Психолого-логопедическое сопровождение учащихся

Логопедическое сопровождение обучающихся начальных классов МБОУ

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 10.01.2014

Статья просмотрена: 2200 раз

Библиографическое описание:

Аршинова, Н. А. Логопедическое сопровождение обучающихся начальных классов МБОУ / Н. А. Аршинова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4700/ (дата обращения: 18.01.2022).

Среди дошкольников, поступающих в первые классы общеобразовательных учреждений, с каждым годом увеличивается количество детей с недостатками речевого развития. По самым общим подсчётам, таких детей сегодня около 25 % от всех обучающихся первой ступени. Различные недостатки речевого развития становятся серьёзным препятствием для формирования на начальных этапах обучения полноценных навыков чтения и письма, а в дальнейшем блокируют успешность освоения школьной программы. Проблема нарушений письма и чтения сейчас недаром получила такой резонанс. Когда учились мамы и бабушки сегодняшних детей, была другая школа, другие программы, другие требования, не такой поток информации — был другой мир. Изложенные факты говорят о том, что логопедическая помощь ученикам начальных классов была и остаётся актуальной.

В нашем учреждении создана и постоянно совершенствуется система работы по логопедическому сопровождению обучающихся начального звена, которая имеет определённые цели и задачи.

В контексте личностно-ориентированного обучения и воспитания общей целью работы учителя-логопеда является преодоление трудностей в обучении и общении, обусловленных речевым недоразвитием, посредством коррекции и профилактики речевых нарушений, способствуя развитию личности и формированию положительных личностных качеств. Другими словами — предупреждение неуспеваемости обучающихся начальной школы, обусловленной различными речевыми нарушениями, повышение качества обучения.

Основные задачи:

– обследование и диагностика состояния речи обучающихся;

– организация и проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с учётом типичных и индивидуальных проявлений речевого недоразвития;

– оптимизация логопедической работы;

– пропаганда логопедических знаний.

Достичь поставленной цели, решить все задачи позволяет система работы по логопедическому сопровождению обучающихся.

Работа учителя-логопеда начинается с обследования речи будущего первоклассника, которое проводится с середины мая по июнь.

В присутствии родителей обследуются все речевые компоненты, а также связная речь, мелкая моторика, пространственные представления. Это необходимо для своевременного выявления речевых нарушений, правильной диагностики, по возможности — предупреждения дальнейшего развития дефекта и, самое главное — своевременного начала работы по коррекции выявленного речевого нарушения.

К концу июня обследование проходят обычно более 90 % дошкольников, и можно уже составить полную картину речевой подготовки будущих первоклассников, предварительно сформировать логопедические группы, комплектовать первые классы.

В первые две недели сентября проводится дообследование вновь поступивших обучающихся и углубленное обследование зачисленных в логопедические группы, в том числе и на предрасположенность к дисграфии и дислексии.

Результаты обследования показывают рост количества детей с нарушениями речи и усложнение речевых нарушений. В последние годы увеличивается число детей с общим недоразвитием речи. Различные формы проявления дизартрии отмечаются у большей части обучающихся на логопедическом пункте. Эти данные говорят о сложности работы и увеличении времени коррекционного обучения.

По результатам углубленного обследования составляется речевой профиль на каждого обучающегося и речевой профиль каждой группы.

На логопедические занятия зачисляются обучающиеся 1–4 классов с сохранным интеллектом и слухом, т. е. первично речевые дети, имеющие речевые нарушения:

– фонематическое и фонетико-фонематическое нарушение речи;

– нерезко выраженное общее недоразвитие речи и общее недоразвитие речи;

– нарушения письма и чтения, обусловленные выше перечисленными нарушениями устной речи;

Группы формируются с учётом логопедического заключения, психо-физиологических особенностей и возраста. Логопедические занятия начинаются с 16 сентября и проводятся 2–3 раза в неделю до достижения планируемого результата.

Коррекционно-развивающая работа проводится по утверждённым программам, для каждой группы составляется своё тематическое, календарное, поурочное планирование.

С учениками первых классов проводится работа по коррекции нарушений устной речи, что является профилактикой нарушений письменной речи.

Занятия проводятся в логопедическом кабинете, оборудование и оформление которого соответствует всем нормативным требованиям.

Программа предусматривает 2–3 занятия в неделю с подгруппой 5–6 человек по совершенствованию лексико-грамматических представлений и связной речи, коррекции дизорфографии. Учащиеся первых классов совершенствуют навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, развивают и закрепляют графомоторные навыки и умения.

Коррекция звукопроизношения у детей проходит на индивидуальных занятиях. Разработанная циклограмма учёта времени на неделю позволяет заниматься с каждым ребёнком не менее двух раз. Индивидуальные занятия выстраиваются по принципу лексико-грамматического подхода. Поэтому для автоматизации звуков подобраны многоплановые лексико-грамматические игры и упражнения, которые помимо основной цели позволяют развивать ряд важнейших речевых и познавательных навыков (слуховые внимание и память, словесно-логическое мышление, воображение и др.)

На протяжении всего времени коррекционно-развивающего обучения отслеживается динамика речевого развития ребёнка, зачисленного на занятия, и фиксируется в речевой карте обучающегося.

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»

Для более точной и полной картины, показывающей динамику результативности работы с детьми, проводится мониторинг эффективности коррекционно-развивающего обучения как индивидуально, так и по группам. Это способствует более глубокому и детальному изучению каждого обучающегося на определённых этапах и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Логопедическое сопровождение обучающихся предполагает тесную взаимосвязь, взаимодействие всех субъектов, принимающих участие в обучении, воспитании: учитель-логопед, учителя начальных классов, психолог, воспитатели ГПД, медицинские работники, родители.

Такое взаимодействие помогает обеспечивать осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, а значит, стабильную результативность логопедических занятий.

Работа с родителями будущих первоклассников начинается с обучения азам логопедических знаний, формам педагогической поддержки на занятиях Родительского университета в октябре, за год до поступления детей в первый класс. Занятия с родителями проводятся в разных формах: лекции, презентации, беседы, игры, мастер-классы, анкетирование. Опыт показывает, что такая форма работы с родителями необходима, крайне важна и эффективна.

Особенно тесным является сотрудничество с родителями учеников первых классов, зачисленных на занятия. В первой четверти это еженедельные встречи-консультации, во второй четверти — раз в две недели. Кроме того, общие собрания раз в четверть, индивидуальные консультации. Эффективным является присутствие родителей на логопедических занятиях по желанию и в дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется наглядной агитации — стенд для родителей со сменной (раз в месяц) полезной и интересной информацией пользуется вниманием.

Особое место в работе учителя-логопеда занимает сотрудничество с учителями начальных классов. Педагоги знакомятся с работой учителя-логопеда и получают необходимые знания. В практике сотрудничества — проведение общих и индивидуальных консультаций, сообщения на заседаниях методических объединений учителей начальных классов, участие в работе школьных педсоветов, школьной ПМПк, взаимопосещение уроков, занятий.

Каждый учитель первого класса получает «Папку логопедического сопровождения учащихся», в которой находятся все необходимые сведения о речевом развитии детей данного класса, практические рекомендации, другие материалы:

– экран речи учеников класса (состояние речи каждого на 15 сентября, дата зачисления на занятия, дата выпуска, отметка о постановке на очередь, контроль и далее прослеживается динамика речевого развития каждого ребёнка);

– таблица речевых нарушений обучающихся;

– материалы логопедического минимума знаний — логопедическая памятка (логопедический словарик, логопедические заключения, причины речевых нарушений, психофизиологические особенности речевых детей, особенности работы учителя с речевыми детьми в классе, типология специфических ошибок, сведения об организации и некоторых особенностях работы учителя-логопеда);

– расписание логопедических занятий, график работы учителя-логопеда.

По мере необходимости папка пополняется дополнительным материалом.

Далее, в течение всего времени логопедического сопровождения обучающихся, совместно наблюдаем за детьми, отмечаем их плюсы и минусы, решаем возникающие проблемы, работаем с родителями. Серьёзное отношение учителей к проблемам речевых детей, знание логопедического минимума и учёт этих знаний в работе позволяют выполнить одну из главных задач нашего сотрудничества — достижение единства требований к ребёнку со стороны учителя-логопеда и учителя класса.

Сотрудничество со школьным психологом также является необходимым звеном в роботе учителя-логопеда: обязательное собеседование после обследования с целью выявления детей «группы риска», планирование совместной работы с обучающимися, учителями, родителями. В течении учебного года мы отслеживаем динамику развития сложных детей, консультируем учителей, родителей; участвуем в работе школьного ПМПк, готовим представления обучающихся на ПМПк.

Связь с медработником школы важна и необходима, так как многие дети с нарушениями речи наблюдаются у разных врачей-специалистов. Эти данные должен знать учитель-логопед для работы с ними.

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям ГПД позволяют обеспечивать детям с речевыми нарушениями индивидуальный подход, что также положительно сказывается на общем результате коррекционной работы.

Многолетний опыт показывает, что такая система работы по логопедическому сопровождению обучающихся является эффективной и даёт возможность освоения детьми с проблемами в речевом развитии основной программы начального общего образования и их интеграции в общеобразовательном учреждении.

Похожие статьи

Взаимосвязь в работе учителялогопеда и педагогов ДОУ при.

учительлогопед обследует речевое развитие ребёнка; – педагог-психолог — эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие

Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. У детей с общим недоразвитием.

Особенности логопедического сопровождения детей-инофонов.

общее недоразвитие речи, ребенок, нарушение, речевое нарушение, речевое развитие, речевая система, дошкольный возраст, речевая патология, речевая аномалия, связная речь.

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего.

Взаимосвязь в работе учителялогопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Читайте также:
Конспект НОД 'Спортивная азбука'

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР.

Для проведения эффективной коррекционно-логопедической работы по формированию

(6 слайд — работа у зеркала). Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека.

Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.

Содержание работы учителялогопеда по развитию.

Важное направление коррекционной работы на занятияхразвитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с ОНР в ходе прохождения грамматических тем на логопедических занятиях.

Взаимосвязь в работе учителялогопеда и педагогов ДОУ при.

Каждый педагог диагностирует свою область:  учительлогопед обследует речевое развитие ребёнка

Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Использование песочной терапии в работе учителялогопеда с детьми, имеющими речевые нарушения. Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи.

В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи формирование связной речи

связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи, уровень, речевое недоразвитие, формирование, связная монологическая речь, занятие.

Использование современных педагогических технологий как.

– взаимосвязь в работе учителялогопеда, воспитателей и родителей по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи (III уровня) (далее ОНР III уровень).

Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении

Рита Гумерова
Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении

Нарушения речи – распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

Замедленный темп физического и интеллектуального развития – децелерация – появилась в нашем обществе на рубеже ХХ и ХХI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т. д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения.

Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, зависят от

во время проведенной логопедической коррекции.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.

Строю свою работу по общедидактическим принципам и принципам коррекционного обучения:

– принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности, на основе постоянного активного включения межанализаторных связей. Я, как учитель – логопед, даю задания, усложняющие межфункциональную систему обработки информации, что тем самым способствует развитию динамичности восприятия;

– принцип продуктивной обработки информации. Реализую этот принцип, организовывая обучение так, чтобы у обучающихся развился навык переноса обработки информации на своё индивидуальное занятие и тем самым у них формируется и развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;

– принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) на моих занятиях реализую через ввод специальных упражнений и приёмов для развития и коррекции различных психических процессов и функций (зрительное внимание, вербальная, зрительная, двигательная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, объем внимания и т. д.);

– принцип мотивации к учению стараюсь реализовывать, возбуждая и поддерживая на высоком уровне интерес ребенка, когда активно работают ВПФ, развивая тем самым межфункциональные отношения, на базе которых и формируется обходной путь развития.

Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда в нашем образовательном учреждениирегламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, локального.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребенка

4. Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Локального: Уставом школы, должностной инструкцией логопеда.

Опираясь в своей деятельности на нормативные документы,освоила и продолжаю осваивать новые педагогические технологии:

Читайте также:
Технологическая карта логопедического занятия по повторению и систематизации изученного материала

1. Информационно- коммуникационные;

2. Технологии компенсирующего обучения

3. Технология психолого-педагогического сопровождения.

4. Технология исследования и мониторинга интеллектуального развития.

5. Изучаю и осваиваю технологию обучения чтению, коррекции дислексии и дисграфии по методике Н. Зайцева.

Использование современных образовательных технологий

На своих занятиях использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применяю активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малую театрализованную постановку, игру-путешествие. Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика.

По преобладающему методу применяю:

1. Проблемное обучение, которое предполагает наличие особого, внутреннего, противоречивого содержания. Учебно-коррекционный процесс направлен «в зону ближайшего развития» личности ученика.

2. Игровые технологии. На этих уроках участники имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманный или восстановленный сказочный сюжет или мини-историю.

3. Использую информационно – коммуникационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидактического материала, а так же как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.

По подходу к ребенку:

1. Личностно-ориентированную технологию, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

2. Технологию сотрудничества, которая заключается в реализации принципов демократизма, равенства, партнерства в субъектных отношениях педагога и ребенка. Совместно с обучающимися вырабатываем цели, содержание занятия, даём оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

3. Здоровьесберегающие технологии,что предполагаетохрану и укрепление физического и психического здоровья детей через:

• сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;

• формирование у младших школьников желание и умение учиться быть здоровым;

• развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой.

По направлению модернизации существующей традиционной системы (на основе эффективности организации и управления)использую:

1. Технологию опережающего обучения. Суть этой технологии заключается в обобщающем характере применяемых на занятии схем, таблиц, создающих возможность, с одной стороны, после первого введения в тему организовать на уроке многократное повторение по принципам от частного к общему и обратно, с другой, одновременно готовить детей к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Эта технология учит определять границы своих знаний, ставить проблему, планировать результат во времени. Помогает ребенку осуществлять самоконтроль, самооценку (учит организации самоконтроля, самооценивания).

2. Технологию консультативного сопровождения. Благодаря освоению этой технологии мне удаётся осуществлять постоянное консультативное взаимодействие с учителями, работающими в классе, где обучаются дети с речевыми проблемами. Совместно нами выработана активно работающая модель взаимодействия «учитель, работающий в классе + учитель-логопед».

3. Групповые и подгрупповые способы обучения. Коррекционные логопедические занятия на основе группового метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у обучающихся.

4. Дифференцированное обучение – это способ, который позволяет мне работать с обучающимся, учитывая их индивидуальные особенности.

Анализ учебно-коррекционной деятельности

Для анализа учебно-коррекционной деятельности рассмотрим данные статистики. В приложении №1 представлена диагностика уровня коррекции за последние 4 года.Можно отметить следующие тенденции: увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения, возросло качество коррекции 2014-2015 –68,5%; 2015-2016 -73,3%;

2016-2017 – 78%; 2017-2018 –82,5 %.

Соотношение количества детей-логопатов и качества коррекции

Кол-во выпущен. Качество коррекции

2014/15 31 21 68,5

2015/16 40 32 73,3

2016/17 41 31 78

Анализ видов речевых нарушение за 4 года

Отчетливо прослеживается рост таких нарушений речевого развития как фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушение звукопроизношения, нарушение формирования грамматического строя речи. После анализа сложившейся ситуации,мною была выделена следующая проблема: увеличение количества детей – логопатов с различной и часто осложненной структурой дефекта, что не позволяет включить всех, кому требуется логопедическая или психолого-логопедическая помощь в процесс коррекции в течение учебного года.

Для решения этой проблемы требуется усиление интенсивности коррекционного воздействия, поиск новых путей коррекционного воздействия, применение инновационных методов и нетрадиционных методик. Так я пришла к выводу, что основная методическая проблема, над которой я должна работать – это активизация взаимодействия учителя – логопеда и учителя, работающего в классе, в процессе обучения, коррекции и адаптации детей начальной школы.

Было необходимо найти оптимальную модельэффективного взаимодействия учителя и учителя-логопеда. На совещаниях и семинарах методического объединения учителей начальных классов обсуждались и выбирались наиболее эффективные формы взаимодействия.Было решено использовать:

– рекомендованный учителем-логопедом психолого-логопедический диагностический материал и проведение диагностик для своевременного и наиболее точного выявления проблем адаптации и обучения учителем в классе;

– обмен результатами наблюдений;

– взаимопосещение уроков и занятий;

– анкетирование учителей; (см. Приложение №2)

– разработка памятки учителю и ученику (см. Приложение №1; 2)

Читайте также:
Особенности развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

– рекомендованные учителем-логопедом логопедические методики, приёмы, дидактический материал для логопедической коррекции;

– учителю, работающему в классе, участвовать в процессе автоматизации поставленных звуков, контролируя звуковую сторону речи ребенка во время уроков;

– при планировании индивидуальных и групповых логопедических занятий учитывать рекомендации учителей, работающих в классе, где обучаются дети-логопаты.

В рамках решения данной проблемы на родительских собраниях в классах родителям давались целевые рекомендации для конкретных детей.

Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе
методическая разработка

Данный материал будет интересен учителям – логопедам.

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskoe_soprovozhdenie_kitaeva_n.p.docx 36.03 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Школа №79 имени Н.А. Зайцева»

Учитель – логопед Китаева Н.П.

Логопедическое сопровождение
образовательного процесса

Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Большинство детей, поступающих в школу , имеют речевые нарушения, чаще сложные, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас – это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь – визитная карточка человека.

В связи с этим, логопедическое сопровождение обучающихся является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы в рамках деятельности службы сопровождения.

Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ имеет две цели:

кратковременную – коррекция и профилактика речевых расстройств, а также долговременную – обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Основными задачами логопедического сопровождения являются:

1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

слайд Пути реализации данных задач:

  • всестороннее изучение речи обучающихся,

организация речевого мониторинга,

  • логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии)
  • оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися русского языка,

проведение консультаций и бесед с родителями.

  • участие в работе школьного ПМПК, заседаниях службы сопровождения.

Этапы логопедического сопровождения:

Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько основных этапов:

I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка(устной и письменной речи учащихся).

Особенности проведения логопедического обследования в школе связаны с психофизиологическими особенностями обучающихся. Логопедами диагностика речевого развития проводится по адаптированной методике обследования Татьяны Анатольевны Фотековой, которая включает 102 задания, не считая проверки звукопроизношения, так же Раисы Ивановны Лалаевой, основанной на особенностях коррекционного образования.

При необходимости применяется методика В.И. Лурия « Диагностика речевого развития младших школьников»

Диагностика речевого обследования содержит следующие речевые пробы:

1. Исследование понимания речи.

2. Исследование сенсомоторного уровня речи.

3. Исследование грамматического строя речи и словоизменения.

4.Исследование словаря и навыков словообразования.

5.Исследование связной речи.

6.Исследование общей и мелкой моторики.

7.Исследование письменной речи.

В тоже время логопеды продолжают работу по пополнению базы методик и методических материалов по проблеме речевой диагностики обучающихся с ОВЗ.

Все полученные данные анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевых картах детей, составляются речевые профили учащихся, заносятся в сводные протоколы обследования классов, Карту психолого-медико педагогического и социального сопровождения «Карту отслеживания динамики развития обучающихся». С результатами логопедического обследования знакомятся учителя начальных классов, русского языка и чтения, воспитатели групп продленного дня. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения. На этом этапе составляются планы совместной работы по группам воспитанников.

Полученная информация по вновь прибывшим обсуждается на медико-педагогическом консилиуме, заседаниях службы сопровождения.

Результаты обследования также фиксируются в «Речевой карте обучающихся».

Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Логопедами школы разработаны адаптированные программы в соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающей работы, которые утверждены методическим советом школы. Это обусловлено большим разнообразием индивидуальных особенностей речевых нарушений нуждающихся в логопедическом сопровождении обучающихся и недостаточной разработанностью практических материалов для логопедов, работающих в коррекционных классах.

Программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи» для обучающихся 1 – 4 классов.

2.Программа «Коррекция нарушений речи» для обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

3.Программа по предупреждению и коррекции оптической дисграфии для обучающихся 1-4 классов.

4.Индивидуальные программы по коррекции нарушений чтения для обучающихся.

На этом этапе проходит и промежуточная диагностика речевого развития школьников (ТПМПК, школьных консилиумов, в рамках классно-обобщающего контроля, четвертных, годовых контрольных работ).

Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.

Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами в рамках деятельности Службы сопровождения: логопедов со школьными психологами, дефектологом, а также педагогами школы. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов логопедического сопровождения.

С целью повышения эффективности логопедического сопровождения и соблюдения единого речевого режима на уроках и во внеурочной деятельности также осуществляется коррекционно-логопедическая работа. На уроках, занятиях в группах проводятся логопедические минутки, посещаются уроки русского языка и чтения учителей начальных классов, учителей – русского языка с целью наблюдения за детьми, имеющими речевые нарушения, контролируется выполнение детьми индивидуальных заданий. Учителям и воспитателям, тьюторам предлагаются рекомендации по применению специальных методов и приёмов оказания логопедической помощи детям с отклонениями в речевом развитии (комплексы артикуляционных гимнастик, упражнений на развитие мелкой и общей моторики, задания на коррекцию нарушений письменной речи и т.д). Учитывая то, что мы работаем в режиме полного дня, воспитатели отрабатывают с детьми домашние логопедические задания, работают над развитием артикуляционной и мелкой моторики, связной речи. На всех этапах коррекции отклонений в развитии речи осуществляется взаимосвязь логопедов с педагогами школы; обсуждаются результаты контрольных диктантов, отслеживается изменение техники и качества чтения и письма, намечаются пути исправления или ослабления недостатков. Совместная работа логопеда и учителя, воспитателя, тьютора требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми.

Неоценимую помощь в работе над речевыми дефектами нам оказывают родители учащихся.

Особенности логопедической работы с обучающимися

1. В силу того, что нарушения речи детей с ЗПР носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с учащимися массовых школ.

2. Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

3. Учитывая логопедическое заключение – недостаточная сформированность языковых средств, планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи, звукобуквенного анализа и синтеза.

5. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).

6. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».

7. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включаем в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.

8. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.

9. На занятиях тщательно дозируются задания и речевой материал. Любая задача раскладывается на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.

10.Учитываем быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, проводим частую смену видов деятельности, переключаем ребенка с одной формы работы на другую.

Еще одно направление логопедического сопровождения в коррекционных классах общеобразовательной школы.

В обязанности логопедов, а так же специалистов школы входит работа по заявкам педагогов школ, имеющих в своих классах детей обучающихся в рамках инклюзии, неуспевающих учащихся.

Наше общение строится по направлениям:

-работа со слабоуспевающими;

-работа по адаптированным программам.

Мы обменялись телефонами, электронными адресами, основное общение происходит по плану:

-сначала педагог знакомит логопеда с тетрадями своих учеников, на предмет обьяснения ошибок, мы намечаем коррекционные упражнения для исправления нарушений письменной речи;

-затем, если это необходимо на консультацию приходят учитель, родитель и ребенок.

Логопедическое сопровождение , осуществляется по направлениям:

  • Выбор программ и методик для обучающихся с ОВЗ.
  • Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ.
  • Комплексные программы сопровождения детей – инвалидов
  • Обмен опытом.
  • Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи.

Таким образом, логопедами школы проводится не только коррекционно развивающая работа, но и отслеживается эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной территориальной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ.

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Бесплатные занятия с логопедом

Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях является неотъемлемой частью образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М.Р.Битяновой (1998), определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.

В то же время, следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов — логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций.

В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л.Н. Харавиной).

Первый этап – диагностический – предполагает первичный анализ всех компонентов, составляющих основу психолого-педагогического сопровождения.

На втором этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, с учетом «стратегических» рекомендаций ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения вначале обсуждаются, а затем разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами школьного консилиума.

Результатом этого этапа являются целостная индивидуально ориентированная образовательная программа во всех своих компонентах, а само психолого-педагогическое сопровождение приобретает характер междисциплинарного, учитывающего общность аналитических подходов различных специалистов, последовательность подключения к сопровождению специалистов школьного консилиума.

На третьем этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, других субъектов инклюзивной практики. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ученика. Точно также важным является поддержание необходимых (прописанных в рекомендациях ПМПК и детализированных в коллегиальном заключении школьного консилиума) ребенку специальных образовательных условиях, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы.

На следующем этапе психолого-педагогического сопровождения происходит, анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах.

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Направления сопровождающей работы учителя – логопеда

Углубленное обследование устной и письменной речи обучающихся.

Анализ сопровождающей документации

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися

Консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса

Экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ.

Коррекционная работа проходит в форме индивидуальных и групповых логопедических занятий. Содержание занятий направлено на обучение грамотному письму, на выработку умения анализировать языковые средства в связи с содержанием и всей структурой текста, коррекцию остаточных явлений лексико-грамматического недоразвития речи.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности формирования орфографического навыка, не умеют оформлять устные и письменные высказывания, анализировать написанное, не владеют навыками создания письменного текста вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Документация учителя-логопеда при сопровождении обучающихся с ОВЗ

Рабочие программы групповых логопедических занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи

Письменные работы учащихся

Результаты прохождения программ коррекционно-развивающих занятий

Содержание коррекционной работы.

Письменная речь тесным образом связана и с другими высшими психическими функциями и процессами, сформированность которых является существенным фактором с точки зрения успешности построения связного письменного высказывания.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Развитие зрительного восприятия и узнавания

Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания

Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов

Развитие пространственных представлений, ориентации

Развитие основных мыслительных операций

Формирование навыков соотносительного анализа

Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму

Формирование умения планировать свою деятельность

Увеличение количества смысловых связей и формирование семантических полей

Развитие различных видов мышления

Развитие наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления.

Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, самоутверждения.

Развитие самоконтроля, формирование адекватной самооценки.

Планируемые результаты логопедической работы:

    Овладение навыками связной речи

Составление повествовательного текста по серии картин, по картине, из личного опыта

Составление повествовательного текста по вопросам, по опорным словам, по плану

Деление текста на части по смыслу, составление плана для последующего пересказа и записи

Восстановление деформированного текста в логической последовательности, редактирование текста

Составление начала текста, конца текста

Составление описательных текстов о предмете, явлении

Давать подробный и сжатый пересказ текста

Запись составленного текста из 6 – 8 предложений

Заключительным этапом работы по программе является мониторинг эффективности коррекционной работы. Анализ проведенной работы по развитию связной письменной речи обучающегося.

Одним из важных направлений работы учителя-логопеда является консультационная работа с педагогами и родителями, логопедическое просвещение педагогов и родителей. Разрабатываются конкретные логопедические рекомендации по работе с каждым ребенком с ОВЗ.

«Психолого-логопедическое сопровождение учащихся «Школа без неудачников» (программа тренинга)

Актуальность
Общение школьников, особенно в подростковом возрасте, процесс чрезвычайно многоплановый, развертывающийся в разных сферах жизни (семья, школа, кружки, компании сверстников и т.д.). Общение напрямую связано с речью и развитием личности учащихся. Поэтому возникновение проблем общения и личностного развития у подростков, обусловлено одновременным влиянием многих жизненных сфер, приобретая своего рода системный характер, что требует системного подхода в решении этих проблем.

Необходимость психолого-логопедического сопровождения возникла в связи с особенностями контингента детей, обратившихся на консультации к специалистам. У них наблюдался высокий уровень общей и школьной тревожности, личностная незрелость, неразвитость коммуникативных навыков, что вызывало трудности в общении с родителями, конфликты с учителями и сверстниками.

В речевом развитии у группы младших подростков наблюдались следующие особенности: общая смазанность речи, вялость артикуляции, нарушения речевого дыхания, нарушения тембра голоса. Практически у всех детей наблюдалось слабое развитие устной публичной речи.

В итоге, назрела необходимость комплексной психолого-логопедической помощи подросткам, с обязательной коррекцией детско-родительских отношений, так как результат работы только с учащимися был бы незначителен.

Цели программы
Оказание комплексной психолого-логопедической помощи младшим подросткам в решении проблем эмоционально-личностного развития, формирование коммуникативных навыков, совершенствование навыков устной публичной речи; коррекция детско-родительских отношений.

Задачи программы:
1. Коррекция эмоциональной сферы.
2. Формирование коммуникативных навыков и самоконтроля.
3. Развитие техники речи (артикуляция, интонация, темп).
4. Расширение словарного запаса.
5. Коррекция самооценки учащихся.
6. Развитие навыков психологической разгрузки.
7. Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения).

Социальная, научная и практическая значимость
Программа направлена на помощь в решении актуальных проблем подросткового возраста.

Комплексный подход используется в разных образовательных учреждениях, но все равно специалисты работают над решением проблем ребенка отдельно, каждый в своем направлении. Условия тренинга позволили нам обеспечить совместную одновременную работу узких специалистов. Диагностические показатели положительной динамики в личностном и речевом развитии оказались значительно выше, чем при индивидуальном подходе и совместных программах узких специалистов в школе. Логопед, работающий только над развитием речи, а не над овладением культурой языка, реализующейся в коммуникативном аспекте, не учитывает личность ребенка. Психолог лучше знает причины проблем детей и, учитывая их, строит программу тренинга, затрагивая значимые, очень близкие для подростка темы, чем обеспечивает мотивацию речевой деятельности. На тренинге создается безопасная среда для детей: снимается тревожность, страхи и другие невротические состояния. Навыки, в том числе речевые, формируются быстрее и прочно закрепляются в личном опыте ребенка.

Родители, дети, логопед, психолог включены в процесс решения заявленных проблем, и во всех сферах жизни подростка наблюдаются позитивные изменения. Навыки, приобретенные в ходе тренинга, подростки используют в своей повседневной жизни и в дальнейшем, о чем свидетельствуют отзывы родителей, педагогов и самих подростков, полученные в более позднее время.

Общение- основа социальной адаптации детей и взрослых. Правильно сформированные коммуникативные навыки могут предотвратить отдельные психические нарушения, девиантное поведение, правонарушения, наркоманию и токсикоманию. Программа помогает учащимся стабилизировать свое состояние и выявить ресурсы для дальнейшего личностного и речевого развития.
Адресат: младшие подростки из разных школ города и их родители.

Основные этапы программы:

1. Отбор участников тренинга и индивидуальное консультирование: проходит в процессе индивидуальной консультативной психолого-логопедической деятельности и по запросам родителей и учащихся.
2. Родительское собрание: информирование родителей о программе курса, обсуждение условий участия родителей в программе, решение организационных вопросов.
3. Психодиагностический: первичная диагностика по выявлению:
– уровня речевого развития ребенка;
– исследование эмоционально- личностной сферы участников;
– особенностей детско-родительских отношений.
4. Индивидуальные занятия с родителями: в ходе реализации программы.
5. Психолого-логопедическая коррекция: тренинг «Школа без неудачников».
6. Психодиагностический: повторный срез психолого-логопедической диагностики для выявления динамики изменений у участников после коррекционно-развивающей работы.
7. Индивидуальные психолого-логопедические консультации и занятия:
консультирование родителей и детей по результатам тренинга; психолого-логопедические рекомендации и индивидуальные занятия для детей и родителей.

Структура занятий
Вводная часть:
1. Ритуал приветствия.
2. Упражнения на групповое сплочение.
3. Упражнения на выявление эмоционального состояния участников.
Основная часть:
1. Беседа по теме занятия.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Речевые игры.
4. Релаксационные игры.
5. Словесно-логические упражнения.

Итог занятия:
1. Отслеживание эмоционального состояния в конце тренинга.
2. Обратная связь.
3. Домашнее задание.
4. Ритуал прощания.

Выводы
На выходе реализации программы мы отметили следующие положительные тенденции.

Если в начале тренинга русский язык воспринимался детьми как школьный предмет, не связанный с жизнью, то на выходе язык стал для ребенка живым и интересным, необходимым для установления контактов с другими.

У подростков появилось осмысленное отношение к языку, так как они реализовывали свои цели через общение в тренинге. Соответственно, возросла требовательность учащихся к своей технике речи, повысился самоконтроль в разговорной речи. Помощь в личностном развитии на протяжении всей программы, поддержка родителей позволили подросткам преодолеть барьеры перед публичными выступлениями, потренироваться в ораторском искусстве. Диагностические данные подтвердили желание учащихся в дальнейшем совершенствовать навыки публичной речи (устной и письменной).

Итоговая диагностика эмоционально-личностного развития показала, что у большинства учащихся произошел выход из стрессового состояния до стабилизации, вплоть до снятия страхов и тревог, невротических симптомов и расстройств.

В ходе коррекции произошло выравнивание самооценки, подростки стали вести себя уверенно, более позитивно оценивать себя и других. Тренинг повысил осознанность детей в своих действиях, научил анализировать свои поступки, позволил практически отработать для себя проблемные нерешенные ситуации, накопить личностный позитивный опыт.

Таким образом, в ходе психолого-логопедического сопровождения, решая проблемы личностного плана, коммуникативной сферы подростка и его семьи, преодолеваются трудности школьников, связанные с обучением и поведением.

«Программа психолого-логопедического сопровождения младших подростков тренинг «Школа без неудачников»» вызвала интерес у жителей города. Информация о ходе программы была в каждой школе, освящалась в прессе: «Северный рабочий», особенно, после выхода нашей статьи в газете «Вечерний Северодвинск» по теме: «Трудности школьной жизни: как их преодолевать. Информация от психолога и логопеда», где были даны практические рекомендации для родителей подростков о помощи ребенку в личностном и речевом развитии.

Кинезиология в логопедии

Применение кинезиологических упражнений создает благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями, имеет накопительный характер и дает возможность формирования потенциала психофизического здоровья и достаточный уровень готовности к обучению в школе.

Цель специализированной образовательной кинезиологии:

– улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания,

– создании положительных установок на учёбу,

– повышение жизненных сил организма как психо-физиологических предпосылок повышения эффективности обучения.

В последние годы резко увеличилось количества детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений. Для преодоления таких нарушений необходимо проводить комплексную психокоррекционную работу.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Формами работы являются комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечный массаж, дыхательные упражнения, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Они укрепляют психофизиологическое здоровье детей, повышают общий жизненный тонус.

Дыхательные упражнения – развивают самоконтроль и произвольность, улучшают ритмику организма. Упражнения для развития общей и мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. Точечный массаж – воздействует на биологически активные точки. Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения помогают лучше концентрировать внимание на слухе, улучшают чувствительность левой и правой стороны тела. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, улучшают мыслительную деятельность.

Такие упражнения как: «Уши», «Лезгинка», «Кулак –ребро –ладошка», «Лягушка», «Колечко» и т. д. Упражнения для развития правого полушария развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, развивают интуицию.Такие упражнения как: 1. Левая рука – на животе, а правая чуть выше межбровья массирует эту область, представляя голубой шар.

2. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над губой, а средний палец – под губами, открыть рот и растирать область губ и т. д.

Упражнения для развития левого полушария улучшают память, активизируют работу головного мозга, преодолеваются математические трудности.

1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до десяти. Начинать с открытыми глазами, продолжать – с закрытыми. 2. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 3. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Потом двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лбу, считая до тридцати.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления.Такие упражнения как: «Рубим капусту», «Барабан», «Лучики», «Маятник», «Да – нет» и т. д. Чаще всего кинезиологические упражнения использую в пальчиковых гимнастиках. Дети закрепляют знания об окружающем мире в игровой форме.

Кинезиологические «рисовалки» – это кинезилогические упражнения и рисование. Детям дается шаблон, который нужно раскрасить двумя руками одновременно. Работу нужно начинать с дорисовывания простых линий и точек, а потом переходить на круги, спирали, волнистые линии. Когда дети поймут технику дорисовывания простых шаблонов, им предлагаются сложные шаблоны, где нужно отобразить заданные узоры или нарисовать целые объекты.

Дети становятся более внимательными, умеют мыслить ясно и четко, могут убедить других в своей правоте.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдать следующие условия:

кинезиологическая гимнастика проводится только утром, систематически, без пропусков; в доброжелательной обстановке;

• необходимо следить за правильностью выполнения упражнения и при необходимости оказать ребенку посильную помощь;

• перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.

Регулярные занятия приводят к снижению тревожности, развивается устная речь, пропадает страх отвечать, улучшаются коммуникативные навыки, повышается мотивация к обучению, стрессоустойчивость, формируется логическое мышление.

В эффективности применения следующего комплекса я убедилась сама:

Кинезиологический комплекс Сиротюк А. Л.

• Развитие межполушарной специализации и

• Синхронизация работы полушарий.

• Развитие познавательных процессов.

• Развитие мелкой моторики.

• Устранение дислексии и дисграфии.

Колечки: Поочередно и быстро перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Задание выполняется в прямом и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе двумя руками.

Кулак—ребро—ладонь: Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Кулак, ладонь ребром, ладонь на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем — двумя руками вместе. Повторите по 8-10 раз.

Ухо-нос: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

Лезгинка: Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. Одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Змейка: Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Кинезиология в логопедии

Эффективность логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с логопедическим заключением «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. В старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют отклонения в речевом развитии, значительная часть из них – это стертая дизартрия или минимальные дизартрические расстройства [1]. Для дизартрии характерны нарушения не только звукопроизношения, но и просодики, фонематического восприятия, общей и мелкой моторики и др. Часто при дизартрии нарушается четкость кинестетических ощущений, в то же время обратная кинестетическая афферентация является важным звеном речевой системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон. Поэтому нарушение обратной кинестетической афферентации у детей с дизартрией может задерживать и нарушать формирование корковых мозговых структур: премоторно-лобной и теменно-височной областей коры – и замедлять процесс интеграции в работе различных функциональных систем, имеющих непосредственное отношение к речевой функции [4]. Обратная кинестетическая афферентация лежит в основе накопления опыта для управления движением речевых органов [5, 11].

Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают необходимость воздействия на мелкую моторику в коррекционной работе при стертой дизартрии [2, 8].

При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, одним из проявлений этого является совершенствование речи ребенка. Это обуславливает необходимость при работе над артикуляцией одновременно развивать функциональные возможности пальцев рук [3, 6, 8]. Выбор наиболее эффективных методов усиления кинестезий и проприоцептивных ощущений является важным в работе логопеда. С целью усиления кинестезий некоторые исследователи для увеличения эффекта логопедической работы, предлагают использовать пальцевые движения на специальных тренажерах. В качестве таких тренажеров могут быть использованы резиновые или пластмассовые коврики с игольчатой поверхностью, массажные мячи и другие приспособления [2].

Настоящее исследование направлено на определение эффективности введения тактильно-кинестетической стимуляции в курс коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией с полиморфным нарушением звукопроизношения.

Материалы и методы исследования

Работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 муниципального образования Тимашевский район (Краснодарский край) в период с декабря 2013 года по май 2014 года.

В исследовании приняли участие 14 детей старшей и подготовительной групп детского сада в возрасте от 5 до 7 лет, без нарушений интеллекта, зачисленных в логопункт детского сада по результатам психолого-медико-педагогической комиссии. При поступлении в логопункт детям проводилось углубленное логопедическое обследование. Для обучающего эксперимента сформированы две равнозначные группы по 7 человек: дети с фонетическим недоразвитием – по 1 ребенку, фонетико-фонематическим недоразвитием – по 5 человек, с нерезко выраженным общим недоразвитием речи – по 1 ребенку.

Для обследования звукопроизношения мы опирались на традиционные логопедические методики Р.Е. Левиной [7], Г.В. Чиркиной [13] и модифицированную методику А.Я. Мухиной [10]. Оценка результатов звукопроизношения проводилась по 4-балльной системе: 1 балл – нарушение нескольких групп звуков; 2 балла – недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанная речь; 3 балла – звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушение дифференциации звуков; 4 балла – звукопроизношение в норме.

При исследовании функций органов артикуляции оценка проводилась по следующим критериям: 1 балл – не выполняет задание; 2 балла – задание выполняет плохо, не замечает своих ошибок; 3 балла – выполняет часто неправильно, в замедленном темпе; 4 балла – самостоятельно выполняет задание. После обследования составлен профиль структуры двигательного нарушения, который сопоставлен с уровнем звукопроизношения и автоматизацией звуков в речевом потоке у детей.

Логопедические занятия проводились в специально оборудованном кабинете в подгруппах по 2–4 человека в течение 20 минут 3 раза в неделю, индивидуальные занятия – по 15 минут 2 раза в неделю. В домашних условиях с ребенком занимались по индивидуальной программе в соответствии с рекомендациями логопеда.

Контрольная группа дошкольников занималась по традиционным методикам постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. В опытной группе работа по коррекции звукопроизношения проводилась с добавлением приемов тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук, для этого упражнения дополнялись пальцевыми движениями на аппликаторе Кузнецова, имеющем игольчатую поверхность. С целью усиления кинестезий использовались приемы, предложенные Т.В. Сорочинской [12]. Работа по автоматизации звуков проводилась по модулям, разработанным Е.Ф. Архиповой [2]. Последующее закрепление звука в предложениях и спонтанной речи отрабатывалось по классической схеме.

Данные балльной оценки звукопроизношения, состояния мелкой и речевой моторики представлены в виде Me [Q1; Q2], где Me – медиана, Q1 – первый квартиль, Q2 – второй квартиль. Для определения статистической значимости различий показателей состояния мелкой и речевой моторики, звукопроизношения в контрольной и опытной группах использовали критерий Манна – Уитни. Для оценки различий доли правильно произносимых звуков использовался критерий χ2.

Результаты исследования и их обсуждение

Все дети перед началом коррекционной работы характеризовались стойким нарушением звукопроизношения в виде искажений, замен, смешений звуков, трудностей автоматизации поставленных звуков; нарушением просодики: слабости голоса и речевого выдоха, бедности интонаций, монотонности речи, а также нарушениями со стороны общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи носили полиморфный характер. У 100 % обследованных выявлялось нарушение произношения сонорных звуков; у 78,6 % – шипящих; 64,3 % – свистящих; 35,7 % – нарушение губно-губных звуков; 28,6 % – аффрикат; 7,1 % – задне-язычных. Обращает на себя внимание, что среди сонорных звуков очень высокая частота дефекта произношения [р] и [р’], которые встречаются практически у всех детей, поступивших в логопункт – 100,0 и 92,9 % соответственно. Проблем с задне-язычными звуками [г] и [х] не выявлено ни у одного ребенка. Среди губно-губных звуков у детей чаще возникали нарушения произношения звука [ф] – 35,7 % (табл. 1).

Характеристика произносительной стороны речи детей обеих групп до коррекционного обучения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: