Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом

Принципы и методы психолого/психотерапевтической реабилитации для пациентов онкологического профиля Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирюхина М.В., Файрушина А.Н., Самигуллина А.Р., Сарбаева О.Ю., Разумнова О.А.

Психоэмоциональные нарушения и психические расстройства у онкологических пациентов могут сопровождать все этапы лечения основного заболевания. Изучение психологических особенностей пациентов с онкопатологией позволяет констатировать о необходимости психореабилитационных мероприятий, эффективно сказывающихся на лечебном процессе, качестве жизни, обретении нового смысла жизни, а также увеличивают навыки саморегуляции и возможности профилактики стрессовых расстройств на этапах длительного наблюдения и химиотерапии. Представлены результаты исследования по оценке психоэмоционального состояния у 1 030 онкологических пациентов с учетом локализации основного процесса, основные направления деятельности, а также конкретные методики.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кирюхина М.В., Файрушина А.Н., Самигуллина А.Р., Сарбаева О.Ю., Разумнова О.А.

Principles and methods of psychological / psychotherapeutic rehabilitation for cancer patients

Psycho-emotional and mental disorders in cancer patients may accompany all stages of treatment of the underlying disease. The study of the psychological characteristics of patients with cancer pathology makes it possible to state the need for psycho-rehabilitation activities which effectively affect the treatment process, quality of life, finding a new meaning of life, and also increase the skills of self-regulation and the possibility of preventing stress disorders during the long-term observation and chemotherapy.

Текст научной работы на тему «Принципы и методы психолого/психотерапевтической реабилитации для пациентов онкологического профиля»

М.В. КИРЮХИНА1, А.Н. ФАЙРУШИНА2, А.Р. САМИГУЛЛИНА2, О.Ю. САРБАЕВА2, О.А. РАЗУМНОВА2

1 Казанская государственная медицинская академия – филиал РМАНПО МЗ РФ, г. Казань

2 Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ, г. Казань

Принципы и методы психолого/психотерапевтической реабилитации для пациентов онкологического профиля

Кирюхина Марина Васильевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и наркологии Адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 36, тел.: +7-987-234-33-11, e-mail: marina_kirukhina@mail.ru

Психоэмоциональные нарушения и психические расстройства у онкологических пациентов могут сопровождать все этапы лечения основного заболевания. Изучение психологических особенностей пациентов с онкопатологией позволяет констатировать о необходимости психореабилитационных мероприятий, эффективно сказывающихся на лечебном процессе, качестве жизни, обретении нового смысла жизни, а также увеличивают навыки саморегуляции и возможности профилактики стрессовых расстройств на этапах длительного наблюдения и химиотерапии. Представлены результаты исследования по оценке психоэмоционального состояния у 1 030 онкологических пациентов с учетом локализации основного процесса, основные направления деятельности, а также конкретные методики.

Ключевые слова: психоонкология, психореабилитация онкологических больных, психотерапия в онкологии, психологическая помощь.

(Для цитирования: Кирюхина М.В., Файрушина А.Н., Самигуллина А.Р., Сарбаева О.Ю., Разумнова О.А. Принципы и методы психолого/психотерапевтической реабилитации для пациентов онкологического профиля. Практическая медицина. 2019. Том 17, № 3, С. 125-127)

M.V. KIRYUKHINA1, A.N. FAIRUSHINA2, A.R. SAMIGULLINA2, O.Yu. SARBAEVA2, O.A. RAZUMNOVA2

1 Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the FSBEIFPE RMACPE MOH Russia, Kazan

2 Republican Oncologic Dispensary of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan, Kazan

Principles and methods of psychological / psychotherapeutic rehabilitation for cancer patients

Kiryukhina M.V. – Ph. D. (medicine), Associate Professor of the Department of Psychotherapy and Narcology Address: 36 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012, tel.: +7-987-234-33-11, e-mail: marina_kirukhina@mail.ru

Psycho-emotional and mental disorders in cancer patients may accompany all stages of treatment of the underlying disease. The study of the psychological characteristics of patients with cancer pathology makes it possible to state the need for psycho-rehabilitation activities which effectively affect the treatment process, quality of life, finding a new meaning of life, and also increase the skills of self-regulation and the possibility of preventing stress disorders during the long-term observation and chemotherapy.

The paper presents results of a study of psycho-emotional state of 1 030 cancer patients, taking into account the cancer location, as well as the directions of further activity and specific techniques.

Key words: psycho-oncology, psycho-rehabilitation of oncological patients, psychotherapy in oncology, psychological assistance.

(For citation: Kiryukhina M.V., Fairushina A.N., Samigullina A.R., Sarbaeva O.Yu., Razumnova O.A. Principles and methods of psychological / psychotherapeutic rehabilitation for cancer patients. Practical Medicine. 2019. Vol. 17, № 3, P. 125-127)

126^^ ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Совершенствование методов диагностики онкологических заболеваний, использование высокотехнологичных методов их лечения, применение новых форм лекарственных препаратов создают предпосылки для увеличения продолжительности жизни больных злокачественными новообразованиями. В этой связи вопросы качества жизни онкологических пациентов становятся актуальными, так как качество жизни больного в процессе лечения и после него является одним из факторов эффективности терапии [1, 2, 3]. В комплексном лечении в качестве необходимого компонента должна быть представлена и реабилитация онкологических пациентов.

Реабилитация онкологического больного понимается не только как устранение непосредственно болезни и восстановление физических функций организма, но и как максимально приемлемое восстановление способности человека жить в привычной для него среде, быть социально адаптированным, что в большинстве случаев невозможно без обращения к личности человека в работе с психологом и психотерапевтом.

Основные принципы реабилитации онкологического больного были сформулированы более сорока лет назад М.М. Кабановым:

– партнерство врача и больного;

– разносторонность (разноплановость) усилий, воздействий и мероприятий, направленных на разные сферы жизнедеятельности пациента;

– единство биологических и психосоциальных методов воздействия;

– ступенчатость (поэтапное назначение восстановительных мероприятий с учетом динамики функционального и психоэмоционального состояния больного).

Психологическая реабилитация – неотъемлемая часть комплексной реабилитации онковыздоравли-вающего направлена на адаптацию его к ситуации заболевания и способствует повышению качества жизни больного. Пациенты обращаются за психологической помощью на различных этапах заболевания, таких как постановка диагноза, лечения, восстановления, ремиссия, рецидив, профилактика [1, 3, 4, 7]. Особенности работы существуют на каждом этапе заболевания пациента. Каждый этап особенный и проживается индивидуально.

Читайте также:
Выработка воздушной струи - конспект логопедического занятия

Адаптация онкопациентов напрямую связана с уровнем тревоги и депрессии [2, 5, 6, 7]. Такие симптомы, как тревога и депрессия, при онкологическом заболевании могут приводить к так называемым вторичным нарушениям, обусловленным реакциями личности на измененное эмоциональное состояние. Нередко возникают характерные «тревога по поводу тревоги» или «депрессия в связи с депрессией», при этом вторичные нарушения могут быть стойкими и способствовать развитию невротической фиксации и деморализации. Своевременное назначение адекватной медикаментозной терапии позволяет своевременно прервать этот «порочный круг». Весь тревожный симптомокомплекс, включающий вегетативные нарушения, раздражительность, нарушения сна, снижение концентрации внимания и нарушения запоминания может ошибочно интерпретироваться пациентами и расцениваться как проявления онкологического заболевания, что отдаляет пациента от обращения за медицинской помощью психотерапевта.

На базе отделения медицинской реабилитации в республиканском клиническом онкологическом

диспансере (РКОД МЗ РТ) медицинские психологи работают в тандеме с психотерапевтами. На диагностическом этапе проводится оценка показателей тревожности и депрессии с помощью госпитальной шкалы HADS. В 2017-2018 гг. были проведены исследования по оценке психоэмоционального состояния у онкологических пациентов с учетом локализации основного процесса [5]. В результате обследования 1 030 пациентов, госпитализированных в отделения РКОД, были сделаны выводы о включении психологического наблюдения пациентов с локализацией патологического процесса ЛОР, мягких тканей, гинекологии с учетом высоких показателей по шкалам HADS (шкал клинической тревоги и депрессии свыше 50% случаев). Было отмечено в процессе исследования повышение тревожности и шкал депрессии у пациентов с онкозаболеванием и на этапах прохождения лечения в отделениях радиологии (51%) и химиотерапии (27% – тревога и 36% – депрессия).

За 2018 г. было обследовано 295 пациентов, среди которых показатели выраженной тревоги и депрессии наблюдались у 54 (18%) и 27 (10%) пациентов соответственно. Одновременно наиболее высокая выраженность тревоги и депрессии выявлена в 72 (25%) случаях. Таким образом, в рамках отделения реабилитации 25% пациентов были проконсультированы психотерапевтом для установления диагноза и коррекции лечения. Преемственность в работе психолога и психотерапевта позволяет комплексно оценить состояние пациента и повысить эффективность лечения.

Психологическая помощь пациентам и их близким в ситуации онкологического заболевания включает следующее:

1. Работа с актуальными переживаниями, сопровождающими онкологическое заболевание (тревога, беспокойство, страх, раздражительность, сниженное настроение вплоть до апатии и др.).

2. Деконструкция неэффективных психологических защит, поиск внутренних личностных ресурсов.

3. Обучение техникам саморегуляции, релаксации.

4. Формирование адекватного отношения к болезни с целью психологической адаптации к заболеванию.

5. Расширение диапазона поведения в сложных жизненных ситуациях и грамотное использование внешней поддержки.

6. Обращение к глубинным переживаниям (обида, чувство вины и т. п.).

7. Работа с экзистенциальными переживаниями (смысл жизни, одиночество, ответственность).

Работа психолого/психотерапевтической службы отделения реабилитации РКОД МЗ РТ выстроена в пяти направлениях:

1. Индивидуальная работа с онкопациентами, работа с чувствами.

2. Работа в психотерапевтической группе с онкопациентами.

3. Работа с родственниками онкопациентов, семейная психотерапия.

4. Профилактика выгорания персонала.

5. Работа в группе на сплочение коллектива.

Групповая работа с пациентами направлена на:

– вербализацию чувств и эмоций;

– на проживание негативных чувств в группе;

– на оказание групповой психологической поддержки каждому участнику группы;

– поиск ресурсов выздоровления и смыслов жизни;

– обучение навыкам релаксации, визуализации, медитации для снятия симптомов тревоги и страха;

– работа с творческим потенциалом пациентов.

Индивидуальная работа с пациентами направлена на диагностику и регуляцию психо- эмоционального состояния:

– снятия внутреннего напряжения, связанного с переживанием негативных чувств и эмоций, чувства страха, тревоги, вины, обиды, стыда;

– выработка навыков по переработке агрессивных чувств;

– снижение симптомов апатии, депрессии;

– поиск ресурсов для активизации витальных энергий, желания жить, выздоравливать, веры в выздоровление;

– работа на принятие собственного тела;

– работа на принятие диагноза;

– работа на принятие обоснованности назначений врача, лечения химиотерапией.

Приоритетным в работе психолога в РКОД МЗ РТ является использование методик и техник, которые пациенты могут в дальнейшем применять самостоятельно. Наиболее популярными являются дыхательные техникиJ визуализация по Саймонто-нам, медитативные и релаксационные техники, арт-терапия.

На базе отделения реабилитации наиболее эффективно себя показали занятия в группе:

– дыхательной техники VIVATION (вайвэшен). Дыхание напрямую связано с эмоциональным состоянием человека. В процессе дыхательной сессии активизируются механизмы саморегуляции, которые были длительно заблокированы. В результате данной дыхательной практики организм начинает самовосстанавливаться: человек чувствует себя расслабленным, отдохнувшим, снижается уровень тревоги и беспокойства, появляются внутренние ресурсы, что является важным аспектом в работе с онкологическими пациентами;

– арт-терапии (рисование, песочная терапия). Она направлена на поиск внутренних возможностей, способствующих процессу адаптации пациента и нахождении новых способов взаимодействия с окружающим миром;

– психодинамики. Дает возможность обсудить пациентам свое текущее состояние, поделиться своим опытом, учиться осознавать и выказывать свои чувства и эмоции, при этом получить поддержку.

Отделение реабилитации активно развивается, и в перспективе особенно важным считаем необходи-

мость направить внимание на работу с персоналом РКОД МЗ РТ, в частности на:

– выработку навыков безопасного сообщения пациентам первичного диагноза, работу в группе;

– урегулирование конфликтов в коллективе, сплочение команды;

– группу психотерапевтической поддержки для персонала;

– продолжение психолого/психотерапевтической работы с онковыздоравливающими на всех этапах реабилитации, а также расширение влияния в отделениях с повышенным уровнем тревожности и депрессией у онкопациентов: отделение ЛОР, мягких тканей,гинекологии, радиологии, химиотерапии.

http://orcid.org/0000-0002-0540-814X Файрушина А.Н.

http://orcid.org/ 0000-0002-2197-8046 Самигуллина А.Р. http://orcid.org/ 0000-0003-1089-6579 Сарбаева О.Ю.

http://orcid.org/0000-0002-5361-8117 Разумнова О.А.

1. Беляев А.М. и др. Онкопсихология для врачей-онкологов и медицинских психологов: руководство / под ред. А.М. Беляева, В.А.Чулковой, Т.Ю. Семиглазовой, М.В. Рогачева. – СПб: Любавич,

2. Вагайцева М.В., Чулкова В.А., Карпова Э.Б., Леоненкова С.А. Психологические исследования в онкологии // Вестник ЮУрГУ, Серия «Психология». – 2015. – Т. 8, № 3. – С. 28-.35

Читайте также:
Осень - конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 3 лет

3. Семиглазова Т.Ю., Ткаченко Г.А., Чулкова В.А. Психологические аспекты лечения онкологических больных // Злокачественные опухоли. – 2016. – № 4, спецвып. 1. – С. 54-58.

4. Козлова Н.В., Андросова Т.В. Социально-психологическое сопровождение онкологических больных // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 335. – С. 142-147.

5. Кирюхина М.В., Файрушина А.Н., Самигуллина А.Р., Разум-нова О.А. Анализ психоэмоциональных нарушений у пациентов с онкологическими заболеваниями в зависимости от локализации процесса. Принципы и методы комплексного применения психотерапии и фармакотерапии: материалы научно-практической конференции / под ред. А.М. Карпова. – Казань: ИД «МеДДок»,

6. Шарова О.Н. Особенности психических расстройств у женщин после радикального лечения рака молочной железы и формирования при них механизмов психологической защиты: автореф. дис. канд. мед. наук. – Челябинск: 2000. – 24 с.

7. Жиляева Т.В. Психопатологическая и социально-психологическая характеристика онкологических больных на этапах диагностики и лечения в стационаре: автореф. дис. канд. мед. наук. — М.: 2008. – 22 с.

Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом

Почти любая болезнь приносит тревогу и беспокойство, но некоторые, такие как рак, вызывают неописуемый ужас и боязнь того, что рак приводит к ряду неминуемых последствий, таких как скорая смерть, боль и длительные мучения. Одной из наиболее сложных и важных задач для врача является объяснить пациенту болезнь в правильном контексте, рассказать о лечении, предоставить достаточное количество информации в свое время и в нужном объеме, дать надежду и быть доступным, отзывчивым, компетентным, открытым и, прежде всего, добрым.

Пациент ведет жизнь вне приемного кабинета. Он (или она) будет интерпретировать все сказанное ему в свете своего собственного опыта и мнения. Рак довольно распространен среди людей пожилого возраста. На протяжении своей жизни многие пациенты встречали друзей или знакомых, умерших от этой болезни. Возможно, они ухаживали за членами своей семьи, больными раком. Этот опыт будет иметь важное влияние на формирование мнения пациента. Рак и его лечение широко обсуждаются в средствах массовой информации.

Хотя пациенты сейчас информированы намного лучше, чем в былые времена, их знания часто обрывочны и беспорядочны. Часть пациентов понимает серьезность некоторых симптомов — кровохаркание, необъяснимая потеря веса, опухлость, или боль в спине — но они будут слишком волноваться (или сильно бояться хирургического вмешательства) для того, чтобы высказать свои подозрения. Другие могут не подозревать о возможном диагнозе.

Как и на позицию пациентов, на отношение врачей к диагнозу влияет их опыт и подготовка. Нередко первый диагноз рака ставится специалистами в другой области, например основной хирургии, гинекологии или маммологии. Некоторые из таких врачей могут сами иметь очень пессимистичные взгляды на рак и результаты его лечения. Более того, эти специалисты часто не имеют достаточно возможностей для того, чтобы лучше узнать пациента перед тем, как поставить ему диагноз.

Отсутствие осведомленности о том, что можно ожидать от лечения, и о пациенте, в сочетании со страхом перед болезнью, приводят врача или хирурга к эвфемизмам и полуправде. Доктором могут использоваться слова типа «опухоль» или «язва» для смягчения или скрытия диагноза, он часто изменяет то, что реально имеет в виду, проявляет уклончивость и недосказанность.

Эта позиция означает, что пока пациент не отважится спросить более конкретную формулировку диагноза, врач бывает не в состоянии оценить, какой удар это нанесет его миру. Так как постановка конкретного диагноза избегается, становится сложно позволить пациенту выразить его страхи или задать подходящие вопросы. Пациент может фактически быть огорчен диагнозом сильнее, чем в действительности следовало бы: он может бояться, что ему осталось мало жить или что лечение не поможет. Увиливание доктора может усилить это ощущение.

Неосведомленный пациент может узнать диагноз другими способами — от работника больницы, от благожелательного друга или из своего поверхностного наблюдения. Если диагноз откроется случайно, то пациент может подумать, что смысл его сокрытия был в том, чтобы удержать его от страха, но также может разочароваться в докторе и с настороженностью принимать любые следующие утешения.

Позиция специалистов по раку сдвинулась сейчас в сторону более полного обсуждения диагноза и лечения. То, что нужно сказать пациенту, необходимо предварительно взвесить и осторожно до него донести. Все врачи допускают ошибки при подборе правильных слов, что может поколебать их уверенность при общении со следующими пациентами, но, тем не менее, необходимо не отступать от этих разговоров, когда встречаются сложности. Важно уметь учиться на ошибках.

Если это возможно, то будет полезно оценить положение пациента до постановки диагноза. Вопросы такого плана, как «Что вы чувствуете у себя не так?» или «Есть ли у вас какие-либо опасения того, что что-то может быть не так?», часто довольно обличающие, так как пациент может сознаться в том, что, например, боится возможной опасности. Такая информация позволит врачу спросить пациента, хочет ли он, если диагноз поставлен точно, знать детали того, что было обнаружено.

В наши дни диагноз обычно ставится перед тем, как произошли главные повреждения — с помощью бронхоскопии при раке легких, игловой биопсии при раке груди, или эндоскопии при болезнях кишечника. Если диагноз определен в дооперационное время и необходимо хирургическое вмешательство, то едва ли будет возможно, и еще менее желательно, не обсудить его и не описать возможную операцию. Иногда диагноз становится очевидным только после операции, и пациенту приходится ждать для того, чтобы услышать, что там было найдено.

В любом случае, разговаривая с пациентом о диагнозе, врачи должны четко понимать, что они собираются сказать и какие слова будут произносить, при этом они должны приготовиться к возможным изменениям ситуации.

При объяснении диагноза слово «рак» — единственное слово, которое недвусмысленно передает природу заболевания. Многие врачи используют слова «злокачественное образование», «опухоль» или «новообразование» с лучшими намерениями, но это ведет к риску того, что пациент ошибется в осознании истинной природы заболевания (в действительности, именно такое часто и задумывается). Это правда, что люди в возрасте или очень нервные пациенты при слове «рак» очень пугаются и что есть другие пациенты, с которыми необходимо использовать иные термины.

Читайте также:
Структура повседневного логопедического занятия

Многие больные не имеют четкого представления о природе рака и удивляются тому, что болезнь почти всегда поддается лечению и часто излечивается. Объяснение этого диагноза должно быть правдивым, но максимально обнадеживающим. Некоторые пациенты не могут существовать в отсутствие какой-либо надежды. Это не означает, что надо просто пообещать исцеление, но человек должен чувствовать уверенность в том, что любая попытка лечения будет предпринята, и знать, что существует возможность успеха, если она действительно существует. Если лечение перспективно, то на него нужно налегать, и можно дать более оптимистичное описание болезни. Даже если прогнозы не утешительны, врач должен показать, как лечение иногда помогает достичь разумного периода здоровой и приятной жизни.

Интонации, с которыми дается объяснение, также важны. Врач должен быть неторопливым, объяснять понятным, а не специализированным языком, при разговоре смотреть пациенту в глаза, показать, что он не напуган и не смущен диагнозом, и убеждать видом и телодвижениями, что он является компетентным в этом вопросе и готов к спокойному обсуждению проблемы. Количество фактов, которые пациент способен воспринять в течение одной консультации, ограничено, особенно в стрессовых ситуациях. Слишком много информации может постепенно ухудшить понимание того, что в ближайшем будущем следует ожидать.

Нередко пациент выглядит понимающим, но фактически слишком встревожен для того, чтобы воспринимать что-либо из того, что ему было сказано. Эта неспособность к восприятию является не протестом, а следствием замешательства и беспокойства. Хорошей стратегией будет не спешить, а спрашивать, понял ли пациент все сказанное ему и какие вопросы он хотел бы задать. Когда пациент будет в состоянии задавать вопросы, это означает, что он понимает, по крайней мере, некоторые объяснения. Простые рисунки часто проясняют место болезни или то, что следует ожидать от применения радиотерапии или хирургии. Врач должен достаточно ясно обозначить, что члены лечащей команды всегда рады ответить на любые вопросы и что всегда есть возможность поговорить снова через день или два.

Редко когда одной консультации бывает достаточно. Может пройти несколько дней, прежде чем пациент начнет понимать и реально оценивать ситуацию, и в этом состоянии он захочет узнать больше. Желательно поэтому сообщать детали лечения в течение какого-то периода времени. Черты диагноза сначала даются вкратце с основной схемой лечения, постепенно количество информации увеличивается, пока пациент начнет приходить к пониманию своего положения.

Некоторые врачи просят у родственников совета по поводу того, как много следует говорить пациенту, особенно когда они сомневаются в том, какой подход правильный. Это может быть полезным, но существует риск того, что родственники тоже могут недооценить пациента и, из любви и желания помочь, предположить, что правду надо скрывать или не договаривать, в то время как пациент хотел бы совсем другого. Конечно, очень важно, чтобы родственники имели ясное понимание того, что было сказано и зачем, и чтобы специалисты не давали противоречивых объяснений. Вот почему врач должен передать остальным медицинским сотрудникам и медсестрам в точности то, что было сказано пациенту, используя те же слова, и рассказать о реакции пациента.

Та же информация должна быть передана родственникам, но обсуждение с ними прогнозов может быть более пессимистичным, чем с пациентом. Неблагоразумно давать пациентам прогноз на ограниченный промежуток времени, потому что они попытаются запомнить количество оставшихся месяцев или лет, но со временем может произойти множество изменений, и такие предсказания часто оказываются неточными.

Реакция пациента может состоять из смеси благожелательного отношения, тревоги, возмущения и печали. Необходимо понимать и не раздражаться из-за необоснованной враждебности, если она вдруг проявится. Это требует больших усилий от доктора, он должен быть достаточно уверенным в себе и зрелым для того, чтобы вести себя соответственно ситуации. В конце концов, пациент придет к вере в его честность и поддержку.

В последнюю очередь врач, обсуждая детали обследования и лечения, при желании может объяснить, что такая болезнь, как рак, изменит самовосприятие пациента. То есть пациент какое-то время после лечения будет видеть себя «больным», и небольшие боли и неудобства, которые раньше им игнорировались, могут преувеличиваться разумом пациента и интерпретироваться, как возврат болезни. Объяснив, что это вполне нормально, но длится обычно недолго, врач должен четко дать понять, что он будет регулярно осматривать пациента, и если появляющиеся симптомы будут вызывать опасения, пациент должен об этом сообщить. Лучшие противораковые корпуса проводят политику открытых дверей, исключая большие бюрократические трудности для пациента, который иначе может неделями ожидать решения проблемы, требующей немедленного рассмотрения.

В идеальном случае специалистам больницы лучше всего сотрудничать с семейным доктором для обеспечения поддержки и дополнительной страховки. Семейный врач может иметь большой и неоценимый опыт в общении с пациентом и его семьей.

Когда бы пациент ни пришел на прием, будь то регулярный осмотр или просто по причине какого-либо симптома, врач для обсуждения должен уделить столько же времени, сколько уделяют для технической стороны обследования или анализов. К большому сожалению, придется отметить, что некоторые доктора и большинство медицинских администраторов рассматривают высокозагруженные клиники как признак эффективности. Пятиминутная консультация с больным раком почти всегда признак плохого лечения.

Большинство способов лечения рака имеет плохую репутацию. Страх обжечься или пораниться при радиотерапии довольно распространен, и в некоторых случаях требуется доходчивое объяснение современных достижений. Потеря волос, тошнота и рвота — нежелательные побочные эффекты химиотерапии. Пациенты слышали о них и, понятно, боятся таких последствий. Если применение химиотерапии расценивается как необходимое, то причины должны быть объяснены. В этом случае больной проще воспримет идею того, что рак может быть не локализованным и что систематическое лечение назначается для предотвращения или лечения любого возможного проявления раковых клеток, которые могут распространяться в другие места.

Читайте также:
Синонимы, их использование в речи - конспект логопедического занятия

Действительно, пациенты часто находят идею систематического, так же как и локального, лечения обнадеживающей. Способы, которыми можно смягчить побочные эффекты, тоже должны быть четко объяснены.

Хотя пациенты обычно принимают необходимость применения радиотерапии или химиотерапии, они могут обнаружить, что реальность хуже того, что они себе представляли. Это частично верно и для химиотерапии, которая обычно продолжается многие месяцы. Существует несколько проблем, более неприятных, чем регулярность приема препаратов, предсказуемые эпизоды серьезной тошноты и рвоты. Некоторые пациенты начинают чувствовать, что они не смогут пройти через лечение, и перед ними возникает дилемма. С одной стороны, они боятся рисковать своим шансом на выздоровление и разочаровать доктора, а с другой стороны побочные эффекты могут вызвать у них сильное разочарование. В случае вероятно излечимой болезни — например, болезни Ходжкина, опухоли яичек или острой лимфобластической лейкемии — доктор обязан пытаться поддержать пациента в процессе лечения и сделать все возможное для его завершения.

Для многих случаев рака, проявляющихся во взрослой жизни, преимущества химиотерапии не так очевидны. В этих случаях наихудший итог в том, что пациент будет чувствовать себя отчаявшимся из-за лечения и виноватым, если бросит его, а потом будет бояться того, что он рискует единственным шансом выжить. Если рецидив произойдет, пациент может начать заниматься самокритикой и впасть в депрессию. Ответственность в такой ситуации несут и врач, и пациент в одинаковой степени. Если химиотерапия была прописана без корректного обзора лечения и пациент не может ее продолжать, врачу следует выразить сочувствие и постараться обнадежить пациента, объяснив ему, что он не разочаровался в пациенте и что прогнозы фактически не ухудшились.

Есть несколько других областей в медицине, которые требуют одновременно такой же технической экспертизы и внимательного понимания, как и медицина рака. Нагрузка на докторов оказывается довольно серьезной, особенно если они осознанно рассматривают человеческий аспект в своей работе. Со стороны доктора будет большой ошибкой, если он будет разговаривать с пациентом только о материальных и технических аспектах его болезни, в большей степени полагаться на исследования при выборе типа лечения, соглашаться с тем, что провести многочисленные анализы сложно, и пациент не может быть вылеченным. Технический прогресс заменяется внимательным анализом чувств пациента и его наиболее важными интересами.

Поддержка и консультирование больного и его родственников — суть работы в команде, и психологические аспекты болезни так же важны, как физические. Повсеместное увеличение пользования Интернетом пациентами принесло некоторую пользу, но в то же время усложнило проведение медицинских консультаций, иногда вызывая сомнения пациента в хорошо обдуманном совете, данном врачом, который основывается на многолетнем клиническом опыте. Особые проблемы, возникающие при общении с детьми, больными раком, обсуждаются в отдельной статье на сайте (рекомендуем пользоваться формой поиска на главной странице сайта). Лечение больных раком требует больших эмоциональных затрат от доктора и других членов лечащей команды.

В некоторых отделениях часть работы по общению с пациентами ложится на плечи психиатров, психологов, социальных работников или других консультантов. Хотя эта помощь неоценима, мы не считаем вполне правильным, если некоторые члены лечащей команды будут видеть себя в роли исключительно технических экспертов и для беседы об эмоциональных проблемах пациенты будут отсылаться к кому-то другому.

Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с недавно выпущенным руководством от NHS (National Health Service) в форме неоценимой инструкции для поддержки и смягчающей заботы за больным раком.

Документальное видео – диагноз рак – рассказы о больных

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Онкопсихология: психологическая поддержка до операции и во время лечения

Личностное реагирование больных на заболевание и лечение может принимать форму адекватного (рационального), тревожно-активного, тревожно-пассивного, пассивно-пессимистического отношения. Наиболее выраженные нарушения психической адаптации в связи с заболеванием выявлены у пациентов с пассивно-пессимистическим отношением к болезни. Высокий уровень психологических ресурсов для борьбы с заболеванием выявлен у пациентов с адекватным (рациональным) отношением к заболеванию.

Для формирования у пациентов сильной мотивации на борьбу с болезнью онкопсихологи применяют определенные лечебные методы и техники.

Психологическая поддержка онкобольных

  • Программа Саймонтонов — очень эффективна, давно известна положительными результатами. Этот авторский метод основан на визуализации процесса выздоровления, на самовнушении. Разрабатывая и успешно применяя свой метод, американские врачи опирались на тот факт, что личное отношение пациента к своей болезни изменяет ее течение.
  • Техника коррекции психосоматического состояния положительной визуализацией «Natura Sound Therapy» (NST) — основой является прослушивание специально подобранной музыки (природных звуков) в состоянии релаксации. Техника была разработана Гнездиловым в 2002 году и рекомендована пациентам с онкологическими заболеваниями, находящихся в стрессовом или депрессивном состояниях. Эффективность воздействия составляет 90-92%.
  • Глубинная психотерапия — направлена на работу с глубинными структурами мозга, с подсознанием.
  • Когнитивная психотерапия — направлена на восстановление у человека способности к здравому мышлению; не к позитивному/негативному, а именно к здравому мышлению.
  • Арт-терапия — хорошо помогает пациенту справиться со стрессами.
  • Ассоциативная техника «Субъективный смысл болезни».
  • Коррекция актуальных психологических защит.
  • Техника «Переформулирование долженствования».
  • Техника «Жизненные перспективы» (планирование будущего, расстановка приоритетов).
  • Гештальт-терапия (метод дифференциации ощущений, чувств, представлений).
  • Техника «пустой стул» — диалог, основанный на актуализации обид и чувства вины перед другим человеком или самим собой.
  • Техника «Встреча (диалог) со смертью».
  • Коучинг — по этой методике не даются советы или жесткие рекомендации; решения ищут совместно с пациентом.
  • Литературная терапия.
  • Лечение рака силой воображения. В воображении рисуется картина как опухоль уменьшается в размерах, исчезает и к пациенту возвращается здоровье. В результате таких сеансов значительно возрастает эффективность традиционных методов лечения: снижаются побочные эффекты лучевой терапии и химиотерапии, уменьшаются размеры опухолей, и многие пациенты добиваются длительной ремиссии и выздоровления.
  • Коррекция предоперационной тревоги с помощью метафорческих карт (ECCO, MORENA). Предоперационная тревога – частый спутник онкобольного. Чтобы убрать тревогу, страхи необходимо дать пациенту полную информацию о том, как будет проходить подготовка к операции, сама операция, какого результата ожидаем, что будет происходить после операции; как надо подготовиться. Предоперационная тревога на физическом уровне проявляется в виде плохого общего самочувствия, дрожи в руках и в теле, сердцебиения, сухости во рту. В результате одного сеанса работы с метафорческими картами происходят изменения в телесных ощущениях, проходит дрожь в руках и теле, сердце начинает биться ровно и спокойно, появляется ощущение спокойствия, легкости; обычно пациенты говорят, что их мысли спокойны, они уверены в благополучном исходе; еще раз проговариваются стандартные рекомендации о том, что можно и чего нельзя делать в первые часы после операции; здесь необходимо сослаться на положительный опыт других пациентов, которые подробно могут рассказать, как это происходило у них. Сеанс в среднем занимает около 30 минут. На заключительном этапе можно выбрать картинки из колоды MORENA ориентируясь на то, как бы пациент хотел бы чувствовать себя, или какого самочувствия пациент сам себе пожелает в виде напутствия перед операцией.
  • Метод Никитина С. В. — криодинамика (воздействие холода на точку Фэн-фу).
  • Психотерапия религиозной верой.
  • Транскраниальная стимуляция (нормализация альфа-ритмов головного мозга).
Читайте также:
Звук (3), буква З - конспект НОД

Методики и техники, применяемые в онкопсихологии — это активные инвазивные процедуры, которые помогают основной терапии преодолевать заболевание. И если в процессе лечения онкопсихологу удается изменить отношение к болезни у пациента, то это и есть выздоровление.

В медицинском центре ООО «Эдис Мед Ко» высококвалифицированные специалисты могут оказать консультативную и психотерапевтическую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, а также их родным и близким; сейчас для Вас важно выздороветь, а этому способствует жизнь без стрессовых ситуаций на работе и дома; если их невозможно избежать мы поможем изменить Ваше отношение к ним.

Смотрите также другие научные статьи:

Почему онкобольницам нужны психологические службы?

Известие об онкологическом диагнозе и последующее течение болезни сопровождаются тревогой, переживаниями, ухудшением эмоционального состояния пациентов и их родственников. Своевременная и грамотная психологическая поддержка призвана улучшить качество жизни больных и повлиять на их отношение к диагнозу, его принятие и стремление к выздоровлению. В РФ психологическая поддержка не включена в протоколы ведения онкологических пациентов. В 2021 г. российские ученые провели исследование для обоснования внедрения психологической службы в систему онкологической помощи в России [1] .

Методы исследования

Специалисты провели обзор литературы, посвященной психологическим потребностям онкопациентов и их родственников. Также авторы исследования провели опросы среди онкопациентов (73 человека) и врачей-онкологов (534 человека) [1] .

Потребность онкопациентов в психологической помощи

С физическими проблемами пациентов — болью, тошнотой, рвотой, отеками, физическими изъянами и др. — справляются медицинские работники; с затратами на постановку диагноза, лечение и проезд к месту лечения и проживания — социальные работники. Лечащие врачи часто не могут помочь пациенту в вопросах, которые не касаются диагноза и лечения. Пациенту необходима помощь психолога, психотерапевта или психиатра, чтобы справиться с эмоциональными и социальными аспектами — ощущением потери контроля, чувством страха, злости и беспомощности, социальной изоляцией. По данным обзора литературы, проведенного авторами исследования, онкопациенты сталкиваются с рядом психологических переживаний [1] :

  • 90 % больных испытывают переживания, связанные с сексуальностью (особенно пациенты онкогинекологии);
  • 75 % переживают из-за изменений тела;
  • 66 % испытывают тревогу и депрессию;
  • 64 % испытывают стресс.

Переживания онкопациентов

Психическая патология неблагоприятно влияет клинический и социальный прогноз онкологических заболеваний, включая сокращение сроков выживаемости, снижение уровня адаптации и качества жизни [2] . Согласно данным опроса, проведенного учеными, больные столкнулись с социальными проблемами: 23 % онкопациентов испытывали трудности в отношениях с партнером (супругом), 18 % — проблемы во взаимоотношениях с другими людьми. Также многие больные столкнулись с эмоциональными проблемами (рис. 1) [1] .

Рисунок 1. Эмоциональные проблемы онкобольных

Участникам исследования предложили оценить максимальный уровень переживаний по шкале от 0 до 8. Согласно ответам, онкологические пациенты испытывают выраженные переживания в связи со своей болезнью — 4,93 из 8, причем максимальную оценку поставили 11 % участников (а оценку 6 и выше — 50 % опрошенных). Наиболее распространенными причинами переживаний выступили другие заболевания (неонкологические), а также само онкологическое заболевание и возможное ухудшение здоровья, страх перед лечением и возможным рецидивом. Исследователи предложили пациентам оценить выраженность своих страхов по шкале от 1 до 5 (риc. 2) [1] .

Стигматизация онкобольных и психологической помощи

Согласно данным опроса, только 7 % онкопациентов обращались за психологической помощью по поводу своего заболевания, но желание обратиться возникало у 16 %. Это может указывать на отсутствие культуры обращения за психологической помощью. Среди ответов на вопрос «Почему вы не обращались за психологической помощью?» встречались следующие ответы: стеснение/стыд, отсутствие возможности и информации о том, куда обращаться. Такие ответы свидетельствуют о стигматизации психологической помощи, а также о недостаточном информировании пациентов о возможности получить анонимную психологическую помощь [1] .

В то же время онкобольные страдают от вины и стыда за свое состояние, они и их родственники сталкиваются со стигматизацией со стороны общества из-за представлений некоторых людей о заразности рака и общего желания людей избежать информации о страдании и боли, связанных с онкопатологией [1] .

84 % опрошенных онкопациентов считают, что онкобольные нуждаются в психологической помощи. Из 84 % больных, считающих, что онкопациентам нужна психологическая помощь, 41 % указали, что она нужна не всем, а лишь определенным группам (рис. 3) [1] .

Рисунок 3. Потребности в психологической помощи (данные опроса пациентов)

Читайте также:
Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса

Несмотря на то, что большинство (84 %) опрошенных пациентов считали, что психологическая помощь необходима, они сами подвержены стигматизирующим установкам. Участники опроса считают, что псих помощь нужна только «слабым», «психологически неустойчивым» людям, неспособным справиться самостоятельно, а тяжесть ситуации практически всегда требует профессиональной психологической поддержки [1] .

Функции онкопсихолога

Психоонкология (онкопсихология) — область междисциплинарных исследований на стыке онкологии, психиатрии, клинической психологии и социальных наук. Она призвана обеспечить наиболее эффективную адаптацию онкологического больного [3] .

Таблица 1. Функции онкопсихолога [1]

Работа с пациентами Адаптация больного к ситуации, обращение к его внутренним ресурсам, снижение депрессии и тревожности, улучшение ответа на обезболивающую терапию
Работа с родственниками Коррекция страхов, изменение отношения к заболеванию, адаптация к поддержке больного
Работа с медицинским персоналом Поддержка медицинского персонала, профилактика выгорания

Пример внедрения психологической помощи в онкологическую службу

Singer et al. (2012) получили данные из 456 сертифицированных онкологических центров Германии. В этих центрах психоонкологи беседовали с каждым из 36 165 (37,3 % от всех больных) пациентов в течение 30 минут. Самый высокий процент пациентов, получивших психоонкологическую помощь, наблюдался в центрах рака груди (66,7 %), а самый низкий — в центрах рака простаты (6,8 %). Половина пациентов (50 %) в онкогинекологических центрах, 37,7 % больных в центрах рака толстой кишки и 25,4 % в центрах рака легких также получали психоонкологическую помощь [4] .

Организация психологической помощи: мнение пациентов

Онкобольных попросили ответить на вопрос «Что необходимо предпринять в первую очередь для улучшения психологической помощи онкопациентам?». 16 % участников опроса отметили, что необходимо уделять психологическим проблемам больше внимания и оказывать эмоциональную поддержку реципиентам, 14 % предложили расширять штат онкослужбы, нанимать психологов, 10 % — правильно информировать пациентов о диагнозе, ходе болезни и лечении, 2 % — оказывать психологическую помощь бесплатно. Также пациенты ответили на вопрос «От кого из специалистов в первую очередь вы ожидаете психологической поддержки?» (рис. 4) [1] .

Рисунок 4. Источники психологической поддержки для пациентов

Некоторые респонденты в варианте «другое» указали близких и знакомых, что соотносится с данными других исследований о том, что семья и друзья — важный источник эмоциональной поддержки. Но необходимо учитывать, что близкие люди — не специалисты, и не всегда могут оказать адекватную психологическую поддержку. Большинство пациентов указали в качестве предполагаемого источника поддержки врачей-онкологов: это может быть связано с частым взаимодействием с этими специалистами и отсутствием в штате онкопсихолога [1] .

По данным опроса, 27 % пациентов не знают, что делать и к кому обратиться, если им потребуется профессиональная помощь в решении психологических проблем. Только каждый пятый опрошенный говорит о том, что слышал от медицинских работников информацию о возможности получения психологической помощи [1] .

Мнение онкологов о психологической помощи

Исследовали спросили онкологов, могут ли они определить потребность пациента в психологической помощи. 53 % опрошенных отметили, что чаще всего могут определить, 20 % — могут определить в половине случаев, 19 % — могут определить всегда. Ученые отметили, что мнение по данному вопросу зависит от стажа работы с онкологическими пациентами. Врачи со стажем работы >20 лет, в сравнении с врачами со стажем [1] .

Онкологов попросили ответить, в какой период болезни пациенты особенно нуждаются в психологической помощи (рис. 5) [1] .

Рисунок 5. Потребность онкопациентов в психологической помощи

Исходя из данных исследования, возможное решение — проведение психологической диагностики пациентов на ранних этапах (постановки диагноза) для выявления потребностей в психологической помощи и предоставления возможности получить психологическую помощь на данном этапе, а также информации, куда обращаться при возникновении потребности на последующих этапах [1] .

Также врачей спросили, кому из пациентов они рекомендуют обращаться за психологической помощью (рис. 6) [1] .

Рисунок 6. Кому онкологи рекомендуют обратиться за психологической помощью

Комплексное решение — проведение курсов для повышения уровня компетенции врачей в данной области (особенно при отсутствии в штате психологов). По данным литературы, подобные курсы помогают врачам правильно определить потребность пациентов в психологической помощи [1] .

Компоненты онкопсихологической службы

  • психологическая помощь пациентам, родственникам, медицинским работникам;
  • экспертная поддержка мероприятий по снижению онко- и психостигмы среди населения и просветительские мероприятия для пациентов, родственников и специалистов.

Кадры онкопсихологической службы [1] :

  • расчет требуемого числа онкопсихологов (и нормативов обеспеченности онкопсихологами), чтобы все нуждающиеся могли получить психологическую помощь (из расчета необходимости как минимум одной индивидуальной консультации с каждым пациентом);
  • обеспечение возможности для обращения на различных этапах лечения — на госпитальном, амбулаторном и паллиативном этапе, на этапе ремиссии (в т. ч. в форме групповой работы);
  • установка квалификационных критериев к онкопсихологам.

Организация службы [1] :

  • максимально приблизить ее к медорганизации, в которой оказывается помощь (как минимум первичный прием) и разделить с оказанием помощи в психиатрических организациях;
  • можно совместить первый прием онкопсихолога с днем постановки онкологического диагноза;
  • дальнейшая маршрутизация пациента на горячие линии, консультацию работника паллиативной службы, терапевтические группы для пациентов/родственников, группы самопомощи и т. п;
  • ведение пациента междисциплинарной бригадой;
  • включить психологическое сопровождение онкопациентов в стандарты лечения с государственным (со)финансированием такой помощи наравне с медицинским лечением.

Психоонкология

  • Возможности психологической помощи в онкологическом стационаре
  • Лечение болевого синдрома
  • Стресс и иммунная система
  • Психологическая поддержка при онкологических заболеваниях
  • Симптомы депресии
  • Лечебные методики психоонкологии
  • Рекомендации онкологическим больным после окончания лечения
  • Паллиативная психологическая помощь онкологическим больным
  • Стоимость услуг

Психоонкология — это наука о психологических, психических, социальных и этнических факторах, имеющих отношение к развитию, предотвращению и устранению онкологической патологии, а также об изучении психологических отклонений и психических расстройств у лиц, страдающих онкозаболеваниями.

Более узкий термин «психосоциальная онкология» (psychosocial-oncology) обозначает изучение и работу с психологическими реакциями онкологических пациентов, членов их семей и медицинского персонала.

Психоонкология рассматривает два основных психологических аспекта рака: психологические реакции пациентов и их семей на рак на всех стадиях заболевания, и психологические, поведенческие и социальные факторы, которые могут влиять на процесс болезни.

Читайте также:
Слоговой синтез: упражнения

В цивилизованных странах, в онкологических клиниках и отделениях клинический онкопсихолог выступает одним из главных действующих лиц. Вместе с лечащим онкологом он проводит терапию и ориентирует пациентов на позитивное восприятие назначенного лечения. Американские ученые доказали на практике, что подключение внутренних психологических резервов приводит к увеличению числа излеченных от онкологии: количество излеченных от рака 2-3-й стадии возрастает до 75-45%, 4-й стадии — до 25%. Психоонкологическая помощь должна быть обеспечена на всех стадиях заболевания: во время интенсивного лечения, реабилитации, а также, при возможности, во время процесса умирания (терминальная стадия). Ничего парадоксального в подходе психоонкологии нет, ведь до 95% болезней носят психосоматический характер. Психическое состояние больных с онкологической патологией характеризуется снижением настроения и активности в сочетании с тревожным напряжением, связанным с низким контролем над болезнью, ее рецидивирующим характером и неопределенностью прогноза. Повышение качества жизни онкобольного это неотъемлемая часть всего процесса борьбы с болезнью.

Возможности психологической помощи в онкологическом стационаре

Исследования доказали, что большинство онкобольных испытывают страхи, тревогу, стресс, во многих случаях депрессию и другие психологические проблемы. Эти проблемы не только снижают настроение больного, но и отнимают у него необходимую энергию и силу, что, в конечном итоге, может отразиться на качестве лечения. Наверное, и думаем, с нами согласится большинство пациентов, лучше, чем на это тратить энергию, наоборот мобилизовать собственные дополнительные психические ресурсы на борьбу с болезнью, на увеличение эффективности проводимого лечения, на полноценное общение, на создание психологического и физического комфорта, и в целом — на улучшение качества жизни.

Лечение болевого синдрома

Одним из видов лечения онкологических заболеваний является химиотерапия. Помимо разрушения раковых клеток, химиотерапия может повредить и нормальные клетки организма с появлением побочного эффекта. Перед началом химиотерапии, необходимо прислушаться к советам специалистов, что поможет облегчить состояние во время лечения и снизить неприятные последствия. Химиотерапевтические препараты могут вызвать также такие побочные эффекты, как боль. При этом, возможно повреждение нервной системы. Некоторые лекарства могут вызвать головную боль и боль в мышцах и животе, а также язвы в полости рта. Американские учёные провели исследование на добровольцах, проходящих химиотерапию и страдающих периферийной нейропатией, характеризующейся неприятными ощущения в пальцах ног и кистях рук. В результате выяснилось, что антидепрессанты помогают в 60% случаев снизить интенсивность болей, вызванных химиотерапией. В нашей клинике проводится комплексное лечение болевого синдрома, схемы терапии подбираются строго индивидуально, с учетом состояния пациента, в соответствии с международными стандартами

Стресс и иммунная система

Не вызывает сомнений, что соматические заболевания тесно связаны с психологическими факторами и поведением человека. Многие ученые считают, что психологические факторы, наряду с биологическими и экологическими, играют важную роль в развитии опухолевого процесса. В состоянии стресса у человека вырабатываются определенные гормоны, которые при длительном воздействии подавляют иммунную систему и таким образом ослабляют естественную защиту организма от рака и других заболеваний.

Риск умереть от опухоли в течение 19 месяцев у онкобольных с депрессией в 2,6 раза выше, чем у пациентов с позитивным настроем. Таким образом, необходимость использования психотерапевтических методик в процессе лечения онкозаболеваний не вызывает сомнений.

Психологическая поддержка при онкологических заболеваниях

За годы наука ушла далеко вперед: созданы эффективные технологии для ранней диагностики, для лучевого и хирургического лечения рака. Но душевные переживания людей — особенно в первое время после постановки диагноза — легче от этого не стали.

Примерно у трети всех онкобольных от сильного психологического стресса возникает психическое расстройство, сопутствующее основному заболеванию. Но стресс может быть не только из-за онкологии, он может оказаться причиной самого заболевания. В анамнезе у онкологических больных часто отмечаются многочисленные стрессовые состояния. Онкозаболевание сопровождается для многих больных изменением привычного образа жизни, разрывом привычных связей, сужением одних возможностей и выявлением других, депрессией.

Психологическое сопровождение с начала заболевания позволяет избежать серьезных психических нарушений, а также привести к большему числу выздоровлений. Наряду с достижениями в области терапии раковых заболеваний научные разработки по психоонкологии позволяют значительно улучшить продолжительность и качество жизни пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями.

Психотерапия ориентирована на способность человека к самоисцелению.

Создаваемый психотерапией позитивный эмоциональный настрой усиливает эффективность специального лечения, уменьшает реакцию организма на химиотерапию и облучение.

Результаты многочисленных исследований однозначно показывают эффективность психотерапевтических вмешательств при лечении рака в плане улучшения психического здоровья пациентов. Психотерапия снижает уровень дистресса, депрессии и тревожности.

Главной задачей врача-психоонколога является обнаружение «болевой точки» каждого пациента (отправного момента негативного отношения к жизни),совместный с пациентом анализ разрушающей позитивизм ситуации и поиск выхода из нее. «Неподдающихся» работе с психоонкологом практически не бывает

Химиотерапия, лучевая терапия и мозг: последствия, реабилитация

Химиотерапия часто негативно влияет на функционирование центральной нервной системы, вызывая усталость, спутанность сознания, депрессию, тревогу,когнитивные нарушения.

К когнитивным (лат. Cognitio — знание) функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков. Когнитивные функции требуют от мозга больших затрат энергии, а редкое использование мозга ведет к быстрому утомлению и склеротическим изменениям.

Понятие «когнитивный резерв» включает в себя способность человеческого мозга к созданию новых нервных проводников, а также нервных соединений любого рода, которые могут служить ментальными накопителями, т.е. резервом, который может быть задействован по мере необходимости. Благодаря созданию когнитивного резерва человек может поддерживать высокую умственную активность (не демонстрируя клинические когнитивные симптомы), несмотря на прогрессирующую патологию мозга, либо при травме мозга.

Когнитивные нарушения при онкологических заболеваниях (часто обозначают как «химиотерапевтический мозг» или «химиотерапевтический туман») могут происходить из-за применения химиотерапии, либо патологического иммунного ответа на воспалительный процесс, связанный с распадом опухоли, а также вследствие повреждения капилляров.

Читайте также:
Підготовка артикуляційного апарату до постановки звуку (С)

Распространенность когнитивных нарушений при онкологических заболеваниях со снижением функции на 10–12 % на протяжении от 2 мес до 3–10 лет составляет от 25 до 33 %.

Путем создания когнитивного резерва можно воздействовать на когнитивные нарушения. Поддержание и увеличение когнитивного резерва достигается путем применения лекарственных средств, усиливающих когнитивные функции, а также адекватной умственной и физической нагрузкой, активной социальной деятельностью. Исследования этого феномена показали, что обогащенная среда (решение проблем, изучение языков, физическая активность, развлекательные мероприятия и др.) приводит к нейрогенезу (образованию новых нейронов). Основная идея в том, что различные виды деятельности имеют синергический вклад, это означает, что чем больше вы делаете, тем больше у вас когнитивный резерв.

Лучевая терапия тоже вызывает подобные нарушения. Поэтому важное значение для повышения качества жизни пациентов имеет профилактика таких нарушений, путём выбора наиболее щадящей стратегии лечения и назначения профилактических средств — нейропротекторных, иммунорегулирующих, ноотропных и т. п. Определённую роль могут сыграть также профилактические упражнения и психотерапия.

Симптомы депресии

Депрессия является одним из наиболее частых психических нарушений у онкобольных. Ею страдает порядка 20%. Симптомы депрессии следующие :

  • подавленное настроение, тоска;
  • утрата интересов и способности испытывать удовольствие и радость;
  • упадок сил, снижение активности;
  • нарушение сна или повышенная сонливость;
  • снижение или повышение аппетита;
  • плохая концентрация внимания;
  • сниженная самооценка, неуверенность в себе;
  • идея виновности или собственной никчемности;
  • тревога, страх, плаксивость, раздражительность;
  • суицидальные мысли или попытки.

Иногда может встречаться и болевой синдром, который не поддается лечению по стандартным схемам.

Лечебные методики психоонкологии

  • Программа Саймонтонов. Эта психотерапевтическая программа является в психоонкологии наиболее эффективной, известной и признанной. Метод, основанный на визуализации процесса выздоровления, самовнушении и интроспекции. Американские врачи исходили из известного положения, что личное отношение к болезни пациента может повлиять на ее течение.
  • Терапия с использованием ресурсных техник — высокоэффективная методика, используемая для привлечения психологических резервов больного и, тем самым, улучшения его общего и эмоционального состояния.
  • Глубинная психотерапия. Глубинная психотерапия работает с глубинными структурами мозга, с подсознанием. Онкобольным нужна глубинная психотерапия, а не просто психология мотивации. Нужен специалист, который может заглянуть вглубь, в душу, и не ранить при этом. Подсознание не только содержит информацию, находящуюся вне сознания, но оно также обрабатывает информацию, поступающую от ощущений и управляет функциями тела.
  • Когнитивная психотерапия — восстановления в человеке способности к здравому мышлению. Не к позитивному, не к негативному, а здравому.
  • Арт-терапия помогает пациентам справиться со стрессом от болезни
  • Лечение рака методом визуализации. — специальная техника, позволяющая «перепрограммировать» работу мозга на состояние здоровья, уменьшить болевой синдром, физический дискомфорт, активировать защитные силы организма. Доказано, что в результате таких сеансов резко возрастает эффективность традиционных методов лечения — снижаются побочные эффекты химио- и лучевой терапии, уменьшаются размеры опухолей, а большинство «безнадежных больных» добивается длительной ремиссии и даже выздоровления. Кроме того, отмечается снятие тревожности, страхов, улучшается настроение, нормализуется сон, появляется чувство уверенности, позитивный настрой.
  • Коррекция предоперационной тревоги с помощью специальных упражнений и препаратов
  • Нейролингвистическое программирование
  • Гипноз
  • Поддерживающая психотерапия

Рекомендации онкологическим больным после окончания лечения

Лечение злокачественных опухолей – это большое испытание для онкологических больных и их близких. Даже после завершения курса, многие не могут вздохнуть с облегчением. Главная проблема, с которой сталкиваются такие люди — это потеря контроля над своим телом и своей жизнью. Им кажется, что все подчинено болезни и вернуться в обычную жизнь уже не получится.

В идеальном варианте психологическая помощь должна начинаться еще до окончания лечения. Противоопухолевая терапия может сильно изменить внешность человека. После химии иногда выпадают волосы, могут быть выраженные отеки, создающие впечатление лишнего веса, или наоборот, выраженное похудение. Многие солидные опухоли требуют проведения обширных хирургических вмешательств, которые подчас носят калечащий характер. Например, удаляются половые органы, накладывается стома. После удаления лимфатических узлов может развиться лимфедема — слоновость конечности. Разумеется, такие метаморфозы очень сложно принять и адаптироваться к ним в повседневной жизни. Помимо физической реабилитации, такие пациенты должны получать и психологическую помощь.

Достижение ремиссии не означает, что рак побежден навсегда. Чтобы вовремя обнаружить возврат болезни, такие пациенты должны периодически проходить обследования. Иными словами, человек так или иначе не прощается с болезнью. Это действует очень угнетающе. Чтобы поддержать таких людей, мы рекомендуем придерживаться нескольких правил:

  • Оптимизируйте свой быт и свою жизнь таким образом, чтобы она была без непомерной нагрузки. Вместе с тем, должны оставаться дела, которые вам под силу.
  • Посещайте врача так часто, как это требуется. Это позволит развеять сомнения, чтобы снять тревогу.
  • Если есть силы и возможность, можно выйти на работу, хотя бы на пол ставки.
  • Можно посещать группы психологической поддержки для людей, перенесших рак.
  • Постарайтесь найти хобби или занятие, которое даст вам положительные эмоции и отвлечет от грустных мыслей.
  • Если вы не можете самостоятельно справиться с ситуацией, обязательно обратитесь за профессиональной психологической помощью.

Паллиативная психологическая помощь онкологическим больным

Умирающий человек нуждается не только в медицинском уходе, но и в психологической помощи и духовной поддержке. В этой связи можно дать несколько рекомендаций:

  • Не держите свои тревоги в себе. Найдите человека, с которым это можно обсудить. Избегайте собеседников, которые любят подливать масло в огонь, или наоборот, демонстрируют необоснованный оптимизм. Собеседником не обязательно должен быть родственник или близкий человек, можно обратиться к психологам, представителям вашей религиозной конфессии и др.
  • Оставайтесь полноправным участником процесса паллиативного лечения, принимайте решения, сообщайте о наличии патологических симптомов.

Важными моментами паллиативной психологической помощи онкологическим пациентам является обучение пациента и его близких приемлемому способу переживания страха, встречи с неизвестным, сожаления об утраченных возможностях, потерях, недоделанных делах и обязанностях.

Читайте также:
Перспективный план коррекционной работы с группой учащихся 1 классов с ФФНР и ФНР

Особенности работы психолога с онкобольными

Работа с людьми, столкнувшимися с объективными тяжелыми ситуациями,
отличается от помощи человеку, желающему избавиться от психологических проблем.

В этой статье я хотел поделиться своим опытом и пригласить других психологов к участию в одном проекте. Дело в том, что я сталкивался с онкологией и на собственной шкуре (операция, химиотерапия, выпадение волос и т. д.), но кроме того я имею опыт работы с онкобольными.

С какими проблемами приходится работать психологу при обращении к нему онкобольных

В данной статье я коснусь только тех проблем, в преодолении которых необходимо помогать людям в основном на стадии обнаружения у них болезни и на первых шагах лечения. О психологической помощи при работе с людьми на термальных стадиях стоит поговорить отдельно.

  1. Снятие паники и зашкаливающей тревожности

Первой реакцией на сообщение о диагнозе у человека обычно возникает шок: пропадают все эмоции, кажется, что это не со мной, опустошение в душе. Иногда люди плохо понимают, что им говорит врач, а врачи в целях донести до больного ситуацию, начинают говорить сурово и напористо. В некоторых случаях врачи ведут разговор формально, с казенными нотками в голосе и отстраненно, так как они насмотрелись и на панику, и на агрессию, и на истерики, и на желание «убить гонца» дурной вести.

Когда чувства возвращаются к человеку, а они часто опережают мысли, то его может охватить паника и жуткий иррациональный страх. Человек начинает внутренне метаться, может забыть все предписания, о которых ему только что сказал врач. Если у человека все хорошо с самоконтролем и рефлексией, то он постепенно приводит в порядок свои мысли, но иррациональный страх сохраняется, даже если он вытесняется повышенной тревожностью.

Далеко не всегда родные и близкие могут оказать человеку нужную поддержку. Так что психолог на этой стадии ему очень даже нужен. Необходимо помочь человеку снизить уровень тревожности и помочь «включить голову». Трезвое сознание и четкость мысли ему будут очень необходимы. Так как придется принимать очень много важных и ответственных решений, и эти решения нужно принимать быстро.

Ну и конечно, человек в такой ситуации нуждается в поддержке и понимании. Ему необходимо начать верить в свои силы, в себя, мобилизовать свои ресурсы. И во всем этом ему, как правило, нужна поддержка. Чем быстрее человек приступит к лечению, тем выше вероятность его успешного излечения.

  • Желание замкнуться в себе

Очень часто, узнав о диагнозе, люди замыкаются в себе. Они даже боятся или не хотят сообщить о заболевании своим родным и близким. Иногда им не хочется их пугать и расстраивать, иногда им кажется, что, рассказав о случившемся, они сделают болезнь еще более реальной. Но, как уже говорилось, людей может преследовать иррациональный страх, и они просто не в силах ни с кем разговаривать.

В таком состоянии людям иногда легче позвонить кому-то постороннему, чем близким. И в этом плане бывают очень полезны колл-центры и службы психологической помощи онкобольным.

  • Покорность судьбе и потеря воли к жизни и борьбе с болезнью

В обществе распространены мифы, которые вселяют в человека чувство вины и убеждают в безысходности положения. В нашей психике существует много не к месту срабатывающих защитных механизмов и просто стихийных реакций, которые запускаются в ответ на страшную весть. Люди, узнавшие о том, что у них онкология, могут впадать в уныние и апатию. Их разум, психика и воля оказываются блокированными. И люди попадают в состояние, похожее на тяжёлую реактивную депрессию.

Сразу же хотелось заметить психологам, для которых чувства – это все, о том, что в данном случае действительно происходит подавление эмоций и активное нежелание их проживать. Но не стоит работать с онкобольными, как с людьми, подавляющими какие-то тяжелые воспоминания из своего прошлого или боящимися выражения своих подлинных чувств. Поплакать в таких ситуациях бывает полезно и, может быть, даже полезно выразить раздражение и злость в адрес врачей и хамоватого медперсонала, и на весь мир, и даже матом – все это немного снимет повышенное психическое напряжение и даст волю эмоциям. Но только мы рискуем погрузить человека в другую крайность.

В данном случае нет времени на длительную терапию, необходимо приводить человека в рабочее состояние быстро, и я бы сказал – директивно, забыв о «кодексе психотерапевта» не давать советов и не навязывать клиенту свою волю.

  • Неадекватное поведение родственников и друзей

Иногда, узнав о болезни человека, его родственники могут впадать в еще большую панику и деструктивное состояние, чем сам больной. Они начинают причитать и охать. Мама одной из моих знакомых в такой ситуации слегла в больницу с сердечным приступом. Очень часто начинается ненужная суета: от требований не верить «этим непрофессиональным врачам» и поиска достойных специалистов – до походов в церковь со свечками и поиска экстрасенсов и альтернативных путей лечения.

  • Обида на друзей и знакомых, которые начинают избегать общения и уклонятся от контактов

Стоит отметить, что друзья и знакомые часто не знают, как себя вести в таких ситуациях, они просто не знают, что нужно говорить, что делать. В лучшем случае они догадываются спросить: «нужна ли какая-то помощь и нужны ли деньги». И действительно очень часто друзья и знакомые инстинктивно начинают избегать больного, начинают относиться к нему, как к чему-то токсичному. Наша культура сегодня ориентирована на позитив и успех. А какой же успех может прилететь к ним со стороны онкологии!

В данной ситуации стоит объяснить человеку, что не стоит обижаться на друзей. Если у них не было опыта столкновения с такими проблемами, то они действительно не знают, как себя вести. Особенно в ситуации, когда не знают, чем реально могут помочь.

Читайте также:
Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе на тему: Автоматизация сонорного звука (л) в предложениях

Но общение с друзьями бывает очень полезно для онкобольного, ему важно не терять связь с жизнью и сохранять в себе волю к борьбе с болезнью. Можно объяснить друзьям, что совсем не обязательно обсуждать его болезнь. И иногда онкобольному бывает полезно выскочить из разговоров о процедурах, капельницах и имеющихся в его распоряжении вариантов лечения.

  • Необходимость преодоления хамства и равнодушия людей и административного бардака в системе нашей медицины

В процессе лечения, особенно непосредственно после того, как человек узнает о диагнозе, ему бывает необходимо принять очень много решений и предпринять важные действия.

Врачи и медицинский персонал редко проявляют особый энтузиазм и желание войти в положение человека (по крайней мере в государственной медицине), и на эмпатию с их стороны также рассчитывать не стоит. Они обычно действуют строго по протоколу, и у них для этого есть очень много оснований. Описывать человеку суть его заболевания и принцип действия предписанного в таких случаях лечение у них чаще всего нет времени, желания и сил. По этой причине они сообщают человеку о том, что он должен делать в той форме, которая принята в их заведении.

Я рассказал эти истории ради того, чтобы объяснить, что иногда психологу приходится обучать больного или его родственников навыкам «конструктивного конфликта» и умению проходить через административные барьеры, безразличие, а иногда и хамство персонала. При этом – это не укол в адрес врачей, они часто делают все, что могут, это констатация факта, что российская медицинская система не работает в полной мере эффективно.

Волонтёрский проект психологической помощи онкобольным фонда Огромное Сердце

Я сейчас на волонтёрских условиях сотрудничаю с фондом Большое Сердце, который организует информационную, юридическую, медицинскую и психологическую помощь онкобольным. Сейчас этот центр ищет психологов.

Если у вас есть опыт работы с онкобольными или просто работы с людьми, столкнувшимися с кризисными ситуациями, то мы будем рады, если вы к нам присоединитесь. Если у вас есть возможность раз в неделю брать на себя бесплатно онкобольного, то мы вам будем очень благодарны.

Если у вас не было именно такого опыта, но есть опыт работы с людьми в состоянии депрессии, с повышенным уровнем тревожности или с теми, кто просто переживал большое горе, например, тяжелый развод, то мы можем организовать вам необходимое обучение для работы с людьми в кризисных состояниях и конкретно с онкобольными.

Мои контакты есть в анкете на сайте.
Свяжитесь со мной. После знакомства я объясню вам, как связаться с фондом.

Статья `Школьный логопед: цели, задачи, особенности.`

Школьный логопед: цели, задачи, особенности.

  • обследует поступающих в 1 класс для раннего выявления нарушений устной речи, которые могут повлиять на освоения письма и чтения;
  • проводит фронтальные (групповые) обследования;
  • комплектует группы для логопедических занятий;
  • проводит углубленное индивидуальное обследование учеников, у которых выявлены проблемы с речью;
  • заполняет речевые карты по каждому ученику, оформляет документацию;
  • проводит повторные логопедические обследования по результатам обучения за год.

Цель работы логопеда в начальной школе.

Работа логопеда в начальной школе ведется по строгому графику и включает как индивидуальные, так и групповые занятия с учащимися. Занятия направлены на коррекцию нарушений письма, чтения и речи.

В ходе этих занятий решаются следующие задачи:

  • профилактика и раннее выявление нарушений устной и письменной речи, чтения;
  • развитие памяти, внимания, мышления, графомоторных навыков, временных и пространственных представлений;
  • работа над фонетической стороной речи;
  • развитие языкового синтеза и анализа, фонематического слуха и восприятия;
  • постановка правильного звукопроизношения;
  • формирование навыков анализа букв и звуков в письменной речи;
  • закрепление графических образов букв, связей между буквой и звуком;
  • работа над лексико-грамматической стороной речи;
  • работа над грамотным оформлением письменного и устного высказывания, связной речи;
  • автоматизация навыков чтения: интонации, темпа, выразительности, понимания прочитанного.

Логопедическая работа в 1 классе

Работа в первом классе строится на доработке устной стороны речи и подготовке ребёнка к успешному овладению письмом и чтением.

На занятиях первоклассники учатся:

  • овладеть навыком словоизменения и словообразования;
  • свободно оперировать звуковыми и графическими моделями слов;
  • грамматически правильно и связно строить словосочетания, предложения;
  • активно использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия;
  • понимать значение многозначных слов, антонимов, синонимов, омонимов;
  • использовать обобщающие понятия, классифицировать предметы по разным признакам.

Логопедическая работа во 2-4 классах.

Со 2 класса в работе школьного логопеда важное место занимает коррекция речи детей на фонетическом уровне, профилактика и коррекция смешанной дисграфии и дизорфографии. С детьми проводится работа над фонематическим анализом, они учатся фонематическому восприятию, различению по звучанию и артикуляции сходных фонем.

Коррекционная работа ведется и на лексическом уровне. Логопед выявляет активный словарный запас детей, отрабатывает слоговой и морфемный анализ, постановку ударений, согласованию различных частей речи в числе и роде. Ведётся работа над падежными формами, изучаются предлоги, приставки. По-прежнему большое значение отрабатывается связности речи.Параллельно с этим у учеников формируют пространственные и временные представления. Дети учатся отличать буквы, имеющие кинетическое сходство.

Каждый ребёнок приходя в школу, где имеется логопед, проходит обследование , пог итогам которого он может быть зачислен на занятия. Сам логопед обязательно ведёт активную работу по взаимодействию с классным руководителем и педагогом- психологом для больших успехов в коррекции устной и письменной речи своих учеников.

Тэги: Логопедия, Школа, начальная школа, дисграфия, логопункт, речь.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: