формирование полноценной речевой деятельности.

Задачи программы:

Уточнять артикуляции звуков с опорой на зрение, слух, тактильные и кинестетические ощущения;

Развивать кинестезии, лежащие в основе дифференциации звуков, с учётом информации, полученной посредством сохранных анализаторов;

Формировать представления о звуковом составе слова; формировать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.

Дифференцировать звуки определённых оппозиционных пар на основе слухового и произносительного сопоставления;

Активизировать словарный запас путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.

Сроки реализации программы: 2020-2021 учебный год

Содержание и основные направления работы

Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

– уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

– выделение его на фоне слога;

– определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);

– определения места звука по отношению к другим (какой по счёту звука, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

– выделение его из предложения, текста.

б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель – их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

– Развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нём количество слов; придумывание предложений с определённым количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определённым количеством слов и т.д.

– Уточнение значений слов активного словаря и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

– Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Формирование связной речи.

– Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания.

– Установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.

– Наблюдательности (особенно к языковым явлениям).

– Способности к запоминанию.

– Способности к переключению.

– Навыков и приёмов самоконтроля.

– Произвольности общения и поведения.

Формирование полноценных учебных умений.

– Планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели).

– Контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться приёмами самоконтроля).

– Работа в определённом темпе (умение быстро и качественно проводить анализ, сравнение, сопоставление).

– Применение знаний в новых ситуациях.

– Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

– Умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, подчинять свои действия его инструкциям.

– Умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

– Умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией.

– Умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

– Ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием.

– Ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии.

– Обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением.

– Развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия.

– Формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы.

– Соблюдение речевого этикета при общении.

– Составление устных связных высказываний с элементами творчества.

Характеристика

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.

Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (часто искажённых звуков).

Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне разнообразных других).

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и акустическому сходству.

Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Недостаточное развитие способности к переключению.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

Недостаточное развитие самоконтроля.

Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).

После реализации программы обучающиеся должны уметь:

узнавать и различать гласные и согласные звуки;

делать анализ и синтез звукослогового состава слова;

дифференцировать парные согласные и фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство;

сравнивать слова со сходными звуками;

составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Форма подведения итогов реализации программы: диагностика устной и письменной речи обучающихся на логопедическом пункте.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Адаптировнная рабочая программа по логопедическим занятиям 2 класс (II вариант)

Адаптированная рабочая программа для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Адаптировнная рабочая программа по логопедическим занятиям 2 класс (II вариант)»

Пояснительная записка 2 класс (вариант 2)

Программа индивидуального логопедического сопровождения разработана в соответствии со следующими документами:

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), утверждённая приказом

№01-03/28 от 23.03.2018 года.

2. Положение об адаптированной рабочей программе учебного предмета, курсов внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО БОУ «Нюксенская СОШ» (приказ № 01-03/133 от 30.08.2016г.)

Сегодня актуальной является проблема обеспечения программами и технологиями обучения всех детей, в том числе с отклонениями в развитии. Логопедические занятия, входящие в систему психолого-педагогического сопровождения, просто необходимы для полноценной компенсации и социализации детей с умственной отсталостью. Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку развивать и проявлять свои способности и совершенствовать речь.

При обучении данной категории детей логопедическое сопровождение осуществляется с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов.

Цель программы индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с умеренной отсталостью является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения.

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3. Развитие мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов. )

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10. Развитие грамматического строя речи.

Логопедическая работа имеет под собой методологические и психологические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

принцип соблюдение интересов ребенка – определение позиции специалистов, которые призваны решать проблему ребенка с максимальной пользой для него и в его интересах;

реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

– принцип системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

принцип вариативности, создание вариативных программ коррекционной работы с ребёнком с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

– принцип сотрудничества с семьей, признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Общая характеристика речевого развития обучающегося

Особенности строения артикуляционного аппарата.

Прикус нормальный; язык массивный, малоподвижный; губы тонкие; подъязычная уздечка эластичная, натянутая; нёбо узкое, не может долгое время удерживать артикуляционную положение, переключаемость движений слабая; зубы расположены вне челюстной дуги, кривые, кариозные.

Состояние общей и мелкой моторики.

Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен, моторно неловок. Навыки работы с ручкой, карандашом не развиты, объем движений ограничен, переключаемость затруднена, отмечается застревание на одном движении, движения слабые, неточные. Трудность при застёгивании пуговиц, шнуровка. Ведущая рука – правая.

Устная речь.

Общее звучание речи: речь замедленная, неразборчивая, малопонятная. Говорит односложно, в речи не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Голос: тихий, слабо-модулированный. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Понимание речи ограничено (ситуативное), сформировано на бытовом уровне. Связной речью не владеет. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Пассивный словарь превышает активный.

Отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения. Звукослоговая структура слова искажена. Отмечаются пропуски слогов. Слова сложной слоговой структуры самостоятельно не воспроизводит.

Коммуникации со взрослым и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта не избегает.

Содержание работы

Организация работы по программе

Логопедические занятия строятся, исходя из особенности восприятия и определённых навыков обучающегося, достигнутого им минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к такому ребёнку. Основной формой являются индивидуальные занятия, которые проводятся:

1 полугодие 2 часа в неделю. (4 занятия по 20 минут)

2 полугодие 3 часа в неделю. (1 занятие – 40 минут, 4 занятия – по 20 минут)

Содержание и организация работы имеют свою специфику:

1. Систематичность проведения занятий.

2. Комплексность (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений).

3. Опора на разные модальности: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую. Логопедическая работа осуществляется с максимальным использованием различных анализаторов, с учетом психомоторных особенностей ребёнка, использование разнообразной наглядности.

4. Опора на сохранные звенья нарушенной функции.

5. Дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

6. Эмоциональный фон совместной деятельности: создание на занятиях эмоционально – комфортной психологической обстановки.

7. Знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи.

8. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики, в занятия включаются упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

9. Поэтапное формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом и видом задания проводится в определенной последовательности.

10. Учет зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны учителя-логопеда.

11. Доступность материала, частая повторяемость логопедических упражнений с включением элементов новизны по содержанию и по форме (усложнение одного и того же задания происходит постепенно).

12. Постоянное использование полученных навыков в самых разных ситуациях.

13. Частая смена видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

14. Сниженный темп работы и более длительные сроки.

15. Необходимость сочетания четкого планирования занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

16. Связь работы учителя-логопеда с родителями.

Программа включает в себя взаимосвязанные модули, которые отражают её основное содержание:

Направление работы

Формы и методы работы

Логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей психо-моторного и речевого развития обучающегося, уточнение речевого диагноза;

Мониторинг динамики речевого развития обучающегося, его успешности в освоении СИПР;

Анализ результатов обследования с целью проектирования и корректировки логопедических мероприятий.

Индивидуально организованное обследование.

Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы).

Наблюдение за обучающимся во время учебной и внеурочной деятельности.

Оформление речевой карты.

Диагностика проводится 2 раза в год

Планируемые результаты:

 Получение объективных сведений о речевом развитии обучающегося;

 Отслеживание изменений в состоянии речи обучающегося в течение учебного года.

Участие в разработке СИПРа

Разработка оптимальных для развития обучающихся

индивидуальных логопедических занятий.

Организация и проведение индивидуальных логопедических занятий по развитию всех сторон речи;

Выработка навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей для последующей социализации и адаптации

Создание специальной речевой среды для стимулирования речевого развития.

Работа в составе ШПМПк

Проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающегося.

Планируемые результаты:

 Обеспечение своевременной специализированной помощи в коррекции речи обучающегося;

 Участие в разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося.

Консультирование педагогов по проблемам речевых нарушений обучающегося.

Консультативная помощь семье в вопросах коррекции речевых нарушений ребенка.

Проведение тематических выступлений для педагогов на педагогических советах и школьных методических объединениях.

Оформление печатных и других материалов, участие в форумах на логопедических сайтах.

Совместная деятельность с педагогами, медицинским работником (обсуждение результатов диагностики, конструирование коррекционно – развивающей программы, при необходимости внесение корректив в программу, отслеживание динамики).

Беседа, семинар, лекция, консультация.

Разработка методических рекомендаций учителю, родителям.

Индивидуальные и групповые беседы.

Разработка методических материалов, рекомендаций учителю, родителям.

Планируемые результаты:

 Организация информационно-просветительской работы для всех участников образовательного процесса по всем вопросам логопедического сопровождения обучающегося.

Общая характеристика логопедических занятий

Вся логопедическая работа с обучающимся построена таким образом, что задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи логопедической работы решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде лексических тем: «Семья», «Школа», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда», «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Дикие животные и их детеныши», «Зима», «Зимние месяцы», «Зимующие птицы», «Зимние забавы детей», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Праздник пап и мам», «Весна», «Весенние месяцы», «Перелётные птицы», «Праздник День Победы», «Моё село».

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающегося, формирование его представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Темы логопедических занятий находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Человек», «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир».

Направления коррекционно–развивающей логопедической работы

Направление

Аспекты работы

Развитие слухового восприятия.

развитие умения реагировать на звук и голос переменой в поведении;

расширение рамок слухового восприятия;

развитие слуховых функций,

направленность слухового внимания, памяти;

формирование основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;

развитие способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

развитие мелкой моторики рук, артикуляционной кинестезии, тактильной памяти;

формирование представления о схемах лица и тела;

развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями;

обучение восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

расширение рамок коммуникации с окружающими;

развитие невербальных компонентов коммуникации.

Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться, «настраиваться» на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции;

развитие понимания ситуативной и бытовой речи;

формирование умения понимать обращенную речь, как в естественных условиях, так и на специально организованных занятиях;

преодоление речевого негативизма,

развитие речевого подражания;

формирование умения употреблять в ходе общения вокализации, слоги, слова, строить предложения, связные высказывания;

формирование речи как средства общения;

воспитание потребности в речевом общении.

Развитие чувства ритма.

формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).

Развитие временных, пространственных отношений.

формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

формирование поисковой деятельности, расширить поле зрения;

формирование устойчивости, переключаемости, увеличение объема зрительного внимания и памяти;

формирование навыка анализа зрительного образа.

Развитие функций голоса и дыхания.

увеличение объема дыхания, нормализация его ритма;

развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции, высоты, тембра и интонации;

стимуляция мышц гортани;

активизация целенаправленного ротового выдоха;

формирование диапазона голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.

Предполагаемые результаты

В соответствии с требованиями для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения программы представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.

Минимальный уровень

Базовый уровень

– различать неречевые сигналы (4 звука) и показывать направление звучания;

– производить длительный плавный выдох;

– правильно артикулировать гласные звуки А,О,У,И, ы и согласные звуки М, С, Х,Л,Ш,Н,Р,К,П,Т,З,В,Б,Ж,Б,Г,Д.

– работать перед зеркалом по подражанию;

– соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

– узнавать предметы по назначению и по описанию;

– различать грамматические формы слов (ед. и мн. число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами);

– понимать и выполнять одно – двухступенчатые инструкции;

– произносить двусложные слова из повторяющихся слогов;

– употреблять глаголы в повелительном наклонении;

– понимать вопросы косвенных падежей;

– отвечать на вопросы «Кто это?» «Что это?», «Что делает?»;

– составлять двух-трехсловные предложения;

– понимать предлоги В, НА, ПОД;

– понимать несложные рассказы, сказки со зрительной опорой;

– собирать разрезные картинки (2 – 4 части);

– закрашивать готовые изображения.

– произносить правильно в словах поставленные звуки;

– производить длительный плавный выдох;

– соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

– ориентироваться в названиях действий, изображенных на сюжетной картинке;

– узнавать предметы по назначению и по описанию;

– употреблять грамматические формы слов (ед. и мн. число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами);

– понимать вопросы косвенных падежей;

– употреблять существительные в косвенных падежах;

– употреблять глаголы в инфинитиве, повелительном наклонении, в 3-м лице ед. и мн. числе, в прошедшем времени;

– составлять предложения из 4 слов;

– понимать значение предлогов В, НА, ПОД, ИЗ;

– употреблять простые предлоги;

– произносить слова из открытых слогов;

– употреблять глаголы в инфинитиве и повелительном наклонении;

– отвечать на вопросы «Кто это?» «Что это?»; «Что делает?»

– составлять предложения из 2 – 4 слов;

– составление рассказа о себе с использованием слов, графического, предметного символа или мануального знака.

– понимать несложные рассказы, сказки со зрительной опорой;

– понимать несложные самостоятельно прочитанные предложения.

Программа логопедической коррекции для обучающихся с ОВЗ (2 класс)

Муниципальное образовательное учреждение «Дубковская средняя школа»

Протокол метод. объединения

Логопедической коррекции для

2 «А» класса на 2015-2016 учебный год

2015-2016 уч. год

Данная программа разработана на основе «Программы коррекционной работы со школьниками со смешанными специфическими расстройствами психологического характера» П.Д. Лебедевой.

Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника.

В настоящее время у некоторых детей отмечается замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами, называемое смешанным специфическим расстройством психологического характера Одним из главных клинических признаков смешанных специфических расстройств психологического характера по М. Ш. Вроно является запаздывание развития основных психофизических функций: моторики, речи, социального поведения. Так же отмечается системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Несформированность данных компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Таким образом, дети, у которых отмечается СНР нуждаются в систематических логопедических занятиях.

Цель данной программы – формирование у детей правильной устной и письменной речи.

1. формировать правильное произношение фонем;

2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

4. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

5. развивать связную речь.

Формы работы:

2.Диагностика, ИКТ тестирование.

3. Коррекционные занятия:

индивидуальные занятия по постановке звуков;

групповые занятия по темам, указанным в программе.

анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);

проверочные работы и диктанты в течение года (в группе);

Направления работы:

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.

Развитие связной речи.

Предполагаемый результат:

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

научиться правильно произносить звуки;

пользоваться этими звуками в речи;

различать оппозиционные фонемы;

овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;

усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

овладеть навыками построения связного высказывания.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной логопедической работы решает ряд специфических задач:

устранение дефектов звукопроизношения;

формирование фонематических процессов;

уточнение и расширение лексического запаса;

формирование грамматического строя речи;

формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

активизация речевой деятельности учащихся;

развитие коммуникативных навыков;

формирование просодической стороны речи;

активизация внимания, памяти, мышления;

развитие мелкой пальцевой моторики;

развитие языковой интуиции;

индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала. Данная программа по коррекции СНР рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 34 занятия (1час)

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения рекомендаций логопеда и т.д.

Область применения программы При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:

общего недоразвития речи (ОНР). Сроки коррекции 1-2 учебных года;

фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии;

для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год;

фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

строение артикуляционного аппарата;

акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

о значении правильного дыхания;

основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

называть отличия гласных и согласных звуков;

правильно обозначать звуки буквами;

производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

определять место ударения в слове;

К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

значения многих лексических единиц;

Обучающиеся должны уметь:

пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

составлять предложения, пользуясь различными частями речи;

грамматически правильно связывать слова в предложении;

составлять текст на определенную тему;

логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися 2-х классов,

имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные СНР

Тема I: Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов

Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).

Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.

Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.

Слова, которые имеют прямое и переносное значение.

Тема II: Состав слова

Родственные слова. Корень

Родственные слова. Корень слова. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.

Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня.

Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные».

Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную “о” или “е” между ними.

Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах.

Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении приставок.

Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

Приставки, сходные по буквенному составу.

Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.

Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи.

Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи.

Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

II.2 Словоизменение. Согласование слов

Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи.

Тренировочные упражнения в выделении окончаний.

Морфологический состав слова. Закрепление материала.

Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа.

Употребление имен существительных разного рода.

Употребление имен существительных в косвенных падежах.

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

Согласование прилагательных и существительных в падеже.

Согласование глагола и существительного в числе.

Согласование глагола и существительного в роде.

Согласование глагола и существительного во времени.

Тема III: Предлоги

Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи.

Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.

Рабочая программа по логопедической коррекции для учащихся 2 — 4 классов с овз, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда Киреевой Елены Сафаровны

на заседании ШМО

МОУ «Фировская СОШ»

протокол № 2017 г.

ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 – 4 КЛАССОВ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА Киреевой Елены Сафаровны

Количество часов в год – 34 (в каждом классе)

Количество часов в неделю – 1 (в каждом классе)

2017 – 2018 учебный год

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ОВЗ. Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ОВЗ в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 2 – 4 классов с ОВЗ, обучающимся по адаптированным программам МКОУ «СОШ №18» г. Дзержинска Нижегородской области. Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

– провести коррекционное обучение с учащимися с ОВЗ 2 – 4-х классов по коррекции недостатков письменной речи

Задачи коррекционного обучения:

– выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

– повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и словообразования; развития связной устной и письменной речи;

– развить логическое и образное мышление;

– развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Программа рассчитана на весь курс обучения (2 – 4 класс), с часовой нагрузкой в 34 часа (1 раз в неделю) в каждом классе.

В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый. Коррекционная работа включает также нетрадиционные методы: музыкотерапия и литотерапия, которые помогают более глубокой и качественной коррекции.

по логопедической коррекции

для учащихся 2-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2017 – 2018 учебный год

Тема коррекционного занятия

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Звуки гласные и согласные, их различие.

Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различнойзвуконаполняемости.

Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции.

Шипящие согласные звуки « Ж, Ш, Щ, Ч».

Слова с сочетаниями жи, ши.

Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными.

Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и.

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце.

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова.

Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов.

Деление слов на слоги. Перенос слов.

Смыслоразличительная роль ударения.

Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной.

Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной.

Правописание слов с безударной гласной.

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова.

Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю.

Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю.

Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса.

Развитие анализа структуры предложения

Предложение. Общее представление.

Деление предложений на слова. Схема предложения.

Составление предложений из слов.

Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

по логопедической коррекции

для учащихся 3-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Гласные в приставках.

Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я.

Разделительный мягкий знак.

Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками.

Сложные слова. Соединительные гласные о – е.

Согласные в приставках.

Правописание непроизносимых согласных.

Корень слова. Родственные слова.

Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода).

Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной).

Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами.

Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами.

Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании.

Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями.

Приставки пространственного значения.

Приставки временного значения.

Приставка в прилагательных и глаголах.

Дифференциация приставок и предлогов.

Дифференциация приставок и предлогов.

Одинаковые приставки и предлоги.

Различие приставок и предлогов.

Суффикс. Роль суффикса в словообразовании.

Уменьшительно ласкательные суффиксы.

Окончания существительных Р. п. мн. ч., Т. п. мн. ч.

Окончания существительных П. п. мн. ч.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

по логопедической коррекции

для учащихся 4-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2017 – 2018 учебный год

Тема коррекционного занятия

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.

Безударные гласные в корне слова.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Правописание слов с безударными гласными в корне слова

Звонкие и глухие согласные в корне слова.

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных.

Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов.

Двойные согласные в корне.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова).

Разделительный мягкий знак.

Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости.

Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости.

Разделительный твёрдый знак.

Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.

Работа на лексическом уровне

Морфемика и словообразование

Корень. Однокоренные слова.

Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий.

Различение предлогов и приставок.

Дифференциация предлогов и приставок.

Дифференциация предлогов и приставок.

Расширение словарного запаса

«Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов.

Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

«Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов.

Однозначные и многозначные слова.

Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений.

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.

Прямое и переносное значение слова.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

, Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.. , Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методиче­ское пособие / Под ред. . — СПб.: СПбАППО,2004. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. , Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: