Программа внеурочной деятельности по логопедии

Рабочая программа по внеурочной деятельности логопедического кружка

Наталья Силаева
Рабочая программа по внеурочной деятельности логопедического кружка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Абаканская общеобразовательная школа – интернат»

решением педагогического совета

от ___ 20 __ года протокол № __

Председатель ___Табатадзе Т. А.

Рабочая программа

По внеурочной деятельности «Речецветик»

Учитель – логопед: Силаева Наталья Михайловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности логопедического кружка «Речецветик»составлена на основе:

– адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утверждённой приказом №82 от 30.08.2016г. ;

– «Положения о рабочей программе внеурочной деятельности, реализующей ФГОС (I вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)», приказ №151 от 29. 12. 2016г.

«Сборника примерных программ внеурочной деятельности» под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения). Программы для развития речи, формирования правильного произношения. – Учимся говорить правильно. Мультимедийное пособие, 2009.

программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гумманизацию и индивидуализацию в подходах, к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Это касается и работы учителей-логопедов. Хорошим помощником в данной области служит внеурочная деятельность школьников.

Статистика нарушений речи с каждым годом увеличивается. Эта проблема очень актуальна. У учащихся возникает проблема не только в говорении, но и в элементарном общении. Многие дети не умеют выражать свои мысли, имеют скудный словарный запас, нарушена лексика, грамматика, дикция. Ученики младшего школьного возраста не умеют обобщать предметы по определенным признакам, неправильно употребляют предлоги в речи, не умеют составлять рассказы и т. д. Это касается не только детей, имеющих нарушения речи.

Вряд ли приходится сомневаться в том, что дети наши, когда вырастут взрослыми, будут знать, понимать и уметь гораздо больше, чем мы сегодня. Оно и понятно – жизнь не стоит на месте, развивается. Каждый день появляются новые машины, технологии, методы, науки. А вместе с ними нарождаются и новые слова, понятия и категории.

Младший школьный возраст – важнейший этап в развитии личности. Одним из главных критериев личностного развития детей младшего школьного возраста является максимально индивидуальный подход к каждому ребёнку в соответствии с периодом его активного самостоятельства.

Цель: создание условий для формирования правильной грамотной речи, умение выражать свои мысли, обогащение словарного запаса учащихся.

Создать условия для выявления индивидуального речевого нарушения учащихся.

Создать условия для определения пути преодоления выявленных нарушений.

Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.

Создать условия для развития артикуляционной моторики.

Создать условия для совершенствования моторики пальцев рук и кистей рук.

Способствовать формированию речевого выдоха.

Создать условия для развития фонематического слуха.

Создать условия для совершенствования интонационной выразительности речи (дикция, орфоэпия).

Способствовать обучению учащихся правилам работы со скороговорками.

Создать условия для развития у детей самоконтроля за собственной речью.

Работа с учащимися проводится в группе, все участники группы объединены общими целями и задачами. А именно совершенствовать и обогащать свою устную речь. Групповая форма работы помогает участникам:

– приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;

– преодолевать трудности речевого общения;

– развивать формы словесного говорения, которые будут функционировать в реальной жизни;

– развитие ценностных ориентиров (коммуникабельности, предприимчивости, самостоятельности, организационной и управленческой компетентности, конвенциональности, законности).

В групповые занятия включены игровые и двигательные задания. Главная задача занятий помочь учащимся говорить правильно через игру.

Важно оговорить с участниками заранее основные принципы занятий:

– активность на занятии;

– доверительность при речевом высказывании;

– одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга.

Описание места внеурочной деятельности «Речецветик» в учебном плане

Внеурочная деятельность входит в учебный план МБОУ «Усть-Абаканская ОШИ». Общая недельная нагрузка составляет 1 час в неделю.

Четверть Количество недель Количество часов в неделю, в четверть, за год

1четверть 8 недель 8

2четверть 8 недель 8

3четверть 10недель 10

4четверть 8 недель 8

год 34 недели 34

Планируемые личностные результаты внеурочной деятельности и их оценка

В результате работы по данной программе,у обучающихся будут сформированы следующие навыки:

– расширение словарного запаса;

– осознание значимости правильного говорения для личного развития;

– потребность грамотного и четкого изложения своих мыслей;

– умение планировать грамотную речь.

В ходе реализации данной программы у младших школьников формируются следующие личностные результаты внеурочной деятельности:

-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

-понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

-расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

-умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

– ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;

– способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

– заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность;

– добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание программы «Речецветик» дает возможность для воспитания ученика, умеющего грамотно разговаривать. Ученик овладевает основами грамотной речи, в процессе работы у него развиваются мелкая и артикуляционная моторика, формируется лексико-грамматическая сторона речи, обогащается словарный запас, развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Читайте также:
Родительское собрание в подготовительной группе на тему Готовность к школе

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Поэтому в своей работе одним из обязательных этапов будет развитие артикуляционной моторики.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

В программу курса также входят: беседы о значении грамотной речи, для чего необходимо правильно и красиво говорить. Все занятия обобщены по лексическим темам. Занятия построены таким образом, чтобы ребенок мог научиться спокойно и уверенно высказывать не только свои мысли, но и запомнил материал данного занятия. Обязательно на занятие включены этапы по отработке мелкой моторики. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например “Сорока-ворона…”. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. В данной программе задания на развитие движений рук включены обязательно.

Работа над дикцией, работа с пословицами и скороговорками – тоже один из этапов занятий. Скороговорка – род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, если произнести фразу полностью. Это уникальное явление языковой культуры любого народа. Для проработки разных звуков, например щ, ш, с, ж и т. д., существуют и разные скороговорки. Скороговорка – это наилучший способ для того чтобы научить ребёнка красивой речи без запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая. Маленькие, короткие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой, красивой и правильной речи.

Каждое занятие включает в себя четыре этапа:

1. Вступление, направленное на подготовку речевой моторики к более продуктивному действию-говорению.

2. Основная часть, состоящая из непосредственного тренинга по овладению навыками и умениями.

3. Заключение, включающее в себя различные упражнения по восстановлению дыхания.

4. Подведение итогов, направленное на закрепление и получение обратной связи.

В процессе занятий используются различные формы работы и методические приёмы:

– дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;

Основные методы обучения,используемые на занятиях:

– методы ролевого моделирования типовых ситуаций,

Материально-техническое обеспечение: Компьютер, зеркала, ватман, цветные карандаши, пластилин, шарики Су Джок, демонстрационные пособия («Мебель», «Посуда», «Времена года», «Животные Африки» и т. д.); ТСО (мультимедийное пособие “Учимся говорить правильно”, «Баба-Яга учится читать», «Игры для Тигры», компьютерные технологии В. М. Акименко и т. д.

1. Ананьев Б. Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания, М., 2009.

2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2010. Ч. 1.

3. Внеурочная деятельность школьников.Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

4. Гомзяк О. С. Говори правильно. /О. С. Гомзяк. – ГНОМ и Д, 2009.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. М. : ГНОМ и Д, 2011.

6. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М. : ЭКСМО, 2009 г.

7. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Издательский дом “Литера”, 2010 г.

8. Сборник примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. ]; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

9. Программа для развития речи, формирования правильного произношения. – Учимся говорить правильно. Мультимедийное пособие, 2009.

Календарно-тематическое планирование «Речецветик»

1четверть (8 часов)

Раздел «Мир полон звуков»

1. 4.09 В мире безмолвия и невиданных звуков

2. 11.09 В гости к Алфавиту

3. 18.09 В гости к Алфавиту

4. 25.09 В стране «говорящих скал»

5. 2.10 В стране «говорящих скал»

6. 9.10 Путешествие в страну гласных звуков

7. 16.10 Путешествие в страну гласных звуков

8. 23.10 Хитрые гласные (гласные 1 ряда)

2 четверть (8 часов)

Раздел «Волшебный замок букв и звуков»

9. 6.11 Хитрые гласные (гласные 2 ряда)

10. 13.11 Интересные согласные

11. 20.11 Два разделительных брата Ь

Читайте также:
Развитие языкового анализа и синтеза (Домашние задания)

12. 27.11 Два разделительных брата Ъ

13. 4.12 Такие похожие, но разные буквы (смешивание букв по оптическому сходству)

14. 11.12 Такие похожие, но разные буквы (смешивание букв по оптическому сходству)

15 18.12 Такие похожие, но разные букв (смешивание букв по оптическому сходству)

16. 25.12 Сомнительный парный согласный

3 четверть (10 часов)

Раздел «Путешествие в страну слов»

17. 15.01 Сомнительный парный согласный

18. 22.01 Эти интересные сочетания: ЧК,ЧН

19. 29.01 Эти интересные сочетания: ЧК,ЧН

20. 5.02 Создание памятки «Правила переноса»

21. 12.02 Волшебное средство – самоинструкция

22. 19.02 Волшебное средство – самоинструкция

23. 26.02 Память и грамотность

24. 5.03 Учимся составлять кроссворд, придумывать ребус

25. 12.03 Слова-спорщики (антонимы)

26. 19.03 Слова-спорщики (антонимы)

4 четверть (8 часов)

Раздел «Как делаются слова»

27. 2.04 Слова-друзья (синонимы)

28. 9.04 Слова-друзья (синонимы)

29. 16.04 Чудеса в стране слов (многозначные слова)

30. 23.04 Слова – омонимы

31. 30.04 Слова-омофоны

32. 7.05 О пользе знаков препинания

33. 14.05 О пользе знаков препинания

34. 21.05 О пользе знаков препинания

Рабочая программа фольклорного кружка «Ладушки» на 2018–2019 год Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно речевое развитие и социально.

Рабочая программа хореографического кружка «Карамельки» Пояснительная записка. В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество.

Рабочая программа кружка опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет Пояснительная записка Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица Рабочая программа.

Рабочая программа кружка по бумагопластике Программа кружка «Фантазеры» (бумагопластика) Пояснительная записка Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность,.

Рабочая программа кружка «Звукарик» Филиал «Колокольчик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Принято педагогическим советом.

Рабочая программа кружка «Юный исслдователь» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Воспитатель Е. Н. Романова 2017 – 2018г Пояснительная записка программы «Юный Исследователь».

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружка «Шашки» для детей 5–7 лет Пояснительная записка Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других.

Рабочая программа работы кружка «Волшебные ладошки» по изобразительной деятельности для детей 3–7 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10 «РУЧЕЕК» Рабочая программа работы кружка «Волшебные ладошки».

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Настольные игры» для 3 класса 1. Планируемые результаты освоения курса «Настольные игры» Воспитательные результаты: Результаты первого уровня: приобретение.

Программа внеурочной деятельности учителя-логопеда “Мир звуков и букв”

Программа внеурочной деятельности учителя-логопеда “Мир звуков и букв”

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яйская основная общеобразовательная школа № 3»

Утверждена: Приложение к ООП НОО

Директором МБОУ «Яйска оош №3 МБОУ «Яйская оош № 3»,

приказ № 194___ от _28.08____2017г. утвержденной приказом

__________ Н.Г. Булаева № 291/1 от _31.08.2015__ г

«Загадки звуков и букв»

Количество часов в неделю: 1 класс – 1 час

Количество часов в год: 1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

Мордакова Дарья Сергеевна

Рассмотрено Согласовано Принято

На заседании РМО зам директора по УВР педагогическим советом

Протокол №1 О.А. Будникова Протокол №1

От______2017г от _28.08._2017г

Рабочая программа разработана на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. (Стандарты второго поколения).

Цель программы.

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной несформированностью языковых и речевых средств обучающихся;

создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы.

Каждый этап коррекционной работы по устранению несформированности языковых и речевых средств обучающихся решает ряд специфических задач:

• формирование фонематических процессов;

• уточнение и расширение лексического запаса;

• формирование грамматического строя речи;

• формирование полноценной связной речи;

• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка и т.д.);

• развитие направленного восприятия речи педагога и внимания детей к речи других детей;

• формирование навыков самоконтроля и самооценки;

• формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений. Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

• активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков;

• активизация внимания, памяти, мышления;

• развитие мелкой пальцевой моторики;

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе своей работы.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Читайте также:
Обучение рассказыванию - конспект логопедического занятия

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

– описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» – «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание программы:

Количество часов

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ»
рабочая программа по логопедии (2, 3, 4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ» разработана для 2-4 класса начальной школы для обучающихся с ОВЗ (интеллекттаульными нарушениями)

Скачать:

Вложение Размер
2-4_a_vneurochka_logoped.docx 82.35 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ»

1.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Логопедия»

  1. В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты курса «Логопедия»

  • результате изучения курса «Логопедия» у обучающихся будут сформированы:
  • положительное отношение к школе, к занятиям по внеурочной деятельности;
  • проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на
  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  • ориентироваться на странице в тетрадях, прописях, альбомах;
  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в прописях, тетрадях и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
  • принимать участие в диалоге;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
  • различать и узнавать звуки окружающей действительности;
  • дифференцировать неречевые и речевые звуки;
  • иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
  • уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
  • понимать и показывать пространственное расположение фигур;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • различать слово и предложение, слово и слог;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из данных слов;
  • составлять предложения по схеме;
  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
  • ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
  • списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;
  • писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением .

ПРОГРАММА кружка по логопедии «АБВГДЕЙКА» для младших школьников» (ФГОС) 1,2 класс

кружка по логопедии

«АБВГДЕЙКА» для младших школьников» (ФГОС)

на 2020-2021 уч. год.

1 час в неделю

(Внеурочная деятельность)

Составитель: учитель начальных классов

МАОУ СОШ№4 им.М.С.Сахненко

Олифиренко О.В.

Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) начального общего образования определяет систему новых требований к структуре и результатам образовательной программы. В данном контексте существенно повышается значимость оказания логопедической помощи в школе детям, которые испытывают трудности в обучении и нуждаются в оказании им квалифицированной коррекционной помощи.

Нормативно-правовой и документальной основой программы «АБВГДЕЙКА» являются:

Закон «Об образовании»;

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.1 1.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»);

другие нормативно-правовые документы, действующие в сфере школьного образования.

Программа «АБВГДЕЙКА» относится к парциальным учебным программам, разработанным на основе требований стандарта и Программы развития и воспитания детей в школе.

В качестве методологической основы выступают системный (II, II. Капустин, Ю.А. Конаржсвский, П.И. Третьяков, Т. И Шамова) и личностно-деятельностный (Б.Г. Ананьев. Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский. О.С. Газман, П.Я. Гальперин, М.В. Давер, А.К. Дусавицкий, И.А. Зимняя, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн. В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, Б.Д. Эльконин, И.С. Якиманская) подходы к развитию, формированию и воспитанию личности).

В соответствии с современными требованиями программа:

соответствует принципам развивающего образования;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и школьной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике школьного образования);

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей школьного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей школьного возраста, сформировать общую культуру, развивать физические, интеллектуальные и личностные качества, формировать предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, коррекцию недостатков физического и психического развития школьников.

Общая характеристика курса:

Программа «АБВГДЕЙКА» построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и ориентирована на развитие различных сфер личности школьника.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей школьного возраста в форме совместной деятельности ребёнка и взрослого и самостоятельной деятельности детей

Основная цель курса: помочь учащимся преодолеть имеющиеся недостатки в психо – речевом развитии, обеспечить плавную адаптацию в освоении программы по русскому языку и чтению.

Основная задача: способствовать формированию и развитию необходимых предпосылок для успешного обучения в рамках школьной программы, через использование разнообразных приемов и методов воздействия на ребенка.

Область применения программы:

– в общеобразовательных учреждениях – начальные классы (1-2 класс);

Сроки освоения программы: 1- год обучения (в зависимости от времени пребывания ребёнка в школе).

Программа рассчитана на 34 часа занятий (1 занятие в неделю) – совместной деятельности ребёнка и учителя-логопеда;

Содержание программы интегрирует следующие направления, представленные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»: познавательно-речевое, социально-личностное.

Основные цели познавательно-речевого развития: формирование познавательных интересов, расширение кругозора, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, развитие устной речи, подготовка к освоению письменной речи, развитие внимания, памяти, мышления.

Основные цели социально-личностного развития: формирование мотивации учения, способности произвольного регулирования деятельности, содействие становлению ценностных ориентации.

Каждая тема включает совокупность перечисленных направлений развития ребёнка, предоставляя возможность для выбора деятельности, поддержки детской инициативы, формирования потребности в совместной деятельности. Занятия проводятся во вторую половину дня в форме группового занятия.

Результаты освоения курса:

При проведении логопедической работы необходимо проведение текущей и итоговой диагностики учащихся для определения результативности проведенной работы. Сроки проведения диагностики: конец января и начало мая.

Примерные результаты проведенной работы:

1.Уровень сформированности учебной мотивации и универсальных учебных действий:

Овладение операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация);

2. Выполнение инструкций взрослого), действия по образцу, коррекция деятельности на основе инструкции;

3.Уровень развития познавательной деятельности, учебной организации, навыков самоконтроля.

Метапредметные:

1.Уровень сформированности психологических предпосылок к письменной речи.

2.Уровень развития навыков ориентировки в пространстве и на листе бумаги.

3.Уровень развития сукцессивных функций: дни недели, времена года;

4.Уровень развития представлений об окружающем мире и сформированность определенных умозаключений и обобщений.

Предметные результаты:

Подготовка к обучению грамоте и развитие речи

Умение слышать, произносить, различать звуки на основе сформированного эталонного произношения и представлений о конкретных качествах звука;

Сопоставление звука и его изображения в виде печатных букв, узнавание знакомых очертаний букв;

Различение и выделение звуков на фоне слова;

Умение делить слово на части;

Умение называть героев текста определять последовательность событий,
восстанавливать цепь событий, понимать мотивы поступков героев, пересказывать.

Содержание курса:

Учебная программа включает пять разделов: подготовительный; восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; восполнение пробелов лексико-грамматического развития; восполнение пробелов в формировании связной речи; развитие индивидуальных качеств учащихся.

Уже на подготовительном этапе можно использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации, восприятия, внимания и зрительной памяти и мышления. Игровые упражнения могут быть успешно использованы на занятиях по пространственным понятиям (право, лево, верх, низ). Дети охотно и быстро выполняют их. Эти простые упражнения подготавливают ребёнка к более сложной работе по восполнению пробелов и в развитии звуковой стороны речи.

Развитие фонематического слуха начинается с различения гласных и согласных звуков. Здесь есть одно немаловажное обстоятельство – условное обозначение звуков

Далее в программе предусмотрено знакомство детей с каждым конкретным звуком. Подбор упражнений здесь дан по единой схеме: распознавание звука в названии картинки; нахождение соответствий между рисунком и схемой слова; распознавание буквы в слове (в начале, в середине, в конце); нахождение данной буквы среди других, выделение её в слове, подстановка буквы в схему.

Когда первоклассник уже начал читать, можно использовать ещё один вид заданий: игру “Укажи картинку”. Эти упражнения тренируют ученика в скорости чтения, заставляет понимать смысл прочитанного. Сначала на экране появляется слово, а по периметру экрана размещены картинки. Через некоторое время слово исчезает, нужно успеть его прочесть и потом показать соответствующую картинку. Скорость выполнения можно выбирать индивидуально, есть несколько уровней.

Практика показывает, что многие виды заданий первоначально стоит потренировать у доски. Например, при составлении слов (игра “Составь слова”). Из слова “гастроном” можно получить: гном, трон, нора, ром, монстр, рог.нога, астроном и множество других (в сборнике приведено 90 таких слов), но над этим надо подумать, а многие дети не укладываются во время, отведённое компьютером. Отсутствие успеха может снизить интерес к занятиям, поэтому трудные места учитель-логопед должен предвидеть и заранее готовить детей к их выполнению.

Порой учащиеся не прочитывают задание или не понимают его. Учитель и здесь должен сориентировать ребят на то, какие задания он предлагает на уроке.

Особенно полезен компьютерный практикум на этапе восстановления пробелов лексико-грамматического развития детей. Упражнения “Составь словосочетание”, “Выбери признак”, “Подбери родственное слово” и многие другие обогащают лексику младшего школьника, создают базу для успешного развития связной речи. Грамотно подобранные задания помогут учащимся осознанно усваивать систему родного языка и восполнить пробелы в знаниях по фонетике и графике, морфологии и словообразованию, орфографии и пунктуации, а, значит, заложить основу для успешного обучения в дальнейшем.

Упражнения раздела “Развитие индивидуальных качеств учащихся” уже несколько усложнены и способствуют развитию множества полезных качеств детей. Этот вид заданий может быть использован также для поощрения учащихся или в качестве разминки.

Как показал наш опыт, использование компьютера на логопедических занятиях не только повышает интерес детей к обучению, но и облегчает работу учителя. С его помощью легко проследить степень усвоения материала, развивать внимание, зрительную память, мышление. Но при планировании урока и подборе заданий следует помнить о санитарных нормах для учащихся при работе с компьютером и дробить материал, чтобы дети не уставали.

Календарно тематическое планирование

Рабочая программа ро внеурочной деятельности (логопедия) « Грамотейка» 2 класс

Учебная коррекционно-развивающая программа составлена на основе программы Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Группа набирается по запросу родителей и результатам речевого обследования.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии.

В программе нашли отражение идеи ряда учёных (Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса письма у детей.

При составлении был также использован опыт работы учителей-логопедов Колпинского района с младшими школьниками по проблеме становления навыков письма.

При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой, А. В. Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В. Мазановой, М.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся общеобразовательных школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.

Нарушения письменной речи у детей являются комплексной, наукоёмкой проблемой, требующей воздействия не только специалистов- логопедов, но и психологов, медиков и социологов.

Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Данная рабочая программа составлена:

  • с учётом особенностей детей с дисграфией;
  • с опорой на программу обучения в начальной школе;
  • в соответствии с определением дисграфии в современной коррекционной педагогике.

В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистике, логопедии.

Актуальность программы.
Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности – внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений

-Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы.

  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,предложения и текста;
  • Формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • Формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение слухо-произносительных дифференцировок фонем;
  • Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
  • Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,логического мышления.

Адресат программы: учащиеся вторых классов, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.

Словарный запас учащихся с нарушением письменной речи ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, характеризуется неточностью значений (смешением слов по смысловому и звуковому сходству), трудностями актуализации словаря. В речи этих детей имеются аграмматизмы, отсутствуют сложные синтаксические конструкции.

Нарушения лексико- грамматического оформления речи обнаруживаются в процессе выполнения специальных грамматических самостоятельных заданий, требующих сформированности морфологических и синтаксических обобщений, и приводит к значительным трудностям понимания вербальных инструкций, учебных заданий, овладения терминами, грамматическими понятиями.

Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Эта категория учащихся входит в так называемую группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.

С учащимися проводятся групповые занятия ( 12-14 человек), продолжительностью 40 минут. Программа рассчитана на 34 недели, с учетом проведения занятий 1 раза в неделю. Количество часов рассчитано на один учебный год.

Планируемые результаты: К концу курса учащиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:

  • Узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
  • Понимать по условно-графической схеме звуковой состав слова;
  • Проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
  • Уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
  • Узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • Правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • Правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • Уметь распространять предложения.

Статья на тему “Проблемы развития речи у детей”.
статья по развитию речи

Почему проблема развития речи является одной из актуальных.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

« Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи”. /Ушакова О.С./

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое . Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих.

Почему же проблема развития речи является одной из актуальных?

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) и семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем .

Причины низкого уровня развития речи:

1. Большинство детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдения в группе можно отметить следующие недостатки:

– связные высказывания короткие, непоследовательные, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

– состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

– уровень информативности высказывания очень низкий.

Дети активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но неохотно составляют рассказы по заданной теме. В основном, это происходит оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, и он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Часто можно наблюдать, что при проведении НОД говорит один педагог.

2. Недостаточная подготовка к занятию.

При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

3. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги должны давать детям образцы правильной литературной речи:

– Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

– В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

4. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет.

Поэтому проблема речевого развития детей остается актуальной в настоящее время.

Как помочь ребёнку овладеть правильной речью?

Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования охватывает такие направления образования детей, как: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Иначе говоря, образовательные области. Образовательная область «Речевое развитие» включает:

– владение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

– развитие речевого творчества;

– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Кроме того, полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речевого развития еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

Речевая компетенция – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие:

– Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию;

составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

– Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

– Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

– Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

– Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

Целевые ориентиры в области речевого развития:

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью;

-может выражать свои мысли и желания;

-может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

-может выделять звуки в словах;

-у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализуется в разных видах деятельности, таких как: игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и т.д.), коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также умение воспринимать художественную литературу и фольклор, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная.

Образовательная деятельность по речевому развитию организуется через: беседы, речевые проблемные ситуации, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги, рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, свободное общение на разные темы, художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, стихов, дразнилок, придумывание сценариев для театрализованных игр-инсценировок, специальное моделирование ситуаций общения, коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие навыков взаимодействия и др.).

В создании условий для речевого развития дошкольников решающую роль играет речевая развивающая среда. Принципы организации такой среды:

– баланс между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

– предоставление условий свободы выбора;

– соответствие интересам воспитанников, зонам актуального и ближайшего развития;

– принцип речевого комментирования и обыгрывания элементов среды;

– моделирование языковых явлений и экспериментирования;

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе – это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка. Можно выделить следующие составляющие речевой развивающей среды:

– методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

– специальное оборудование для каждой возрастной группы ( образные и строительно-конструктивные игрушки, создающие коммуникативный контекст для изучения языкового материала;)

дидактические материалы: фонематические кубики, слоговые дорожки, «карты приключений», электронные викторины на нахождение языковых аналогий;

Примерные направления речевого развития в разных возрастных группах. Младшая группа:

– Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т.д.);

– Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы); – Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

– создание уголка «Интересных вещей»

– Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Средняя группа: – Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

– Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т.д.;

-Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

– Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

– Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Старшая и подготовительная к школе группы:

– Совершенствование речи, как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);

– Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения и обобщения);

– Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);

– Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:

– Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

– Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

– Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

-оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей в холле ДОУ и в приемных групп; • консультации: “Роль родителей в речевом развитии дошкольника”, “Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка” и другие;

– проведение конкурсов: “Лучший чтец”, “Семейная скороговорка” и т.д.;

-индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями, специалистами;

– консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии;

– практикумы для родителей;

– показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала;

– показ открытых моментов по развитию речи, дни открытых дверей;

-проведение родительских собраний;

– совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи;

-электронные дайджест – журналы, технологические карты, флеш – карты для родителей;

– сайт-программа по развитию языковой способности детей дошкольного возраста;

-картотека индивидуальных заданий для домашнего обучения.

Литература. Н.В. Микляева. «Экспресс-конструктор образовательной программы». Методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы. М.: ТЦ Сфера, 2014. О.С. Ушакова. «Развитие речи детей 3-5 лет». М.: ТЦ Сфера, 2011. О.С. Ушакова. «Развитие речи детей 5-7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме:«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Работу выполнила:Черемисина Оксана Анатольевна Работа выполнена по образовательной программе:Дошкольное образование.

Статья на тему “Развитие речи у детей по средствам пальчиковых игр”.

Статья на тему: «Развитие речи у детей 2-3 лет».

Статья для родителей на тему: “Развитие речи у детей 2-3 лет”.

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» – это высказывание принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. В этой фразе сконцентрирована важность развития мелкой моторики .

Статья на тему: “Развитие речи у детей 2-3 лет”

В этой статье мы рассмотрим особенности развития речи у детей в возрасте от 2 до 3 лет, на что необходимо обратить внимание родителям, какие занятия с ребенком будут наиболее плодотворны.Речь не являе.

Статья на тему: “Развитие речи у детей 2-3 лет в ДОУ”

Статья на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 лет »

Статья на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 лет &raquo.

Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи

Проблемы речевого развития приёмного ребёнка. Пути помощи.

Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребёнка и что в настоящее время проблема речевых расстройств остаётся актуальной.

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребёнка.

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны и что следует предпринимать, чтобы разрешить эти проблемы.

Все эти проблемы усугубляются у детей в замещающих семьях.

Ребёнок в замещающей семье, который в процессе адаптации преодолевает определённые социальные, эмоциональные и педагогические барьеры, помимо всех проблем, зачастую имеет проблемы речевого развития.

Основной проблемой на раннем этапе развития ребёнка является отсутствие речи. Иногда создаётся впечатление, что ребёнок что-то и много говорит, но если прислушаться к его речи, то понять что-либо невозможно. В таких случаях понять ребёнка помогает конкретная ситуация, мимика ребенка, жесты. Иногда отсутствие речи у ребенка связано с тем, что он не понимает смысла услышанного слова и не может связать его с конкретным предметом, то есть ребёнок совершенно не понимает обращённую к нему речь. Все эти отклонения определяются поражением определенных участков головного мозга. Бывают случаи, когда дети прекращают говорить или начинают заикаться.

И тут перед замещающими родителями встаёт вопрос, как помочь ребёнку?

Залог успеха речевого развития ребёнка во многом будет зависеть от того, насколько замещающие родители будут вникать в эту проблему и создавать необходимые условия для устранения тех или иных отклонений в развитии речи. Родители должны знать, как формируется речь ребёнка в норме, чтобы вовремя, в случае необходимости, обратиться к специалистам. Они должны также понимать и осознавать, как сами, своими силами, смогут помочь приёмному ребёнку.

Замещающим родителям следует уделять внимание к становлению речи с раннего возраста и начинать оказывать помощь ребёнку как можно раньше, так как в гибкости и пластичности детского мозга заложены основы преодоления отклонений в речевом развитии ребёнка путём педагогического воздействия. У новорожденного вес мозга составляет 11% от веса всего тела, в то время как у взрослого только 2,5%. К 5-ти годам процесс роста мозга завершён уже на 80%. К 8-ми годам он фактически закончен.

В период от 1-го года до 5-ти лет ребёнок буквально переполнен жизненной энергией и обладают огромным желанием учиться, информация воспринимается им удивительно быстро и легко. В последующие годы у него уже не будет ничего подобного.

Именно этот период и формирует интеллект человека. Кем станет ребёнок, чем будет интересоваться в дальнейшем, какие способности проявит, — всё определяется этим периодом жизни. И чем больше информации усваивает ребёнок младше 5-ти лет, тем больше остаётся в его памяти.

Учитывая такие необычные особенности развития ребёнка, предлагаем замещающим родителям советы, направленные именно на раннее речевое развитие, которые помогут правильному становлению речи приёмного ребёнка.

  • С ребенком следует общаться как можно чаще, уделяя ему как можно больше внимания, стараясь использовать в речи жесты и мимику, чтобы эмоционально включить малыша в процесс общения.

Ребёнка надо приучать смотреть в лицо собеседника во время разговора, так как зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению.

  • Нельзя требовать от ребенка того, что для него недоступно.

К разговору можно побуждать, но нельзя принуждать.

Если замещающие родители хотят помочь своему ребенку, они должны забыть слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!

Нельзя требовать незамедлительных повторов слов и ругать детей за ошибки. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется говорить и замкнётся в себе.

Никогда не следует сравнивать своих детей с другими.

  • Если ребёнок заикается, не надо обращать внимание на повторение им слогов или слов, чтобы не закрепить этот дефект.
  • Необходимо систематически создавать такие ситуации, при которых ребёнок вынужден будет выразить свою просьбу словесно. Нельзя предупреждать желания ребенка, надо дать ему возможность словами выразить свою просьбу.
  • Необходимо поощрять и стимулировать любые попытки ребёнка говорить и отмечать его успехи в овладении речью.

Внимательно надо относиться к тому, что говорит ребёнок. Ни в коем случае нельзя упрекать за отсутствие речи, чтобы не вызвать у него страха перед произнесением слов и боязни допустить ошибку.

Исправлять ошибки следует максимально тактично и доброжелательным тоном. Важно не повторять искаженные слова, а давать правильные образцы.

  • Обращаясь к ребенку, надо подбирать слова, доступные его пониманию и всегда помнить, как звучит собственная речь.

– Речь взрослого должна быть правильной, выразительной, без речевых нарушений.

– Артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого.

– Речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога.

– Слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно.

– Говорить с ребёнком следует медленно, чётко, короткими фразами. С 2,5-3-х лет детей надо приучать к общепринятому названию предметов и действий, не переходя на «детский язык», не сюсюкая. Не разрешайте делать это и другим взрослым, окружающим ребёнка.

  • С ребёнком следует чаще играть и привлекать его к труду по дому.

Речь лучше развивается в деятельности, поэтому каждое совместное с ним действие надо сопровождать речевыми комментариями: «Мы сейчас будем протирать тряпкой стол. – Мы протираем стол. – Мы протерли стол. – Теперь стол чистый и сухой» и т. д. Комментируя свои действия, мы даем ребенку правильные образцы речи, и он накапливает пассивный словарь.

  • Взрослым надо поощрять любопытство малыша, задавая ему вопросы.

Например: «Это кто? – Это кошка. – Кошка что делает? – Кошка спит. – Где спит кошка? – На диване» и т.д. Вызвать речевую активность у ребенка можно и таким образом: взрослый показывает игрушечного котёнка и спрашивает малыша: «Это щенок?» Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат его вслушиваться в речь окружающих. Очень важно поощрять детское любопытство и желание задавать вопросы.

  • Замещающие родители не должны забывать о том, что ребёнка надо обязательно оздоравливать.

Специалисты уже давно подметили: ослабленный ребенок говорит позже. Поэтому следует оздоравливать ребёнка через закаливание, организацию правильного режима дня и рационального питания.

  • С детьми надо играть как можно чаще.

Не секрет, что разнообразие окружающего мира познается малышом через игры с

предметами, в ходе которых устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком.

Существует много различных игр, способствующих развитию речи ребенка.

Вот некоторые из них, которые можно успешно использовать:

– Игрушки и предметы, развивающие активный выдох, на котором мы и произносим звуки (вертушки, дудочки, губные гармошки и т.д.).

– Игры и предметы, развивающие мелкую моторику (конструкторы, мозаика, пластилин и т. д.) и общую моторику ребенка (мячи, кегли, каталки, коляски, догонялки, прятки и т. д.).

– Звучащие игрушки и различные предметы, стимулирующие слуховое внимание ребёнка, – барабаны, дудочки, молоточки, колокольчики, а также телефон, который к тому же хорошо активизирует речь ребёнка.

Вначале ребёнок должен определить, какой инструмент звучал, затем указать направление звука звучащего инструмента, игрушки; воспроизвести ритм звучания.

Воспроизведение ритма (хлопки в ладоши, стук об стол карандашом и т.д.) можно проводить следующим образом: ударить в ладоши два раза и попросить ребёнка повторить и т.д..

– Игровые упражнения, которые стимулируют развитие мышц артикуляционного аппарата (различные упражнения для губ и языка: вытягивание губ трубочкой, крепкое их сжатие, растягивание их в улыбку, облизывание губ, высовывание языка – вверх, вниз, вправо, влево и по кругу и др.).

Можно предлагать ребёнку лизнуть ягодку или леденец на палочке, показать, как кушают рыбки, птенчики, котята.

– Игры-лото, соответствующие возрасту малыша.

  • Очень полезны занятия ритмикой, музыкой и пением, так как это способствует развитию правильного (речевого) дыхания, являющегося базой для правильного развития речи, и достаточно гибкого и сильного голоса.
  • Нельзя мешать ребенку, когда он, играя с игрушками, часто разговаривает с ними, так как в этот момент совершенствуется его произношение, улучшается подвижность артикуляционного аппарата, развивается голос, дыхание.
  • Необходимо развивать умение детей подражать звукам, которые произносит взрослый.

Звукоподражание — это важный этап в становлении речи ребенка. Благодаря звукоподражанию у ребенка развивается звукопроизношение, накапливается пассивный словарь, развивается чувство ритма (подражание вою ветра — ввв…; потушить свечу, подуть на ушибленное место руки, подуть на горячий чай — ффф…; подражание смеху — ха-ха-ха и др.).

  • Важно развивать понимание речи и расширять пассивный словарь.

Это решается через подражательную речевую деятельность ребёнка в ходе интересных для него практических действий.

Воспитание слухового внимания к речи проводится так: прикрывая рот

листом бумаги, попросить ребёнка дать кошку (мяу), собаку (гав-гав).

Правильное выполнение ребёнком задания говорит о том, что он научился внимательно

слушать чужую речь.

Необходимо читать детям каждый день сказки, стихи, считалки, потешки.

Нельзя демонстрировать досаду или нежелание, если ребёнок просит в сотый раз читать книжку.

  • Эффективно развитие тактильно-кинестетических ощущений.

Оно проводится на узнавании свойств предмета (мягкий-твёрдый), веса (тяжёлый-лёгкий),

термических свойств (холодный-тёплый).

Если речевые возможности ребёнка не соответствуют возрасту, то взрослый называет

признаки предмета сам, и эти понятия войдут в словарь ребёнка.

Понятие о мягкости-твёрдости предмета можно дать на таком материале:

  • Мягкий пластилин, мягкая шапочка…
  • Твёрдый орех, твёрдый сахар…
  • Тяжёлый молоток, тяжёлый стол…

Понятия о тепловых ощущениях даются на таких сравнениях:

  • Холодная вода, холодный лёд…
  • Тёплая батарея, тёплая вода и т.д.

Понятия «мягкий-твёрдый», «тяжёлый-лёгкий», «холодный-тёплый» отрабатываются по следующему образцу.

Взрослый даёт пощупать вату и говорит: «Вата мягкая». Потом даёт пощупать кусок дерева и говорит: «Дерево твёрдое».

Взрослый кладёт на стол пластилин, орех, шапочку, кусок дерева, вату и просит дать ему всё мягкое. Ребёнок подаёт требуемые мягкие предметы и кладёт в одну сторону. Затем взрослый просит ребёнка подать ему всё твёрдое. Ребёнок берёт сахар, орех, кусок дерева и кладёт в другую сторону.

  • Замещающие родители не должны допускать длительного сосания ребёнком соски или пальца, так как это деформирует зубы, челюсти и нёбо. Соска или пальчик вдавливают нёбо или вытягивают челюсти, нарушают правильное положение зубов, что приводит к изменению прикуса и твёрдого нёба (становится высоким, узким, готическим), что затрудняет произношение тех или иных звуков.

Следует также исключить случаи постоянного подкладывания руки под щёку во время сна, так как это может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса.

  • Не следует забывать и об охране нервной системы ребёнка. Очень важно исключить громкие окрики, страшные рассказы и разного рода запугивания, соблюдать режимные моменты, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни, организовать правильное питание, избегать соматических и психических перегрузок, создавать благоприятный эмоциональный климат в семье, использовать согласованные воспитательные воздействия. Это всё важно для предупреждения заикания.

Замещающим родителям следует помнить, что чем раньше они начнут оказывать помощь своему малышу, тем результативнее она будет.
Важно не упустить это драгоценное время, так как дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии будут нуждаться в помощи специалистов и с большим трудом будут наверстывать упущенное.

1.​ Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: В.Секачёв, 2001. – 64 с., с ил.

2.​ Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1987. — 160с.

3.​ Диагностика и коррекция речевых нарушений (Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвящённой памяти проф. Н.Н. Трауготт). Отв. ред. М.Г. Храковская. — Спб., изд-во С-Петербургского университета, 1997. — 132 с.

4.​ Доман Г. Доман Д. Как научить ребёнка читать. / Пер. с англ. – Сиб.: Дельта, 1996. – 352 с.

5.​ Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

6.​ Закревская О.В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекция отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В.Закревская — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 88 с.

7.​ Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. Пособие для логопедов. Изд-е 2-е, перераб. И доп.. — М., «Просвещение», 1977. — 143 с.

8.​ Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб: «Дельта», 1996. – 384 с., ил.

9.​ Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ; СПб.: «Дельта», 1997. – 464 с., ил.

10.​ Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996. – 384 с.

1) Ожева А.Н., учитель-дефектолог
2) Коблева Д.Г., учитель-дефектолог
3)Чайковская Е.В., учитель-дефектолог

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: