Рабочая программа ‘Коррекционно-развивающая работа с детьми в подготовительной группе с ТНР’

Федеральный
институт
развития
образования

  • Главная /
  • Образование /
  • ФГОС и проф. стандарты /
  • Комплексные образовательные программы дошкольного образования /
  • Программа Н.В. Нищевой

Программа Н.В. Нищевой

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2018. – 240 с
Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ»
  • Содержание
  • Пояснительная записка
  • Отзывы

Содержание

  1. Целевойраздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

  • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
  • Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

  1. Содержательныйраздел

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

2.5. Культурно-досуговая деятельность

  1. Организационныйраздел.

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование

3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений

3.6. Методический комплект к программе

3.7. Специальная и методическая литература

Пояснительная записка

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Читайте также:
Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.

В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.

Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).

В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.

В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

С 2014 года по настоящее время Программа в третьей редакции, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена на официальном сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор программ».

На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы

Отзывы

Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.

Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.

Читайте также:
Семинар для воспитателей: Развитие речи детей с помощью логопедических игр

Кандидат педагогических наук доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного, специального и инклюзивного образования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» Хабарова Татьяна Валерьяновна

Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.

Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва

Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Рабочая программа ‘Коррекционно-развивающая работа с детьми в подготовительной группе с ТНР’

автор: Кизерова Ольга Сергеевна

педагог-психолог МАДОУ детский сад «Радуга»

Рабочая программа педагога – психолога коррекционно — развивающей работы на

подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Рабочая программа

педагога – психолога коррекционно — развивающей работы на

подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

для детей с ТНР №8 «Солнышко» на 2019-2020 учебный год

Кизерова О.С., педагог — психолог

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка

Программа спроектирована на основе ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. В программе определены цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательного процесса на каждой ступени дошкольного образования.

Программа обеспечивает благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в возрасте от 6 до 7(8) лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (ФГОС ДО).

В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя — логопеда, воспитателя, как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных. Все участники коррекционно-развивающего процесса разрабатывают рекомендации родителям.

Коррекционно развивающая работа на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ведется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Советского района.

Рабочая программа педагога – психолога разработана на основе:

  • Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой
  • Программа психолого педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет Куражева Н.Ю.

2.Содержательный раздел.

2.1.Цели и задачи рабочей программы

— Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

  1. Оказание помощи (содействия) ребенку с тяжелыми нарушениями речи в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
  2. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций. Коррекция эмоциональных особенностей ребенка (плаксивость, тревожность, негативизм) и формирование социально приемлемого поведения.
  3. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения. Коррекция трудностей в общении со сверстниками.
  4. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  5. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  6. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

2.2.Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности заданий, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи образовательного материала

2.3.Сведение о контингенте воспитанников:

Читайте также:
Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи

Возраст детей: 6-7 лет

Всего воспитанников – 8: 8 мальчиков.

2.4. Характеристика психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Мышление. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными

операциями: сравнение, классификации, анализа и синтеза отстают в развитии словесно — логического мышления. С трудом овладевают мыслительными операциями анализом, синтезом, сравнением. Для многих детей с ТНР характерна ригидность мышления.

Воображение. Характерна быстрая истощаемость процессов воображения. Отмечаются

использования штампов в работе, однообразность.

Внимание. Дети быстро устают в процессе деятельности, продуктивность и темп быстро падают. Дошкольники испытывают трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств, в решении различных задач, ошибаются на протяжении всей работы. Память. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно

снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Восприятие. Дети испытывают трудность при соотнесении образца с сенсорными эталонами и предметами окружающего мира. Характерно нарушение пространственной ориентировки.

Моторика. Движения у таких детей плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции.

Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Характерными являются особенности развития мимической моторики.

Эмоционально — волевая сфера. Характерна эмоционально — волевая незрелость. Не достаточно сформированы формы коммуникации. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитию отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, негативизму, заниженной самооценке, агрессивности. Как следствие затрудняются не только процесс межличностного взаимодействия детей, но и создаются серьезные проблемы, которые сказываются при развитии и обучении.

2.5.Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога на каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи средней, старшей , подготовительной к школе группы (Приложение 1)

2.6.Направление коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Заключение ТПМПК Количество детей %
1 Развитие высших психических функция. 8 100

2.7.Уровень психического развития детей.

2.8. Планируемые результаты освоения психолого-педагогической Программы детьми дошкольного возраста с ОНР от 6 до 7(8) лет, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей

Эмоциональное благополучие детей подготовительной групп

Активность — проявляет активность в играх с детьми, легко вовлекается в совместную со взрослым деятельность;

эмоциональный фон — имеет жизнерадостное, бодрое настроение, оптимистичный настрой

формируется самооценка посредством оценки окружающих, смело приступает к новым видам деятельности, имеет адекватную самооценку; адекватную тревожность, проявляет раскованность и свободу в самовыражении; соответствие с трахов ребенка «возрастной норме», а грессивность на низком уровне;

в коммуникации со взрослым — радуется при обращении к нему взрослого, инициативен, проявляет богатую мимику и жестикуляцию, движения выразительные

в коммуникации со сверстниками — сам проявляет инициативу контактировать со сверстниками, живо разговаривает, стремится к общению, умеет не теряться в ситуациях общения

Сформирована психологическая готовность к обучению в школе у детей 6-7 лет.

Компоненты сформированной психологической готовности к обучению: познавательный доминирующий мотив, сформированная внутренняя позиция школьника, сформированная произвольная сфера ( способность копировать сложный образец и умение действовать по правилу), развитые мыслительные операции и речевая сфера, показатели обучаемости высокого или среднего уровней.

3.Организационный раздел

3.1.График организации индивидуальной коррекционно – развивающей

работы педагога – психолога.

Сроки Содержание работы
октября Диагностика познавательного развития
ноября – мая Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия.
апрель Диагностика познавательного развития
1 раз в квартал и по необходимости. Консультации с родителями
Еженедельно. Консультации с педагогами.

3.2.График работы педагога-психолога

3.3.Расписание коррекционно-развивающей работы

с детьми подготовительной к школе группы (6-7(8) лет) с тяжелыми нарушениями речи на неделю.

День недели Ф.И. ребенка Время
Понедельник Федориненко Степан 8.30.-8.55
Басанько Павел 11.00.-11.25.
Буклей Ярослав
Булатов Илья 15.15-15.40
Герасимов Костя
пятница Довиденков Артем 8.30-8.55
Проценко Александр
Черемных Иван

3.4.Максимально-допустимая образовательная нагрузка воспитанников.

в соответствии с требованиями СанПиНа, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №13)

детей подготовительной группы

4.Система психолого-педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов детей с тяжелыми нарушениями речи.

4-6,5 лет. В адаптации

  1. Список использованной литературы.
    1. А.В.Сунцова. С.В. Курдюкова Увлекательные игры и упражнения для развития. 2018г.
    2. Н.В. Нищева. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет. ФГОС » Детство Пресс, 2015 г.
    3. Н.В. Нищева. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. ФГОС» Детство Пресс, 2016 г.
  • Н.В. Нищевой. Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
  1. Н.В.Нищева. Картинный материал ребенка с общим недоразвитием речи от 4-7 лет.
  2. Н.Ю.Куражева. «Цветик – Семицветик» программа – педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет.
  3. Куражева Н.Ю. Диагностикий комплекс 6-7 лет
  4. О.Н.Земцова. Развивающие тесты для детей 6-7 лет.
  5. О.Н.Земцова. Тесты первые шаги для детей 6-7 лет. 2016г.
  6. О.Н.Земцова. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками.
  7. О.Н.Земцова. Найди отличия, развиваем внимание для детей 5-6 лет.
  8. О.Н.Земцова. Тесты «Что я знаю и умею» 6-7 лет. 2016г.
  9. О.Н.Земцова. Тесты для детей 5-6 лет. 2016 г.
  10. О.Н.Земцова. Тесты от простого к сложному для детей 6-7 дет. 2016г.
  11. Т.А. Андреенко. Задачки для ума развиваем мышление для детей 6-7 лет.
  12. Т.А. Овечкина. «Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» СПб АППО Институт Детства, Санкт-Петербурга, 2014 г.

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 131

Читайте также:
Логопедическое занятие в подготовительной группе

Утверждаю: заведующий ________

дата ___________________________подпись____________________номер приказа__________________

Принято: на заседании педагогического совета

Согласовано: зам. зав. По ВМР ________

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы

в специальной (коррекционной) подготовительной группе

для детей с ОНР

Программа составлена на основе Программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. Нищева Н. В.

на 2018 – 2019 учебный год

учитель – логопед Силакова С. В.

Комсомольск – на – Амуре

1. 1. Пояснительная записка…………………………………………………3 – 11

1. 2. Планируемые результаты освоения программы…………………….11 – 1

2. Содержательный раздел

Проектирование коррекционно – образовательного процесса…………..13 – 28

2. 1 Проектирование коррекционно – образовательного процесса………..13

2. 2. Диагностическое направление………………………………………..13 – 14

2. 3. Непосредственно коррекционно – развивающее направление……..14 – 24

2. 4. Организационно – консультативное направление…………………..24 – 26

2. 5. Информационно – просветительское направление………………..26 – 28

3. Информационно – методическое обеспечение программы…………..29 – 33

1. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность рабочей программы и необходимость ее внедрения в практику образования.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) старшей группе для детей 6 – 7 лет составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Закон РФ «Об образовании», ФГОС ДО, Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), Типовое положение о ДОУ, СанПиН 2.4.1.3049-13, Устав ДОУ, ООП ДОУ, Положение о рабочей программе в ОУ (Приложение 1. Нормативные документы).

Рабочая программа составлена на основе Программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. Нищева Н. В. (2006 г.), с учетом речевого профиля группы, возраста детей 6 – 7 лет. (Приложение 2 . Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. Нищева Н. В. (2006 г.), Приложение 3. Речевой профиль группы).

Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения: с 1 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно – развивающей работы с детьми 6 – 7 лет, имеющими общее недоразвитие речи II, III, IV уровня, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.

Основной задачей рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами и индивидуальными особенностями детей, отраженными в таблицах 1, 2, 3, что позволяет избежать переутомления и дезадаптацию дошкольников.

Таблица 1. Сводные данные по речевым заключениям

Таблица 2. Сводные данные по группам здоровья

Таблица 3. Сводные данные по индивидуальным особенностям

Эмоционально – волевая сфера

Тревожность – 6 Заторможенность – 8

Вторичная задержка интеллектуального развития – 4

Группу посещают дети седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи II, II, IV уровня, заикание).

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Активная речь детей с третьим уровнем речевого развития представлена простыми распространенными предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

В речи детей с ОНР четвертого уровня встречаются элизии, в основном заключаются в сокращении звуков, и редко – пропуски слогов. Также наблюдаются парафазии, перестановки звуков, редко слогов.

Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Имеются недостатки фонематического слуха.

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются названиями приблизительного значения: овальный – круглый. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации (кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; дедушка старый – взрослый).

Имея запас слов, обозначающих разные профессии, дети плохо дифференцируют обозначения лиц мужского и женского рода.

Словообразование с помощью увеличительных суффиксов вызывает большую трудность. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных (ременьчик – ремешок и т.д.) и образование притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).

Связная речь весьма своеобразна. При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни они пользуются простыми малоинформативными предложениями. Сохраняются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Читайте также:
Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

Заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах. К физиологическим симптомам заикания относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим – речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

Таким образом, исходя из сводных таблиц и требований ФГОС ДО в рабочей программе учитываются:

– индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

– возрастная адекватность дошкольного образования,

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,

– возможности освоения ребенком с нарушениями речи рабочей программы на разных этапах ее реализации,

– специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

Все коррекционно – развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и заданиями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем – логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно – развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Рабочая программа строится с учетом ведущих принципов оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: соблюдения интересов ребенка, системности, непрерывности, вариативности, рекомендательного характера оказания помощи.

Целью коррекционной работы является овладение детьми с ОНР самостоятельной связной речью и коммуникативными навыками, что стимулирует познавательное и личностное развитие ребёнка и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР являются: формирование навыков связной речи; понимание, уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР (практическое усвоение лексических средств языка); формирование грамматического строя речи (практическое усвоение грамматических средств языка); формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия); развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики); развитие и коррекция психических процессов.

Основой рабочей программы является создание оптимальных условий для коррекционно – развивающей работы, что достигается за счет создания комплекса коррекционно – развивающих мероприятий в группе, учета основных принципов коррекционного воздействия, подбора эффективных методов и приемов коррекционной работы, интеграции усилий специалистов и родителей дошкольников, установления связей между образовательными областями, создания развивающей предметно – пространственной среды в кабинете учителя – логопеда и в групповом помещении, с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента и основных принципов логопедического воздействия/

Коррекционно – образовательный процесс строится с соблюдением следующих принципов логопедического воздействия: системности и учета структуры речевого нарушения; комплексности (психолого – медико – педагогическое воздействие); дифференцированного подхода; поэтапности развития; онтогенетического (с учетом закономерностей и последовательности развития речи в онтогенезе); с учетом личностных особенностей; деятельностного подхода (с учетом ведущей – игровой деятельности); использования обходного пути (восстановление нарушенных функций с опорой на сохранные звенья).

Для достижения наиболее успешных результатов коррекционной работы широко применяются словесные, наглядные, практические методы обучения, обеспечивающие принцип полисенсорной основы коррекционного обучения.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Данная группа методов позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова педагог может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей. Этими методами формируют практические умения и навыки.

Организация проведения коррекционно – образовательного процесса с детьми 6 – 7 лет по образовательному направлению речевое развитие, согласно ФГОС, строится с интеграцией в образовательный процесс задач всех образовательных направлений: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут планировать по своему усмотрению (Таблица 4).

Таблица 4. Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Образовательная программа

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии)

Рабочие программы для работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Аннотация к рабочей программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г.), Адаптированной образовательной программой МБДОУ ДС №43.
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи третьего и четвертого уровней.
Цель программы – создание условий для эффективного планирования, организации, управления коррекционно-образовательным процессом в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Комплексная система коррекционно-образовательного процесса обеспечивает эффективную работу по коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи, связной речи, психофизических качеств. Рабочая программа позволяет обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с нарушением речи, подготовить их к дальнейшему обучению в школе, а также их социализацию, что является главной целью всего коррекционного про¬цесса в ДОУ.

Читайте также:
Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

ЗДАНИЕ ПО АДРЕСУ ул. Свердлова, д. 4

ЗДАНИЕ ПО АДРЕСУ ул. Восточная, д.14

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы № 2 для детей с ОВЗ (ТНР)

Рабочие программы для работы с детьми с задержкой психического развития

Аннотация к рабочей программе для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г.), Адаптированной образовательной программой МБДОУ ДС №43.
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей с детьми среднего (4-5 лет) и старшего дошкольного возраста (5-6 и 6-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в дошкольном образовательном учреждении.
Цель программы – обеспечение методической поддержки процесса обучения и воспитания детей с замедленным темпом формирования высших психических функций в соответствии с ФГОС ДО.
Программа имеет концентрическое построение, поскольку основные общие темы представлены на каждом году обучения с усложнением содержания и вариативности форм подачи изучаемого материала с целью подготовки детей с ЗПР к дальнейшему школьному обучению, в ходе формирования элементарных математических представлений и развития коммуникативных навыков. Усвоение содержания программы позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья при выраженности состояния задержанного развития в дальнейшем продолжить обучение в специальной школе (классы выравнивания), при компенсации — в первом классе (с 7 лет) массовой школы. Степень усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения диагностики, обработки полученных данных обследования детей и анализа результативности коррекционной работы.

ЗДАНИЕ ПО АДРЕСУ ул. Восточная, д.14

ЗДАНИЕ ПО АДРЕСУ ул. Свердлова, д. 4

Рабочая программа средней группы группы № 1 для детей с ОВЗ (ЗПР)

Рабочая программа старшей группы группы № 4 для детей с ОВЗ (ЗПР)

Рабочая программа музыкального руководителя

Рабочие программы для работы с детьми с нарушением интеллекта

Рабочая программа средней группы № 1 для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Рабочая программа подготовительной к школе группы группы № 2 для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Рабочая программа старшей группы №3 для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Рабочая программа средней группы № 4 для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Рабочая программа учителя-дефектолога средней группы № 4 для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа инструктора по физической культуре

Рабочая программа музыкального руководителя

Рабочие программы для работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата

Рабочая программа первой младшей группы № 1 для детей с ОВЗ (НОДА)

Рабочая программа старшей группы № 2 для детей с ОВЗ (НОДА)

Рабочая программа старшей группы № 3 для детей с ОВЗ (НОДА)

Рабочая программа второй младшей группы № 4 для детей с ОВЗ (НОДА)

Рабочая программа средней группы № 5 для детей с ОВЗ (НОДА)

Рабочая программа подготовительной к школе группы № 6 для детей с ОВЗ (НОДА)

Рабочая программа старшей группы № 7 для детей с ОВЗ (НОДА)

Рабочая программа подготовительной к школе группы № 8 для детей с ОВЗ (НОДА)

Рабочая программа второй младшей группы № 9 для детей с ОВЗ (НОДА)

Рабочая программа первой младшей группы № 10 для детей с ОВЗ (НОДА)

Рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа музыкального руководителя здания 2

Рабочая программа музыкального руководителя здания 1

Рабочая программа инструктора по физической культуре

Рабочие программы для работы с детьми с нарушением зрения

Рабочая программа подготовительной к школе группы группы №3 для детей с ОВЗ (нарушением зрения)

Рабочая программа учителя-дефектолога подготовительной к школе группы № 3 для детей с ОВЗ (нарушением зрения)

Рабочая программа разновозрастной группы №4 для детей 2-4 лет с ОВЗ (нарушением зрения)

Рабочая программа учителя-дефектолога разновозрастной группы №4 для детей 2-4 лет с ОВЗ (нарушением зрения)

Рабочая программа разновозрастной группы № 5 для детей 4-7 лет с ОВЗ (нарушением зрения)

Рабочая программа учителя-дефектолога разновозрастной группы № 5 для детей 4-7 лет с ОВЗ (нарушением зрения)

Рабочая программа музыкального руководителя

Рабочие программы для групп оздоровительной направленности

ЗДАНИЕ ПО АДРЕСУ проспект Ленина, д. 42а

Рабочая программа первой младшей группы № 1 для детей с туберкулёзной интоксикацией

Рабочая программа второй младшей группы № 4 для детей с туберкулёзной интоксикацией

Рабочая программа средней группы № 5 для детей с туберкулёзной интоксикацией

Рабочая программа старшей группы № 3 для детей с туберкулёзной интоксикацией

Рабочая программа подготовительной к школе группы № 2 для детей с туберкулёзной интоксикацией

Рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа музыкального руководителя

© 2009-2020 Официальный сайт МБДОУ ДС №43 URL: http://www.43-ozr.edusite.ru , действует с 18.06.2009г.
Карта сайта ®

Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (второй период обучения)

456780 Россия Челябинская обл., Озёрск, ул.Восточная, д.14, [ Карта проезда ]
телефон 8(35130) 56138; факс 8(35130) 57194; E-mail: 43dsleonova@mail.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 12+

Программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности детей с ТНР «Я готовлюсь к школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИНЕГЛАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников

с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности детей с ТНР

«Я готовлюсь к школе»

программа коррекции несформированных ВПФ

к программе коррекционно-развивающих занятий

с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности детей с ТНР

«Я готовлюсь к школе» (программа коррекции несформированных ВПФ)

Настоящая Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте, представляющая собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс МАДОУ «Синеглазка» обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста «Я готовлюсь к школе» по коррекции ВПФ разработана на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи, обеспечивающей развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, направленная на решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Программа «Я готовлюсь к школе» способствует реализации прав детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Цели и задачи реализации Программы.

Цель программы – проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с тяжёлыми нарушениями речи.

– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;

– охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;

– полноценное всестороннее развитие старшего дошкольника с учетом закономерностей психического развития.

Актуальность и востребованность.

Проблема коррекции ВПФ детей с ТНР является актуальной для системы образования. Программа предполагает цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию и коррекции ВПФ у старших дошкольников «Я готовлюсь к школе».

Данная работа строится на интегративном подходе и предполагает гармонизацию личностной структуры старшего дошкольника за счет работы с интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-мотивационной и коммуникативно-поведенческой сферами. Для создания данной программы привлечены теоретические и практические модели отечественных и зарубежных психологических школ. Среди них наиболее значимой для понимания развития эмоциональной, потребностно-мотивационной и коммуникативно-поведенческой сфер ребенка выступает модель развития человека Э. Эриксона, в основе которой лежат принципы целостности и поэтапного формирования личности и самоидентификации.

Программа разработана согласно концепции Л.С.Выготского, а именно на понимании психологической готовности к школе, основанной на возрастном и мотивационном подходах. Для составления данной программы изучены труды А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Бажовича, Ж.Пиаже, З.В.Мануйленко и др.

Рабочая программа ‘Коррекционно-развивающая работа с детьми в подготовительной группе с ТНР’

Для устранения дефектов была разработана специальная образовательная программа для детей с ТНР.

Бесплатные занятия с логопедом

Проведение коррекционных занятий по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) — важная составляющая образовательного процесса специальных учебных заведений, учебно-реабилитационных центров, интегрированных и инклюзивных классов для детей с ЗПР, которая призвана способствовать целенаправленному совершенствованию языковых, речевых и социально-коммуникативных умений и навыков в указанной категории детей.

Развитие детей с тяжелыми нарушениями речи

Тяжелые речевые дефекты (детская афазия, моторная и сенсорная алалия), вызванные локальными впечатлениями головного мозга, сопровождаются специфическими особенностями формирования интеллектуальной деятельности ребенка. Это проявляется в диспропорциональном развитии некоторых высших психических функций (вербального и невербального мышления, зрительной и слухоречевой памяти, состоянии импрессивной и экспрессивной речи) и в снижении темпов психического развития в целом.

Для устранения дефектов была разработана специальная образовательная программа для детей с ТНР.

Коррекция тяжелых нарушений речи

Направления коррекционного обучения на подготовительном этапе:

  • действия по упорядочению ряда анализаторов — слухового, зрительного, смыслового, двигательного, речедвигательного;
  • программы различных видов деятельности (предметная, творительная, изобразительная);
  • развитие слухоречевой памяти, слухового внимания и контроля;
  • развитие умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов (на невербальном, а в дальнейшем и вербальном материале);
  • развитие кинестетического анализа в процессе репродуктивного воспроизведения звуков речи с опорой на зрительное восприятие артикуляции;
  • организация наблюдений ребенка за разными сторонами речи (морфологической, синтаксической, просодической, произносительной, интонационной) и практическое выделение слов, грамматических морфем, фонем в процессе восприятия речи.
Читайте также:
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие 'Вальс цветов'

Основной этап. На этом этапе проводится формирование экспрессивной речи.

  1. Формирование экспрессивного словаря путем соотнесения имеющихся у ребенка звуковых образов слов с движениями с опорой на зрительное восприятие и кинестетические ощущения. В дальнейшем развитие звукового анализа слова с использованием названых опор и параллельное обучение ребенка грамоте.
  2. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и парадигм склонения.
  3. Сочетание звуков в слоги, слов в слова, слова в структурные предложения.
  4. Развитие качественной связной речи.

Подготовка детей к школе включает:

  1. Расширение знаний и представлений об окружающей среде.
  2. Развитие активной познавательной деятельности.
  3. Развитие интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации предметов на вербальном материале, который предъявляет педагог.
  4. Увеличение объема импрессивного вещания за счет расширения: смысловой структуры слова и его понятийной соотнесенности, его синтаксического значения, уточнения семантики грамматических морфем и разных типов синтаксических конструкций.
  5. Обучение элементарным математическим знаниям, изобразительной деятельности, конструированию по специальным методикам.
  6. Подготовка к овладению грамотой.

Логопедическая работа с ТНР

Основная задача адаптированной программы для логопедической группы с тяжелыми нарушениями речи направлена на проведение коррекционной и развивающей работы с детьми, учитывая их особенности развития. Работа проводится в нескольких направлениях:

  • коррекция;
  • профилактика;
  • развитие детей.

Логопед после проведения психологической диагностики определяет причину и уровень нарушения речи. После чего подбирает ряд специальных заданий, которые позволят построить правильную словообразную деятельность.

Работа проводится в 5 направлениях:

  • «Речевое» – пополнение словарного запаса, тренировка фонематического восприятия, формирование правильного речевого строя и прочее;
  • «Познавательное» – мышление, внимание, память;
  • «Художественно-эстетическое» – привлечение музыкальных, художественных произведений.
  • «Социально-коммуникативное» – навыки общения и работы в коллективе за счет применения игровых форм деятельности;
  • «Физическое» – моторика, мимическая мускулатура, речевое и физиологическое дыхание.

Методики при тяжелых нарушениях речи

Для достижения поставленных задач при тяжелых нарушениях речи используются специальные методики:

  • словесные;
  • практические;
  • наглядные.

Методики работают только при комплексном подходе. Начальный этап коррекции подразумевает проведение практических и наглядных методик, с минимальным привлечением словесной.

Упражнения для детей с ТНР

Дефектологи-логопеды в работе часто используют упражнения для детей с кинетическим песком. Занятия могут проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.

Организация обучения детей направлена на выполнения следующих задач:

  • развитие разных форм моторики;
  • стимуляция развития речи по слогам;
  • связное речевое развитие;
  • постановка правильного произношения звуков;
  • развитие представлений о фонетике;
  • стимулирование постановки диафрагмального дыхания.

Среди самых популярных упражнений:

  • «Необыкновенные следы» – надавливание пальцами, ладошками и кулачками на песок для имитации следов разных животных.
  • «Что под песком» – выбирается яркая тематическая картина, засыпается тонким слоем песка, ребенок должен набрать воздух через нос, и выдохнуть ртом, сдувая песок с поверхности картины.
  • «Спрячь ручки» – ребенок должен спрятать ладошки в песок в период, когда слышит определенное слово, звук, слог.
  • «Клад» – в чаше с песком прячутся разнообразные фигурки, необходимо найти их и классифицировать по характеристикам.

Такие упражнения являются самыми эффективными в период обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задания для детей с ТНР

Все занятия в процессе образования детей с ТНР проводятся в игровой форме, а для того, чтобы сконцентрировать внимание, сохранить их интерес и минимизировать уровень утомляемости проводится частая смена игровой деятельности.

Продолжительность занятия обычно варьируется от 10 до 25 минут. Для максимального достижения успеха недостаточно работы педагогов и логопедов, необходимо дополнительно дома создавать развивающую среду и выполнять тщательно все «домашние задания».

Задания для детей дефектолог подбирает индивидуально. При ТНР проводятся следующие направления занятий по коррекции:

  • память, наблюдательность, внимание;
  • связная речь;
  • словарный запас;
  • артикуляционный аппарат;
  • логоритмика;
  • мелкая моторика;
  • дыхательная гимнастика.

АООП для школьников с тяжелыми нарушениями речи

АООП – адаптированная основная образовательная программа.

Программа для детей с тяжелыми нарушениями речи для дошкольников направлена на решение следующих стратегических и тактических задач:

  • совершенствование навыков слушания (понимание) текстов диалогического и монологического характера;
  • формирование навыков ведения диалога;
  • развитие монологической речи путем упражнения в построении произведений-рассказов, произведений-описаний;
  • упражнения в подробном и выборочном пересказе текстов разных стилей и жанров речи;
  • развитие умений целостного восприятия, понимания и интерпретации текстов;
  • присвоение ценностных ориентаций в общении.

АООП для детей с ТНР – отзывы

Положительные Отрицательные
Сын до 3 лет молчал, пошли в сад и начали работать усиленно с логопедом по индивидуальной программе, было все: и домашние задания, и требования по обеспечению специальной развивающей среды, а мы, как родители, все упорно выполняли. Сейчас сынуля учится в 5 классе, и он спокойно выражает свои мысли словесно, ведет диалог и правильно строит речь. На данный момент, существуют уже мало заметные проблемы, но мы над ними работаем. (Ника) Если работа по адаптированной программе не проводилась в дошкольном возрасте, в школе просто нереально решить речевые дефекты. Речевые основные навыки формируются у детей до 6 лет. Так что большинство родителей должны просто смириться, если ничего не предприняли до этого возраста (Юлия)
У нас и в саду ввели логопедические групповые занятия, а с проблемными детками работают дополнительно индивидуально. И старшая дочь говорит, что у них в школе тоже начали практиковать. Она сейчас в 7 классе, и все они с удовольствием выполняют задания по сурдологии, упражнения с мимикой и дыханием. Подобного рода занятия полезны не только для детей с ЗПР, но и для здоровых, так как современная молодежь часто не может два слова связать, хотя физических проблем с речью они и не имеют. (Софья) Каждая речевая задержка в обязательном порядке сопровождается и психологической, следовательно, просто занятий с логопедом-дефектологом будет очень мало, необходимо дополнительно задействовать занятия с психоневрологом и медикаментозную терапию. (Ольга)
Применение разных методик, проведение интересных занятий и упражнений позволяет ребенка не просто увлечь (что очень сложно при диагнозе ЗПР), но провести эффективную коррекционную работу даже при тяжелой форме речевого дефекта. Единственное, у нас еще не все учебные заведения к данной практике готовы, но на любое новшество необходимо время. (Лидия Степановна) Важно правильно подобрать учебное заведение, которое проводит логопедическую комплексную коррекционную работу, хотя таких учебных заведений сейчас крайне мало. Надеемся, что на детей с ЗПР наконец начнут активнее обращать внимание. (Рита)
У нас в старшей садиковской группе 10 детишек с разными формами речевой задержки. У нас лично тяжелая, но дочурка уже через 4 месяца занятий начала демонстрировать успехи, пока только сопровождая жесты определенными звуками и отдельными слогами – но это уже огромнейший шаг. Да и работа в такой небольшой группе тоже намного плодотворнее, чем нахождение в специальном заведении (проходили на занятия год, и без существенных достижений) (Лилия)
Читайте также:
Влияние нарушений чтения и письма на развитие и социализацию ребенка

Вывод

ООП для детей с ТНР позволяет проводить коррекцию не только речевых навыков, но и психологических отклонений и физиологических, так как работа проводится комплексная с задействованием разнообразных форм и методик, начиная с дошкольного возраста.

Учебный план для детей дошкольного возроста с ТНР

Содержимое разработки

СП ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чёрновка

Протокол №1 от 31.08.2020г.

Приказ от 31.08.2020 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на 2020 – 2021 учебный год

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области основной общеобразовательной школы имени воина – интернационалиста

С.Н. Левчишина с. Чёрновка муниципального района

Кинель – Черкасский Самарской области

Структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования детский сад «Тополёк»

с. Чёрновка 2020 год

Нормативное обеспечение учебного плана.

Особенности реализации инвариантной и вариативной частей учебного плана.

Содержательная характеристика и объём образовательной нагрузки в непосредственно образовательной деятельности.

Учебный план образовательной деятельности.

Группы комбинированной направленности для детей с ТНР.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы имени

воина – интернационалистаС.Н. Левчишина с. Чёрновка муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области

Структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования детский сад «Тополёк»

Нормативное обеспечение учебного плана.

Учебный план разработан в соответствии со следующими Федеральными документами:

Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. №273 – ФЗ;

приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» зарегистрированном Минюсте России

26.09.2013 г. № 30038);

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 – 13 (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. № 30384).

Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной

школы имени воина – интернационалиста С.Н. Левчишина с. Чёрновка муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области Структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования детский сад «Тополёк»

Локальными актами, приказами Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной

общеобразовательной школы имени воина – интернационалиста С.Н. Левчишина с. Чёрновка муниципального района Кинель –

Черкасский Самарской области Структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного

образования детский сад «Тополёк»

Особенности реализации инвариантной и вариативной части учебного плана для каждой возрастной группы Основными задачами учебного плана непосредственно образовательной деятельности являются:

Регулирование объёма образовательной нагрузки.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию и организации образовательного процесса в ДОУ.

Педагогический коллектив Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной

общеобразовательной школы имени воина – интернационалиста С.Н. Левчишина с. Чёрновка муниципального района

Кинель – Черкасский Самарской области Структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного

образования детский сад «Тополёк» работает по образовательной программе дошкольного образования, разработанной с учетом примерной

основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.

Комаровой,и коррекционной программой: «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с

тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии

с ФГОС ДО, СПб, Детство-пресс, 2015. Нищевой Н.В.

Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую.

Читайте также:
Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста

Содержание образовательной программы способствует целостному развитию личности ребёнка дошкольного возраста по образовательным областям:

социально – коммуникативное развитие;

В ДОУ функционирует 2 возрастные группы, укомплектованных из расчета площади групповой (игровой) – в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребёнка дошкольного возраста, из которых 1 групп комбинированной направленности для детей с ТНР и общеразвивающей направленностью (от 4 до 7 лет)

общеразвивающей направленности (от 1.5 до 4 лет) – 1 группа;

В структуре учебного плана ДОУ «Тополёк» выделены две части:

инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная). Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Вариативная часть формируется с учетом видовой принадлежности ДОУ детский сад «Тополёк», наличием приоритетного патриотического и экологического направлениях и обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

Инвариантная часть реализуется через непосредственно организованную образовательную деятельность, вариативная реализуется интегративно через все образовательные области при проведении НОД, в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей.

В учебном плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной частью, формируемой участниками образовательных отношений. Объём обязательной части не менее 60% от её общего объёма отводимого на освоение примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

    1. Содержательные характеристики и объём учебной нагрузки

Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

В соответствии с ФГОС ДО объем обязательной части Программы включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую: в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной

В непрерывную образовательную деятельность (НОД) выносится то содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно, где необходимо совместное рассматривание, обсуждение, помощь в осознании и обобщении увиденного, в освоении нового способа действий и пр.

В непрерывной образовательной деятельности чаще всего используется фронтальный способ организации детей, важный с той точки зрения, что у каждого ребенка формируется умение слышать обращенную ко всем речь взрослого, принимать задачу, выбирать способы или находить их для ее решения, оценивать достигнутый результат.

При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества НОД на изучение каждой образовательной области, которое определено в обязательной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления, непрерывная образовательная деятельность познавательной направленности чередуется с непрерывной образовательной деятельностью художественно-эстетического и физического направлений.

Объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах составляет 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

В течение дня обеспечивается чередование различных видов активности детей: физической, умственной, трудовой, игровой.

Реализация физического и художественно – эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени образовательной деятельности.

Непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию детей в возрасте 3 – 7 лет организуется три раза в неделю.

В тёплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию организовывается на открытом воздухе.

При установлении нагрузки на ребёнка в группе комбинированной направленности учитываются индивидуальные особенности ребёнка, поэтому отдаётся предпочтение работе индивидуально при проведении непосредственно образовательной деятельности.

В группе комбинированной направленности , для детей с ТНР, ежедневно проводится не более четырех занятий: 2-3 в утреннее время и 1- 2 после сна длительностью от 20 до 30 мин. Перерывы между занятиями не менее 10 мин. На 12 – 15 мин. занятия проводится физминутка (1,5 – 2 мин.) для предупреждения переутомления ребёнка. С этой целью занятия, требующие умственного напряжения, чередуются с занятиями подвижного характера.

Чтение художественной литературы реализуется ежедневно в ходе режимных моментов в образовательной деятельности в группе комбинированной направленности (для детей с ТНР и здоровых детей). Образовательный процесс в ДОУ строится с учетом интеграции образовательных областей.

Для группы комбинированной направленности для детей с ТНР летние каникулы устанавливаются с 01 июня по 31 августа.

Вариативная часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, по направлению «Патриотическое воспитание детей 3 – 7 лет» и «Экологическое воспитание» осуществляется в совместной деятельности педагога и детей, в интеграции образовательных областей, непосредственно образовательной деятельности в старшем возрасте.

2.Учебный план непосредственно образовательной деятельности.

      1. Распределение учебных нагрузок в группе комбинированной направленности для детей с ТНР.

СП ГБОУ ООШ им. С. Н. Левчишина с.Чёрновка детский сад «Тополёк»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: