Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса

Рабочая программа по курсу «Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников» для обучающихся 1-го класса общеобразовательного обучения
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
raboch.progr_.-onr.docx 40.2 КБ

Предварительный просмотр:

НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

На МС Зам.директора по НРМ Директор школы

Протокол №___от____2016г. ________ ________/Белкина А.В.

по курсу «Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников»

для обучающихся 1-го класса общеобразовательного обучения

Учитель-логопед 1 квалификационной категории

на 2016-2017 уч.гг.

Пояснительная записка. Актуальность.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании», с учетом «Стратегии развития образования ХМАО – Югры до 2020 года», АООПНОО для обучающихся с ТНР. Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» /под редакцией АВЯстребова, Т.Б.Бессоновой-М.,1996г. По результатам логопедического обследования детей, поступивших в 1-ые классы, ежегодно выявляется от 33 до 50% учащихся с речевыми нарушениями. Из этой группы детей-логопатов наибольшую группу (в среднем 40-48%) составляют школьники с логопедическим заключением ОНР -3 уровня (общее недоразвитие речи). Для общего недоразвития речи (или по-другому –системного недоразвития речи) характерно недоразвитие всех структурных компонентов. Если таким детям не будет своевременно оказана логопедическая помощь, они в дальнейшем не смогут полноценно овладеть грамотой, вследствие чего возникают вторичные нарушения речи (дисграфия, дислексия), а также дизорфография.

Дисграфия-частичное специфическое нарушение процесса письма, дислексия- частичное специфическое нарушение процесса чтения, дизорфография-неумение применять правила правописания.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального школьного образования в разделе требований к метапредметным результатам освоения программы перечислен ряд требований:

развитие коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных сфер. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений, таким образом возникла необходимость реализация проекта программы по коррекции и развитию устной и письменной речи школьников с ОНР-3 уровня.

Проект программы составлен на основе программы Филичивой Т.Б., Чиркиной Г.В.,Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»

В проекте рабочей программы определены целевые ориентиры, основные задачи на осуществление коррекции речии формирование УУД.

Цель программы . Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы . Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

  1. устранение дефектов звукопроизношения;
  2. формирование фонематических процессов;
  3. уточнение и расширение лексического запаса;
  4. формирование грамматического строя речи;
  5. формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  1. активизация речевой деятельности учащихся;
  2. развитие коммуникативных навыков;
  3. формирование просодической стороны речи;
  4. активизация внимания, памяти, мышления;
  5. развитие мелкой пальцевой моторики;
  6. развитие языковой интуиции;
  7. индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы . Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала . Программа по коррекции ОНР III –IV уровня рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

С 15 сентября до начала третьей четверти (18 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 36 занятий (часов), занятия проводятся 2 раза в неделю.

С начала третьей четверти до 15 мая (11 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 22 занятий (часов), занятия проводятся два раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 58 занятий (часов) (29 недель).

В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 3 часа в неделю.

С 15 сентября до середины третьей четверти (19 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 57 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

С середины третьей четверти до 15 мая (10 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 30 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 87 занятий (часов) (29 недель).

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д.

Область применения программы . Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения ОНР, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:

  • фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.;
  • для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год;
  • фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

  1. строение артикуляционного аппарата;
  2. акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
  3. о значении правильного дыхания;
  4. основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

  1. четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  2. называть отличия гласных и согласных звуков;
  3. правильно обозначать звуки буквами;
  4. производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
  5. дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
  6. определять место ударения в слове;

К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

  1. значения многих лексических единиц;

Обучающиеся должны уметь:

  1. пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
  2. составлять предложения, пользуясь различными частями речи;
  3. грамматически правильно связывать слова в предложении;
  4. пересказывать текст;
  5. составлять текст на определенную тему.

Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи I уровня у ученика 1 класса с умеренным интеллектуальным нарушением

Руководитель методического объединения учителей

от «___» ____________ 20__ г.

Заместитель директора по УВР ___________________________

«___» _______________ 20__ г.

от «___» _____________ 20__ г.

логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи I уровня у ученика 1 класса с умеренным интеллектуальным нарушением

Рассмотрено на заседании педагогического совета

от «___» _____________ 20__ г.

Данные ребенка:

ФИО:___ __________ ________________________________________________

Дата рождения:__ _________ _________________________________________

Заключение ПМПК:__ ФГОС О УО Приказ № 1599, вариант 2 .____________

Логопедическое заключение: _ Системное недоразвитие речи I уровен ь.____

Пояснительная записка

Индивидуальная программа логопедической работы предназначена для коррекции системного недоразвития речи I уровня у ребенка с умеренным интеллектуальным нарушением.

Индивидуальная программа составлена с учетом особенностей и возможностей ребенка, а также с опорой на:

пропедевтичский этап программы по развитию родной речи С.В. Комаровой – Примерная программа обучения детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития. Родная речь.

Кириллова Е.В. «Логопедической работы с безречевыми детьми». – М.: ТЦ Сфера, 2011;

Башинская Т.В., Пятница Т.В. «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна». – М.: Белый ветер, 2008.

Рабочая программа соответствует общедидактическим и специальным принципам :

Онтогенетический принцип. Рабочая программа учитывает закономерности развития детской речи.

Принцип научности. Используемые коррекционные и оздоровительные мероприятия научно обоснованы.

Принцип систематичности и последовательности. Содержание рабочей программы выстроено в определенной логической и методической последовательности.

Принцип доступности предполагает. Предъявляемый материал соответствует интеллектуальному и речевому развитию ребенка.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Коррекционно-развивающий процесс построен с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Принцип развития. Коррекционно-развивающая деятельность построена с учетом зоны ближайшего развития.

Основной целью индивидуальной логокоррекционной программы является активизация речевой деятельности, позволяющей ребенку выражать свои эмоции, состояния, просьбы при помощи доступных речевых единиц.

Задачи индивидуальной логокоррекционной программы:

развивать общую и артикуляционную моторику, движения кистей рук, пальцев;

развивать графические умения в ходе выполнения различных по характеру упражнений: рисование, раскрашивание, обведение и др.

учить слушать, следить за мимикой и движением педагога, выполнять задание по показу, по словесной инструкции;

развивать умение дифференцировать неречевые звуки окружающей среды, выделять речевые звуки среди звуков окружающей среды;

развивать речь и познавательную деятельность за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности;

выработать умение производить действие в момент голосовой реакции и произносить звук в момент действия;

вызывать интерес и внимание к собственной «речи» – способность воспроизводить громкие и тихие, высокие и низкие звуки, возможность издавать различные звуки, изменяя положение губ и языка.

Логокоррекционная работа включает в себя работу по нескольким направлениям: развитие коммуникации; активизация речевой и познавательной деятельности; развитие фонематического слуха; развитие графических умений.

По каждому направлению определен целый комплекс задач (основные и системные). Системные задачи определяют последовательность работы при реализации основной задачи направления развития. Основные задачи носят регулярный характер, т.е. данные задачи реализуется на каждом занятии. Реализация системных задач временными рамками не ограничена. Педагог, ориентируясь на освоение ребенком программы, определяет переход от одной задачи к другой, от формирования одного умения, навыка к формированию другого.

Все направления работы взаимосвязаны, проводятся интегрировано, с обязательным речевым сопровождением взрослого и стимуляцией речевой активности ребенка. Работа по направлениям подчинена определенной лексической теме. Комплекс упражнений по каждой лексической теме подбирается в соответствии с индивидуальными достижениями ребенка.

Занятия по речи планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. Гибкость программы предполагает, что темп прохождения материала замедляется или увеличивается в зависимости от возможностей ребенка.

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю, по 30 минут.

Учебно-методический план.

Логокоррекционная работа осуществляется с опорой на тематическое планирование. За основу в тематическом планировании взяты лексические темы. Одна лексическая тема изучается на протяжении двух недель – 4 занятий. В начале учебного года отводится по 4 занятия на диагностику, в середине и в конце учебного года на диагностику отводится 2 занятия. В начале учебного года диагностика проводится с целью выявления зоны актуального и ближайшего развития. В середине учебного года диагностика проводится с целью выявления динамики в развитии ребенка. По результатам диагностики, проведенной в середине учебного года, корректируется программа развития ребенка.

При работе над лексической темой осуществляется знакомство с окружающим миром, выявляются особенности предметов, объектов и их взаимодействие, активизируется речевая деятельность ребенка.

Рабочая программа по преодолению СНР для 1 класса

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной системным недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению СНР решает ряд специфических задач:

  1. устранение дефектов звукопроизношения;
  2. формирование фонематических процессов;
  3. уточнение и расширение лексического запаса;
  4. формирование грамматического строя речи;
  5. формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  1. активизация речевой деятельности учащихся;
  2. развитие коммуникативных навыков;
  3. формирование просодической стороны речи;
  4. активизация внимания, памяти, мышления;
  5. развитие мелкой пальцевой моторики;
  6. развитие языковой интуиции;
  7. индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению СНР для 1 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преодолению системного недоразвития речи у обучающихся 1 классов на 2015-2016 учебный год

Разработчик программы

учитель-логопед

Емельяновой Е.В.

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе «Программы коррекционной работы со школьниками с ЗПР» П.Д. Лебедевой.

Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника.

В настоящее время у некоторых детей отмечается замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами, называемое задержкой психического развития (ЗПР). Одним из главных клинических признаков ЗПР по М. Ш. Вроно является запаздывание развития основных психофизических функций: моторики, речи, социального поведения. При ЗПР отмечается системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Несформированность данных компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Таким образом, дети, у которых отмечается СНР нуждаются в систематических логопедических занятиях.

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной системным недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению СНР решает ряд специфических задач:

устранение дефектов звукопроизношения;

формирование фонематических процессов;

уточнение и расширение лексического запаса;

формирование грамматического строя речи;

формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

активизация речевой деятельности учащихся;

развитие коммуникативных навыков;

формирование просодической стороны речи;

активизация внимания, памяти, мышления;

развитие мелкой пальцевой моторики;

развитие языковой интуиции;

индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала. Данная программа по коррекции СНР рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

С 15 сентября до начала третьей четверти (18 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 36 занятий (часов), занятия проводятся 2 раза в неделю.

С начала третьей четверти до 15 мая (11 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 22 занятий (часов), занятия проводятся два раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 58 занятий (часов) (29 недель).

В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 3 часа в неделю.

С 15 сентября до середины третьей четверти (19 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 57 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

С середины третьей четверти до 15 мая (10 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 30 занятий (часов), занятия проводятся три раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 87 занятий (часов) (29 недель).

В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 1 час в неделю (29).

С 15 сентября до начала второго полугодия (16 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 16 занятий (часов), занятия проводятся 1 раз в неделю.

С начала второго полугодия до 15 мая (13 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 13 занятий (часов), занятия проводятся 1 раз в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 29 занятий (часов) (29 недель).

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения рекомендаций логопеда и т.д.

Область применения программы. Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения СНР, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:

общего недоразвития речи (ОНР). Сроки коррекции 1-2 учебных года;

фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии;

для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год;

фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

строение артикуляционного аппарата;

акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

о значении правильного дыхания;

основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

называть отличия гласных и согласных звуков;

правильно обозначать звуки буквами;

производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

определять место ударения в слове;

К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

значения многих лексических единиц;

Обучающиеся должны уметь:

пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

составлять предложения, пользуясь различными частями речи;

грамматически правильно связывать слова в предложении;

Портал образования

Автор: Крючкова Светлана Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБОУ “СШ д.Охона”
Населённый пункт: г. Пестово
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа логопедических занятий по формированию речевых навыков у учащихся с системным недоразвитием речи
Раздел: начальное образование

Программа логопедических занятий по

формированию речевых навыков у учащихся с

системным недоразвитием речи

Логопедическая работа в классах для детей с интеллектуальным нарушением является

важным звеном в общей системе коррекционной работы

деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого

себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование

полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне

развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств

языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и

навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Характеристика речевого развития детей: у учащихся с системным недоразвитием речи

при умственной отсталости мономорфное (полиморфное) нарушение произношения,

недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, ограниченный

словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения,

недостаток формирования связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения

смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и

чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего,

значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.

Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их

зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью

акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс

слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге.

У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных,

кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает

того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.

Если у учащегося нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать

и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук

обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ученик должен

правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром

потоке воспринимаемой им речи.

Цель программы– коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся,

способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей

Основные задачи программы:

1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его

на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический

строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные

навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся

(общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия,

памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой

Адресат программы: дети с системным недоразвитием речи (СНР) при у.о,

испытывающие затруднения при овладении письменной и устной речью.

Основные принципы построения программы:

– гуманизма – вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

– системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного,

динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи

с другими сторонами психического развития;

– реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства

диагностики и коррекционно-развивающей работы;

– деятельностного подхода – опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид

деятельности, свойственный возрасту;

– индивидуально – дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и

способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных

особенностей ребенка, целей работы;

– системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на

звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

-принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину,

-взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций

(анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических

процессов и функций;

-онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется

последовательностью ее развития в онтогенезе).

Кроме того, в коррекционной работе по преодолению системного недоразвития речи

учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности,

сознательности и др.

Содержание коррекционной работы

Коррекционная логопедическая работа ведётся по следующим направлениям:

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о

звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и

синтеза звукослогового состава слова.

а) Уочнение звуков и закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования

звуков, особенностях их произнесения.

б) дифференциация звуков на слух и в произношении.

в) формирование звукослоговой структуры слов различной сложности.

II. Формирование и совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с

различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и синтеза (работа с

III. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации

звуковой стороны речи:

– развитие качественной характеристики лексических средств;

– выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

– развитие внимания и интереса к слову;

– развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.

IV. Формирование морфологической стороны речи.

V. Развитие и совершенствование грамматического строя речи

VI. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию

VII. Формирование коммуникативных навыков

Для осуществления изложенной программы используются разнообразные методы и

приёмы: словесные, наглядные, игровые, подвижные

Логопедическая программа предполагает фронтальную работу ввиде групповых и

подгрупповых занятий. На логопедические занятия выделено 2 часа в неделю.

Логопедическая диагностика в начале учебного года проводится с целью выявления

недостатков устной и письменной речи школьников младших классов с первичной

речевой патологией, в конце учебного года, с целью прослеживания динамики развития.

Для этой цели используются следующие методики:

1. Тестовая методика диагностики Фотековой.

Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки

стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и

определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для

прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в

условиях коррекционных школ 8 вида.

3. Логопедический альбом О.Б Иншаковой.

В процессе коррекционной работы используются методики:

1. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и

2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов

3. Е.В Мазановой. «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической

дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии»

4. А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой. «Метододы устранения ФФН, совершенствование

фонематических процессов и навыков анализа и синтеза, звуко-буквенный состав

5.Р.И Лалаева. «Логопедическая работа в коррекционных классах».

6.Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе».

7. Дыхательная гимнастика А.Н Стрельниковой.

8.Логоритмика Екатерины и Сергея Железновых.

Условия реализации данной программы:

Для успешной коррекционной работы логопеда имеется соответствующая материальная

база и оборудование. Индивидуальные и фронтальные коррекционно-логопедические

занятия проводятся в оборудованном для этих целей кабинете. Оборудование

логопедического кабинета включает:

1. Настенное зеркало для логопедических занятий.

2. Зеркало для индивидуальной работы

3. Логопедические зонды, шпатели

4. Разрезная азбука (настенная)

5. Кассы букв (индивидуальные)

6. Учебно-методические пособия

7. Настольные игры, игрушки

8. Классная доска

9. Шкафы для пособий

10. Стол канцелярский

12. Комплект «парта—стул»

Так же в работе используют специальные пособия и дидактический материал.

Пособия для коррекционной логопедической работы:

• по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для

составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа

• по грамматическому строю

• по лексическому запасу (папки по лексическим темам);

• по фонематическому восприятию.

Пособия, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной

1. Лото 2. Пирамидки 3. Кубики 4. Разрезные картинки

5. Набор матрешек 7. Игры 8.Наборы картинок

8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми

9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма,

10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.

11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами,

набор картонок – слов омонимов.

Предполагаемый результат:

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

· термины, используемые для обозначения основных понятий речь, звук, буква,

· все буквы и звуки родного языка;

· отличительные признаки гласных и согласных звуков;

· твёрдые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на

· пары гласных; пары согласных звуков по твёрдости- мягкости, по звонкости-глухости;

узнавать и различать гласные и согласные звуки

обозначать гласные; твёрдые, мягкие, глухие и звонкие согласныё на письме.

использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости

согласных на письме;

различать на слух и в произношении смешиваемые звуки4

производить фонетический разбор слова;

производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

подбирать слова на заданный звук;

сравнивать слова со сходными звуками;

строить звуковые схемы слогов и слов;

восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, с использованием

Таким образом, в ходе коррекционной работы у учащихся:

формируются навыки словообразования и словоизменения

развиваются навыки грамматического оформления предложения

расширяется словарный запас;

появляется навык составления предложений различных типов и связных

совершенствуются навыки правописания.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ для УЧАЩИХСЯ С СНР 1 КЛАСС

Обследование речи учащихся

Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.

В мире звуков. Звуки окружающего мира.

Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

Дыхание. Дыхательная гимнастика.

Голосообразование. Голосовая гимнастика.

Общая моторика. Речь с движением.

Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.

Слуховое восприятие и внимание. Фонематический

слух. Вербальная память.

Зрительное восприятие, внимание и память.

Зрительно-пространственные и временные

представления. Зрительно-моторная координация.

Звук и буква А. Звукобуквенный состав слова

Звук и буква У. Звукобуквенный состав слова

Звук и буква М. Звукобуквенный состав слова

Звук и буква О. Звукобуквенный состав слова

Звук и буква Х. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква С. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Н. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква ы. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Л. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква В. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква И. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Ш. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква П. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Т. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква К. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква З. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Р. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква й. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Ж. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Б. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Д. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Г. Звукобуквенный состав слова.

Буква ь. Мягкий знак в роли смягчения.

Звукобуквенный состав слова.

Сочетание звуков [ jэ] буква Е.

Е после согласного в слове. Звукобуквенный состав

Сочетание звуков [ jа] буква Я.

Я после согласного в слове. Звукобуквенный состав

Сочетание звуков [ jу] буква Ю.

Ю после согласного в слове. Звукобуквенный состав

Сочетание звуков [ jо] буква Ё.

Ё после согласного в слове. Звукобуквенный состав

Буква ь в роли разделения. Звукобуквенный состав

Звук и буква Ч. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Ф. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Ц. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Э. Звукобуквенный состав слова.

Звук и буква Щ. Звукобуквенный состав слова.

Буква разделительный твёрдый знак. Звукобуквенный

Звуко-буквенный анализ и синтез . Слоговой анализ и синтез. Ударение.

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласных.

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

двусложных слов. Ударение.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

двусложных слов со стечением согласных. Ударение.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

двусложных слов со слогом, состоящим из одного

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

трёхсложных слов. Ударение.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

трёхсложных слов со стечением согласных. Ударение.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

трёхсложных слов со слогом, состоящим их одного

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез

четырёхсложных слов. Ударение.

Обследование речи учащихся.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

Общее недоразвитие речи

Диагноз «общее недоразвитие речи» или ОНР врачи ставят при нарушениях формирования речи у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Логопеды корректируют ОНР развивая у детей понимание речи, словарный запас, грамматические навыки и правильное звукопроизношение.

  • Четыре уровня ОНР
  • Симптомы
  • Причины возникновения
  • Первичное логопедическое обследование
  • Коррекция ОНР
  • Последствия
  • Частые вопросы

Четыре уровня ОНР

Общее недоразвитие речи встречается у 40% дошкольников. Логопеды выделяют четыре уровня речевого развития:

  • 1 уровень – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
  • 2 уровень – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
  • 3 уровень – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
  • 4 уровень – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Симптомы

Дети с ОНР поздно говорят первые слова. Обычно к трем-четырем годам, иногда к пяти. Речь используют редко, неправильно произносят звуки и строят фразы. Окружающие плохо понимают такого ребенка.

Первый уровень. Ребёнок не может произнести многие звуки. Говорит лепетными словами. Дополняет их мимикой и жестами, смысл которых сложно понять вне ситуации. Словарный запас ограничен созвучиями, звукоподражанием и несколькими словами. Не умеет говорить фразами и не понимает значения многих слов.

Второй уровень. Ребенок искажает звуки, заменяет их. Наряду с лепетом и жестами начинает говорить простыми предложениями до трёх слов. Часто неправильно употребляет падежи и согласовывает слова. Сверстники знают заметно больше слов.

Третий уровень. Ребёнок произносит звуки и слоги, допуская ошибки в основном в трудных случаях. Говорит развернутыми фразами, но использует простые предложения, затрудняясь в построении и понимании сложных. Употребляет все части речи, но допускает ошибки в предлогах и согласовании. Неточно называет предметы, а так же ошибается в падежах и ударениях.

Четвертый уровень. Ребёнок произносит с ошибками специфические звуки и сложные слова. Словарь разнообразен, но ребенок испытывает затруднения в понимании редко встречающихся слов, синонимов и пословиц. С трудом излагают логическую цепочку событий. Часто пропускают главное и застревают на деталях, повторяются.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • Здоровье матери. Перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери – как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.;
  • Гипоксия. Недостаточное снабжение кислородом. При плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга.
  • Родовая травма. Непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга.

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок:

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь – «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Первичное логопедическое обследование

Опишем как проходит первичное обследование ОНР. Сначала логопед знакомится с записями детского невролога и педиатра. Выясняет особенности протекания раннего речевого развития.

Затем диагностирует устную речь и уточняется степень сформированности языковой системы. Изучает состояние связной речи: составление рассказа по картинке, пересказ.

Исследует правильность словообразования, согласования частей речи и построения предложения. Определяет запас слов и умение детей правильно называть предметы или явления.

Изучает звуковую сторону речи: строение и моторику речевого аппарата, звукопроизношение, слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Определяет способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. Проводит диагностику слухоречевой памяти и других психических процессов.

Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики

Результат обследования — логопедическое заключение. Оно отражает уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения.

Например: ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии.

В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, каким клиническим диагнозом обусловлено речевое недоразвитие. Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа зависит от уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности и неречевых процессов: внимания, памяти и мышления.

При ОНР 1 уровня обращают внимание на грамматическую сторону речи, но не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания.

При ОНР 2 уровня развивают речевую активность и понимание речи, лексико-грамматические средства языка, фразовую речь и уточнение звукопроизношения и вызывания отсутствующих звуков.

При ОНР 3 уровня развивают связную речь, совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи. Закрепляют правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. На этом этапе уделяют внимание подготовке к усвоению грамоты.

При ОНР 4 уровня детей обучают до достижения возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого совершенствуют произношение, лексику и грамматику, развернутую фразовую речь. Развивают первичные навыки чтения и письма.

В школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями учатся при тяжелых формах ОНР 1-2 уровня. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при обычной школе. С ОНР 4 уровня — в обычных классах.

Последствия

Глубокие недостатки развития устной речи неизбежно приводят к нарушению письменной речи в виде дисграфии и дислексии.

Игнорирование признаков подобного недуга может привести к последствиям:

  • полное отсутствие речи;
  • эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
  • дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с нелеченным ОНР.

Частые вопросы перед обращением

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Логопедические программы для коррекции ОНР (общего недоразвития речи)

Логопедические программы для коррекции ОНР (общего недоразвития речи) в Нейрологопедическом центре «Выше радуги».

ОНР – это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия вербальной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

ОНР выявляется во время логопедического или нейрологопедического обследования. Но для того, чтобы исключить более тяжелые нарушения необходимо провести комплексное нейропсихологическое аппаратное обследование, потому что ОНР имеет много отдельных сходных черт с дизартрией, дислалией, ЗРР, ЗПР, но пути решения этих проблем абсолютно разные. И только грамотное комплексное нейрообследование может выявить скрытые черты того или иного нарушения, а не основываться лишь на внешних проявлениях. Очень важно знать правильный диагноз, чтобы составить точный и результативный коррекционный маршрут и в итоге не потерять такое ценное время и как следствие, деньги.

Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения.

Нужно помнить, что если вовремя не провести грамотную коррекционную работу, то глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии, дизорфографии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонетическое недоразвитие речи» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может быть сопряженным нарушением при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.

ОНР может наблюдаться у детей:

  • В неосложненной форме (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дисфункций, незрелостью эмоционально-волевой сферы)
  • В осложненной форме (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами)
  • В виде грубого недоразвития речи(у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития– «безречевые дети»; речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития– начальные элементы речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития– появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития– остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Очень важно. При обнаружении самых первых проблем с речью у малыша провести комплексное нейрологопедическое обследование. включающее в себя аппаратное нейрообследование, логопедическое обследование, обследование высших психических функций и межполушарных связей. В результате специалисты определяют психическое, неврологическое и соматическое состояние ребенка. К диагностированию проблемы подключается не только логопед, но и нейропсихолог, и дефектолог.

На основе полученных результатов обследования назначается нейрологопедический комплекс, который качественно и результативно возможно реализовать только в серьезном, хорошо оборудованном центре.

Нужно помнить, что для дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуются ещё целым букетом нейропроблем, которые, если вовремя неоткорректировать, могут принести своему обладателю много осложнений – проблемы в школе, потому что такие малыши отличаются рассеянным вниманием и нарушениями концентрации, дисграфией, дислексией, дизорфографией, гипеактивностью, СДВГ.

Частые причины появления ОНР у детей это:

– неблагоприятная речевая среда,

– дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для большинства детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна – «каша во рту».

Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

На основании клинических наблюдений были отмечены особенности детей с ОНР:

  • Запаздывают первые слова
  • Дискоординация движений
  • Плоха и кратковременная, и долговременная память
  • Неловкость, неуклюжесть
  • Нарушено формирование логических связей
  • Слабая концентрация внимания
  • Несформированная мелкая моторика

Очень важно как можно раньше с ребенком провести обследование не только звуковой стороны речи, строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха, звуковому анализу и синтезу, но и высших психических функций, проприоцептивной функции, возможностей мозга к извлечению и переработке информации от различных сенсорных систем – слуха, зрения, моторики, вестибулярного аппарата, т.е. комплексное нейродиагностическое аппаратное обследование.

Коррекционная работа при ОНР должна быть дифференцированной в зависимости от уровня речевого развития.

При ОНР1 важно развивать понимание обращенной речи, «вызывание» речи и активизация неречевых процессов – внимания, восприятия, мышления, памяти.

При ОНР 2 уровня специалисты ведут работу над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических особенностей, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению чтения и письма.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки, остановка руки к письму и первичные навыки чтения и письма.

Но нужно помнить, что грамотная результативная программа по коррекции ОНР любого уровня должна включать в себя:

  • Арт-терапевтические занятия;
  • Сказкотерапевтическую программу;
  • Нейроакустическую индивидуальную программу по Методу Томатис;
  • Светотерапевтические занятия;
  • Занятия по программе ритмотерапии;
  • Занятия по программе пескотерапии в Спелеотерапевтической пещере;
  • Программу дефектологических занятий в Монтессори пространстве;
  • Нейроакустическую стимуляцию по методу IN Time;
  • Программу музыкальной терапии;
  • Занятия по программе Сенсорной Интеграции;
  • Нейропсихологическую коррекцию с расширенной программой мозжечков стимуляции;
  • Нейропсихологическую коррекцию с интегрированной программой сенсорной стимуляции;
  • Нейропсихологическую коррекцию с интегрированной программой БОС видеобиоуправлением Тимокко;
  • Нейропсихологическую коррекцию с интегрированной программой Интерактивный Метроном;
  • Нейропсихологическую стимуляцию с интегрированной программой OMI Beam;
  • Нейропсихологическую стимуляцию с интегрированной программой OMI FLOOR;
  • Нейродинамическую коррекцию с интегрированной программой кинезиотерапии и брэйнфитнеса;
  • Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой БОС Play Attention для развития активного внимания

Интеграция всех этих программ на разных этапах коррекционной работы общего недоразвития речи дает возможность получения УСТОЙЧИВОГО КАЧЕСТВЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА. Программа, насыщенная и интенсивная позволит решить проблему однажды и больше не возвращаться к ней, что сэкономит время, нервы и, в итоге, деньги, а также не допустить новых проблем – с чтением и письмом. Такой современный подход привлекателен для ребенка и совсем не похож на логопедическую работу «по-старинки» за столом со скучными картинками.

Будьте бдительны и не попадитесь на уловки логопедов «из прошлого», которые отобьют желание ребенка навсегда посещать логопеда скучными, монотонными, однообразными заданиями, а проблема при этом будет усугубляться и тянуться очень и очень долго, прирастая всё новыми и новыми осложнениями. Только серьезный профессиональный центр может интегрировать в коррекционную работу качественное инновационное оборудование и современные методики и подходы:

Коррекционная работа по преодолению ОНР – длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-х – 3.5 лет) и иметь системную комплексную форму. Должна вестись не только логопедическая работа по коррекции внешних проявлений, но и нейрокоррекционная и дефектологическая работа для коррекции скрытых нейропроблем, которые лежат в основе ОНР и могут стать причиной более тяжелых нарушений – дизартрии, ЗПР, ЗРР, а в последствии дисграфии, дизорфографии, дислексии.

Так для обучения грамоте детей с ОНР первоочередной задачей является преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, фонематического слуха, а также стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.

Есть целый ряд речевых нарушений (ОНР, дизартрия, некоторые виды дислалии, алалии) у детей, которые невозможно решить без профессионального сертифицированного логопедического массажа. Работа логопеда в этих случаях будет неоправданно затянута и безрезультатна, а у ребенка будет потеряно время, которое в последствие будет очень трудно наверстать.

Специалисты центра проводят специальный логопедический массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в формировании речи и произнесении звуков. В нейроЛогопедическом центре «ВЫше радуги» проводится зондовый, ручной, смешанный и массаж с зондозаменителями.

Но нужно помнить, что логопедический массаж только в интеграции с грамотной логопедической работой специалиста, продуманной и специально подобранной программой дает качественный и устойчивый результат.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» специалисты кроме традиционных постановочных, массажных и универсальных зондов используют в своей работе вибромассажеров Z-Vibe®, DnZ-Vibe®, Z-Grabber™, ARK Animal Menagerie.

Альманах педагога

Автор: Кирилина Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Игнатовская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: р.п. Игнатовка, Ульяновская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: “Коррекция системного недоразвития речи у детей с РАС 3 класс”
Раздел: начальное образование

Рабочая программа

по коррекции системного недоразвития речи у детей с

РАС 3 класс

Учитель-логопед: Кирилина И.А.

2020-2021 учебный год

Актуальность проблемы.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются

сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного,

поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций,

что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним

из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский

аутизм (РДА или РАС) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от

латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности,

отгороженность от мира.

Основными признаками РДА (РАС) при всех его клинических вариантах

– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с

– отгороженность от внешнего мира;

– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к

матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)

– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы.

Нередко таких детей считают агрессивными;

– дети с аутизмом очень чувствительны к слабым раздражителям. Например,

дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье

воды из водопроводного крана;

– приверженность к сохранению неизменности окружающего;

– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано.

Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят

новую одежду и обувь;

– однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным

– разнообразные речевые нарушения при РАС;

– у детей с РАС наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще

это умственная отсталость.

Общая характеристика программы.

Логопедическая работа с обучающимися, имеющими нарушения (РАС)

занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка,

направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с

проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной

деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи,

который предполагает определенную степень сформированности средств

языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также

умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в

Нарушения речи у детей с (РАС) носят характер системного недоразвития

речи, для которого характерно:

– несформированность фонематического восприятия и фонематического

– аграмматизмы, проявляющиеся в словоизменениях;

– нарушения сложных форм словообразования;

– недостаточная сформированность связной речи;

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на

речевую систему в целом. Кроме того, весь процесс логопедической работы

должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа,

синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями

логопедической работы так же являются максимальное включение

анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в

логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений

рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными

методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с

расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное

использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это

обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей,

недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом.

Методологические и теоретические основы программы.

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий» имеет под

собой методологические и теоретические основания.

В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы,

определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по

– вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного,

динамично развивающего субъекта;

рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами

– учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и

– опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности,

– изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей

работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей

– взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на

звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический

Цели и задачи программы.

Цели программы:

– преодоление негативизма при общении и установлении контакта с

– максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося,

способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей

– повышение речевой активности ребенка в процессе общения.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире.

Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого:

– обогащать и активизировать словарный запас,

– развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня

общего речевого развития учащихся.

3. Развитие устной речи:

– создать условия для формирования правильного звукопроизношения и

закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных

– развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы,

грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;

– развивать фразовую и связную речь.

4. Подготовка к обучению письменной речи (письмо и чтение):

– формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

– создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;

5. Развитие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.

6. Формировать пространственно-временные представления и понятия.

7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а

также общей моторики.

Организация работы по программе.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на

33недели логопедических занятий, в 3 классе отводится 1 занятие в неделю.

Основные этапы логопедической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной

реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера

занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в

специально оборудованном помещении для занятий.

Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий.

Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых

случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо

избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует

обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с

аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является

стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом

стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это

достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи

требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять

специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе коррекции важной задачей является организация речевой

активности целенаправленного аутичного ребенка.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной АОО программы для детей с (РАС) дает основу

для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям

происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром.

Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный

комфорт, а значит, будет происходить коррекция.

В структуру каждого занятия, как правило, входят:

– упражнения для развития артикуляционной моторики;

– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики

-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;

– работа над предложением;

– развитие связной речи.

Основная цель обучения речевой практики у обучающихся c РАС:

Формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых

умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование правильного физиологического дыхания.

Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни

Речевое и неречевое общение.

Формировать способность к осмыслению социального окружения.

Воспитывать положительное отношение к окружающей

Стремится к воспитанию самостоятельности в выполнении учебных

Учить вступать в контакт с окружающими и работать в коллективе.

Учить слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных

видах деятельности и быту.

Учиться ориентироваться в пространстве класса и пользоваться

Передвигаться по школе, находить свой класс.

Задачи обучения:

совершенствование речевого опыта;

коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;

формирование выразительной стороны речи;

формирование и развитие устной коммуникации;

обучение построению элементарных устных связных высказываний;

воспитание культуры речевого общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Личностные результаты освоения АООП общего образования

включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)

компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать:

1)осознание себя как ребёнка;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в

его органичном единстве природной и социальной частей.

3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

4)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной

5)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и

Сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;

Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми

Слушать сказку или рассказ,

Уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

Повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец

Участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;

Содержание учебного курса.

В содержание программы курсов: «Логопедические занятия» входят:

Общение и его значение в жизни

. Речевое и неречевое общение.

Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении

Выполнение простых инструкций. Слушание

литературных произведений в изложении педагога и с аудио-

носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.

Дикция и выразительность речи

. Развитие артикуляционной моторики.

Формирование правильного речевого дыхания. Практическое

использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.

Использование мимики и жестов в разговоре.

Подготовка речевой ситуации и организация

высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации.

Правила речевого общения

. Обращение по имени и отчеству, по

фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие

и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания

в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы

«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с

помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и

прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»,

«Спокойной ночи». Составление связного высказывания.

Практические грамматические упражнения и развитие речи.

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с РАС оценке

подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными

(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-

ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие

социальных отношений обучающихся в различных средах.

Задачи курса «Логопедические занятия»:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире

Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого:

Обогащать и активизировать словарный запас,

Развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня

общего речевого развития учащихся.

Развитие устной речи

Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и

закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных

Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы,

грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;

Развивать фразовую и связную речь.

Развитие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память,

Формировать пространственно-временные представления и понятия.

. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и

кистей, а также общей моторики

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические, объяснительно –

иллюстративные, исследовательские, частично – поисковые.

Планируемые результаты

У учащихся будут сформированы следующие умения и навыки:

Выполнять простые инструкции учителя;

отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

Применять элементарные правила речевого общения с помощью

учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых

использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

Выбирать картинку, соответствующую слову;

Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;

Выполнять простые инструкции (сядь, встань, возьми и т.д.);

Правильно выполнять речевой плавный выдох;

Слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение.

Индивидуальный календарно-тематический план коррекционного

«Логопедические занятия»

Срок: 2020-2021 уч. год.

Количество занятий: 1 раз в неделю, 33 занятия в год

Образование звуков речи.

Узнавание гласного звука на слух

Слова, отличающиеся одним

Слова, отличающиеся одним

Звуковой анализ односложных слов.

Звуковой анализ двусложных слов.

Звуковой анализ слов с опорой на

Дифференциация звуков [Б] – [П]

изолированно и в слогах.

Дифференциация звуков [Б] – [ П] в

[ Б] – [ П] в предложениях

[ В] – [Ф] изолированно и в слогах.

[В] – [Ф] в предложениях.

[ Г] – [К] изолированно и в слогах.

[Г] – [ К] в предложениях.

[Д] – [ Т ] изолированно и в слогах.

Дифференциация звуков [Д] – [Т] в

[ Д] – [Т] в предложениях.

[Ж] – [Ш] изолированно и в слогах.

Дифференциация звуков [Ж] – [ Ш]

[ З] – [ С] изолированно и в слогах.

[ З] – [ С] в предложениях.

Дифференциация твёрдых и мягких

согласных перед гласными И – Ы в

Дифференциация твёрдых и мягких

согласных перед гласными А – Я в

Дифференциация твёрдых и мягких

согласных перед гласными У – Ю в

Дифференциация твёрдых и мягких

согласных перед гласными О – Ё в

Список используемых источников:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в

Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования

науки России от 19.12.2014 г. № 1598);

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального

общего образования для обучающихся с расстройствами

Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы

для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной

школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы /

Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

Адаптированная основная общеобразовательная программа для

умственно отсталых детей

«Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В.

В. Воронковой, 2006 г.

Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми

с РАС для подготовительного класса

Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми

с РАС для учащихся 1-4 классов.

Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие

простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2

Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для

развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

Л.Б. Баряева, «Кодовый словарь», «Я – говорю!»( упражнения с

пиктограммами), М. Дрофа, 2007

Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с

нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005

Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». –

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок:

пути помощи, М.: Теревинф, 1997.

Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной

школе М.: «Чистые пруды», 2006.

Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний

Читайте также:
Осень - план-конспект НОД
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: