Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии

Валентина Обидина
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии

Вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии в нашем ДОУ занимает не последнее место. В своей работе мы опираемся на то, что своевременно оказанная психолого-педагогическая поддержка оптимизирует развитие ребенка и способствует снятию или смягчению психологических проблем в семье. Работа педагога совместно с психологом и логопедом начинается с момента появления такого ребенка в ДОУ; она предполагает постоянное профессиональное содействие семье на всех этапах индивидуального раз-вития ребенка.

Как правило, о нарушении семья узнает непосредственно в родильном доме, где и получает первичную информацию. Эта информация носит констатирующий медицинский характер, оставляя мать с чувством растерянности, беспомощности и безысходности. Рождение ребенка с нарушениями в развитии неизбежно наносит родителям и всей семье психологическую травму, но степень ее тяжести зависит и от того, кем, когда и в какой форме была сообщена информация.

Любая информация негативного характера воспринимается в этот момент женщиной особенно остро и травматично, глубоко фиксируется в памяти. Важнейшей задачей специалистов, окружающих маму и ребенка в первые часы его жизни, помимо обеспечения физического здоровья, является формирование положительного эмоционального климата. Без этого затруднено налаживание гармоничных детско-материнских отношений, являющихся базовыми для дальнейшего развития малыша в семье.

Именно на налаживание гармоничных детско-материнских отношений ориентирована работа педагога и психолога в нашем ДОУ. Осознавая необходимость начала работы с семьей на самых ранних этапах, мы в первую очередь пытаемся наладить контакт с обоими родителями ребенка. Помимо личных бесед, в нашем ДОУ проводится ряд мероприятий, нацеленных на устранение проблем в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии:

• Издаются информационные брошюры для родителей;

• Проводятся выступления специалистов (в нашем случае проводятся выступления логопеда для родителей детей с нарушениями развития речи).

• Беседы с медицинским персоналом.

Как правило, после таких мероприятий у родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, проявляют желание встретиться с конкретным специалистом, занимающимся той или иной проблемой детей с нарушенным развитием. На первой встрече родители обычно высказывают свои тревоги и опасения по поводу психического, физического и речевого развития малыша, неуверенность в своих силах, страх перед будущим. Большинство обратившихся имеют неточную и не всегда объективную информацию о перспективах развития ребенка, что усугубляет и без того тяжелое эмоциональное состояние родителей. В ходе встречи педагог и психолог выявляют запросы родителей, оценивают возможности семьи, планируют со-вместную деятельность и прописывают ее в индивидуальной программе сопровождения (ИПС) семьи. Задача специалиста заключается в том, чтобы поддержать родителей, проявить участие и дать адекватную информацию, доступную для понимания, о самом нарушении, о путях и возможностях развития ребенка, о характере помощи, которую родитель может обеспечить непосредственно в семье.

Каждая из таких семей получает право и доступ к получению комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику семейных отношений, психологическое консультирование и коррекционные мероприятия.

Обратимся к содержанию помощи. Так, психологический блок ИПС выстраивается с опорой на результаты психологической диагностики семьи, которая направлена на выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка, нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. Диагностика ориентирована на изучение

– специфики внутрисемейного климата,

– характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком,

– моделей воспитания, используемых родителями,

– особенностей родительского восприятия проблем ребенка.

Кроме этого, психологическое изучение семьи включает в себя

изучение личностных особенностей ее членов (родителей, близких родственников ребенка, т. к. именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют качество социализации и адаптации ребенка в жизни, т. е. его будущее как личности в системе социальных связей.

В психокоррекционном направлении выделяют индивидуальные и групповые формы работы.

Индивидуальная форма работы осуществляется в процессе бесед психолога с родителями ребенка. Индивидуальная психо-коррекционная работа нацелена в основном на изучение истории семьи ребенка, жизненного пути его родителей, особенностей их личности, истории заболевания ребенка, отношений с родственниками и знакомыми. Наш опыт показывает, что запрос на индивидуальные консультации существует лишь на первых этапах обращения, позже возникает запрос на групповое взаимодействие.

На групповых занятиях в качестве инструмента воздействия выступает психокоррекционная группа, и здесь наиболее продуктивной формой работы является групповая дискуссия. Материалом для дискуссии становятся специально отобранные психологом и педагогом темы.Тематика обсуждений имеет такие направления:

– Взаимодействие между матерью и ребенком с отклонениями в развитии, проблемы такого взаимодействия.

– Влияние ребенка с проблемами в развитии на отношения между родителями.

– Особенности взаимодействия семьи с ребенком с особенностями в развитии и социального окружения, возможные трудности.

Что касается трудностей, которые возникали в ходе работы,то хотелось бы обратить внимание на следующие:

• В первую очередь, это низкая социальная активность семей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии. Особенно это относится к родителям, дети которых посещают те или иные образовательные учреждения, т. к. их «ребенок пристроен».

• Кроме этого, обращает на себя внимание низкая заинтересованность отцов в психологической помощи семье и их психологическая ригидность. Они значительно реже выступают инициаторами обращения, в меньшей степени нацелены на сотрудничество.

• Также встречались ситуации, когда родители хотели переложить ответственность за развитие ребенка и позитивные изменения внутрисемейных отношений на педагогов и специалистов. При этом сами не выполняли рекомендации педагога и психолога.

Психологическая помощь является важным направлением в междисциплинарной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Она позволяет определить проблемы личностного и межличностного характера, возникающие в связи с рождением в семье ребенка с нарушениями в развитии, и наметить оптимальные пути их решения. Главной целью психологической работы в семье является изменение сознания родителя, формирование у него позитивного восприятия личности своего ребенка. Такая позиция позволяет родителям обрести ценностный жизненный смысл, гармонизировать отноше-ния с ребенком, повысить собственную самооценку, а это, в свою очередь, нацеливает родителей на использование гармоничных моделей воспитания, что в перспективе обеспечит оптимальную адаптацию ребенка в социальной среде.

Читайте также:
Презентация: Автоматизация звука (Ш) в слогах и словах

«Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период через взаимодействие с семьями воспитанников» Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным.

Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного.

Роль семьи в развитии речи ребенка Общее родительское собрание «Роль семьи в развитии речи ребенка» Слайд №1 Добрый вечер, уважаемые родители! Приятно видеть вас в этой аудитории,.

Роль семьи в речевом развитии ребенка «Роль семьи в речевом развитии ребенка» Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки.

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС до Комментарии к презентации «Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО».

Психологические переживания семьи, воспитывающей ребенка с нарушением в развитии ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Семья, в которой есть ребенок с нарушениями развития, возможно,.

Психолого-педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями в развитии ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В статье раскрывается психолого-педагогическая характеристика.

Семинар-практикум для родителей «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: мама, папа, дай, на.

Организация психолого-педагогического сопровождения семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ
статья

Скачать:

Вложение Размер
n.docx 28.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация психолого-педагогического сопровождения

семьи ребенка с ОВЗ»

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка изначально становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе. В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают. И, как известно, семья – это первичная ячейка общества, являющаяся основой воспитания ребенка и самой первой социальной средой, в которую он попадает. Это значит изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе.

Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребёнка-инвалида

Чаще всего родители считают, что рождение такого “особенного” ребёнка это “приговор”, что этого ребёнка обучить будет невозможно и он будет обузой для всей семьи. Вся проблема в том, что родители не видят положительных перспектив, долго справляются с пережитым шоком. Е.И. Холостова выделяет пять моделей поведения родителей при появлении ребёнка с дефектами:

1. Принятие ребенка и его дефекта. При этой модели поведения родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.

2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Такой ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку.

Самой распространенной ошибкой в воспитании и общении с ребёнком с отклонениями в развитии со стороны родителей является проявление жалости и снисходительности к нему (реакция чрезмерной защиты). Родители стараются оградить своего ребёнка от физических нагрузок, сделать за него большинство вещей, даже, если ребенок, может сделать их сам. Именно такое поведение родителей, самостоятельности пагубно влияет на ребёнка, в первую очередь, на развитие у него самостоятельности.

Психологическая помощь семьям, которые имеют ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, понимается осуществление психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье.

Психокоррекционная работа с семьей – это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. Семья, столкнувшаяся с такой трудностью не должна чувствовать себя отделённой от общества, не должна оставаться один на один со своей проблемой. Родители должны осознать, что важно использовать все сохранные ресурсы здоровья ребёнка, чтобы достичь благоприятного исхода. Задача специалистов показать родителям, что их дети не безнадёжны, и что при надлежащей работе можно достичь достаточно высокого результата.

Цели и задачи психолого – педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
  • Анализ мотивационно- потребностной сферы ребенка и членов его семьи.
  • Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
  • Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения.
  • Формирование и стимулирование познавательных процессов у детей.
  • Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
  • Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Основные этапы психологического сопровождения семьи

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
  • Определение модели воспитания, используемой родителями, идиагностика их личностных характеристик (составление социально-психологической карты семьи).
  • Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
  • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченнымивозможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
  • Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком. Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитиевнимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).
  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальнойнагрузки с учетом психофизических особенностей.

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на

  1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
  2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, ккаждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
  3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом, родителями.

4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь
осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой
деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид
деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Принцип конфиденциальности вся информация, полученная о ребенке и
его семье, не распространяется за пределы школы, без соответствующего
разрешения родителей или законных представителей ребенка.

Методы и формы работы с родителями и детьми

Сказкотерапия – где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, использование сухого бассейна.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Работа с родителями не ограничивается консультациями по поводу развития и обучения ребенка, учитываем и такой аспект как – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.

При работе с такими семьями задачи:

  • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
  • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  • развитие детско-родительских отношений;
  • совершенствование коммуникативных форм поведения;
  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Формы и методы работы с родителями:

  • Анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье.
  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
  • Дни открытых дверей – родители посещают школу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары – практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Деловые игры.
  • Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
  • Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы со своим ребенком.
  • Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
  • Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско – родительских отношений. («Связующая нить» Н. Григори, «Учимся понимать своего ребенка» – гиперактивный ребенок) .
  • Использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.

Таким образом нужно помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты – пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.

Конечной целью комплексной, системной работы с семьей

создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических недостатков и полноценное развитие его личности.

Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, – помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный.

Упражнение №.3 «Два рисунка».

Для него необходимы фломастеры (маркеры) и бумага. Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. На левой, “темной” половине напишите негативные мысли, которые заполняют вашу голову и чувства. Нарисуйте образ вашего состояния в виде конкретного предмета или набора абстрактных фигур.

Теперь перейдите к второй (светлой) половине и начинайте произносить утверждения, обратные по смыслу тем, что связаны у вас со стрессом. Запишите оптимистические фразы на правой стороне листа. Нарисуйте позитивный образ, который при этом приходит к вам в голову.

Затем разрежьте ваш листок по разделительной черте. От его левой половины вы должны избавиться. Можете просто смять клочок бумаги и выбросить его в мусорную корзину, но лучше придумайте для себя целый ритуал уничтожения негативных мыслей, включающий торжественное сжигание листка и развеивания пепла.

Правую же половину листа сохраните и запомните весь ваш “правый” список позитивных мыслей. Эти найденные вами слова – утверждения, создающие жизнеутверждающий настрой, будут для вас подмогой в преодолении стрессов.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 17.03.2021 2021-03-17

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Проценко, В. О. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / В. О. Проценко, К. О. Сергазиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77599/ (дата обращения: 18.01.2022).

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, в последнее время стало одной из актуальных задач специального образования. Такая тенденция обусловлена во многом значительными трудностями, которые испытывает данный общественный институт. Первые годы жизни ребенка являются самыми благоприятными для формирования личности, развития его физических и психологических особенностей, поэтому своевременно выявленные нарушения в этом возрасте и вовремя оказанная помощь, способствует значительному или полному их преодолению.

Кардинальные перемены, происшедшие в последние десятилетия в Российской Федерации в плане гуманизации отношения к детям раннего возраста с проблемами в развитии, определяют особый интерес к семье, воспитывающей «особого» ребенка. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в психолого-педагогическом сопровождении.

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Однако большинство таких семей без помощи специалистов не могут выполнять функции базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для оптимального развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поэтому семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя формирующуюся личность [3, с. 23].

Анализ имеющейся психолого-педагогической литературы по проблеме исследования продемонстрировал, что семьи, воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии, изучаются через призму особенностей развития самого ребенка и характера его нарушений. Проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, частично представлено в работах Т. Г. Богдановой, А. И. Захарова, Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной, А. Р. Маллера, А. Н. Смирновой, А. С. Спиваковской, Л. М. Шипицыной и др.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

В свою очередь, ранний возраст является периодом интенсивного первоначального формирования качеств и свойств личности, играет особую роль в развитии ребенка, создает благоприятные условия для возникновения психологических новообразований, определяющих формирование его познавательной и личностной сферы (JI. C. Выготский, JI. A. Венгер, A. B. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

A. A. Катаева и Е. А. Стребелева, считают, что именно в первые годы жизни ребенка существуют уникальные возможности для коррекции нарушений развития, поскольку то, что будет упущено в этот сенситивный период, наверстать в дальнейшем трудно или совсем невозможно [2, с. 48].

Доказано, что эффективность профилактики риска возникновения вторичных отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и их коррекции зависит от раннего начала и содержания целенаправленного педагогического воздействия, а также от характера взаимодействия родителей со своим ребенком [5, с. 8].

Многоаспектный анализ литературных источников дает основание утверждать, что несмотря на наличие научных исследований, методических разработок в области «ранней помощи», еще недостаточно раскрыта проблема индивидуального подхода в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с отклонениями в развитии и его семьи.

Успешность работы в данном направлении напрямую зависит от конкретизации понятия «психолого-педагогическое сопровождение», в свою очередь, анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать о наличии различных точек зрения на данное определение.

Психолого-педагогическое сопровождение — это значимый компонент, направление психолого-педагогической помощи в целом. Если рассмотреть дословно, «сопровождать» означает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». В соответствии с этим сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним [5, с. 14].

Л. М. Шипицына считает, что сопровождение это — метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система [6, с 11].

Основными задачами специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение семьи являются: проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям; осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка; определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Многолетние исследования ученых подтвердили необходимость включения семьи, в абилитационный процесс ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Зачастую родители, не имея специальных теоретических и практических знаний не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемами своего «особого» ребенка, в виду этого возникает острая необходимость отхода от устаревших форм, штампов в работе не только с детьми, но и родителями [4, с. 18].

Для детей младенческого и раннего возраста именно семья является самым важным фактором в его социальном окружении, поэтому эффективность работы с окружением маленького ребенка значительно выше, чем в случае работы с ним без учета его социального контекста, а именно — его родителей. В свою очередь, семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии, нуждается в поддержке, которая позволила бы почувствовать себя уверенными и компетентными в вопросах воспитания и развития своего ребёнка и понимания его потребностей.

Специалисту, оказывающему психологическую помощь родителям, воспитывающем ребенка с ограниченными возможностями здоровья важно помнить, что наряду с общими особенностями, семьи данной категории имеют свои специфические черты, связанные с той или иной нозологией ребёнка. Успех работы, во многом зависит от того, в какой мере специалист знает психофизические возможности ребёнка, умеет установить особенности развития и выявить причины имеющихся отклонений в умственном развитии и поведении. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры, укрепление взаимодействия специалистов учреждения и семьи, в конечном итоге, усиление коррекционно-развивающего потенциала ребенка.

Формы работы специалистов при психолого-педагогическом сопровождении семьи с ребенком с ОВЗ

Формы работы с родителями

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Диагностика, консультирование и психологическая коррекция

Второе направление включает как педагогическое, так и собственно психологическое содержание работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Методика психокоррекционной работы с семьями воспитанников будет подробно изложена в пя­той главе.

Новизна предлагаемого подхода заключается в том, что впервые в «поле» диагностико-коррекционной де­ятельности специалистов включаются и родители вос­питанников. Семья воспринимается как единый, це­лостный организм, испытывающий проблемы психоло­го-педагогического характера, в связи, с чем помощь оказывается всей семье (родителям, другим членам семьи), а не только ребенку с нарушением развития. Та­ким образом, расширяется субъект коррекционного воздействия: вместо одного (ребенок с отклонениями в развитии) возникает полимодальный субъект, представ­ленный детской и взрослой составляющими, нормой и аномалией.

Работу по психолого-педагогическому сопровожде­нию семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, осуществляет психолог. Традиционно выделя­ют три вида деятельности психолога: диагностику, кон­сультирование, коррекцию.

Диагностика

Работа диагностического блока строится по двум на­правлениям:

— диагностическая характеристика ребенка,

— диагностическая характеристика родителей или лиц, их замещающих.

Относительно ребенка с отклонениями в развитии в диагностический блок включается следующий функ­ционал психолога:

— активное участие в диагностическом консилиуме с целью психологического изучения каждого воспитан­ника учреждения;

— изучение всех сфер психической деятельности воспитанников;

— изучение мотивации и способности к обучению, сформированности практических и трудовых навыков;

— изучение характерологических черт личности.

Изучение родителей (лиц, их замещающих) осу­ществляется с целью определения причин, препятст­вующих гармоничному развитию ребенка в домашних условиях.

Этот блок включает психологическое изучение со­става семей учащихся, внутрисемейных отношений и особенностей личности родителей детей. Залог успеха в обучении и коррекции личности ребенка с отклонения­ми в развитии — это полная гармоничная семья, члены которой любят ребенка, внимательно относятся к его проблемам и правильно воспринимают советы и реко­мендации врачей, педагогов и психолога. Поэтому при обследовании семей воспитанников специальных уч­реждений необходимо выявлять особенности внутрисемейной атмосферы, в которой живет ребенок с отклоне­ниями в развитии. В процессе обследования психологу необходимо определить:

— в каких семьях растут воспитанники (гармонич­ная, деструктивная, распадающаяся, распавшаяся, не­полная, псевдосолидарная семья);

— каковы причины конфликтов или распада семей (алкоголизм, интеллектуальная неполноценность, инва­лидность, наследственные заболевания кого-либо из ро­дителей),

— каковы личностные характеристики членов семей и особенности взаимного общения, особенно тех, кото­рые непосредственно осуществляют воспитание ребенка (жесткое доминирование одного из супругов в семье, коммуникативный барьер между отцом и аномальным ребенком, ограничение со стороны матери влияния от­ца на процесс семейного воспитания, «эмоциональное отвержение» отцом ребенка с отклонениями в развитии и др.).

Более подробно диагностические аспекты изучения семей воспитанников (цели, задачи, направления рабо­ты) будут освещены в последующих главах.

Консультирование

Консультативный блок ориентирует близких ребен­ка с отклонениями в развитии в разрешении психоло­го-педагогических проблем: определение стратегии и тактики воспитания ребенка, направление на обучение в специальную школу, класс и т.д. Консультируя роди­телей, психолог дает им рекомендации по оптимизации внутрисемейной атмосферы и нейтрализации межличностных конфликтов. Психолог осуществляет профес­сиональную ориентацию подростков и молодежи с на­рушениями развития. Он разъясняет родителям наибо­лее удобный «маршрут» будущего трудоустройства их ребенка.

Психологическая коррекция

Деятельность психолога в рамках оказания специ­альной коррекционной помощи детям включает:

— проведение занятий по коррекции эмоциональ­но-волевых, коммуникативно-поведенческих и лично­стных нарушений, выявленных у ребенка.

— разработку методических рекомендаций, направ­ленных на коррекцию выявленных нарушений с после­дующим ознакомлением учителей начальных классов или учителей-предметников с анализом полученных данных, а также их включение в коррекционную работу.

В рамках коррекционной работы с семьями психо­лог оказывает родителям психологическую поддержку по преодолению различного рода проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в раз­витии.

Главная задача психолога в коррекционной работе с семьей заключается в том, чтобы родитель с его по­мощью смог увидеть реальную перспективу развития своего ребенка, составить представление о возможных трудностях, которые возникают в определенные воз­растные периоды у детей с отклонениями в развитии, а также определить свою роль в процессе сопровождения ребенка.

Психолог должен помочь родителю в корректной и тактичной форме избавиться от иллюзий в плане буду­щего этого ребенка. Вместе с тем психолог должен ук­репить веру родителей в возможность и перспективы развития ребенка, в то, что правильно организованное коррекционно-педагогическое воздействие позволит оптимизировать дальнейшее интеллектуальное и лич­ностное развитие ребенка. При необходимости психолог осуществляет коррекцию психологического состояния родителей. Задача психолога в этой области заключает­ся в профилактике невротизации или психопатизации родителей (особенно матерей и бабушек). Психолог также оценивает характер межличностных отношении в семье. Коррекция неадекватной поведенческой страте­гии у членов семей заключается в:

— формировании адекватных моделей взаимодейст­вия и воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье;

— преодолении межличностной внутрисемейной конфронтации;

— формировании адекватных моделей поведения родителей в социуме;

— оптимизации внутреннего психологического со­стояния родителей, установлении гармоничного взаи­модействия родителя с внешним миром, предупрежде­нии псевдоаутизации и «замыкания» на своей собствен­ной проблеме;

— адаптации родителя в коллективе родителей груп­пы, класса и всего специального учреждения.

Формы работы с родителями воспитанников

в специальных школах и реабилитационных центрах

В работе специального учреждения с родителями воспитанников применяются коллективная (групповая и подгрупповая) и индивидуальная формы. Обе формы могут использоваться различными специалистами (админист­ратором, психологом, учителем, логопедом, врачом и др.).

Индивидуальные формы работы

Одной из основных индивидуальных форм работы специалистов с родителями является беседа. Беседа спе­циалиста с родителями воспитанника проводится после окончания занятий. Тематика бесед определяется спе­цификой проблем, актуальных для данного периода

обучения и развития ребенка, а также сферой деятельности самого специалиста. Так, например, в конце учебного дня сообщает родителю (чаше матери или бабушке) обо всех неудачах и трудностях ребенка, о том, как занимался и вел себя сегодня в школе или в детском саду, объясняяпричины непонимания и не­успеваемости ребенка.

Психолог, беседуя с родителями, знакомится с про­блемами семьи, связанными с воспитанием, обучением и межличностным общением ребенка. Он определяет степень необходимости оказания членам семьи пихо-коррекционкой помощи.

С целью выявления особенно трудно преодолимых внутрисемейных проблем могут использоваться пись­менные формы изложения проблемы, а именно: роди­тельские сочинения — «Моя проблема», «Мой жизнен­ный путь», «История жизни моего ребенка» — или тематические письменные опросники. Некоторым роди­телям такая форма работы позволяет глубже обозначить остроту собственного психического состояния и личност­ных переживаний. Однако использование этой формы работы возможно в основном с родителями, имеющими достаточно высокий образовательный уровень и хорошо владеющими письменной речью. Родители с более низ­ким образовательным и. интеллектуальным развитием предпочитают устные беседы.

Важной формой работы является знакомство с жизнью семьи дома. Эту работу может выполнять любой специалист, в том числе и психолог. Но в силу посто­янной занятости психолога воспитанников на дому тра­диционно посещает учитель. Во время своего визита учитель должен узнать, в каких условиях воспитывается ребенок дома, есть ли у него место для подготовки до­машних заданий, кто контролирует их выполнение, кто следит за поведением ребенка вне школы, кем являются его друзья на улице, каковы их общие интересы, взаимоотношения, формы проведения досуга. О результа­тах посещения ребенка дома учитель ставит в извест­ность психолога, других специалистов, тщательно за­полняет соответствующую документацию.

Коллективные формы работы

Родительские собрания организуются для обсуждения общих проблем образовательного учреждения. На собрании избирается родительский комитет. Он является объединяющим органом, участвующим во всех меро­приятиях образовательного учреждения. Родительский комитет с помощью администрации и педагогов учреж­дения содействует объединению родителей каждого класса или группы в единый, дружный коллектив еди­номышленников. Формирование адекватных отноше­ний как между самими родителями, так и между учащи­мися каждого класса или группы позволяет исключить среди детей категории «отверженных», «любимчиков», а также раскрывает в каждом воспитаннике неповтори­мую личностную индивидуальность.

Количество родительских собраний, проводимых в течение учебного года, определяет администрация уч­реждения. Но по сложившейся традиции в учреждениях проводят два родительских собрания в начале и в конце учебного года. На первом собрании родительский коми­тет определяет задачи своей деятельности в помощь собственным детям, учительскому составу и админист­рации. В конце учебного года подводятся итоги де­ятельности родительского комитета.

Среди коллективных моделей взаимодействия с семьями воспитанников можно выделить несколько наиболее традиционных форм.

Коллективное участие родителей с детьми в культур­но-развлекательных и познавательных мероприятиях (учас­тие в экскурсиях, посещение концертов, театров, музе­ев, выставок детского творчества и т.д.), организуемых специальным учреждением. Это позволяет формировать позитивные виды отдыха и проведения досуга в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Организация дней рождений учащихся в рамках каж­дого класса или группы дает возможность укреплять чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга как между детьми, так и между их родителями.

Родительские встречи по типу круглых столов, «роди­тельских университетов» и др. позволяют обсуждатъ наиболее актуальные проблемы жизни класса, группы и всего учреждения. Тематика встреч должна предусмат­ривать возможность обмена опытом между родителями по вопросам воспитания и обучения детей, а также по вопросам разрешения внутрисемейных конфликтов.

Проведение лекториев, консультаций, практических семинаров по вопросам здоровья, гигиены, перспекти­вам обучения, воспитания и развития детей, а также по профессиональной ориентации и трудоустройству уча­щихся позволяет расширить уровень знаний и навыков родителей в области социальной адаптации детей.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1357 ; Мы поможем в написании вашей работы!

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сереней Виктория Викторовна

В статье описаны основные трудности детско-родительских отношений в семьях, где воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыто содержание психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ . Сформулирована цель и основные задачи психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с ОВЗ. Обозначены этапы психолого-педагогического сопровождения семьей, воспитывающей детей с ОВЗ , а также основные направления работы с семьей в рамках Центров ранней помощи и поддержки.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сереней Виктория Викторовна

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

The article describes the main difficulties of child-parent relations in families where children with disabilities are raised, the content of psychological and pedagogical support of families raising children with disabilities is revealed. The purpose and main tasks of psychological and pedagogical support of families with children with disabilities are formulated. Stages of psychological and pedagogical support of the family raising children with disabilities , and also the main directions of work with a family within the Centers of early help and support are designated.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Сереней В.В., Калягина Е.А.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ

В статье описаны основные трудности детско-родительских отношений в семьях, где воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыто содержание психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Сформулирована цель и основные задачи психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с ОВЗ. Обозначены этапы психолого-педагогического сопровождения семьей, воспитывающей детей с ОВЗ, а также основные направления работы с семьей в рамках Центров ранней помощи и поддержки.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ОВЗ, трудности детско-родительских отношений, этапы психолого-педагогического сопровождения.

Serenej V.V., Kalyagina E.A.

Psychological and pedagogical support of families raising children with disabilities

The article describes the main difficulties of child-parent relations in families where children with disabilities are raised, the content of psychological and pedagogical support of families raising children with disabilities is revealed. The purpose and main tasks of psychological and pedagogical support of families with children with disabilities are formulated. Stages of psychological and pedagogical support of the family raising children with disabilities, and also the main directions of work with a family within the Centers of early help and support are designated.

Keywords: children with disabilities, psychological and pedagogical support, difficulties of child-parent relations, stages of psychological and pedagogical support.

Согласно статистике Министерства образования РФ, каждый год число детей с ограниченными возможностями здоровья растет в среднем на пять процентов. По данным ЮНЕСКО в настоящее время России живут более двух миллионов детей, которые имеют особенности в физическом или психическом развитии. Когда в семье появляется ребенок, имеющий отклонения в психофизическом развитии, это создает сложную стрессовую ситуацию, нарушает привычную жизнь членов семьи и их межличностные отношения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие отклонения в развитии, которые ввиду своего состояния здоровья не могут усваивать образовательные программы, так как им необходимы специальные условия обучения и воспитания.

Наиболее часто встречающиеся трудности дет-ско-родительских отношений в семьях, где воспитыва-

ют детей с ограниченными возможностями здоровья, связаны:

1. С несоответствием ожиданий родителей, когда они надеются на быстрое излечение ребенка и готовы уделять больше времени и сил, чтобы достичь такого результата. Осознание того, что ребенок развивается особенным образом и на коррекцию данного развития понадобятся годы, становится открытием для родителей. Родители осознают, что им придется отказаться от реализации некоторых жизненных планов, в связи с чем, на уровне эмоций родители реагируют целым комплексом противоречивых чувств.

2. С симбиотическим отношениями между матерью и ребенком, когда ребенок испытывает негативные эмоции в результате отделения от матери. Данный симбиоз имеет устойчивый характер и может сохраняться в подростковом и юношеском возрасте и препятствует

социализации ребенка в среде сверстников и обучению в образовательном учреждении.

3. Нахождением родителей в постоянном состоянии стресса, так как любая семья, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, испытывает стресс, сила которого зависит от возраста ребенка и тяжести заболевания. Чаще стресс проявляется у матерей, которые считают, что плохо справляются со своими обязанностями.

4. Отсутствие моральной поддержки семей со стороны близких и друзей, когда семьи детей с ОВЗ испытывают недостаток моральной поддержки не только знакомых, но и близких людей. Это связано с низким уровнем информированности общества, так как окружающие не знают о проблемах ребенка, а родителям бывает сложно объяснить специфику его поведения [1].

Поэтому сегодня все семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются психолого-педагогическом сопровождении, которое предполагает оказание психологической поддержки, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и оказание педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

Главная цель психолого-педагогического сопровождения заключена в оказании квалифицированной помощи специалистов ребенку с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на его индивидуальное развитие, адаптацию и реабилитацию в социальном мире, а также оказание социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение содержит комплексную диагностику, развивающую и кор-рекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

1. Изучение личности ребенка с ОВЗ и его родителей, а также системы их отношений.

2. Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.

3. Информирование родителей о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

4. Развитие детско-родительских отношений.

5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психо-коррекционный процесс.

6. Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий ее оказания.

7. Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки.

8. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

9. Способствовать преодолению психологических барьеров [2].

В службах ранней помощи, специализированных Центрах ранней помощи, а также лекотеках, широко создающихся сейчас, многие семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, получают необходимую поддержку психологов, дефектоло-гов, социальных педагогов. Наиболее важная часть работы этих структур – это оказание психологической поддержки и консультирования родителей с целью содействия психологического комфорта, а также осуществление нормализации взаимоотношений и формирование информационной компетентности родителей через образовательные программы (лекции, семинары, практикумы).

Процесс психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей детей с ОВЗ, включает три этапа.

На первом этапе проводится диагностика ребенка и членов его семьи, происходит установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

Педагог-психолог выявляет особенности развития ребенка, определяет модель воспитания, которую применяют родители. Кроме того, важное значение имеет определение личностных характеристик родителей, которые педагог вносит в специальную социально-психологическую карту семьи.

На втором этапе педагог-психолог реализует индивидуальную программу работы с ребенком с ОВЗ, проводит занятия. Кроме того, в случае необходимости проводится работа по оказанию помощи родителям в виде консультирования, проведения бесед или обсуждений ситуаций.

Также педагог-психолог проводит просветительную работу с педагогами, которые занимаются обучением ребенка с ограниченными возможностями.

Информирование родителей о важных возрастных этапах в жизни ребенка, особенностях детско-роди-тельских отношений, возможных методах и о содержании абилитационной, коррекционной работы способствует расширению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания ребенка с ОВЗ. Индивидуальное консультирование позволяет осветить вопросы динамики развития ребенка (по результатам диагностики), его познавательных возможностей и путей их стимулирования. Особое внимание уделяется организации развивающей среды дома [3, с. 96-97].

С детьми проводятся психологические занятия, которые содержат комплекс упражнений на развитие всех познавательных процессов ребенка. Совместно с родителями проводятся мероприятия, посвященные праздникам, например «День матери», «День семьи» и т. п. По итогам данного этапа педагог-психолог составляет рекомендации психологической помощи, которые носят индивидуальных характер и учитывают специфику той или иной семьи.

На третьем этапе педагог-психолог проводит анализ эффективности всего процесса сопровождения и полученных результатов.

Interactive science | 8 (42) • 2019

В результате психолого-педагогического сопрово- помогать ребенку обрести уверенность в своих силах, ждения семей с ОВЗ, родители учатся не стеснятся развивать его познавательную активность, эмоцио-своего ребенка, воспринимать его таким, какой он есть, нально-волевую сферу.

1. Морозова В.И. Детско-родительские отношения как фактор сотрудничества педагогов с семьей, воспитывающей ребенка в ОВЗ в системе инклюзивного образования / В.И. Морозова // Известия ВГПУ – 2018. – С. 67-71.

2. Юлдашева О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: Автореф. дис. . канд. социол. наук / О.Н. Юлдашева. – Уфа, 2010. – 25 с.

3. Кобрина Л.М. Абилитационная работа с глухими детьми раннего возраста: учеб. / Л.М. Кобрина, О.А. Денисова. – 2-е изд. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – 156 с.

1. Morozova, V. I. (2018). Detsko-roditel’skie otnosheniia kak faktor sotrudnichestva pedagogov s sem’ei, vospityvaiushchei rebenka v OVZ v sisteme inkliuzivnogo obrazovaniia. Izvestiia VGPU, S. 67.

2. Iuldasheva, O. N. (2010). Semeinaia sotsializatsiia detei s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostiami: usloviia i faktory: Avtoref. dis., 25. Ufa.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Хоменчук Наталия Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 496

В данной статье рассматривается вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема является весьма актуальной.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, коррекционная работа,

комплексный подход, речевое развитие.

В последние годы в детском саду увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Большая ответственность ложится на сотрудников детских садов – воспитателей, логопедов, психологов – по работе с такими детьми и их родителями (законными представителями).

Ранее родителям отводилась пассивная роль в педагогическом процессе. Взаимодействие в основном строилось на понимании и знании педагогов о том, как нужно воспитывать, обучать, развивать ребенка с ОВЗ. У большинства родителей не было специальных знаний по воспитанию и обучению такого ребенка, они были не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемой ребенка с ОВЗ.

Родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают множество трудностей социального, соматического, педагогического и психологического характера. А в некоторых случаях желание заниматься собственным ребенком и вовсе отсутствует. Некоторые родители считают такие занятия попусту потраченным временем, не видят перспектив развития собственного особенного ребенка.

В настоящее время нужны более актуальные, интересные формы активизации и образования родителей, которые бы стали популярными и востребованными. Педагоги понимают, что возникла острая необходимость отхода от устаревших форм, штампов в работе не только с детьми, но и с родителями.

Кроме этого, в нашем городе есть психологические центры, общественные организации, объединяющие родителей детей с ОВЗ, куда бы они могли обратиться за психологической помощью, поддержкой или специальной литературой.

Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В.Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние своего особого ребенка.

В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. (Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 г). В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям.

Своевременное оказание необходимой психолого-педагогической помощи в дошкольный период позволяет провести коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с ОВЗ является одним из важных звеньев в системе их реабилитации, здоровьесбережении.

Дети с ОВЗ интегрированы в группы с нормально развивающимися детьми, где они имеют возможность общаться со сверстниками. Коррекционная помощь по заявлению родителей и заключению Психолого-медико-педагогической комиссии оказывается в нашем саду логопедами и психологом.

В детском саду создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ. На индивидуальных и подгрупповых занятиях для познавательного и речевого развития используются артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика, развивающие и дидактические игры, раскрываются лексические темы; используются игры, развивающие память, логическое мышление, внимание.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

Ребенок получает квалифицированную помощь логопеда, психолога, направленную на индивидуальное развитие, успешную адаптацию в социуме;

Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей (законных представителей)

Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе

деятельности детей и взрослых;

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

Просвещение и консультирование педагогов детского сада. Психологические занятия для детей.

Комплексы для детей, направленные на коррекционную работу, развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Мероприятия с родителями и детьми («Новый год», «8 марта», «День матери», «23 февраля», «День Победы»).

Разработка рекомендаций, определение нагрузки с учетом психофизических особенностей ребенка с ОВЗ.

В нашей работе с детьми с ОВЗ и их родителями мы опираемся на:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи;

2. Гуманно-личностный подход – всестороннее уважение и любовь к ребенку, формирование позитивного настроения каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы он слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3.Комплексный подход – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, физическим руководителем, родителями.

4. Деятельностный подход – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности). Необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Конфиденциальность – вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.

6. Обеспечение комфортных, безопасных условий.

Методы и формы работы с детьми:

Сказкотерапия. Здесь проводится коррекционная, психологическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать взрослый; это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками является группа детей, либо один ребенок. Для этого может быть использован материал – книжные иллюстрации, сказки из фланели, пальчиковый театр.

Игротерапия. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Сюжетноролевые игры способствуют формированию коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми.

Основной задачей данных методов работы является коррекция звукопроизношения, автоматизация отдельных звуков, коммуникация ребенка.

Формы и методы работы с родителями:

Консультирование – индивидуальный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.

Дни открытых дверей – родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Мастер-классы – родители учатся применять полученные знания на практике.

Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.

Использование информационных стендов для родителей.

Тематические выставки (литературы, фото, детских работ), доска объявлений.

Виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.

Организация выставок книг, различных поделок, книжек-малышек.

Размещение информации на сайте учреждения;

Разработка памяток с рекомендациями;

Информирование родителей о других учреждениях, оказывающих помощь детям с ОВЗ:

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Талисман»

ГБОУ “ Речевой центр»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области (ГБУЗ СО «СОКПБ»)

Ассоциация «Особые люди»

Свердловская региональная общественная «Солнечные дети» организация инвалидов

Ассоциация “ Я Особенный»

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ЛАДО».

Некоторые родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Медикаментозное лечение является эффективным лишь при качественной коррекционной работе и правильном семейном воспитании.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность, создание книжки-малышки и др.) способствует развитию партнерских отношений.

Конечной целью комплексной, системной работы с семьей коллектив детского сада считает создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию звукопроизношения и полноценное развитие его личности в дошкольный период.

Многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Познакомить родителей с основными положениями, подходами в воспитании детей, взаимодействовать с ними просто необходимо. Сопровождение семьи «особого ребёнка» в нашем детском саду – это комплекс педагогических, коррекционных, психологических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой организованное тесное взаимодействие сопровождающих (специалисты детского сада, воспитатели, администрация МБДОУ) и сопровождаемых (дети с ОВЗ, их родители или законные представители).

1. А. С. Пугачев « Коррекционное обучение». Журнал «Молодой ученый» № 12 за 2012 г.

2. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 “О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

3. В.М.Бехтерев «Основы общей рефлексологии» Государственное издательство. Москва,1928г. Ленинград.

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 “О коррекционном и инклюзивном образовании детей”.

Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение, детский сад №11 комбинированного вида г. Отрадный

Создание системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, является одним из важнейших условий, обеспечивающих необходимый уровень социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и реабилитации их семей. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию в коррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. Каждая семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, имеет право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционные мероприятия.

При проведении психокоррекционных мероприятий семья понимается как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений в которой обеспечивается родителями ребенка психофизическими нарушениями. Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум.

В качестве целей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, мы рассматриваем:

– обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;

– оптимизацию самосознания родителей;

– формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.

Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.

Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей.

Направления психологической помощи семьям

Все содержание психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, может быть представлено в трех направлениях:

психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;

психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.

Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, диагностической работы

Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.

Цели и задачи психологического изучения семей

Основная цель психологического изучения семьи — выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:

– определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

– выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;

– определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

– определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;

– определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

– определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.

Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.

Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.

Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах. Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.

Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы

Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

Психолого-педагогическая коррекция

В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.
Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью). Здесь перед специалистом ставятся следующие цели:

– создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;

– переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;

– гармонизация психологического климата в семье;

– коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);

– формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).

Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:

– обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;

– обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;

– коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;

– коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радостъ его «маленьких» успехов;

– коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;

– осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

– повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;

– трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.

1. демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов работы с ним;

2. конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;

3. выполнение домашних заданий со своим ребенком;

4. чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;

5. реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.

В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Воспитывая ребенка таким образом, родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребенком преодолевают трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет оптимизировать социальную детерминанту развития ребенка и его интеграцию в социум.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: