Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

Раннее развитие детей: плюсы и минусы

Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию “Lancet” , в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении . Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.

Нервная система и ее роль в развитии ребенка

Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.

Особенности нервной системы у детей

Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.

Что такое раннее развитие ребенка

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.

Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста

Множество факторов влияет на раннее обучение детей:

  • Наследственность.
  • Экологическая обстановка.
  • Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
  • Течение беременности и родов у матери.
  • Вскармливание и режим дня.
  • Заболевания.
  • Культура воспитания.
  • Уход за ребенком и др.

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)

По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.

Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.

Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:

Моторно – статическое :

  • Держит голову (2 мес.);
  • Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
  • Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
  • Сидит (6 мес.);
  • Ползает (7-8 мес.);
  • Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
  • Стоит сам (10-11 мес.);
  • Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
  • Ходит сам (12 мес.).

Целенаправленная моторная деятельность :

  • Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
  • Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
  • Примитивно играет (9-10 мес.);
  • Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).

Зрительный анализатор :

  • Фиксирует взгляд (2 недели);
  • Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
  • Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
  • Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
  • Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
  • Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).

Слуховой анализатор:

  • Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
  • Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
  • Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
  • Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).

Речь:

  • Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
  • Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
  • Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
  • Произношение слов (9-10 мес.);
  • Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
  • Многословные фразы (3 года);
  • Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).
Читайте также:
Формы работы по развитию мелкой моторики рук

Такими методами педиатр оценивает развитие.

Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:

  1. В течении первого года жизни ежемесячно.
  2. От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
  3. От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
  4. Старше 7 лет с интервалом 1 год.

Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста

Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.

Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые “Окна достижений для 6 этапов моторного развития” . Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание . Одной из перспективных зарубежных методик является “Шкала ментального развития Гриффитс” . Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики , которые довольно просты в использовании.

Задержка развития ребенка

Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании .

Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.

Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития . При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии , когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.

Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования . При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития» . В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».

Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.

Психомоторное развитие ребенка на первом году жизни

Автор: Росточек —

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

Читайте также:
Задержка речевого развития у детей

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык». Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией. Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности. Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций. Именно таким образом автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни:

  • Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
  • Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.
  • Моторика – поза “эмбриона” с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
  • Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.
  • Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
  • Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
  • Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки “г”, “к”.
  • Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
  • Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).
  • Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
  • Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
  • Речь – в конце второго месяца появляется гуление.
  • Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
  • Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.
  • Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
  • Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
  • Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
  • Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
  • Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
  • Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.
  • Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
  • Слух – различает голоса близких.
  • Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
  • Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
  • Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.
  • Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.
  • Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует “свой-чужой”, ищет наполовину спрятанный предмет.
  • Слух – прислушивается к музыке.
  • Речь – появляются согласные звуки, слоги “ма”, “ба”, “па”, пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
  • Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
  • Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
  • Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.
  • Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
  • Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
  • Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
  • Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
  • Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
  • Игра – манипулирует с игрушками.
  • Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
  • Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
  • Речь – элементы лепетной речи.
  • Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
  • Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.
  • Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.
  • Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
  • Слух – понимает понятия “где?”, “дай”, “на”.
  • Речь – активный лепет, слоговая речь.
  • Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет “до свидания”.
  • Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
  • Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.
  • Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
  • Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: “поцелуй маму”, “дай ручку”, “возьми шарик”.
  • Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо “собака” “бабака”).
  • Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
  • Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
  • Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.
  • Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
  • Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
  • Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
  • Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
  • Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
  • Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.
  • Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
  • Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, “принеси куклу”).
  • Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на “своем” языке.
  • Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
  • Эмоции – появляется реакция торможения при слове “нельзя”, избирательно относится к окружающему.
  • Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.
  • Зрение – узнает многие предметы на картинке.
  • Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – “ж-ж-ж”, киска мяукает – “мяу”).
  • Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
  • Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.
  • Эмоции – появляется сопереживание.
  • Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.
Читайте также:
Как научить ребенка жевать

​Психомоторное развитие детей раннего возраста и развивающие занятия

Почему это важно?

Оценка психомоторного развития детей первых 5 лет – важная составляющая профилактического педиатрического осмотра, поскольку задержка, остановка или регресс развития могут указывать на то, что ребенок имеет какое-то заболевание. Только поэтому. У врача нет цели выявлять незначительные несоответствия обычному развитию, которые нередко называют темповыми, т.е. временными, задержками. Дети развиваются по-разному, некоторое отклонение от среднестатистической скорости появления навыков не является не то что патологией, но даже поводом для вообще какого-либо беспокойства и принятия каких-то мер для развития этих навыков. Все здоровые дети, даже бездомные и живущие в ужасных условиях, развивают необходимые навыки: начинают переворачиваться, ходить, говорить, засовывать мелкие вещи в маленькие отверстия и т.п.

Здоровые дети в детских домах нередко имеют некоторую задержку развития. Но она не связана с моторными навыками – они так же ходят, прыгают и лазают, как и другие дети их возраста, но они хуже говорят и общаются, замкнуты и насторожены, меньше знают. Эти проблемы связаны с дефицитом ласки, общения и обучения. Вот чему действительно надо уделять максимум своего внимания! Все, что требуется детям в раннем возрасте, помимо безопасного окружения, обеспечения едой и теплом, это любовь, общение и удовлетворение их любопытства.

Если же врач выявляет значимую задержку в развитии*, то дальнейшие его действия – не просто рекомендации, как надо заниматься с ребенком, чтобы он догнал сверстников, а поиск причины задержки (т.е. заболевания – детского церебрального паралича, снижения слуха и т.п.) и по возможности воздействие на нее.

Что надо знать о раннем развитии?

Нужны ли здоровым детям для нормального развития массаж, плавание, динамическая гимнастика и развивающие занятия? – Они совсем необязательны. Природа не обязала нас к этому. Более того, специальные занятия с детьми грудного и раннего возраста не ускоряют их психомоторное развитие.

Нередко случается так, что ребенок не делает что-то, что уже умеет большая часть его сверстников. С ним начинают усиленно заниматься, и через месяц-два у него, наконец, появляется долгожданный навык. Он бы так и не появился, если бы с ребенком не занимались? – Нет, конечно, появился бы.

Читайте также:
Как научить ребёнка быстро запоминать стихи и рассказы

Есть ли какие-то преимущества более раннего развития навыков? – Нет. Если ребенок начинает ходить или говорить раньше сверстников, совсем не обязательно, что он будет умнее или ловчее других в более старшем возрасте.

Если посмотреть на животный мир, то практически все животные становятся самостоятельными раньше, чем люди: сложному организму нужно время, чтобы развиться.

Интересен тот факт, что если в семье есть старший ребенок, то младший начинает говорить раньше, чем если бы старшего ребенка не было. Но в возрасте приблизительно 6-ти лет эта разница исчезает! Некоторый скачок психомоторного развития в раннем возрасте никак не влияет на физические и интеллектуальные способности в более старшем возрасте.

Чем разностороннее ваше общение с ребенком, тем лучше. Ребенку нужны и прикосновения, и объятия, и поцелуи, и улыбки, и разговор. Массаж, гимнастика, плавание и игры, которые проводят близкие люди, – тоже способы общения с ребенком. В этом смысле они очень полезны. Но важно понимать, что поскольку это – только лишь способы общения, они не должны быть

«экстремальными» (т.е., например такими) чтобы случайно не навредили ребенку. Кроме того они должны нравиться ему, т.е. ребенок не должен плакать во время их проведения! Общение с ребенком не должно вызывать негативных эмоций: в этом возрасте очень важно, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Детям грудного возраста действительно легче совершать многие действия в воде. Поэтому, так же как и с массажем, если ребенку нравится купаться, радуйте его этим.

Важно соблюдать баланс: с одной стороны обеспечить безопасное окружение ребенку, а с другой – не мешать ему изучать окружающий мир. В этом плане можно сравнить воспитание детей в асоциальных семьях и в домах ребенка. В первом случае ребенок предоставлен сам себе, он может изучать все, что ему интересно – идеальные условия для развития. Но за ребенком плохо следят, высок риск, что он как-то пострадает. В доме ребенка обратная ситуация: большую часть времени дети проводят в кроватках с парой игрушек. Да, они в безопасности, но они не могут удовлетворить свой интерес в изучении окружающего мира. Так что убедитесь, что то, что окружает ребенка, не может навредить ему, и дайте ему максимум возможной свободы.

Читайте также:
Как помочь ребенку в развитии речи

* В ближайшее время выложим пост о действительных признаках вероятной задержки развития.

Характеристика психомоторного развития детей первых трех лет жизни с сочетанной нейроортопедической патологией

В настоящее время отмечается негативная тенденция к аггравации течения перинатальных поражений нервной системы, что связано в том числе и с увеличением распространенности коморбидной патологии. Располагая данными о неврологическом статусе детей раннего во

Currently, there is a negative tendency to aggravation of perinatal lesions of the nervous system which is also connected, in particular, with an increase in the prevalence of comorbid diseases. With data on the state of the neurological status of young children with orthopedic disorders, it is possible to increase the level of specialized medical care, to ensure the health of our nation as a whole.

Различные неврологические болезни сопровождаются ортопедической патологией — врожденные аномалии развития головного и спинного мозга, детский церебральный паралич, наследственные нервно-мышечные заболевания, нейроинфекции, черепно- и спинномозговые травмы. Среди факторов, детерминирующих и/или в дальнейшем усугубляющих течение данных состояний, универсальное значение имеет внутриутробная гипоксия [1]. Неблагополучие интра- и постнатальных периодов весьма часто обусловлено и травматичными родами, где помимо непосредственного повреждения структур головного мозга возникают нарушения вертебробазилярного кровотока, приводящие к комплексу гемореалогических и метаболических расстройств [2]. Таким образом, перинатальные гипоксически-травматические поражения нервной системы являются не только самыми регистрируемыми в периоде раннего детства, но и наиболее сложными для комплексной диагностики и лечения.

Едва ли не главным индикатором гармоничного психического и физического развития ребенка является своевременное формирование моторных навыков. Движение — это необходимое условие жизнеобеспечения, способ эволюционирования всех зон коры больших полушарий головного мозга. В норме рефлекторные реакции двух типов — выпрямления и равновесия — отвечают за онтогенетическую последовательность становления локомоторных навыков, что позволяет приобретать и сохранять правильную позу, выполнять произвольные движения. В том случае, если по мере роста ребенка физиологические постуральные механизмы замедляются, а тонические рефлексы, которые сочетаются с нарушениями распределения мышечного тонуса, активируются, возникают патологические синергии, установки, приводящие к развитию суставных контрактур, деформаций [3].

Известно, что анатомо-физиологической основой структурных нарушений опорно-двигательной системы является мозжечок. Он представляет собой одну из интегративных структур головного мозга, участвующих в регуляции координации и коррекции движений, а также вегетативных, когнитивных и трофических функций. Двигательная активность осуществляется эфферентными сигналами, идущими к спинному мозгу. Так возникает сила мышечных сокращений, а также оптимальный тонус при движениях и в покое [4]. Тонические мышцы, управляемые непосредственно ядрами мозжечка, способны к длительному сокращению из-за особенностей низкокислородного обмена. Длительное несимметричное сокращение таких мышц может постепенно растянуть связку, изменить биомеханику сустава и деформировать кость в растущем организме [5].

Читайте также:
Формы работы по развитию мелкой моторики рук

Высокая результативность любого лечения достигается точностью диагностики первопричин болезни. Изолированные поражения мозжечка дебютируют такими явлениями, как астения (снижение мышечной силы, быстрая утомляемость), астазия (утрата способности мышц к длительному сокращению, что затрудняет сидение, стояние), дистония, тремор, дисметрия (в виде гипер- или гиподвижений). В дальнейшем эти клинические синдромы потенцируют функциональные и морфологические изменения мышц позвоночника, межреберных мышц и мышц туловища, деформации осевого скелета, конечностей. Так, деформация грудной клетки вызывает изменения в легких, где могут появиться участки ателектаза и эмфиземы. Нарушается функция внешнего дыхания: уменьшается жизненная емкость легких, показатели максимальной вентиляции, увеличивается минутный объем дыхания. Возникают гемодинамические расстройства, которые в конечном счете приводят к развитию «кифосколиотического сердца» — разновидности «легочного сердца». Недостаточное снабжение кислородом растущего организма в свою очередь непрерывно «закрепляет» резидуальную патологию нервной системы, дети хуже учатся, быстрее устают, страдают от головной боли, раздражительны, невнимательны [6]. Патологическая установка стоп приводит к задержке вертикализации, неустойчивой походке, болям в ногах и спине. Со сколиозом часто сопряжены любые нарушения в работе органов брюшной полости, особенно трудно поддающиеся стандартному лечению без учета данных биомеханики [7].

Согласно авторской концепции А. П. Ефимова (2011), сочетанный патомеханогенез нейроортопедических заболеваний можно представить следующим образом [6]:

  1. Этап нейроишемических нарушений соматотопических центров мозжечка, которые являются для организма в целом центрами управления морфогенезом, включающим гистогенез и органогенез. Данные нарушения — следствие изменений кровоснабжения полушарий мозжечка и ствола мозга в результате натальных травм головы, шейного отдела позвоночника, ликворососудистой дистензии. Соматотопические центры могут пострадать и в антенатальном периоде под действием инфекционных, метаболических факторов.
  2. После длительной ишемии возникает этап вегетативно-дистрофических изменений. Формируется задержка роста частей тела, имеющих проекцию в сенсибилизированных ядрах мозжечка. Хочется отметить, что при сохранности ядер ствола мозга все изменения носят функциональный характер, а лечебные и реабилитационные мероприятия дают быстрый и стойкий эффект — выздоровление.
  3. Если же своевременно помощь не оказана, то далее наступает третий этап — этап асимметричного роста туловища. Например, вентрально-дорзальные диспропорции в сагиттальной плоскости приводят к кифозу либо гиперлордозу.
  4. Далее следует этап клинических проявлений деформации органа, а в случае парных органов (конечностей) — неравная длина или укорочение.

Таким образом, многоуровневый характер поражения нервной системы, а также взаимодействие нервной и костно-мышечной систем объясняют сложность патогенеза ортопедической патологии при неврологических заболеваниях. Поэтому существующая нейроортопедическая концепция болезней детей раннего возраста диктует свое­временное, полное обследование, диспансерное наблюдение и невролога, и ортопеда [8, 9].

Программа оздоровления и реабилитации таких пациентов должна быть комплексной и включать мероприятия, направленные на ключевые звенья этиопатогенеза:

  • устранение нейроишемии центров мозжечка и ствола мозга;
  • коррекцию вегетативно-дистрофи­ческих явлений;
  • локальную стимуляцию пораженных областей методами физиотерапии, ортопедической коррекции, лечебной физкультуры, массажа, использование тренажеров и лекарственных препаратов.

Особого внимания заслуживают методики лечебной физкультуры, основанные на принципе биологической обратной связи со зрительной и проприоцептивной стимуляцией (стабилометрическая платформа) [10]. Длительный и более стойкий лечебный эффект проявляется в уменьшении относительной разницы длины конечностей, увеличении объема движений в пораженных суставах, возрастании показателей мышечной силы и координационных параметров.

В связи с особенностями метаболизма костной ткани сложные процессы деформирующей патологии невозможно ликвидировать быстро. Для достижения эффекта следует заниматься настойчиво и терпеливо в течение года и более. Длительные сроки восстановления диктуют необходимость применения особых технологий семейной реабилитации — единственной формы, позволяющей убрать периоды бездействия («мертвых сезонов»), во время которых теряются достижения предыдущих этапов лечения и реабилитации [11, 12].

Цель исследования — анализ динамики психоневрологического развития детей раннего возраста с ортопедической патологией, поиск новых возможностей диагностики ортопедоневрологических заболеваний в условиях детской поликлиники.

Материалы и методы исследования

В течение первых трех лет жизни наблюдались 20 пациентов с перинатальными поражениями нервной системы и их последствиями. Мальчиков было 12 (60%), девочек — 8 (40%). На диспансерном учете у хирурга-ортопеда по поводу установочной кривошеи находилось 9 (45%) детей, дисплазии тазобедренных суставов — 5 (25%), плосковальгусной установки стоп — 13 (65%), эквиноварусной установки стоп — 6 (30%). Нарушение осанки зафиксировано в 11 (55%) случаях. Оценивался неврологический и ортопедический статус, данные нейросонографии, ультразвукового, рентгенологического исследования тазобедренных суставов, антропометрии.

Читайте также:
Как научить ребёнка говорить - 10 советов, чтобы помочь ребенку заговорить быстрее

Результаты и обсуждения

Неблагоприятный соматический анамнез (железодефицитная анемия, деформирующая дорсопатия, расстройство вегетативной нервной системы, хронический пиелонефрит) отмечен у 18 (90%) матерей, акушерско-гинекологическая патология (анемия беременных, аномалии развития женских половых органов, генитальные инфекции, поликистоз яичников) — у 14 (70%). Особенности походки при плосковальгусной стопе установлены у 12 (60%) отцов. Вредные привычки (курение) подтвердили в 11 (55%) семьях. У всех (100%) женщин беременность протекла с гестозами, хронической фетоплацентарной недостаточностью, хронической внутри­утробной гипоксией плода. Срочные самостоятельные роды зарегистрированы у 14 (70%) беременных, роды путем кесарева сечения (многоплодная беременность, поперечное положение плода, тазовое предлежание плода) — у 6 (30%), роды двойней — у одной (5%) женщины. Средний вес при рождении составил 3620 граммов, средняя оценка по шкале Апгар — 7/8 баллов. 5 (25%) детей переведены из роддома на дальнейший этап лечения по тяжести перинатального поражения нервной системы гипоксически-травматического генеза.

На первом поликлиническом осмотре в неврологическом статусе выявлены: симптом «короткой шеи» в 15 (75%) случаях, симптом «кукольной головы» — в 9 (45%), церебральная гипервозбудимость — в 8 (40%), мышечная гипотония — в 15 (75%), мышечный гипертонус — в 5 (25%), вегетативно-висцеральная дисфункция — в 10 (50%).

В течение первого полугода жизни родители предъявляли жалобы на установку головы вправо или влево и деформацию черепа у 9 (45%) малышей, постоянное сжимание кистей рук, опору на передние отделы стоп при соприкосновении с твердой поверхностью — у 7 (35%), трудности при засыпании и беспокойный сон — у 9 (45%), отсутствие аппетита — у 8 (40%), асимметрию нижних конечностей — у 4 (20%).

На втором полугодии жизни наблюдались низкая двигательная активность в конечностях у 16 (80%) детей, эмоциональная лабильность — у 11 (55%), нарушение опоры на ноги — у 19 (95%). По результатам нейросонографии в 1 месяц зафиксированы и к 1 году нивелированы: перивентрикулярный отек у 20 (100%) детей, изменения в виде субэпендимальных кист с последующей дилатацией желудочков до 5–6 мм у 11 (55%) детей.

В дальнейшем 17 (85%) детей развивались с ретардацией угасания физиологических, задержкой возникновения установочных рефлексов, испытывали затруднения при вертикализации и моторную неловкость. Как следствие, к трем годам 14 (70%) детей имели специфическое расстройство речевого развития, патологический динамический стереотип. Продолжились психолого-логопедические занятия, реабилитационные мероприятия, направленные на улучшение координации, коррекцию поведенческих и двигательных нарушений. Особое внимание уделялось разъяснительным беседам с родителями о важности закаливающих процедур, сбалансированного питания, гармоничных внутрисемейных отношений. Высокую приверженность назначениям врача можно отметить у 16 (80%) родителей пациетов.

Выводы

Данное исследование отражает высокую коморбидность ортопедических заболеваний и последствий перинатальных поражений нервной системы. Сочетанная патология затрудняет реабилитацию и отягощает прогноз заболевания. На амбулаторном этапе пристальное внимание и ортопедов, и неврологов заслуживает симптомокомплекс «вялый ребенок» как обоюдный фактор риска, приводящей к ухудшению качества жизни ребенка, его семьи. Необходима не только своевременная диагностика, адекватное медикаментозно-физиотерапевтическое лечение, но и разъяснительные беседы с родителями о потенциальной важности рационального ортопедического режима, общеукрепляющих процедур на протяжении всего периода раннего детства.

Литература

  1. Барашнев Ю. И. Перинатальная неврология. М.: Триада-Х, 2011. С. 3–37.
  2. Ратнер А. Ю. Неврология новорожденных. М.: Бином, 2005. C. 276–290.
  3. Айкарди Ж. с соавт. Заболевания нервной системы у детей. М.: Бином, 2013. Т. 1. C. 221–257.
  4. Stefano D’Arrigo, Daria Riva, Enza Maria Valente. Paediatric Neurological disorders with cerebellar involvement: diagnosis and management. France: Editions, John Libbey Eurotext, 2014. P. 9–21.
  5. Louis J. Decaro, DPM. Down Syndrome: A Serious Pediatric. Podiatric Issue // J. Podiatry management. September. 2012. P. 141–146.
  6. Ефимов А. П. Деформирующая болезнь опорно-двигательного аппарата как нейроортопедическая проблема // Вестник Российской академии естественных наук. 2011. № 2. С. 69–74.
  7. Дудин М. С. с соавт. Центральная нервная система и идеопатический сколиоз // Хирургия позвоночника. 2005. № 1. С. 45–55.
  8. Волосовец Г. Г., Кузнецова В. С. Диспансеризация здоровых детей раннего возраста в условиях поликлиники. Методические рекомендации. Воронеж, 2008. С. 15–26.
  9. Усокина Р. Я. с соавт. Амбулаторное лечение детей с ортопедическими заболеваниями. Л.: Медицина, 1979. C. 5–106.
  10. Рябых С. О. с соавт. Опыт лечения нейрогенных деформаций позвоночника // Гений ортопедии. 2013. № 1. С. 87–92.
  11. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. М.: Теревинф, 2009. Т. 1. C. 177–261.
  12. Попков А. В. с соавт. Особенности психологического статуса детей с ортопедической патологией // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 3 (58). С. 247–250.
Читайте также:
Как научить ребёнка правильно говорить

Н. С. Ковалёва

ДКБ ГБОУ ВПО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко, Воронеж

Психическое развитие малыша от 1 года до 3 лет

Период от 1 года до 3 лет называется ранний возраст. Это время психологического отделения от матери, которое проходи в 3 периода.

От 1 года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить и говорить, становится более самостоятельным, в этом возрасте он – исследователь. Он лезет всюду, набивает себе шишки, и его не удержать.

От полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках. Вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

От 2 до 3 лет – период активного умственного развития ребенка.

Начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за считывание эмоции, эстетическое восприятие, поэтому дети тонко чувствуют настроения родителей, любят всё яркое и имеют бурную фантазию. Подгоняя его развитие, мы как бы закрываем возможности развития левого полушария и не даем ребенку реализовать возможности развития своего эмоционального интеллекта. Ребенок, который начал читать в три года по любой из множества различных существующих ныне методик, может в будущем с трудом разбираться в своих и чужих эмоциях, не испытывать большого удовольствия от похода на концерт или в картинную галерею, не мечтать. А что такое мечта для взрослого человека? Это основа целеполагания.

Ребенок постоянно манипулирует предметами и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. В конце раннего возраста появляется игра с сюжетом, когда малыш придумывает истории и проигрывает их. Для развития игры важно появление символических действий.

Новообразования раннего возраста: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В это время запоминаются обобщенные образы мужчины и женщины как таковых и их различие между собой, формируется способность любить и образцы эмоциональных программ, любящих мужчины и женщины.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит на 2-3 году жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Малыши все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать их физическую близость. Предпочтение отдается родителю противоположного пола. Важен тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек может остаться тактильно бесчувствен.

В этот период ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, выбрать ребенок еще не может.

Малыш, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм в этом возрасте – это норма. Он еще не умеет сопереживать, ребенку характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с его желаниями. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно предложить заняться с ним чем-то интересным, и ребенок мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоциональной сферы малыша тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Узнавание себя в зеркале – простейшая, первичная форма самосознания появляется к 2 годам. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

В голове у вашего ребенка уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать ее ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому поменьше ограничивайте малыша, дайте ему возможность исследовать мир.

Читайте также:
О важности исправления речевых недостатков дошкольников

В нашем Центре работает сектор ранней помощи, его специалисты окажут психологическую и медицинскую поддержку на каждом этапе взросления https://www.instagram.com/detskiicentr27/

Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков

КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.

Дифференциация звуков Ж-Ш для дошкольников. Речевой материал

Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Ш-Ж в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Уважаемые коллеги предлагаю вам в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Ш-Ж. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Пальчиковая игра “Пальчики-колечки”
Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд!
Пальцы в колечки будем сгибать,
В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.
Будут пальцы помогать
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Слова и слоги называть!
В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.
ША-ЖА-ША
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
ШАРИК-ЖАБА-И ЛАПША,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
Жа-ШИ-ЖА,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
ЖАР-МАШИНА-И МЕЖА,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
ШИ-ЖИ-ШИ,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
УШИ-ЛЫЖИ-МАЛЫШИ,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
ШИ-ЖИ-ШИ,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
НОЖИК-ШИНА-ЭТАЖИ.
Делаем аналогично с пальцами левой руки.

“Угадай-ка”
Взрослый предлагает ребенку отгадать какой звук слышится в слове – Ж или Ш. Услышав слово, ребенок должен показать соответствующую букву – Ж или Ш. Если ребенок еще не знает букв, то их можно заменить на картинки Змейки (Ш) и Жука (Ж).

Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!

– животное, школа, мороженное, машина, шар, жаба, прибежали, лыжи, швея, бабушка, нашел, желтый, положил, лежал, Шура, журавль, мышка, жирный.

“Закончи слово в предложении”
Необходимо добавить слог ШИ или ЖИ в конце предложения.
В садик ходят малы. (ШИ).
У мамы острые но. (ЖИ).
В лесу бегают е. (ЖИ).
От дождя на дорогах лу. (ЖИ).
У зайца длинные у. (ШИ).
В подвале живут мы. (ШИ).
Мы зимой берем санки и лы. (ЖИ).
У башен красивые кры. (ШИ).

Необходимо добавить слог ШУ или ЖУ в конце предложения.

Я быстро хо. (ЖУ).
Я на дереве си. (ЖУ).
Я свет ту. (ШУ).
Я листики в саду нахо. (ЖУ).
Я письмо пи. (ШУ).
Я птицу на дереве ви. (ЖУ).
Я утром братика бу. (ЖУ).
Я маме рукой ма. (ШУ).

“Отгадай загадки”
Ищет в лесу шишки
Косолапый . (мишка)

Он на дереве сидит,
“Жу-жу-жу” всегда твердит . (жук)

Кошку боится,
В норку стремится
Серенький зверек.
Угадать его ты смог? (мышка)

Бежит колючий клубок,
Колючками на елку он похож.
Ну, конечно, это – . (еж)

Хвост с узорами,
Ноги со шпорами,
Борода и гребешок.
Кто же это? (петушок)

Длинные ноги, длинная шея,
Мы не видали зверя длиннее,
Ходит он, голову сильно задрав,
С длинною шеей пятнистый . (жираф)

Живет на болоте зверушка,
Кругленькое брюшко.
Съест зверушка
И комара, и мушку . (лягушка, жаба)

Пальчиковая игра “День рождения Наташи”
Женя, Жанна, Маша, Даша –
Загибают пальчики на одной руке.
Поздравляли все Наташу.
Женин подарок – большущая книжка,
Загибаем пальчики на другой руке при назывании подарков.
Жаннин подарок – смешная мартышка,
Машин подарок – большой медвежонок,
Дашин подарок – рыжий котенок.
Как же рада наша Наташа
Подаркам Жени, Жанны, Маши и Даши!

Читайте также:
Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Пальчиковая игра “”Грибы”
Миша шел, шел, шел,
Указательный и средний пальчики “идут” по столу.
Миша гриб нашел.
Имитируем гриб – ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки.
Белый гриб на толстой ножке
Миша положил в лукошко.
Изображаем лукошко полусогнутыми пальчиками ладошки; имитируем как кладем гриб в лукошко.
Миша шел, шел, шел,
Указательный и средний пальчики “идут” по столу.
Снова гриб нашел.
Имитируем гриб – ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки.
Красная шляпка в белый горошек,
Делаем хмурое лицо.
Миша раздавит этот гриб ножкой.
Имитирует, как “раздавит” – давим указательным пальчиком по столу.

Дифференциация звуков [ж]-[ш] в начале и середине слова. Стихи

Наталия Ларионова
Дифференциация звуков [ж]-[ш] в начале и середине слова. Стихи

Дифференциация звуков Ш-Ж в начале и середине слова.

В прошлой статье я публиковала стихи на дифференциацию звуков С-З, С’-З’ в начале и середине слова. В этой статье я предлагаю вашему вниманию стихи на дифференциацию звуков Ш-Ж:

1. В небо отпустили шар. –

От плиты исходит жар.

2. Мама дочке юбку шила. –

В недрах золотая жила!

3. К дню рожденья платье шито. –

Купили в магазине жито.

4. Мне сегодня уже шесть. –

Скоро в школу – это жесть!

5. На курсы кройки и шитья

Нет покоя и житья –

Всех она обшила!

6. Села птичка на шесток,

Котик птичку увидал,

Но он не был с ней жесток –

Птичку он ловить не стал.

7. Было бабу Тоню

Нам немного жаль,

Носила баба Тоня

8. Чтобы бабе Тоне жить

Нужно ей обнову сшить

На зиму поскорее.

9. Иногда бывает шалость

Вызывает только жалость,

Потому что спички детям

Не лежали под запретом.

10. По карманам папа шарит,

Потерял бумажник он.

Мама блинчики нам жарит,

На плите кипит бульон.

11. Бывают злые шутки,

От них нам как-то жутко.

12. У спортсмена-прыгуна

В руках я видел шест.

Гаишник путь нам указал –

Он сделал нужный жест.

13. Теперь у нашей Луши

Не страшны ей лужи,

Не промокнут ножки.

14.Говорила мама: «Лёша,

Книжки вредно читать лёжа!»

15. Руками машут, а маслом мажут.

16. Птичка крылышками машет. –

Толя клеит, клей он мажет.

17. На рукаве у курточки

А на крючке у рыбака

18. Я в воду камень брошу,

По ней пойдут круги.

Сегодня дождь, и я брожу,

Обутый в сапоги.

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку ” Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова” Цель занятия: закрепить.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков – важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» – «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: – уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» – «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: