Программа внеурочной деятельности ‘Говори правильно’

Рабочая программа внеурочной деятельности “Учимся говорить правильно”
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

«Учимся говорить правильно»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно» ( по развитию устной и письменной речи учащихся с родным (нерусским) языком в 1-4 классах) разработана в рамках реализации проекта ФЦПРО, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся, на основе программы «Русский язык: от ступени к ступени». Авторы- составители: Какорина Е.В, Костылева Л.В., Савченко Т.В., Шорина Т.А.

Актуальность: Программа внеурочной деятельности для детей с родным нерусским языком представляет собой комплексный курс, изучая который дети из цыганских семей будут постигать не только правила русской речи , но и правила русской жизни, обычаи, традиции. Программа ориентирована на создание ситуации успеха, что позволяет каждому обучающемуся участвовать в достижении общей цели с помощью сотрудничества и взаимодействия.

Участники программы: обучающиеся 1-4 классов МОУ Давыдовская ООШ.

3. Структура программы

Структура программы включает в себя направления:

Направление 1. Формирование, развитие и коррекция русской устной речи.

Направление 2. Формирование, развитие и коррекция русской письменной речи.

По продолжительности реализации– 4 года.

1 класс – 1 час в неделю (в год – 33часа);

2-4 классы – 1 час в неделю (34 часа в год).

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование, список литературы.

Скачать:

Вложение Размер
programma_uchimsya_govorit_pravilno_publikatsiya.doc 273.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Давыдовская общеобразовательная основная школа

Заместитель директора по УВР ____________

Директор МОУ Давыдовская ООШ

«Учимся говорить правильно»

(по развитию устной и письменной речи

учащихся с родным (нерусским) языком в 1-4 классах)

составленной на основе авторской программы

«Русский язык: от ступени к ступени»

Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Шориной Т.А .

учитель начальных классов

МОУ Давыдовская ООШ

с. Давыдово, 2019г.

Структура и содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Структура программы
  4. Ожидаемые результаты
  5. Основное содержание программы
  6. Тематическое планирование
  7. Формы контроля сформированности речевых умений и навыков
  8. Материально – техническое обеспечение
  9. Список литературы

С каждым годом в нашем ОУ увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Это дети из цыганских семей. Для данных детей русский язык представляет огромную трудность. Незнание ими русского языка или слабое владение русским языком при поступлении в общеобразовательное учреждение, затрудняет включение их в учебный процесс.

Дети имеют разный уровень владения языком. Более половины учащихся плохо разговаривают на русском языке, некоторые совершенно не разговаривают и не понимают русскую речь. Трудности в освоении русского языка связаны с недостаточным запасом русских слов и непониманием лексического значения. Дети допускают ошибки в выборе формы числа, рода, падежа, времени, лица и т.д. Испытывают затруднения в формулировке выводов, обобщений, доказательств, воспроизведению учебных текстов, часто нарушается порядок слов. Эти отклонения в устной речи создают трудности при обучении письму, чтению. Это серьёзно сказывается при усвоении других школьных предметов.

Кроме того, в цыганских семьях не говорят на русском языке, родители сами не знают языка соответственно не способны оказывать помощь в его изучении своим детям. Дети до школы не посещают детский сад. Из этого следует, что основные знания русского языка дети получают в образовательном учреждении.

При общении со сверстниками и педагогами цыганские дети испытывают серьёзные затруднения. В целях преодоления языковых барьеров на пути обучения детей создана программа курса внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно». Знания, полученные за период обучения, позволят детям мягко войти в образовательный процесс, включиться в интересную и содержательную жизнь школы.

Программа предназначена для формирования у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общения на основе толерантности, диалога культур и уважения к многонациональному поликультурному составу российского общества.

Актуальность: программа позволяет детям с родным (нерусским) языком повысить уровень овладения устной и письменной русской речью и применять полученные знания на практике. Кроме того, работа по развитию активной речи, направлена на формирование интереса к изучению русской культуры и положительного отношения к русским обычаям, установкам, традициям.

Направленность программы : социально – педагогическая.

2. Цели и задачи

Цель программы – формирование, развитие и коррекция устной и письменной русской речи у детей с родным (нерусским) языком; создание условий для развития личности ребёнка; формирование мотивации к познанию.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

  • Формировать грамматическую базу по учебному предмету «Русский язык» начальной школы;
  • Расширять словарный запас и кругозор учащихся;
  • Развивать умения понимать русскую речь на слух, говорить, читать и писать;
  • Корректировать и развивать навыки произношения и интонирования речи;
  • Воспитывать положительное отношение к русским людям как носителям культуры и государственного языка России и уважение к нравственным нормам и морали;
  • Формировать толерантность через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в классе.

Отличительные особенности программы:

1.Взаимосвязь между классными и внеклассными занятиями;

2. Ориентирована на обучение детей русскому языку с разным уровнем развития речи;

3. Практическая направленность;

4. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Данная программа предполагает, что в ходе изучения материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления – наглядно – действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Практическая значимость программы.

Полученные знания пригодятся обучающимся в дальнейшей учёбе для речевого, интеллектуального и нравственного развития, в применении знаний на уроках, внеурочной деятельности и в повседневной жизни.

Участники программы: обучающиеся 1-4 классов МОУ Давыдовская ООШ.

3. Структура программы

Структура программы включает в себя направления:

Направление 1. Формирование, развитие и коррекция русской устной речи.

Направление 2. Формирование, развитие и коррекция русской письменной речи.

По продолжительности реализации – 4 года.

1 класс – 1 час в неделю (в год – 33ч аса );

2-4 классы – 1 час в неделю (34 ч аса в год).

На занятиях используются следующие формы:

− индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

− фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

− групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы)

− коллективная (выполнение работы для подготовки к конкурсам).

Рабочая программа составлена на основе:

1.Программы «Русский язык: от ступени к ступени». Авторы- составители: Какорина Е.В, Костылева Л.В., Савченко Т.В., Шорина Т.А

2. Программ по учебным предметам УМК « Школа России»

3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

При разработке программы были использованы материалы :

1. Какорина Е.В, Костылева Л.В., Савченко Т.В. «Говорю и пищу по- русски». М., Русское слово. 2008

2.Каленкова О.Н. «Уроки русской речи» М., Этносфера. 2007

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Таким образом, программа внеурочной деятельности для детей с родным нерусским языком представляет собой комплексный курс, изучая который дети из цыганских семей будут постигать не только правила русской речи , но и правила русской жизни. Программа ориентирована на создание ситуации успеха, что позволяет каждому обучающемуся участвовать в достижении общей цели с помощью сотрудничества и взаимодействия.

Программа внеурочной деятельности ‘Говори правильно’

Тип программы: образовательные программы

по конкретному виду внеурочной деятельности.

Срок реализации: 1 год

Возраст участников: 10-11 лет (5 класс)

1. Пояснительная записка

Программа кружка «Говорим правильно» разработана на основе программы «Детская риторика» авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской и учебника «Ш кольная риторика» для 5–7 кл . под редакцией Т.А. Ладыженской .

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство общения. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. И скусство говорить –э то искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется читать, рассуждать, рисовать, правильно говорить, думать. От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

Участники программы : д ети 10-11 лет (5 класс).

Сроки реализации: 1год – 34 часа (2012 -2013г.)

Актуальность : К ружок “Говорим правильно” необходим в школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека.

Основные цели кружка : научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь .Н и один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как предмет внеурочной деятельности восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

Задачи: развивать восприятие внимания, память, воображение, образное мышление и обеспечение умственного и психического саморазвития.

Воспитывать осознанное отношение к исследоват ельской деятельности, вовлекать учащихся в активную творческую деятельность .С пособствовать обогащению у учащихся словарного запаса и грамматического строя речи,развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Принципы построения программы:

1. Принцип деятельности: На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития учащихся, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип доступности, последовательности и систематичности обучения и воспитания : Занимаясь в кружке, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

5. Принцип творчества (креативность) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности .

6. Вовлеченность семьи и реализацию программы.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Говори и пиши правильно”

Рабочая программа внеурочной деятельности «Говори и пиши правильно».

Пояснительная записка Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Говори и пиши правильно”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Говори и пиши правильно”. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Секретам слова” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Говори и пиши правильно” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Говори и пиши правильно” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. II. Цель и задачи курса. Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие: • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; • развитие мотивации к изучению русского языка; • развитие творчества и обогащение словарного запаса; • совершенствование общего языкового развития учащихся; • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: • воспитание культуры обращения с книгой; • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: • развивать смекалку и сообразительность; • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; • развивать умение пользоваться разнообразными словарями; • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. III. Особенности программы «Говори и пиши правильно» 1 кл. «Путешествия по Стране Слов» 2кл. «Секреты орфографии» 3кл. «Занимательное словообразование» 4кл. «Занимательная лингвистика» Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: • занимательность; • научность;• сознательность и активность; • наглядность; • доступность; • связь теории с практикой; • индивидуальный подход к учащимся. Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. IV. Формы проведения занятий • лекции; • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. • анализ и просмотр текстов; • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: • игровая; • теоретическая; • практическая. V. Основные методы и технологии • технология разноуровневого обучения; • развивающее обучение; • технология обучения в сотрудничестве; • коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. VI. Описание места курса в учебном плане Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. VI. Планируемые результаты. 1-й класс Личностные результаты:• осознавать роль языка и речи в жизни людей; • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметне результаты Регулятивные УУД: • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; • учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 2-й класс Личностные результаты: • осознавать роль языка и речи в жизни людей; • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результаты Регулятивные УУД: • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; • учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД:• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; • выразительно читать и пересказывать текст; • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 3-4-й классы Личностные результаты • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; • интерес к изучению языка; • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: • самостоятельно формулировать тему и цели урока; • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения; Коммуникативные УУД: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы. VII. Тематическое планирование. Содержание программы. 3 класс «Занимательное словообразование»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ПРОИЗНОШЕНИЕ» для 1-4 классов

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Ивушкинская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«ПРОИЗНОШЕНИЕ»

для 1-4 классов

Программу разработали

Программа одобрена педагогическим советом

Планируемые результаты освоения коррекционного курса внеурочной деятельности «Произношение».

Личностные результаты:

1. Целостное восприятие окружающего мира.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с постановленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Овладение логическими действиями, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

6. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

7. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

8. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

9. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием коррекционного курса «Произношение».

10. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

11. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием коррекционного курса «Произношение».

12. Понимать и принимать учебную задачу урока (воспроизводить ее в ходе урока по просьбе учителя-логопеда).

13. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя-логопеда.

14. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля).

15. Работать в определенном темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результаты:

Обучающийся должен знать:

Ø Алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового анализа.

Ø Характеристики гласных и согласных звуков, в том числе гласных второго ряда.

Обучающийся должен уметь:

Ø Правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам.

Ø Выделять звуки из состава слова.

Ø Удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных, запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава.

Ø Повторить слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале.

Ø Четко и слитно произносить односложные, двусложные и трехсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога.

Ø Различать односложные. Двусложные и трехсложные слова по количеству слогов.

Ø Проводить полный звуковой анализ дву- и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе со стечением двух согласных, выделить ударный слог.

Планируемые результаты изучения коррекционного курса «Произношение».

Задачи реализации курса

Планируемые результаты освоения курса

Обучающийся получит возможность научиться

1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

А. Оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания.

В. Артикуляторной моторики.

Г. Чувства ритма.

Ø Регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов.

Ø Регулировать оптимальную силу голоса.

Ø Называть основные органы артикуляционного аппарата.

Ø Четко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией.

Ø Удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую.

Ø Воспроизводить несложный ритм.

Ø Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты.

Ø Демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов.

2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы.

А. Смыслоразличительная функция.

Ø Различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами.

Б. Слухопроизносительная дифференциация фонем.

Ø Повторять воспринятый на слух слоговой ряд из двух слогов.

Ø Дифференцировать твердые/ мягкие, звонкие/ глухие, свистящие/ шипящие согласные.

Ø Повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов.

В. Фонематический анализ и синтез.

Ø Выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово).

Ø Давать характеристику звукам русского языка, дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/ мягкие, звонкие/ глухие согласные.

Ø Определять последовательность, количество, место звука в словах простой звуко-слоговой структуры.

Ø Выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением.

Ø Составлять схему дву- и трехсложного слова.

Ø Синтезу слов из 3-4 слов, 3-5 звуков.

Ø Определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звуко-слоговой структуры.

Ø Осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм.

Ø Составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных.

Ø Синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков.

3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристиками, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова).

Ø Правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки.

Ø Произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных.

4. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова.

Ø Воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением.

Ø Воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва).

Ø Самостоятельному употреблению слов сложной звуко-слоговой структуры (сковородка, скворечники, представление).

Ø Воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с оппозиционными звуками.

Ø Воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными звуками (шос-шус, рал-лар-рал).

Ø Четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение).

5. Формирование просодических компонентов речи:

Д. Логического ударения.

Ø Воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе.

Ø Воспроизводить простые ритмы.

Ø Использовать паузу для ритмической организации речи.

Ø Различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные).

Ø Воспроизводить сложный ритмический рисунок и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение).

Ø Использовать паузу для интонационной организации речи.

Ø Воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно.

Ø Интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты.

6. Профилактика нарушений чтения и письма.

Ø Различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их.

Ø Дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др. заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.

Ø Делить слова на слоги для переноса.

Ø Обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я.

Ø Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.

Основное содержания коррекционного курса «Произношение»

1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия. Правильное произношение и различение следующих звуков:

Гласных звуков [а, у, о, ы, и, э] – 3 занятия

Твердых согласных, не требующих коррекции:

[м, п, в, к, н, ф, т, х, м]–4 занятия

Дифференциация звуков [к-х] – занятия

Дифференциациямягкихзвуков [м’, п’, в’, к’, н’, ф’, т’] в сочетании с гласными звуками [и, е] – занятия

Правильное произношение и различение звуков, требующих коррекции:

Дифференциация звуков [с][с’]

Дифференциация звуков [з – з’]

Дифференциация [л – л’]

Дифференциация [р, р’]

Дифференциация [р, л]

Дифференциация звонких и глухих согласных

Правильное произношение звука [ j ] в начале слова, перед гласной, после разделительных ь и ъ (яма, льют, поет, подъезд).

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-да, ба-бя) и в конце слова (ат – ать).

Дифференциация [ц, с’]

Дифференциация [щ, с’]

Дифференциация [щ, ч]

Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия происходит с усложнением лексического материала в зависимости от класса обучающегося. Также из класса в класс усложняются слова по слоговому составу слова.

2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.

На каждом занятии работа проводится по следующим направлениям:

У ученика будут развиты:

зрительный анализ и пространственное вос­приятие элементов букв;

тонкость и дифференцированность анализа зри­тельно воспринимаемых объектов;

умение организации и контроля простейших дви­гательных программ;

тонкость и целенаправленность движений;

кинестетические основы движения;

Формирование пространственных представ­лений.

У ученика будут сформированы:

умения ориентировки в схеме собственного тела;

умения ориентировки в ближайшем окру­жении (класса);

умения ориентировки на плоскости (тет­радь, книга);

У ученика будут развиты:

навык дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.

Развитие мнемических процессов.

У ученика будут развиты:

произвольное запоминание зрительно вос­принимаемых объектов;

произвольное запоминание слуховых рядов: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

тактильная и кинестетическая памяти.

Развитие межанализаторных систем, их взаи­модействие.

У ученика будут развиты:

слухо-зрительная и зрительно-двигательная ко­ординация.

Формирование функции программирова­ния и контроля собственной деятельности

У ученика будут сформированы:

регуляция простейших двигательных актов;

умения ориентировки в задании;

умения планирования этапов выполнения задания;

основные способы самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

умение осуществлять словесный отчет о со­вершаемом действии и результате.

Программа внеурочной деятельности учителя-логопеда “Мир звуков и букв”

Программа внеурочной деятельности учителя-логопеда “Мир звуков и букв”

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яйская основная общеобразовательная школа № 3»

Утверждена: Приложение к ООП НОО

Директором МБОУ «Яйска оош №3 МБОУ «Яйская оош № 3»,

приказ № 194___ от _28.08____2017г. утвержденной приказом

__________ Н.Г. Булаева № 291/1 от _31.08.2015__ г

«Загадки звуков и букв»

Количество часов в неделю: 1 класс – 1 час

Количество часов в год: 1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

Мордакова Дарья Сергеевна

Рассмотрено Согласовано Принято

На заседании РМО зам директора по УВР педагогическим советом

Протокол №1 О.А. Будникова Протокол №1

От______2017г от _28.08._2017г

Рабочая программа разработана на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. (Стандарты второго поколения).

Цель программы.

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной несформированностью языковых и речевых средств обучающихся;

создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы.

Каждый этап коррекционной работы по устранению несформированности языковых и речевых средств обучающихся решает ряд специфических задач:

• формирование фонематических процессов;

• уточнение и расширение лексического запаса;

• формирование грамматического строя речи;

• формирование полноценной связной речи;

• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка и т.д.);

• развитие направленного восприятия речи педагога и внимания детей к речи других детей;

• формирование навыков самоконтроля и самооценки;

• формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений. Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

• активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков;

• активизация внимания, памяти, мышления;

• развитие мелкой пальцевой моторики;

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе своей работы.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

– описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» – «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание программы:

Количество часов

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Календарно-тематическое планирование логопедического кружка «Речевичок»

логопедического кружка «Речевичок»

для детей подготовительной группы

Тема недели

Буквы, звуки

Развитие лексико-грамматических категорий

1-я неделя октября

Формирование номинативного словаря (существительных) по теме. Упражнения: «Подбери предметы к признакам», «Подбери действие», «Подбери признак».

Периоды осени. Осенние месяцы. Обучение детей задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

Упражнения «Что на чём растёт?» (согласование слов в предложении)

Упражнения «Найди причину» (анализ причинно – следственных зависимостей), «Скажи наоборот»

Формировать навыки словоизменения

Формировать умение образовывать прилагательные от существительных Преобразование существительных ед.ч. И.п. в форму мн. числа. Упражнения: «Какой?» (согласование существительных с прилагательными, составление словосочетаний)

Упражнение «Найди слово» (образование родственных слов) Упражнение «Один -много» (образование мн. ч. сущ.) Упражнение «Помоги Незнайке» (правильное употребление в речи предлогов)

3-я неделя октября

Труд взрослых на полях и огородах.

Формировать и расширять словарь детей по теме «Овощи» Расширение знаний детей об особенностях различных овощей.

Игры «Вершки и корешки»,

«Назови ласково», «Что приготовить», «Закончи предложение».

Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида единственного числа настоящего времен и.

4-я неделя октября

Формировать умение употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже.

Расширять словарь по теме «Фрукты»

Формирование навыков словообразования. Игры «Магазин соков», «1,3,5», «Кто больше назовёт блюд».

1-я неделя ноября

Закрепление употребления имён существительных в родительном падеже (пчелы, стрекозы, паука)

Упражнения «Узнай, чьё крылышко», «Сосчитай 1,3,5», «Подбери признак», «Четвёртый лишний».

Особенности строения тела насекомого. Расширение и активизация словаря по теме.

2-я неделя ноября

Формирование навыков словообразования (короткохвостая , длинноклювый , чёрноголовая)

Образование и практическое усвоение приставочных глаголов (прилетела, залетела, подлетела.)

Упр. «Выделение четвёртого лишнего», «Птицы улетели», «Скажи наоборот».

Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно-ласкательной формы имён существительных.

Упр. «Назови ласково»,

3-я неделя ноября

Гласные звуки и буквы

Согласование имён существительных с числительными.

Упр. «Посчитай 1,3,5»,

Образование прилагательных от существительных .

4-я неделя ноября

Домашние животные и их детеныши.

Закрепление и расширение знаний детей по теме.

Образование сложных прилагательных (длиннохвостая, остророгая, длинноухий )

Игры: «Кто у кого», «Четвёртый лишний», «Кого нет?», «Назови ласково».

Место обитания домашних животных (собачья конура, овечья кошара ).

Образование существительных с помощью суффикса –ищ-

( носище, когтище) Закрепление знаний по теме.

Игра « Кто где живёт?».

5-я неделя ноября – 1-я неделя декабря

Дикие животные и их детеныши.

Образование существительных множественного числа и их практическое употребление в речи (много телят, ягнят) и образование сложных прилагательных (длиннохвостая).

Игры: «Правильно назови детёнышей животных», «Угадай по описанию», «Кого нет?», «Составь длинное слово».

Практическое усвоение и закрепление в речи детей имён существительных и притяжательных прилагательных по теме.

Игра: «Назови, чья морда ?»

2-я неделя декабря

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Дифференциация типов одежды по сезонам.

Игры: «Остановка», «Пересчитай предметы», «Посчитай парами».

Образование относительных прилагательных.

Игры: «Что из чего?», «Исправь ошибку».

3-я неделя декабря

Развитие семантического поля слова «снег».

Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Игры: «Что сегодня, а что вчера?»

Зимние месяцы. Уточнение и

расширение словаря по теме.

Расширение предикативного словаря.

4-я неделя декабря

Дикие животные зимой.

Практическое закрепление в речи детей употребления имён существительных в различных падежах.

Словообразование притяжательных прилагательных на –ий,-ье,-ья,-ьи. Предлоги за, из, из-за .

Игры: «Чей хвост длиннее», «Чья лапа больше», «Звери играют в прятки»

5-я неделя декабря

Формировать навыки словоизменения

Закрепление употребления имён существительных в творительном падеже.

1-я неделя января – каникулы

2-я неделя января

Расширение знания значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи.

Закрепление предложно- падежных конструкций.

3-я неделя января

Формирование словаря прилагательных.

Образование относительных прилагательных.

Словообразование существительных женского рода ( хлеб- хлебница, конфетница).

Игра:«Ты- да, а я-нет»

Развитие навыка словообразования

4-я неделя января

Животные жарких стран

Формировать навыки словообразования.

Формировать словарь антонимов

Закрепление употребления имён существительных множественного числа в родительном падеже.

5-я неделя января –

1-я неделя февраля

Формировать адъективный и номинативный словарь

Словообразование притяжательных прилагательных.

2-я неделя февраля

Формировать предикативный и адъективный словарь

Закрепление употребления имён существительных в творительном падеже (топором, иглой, лопатой..)

Формирование словаря глаголов.

3-я неделя февраля

Морские речные и аквариумные обитатели.

Формировать адъективный словарь и навыки словоизменения

Образование притяжательных прилагательных (у щуки- щучий, щучья; акулья).

Формирование словаря глаголов.

4-я неделя февраля

День защитников Отечества

Формировать навыки словообразования.

Формировать адъективный и

Расширение словаря по теме:

Формирование глагольного словаря по теме

5-я неделя февраля- 1-я неделя марта

Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками.

Дифференциация транспорта по видам. Усвоение предлогов за, из-за, из-под, между, через

2-я неделя марта

Формировать навыки словоизменения.

Формировать словарь прилагательных

3-я неделя марта

Формировать предикативную функцию речи и «семантическое поле» слова «жук».

Формировать навыки словоизменения.

Формировать словарь прилагательных

4-я неделя марта

Формировать адъективный и

Расширение словаря по теме: «Комнатные растения»

Перелетные птицы весной.

Формирование и расширение

глагольного словаря по теме.

5-я неделя марта

Растения и животные весной.

Формировать словарь по теме «Растения и животные весной».

Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательными суффиксами – ец,-иц,–ц-

1-я неделя апреля

Формировать и расширять словарный запас. Упражнение в образовании синонимических рядов.

2-я неделя апреля

Формировать навыки словообразования

Расширение словаря по теме.

Образование существительных мужского рода (танцевать -танцор, певец, глупец, удалец, борец).

3-я неделя апреля

Формировать навыки словообразования.

Формировать словарь прилагательных , номинативный и адъективный словарь

4-я неделя апреля

Сад – огород – лес

Формировать навыки связной речи

Разграничение понятий по теме.

Формировать номинативный и

предикативный словарь Расширение словаря по теме.

Словообразование отчеств мужского рода. (У Ивана сын Иванович) Упражнение «назови отчество сына» Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов.

Формировать и расширять у детей предикативный словарь.

Развивать грамматический строй речи.

Закреплять знания о домашних животных

Формировать навыки словообразования.

Формировать номинативный словарь

Расширение словаря по теме.

Формировать словарь Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени.

Безопасность на водоеме

Формирование и расширение глагольного словаря по теме.

Программа логопедического кружка для детей логопедической подготовительной группы детского сада

Программа предназначена для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп. данный материал поможет сформировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов.

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить”
К.С. Станиславский

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:
-развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
– усвоение фонетической системы родного языка;
-предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
o Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое внимание и восприятие, дыхание, фонематический слух в процес¬се систематических тренировок;
o Повысить эффективность коррекции звукопроизношения у детей средствами здоровьесберегающих технологий.
o Формировать умения регулировать силу голоса и правильного звукопроизношения;
o Развивать интонационную выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

Ожидаемые результаты:
o У детей сохранится и укрепится психофизиологическое здоровье;
o Разовьется общая, мелкая и артикуляционная моторика, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, просодическая сторона речи;
o Повысится коррекция звукопроизношения;
o Дети научатся выразительно читать стихи, соблюдая интонацию, выразительность речи;
o Формируется слоговая структура слова.
Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня (вторник).
Продолжительность: 30 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей –кукла Речевичок.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:

Главный герой занятий – Речевичок.

Тематическое планирование

Сентябрь
1 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
2 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
3 неделя: Тема: «Как язычок пил чай с друзьями». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 6-7).
4 неделя: Тема: «Артикуляционный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Октябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок навещал любимых питомцев». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 11-12).
2 неделя: Тема: «Утро с котиком Музиком» (речевая гимнастика). Цель: развитие артикуляционного аппарата.
3 неделя: Тема: «Как язычок нашел друга». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 19-20).
4 неделя: Тема: Как Мишка искал мед». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова
стр 22-24).

Ноябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок гулял в лесу» Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 24-25).
2 неделя: Тема: «Угадайка». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения (сухой бассейн).
3 неделя: Тема: «Как язычок катался на велосипеде». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 30-31).
4 неделя: Тема: «Как язычок строил дом». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 37-39).
Декабрь

1 неделя: Тема: «Как язычок отмечал день рождения». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.6-7).
2 неделя: Тема: «Как язычок ходил в гости к белочке». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.8-9).
3 неделя: Тема: «Как язычок варил грибной суп». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.10-11).
4 неделя: Тема: «Как язычок играл с друзьями зимой». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.12-13).

Январь
1 неделя: Каникулы.
2 неделя: Каникулы.
3 неделя: Тема: «Как язычок спас ворону от кошки». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
(Н.В.Рыжова стр 40-41).
4 неделя: Тема: «Звуки [м]-[м`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 42-43.)

Февраль
1 неделя:Тема: Мой мишка». Цель: развитие памяти, ритма, силы голоса, выразительности при разучивании стихотворения по мнемотаблице (З. Александрова).
2 неделя: Тема: Звуки [п], [п`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 44-45).
3 неделя: Тема: «Озорные мишки». Цель: развитие памяти, мышц лица при самомассаже. (конспект).
4 неделя: Тема: Звуки [б], [б`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 46-47).

Март
1 неделя: Тема: «Точечный массаж по А.А.Уманской». Цель: развитие памяти, умения делать самостоятельно точечный массаж.
2 неделя: Тема: Звуки [д], [д`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 49).
3 неделя: Тема: «Настроение Антошки». Цель: развитие моторики, памяти, внимания, мимических мышц лица. (театр варежковых кукол).
4 неделя: Тема: Звуки [н], [н`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 50-51).

Апрель
1 неделя: Тема: «Ежик и море». Цель: развитие внимания, общей моторики, мелкой моторики, памяти, воображения (сказкотерапия по сказке С. Козлова).
2 неделя: Тема: Звуки [к], [к`]. Цель: развитие правильного произношения звуков (Н.В.Рыжова стр. 52-53).
3 неделя: Тема «Путешествия Речевичка». Цель: развитие общей моторики, воображения, фантазии при составлении рассказов о герое.
4 неделя: Тема: «Резонаторный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие внимания, голоса при самостоятельном выполнении массажа.

Май
1 неделя: Тема: «Буквы». Цель: развитие мелкой моторики, памяти при печатании букв. (крупотерапия).
2 неделя: Тема: «Закаливающее дыхание по А. Уманской и К. Динейки. Алфавит телодвижений». Цель: развитие дыхательных органов, пластики, общей моторики (конспект).
3 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
4 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.

Литература:
1. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Самомассаж кистей и пальцев рук.
2. Емельянов В. В. Артикуляционный массаж.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сборник программ по сказкотерапии. Тренинг по сказкотерапии. С-П, 2004.
4. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика, -М, 2013.
5. Уманская А., Динейки К. Закаливающее дыхание.
6. Уманская А. А. Точечный массаж.

Читайте также:
Приёмы коррекционной работы при нарушениях чтения
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: