Проведение логоритмических занятий в Доме ребенка

Консультация для родителей «Логоритмика и ее роль в жизни ребенка дома и в детском саду»

Надежда Самылова
Консультация для родителей «Логоритмика и ее роль в жизни ребенка дома и в детском саду»

Консультация для родителей:

«Логоритмика – и ее роль в жизни ребенка, дома и в детском саду»

Подготовила музыкальный руководитель: Самылова Н. В.

«Логоритмика – это движение, движение – это здорово»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

Логоритмика – помощь, которую могут оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду и дома использовать логоритмику (пальчиковый игротренинг, пальчиковые гимнастики, динамические паузы, подвижные игры).

Логоритмика – это система речевых двигательных игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Основные задачи логоритмики:

1. Развивать внимание, слуховое восприятие.

2. Развивать пространственную ориентировку.

3. Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.

Логоритмика – это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений. На логоритмических занятиях, музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом.Помимо традиционных разделов: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, встречаются упражнения регулирующие мышечный тонус для развития координации слова с движением, развитием внимания,а также психогимнастика: этюды на выражение эмоций, на расслабление, тренировку дыхания, пантомим, пальчиковые упражнения. Основной принцип музыкального занятия – тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала.Например: игры «Радуга – дуга», «Огурчик». Игры-потешки «Суслик», «Солнышко», «Дедушка Егор» и. т. д.

Логоритмические упражнения, занятия имеют оздоровительную направленность – это общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием, если это на музыкальном занятии, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения.Например:сюжет: «Прогулка в лес», «На море», «В зоопарке». На занятиях или в течение дня в режимных моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.

С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно использовать на занятиях динамические паузы, пальчиковый аутотренинг, подвижные игры.

При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация произношения звуков, развивается выразительность голоса, а также мимика, пластика движения, точность координации как общей, так и мелкой моторики, а это особенно важно. Эти динамичекие паузы и пальчиковый, игротренинг, сначала заучивается с детьми, а затем чётко проговариваются с музыкальным руководителем.

Например, упражнение «Гномы», «Вот какой котик»

Рано утром я встаю, громко песенку пою (потягиваются, руки вверх)

И со мною дружно в ряд подпевают сто ребят (растопырить ладошки)

Подпевают сто ужей (ладони соединить и крутить ими)

Подпевают сто ежей (растопырить пальцы рук)

И поют её зайчата (лапки зайчика)

И поют её лисята (лапки лисички)

Даже страшный крокодил эту песню разучил (соединять подушечки пальцев)

Большое значение в развитии детей с нарушениями речи имеют игры с мячом:

(Т. А. Воробьёва, С. И. Крепенчук «Мяч и речь»). По мнению авторов этой книги, такие игры с мячом имеют, следующую роль:

1. Отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

3. Регулируют силу и точность движения.

4. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоциональную сферу.

Всё это улучшает функционирование речевых органов. Дальше предлагается подборка игр с мячом. Их можно использовать на любых этапах воспитательного – образовательного процесса.

Успешность работы музыкального руководителя совместно с родителями дома и в детском саду зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» В жизни каждой семьи в определенный период времени наступает момент, когда их любимый сын или дочь начинают посещать детский сад. Для малышей.

Читайте также:
Дифференциация звуков С-Ш в словах и предложениях - конспект занятия

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад?» – не спешите лопатить.

Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл и вот сама Идет Волшебница.

Особенности проведения логоритмических занятий

Особенности проведения логоритмических занятий в СРЦН «Горизонт». Использование элементов ортобиотики

при коррекции тяжёлых нарушений речи на логоритмических занятиях

Калугина Лариса Борисовна,

учитель-логопед высшей кв.категории.

Центр «Горизонт» посещают дети с различными патологиями речи, в том числе и при её полном отсутствии. Это дети с синдромом Дауна, РДА, краниостенозом, ДЦП, ПЦНС, ММД, с заиканием и логоневрозами, ОНР, ЗПРР, ЗРР и т.д.

Известно, что тяжёлые дефекты речи чаще всего сочетаются с разнообразными патологиями неречевых функций, у этих детей может страдать эмоционально-волевая, двигательная сферы, у них отмечается неустойчивое внимание, незначительный объём памяти, присутствует также и неврологическая симптоматика, усугубляющая общую картину психического развития. Повышенная возбудимость, расторможенность, неустойчивость эмоционального фона у таких детей влечёт за собой быструю утомляемость, неспособность долго сосредотачиваться на одном задании и, как следствие, потерю интереса к выполняемому заданию. Индивидуальные занятия в кабинете с такими детьми – недостаточны. В работах Т.А.Власовой и М.С.Певзнер указывается на недостаточность сенсомоторной координации, общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость. Многие исследователи (К.С.Лебединская, Е.М.Мастюкова и д.р.) указывают на тесную связь между психомоторным и двигательным развитием. Эта связь настолько сильна, что недостаточность психических и психомоторных процессов прямо отражается на формировании двигательной сферы.

Около восьми лет назад появилась идея о проведении логоритмических занятий с учётом специфики детей, посещающих Центр. Сначала мы сформировали группу детей с соматическими заболеваниями и речевыми нарушениями, занятия очень нравились детям и родителям и по просьбе родителей детей с ДЦП мы образовали ещё одну группу, состоящую из «неходячих» детей.

Использование в работе описанных в литературе того времени, комплексов полностью, в наших условиях оказалось невозможным, т.к.группы получались смешанными: в них есть дети, которые как медлительны, инертны, так и расторможены, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

На данный момент имеется достаточно много литературы, посвященной этой теме, для составления конспекта занятия используются рекомендации Г.А.Волковой, М.Ю.Картушиной, О.В.Узоровой и Е.А.Нефедовой и других авторов. Таким образом, из печатных источников была взята за основу структура занятия и выбраны упражнения и игры, которые были адаптированы для наших детей.

Комплекс упражнений и игр подбирается с учётом принципов ортобиотики, которые позволяют решать следующие цели:

– активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового, тактильного);

– увеличить объём памяти;

– развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие;

– развивать у ребёнка тактильно – кинестетическое и костно-мышечное чувство собственного тела;

– формировать двигательные навыки (ходьба, прыжки, бег, повороты тела вправо-влево, вперёд-назад, танцевальные движения и т.д.).

Особое внимание на занятиях логоритмики уделяется развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций, т.к. многие дети, в связи с плохой координацией, не могут согласовывать свои движения под музыкальное сопровождение. Поэтому необходимо особо тесное взаимодействие с соц. педагогом по музыкотерапии, т.к. правильно подобранная музыка с учётом особенностей наших детей помогает решить цели занятия.

Музыкально-ритмические упражнения направлены на:

– формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка;

– согласования движения с музыкальным темпом и ритмом, ритмичности движений под музыку;

– изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко);

– изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко

Занятия по логоритмике проводятся два раза в неделю в утренние часы по группам:

1 группа – дети с ДЦП. В этой группе присутствие родителей обязательно, т.к. эти дети самостоятельно выполнить какие-либо движения не могут. При выполнении упражнений с ребёнком родители также обучаются технике выполнения упражнений, чтобы использовать их в работе с ребёнком дома.

Читайте также:
Индивидуальный план логопедической работы

2 группа – дети с ограниченными возможностями, имеющие различные патологии речи. Очень часто родители присутствуют на занятиях в силу особенностей состояния ребёнка. В любом случае мы учитываем индивидуальные особенности детей.

3 группа – дети с хроническими соматическими заболеваниями, которая занимается один раз в неделю.

Длительность занятия – 25-30 мин. Количество детей в группе – от 4 до 14 человек. К проведению занятий 1 и 2 групп, привлекаются родители.

Тематика занятий зависит от времени года.

Комплексы не повторяются, они изменяются, дополняются в зависимости от состава детей в группах.

Так как у нас за это время появился достаточно богатый практический материал, мы ставим перед собой цель – сформировать картотеку упражнений для более удобного использования при подготовке к занятиям.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия, которая составлена с учётом принципов ортобиоза:

1. Вводная часть . «Волшебные дорожки» – Маршировка. (видеосюжет).

2. Основная часть .

· «Волшебный Бубен» (видеосюжет) выполняется в кругу, т.к. сам по себе круг является базовой фигурой, где каждый может работать одновременно и согласованно со стоящим рядом, возникновения чувства общности, сопричастности, развития внутригруппового единства и межличностных отношений. Работа в круге – это исторически одна из наиболее ранних коллективных форм общения (вспомним хороводы на Руси, круговые пляски суфиев). Они пробуждают у нас в душе наиболее глубинные переживания.

· «Волшебные ручки» – Кистевая и пальчиковая гимнастика (видеосюжет)

– обучение точности выполнения движений пальцами рук;

– развитие силы и ловкости движений кистей рук и пальцев рук;

– развитие произвольного регулирования мышечного тонуса кистей и пальцев рук;

– совершенствование динамического праксиса;

· «Волшебный воздух во мне» – упражнения на развитие дыхания (видеосюжет)

Дыхательные упражнения являются важной составляющей занятия, необходимо постоянно следить за правильностью дыхания детей.

Мы включаем в занятия дыхательные упражнения, которые:

-способствуют преодолению внутренней эмоциональной и мышечной скованности у детей с проблемами в развитии;

– формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;

– нормализацию речевого дыхания и связанной с ней слитностью речи;

– воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

– умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Для качества голоса большое значение имеет тип дыхания. Принято различать верхне-, средне- и нижнереберное дыхание. Наиболее целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания, поскольку активное участие диафрагмы (наиболее сильной дыхательной мышцы) создаёт самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Диафрагмальный тип дыхания принято считать самым глубоким, наиболее сильным, лёгкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы.

· «Волшебные движения» – упражнения на развитие мимики и артикуляционной моторики, глазодвигательная гимнастика.

– развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий;

– выполнение комплексов артикуляционных упражнений на группы свистящих, шипящих, соноров;

– совершенствование подвижности и точности движений языка, губ, мимики лица

3. Заключительная часть.

· «Волшебные превращения» – упражнения для развития общей моторики (видеосюжет)

Этот раздел занятия включает в себя не только комплекс упражнений, но и подвижные и хороводные игры, танцы. Роль игры для детей велика, она способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств ребёнка. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свою роль в общей игре. Чтобы достичь в ней успеха, ребёнку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Также игра создаёт благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.

· «Волшебный коврик» – игровой релаксационный комплекс (видеосюжет)

Чтобы помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность в заключительной части занятия мы применяем игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик». Он сложился в результате использования на занятиях ортобиотических методов и приёмов.

– основная часть комплекса

1. Подготовительный

1- Вместе с логопедом дети берутся за края коврика, поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе – опускают коврик вниз и протяжно произносят звук «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Сам процесс вызывает у детей массу положительных эмоций. К тому же интересным приёмом является визуальный опыт, полученный от наблюдения за поднимающейся тканью. Это как бы их диафрагма, наполняющаяся воздухом. Этот визуальный опыт пригодится детям в дальнейшем при выполнении дыхательных упражнений.

Читайте также:
Опыт работы логопеда

2-Дети прячутся под волшебным ковриком, логопед с помощником (это может быть кто-то из родителей) выполняют те же движения: коврик поднимается вверх, дети при этом делают вдох, при опускании коврика дети на выдохе протяжно произносят «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением.

3- Дети расстилают коврик, встают вокруг него и произносят “волшебные” слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!». Эти слова концентрируют внимание детей, настраивают на игровое взаимодействие. Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) и ложатся (головами в центр круга). [1]

Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением.

2. Основная часть комплекса

Основная часть комплекса включает различные виды упражнений, которые логопед выполняет с детьми в зависимости от целей занятия.

В практике нашей работы сложилось несколько вариантов выполнения подобных упражнений.

К примеру, на фоне тихой спокойной музыки следует ключевой текст, который помогает детям войти в состояние покоя (текст произносить медленным, размеренным голосом, звук голоса как бы «ведёт» ребёнка в необыкновенный мир):

Музыка играет – глазки наши закрывает…

Глазки закрываются – чудо совершается…

Носик музыку вдыхает и по телу отправляет…(повторить несколько раз, чтобы дети смогли сконцентрироваться на дыхании)

Вдох и выдох – хорошо! (Пауза. Дети дышат произвольно, в удобном для себя ритме).

Наши руки отдыхают… Отдыхают…Отдыхают…

Наши ноги отдыхают… Отдыхают…Отдыхают…

Ветерок погладил ручки…

Ветерок погладил ножки……

Нашу шею не забыл,

Всех погладил, полюбил…

Надувает мой животик,

Медленно – сдувает…(повторить несколько раз)

Спасибо тебе, мой носик! [2]

Например, можно использовать такое упражнение на развитие диафрагмального дыхания:

Воздух набираю, мячик надуваю,

Воздух выдуваю, ямку получаю. [3]

Логоритмика для детей: упражнения для дошкольников

Основной целью воспитания ребенка в детском саду и дома является его полноценное и всестороннее развитие. Помимо правильной речи, он должен знать элементарные навыки гигиены, у него должна быть развита мелкая и общая моторика, он должен уметь преодолевать трудности.

Одной из методик преодоления речевых нарушений у детей является логоритмика. Она представляет собой комплекс логоритмических игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением (счёт). Это двигательные упражнения, которые направлены на развитие речевого дыхания, артикуляции и укрепление мышечного тонуса.

Что такое логоритмика

Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

В России изучением положительного воздействия на речевую функцию ритмических движений совместно с произношением слов и правильным дыханием занимались Г.А. Волкова, Е. Железнова и Г.Р. Шашкина. С их точки зрения под логоритмикой понималась система двигательных упражнений, целью которых было устранение речевых дефектов у детей дошкольного возраста.

Фактически, логоритмика представляет собой занятия, которые сопряжены с физической нагрузкой (бег, движения под музыку). При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т.д. Во время их выполнения ребенок подражает взрослому, повторяя за ним сделанное и сказанное.

Основные цели и задачи

Логоритмика является частью коррекционной педагогики, в которой движения сопровождаются звуком.

К ее основным функциям относятся:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие правильной координации;
  • выработка правильного дыхания;
  • выработка темпа речи;
  • развитие речевой памяти;
  • развитие слуховой функции;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • развитие сенсорики;
  • улучшение равновесия;
  • формирование правильной осанки и походки.

Логоритмика используется в качестве вспомогательного метода при коррекционной работе с дошкольниками. Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации.

Все это достигается путем избавления от имеющихся нарушений при помощи двигательных и специально разработанных речевых упражнений. Соответственно, в таких занятиях большую роль играет музыкальная составляющая и слова.

Логоритмика для дошкольников позволяет улучшить следующие навыки:

  • развивается навык речевого выдоха при говорении;
  • совершенствуется мелкая и крупная моторика;
  • ребенок становится более ловким;
  • улучшается интонация, мимика и темп речи;
  • развивается фонематический слух;
  • развивается подвижность органов артикуляции, за счет чего улучшается дикция;
  • формируется правильная осанка;
  • развивается навык ориентации в пространстве;
  • гиперактивные дети становятся более спокойными, а медлительные, напротив, более бодрыми и шустрыми;
  • развиваются творческие способности;
  • повышается общая выносливость организма.
Читайте также:
Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ

В каких случаях показана логоритмика для детей

Упражнения по логоритмике, при регулярном их проведении, развивают память и музыкальный слух.

Данная методика может использоваться в самых разных случаях:

  • Общее недоразвитие речи у детей.
  • Заикание.
  • Данная методика практикуется в возрасте 2,5-4 лет, когда у детей активно формируется речь.
  • Логоритмика показана детям с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют.
  • Отставание в развитии координации движений и моторики.
  • Нарушения звукопроизношения. Упражнения помогают детям со слишком медленной или быстрой речью, с плохой интонацией и т.д.

Основные виды логоритмических упражнений

Занятия по логоритмике должны подбираться с учетом возраста дошкольника. Задачей ребенка является повторение всего того, что делает взрослый.

Ходьба и маршировка

Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным. Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений, закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.

Используются различные варианты данных упражнений:

Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по кругу.

Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.

Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации движений у ребенка.

Используются различные виды упражнений:

«Побежали». Ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. В течение 1 минуты ноги начинают активно «бежать», при этом громко стуча ступнями по полу (голова и верхняя часть туловища должны оставаться неподвижными). После окончания ребенок остается в лежачем положении, полностью расслабив свои мышцы.

«Цветочек». Ребенок садится на корточки, его голова и руки опущены. Голова и корпус поднимаются, руки в стороны – цветочек расцветает. Далее цветочек вянет – подгибаются колени, падает корпус и голова.

Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции

Проведение этих упражнений позволяет сформировать правильное дыхание, которое необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его основные характеристики (высоту, силу), а также сделать его более выразительным. Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а также улучшить звукопроизношение.

Используются следующие упражнения:

«Буря в стакане». Ребенку следует периодически предлагать пить сок из трубочки. Необходимо менять диаметр трубочек, начиная с более толстых, постепенно переходя на тонкие. Скажите ему, что можно не только пить таким образом сок, но и выдыхать струю воздуха из трубочки. Продемонстрируйте это сами с помощью стакана воды и предложите ему самому сделать «бурю в стакане».

«Кораблик». Для упражнения понадобится бумажный кораблик, который нужно положить на стол с гладкой поверхностью. Сначала сами дуйте на этот кораблик, чтобы он «доплыл» до другого края стола, после чего предложите ребенку повторить за вами.

«Три медведя» (упражнение для детей с 3 лет). Сначала нужно прочитать ребенку эту сказку, после чего вместе с ним попытайтесь изобразить голоса всех трех медведей: низким, обычным и высоким голосом.

Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются на практике. В частности, активно применяются следующие типы занятий:

  • Пение. Положительно сказывается на интонации голоса, позволяет улучшить качество речи, организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией.
  • Счетные упражнения. Помогают ребенку запомнить порядковый счет предметов.
  • Пальчиковая гимнастика. Данные упражнения крайне важны, потому что они прямым образом воздействуют на определенную зону коры головного мозга, которая отвечает за речь.
  • Игры на развитие памяти, внимания. Помогают развить навыки быстрого переключения между действиями.
  • Игры на развитие мимики. Обязательны для проведения с детьми, у которых есть какие-либо речевые нарушения. Объясняется это тем, что для них характерна невыразительность мимики, что делает невыразительным и само произношение.
  • Танцы. Положительно сказываются на осанке, улучшают пластику и чувство ритма.
Читайте также:
Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

Основные правила проведения упражнений

При проведении логоритмических упражнений нужно в первую очередь руководствоваться теми проблемами, которые есть у конкретного ребенка, т.е. всегда важен индивидуальный подход. При этом выполнение каждого упражнения должно напоминать игру, чтобы у ребенка были только положительные эмоции от этого процесса.

Существует ряд важных правил при выполнении этих упражнений:

  • С детьми, страдающими от заикания, нужно заниматься не менее четырех раз в неделю. Основной упор нужно делать на занятия по развитию речевого аппарата, нормализации его тонуса, а также улучшению темпа речи. В остальных же случаях достаточно двух раз в неделю.
  • Важно быть готовыми к тому, что это достаточно длительный процесс, который может занять не менее 6 месяцев. И то только в том случае, если занятия будут регулярными.
  • Необходимо использовать в занятиях те игрушки, книжки и музыку, которые нравятся ребенку.
  • Важно повторять упражнения до тех пор, пока у ребенка они не будут получаться на «отлично».
  • Нужно правильным образом выбирать музыку – она должна соответствовать двигательной и текстовой части упражнений (для спокойных движений нужна более тихая музыка, а для динамичных занятий, соответственно, более бодрая).
  • Всегда нужно быть на позитивном настрое. Если у ребенка что-то не получается, то не нужно демонстрировать свое недовольство этим, иначе он может замкнуться в себе.

Логоритмические упражнения прекрасно подходят и для домашних занятий, поэтому родителям следует уделать этому как можно больше свободного времени. Только совместная работа педагогов, логопедов и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.

Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие фонематического слуха
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.
Читайте также:
Развитие звуко-слоговой структуры у детей с ТНР

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Методика Екатерины Железновой

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.

Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

  • Кто как поет?

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

Дети встают в ряд, идут по лесу искать грибы.
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет

  • Двигательные упражнения
    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

  • Физическая разминка
Читайте также:
Конспект занятия: Употребление простых и сложных предлогов в речи

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно),
Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного),
И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),
Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

Рекомендации по проведению занятий

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Мультики

В свободное время от занятий предложите ребенку вместо обычных мультфильмов, мультики с логоритмическими песенками. Они наверняка понравятся малышу.

Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

Советы родителям для занятий дома: логоритмика для детей с ментальными нарушениями

6 июля 2020 года

Для семей, в которых растет малыш с ОВЗ, главная цель — максимальное всестороннее развитие ребенка с учетом возможностей и соответствующей адаптацией к социуму. Одно из приоритетных направлений работы с такими детьми — формирование и развитие коммуникативной стороны речи и мыслительных функций. Здесь на помощь приходят занятия с использованием элементов логоритмики. О том, как родителям самостоятельно организовать логоритмические занятия, рассказывают специалисты ЦССВ «Маяк».

Почему логоритмика?

Логоритмика для детей с ОВЗ — это универсальные занятия, опирающиеся на связь слова, музыки и движения. Логопедическая ритмика включает в себя упражнения на развитие артикуляции и речевого дыхания; пальчиковые, речевые, коммуникативные и музыкально-двигательные игры, направленные на укрепление мышечного тонуса.

«Логоритмические занятия полезны для малышей разных возрастов и типов темперамента. Они плодотворно влияют на общее состояние всех детей. Особенно полезны логоритмические занятия малышам с заиканием или предрасположенностью к нему, с дефектами речи и задержкой речевого развития, для детей с ОВЗ. Также они будут полезны часто болеющим или ослабленным малышам с нарушенной координацией, скудной моторикой», — утверждает учитель-дефектолог Наталья Якименко.

При правильном подборе материала эти занятия успокаивают легковозбудимых, гиперактивных детей и стимулируют активность медлительных, нерасторопных малышей.

«Логоритмика основывается на связи психоэмоционального состояния ребенка с его физическим состоянием. Это позволяет применять упражнения с целью улучшения работы органов дыхания, движения артикуляционного аппарата, формирования двигательных навыков, улучшения координации и моторики, отработки чувства ритма, увеличения словарного запаса, расширения кругозора, духовного развития посредством приобщения к музыке», — дополняет музыкальный руководитель Элеонора Бутенко.

Увлекательные логоритмические игры

Хорошо зная своего ребенка, можно легко подобрать любые игры и упражнения, которое ему подойдут по возрасту и уровню развития. Какие увлекательные игры можно придумать родителям в домашних условиях, используя элементы логоритмики?

Это занимательные пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук с речевым сопровождением, в которых можно использовать любой материал: мячики, массажные мячики-ежики, шестигранные карандаши, грецкие орехи, шишки, крупные бигуди, коврики с разными поверхностями, прищепки, счетные палочки, зубные щетки, бусы, резинки для волос, различные крупы (гречку, рис, манку), горох и фасоль, игры с песком и т. д.

Наталья Якименко предлагает несколько логоритмических игр для самых маленьких:

Дует ветер сильно-сильно (машем ладошками на себя),
Закачалось дерево (подняли руки вверх и машем ими, всем телом помогаем),
Ветер дует меньше-меньше (медленно опускаем руки),
Дерево растет все больше-больше (руки поднимаем и потягиваемся на носочках).

Стук-стук (кулачком отстучали по столу),
Кто там? (похлопали в ладошки),
Можно в гости к вам? («открываем двери» понарошку),
Заходите, мы рады гостям (три раза похлопали в ладошки).

Мы ехали-ехали (делаем вид, что скачем на лошади),
В гости к вам приехали (стучим, как будто в дверь),
Мы устали (сели на стульчик),
Сейчас мы отдохнем и опять гулять пойдем (весело замаршировали).

Читайте также:
Овощи и фрукты - конспект занятия во второй младшей группе

Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем — текст (иногда ребенок не может повторять текст, поэтому достаточно, чтобы он выполнял движения), потом — все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить в игровой форме и нравиться ребенку.

Старший воспитатель Светлана Коханова рекомендует дома выполнять увлекательные упражнения для развития речевого дыхания: «Пускание корабликов», «Птицеферма» (на одном выдохе произносить один-два слога), «Чей пароход лучше гудит» (дуем в пузырек), «Поезд» (длительное произношение звука «У»), «Прокати мяч к воротам» (дуем на теннисный шарик в трубочку), «Подуй на игрушки» (для этого используются плавающие игрушки).

Детям с ОВЗ очень нравятся игры с музыкальным сопровождением, когда они выполняют движения в соответствии с текстом под музыку. Им также нравятся танцевальные разминки или игры на музыкальных инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан).

Музыкальный руководитель Элеонора Бутенко советует сделать различные шумовые инструменты своими руками из подручных материалов. «Например, можно изготовить: стучалки (деревянные брусочки, ритмо-палочки, кубики); маракасы на палочках (контейнеры из-под киндер-сюрпризов, на треть наполненные крупой — рисом, фасолью, горохом); барабанчики (картонные коробочки от сыра с наполнителем — фасолью); шумелки (грецкие орехи или контейнеры из-под киндер-сюрпризов с секретом, наполненные крупой, бусинками)».

Изготовление шумовых инструментов своими руками — это интересная и приносящая удовольствие работа, которая вызывает у детей с ОВЗ особый интерес и желание выполнять логоритмические упражнения.

Поиграйте с детьми в логоритмические музыкальные игры с использованием самодельных инструментов, которые проходят очень весело и интересно:

Игра стучалками «Строим дом»

Целый день тук да тук (стучим инструментами перекрестно друг о друга),
Раздается звонкий стук,
Строим домик для зайчат (вверху вращаем кистями),
Молоточки стучат.
Вот какой хороший дом (стучим инструментами перекрестно друг о друга),
Как мы славно заживем,
Будем песни распевать (вверху вращаем кистями),
Веселиться и плясать.

Игра шумелками «Ай да ягода-малинка, полезай скорей в корзинку»

Мы малинки в руки взяли (стучим по ладошке),
Ими дружно постучали.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Раздается чудный звук.
Покружились веселее (шумелку поднимаем над головой и кружимся),
Все на нас здесь посмотрели.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Раздается чудный звук.
Спрячем ягодки за спинку (прячем инструменты за спину),
Не положим их в корзинку.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Раздается чудный звук.

Регулярные игры и упражнения с использованием элементов логоритмики способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, уравновешивают нервно-психические процессы, снижают агрессивные проявления поведения в быту, формируют положительный эмоциональный настрой и помогают детям адаптироваться к условиям внешней среды.

«И пусть ваши дети все делают не так четко и ритмично, как бы вам этого хотелось, но они двигаются, поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, положительный эмоциональный заряд. Организм открывается добру и красоте. Дети, погруженные в атмосферу радости, становятся более устойчивыми ко многим неожиданным ситуациям и будут менее подвержены стрессам и разочарованиям. Мы надеемся, что эти упражнения и игры помогут вам успешно преодолеть все временные трудности», — завершает Светлана Коханова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Что такое логоритмика и зачем она нужна? 8 правил проведения занятий

Логоритмикой называют комплекс терапевтических упражнений, в который включены элементы нейрогимнастики. В ходе занятий малыши выполняют различные речевые упражнения с использованием движений, слов, музыки. Цели и задачи логоритмики – помочь детям преодолеть нарушения речи, научить их основным танцевальным движениям и развить музыкальный слух.

В каких случаях стоит прибегнуть к методу?

Логоритмика положительно сказывается на развитии всех детей, которые находятся в стадии активного освоения речи (2,5-4 года). Но в первую очередь ее рекомендуют тем, у кого отмечаются:

  • дизартрия, задержка речевого развития, нарушения в произношении отдельных звуков;
  • заикание или наследственная предрасположенность к его развитию;
  • слишком быстрая, прерывистая или чересчур медленная речь;
  • нарушения координации движений, моторики.

Логоритмика благотворно сказывается на развитии ослабленных, часто болеющих детей.

Читайте также:
Использование метода биоэнергопластики при дизартрии

В каком возрасте можно начинать занятия логоритмикой?

Чем раньше, тем лучше. Оптимальный возраст – 2,5-3 года, когда малыш уже может самостоятельно петь и выполнять движения. Но можно начать занятия и раньше – логоритмика адаптируется под возраст ребенка. Если малыш еще слишком маленький, чтобы понимать указания педагога, выполнять движения и пропевать текст ему помогают мама или папа.

Какие технологии и задания используются в логоритмике

  • Пальчиковая гимнастика – стихи и песни, которые сопровождаются движением рук. Нацелены на развитие мелкой моторики, выразительной и плавной речи, речевой памяти и слуха.
  • Музыкально-ритмические и музыкальные игры. Помогают развивать речь, внимание, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве.
  • Вокально-артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика. Укрепляют мышцы артикуляционных органов, развивают их подвижность.
  • Занятия по развитию певческих данных – фонопедические упражнения, чистоговорки. Учат различать похожие звуки, используются для коррекции звукопроизношения, укрепления гортани, формирования правильного речевого дыхания.
  • Занятия по развитию словотворчества. Расширяют активный словарный запас ребенка.
  • Коммуникативные танцы и игры. Этот вид занятий в логоритмике развивает ассоциативно-образное мышление и эмоциональную сферу, формирует у малыша позитивное самоощущение, учит невербальному общению.
  • Занятия, направленные на развитие общей моторики. Совершенствуют мышечно-двигательную активность и улучшают координацию движений.
  • Упражнения, направленные на развитие мимики.

8 правил проведения занятий

  1. Методика логоритмики основана на подражании. Все упражнения построены по одному принципу: ребенок повторяет движения и текст за взрослым. Не нужно специально заучивать текстовый материал. Пусть ребенок запоминает его от занятия к занятию, постепенно. На первых занятиях взрослый читает текст и побуждает малыша повторить его. Постепенно к чтению подключается и ребенок. Как только он начинает повторять все фразы без ошибок и в правильном ритме, ему позволяют проявлять инициативу.
  2. Результаты занятий приходят не сразу. Логоритмикой занимаются 2 раза в неделю примерно по 30 минут, а если ребенок заикается – около 4 раз. Эффект от регулярных упражнений можно заметить минимум через 6-12 месяцев.
  3. Логоритмику проводят увлекательно и весело. Ребенок должен получать от каждого занятия удовольствие. Во время упражнений обязательно нужно использовать игрушки, картинки, яркие костюмы, которые не сковывают свободу движений.
  4. Упражнения нужно повторять до тех пор, пока ребенок не овладеет ими в совершенстве. Если малыш не может справиться с каким-то движением или текстом, этот элемент упражнений на время убирают из программы занятий, но потом обязательно возвращают.
  5. Важно внимательно относиться к подбору музыки. Для логоритмики подходят и детские песенки, и фрагменты классических произведений, и записи звуков природы.
  6. Программа должна подстраиваться под ребенка. Можно и нужно менять продолжительность занятий, состав упражнений с учетом индивидуальных особенностей малыша. Фантазия педагога не ограничивается ничем, кроме требования соблюдать единство речи, музыки, и движения.
  7. Речевые упражнения выполняются с максимальной тщательностью. Стихотворения проговаривают так, чтобы малышу было легко подстроить движения ног, рук, туловища под ритм речи. Важно придерживаться правильной последовательности действий: сначала ребенок смотрит на действие в исполнении взрослого, затем повторяет его вместе с наставником и только потом делает самостоятельно, проговаривая слова и соблюдая ритм.
  8. Педагог должен быть терпеливым. Не нужно расстраиваться или сердиться, если у малыша что-то не выходит – он может замкнуться и потерять интерес к занятиям. Не нужно бросать начатое, как бы сложно не приходилось поначалу. Это правило важно учитывать и родителям – не стоит требовать от ребенка и от специалиста мгновенных результатов.

Можно ли заниматься логоритмикой дома? Как проводить занятия?

Можно и даже нужно проводить такие занятия дома, но только в дополнение к логоритмике со специалистом в детском саду или центре развития. Специально обученный человек может правильно выстроить программу упражнений, скорректировать ее, если что-то идет не так. С посторонними людьми дети более дисциплинированны, многие занимаются в группе более охотно.

Где пройти обучение?

В АНО ДПО ««Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения» можно пройти программу повышения квалификации:

Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом

Находясь на стыке наук логопедия лечит словом. Важно помнить роль человечности и милосердия в оказании качественной помощи пациентам. Деятельность опирается на принципы гуманистической педагогики и психологии, важнейшим из которых является:

  • понимание человека как высшей социальной ценности.
  • принцип деятельного подхода к развитию личности.
  • превращение инвалида (не трудоспособного человека) из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности.
  • демократизм в отношениях логопеда и пациента.
  • индивидуализация в работе на основе получения и учета достоверной информации о состоянии здоровья человека и уровня его физической подготовленности, индивидуальных, характереологических особенностей организация личностного обучения в группе.
  • активное социальное обучение в целях педагогической коррекции.
Читайте также:
Овощи и фрукты - конспект занятия во второй младшей группе

Среди особенностей личности больного человека в формировании внутренней картины болезни особое внимание следует обратить на возраст пациента.

Практика показывает, что у пациентов нашего отделения на первый план во внутренней картине болезни выступает эмоциональная сторона — боязнь одиночества, страх смерти.

При инвалидности развившейся в среднем возрасте — отсутствие трудоспособности, болевая сторона, внутренней картины болезни обычно затушевывается (вытесняется), и на первый план выступает информативный аспект — понимание больным течения болезни и ее последствий. Причем преобладают не столько опасения за нарушения здоровья, сколько тревога за возможные социальные последствия заболевания, такие ка смена работы, специальности, уменьшения заработной платы, установление группы инвалидности, разлад в семье, а иногда опасения за жизнь, ощущение «вакуума» мозга.

Этот возрастной аспект формирования внутренней картины болезни должен рассмотреть и учитывать педагог работающий в условиях здравоохранения.

Так же на аутопластическую картину болезни существенное значение оказывает темперамент личности.

Особенности акцентуации личности, преморбид и темперамент те ключи к сердцу пациента в нашей работе, которые позволяют повысить эффективность проводимых реабилитационных мероприятий.

Являются важнейшими качествами личности в значительной мере определяющими отношение человека к трудовой деятельности, болезни, инвалидности.

Это индивидуальные свойства личности определяющие ее со стороны силы и динамики нервных процессов. Наша индивидуальность обусловлена особенностями нашего темперамента (холерик,меланхолик и т. д) и акцентуации (шизоид, истероид и т.д), так как эти качества личности весьма устойчивы и присущи человеку от рождения.

От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, психический темп, ритм и интенсивность деятельности, он одинаково проявляется во всех аспектах жизни.

Известны четыре основных типа темперамента.

Отмечено, что сангвиники уравновешенные и сильные склонны к легкомысленному отношению к заболеванию, но их подвижность умение хорошо адаптироваться в сложных жизненных ситуациях является положительным качеством.

Холерик сильный неуравновешанный тип с преобладанием возбуждения тяжело переживает болезнь и инвалидность, поскольку они ведут к ломке привычного образа жизненого стереотипа переходя от отчаянии до неоправданного оптимизма. Пациенты с таким темпераментом упорны, но конфликтны, им необходимо именно в эти моменты поддержка.

Флематик сильный, уравновешенный, инертный стресс встречает, как бы не прочувствовав создавшеюся ситуацию. Молчаливы, своими сложностями не делятся, максимально пытаясь сохранить жизненный уклад, настойчиво лечатся.

Наиболее трудно взаимодействовать с пациентами с меланхолическим типом темперамента -слабый, инертный, неуравновешанный. Оставаясь внешне спокойными тяжело встречают известие о болезни, ранимы чрезвычайно, глубоко переживают, но в глубине души, не выражая внешне и вида не подадут, что обижены и охвачены паникой. Склонны к увеличению важности сложившейся ситуации. Важно работая с ними определить установку на формирование реальной жизненной перспективы, повышение веры в свои силы, благоприятный исход заболевания.

Однако качество темперамента при анализе психологических свойств не следует переоценивать потому как в болезни и инвалидности личность выступает как единая целая система, включающая не только тип нервной системы, характер, интеллект, установки, но и ценности и идеалы, мотивацию, наличие близких людей, систему взаимодействий в семье.

Модель созданная самим больным и зависящая от многих факторов, может обуславливать прогноз, активно участвовать в формировании компенсаторных механизмов и в конечном счете влиять на процесс инвалидизации, а так же выбору возможности восстановления утраченной функции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: