Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классов в рамках ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классов в рамках ФГОС

Данная статья посвящена психолого-педагогическому сопровождению учащихся младших классов, испытывающих трудности в обучении, взаимодействию всех специалистов с учителями для определения индивидуального маршрута детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классах в рамках ФГОС.

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время в школах перестали открывать классы СКК. А в некоторых школах, где есть такие классы, места для учащихся ограничены. И дети с ограниченными возможностями здоровья вынуждены обучаться в общеобразовательных классах. Эта ситуация более обострилась, когда родители стали иметь возможность на право выбора учебного учреждения, где будет обучаться их ребёнок. И многие родители не хотят следовать рекомендациям ПМПК.

Исходя из этого, следует, что дети с тяжелыми нарушениями в речи и ЗПР должны быть обеспечены специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе.

И здесь основным принципом организации работы является оказание комплексной психолого – педагогической помощи детям.

Совместно с классным руководителем, педагогом — психологом, социальным педагогом, учителем — логопедом составляется карта индивидуального маршрута развития по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (там отражены пути сопровождения учащихся с учётом индивидуальных особенностей, работоспособности и состоянием здоровья)

Одним из требований образовательных стандартов является сопровождение учащихся, испытывающихся трудности в обучении.

Важным условием реализации программы сопровождения с детьми начальных классов является сотрудничество учителей со специалистами. Программа сопровождения в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основных учебных программ начального общего образования, коррекционных недостатков в физическом и психическом развитии, обучения, их социальной адаптации.

Так же среди учащихся 1 классов есть дети «группы риска», которые тоже нуждаются в сопровождении специалистов.

Этапы сопровождения учащихся

Работа по сопровождению учащихся осуществляется по этапам:

1 Этап – диагностическая работа.

Проводится мониторинг среди первоклассников два раза в год.

В мониторинге участвует учителя, педагог-психолог, учитель-логопед.

1. Стартовую диагностику проводит педагог-психолог.

Она изучает у ребёнка:

  • познавательные ууд (логическое мышление, психологические процессы, визуальное мышление)
  • коммуникативные ууд (направленные на организацию и осуществления сотрудничества, на интеллектуальный аспект общения)
  • регулятивные ууд -оценка сформированности учебной деятельности. Экспертную оценку определяет учитель по рекомендациям психолога.
  • личностные ууд- мотивация к учебной деятельности, исследования самооценки, нравственно-этическое оценивание. Учителя самостоятельно определяют уровень дезадаптации учащихся.

2. Изучение сформированности речи проводит учитель-логопед .

Диагностика позволяет выявить отклонения устной и письменной речи, определить структуру речевого дефекта, поставить правильное заключение о речевом диагнозе (ФФНР, ОНР,ФНР, дислалия, дисграфия)

С детьми с речевыми нарушениями проводится диагностический диктант для определения формы дисграфии.

Уровень развития речи обследуется по таким критериям как:

  • состояния звукопроизношения;
  • фонематического восприятия;
  • сформированности лексико-грамматического строя речи, связной речи;
  • навыки языкового анализа и синтеза;
  • навык чтения и письма.

Все показатели мониторинга заносятся в протоколы обследования. Результаты мониторинга доводятся до учителей и по необходимости родителям.

2 Этап — аналитико-диагностическая работа.

Сбор и анализ данные об учащихся.

Обработка результатов обследования с целью выявления детей «группы риска». Определение прогноза речевого и психического развития ребёнка. Комплектования групп.. Составление индивидуального маршрута учащихся, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути ликвидации, направления коррекционной работы.

При необходимости подготовка документации на ПМПК (составление характеристик, логопедическое и психологическое представление на ребёнка)

Осведомление родителей о задачах коррекционной работе и мероприятиях с ребёнком, через индивидуальные беседы, родительские собрания.

3 этап — коррекционно-развивающие занятия со специалистами.

Исправление или сглаживание отклонений нарушения развития, преодоление трудностей учащихся в учебной деятельности. Формирование позитивного отношения к учебному процессу. Овладение необходимыми знаниями и умениями, навыками в рамках ФГОС.

В рамках ФГОС по организации внеурочной деятельности рекомендуем родителям посещать детям определенные кружки для развития. Педагог-психолог предлагает кружок «Я учусь учится» (развития познавательных способностей), «Азбука общения» (развития личности, коммуникальных ууд) Учитель-логопед проводит кружок «Весёлый грамотей» (развитие познавательных ууд)

4 этап – заключительный.

Проводится анализ результативности совместной деятельности с целью изучения динамики учащихся.

В мае проводится повторный мониторинг учащихся. Данные мониторинга сравниваются со стартовой диагностикой и по результатам принимается решение о необходимости продолжить коррекционные занятия или «выпустить» ребёнка под контроль классного руководителя.

Всё это создает условия для формирования умение проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний учащихся.

Степанова Лариса Александровна,
учитель-логопед,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26″
города Вологды

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в рамках введения ФГОС НОО
методическая разработка по теме

Выступление на раонном семинаре-практикуме

Скачать:

Вложение Размер
psikhologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_obuchayushchikhsya_nachalnyy_klassov_v_ramkakh_vvedeniya_fgos_noo.doc 31.5 КБ
seminar_psikhologo-ped._soprovozhdenie_fgos.ppt 1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в рамках введения ФГОС НОО

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Заложенные в ФГОС компетенции создали необходимость их измерения, что требует создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Работа педагога-психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Сформулированные в ФГОС основные виды универсальных действий определяют весь процесс модернизации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

СЛАЙД Цель психологического сопровождения: создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
  • создать оптимальные социально-психологические условия личностного и интеллектуального развития обучающихся начальной школы, в т.ч. соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;
  • создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях введения ФГОС НОО.

Психолог в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС:

  • обеспечивает контроль за развитием учащихся;
  • дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
  • принимает участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения;
  • проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
  • прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;
  • оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса.

СЛАЙД В условиях внедрения ФГОС НОО сразу выделились следующие проблемы:

  1. Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития учащихся начальной школы.
  3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  4. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности, в том числе духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Поэтому передо мной стояла цель: подобрать методическое обеспечение в вопросах осуществления процесса психологического сопровождения развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Для этого нужно:

  • составить пакет методических материалов по психологическому сопровождению младших школьников – диагностике, разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам диагностики;
  • подобрать пакет методических материалов по работе с педагогами;
  • подобрать методические материалы по работе с родителями.

Работа психолога в школе осуществляется по следующим направлениям:

СЛАЙД 1. Диагностическая работа (цель: выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения). Считаю целесообразным проведение в 1 классах следующих методик:

  • Изучение личностных УУД: тест на отношение к школе и учению (Т.А.Нежнова), определение мотивов учебной деятельности (М.Р.Гинзбург), методика определения школьной мотивации (Л.Г.Лусканова);
  • Изучение регулятивных УУД: методика «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой);
  • Изучение познавательных УУД: методика диагностики словесно-логического мышления (Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупрова),методика «Срисовывание образцов» (З.Матейчек, М.Старнадова);
  • Изучение коммуникативных УУД: методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман);
  • Оценка предметных результатов учащихся 1 классов;
  • Анкетирование родителей учащихся 1 классов.

СЛАЙД 2. Коррекционно-развивающая работа (цель: разработка рекомендаций для родителей и педагогов, организация работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.). На данном этапе мною проводятся:

  • Групповые занятия «Введение в школьную жизнь», направленные на избегание негативных эмоций у первоклассников, помощь в адаптации к школе;
  • Индивидуальная и групповая работа с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемым психическим свойствам и развитию УУД.

СЛАЙД 3. Психологическое консультирование (помощь в решении тех проблем, с которыми к педагогу-психологу обращаются учителя, родители и учащиеся). Проводятся:

  • Индивидуальные консультации педагогов и родителей;
  • Семинары для педагогов «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности учения», «Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника», групповые консультации для педагогов.

СЛАЙД 4. Психологическое просвещение (приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития). По данному направлению

  • Проводятся классные тематические родительские собрания по темам «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником», «Мой ребенок стал школьником», «Особенности адаптационного периода первоклассника»;
  • Ведется работа детско-родительского клуба «Радуга»;
  • Оформлен уголок педагога-психолога «Психологическая азбука»
  • Проводятся тренинги для педагогов «Психологический практикум. Обучение педагогов методам снятия эмоционального напряжения», «Самоменеджмент учителя, или Как лучше организовать свою работу».

Становится очевидным, что для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта необходима активная и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Нами разработана программа « Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС НОО», целью которой является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО второго поколения. В данную программу мы включили приложения: диагностический материал (стартовая и итоговая психолого-педагогическая диагностика), материалы для педагогов и родителей, программу детско-родительского клуба «Радуга», которая реализуется в нашей школе.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, которые разработаны и основаны на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

– систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
– формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления деятельности школьной психологической службы:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа – выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

– изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
– формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
– разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

– разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
– выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
– предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование. Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в марте – апреле месяце одновременно с записью детей в школу и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в апреле.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

II этап – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом или педагогами во внеурочное время. В школе проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации. Цель программы: психологическая помощь и поддержка детей в период адаптации.

5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Педагог-психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;

4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов.
Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

6. Организация групповой психологической коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.

7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Программа психологического сопровождения реализации ФГОС НОО на 2017–2021 гг.

Зам. директора по УВР

Программа психологического сопровождения

реализации ФГОС НОО на 2017 – 2021 гг

Разработала:

Учитель начальных классов

Власенко Марина Ивановна

Пояснительная записка

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности учителя начальных классов.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность ученика и учителя, как полноценных участников образовательного процесса.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

· формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;.

· создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа – выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

· изучение проблем развития личности младшего школьника;

· формулировка заключения об основных характеристиках изучающийся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

· разработка программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований .

Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа ;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии ;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

· Разработка профилактических мероприятий, занятий, рекомендаций.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются учащиеся и родители.

1. «Трудности адаптации»

2. «Проблемы межличностных отношений в классе»

3. «Застенчивый ребенок»

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.(совместно с психологом, если есть)

Направление работы

Цель и задачи

Для родителей

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа

Цель: выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

1.предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

2. помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

3. психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Диагностики, коррекционно-развивающие занятия

Индивидуальные беседы на темы: «Вредные привычки», «Ребенок и компьютер» «Ребенок меня не слушает», «Наказание в семье: за и против», родительские собрания «Проблемы нашего класса», «Ребенок и школа. Проблема сотрудничества», групповые беседы, тренинги «Как помочь ребенку с проблемами в общении», «Как бороться с детской агрессией», «Проблемный ребенок».

Отсутствие девиантного поведения в классе, становление благоприятного микроклимата в классе, отсутствие конфликтов

Просвещение и профилактика

Цель: предупреждение отклонений в личностном развитии у учащихся.

Знакомить педагогов и родителей с основными
закономерностями и условиями благоприятного психического развития
ребенка;
2. популяризовать и разъяснять результаты новейших психологических
исследований;
3. формировать потребность в психологических знаниях, желание
использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной
личности;
4. достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учреждении.

Праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», классные часы «Наша родословная», «Вредные привычки», «О пользе чтения», тренинги «Агрессивный ребенок», «Как помочь ребенку, испытующему трудности в общении со сверстниками».

Совместные праздники «Мама, папа, я – спортивная семь», «Осенний балл» тренинги» «Вредные привычки», «О пользе чтения», тренинги» ярмарки «Дары осени», выставки, родительские собрания «Достижения нашего класса».

Сформированные положительные привычки, приятный микроклимат в классе, отсутствие бродяг, неуспевающих, психолого-педагогическое просвещение родителей.

Психологическое консультирование

Система специальных мероприятий, направленных на

1. смягчение, преодоления трудностей у человека или группы,

2. сохранение, адаптация,

3. рост и развитие личности.

· психологический анализ социальной ситуации раз­вития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возник­новения, путей и средств их разрешения;

· содействие личностному и интеллектуальному разви­тию обучающихся, воспитанников на каждом возра­стном этапе развития личности;

· формирование у обучающихся, воспитанников способ­ности к самоопределению и саморазвитию;

· содействие педагогическому коллективу в гармони­зации социально-психологического климата в обра­зовательных учреждениях;

· психологическое обеспечение образовательных про­грамм с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возмож­ностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

· профилактика и преодоление отклонений в социаль­ном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся, воспитанников;

· участие в комплексной психолого-педагогической экс­пертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных про­грамм и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления об­разованием или отдельных образовательных учреждений;

Индивидуальные беседы «Вредные привычки», «Мои друзья», «Нужно ли мне делать домашнее задание», психологические игры «Я люблю тебя…» «Скалолаз», «Проводник», тренинги «Барометр настроения», «Суд присяжных», «Река», игры на сплочение или урегулирования конфликтов «Рукопожатия и поклоны», «Правда или ложь», «Лабиринт», «Пожелания», «Я хочу тебе подарить».

Индивидуальные беседы «Отстающий ребенок: как помочь?» «Друзья моего ребенка», «Вредные привычки», групповые беседы «Отстающий ребенок: как помочь?» «Друзья моего ребенка», «Вредные привычки», тренинги, присутствие на педагогических собраниях, родительские собрания «Это не простое домашнее задание», «Проблемы социализации».

Нормализации отношений в системе «учитель – родители», создание благоприятных условия для сотрудничества школы и семьи.

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

– целеполагание; – планирование; – прогнозирование; – контроль в форме сличения способа действия и его результата; – коррекция; – оценка. – волевая саморегуляция.

Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап – поступление ребенка в школу, этап начинается и заканчивается в сентябре месяце. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в апреле.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

Стартовая диагностика

Показатели готовности

Диагностический инструментарий

Сроки проведения

состояние нервной системы

Изучить состояние нервной системы ребенка на этапе адаптации к школе

Темпинг-тест Ильиной, Методика «Краски», Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан), «Социометрия».

развитие мелкой моторики

Определить ведущую руку и общую готовность рук к письму

Методика определения моторной асимметрии, «Графический диктант», «Домик». Синкинезии.

внутренняя позиция школьника

Изучение сформированности мотиваций к учению

Определение уровня личных притязаний

Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева).

Тест на определение самооценки «Лесенка», «Градусник», «Кто я?»

произвольность психических процессов

Диагностика психологической готовности к обучению в школе

Проба на внимание Гальперин П.Я. Кабыльницкая С.Л., Методика «Какое слово длиннее?», “Исключение лишнего”, «Матрица Равена».

Диагностика сформированности целеполагания, самоконтроля

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Тематика групповых и индивидуальных консультаций для родителей .

1.Гиперактивный ребенок

2.Ребенок и его домашнее задание

3. Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

Писхологопедагогическое просвещение родителей в решении актуальных проблем.

Групповые и индивидуальные консультации

II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Организация методической работы, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. В школе проводится развивающая система занятий в период адаптации «Здравствуй школа!»

Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО

I этап (I класс) Поступление ребенка в школу

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации обучающихся к учебному процессу.

2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД и повышение уровня социально-психологической адаптации обучающихся. В рамках реализации этого направления может быть использована программа по психологии для учащихся начальной школы Т.А.Аржакаевой «Психологическая азбука»

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год.

II этап

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся II–III классов

1. Работа по сопровождению II–III классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.

2. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами.

3. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.

4. Психологическое просвещение родителей и педагогов, знакомство их с психологическими особенностями возраста.

5. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

III этап

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся IV классов

1. Проведение диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.

2. Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе.

3. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.

4. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе.

Ожидаемые результаты:

1. Наличие системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в начальной школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы

2. Наличие системы оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.

3. Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития учащихся

4. Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД

5. Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства выпускников начальной школы через развивающие занятия.

6. Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.

Содержание работы по основным направлениям.

Организационно – методическое направление.

Данное направление включает следующие виды деятельности:

1. Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической литературы по требованиям внедрения ФГОС в начальной школе.

2. Участие в ШМО начальной школы по разработке инструментария оценки УДД.

3. Совместный анализ мониторинга УДД в начальной школе.

4. Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.

5. Совместный анализ процесса и результатов формирования УУД у школьников.

Профилактическое направление

Консультирование и просвещение педагогов

· Семинары-практикумы для педагогов:

«Возрастные особенности младших школьников»

«Эмоциональное благополучие ребёнка»

«Профилактика трудностей в учебе»

«Детская агрессивность. Пути решения проблемы»

«Профилактика конфликтов в школьной среде»

«Развитие познавательных процессов в учебной деятельности»

· Участие в психолого-педагогических консилиумах по результатам диагностик с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают школьные трудности.

· Индивидуальные и групповые консультации педагогов по работе с разными проблемами классов и учащихся.

Консультирование и просвещение родителей

Данное направление включает разные формы работы с родителями:

· Общешкольные и классные родительские собрания, «круглые столы», семинары на темы: «Как помочь ребенку адаптироваться к школе», «Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе», «Школьная отметка – критерии выставления, формирование у учащихся правильного отношения к отметке», «Развитие самостоятельности у детей, важной для дальнейшего обучения школьников», «Кризисы взросления младшего школьника», «Психологическая культура и психическое здоровье детей »

· Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.

· Памятки, печатные рекомендации на стенде, информация на сайте школы

Диагностическое направление

Примерный график психологического сопровождения реализации ФГОС НОО

(диагностическая работа)

1. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой

Регулятивные

1. Методика «Тест простых поручений»

Познавательные

1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1 субтест (Э.Ф.Замбацявичене)

Коммуникативные

1. Методика «Рукавички» (Цукерман)

Адаптация

1. Методика «Домики» (Орехова)

2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Класс (II этап)

Личностные

1. Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна»

2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой

Регулятивные

1. Методика «Тест простых поручений»

Познавательные

1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1-2/1-3 субтесты (Э.Ф.Замбацявичене)

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО

В статье рассказывается, какие трудности встречаются у детей при переходе в среднее звено

Содержимое разработки

Статья на тему: Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО

Автор: Сорвилова Ольга Валентиновна, зам. директора по УВР МБОУ «СОШ№92» город Кемерово

Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения-эти слова давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной, и с сентября 2011 года вся система начального образования, включая и нашу школу перешла на образовательные стандарты второго поколения и уже пятый год мы работаем в этом направлении.

Образовательные стандарты второго поколения появились не случайно – они стали ответом на реалии современного мира: процессы информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний. Для того чтобы успешно действовать в XXI веке от ученика требуется владение не только определенными предметными знаниями, но и универсальными учебными действиями (УУД) – совокупностью способов действия, обеспечивающих способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, возможность успешно общаться, управлять собственной деятельностью, работать в команде, включая организацию этого процесса.

Опираясь на требования образовательного стандарта и основываясь на нормативно-правовые документы: ( Нормативные документы) педагоги и психологи нашей школы формируют у обучающихся с 1 класса 4-х групп универсальных учебных действий:

-Личностные – самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация;

-Регулятивные – управление своей деятельностью;

-Коммуникативные – речевая деятельность, навыки сотрудничества;

-Познавательные – работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Целью которого в рамках сопровождения ФГОС, является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психолого-педагогического сопровождения педагоги и психологи решают следующие задачи:

·систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;

·формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

·создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

-определить уровень готовности первоклассников к обучению в школе;

-отследить уровень социально-психологической адаптации обучающихся 1 классов; выявить группы школьников, испытывающих трудности в адаптации;

-выявить обучающихся с проблемами в познавательном и личностном развитии при переходе из начальной в основную школу;

-проводить индивидуальную углубленную диагностику уровня актуального развития обучающихся по запросу педагогов и родителей (законных представителей).

Ι этап – поступление детей в школу. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий мы проводим в первую неделю обучения детей в школе.

Так же на данном этапе следующая работа:

1. С родителями первоклассников проведены групповые и индивидуальные консультации. В своей деятельности использую групповую консультацию в форме родительского собрания, которая, на мой взгляд, является эффективным способом повышения психологической культуры родителей. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

2. Консультация педагога первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

3. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к обучению в новых условиях, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

II этап – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) проводятся:

1. Консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Групповые и индивидуальные консультации педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3.Программа психологического сопровождения учащихся, формирующая личностные характеристики, отвечающие требованиям новых стандартов реализуется за счет внеурочной деятельности через организацию групповых занятий по программе внеурочной деятельности «Психология»,» Школа полезных привычек» по социализации « Я сам» , « С любовью к городу» .

Периодичность занятий один раз в неделю, продолжительностью 30-40 минут. Основной формой проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. В ходе занятий формируются познавательные действия, необходимые для успешного обучения в начальной школе. Занятия проводятся в течение всего учебного года.

Результатом сопровождения по итогам третьей четверти является успешная адаптация учащихся к школьной жизни, развитие эмоциональной регуляции поведения учащихся, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе, что прослеживается в результатах психолого-педагогической диагностики, проведенной в середине года. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующую работу:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, позволило нам выявить группу учащихся, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. С родителями данных учащихся проведены психологом и педагогом индивидуальные консультации и просвещение по результатам диагностики.

6.Организована и проводится групповая психо-коррекционная работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявляются дети с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, с ними осуществляется психолого-медико-социальное сопровождение.

Сопровождение педагогов нашей школы нацелено на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся. нашей школе психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций. Сопровождение родителей в рамках внедрения ФГОС, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, что помогает нам повысить их психологическую компетентность, выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психолога становятся основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволяют сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВера Вепрева

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.” — Транскрипт:

1 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна

2 Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартов сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование и развитие психолого- педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

3 Недостаточная просвещенность педагогов- психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся начальной школы.

4 Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей младшего школьного возраста. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.

5 Создание системы социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания

6 Систематически отслеживать психолого- педагогический статус младшего школьника и динамику его психологического развития в процессе обучения; Способствовать обеспечению психологически комфортного климата в школьном коллективе (ученик- учитель-родители) в условиях перехода на новые образовательные стандарты; Помогать участникам образовательного процесса в решении проблем, возникающих в период реализации ФГОС;

7 Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МБОУ СОШ 1 г. Павлово Работа с учащимися Работа с педагогически ми кадрами Работа с семьями учащихся

8 Формы психолого-педагогического сопровождения : Диагностико-коррекционная работа: Изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника; Разработка рекомендаций, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

9 Формы психолого-педагогического сопровождения : Психопрофилактическая работа: выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень

10 Формы психолого-педагогического сопровождения : Психологическая экспертиза образовательных и учебных программ, проектов образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

11 Формы психолого-педагогического сопровождения : Психологическое консультирование: помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Психологическое просвещение: приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

12 I этап (0 класс). Школа будущего первоклассника Развивающая, психо-коррекционная работа педагога- психолога с будущими первоклассниками в разделе «Познаю других людей, себя и мир, в котором я живу». Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (общая экспресс-диагностика, индивидуальная работа с обучающимися). Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников по темам

13 II этап – первичная адаптация первоклассников к школе. Изучение УУД младших школьников Личностные УУДРегулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1 класс Стартовая диагностика 1. Диагностика уровня самооценки, особенностей идентификации и оценки детьми других людей 2. Диагностика выявления негативных поведенческих реакций учащихся 3. Диагностика школьной мотивации «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой) Диагностика умения контролировать свою деятельность по результату. 1. Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) Предметная педагогическая диагностика Диагностика коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман) Промежуточная диагностика Диагностика определения рефлексивной самооценки учебной деятельности Диагностика умения контролировать свою деятельность Проба на внимание (П. Я. Гальперин) Предметная педагогическая диагностика Тест Д. Векслера. Субтест «Понятливость». Метод, выявляющий субъективные аспекты отношения к другому Итоговая диагностика Определение нравственных понятий (Методика «Анализ ситуаций») Диагностика умения сохранять заданную цель. Методика «Корректурная проба» Предметная педагогическая диагностика Опросный лист для учителя «Коммуникативные умения и навыки» (М. Ступницкая )

14 Проводятся консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выступления на родительских собраниях на темы: – «Особенности развития детей 6 – 7-летнего возраста», – «Трудности адаптационного периода первоклассников», -«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Режим первоклассника». Проводятся групповые и индивидуальные консультации педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом,мониторинги профессиональной компетентности учителя. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми, просвещение по вопросам индивидуальных и возрастных обучающихся (выступление на заседании ШМО учителей начальных классов).

15 III этап – продолжение психолого- педагогической работы со школьниками. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Составляется технологическая карта сформированности личностных УУД обучающихся. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики. Просвещение и консультирование педагогов. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации. Рекомендации в виде «Педагогических рецептов». Семинарские занятия с учителями начальных классов и педагогами – предметниками по преодолению психологических барьеров – ШПГ (школа психологической грамотности), анализ педагогических ситуаций, связанных с реализацией новых стандартов.

16 IVэтап (2 – 3 класс).Дальнейшее отслеживание УУД. Vэтап (4 класс). Сопровождение в рамках подготовки к переходу в среднее звено. Соответствие обучающегося критериям «портрета» ученика по новым стандартам.

17 Изучение УУДЛичностные УУДРегулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 4 класс Стартовая диагностика Диагностика школьной мотивации «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой). Модифицированный вариант Предметная педагогическая диагностика. Диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности (Г. В. Репкина). Предметная педагогическая диагностика Диагностика коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Задание «Совместная сортировка»(Бурменска я Г. В.) Промежуточная диагностика Усвоение моральных норм. Задание на норму справедливого распределения. Предметная педагогическая диагностика. Диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности (Г. В. Репкина). Предметная педагогическая диагностика Методика «Коммуникативная компетентность»( тест Л. Михельсона, в модификации Ю. З. Гильбуха) Итоговая диагностика Опросник школьной тревожности Предметная педагогическая диагностика. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха Предметная педагогическая диагностика Опросный лист для учителя «Коммуникативные умения и навыки» (М. Ступницкая)

18 Темы для обсуждения с педагогами и родителями: Конфликты и пути выходы из конфликтов Индивидуальные различия детей. Особенности возраста ребенка. Регулятивные компетенции ребенка: Самоконтроль. Самоорганизация. Произвольность. Коммуникативные компетенции ребенка: Навыки общения. Умение слушать. Навыки сотрудничества. Навыки разрешения конфликтов. Навыки совместной деятельности. Толерантность. Когнитивные компетенции учащихся: (умение учиться) Работа с детьми с индивидуальными психологическими особенностями (тревожность, агрессивность, СДВГ, леворукость, медлительность) Как привлечь родителей на собрание? Формы и методы работы с родителями. Работа с диадой «ребенок – родитель» (Совместные занятия с родителями).

19 Список литературы: 1. Еделева Е. Г., Еременко Н. А., Шилова О. В. «Методы изучения УУД младших школьников. Методические рекомендации для педагогов- психологов и учителей начальных классов/Нижегородский институт развития образования.Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научно. степ.канд. пед. наук. Барнаул, Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во “Логос”, Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий Школа для всех»

Читайте также:
Общение воспитателя с детьми
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: