Проведение групповых занятий в нейрореабилитации у больных с афазией

Групповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией
статья по теме

Основной целью восстановительного обучения больных с афазией является восстановление коммуникативной функции речи, социальная реадаптация пациента. Нарушение коммуникативных возможностей при афазии приводит к возникновению у заболевшего заниженной самооценки [1, 2] , отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, страха речи [4, 5, 6, 7, 8 ]. Эти, чаще вторичные, симптомы изменения личности больного препятствуют восстановлению, влияют на структуру и динамику нарушения. Часто больные не могут перенести в сферу общения те успехи, которые им удалось достичь на индивидуальных логопедических занятиях. Формой обучения, способствующей восстановлению, закреплению и автоматизации навыков социального общения, являются групповые занятия.

Скачать:

Вложение Размер
provedenie_gruppovyh_zanyatiy.docx 21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией

Аннотация : Основной целью восстановительного обучения больных с афазией является восстановление коммуникативной функции речи, социальная реадаптация пациента. Нарушение коммуникативных возможностей при афазии приводит к возникновению у заболевшего заниженной самооценки [1, 2] , отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, страха речи [4, 5, 6, 7, 8 ]. Эти, чаще вторичные, симптомы изменения личности больного препятствуют восстановлению, влияют на структуру и динамику нарушения. Часто больные не могут перенести в сферу общения, те успехи, которые им удалось достичь на индивидуальных логопедических занятиях. Формой обучения, способствующей восстановлению, закреплению и автоматизации навыков социального общения, являются групповые занятия.

В центре патологии речи и нейрореабилитации помимо индивидуальных занятий, проводятся занятия в группах. Именно в группе можно создать условия, приближенные к нормативному общению. Целью групповых занятий является восстановление вербальной коммуникации и социальная реадаптация больных с афазией. Задачи, решаемые в группе, можно разделить на 1) направленные на преодоление личностных нарушений (чувства страха речи, сниженной мотивации к речевому общению, заниженной самооценки, сниженной психической активности); 2) направленные на восстановление речевой функции (преодоление нарушений понимания речи, накопление и активизация пассивного и активного словаря, растормаживание, восстановление фразовой речи). Общение в группе должно способствовать реализации наиболее сохранных, эмоциональных и выразительных форм речи.

Наиболее целесообразным представляется формирование групп с учётом не столько ведущего дефекта, сколько уровня коммуникативных возможностей (степени выраженности нарушений (определяется КОР)). Таким образом, выделяются группы трёх уровней: для пациентов с грубыми нарушениями, средней и легкой степени выраженности дефекта. Решение о направлении на групповые занятия принимается совместно нейропсихолом, логопедом, неврологом и психиатром. Наполняемость групп составляет 6-8 человек.

В группу с грубой степенью речевых нарушений, направляются пациенты с относительно сохранной импрессивной стороной речи, без грубой артикуляторной апраксии и выраженных нарушений нейродинамики. Основными направлениями работы с данной категорией больных является преодоление расстройств понимания ситуативной бытовой речи, растормаживание экспрессивной речи, стимулирование простых коммуникативных видов речи. Для решения данных задач используются различные методы и приемы. Метод беседы [3, 6, 8, 9] является основным для данных больных и представляет собой диалог, который ведет педагог с группой. Правильно подобранная темы беседы, интересная актуальная для всех больных в группе позволяет создать положительный эмоциональный фон, частотный лексико-грамматический материал способствует снижению феномена «страха речи». Беседа должна протекать в непринужденной свободной форме, принудительное включение в беседу больных не рекомендуется.

Для растормаживания речи на непроизвольном уровне применяется метод речевой игры. На групповых занятиях используются различные виды речевого лото, домино [8, 9]. Речевые игры способствуют, не акцентируя внимания больных на речевой деятельности, накоплению предметного и глагольного словаря, стимулируют больных к самостоятельному высказыванию.

Использование на занятиях «грубой» группы метода пиктограмм помогает больным самостоятельно, при помощи картинок-пиктограмм составить коммуникативно-значимые фразы (просьбы, приветствия, вопросы). Сопряженное, а в дальнейшем и самостоятельное прочтение данных фраз, с присоединением к воспроизведению жеста, дает возможность ввести эти высказывания в спонтанную речь больных.

Занятия группы пациентов со средней степенью выраженности речевых нарушений, направлены, в большей степени, на восстановление фразовой речи. В ЦПРиН применяются разные виды занятий:

  1. тренинговые занятия, на которых больные по очереди выполняют разнообразные задания логопеда. Это может быть: подбор слов заданной категории, заканчивание фраз, составление фраз (по картинкам, по вопросам, по опорным словам), заполнение пропуска во фразе с грамматическим изменением слова, составление простых повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок [9];
  2. занятия-драматизации (ролевые игры) – широко используются для восстановления диалогической речи, создают условия для сотрудничества членов группы. Разыгрывая разнообразные ситуации (у врача, в гостях, в магазине) пациенты отрабатывают умение задать подходящий ситуации вопрос, ответить на вопрос, вступить в беседу и поддержать ее. Проведению данных занятий предшествует подготовительная работа (тренинговое занятие), на котором актуализируется лексика, оживляются смысловые связи, вербальные и зрительно-предметные ассоциации на заданную тему [6, 8; 9]
  3. речевые игры.

Кульминационным этапом комплексной нейрореабилитации являются групповые логопедические занятия с пациентами, имеющими речевые нарушения легкой степени выраженности. На данных занятиях автоматизируются и совершенствуются речевые навыки приобретенные пациентом в процессе восстановительного обучения. Помимо перечисленных выше методов, в группах легкой степени выраженности нарушений применяют также метод обсуждения просмотренных накануне кинофильмов, спектаклей, телепередач, метод речевой импровизации на заданную тему [8, 9].

Практический опыт показал высокую эффективность групповых логопедических занятий. Помимо решения специальных задач по восстановлению речи, групповые занятия оказывают психотерапевтическое влияние на больного: снижается тревожность, уменьшается страх общения, повышается работоспособность, активизируется общее внимание. Отмечаются и положительные изменения в эмоционально-волевой сфере больного, его личности. Различные формы взаимодействия членов группы – сотрудничество, взаимопомощь, соревнования – помогают преодолению дефектов вербальной коммуникации. Поэтому групповые занятия совместно с индивидуальной формой обучения способствуют мобилизации всех резервов речевой и психологической сферы и ускоряют процесс общей реабилитации больных.

Конспекты групповых занятий по восстановлению речи для больных с афазией средней степени выраженности

В статье представлены конспекты групповых занятий по восстановлению речи для больных с афазией средней степени выраженности.

В случае, когда пациенты проходят курс восстановительного обучения и лечения в условиях стационара, данные конспекты могут использоваться при проведении групповых занятий.

Если пациенты проходят лечение и восстановительное обучение в поликлинике или на дому, они послужат основой для составления индивидуальной программы по восстановлению речи.

Группа формируется из больных со следующими формами афазии:

  • афферентная моторная афазия средней степени выраженности;
  • эфферентная моторная афазия средней степени выраженности;
  • сенсорная афазия средней степени выраженности;
  • динамическая афазия средней степени выраженности;
  • акустико-мнестическая афазия средней степени выраженности.

Анализируя описание этих форм афазии средней степени выраженности, можно отметить общую тенденцию. У таких больных спонтанная речь бедная, состоит из простых по структуре, примитивных фраз, активный словарь представлен частотной лексикой; речевая активность недостаточная. Ответы таких больных в диалоге носят стереотипный характер, наиболее доступен ситуативный диалог. У всех больных в той или иной степени нарушен звуко-буквенный анализ состава слова.

Структура занятий, представленных в статье, предполагает обязательную работу по восстановлению высших психических функций (внимания, памяти, мышления, мотивации к общению (диалог)), улучшению понимания речи, расширению активного словаря, восстановлению лексического и грамматического строя речи, связной речи.

При работе с данной группой пациентов, учитывая степень нарушения речи и форму, особое внимание требует глагольный словарь. Для этого на каждом занятии уделяется особое внимание упражнениям, направленным на активизацию наиболее употребительных глаголов.

Формирование грамматического строя речи предполагает усвоение моделей словообразования, словоизменения и синтаксических конструкций. Поэтому в процессе занятия необходимо включать разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных грамматических форм (упражнения на согласования различных частей речи, образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей, построение фраз, от простых до распространенных).

При восстановлении связной речи необходимо уделить особое внимание пониманию обращенной речи, способности вступать в диалог со специалистом, с другими пациентами, людьми (с близкими людьми и не знакомыми), отвечать и задавать вопросы. Наиболее доступна и важна в процессе восстановления речи при афазии диалогическая речь, поскольку в естественных условиях восстановление утраченной речи идет именно на основе диалога-части совместной деятельности пациента с семьей и при помощи специалиста.

Таким образом, на каждом групповом занятии реализуется комплексный подход, предполагающий, что на одном и том же речевом материале необходимо решать различные речевые задачи.

Важный момент – сохранение единой тематической линии на протяжении всего группового занятия с постепенным усложнением речевого материала.

Групповые занятия одна из основных форм организованной восстановительной деятельности, в процессе которых происходит воспоминание сведений о предметах и объектах окружающего мира, уточнение, закрепление, обобщение и систематизация речи. Взаимодействие пациентов в группе позволяет им определить свой вклад в общее дело, согласовывать свои действия с другими, переживать групповой успех как свой собственный. Это помогает пациентам с афазией испытывать ощущения своей принадлежности к группе, чувство общности, что способствует успешной социализации.

Структура группового занятия

I. Повышение концентрации произвольного внимания, его распределения и переключения. Восстановление контроля за речью.

II. Расширение словаря:

1. Подбор слов, заданной категории.
2. Описание предмета (определения)
3. Подбор слов-действий
4. Подбор наречий.
5. Подбор антонимов, синонимов.

III. Развитие фразовой речи.

1. Продолжить фразу
2. Составление предложений с парами слов.
3. Составить предложение со словосочетанием.
4. Развернутые ответы в диалоге на заданную тему.

Примерные конспекты занятий:

Занятие № 1. Тема «Город»

1. Восстановление концентрации внимания больных.
1. Расширение активного словаря: подбор слов заданных категорий, слов, обозначающих предметы, действия и признаки.
2. Работа над семантикой слов: подбор антонимов, синонимов, толкование слов.
3. Восстановление и коррекция фразовой речи: развернутые ответы на вопросы в диалоге на заданную тему.
Оборудование: демонстрационный материал на тему «Город» — фотографии городов, набор карточек с изображением частей города — улица, двор, парк, мост, площадь, вокзал, жилой многоэтажный дом, перекресток, театр.

Ход занятия

Этап занятия

Речь логопеда

Примерные ответы пациентов

Представьтесь, и скажите, сколько сейчас времени.

Представьтесь, и скажите, какой сегодня день недели.

Представьтесь и скажите, какая сегодня погода.

Скажите, сколько человек в комнате?

Закройте глаза и ответьте на вопрос:

окно в комнате открыто или закрыто?

Есть ли в комнате зеркало?

Меня зовут Наталья Петровна. Сейчас два часа.

Меня зовут Надежда Николаевна. Сегодня среда.

Меня зовут Леонид Николаевич. Сегодня теплая погода.

В комнате семь человек

Скажите, в каком городе Вы родились?

Задайте этот вопрос кому-нибудь из нас

(по кругу каждый пациент задает вопрос и отвечает на него).

На какой улице Вы живете?

Задайте этот вопрос кому-нибудь из нас

Л.Н., в каком городе Вы родились?

Я живу на Ленинском проспекте.

Наша Родина огромна, в ней очень много городов. Самый главный город в стране называется столицей. У нас это город Москва. В Москве много красивейших мест. Это улицы, парки, пруды, мосты. Многие улицы получили свои названия в честь известных людей — Мусы Джалиля, Кузнецова, Кутузовский проспект, Ломоносовский проспект и т. д., событий — Площадь Революции, Олимпийский проспект, Охотный ряд, Баррикадная, Героев Панфиловцев.

Ответьте на вопросы:

какой город является столицей нашей Родины?

Чего много в Москве?

Как получили свои названия улицы, площади и проспекты?

Приведите примеры таких названий.

  • Пациентам предлагаются для рассмотрения фотографии с видами Москвы и дается задание подобрать прилагательные:
  • Пациентам раздаются карточки с изображением частей города. Каждый пациент по очереди описывает изображение, а остальные угадывают, что изображено на картинке.

Например: «Это тихое место около жилых домов, там играют дети, сидят старики на лавочках».

(каждый пациент по очереди описывает свою картинку).

  • Подберите к слову пару:

В Москве много красивых улиц, парков, прудов.

Они названы в честь знаменитых людей, известных событий.

Большой, праздничный, пыльный, ночной, известный, красивый.

Широкая, пешеходная, чистая, зеленая.

Тихий, шумный, пустой, старый.

Большая, знаменитая, старинная

Известный, городской, исторический, большой

Рынок, парк, музей, пруд

Музей, памятник, дом

– на какой улице вы живете?

У вас спальный район?

Занятие № 2. Тема «Аптека»

1. Восстановление концентрации внимания больных;восстановление контроля за речью.
4. Расширение активного словаря: подбор слов заданных категорий, слов, обозначающих предметы, действия и признаки.
5. Работа над семантикой слов: подбор антонимов, синонимов, толкование слов.
6. Восстановление и коррекция фразовой речи: развернутые ответы на вопросы в диалоге на заданную тему.
Оборудование: демонстрационный материал на тему «Аптека» — фотографии торговых центров, набор карточек с изображением различных товаров.

Ход занятия

Этап занятия

Речь логопеда

Примерные ответы пациентов

Скажите, сегодня хорошая погода?

Что такое аптека?

Кто работает в аптеке?

Кто выписывает (назначает) лекарства?

Чем мы часто занимаемся?

Что необходимо посмотреть, прежде чем пить лекарства?

Где надо хранить лекарства?

Подберем определения. Лекарство, какое может быть?

Таблетки по форме?

По консистенции лекарство может быть?

Инструкцию и срок годности

В холодильнике или на полке, а в аптечке.

Горькое, сладкое, безвкусное

Круглые, овальные, капсульные, плоские, маленькие, большие.

Жидкое, капельное, вязкое, порошкообразное.

Дорогое, дешевое, бесплатное.

Молодцы! Вы пришли в аптеку и купили…?

(необходимо сказать словосочетанием:

Подберем глаголы. Как можно принимать лекарство(таблетки)?

Их можно…? Что сделать?

Врач назначил принимать лекарство по схеме…

Проведение групповых занятий в нейрореабилитации у больных с афазией

Лечение афазии – восстановление речи у больных, потерявших речь, ее методики, первоначально заимствовались из опыта обучения глухонемых (сурдопедагогики) и приемов работы с детьми, страдающими периферическими нарушениями речи. Позже были разработаны специальные логопедические приемы для больных с афазией. Хотя сегодня родственники больных, перенесших инсульт, часто не знают, как восстановить речь, а логопеда в больнице нет. Откладывать восстановление речи в долгий ящик нельзя, через полгода уже будет поздно. Надо обязательно найти логопеда в ближайшем Центре коррекции речи, проконсультироваться с ним и сразу после выписки из больницы начать занятия, используя некоторые приемы дома самостоятельно.

Левша или правша?

После установления диагноза перед началом восстановительной работы очень важно знать, какое полушарие головного мозга у пациента доминантно. Иначе говоря, левша он или правша, поскольку доминантным по речи и другой психической деятельности у правшей является левое полушарие, у левшей – правое. По статистике, абсолютные правши – всего 40-42% населения, абсолютные левши – 5-8%. Остальные 50% – переученные с левой руки на правую или скрытые левши. Часто бывает, что у переученных левшей афазия проходит сама собой спонтанно в течение 2-7 дней. При повреждении правого полушария у левшей афазия менее выражена, поскольку функции пораженных зон компенсируются высокими возможностями левого полушария. Речевые расстройства у скрытых левшей при поражении левого полушария проявляются наиболее грубо, так как при переучивании с левой руки на правую, в левом полушарии формируются дополнительные речевые зоны в премоторной и височных долях. Итак, чтобы определить левша пациент или правша, нужно пройти следующий тест.

Тесты на определение левши или правши (правшество/левшество)
Определить ведущий глаз. Больному предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь левую, правую).
Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (левой, правой).
Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху – левая, правая.
Определение величины лона ногтя большого пальца.
На какой руке (левой, правой) больше развита венозная система.
Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.
Понаблюдать, какая нога ведущая в спорте.
Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.
Какой рукой причесывается, с какой стороны пробор на голове.
Какой рукой моет, копает, ввинчивает, режет бумагу, стрижет ногти, отпирает дверь, забивает гвозди, пилит и т.д.
Какой рукой удобнее играть на музыкальном инструменте.

На эти вопросы должны ответить врачу ближайшие родственники больного. По тесту можно определить не только ведущую руку (больше половины ответов), но и скрытое левшество, если на три и более вопроса обнаружен левый тип реакции.
Обычно у левшей-афазиков перспективы по восстановлению речи лучше, чем у правшей, так как функции правого полушария в основном остаются сохранными. При поражении теменной и височной доли левого полушария восстановление речи происходит с опорой на планирующую функцию лобной доли левого полушария, что позволяет больному получить мотивацию к обучению. Трудности восстановления речи у левшей возникают лишь при акустико-мнестической и семантической афазии. У левшей практически не проявляется динамическая афазия за счет высокой взаимозаменяемости функций заднелобных отделов головного мозга.

Методы коррекционной работы при афазии
Для левшей и правшей используются одни и те же методы обучения. Основной принцип восстановления речи – использовать компенсаторные возможности не поврежденной зоны мозга. Продолжительность логопедических занятий при всех формах афазии составляет два-три года (в стационаре, затем дома), но больному об этом говорить не следует. После обследования пациента невролог определяет форму афазии. Коррекционно-восстановительная работа с логопедом начинается по разрешению и под контролем лечащего врача с первых недель после инсульта или травмы. На ранних этапах длительность занятий не должна превышать 15 минут два раза в неделю. На поздних этапах длится 30-40 минут три раза в день. Первый этап для всех видов афазии одинаков: растормаживание речи. С больным говорят, наблюдают за его слуховым восприятием, ответами на вопросы, пониманием речи. Далее работа ведется в зависимости от формы заболевания над всеми сторонами речи.

Коррекция речи при сенсорной афазии
Основной задачей при акустико-гностической (сенсорной) афазии является восстановление фонематического восприятия и понимания простейших речевых инструкций (например, подними руку). Используя сохранные анализаторы (зрительный, моторный) применяют неречевые формы работы: списывание коротких слов с картинок, жесты.
Упражнения
Работа по восстановлению фонематического слуха (специальные упражнения) ведется по сюжетным картинкам, подписанным снизу. Сначала берутся два слова контрастные по длине, например, машина и дом. «Покажи, где машина, а где дом». Больной соотносит звуковой образ с буквенным.
Параллельно ведется работа по восприятию звучания слов в процессе списывания. Затем берутся картинки со словами одинаковой слоговой структуры, но разными по звучанию (на-сос, за-бор).
На третьем этапе берутся слова с одинаковой слоговой структурой и разными по звучанию первыми (мак-рак) или последними звуками (лес-лев), и предлагают больному выбрать картинку со словом, начинающимся или кончающимся на тот или иной звук. Затем его просят вставить пропущенные буквы в словах.

Работа по восстановлению звуков длится 2-3 месяца, затем навыки закрепляют в речи, восстанавливая предметную отнесенность слова. Например, выбрать на картинке все деревянные предметы, всю одежду или обувь. Кроме того, восстанавливают возможность аналитического и глобального чтения. Ведется работа над пониманием семантики слов при помощи подбора определений к словам, дифференциации омонимов, омографов, омофонов, подбор антонимов и синонимов к слову.

Эффективным приемом при сенсорной афазии является списывание текста, которое дает больному возможность подыскать в уме нужное слово, согласовывая его с другими. Параллельно ведется восстановление чтения.

Работа при акустико-мнестической афазии
В случае, когда у больного нарушена слухоречевая память, лечение (коррекционная работа) ведется с опорой на зрительные представления о признаках предмета.
Упражнения
На первом этапе работают по восстановлению предметной отнесенности слов. Показывают больному предметные картинки и просят разложить подписи к ним или выбрать из списка предметов нужный. Например, «приехала машина скорой …»; «пошел в продовольственный…» и т.д. Объясняют функциональное назначение предметов, просят выбрать из множества картинок те, которые наиболее соответствуют ситуации, например, семья за обедом или прогулка по лесу. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты из двух-трех слов с опорой на сюжетные картинки. Ведется работа над схемой тела: показать по инструкции части тела у себя и на картинке.
На втором этапе работают над восстановлением ситуативно-обусловленной речи. Пациент выполняет инструкции, указывает на названный предмет, заполняет анкету, ведет ситуативную беседу. Впоследствии больному предлагают повторить серию слов или автоматизированные ряды, например, посчитать до 10, определить и дорисовать недостающий элемент у предмета, например, носик у чайника и т.д.
Также ведется работа по пониманию многозначности слов, подбору синонимов, антонимов, омонимов, составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ прослушанного текста. Сохранность фонематического слуха и понимания звуко-буквенной наполненности слова позволяют с первых же дней коррекционной работы составлять развернутые письменные высказывания, предотвращая бедность словарного запаса и аграмматизмов.
Вверх
Коррекция речи (лечение) при семантической афазии
Основная задача логопедической работы – устранение трудности в подборе названий к предметам, обогащение лексики и синтаксических конструкций высказывания. Опора делается на сохранные анализаторы: зрение, слухоречевую память, планирующую функцию речи.
Упражнения
Прежде всего, ведется работа по преодолению пространственной агнозии: восстановление схемы тела, преодоление нарушений зрительно-пространственного восприятия, восстановление связи слова с предметным образом. Конструктивно-пространственная апраксия корректируется через обучение последовательности расчленения рисунка на определенные сегменты. Для понимания наименований предметов необходимо сопоставлять различные свойства и функции целой группы слов, разбивая по категориям: мебель, одежда посуда и т.д.
Также определяется общность слов по их корневой части (лес, лесник, лесоруб), по суффиксальным признакам (столик, ножик). Ведется работа над пониманием синонимов, многозначных слов, переносного значения слова, восстановление причинно-следственных связей события, дифференциация предложно-падежных конструкций («мать накормила сына, кто поел?»), составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, объяснение стойких речевых выражений, интерпретация пословиц, улавливание логических и грамматических ошибок, допущенных в тексте.
Для преодоления акалькулии больному предлагают решить логические и математические задачи, уточнить разряд числа (десятки, сотни), закрепляют понятия «минус», «плюс», решают арифметические задачи. При зеркальном написании букв акцент делается на восстановление ориентированности больного в разном расположении предметов (левом, правом), откуда надо начинать писать букву, в какую сторону она «смотрит».

Восстановление речи при афферентной моторной афазии
Преодоление речевых трудностей при афферентной моторной афазии опирается на сохранность зрительного и акустического восприятия.
Упражнения
При грубо-выраженной форме сначала ведется работа по растормаживанию речи, по преодолению эмболофразии, выделение первых артикулем в словах. Перед тем как вызывать звук, больной должен «считывать» его с губ, с языка. Эффективнее начинать работу с вызова контрастных звуков: а, к, у. Для лучшего усвоения логопед использует схемы для каждого звука: а – большой кружок, у – узкий кружок, р – волнистая линия и т.д.
После закрепления артикуляционных навыков переходят к произнесению серии звуков, к звуко-буквенному анализу слова, чтобы избежать перестановок и замен звуков в слове. Используются: сопряженная речь, логопед вместе с больным произносят слова, а затем и устойчивые выражения; чтение автоматизированных рядов; чтение и запись под диктовку отдельных звуков; складывание слов из разрезной азбуки.
Затем переходят к отраженному произнесению слов. С помощью диалога работают над ситуативным пониманием речи и вызывают на ответы.
– Ты хочешь есть?
– Есть, да.
– Ты есть будешь?
– Буду.
– Ты будешь суп?
– Буду суп.

Кроме того, ведется работа по восстановлению аналитического чтения и письма.

Работа при эфферентной моторной афазии
Основная задача – восстановление кинетической моторной программы, преодоление инертности в переключении с одного артикуляционного уклада на другой, восстановление четкости устного и письменного высказывания.
Упражнения
Для этого используются письменные задания, в которых надо выбрать правильную последовательность слогов в слове. Например, Ле (рство, ка), мо (тва, ли). При грубом нарушении чтения и письма начинают работать над складыванием слогов из разрезной азбуки, составляя сначала двух, а затем и трехсложные слова (во-да, со-ба-ка). Для удобства чтения фразы можно переводить из горизонтального положения в вертикальное. Практикуется сопряженное чтение слов с определенной ритмической структурой. Используя сохранную функцию планирования речи, рисуют схему или план слова, фразы, которые позволяют преодолеть трудности переключения с одного слога на другой, персеверации и эхолалию.
Преодоление аграмматизмов достигается путем дописывания окончаний, вставки предлогов, восстановления смысловой структуры слова. При восстановлении экспрессивной речи дается задание закончить фразу: «я поменял постельное …» или рассказать для чего, какой предмет нужен.
Для развития глагольной лексики используется составления какого-либо плана или режима дня: «Я встал, оделся, умылся….» и т.д. Если чтение полностью нарушено, то используются специальные азбуки с картинками: А – арбуз, В – волк и т.д. Восстановление чтение производится параллельно со звуко-буквенным анализом слов. На поздних этапах больному советуют разгадывать несложные кроссворды.

Коррекционная работа при динамической афазии
Главной задачей при этой форме афазии является восстановление программирующей функции речи.
Упражнения
Больному рекомендуют составлять план действий, программу высказывания с опорой на вопросы, схемы, по серии сюжетных картинок с нарастающим действием. Афазик должен уметь определять последовательность действия героя картин, уметь классифицировать предметы на примере группы изображений: мебель, транспорт и т.д. Логопед создает условия для речевой активности, проводит ролевые беседы, обыгрывая ту или иную ситуацию: «Магазин «Одежда» находится справа от аптеки и слева от гастронома, как мне попасть с противоположной стороны улицы сначала в аптеку, а потом в магазин, где нужно купить хлеб».
Также больного учат преодолевать трудности в понимании переносного смысла слов, просят передать просьбу врача, составить рассказ на заданную тему, пересказать текст по предварительному плану.
Активности речи также способствует обсуждение событий дня, быстрое переключение с одной темы на другую: что было накануне, что будет завтра.
Параллельно ведется письменная работа по восстановлению в тексте пропущенных частей речи, правильное использование приставочных глаголов. На заключительном этапе пишется сочинение по серии картинок, составляются заявления, доверенности, письма друзьям.

Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 10.01.2018 2018-01-10

Статья просмотрена: 734 раза

Библиографическое описание:

Корсакова, Л. Ю. Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии / Л. Ю. Корсакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47668/ (дата обращения: 18.01.2022).

Статья посвящена речевым нарушениям и методикам их реабилитации. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны включать в себя индивидуальный урок и групповые занятия.

Ключевые слова: перспективы психологии, афазии, нейропсихологическая реабилитация, нейропсихология.

Abstract. The article is devoted to verbal violations and methods of their rehabilitation. There are different forms and methods of organizing neuropsychological rehabilitation of patients, but for qualitative restoration of speech processes, they must be combined. They should include an individual lesson and group lessons.

Keywords: prospects of psychology, neuropsychological rehabilitation, aphasia, neuropsychology

Цель исследования – рассмотрение причин, локализации и нейропсихологической реабилитации больных с нарушениями речи при локальных поражениях мозга.

1) проанализировать и обобщить теоретический материал по проблеме речевых расстройств;

2) выделить и сопоставить между собой основные подходы к изучению афазии в отечественной и западной психологии;

3) изложить концептуальный подход к нарушению ВПФ при локальных поражениях мозга, в том числе и афазии, подробно разработанный А.Р. Лурией и другими авторами;

4) проанализировать основные механизмы определения нарушений речи и их последующей нейропсихологической реабилитации.

Объект исследования – речевые расстройства.

Предмет исследования – анализ патологии речевого мышления.

Речь и ее нарушения затрагивают большой круг различных областей знания, таких как общая и детская психология, лингвистика, неврология, нейропсихология, физиология, дефектология, акустика, логопедия и т. д.

Как известно, общение человека с внешним миром в основном происходит с помощью речи, которая представляет собой сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь помогает человеку выражать переживания и чувства, получать информацию из внешнего мира о чувствах других людей по поводу внутренних и внешних событий их жизни. Она влияет на социальные действия и взаимодействия людей, а также на восприятие физического мира и действий в нем.

Особая актуальность изучения речевых расстройств связана с тем, что органические поражения мешают человеку гармонично существовать в мире. Они осложняют личную, семейную и в целом социальную жизнь человека. Таким людям необходима помощь и правильная коррекционная работа. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, психика человека сложная и многоуровневая система, а нарушение какой-либо «ячейки» этого механизма ведет к серьезным проблемам во всем функционировании.

Актуальность проблемы в клинико-психологическом аспекте связана с необходимостью разработки эффективных методов помощи больным людям вновь обрести себя, вернуться к семье, к работе, в окружающий социальный мир и поиске средств для обучения больных повторению, воспроизведению и пониманию речи.

Методы исследования – анализ исследований в данной области.

Одной из важных научных основ подхода к проблеме афазии явилась теория о системно-динамической локализации ВПФ. На ее основе А. Р. Лурия и его сотрудники смогли разработать методику определения формы нарушений и план ее реабилитации соответственно. В их работах показано, что виды афазий бывают разные и к каждой форме нарушения нужен свой определенный подход и анализ.

Трудности, возникшие в афазилогии (рассогласование теоретических представлений об афазиях, их классификаций с клиническими фактами и т.д.), потребовали нового подхода к изучению афазии. Концептуальный аппарат нейропсихологии, разработанный А. Р. Лурия и его сотрудниками является научной теоретической основой, которая открывает новое учение о речевых расстройствах и указывает на важность правильного определения формы афазии для реабилитации. Нейропсихологический метод анализа, современные представления о речи дают нам возможность более точно определить форму нарушения.

«Анализ афазии должен проводиться по следующей схеме:

1. Анализ клинической картины и выделение в ней существенных признаков.

2. Выделение основного дефекта.

3. Выделение (прогностически) фактора.

4. Выделение симптомокомплекса.

5. Выделение синдрома на основе симптомокомплекса.

6. Окончательное выделение центрального механизма (фактора).

7. Анализ психологическое картины нарушения речи (памяти, интеллектуальной деятельности и других ВПФ).

Эта схема позволяет структурировать получаемый при обследовании больных материал, отделять существенное от несущественного, проникать в суть нарушения речи или других ВПФ» (9, стр.72).

Наиболее эффективным является применение систем методов, в основе которых лежит восстановительное обучение. НРП требует работы над всей психической сферой субъекта и имеет ряд разных задач, но основная из них не просто приспособление больного к дефекту, а восстановление его высших психических функций.

Общие методы восстановительного обучения и реабилитации больных с локальными поражениями мозга можно поделить на вербальные и невербальные. При подборе рабочего материала к обоим видам необходимо учитывать частность, фонетическую и грамматическую сложность вербального материала и частотность и образность картиночного.

Другим важным аспектом нейропсихологической реабилитации являются аудиовизуальные методики и их роль в восстановлении речи при афазии. Специфические дефекты ВПФ, возникающие при локальных поражениях мозга часто сопровождаются рядом неспецифических общемозговых дефектов (общее снижение активности коры мозга, сужение объема и снижение темпа восприятия, увеличение времени, необходимого для переработки поступающей информации), что усложняет клиническую картину проявления основного дефекта психических процессов, хотя они и не затрагивают структуры процессов.

Л. С. Цветкова разработала группу специальных аудиовизуальных методов, помогающих преодолевать специфические и неспецифические дефекты. Например, метод просмотра больными кинокадров, метод озвученного чтения (синхронное чтение и прослушивание текста) и «магнитофонный метод».

Значение всех выше перечисленных методик заключается в возможности создания наиболее оптимальным условий для активного контроля за больными для восстановления речи и в возможности самостоятельного заочного обучения.

Понимание речи не простой и многоуровневый процесс, который использует различные средства для увеличения точности осознания значения и смысла текста, то есть использованию устной импрессивной речи. Ее главными центральными механизмами являются процессы звукоподрожания, удержания вербальной информации в оперативной памяти и процесс перешифровки логико-грамматических конструкций на единицы значения, а также объем воспринимаемого.

Нарушение понимания речи выступает в качестве ведущего симптома трех форм афазии – сенсорной (необходимо преодоление дефекта фонематического слуха и восстановление процесса звукоразличения), акустико-мнестической (необходимо преодоление дефектов слухоречевой памяти и сужения объема слухового восприятия, восстановление предметных образов) и семантической (необходимо обучение ориентировки в пространстве из-за нарушений понимания многих логико-грамматических конструкций).

«Важнейшим звеном в нейропсихологической практике является установление контакта с больным, что является результатом сплава научных познаний нейропсихолога (педагога, врача, логопеда) и его умений вступать в контакт с больными людьми, искусства общения. Однако в этой неформализуемой (или трудно формализуемой) части обучения имеется и ряд методов, которые показали свою эффективность. Интонация, жесты, форма общения с больным, содержание бесед – все это должно быть выверено в индивидуализировано для каждого больного, так как эта часть взаимодействия является средством реализации гуманного отношения к больному, его недугу, желанию и умению ему помочь» (9, стр. 407-408).

А. Р. Лурия писал: «Мозг человека является органом, регулирующим всю его деятельность, и поражения мозга, которые носят обычно стойкий характер, надолго выключают человека из работы, а иногда даже и из нормального общения с окружающими и нормальных жизненных отношений. Какими путями такой больной может быть включен в общественную трудовую жизнь? Какие меры должны быть приняты для того, чтобы такое включение в жизнь пошло по наиболее рациональным путям?». К сожалению, ответа на поставленные ученым вопросы все еще нет. Однако хочется надеяться, что в ближайшем будущем они появятся, а мы сможем оказывать квалифицированную помощь больным с речевыми расстройствами и другими нарушениями высших психических функций.

1. Изучение речевых расстройств ведется уже очень давно, и многие ученые пытались понять основные механизмы нарушений. Исходя из исследований были построены различные теории, помогающие найти способ восстановления утраченных человеком способностей. Проблема афазии актуальна до сих пор и требует дальнейшего изучения, так как люди, страдающие от этого нарушения нуждаются в правильной нейропсихологической реабилитации.

2. Наиболее качественный подход к проблеме речевых нарушений основывается на идеи динамической, системной локализации функций. Если рассматривать проблему с этой позиции, то афазия – это нарушение высших корковых процессов, то есть изменения в функционировании системы, которая страдает из-за органических поражений мозга. А. Р. Лурия и его коллеги сформулировали подход к изучению речевых расстройств, который помогает проводить качественную диагностику локальных поражений мозга и анализировать основные пути восстановления нарушенных функций.

3. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны включать в себя индивидуальный урок и групповые занятия. Однако разработка методов и способов взаимодействия этих двух форм восстановительного обучения – дело будущего и экспериментальные исследования в этом направлении пока еще на стадии развития.

При нарушениях речевых процессов человек переживает огромный стресс, так как не может нормально контактировать с окружающим миром. Подобные нарушения речевых и интеллектуальных умений и навыков возникают часто из-за различных заболеваний головного мозга, таких как, например, инсульт или черепно-мозговая травма. Очень важно помочь людям с такой проблемой, как афазия, вернуться к общественной жизни и труду. В связи с этим перед психологами стоит задача, которая заключается в оказании квалифицированной помощи человеку с таким заболеванием.

«Одним из важнейших требований нейропсихологической реабилитации (НПР) неврологических и нейрохирургических больных является раннее начало реабилитационной работы» (9, стр.11).

  1. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008. – 624 с.
  2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведение / А. Р. Лурия. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 384 с.
  3. Палмер Д. Эволюционная психология: Секреты поведения Homo sapiens. – ОЛМА Медиа Групп, 2003. – 382 с.
  4. Тонконогий И.М. Клиническая нейропсихология / И.М. Тонконогий, А. Пуанте. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 528 с.
  5. Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. (+CD-ROM) / Е.Д. Хомская. – СПБ.: ПИТЕР, 2016. – 496 с.
  6. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. Изд. «Просвещение», М., 1988.
  7. Цветкова Л. С., Торчуа Н. Г. Афазия и восприятие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 176 с.
  8. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение – АО «Учеб. Лит.», 1995. – 304 с.
  9. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 424 с.

Новые возможности в медикаментозной терапии постинсультной афазии

Рассмотрены подходы к реабилитации пациентов с постинсультной афазией разной степени выраженности. Проведено изучение динамики темпов восстановления речи и других когнитивных функций на фоне комплексной терапии с включением ингибитора холинэстеразы у паци

Approaches to rehabilitation of patients with post-stroke aphasia of different severity levels were studied. Dynamics of speech and other cognitive function restoration on the background of complex therapy including cholinesterase inhibitor was studied in patients who suffered from first ischemic stroke in the left cerebral hemisphere.

Показатели заболеваемости и смертности от инсульта в России среди больных трудоспособного возраста увеличились за последние 10 лет более чем на 30% [1]. В большинстве случаев после инсульта возникают двигательные расстройства (гемипарезы, монопарезы), которые определяют степень инвалидизации, утрату трудоспособности и нарушения бытовой активности [2]. Реабилитация больных после инсульта не исчерпывается мероприятиями по восстановлению только двигательных функций. Другие расстройства, обусловливающие необходимость проведения реабилитации, включают нарушения речи и других высших корковых функций, сенсорные расстройства, дисфагию, зрительные нарушения и др. [3].

Афазия наблюдается более чем у 30% больных, перенесших инсульт, локализующийся в левой гемисфере, в 70% случаев сочетается с парезом мышц языка, то есть речевые нарушения имеют сложное патогенетическое происхождение, что требует комплексного подхода к реабилитации. Выделяют следующие виды афазий: моторная (нарушение произвольной собственной речи), сенсорная (нарушение понимания речи окружающих), амнестическая (речевые нарушения проявляются только в забывании названия отдельных предметов и действий), сенсомоторная (нарушены и собственная речь, и понимание речи окружающих), крайним выражением которой является тотальная афазия (собственная речь полностью отсутствует, больной не понимает речь окружающих) [4]. В синдром афазии как системного нарушения речи входят нарушения письма (аграфия) и чтения (алексия). Другой частый вид речевых нарушений после инсульта — дизартрия, для которой характерно нарушение правильной артикуляции звуков при сохранности «внутренней» речи, понимания речи окружающих, чтения и письма. Прогностически наиболее неблагоприятной в отношении восстановления речи является тотальная или грубая сенсомоторная афазия в острой стадии инсульта, особенно если выраженные сенсомоторные нарушения сохраняются в течение 3–4 мес.

К основным принципам реабилитации больных, перенесших инсульт, следует отнести раннее начало восстановительных мероприятий с активизацией пациента, мультидисциплинарный подход, непрерывность, последовательность и преемственность на всех этапах ее проведения. Основным методом реабилитации больных с постинсультными речевыми нарушениями являются длительные и систематические психолого-педагогические коррекционные занятия (индивидуальные и групповые), которые проводят логопеды-афазиологи и нейропсихологи [5, 6].

В настоящее время постинсультный период принято подразделять на четыре периода: острый период (первые 3–4 нед); ранний восстановительный период (первые 6 мес); поздний восстановительный период (от 6 мес до 1 года) и резидуальный период (более 1 года). Речевую реабилитацию необходимо начинать уже в остром периоде инсульта, как только позволит общее состояние больного и состояние его сознания [5]. В раннем восстановительном периоде, в свою очередь, можно выделить два временных интервала: до 3 мес, когда в основном происходит восстановление объема движений и силы в паретичных конечностях и заканчивается формирование постинсультной кисты, и от 3 до 6 мес, когда продолжается восстановление утраченных двигательных навыков. Восстановление речи, социальная и психологическая адаптация занимают более длительное время [5, 6]. Занятия по восстановлению речи можно проводить на фоне приема ноотропных препаратов, оказывающих активирующее влияние на интегративные функции мозга: речь, память, внимание, способность к обучению. К медикаментозным средствам, доказавшим свою эффективность в нейрореабилитации, относят: церебролизин, нафтидидрофурил, мемантин и Ноотропил и др. [7–9]. Учитывая, что в основе реабилитации лежит нейропластичность — способность мозга изменять свою функциональную и структурную организацию, способность различных его структур вовлекаться в разные формы деятельности, под действием собственных нейротрасмиттерных и нейротрофических факторов, более предпочтительными могут считаться препараты с подобными доказанными эффектами [5, 6, 10, 11]. Представителем данной группы является препарат ипидакрин (Ипигрикс). В основе действия ипидакрина лежит комбинация двух молекулярных механизмов: блокады калиевой проницаемости мембраны и ингибирования холинэстеразы. Влияние на калиевую проницаемость мембраны и удлинение периода возбуждения в пресинаптическом волокне во время прохождения нервного импульса обеспечивает выход больших количеств ацетилхолина в синаптическую щель [4, 5, 10]. Холинергическая система играет определяющую роль в процессах внимания, памяти, обучения, таким образом, эффекты ипидакрина могут быть полезны при проведении восстановительной терапии после инсульта.

Целью настоящего открытого рандомизированного контролируемого исследования являлось изучение динамики темпов восстановления речи и других когнитивных функций у пациентов, перенесших первый ишемический инсульт (ИИ) в левом полушарии головного мозга на фоне применения препарата Ипигрикс в дозе 60 мг/сутки.

Материал и методы

В исследовании приняло участие 45 пациентов (15 мужчин и 30 женщин) в возрасте от 35 до 78 лет на момент развития первого ИИ, поступивших на реабилитацию в стационарное отделение с круглосуточным пребыванием Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Критерии включения пациентов в исследование:

  • все пациенты перенесли первый ИИ в бассейне левой средней мозговой артерии;
  • диагноз ИИ, верифицированный данными МРТ/КТ головного мозга. Допускались наличия признаков хронической ишемии головного мозга, указания о возможном перенесении транзиторных ишемических атак;
  • госпитализация в период от 1 месяца до 1 года после развития ИИ.

Критерии исключения пациентов из исследования:

  • повторный ИИ;
  • локализация очага не в доминантном полушарии головного мозга;
  • паренхиматозное либо субарахноидальное кровоизлияние;
  • эпилептический синдром в анамнезе или в структуре настоящего заболевания;
  • приверженность к алкоголизации;
  • установленная гиперчувствительность к ипидакрину.

В отделении все пациенты наблюдались на протяжении всего периода реабилитации врачами: неврологом, терапевтом, психиатром, эндокринологом. Всем пациентам, включенным в исследование, было выполнено обследование:

  • антропометрические измерения: вес, рост, расчет индекса массы тела (ИМТ), измерение объема бедер, объема талии;
  • ЭКГ в 12 стандартных отведениях;
  • ЭЭГ по стандартной методике, для исключения эпилептических паттернов;
  • МРТ головного мозга для верификации очагового поражения головного мозга, анализа топики и размеров постинсультных изменений, наличия признаков хронической ишемии;
  • проведено двукратное исследование биохимических показателей крови в начале курса лечения и по его завершении.

Всем пациентам, включенным в исследование, было выполнено двукратное нейропсихологическое обследование высших психических функций (ВПФ) с выделением форм афазий. Нейропсихологическое исследование состояния ВПФ проводилось в русле методологии А. Р. Лурия, в соответствии с представлениями о системной динамической локализации ВПФ, с использованием принципа синдромного анализа [11, 12]. Для исследования когнитивной симптоматики и динамики ее восстановления в работе использовались следующие методики:

1) Монреальская шкала оценки когнитивных функций (исследование зрительно-конструктивных/исполнительских навыков; называния, памяти, внимания, речи, абстрагирования, отсроченного воспроизведения и ориентировки);
2) шкала Л. И. Вассермана для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга;
3) шкалы батареи нейропсихологического исследования А. Р. Лурия (1969), в печатных работах иногда указывается как батарея Лурия–Небраска (исследование «неречевой» когнитивной симптоматики — динамического и кинестетического мануального праксисиса, зрительного и слухового гнозиса, произвольного контроля за деятельностью (регуляторного компонента когнитивных функций), нейродинамики (фонового компонента когнитивных функций)).

Двукратное нейропсихологическое обследование позволило оценить динамику восстановления высших психических функций (путем сопоставления количественных показателей, полученных при первичном и повторном нейропсихологических обследованиях) в результате курса фармакотерапии в системе комплексной реабилитации. Каждое нейропсихологическое обследование из-за повышенной утомляемости пациентов и речевых нарушений осуществлялось в ходе 2–3 встреч продолжительностью около 35–40 минут.

Таким образом, в результате анализа нарушений различных видов речевой деятельности и проведения количественной оценки степени выраженности речевых нарушений, мы имели возможность определить для каждого больного «речевой диагноз»: выявить преимущественную речевую симптоматику при смешанных речевых расстройствах, а также оценить степень выраженности речевого дефекта, а в конце исследования оценить динамику реабилитационного процесса.

Курс нейрореабилитационного лечения, включающий в себя комплексный, междисциплинарный подход, составлял 21 день для каждого пациента. Все пациенты ежедневно получали базовую медикаментозную терапию основных сердечно-сосудистых, эндокринных, неврологических заболеваний. Ежедневно проводились занятия лечебной физкультуры, массаж, физиопроцедуры, а также обязательные индивидуальные и групповые занятия с нейродефектологами и нейропсихологами. Помимо перечисленных методов реабилитации, пациентам и их родственникам также были предложены рекомендации по организации ежедневной активности, которые они смогли бы использовать за пределами стационара (рис. 1). Рекомендации просты и изложены доступным языком, однако их выполнение имеет важное значение, поскольку они помогают пациентам быстрее восстановиться и поддерживать необходимый уровень активности в дальнейшем.

Далее пациенты каждой группы были рандомизированы в группы. 1-я (n = 30) группа, в которой пациентам в комплекс нейрореабилитации был включен Ипигрикс по 20 мг три раза в день на протяжении 21 дня. 2-я группа (n = 15) — группа, в которой Ипигрикс не применялся.

Исследование выполнено в соответствии с Хельсинкской декларацией, принятой в июне 1964 г. и пересмотренной в октябре 2000 г. (Эдинбург, Шотландия). От каждого пациента получено информированное согласие.

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась при помощи программы SPSS Statistics Version 20. Данные представлены в виде медианы (Ме) и интерквартильного размаха в виде 25% и 75%. Достоверность различий оценивалась с использованием критериев Манна–Уитни для независимых выборок и критерия Уилкоксона для парных случаев непараметрических распределений. Различия считались достоверными при значениях p

В. Н. Шишкова 1 , кандидат медицинских наук
Л. И. Зотова
Н. Г. Малюкова,
кандидат психологических наук
Н. В. Кан
Е. М. Гасанова
В. С. Калачева
М. А. Кудряшова

ГБУЗ ЦПРиН ДЗМ, Москва

Новые возможности в медикаментозной терапии постинсультной афазии/ В. Н. Шишкова, Л. И. Зотова, Н. Г. Малюкова, Н. В. Кан, Е. М. Гасанова, В. С. Калачева, М. А Кудряшова
Для цитирования: Лечащий врач № 2/2019; Номера страниц в выпуске: 64-69
Теги: афазия, когнитивные функции, восстановление, ноотропная терапия

Принципы реабилитации больных с афазией

Анализ восстановления речи с учетом компьютерно-томографических данных о размерах, локализации и характере инсульта позволил сделать вывод, что в большинстве случаев восстановление речевых функций зависит от размеров очага поражения.

Факторы, влияющие на восстановление речи

Грубый речевой дефект с относительно плохим восстановлением речи наблюдается при большом инфаркте, распространяющемся на корково-подкорковые образования двух-трех долей доминантного полушария. При поверхностно расположенном очаге таких же размеров, но без распространения на глубинные образования мозга, восстановление речи идет лучше.

При небольших же по размеру поверхностных очагах, даже расположенных в речевых зонах Брока и Вернике, происходит, как правило, значительное восстановление речевой функции.

Важными прогностическими факторами восстановления являются исходная тяжесть и форма речевого дефекта. Хуже восстанавливается речь при наличии в остром периоде инсульта тотальной и грубой сенсомоторной афазии, а когда в остром периоде инсульта наблюдается моторная афазия, можно прогнозировать хорошее восстановление речевой функции.

При кровоизлияниях речь восстанавливается значительно лучше, чем при инфаркте мозга. Это объясняется тем, что кровоизлияния как правило, располагаются в глубоких структурах мозга, а корковые речевые зоны остаются интактными.

Отрицательно влияют на процесс восстановления речи наличие у больных сопутствующего снижения интеллекта и памяти, а также депрессии. Пожилой возраст, если он не сопровождается снижением интеллекта, не оказывает отрицательного влияния на восстановление речи. Раннее начало речевой реабилитации, включающее занятия с логопедом-афазиологом на фоне приема ноотропов, относится к числу факторов, положительно влияющих на восстановление речевых функций.

Основные принципы реабилитации больных с афазией

К числу основных принципов реабилитации больных с афазией относятся:

  1. раннее начало;
  2. длительность и поэтапность;
  3. комплексность (включение в реабилитационный комплекс наряду с логопедическими занятиями медикаментозной терапии, трудотерапии, а при сопутствующих парезах — ки-незотерапии);
  4. индивидуализация реабилитационных программ в зависимости от формы и степени речевых расстройств, возраста, сопутствующих неврологических нарушений и соматических заболеваний.

Наряду с индивидуальными занятиями, с появлением хотя бы в ограниченном объеме собственной речи, показаны и групповые занятия, во время которых преодолевается определенная камерность индивидуального обучения, необходимого на первых этапах реабилитации. Групповые занятия развивают коммуникативную сторону речи, повышают эмоциональную мотивацию (из-за стремления каждой личности к соревнованию) и мобилизуют волевые качества. Групповые занятия — это переход к нормальной социальной среде.

Целесообразно комплектовать группы по 3-5 человек с приблизительно одной степенью тяжести и одной формой речевых нарушений. Во время занятий используют самые различные формы работы: беседы на различные темы, театрализованные представления, речевые игры, показ и обсуждение диафильмов, видеофильмов и т. д.

Большое место в реабилитационном процессе занимает работа с семьей, особенно на амбулаторном этапе реабилитации. Работа с семьей включает:

  • обучение членов семьи методике проведения дополнительных речевых занятий с больным;
  • консультации по созданию в семье благоприятного психологического климата, сочетающего доброжелательность с требовательностью: больному одинаково вредит и назойливая гиперопека близких и их невнимательность.

Врач-реабилитолог и логопед-афазиолог должны объяснить членам семьи цели, задачи и перспективы реабилитации, должны оказывать психологическую помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов. Больной, лишенный семейной поддержки, имеет более плохой прогноз восстановления речевых функций по сравнению с больным, окруженным заботой и вниманием близких.

Методы восстановительного обучения зависят от этапа восстановления. На раннем этапе используют механизм растормаживания функционально недеятельных, но морфологически сохранных нейронов (снятие диашиза). Для этого применяются специальные стимулирующие методики восстановительного обучения. На более поздних этапах включаются механизмы компенсаторной перестройки нарушенных функций и соответственно меняются методики восстановительного обучения.

Главным в восстановительном обучении является то, что оно должно быть направлено на восстановление всех сторон речи: понимания, правильной артикуляции, свободного высказывания, чтения, письма. В процессе восстановления речи важно включение механизма «обратной связи» путем записывания собственной речи на магнитофонную пленку с последующим прослушиванием ее. Подробно конкретные методики восстановительного обучения больных с афазией изложены в соответствующих пособиях.

Восстановительное лечение проводится на фоне медикаментозной терапии. В медикаментозной терапии больных с афазией главное место занимают ноотропы, оказывающие активирующее влияние на интегративные функции головного мозга. При применении ноотро-пов улучшаются память, внимание, повышается способность к обучаемости. Наиболее эффективны ноотропил (пирацетам) и энцефабол (пиридитол). Ноотропил принимается в дозе 2,4—3,2 г в день (по 2—3 капсулы 3 раза в день) в течение нескольких (2—6) месяцев. Вводят ноотропил и внутримышечно (20 % раствор по 5,0 ежедневно, курс 20-30 инъекций). Энцефабол принимается по 0,3—0,6 г в день (по 1—2 табл. 3 раза в день) в течение 2—4 месяцев. В качестве нейротрофического средства используется и церебролизин (по 5,0 внутримышечно, или 5,0—10,0 внутривенно капельно на физрастворе, курс 20—30 инъекций или вливаний).

Медицинская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. Кн. I. 2010

Восстановление речи при афазии

Что дает нам возможность выражать свои мысли и чувства, общаться с окружающими? Речь. Ее значение в нашей жизни переоценить невозможно. И поэтому заболевания, связанные с частичной или полной потерей возможности речевого общения, так тяжелы для людей. Чаще всего это происходит вследствие инсульта. Но также нередки случаи возникновения речевых нарушений на фоне медленно растущей опухоли в головном мозгу, деменции, нейроинфекции или черепно-мозговой травмы. Такое нарушение называется афазией.

В зависимости от причин возникновения, афазия может возникнуть внезапно (как, например, при инсульте или черепно-мозговой травме или развиваться постепенно вследствие дегенеративных процессов в головном мозгу или нейроинфекции). Но чаще всего афазия возникает на фоне острого нарушения мозгового кровообращения (инсульт), который бывает двух видов: ишемический и геморрагический. Ишемический инсульт является следствием тромбоза, когда кровь перестает поступать к одному из отделов мозга. Геморрагический инсульт возникает в результате кровоизлияния в мозг.

Далеко не каждый инсульт дает нарушение речи. Принципиальным фактором является локализация очага поражения. Принято считать, что афазия возникает при поражении левого полушария. В зависимости от места повреждения мозговой ткани выделяют следующие виды афазии:

Сенсорная. Возникают трудности понимания речи окружающих вследствие нарушения способности к распознаванию звукового состава речи. Hарушено произношение слов.

Моторная. При относительно сохранном понимании больной испытывает трудности при переходе от одного звука или слова к другому.

Акустико-мнестическая. Нарушено понимание речи в усложненных условиях в следствии сужения объема слухоречевой памяти. Больной испытывает трудности в подборе нужного слова.

Семантическая. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций, предлогов. Возникают значительные трудности в счетных операциях.

Динамическая, при которой страдает активная связная речь как результат нарушения планирования речевого высказывания.

При всех видах афазии также страдает письмо и счет. В зависимости от вида нарушения они имеют свои особенности и пути восстановления.

Особое место в речевой реабилитации при афазии занимает работа с родственниками больного. После выписки из стационара именно они находятся с пациентом большую часть времени. При соблюдении несложных правил общения и выполнении заданий логопеда они могут заметно повлиять на процесс восстановления речи.

Рекомендации, которые логопед обычно дает родственникам пациента с афазией.

1) Использовать в речи простые короткие фразы.
2) Говорить медленно, давая родственнику время для осознания сказанного и обдумывания ответа.
3) При разговоре исключить посторонние шумы, такие как ТВ, радио.
4) Приучать больного к использованию альтернативных средств коммуникации – например, жестов и пиктограмм.
5) Вовлекать человека в беседу, не исправляя его ошибки и не пытаясь договорить фразу за него. Оживлять воспоминания с помощью фото, видеоматериалов.

Психологические аспекты восстановления речи

После проведения активного комплекса восстановительных мероприятий на раннем этапе реабилитации на передний план выходит социально- психологический аспект проблемы. Вследствие резкого изменения социального статуса, человек оказывается вне привычного круга общения : коллеги, друзья. И речь, и часто сопутствующие афазии двигательные нарушения не дают пациенту возможности чувствовать себя как раньше, в центре событий. Следствием часто является депрессия, нежелание продолжать комплекс процедур отсроченной реабилитации и даже отказ от занятий с логопедом.

Для преодоления проблем, связанных с нарушением предметной деятельности, как правило, прибегают к помощи эрготерапевта. Для преодоления проблем речевого общения используют групповые занятия, помощь психолога. Благодаря этому пациенты даже со значительными речевыми нарушениями могут найти себя в новой и непростой для себя социальной ситуации.

Особое место в речевой реабилитации при афазии занимает работа с родственниками больного. После выписки из стационара именно они находятся с пациентом большую часть времени. При соблюдении несложных правил общения и выполнении заданий логопеда они могут заметно повлиять на процесс восстановления речи.

Рекомендации, которые логопед обычно дает родственникам пациента с афазией.

1) Использовать в речи простые короткие фразы.
2) Говорить медленно, давая родственнику время для осознания сказанного и обдумывания ответа.
3) При разговоре исключить посторонние шумы, такие как ТВ, радио.
4) Приучать больного к использованию альтернативных средств коммуникации, например, жестов и пиктограмм.
5) Вовлекать человека в беседу, не исправляя его ошибки и не пытаясь договорить фразу за него. Оживлять воспоминания с помощью фото, видеоматериалов.

После пребывания в больнице и на реабилитации, где занятия проходили ежедневно, очень важно продолжать восстановительное обучение. Приемы работы , используемые специалистами, зависят от степени выраженности речевого дефекта. Но при тяжелой форме афазии будут полезны следующие виды деятельности :

  • Совместное пропевание знакомых песен.
  • Проговаривание известных пациенту стихов.
  • Перечисление дней недели, времен года, месяцев, прямой порядковый счет.
  • Договаривание известных пословиц и поговорок.
  • Подкладывание надписей под изображение различных предметов.
  • Актуализация обобщающих понятий, таких как Овощи. Фрукты, Мебель, Посуда, Деревья и т.п.
  • Припоминание имен членов семьи, родственников, друзей.

Благодаря выполнению этих несложных заданий у пациента восстанавливаются пострадавшие и распавшиеся связи в головном мозгу, оживает чувство языка и появляются предпосылки для восстановления речи.

Специалисты нашего Центра оказывают комплексную помощь при афазии и консультируют родственников больного. Чтобы записаться на консультацию – очную или онлайн – и/или получить более детальную информацию, пришлите нам запрос через форму на сайте или позвоните по телефону 8-911-093-83-09

  • Главная
  • О центре
  • Наши специалисты
  • Цены
  • Ваши вопросы
  • Онлайн-занятия
  • Отзывы
  • Коллегам
  • Публикации
  • Логопед взрослым
  • Логопед детям
  • Логопедический массаж
  • БОС
  • Новости
  • Контакты
  • Психолог

© « Центр коррекции речи Анны Белик »

Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, logoped@belikcenter.ru , Skype: Beliklogocenter

Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

Читайте также:
Счётные палочки - развитие мелкой моторики рук и готовности детей к обучению грамоте и письму
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: